Карта древнее двуречье. Технологическая карта по истории "Древнее Двуречье" (5 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Индивидуальная карта урока по теме: «Древнее Двуречье». Карта древнее двуречье


Технологическая карта по истории "Древнее Двуречье" 5 класс

Бережная Ирина Алексеевна

учитель истории и обществознания

МКОУ «Оконешниковская СОШ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: история Класс: 5

Тема урока

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

V этап: закрепление 10 мин.

Приложение 1.

1 3 8 10 13 14

5 2 9 6 11

4 7 12

Приложение 2.

1. Особое приспособление для полива – столб и качающаяся жердь (Шадуф)

2. Растение, из стеблей которого делали материал для письма. (Папирус)

3. Знак письменности Древнего Египта. (Иероглиф)

4. Книга из папируса, свернутая в трубку (Свиток)

5. Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы фараонов (Сфинкс)

6. Столица Древнего Египетского царства. (Мемфис)

7. Египетский фараон, которому была построена самая высокая пирамида (Хеопс)

8. Гробница фараона (Пирамида)

9. Обычная для Древнего Египта форма владения (Рабство)

10. Фараон, который совершил самые крупные завоевания около1500 года до н. э. (Тутмос)

11. Титул царей в Древнем Египте (Фараон)

12. Военное транспортное средство, запряженное конями (Колесница)

13.Управляющий конями в боевой колеснице (Возничий)

14. Царский советник, военачальник (Вельможа)

15. Бог – повелитель пустынь и песчаных бурь (Сет)

Приложение 3.

Карточка №1

1. Двуречье лежит между двумя большими реками __________ и ____________. Почвы в Южном Двуречье удивительно ______________.

2. Разливы рек проходили ______ обрушивались на ____________ и ____________.

3. Приходилось строить _____________ по берегам, чтобы не смыло ____________ на полях.

4. Для орошения полей и садов рыли _______________.

Карточка №2

1. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были ____________, их поселения вырастая превращались в _______________.

2. Из многочисленных городов самыми крупными были _________ и _______, в Южном Двуречье не было ни _______, ни _________.

3. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших __________ __________.

4. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в ____________ домах, в бедных вход закрывали __________.

Карточка №3

1. Над городскими постройками возвышалась ____________ башня, уступы которой поднимались к ____________.

2. Только __________ было позволено подниматься на вершину башни – в __________________.

3. Покровителем города был бог Солнца __________ или бог Луны _________________

4.Все почитали бога воды _________________, а к богине плодородия и любви ____________ люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.

5. Учёные жрецы занимались ____________ и число ____________ считали священным.

Карточка №41. Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят __________, покрытые значками в виде ___________, которые выдавлены на табличке из мягкой __________, концом заострённой палочки.

2. Клинообразные значки – это особое письмо Двуречья, ____________, а каждый знак в клинописи происходит из _____________ и часто обозначает целое или короткое ______________.3. В клинописи несколько _____________ значков, уроки продолжались ежедневно с ____________ до __________.4. Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали __________ ___________, ученики его считались ___________ ____________.

Приложение 4.

Инструкция для работы в группе

1. Командир группы распределяет карточки с заданиями.

2. Внимательно прочитайте §13. п. 1 с.65 - 66

3. Прочитайте текст карточки.

4. Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски в своей карточке.

5. Подготовьте сообщение для выступления, заполнив шаблон ответа.

6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.

На линии времени отмечайте выполнение каждого этапа.

1_________________2____________________3_______________________4___________________5____________________6

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Оценочный лист

Оценка работы группы

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Задание «Да» или «Нет»

Фамилия, имя ________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

«Древнее Двуречье»

МОЛОДЕЦ!

Место урока по теме

Древнее Двуречье

Урок «Древнее Двуречье» является первым уроком при изучении главы «Западная Азия в древности» по учебнику «История Древнего мира» 5 класс, авторы: Вигасин А.А. Годер Г.И. и Свенцицкая И.С.

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный урок

Фронтальная, индивидуальная и групповая работа;

проблемно-диалогическая технология

Цель урока

Задачи урока

Сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья

I. Предметные:

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье

II. Метапредметные:

Познавательные УУД:

● самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока;

● самостоятельно ориентироваться в учебнике;

● самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для

выполнения задания

Регулятивные УУД:

● принимать и сохранять учебную задачу;

● учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

● закреплять умения контролировать и корректировать свою

деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

Коммуникативные УУД:

● формировать культуру общения между собой, учиться работать

в группах;

● представлять результаты деятельности группы.

