Инструменты древней греции. Научно-исследовательская работа "Музыкальные инструменты Древней Греции"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вопрос 3_АНТИЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Инструменты древней греции


Вопрос 3_АНТИЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

АНТИЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Ведущими музыкальными инструментами Древней Греции были струнные - лира и кифара. Греческая лира устроена предельно просто: это деревянная фигурная рама, на которой вертикально натянуты струны (как правило, не больше четырёх; воспроизводят тетрахорд). Кифара во многом схожа с лирой, но у неё есть плоский резонатор, а число струн может доходить до восемнадцати. Звучание кифары, по мнению греков, пробуждало в слушателях возвышенные чувства - не случайно самым искусным исполнителем на ней считался бог Аполлон.

Широко распространены были и духовые инструменты. О происхождении флейты рассказывает древнегреческий миф. Изобрела этот инструмент богиня Афина. Однако, увидев, как безобразно раздуваются шёки при игре, Афина бросила флейту и наложила проклятие на каждого, кто прикоснётся к ней. Флейту подобрал сатир Марсий и выучился играть. Для истории музыки особенно интересен финал сказания. Марсий достиг необычайного мастерства и вызвал на состязание самого Аполлона. Бог, игравший на кифаре, победил и в наказание за дерзость подверг Марсия мучительной казни. Так кифара и флейта - струнный инструмент и духовой - оказались противопоставлены друг другу. Причём кифара олицетворяла божественное вдохновение, а флейта - земное начало, в котором сочетаются и мастерство, вызывающее восхищение, и страсть, инстинкт, таящие в себе неведомые опасности.

Помимо обычной флейты у греков пользовалась популярностью многоствольная, т. е. состоящая из нескольких трубок разной длины. Этот инструмент известен многим народам, в частности с древнейших времён китайцам. В Греции такую флейту называли "флейта Пана", или "сиринга". Согласно мифу, создал её Пан - божество стад, лесов и полей. Он влюбился в лесную нимфу Сирингу, но внушил красавице только ужас. Чтобы спастись, она бросилась к реке, и речные нимфы превратили её в тростник. В тоске по Сиринге Пан срезал тростник и сделал из него флейту. Новый инструмент он назвал именем своей возлюбленной - сиринга. Для современного человека звуки флейты Пана просты и незатейливы, но древние греки чувствовали в них глубоко скрытую страсть, внутреннюю драму, которую и передали в сказании.

Звучал в Древней Греции и авлос - духовой инструмент, звук из которого извлекался через специальную пластинку-язычок, вставленную в отверстие. Исполнитель, надавливая на язычок губами, регулировал громкость и даже менял тембр звука. Греческий авлос можно считать прототипом европейских язычковых духовых - гобоя, кларнета и др. Как правило, музыкант играл сразу на двух авлосах и получал тем самым возможность исполнять двухголосную музыку. В росписях на древнегреческих сосудах музыканты с авлосами обычно изображались в сценах пиров и различных увеселений: вероятно, считалось, что яркое, даже резковатое звучание инструмента разжигает темперамент и чувственность. Этим же целям служили и ударные - бубен, кимвалы (металлические тарелки), систр и специальный инструмент для танцев, похожий на испанские кастаньеты. В изображениях ритуальных действ в честь бога виноградарства и виноделия Диониса ударные инструменты часто держали нимфы - спутницы Диониса.

Римляне использовали все древнегреческие инструменты, однако изобрели и собственные - металлические духовые, придававшие особую торжественность триумфальным шествиям и парадным церемониям. Это туба (прямая труба), букцина (инструмент в форме рога) и литуус (труба с цилиндрическим стволом и изогнутым раструбом).

studfiles.net

Музыка в Древней Греции

Рождение человека и звука

Музыка родилась вместе с человеком. В начале человек различал  гармонию природных звуков, помогающих ему в жизни и его деятельности. Постепенно он начал сам воспроизводить и обрабатывать звуки. Свои музыкальные творения он использовал для общения с другими людьми, для изгнания страха и злых духов и восхваления богов. Сегодня  мы поговорим об истории греческой музыки и о том пути, который  она прошла.

