В настоящее время понятие «медицина» объединяет в себе науку и практическую деятельность по предупреждению и лечению болезней. Однако на заре человеческой истории медики занимались только лечением, не имея понятия о профилактике. Как явление биологическое, болезни развивались на почве живого организма, в неразрывной связи с окружающей средой. Самыми ранними формами жизни считаются бактерии, которые вызывали болезни животных еще в палеозойскую эру (570–230 миллионов лет назад). В то же время болезнь — явление социальное, возникающее в связи с конкретными условиями жизни человека и его местом в обществе.
Первобытные целители основывали свою деятельность на предположении о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Оттого лечение состояло преимущественно из разнообразных сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений. Злые силы изгонялись из человека шумом, обманывались масками или сменой имени больного. Такие приемы называются симпатической магией, то есть основанной на вере в действие объекта, относящегося к человеку, например его вещи, имени или изображения.
Некоторые черты магической медицины сохранились до настоящего времени. Колдуны, изгоняющие злых духов, практикуют на островах Полинезии, в Центральной Африке, среди аборигенов Австралии. Самой ранней профессией можно считать знахарство, рожденное магической медициной. Современные знания о первобытном целительстве получены на основе данных палеопатологии. Эта наука изучает болезненные изменения в растительных и животных организмах, в частности патологию скелета человека, обитавшего на Земле в доисторические времена. Многочисленные сведения получены в результате изучения жизни сохранившихся примитивных племен.
Археологи обнаружили остатки таких поражений скелета, как деформации костей, переломы, остеомиелит, остит, туберкулез, артрит, остеома и рахит. Даже при отсутствии сведений о других болезнях можно предположить, что почти все современные заболевания существовали и в глубокой древности. Как правило, первобытные врачеватели образовывали своеобразную социальную группу, намеренно создававшую вокруг себя мистический ореол. Некоторые народы считали, что душевные болезни обусловлены одержимостью духами, но необязательно злыми. Поэтому люди, страдающие истерией или эпилепсией, могли стать жрецами или шаманами. Впрочем, многие суеверия, наряду с абсурдом, имеют рациональную сторону.
Инки и майя использовали колдовство и заклинания, одновременно владея вполне материальными лечебными методиками. В Месопотамии важную роль играла астрология: болезнь прогнозировалась в соответствии с расположением звезд, а диагноз ставился опытным путем. Хотя Геродот утверждал, что среди вавилонян не было лекарей, данные археологических исследований свидетельствуют о наличии в ассиро-вавилонской медицине профессиональных эмпирических знаний.
Египетская медицина основана на поклонении многочисленным богам и догматичном их почитании. Так, мудрый бог Тот считался автором «Герметических книг», в числе которых были труды по медицине. Египет эпохи фараонов считался медицинским центром Древнего мира. Вопреки распространенному мнению, далеко не все врачи этой страны являлись жрецами. Целителей относили к особой касте, а медицинские школы Саиса (столица Египта в 663–525 годах до н. э.) и Гелиополя возникли и действовали независимо от храмов. Несмотря на педантичную религиозность, египтяне прослыли отменными врачами; к их услугам прибегали иностранные правители. Например, Киру II Великому (558–529 годы до н. э.) лечил глаза личный медик фараона Амасиса.
Основные методы древнееврейских медиков заимствованы из практики врачей Вавилона и Египта. Однако в Палестине имелись собственные неповторимые способы и своеобразный взгляд на болезни. Целители там отказались от мистики. По мнению врачевателей Иудеи, болезнь и здоровье посылаются богом, только болезнь дается в наказание за грех, а здоровье, соответственно — в награду за благие дела. Бог считался единственным целителем. При этом врач и жрец соединялись в одном лице, что не способствовало развитию профессионализма и врачебной специализации.
Китайская медицина из магической перешла в разряд философско-эмпирической, накопив бесценные знания о лекарственных растениях. Основой всякой терапии здесь считали взаимодействие инь и ян, хотя не отрицались магические методики. Вследствие излишнего консерватизма традиционная китайская медицина в течение веков не претерпела существенных изменений. Отличаясь косностью и догматизмом, местные врачеватели избегали прямого наблюдения и экспериментов. Хирургия, достигшая высокого уровня в Древнем Китае, остановилась в развитии еще до начала нашей эры.
Эллинская цивилизация, создавшая шедевры искусства и науки, не могла не могла не внести свой вклад в медицину. Эмпиризм (от греч. empeiria — «опыт»), необходимый для развития науки врачевания, нашел благодатную почву в свободной атмосфере Греции.
Медицина Древнего Рима возникла из магии этрусков. Известно, что этот народ был искусен в лечении зубов и осушал болота в целях борьбы с малярией.
Собственно римская медицина в языческий период полностью основывалась на магии. Здесь почитали великое множество божеств, относящихся к целительству. Удивительно, но среди римлян профессия врача не пользовалась уважением. Лечение считалось занятием, не соотносимым с достоинством римского гражданина. Поэтому медицинской практикой часто занимались рабы, а их пациенты были защищены законом от врачебных злоупотреблений. Правительство гарантировало бедным жителям города бесплатные консультации и медицинскую помощь, а отдельные районы обслуживали общественные врачи. Таким образом, римская медицина, не сделав особых открытий с научной стороны, достигла высокого уровня в области общественного здравоохранения и санитарии.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
info.wikireading.ru
Древнее врачевание
В настоящее время понятие «медицина» объединяет в себе науку и практическую деятельность по предупреждению и лечению болезней. Однако на заре человеческой истории медики занимались только лечением, не имея понятия о профилактике. Как явление биологическое, болезни развивались на почве живого организма, в неразрывной связи с окружающей средой. Самыми ранними формами жизни считаются бактерии, которые вызывали болезни животных еще в палеозойскую эру (570–230 миллионов лет назад). В то же время болезнь — явление социальное, возникающее в связи с конкретными условиями жизни человека и его местом в обществе.
