Древней греции нимфы. Прекрасные наяды - это неотъемлемая часть греческой мифологии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сатиры и нимфы – божества природы. Древней греции нимфы


Нимфа (мифология) Википедия

Ни́мфы (др.-греч. νύμφαι, лат. nymphae — невесты) — божества природы в древнегреческой мифологии в виде девушек, олицетворяющих различные живительные и плодоносные силы Земли, природные объекты и явления. Каждая нимфа — это покровительница определённого объекта или явления природы, его душа и воплощение.

Мир нимф в древнегреческой мифологии один из самых обширных: одних только океанид — нимф водных потоков — три тысячи.

Мифы

По верованиям древних греков нимфы жили в морях, реках, источниках, в гротах, на горах, в рощах и на лугах. Они разделялись на классы сообразно с тем, какие места населяли. Имели наименования, согласно классу и часто собственные имена.

Нимфы гор назывались ореадами и агростинами[1], нимфы лесов и деревьев — дриадами и гамадриадами, нимфы водных источников — наядами, нимфы моря — нереидами. Одна из самых известных нимф — горная нимфа Эхо, способная лишь повторять чужие слова; это её голос мы слышим в горах и пещерах в ответ на свой громкий крик или фразу.

Для древних греков нимфы были одновременно и реальными объектами природы и прелестными божественными созданиями.

В произведениях древнегреческих поэтов нет восторженных описаний природы, свойственных современной литературе, потому что сама природа для них не была чем-то абстрактным — она имела облик нимф и их голоса. Например, исходя из того, что нимфы рек и ручьёв отвечали за плодородие полей и лугов, за обилие пчел, за рост стад домашних животных, древний грек, выходя за городские ворота, в звучании ручьев, в шуме деревьев, в жужжании пчел и даже в мычании коров слышал голоса именно нимф. Культ нимф был культом природы.

Обычно нимфы были милостивы и благосклонны к человеку. Но могли и наказать тех, кто совершил преступление или не проявил к ним должного уважения. Тогда они насылали безумие и это наказание было страшнее многих других. Но порой в несвязных выкриках и словах безумного его соплеменники находили частички мудрости, что позволяло им рассматривать того как прорицателя, с которым нимфы делятся тайнами о силах и деяниях природы.

Жили нимфы вдали от Олимпа в своих лесах, полях и пещерах, но часто посещали его, будучи вызванными туда кем-либо из Олимпийских богов ради какого-то дела, но чаще для развлечений. Таким образом, нимфы вели как примитивно-бытовой природный образ жизни, так и изысканно-утонченный светский. Обычно, всё определялось классом, к которому принадлежала нимфа. Кому-то суждено было охранять луга, леса и болота, а кто-то входил в эскорт Олимпийцев. Нимфы часто вступали в половую связь с богами, другими божествами, героями, а иногда даже людьми, поэтому они стали родителями многих персонажей древнегреческой мифологии. Большинство половых контактов было кратковременным, но были и долгосрочные союзы. Так нереида Амфитрита, став женой владыки морей Посейдона, заняла очень высокое положение и почиталась как богиня. Аналогично возвысилась океанида Метида — первая супруга самого Зевса, зачавшая от него Афину.

Нимфы — долгоживущие создания, вплоть до бессмертия, хотя есть исключения — дриады, нимфы покровительницы деревьев, умирающие вместе со своим деревом, а также наяды, нимфы рек, ручьев и озёр, которые умирали если их водный объект пересыхал.

Люди посвящали нимфам гроты и пещеры, делали там святилища. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино.

Изображались нимфы в виде прекрасных обнажённых или полуобнажённых девушек с распущенными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих. Ореады часто представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.

Другие нимфы:

В честь нимф назван астероид (875) Нимфея, открытый в 1917 году.

См. также

Примечания

  1. ↑ Кондрашов А. П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима. — М.: РИПОЛ классик, 2005. — ISBN 5-7905-3697-2.

Литература

  • Обнорский Н. П.,. Нимфы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Nymphae // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  • Нимфы / А. А. Тахо-Годи // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 219—220.
  • Нимфы / Стрелков А. В. // Николай Кузанский — Океан. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 54. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 23). — ISBN 978-5-85270-360-6.

