История возникновения и развития танца. Древние танцы
Танцы в древности. История
У народов древнего мира были очень распространены танцы, однако они были вовсе не такими, какими мы привыкли видеть их сейчас. Раньше свои впечатления от окружающего мира человек передавал с помощью различных движений и жестов. В них отображалось не только настроение человека, но и его душевное состояние. Возгласы, пение и пантомима также тесно были связаны с танцами. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение танца, мимика и жест были выражением определенной мысли, действия или же поступка.
Всегда танец был неотъемлемой частью человеческого быта и жизни. Именно поэтому каждый танец соответствует характеру, духу того народа, у которого он зародился.
Танец живота - один из древнейших танцев в мире
Любое празднество довольно часто в древности открывали пляски и сопровождали его на всем протяжении. Например, в греческой мифологии существует муза танца по имени Терпсихора. Она — наслаждающаяся хороводом, изображалась с лирой в руках. Согласно одному из мифов, сыном Терпсихоры был певец Лиин.
Танцы описывали Аристотель, Филострат, Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан. Известный поэт Древней Греции Гомер дал описание хоровода в «Илиаде», а в «Одиссее» он описал мужской дуэт на фоне танцующих юношей. Лукину, к примеру, принадлежит целый трактат «Диалог о танце».
Также о характере танцев Древней Греции можно судить по многочисленным изображениям танцоров и танцовщиц на барельефах, в вазописи и в скульптуре. Например, известным барельефом является «Танцующие молодые гречанки», вазовая живопись «Корданс» и «Сикиннис», среди скульптур особого внимания заслуживают «Танцующая гречанка» и «Танцующая Менада».
Итак, танцы древних греков были священными, военными, сценическими и общественно-бытовыми.
Священные пляски. Исполнялись они под звуки лиры и отличались строгой красотой. Танцы, впрочем, как и праздники, были посвящены разным богам: Дионису, Афине, Афродите и т.д. В них находили отражение определенные дни трудового календарного года. Самые буйные и веселые пляски были в честь бога плодородия и виноделия Диониса. Отмечали Дионисии весной, когда природа просыпалась от зимней спячки и буйная растительность начинала покрывать все вокруг.
Военные пляски. Они играли значительную роль в воспитании мужества, патриотизма и чувства долга у будущих воинов Древней Греции. Как правило, исполняли их двое. Однако имели место и массовые пиррихии, в которых в танце принимали участие одни юноши, а иногда вместе с ними плясали и девушки. Такого рода пляски воспроизводили бой, различные боевые построения. В плане хореографии это были очень сложные композиции. Ко всему прочему танцующие в своих руках держали луки, стрелы, мечи, копья, зажженные факелы и дротики.
Сценические танцы. Как правило, они были частью театральных представлений. Причем у каждого жанра танец был свой. Во время танца исполнители отбивали такт ногами, поэтому на них были особые деревянные или железные сандалии. Иногда такт отбивали и руками с помощью надетых на средние пальцы своеобразных кастаньет — устричных раковин.
А еще в древности на Востоке зародился еще один вид танца — танец живота. Он служил своеобразным ритуалом подготовки к деторождению. Дело в том, что в древние времена не было больниц, обезболивающих препаратов, которые бы облегчили процесс родов, и женщинам приходилось превращать в ритуал те движения, которые укрепляли и тонизировали мышцы, в результате родить малыша становилось легче. Движения танца основаны на напряжении и расслаблении мышц. Благодаря волнообразным движениям, работают те мышцы, которые выталкивают ребенка из матки. С того времени, как возник танец живота, он исполнялся в женской компании вдали от мужских глаз.
А как же дело обстоит с танцами Древней Руси? В период становления славянских племен имели уже место народные игрища, где славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу. Конечно же, эти обряды не обходились без игр, хороводов, плясок, пения и заклинаний.
Интересно узнать: игрища были приурочены к календарным языческим праздникам: семик — праздник весенних земледельческих работ — посева; обжинки — окончание жатвы, сбор урожая; осенины ─ проводы лета и встреча осени; коляда — зимний праздник; радуница, русалии — зимне-летние праздники в память об умерших; Ярилин день — праздник солнца — Ярилы; таусень — Новый год.
Среди тех, кто принимал участие в обрядах, всегда выделялись люди, которые танцевали лучше остальных. В народе их называли «плясец», «плясальщик», «плясица», «плясуха». Именно так и возникали родоначальники будущих славянских скоморохов, которые считались первыми профессиональными исполнителями русской пляски.
sitekid.ru
История танца - Мастерок.жж.рф
Заканчиваем постепенно темы июльского стола заказов. Сегодня у нас опять историко-творческая, но "безразмерная" тема от mischa_poet. Заказывая такие тему, я надеюсь вы понимаете, что мы будем проходиться кратенько только по верхам и иначе лимита поста ЖЖ не хватает определенно. Итак тема: История танцев. Какие были первыми, как эволюционировал танец в различных эпохах и странах
Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусами и ногами. В древние века мимика - первый язык человечества - была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того - все движения в древности назывались не иначе как танцами! Греки не признавали танец только как предлог для ритмических движений и красивых поз - напротив, они стремились к тому, чтобы каждое танцевальное движение выражало какую - то мысль, действие, поступок, что - нибудь говорило зрителю.
А испанские танцы и до сих пор посредством своей супервыразительности иногда могут передать гораздо больше, чем обыкновенная человеческая речь. Считалось, что люди в древности танцевали оттого, что боги дергали людей за веревочки привязанные к их рукам и ногам. В действительности же танец произошел из - за необходимости первобытных людей в общении, передачи какой - либо жизненно важной информации. Копируя движения животных, первобытные люди пытались проникнуть тем самым в душевное состояние этого животного, понять его "суть", что значительным образом помогало первобытным людям при охоте, а следовательно являлось необходимостью для выживания!
Первобытный танец, конечно же, возник из эмоций и был напрямую связан с острейшими переживаниями. Первоначально в танцах был заключен и определенный элемент игры: в природу, в другое "Я", в "новое" и хорошо забытое "старое". Первобытный человек был наделен немногочисленными движениями, но каждый день нес новые трудности, в результате которых вырабатывались алгоритмы поведения и типизация новых жестов. Одним из способов пополнения древнего танцевального арсенала являлось подражание движениям животных. Основу первобытных танцев составляли магия и ритуал. Движения, совершаемые в ходе ритуального действия, всегда были как - то направлены, имели строго определенную цель. Танец здесь выступал как средство приведения себя в специфическое, отличное от бытового состояние. Танец таким образом являлся своеобразным каналом в неведомое, выступал как возможность управления иррациональными сторонами человеческой жизни.
Всякий танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в его жизни: рождение - вступление во взрослую жизнь - вступление в брак - рождение потомства - охота - война - смерть. То есть танцевали не от избытка сил, а для их приобретения.
