Искусство древней месопотамии. Литература, наука и искусство древней Месопотамии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Шпаргалка: Культура Древней Месопотамии. Искусство древней месопотамии


Литература, наука и искусство древней Месопотамии. История Древнего Востока

Литература, наука и искусство древней Месопотамии

Важнейшим культурным достижением шумеров была словесно-слоговая клинопись, основанная на «ребусном» принципе (знак, обозначавший односложное слово, использовался также для обозначения соответствующего слога в составе любого слова). Как уже упоминалось, грамотность в Месопотамии была распространена довольно широко и очень уважалась.

В клинописном наследии выделяются тексты различных жанров: произведения мифологического содержания, повествующие о делах богов, в том числе об их борьбе с чудовищами хаоса и нисхождении в преисподнюю; эпические легенды о героях и царях; плачи о великих исторических катастрофах; надписи царей, прославляющие их деяния; хроники и царские списки, в которых месопотамцы стремились зафиксировать для себя самих историю страны и представить ее преемственность; «научные» тексты по всем отраслям знания – от многоязычных словарей и гадательных книг до медицинских инструкций и арифметических задачников; тексты ритуального содержания – заклинания, записи ритуалов, гимны, молитвы, плачи; любовная лирика; дидактические и философские произведения – так называемая литература мудрости, говорящая о судьбе и выборе человека в мире и необыкновенно популярная; сочинения с политической тенденцией, например поучения царю; сказки, в том числе бытовые (самый яркий пример – сказка о хитром ниппурском бедняке, который трижды смог безнаказанно исколотить обидевшего его градоправителя), басни, пословицы и поговорки.

Главными центрами грамотности были школы при дворцах и храмах. Они назывались «дома табличек», их руководители – «отцы домов табличек», а ученики – «сыновья домов табличек». Кроме простых учителей, в школах были преподаватели рисования и «воспитатель с розгами», который следил за посещаемостью и дисциплиной. В высшие специальные училища принимали только грамотных молодых людей. Здесь изучали ритуал, астрономию, природоведение, медицину. В школах обучали счету и измерениям.

При дворцах, храмах, школах и училищах были библиотеки «глиняных книг на разных языках». Сохранились библиотечные каталоги. Особое значение имела громадная библиотека, собранная по приказу Ашшурбанапала в Ниневии (по-видимому, там собирались полностью скопировать все произведения клинописной книжности), которая послужила для ассириологов важнейшим источником знаний о Месопотамии.

Вавилонская наука была, наряду с египетской, наиболее развитой на Ближнем Востоке. Эта слава сохранилась за ней и в последующие века: греки и римляне даже называли любого ученого, наделенного необычайными, колдовскими познаниями, словом «халдей», которое означало «житель Вавилонии» (по названию племени халдеев).

Вавилонская астрономия и астрология достигли особенных успехов и легли в основу многих позднейших представлений о небе. Основной задачей астрономии было, конечно, не простое исчисление времени (для этого достаточно было делать зарубки на дереве) и не ориентация в пространстве (месопотамская география никогда не использовала астрономических данных). Истинной целью астрономии древности являлось максимально точное установление «ритма жизни» небесных светил (которые, напомним, считались великими божествами). А это, в свою очередь, давало людям возможность синхронизировать ритм своей жизни с ритмом жизни богов и таким образом, во-первых, в какой-то мере приобщиться к их могуществу, а во-вторых, обратить на себя их благосклонное внимание.

Точность наблюдений вавилонских астрономов была весьма высока, и нам остается только удивляться тому, как они могли добиваться ее, не имея современных оптических приборов. Сейчас мы пользуемся месопотамскими названиями планет в античном переводе: например, вторая планета Солнца именуется Венерой (Венера – римская богиня любви) только потому, что римляне перевели таким образом вавилонское название этой планеты – Иштар (богиня любви в Вавилонии). Месопотамцы ввели также деление неба на 12 зодиакальных созвездий и их названия (Овен, Телец, Близнецы и т. д.). Счет времени по шестидесятиричной системе (секунды, минуты, часы) тоже заимствован у шумеров.

Еще в начале III тыс. до н. э. вся Месопотамия перешла на лунные календари с годом в 12 месяцев по 29 и 30 дней. К лунному году в 354 дня периодически в середине или конце добавлялся (совершенно произвольно и бессистемно) «високосный месяц», чтобы в итоге границы календарных лет не слишком расходились с границами солнечного, сельскохозяйственного года. Вариант лунного календаря, разработанный в священном шумерском городе Ниппуре, во II тыс. до н. э. утвердился во всей Вавилонии и существует до наших дней у арабов и евреев.

Математическая астрономия развилась в основном из наблюдений за жизнью обожествленных светил – Солнца, Луны и Венеры. Кроме того, очень рано месопотамцы пришли к выводу, что по положению этих светил и других звезд и планет можно судить о будущих событиях. Так зародилась знаменитая месопотамская астрология, использовавшая астрономические данные как предзнаменования. Звездное небо было поделено на несколько секторов; считалось, что светила расположены на восьми концентрических небесных сферах, отстоящих друг от друга примерно на 10 километров. Решающих успехов вавилонские астрономы достигли довольно поздно – в V–IV вв. до н. э. Именно тогда была разработана упорядоченная система согласования лунного года с солнечным, выделено 12 равных участков эклиптики – «Знаков зодиака», установлены основные параметры обращения Луны и планет. Вскоре вавилоняне научились даже довольно точно рассчитывать движение Луны и предсказывать ее затмение.