Ссылки

wikiredia.ru

Сатиры и нимфы – божества природы

Эллины - неутомимые путешественники, авантюристы, морские разбойники и торговцы - обладали неиссякаемой фантазией. Они заселили невысокую, два с половиной километра, гору Олимп бессмертными и прекрасными внешне, но коварными по существу богами, которые всегда радовались, если у людей случались неприятности. Эллины окружили своих недобрых богов свитами из прекрасных девушек - нимф - и страшноватых сатиров - наполовину людей, наполовину животных. Сатиры и нимфы жили не на безоблачных небесных далях с высшими богами, а на земле.

Нимфы и сатиры - боги чего?

Фантазия древних греков не знала предела, и когда во времена Ренессанса просвещенные европейцы узнали мифы и предания эллинов, то античные боги, сатиры и нимфы послужили неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, художников и музыкантов. Они узнали, что духами гор были нимфы ореады, лесов и деревьев – дриады, источников – наяды. В лугах и долинах жили лимнады и напеи, а в морях и океанах – нереиды и океаниды. О многих из них греками сложены интересные легенды, но об этом – ниже. Питер Пауль Рубенс создал замечательный портрет двух фавнов.сатиры и нимфы

Их внешность – курчавые нечесаные спутанные волосы с венком из виноградных листьев и рожками, приплюснутый, красный от пьянства нос и в мощных ручищах - гроздь винограда, из которого делается вино, – полностью соответствует описаниям греков. Не видно только хвоста. Сатиры не имели конкретных мест обитания: на своих козлиных ножках вечно похотливые, часто пьяные, они скакали везде, преследуя нимф, пока их не призывал на службу бог Дионис или бог Пан. Это описание должно дать ответ на вопрос: «Низшие божества, сатиры и нимфы, боги чего?» Это духи, заселившие, по мнению греков, всю окружающую их природу. Сатиры часто преследовали нимф, имея самые низменные побуждения, но прекрасные девушки убегали от них.

Легенды о нимфах

Сатиры и нимфы в мифах далеко не всегда соседствовали. История нимфы Дафны рассказывает, как над прекрасным Фебом посмеялся Эрот, пустив в него стрелу, вызывающую любовь, а в нимфу Дафну – убивающую. Так само совершенство, Феб, увидев Дафну, стал ее преследовать, умоляя о любви. Но дочь речного бога Пенея, стремительно убегая от преследования и чувствуя, что ее оставляют силы, взмолилась своему отцу. Она просила его помочь ей спастись и отнять у нее земной облик. И сразу же ее стройный стан стал покрываться корой, поднятые в мольбе руки превратились в ветви и на них зашелестела листва. Девушка превратилась в лавровое дерево. С грустью стоял рядом с лавром Феб. Он попросил у него ветвей, чтобы сделать себе венок, и дерево зашелестело листвой и в знак согласия склонило крону к Аполлону. Нимфы, выглядывающие из ветвей деревьев, составляли свиту сестры Феба, охотницы Артемиды.сатиры и нимфы боги чего

И какое при этом стояло веселье – смех девушек, лай собак. А когда Артемида уставала на охоте, то тогда все вместе водили хороводы под звуки кифары Феба.

В горах и долинах

В рассказываемой ниже легенде сатиры и нимфы вновь не объединяются. Нимфа Эхо на свою беду встретила никого не любящего прекрасного Нарцисса. Она не могла сама с ним заговорить, так как богиня Гера позволила ей только отвечать на чьи-то речи. А Нарцисс, наказанный Афродитой за то, что не ответил на нежные чувства Эхо, влюбился сам в себя и погиб, вглядываясь в свое отражение в воде.

За сбором винограда

Иногда нимфы и сатиры мирно встречаются и собирают вместе плоды, которые им дает земля.низшие божества сатиры и нимфы боги чего На картине Рубенса изображен именно такой момент. На первом плане стоит мощный сатир, который держит плетеную корзину, наполненную гроздьями зеленого и черного винограда и другими плодами. За его спиной стоит очаровательная нимфа, которая ему помогала. Это время – время полной гармонии в природе.