Язык души

Понятие "музыка" по определению  древнегреческих поэтов и философов происходит от слова "муза" (от 9 муз, богинь искусств). Платон писал: "То, что для тела гимнастика, для души - музыка". Из девяти муз, по крайней мере, пять патронируют музыку. Термин "музыка" в нынешнем понимании используется с 4 в. до н. э. Сегодня все западные языки в качестве названия искусства звука, используют понятие, пришедшее из Древней Греции (музыка, music, musik, musica и т. д.).

 

В более позднее время под термином «музыка» понималось выражение чувств и мыслей с помощью гармоничного сочетания звуков. Это искусство, отражающее  действительность и воздействующее на людей организованной  структурой звука. Музыка близка людям, вибрации голоса воздействуют на  душевный мир  человека. Музыка выражает  характер  людей и поэтому ее часто называют языком души.

 

Знакомясь с поэтической литературой, мифами и легендами, мы узнаем, какую значимость придавали  эллины музыке. Например, Орфей со своей лирой очаровывал диких зверей; камни, завороженные игрой  Амфион, пускались в пляс и самостоятельно занимали свое место в постройках при строительстве в Фивах, а Арион очаровывал игрой на гитаре дельфинов в море. Эти мифы отражают глубину  веры в силу искусства звуков и дают  представления о магических свойствах музыки, общей для практически всех музыкальных культур мира. Древнегреческая  музыка не имела полифонию. Звук и слово были связаны воедино, где ритмические стихи задавали  ритм мелодии. Именно поэтому поэт и композитор был в одном лице, и ритм стиха определял ритм музыки.

 

В гомеровском эпосе мы встречаем первые формы художественной поэзии и музыки. В эти годы певцы на симпозиумах,  официальных праздниках и состязаниях, сопровождали декламацию о боевых подвигах и достижениях  игрой на лире и кифаре. Гомер упоминает Фимия, Фамира и Димодока в «Фамире и Димодоке», как самых  почитаемых вокалистов эпохи. Были популярны и народные песни, такие как плач, лен (печальная песня о прощании лета с осенью), гименей (свадебная песня), комос (песня, завершающая вечер) и другие.

 

К сожалению, из музыкального наследия Древней Греции до настоящего времени дошло  лишь небольшое количество произведений и их фрагментов. Так наиболее полно сохранились два Дельфийских гимна, три гимна Аполлону и Эпитафия.  Но у нас осталось много теоретической информации, по которой можно  воссоздать представление о  древней греческой музыке. Эту информацию мы находим  в трудах Платона и Аристотеля,  "Элементах гармоники" Аристоксена, трудах Евклида, в статье «О музыке» Плутарха, в трудах византийских, латинских авторов и др.

Расцвет песенного жанра

В 5 в. до н. э.  наступает  расцвет песенного жанра и комедии, которые, по-видимому, восходят своими корнями к культу Диониса, особенно в таких жанрах, как дифирамб, танцевальные песни (фаллические, сатирические, а иногда и непристойного содержания). Драма неразрывно связывала поэзию, музыку и танец. Так хор пел под аккомпанемент флейты, а монологи и диалоги сопровождались игрой на лире или гитаре. Инструментальная музыка становится популярной со второй половины 5 в. до н. э. В различных музыкальных конкурсах  лучшие волынщики и гитаристы получали денежные или другие призы.

 

Считается, что Пифагор со своими учениками заложил основы теории музыки и музыкальной акустики. Он установил связь между высотой звука и длиной строки, делая опыты по так называемой "норме" или "монохорду Пифагора". Помимо последователей Пифагора  теорией музыки занимались  Аристотель, Аристоксенос, Плутарх и др.

Музыкальные инструменты древних греков

Древние греки использовали струнные, ударные и духовые музыкальные инструменты. Среди струнных щипковых музыкальных инструментов были известны лиры. С конца 7 в. до н. э. начали появляться инструменты, сходные с арфой, а с конца 4 в. до н. э. имеются данные, подтверждающие появление  «πανδουρίδες» (пандуридес) – струнно-щипкового музыкального инструмента типа лютни, считающийся предшественником сегодняшнего тамбура. К духовым музыкальным инструментам  (представляющим собой трубки, издающие звуки в результате колебаний заключенного в них столба воздуха) относились инструменты наподобие сегодняшней зурны и свирели, одностворчатые или многостворчатые. Ударными музыкальными инструментами  были погремушки, барабаны, тарелки и различные колокольчики (колокола). В древнегреческой музыке использование ударных инструментов было не столь распространено, за исключением церемоний типа оргий, где играли на барабанах, тарелках, а также использовали колокольчики.