Математика носила сугубо прикладной характер. Поэтому составлялось огромное количество вычислительных таблиц (наподобие нашей таблицы умножения) на все случаи жизни, которые заучивались наизусть. Большое внимание уделялось геометрическим задачам; они находили практическое применение при выполнении землемерных и ирригационных работ. Вавилоняне умели решать задачи на определение всевозможных параметров круга, трапеции и треугольника и довольно точно определяли число «пи». В области алгебры все внимание было сосредоточено на решении систем уравнений с несколькими неизвестными (до четырех!), а также квадратных уравнений. Только при решении таких задач вавилонская математика и переходила на «теоретический» уровень, так как в практической жизни месопотамцы с необходимостью решать квадратные уравнения не сталкивались.

Вавилонская математика во многом была не «абстрактно-логической» (как нынешняя), а «опытной» наукой: если на практике было известно, что такой-то способ вычислений дает приблизительно правильный результат, то его логическое обоснование никого не интересовало (что, естественно, зачастую приводило к математическим ошибкам). Это проводит резкую грань между прикладной математикой Месопотамии и позднейшей математикой как наукой.

Медицина в Вавилонии развивалась в двух основных направлениях – разработка целительной магии и диагностических гаданий и развитие настоящих, практических фармацевтических знаний и врачебных приемов. Характерной особенностью Месопотамии было то, что эти сферы оказались обособленными: в первой действовали заклинатели-ашипу, во второй – лекари-асу. Последние, конечно, тоже пользовались ритуалами, но нечасто и только как вспомогательными средствами, а лечили в основном травами и различными лекарствами.

Ашипу в конце концов одержали верх в конкурентной борьбе с асу, так как «ритуальное» лечение оказывало хотя бы психологическое воздействие, часто необычайно сильное, а лекари-асу во II тыс. до н. э. перешли к механическому заучиванию и применению рецептов, отказавшись от обследования больных и проверки старых и новых лекарств. Эффективность их лечения снижалась, и в целом месопотамская медицина сильно отставала от египетской (относительно высокого уровня достигала только хирургия – были разработаны специальные инструменты и еще в начале II тыс. до н. э. производились операции на глазах). Частично все это было вызвано чрезмерно развитым представлением о врачебной этике и ответственности врача. Например, по Законам Хаммурапи смерть или увечье больного при хирургической операции считалось невольным преступлением врача и карались отсечением руки. Именно поэтому наибольшее распространение получило лечение заговорами и заклинаниями, т. е. лечение ашипу, – за него такой ответственности не несли.

Постепенно настоящее лекарское искусство исчезло, уступив место знахарству, использовавшему заклинания. В результате в I тыс. до н. э. престиж врачей стоял так невысоко, что, по обычаю, больного выносили на площадь, чтобы проходящие могли поделиться с ним опытом и дать ему медицинский совет – от врачей более полезного совета все равно не ждали.

Искусство Месопотамии наиболее знаменито скульптурой (статуи царей и быкоподобных добрых демонов-защитников, крылатых шеду, рельефы), фресками из Мари и других столиц и архитектурой. Особенную известность приобрели сооружения Вавилона времени Навуходоносора II: отстроенная им Вавилонская башня – храм Мардука Этеменанки, висячие сады на искусственных «горах» (приписанные в итоге Семирамиде, но на деле построенные Навуходоносором для своей мидянки-жены, тосковавшей по родным горам), Дорога Процессий и Ворота Иштар с изразцовыми изображениями реальных и фантастических животных.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Месопотамия | Искусство в Узбекистане

Месопотамия

23.02.2008 Рубрики: Без рубрики Метки: Месопотамия 13 050 просм. комментария 3

История развития цивилизаций, культуры и искусства неразрывно связаны между собой. Так и искусство Месопотамии не исключение из правил. В этой рубрике я попытался собрать не большой образ той древней, огромной цивилизации просуществовавшей несколько тысячелетий и давшей человечеству несомненно огромное наследие. Судите сами.

6500 лет назад на плодородной долине рек Тигр и Евфрат, в теперешнем Ираке со столицей Багдадом, сформировался очаг мировой культуры, названный греками Месопотамия. Её жители – шумеры, вавилоны, сирийцы, халды, персы, аккады – жили в городах, строили огромные храмы, умели писать.

Древняя Месопотамия была обширным регионом Ближнего Востока, расположенным между долинами рек Тигр и Евфрат. Обе реки для Месопотамии — то же самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор, и увлажняют землю, испещренную каналами искусственного орошения. Так происходит сегодня, так происходило и много веков назад. С давних времен реки изменили свое русло, но когда-то они были ближе друг к другу, чем теперь. И в том месте, где они сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон. Впервые упоминания о Вавилоне встречаются в легенде об аккадском царе Саргоне (2400 год до н.э.), подавившем восстание в подвластном ему городе. В древности местные жители называли Вавилон «Вабили» («Врата бога»), греки трансформировали это название в Вавилон, иракцы же до сих пор пишут и произносят это слово как «Бабилон»…

Этот регион простирался от современного Персидского залива в Ираке до Турции и севера Сирии. Точные географические границы у него отсутствовали: на северо-западе равнины вторгались в Сирию, на юго-западе они тянулись до Аравийской пустыни, а на востоке этот регион соседствовал с обширными пространствами Персии.

Это отсутствие защитных барьеров будет предопределять постоянные набеги кочевых народов. По этой же причине можно говорить не о едином собственно месопотамском искусстве, а о том, что каждая из разных цивилизаций, которые процветали на этой обширной плодородной равнине, а также в соседних областях, развивают свое собственное оригинальное искусство. Древняя Месопотамия, называвшаяся также Богатым Полумесяцем, была одной из колыбелей так называемой Неолитической Революции. Этот обширный регион охватывал две весьма дифференцированные области: Нижнюю Месопотамию, или Колдеа, населенную шумерийцами и аккадцами, и Верхнюю Месопотамию, или Ассирию, гористую страну, населенную воинственными народами — ассирийцами.