Дионис и Пан

Среди свиты таинственного, насмешливого и грозного бога Диониса можно встретить не только сатиров, но и бога Пана. Его отцом был Гермес, а матерью - нимфа Дриопа. Когда Пан родился, мать, бросив на ребенка всего лишь один взгляд, в ужасе убежала. О кошмар! Малыш имел бороду, козлиные ноги и рога. Но Гермес обрадовался своему ребенку и отнес его показать олимпийцам. Те все только весело посмеялись. Пан спустился на землю и стал на ней жить. Тенистые рощи и горы стали его прибежищем. В них Пан пасет стада и играет на свирели. К нему собираются нимфы и водят вокруг него хороводы. Звуки его свирели нежны и полны грусти. Ведь Пан был влюблен в чудесную нимфу Сирингу, которая, чтобы не ответить на его любовь, превратилась на берегах реки в тростник. Опечаленный Пан из тростинки сделал себе свирель-сирингу и с тех пор с ней не расстается.

Сатиры

Они внешне похожи на Пана, но не обладают его благородством. Они ленивы, распутны, вечно пьяны и любят при этом петь. Когда сатиры не сопровождают Диониса, то проводят время в поисках нимф.сатиры и нимфы

Играя на флейтах, сидя под тенистыми кронами деревьев, они стараются привлечь внимание прекрасных девушек. Но их грубость и бесцеремонность отталкивают от них женщин. Все, кто их завидит, стараются убежать от сатиров. Они вместе с менадами участвуют в вакханалиях и оргиастических празднествах Диониса. По преданию, именно сатиры спасли Ариадну, когда она убежала с острова Крит. После этого Ариадна стала женой Диониса. Сатиры – это дикая неукрощенная природа.

Так эллины воспринимали природу, заселяя ее нимфами, божествами и духами лесов, полей, гор, воды, но полной безмятежности в ней не было, поэтому и появились сатиры.

fb.ru

Прекрасные наяды - это неотъемлемая часть греческой мифологии

Наши предки верили, что каждая река, озеро, море имеют своё божество, которое получило власть над собственной территорией от вселенских богов Олимпа.

Наяды - это прекрасные водные богини, которые владеют источниками вод и считаются покровительницами музыки и поэзии. Все воды, согласно древнегреческой мифологии, имеют свою хозяйку. Naiads (наяды) - это весёлое и задорное племя, количество их насчитывает около трех тысяч. Все имена богинь людям не известны. Согласно легендам, прекрасные существа являлись потомками Океана и Тефиды. Наяды - это очень древние существа, которые упоминаются вместе с куретами, тельхинами, сатирами, корибантами. Существуют особые наяды - целительницы, их воды обладают целебными свойствами, они могут излечить от многих болезней.

наяды это

Нимфы

Нимфы (в переводе с древнегреческого "девы") – это божества природы, её плодоносных и волшебных целительных сил, нечто среднее между богами и людьми. Они всегда оставались прекрасными и никогда не старели, но всё же являлись смертными. Лучше, чем богам с Олимпа, нимфам были известны человеческие проблемы. Девы всегда помогали путникам, направляя их на верный путь, сажали цветы на заброшенных могилах умерших. Нимфы являлись воплощением всего трогательного и милого в природе. Наяды, например, следили за тем, чтобы в губительную жару в Греции всегда было много чистой воды. Хоть божества природы находятся далеко от Олимпа, но являются по приказу отца людей и богов Зевса. Очень часто очередной герой греческой мифологии рождался именно от брака нимф и богов, например Ахилл, Эак, Тиресей. Однако есть и грустные истории любви нимф, которые не закончились браком.

герой греческой мифологии

Любовь Аида и Менты

Существует множество легенд о прекрасных водных нимфах. Одна из таких историй повествует об измене бога подземного царства Аида своей жене Персефоне (богине плодородия). Персефона по легенде была проводником между царством живых и мёртвых, потому каждый герой греческой мифологии, спускаясь в царство Аида, сопровождался Персефоной. Аид безумно любил свою жену, потому, когда она покидала его царство и отправлялась к своей матери Деметре, он тосковал. Однажды он решил выехать на своей колеснице на поверхность земли для того, чтобы быть ближе к любимой. По дороге он увидел, что в воде стоит прекрасная нимфа наяда. Аид заглянул в карие глаза прелестницы Менты и влюбился в неё. Тёмные волосы и белая кожа соблазнили властелина загробного царства. Повлиял на чувства, скорее всего, тот факт, что уж очень отличалась от его супруги юная наяда. Мифология очень жестока, так как этот прекрасный роман был обречён. Когда Персефона вернулась к мужу, она обнаружила, что он холоден к ней, а также слишком часто покидает царство для того, чтобы посетить мир людей. Мудрая царица проследила за мужем и так узнала об измене. Месть Персефона подавала холодной. В очередной раз, когда она посетила мир людей, то нашла Менту и убила прекрасную нимфу. Аид не сразу узнал, кто убил нимфу, несмотря на свое расстройство смертью возлюбленной, через некоторое время у него вновь появилась любовница. Разгневанная королева убила и её, однако в этот раз не скрылась, повелительница царства мертвых осталась ждать мужа. Когда Аид узнал, что Персефона убила обеих нимф, то поинтересовался, почему она была к ним так жестока, но после того как услышал в ответ слова любви жены, то простил её за ревность и дал слово быть верным ей, так же как и она ему. Вот такая грустная история про нимфу наяду.