III. Личностные результаты:

● применять правила делового сотрудничества;

● оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения;

● анализировать своё эмоциональное состояние.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- географическое положение Древнего Двуречья;

- занятия и верования жителей Древнего Двуречья.

- извлекать информацию из текстовых источников и обобщать их по заданной теме; - строить свои взаимоотношения с членами группы, высказывать свое мнение.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Аспект компетенции:

1. Переработка и использование информации для решения учебных задач.

2. Применение знаний для решения практических задач.

3. Продуктивная коммуникация – работа в группах.

Ориентация на диалогический и эвристический методы обучения. Изложение материала в форме сообщения. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов. Эвристический метод характеризуется на уроке высоким уровнем познавательной активности учащихся.

Технология модерации АМО и ИКТ

  • мультимедийная презентация;

  • мультимедийная установка, экран;

  • конверты, карточки с заданиями;

  • оценочные листы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/ УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный 4 мин.

Мотивация к учебной деятельности.

1.1. Организует приветствие и ситуацию самооценки готовности к уроку.

Приветствие учителя

- Здравствуйте ребята. Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок.

Его эпиграфом будут слова:

“Река времен в своем стремленье

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей”. (слайд 1)

- Вспомните, что значит быть готовым к уроку.

- Проверьте наличие учебных принадлежностей

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных удалых,

И всё, что вижу я вокруг

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

- Эти вопросы сегодня на уроке будут нашими путеводителями. Мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

1.2. Определение темы урока.

- Вокруг вас ряд иллюстраций. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Соотнесите иллюстрации, характерные для Первобытных людей и Древнего Египта.

- С какими иллюстрациями возникли затруднения? Почему? (слайд 2)

- О чем они говорят? (новое государство, которое мы будем изучать)

- Вы хотите узнать, что это за государство?

- И я хочу узнать.

Оценивают готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Проверяют наличие учебных принадлежностей

Работают с иллюстрациями

Учебно-познавательная, коммуникативная

Эмоциональный настрой на урок.

Включение в учебный процесс.

II этап: актуализация знаний 5 минут

- Решив кроссворд, мы с вами узнаем название этой страны. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (слайд 3)

- Вы подходите ко мне и вытаскиваете листочек с вопросом. Читаете вопрос

вслух и говорите ответ, а если ответ не знаете, то обращаетесь за помощью к классу.

- Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 4)

- Запишите тему нашего урока.

- О чём сегодня мы будем говорить?

- Недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулось Древнее Двуречье.

- Давайте посмотрим на карту и найдём на ней страну называемую Двуречьем.

- Как вы думаете, почему, она получила такое название?

- Какие крупные реки находятся в этой стране? (слайд 5)

- Как бы вы еще назвали эту страну?

Демонстрируют знания по теме «Египет» при решении кроссворда.

Запись темы урока в тетрадь

Работают по карте

Учебно-познавательная, коммуникативная

Систематизация знаний по разделу «Египет»

Формирование интереса к познавательной деятельности на занятии.

III этап: постановка проблемы и поиск решения 2 минуты

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

- Что вы знаете об этой стране?

- А хотели бы узнать об этой стране? И я бы узнать о ней?

- Какова же цель нашего урока? (слайд 6)

- Какую информацию мы точно должны изучить новом государстве? (слайд 7)

1. Местоположение и природные условия Двуречья.

2. Население и хозяйство Двуречья.

3. Религия.

4. Письменность.

Совместно с учителем формулируют цель предстоящей деятельности.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Диалог с учащимися, формирование проблемы

Появление проблемы.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

IV этап: совместное исследование проблемы 20 минут

Открытие нового знания в результате поисково-исследовательской деятельности

Знакомство с противоречивыми фактами

4.1. Организация практической деятельности

- Для составления характеристики государства предлагаю поработать в группах, каждая из которых выполнит свою часть задания.

- Прошу руководителей групп подойти ко мне и взять конверт с заданием для своей группы (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Первая группа познакомит нас с природными условиями Двуречья.

Вторая группа с населением и хозяйством Двуречья.

