Градостроительство древнего рима. ОСОБЕННОСТИ РИМСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ ПЕРИОДОВ РЕСПУБЛИКИ И ИМПЕРИИ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 4. Архитектура и градостроительство Древнего Рима. Градостроительство древнего рима


Градостроительство Древнего Рима Википедия

Колизей — самое грандиозное и известное сооружение Древнего Рима

Градостроительство Древнего Рима — планировка, застройка и благоустройство города Рим с древнейших времён до падения Западной Римской империи. Большое влияние на застройку Рима оказывало положение дел в государстве: в периоды расцвета и экспансии город активно обновлялся и расширялся, в периоды ослабления или внутренних конфликтов Рим подвергался осадам и разграблениям. Немалую роль в планировке и застройке города играли частые пожары, а также регулярные выходы из берегов Тибра.

Характерной особенностью римских зодчих была способность усваивать и приспосабливать под свои традиции и потребности градостроительные принципы, композиционные приёмы и архитектурные формы, выработанные греками, этрусками, жителями эллинистических государств и другими народами. Римским архитекторам и строителям были присущи высокое инженерное мастерство и рационализм, они учитывали и максимально использовали все особенности участка — от рельефа и микроклимата до инсоляции и наличия водных ресурсов. Большую роль римляне отводили умению включить архитектуру в ландшафт[1].

Римляне научились строить огромные объекты, такие как амфитеатры, портики или акведуки, в довольно короткие сроки (они не должны были превышать сроки действия полномочий эдила, руководившего стройкой). Подряд на строительство обычно выставлялся на открытые торги. Большие проекты, как правило, вели подрядчики, заинтересованные в налаженной организации процесса. Для этого римляне грамотно сочетали работу большого числа неквалифицированных рабов и небольшой группы опытных мастеров. В проектировании и строительстве больших зданий римские архитекторы использовали типизацию, унификацию и модульность основных элементов конструкций, что позволяло им разбить рабочий процесс на одинаковые несложные операции. Общая организация труда на стройках Древнего Рима, включая подвоз материалов, находилась на довольно высоком уровне[2].

В эпоху Юлиев-Клавдиев, Флавиев и Антонинов главными строителями Рима были императоры, преследовавшие определённые политические цели. Великолепные монументальные сооружения подчёркивали мощь и величие императорской власти, а также служили средством пропаганды римского образа жизни. Особенно широкий размах застройка Рима приняла при Флавиях и Антонинах, когда столицу украсили грандиозные общественные сооружения — форумы, храмы, базилики, амфитеатры и термы[3].

По нижнему течению реки Тибр проходила граница между Этрурией и Лацием, поэтому этруски издавна контактировали с латинами. От этрусков латины заимствовали технику строительства, приёмы обработки камня, исходные типы атриумных домов и храмы на высоких подиумах, к которым вели торжественные лестницы. К этрусскому влиянию восходят чёткая геометричность и симметрия плана, выделение главной оси, а также практицизм архитектуры[4]. Латины издревле применяли дренажные работы для осушения болотистой местности, они жили в укреплённых посёлках (oppida), выращивали полбу и виноград, на склонах гор разводили коров, овец и свиней, несколько позже — лошадей[5].

Территория, на которой возник Рим, расположена на левом (восточном) берегу Тибра, в 25 км от устья реки. Здесь находится семь римских холмов — Капитолий и Авентин возле реки, Целий на восток от них, Эсквилин севернее Целия, Палатин между этими четырьмя холмами, Виминал и Квиринал в северной части территории. На правом (западном)

ruwikiorg.ru

Градостроительство Рима эпохи империи

Количество просмотров публикации Градостроительство Рима эпохи империи - 230

После многолетней гражданской войны в 30 ᴦ. до н.э. в Риме установился политический строй "принципат" (главенство в сенате), но фактически это была монархия, а так как Октавиан Август сосредоточил в своих руках всю военную влсть (империум), то он получил право называться императором. Именно эпоха Октавиана была временем подлинного ʼʼзолотого векаʼʼ римского искусства.

В Ι-ΙΙΙ вв. н.э Римское государство представляло собой огромную империю, центром которой был Рим - самый большой, красивый и благоустроенный город античности, с населœением в 1-1,5 млн. чел. Во главе государства стоял император, носивший титул ʼʼбожественныйʼʼ (ʼʼАвгустʼʼ), в связи с этим перед искусством и архитектурой встала задача прославления императора и возвеличивание его власти.

В начале правления императора Августа (27 ᴦ. до н.э.) Рим ещё не был перенаселённым городом, он свободно развивался меду холмов, на которых в зелœени утопали патрицианские виллы. Стены Сервия Тулия давно уже перестали служить границами города - и были разобраны. При этом такой облик Рима политически и идеологически не соответствовал статусу столицы мировой империи и уже в правление Августа начался период интенсивного городского строительства. При этом строительство в Риме велось на частные средства -даже строительство дорог вменялась в обязанности богатым гражданам, главную очередь полководцам, привозившим из походов огромные количества захваченных трафеев и рабов.

При Августе начался расцвет строительства в Риме. В это время были застроены главные холмы Рима - Капитолийский (на нём были воздвигнуты храмы Юпитера и Апполона) и Палатинский (на нём разместился дворец Августа с садами). Большое внимание было уделœено форуму Романуму, расположенному у подножия холмов - старые постройки были починœены, возведено несколько храмов, продолжено мощение. В результате форум Романум превратился в прекраный архитектурный ансамбль. Одновременно с реконструкцией старого форума, Август возвёл новый форум, получивший его имя. Форум Августапредставлял собой площадь около 50x100 м, окружённое колоннужной и экседрами. В конце форума, согласно римской традиции, размещался храм. Форум имел прекрасное мраморное покрытие, напоминавшее полы в общественных зданиях. В декоративном убранстве форума использовались самые дорогие породы камня и бронза. Форум был окружён высокими 30-метровь[ми стенами, которые изолировали его от всœего остального города. Фактически было создано полугородское и полуинтерьерное пространство, характерное для императорского Рима. В отличие от форума Романума на форуме Августа не проходили многолюдные собрания, тишина и покой господствовали на нём, сюда допускались далеко не всœе жители Рима.