134-1.jpgВ эпоху античности из слоновой кости вырезали настоящие произведения искусства. Например, женская голова (высотой 16,5 х 13,2 см), хранящаяся в Иракском музее, Багдад. Найденная на дне колодца во дворце ассирийского царя Ашшуриазирпала в Нимруде, эта фигурка, которая своей загадочной улыбкой заслужила себе прозвище «Монна Лиза-, была вырезана в VIII столетии до Р.Х. финикийскими мастерами. Строение ее шеи и короны, а также пустоты ее внутренней части позволяют предположить, что она использовалась в качестве декоративного элемента какого-нибудь предмета мебели.

Шумеры в Месопотамии поселились около 3600 г. до Р.Х. Они создали могущественное государство, процветающее в 2800 – 2369 г. до Р.Х., построили хорошо укрепленные города, построили сложную систему орошения. Особенно высокий уровень в шумерской цивилизации достигла инженерная мысль, астрономия, математика, медицина, литература, музыка, изобразительное и прикладное искусство.

Около 3000 г. до Р.Х. шумеры создали клинопись (протопись), которую позже переняли аккады, сирийцы и другие народы.

Правители шумерского государства долгое время воевали с государством акадов в Северной Месопотамии (2287 – 2167 г. до Р.Х.), правитель которого, Саргон Великий, завоевал шумеров. Когда пали династии шумеров и аккадов, на территории Месопотамии возникло древнее Вавилонское царство (1894 – 1595 г. до Р.Х.), в котором развивались традиции шумерской культуры. Так шумеров сменили вавилоны, сирийцы и, в конце концов, персы.

Главные источники культурных познаний народов Месопотамии это написанные клинописью (протописью) различных направлений религиозные, эпические, поэтические, научные тексты, государственные документы и даже сохранившиеся художественные произведения.

b3.jpgАрхитектура Месопотамии из-за постоянных войн была архитектурой крепостей. Укрепленные ворота с тяжёлым порталом, колоннами укрепленные рамы и бронзовые двери – Вавилонское изобретение. Оттуда же прибыли и бронзовые львы, стоящие с двух сторон от дверей. В Месопотамии созданы и другие архитектурные формы. Это башни, купола, архитектурная арка и своды. Сперва появился свод, называемый “неправильным”, когда каждый слой настилов немного просовывается через нижний, пока вверху не закроется дыра, позже появился и “правильный свод”, когда камни накладывались на сам свод. В Месопотамии дома построены из глины или обожённых кирпичей, т.к. камни тяжело было достать. В центре города стоял храм – зиккурат.

Лучше всего сохранившаяся часть искусства – глиптика. Она раскрывает, что ранняя шумерская культура искусства крепко связана с мифами, потусторонней и ритуальной культурой. Правители мира в шумерской мифологии называются антропоморфическими богами. Самый главный правитель богов Энлиль, правительница неба, плодородия, любви и войны — богиня Инана (в Вавилоне её имя — Иштар), бог солнца Уту (в Вавилоне — Шамаш) и другие.

141-1.jpgКудурру, каменный указатель XIII столетия до Р.Х., который хранится в Лувре и на котором изображен бог Ану, восседающий на троне, с тиарой рогов под небесной троицей: полумесяцем Сина, звездой Иштар и солнечным диском Шамашем. Найденная в Сузах, эта стела демонстрирует тесную связь, существующую между жителями Месопотамии и астральными божествами. Эти божества, согласно месопотамским верованиям, управляли силами природы и вызывали хорошее или плохое состояние метеоусловий — важнейшего фактора в преимущественно земледельческом обществе.

166-1.jpgВ вавилонскую эпоху традиция стел получила продолжение в качестве панно для написания законов, среди которых единственным полностью уцелевшим экземпляром является «Кодекс Хаммурапи» (Париж, Лувр) на черном диорите. Он достигает 2 м в высоту и содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части имеется рельефное изображение царя Хаммурапи, представшего перед богом Солнца Шамашем, который, восседая на троне и окруженный пламенем, присваивает ему символы справедливости и власти. Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу с поднятой рукой в знак почтения. Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза в позе полного взаимопроникновения. Эта сцена напоминает стих из Библии, в котором Яхве передает Моисею таблички с божественным законом на горе Синай.

142-1.jpgРельеф «Царь Ашшурназарпал во время охоты на львов» (алебастр, 86,4см в длину) датируется IX столетием до н.э., относится к дворцу в Нимруде и хранится в настоящее время в Британском музее в Лондоне. Как и в большинстве ассирийских рельефов, эта человеческая фигура изображена с определенным статизмом величественности. Движения и анатомия животных (львов и лошадей), напротив, воссозданы с особой силой. Выделяется также та детальность, с которой выражена сила мускулов монарха, натягивающего лук, и жесткость рук возницы колесницы, энергично натягивающего поводья.

Самое важное свойство художника древних цивилизаций это знание правил канона и способность на них опираться, а не оригинальность и индивидуальность. Сформировался самобытный шумерский эстетический канон изображения фигуры человека, встречающийся в плохо сохранившихся рельефных, округлых скульптурных произведениях глиптики. На них нос человека изображается в профиль, глаза – спереди, а ноги – сбоку. Тело человека изображается не таким, каким есть на самом деле, а каким должно быть по строгим требованиям канона, определенным традициями искусства. Горы, деревья, волны воды в глиптике и в рельефе изображаются условно, учитывая симметрию и отношение ритма.