Третья группа с религией Двуречья.

Четвёртая группа с письменностью жителей Двуречья.

- Каждая группа представит результаты своей работы всем, чтобы мы могли сделать общий вывод о Древнем Двуречье.

- Вспомним правила работы в группе. (слайд 8)

- По результатам работы вам предстоит заполнить «Оценочный лист» по известным вам критериям. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

- При отчёте руководитель должен будет оценить работу своей группы.

- В конверте находится инструкция работы группы. Выполняйте пошагово инструкцию и отмечайте на маршрутной ленте то, что вы уже сделали.

- Прочитайте инструкцию от начала и до конца. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

- Задайте вопросы по инструкции.

4.2. Практическая работа. (слайд 9)

- Дайте знак о готовности к работе.

- Время на выполнение работы 10 минут.

Приступайте к работе. Время пошло.

Оказание консультационной помощи.

4.3.Представление результатов работы.

- Представьте результаты вашей деятельности.

Вывод:

-Что вы можете сказать о Древнем Двуречье?

- Оцените работу своей группы

- Что показал оценочный лист?

- Как работала ваша группа?

- Легко ли вам было работать?

- Были разногласия в группе?

- Как удалось их преодолеть?

- Какой вклад внесла ваша группа в достижение общего результата

Планирование работы в группе

Вспоминают алгоритм работы, обсуждают, задают вопросы, принимают учебную задачу.

Ищут ответы на вопросы в учебнике, записывают ответы и готовят мини-сообщение

Выступление командиров групп

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Диалог с учащимися

Формируются навыки публичного выступления

Оценка и самооценка деятельности каждого и группы в целом

Осознают свой вклад в общий результат

Поиски путей решения.

Формирование навыков поисковой деятельности.

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Информационная.

Умение использовать информацию для решения учебной задачи.

ФИЗМИНУТКА (слайд 10)

Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

Кистями рук делаем «фонарики».

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Решение конкретно-практических задач.

1. Задание «Да» или «Нет» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) (слайд 11)

- Прошу руководителей групп подойти ко мне и взять конверт с заданием. Раздайте членам своей группы по одной карточке. Выполнив задание, оцените свою работу.

1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

3. Ур и Урук это название рек. (Нет).

4. Бога солнца звали Шамаш. (Да).

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).

6. Религия жителей Двуречья – язычество. (Да).

7. Клинопись – это узоры на посуде. (Нет).

8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).

9. Знак письменности Двуречья – иероглиф. (Нет).

10. Разливы рек проходили бурно. (Да)

11. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры. (Да)

12. Эа – бог Луны. (Нет)

13. Во главе школы стоял человек, которого именовали «отцом школы». (Да)

14. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших глиняных кирпичей. (Да)

15. Число 60 учёные жрецы считали священным. (Да)

2. Задание «Сравните Египет и Древнее Двуречье»

- Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?

3. Задание «Составь слово»

- Как называлась письменность Двуречья?

Составьте из букв правильный ответ.

О Л И С Ь П Н К И (слайд 12)

Клинопись.

- В Древнем Двуречье существовало особое письмо, которое называлось – КЛИНОПИСЬ (запись термина в тетрадь).

КЛИНОПИСЬ – письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине. (слайд 13)

Заполняют карточки с вопросами и проводят самооценку «Лесенка успеха»

Сравнивают свои ответы с эталоном (слайд 11)

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самооценка

Диалог с учащимися

VI этап: задание на дом 2 минуты

Систематизация знания, полученного на уроке, развитие творческого подхода к выполнению задания.

- Написать сочинение на тему (слайд 13) «Путешествие по посёлку шумеров»

- Составить кроссворд на тему «Древнее Двуречье» (10 слов)

- Подготовить сообщение на тему «Древнее Двуречье»

- Выберите то задание, которое вам по силам. Задания у вас на цветных листах, лист можно взять с собой домой.

Задают вопросы, выбирают для себя задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Диалог с учащимися.

Учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей

Творческие работы детей по теме

VI I этап: итоги урока, рефлексия результатов деятельности 2 минут

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Достигли мы цели урока? (слайд 6)

- Что из истории Древнего Двуречья вам больше всего запомнилось? (слайд 14)

- Ребята, оцените ваши действия на уроке.

- Интересно вам сегодня было или нет?