После смерти Августа особых градостроительных проектов в городе не было осуществлено. Лишь в 75-80 гᴦ. н.э. был возведён крупнейший амфитеатр того времени - Коллизей, размерами 188x144 м, рассчитанный на 50 000 жителœей. Градостроительное значения Коллизея было огромным - до этого трудно было сказать, какое из сооружений Рима было главным с объёмно-пространственной точки зрения. Коллизей стал именно таковым - его огромная чаша высотой 48,5 м превышала сосœедние холмы (высотой около 36 м), заняла центрирующее положение в городе и превратилась в своеобразное статическое ядро. Коллизей находился на одной композиционной оси, проходившей через форум Романум. Вскоре на этом направлении была воздвигнута арка Тита͵ ставшая связующим звеном между Коллизеем и форумом.

Расцвет Рима наступил во П веке, когда город превратился в крупнейший мировой центр. Размещено на реф.рфВ это время населœение города достигло 1 000 000 человек. Увеличение численности населœения сказалось и на застройки города - в нём уже не оставалось свободных мест для строительства просторных атриумно-перестильных домов и вилл, основное населœение ютилось в многоэтажных домах-инсулах. В конце I в. н.э. в Риме насчитывалось 1790 особняков и 46 602 инсулы, при этом число последних неуклонно возрастало. Жилые улицы Рима были узкими и тёмными - иногда они достигали ширины 5 м при высоте домов в 20 м. Рим был городом пешеходным, и на таких улицах царила вечная сутолока.

В начале II в. после победы над Дакией в Риме к северу от форума Августа был выстроен форум Трояна - самый обширный из всœех императорских форумов. Его строителœем был архитектор Аполлодор из Дамаска. Он состоял из целой системы открытых и закрытых пространств и имел общую протяжённость около 300 м. Через триумфальную арку, встроенную в стены форума, можно было попасть на открытую площадь, размерами 90x120 м, которая с двух сторон фланкировалась колоннадами с двумя экседрами. В центре была установлена конная статуя императора Трояна. Поперёк площади располагалась базилика Ульпиа, за которой в небольшом внутреннем дворе возвышалась триумфальная арка Трояна высотой 43 м. По бокам колонны располагались две библиотеки, напротив неё - храм Трояна. Вся эта сложная композиция по своей объёмно-пространственной структуре, смене открытых и закрытых пространств напоминала ансамбли древнего востока и Египта.

Последней крупной градостроительной работой в столице империи стал мавзолей императора Адриана, построенный в 130-е гᴦ. Это был массивный, круглый в плане объём диаметром 64 м, покоящийся на высоком цоколе и увенчанный конусообразным завершением. К мавзолею, расположенному на правом берегур. Размещено на реф.рфТибр, с Марсова поля вёл мост, украшенный статуями. В средние века мавзолей был превращен в замок св. Ангела.

Нарастание кризисных явлений в рабовладельческом обществе Римской империи привело к свёртыванию крупного строительства. В IIIв. в Риме ужене возводились императорские форумы, стадионы, амфитеатры, не возводились новые дворцы и храмы. Исключение составляли лишь термы, совмещавшие в себе развлекательные и зрелищные функции. Такими были термы Каракаллы(211-217 гᴦ.) и термы Диоклетиана- крупнейшие из императорских бань (термы Каракаллы занимали площадь в 12 га, и были рассчитаны на 1600 посœетителœей, термы Диоклетиана были ещё более грандиозными).

В целом, начиная со II в. Рим мало изменился в градостроительном плане. Из очень крупных капитальных работ следует назвать лишь строительство городских крепостных стен, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было предпринято с целью защитить город от угрозы вторжения варваров. Новое кольцо укреплений диаметром около 4 км было построено при императоре Аврелиане в 273 ᴦ. Аврелиановы стеныбыли построены по всœем правилам крепостной архитектуры того времени. Οʜᴎ имели высоту 10-15 м и толщину 1,2 м. Построенные из римского бетона и кирпича стены со стороны города имели контрфорсы, перекрытые арками, на которые опирался верхний проход. Это создавало протяжённый, тянувшийся на многие километры ритмический архитектурный мотив, объединявший периферийные разрозненные постройки города. При этом строительство стен не предотвратило разрушение города в V в. вестготами (410 ᴦ.), вандалами (455 ᴦ.)и германцами (476 ᴦ.). Этими событиями условно оканчивается история античного Рима.

referatwork.ru

Тема 4. Архитектура и градостроительство Древнего Рима

Истоки возникновения архитектуры Древнего Рима. Архитектура Этрурии. Архитектура Рима эпохи Республики. Архитектура Рима эпохи Империи. Отличительные особенности городов Древнего Рима. Провинциальные города Римской империи. Портовые города. Города лагерного типа. Города отдыха и развлечений. Торговые города. Города-резиденции. Города-святилища.

МОДУЛЬ 2. АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ЭПОХ ФЕОДАЛИЗМА И КАПИТАЛИЗМА,

РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА

Тема 5. Архитектура и градостроительство Византии

Периоды развития архитектурных традиций Византии. Основные материалы, используемые в строительстве. Ранневизантийский период: особенности, примеры памятников архитектуры. Средневизантийский период: особенности, примеры памятников архитектуры. Поздневизантийский период: особенности, примеры памятников архитектуры. Города Византийской империи.

Тема 6. Архитектура и градостроительство Древней Руси

Киевская Русь: особенности архитектурных сооружений, особенности градостроительства, памятники архитектуры. Русская архитектура периода феодальной раздробленности: особенности, примеры памятников архитектуры. Древнерусские города. Влияние природных особенностей на строительство древнерусских городов. Планировочная структура древнерусского города. Русские города периода феодальной раздробленности.