www.ilovegreece.ru

Научно-исследовательская работа "Музыкальные инструменты Древней Греции"

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЭРУДИТ»

Международный дистанционный конкурс исследовательских работ для дошкольников, учеников, студентов и педагогов

Гуманитарные науки: искусствоведение

Научно-исследовательская работа на тему:

Музыкальные инструменты Древней Греции

сквозь призму мифа

Выполнил:

Филипповская Ю.В.,

преподаватель

музыкально-теоретических

дисциплин,

учитель высшей категории

Донецк – 2017

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………………...3 – 4

  2. Основная часть:

Раздел 1. Мир музыки в рамках понятий «космос» и «хаос» …………5 – 7

Раздел 2. Музыкальные инструменты Древней Греции………………8 – 11

Раздел 3. Лира и флейта в мире мифа………………………………….12 – 15

  1. Заключение……………………………………………………………….16

  2. Список использованной литературы………………………………...…17

  3. Приложения:

Приложение №1. Миф о состязании Аполлона и Марсия………………18

Приложение №2. Миф об Орфее и Эвридике…………………………19 – 20

Приложение № 3. Миф об острове сирен и аргонавтах (фрагмент)……....21

ВВЕДЕНИЕ

Мир музыкальных инструментов велик и многообразен. Современные и старинные, народные и симфонические, хранящие свои загадки, имеющие длинную родословную… Разобраться здесь не просто, но от этого – не менее интересно.

Знакомство с музыкальным искусством часто начинают с древности, с инструментов древних культур, с легенд и сказаний о них. Для многих содержание этих старинных историй не несет никакой иной смысловой нагрузки, чем та, что лежит на поверхности. В самом деле, для современного человека миф далеко не всегда торопится раскрыться, обернуться тайной, полной шокирующих разгадок. Тема работы – «Музыкальные инструменты Древней Греции сквозь призму мифа». Здесь мы попытаемся посмотреть на мир древнегреческих инструментов в свете мифов, рассказанных о них. Обычно мифы сопровождают рассказ об инструменте просто как красочная иллюстрация. Посмотреть на инструмент не в антураже мифа, но в его контексте – идея свежая и нетрадиционная; в этом мы видим актуальность данной работы. Главной же целью является раскрытие противостояния струнных (лиры и кифары) и духовых (авлоса и сиринги) как противостояния космических сил: порядка и хаоса.

Для достижения поставленной цели мы ставили перед собой следующие задачи:

  • Познакомиться с общим представлением о музыке у древнегреческих философов, найти определение терминов «хаос» и «космос»;

  • Выявить наиболее популярные инструменты у древних греков, составить представление о том, как они выглядели;

  • Исходя из сохранившихся легенд и сказаний установить их мифологическое происхождение и ту функцию, которую они должны были выполнять в мире людей.

Поставленные цели и задачи предполагали ознакомление со специальной литературой. Главным образом, это была книга Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции», детская энциклопедия «Аванта+» «Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино» (Москва, 2001), учебное пособие для ДМШ «Мировая музыкальная литература: Часть первая. Музыка, ее формы и жанры» (Ровно, 2008) и книга чешских авторов «История философии в кратком изложении» (М., 1991), преимущественно раздел, посвященный античной философии.

infourok.ru

Музыка в Древней Греции

Рождение человека и звука

Музыка родилась вместе с человеком. В начале человек различал  гармонию природных звуков, помогающих ему в жизни и его деятельности. Постепенно он начал сам воспроизводить и обрабатывать звуки. Свои музыкальные творения он использовал для общения с другими людьми, для изгнания страха и злых духов и восхваления богов. Сегодня  мы поговорим об истории греческой музыки и о том пути, который  она прошла.

Язык души

Понятие "музыка" по определению  древнегреческих поэтов и философов происходит от слова "муза" (от 9 муз, богинь искусств). Платон писал: "То, что для тела гимнастика, для души - музыка". Из девяти муз, по крайней мере, пять патронируют музыку. Термин "музыка" в нынешнем понимании используется с 4 в. до н. э. Сегодня все западные языки в качестве названия искусства звука, используют понятие, пришедшее из Древней Греции (музыка, music, musik, musica и т. д.).