Большинство эстетических взглядов, сформировавшихся в шумерском государстве, каноны искусства, стилистические черты, не значительно изменившись, остались в вавилонской культуре. Каждый большой город Вавилонского государства имел свой зиккурат. b4.jpgПравители Вавилона строили зиккураты не себе, а верующим, которые приходили сюда с дарами богу. Зиккураты постоянно восстанавливали и украшали. Не один из зиккуратов не мог сравниться с Вавилонской башней, увековечившей могущество края. На её строительство использовано 85 млн. обожженных на солнце кирпичей. Вавилонская башня – это семь уменьшающихся башен, стоящих одна на другой, с каменными лестницами, а на самой маленькой, возвышающейся высоко над краем, стояло святилище, предназначенное богу Мардуку.Зиккурат Этеменанки — Вавилонская башня (макет),зодчий АрадаххешVII-VIвв. до н.э.

148-1.jpgРисунок с репродукцией архитектурного строения зиккурата. Подобно усеченной пирамиде, он возвышался последовательными и все меньшего размера террасами, которые сообщались между собою лестницами, чтобы облегчить подъем на верхнюю платформу, предназначавшуюся для часовни бога. Возведенные рядом с храмами, эти уникальные сооружения служили местом обитания богов и благодаря своей высоте представляли собой прекрасные астрономические обсерватории.

От вавилонского этапа сохранились фрагменты настенной живописи XVIII столетия до н.э., которые воспроизводят религиозные, мифологические, а также военные темы. Изображение сохраняет жесткость традиционных установок, внося некоторые новые и более изящные декоративные элементы, такие, как растительные элементы эгейского и семитского происхождения, которые пользуются большей экспрессивной свободой.

174-1.jpgПочти полностью утраченная в настоящее время, живопись, тем не менее, широко применялась в Месопотамии с IV тысячелетия до н.э., будь то как дополнение рельефов или как просто расписная композиция. Ныне значительно поврежденный фрагмент настенной живописи, которая была найдена в Тиль-Барсибе и хранится в Иракском музее, Багдад. Се палитра цветов, ровных и без блеска, которые колеблются в пределах от ярко-черного до бледно-синего и бледно-розового, придает ей особую неповторимость. Написанная в VIII в. до н.э., эта сцена являлась частью одного из фризов, который воссоздавал темы охоты Ашшурбанипала.

Сравнительно небольшой промежуток времени от 605 до 538 г. до Р.Х. во время правленья Навуходоносора II, Вавилон был богатейшим, сильнейшим городом мира с множеством храмов и дворцов. Гиганские ворота богини Иштар были покрыты синими, глазурными плитами, декорированы образами драконов и быков. Прекрасные висячие сады — одно из семи чудес света. Они висели высоко на зикурате, чтобы напоминать королеве Семирамиде, жене Навуходоносора, её родину в горах. Учёные, исследуя археологические находки Вавилонии, установили, что множество вещей, явлений и проишествий в истории человечества создано впервые именно здесь. Это моральное право, книги законов, школы, эпическая литература (Эпос о Гильгамеше), календарь земледелия, книга рецептов лечения.

Взято из сайтов: http://drevisk.claw.ru/ , http://visaginart.nm.ru и http://smallbay.ru/architec01.html#arch2

 

art-blog.uz

Искусство Месопотамии

 

Искусство МесопотамииМесопотамия, наряду с Египтом, Грецией и Римом считается одним из наиболее значимых центров мировой цивилизации. Возникновение культуры Месопотамии датируется IV тыс. до н.э. когда начали возникать города. На протяжении всего периода существования культуры Месопотамии (IV в. до н.э. – I в. н.э) ей было характерно внутреннее единство, связь органических компонентов и преемственность традиций. 

Скорее всего, из-за особенностей строительного материала, распространенного в данном регионе, архитектура представлена, в основном, дворцами и всевозможными культовыми постройками. В связи с дефицитом природного камня, скульптура Месопотамии не получила особенного развития, но зато хорошо представлена мелкая пластика, которая применялась для декорирования предметов обихода. Мелкая пластика этого периода подразделяется на металлопластику и минеральную скульптуру. 

Мелкая пластика МесопотамииМиниатуюрная Скульптура Месопотамии

Немногочисленными являются также материалы живописи Месопотамии, но все-таки они позволяют составить представление о типичных вариантах мозаик и росписей, а также характере используемых символов. До нашего времени сохранилось достаточно большое количество керамических изделий с характерными образцами росписи. 

В чем жителям Месопотамии удалось достичь действительно высокого мастерства, так это в обработке металлов (в первую очередь, драгоценных). 

 

Золотые украшения Месопотамии

Золотые украшения Месопотамии

Ну и, конечно же, говоря о Месопотамии нельзя не упомянуть одно из чудес света – «Висячие Сады Семирамиды», которые стали апогеем умения этих людей строить сады и парки невероятной красоты. 

Висячие сады СемирамидыВисячие сады Семирамиды

На начальных этапах культуры данного региона было изобретено своеобразное письмо, которое позднее превратилось в широкоизвестную в настоящее время клинопись. Именно клинопись стала основной цивилизации, которая позволяла обеспечивать преемственность и сохранять традиции. Как только письменность была окончательно забыта, перестала существовать и цивилизация. 

Клинопись шумеров

Клинопись шумеров

Но она не исчезла в буквальном понимании этого слова – самые важные ценности Месопотамии были переняты арамеями, персами и греками, что позволяет говорить о существенном вкладе искусства и культуры Месопотамии в мировую сокровищницу.