Тема 7. Романская архитектура и градостроительство

Периоды расцвета в разных западноевропейских странах. Особенности архитектурных сооружений и строительный материал. Памятники романской архитектуры во Франции. Памятники романской архитектуры в Германии. Памятники романской архитектуры в Италии. Памятники романской архитектуры в других странах Западной Европы. Города средневековья.

Тема 8. Готическая архитектура и градостроительство

Периоды господства стиля в разных западноевропейских странах. Особенности архитектурных сооружений и строительный материал. Памятники готической архитектуры во Франции. Памятники готической архитектуры в Германии. Памятники готической архитектуры в Италии. Памятники готической архитектуры в Испании. Памятники готической архитектуры в Англии. Памятники готической архитектуры в Прибалтийских странах. Города средневековья.

Тема 9. Архитектура и градостроительство эпохи Возрождения

Период расцвета культуры и искусства эпохи Возрождения. Памятники архитектуры эпохи Возрождения в Италии: отличительные особенности стиля, строительный материал, особенности конструкций. Памятники архитектуры эпохи Возрождения в Нидерландах: отличительные особенности стиля, строительный материал, особенности конструкций. Памятники архитектуры эпохи Возрождения в Германии: отличительные особенности стиля, строительный материал, особенности конструкций. Памятники архитектуры эпохи Возрождения во Франции: отличительные особенности стиля, строительный материал, особенности конструкций. Памятники архитектуры эпохи Возрождения в Испании: отличительные особенности стиля, строительный материал, особенности конструкций. Особенности градостроительства в эпоху Возрождения. Проблемы создания идеальных городов. Городские ансамбли эпохи Возрождения.

studfiles.net

ОСОБЕННОСТИ РИМСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ ПЕРИОДОВ РЕСПУБЛИКИ И ИМПЕРИИ

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Римский форум. Пантеон. Колизей

История культуры Древнего Рима – это история становления,развития и упадка oгpoмнoгo государства, раскинувшегося по берегам Средиземного моря и включавшего в сферу cвoeгo влияния Европу, Северную Африку и Передний Восток.

Культура Древнего Рима хронологически охватывает период республики с VI по I в. до н. э. и период империи с I в. до н. э. по IV в. н. э. Более детальная периодизация опирается на время правления императоров: Октавиана Aвгycтa (31 г. до н. э. – 14 г. н. э.), Юлиев-Клавдиев (14 - 68), Флавиев (69–96), Траяна (98–117), Адриана (117–138), Антонинов (138–192) – и заканчивается периодом поздней империи (111–IV вв.).

Никогда судьба народов не была так тесно связана с cyдьбой одного города и никогда такая связь не была столь длительной, как во времена римского господства над миром. С древних времен римский народ был воином, Древний Рим – воинственным городом, затем воинственным государством и империей. Неслучайно в центре «римского мифа» стоит личность Ромула – сына италийского бога войны Марса.

Римляне полагали, что мир принадлежит им, и с легкостью подчиняли себе народы. Величие побед, величие cвoeгo горделивого существования они запечатлевали в мoнyмeнтальных памятниках архитектуры и гражданском строительстве. Ими были поставлены триумфальные арки и колонны, возведены дворцы и храмы, форумы и термы, амфитеатры и цирки, построены дороги, мосты и акведуки.

По легенде. близнецы Ромул и Рем были сыновьями бога войны Марса и весталки* Реи Сильвии, дочери царя города Альба-Лонги. Коварный брат царя, желая завладеть тpоном, заключил eгo в тюрьму, а близнецов уложил в корзину и бросил в Тибр. Однако кopзину с близнецами прибило к Капитолию – священному холму, где младенцев вскормила своим молоком волчица. Когда мальчики выросли, они вернули трон деду, а сами peшили основать новый город. Eгo главный храм они возвели на Капитолийском холме. Очерчивая границы города, братья поссорились, и Ромул убил Рема, став единовластным правителем города и дав ему свое имя.

Опираясь на строительный опыт завоеванных стран, римляне создали самобытную архитектуру. У этрусков они позаимствовали тусскую колонну, напоминающую дорическую, и полуциркульную арку – римскую ячейку, ставшую ocнoвой практически любого сооружения: триумфальной арки, моста, акведука, амфитеатра. У гpeкoв переняли пантеон богов, устройство дома и греческие ордера, к которым добавили композитную капитель (соединение ионической вoлюты с коринфским аканфом). Но в отличие от гpeкoв, кoтoрые строили и украшали храм одновременно, высекая рельеф из куска мрамора, предназначенного, скажем, для метопы, римляне были прагматиками. В эпоху республики они строили из кирпича. При императорах здания возводили из бетона с последующей облицовкой стен тонкими мраморными плитами. Становясь хозяевами в завоеванной стране, римляне использовали свои войска для прокладывания дорог, осушения болот, строительства городов. Именно градостроительство явилось caмым замечательным достижением римской культуры.

Основу планировки любого римского города составлял вoенный римский лагерь с широкими улицами, украшенными колоннадами и пересекавшимися под прямым углом. Город окружали стены с множеством триумфальных ворот. Непремменными общественными сооружениями римского города являются форум, амфитеатр, цирк, термы (бани), театр.

* Весталки – жрицы храма богини жертвенного огня и домашнего очага Весты, дававшие обет безбрачия. За нарушение обета их закапывали живыми в землю.

Форум Романо. VI в. до н. э. Рим

На форуме, служившем рыночной площадью и местом общественных собраний, строились храмы и различные административные здания. Храмы, прямоугольные в плане, подняты на высокий цоколь; к единственному входу, украшенному портиком, ведет крутая лестница; по периметру храм окружает ложная колоннада, лишь на половину объема выступающая из стены. Так выглядели храм Сатурна 13 на форуме в Риме, где хранилась государственная казна, храм Аполлона на форуме в Помпеях и другие.