Тотемические танцы, длившиеся по несколько дней, были обыкновенно сценарием мифов о фантастических путешествиях из жизни первопредков. В тотемических плясках разных племен отчетливо проявляется их основная особенность - полное уподобление тотему. Лексика тотемического танца определяется характером пластики определенного вида животного, птицы, насекомого. Эти танцы по своему строю всегда были динамичны, в них подчеркивались движения, а не позы. В тотемических танцах человек буквально преображался, становился похожим скорее на изображаемое животное, чем на самого себя (то есть внешне танцующий приобретал звериные черты). В этих древнейших плясках бывали и сюжеты из сцен охоты, игры в птиц и зверей. Древнейшие люди умели мастерски копировать повадки животных, как бы перевоплощаясь в них в танце. Такое перевоплощение, по их мнению, помогало набраться храбрости, выносливости, свойственной тому или иному животному. У каждого племени было свое священное животное, которому покланялись, в честь которого танцевали до упаду. Оно их за это награждало в бою всеми своими ценными качествами, принося удачу и победу. У каждого было от десяти до тридцати видов мужских охотничьих танцев, каждый с особенным названием, особыми песнями, музыкальными инструментами, па, фигурами и костюмами участников. Каждое движение имело свой сакральный смысл.
В охотничьих плясках мужчины тренировали свою наблюдательность, учились выслеживать зверя, маскироваться, то есть в танце происходила психологическая и физическая подготовка, что способствовало удаче в охоте.
Что касается женских обрядов, то они принадлежали к числу наиболее распространенных в искусстве верхнего палеолита. С образом женщины в своих формах были связаны обряды огня и продолжения рода, растительных сил природы, размножения животных и охотничьей удачи. У некоторых племен юго - западной Африки большую процессию с факелами огня, устраиваемую во время неудачной охоты, возглавляла только Великая Женщина. Кроме женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, широко были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ того или иного полезного для племени растения.
Военные танцы женщины исполняли либо с оружием в руках, время от времени бросая его вперед (что символизировало преследование бегущего врага) и назад (что имело цель отдалить собственных мужей от опасности). Нередко эти танцы исполнялись с обрядовыми белыми вениками, сделанными из хвоста буйвола или лошади, - женщины широко размахивали этими предметами в течении всего танца (чтобы мужья "смели" своих врагов с лица земли). Военные танцы во все времена были наиболее значимыми обрядовыми действиями племени. Их исполняли без перерыва, день и ночь, пока мужчины не возвращались из похода.
Древнейшим и повсеместно распространенным символическим знаком в пластике танца был круг. Построение в круг считалось оберегом от злых сил и гарантировало благополучный исход обряда. В охотничьих плясках круг означал облаву, в земледельческих - символизировал плодородие. В кругу лечили и женили. Однако круг - не единственная известная форма массовых плясок. Широко распространенной формой исполнения танцев, особенно военных, были также линии. В танцах древних воспроизводились и такие сложные фигуры, как лабиринт и рисунок ползущей змеи.
Для первобытного человека действительность и вымысел были равнозначны. И не случайно обрядовые действия могли длиться несколько недель - значит, это было жизненно необходимо!Но постепенно ритуальное начало, где танец имел глубинное значение, начинает вытесняться чисто телесным, развлекательным. Так происходил плавный переход от первобытного танца к античному.
В Греции танцевали все: от крестьян до Сократа. Танцы не только входили в число образовательных дисциплин, но им охотно продолжали обучаться и взрослые люди. Все танцы античности исполнялись для зрителей, а не для удовольствия и собственного развлечения. Предполагается, что общее количество древнегреческих танцев составляет более двухсот. Условно их можно классифицировать по пяти группам:- воинственные танцы - ритуальные и образовательные;- культовые умеренные - эммелия, танец покрывал и танцы кариатид, а также танцы при рождении, свадебные и погребальные;- оргиастические танцы;- танцы общественных празднеств и театральные;- танцы в быту.
Дадим характеристику наиболее значимым группам танцев:
А) Воинственные танцы"Пирр" является одним из самых ярких воинственных танцев. Он известен был также под названием "пиррихий", "пирриха". Зародился он в Спарте. Начинали обучаться этому танцу с пяти лет. По сути пирриха - это виртуозный танец с мечами и щитами. Пирриха входила в число излюбленных пиршественных развлечений, особенно когда она исполнялась танцовщицами.
Б) Культовые танцыЭммелия представляет собой очень размеренный танец в медленных ритмах, типа хороводов и фарандол.
Танец покрывал и танец кариатид более оживленные. Кариатиды и есть те самые танцовщицы, которые впервые применили в своих плясках технику танцевания на "пуантах". Действительно, пуанты в античности применялись, но они не были похожи на современные. Античные пуанты - это стойка на концах пальцев, но босиком, без какой - либо специальной обуви. Так танцевали и мужчины.
В) Театральные танцыКаждый из трех видов театральных представлений классической поры имел свой танец: для трагедии характерна эмеллия; для комедии - кордак; для сатирической драмы - сикканида.
Танцами как зрелищными развлечениями заведовали мимы (скоморохи, клоуны, акробаты, жонглеры). Ни один пир богатых и почтенных граждан не обходился без них. Перечислим характерные черты виртуозного танца мима:- техника построена на выворотности ног;- практиковались танцы на пуантах и разнообразные прыжки;- излюбленная манера - резкий поворот корпуса в перпендикулярную ногам плоскость;- для танцовщиц типичны акробатическая кубистика (пляска на руках в самых различных позах) и виртуозная пирриха;- популярны танцы с кубками и корзинами;- характерным приемом в греческих танцах является отгибание кисти руки под прямым углом вверх.
У греков существовала также целая система, сложная техника игры руками в танцах - хирономия. Руки всегда говорили на условном языке, ключ к которому, к сожалению, сегодня потерян.Ритуальные танцы в Древней Греции весьма разнообразны, но условно подразделяют их на два основных танцевальных культа: "светлый" в честь бога Аполлона и "темный" в честь бога Диониса. Остатки древнегреческих ритуальных танцев в честь Аполлона и других светлых богов мы можем наблюдать в обыкновенном детском новогоднем хороводе. Отличие лишь в том, что предметом поклонения является не статуя, а еловое дерево. Корневая связь этих обрядов уходит в глубокую древность, когда было принято проводить ритуальное очищение перед наступлением Нового Года. Однако в античном мире имелись и другие танцевальные обряды, концентрировавшие в себе как раз все то, что изгонялось из торжественного аполлонического культа: буйство жестов, превосходство тела над духом. Все темное и непристойное выплескивалось наружу в празднике, посвященном Дионису, богу плодородия.
Развитие танцев в Древнем Риме, его отличие от древнегреческого танца.