Хотите заказать курсовую? Срочное выполнение. Недорого для студентов. Сколько времени займет написание и итоговая стоимость.

mithology.ru

Шпаргалка - Культура Древней Месопотамии

План

1. Введение

2. Возникновение и развитие культуры Двуречья, её значение для мировой культуры

3. Культура Шумеро-аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство

4. Культура Древнего и Нового Вавилона: Кодекс Хаммурапи, письменность и литература, архитектура искусство, исторические памятники

5. Культура Ассирии: военное устройство, государственность, письменность, литература, архитектура, искусство

6. Мифология Месопотамии

1. Введение

Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась вместе с человеком, составляя то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к её изучению и осмыслению как особого явления действительности сложился относительно недавно. В течении длительного времени –целых тысячелетий – культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосозноваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания.

Культурология – гуманитарная наука изучающая культуру как систему, т.е. в целом. Она возникла на рубеже 19-20 веков и получила широкое признание в странах Европы и всего мира. В нашей стране культурологи стала развиваться в начале 90 годов.

В целом же культурология ещё не достигла вполне зрелого уровня и пребывает на стадии становления.

2. Культура Двуречья

Культура Месопотамии возникла примерно в то же время, что и Египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с 4 тыс. до н. э. до середины 6 века до н. э. В отличии от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов, и по этому была многослойной . Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии, Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остаётся загадкой. Известно только, что в 4тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу 3 тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из которых становятся Ур, Урук, Лагаш, Ларса и другие. Они поочерёдно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлётов и падений. Особого выделения заслуживают 24 – 23 века до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удалось подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет Шумерский, и становиться главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

3. Культура шумеро-аккадского государства

Основу экономики шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской культуры стал «Землевладельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия – как сохранять плодородие почвы и избежать её засорения. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале 3тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце 2тыс. до н.э. вступили в железный век.

С середины 3тыс. до н.э. в производстве посуды применяют гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла – ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место, как между шумерскими городами, так и с другими странами – Египтом, Ираном, Индией, государствами малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретённая шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во 2тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно — мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем Боге, каковым выступает Бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком Бога и воспринимался в качестве земного Бога. В тоже время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город – государство имел своего Бога покровителя. Вместе с тем были Боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико – неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые звёзды были связаны с отдельными звёздами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «Бог». Большое значение в шумерской религии имела Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из которых была богиня Инанна, покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров — о сотворении мира, о всемирном потопе, — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства, и все сооружения создавали из кирпича – сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах – насыпях. С середины 3тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке и посвященные главным божествам города – богу Ану и богине Инанне. Оба храма – прямоугольные в плане, выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре. Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки медных бычков, а на фризах – горельефы лежащих бычков. У входа в храм – две статуи львов из дерева. Всё это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки – зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик – «жилище Бога». Высокого уровня достигла шумерская литература. Помимо упомянутого «земледельческого альманаха», самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который всё видел, всё испытывал, и всё познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу 3тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его, в конце концов, покоряет Вавилония.

4. Вавилония

История Вавилонии распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину 2тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину 1тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъёма Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи. От его времени остались два значительных памятника. Первый из них – Законы Хаммурапи – стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2м), на котором изображён сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом Солнца и правосудия Хамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре. При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царём любимой жене, чтобы облегчить её по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святилище Марудака – главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был восхищен её величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию, они разрушили Вавилон и все находившиеся в нём памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии в астрономии и математике. Вавилонские учёные с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звёздного неба. Ещё более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

5. Ассирия

Треть могущественная держава Месопотамии – Ассирия – возникла в 3тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине 2тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрёстке караванных путей, и торговля сделала её богатой и великой. Столицами Ассирии были последовательно Ашшнур, Калах и Ниневия. К 8веку до н. э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего востока.

В художественной империи Ассирии – как и во всём Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона в Дур-Шаррукине и дворец Ашшурбанапала в Ниневии.

В 7 веке до н. э. последний правитель Ассирии Ашшурбанапал создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержавшую более 25 тысяч глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всём Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной степени касавшиеся всего Двуречья.

Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика – этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.

6. Мифология Месопотамии

Древнейшие мифы Двуречья – это то культурное основание, на котором возникли и расцвели многие легенды, мифы, верования и обычные античности, с ними во многом связаны или перекликаются библейские истории. Отголоски и миропонимания, характерного для государств Двуречья, можно найти в древнееврейских, египетских и арабских мифологических и религиозных системах.

Жители поклонялись множеству божеств, связанных чаще всего с природными явлениями: это боги неба и земли, воды и различных стихий, божества луны, солнца и других небесных светил.

Представление о мироустройстве у шумеров происходит из того, что первоначально всё то, что составило самые различные явления природы, было слито в единую огромную гору, которая плавила в Мировом океане. Он имел персонифицированное начало и представлялся в виде праматери всего сущего – Намму, которая произвела из себя Ана («небо») и Ки («земля, низ») и поселила их раздельно. Когда они стали мужем и женой, у них появились дети: Энлиль – бог воздуха и ещё семь могучих стихий, без которых не было бы света, тепла, влаги процветания. Когда же стало на горе тесно от детей, внуков и правнуков Ана, он решил расширить жизненное пространство для своих потомков. Для этого он вместе с Энлилем разделили гору на две части и разорвали её. Ан поднял вершину горы вверх, и стало небо виде твердого небесного свода, а Энлиль опустил плоское подножье в низ, и появилась земля – «плоский диск с неровностями, горами и ущельями, ибо гора была разорвана, а не разрезана». Затем Энлиль соорудил в центре земного диска город Ниппур, где повстречал свою невесту Нинлиль, от их брака родился бог луны – Нанна.