Первобытные целители основывали свою деятельность на предположении о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Оттого лечение состояло преимущественно из разнообразных сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений. Злые силы изгонялись из человека шумом, обманывались масками или сменой имени больного. Такие приемы называются симпатической магией, то есть основанной на вере в действие объекта, относящегося к человеку, например его вещи, имени или изображения.
Некоторые черты магической медицины сохранились до настоящего времени. Колдуны, изгоняющие злых духов, практикуют на островах Полинезии, в Центральной Африке, среди аборигенов Австралии. Самой ранней профессией можно считать знахарство, рожденное магической медициной. Современные знания о первобытном целительстве получены на основе данных палеопатологии. Эта наука изучает болезненные изменения в растительных и животных организмах, в частности патологию скелета человека, обитавшего на Земле в доисторические времена. Многочисленные сведения получены в результате изучения жизни сохранившихся примитивных племен.
Археологи обнаружили остатки таких поражений скелета, как деформации костей, переломы, остеомиелит, остит, туберкулез, артрит, остеома и рахит. Даже при отсутствии сведений о других болезнях можно предположить, что почти все современные заболевания существовали и в глубокой древности. Как правило, первобытные врачеватели образовывали своеобразную социальную группу, намеренно создававшую вокруг себя мистический ореол. Некоторые народы считали, что душевные болезни обусловлены одержимостью духами, но необязательно злыми. Поэтому люди, страдающие истерией или эпилепсией, могли стать жрецами или шаманами. Впрочем, многие суеверия, наряду с абсурдом, имеют рациональную сторону.
Инки и майя использовали колдовство и заклинания, одновременно владея вполне материальными лечебными методиками. В Месопотамии важную роль играла астрология: болезнь прогнозировалась в соответствии с расположением звезд, а диагноз ставился опытным путем. Хотя Геродот утверждал, что среди вавилонян не было лекарей, данные археологических исследований свидетельствуют о наличии в ассиро-вавилонской медицине профессиональных эмпирических знаний.
Египетская медицина основана на поклонении многочисленным богам и догматичном их почитании. Так, мудрый бог Тот считался автором «Герметических книг», в числе которых были труды по медицине. Египет эпохи фараонов считался медицинским центром Древнего мира. Вопреки распространенному мнению, далеко не все врачи этой страны являлись жрецами. Целителей относили к особой касте, а медицинские школы Саиса (столица Египта в 663–525 годах до н. э.) и Гелиополя возникли и действовали независимо от храмов. Несмотря на педантичную религиозность, египтяне прослыли отменными врачами; к их услугам прибегали иностранные правители. Например, Киру II Великому (558–529 годы до н. э.) лечил глаза личный медик фараона Амасиса.
Основные методы древнееврейских медиков заимствованы из практики врачей Вавилона и Египта. Однако в Палестине имелись собственные неповторимые способы и своеобразный взгляд на болезни. Целители там отказались от мистики. По мнению врачевателей Иудеи, болезнь и здоровье посылаются богом, только болезнь дается в наказание за грех, а здоровье, соответственно — в награду за благие дела. Бог считался единственным целителем. При этом врач и жрец соединялись в одном лице, что не способствовало развитию профессионализма и врачебной специализации.
Китайская медицина из магической перешла в разряд философско-эмпирической, накопив бесценные знания о лекарственных растениях. Основой всякой терапии здесь считали взаимодействие инь и ян, хотя не отрицались магические методики. Вследствие излишнего консерватизма традиционная китайская медицина в течение веков не претерпела существенных изменений. Отличаясь косностью и догматизмом, местные врачеватели избегали прямого наблюдения и экспериментов. Хирургия, достигшая высокого уровня в Древнем Китае, остановилась в развитии еще до начала нашей эры.
Эллинская цивилизация, создавшая шедевры искусства и науки, не могла не могла не внести свой вклад в медицину. Эмпиризм (от греч. empeiria — «опыт»), необходимый для развития науки врачевания, нашел благодатную почву в свободной атмосфере Греции.
Медицина Древнего Рима возникла из магии этрусков. Известно, что этот народ был искусен в лечении зубов и осушал болота в целях борьбы с малярией.
Собственно римская медицина в языческий период полностью основывалась на магии. Здесь почитали великое множество божеств, относящихся к целительству. Удивительно, но среди римлян профессия врача не пользовалась уважением. Лечение считалось занятием, не соотносимым с достоинством римского гражданина. Поэтому медицинской практикой часто занимались рабы, а их пациенты были защищены законом от врачебных злоупотреблений. Правительство гарантировало бедным жителям города бесплатные консультации и медицинскую помощь, а отдельные районы обслуживали общественные врачи. Таким образом, римская медицина, не сделав особых открытий с научной стороны, достигла высокого уровня в области общественного здравоохранения и санитарии.
studfiles.net
Алкоэкология | Древнее врачевание
В настоящее время понятие «медицина» объединяет в себе науку и практическую деятельность по предупреждению и лечению болезней. Однако на заре человеческой истории медики занимались только лечением, не имея понятия о профилактике. Как явление биологическое, болезни развивались на почве живого организма, в неразрывной связи с окружающей средой. Самыми ранними формами жизни считаются бактерии, которые вызывали болезни животных еще в палеозойскую эру (570 – 230 миллионов лет назад). В то же время болезнь – явление социальное, возникающее в связи с конкретными условиями жизни человека и его местом в обществе.Первобытные целители основывали свою деятельность на предположении о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Оттого лечение состояло преимущественно из разнообразных сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений.
Злые силы изгонялись из человека шумом, обманывались масками или сменой имени больного. Такие приемы называются симпатической магией, то есть основанной на вере в действие объекта, относящегося к человеку, например его вещи, имени или изображения.Некоторые черты магической медицины сохранились до настоящего времени. Колдуны, изгоняющие злых духов, практикуют на островах Полинезии, в Центральной Африке, среди аборигенов Австралии. Самой ранней профессией можно считать знахарство, рожденное магической медициной. Современные знания о первобытном целительстве получены на основе данных палеопатологии. Эта наука изучает болезненные изменения в растительных и животных организмах, в частности патологию скелета человека, обитавшего на Земле в доисторические времена. Многочисленные сведения получены в результате изучения жизни сохранившихся примитивных племен.Археологи обнаружили остатки таких поражений скелета, как деформации костей, переломы, остеомиелит, остит, туберкулез, артрит, остеома и рахит. Даже при отсутствии сведений о других болезнях можно предположить, что почти все современные заболевания существовали и в глубокой древности. Как правило, первобытные врачеватели образовывали своеобразную социальную группу, намеренно создававшую вокруг себя мистический ореол.