наяда мифотогия

Любовь к прекрасному охотнику

Жил в лесу прекрасный охотник, звали его Нарцисс, он был настолько хорош, что все нимфы были в него влюблены, но он не интересовался ими. Нарцисс был увлечён только охотой. Одна речная нимфа решила завладеть его сердцем и произнесла заклинание, по нему, парень влюбится в первого человека, которого увидит. Нимфа начала петь, привлекая его к водоёму в котором она находилась, однако, когда парень приблизился к водной глади, то увидел вначале собственное отражение, а не нимфу, она же плыла к нему навстречу. Нарцисс был так увлечён собственным отражением, что не переставал собой любоваться ни на минуту, всё ближе и ближе ему хотелось быть с объектом собственных чувств. В итоге охотник умер от бессмысленной грусти. На месте смерти охотника вырос красивый жёлтый цветок, который стали называть «Нарцисс», так же как и самовлюблённых людей.

нимфа наяда

Отношение к нимфам в Греции в современном обществе

Греки до сих пор вспоминают о добрых нимфах. На Крите стоит церковь в честь Святых Дев, вблизи бьёт источник, который тщательно охраняют и берегут, как и память о чудесных богинях вод.

Аналог наяды в славянских поверьях

Очень похожи на древнегреческих нимф по описаниям восточных славян русалки. Славянские наяды - это духи природы в образе очаровательных и невинных девушек (порою несчастных), которые обитают в реках, озёрах, болотах. У некоторых славянских народов русалки – «нечистые» духи утопленниц.

fb.ru

Нимфы | Bestiary.us

Нимфы — в древнегреческой мифологии семейство женских божеств природы, живших в горах, лесах, морях, источниках; воплощение живительных и плодоносных сил земли. Каждая нимфа — это покровительница определенного объекта или явления природы, его душа и воплощение. Верно и обратное — практически каждый природный объект или явление (от родника и цветов до дождей и морских волн) имеет свою нимфу.

Нимфы — это персонажи самого архаичного пласта мифологии, связанного с хтоничными силами плодородия, с землей и влагой во всех их проявлениях. В этом смысле сестрами и коллегами эллинских нимф будут апсары, богинки, валькирии, вилы, дивожены, русалки и многие другие. Пасторальный образ трепетной нимфы, пугливо купающейся или игриво убегающей от похотливого сатира — это уже совсем позднее напластование, сквозь которое лишь изредка пробивается древнее лицо нимф, которые старше самих олимпийцев; которые обладают древней мудростью, тайнами жизни и смерти; которые наводят на человека безумие и бешенство (νυμφόληπτοι), посылают пророческий дар и исступленное вдохновение; которые предсказывают будущее и исцеляют болезни; которые могут растерзать на кровавые клочья мяса или даровать поэтическое вдохновение; которые сводят с ума и оделяют своей благосклонностью (не важно, титанов ли, олимпийцев или простых людей, хотя последних иногда со смертельным исходом).

Воспоминания об их дикой природе нимф находят свое отражение во множестве мифов, связанных с их мстительным характером: нимфы ослепляюти обращают в камень, а то и просто могут растерзать в кровавые клочья тех, кто не вовремя попался им на пути. Олимпийская религия с трудом потеснила нимф с пьедесталов эллинского поклонения. Воспоминания об этом находим в рассказах, например, о том, что Аполлон установил свой алтарь на месте жертвенника ореаде (174) или о том, что нимфы являются свитой разнообразных богов: здесь тебе и воспитавшие Зевса нимфы с Иды, и ореады-агростины Артемиды, и лампады Гекаты, и нисейские нимфы Диониса (равно как и вакханки), и морские нимфы-нереиды Посейдонова царства...