В то время, как Греция праздновала каждое торжество самыми разнообразными плясками, у древних римлян в ходу были только воинственные и дикие танцы. Если древние греки совмещали и рассудочное, и оргиастическое начало в разных видах своих танцев, то древние римляне по всем признакам отличались более рациональным складом ума. Это может подтвердить то обстоятельство, что каких бы то ни было подробных свидетельств о древнеримских танцах почти совсем не осталось.
Анализ культуры Древнего Рима показывает нам четкое разделение ее на культуру "элиты" и культуру простых масс людей. Это несомненно нашло свое отражение и в развитии танцевальной культуры. Если о танцах элиты мы не имеем каких - либо сведений, то о танцах рабов встречается много упоминаний. Лишь позже, в царствование Нумы Помпилия, нимфа Эгерия дала римлянам новые правила для новых танцев. Это были салийские танцы, для исполнения которых выбирались среди представителей знатных родов двенадцать жрецов, - они должны были танцевать в храмах, прославляя богов и героев.Помимо этого в Риме расцветала и пирриха. Правда слово "пирриха" получило здесь новое значение - так стал называться ансамблевый танец вообще, в противоположность сольным.
В Этрурии, более цивилизованной, уже задолго до основания Рима процветали все искусства, - там были прекрасные мимические актеры и существовали самые разнообразные пляски. Из этой страны прибыли в Рим танцовщики, аккомпанирующие своим причудливым танцам на флейтах, - их называли гистрионами (от слова "histor", что означало "мифический актер"). Во время своих представлений они декларировали целые поэмы, и вся римская молодежь стала подражать им. Римляне больше всего полюбили пантомиму: им все же претило оргиастическое начало дионисийских празднеств, а от аполлонических ритмов они оставили лишь культуру красивого жеста (древнеримская мимика используется почти в неизменном виде и по сию пору). Страсть римлян к пантомиме и восхищению некоторыми исполнителями доходило до того, что в царствование Августа весь Рим был как бы разделен на два враждебных лагеря: одни были приверженцами знаменитого танцора и мима Пилада, другие признавали только Бафила.
В дальнейшем, с ростом Римской империи, влияние Греции и Востока привело к развитию в древнеримском обществе танцевальной культуры и даже к появлению школ танцев. Вероятнее всего, их первыми учредителями были мимы.
Значение и разновидность танца в Древнем Египте.
Дошедшие до нас памятники искусства и литературы доказывают, что танец в Древнем Египте имел немаловажное значение. Почти ни одно празднество, ни одна торжественная религиозная церемония не обходилась без танцев. Танец господствовал в Египте как выражение радости, являлся синонимом к слову "ликование". Среди названий танцев древнего Египта наиболее часто встречаются такие, как ib, mww, tereb, nebeb, изображение которых хорошо сохранилось на рельефах. Детерминантом всех танцев является фигура человека с приподнятой рукой и ногой. Пляска mww, по-видимому, выполняла и функции погребального танца.
Танцевальными ритуалами было окружено большинство священных древнеегипетских культов. Грациозно - торжественными были представления, связанные с мифом Осириса и Исиды, которые продолжались несколько дней подряд. К подобным культовым действиям относятся также танец, сопровождающий служение женщин перед священным египетским быком Аписом. Богами - покровителями веселья, музыки и танцев у египтян, помимо Хатор, были также Нехемаут и бородатый карликообразный Хатий (он изображался танцующим и играющим на музыкальных инструментах перед богиней Хатор). По-видимому, уже в эпоху Древнего Царства религиозного танца карликов играли видную роль в египетских ритуалах и ценились очень высоко. Существовали в Египте и так называемые астрономические танцы жрецов, которые изображали движение различных небесных тел, гармонически распределенных во Вселенной. Попытаемся вкратце описать этот уникальный, на наш взгляд, танец. Он проходил в храме: вокруг алтаря, поставленного посередине и представляющего солнце, плавно двигались и кружились одетые в яркие платья жрецы, представляющие знаки зодиака. По объяснению Плутарха, сначала они двигались с востока на запад (напоминая движение неба), потом с запада на восток (подражая движению планет), затем останавливались в знак неподвижности земли. Этот танец является наглядным примером того, как различные танцевальные ритуалы формировали у людей не только представление о планетной системе и о гармонии вечного движения (как в данном случае), но и в целом определяли духовное развитие каждого народа.
Ввиду той важной роли, которую играл танец в египетских ритуалах, мы можем сделать вывод о том, что в Египте существовали особые заведения, где готовили танцовщиц. В подтверждение этому мы встретили несколько указаний на то, что при храме Амона была своя хореографическая школа, выпускающая жриц - танцовщиц.
Наряду с танцами, состоящими из гармонических ритмичных движений, в Древнем Египте были очень распространены пляски, являющиеся непосредственными упражнениями в ловкости, гибкости, и порой совершенно переходящие в чисто гимнастические упражнения. Что касается костюма, мы нашли лишь сведения о том, что танцовщики носили короткий передник, иногда вокруг талии шел пояс, который завязывали петлей. Женщины же танцевали или обнаженными, или в длинных и прозрачных платьях. Но в ритуальных танцах танцовщицы должны были быть в одеянии (так выражали почтение священному животному или божеству). Руки и ноги танцовщиц всегда украшались браслетами, грудь - ожерельем, голова - лентой или цветком лотоса. Мы также располагаем сведениями о том, что танцевали в Древнем Египте под аккомпанемент музыкальных инструментов (арфы, лиры, лютни и двойной флейты), пения и хлопков в ладоши.
В Новом Царстве господствовал танец, который до сих пор весьма распространен на востоке - танец альмей, который танцевали в длинных прозрачных платьях с бахромой под звуки тамбурина или кастаньет.
Рассмотрев, таким образом, развитие, и определив значение танца в основных государствах античности, мы наглядно убедились в том, что танец представлял собой необходимость для духовного развития каждого народа.
Национальные танцы Испании и Индии как отражение национального характера этих стран.
Национальные танцы неразрывно связаны с особенностью национального характера любого народа. Недаром еще Лев Николаевич Толстой писал: "в танце душа народа". Отсюда мы можем сделать вывод: для того, чтобы разгадать душу какого - либо народа, достаточно лишь подробно ознакомиться с его национальным танцем. Попробуем на примере двух стран: Испании и Индии, через национальные танцы рассмотреть национальные души народов этих стран.
Максимилиан Волошин в начале ХХ века писал: "Испания танцует всегда, танцует везде. Она танцует обрядовые танцы на похоронах у гроба покойника; она танцует в Севильском соборе пред алтарем; танцует на баррикадах и пред смертной казнью; танцует днем и ночью…".