- Прикрепите на дерево то яблоко,

которое на ваш взгляд соответствует вашему настроению на уроке.

Картинки – за работу на уроке – в ваши портфолио

.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Коллективная рефлексия деятельности

А

Д

У

Ф

А

П

И

Р

У

С

Е

Р

О

Г

Л

И

Ф

В

И

Т

О

К

Ф

И

Н

К

С

6 М

Е

М

Ф

И

С

Е

О

П

С

И

Р

А

М

И

Д

А

А

Б

С

Т

В

О

10Т

У

Т

М

О

С

11Ф

А

Р

А

О

Н

12К

О

Л

Е

С

Н

И

Ц

А

13В

О

З

Н

И

Ч

И

Й

14В

Е

Л

Ь

М

О

Ж

А

15С

Е

Т

Инструкция для работы в группе

1. Командир группы распределяет карточки с заданиями.

2. Внимательно прочитайте §13. п. 2, с.66 - 67

3. Прочитайте текст карточки.

4. Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски в своей карточке.

5. Подготовьте сообщение для выступления, заполнив шаблон ответа.

6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.

На линии времени отмечайте выполнение каждого этапа.

1_________________2____________________3_______________________4___________________5____________________6

Инструкция для работы в группе

1. Командир группы распределяет карточки с заданиями.

2. Внимательно прочитайте §13. п. 3, с. 67

3. Прочитайте текст карточки.

4. Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски в своей карточке.

5. Подготовьте сообщение для выступления, заполнив шаблон ответа.

6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.

На линии времени отмечайте выполнение каждого этапа.

1_________________2____________________3_______________________4___________________5____________________6

Инструкция для работы в группе

1. Командир группы распределяет карточки с заданиями.

2. Внимательно прочитайте §13. п. 4, с. 67 - 68

3. Прочитайте текст карточки.

4. Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски в своей карточке.

5. Подготовьте сообщение для выступления, заполнив шаблон ответа.

6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.

На линии времени отмечайте выполнение каждого этапа.

1_________________2____________________3_______________________4___________________5____________________6

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились

с помощью учителя

1. Междуречье иначе называется Двуречье.

«Лесенка успеха»

Критерии для самооценки:

1б. – 3б. – первая ступенька

4б. – 6б. – вторая ступенька

7б. – 9б. – третья ступенька

10б. – 12б. – четвёртая ступенька

13б. – 15б. – пятая ступенька

2. Двери у бедняков были деревянные.

3. Ур и Урук это название рек

4. Бога солнца звали Шамаш.

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми.

6. Религия жителей Двуречья - язычество.

7. Клинопись - это узоры на посуде.

8. В природно-климатических условиях Египта и

Двуречья много сходства.

9. Знак письменности Двуречья – иероглиф.

10. Разливы рек проходили бурно.

11. Древним народом, создавшим первые государства в

Двуречье, были шумеры.

12. Эа – бог Луны.

13. Во главе школы стоял человек, которого именовали

«отцом школы».

14. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших

глиняных кирпичей.

15. Число 60 учёные жрецы считали священным.

doc4web.ru

Конспект урока истории на тему "Древнее Двуречье"

Тема: Древнее Двуречье.

Цели: ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.

Ход урока:

  1. Вступительное слово.

- Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмоса граница Египта была отодвинута до

Реки Евфрат. Как можно было добраться египтянам до этой реки?

  1. Работа по карте.

- Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.

- Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? (Двуречье или Междуречье).

- как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр и Евфрат? (Турция, Сирия, Ирак).

§1. Природа и климат Древнего Двуречья

К северо-востоку от Египта в Западной Азии  более пяти тысяч лет назад появилось еще одно государство Древнего мира, получившее название Двуречье или Междуречье. Оно образовалось между двумя реками – Тигр и Евфрат. Как и в Древнем Египте реки являлись дарительницами жизни, обеспечивающие плодородие почвы. Но в отличие от спокойного Нила, реки Двуречья были бурными и быстрыми. Тигр и Евфрат берут свое начало в горах. В период разливов реки превращались в настоящее бедствие – поток смывал селения и пастбища, уничтожая жилища людей.

Однако, именно благодаря рекам, несущих с гор на севере полезные вещества, в южном Двуречье земля была удивительно плодородной. Но, в то же время, здесь нет мест, где можно добыть, строительный камень, не растут леса. Дома, дворцы и храмы в южном Двуречье приходилось строить из глины.