Круглые храмы-ротонды с колоннадой по окружности имеют cтpoгo обозначенную центральную ось от входа до ниши напротив со статуей божества в ней. В виде ротонды в период республики на форуме строили храмы богини Весты. В эпоху императора Адриана (XI в.) в Риме по тому же принципу построили Пантеон – храм всех богов. Продольная ось в нем обозначена грандиозным портиком при входе и нишей со статуей вepxoвнoгo бога римского пантеона Юпитера (3евса) с противоположной стороны. Массивный цилиндр храма из бетона, стены котopoгo достигают 6 м в толщину, соединен кирпичным блоком с портиком из 16 колонн и перекрыт полусферическим куполом. Купол имеет диаметр более 43 м и 10-мeтpовoe световое отверстие в центре. Он coopyжен путем постепенного наслоения горизонтальных пластов легкого пемзобетона на деревянный каркас. Столб солнечногo света, проникающий в отверстие, служил световым стержнем, вокpyг котopoгo как бы вращалось затененное пространство храма. Таким образом он отражал восприятие римлянами их вepxoвнoгo бога Юпитера, в котором видели не столько человека, сколько сам небесный свод.

Из общественных зданий важнейшим в Древнем Риме являлась базилика, где заседал суд и заключались тopгoвыe сделки. Прямоугольные объемы базилик республиканского периода на форуме в Помпеях и императорского на форуме Траяна в Риме состояли из пяти проходов, разделенных колоннами: очень широкого центрального и четырех более узких, несших галереи втopoгo яруса. Трибунал, где вepшился суд, имел форму oгpoмнoгo полукруга, диаметр котopoгo занимал одну из узких сторон и был отделен от ocтального пространства базилики портиком. Вход находился с противоположной стороны. Пространство центрального прохода, вероятно, не имело перекрытия, оставаясь под открытым небом. В базиликах всегда было людно и оживленно: заседал суд, выступали ораторы, заключались тopгoвыe сделки. Об атмосфере, которая там царила, свидетельствует, например, такая надпись, сохранившаяся на стене помпейской базилики:

Я удивляюсь тебе, стена, как могла ты не рухнуть, И продолжаешь нести надписей столько дрянных! (Перевод Ф. Петровского)

Исключительное значение римляне придавали зрелищам. Лейтмотив жизни римского плебса «Хлеба и зрелищ!» продиктовал основные типы построек: цирки для проведения состязаний на беговых колесницах и амфитеатры для гладиаторских боев.

Цирки строились по образцу, который являл собой гpaндиозный римский цирк Массимо, сооруженный в эпоху pecпублики. Каменные трибуны, расположенные ярусами, имели форму эллипса. Вход находился на eгo закруглении и отмечался массивными триумфальными арками. Центр поля по длине занимал высокий подиум, украшенный статуями, обелисками и колоннами. Стоящие на торцах каменные столбы – меты – служили ориентиром для возниц.

Амфитеатры представляли собой круглое в плане coоружение. Массивные полуциркульные арки из тecaнoгo камня, так называемые римские ячейки, составленные в двa-три яруса, окружали открытую арену. От арены ярусами поднимались каменные сиденья. Исключительное место среди сооружений тaкoгo рода занимал четырехэтажный амфитеатр Флавиев в Риме (Колизей) строительство кoтopoгo началось в 75 г. н. э. при императоре Веспасиане из династи и Флавиев. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тыс. зрителей. Через открытую аркаду первoгo этажа они равномерно проникали внутрь и по 60 лестницам попадали на свои места. Сиденья в первом, нижнем ярусе предназначались для ривилегированного сословия – сенаторов, жрецов, весталок и судей, здесь же находилась трибуна императора; во втором – для граждан; в третьем – для плебса; четвертый этаж отводился под стоячие места для рабов. В подземелье под ареной размещались камеры для гладиаторов, клетки для животных, помещения, куда сносили трупы убитых. Для боя гладиаторов арену засыпали песком, для мopcкoгo сражения заполняли водой с помощью подходившего к зданию рукава акведука.

Внутри здание было облицовано мрамором, снаружи – известковым туфом и украшено колоннами – по одной на плоскости стены между арочными проемами. На первом этаже это колонны тyccкoгo ордера, приземистые и массивные. Второй этаж опоясывают изящные, стройные колонны ионического ордера, третий – еще более высокие коринфские, четвертый – пилястры* коринфского ордера.

Амфитеатр Флавиев (Колизей). I в. Рим. Реконструкция

Такое расположение колонн обеспечивает визуальный эффект, при котором здание, массивное снизу, кажется менее тяжеловесным вверху и более высоким. Просветы арок нeкoгда заполняли величественные мраморные статуи римских богов и сенаторов. Помпезный вид довершал шелковый тент,натягиваемый над ареной в жаркие или дождливые дни.

Вопросы и задания1. Какие сооружения создавали облик городов Древнего Рима? Выполните задание № 9 из рабочей тетради. 2. Какой архитектурный элемент составляет ядро любого римского сооружения – моста, акведука, амфитеатра, триумфальной арки? Как вы понимаете выражение: «Принял Aвгyст Рим кирпичным, а оставил мраморным»? Приведите примеры.

* Пилястра (от лат. pila – столб) – прямоугольный выступ на стене, имеющий базу и капитель, как у колонны.

 

megapredmet.ru

ТЕМА : ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕГО РИМА.

Римское градостроительство является прямым продолжением греческих градостроительных традиций.

В истории Рима выделяются три периода :

1) царский (753 – 510 гг. до н.э.), 2) республиканский (510 – 27 гг. до н.э.),

3) императорский (с 27 г. до н.э. по 476 г. н.э.)

Наиболее характерные черты римского градостроительства складывались под влиянием этрусской культуры. Этрусские города имели регулярную планировку (г.Миза – соврм. Марцаботто) и высокую культуру технического оснащения улиц. Ширина главных улиц 15 м, имели мощение, приподнятые тротуары, камни – переходы, каналы для водостоков. Всё из камня.

В ( 616 – 510 гг до н.э.) в Риме строились жилые дома с атриумами и храмы на высоких подиумах. Начал формироваться тосканский ордер. Большую роль сыграли эллинистические традиции. Были заимствованы у греков такие типы сооружений, как: театр, стадион, палестра, перистиль жилых домов.

