Египетский календарь - это... Что такое Египетский календарь?
Египетский календарь
Год делился на 3 сезона по 4 месяца каждый:
Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября
Время Восходов (перет) — с середины ноября до середины марта
Время Засухи — с середины марта до середины июля
Месяцы обозначались номерами (первый месяц половодья, второй месяц половодья и т. д.).
Каждый месяц имел 30 дней (без всякой связи с фазами Луны). Остальные 5 дней не входили в календарь и добавлялись в конце последнего месяца. Новый год должен был начинаться 19 июля — в день, когда на небе «восходил» (то есть становился видимым) Сириус Однако, поскольку високосных дней не прибавлялось, то каждые 4 года Новый год отставал на 1 день и только через 1460 лет (цикл Сотис) опять приходился на день «восхода» звезды Сириус. В 25 до н. э. был установлен Александрийский календарь, в котором каждый четвёртый год был високосным — в конце года добавлялся один день.
Названия египетских месяцев в греческих и арамейских документах:
Тот
Паофи
Хатир
Хойак
Тиби
Мехир
Фаменот
Фармути
Пахон
Паини
Эпифи
Месоре
Египетский год (365 дней) служил единицей измерения времени для астрономов средневековья и раннего нового времени.
К древнеегипетскому календарю восходят коптский и эфиопский календари, до сих пор применяемые местными церквями. Структура египетского календаря была заимствована французским революционным календарём.
Wikimedia Foundation. 2010.
Египетский крест
Египетские арабы
Смотреть что такое "Египетский календарь" в других словарях:
календарь — (от лат. calendae или kalendae, «календы» – название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются: а) фиксация дат и б) измерение интервалов времени.… … Географическая энциклопедия
КАЛЕНДАРЬ — есть система регистрации времени, сопоставление событий с циклами, выбранными в качестве системы отсчета. Можно подивиться легкости с которой астрологи принимают на веру дату рождения, уточняя со всей тщательностью час и минуты. Иногда выверенное … Астрологическая энциклопедия
КАЛЕНДАРЬ — (от лат. calendae или kalendae, календы название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются: а) фиксация дат и б) измерение интервалов времени.… … Энциклопедия Кольера
Календарь (буквально - долговая книга) — Календарь (от лат. calendarium, буквально ‒ долговая книга; в таких книгах указывались первые дни каждого месяца ‒ календы, в которые в Древнем Риме должники платили проценты), система счисления длительных промежутков времени, в основе которой… … Большая советская энциклопедия
КАЛЕНДАРЬ ЕГИПЕТСКИЙ — У древних египтян год состоял из двенадцати тридцатидневных месяцев и пяти прибавочных дней. Но как в каждый год пропадало при этом четверть дня, то египтяне скопляли эти четверти, пока не составится год, что продолжалось 1460. У евреев сначала… … Словарь иностранных слов русского языка
Календарь — I Календарь (от лат. calendarium, буквально долговая книга; в таких книгах указывались первые дни каждого месяца Календы, в которые в Древнем Риме должники платили проценты) система счисления длительных промежутков времени, в основе… … Большая советская энциклопедия
Календарь выборов 2012 года — Эта статья или раздел статьи содержит информацию об ожидаемом политическом событии. Содержание статьи или части статьи может меняться по мере приближения даты события … Википедия
Календарь — (от Calendae название первых дней каждого месяца у римлян) система времяисчисления. Основанием К. служат астрономические явления смены дня и ночи, фазы луны и времена года (см. Времяисчисление, Год, День, Месяц и Неделя), но так как ни… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КАЛЕНДАРЬ — (от лат. calendarium, букв. долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца в т. н. календы) система счисления времени в различных странах, в основе к рой лежит периодичность явлений природы … Советская историческая энциклопедия
Коптский календарь — Календарь Данные о календаре Тип календаря Солнечный Календарная эра Эра Диоклетиана Вставка високосов 1/4 Другие календари Армелина · Армянский: языческий … Википедия
med.academic.ru
Египетский календарь
Календарь египтян из захоронения Сененмут.