С древнейших времен в Двуречье  благодаря наличию плодородной почвы развивалось земледелие. Небольшие земледельческие поселения, разрастаясь, превращались в города. Вокруг городов формировались небольшие государства. Самыми крупными  городами были Ур и Урук.

Как и в Египте, для орошения полей, садов и огородов, удаленных от рек, люди строили каналы. По каналам из города в город люди плавали на лодках, сплетенных из веток и обтянутой кожей. И, как и в Египте, для защиты полей от разливов рек вдоль Тигра и Евфрата строились специальные насыпи.

§2. Религия и культурные ценности Древнего Двуречья

Дерево в Двуречье ценилось очень дорого. Для того, чтобы его добыть людям приходилось отправляться на север, в горы. Такие путешествия были очень долгими и опасными. Лишь самые богатые люди могли позволить себе покупку вещей из дерева. Двери и кровати из дерева нередко становились предметами наследования. Умирая, отец мог оставить одному сыну дом и сад, а другому предметы, сделанные из дерева. Такое разделение имущества никого не удивляло.

Как и древние египтяне, жители Двуречья были очень религиозными. Задабривая богов, люди строили в городах высокие ступенчатые башни, каждый этаж которых был окрашен в особый цвет – белый, красный или черный. Такие башни назывались зиккураты и являлись храмами богов-покровителей. В каждом городе был свой наиболее почитаемый бог, например, Сина, бог луны, Шамаш, бог солнца и другие. По всему Двуречью люди в равной мере почитали бога воды Эа и богиню любви и плодородия Иштар.

В Двуречье было создано одно из древнейших литературных произведений – «Эпос о Гильгамеше». В сказании рассказывается о приключениях царя города Урук – Гильгамеше. Боги решили испытать его и отправили к нему Энкиду – полузверя-получеловека. В открытой борьбе ни тот ни другой не смогли добиться победы и заключили между собой дружбу. Вместе отправились они в путешествие, совершая подвиги. Через некоторое время Энкида заболел и умер. Горько плакал Гильгамеш о своем друге – понял он, что все в мире смертны. И отправился он искать себе бессмертие. После многих пережитых им опасностей, удалось разыскать цветок жизни, от которого старики молодели. Но когда Гильгамеш уснул, приползла змея, посланная богами, и съела цветок. Недоступно людям бессмертие – оставляют его для себя боги.

Большое значение жители Двуречья придавали погребальным обрядам. В развалинах города Ур были обнаружены гробницы древних правителей. Эти гробницы напоминали подземные дворцы. Рядом с правителями были найдены украшения и оружие. Вместе с правителями были захоронены его верные слуги: воины, возницы, музыканты. Они специально принимали яд, чтобы сопровождать своего господина в загробной жизни, охраняя и защищая его.

§3. Архитектура и письменность в Древнем Двуречье

В Двуречье развивались и науки. Жрецы использовали зиккураты,   высокие ступенчатые храмовые башни,  для наблюдения за небесными «богами»: солнцем, луной и планетами. Составлялись звездные календари, вычислялись лунные затмения. Люди верили, что по звездам можно предсказывать судьбы людей. Развитие в Двуречье приобрела и математика. Основой счета и самым священным числом считалось 60. Традицию использования этого числа продолжаем и мы, разделяя час на 60 минут, минуту на 60 секунд, а окружность - на 360 градусов.

В городах Древнего Двуречья кроме обломков глиняных кирпичей и посуды археологи обнаруживали глиняные таблички, покрытые знаками, напоминающими клинья. Знаки эти наносились на сырую глину специальными заостренными палочками, это особое письмо Двуречья в виде клиньев, назвали клинопись.

Знаки клинописи представляют собой упрощенное рисуночное письмо и обозначают целое слово или слоги.     Ученые насчитали несколько сотен клинописных знаков. Как и в Египте, в Двуречье процесс обучения грамоте занимал многие годы. Мальчики, занимавшиеся в специальных школах писцов, учились с восхода до заката, переписывая древние мифы и легенды, законы царей и труды ученых.

Итоги.

- Что общего в природных условиях, жизни жителей Египта и Двуречья?

- Домашнее задание: § 13, заполнить таблицу:

Египет

Двуречье

Географическое положение

Климатические условия

Религия и культурные ценности

Архитектура и письменность.