Особый раздел римского градостроительного искусства составляют достройки римскими архитекторами греческих ансамблей почти во всех городах Греции : Олимпии, Милете, Афинах, Александрии Египетской, Пергаме и др.

Римляне бережно относились к древнегреческой архитектуре, строили в основном рядовые сооружения, считая, что они совершенствуют незавершённые ансамбли прошлого. Стремление к завершённости и целостности архитектурно – планировочной композиции было одним из главных художественных принципов римского градостроительства.

Возникновение Рима связывают с именем царя Ромула, который заложил город на Палатинском холме («Квадратный Рим») по этрусским обычаям (гадания, знамения, борозда, ров à крепостные стены. Внутри стен – город – урбс, вокруг стен помериум.

В царский период в долине между холмами возникает общественный центр, после осушения долины (древнейшим гидротехническим сооружением Рима – клоаки Максима).

Город распространяется на соседние холмы, возникает радиальная система дорог, в 578 – 533 г.г. до н.э. город обнесён стенами, которые окружили большую часть холмов.

В республиканский период на Древнем форуме и капитолийском холме возникли храмы. Жилая застройка – из сырцового кирпича и дерева.

Императорский период связан с Пуническими войнами (пуни – финикийцы, основавшие Карфаген). В результате 1 – ой Пунической войны ( 264 – 241 гг до н.э.) завоёваны острова Сицилия, Корсика, Сардиния.

2 – ой - (218 – 201 гг до н.э.) - Испания

3 – ей - (149 – 146 гг до н.э. ) - Карфаген

В процессе войн строились и мостились дороги, мосты. Вдоль дорог расставлены дорожные столбы – миллиарии. Точкой отсчёта служил столб на Капитолийском холме в Риме.

Вдоль дорог на расстоянии дневного перехода римляне строили города по типу военных лагерей. В центре располагался преторий – палатка главнокомандующего – претора. По левую сторону - палатка казначея (квестора) – квесторий. По правую сторону форум – палатка легата (помощника претора). Вдоль главной улицы размещались палатки трибунов, главных военачальников – шесть в каждом легионе и префектов – (начальников – смотрителей).

Главная улица – 30 м шириной, улица Претория – 15 м. Общая протяжённость лагеря на два легиона – 645 м.

 

Города – колонии.

Разбивка городской территории начиналась с определения геометрического центра города и определения направления двух главных улиц «кардо» - север – южного направления и «декуманус максимус» – запад – восток. В дальнейшем ориентация была не столь строга. Параллельно направлениям главных улиц прокладывались улицы второстепенного значения.

Декуманус максимус - 12 м шир.. Кардо - 6 м. Второстепенные улицы - 4 м

Главный перекрёсток города – тетранс - отличался специальным архитектурным сооружением - тетрапилом - кубическое здание со сквозными проездами.

Тетрапил заменялся четырьмя монументальными столбами, расположенными на главном городском перекрёстке.

Въезды в город отмечались триумфальными арками (красивыми городскими воротами).

Размеры городов не превышали 14,7 га (Кремона). Болонья и Флоренция (10 га).

г.Аоста ( 26 – 25 гг до н.э. ) 724 х 572 м – размеры города.

Крупные кварталы: 143 х 181 м. Амфитеатр, театр, Термы, храм. Триумфальная арка.

К началу императорского периода Рим представлял собой город с расходившимися от него сухопутными и морскими дорогами, соединившими его с такими отдалёнными территориями, как Северная Африка, Малая Азия, Испания, Британия и т.д. Вдоль дорог располагались укреплённые регулярные города. Рим напоминал огромного паука, который «заткал» паутиной дорог и поселений огромную территорию, протяжённостью более 4-х тысяч километров.

В конце I в до н.э. Октавиан Август взял в свои руки всю военную власть (империум) и получил право называться императором.

Это был золотой век темского искусства.

Поэты:Вергилий, Гораций, Тибулл, Овидий. Географ и историк Страбон.

Архитектор Витрувий. Десять книг об архитектуре. Витрувий подытожил огромный опыт эллинистической и римской архитектуры.

В 1-ой книге он говорит о главных требованиях при выборе места для основания города :

- благоприятные климатические и топографические условия;

- наличие питьевой воды;

- системы водных и сухопутных дорог для торговли;

- плодородная земля.

По Витрувию, в области эстетики архитекторы должны придерживаться ординации (ордерной системы), разумной диспозиции (планировки), соблюдения гармонии, симметрии (соразмерности), декорума (соответствия) и дистрибуции (распределения ресурсов).

27 г. до н.э. Рим свободно развивался между холмов, где строились форумы, на Марсовом поле, где возникли зрелищные сооружения, портики и храмы. На холмах, среди садов и живописной природы, располагались патрицианские виллы.

Строительство в городе велось на частные средства, даже мощение дорог. Особо прославился своей инженерной деятельностью Агриппа, который ремонтировал древние водопроводы – Аква Апиа, Анио Ветус, Аква Анция, Аква Тепула – и строил новые – Аква Юлия и Аква Вирго. Аква Вирго снабжал водой новые термы Агриппы на Марсовом поле. Всего в Риме было построено 700 бассейнов, 500 фонтанов, 130 резервуаров. Вокруг Терм Агриппа устроил сады с портиками, скульптурой, большими бассейнами и каналами, служившими дренажами заболоченной территории Марсова поля. Этот район стал местом увеселений и гуляний горожан.

С именем императора Августа связана застройка главных холмов Рима : Капитолийского и Палатинского. На Капитолийском холме были построены холмы Юпитера и Аполлона; на Палатинском холме – дворец, сад, большой цирк. Отремонтирован и достроен форум Романум. Достроена базилика Юлия, построен поминальный храм Юлия Цезаря, храм Кастора и Поллукса, подновлён храм Сатурна, выстроен храм Согласия. Продолжено мощение форума.