Египетский календарь - календарь, дольше использовало человечество, бывший в употреблении четыре тысячелетия в Древнем Египте.
По исследованиям египтолога Бристеда ( англ. JH Breasted ), Наиболее ранняя дата использования месячного египетского календаря относится к 4236 до н. е. Этот архаичный календарь долго сохранялся параллельно с поздним солнечным и использовался в религиозных целях. Солнечный календарь египтяне начали использовать, возможно, с эпохи правления династии гиксосов 1700 - 1500 годы до н. е.
1. Сириус
Жизни Египта было основано на земледелии в нижнем течении Нила и привязано к его сезонных циклов. Годовой цикл разбивался на три периода:
наводнение,
сезон посева,
обмеление (сезон сбора урожая).
Египтяне обнаружили, что за гелиактичним восходом звезды Сириус, через несколько дней начинается ежегодный разлив реки. Египтяне считали, что разлив Нила вызван именно появлением Сириуса на небе. Интересно отметить, что Сириус, тройная и яркая звезда тропического неба, в Древнем Египте было два имени: Сотис ("лучезарная") и Анубис ("собачья"). Последняя название перешло впоследствии к древним римлянам, которые называли ее лат. Stella canicula или просто Canicula . Дни в августе, когда появлялся Сириус, были самыми жаркими и поэтому в сенате объявляли перерыв - "каникулы" (дословно - собачьи дни).
Создание первого календаря приписывают архитектору Имхотепу, который спроектировал схидчату пирамиду для фараона третьей династии Джосера. Примерно через 2000 лет его уважать как покровителя архитектуры и медицины.
2. Деление года
Год длился 365 дней и состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый. Месяца были сгруппированы по четыре, образуя сезоны :
Ахет
Месяца - Тот, Паофи, Атир, Хойак
Преобр
Месяца - Тебе, Махира, Фаменот, Фармути
Шему
Месяца - Пахонс, Паин, Эпи-фи, Месоре
В конце года были дополнительные 5 дней - праздника в честь детей бога земли Геба и его жены Нут : Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды. По легенде, бог солнца - Ра разозлился на богиню неба - Нут, и сделал так, чтобы она не смогла родить ни в один из 360 дней в году. Тогда Тот, бог мудрости, згледився на Нут и, чтобы помочь ей, предложил богу-Луне сыграть в игру - Синод. Тот выиграл 5 дней в которые Нут родила своих 5 детей. В их честь происходили празднования, театральные выступления, посвященные этому событию. А в последний день фараон бросал папирус к Нилу с приказом о разлив.
Египтяне не добавляли високосных дней, поэтому за период в 1460 лет новый год проходил все сезоны. Это так называемый цикл Сотиса (или Великий год Сотиса). Для египтян это выглядело бы восход Сириуса смещался по календарю в день каждые 4 года. Возвращение звезды к первичной дать отмечалось праздником в честь Вечности.
Сгон папируса Эберса, впоследствии жрецы издали указ "о необходимости перевести в календарь соответствии с настоящим". Этот указ предписывал раз в 4 года прибавлять по одному дню до года, состоявший из 360 дней, а впоследствии было предписано добавить еще 5 дней.
3. Канопський декрет
7 марта 238 года до н. е. эллинистический фараон Птолемей III Евергет попытался реформировать египетский календарь. Об этом свидетельствует "Канопський декрет" ( англ. The Canopus decree ) - Монолит c билингвистической надписью греческой и египетском языках о введении нового календаря. Чтобы устранить постоянное сдвиги дат, Птолемей впервые ввел понятие високосного года. В високосный день предписывалось почитать богов-покровителей семейства Птолемеев. Однако это нововведение не прижилось. Только после победы Октавиана Августа над Антонием и Клеопатрой и окончательного присоединения Египта к Рима (примерно с 26 года до н. н.э.), начал вводиться новый календарь, подобный юлианского. Старый календарь использовался параллельно еще в течение нескольких столетий.