 

infourok.ru

Технологическая карта Древнее Двуречье | Образовательный портал WebUrok.com — учебно-методические материалы для учителей

Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье». Тип урока: урок открытия нового знания Цели урока: Дидактическая: формирование представления обучающихся о государстве Древнее Двуречье; Развивающая: формирование умений и навыков работы с историческими источниками, картами, текстом учебника; Воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Задачи: Дидактические: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья; формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из текстовых, анимационных источников и обобщать их по заданной теме; ознакомиться с презентацией урока, запомнить мифы Древнего Двуречья. Воспитательные: познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, их культурой, верованиями в эпоху древнего мира; воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого; формировать навыки самоконтроля; Развивающие: развивать умения связной речи, логично выстраивать предложения; развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами. Оборудование урока: компьютер, экран, мультимедиа, презентация, атлас по истории, тексты из хрестоматии по истории древнего мира в виде карточек. Используемые учебники и учебные пособия:  Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /под общ. Ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2014. Используемая методическая литература:  Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. Ч.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток /Г. И. Годер. -  М.: Просвещение, 2014   Этапы урока Действия учителя Действия учеников Формирование УУД I.Организационный момент (2 мин)           Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. – Ребята,  давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках?     –  Мы изучали историю Древнего Египта, особенности его цивилизации.       Регулятивные УУД: 1.Прогнозирование 2.Целеполагние           II.Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка цели и задачи урока. (5 мин)                   III.Актуализация знаний (5 мин) Страна двух рек. Работа с историческим источником. (7 мин) IV.Физминутка(2 мин) Города из глиняных кирпичей. Работа с иллюстрацией (5 мин) Башни от земли до неба. Работа с текстом учебника ( 3 мин) Письмена на глиняных табличках. Беседа. Работа с иллюстрацией.( 5 мин)   Попробуйте догадаться о теме нашего разговора сегодня, отгадав загадку.  Загадка: Пробегает рощу – Моет и полощет, Пробежала вдоль лужка – Искупала пастушка. Тема нашего урока тесно связано с этим словом. Сегодня мы познакомимся с государством Западной Азии - Древним Двуречьем. Слайд 1   Ребята, с чем мы должны познакомиться, чтобы изучить историю Древнего Двуречья? План урока: Страна двух рек. Города из глиняных кирпичей. Башни от земли до неба. Письмена на глиняных табличках. Слайд 2   Давайте посмотрим на карту. Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземному морю, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат. Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? Как вы думаете, почему Двуречье носит такое название?   Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат? Каковы были природные условия Двуречья?  Слайд 3 Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте узнаем, как описывает эту великолепную страну Геродот. Слайд 4 Вопросы к документу: 1.Какая земля существовала в Древнем Двуречье? 2.Какие культуры выращивали жители этой страны? 3.Какие занятия существовали у жителей Двуречья? Заполнение сравнительной таблицы по документу и тексту учебника(стр. 39 Егип

weburok.com

Индивидуальная карта урока по теме: «Древнее Двуречье».

hello_html_5576641e.gifИндивидуальная карта урока по теме: «Древнее Двуречье».

Вид деятельности

Кол-во баллов

1.

Работа с картой: посмотрите на карту и найдите на ней страну Двуречье.

1. Как вы думаете, почему, она получила такое название?__________________ ___________________________________________________________________

2. Какие крупные реки находятся в этой стране? _________________________ Внимание! За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 2 балла.

2.

Работа с документом. Внимательно прочитайте текст из документа (Геродот. История), определите тему, главную мысль и ответьте на вопросы.

… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.

Вопросы к документу: 1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье? ___________________________________________________________________

2. Какие культуры выращивали жители этой страны? __________________ ___________________________________________________________________ 3. Какие занятия существовали у жителей Двуречья? __________________ ___________________________________________________________________

Внимание! За каждый правильный ответ – 2 балла.

Максимальное количество баллов – 6 баллов.

3.

Работа с иллюстрацией: стр. 66 (Посёлок шумеров).