В общем, нимфы в Элладе были везде и издревле. Они признавались древнейшими божествами и самими древними греками. По Геродоту, они вообще относились к дотититаническому поколению — без мужского участия были рождены Геей сразу после Урана:

Гея же прежде всего родила себе равное ширью

Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду

И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;

Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многотенных,..

Гесиод "Теогония", перевод В.В.Вересаева (209: 126-130)

Иными словами, нимфы старше не только Океана, Мнемосины, Зевса, они древнее даже Кроноса-времени. Правда, это утверждение верно не для всех нимф, ибо их семейство крайне велико и разнообразно: родов, видов и подвидов нимф существует множество, хотя и провести границы между ними бывает весьма сложно.

Сдесь нужно небольшое отступление. Проблемы с выделениями видов нимф вызваны как поэтическими вольностями переводчиков, так и особенностями текстов самих древнегреческих авторов. И эллины, и латиняне часто писали, скажем, не "альсеиды", а "нимфы бессмертные, жизнь проводящие в рощах прекрасных", не "ореады", а "владелицы гор крутоглавых" или не "пегая" либо "креная", а "нимфа источника". Последний пример особенно показателен в том смысле, что типологически "нимфа источника" вообще-то уже не просто нимфа, но наяда, которая по происхождению может быть океанидой. Такая генерализация названий родов и видов до наименования семейства в формате "нимфа чего-то конкретного" ясности в вопрос не привносит, конечно, но пенять поэтам — глупое дело.

Второй момент — переводческая традиция. В русскоязычной практике не принято выделять какие-то особенные виды нимф. Максимум: наяды, нереиды, океаниды, ореады да дриады с гамадриадами. Причем без особых пояснений. Чаще же обычно "нимфы полей", "болотные нимфы" и так далее. В англоязычной традиции, складывается такое впечатление, имеет место обратная закономерность — "больше нимф волшебных и разных". И появляются всевозможные хилиаи, илерои и прочие странные названия.

Поэтому вернемся непосредственно к самим нимфам.

Итак, первыми Гея породила нимф, которые "Νυμφέων, αἳ ναίουσιν ἀν᾽ οὔρεα βησσήεντα". Не поэтический, а буквальный перевод здесь говорит нам о нимфах, населяющих покрытые лесами горы (Oὔρεα — "горы"; βησσήεις — "изрытый лесистыми ущельями, лесистый"), то есть об ореадах.

Это первый род нимф. Если верить Гесиоду, за ними были рождены, хотя и разными способами, еще два рода: мелии и океаниды.

Мощных Эринний она родила и великих Гигантов

С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,

Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем.

...

Это — лишь самые старшие дочери, что народились

От Океана с Тефией. Но есть и других еще много.

Ибо всего их три тысячи, Океанид стройноногих.

Гесиод "Теогония" (209: 185-187, 362-364)

Хотя в тексте Гесиода мелии помещены раньше океанид, дочери Океана и Тефиды были рождены раньше нимф ясеней. Это следует из того факта, что как минимум одна из океанид (Фелира) была возлюбленной Кроноса и зачала от него кентавра Хирона. И коль мелии появились из крови отрезанного детородного органа Кроноса (и даже спустя годы после того), приоритет в рождении здесь должен принадлежать океанидам.

Как это ни парадоксально для современного человека, океаниды считались воплощениями потоков пресной воды, которая, по мысли древних греков, со всех сторон проникала в землю и сочилась из ее пор: родниками и ручьями, подземными (аидовыми) реками и небесными тучами. Поэтому видов океанид была масса, но основным видом были конечно наяды — божественные сущности текучей пресной воды. В роде наяд есть свое видовое деление: нимфы родников — кренаи и пегаи, нимфы ручьев и рек — потамии, нимфы озер — лимнады, нимфы болот — элеиномы.

Специфическим родом нимф, относящимся и к наядам, и к океанидам были нимфы царства Аида. В латинской традиции их иногда именую Авернскими нимфами (Nymphae avernales ). Свое название они получили в честь Авернских долин — варианта названия преисподней, одним из входов в которую считалось Авернское озеро в Италии. Эллины же называли нимф преисподней лампадами (Λαμπάδες), видя в них спутниц Гекаты (**).