Поздний египетский календарь очень похож на юлианский за исключением того, что дополнительный день приходится на 29 августа по юлианскому стилю (т.е. на конец египетского года). Начало года по египетскому календарю - это первый день месяца тота, что соответствует 29 августа. Продолжительность года в обеих календарных системах одинакова - 365,25 суток.
4. Хронология
Египтяне не имели постоянного отсчета эры. Они вели счет лет со дня вступления на престол очередного фараона. Но начало года по всем этим эрами неизменно начинался с 1 числа месяца тота (29 августа) года, предшествовавшего вступлению на престол нового фараона. Дни месяца и сами месяца обозначались номерами. Дата записывалась примерно так: Год 1, месяц 2 сезона разлива, день 5 правления фараона такого-то. Правда, произнесение имени фараона было запрещено.
Литература
(Рус.) Демидов В. Е. Время, хранимое как драгоценности. - М.: Знание, 1977.
www.nado.znate.ru
Древнеегипетский календарь. Древний Восток
Древнеегипетский календарь
Исходно именно к циклу разливов Нила у египтян была привязана календарная система; по-видимому, продолжительность исчислявшегося таким образом года основательно колебалась (от 350 до 415 дней), но на заре египетской истории это еще не имело большого значения. Позднее, когда потребность в точном летосчислении возросла, египтяне заметили, что наступление в Египте нильского разлива совпадает с летним появлением перед рассветом на окрашенном лучами еще не взошедшего солнца горизонте звезды Сириус (егип. Сопдет, греч. Сотис — звезда, связанная в представлениях египтян с богиней Исидой; данное явление называется в астрономии «гелиакальный восход Сириуса»). Именно день, когда наблюдалось это явление, — 17 июля — считался египтянами идеальным Новым годом.
В реальности, поскольку египтяне не знали високоса и каждый год состоял из 365 дней, календарный Новый год отставал у них в течение каждых четырех лет от «астрономического», определяемого по гелиакальному восходу Сириуса, на одни сутки. Накопление этой погрешности «гасило» ее на протяжении 1460 лет (так называемый «цикл Сотиса»), за которые она достигала целого года, и календарный и астрономический дни Нового года вновь совпадали. По сведениям античных авторов, уже в эпоху, когда Египет стал частью Римской империи, такое совпадение произошло в 139 г. н. э., причем известный и в то время цикл в 1460 лет получил название «эры Менофреса».
Понятно, что подобная система летосчисления должна была начать свой отсчет от момента одного из более ранних совпадений календарного Нового года с гелиакальным восходом Сириуса. Египтологи начала XX в. (например, крупнейший исследователь древности и историк-теоретик Эд. Мейер) считали, что она возникла в 4142 г. до н. э.; однако в конце XX в. известный отечественный египтолог О. Д. Берлев твердо доказал, что имя «Менофрес» — это искаженное прозвище египетского царя, основателя III династии Джосера, и, соответственно, введение календаря, связанного с Сириусом, должно было иметь место при нем (ок. 2781 г. до н. э.).
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Египетский календарь
Календарь египтян из захоронения Сененмут.
Египетский календарь - календарь, дольше использовало человечество, бывший в употреблении четыре тысячелетия в Древнем Египте.
По исследованиям египтолога Бристеда ( англ. JH Breasted ), Наиболее ранняя дата использования месячного египетского календаря относится к 4236 до н. е. Этот архаичный календарь долго сохранялся параллельно с поздним солнечным и использовался в религиозных целях. Солнечный календарь египтяне начали использовать, возможно, с эпохи правления династии гиксосов 1700 - 1500 годы до н. е.
1. Сириус
Жизни Египта было основано на земледелии в нижнем течении Нила и привязано к его сезонных циклов. Годовой цикл разбивался на три периода:
наводнение,
сезон посева,
обмеление (сезон сбора урожая).