Мы не можем говорить об испанских танцах в целом, так как фольклор каждой провинции необычайно своеобразен и неповторим. Так, например, северо - испанские баски мужественно - суровы и архаичны, кастильцы же сдержанно - напряженны, арагонцы, напротив, заразительно - веселые и прямолинейные, но особенной страстностью отличаются танцы юга Испании - Андалусии и Мурсии. Но были и такие танцы, которые являлись едиными для всей страны. К числу таких танцев относился прежде всего танец фанданго. Он является национальным мотивом Испании. Музыка фанданго имела огромную власть над душой и сердцем каждого истинного испанца, словно искра воспламеняла она их сердца. Начинался танец медленно, но постепенно ускорялся. Одни танцоры вооружались кастаньетами, другие просто прищелкивали пальцами, женщины отбивали такт каблуками под звук гитар и скрипок. Фанданго танцуется в три па, быстро, подобно вихрю, очень характерно и темпераментно. Классический фанданго представлял собой парный танец, построенный на игре партнеров, в которой запрещены любые касания, на споре, состязании, состоящем в приближении и удалении танцующих друг от друга, здесь большую роль играет выразительность глаз и жестов.
Рассмотрим вкратце другой национальный танец - болеро. Этот танец появился лишь в конце XVI века и был придуман Себастьяном Серецо (знаменитым балетмейстером в царствование Карла III). Болеро является своеобразным испанским балетом, медленно, но неотступно утверждающим свои позиции в канонах классического танца. Говорили, что "фанданго воспламеняет, а болеро опьяняет". Конечно же, говоря об испанских характерных национальных танцах, мы не можем не упомянуть знаменитое фламенко. Он является скорее не танцем, а целой группой танцев. Фламенко произошел из южной провинции Испании, Андалусии. До сих пор не удается точно определить значение слова "фламенко". Хотя существует множество версий, наиболее целесообразной на наш взгляд является о том, что "фламенко" произошло от латинского слова "flamma" (огонь), так как танец носит поистине "огненный" характер; первоначально являлся ритуальным и восходил ко времени культа огня. Интересна также версия, что это слово произошло из названия птицы фламинго, так как костюмы танцоров подчеркивают стройность фигуры, а также причудливость движений этой экзотической птицы. Сам танец очень своеобразен, в нем мы не встретим ни следа пантомимы, ни конкретной театральной жестикуляции. "Байлаор" (танцор фламенко) мог танцевать один, что подчеркивало его независимость от мира. Все чувства, характерные для коллективного танца, байлаор выражал самостоятельно. Вообще одиночный танец подразумевал под собой немое коллективное действо. Байлаор же соревнуется в этом танце с самим собой, - отсюда и возникает удивительная выразительность и страстность танца, глубокие чувства и душевная работа. Особое значение при исполнении всех танцев фламенко придается движениям рук, которые представляли собой язык танца. Недаром еще Овидий говорил: "если голос есть - пой, если мягкие руки - пляши". Руки женщин во фламенко - гибкие, выразительные, чуткие; пальцы находятся в постоянном движении. У мужчин, напротив, движения рук строгие, возвышенные, с четкой пластикой; они рассекают воздух как удар меча.
На основе описания основных танцев Испании мы можем выявить три главные составляющие испанского танца: гордая постановка корпуса, напоминающая матадора, гибкие и выразительные изгибы рук танцовщиц и сапатеадо (дробный стук каблуков танцующих). Все это как нельзя лучше характеризует национальную душу испанского народа, необычайно страстного, выразительного, эмоционального, горячего и темпераментного.
Особенности развития танцевальной культуры Индии (любовная направленность).
Согласно одной из легенд, танец в Индии зародился благодаря богу Шиве Разрушителю. Сам Шива был превосходным танцовщиком и обучил свою жену Парвати искусству танца, которое любил больше всего. Он танцевал тандаву - натболее энергичную форму, а Парвати - ласью, более утонченную, изящную. Предания рассказывают также, что Брахма, Творец, был очень обеспокоен раздорами и беспорядком, царившими на Земле. Поскольку четыре Веды хранились брахманами в строгой тайне, он решил создать пятую Веду, доступную всем. Искусству театрального действия, которому была посвящена Натьяведа, Брахма сначала научил мудреца Бхарату. Бхарата показал свое триединое искусство - драму, музыку и танец - Шиве. Вспомнив о своем собственном энергичном танце, Шива приказал главному помощнику из своей свиты обучить Бхарату искусству тандавы. Бхарата соединил это искусство с уже имевшимися у него познаниями и написал "Натьяшастру", исчерпывающий труд по искусству театра. Бхарата и другие мудрецы распространили это искусство среди народов Земли.
Таким образом, эти предания четко определяют связь искусства танца, музыки и драмы с божественностью и бессмертием. Мы и сейчас можем заметить, как сильно в Индии классический танец соотносится с религией и мифологией. Это самым ярким образом отражается не только в выборе воплощаемых тем, но и в манере исполнения танца. Что в свою очередь, непосредственно влияет на формирование духовной жизни в Индии.
Центральным мотивом вишнцитского культа на протяжении столетий было стремление человека к единению с божеством. Боги отвечали не только взаимностью, но и "индивидуальным подходом". Танец риас - лила, исполняемый в Брадже, местности в области Матхура, штат Уттар - Прадеш, где по преданию, родился и жил Кришна, изображает способность Кришны создавать у каждой из танцующих по нему гопи (пастушек) иллюзию того, что лишь она одна танцует с ним. Так выражалась традиционная для духовной жизни Индии аллегория приближения смертной души к божеству с доверием и любовью. Риас - лила - прекрасный танец, его исполняют и сегодня под соответствующие песнопения.
Это многоликие индийские божества с многочисленными связанными с ними историями и составляют тематическую основу индийского танца. В танце не просто излагаются события, но и раскрываются их символическая сущность и утверждается вера - силой стиха, музыки и движения. У всех форм классического танца в Индии есть два аспекта: Нритта и Нритья. Нритья можно охарактеризовать как чистый танец, то есть абстрактные движения тела, согласованные с хастами (жестами рук). Нритья - это сочетание чистого танца с сюжетным. Но сюжетный танец здесь сильно отличался от пантомимы. Это не просто имитация человеческого поведения. Кроме нритты и нритьи в танцевальной традиции Индии есть и третий аспект. Это натья, то есть представление из действия и жестикуляции с танцем и без него. В общем это вид драматического искусства. Все эти три аспекта считаются, однако, тесно связанными друг с другом. Говоря о танцевальном искусстве, на наш взгляд, необходимо отметить одну из наиболее ярких черт развития культуры Индии в целом. Это глубокая связь между различными видами искусств. Если музыка, танец и драма были исключительно близки к танцевальной культуре, то и литература, живопись, скульптура и даже архитектура тоже не были оторваны или изолированы от танцевальной традиции. Роль литературы в танце была и продолжает оставаться чрезвычайно важной, поскольку например, нритья представляет собой толкование танцем стихов. В Индии существует даже целые поэмы, специально написанные для исполнения в танце. Самый лучший пример, на наш взгляд, классическое произведение санкритской литературы XII века "Гида - Говинда" Джаядевы. Поскольку танцы изначально занимали большое место в храмовых ритуалах, архитектор на территории храма предусматривал специальную площадку. В знаменитом храме Брихадишвара в округе Танджавур, штат Тамилнад, есть большой зал, построенный исключительно для танцевальных представлений. В храме Солнца в Канараке, штат Орисса, есть огромный и замысловато разукрашенный зал Танца, Ната Мандал, близость которого к морю придает ему неземную красоту.