В семействе нимф-океанид особняком от наяд стоят нимфы облаков и туч — нефелы, нимфы легких ветров или бризов — ауры и нимфы влажных полей-лугов лимониады. Также есть целая череда океанид, которые не имели практически никакого отношения к водной стихии, воплощая некие достоинства и рожая детей (а равно и чудовищ) для богов и титанов.

Мелии, нимфы ясеня, рожденные из крови оскопленного Урана, по всей вероятности, дали начала такому роду нимф как дриады во всем его многообразии. Своего рода переходным звеном между ореадами с их лесистыми горами и покровительницами деревьев дриадами являются альсеиды — нимфы священных рощ. Альсеиды стоят несколько особняком, потому что дриады являют собой существ, связанных скорее с одним деревом (собственно дриады — с дубом или любым другим могучим, но отдельно стоящим деревом, мелии — с ясенем, кареаи — с орешником, птелеаи — с вязом и так далее) и скорее с культурным пространством (ампелои — дриады винокрадных лоз, секеи — фиговых деревьев, а мелиады — так вообще признаются покровительницами не только яблонь, но и всех фруктовых садов и даже овечьих стад), а ореады все-таки к горам привязаны, к дикому пространству. Получается, что альсеиды священных рощ — где-то между и выше простых деревьев и горных лесов, за счет сакральности своих рощ они как бы ближе к богам.

Но это с олимпийской точки зрения. Для простого эллина нимфы — это его соседки, которые хоть и непредсказуемы порой, и пошутить могут жестковато (да и наказать за провинность), но в целом очень даже хорошие девчата. Они и прядут, и ткут, и песни поют чудесно, и пляшут на лугах отменно. Ну и, чего тут таить, с людьми мило общаться могут, если настроение есть. Причем, могут не только на лугу час другой вместе покувыркаться, но и любовь может случиться, и детишки.

Такие вот дела.

Виды нимф:

Альсеиды

в древнегреческой мифологии нимфы рощ

Антоусаи

в древнегреческой мифологии нимфы цветов

Анханы

в кантабрийском фольклоре лесные женские духи, обыкновенно являющиеся людям в полуживотном обличье

Аулониады

в древнегреческой мифологии нимфы горных ущелий

Ауры

в древнегреческой мифологии нимфы бризов, легких ветерков

Гамадриады

в древнегреческой мифологии нимфы деревьев; дриады, связывавшие свою жизнь с определенным деревом, живущие и умирающие вместе с ним

Дриады

в древнегреческой мифологии нимфы (божества) деревьев, обитающие в лесах и рощах

Заны

в албанской мифологии волшебные хранительницы гор и неустрашимые девы-воительницы, часто помогающие героям в албанских сказаниях

Зелигены

в немецком фольклоре женские лесные духи, прекрасные длинноволосые блондинки

Кренаи

в древнегреческой мифологии нимфы (наяды), населяющие колодцы и фонтаны

Ксаны

в астурийской мифологии женские духи источников, ручьев и рек

Ламиньяки

в баскском фольклоре духи-хранители родников и пещер в облике женщин с куриными или утиными лапами вместо ног

Лаума

в мифологии народов восточного побережья Балтийского моря ведьма, которая ночами душит спящих, насылает кошмары, подменяет детей, а также способна управлять силами природы

Лимнады

в древнегреческой мифологии нимфы (божества) озёр, разновидность наяд

Лимониады

в древнегреческой мифологии нимфы лугов и пастбищ

Мелиады

в древнегреческой мифологии нимфы-дриады, покровительствовавшие яблоням и другим фруктовым деревьям, а также отарам овец

Мелии

в древнегреческой мифологии нимфы-дриады горных ясеней, один из самых древних видов нимф, фактически титаниды, рожденные Землей-Геей* от крови Неба-Урана*

Напеи

в древнегреческой мифологии нимфы лесных полян и лощин

Наяды

в древнегреческой мифологии нимфы пресных вод

Нереиды

в древнегреческой мифологии морские нимфы, "девы вод"

Нефелы

в древнегреческой мифологии нимфы (океаниды) облаков и туч

Океаниды

в древнегреческой мифологии нимфы, дочери Океана и Тефиды

Ореады

в древнегреческой мифологии нимфы гор (самый древний род нимф)

Пегаи

в древнегреческой мифологии нимфы (наяды) родников и источников.