Некоторые народы считали, что душевные болезни обусловлены одержимостью духами, но необязательно злыми. Поэтому люди, страдающие истерией или эпилепсией, могли стать жрецами или шаманами. Впрочем, многие суеверия, наряду с абсурдом, имеют рациональную сторону.Инки и майя использовали колдовство и заклинания, одновременно владея вполне материальными лечебными методиками. В Месопотамии важную роль играла астрология: болезнь прогнозировалась в соответствии с расположением звезд, а диагноз ставился опытным путем. Хотя Геродот утверждал, что среди вавилонян не было лекарей, данные археологических исследований свидетельствуют о наличии в ассиро-вавилонской медицине профессиональных эмпирических знаний.Египетская медицина основана на поклонении многочисленным богам и догматичном их почитании.
Так, мудрый бог Тот считался автором «Герметических книг», в числе которых были труды по медицине. Египет эпохи фараонов считался медицинским центром Древнего мира. Вопреки распространенному мнению, далеко не все врачи этой страны являлись жрецами. Целителей относили к особой касте, а медицинские школы Саиса (столица Египта в 663 – 525 годах до н. э.) и Гелиополя возникли и действовали независимо от храмов. Несмотря на педантичную религиозность, египтяне прослыли отменными врачами; к их услугам прибегали иностранные правители. Например, Киру II Великому (558 – 529 годы до н. э.) лечил глаза личный медик фараона Амасиса.Основные методы древнееврейских медиков заимствованы из практики врачей Вавилона и Египта. Однако в Палестине имелись собственные неповторимые способы и своеобразный взгляд на болезни. Целители там отказались от мистики. По мнению врачевателей Иудеи, болезнь и здоровье посылаются богом, только болезнь дается в наказание за грех, а здоровье, соответственно – в награду за благие дела. Бог считался единственным целителем. При этом врач и жрец соединялись в одном лице, что не способствовало развитию профессионализма и врачебной специализации.Китайская медицина из магической перешла в разряд философско-эмпирической, накопив бесценные знания о лекарственных растениях. Основой всякой терапии здесь считали взаимодействие инь и ян, хотя не отрицались магические методики.
Вследствие излишнего консерватизма традиционная китайская медицина в течение веков не претерпела существенных изменений. Отличаясь косностью и догматизмом, местные врачеватели избегали прямого наблюдения и экспериментов. Хирургия, достигшая высокого уровня в Древнем Китае, остановилась в развитии еще до начала нашей эры.Эллинская цивилизация, создавшая шедевры искусства и науки, не могла не могла не внести свой вклад в медицину. Эмпиризм (от греч. empeiria – «опыт»), необходимый для развития науки врачевания, нашел благодатную почву в свободной атмосфере Греции.Медицина Древнего Рима возникла из магии этрусков. Известно, что этот народ был искусен в лечении зубов и осушал болота в целях борьбы с малярией.Собственно римская медицина в языческий период полностью основывалась на магии. Здесь почитали великое множество божеств, относящихся к целительству. Удивительно, но среди римлян профессия врача не пользовалась уважением. Лечение считалось занятием, не соотносимым с достоинством римского гражданина. Поэтому медицинской практикой часто занимались рабы, а их пациенты были защищены законом от врачебных злоупотреблений. Правительство гарантировало бедным жителям города бесплатные консультации и медицинскую помощь, а отдельные районы обслуживали общественные врачи. Таким образом, римская медицина, не сделав особых открытий с научной стороны, достигла высокого уровня в области общественного здравоохранения и санитарии.
www.stopalko.ru
Древнее врачевание | Читать онлайн, без регистрации
Древнее врачевание
В настоящее время понятие «медицина» объединяет в себе науку и практическую деятельность по предупреждению и лечению болезней. Однако на заре человеческой истории медики занимались только лечением, не имея понятия о профилактике. Как явление биологическое, болезни развивались на почве живого организма, в неразрывной связи с окружающей средой. Самыми ранними формами жизни считаются бактерии, которые вызывали болезни животных еще в палеозойскую эру (570 – 230 миллионов лет назад). В то же время болезнь – явление социальное, возникающее в связи с конкретными условиями жизни человека и его местом в обществе.
Первобытные целители основывали свою деятельность на предположении о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Оттого лечение состояло преимущественно из разнообразных сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений. Злые силы изгонялись из человека шумом, обманывались масками или сменой имени больного. Такие приемы называются симпатической магией, то есть основанной на вере в действие объекта, относящегося к человеку, например его вещи, имени или изображения.
Некоторые черты магической медицины сохранились до настоящего времени. Колдуны, изгоняющие злых духов, практикуют на островах Полинезии, в Центральной Африке, среди аборигенов Австралии. Самой ранней профессией можно считать знахарство, рожденное магической медициной. Современные знания о первобытном целительстве получены на основе данных палеопатологии. Эта наука изучает болезненные изменения в растительных и животных организмах, в частности патологию скелета человека, обитавшего на Земле в доисторические времена. Многочисленные сведения получены в результате изучения жизни сохранившихся примитивных племен.
Археологи обнаружили остатки таких поражений скелета, как деформации костей, переломы, остеомиелит, остит, туберкулез, артрит, остеома и рахит. Даже при отсутствии сведений о других болезнях можно предположить, что почти все современные заболевания существовали и в глубокой древности. Как правило, первобытные врачеватели образовывали своеобразную социальную группу, намеренно создававшую вокруг себя мистический ореол. Некоторые народы считали, что душевные болезни обусловлены одержимостью духами, но необязательно злыми. Поэтому люди, страдающие истерией или эпилепсией, могли стать жрецами или шаманами. Впрочем, многие суеверия, наряду с абсурдом, имеют рациональную сторону.