1. Опишите то, что вы видите на иллюстрации? (2 балла) __________________ __________________________________________________________________

2. Как вы думаете, кто, по мнению древних шумеров, могло помогать им в их занятиях? (1 балл)___________________________________________________

3. Что за сооружение находится на заднем плане? (1 балл)_________________ 4. Что такое храм? (1 балл)____________________________________________

5. Где мы с вами уже встречались с этими сооружениями? (1 балл)__________

6. Во что верили древние египтяне? (2 балла) ___________________________

7. Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (1 балл)________________________________

Максимальное количество баллов – 9 баллов.

4.

Работа с заданием 44 в рабочей тетради на стр. 36 (учебник стр. 67, п.3)

5.

Физкультминутка. Попробуем оживить хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями. Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует. (Встали, руки вверх, потянулись.) От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. (Кистями рук делаем «фонарики».) Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу. (Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.) Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы. (Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.)

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу. (Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.)

6.

Работа с текстом учебника: стр. 67 – 68, п. 4.

1. На чём писали в Древнем Двуречье? _________________________________ 2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? ________________________

3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? ________________ 4. Где учились клинописи древние шумеры? ____________________________ Внимание! За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 4 балла.

7.

Задание: игра «Да» или «Нет». Я утверждаю, что… Вопросы: 1. Междуречье иначе называется Двуречье. 2. Двери у бедняков были деревянные. 3. Ур и Урук это название рек. 4. Бога солнца звали Шамаш. 5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. 6. Религия жителей Двуречья - языческая. 7. Клинопись - это узоры на посуде. 8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. 9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. Внимание! За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 9 баллов.

8.

Оцените свою работу на уроке!

5 баллов - полностью доволен своей работой

4 балла - не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу

3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков

2 балла – не доволен совершенно

1 балла – не могу оценить свою работу

9.

Подсчитайте общее количество баллов!

infourok.ru

Технологическая карта по истории "Древнее Двуречье" (5 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Красникова Марина Владимировна

Учебный предмет: история

МБОУ СОШ №15

Тема урока

Место урока по теме

Древнее Двуречье

Урок «Древнее Двуречье» является первым уроком при изучении главы «Западная Азия в древности» по учебнику «История Древнего мира» 5 класс, авторы: Вигасин А.А. Годер Г.И. и Свенцицкая И.С.

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный урок

Фронтальная, индивидуальная и групповая работа; проблемно-диалогическая технология

Цель урока

Задачи урока

Сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья

I. Предметные:

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье

II. Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока;

  • самостоятельно ориентироваться в учебнике;

  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания

Регулятивные УУД:

● принимать и сохранять учебную задачу;

● учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

● закреплять умения контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

Коммуникативные УУД:

● формировать культуру общения между собой, учиться работать в группах;

● представлять результаты деятельности группы.

III. Личностные результаты:

● применять правила делового сотрудничества;

● оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения;

● анализировать своё эмоциональное состояние.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- географическое положение Древнего Двуречья;

- занятия и верования жителей Древнего Двуречья.

- извлекать информацию из текстовых источников и обобщать их по заданной теме; - строить свои взаимоотношения с членами группы, высказывать свое мнение.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Аспект компетенции:

1. Переработка и использование информации для решения учебных задач.

2. Применение знаний для решения практических задач.

3. Продуктивная коммуникация – работа в группах.

Ориентация на диалогический и эвристический методы обучения. Изложение материала в форме сообщения. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов. Эвристический метод характеризуется на уроке высоким уровнем познавательной активности учащихся.

Технология ИКТ

  • мультимедийная презентация;

  • мультимедийная установка, экран;

  • конверты, карточки с заданиями;

  • оценочные листы.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап «Постановка цели и задачи урока»

1.Организует беседу, выявляющую представления детей о Древнем Двуречье

2.Ставит цель урока (познакомиться с географическими и природными условиями Древнего Двуречья и занятиями населения)

3.Создание проблемной ситуации. Предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства.

Фиксация новой учебной задачи.

Слушают вопросы учителя и отвечают на них

Осуществляют актуализацию знаний о стране

Взаимодействуют с учителем во время беседы

Слушать собеседника

Формулируют собственное мнение и позицию

Принимать и сохранять учебную задачу и цель

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Этап «Изучение нового материала»

Работа с картой

1.Организует работу по карте Западная Азия, Древнее Двуречье

2.Задает вопросы по карте:

-Какими морями омывается Междуречье?

-Почему Двуречье – Междуречье – Месопотамия одна страна? и т.д.