Потамии

в древнегреческой мифологии нимфы рек и ручьев

Штойзволы

в албанской мифологии малый ростом, но очень могущественный волшебный народ невидимый человеческому глазу

Элеиномы

в древнегреческой мифологии нимфы (наяды) болот

Юда

в болгарской и македонской мифологии злобная разновидность вил, живущая у озер в горах и лесах

www.bestiary.us

Нимфы - это... Что такое Нимфы?

У этого термина существуют и другие значения, см. Нимфа.

Ни́мфы (др.-греч. νύμφαι, лат. nymphae — невесты) — в древнегреческой мифологии[1][2] олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Порождены Геей[3]. Им посвящен орфический гимн.

Они жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях — на лоне природы.

Подобно сатирам, нимфы — духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под флейту Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. Иногда они приходят в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаются героям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис). Часто они наводят на человека безумие, бешенство (νυμφόληπτοι), посылают пророческий дар и исступленное вдохновение.

Нимфы гор назывались ореадами, нимфы лесов и деревьев — дриадами и гамадриадами, нимфы источников — наядами, нимфы моря — нереидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.

Другие нимфы:

В честь нимф назван астероид (875) Нимфея, открытый в 1917 году.

См. также

Примечания

  1. ↑ Мифы народов мира. В 2-х т. — М., 1991—1992. — Т. 2. — С. 219—220.
  2. ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. В 3-х т. — М., 2001. — Т. 2. — С. 469.
  3. ↑ Гесиод. Теогония 130

Ссылки

Хтоническиебожества Земля
Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини · Мифические народы · Мифические существаПортал

dic.academic.ru

Нимфы - это... Что такое Нимфы?

(от греч. nymphe - дева, невеста)

   в греческой мифологии многочисленные божества в образе юных дев, олицетворяющих силы и явления природы; считались покровительницами брака. Различали н. источников, н. речных, морских, горных, лесных и проч.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   В греческой мифологии - духи природы. Считалось, что нимфы - это прекрасные девы, живущие в горных пещерах (орестиады), на деревьях (дриады и гамадриады) и в родниках (наяды). Культ нимф был широко распространен в Греции и продолжал поддерживаться во времена Рима; первое упоминание о нимфах содержится в "Одиссее" Гомера, когда Одиссей просыпается в пещере и видит окруживших его нимф. Нимф считали дочерьми Зевса, способными передавать людям дар предвидения, исцелять их или, наоборот, насылать безумие, иногда они фигурировали как спутники Гермеса или Пана или участники Дионисийских празднеств. Из-за своей близости к дикой природе нимфы в некоторых случаях становятся опасными для людей: так, нимфы ослепили Дафниса и утопили Гиласа, сделали Гермафродита двуполым. С другой стороны, нимфы сами часто становились жертвами людских и божеских страстей: Дафна, Эхо и Эвридика были нимфами.

   После Гомера нимфы часто появляются в литературе и искусстве, а в эпоху эллинизма образ нимф связывается с Аркадией и аркадскими пастухами. Тогда же вошло в обычай изображать нимф спящими (например, полотно Кранаха) и сооружать нимфеи - специальные павильоны с фонтанами, посвященные этим божествам. Эти нимфеи - изысканные прообразы древних пещер и гротов, получивших новое толкование, например, как средоточие космических сил у философа Порфирия (трактат "О пещере нимф").

   Рубенс, Ватто, Бёклин, Ренуар, Пуссен оставили нам свое видение "младших" богинь.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

   * * *

   В греческой мифологии божества природы. Нимфы делятся на водных (наяды, нереиды, океаниды, лимнады), горных (агростины, орестиады), древесных (дриады, гамадриады, альсеиды, мелиады) и др. Главными среди нимф считаются водные. От браков нимф с богами рождаются герои (так, от брака Зевса и Эгины родился герой Эак). Как правило, нимф изображали в образе прекрасных полуобнаженных девушек.