Стены храмов в разных частях Индии, особенно на юге и в Ориссе, украшены разными фризами и панелями с изображением танцовщиц и музыкантов.
Основные разновидности бальных танцев в XVI - XVII веках
В комедии Шекспира "Много шума из ничего" одно из действующих лиц, на наш взгляд, блестяще характеризует основные танцы, существовавшие на рубеже XVI - XVII веков: "Ухаживание, брак и раскаяние - то же, что шотландский жиг, размеренный танец и гальярда: первое пылко и поспешно, как шотландский жиг, и столь же полно воображения; брак - чинно скромен, как размеренный танец, полный достоинства и старины; а потом наступает раскаяние и своими развитыми ногами припадает в гальярде все быстрее и быстрее, пока не свалится в могилу". Таковыми были основные направления танцев на рубеже XVI - XVII веков. Следует также заметить, что если до конца XVI века и частично в XVII веке господствовали партерные, "низкие" танцы (бассдансы), не требующие от исполнителей прыжков - бранли, паваны, куранты, то далее началась эпоха легких "летучих" французских танцев.
1. Бранль.
Школа бальных танцев формировалась в эпоху возрождения и можно считать, что бранль, как народный, так и салонный, явился основополагающим началом дальнейшего развития танцевального искусства. Этот танец первоначально был народным, а бальная его форма родилась из этой крестьянской и отличалась лишь большим количеством реверансов, плавных движений, тогда как в народном бранле преобладало отстукивание. Основные движения бранля вошли в паванту, куранту и гавот. Музыкальное сопровождение этого танца состояло из довольно однообразных ударов тамбуринов, звуков флейты и монотонного пения танцующих. Если пожилые люди любили танцевать медленный двойной бранль, люди средних лет танцевали бранль с репризой, то молодые предпочитали веселый бранль с подпрыгиваниями и выносами ног вперед на воздух. Таким образом, простой бранль явился источником всех появившихся позднее салонных танцев.
2. Павана.Павана - один из старейших известных нам испанских танцев. Павана и куранты в XVI веке являлись основными и самыми любимыми танцами. Только появление менуэта заставило забыть сначала куранту, а затем и паванту. Считается, что павана имеет итальянское происхождение, поскольку Екатерина Медичи была покровительницей всего итальянского. Основной заслугой паваны, на наш взгляд, считается то, что в ней впервые общественные танцы приобрели определенные формы, характер и стиль исполнения. До паваны многочисленные бранли отличались друг от друга только названиями. У паваны была и определенная цель - показать обществу величавость танцующих и богатство их костюмов. Движение паваны представляли собой ход красующейся павы. Еще одно отлличие паваны от бранля заключалось в том, что фигуры паваны начинались с начала музыкальной фразы, в то время, как в бранле существовал только темп. Павану танцевали одновременно одна или две пары, существовал также строгий порядок их очередности в зависимости от происхождения и общественного положения. Открывал бал король и королева, затем другие знатные особы.
3. Менуэт.Ни один танец XVI - XVIIвеков не пользовался такой популярностью, как менуэт, являющийся общепризнанным образцом салонного танцевального искусства. На протяжении нескольких веков менуэт то поднимался на вершину танцевальной славы, то подвергался временному забвению, но никогда окончательно не вытеснялся другим танцем. Историки танцевального искусства говорят, что "менуэт - это танец королей и король танцев". На рубеже XVIII века аристократическое общество свое отношение к менуэту выражало в такой фразе: "кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо". Основной чертой исполнения менуэта являлись церемониальность, галантность и торжественность. Шаг менуэта был очень плавным и одно движение вытекало из другого. Па грав (Pas grave) - что означает "важный, величественный шаг" - один из основных танцевальных элементов менуэта. В XVIII веке, во времена барокко, появляется более динамичный, "скорый менуэт". Но несколько иным изображается менуэт на балах XIX века. В этих сценических менуэтах, как и в знаменитом менуэте из "Дон - Жуана" Моцарта, который всегда считался классическим образцом этого танца, целый ряд танцевальных положений не соотвтствует подлинному менуэту XVII века. Что, по нашему мнению, нисколько не умаляет прелестей сценического менуэта, а напротив свидетельствует об огромном пластическом богатстве этого танца. Пережив много эпох, менуэт, к сожалению, не дошел до наших дней, и мы можем только наблюдать этот танец на театральной сцене.
Таким образом, подробно остановившись на описании основных бальных танцах XVI - VII веков, мы наглядно убедились в том, что среди важнейших черт танцев этого времени можно выделить такие, как плавность, размеренность, важность, что естественно, было характерно для идеологии всей жизни того времени.
Становление и развитие танцевальной культуры в России
Понятие о "танце" русским дали поляки, прибывшие в Смутное время в Москву с Дмитрием Самозванцем. До этого на Руси "салонных танцев", как в Западной Европе, не было. В теремах водились женские хороводы, а в народе процветали пляски. Вообще, отношение к пляскам было настороженным. "Скоморошенные забавы", соединенные с плясками, считались "душепагубным изобретением дьявола", "бесовскою игрой".
При Михаиле Федоровиче Романове для царской потехи приглашались увеселители - немцы и поляки, в их числе были и танцоры. В 1673 году в комедийной палате в Кремле был дан "Орфей" - пьеса с пением и танцами. В прологе Орфей пел хвалу царю, а затем танцевал с двумя пирамидами. В это время любовь к танцам развивалась не только при царском дворе, но и среди знатных московских людей, которые устраивали свои домашние театры (боярин Морозов, князь Голицын, Долгорукий).Сменивший Алексея Михайловича молодой царь Федор не был любителем развлечений. Любовь к танцам поддерживала только правительница Софья, которая собирала в своих хоромах девушек и "устраивала пляски".
Перелом произошел при Петре I. После замены длинных мужских костюмов на короткие камзолы русские пляски ушли из придворного быта. Вместо них Петром были введены иноземные танцы. По указу царя под страхом жестокого наказания всем российским девушкам было приказано танцевать. Русские дамы и кавалеры обучились менуэту, полонезу и контрдансу у пленных шведских офицеров. Сам Петр, его супруга Екатерина и дочь Елизавета принимали участие в танцах и делали это, по словам современников, довольно грациозно. Отношение к танцам в это время было скорее как к серьезному, почти "государственному" делу, что отражалось на всем порядке танцевальных ансамблей.