Инки и майя использовали колдовство и заклинания, одновременно владея вполне материальными лечебными методиками. В Месопотамии важную роль играла астрология: болезнь прогнозировалась в соответствии с расположением звезд, а диагноз ставился опытным путем. Хотя Геродот утверждал, что среди вавилонян не было лекарей, данные археологических исследований свидетельствуют о наличии в ассиро-вавилонской медицине профессиональных эмпирических знаний.
Египетская медицина основана на поклонении многочисленным богам и догматичном их почитании. Так, мудрый бог Тот считался автором «Герметических книг», в числе которых были труды по медицине. Египет эпохи фараонов считался медицинским центром Древнего мира. Вопреки распространенному мнению, далеко не все врачи этой страны являлись жрецами. Целителей относили к особой касте, а медицинские школы Саиса (столица Египта в 663 – 525 годах до н. э.) и Гелиополя возникли и действовали независимо от храмов. Несмотря на педантичную религиозность, египтяне прослыли отменными врачами; к их услугам прибегали иностранные правители. Например, Киру II Великому (558 – 529 годы до н. э.) лечил глаза личный медик фараона Амасиса.
Основные методы древнееврейских медиков заимствованы из практики врачей Вавилона и Египта. Однако в Палестине имелись собственные неповторимые способы и своеобразный взгляд на болезни. Целители там отказались от мистики. По мнению врачевателей Иудеи, болезнь и здоровье посылаются богом, только болезнь дается в наказание за грех, а здоровье, соответственно – в награду за благие дела. Бог считался единственным целителем. При этом врач и жрец соединялись в одном лице, что не способствовало развитию профессионализма и врачебной специализации.
Китайская медицина из магической перешла в разряд философско-эмпирической, накопив бесценные знания о лекарственных растениях. Основой всякой терапии здесь считали взаимодействие инь и ян, хотя не отрицались магические методики. Вследствие излишнего консерватизма традиционная китайская медицина в течение веков не претерпела существенных изменений. Отличаясь косностью и догматизмом, местные врачеватели избегали прямого наблюдения и экспериментов. Хирургия, достигшая высокого уровня в Древнем Китае, остановилась в развитии еще до начала нашей эры.
Эллинская цивилизация, создавшая шедевры искусства и науки, не могла не могла не внести свой вклад в медицину. Эмпиризм (от греч. empeiria – «опыт»), необходимый для развития науки врачевания, нашел благодатную почву в свободной атмосфере Греции.
Медицина Древнего Рима возникла из магии этрусков. Известно, что этот народ был искусен в лечении зубов и осушал болота в целях борьбы с малярией.
Собственно римская медицина в языческий период полностью основывалась на магии. Здесь почитали великое множество божеств, относящихся к целительству. Удивительно, но среди римлян профессия врача не пользовалась уважением. Лечение считалось занятием, не соотносимым с достоинством римского гражданина. Поэтому медицинской практикой часто занимались рабы, а их пациенты были защищены законом от врачебных злоупотреблений. Правительство гарантировало бедным жителям города бесплатные консультации и медицинскую помощь, а отдельные районы обслуживали общественные врачи. Таким образом, римская медицина, не сделав особых открытий с научной стороны, достигла высокого уровня в области общественного здравоохранения и санитарии.
velib.com
Древнее врачевание
Елена Грицак Популярная история медицины
Введение
История медицины является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, вобравшей в себя знания и народные традиции от первобытных времен до нашего времени. Врачебная деятельность народов мира проходила на фоне общего исторического развития общества, формируясь по законам, единым для всякой науки. Великие открытия в медицине находились в неразрывной связи с достижениями в философии, естествознании, искусстве и точных науках. Если древние люди руководствовались в основном религиозными догмами, то начиная с позднего Средневековья развитие врачебной практики проходило под знаменем великих научных открытий.
На примерах борьбы различных школ и учений, неразумного отрицания или поспешного принятия великих открытий (кровообращение, хлороформ, рациональная перевязка ран, оспопрививание, открытие возбудителей болезней и путей их передачи) прослеживается связь медицины с общественной жизнью. Отказавшись от поисков панацеи, не пытаясь искать защиты у божественных сил, ученые полагаются на логику научной мысли и многовековую практику предшественников. Пройдя сложный путь развития, через несколько тысячелетий медицина подходит к истокам, все чаще обращаясь к народным методам врачевания. В современную практику постепенно возвращаются способы, известные еще с древнейших времен.
Иглоукалывание, прижигание, массаж, фитотерапию иногда неверно называют «нетрадиционными методами лечения», отрывая это понятие от исторического контекста. Интересную мысль высказала доктор медицинских наук, профессор Т. С. Сорокина, предложив вспомнить, что словом «традиция» обозначается наследие предков, обычаи, перешедшие от одного поколения к другому. Следовательно, нетрадиционной нужно считать именно научную медицину, тесно связанную с экспериментами, в ходе которых появляются эмпирические знания.
Сорокина предложила оригинальную классификацию современной медицины, разделив ее на три большие группы: народную, традиционную и научную. Последняя включает в себя совокупность средств и приемов старинного врачевания. Выработанные на протяжении 2 миллионов лет истории человечества, народные методы лечения распространились повсеместно, не утратив актуальности до наших дней.
В древности лечение было занятием коллективным; «врачом» в определенных обстоятельствах мог стать каждый общинник. В качестве лекарств использовались знакомые всем средства растительного, животного и минерального происхождения. Народная медицина не дошла до наших современников в первозданном виде. Многое утрачено, уничтожено, забыто. Рациональные и приемлемые в любых обстоятельствах методы древних знахарей соседствуют с негативным опытом, возникшим в результате ошибочного миропонимания. Именно негативный опыт послужил одной из причин многовекового забвения методов первобытного врачевания. Если магические ритуалы безвозвратно ушли в прошлое, то проверенное временем траволечение прочно вошло в арсенал современных терапевтов. Возрожденные старинные методики стали истоком традиционной медицины, а впоследствии легли в основу научной.