Египтяне обнаружили, что за гелиактичним восходом звезды Сириус, через несколько дней начинается ежегодный разлив реки. Египтяне считали, что разлив Нила вызван именно появлением Сириуса на небе. Интересно отметить, что Сириус, тройная и яркая звезда тропического неба, в Древнем Египте было два имени: Сотис ("лучезарная") и Анубис ("собачья"). Последняя название перешло впоследствии к древним римлянам, которые называли ее лат. Stella canicula или просто Canicula . Дни в августе, когда появлялся Сириус, были самыми жаркими и поэтому в сенате объявляли перерыв - "каникулы" (дословно - собачьи дни).
Создание первого календаря приписывают архитектору Имхотепу, который спроектировал схидчату пирамиду для фараона третьей династии Джосера. Примерно через 2000 лет его уважать как покровителя архитектуры и медицины.
2. Деление года
Год длился 365 дней и состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый. Месяца были сгруппированы по четыре, образуя сезоны :
Ахет
Месяца - Тот, Паофи, Атир, Хойак
Преобр
Месяца - Тебе, Махира, Фаменот, Фармути
Шему
Месяца - Пахонс, Паин, Эпи-фи, Месоре
В конце года были дополнительные 5 дней - праздника в честь детей бога земли Геба и его жены Нут : Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды. По легенде, бог солнца - Ра разозлился на богиню неба - Нут, и сделал так, чтобы она не смогла родить ни в один из 360 дней в году. Тогда Тот, бог мудрости, згледився на Нут и, чтобы помочь ей, предложил богу-Луне сыграть в игру - Синод. Тот выиграл 5 дней в которые Нут родила своих 5 детей. В их честь происходили празднования, театральные выступления, посвященные этому событию. А в последний день фараон бросал папирус к Нилу с приказом о разлив.
Египтяне не добавляли високосных дней, поэтому за период в 1460 лет новый год проходил все сезоны. Это так называемый цикл Сотиса (или Великий год Сотиса). Для египтян это выглядело бы восход Сириуса смещался по календарю в день каждые 4 года. Возвращение звезды к первичной дать отмечалось праздником в честь Вечности.
Сгон папируса Эберса, впоследствии жрецы издали указ "о необходимости перевести в календарь соответствии с настоящим". Этот указ предписывал раз в 4 года прибавлять по одному дню до года, состоявший из 360 дней, а впоследствии было предписано добавить еще 5 дней.
3. Канопський декрет
7 марта 238 года до н. е. эллинистический фараон Птолемей III Евергет попытался реформировать египетский календарь. Об этом свидетельствует "Канопський декрет" ( англ. The Canopus decree ) - Монолит c билингвистической надписью греческой и египетском языках о введении нового календаря. Чтобы устранить постоянное сдвиги дат, Птолемей впервые ввел понятие високосного года. В високосный день предписывалось почитать богов-покровителей семейства Птолемеев. Однако это нововведение не прижилось. Только после победы Октавиана Августа над Антонием и Клеопатрой и окончательного присоединения Египта к Рима (примерно с 26 года до н. н.э.), начал вводиться новый календарь, подобный юлианского. Старый календарь использовался параллельно еще в течение нескольких столетий.
Поздний египетский календарь очень похож на юлианский за исключением того, что дополнительный день приходится на 29 августа по юлианскому стилю (т.е. на конец египетского года). Начало года по египетскому календарю - это первый день месяца тота, что соответствует 29 августа. Продолжительность года в обеих календарных системах одинакова - 365,25 суток.
4. Хронология
Египтяне не имели постоянного отсчета эры. Они вели счет лет со дня вступления на престол очередного фараона. Но начало года по всем этим эрами неизменно начинался с 1 числа месяца тота (29 августа) года, предшествовавшего вступлению на престол нового фараона. Дни месяца и сами месяца обозначались номерами. Дата записывалась примерно так: Год 1, месяц 2 сезона разлива, день 5 правления фараона такого-то. Правда, произнесение имени фараона было запрещено.