Таким образом, в это время в России "безобидные" на первый взгляд танцы, превратились в своеобразное орудие социальной борьбы с "реакционным боярством". Неумение танцевать становится позорным, поэтому бояре начинают выписывать себе учителей (танцмейстеров). На ассамблеях были установлены строго разработанные правила поведения, манера общения с дамой в танце и даже в поклонах. Там были также и быстрые танцы, в том числе импровизационного характера. Говорили, что и сам Петр любил изменять фигуры, специально пугал и потешался над не умеющими танцевать.Одним из обстоятельств, характеризующих отношение к танцу, является то, что теперь танцевальные движения уже никак не обуславливались: ни ритуалом, ни просто естественной человеческой телесностью, поэтому, на наш взгляд, и возникает глухое чувство протеста против навязываемых извне обязательств.
Введение Петром I балов ("ассамблей") вызывало неудовольствие людей старшего возраста и огромный энтузиазм у молодежи. Так как русский быт допетровской эпохи складывался изо дня в день довольно тоскливо: основным занятием было хождение в церковь и затем сидение в тереме. Публичные развлечения не практиковались, только свадьбы отличались необыкновенной пышностью. Интересно, на наш взгляд, то, что у русских так и не появились парные танцы, это, по нашему мнению, можно объяснить особенностями православной веры, где никогда не было культа Богоматери, как в католичестве. Кроме того православие предъявляло к человеку более строгие нравственные требования, поэтому выход телесной энергии был невозможен в явной, открытой форме. Отношение к дионисийским пляскам на Руси было очень строгое, они считались большим грехом.
Если вам эта тема показалась интересной читайте продолжение статьи на ИНФОГЛАЗЕ - http://infoglaz.ru/?p=32024
А так же про танцы в гифках много можете посмотреть тут - А теперь, ТАНЦЫ ! (часть 4) и еще почитайте Историю Мулен Руж (Moulin Rouge)
masterok.livejournal.com
10 древних танцев с интереснейшей историей, дошедших до наших дней
С древних времен танец являлся важной частью церемоний, ритуалов и праздников.Но при этом сведений о древних танцах и их описаний до наших дней практические не дошло. Сегодня известно не так много древних танцев, у каждого из которых интереснейшая история. Правда, эти танцы в настоящее время находятся на гране исчезновения.
1. Танцы с мертвыми
Танцы с мертвыми на Мадагаскаре.
МадагаскарЖители острова Мадагаскар раз в семь лет совершают уникальный ритуал, “танцы с мертвыми”. Во время этого обряда, сопровождаемого живой музыкой, они вскрывают склепы с останками своих родственников, достают их оттуда и заворачивают покойников в новую чистую ткань.
Из принесенных в жертву животных готовится угощение. Затем начинаются радостные танцы с покойниками на руках.
2. Пляска Св. Витта
Необъяснимый феномен: пляска Св. Витта.
ГерманияТанцевальная мания, необъяснимый феномен средневековья XIV-XVII века, известный, как пляски Св. Витта, является одной из ранних описанных форм «массового помешательства». Десятки, сотни людей, находящихся в бессознательном состоянии, могли танцевать до полного изнеможения целыми днями и неделями, пока не валились с ног.
Впервые вспышка этой мании была отмечена в 1374 году в городе Аахене, распространившись впоследствии по всей Европе.
3. Кружение дервишей
Танец «сема».
ТурцияШироко известный танец «кружащихся дервишей», «сема», имеет ритуальный смысл. Его участники, семазены, – дервиши братства мевлеви. Сема — это больше, чем танец, это магический процесс. Дервиши в процессе кружения, наклоняют головы так, что сдавливают сонную артерию, и в результате этого впадают в транс и достигают союза с божественным.
Каждый элемент символичен. Белая юбка обозначает саван, шляпа из верблюжьей шерсти — надгробную плиту. Сбрасывание черного плаща символизирует духовное возрождение. Братство мевлеви, к которому принадлежат дервиши, было основано в 13-ом столетии в Турции их наставником Мевлеви и существует до сих пор.
4. Танец Вендиго
Танец индейцев-алгонкинов.
КанадаВендиго у индейцев-алгонкинов — это истощенные, вечно голодные монстры-людоеды со спутанными волосами и разлагающейся кожей.
У индейцев есть традиционный танец, в котором одни танцоры в сатирическом ключе изображают ужасных монстров, пожирающих людей, а другие – отважных охотников на Вендиго.
5. Тарантелла
Неистовая пляска против «тарантизма».
ИталияТарантелла — очень быстрый танец, появившийся на свет в 15-м столетии в Неаполе. Его название, по одной версии, связано с городом Таранто, по другой — с встречающимся в этих местах пауком, тарантулом. Долгое время считалось, что его укус приводит к «тарантизму», смертельной болезни, излечиться от которой можно только безудержной, неистовой пляской, в результате которой разгоняется кровь и выделяются токсины.
В те времена по Италии даже разъезжали оркестры специально для больных «тарантизмом». И только спустя 300 лет было обнаружено, что укус этого паука вовсе не смертелен, а вызывает лишь легкую опухоль вокруг ранки.
6. Танец Морриса
Кельтский танец плодородия.
АнглияТанец Морриса является древней английской традицией. Многие полагают, что танец зародился в далеком языческом прошлом Англии, как ритуальный танец плодородия у кельтов. Другие же считают, что возник он гораздо позже.
В 16-м веке в европейских дворах стали очень популярны танцы с использованием тщательно продуманных костюмов, с колокольчиками на голенях. Этот танец в Великобритании танцуют и по сей день.
7. Танцы в честь Качина
Танец хопи.
Аризона, Юта, Колорадо/СШАСогласно хопи, все в природе наполнено духами Качина, которые полгода живут вместе с индейцами в их деревнях, а в конце июля возвращаются в свой мир. Провожая Качина, хопи целых восемь дней исполняют в их честь танец.
Пятьдесят танцоров в масках и цветных костюмах, изображая духов, танцуют весь день под звуки барабанов и песнопений. По окончании праздника, как считали хопи, духи отправлялись до ноября в горы, по своим домам.
8. Танец с саблями
Пустынный танцор.
Пакистан/НепалТанцы с саблями — один из самых распространенных ритуалов в мире. В Пакистане и Непале они являются обязательным атрибутом свадеб и других торжеств. С Крита они пришли в Древнюю Грецию. Широко распространились и в Европе, особенно в областях, соседствующих со Священной Римской империей и Страной Басков. В течение примерно четырех тысячелетий мировые культуры развивали эти танцы. Они стали неотъемлемым компонентом боевых искусств.