 

В более позднее время под термином «музыка» понималось выражение чувств и мыслей с помощью гармоничного сочетания звуков. Это искусство, отражающее  действительность и воздействующее на людей организованной  структурой звука. Музыка близка людям, вибрации голоса воздействуют на  душевный мир  человека. Музыка выражает  характер  людей и поэтому ее часто называют языком души.

 

Знакомясь с поэтической литературой, мифами и легендами, мы узнаем, какую значимость придавали  эллины музыке. Например, Орфей со своей лирой очаровывал диких зверей; камни, завороженные игрой  Амфион, пускались в пляс и самостоятельно занимали свое место в постройках при строительстве в Фивах, а Арион очаровывал игрой на гитаре дельфинов в море. Эти мифы отражают глубину  веры в силу искусства звуков и дают  представления о магических свойствах музыки, общей для практически всех музыкальных культур мира. Древнегреческая  музыка не имела полифонию. Звук и слово были связаны воедино, где ритмические стихи задавали  ритм мелодии. Именно поэтому поэт и композитор был в одном лице, и ритм стиха определял ритм музыки.

 

В гомеровском эпосе мы встречаем первые формы художественной поэзии и музыки. В эти годы певцы на симпозиумах,  официальных праздниках и состязаниях, сопровождали декламацию о боевых подвигах и достижениях  игрой на лире и кифаре. Гомер упоминает Фимия, Фамира и Димодока в «Фамире и Димодоке», как самых  почитаемых вокалистов эпохи. Были популярны и народные песни, такие как плач, лен (печальная песня о прощании лета с осенью), гименей (свадебная песня), комос (песня, завершающая вечер) и другие.

 

К сожалению, из музыкального наследия Древней Греции до настоящего времени дошло  лишь небольшое количество произведений и их фрагментов. Так наиболее полно сохранились два Дельфийских гимна, три гимна Аполлону и Эпитафия.  Но у нас осталось много теоретической информации, по которой можно  воссоздать представление о  древней греческой музыке. Эту информацию мы находим  в трудах Платона и Аристотеля,  "Элементах гармоники" Аристоксена, трудах Евклида, в статье «О музыке» Плутарха, в трудах византийских, латинских авторов и др.

Расцвет песенного жанра

В 5 в. до н. э.  наступает  расцвет песенного жанра и комедии, которые, по-видимому, восходят своими корнями к культу Диониса, особенно в таких жанрах, как дифирамб, танцевальные песни (фаллические, сатирические, а иногда и непристойного содержания). Драма неразрывно связывала поэзию, музыку и танец. Так хор пел под аккомпанемент флейты, а монологи и диалоги сопровождались игрой на лире или гитаре. Инструментальная музыка становится популярной со второй половины 5 в. до н. э. В различных музыкальных конкурсах  лучшие волынщики и гитаристы получали денежные или другие призы.

 

Считается, что Пифагор со своими учениками заложил основы теории музыки и музыкальной акустики. Он установил связь между высотой звука и длиной строки, делая опыты по так называемой "норме" или "монохорду Пифагора". Помимо последователей Пифагора  теорией музыки занимались  Аристотель, Аристоксенос, Плутарх и др.

Музыкальные инструменты древних греков

Древние греки использовали струнные, ударные и духовые музыкальные инструменты. Среди струнных щипковых музыкальных инструментов были известны лиры. С конца 7 в. до н. э. начали появляться инструменты, сходные с арфой, а с конца 4 в. до н. э. имеются данные, подтверждающие появление  «πανδουρίδες» (пандуридес) – струнно-щипкового музыкального инструмента типа лютни, считающийся предшественником сегодняшнего тамбура. К духовым музыкальным инструментам  (представляющим собой трубки, издающие звуки в результате колебаний заключенного в них столба воздуха) относились инструменты наподобие сегодняшней зурны и свирели, одностворчатые или многостворчатые. Ударными музыкальными инструментами  были погремушки, барабаны, тарелки и различные колокольчики (колокола). В древнегреческой музыке использование ударных инструментов было не столь распространено, за исключением церемоний типа оргий, где играли на барабанах, тарелках, а также использовали колокольчики.

www.ilovegreece.ru

Музыкальное искусство Древней Греции

Рождению музыки, как свидетельствует один из известных мифов, мы обязаны Древней Греции. Благодаря грекам достоянием музыкальной культуры стали такие важнейшие понятия, как мелодия, гармония и ритм, хор и оркестр, рапсодия и симфония.