Литература
(Рус.) Демидов В. Е. Время, хранимое как драгоценности. - М.: Знание, 1977.
nado.znate.ru
Древний египетский календарь как детище Великой Французской революции?
Древний египетский календарь как детище Великой Французской революции?
Новый счет по столетиям […] усилил вскоре склонность историков, упорядочивать события и свидетельства во времени и в тех случаях, когда для них не были известны никакие датировки с точностью хотя бы до года — однако именно такова была ситуация в большинстве случаев.
Арно Борст, Компутистика. Время и число в истории Европы, Берлин, 1991, стр. 85.
В эпиграфе речь идет об эпохе гуманизма и следующего за ней времени интенсивного выдумывания и истории, и хронологии. Он отражает одно из редких признаний о произвольности хронологии, вышедших из-под пера историка, причем историка, в основном воздерживающегося от критики всего искусственного здания хронологии (см. [Борст1]).
В какой мере можно отнести это — по сути своей, нелегкое обвинение в массовом мошенничестве по отношению к моделированию прошлого — к эпохе становления понятия солнечного года, которая вроде бы закончилась в самый разгар эпохи гуманизма? Не знаю, ибо не уверен, что задача составления хронологии уже тогда была актуальна. А что, если само становления понятия солнечного года происходило еще позже, чем это думают даже самые радикальные из названных выше критически мыслящих авторов?
Любопытную точку зрения на происхождение древнего египетского календаря высказал Алексей Жариков 15-го апреля 2006 г. на дискуссионном форуме «Ньюпарадигма» проекта «ЦИВИЛИЗАЦИЯ». Он начинает свой рассказ … с того момента, когда в Париже юная Республика вводит новый «революционный» республиканский календарь. Со ссылкой на статью в русской версии Википедии он приводит выдержки из следующей части этой статьи: «Французский республиканский (революционный) календарь был введён во Франции в ходе Великой французской революции декретом Национального конвента от 5 октября 1793, отменён Наполеоном с 1 января 1806. Календарь был разработан специальной комиссией под руководством Жильбера Ромма.
Первый год революции, 1792 был объявлен началом эры. Эра „от рождества Христова“ и начало года с 1 января упразднялись. Отсчёт лет начинался с 22 сентября 1792 года, даты уничтожения королевской власти и провозглашения республики, которая в тот год совпала с днём осеннего равноденствия. Последующие годы начинались в полночь того дня, на который приходился момент осеннего равноденствия (по среднему парижскому времени). Год делился на 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 или 6 дней года назывались санкюлотидами. Вместо недели была введена декада, месяц состоял из трёх декад.»
Пока ни о каких декадах в Древнем Египте у меня речи не было. Но Каменцева пишет на сей счет следующее: «Каждый месяц делился на 3 большие недели по 10 дней в каждой и 6 малых недель по 5 дней в каждой» (стр. 30). Она не заканчивает эту фразу восклицательным знаком и не считает нужным как-либо комментировать такое необычное для цивилизованной страны с долгой предысторией, в ходе которой, как мы видели, важную роль играло использование лунного календаря, понятие недели. Согласно Жарикову, большая неделя египтян — это просто декада французского революционного календаря.
Во Франции у декады было определенное логическое обоснование, так как там примерно в то же время, что и календарь, была задумана реформа системы мер и переход на все охватывающую метрическую систему. В 1795 году метрическая система мер была введена в действие. В Древнем Египте никакой причины для замены уже существовавшей в рамках древнего месячного календаря семидневной недели на десятидневную не было и ни один автор и не пытается такой переход обосновать.
Про связь двух календарей Жариков пишет следующее:
«В то время ни про какой „древний Египет“ никто даже не слышал и никаких пирамид в глаза не видел. Ну, если только про библейский Египет — который к нынешнему Египту никакого отношения не имеет.