Энки – владыка пресноводного подземного океана, ему предписывается начало землетрясения. Миф об Энки говорит: «До него земля была покрыта непроходимыми чащами и болотами- не пройти через неё, не проскакать. Не было ни какого спасения от змей и скорпионов. Стаи свирепых зверей рыскали повсюду, загоняя смертных в мрачные пещеры. Став за плуг, Энки выкорчевал кустарник, провёл по земле первые борозды и засеял их зёрнами.

C развитием городов и появлением новых государств древние боги Двуречья обретали новые имена, им возводили новые храмы, но сохранялась сущность этих богов — покровительство городам и ремёслам, человекоподобие, способность принимать облик и человека, и зверя.

Список литературы

1. Д.А. Силичев Культурология: Учебное пособие для вузов М., 2000.

2. Древние цивилизации /под ред. С.С. Аверинцева. М., 1989.

www.ronl.ru

Тема 3. Искусство Древней Месопотамии

 

· «…Когда боги создавали человека, они вселили в него смертность, оставив бессмертность самим себе» («Легенда о Гилгамеше»). Извечная борьба добра и зла, в которой человек был всего лишь наблюдателем, песчинкой мироздания, существом смиренным, подчиненным божественным замыслам – мировоззрение религии и искусства Древней Месопотамии. Сцены схваток между львами, быками, фантастическими животными и существами в искусстве как символизация противоборствующих сил богов и природы.

· Древняя Месопотамия («Богатый полумесяц», «Междуречье») – одна из колыбелей Неолитической революции. IV тысячелетие до н.э., точка отсчета месопотамской цивилизации. Социальная классовость и политическая структура. От городов-государств с централизованными и жреческими организациями, осуществлявшими контроль за ирригационными каналами, сбором, хранением и распределением урожаев к наследственной власти и образованию царственных династий.

· Таммуз (Думмуз) – мифологический прародитель шумерских правителей. Цари Хаммурапи, Саргон, Гудеа, Салманасар, Ашшурназирпал, Ашшурбанапал, Навуходоносор – жестокие деспоты и утонченные личности, хладнокровные воины и покровители искусства, имена которых остались в истории благодаря произведениям искусства.

· Астральный культ. Пантеон месопотамских богов, принявших человеческую форму, связь богов с природой. Изменения в пантеоне по мере поочередного господства цивилизаций.

· Протоисторическое искусство (V – IV тысячелетие до н.э.).Первые храмы – прообразы семейных жилищ. Живопись на керамике: «стиль Суз» – изящная орнаментация стилизованных форм растений, а также животных красного или коричневого цвета, вписанных в геометрические структуры на светлом фоне.

· Шумерская цивилизация (начало III тысячелетия до н.э., города Киш, Урук, Эриду), Аккадская цивилизация (середина III тысячелетия до н.э., город Аккад), Шумеро-Аккадская цивилизация (конец III тысячелетия до н.э., города Сузы, Лагаш, Урук), Первая Вавилонская Империя (XVIII – XVI вв. до н.э., город Баб-илум), Ассирийская империя (XIV – VII вв. до н.э., города Хорсабад, Ниневия), Вторая Вавилонская (Нововавилонская) Империя (VI – IV вв. до н.э.) – основные этапы развития искусства Месопотамии. Месопотамское искусство как комплекс оригинальных художественных школ и эпох, имеющих как отличительные, так схожие черты.

· Гутии, амориты, хетты, халдеи, арамейцы, касситы – кочевые народы, оставившие немногочисленные следы в истории месопотамского искусства. Кудурру – каменные «документы» – все, что осталось от вторгшихся завоевателей.

· Основополагающие принципы архитектуры Древней Месопотамии. Кирпич-сырец – основной строительный материал. Эволюция месопотамского храма: от прямоугольных в плане построек на уровне земли и зданий на платформе к обнесенным стенами ступенчатым многоэтажным башням и унитарным постройкам.

· «И сказали друг другу: наделаем кирпичей….построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей Земли» («Ветхий Завет», Бытие, гл. 11). История одной башни. От семиэтажного зиккурата Этеменанки («дом – фундамент неба и земли») высотой 90 метров к зиккурату Мардука и Бабельской (Вавилонской) Башне.

· Зиккурат («священная гора»): 1. Связь со священным, с вечностью, место обитания богов и хранения подношений, центр Вселенной, священная ось мироздания, на вершине которой находятся ворота к небу, магический источник жизни, где рождаются плоды и воды. 2. Массив, образуемый ступенчатыми террасами, и служащими фундаментом храму, расположенному в верхней части. Семь террас – семь уровней Вселенной? Отсутствие единства во взглядах на функции зиккуратов: астрологические наблюдения за светилами, спасительные места в период наводнений, большой алтарь для ритуальных жертвоприношений?

· Дворец как базовая модель для всей Месопотамии, крупный архитектурный комплекс, система секций, официальных залов, служебных и складских помещений, сообщающихся между собой вокруг центрального двора. Ассирийский дворец Саргона II в Хорсабаде (VIII в до н.э.): своеобразный город в городе на двух террасах разного уровня, неприступный, обнесенный стеной, с храмами как составной частью дворцового комплекса, с входом по склону, который вел во внутренний двор. Висячие Сады дворца Навуходоносора II (VII-VI вв. до н.э.). Контрфорсы – конструктивные и декоративные элементы архитектуры.

· Эволюция погребальной архитектуры: от захоронений в полу частных домов, некрополей внутри городских стен и гробниц в виде простых могил, выложенных необожженным кирпичом (V-IV тысячелетие до н.э.) до первых царских гробниц (свидетельство иерархического общества) и отдельно стоящих некрополей на десятки тысяч «мест», часть из которых представляют собой богатые погребения с домашней утварью.