В Китае танец с саблями стал также одним из четырех главных танцев китайской Оперы. Только османы запретили исполнение танцев с саблями, полагая, что под этим предлогом будет приобретаться оружие для движения Сопротивления.
9. Ритуальный танец кандобле
Танец в честь богов.
БразилияСтранная и загадочная религия кандобле, запрещенная до середины ХХ века, появилась в Бразилии в результате завоза сюда рабов из Африки. Одним из основных ее ритуалов является танец с бесконечным повторением однообразных движений, в результате чего танцор впадает в состояние транса.
Считается, что при этом в него вселяется один из богов, общаясь с которым, можно очистить свою душу. Исполняется танец в сопровождении бразильского барабана и погремушек.
10. Танец Залонго
Массовое самоубийство.
ГрецияЭто не совсем танец, и эту историю знает каждый грек. Это был акт массового самоубийства перед лицом геноцида. В 1803 году после подписания мирного соглашения, вассал османской империи Али-Паша нарушил его и напал на сулиотов с целью порабощения их женщин и уничтожения мужчин. В знак протеста группа из 50 женщин с младенцами на руках поднялась на утес Залонго. Сначала они сбросили с него своих детей, а после этого прыгнули и сами.
Слухи об этом разнеслись повсюду, по османским землям и Европе, художники и поэты обессмертили этих женщин в своих поэмах и картинах. Говорили, что женщины при этом танцевали и пели народные песни, но, возможно, эта деталь была добавлена позднее для усиления эффекта.
Источник
factor-e.ru
История возникновения и развития танца
С того момента, когда человек начинает ходить, двигаться, бегать, он выражает себя пластически. Иногда, чтобы понимать друг друга, достаточно жеста, поворота головы, взгляда. Посмотрите — вот идет по улице в сумерках пара. Вы их видите только со спины — и все же сразу определите, просто знакомые они или влюбленные. Это пластика. Когда у человека горе, он окаменевает. И страдание молчащего человека не спутаешь с задумчивостью пытливой юности. Это тоже пластика. К пластическому выражению своих эмоций способны все, поэтому танец соединяет людей. История возникновения и развития танцев богата и многогранна, но неизменно связана с взрослением самого человека.
Этапы развития танцев:
1. Древний танец
Танец начал свою жизнь вместе с человеком. История возникновения танца неразрывно связана с историей человеческой культуры. В самых различных сторонах практической жизни участвовал он. Существовали танцы ритуальные, охотничьи, трудовые, воинские. Они передавались от поколения к поколению, со временем их магический смысл (а им была пронизана природа древнего танца) утрачивался, забывался, но тысячелетиями народ хранил свой особенный пластический язык.
Как бы ни был умен человек, как бы ни был широк круг его интересов, все-таки его жизнь, если он не способен выразить свои чувства в музыке, в песне, в танце, неизбежно оказывается обедненной. Недаром в древней Греции, где так развиты были стремления к воспитанию гармонической личности, философы, как и все граждане, не чуждались танцев, а про великого драматурга и поэта Софокла доподлинно известно, что в честь победы греков над персами он публично пропел и протанцевал «цеап».
Греки понимали природу танцев, понимали, что танец способен раскрыть то, перед чем бессильны драма, музыка, живопись. Тончайшие порывы человеческого чувства подвластны танцу, когда он становится искусством. Посмотрите на древнегреческие стелы, краснофигурные или чернофигурные вазы. Кажется, дай изображениям заговорить, и они потеряют свою выразительность. Здесь сами тела радуют, кричат, ликуют. Мы говорим — это пластика.
Сохранился пример героизма, воплощенного в удивительной форме. В начале прошлого столетия греческие женщины — сулиотки, скрывавшиеся на высотах над Ахероном, видя гибель своих мужей и братьев от рук нарушивших условия мира турок, взялись за руки и под звуки воинственного гимна начали круговую пляску. Каждый раз, когда круг приближался к пропасти, одна из танцующих бросалась вниз. Остальные смыкали руки, танец продолжался, пока ни одной женщины не осталось в живых.
2. Народный танец
Танец был неотъемлемой частью любых народных празднеств. Мы не можем себе представить настоящего веселья без танцев. Энергия радости, по-видимому, особенная энергия, потому что она неизбежно выплескивается, выливается в движение. У каждого народа, у каждой национальности свой особенный свод движений, свой ритм, совершенно особенная пластика. Это закреплялось и оказалось столь же стойким, как национальный костюм, национальный характер. Разные эпохи, изменения в укладе жизни, в социальных и культурных отношениях отражались на танце. На развитие танца влияла и мода.
3. Бальные танцы
Когда танец с площадей перешел в залы дворцов, он стал выражением образа жизни правящих слоев общества. Про излюбленный в XVIII веке менуэт говорили: «Тот, кто хорошо танцует менуэт, делает хорошо все, за что берется, и может за все браться».
Изящество манер, благородство осанки, изысканная почтительность, которые необходимы были в менуэте, составляли необходимейшие качества придворного.В те времена при дворе появился балет, который очень скоро стал излюбленным развлечением королей. Известно, что Генрих IV и его министр Сюлли танцевали в балете, сочиненном сестрой короля; любил участвовать в балете Людовик XIV.
4. Балет: история танца
В России первый балет был поставлен в царствование Алексея Михайловича на масленице в 1672 году, сюжет его был заимствован из античной жизни.
Танец выдержал долгую битву за то, чтобы стать самостоятельным искусством, отделиться от пения и драмы. И вот Терпсихора стала именоваться музой балета. Появилась такая профессия, как сочинитель танцев, он же в большинстве случаев и их постановщик (мы говорим — балетмейстер).
Удивляла внешне блестящая и всегда нелегкая судьба балерины. В танце закреплялись свои законы, правила, суммировались определенные движения, которые существуют и по сей день. Как в живописи есть цвета, в музыке ноты, так и в классическом балете — определенные позы, движения, из которых, как из букв, балетмейстеры, а потом актеры складывают слова, из слов — фразы, из фраз — поэмы, повести, романы.
Возник особый пластический язык, способный передавать сложнейшие движения души. Язык, которому учатся с невероятным упорством и самоотвержением десятки лет, всю жизнь.
Но тысячи людей могут не знать и не знают этого языка. Они танцуют вальс, фокстрот, краковяк, полечку, танго, шейк, летку-енку… Об этих танцах, о стиле, о культуре, которая должна быть видна в их исполнении, — особый разговор.