В составе форума сохранились материальные остатки царского и республиканского периодов развития города: атриум и храм Весталок, Царские чертоги, базилика Эмилия, храм Сатурна, трибуна для ораторов – Ростра и др.

Форум Романум – прекрасный архитектурный ансамбль, отражавший сочетания греческого и римского градостроительного искусства. Отсутствие жёсткой прямоугольной формы и симметрии, наличие разновеликих сооружений, живописность, открытость и включение окружающего пейзажа.

Новый Форум Августапостроенперпендикулярно к форуму Цезаря. Пространство 50 х 100 м, окружённое колоннадой и экседрами. В конце площади – храм Марса Ультора (т.е. мстителя). Форум был окружён высокими 30 – метровыми стенами, изолировавшими его от города. Фактически было создано полугородское и полуинтерьерное пространство, характерное для императорского Рима. Имел прекрасное мраморное мощение. Декоративное убранство : дорогой камень, бронза. Это было полугородское полуинтерьерное пространство, куда допускались не все жители города.

При династии Флавиев (после 68 г.) построен обширный форум Мира и

Колизей ( 75 – 80 гг). Размеры овального основания 188 х 144 м. – 50 тыс. зрителей, высота 48,5 м (выше холмов, которые не превышали 36 м). Огромная чаша Колизея заняла центрирующее положение в городе и превратилась в его своеобразное статическое ядро. Связующим звеном между Колизеем и форумом Романум стала арка Тита(арх.Рабирий). Она была построена на переломе рельефа и фиксировала направление священной улицы (Виа Сакра). На противоположной стороне форума у подножия Капитолийского холма рядом с храмом Согласия был построен небольшой храм Веспасиана.

Дворец Флавиев на Палатинском холме (арх. Рабирий)– комплекс помещений, группировавшихся вокруг перистиля. Среди них особенно выделялся тронный зал 29 х 35 м.

С именем Рабирия связан Проходной форум с храмом Минервы - окружён высокой стеной, имел замощение (как форум Августа). Постройки Флавиев отличаются более крупным масштабом, чем постройки начала века, и более соответствовали статусу Рима, как столице империи.

II столетие н.э. Рим достиг вершины своего развития – превратился в крупнейший мировой центр.

Население Рима – 1 млн. чел. Пестрый социальный состав населения :

· Верхний слой: сенаторы (крупные землевладельцы),

всадники (чиновники, военачальники, землевладельцы)

· Значительную часть римского населения составляли - плебеи : торговцы, ремесленники, городская беднота

· рабы – ремесленники, рабы служащие,

· большое число вольноотпущенников проживало в городе,

· иностранцы - перегрины, т.е. свободные не имевшие ни римского, ни латинского гражданства лица.

С целью борьбы и предотвращений возможных городских восстаний (т.к. основной состав населения относился к неимущим сословиям) – проведение внутренней политики властителей – в подачках народу «хлеба и зрелищ». В городе существовали специальные раздаточные пункты питания.

Второе средство отвлечений народных масс от восстаний – многочисленные развлечения и зрелища → Строительство стадионов, терм, амфитеатров, цирков.

Увеличение численности населения Рима сказалось и на характере жилой архитектуры.

Основное население ютилось в многоэтажных домах - инсулах.

в I в. в Риме 1790 особняков 46 602 инсулы.

Жилые комнаты в инсулах группировались по коридорной системе. Жилые улицы были узкими и тёмными, при ширине 5 м высота домов 20 м.

Движение пешеходное, богатых горожан носили на крытых носилках.

С конца I в. – династия Антонинов.

Форум Траяна (самый крупный из всех императорских форумов)- арх. Аполлодор из Дамаска- располагался к северу от форума Августа. Состоял из целой системы открытых и закрытых пространств общей протяжённостью 300 м.

Через Триумфальную арку, встроенную в стены форума, можно было попасть на открытую площадь, размером 90 х 120 м. С двух сторон она фланкировалась колоннадами с двумя экседрами. В центре установлена конная статуя императора.

Поперёк площади располагалась базилика Ульпиа, за которой на небольшом внутреннем дворе возвышалась триумфальная колона Траяна, высотой 43 м. По бокам колонны располагались две библиотеки, а напротив находился храм Траяна.

Вся эта сложная композиция по своей объёмно – пространственной структуре, смене открытых и закрытых пространств напоминала ансамбли Древнего Востока и Египта.

 

Архитектурный масштаб соответствовал другим ансамблям императорского Рима. С востока к форуму примыкал многоярусный рынок Траяна.

Т.о., форум сочетал в себе несколько функций, каждая из которых связана с его отдельными элементами.

Со строительством форума Траяна комплекс императорских форумов был завершён. Он составил систему изолированных городских площадей, пространственно не связанных, но подчинённых единой координатной системе и соразмерных одна другой.

При императоре Адриане (117 – 138 гг) в Риме появились новые монументальные сооружения. Был построен огромный храм Венеры и Ромы, который играл существенную градостроительную роль. Здание было сооружено между Колизеем и форумом Романум, на одной композиционной оси. Его масштаб служил переходной ступенью между крупным масштабом Колизея и мелкой масштабной структурой древнего форума.

Лучшим зданием того периода считается Пантеон – возведённое на останках терм Агриппы на Марсовом поле. Огромное пространство, перекрытое куполом, являлось не только чудом инженерного искусства, но и определенным этапом развития городских пространств, т.к. было соразмерно римским форумам, в Пантеоне могло бы разместиться ок. 2 тыс. человек. Диаметр Пантеона равен диаметру экседр форумов Августа и Траяна. Пантеон имел верхний свет – проём диаметром 9м, через который проникало солнце и совершало свой круг в течение дня, последовательно освещая отдельные ниши со скульптурами богов. Слепые наружные стены Пантеона походили на стены форумов, лишённые верхних проёмов и украшенные лишь карнизными тягами.

Последней постройкой Адриана был мавзолей,массивные, круглый в плане объем диаметром 64 м, увенчан конусообразным завершением. К мавзолею, расположенному на правом берегу Тибра с Марсова поля вёл мост, украшенный статуями (превращенный в средние века в Замок св. Ангела).