· Гробница царицы Шубад (III тысячелетие до н.э.) как роскошный архитектурный ансамбль, в котором «хозяйку» сопровождала свита поданных, принесенных в жертву (воины, ремесленники, музыканты). Дополняли ансамбль богатая домашняя утварь и предметы роскоши (например, голова быка из золота с инкрустациями из раковин, ляпис-лазури и драгоценных камней).

· Месопотамская скульптура. Техника, тематика, материалы. Статуя – глыба, неподвижная, «впаянная» в каменную массу. Образы, постоянно обращенные в молитве к богам, имеют магический смысл, так как обретают собственную жизнь и являются частью вечной реальности. Принятие определенных схем, сохраняющих свое преобладание в основе всего скульптурного искусства. Эффект огромных, жалобных, молящих глаз. Фигурки великой певицы Ур Нины (алебастр, III тысячелетие до н.э.), царя Хаммурапи (бронза и золото, XVIII в. до н.э.), молящейся шумерской супружеской пары (III тысячелетие до н.э.).

· Шумерские, аккадские, вавилонские рельефы, мемориальные стелы и ортостаты – каменные «документы» с исторической или религиозной тематикой, панно для написания законов. Символика, стилизация, повествовательный характер изображений. «Кодекс Хаммурапи» (базальт, XVIII в. до н.э.) как памятник искусства и важный законодательный документ, созданный в прошлом и потерянный в настоящем (война в Ираке). Ассирийские рельефы и ортостаты: фиксация реальной действительности, военных и охотничьих деяний царей («Черный обелиск Салманасара III», базальт, IX в. до н.э.), хроники жестокостей, необыкновенная детальность при изображении животных («Раненая львица», алебастр, VII в. до н.э.).

· Ассирийские шеду: зооморфные существа с человеческой головой, устанавливаемые по бокам дворцовых ворот (андроцефальные крылатые львы дворца Ашшурназарпала II в Нимруде, известковый камень, IX в. до н.э.).

· Месопотамская живопись широко представлена в Ассирийском искусстве: монументальные росписи и многоцветные грандиозные панно, украшавшие дворцовые стены и ворота. Многие росписи стилистически близки рельефам, отличаются плоскостностью и подчеркнуто декоративным характером решения.

· Декоративное искусство: мозаики (инкрустация вырезанных изделий ракушками, слоновой костью, которые прикреплялись к глиняной или деревянной основе, покрытой смолой; шкатулка «Штандарт Ура», III тысячелетие до н.э., Британский музей), цилиндрические гравюры (декоративные мотивы, выгравированные на поверхности камня цилиндрической формы, которым проводили по мягкой глине, чтобы оставить четкий рельефный оттиск), глиптика (искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях), инкрустация и эмалировка кирпича.

· Основные каноны изобразительного искусства Древней Месопотамии:

1.Индивидуальность изображению придает написанное имя.

2.Распределение массы вокруг некоей оси в совершенной симметрии.

3.Воплощение изображения в геометрической фигуре, подобной цилиндру или конусу.

4.Пластическая обработка лица, подчиняющаяся определенным условностям и создающая эффект жалобных и беспокойных глаз, почти вылезших из орбит.

5.Жесткое одеяние (короб) и отсутствие анатомии человека, стремление воплотить красоту посредством объемов, а не форм тела.

 

stydopedia.ru

Реферат - Культура Древней Месопотамии

План

1. Введение

2. Возникновение и развитие культуры Двуречья, её значение для мировой культуры

3. Культура Шумеро-аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство

4. Культура Древнего и Нового Вавилона: Кодекс Хаммурапи, письменность и литература, архитектура искусство, исторические памятники

5. Культура Ассирии: военное устройство, государственность, письменность, литература, архитектура, искусство

6. Мифология Месопотамии

1. Введение

Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась вместе с человеком, составляя то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к её изучению и осмыслению как особого явления действительности сложился относительно недавно. В течении длительного времени –целых тысячелетий – культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосозноваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания.

Культурология – гуманитарная наука изучающая культуру как систему, т.е. в целом. Она возникла на рубеже 19-20 веков и получила широкое признание в странах Европы и всего мира. В нашей стране культурологи стала развиваться в начале 90 годов.

В целом же культурология ещё не достигла вполне зрелого уровня и пребывает на стадии становления.

2. Культура Двуречья

Культура Месопотамии возникла примерно в то же время, что и Египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с 4 тыс. до н. э. до середины 6 века до н. э. В отличии от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов, и по этому была многослойной . Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии, Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остаётся загадкой. Известно только, что в 4тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу 3 тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из которых становятся Ур, Урук, Лагаш, Ларса и другие. Они поочерёдно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлётов и падений. Особого выделения заслуживают 24 – 23 века до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удалось подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет Шумерский, и становиться главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

3. Культура шумеро-аккадского государства

Основу экономики шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской культуры стал «Землевладельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия – как сохранять плодородие почвы и избежать её засорения. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале 3тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце 2тыс. до н.э. вступили в железный век.

С середины 3тыс. до н.э. в производстве посуды применяют гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла – ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место, как между шумерскими городами, так и с другими странами – Египтом, Ираном, Индией, государствами малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретённая шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во 2тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно — мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем Боге, каковым выступает Бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком Бога и воспринимался в качестве земного Бога. В тоже время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город – государство имел своего Бога покровителя. Вместе с тем были Боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико – неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые звёзды были связаны с отдельными звёздами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «Бог». Большое значение в шумерской религии имела Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из которых была богиня Инанна, покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров — о сотворении мира, о всемирном потопе, — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства, и все сооружения создавали из кирпича – сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах – насыпях. С середины 3тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке и посвященные главным божествам города – богу Ану и богине Инанне. Оба храма – прямоугольные в плане, выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре. Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки медных бычков, а на фризах – горельефы лежащих бычков. У входа в храм – две статуи львов из дерева. Всё это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки – зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик – «жилище Бога». Высокого уровня достигла шумерская литература. Помимо упомянутого «земледельческого альманаха», самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который всё видел, всё испытывал, и всё познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу 3тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его, в конце концов, покоряет Вавилония.