3.Дополняет ответы учащихся

Рассказывает и показывает на карте местоположение Двуречья.

Осуществлять поиск информации с использованием карты

Слушают собеседника, дополняют ответы

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Адекватно и самостоятельно оценивает правильность выполнения действий и вносит необходимые коррективы.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Работа с текстом учебника

1.Организует работу по вопросу: Сравнение природных условий Двуречья и Египта. Предлагает заполнить таблицу (приложение 1)

Работа с текстом учебника.

Практическая, исследовательская работа. Заполнение таблицы.

Осуществлять сравнение на основе критериев

Доказывать и аргументировать свою точку зрения

Слушают собеседника, дополняют ответы собеседника

Строят монологическое высказывание

Адекватно использовать речь для планирования и регулирования своей деятельности.

Планируют, свое действие в соответствии с поставленной задаче Осуществляют самоконтроль, учатся сравнивать

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Работа с контурной картой

Организует работу по заполнению контурной карты:

-обозначить области Древнего Двуречья, моря

- Обозначить важнейшие города, районы земледелия и т.д.

Заполняют контурную карту

Осуществлять поиск информации с использованием карты осуществление поставленной задачи, умение заполнят карту

Получение информации

умение планировать свое действие

Работа с текстом учебника

1.организует чтение Сказание о Гильгамеше. Миф о потопе

2.Организует обсуждение текста по вопросам:

-кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар?

- почему в Двуречье возник Миф о потопе

3.Рассказывает о клинописи, обучении в писцовой школе.

4. Обсуждают проблемный вопрос

Читают текст п.3 пар.13 находят ответ на вопрос с помощью учебника

Рассматривают иллюстрации учебника, отвечают на вопрос

-были ли похожи отношения между учителем и учениками в школе на отношения между отцом и сыновьями?

Извлекают необходимую информацию из текста, осуществляют анализ документа, устанавливают причино-следственные связи

Слушают собеседника, дополняют ответы собеседника

Строят монологическое высказывание

Адекватно использовать речь для планирования и регулирования своей деятельности.

Адекватно и самостоятельно оценивает правильность выполнения действий и вносит необходимые коррективы.

Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Этап «Закрепление знаний»

Организует работу с целью проверки полученных знаний: письменная работа с тестом в парах. (приложение 2)

Оценивает, Выставляет отметки

Организует работу с тестом в парах Находят и исправляют допущенные ошибки

Осознанно выполняют задание, анализируют,

Осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценку действий

Адекватно и самостоятельно оценивает правильность выполнения действий

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала

Этап «Домашнее задание»

Объясняет сущность домашнего задания

Прочитать параграф, составить «Меню эллина на зимний период»

Воспринимают задание. уточняют

Принимают учебную задачу для самостоятельной работы

Приложение №1

Линии сравнения

Двуречье

Египет

Природные условия

Организация системы орошения

Приложение №2

Вариант 1

1. Двуречье (Месопотамия) получила свое название, так как располагалась в долине между двумя реками:

а) Нилом и Индом б) Евфратом и Индом в) Тигром и Евфратом

2. первыми племенами, которые создали на территории Двуречья государство около 3 тыс. лет до нашей эры, были:

а) шумеры б) семиты в) хамиты

3. какого города не было в Двуречье:

а) Ур б) Мемфис в) Вавилон

4. что использовали жители Двуречья для письма:

а) листы бумаги б) глиняные таблички в) шкуры животных

5. богиней плодородия и любви в Двуречье была:

а) Изида б) Сина в) Иштар

______________________________________________________________________________

Вариант 2

1. Какие города находились не в Египте, а в Передней Азии:

а) Мемфис б) Ур в) Фивы г) Урук

2. Отряд воинов-чужеземцев подошёл к большой полноводной реке. Воины посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Не может быть! Да ведь эта та река, текущая наоборот!». Какая река так удивила египтян:

а) Нил б) Тигр в) Евфрат

3. Междуречье находится:

а) в Африке б) в Европе в) в Америке г) в Азии

4. Куда впадают реки тигр и Евфрат:

а) в Средиземное море

в) в Красное море г) в Чёрное море

б) в Персидский залив

5.Основным строительным материалом в городах Междуречья

а) был тростник б) было дерево в) был камень г) была глина

infourok.ru


Смотрите также