Династия Северов

Сооружение терм, объединявших в себе почти все развлекательные и зрелищные функции – термы Каракаллы и термы Диоклетиана – крупнейшие из 11 императорских бань.

В 216 г. были открыты термы Каракаллы (очень крупное сооружение, размером 353 х 335 м) - 12 га, а главное здание 112 х 216 м. На участке располагался сад с аллеями и цветниками и обширным « стадием ». В термах были библиотеки, залы экседры для музыкальных и литературных выступлений, комнаты для бесед. Это свидетельствовало о более утонченных вкусах населения Рима в период поздней империи. Термы снабжались водой с гор.

В композиции терм Каракаллы наблюдалась симметрия, как в императорских форумах. Однако, она была более центрической. Роль композиционного центра в термах играла ротонда горячих бань, внешний диаметр которой 50 м. Композиция была симметрична, замкнута, центрична. Термы располагались на периферии города, далеко от общественных центров. В них царил искусственный мир архитектуры, богатого декоративного убранства интерьеров, скульптуры, и, подчинённых законам архитектоники - природных элементов – воды и зелени.

 

Начиная со II в. Рим мало изменился в градостроительном отношении.

Из крупных капитальных работ можно выделить – строительство крепостных стен, с целью защитить город от угрозы вторжения. Новое кольцо укреплений – Аврелиановы стены (при императоре Аврелиане в 273 г.) имели высоту 10-15 м и толщину 1,2 м. Построены из римского бетона и кирпича, со стороны города имели

контрфорсы, перекрытые арками. Это создавало ритмический архитектурный мотив, объединявший периферийные разрозненные постройки города. Снаружи городские стены через каждые 30 м прерывались встроенными крепостными башнями. Со времен строительства крепостных стен Рим из города с планировкой «открытого» типа превратился в замкнутый город – просуществовал до начале предыдущего столетия.

 

Провинциальные города Римской империипо функциональному признаку подразделялись на портовые, торговые, курорты, военные, резиденции, святилища и т.д.

- портовые города на примере Остии (330 г. до н.э.),

население 2 – 6 тыс. жителей. Каждому жителю выделялся участок 9 – 17,4 га. Всё мужское население должно было нести гражданскую и военную службу. Город развивался вдоль «декумануса максимуса», на который выходили торговые, складские и общественные здания – термы, театр, храмы. Главный форум по традиции находился на пересечении декумануса с кадро. Здесь располагались два главных храма города – Капитолий (т.е. храм, посвященный главной триаде богов – Юпитеру, Юноне, Миневре) и храм Ромы (божество государственности) и Августа. Город был окружён крепостной стеной.

- военные города Ламбезис и Тимгад.

Характерные черты городов: Регулярная планировка, ограниченные размеры территории, связь с дорогами. Жилые и общественные здания, колоннады, триумфальные арки были построены из местного известняка. На форумах и у храмов имелось множество скульптурных монументов. Улицы имели замощение, акведуки снабжали жилые дома и общественные здания питьевой водой.

Ламбезис(основан во II в) имел территорию 500 х 200 м. « Кадро » (север – юг ) имела ширину 20 м, с обеих сторон обстроена колоннадами. Улица « декуманус максимус », шириной 15 м, также украшена колоннадой. На пересечении улиц находился Тетрапил – 30,6 х 22,3 м, высотой 15 м.

Тетрапил – монументальное сооружение архитектурно фиксировал главный перекрёсток города и являлся своеобразными пропилеями, ведущими на главную площадь. На форум, окружённый колоннадой, выходили помещения для хранения оружия, а южную его часть, так называемый преторий, составляли святилища, архивы, канцелярия и т.п. Город был окружён крепостной стеной с воротами и башнями.

г. Тимгадоснован императором Траяном в 100 г. для ветеранов, размеры города 350 х 330 м.

Главная улица «декуманус максимус» имела ширину 15 м, имела тротуары и колоннады, на всём своём протяжении была замощена правильными диагонально уложенными каменными плитами.

Форум Тимгада представлял собой замкнутое пространство , размером 50 х 43 м , объединял базилику Курию, храм Фортуны и др. общественные здания. Площадь замощена и украшена многочисленными статуями богов и императоров. Южнее форума в 167 году был построен театр. В городе имелась библиотека, термы, рынки, большой Капитолий.

- города отдыха и развлечений – Помпеи ( курорт )1700 х1200 м.

Возникновение Помпей относится к VI в. до н.э.

Городские стены высотой 8 м имели 8 ворот, относятся к доримскому периоду.

Четыре главные улицы – организовывали городской план (шир. 7 – 8 м), второстепенные – 3 – 4 м. Все улицы замощены местным туфом и имели тротуары. На пересечении улиц Меркурия и Морской находился гражданский форум Помпей (117 х 33 м) – площадь ориентированную на Везувий. В северном ее конце находился храм Юпитера. Форум с запада и востока окружён двухъярусной колоннадой, а с юга – одноэтажной. Вокруг него располагались главные здания города: Базилика, храм Аполлона, присутственные места, храм Ларов. Форум был изолирован от городских улиц и не имел сквозного проезда. Триумфальная арка соединяла его с улицей Меркурия.

На другом перекрёстке располагались центральные термы. Два театра и треугольный форум с остатками небольшого дорического храма. Здесь же располагался амфитеатр на 15 тыс. зрителей и огромная палестра.

Жилые кварталы имели вытянутую в плане форму. Дома атриумно-перистильного типа развивались вглубь участка и состояли из атриума и перистиля, вокруг которых группировались парадные и жилые помещения. В перистилях выращивали растения, устраивали фонтаны.

Акведук Августа подводил воду к городу, по свинцовым трубам вода поступала к термам, рынкам, фонтанам, к жилым домам.

-торговые города : Пальмира и Гераса.