Традиционная медицина появилась на Земле около 3 тысяч лет назад и сформировалась в стройные религиозно-философские учения. В качестве примера можно назвать Аюрведу, китайскую лечебную практику, методы тибетских монахов. Традиционная медицина, безусловно, является сокровищницей народного опыта, хотя ее методы эффективны только в условиях определенной культуры. Возникнув как результат развития цивилизации, естественно развиваясь в рамках родственной культуры, традиционные способы терапии жизнеспособны только там, где возникли. Такая локальность не исключает их дальнейшего распространения, но на родине они более действенны. В отличие от народного врачевания носителями традиционной медицины являются профессионалы — люди, осознанно формировавшие элементы системы (учредители школ, создатели лечебных методик, авторы рукописных трудов). Здесь многовековой опыт хранился в кругу посвященных, передавался от учителя к ученику. Более сложные, чем примитивное знахарство, методы традиционной медицины доступны только специалистам. Период развития научной медицины укладывается всего в несколько столетий. Это понятие еще более узкое, хотя интернациональность, динамичность и обоснованность научных методов открывают перед человечеством широкие перспективы. Особенно эффективен союз всех трех систем, как это сложилось в Китае, где сегодня органично сосуществуют традиционные и европейские способы лечения. Древние и современные методики преподаются в различных школах, но в практике неотделимы друг от друга. В свою очередь, многие способы китайских докторов, в частности массаж, иглотерапия, водолечение, применяются в европейских клиниках. В мире действуют национальные ассоциации акупунктуры, создаются новые учебники, атласы, выходят специальные журналы и руководства, что свидетельствует о большом будущем традиционной медицины.
Древнее врачевание
В настоящее время понятие «медицина» объединяет в себе науку и практическую деятельность по предупреждению и лечению болезней. Однако на заре человеческой истории медики занимались только лечением, не имея понятия о профилактике. Как явление биологическое, болезни развивались на почве живого организма, в неразрывной связи с окружающей средой. Самыми ранними формами жизни считаются бактерии, которые вызывали болезни животных еще в палеозойскую эру (570–230 миллионов лет назад). В то же время болезнь — явление социальное, возникающее в связи с конкретными условиями жизни человека и его местом в обществе.
Первобытные целители основывали свою деятельность на предположении о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Оттого лечение состояло преимущественно из разнообразных сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений. Злые силы изгонялись из человека шумом, обманывались масками или сменой имени больного. Такие приемы называются симпатической магией, то есть основанной на вере в действие объекта, относящегося к человеку, например его вещи, имени или изображения.
Некоторые черты магической медицины сохранились до настоящего времени. Колдуны, изгоняющие злых духов, практикуют на островах Полинезии, в Центральной Африке, среди аборигенов Австралии. Самой ранней профессией можно считать знахарство, рожденное магической медициной. Современные знания о первобытном целительстве получены на основе данных палеопатологии. Эта наука изучает болезненные изменения в растительных и животных организмах, в частности патологию скелета человека, обитавшего на Земле в доисторические времена. Многочисленные сведения получены в результате изучения жизни сохранившихся примитивных племен.
Археологи обнаружили остатки таких поражений скелета, как деформации костей, переломы, остеомиелит, остит, туберкулез, артрит, остеома и рахит. Даже при отсутствии сведений о других болезнях можно предположить, что почти все современные заболевания существовали и в глубокой древности. Как правило, первобытные врачеватели образовывали своеобразную социальную группу, намеренно создававшую вокруг себя мистический ореол. Некоторые народы считали, что душевные болезни обусловлены одержимостью духами, но необязательно злыми. Поэтому люди, страдающие истерией или эпилепсией, могли стать жрецами или шаманами. Впрочем, многие суеверия, наряду с абсурдом, имеют рациональную сторону.
Инки и майя использовали колдовство и заклинания, одновременно владея вполне материальными лечебными методиками. В Месопотамии важную роль играла астрология: болезнь прогнозировалась в соответствии с расположением звезд, а диагноз ставился опытным путем. Хотя Геродот утверждал, что среди вавилонян не было лекарей, данные археологических исследований свидетельствуют о наличии в ассиро-вавилонской медицине профессиональных эмпирических знаний.
Египетская медицина основана на поклонении многочисленным богам и догматичном их почитании. Так, мудрый бог Тот считался автором «Герметических книг», в числе которых были труды по медицине. Египет эпохи фараонов считался медицинским центром Древнего мира. Вопреки распространенному мнению, далеко не все врачи этой страны являлись жрецами. Целителей относили к особой касте, а медицинские школы Саиса (столица Египта в 663–525 годах до н. э.) и Гелиополя возникли и действовали независимо от храмов. Несмотря на педантичную религиозность, египтяне прослыли отменными врачами; к их услугам прибегали иностранные правители. Например, Киру II Великому (558–529 годы до н. э.) лечил глаза личный медик фараона Амасиса.
Основные методы древнееврейских медиков заимствованы из практики врачей Вавилона и Египта. Однако в Палестине имелись собственные неповторимые способы и своеобразный взгляд на болезни. Целители там отказались от мистики. По мнению врачевателей Иудеи, болезнь и здоровье посылаются богом, только болезнь дается в наказание за грех, а здоровье, соответственно — в награду за благие дела. Бог считался единственным целителем. При этом врач и жрец соединялись в одном лице, что не способствовало развитию профессионализма и врачебной специализации.
Китайская медицина из магической перешла в разряд философско-эмпирической, накопив бесценные знания о лекарственных растениях. Основой всякой терапии здесь считали взаимодействие инь и ян, хотя не отрицались магические методики. Вследствие излишнего консерватизма традиционная китайская медицина в течение веков не претерпела существенных изменений. Отличаясь косностью и догматизмом, местные врачеватели избегали прямого наблюдения и экспериментов. Хирургия, достигшая высокого уровня в Древнем Китае, остановилась в развитии еще до начала нашей эры.