Метки: история возникновения народного танца, этапы развития танца, история возникновения танца, балет история танца
Похожие статьи:
mamotvet.ru
Танцы в Древней Греции — WiKi
Та́нец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Во все времена танец был неотъемлемой частью быта людей и всей жизни в целом. Он сопутствовал человеку и в радости, и в горе, создавая то настроение, которое было необходимо. Естественно, танцы во времена античности очень сильно отличались от современной хореографии. Но стоит заметить, что внимание им в древние времена уделялось не меньше, чем в наши дни. К примеру, в Древней Греции танец считался настоящим бесценным подарком богов. Древнегреческие танцевальные композиции являлись воплощением единства телесной и душевной красоты, вне зависимости от эпохи. При помощи таких па под аккомпанемент прекрасной мелодии люди могли прикоснуться к Божественному хоть на миг. Человек античности очень строго ощущал гармонию земного и Божественного и пытался отыскать ее в себе и в окружающем мире.
Сочетание особенных движений рук и ритмичного шага создавало античный танец. Хореография Древней Греции отличалась довольно строгим соблюдением ритма, который придавал фантастическую «правильность» всему действию и создавал неподражаемое зрелище. Танцевать в Древней Греции умели практически все, ведь учебная программа в школах предусматривала обязательный урок плясок. Концепция древнегреческого танца заключалась в красоте, гармоничности и изящности каждого движения. Каждое из па должно выражать чувства и настоящие эмоции танцора.
В Древней Греции танцы были довольно разнообразными и имели самый разный смысл – от простого и банального до смыслового и серьезного. Все существующие две сотни хореографических постановок можно разделить на пять условных групп, а именно: гражданские, сценические, домашние, обрядовые и священные. Последние в основном посвящались Афине, Афродите и Дионису. Самым ярким представителем гражданских плясок являлся пиррихий (пиррихиос), то есть военный танец с применением оружия имитировавший различные приемы боя.
Военные пляски
использовались не для веселья, а для воспитания чувства долга, боевого духа, который был необходим в сражениях. Военные танцы отличались довольно сложными постановками и насыщенностью разнообразием движений. Кроме всего прочего в подобных действиях зачастую использовались различные предметы: копья, мечи, дротики, факелы, щиты, луки и др.
Сценические пляски
Особой замысловатостью и неординарностью отличались древнегреческие сценические пляски, которые отдельно создавались под каждый жанр театрализованных представлений. Основывался такой танец на создании особого такта, который отбивался ногами при помощи специальных деревянных или железных сандалий. Дополнением всей хореографической постановки служили кастаньеты из устричных раковин, которые надевались на средние пальцы.
ru-wiki.org
Древние танцы
Шаманская традиция позволяет осуществить путешествие, во время которого задействуются все чувства и чакры человека, а также тонкие тела. Выбрав для себя эту разновидность отдыха, можно объединить блаженство и эстетическую красоту танца с возможностью развить сознание.
Чтобы понять смысл шаманских танцев, стоит обратиться к далекому прошлому. Своими корнями трансовые мистерии уходят во времена существования древней цивилизации. Бытует мнение, что люди использовали танцы, как средство коммуникации задолго до возникновения живой речи. На сегодняшний день известно о существовании ритуальных танцев, предназначенных для:
• лечения от различных болезней;• нахождения спутника жизни;• проведения свадебных обрядов;• получения победы в бою;• увеличения плодородия почвы и пр.
Этим методом пользовались различные народы, проживающие на территории Земли много тысячелетий тому назад. Беря пример с животных, было введено обращение к тотему, что помогало обеспечить желанный результат охоты. Для воинов танцы служили способом поднятия боевого духа, помогающим побеждать врага.
Духовная жизнь многих народов отображалась именно в танцах. Египтяне танцевали при проведении ритуалов, сопровождающих поклонение богу Ра, римляне восхваляли пантеон богов. Водя хороводы, язычники поклонялись Солнцу, жители древней Руси танцевали и купались в росе, прыгали через костер в определенные числа и сезоны. Танец представлял собой подражательную магию. Считалось, что от высоты совершенных прыжков будет зависеть рост зерновых растений. Греки участвовали в ритуальных танцах, принимая их за способ совершенствования человека. Музой этого действия была Терпсихора, занимающая далеко не последнее место в земле Эллады. Греками был написан танцевальный трактат по философии.
До сих пор в некоторых африканских племенах существует традиция предоставлять сведения о себе, танцуя. Ритмичная деятельность позволяет определить, к какому роду и племени относится тот или иной человек. Танец – это совокупность физических, психологических и эстетических действий. В индийских храмовых танцах одно незначительное движение может служить для повествования целого рассказа. Танцы в Индии были внедрены богом Шивой. Учитель Калки и другие духовные учителя полностью согласны с магической природой танцевального действия.
С помощью танца люди жили, любили, общались, боролись с природными катаклизмами, познавали окружающий мир и самих себя. Групповые танцы помогали понять другого человека, угадать его желания и намерения. Учение Инлиранга также не отрицает чудодейственное воздействие подобных танцев, помогающих достигнуть ощущения единения с ближним, с природой. В современном мире человек имеет возможность отдать предпочтение огромному количеством разновидностей данного развлечения, однако именно шаманские танцы откроют пути к самопознанию и приближению к просветлению.
yourdesires.ru
Танцы древней народности айнов (часть 2)
Главная » Познавательно
Танцы айнов
Айны – загадочное племя, которое населяло Японские острова задолго до японцев. Откуда они взялись, до сих пор не было доказано учеными, ведь айны вовсе не относятся к монголоидному типу, они белолицы, а мужчины отличаются обильным волосяным покровом. Племя собирателей и охотников создало необычную культуру. Их фольклор, мелодии и танцы были чрезвычайно красочны и своеобразны.
Танцы айнов
Немаловажным аспектом этой древней танцевальной культуры является конкуренция. Часто, танец начинался как групповой, а затем каждый участник по очереди начинал исполнять сольный номер. После того, как станцевал последний участник, в круг снова выходил первый. Победителем подобного конкурса танца становился самый выносливый танцор, который смог выступить с номером последним.
Танцы айнов
Костюмы айнов
Танцоры айнов традиционно носили короткие кимоно, изготовленные из блестящих цветных тканей, в основном насыщенного синего оттенка. Сложная вышивка контрастировала по цвету с костюмом – он была белая или желтая. Цвет пояса, как правило, был кричащим и заметным – в основном выбирали красный расшитый пояс.
Танцы айнов
Культура танца современных айнов
Сегодня осталось очень мало коренных айнов. Примерно 80% из них – ассимилированные с другими культурами. Таким образом, есть очень мало чистокровных айнов, которые сохраняют свою самобытную культуру и традиции. В последние десятилетия время в Японии начали популяризовываться музыкальные и танцевальные традиции айнов, чтобы сохранить эту необычную культуру.
Танцы айнов
Некоторые молодые музыканты, в частности, Оки Кано возрождают традиции музыки и танца айнов, знакомя с ними новое поколение японцев. Их работа направлена на обучение молодых айнов их истории и восстановление культуры танца и песни, которая была почти забыта.Сегодня можете наблюдать танцы айнов, равно как и другие аспекты древней культуры, на разнообразных фестивалях в Японии.