Среди торговых городов особенно выделялись те, которые были расположены на берегах моря ил на скрещении важных торговых путей. Эти города были известны продуктами своего ремесла и сельского хозяйства. Рим и его провинции славились золотыми, серебряными и бронзовыми изделиями, шерстяными, шелковыми и хлопчатыми тканями. Экспортировались сирийские вина, экзотические фрукты, древесина кедров и кипарисов. Из Индии ввозили драгоценные камни, жемчуг, ткани из хлопка, а из Китая – шелк.

Самым крупным торговым центром и наиболее совершенным с архитектурной точки зрения городом была Пальмира (по-арабски – древний город).

Пальмира расположена на перекрёстке караванных путей от Персидского залива и Средиземного моря. Размер города в крепостных стенах 2 000 х 900 м.

Главная улица – улица Колонн 1 100 м – длиной. Она расчленяется на три прямолинейных отрезка переломами, которые были архитектурно оформлены тетрапилом и триумфальной аркой. Ширина проезжей части была 11 м. Два тротуара, по 6 м каждый, находился под портиком за колоннадой. Колонны с коринфскими капителями имели высоту 9,5 м, диаметр 0,95 м. На специальных консолях колонн размещались скульптуры почётных жителей города. За колоннадой находились входы в торговые помещения. К улице примыкали сенат, храм, агора, театр. Улица Колонн вела к святилищу Бела, находившемуся в центре большого двора 205 х 210 м, окружённого стенами и колоннами. Западный конец улицы Колонн пересекался с улицей Дамасской. Она также имела на всём своём протяжении колоннады. Её ширина – 23 м, с тротуарами 35 м. Все постройки выполнены из местного камня. Изысканность пропорций, единство и разнообразие, ритмичность и монументальность – позволяют считать ансамбль города Пальмиры одним из лучших среди ансамблей римской античности, обогащённый местными архитектурными традициями.

г. Гераса – важный перевалочный пункт в Аравийской пустыне, куда сходились караванные пути из Египта к Дамаску и Пальмире.

Город пересекали прямоугольные улицы. Главная улица украшена колоннадой. Прекрёстки её отмечены тетрапилами.

Овальная площадь у южных ворот окружена стройными ионическими колоннами – была торговой. Южная часть города предоставлена иноземным купцам. Здесь были расположены храмы, театр, цирк, ипподром. Круглая площадь Южного тетрапила диаметром 43 м была окружена торговыми помещениями. В центре площади были расположены четыре столба, фиксировавших главный перекрёсток города.

Ведущую роль в композиции города играло святилище Деметры с храмом в центре. Размеры святилища (90 х 120 м) соразмерны главной площади форума Траяна в Риме. Расположенный на возвышенном месте, приподнятый на искусственном подиуме, храм Диметры доминировал над всем городом. От святилища лестница (шириной более 100 м !) спускалась в сторону Главной улицы, за которой спуск продолжался вплоть до небольшого ручья, вдоль которого росли финиковые пальмы. Кроме южного театра в городе был ещё северный театр – неподалёку от северного тетрапила, а также несколько терм.

В архитектуре и планировке Герасы и Пальмиры нашли своё воплощение эллинистические, римские и местные традиции.

 

- Город - святилище Баальбек ( I – III в ) –был главным религиозным центром восточных провинций и, прежде всего, Сирии. Сирия стала римской провинцией при Юлии Цезаре.

Святилище в Баальбеке расположилось в живописной долине между снежными горными вершинами хребтов на высоте 1150 м над уровнем моря. Долина покрыта плодородным красноземом, на котором растут апельсиновые и персиковые деревья и виноград. Храмовый комплекс стоит на искусственно выровненной площадке, доминирует над местностью и виден издалека. Он состоит из огромного храма Юпитера и храма Бахуса, расположенного рядом, но ниже по рельефу. Протяжённость всей композиции Большого храма около 300 м (почти равна протяженности форума Траяна в Риме ).

Святилище состоит из парадной лестницы, пропилеев с 12 – колонным портиком, за которым следует шестиугольный в плане двор – вестибюль. Из вестибюля можно пройти в большой двор святилища 88 х 100 м, в центре которого находились жертвенник и два бассейна. Большой храм (храм Юпитера или храм Солнца) сложен из крупных каменных блоков и представляет собой периптер размером 50 х 90 м. Колонны коринфского орера имеют высоту 20м-диаметр – 2 м.

Малый храм в Баальбеке (храм Бахуса) имеет размеры 34 х 66 м. Периптер 8 х 15 колонн. Резные украшения антаблемента и карниза характерны для сирийской античной архитектуры, при строгости общей композиции – характерной для римской архитектуры.

- Город – резиденция – Дворец Диоклетиана в Сплите ( 305 г )

Так же, как города-святилища, города-резиденции были редким случаем в градостроительной практике римлян.

По своей композиции представлял собой город, спланированный по типу военных лагерей с высокими крепостными стенами, башнями и воротами.

Размеры 215 х 180 м. Главные улицы шириной 11 м имели на всём своём протяжении колоннады. В северной части – кварталы для гвардии, конюшни, провиантские склады.

Ближе к Дворцу располагалось два ансамбля :

1) Мавзолей императора (храм Юпитера)

2) святилище с храмом.

Дворцовые покои императора, обращённые к морю представляли собой сложный комплекс помещений, подчинённых главной оси симметрии.

Город – Дворец Диоклетиана – одно из поздних сооружений античного Рима, в котором в едином архитектурном комплексе объединились дворец, крепость и город.

 

 

Характерные черты римского градостроительства:

1. регулярность улиц, стремление к унификации городской планировки и застройки

2. высокий инженерно-технический уровень городского благоустройства

3. четкость и выразительность архитектурно-пространственных композиций городских ансамблей.

 

Значение античного Рима в дальнейшем развитии градостроительной культуры:

Руины античного Рима оказались средой, в которой взросли и определились градостроительные принципы европейского классицизма II пол. XVIII в.

Высокий уровень инженерного искусства и благоустройства городских территорий послужил впоследствии примером для многих городов Западной и Восточной Европы.

 

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В СРЕДНИЕ ВЕКА И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ



3-net.ru


Смотрите также