Эллинская цивилизация, создавшая шедевры искусства и науки, не могла не могла не внести свой вклад в медицину. Эмпиризм (от греч. empeiria — «опыт»), необходимый для развития науки врачевания, нашел благодатную почву в свободной атмосфере Греции.
Медицина Древнего Рима возникла из магии этрусков. Известно, что этот народ был искусен в лечении зубов и осушал болота в целях борьбы с малярией.
Собственно римская медицина в языческий период полностью основывалась на магии. Здесь почитали великое множество божеств, относящихся к целительству. Удивительно, но среди римлян профессия врача не пользовалась уважением. Лечение считалось занятием, не соотносимым с достоинством римского гражданина. Поэтому медицинской практикой часто занимались рабы, а их пациенты были защищены законом от врачебных злоупотреблений. Правительство гарантировало бедным жителям города бесплатные консультации и медицинскую помощь, а отдельные районы обслуживали общественные врачи. Таким образом, римская медицина, не сделав особых открытий с научной стороны, достигла высокого уровня в области общественного здравоохранения и санитарии.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 12 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.054 сек.)
mybiblioteka.su
Как врачевали в древности
Уже достаточно много известно о том, что древние врачеватели были умелыми лекарями. В летописях многих народов, особенно Египта и Индии, содержатся сведения о лечении больных и рецептах снадобий, мазей, отваров...
Знаменитые древние камни Иты запечатлели момент операций на внутренних органах, включая и сердце. Старые тексты рассказывают о рождении сынов богов от земных женщин, изменении генетики живущих на земле. Даже есть версия, что боги, посещавшие Землю, передали часть своих знаний, в том числе медицинских, земным цивилизациям.Во все века здоровье и долголетие считались самым главным благом человека. Объяснимо желание каждого сохранить свое здоровье. Медицина, как наука о здоровье, возникла очень давно. В далеком прошлом, самыми целенаправленными разработками в области медицины прославились лекари Древнего Египта. Даже греки признавали право первенства за египтянами, особенно в области профилактики заболеваний. Египтяне считали, что медицина находится под покровительством бога Тота, которого изображали в виде человека, но с головой павиана или ибиса. Потрясает уровень знания древних египтян в области анатомии - они значительно опережали представления о строении человеческого тела всех соседних народов. Возможно в данном случае, помогло то, что египтяне имели большую практику в бальзамировании, при котором осуществлялось вскрытие тела умершего и применение уникальных специальных составов, сохраняющих ткани от разложения.Уже во II тысячелетии до нашей эры египтяне имели анатомическое описание сердца, почек, мозга, сосудов, мышц и кишечника. Но, несмотря на это, все же египтяне ошибались в некоторых достаточно важных вещах: они предполагали, что сердце соединено не только с артериями и венами, но также с мышцами и нервами и что эмоции и мыслительные процессы рождаются и протекают не в мозге, а в сердце. Не до конца они понимали и назначение системы кровообращения.Врачевание в Египте было поставлено на профессиональную основу. Существовали медицинские школы - их называли Домами жизни. Кроме медицины в школах изучали архитектуру, математику, астрономию и ваяние. Кстати, лекарь в Египте выполнял и функции жреца, поскольку медицина была составной частью религиозного культа. Студентов школ прикрепляли на практику к одному из храмов, где они получали навыки в медицине, а также постигали обряды и таинства религии.Многие опытные медики Древнего Египта хранили свои секреты врачевания в секрете и передавали их по наследству своим сыновьям - возникали целые династии, владевшие профессией исцеления. До наших дней дошли сведения о придворных медиках, которые лечили фараонов и знать. Эти медики имели высокое положение при каждом из властительных дворов. Интересно, что уже в древности существовали узкоспециализированные лекари - «придворный врачеватель желудка», «хранитель царских внутренностей», «врачеватель глаз при дворе фараона».Во времена 3-й династии фараонов самым лучшим медиком считался Имхотеп. Многие современные специалисты не считали Имхотепа реальным человеком - слишком трудно было поверить, что человек мог обладать теми достоинствами, которые описаны в летописях. Имхотепа, иногда, называли «Леонардо Да Винчи» древнего Египта, но вероятнее всего, он был еще большим: если Да Винчи имел статус гения, то Имхотеп был возвеличен до уровня бога медицины. Он занимал при дворе Джосера должности советника, жреца, писца, зодчего и врачевателя. Именно Имхотепа считали создателем ступенчатой пирамиды Джосера. Но большую известность принесла талантливому ученому его деятельность в области медицины и магии. Имхотеп был автором «Папируса Эдвина Смита», где описаны около сотни анатомических терминов и приведены записи о сорока восьми видах травм.Имхотеп стал основателем медицинской школы в Мемфисе (и это произошло за тысячелетие до рождения Гиппократа). Известный канадский исследователь и врач Уильям Ослер так писал об Имхотепе: «... сначала он был врачом, это ясно из туманов старины. Имхотеп диагностировал и лечил более чем 200 болезней, 15 болезней живота, 11 мочевого пузыря, 29 болезней глаз, 18 кожи, а также волос, ногтей и языка. Имхотеп имел дело с туберкулезом, аппендицитом, подагрой и артритом. Он также выполнял хирургические операции и занимался лечением зубов. Имхотеп получал лекарства из растений. Он знал расположение и функции жизненноважных органов и обращение кровеносной системы. Британская энциклопедия гласит, что свидетельства, предоставленные египетскими и греческими источниками, дают представления об Имхотепе как об уважаемой в эпоху ранней цивилизации фигуре. Его престиж с течением столетий только возрос, а его храмы даже в греческие времена стали центрами медицинского обучения».Кроме Имхотепа, известным древним врачевателем был и Мечен - информация об этом размещена на стенах его гробницы. Тогда же в Египте жил и работал знаменитый зубной лекарь Хаси-Ра.Надо отметить, что врачеватели, жившие в Древнем Египте, не только лечили, но и осуществляли медицинские исследования. До наших дней дошел архив их научных трудов на папирусных свитках. Самым известным из медицинских трактатов является папирус Эберса. Его обнаружил в 1872 году немецкий египтолог Георг Эбере. Хранится он в Лейпцигском университете. Трактат состоит из более чем ста страниц и называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Установлен и возраст папируса - 3600 лет! В нем иероглифами описано 900 рецептов лекарств для лечения болезней дыхательной и сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения, уха-горла-носа, лечение кровотечения, ожогов, глазных болезней, инфекционных заболеваний, паразитарных и кожных болезней и многое другое.