Через почти 5 лет жизни по „новомодному“ календарю, в 1798 году, Наполеон Бонапарт с толпой французских ученых высаживается в Александрии […] и все они „с изменившимся лицом“ бегут к пирамидам и тут же читают на них, что — сюрприз, сюрприз — древние Египтяне пользовались в точности таким же новомодным революционным календарем!!! […] Совершенно очевидно, что замена естественной недели (с хорошей точностью определяемой фазами луны — новолунием, полнолунием и днями, когда освещена ровно половина лунного „интерфейса“) на неестественную декаду имеет смысл только в контексте метрической системы, в свою очередь основанной на десятичной позиционной системе счисления.»
Кстати, добавлю к размышлениям Жарикова, что Цезарь, который пришел в такой телячий восторг от египетского календаря, что не стал реформировать привычный для «древних римлян» сумбурный календарь, а просто якобы перенял египетский, только пополнив его високосными годами, почему-то не перенял у египтян вместе с годом деления месяцев на декады. А ведь римский счет нес в себе зачатки десятичного, хотя еще не позиционного счета.
Далее Жариков цитирует Герасимова, который считает, что «Окончательный переход с лунного календаря хиджры на солнечный был осуществлен только в 1784 году, причем летоисчисление было продолжено с сохранением прежней нумерации. Под годом до 1784 года понимали лунный цикл длительностью ~ 29 суток, начиная с 1785 года, годом стали называть солнечный цикл длительностью ~ 365 суток.» Здесь Герасимов имеет в виду не мусульманский календарь, а принятый, как он уверен, в то время в России.
Свою парадоксальную теорию Жариков резюмирует в следующих словах: «получается, что французский республиканский календарь был одним из первых календарей, основанных на солнечном годе. Неудивительно, что его дубликаты „попали“ в глубокую древность.»
Пока считается, что первенство в этой области принадлежало «древнему» египетскому календарю. Вот что пишет об этом Каменцева: «Египетский календарь долгое время являлся единственным, в котором продолжительность месяца и года была постоянной и не зависела от произвола жрецов. Этот календарь послужил основой всех дальнейших солнечных календарей» (стр. 31).
Именно поэтому Каменцева начинает главу 3 «История создания солнечного счисления времени» с параграфа «Календарь Древнего Египта», за которым непосредственно следует параграф об юлианском календаре. Можно себе представить, какой революцией в истории календарей оказалась бы подмеченная Жариковым зависимость «древнего» египетского календаря от такового Французской революции.
Не будучи в состоянии перенести почти всю историю солнечных календарей в 19-й век, подчеркиваю еще раз, что уже в «Истории под знаком вопроса» я сильно усомнился в правильности истории солнечных календарей в интерпретации авторов XIX–XX вв. и современных авторов, писавших и пишущих на хронологические темы. Не могу исключить и того, что интерпретация «древнего» египетского календаря как солнечного, а также мнение о делении его месяцев на декады действительно восходят к ученым, сопровождавшим Наполеона в его египетской экспедиции. В то же время отмечу еще раз, что выше я уже идентифицировал год «древних» египтян как не являющийся солнечным.
Прекрасно понимая антижреческий настрой советской (атеистической?) профессорши, подчеркну, что столь нелюбимые современными авторами жрецы в первую очередь сделали само существование первых календарей возможным: без их наблюдений никакие календари в свое время не могли бы существовать. В какой мере их «произвол» действительно зависел от их взяточничества и желания услужить политикам — особый вопрос, но не исключено, что эта интерпретация основана в первую очередь на современном непонимании неточности наблюдений в описываемое древнее время.
Хотя Эдвин Крапп, известный американский астроном и популяризатор науки, пишет в своей книге «Боги с небес. Как интерпретация небесных знамений повлияла на развитие цивилизации» о том, что жрецы всегда верой и правдой служили императорам и прочей правящей знати и скрывали свое астрономическое знание от всех тех, кому не полагалось им обладать. То есть, практически, почти от всего населения.