   (Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)

   * * *

   «девы» - божества, олицетворявшие силы и явления природы. Различали Н. морей, рек, источников, ручьев (океаниды, нереиды, наяды), гор (ореады), долин (напеи), озер и болот (лимнады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и пород деревьев. Были Н. отдельных мест и островов (Калипсо, Кирка). Происхождение Н. различно: мелиады (ясеневые Н.) родились из капель крови оскопленного Урана, океаниды были дочерьми Океана и Тефиды, нереиды - Нерея и Дориды, многие Н. считались дочерьми Зевса, а Н. холмов и лесов - дочерьми Геи. Н. часто посещали Олимп и участвовали в пирах и советах богов, они были в свите Зевса, Геры, Диониса, Афродиты, Артемиды и других богов. От браков Н. с богами рождались герои. Н. считались долгоживущими, но не бессмертными, многие из них могли предсказывать будущее, исцелять раны и вдохновлять поэтов. Их святилища находились в рощах и лесах, гротах и пещерах. Н. изображали в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек.

   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.

antiquites.academic.ru

Нимфа (мифология) - Википедия

Ни́мфы (др.-греч. νύμφαι, лат. nymphae — невесты) — божества природы в древнегреческой мифологии в виде девушек, олицетворяющих различные живительные и плодоносные силы Земли, природные объекты и явления. Каждая нимфа — это покровительница определённого объекта или явления природы, его душа и воплощение.

Мир нимф в древнегреческой мифологии один из самых обширных: одних только океанид — нимф водных потоков — три тысячи.

Мифы[ | ]

По верованиям древних греков нимфы жили в морях, реках, источниках, в гротах, на горах, в рощах и на лугах. Они разделялись на классы сообразно с тем, какие места населяли. Имели наименования, согласно класса и часто собственные имена.

Нимфы гор назывались ореадами и агростинами[1], нимфы лесов и деревьев — дриадами и гамадриадами, нимфы водных источников — наядами, нимфы моря — нереидами. Одна из самых известных нимф — горная нимфа Эхо, способная лишь повторять чужие слова; это ее голос мы слышим в горах и пещерах в ответ на свой громкий крик или фразу.

Для древних греков нимфы были одновременно и реальными объектами природы и прелестными божественными созданиями.

В произведениях древнегреческих поэтов нет восторженных описаний природы, свойственных современной литературе, потому что сама природа для них не была чем-то абстрактным — она имела облик нимф и их голоса. Например, исходя из того, что нимфы рек и ручьёв отвечали за плодородие полей и лугов, за обилие пчел, за рост стад домашних животных, древний грек, выходя за городские ворота, в звучании ручьев, в шуме деревьев, в жужжании пчел и даже в мычании коров слышал голоса именно нимф. Культ нимф был культом природы.

Обычно нимфы были милостивы и благосклонны к человеку. Но могли и наказать тех, кто совершил преступление или не проявил к ним должного уважения. Тогда они насылали безумие и это наказание было страшнее многих других. Но порой в несвязных выкриках и словах безумного его соплеменники находили частички мудрости, что позволяло им рассматривать того как прорицателя, с которым нимфы делятся тайнами о силах и деяниях природы.

Жили нимфы вдали от Олимпа в своих лесах, полях и пещерах, но часто посещали его, будучи вызванными туда кем-либо из Олимпийских богов ради какого-то дела, но чаще для развлечений. Таким образом, нимфы вели как примитивно-бытовой природный образ жизни, так и изысканно-утонченный светский. Обычно, всё определялось классом, к которому принадлежала нимфа. Кому-то суждено было охранять луга, леса и болота, а кто-то входил в эскорт Олимпийцев. Нимфы часто вступали в половую связь с богами, другими божествами, героями, а иногда даже людьми, поэтому они стали родителями многих персонажей древнегреческой мифологии. Большинство половых контактов было кратковременным, но были и долгосрочные союзы. Так нереида Амфитрита, став женой владыки морей Посейдона, заняла очень высокое положение и почиталась как богиня. Аналогично возвысилась океанида Метида — первая супруга самого Зевса, зачавшая от него Афину.

Нимфы — долгоживущие создания, вплоть до бессмертия, хотя есть исключения — дриады, нимфы покровительницы деревьев, умирающие вместе со своим деревом, а также наяды, нимфы рек, ручьев и озер, которые умирали если их водный объект пересыхал.

Люди посвящали нимфам гроты и пещеры, делали там святилища. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино.

Изображались нимфы в виде прекрасных обнажённых или полуобнажённых девушек с распущенными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих. Ореады часто представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.

Другие нимфы:

В честь нимф назван астероид (875) Нимфея, открытый в 1917 году.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Кондрашов А. П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима. — М.: РИПОЛ классик, 2005. — ISBN 5-7905-3697-2.

Литература[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также