Известен еще один медицинский трактат, относящийся к 1600 году до нашей эры, получивший название по имени ученого, нашедшего его, - папирус Смита. В нем описано около полусотни случаев травм (костей черепа, ключиц, грудной клетки, шейных позвонков, предплечья и позвоночного столба), полученных при строительстве или в результате военных действий, а также способы лечения этих травм. В то время врачеватель после осмотра больного произносил одну фразу из следующих: «Это болезнь, которую я мог вылечить», «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить и с которой буду бороться», «это болезнь, с которой ничего нельзя сделать». Из папируса становится ясным, что древние лекари знали, что именно сердце перекачивает по жилам кровь, хорошо разбирались в лечении мозговых травм. Также в трактате есть советы по использованию антисептиков: меда и настойки липовой коры (аналог аспирина).Древние врачеватели Египта практиковали и хирургические операции, трепанацию черепа, лечили переломы и вывихи, обрабатывали раны от заражения. Исследование мумий подтвердили умение древних эскулапов лечить зубные заболевания. Древние стоматологи умели проводить протезирование - зубы соединяли между собой проволокой, в челюстях просверливали отверстия в области корней зубов с целью снятия воспаления и для обеспечения оттока гноя. Все это подтверждало, что древние стоматологи имели высокий профессиональный уровень. В те времена очень ценились здоровые зубы. Считалось, что если у человека отсутствует хотя бы один зуб - он полагался ущербным. Если господин выбивал зуб у своего раба - он был обязан, в искупление проступка, дать ему свободу.Многих, наверно, удивит, что одним из направлений древней медицины было санаторное лечение. Санатории существовали на базе храмов. Больные находились в оздоровительных помещениях несколько дней или недель, получая так необходимое им лечение и молясь Богу о своем исцелении. В качестве платы за лечение, исцеленный преподносил храму изображение исцеленного органа, сделанного из серебра, золота или мрамора. Археологи при раскопках в Эпидаре нашли множество таких приношений в виде мраморных ног и рук, серебряных сердец и золотых ушей и глаз.Египетские храмы хранили уникальные папирусы в своих огромных библиотеках. .'Тысячи папирусов медицинского содержания стали ценнейшими материалом для наших современников. Древние лечебницы назывались аскпепионами (по имени бога врачевания Асклепия). В одном из таких медицинских помещений родился известный врачеватель Гиппократ.Археологам удалось найти останки таких лечебниц. Они увидели маленькие комнаты для больных, ванны, комнаты для осмотра. Такие лечебницы могли принимать тысячи больных со всего Средиземноморья, в них применяли для лечения методы Гиппократа. Эти методы изложены в «Гиппократовом сборнике». Многие данные о медицине древних изложены в труде Геродота, называемом «Историей в девяти книгах».Когда Александр Македонский завоевал Египет, греки переняли методы врачевания у египетских лекарей. Греки научились методам диагностирования, изучили способы подготовки предписания больным, научились выписке рецептов и использованию болеутоляющих и снотворных средств. Теперь уже в Греции стали создаваться медицинские школы, где основными дисциплинами стало изучение методов диагностики и лечения, а также философия.Надо сказать, что в Древние времена деятельность врачевателей подчинялась очень строгим моральным правилам, нарушение которых очень жестоко каралось. В христианских странах также существовала норма ответственности за неоказание помощи больному -такой проступок строго порицался.Летописи гласят, что и Святой Моисей в свое время получил блестящее образование при дворе фараона. Он изучил методы врачевания, обладал широкими медицинскими знаниями. «И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах». В библейских книгах, написанных Моисеем, нет ничего связанного с магическими методами врачевания, но те медицинские знания, о которых говорится в этих книгах, намного опережают уровень самой продвинутой в то время египетской медицинской школы. Можно предположить, что знания Моисея были Божественным откровением. В Книге Исход изложены медицинские знания, а также последствия нарушения законов Божьих: «И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой». Вот, например, что говорится в библейских текстах об инфекционных заболеваниях: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт, и кричать: «нечист! нечист!». Но все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его... Он должен сжечь одежду, или основу, или уток шерстяной или льняной, или какую бы то ни было кожаную вещь, на которой будет язва, ибо это проказа едкая: должно сжечь на огне».Но, как известно, в эпоху Просвещения происходила активная критика библейского учения и отвержение Библии. Из-за этого народы были лишены так необходимого ему знания. Как последствие - ужасные эпидемии, причинами которых явилось пренебрежение к правилам санитарии и гигиены.До XIX века европейские медики не считали необходимым вымыть руки после обследования умершего человека, чтобы продолжать прием пациентов, что приводило к большому количеству смертельных случаев среди больных, которые умирали по невыясненным причинам. А ведь еще Моисей писал: «И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех, имеющих истечение, и всех, осквернившихся от мертвого». Жизнь подтверждает справедливость медицинских знаний, переданных человечеству в библейских текстах.Насчет алкоголя и сохранения здоровья также есть советы в божественных текстах. Вот, например, как апостол Павел поучает молодого служителя: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов», «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство». Пророк Исайя также говорил о пользе вина в небольших количествах: «Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок (в оригинальном тексте используется слово «Яйн», или же «новое вино»), тогда говорят; «не повреди ее, ибо в ней благословение». Кстати, под словами «новое вино» имелся в ввиду свежевыжатый сок.В Библии большое внимание уделено правилам питания человека для поддержания здоровья, делая особый акцент на вегетарианском питании: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, вам сие будет в пищу». Хотя Создатель не запрещал употреблять человеку и мясную пищу.Нельзя не отдавать должное умению и профессионализму древних лекарей - все свои силы и умения, использовавшие для лечения больных и травмированных людей. Одновременно с проведением лечения они осуществляли и научные исследования в области медицины - отсюда и повышение их уровня компетентности. Пока никто не сумел достаточно уверенно указать на источник получения древними врачевателями медицинских знаний, и будущее покажет - сможет ли человечество открыть эту тайну.