4. Вавилония

История Вавилонии распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину 2тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину 1тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъёма Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи. От его времени остались два значительных памятника. Первый из них – Законы Хаммурапи – стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2м), на котором изображён сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом Солнца и правосудия Хамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре. При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царём любимой жене, чтобы облегчить её по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святилище Марудака – главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был восхищен её величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию, они разрушили Вавилон и все находившиеся в нём памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии в астрономии и математике. Вавилонские учёные с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звёздного неба. Ещё более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

5. Ассирия

Треть могущественная держава Месопотамии – Ассирия – возникла в 3тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине 2тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрёстке караванных путей, и торговля сделала её богатой и великой. Столицами Ассирии были последовательно Ашшнур, Калах и Ниневия. К 8веку до н. э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего востока.

В художественной империи Ассирии – как и во всём Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона в Дур-Шаррукине и дворец Ашшурбанапала в Ниневии.

В 7 веке до н. э. последний правитель Ассирии Ашшурбанапал создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержавшую более 25 тысяч глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всём Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной степени касавшиеся всего Двуречья.

Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика – этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.

6. Мифология Месопотамии

Древнейшие мифы Двуречья – это то культурное основание, на котором возникли и расцвели многие легенды, мифы, верования и обычные античности, с ними во многом связаны или перекликаются библейские истории. Отголоски и миропонимания, характерного для государств Двуречья, можно найти в древнееврейских, египетских и арабских мифологических и религиозных системах.

Жители поклонялись множеству божеств, связанных чаще всего с природными явлениями: это боги неба и земли, воды и различных стихий, божества луны, солнца и других небесных светил.

Представление о мироустройстве у шумеров происходит из того, что первоначально всё то, что составило самые различные явления природы, было слито в единую огромную гору, которая плавила в Мировом океане. Он имел персонифицированное начало и представлялся в виде праматери всего сущего – Намму, которая произвела из себя Ана («небо») и Ки («земля, низ») и поселила их раздельно. Когда они стали мужем и женой, у них появились дети: Энлиль – бог воздуха и ещё семь могучих стихий, без которых не было бы света, тепла, влаги процветания. Когда же стало на горе тесно от детей, внуков и правнуков Ана, он решил расширить жизненное пространство для своих потомков. Для этого он вместе с Энлилем разделили гору на две части и разорвали её. Ан поднял вершину горы вверх, и стало небо виде твердого небесного свода, а Энлиль опустил плоское подножье в низ, и появилась земля – «плоский диск с неровностями, горами и ущельями, ибо гора была разорвана, а не разрезана». Затем Энлиль соорудил в центре земного диска город Ниппур, где повстречал свою невесту Нинлиль, от их брака родился бог луны – Нанна.

Энки – владыка пресноводного подземного океана, ему предписывается начало землетрясения. Миф об Энки говорит: «До него земля была покрыта непроходимыми чащами и болотами- не пройти через неё, не проскакать. Не было ни какого спасения от змей и скорпионов. Стаи свирепых зверей рыскали повсюду, загоняя смертных в мрачные пещеры. Став за плуг, Энки выкорчевал кустарник, провёл по земле первые борозды и засеял их зёрнами.

C развитием городов и появлением новых государств древние боги Двуречья обретали новые имена, им возводили новые храмы, но сохранялась сущность этих богов — покровительство городам и ремёслам, человекоподобие, способность принимать облик и человека, и зверя.

Список литературы

1. Д.А. Силичев Культурология: Учебное пособие для вузов М., 2000.

2. Древние цивилизации /под ред. С.С. Аверинцева. М., 1989.

www.ronl.ru

Месопотамия | Искусство Древнего мира

месопотамия

С 3 тысячелетия до н.э. на плодородных территориях Месопотамской низменности стали возникать первые города-государства древней страны Шумер. При нехватке камня, дерева и металлов шумеры строили дома из глины и кирпича – тех строительных материалов, которые давала их земля.

Во 2 тысячелетии до н.э. воинственные ассирийцы захватили всю территорию Месопотамии. Их властители приложили немало усилий для украшения городов, одним из которых был Вавилон, расположенный на берегах Евфрата, славившийся в древности своими пышными дворцами и террасными садами, в особенности – огромной башней, упомянутой и в Библии.

Город окружала мощная кирпичная стена со знаменитыми воротами Иштар; ныне они хранятся в музее в Берлине, а на первоначальном месте находятся реконструированные.Ворота облицованы глазурованными ярко-синими кирпичами; инкрустация из глазурованного кирпича другого цвета изображает быков и драконов.

 ворота иштар

ворота Иштар

Изваяния, похожие на крылатых быков с человеческими лицами и стоявшие перед входом во дворец правителя, представляли собой символическое значение. Этому смешению форм, людей и животных придавали большое волшебное значение.

Цари – воины и охотникиМогущественные повелители этих мест много времени уделяли охоте на диких зверей, обитавших в непосредственной близости от города, — львов с густыми гривами и проворных львиц. На прекрасных рельефах в Ниневии показано, как царь Ассирии, скачущий на лошади, пронзает копьем свирепого льва. Эти рельефы, украшавшие внутренние покои царского дворца, были окрашены в яркие цвета.

Похожие записи

ancientart.ru


Смотрите также