Источник: "Интересная газета. Тайны истории" №7 2014 г
tainyvselennoi.ru
Древнее врачевание - Библиотека - Доктор Комаровский
В настоящее время понятие «медицина» объединяет в себе науку и практическую деятельность по предупреждению и лечению болезней. Однако на заре человеческой истории медики занимались только лечением, не имея понятия о профилактике. Как явление биологическое, болезни развивались на почве живого организма, в неразрывной связи с окружающей средой. Самыми ранними формами жизни считаются бактерии, которые вызывали болезни животных еще в палеозойскую эру (570–230 миллионов лет назад). В то же время болезнь — явление социальное, возникающее в связи с конкретными условиями жизни человека и его местом в обществе. Первобытные целители основывали свою деятельность на предположении о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Оттого лечение состояло преимущественно из разнообразных сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений. Злые силы изгонялись из человека шумом, обманывались масками или сменой имени больного. Такие приемы называются симпатической магией, то есть основанной на вере в действие объекта, относящегося к человеку, например его вещи, имени или изображения. Некоторые черты магической медицины сохранились до настоящего времени. Колдуны, изгоняющие злых духов, практикуют на островах Полинезии, в Центральной Африке, среди аборигенов Австралии. Самой ранней профессией можно считать знахарство, рожденное магической медициной. Современные знания о первобытном целительстве получены на основе данных палеопатологии. Эта наука изучает болезненные изменения в растительных и животных организмах, в частности патологию скелета человека, обитавшего на Земле в доисторические времена. Многочисленные сведения получены в результате изучения жизни сохранившихся примитивных племен. Археологи обнаружили остатки таких поражений скелета, как деформации костей, переломы, остеомиелит, остит, туберкулез, артрит, остеома и рахит. Даже при отсутствии сведений о других болезнях можно предположить, что почти все современные заболевания существовали и в глубокой древности. Как правило, первобытные врачеватели образовывали своеобразную социальную группу, намеренно создававшую вокруг себя мистический ореол. Некоторые народы считали, что душевные болезни обусловлены одержимостью духами, но необязательно злыми. Поэтому люди, страдающие истерией или эпилепсией, могли стать жрецами или шаманами. Впрочем, многие суеверия, наряду с абсурдом, имеют рациональную сторону. Инки и майя использовали колдовство и заклинания, одновременно владея вполне материальными лечебными методиками. В Месопотамии важную роль играла астрология: болезнь прогнозировалась в соответствии с расположением звезд, а диагноз ставился опытным путем. Хотя Геродот утверждал, что среди вавилонян не было лекарей, данные археологических исследований свидетельствуют о наличии в ассиро-вавилонской медицине профессиональных эмпирических знаний. Египетская медицина основана на поклонении многочисленным богам и догматичном их почитании. Так, мудрый бог Тот считался автором «Герметических книг», в числе которых были труды по медицине. Египет эпохи фараонов считался медицинским центром Древнего мира. Вопреки распространенному мнению, далеко не все врачи этой страны являлись жрецами. Целителей относили к особой касте, а медицинские школы Саиса (столица Египта в 663–525 годах до н. э.) и Гелиополя возникли и действовали независимо от храмов. Несмотря на педантичную религиозность, египтяне прослыли отменными врачами; к их услугам прибегали иностранные правители. Например, Киру II Великому (558–529 годы до н. э.) лечил глаза личный медик фараона Амасиса. Основные методы древнееврейских медиков заимствованы из практики врачей Вавилона и Египта. Однако в Палестине имелись собственные неповторимые способы и своеобразный взгляд на болезни. Целители там отказались от мистики. По мнению врачевателей Иудеи, болезнь и здоровье посылаются богом, только болезнь дается в наказание за грех, а здоровье, соответственно — в награду за благие дела. Бог считался единственным целителем. При этом врач и жрец соединялись в одном лице, что не способствовало развитию профессионализма и врачебной специализации. Китайская медицина из магической перешла в разряд философско-эмпирической, накопив бесценные знания о лекарственных растениях. Основой всякой терапии здесь считали взаимодействие инь и ян, хотя не отрицались магические методики. Вследствие излишнего консерватизма традиционная китайская медицина в течение веков не претерпела существенных изменений. Отличаясь косностью и догматизмом, местные врачеватели избегали прямого наблюдения и экспериментов. Хирургия, достигшая высокого уровня в Древнем Китае, остановилась в развитии еще до начала нашей эры. Эллинская цивилизация, создавшая шедевры искусства и науки, не могла не могла не внести свой вклад в медицину. Эмпиризм (от греч. empeiria — «опыт»), необходимый для развития науки врачевания, нашел благодатную почву в свободной атмосфере Греции. Медицина Древнего Рима возникла из магии этрусков. Известно, что этот народ был искусен в лечении зубов и осушал болота в целях борьбы с малярией. Собственно римская медицина в языческий период полностью основывалась на магии. Здесь почитали великое множество божеств, относящихся к целительству. Удивительно, но среди римлян профессия врача не пользовалась уважением. Лечение считалось занятием, не соотносимым с достоинством римского гражданина. Поэтому медицинской практикой часто занимались рабы, а их пациенты были защищены законом от врачебных злоупотреблений. Правительство гарантировало бедным жителям города бесплатные консультации и медицинскую помощь, а отдельные районы обслуживали общественные врачи. Таким образом, римская медицина, не сделав особых открытий с научной стороны, достигла высокого уровня в области общественного здравоохранения и санитарии.