В жизни греков музыка значила очень многое. Она сопровождала их во время праздников и торжественных шествий в честь богов, звучала во время гимнастических состязаний атлетов, Олимпийских игр, поэтических турниров и театральных представлений. Обучение музыкальному искусству, его теории и приёмам исполнения было обязательной частью образования гражданина и считалось важнейшим средством воздействия на нравственный мир человека. О значении музыки в жизни греческого общества говорили многие выдающиеся мыслители того времени, например, Платон: «Музыка воодушевляет мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему... её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

Орфей, играющий на лире. роспись на вазе. Около 450 г. до н. э.

Аристотель подчёркивал её «способность оказывать известное воздействие на этическую сторону души» человека.

Многое могут рассказать о роли музыки древнегреческие мифы, скульптура, росписи на вазах и стенах храмов. Любовью и уважением пользовались странствующие певцы — сказители эпических преданий аэды и рапсоды, воспевающие подвиги героев и деяния богов. Они исполняли песнопения в сопровождении формингса, струны которого натягивались поперёк черепахового панциря.

В VII—VI вв. до н. э. возникла хоровая и сольная, гражданская и военная лирика. Крупнейшим поэтом-лириком стал Пиндар (род. в 518 г. до н. э.), сочинявший торжественные оды, предназначенные для исполнения на гимнастических или «мусических» состязаниях. Прославилась и поэтесса Сапфо (VII—VI вв. до н. э.) — «десятая муза» с острова Лесбос. Она создала школу, где знатные девушки обучались поэтическому искусству, пляскам и пению.

Музыкальное искусство древних греков было по преимуществу вокальным (пение в инструментальном сопровождении). Предпочтение отдавалось струнным щипковым инструментам: формингсу (древней разновидности лиры), лире и кифаре, которые лучше всего подходили для возвышенного музицирования. Из духовых инструментов были распространены флейта Пана и авлос (инструмент типа гобоя). Авлос обычно сопровождал театральные представления, гимнастические и танцевальные выступления. Считалось, что этот инструмент более других способен волновать душу человека.

Муза, играющая на лире. Роспись лекифа. около 445 г. до н. э.

И все-таки особое предпочтение греки отдавали лире, которая сопровождала танец и пантомиму, театральные представления и декламацию стихов. Не случайно древнегреческих поэтов именовали песнопевцами и изображали с лирой в руках. К названию этого инструмента, как известно, восходит литературный термин «лирика». Именно поэтому лира стала символом поэзии и музыкального искусства.

В античной трагедии у музыки была чрезвычайно важная функция — вызывать у зрителей необходимые, по мнению драматурга, чувства и мысли. Роль «идеального зрителя», способного проникновенно и мудро истолковывать смысл происходящего на сцене, выполнял хор. В комедийных же представлениях музыка имела гораздо меньшее значение.

В Древней Греции существовали теоретические школы музыкального искусства. Гармоники считали, что главным критерием музыкально-прекрасного является восприятие на слух («приятное созвучие»). Каноники исходили из отвлечённо-математического понимания музыки. Они утверждали, что «в музыке действуют природа и сила числа». Пальма первенства в их споре принадлежала гармоникам.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Национальные греческие музыкальные инструменты | Греческое общество села Чернополье

Понтийская лираПонтийская лира известна также как Кементсэ. На ней играют как на скрипке при помощи смычка, но кладут ее на колени в вертикальном положении. Иногда музыканты кладут лиру на полено, если они сидят, а иногда держат перед собой. Иногда они даже пританцовывают перед танцорами, держа инструмент таким образом. Обычно лира состоит из трех струн.

Так как на часто музыкальное сопровождение состояло только из этого инструмента, настраивали лиру в соответствии с личными предпочениями или голосом музыканта. Иногда лире аккомпанировали перкуссионными инструментами, такими как барабаны дэфи и даули. Обычно играют на двух или трех струнах одновременно, поэтому мелодии достаточно простые и однотипные, но все же уникальны в своем роде.

Критская лира

Критская лира - самый популярный инструмент на Крите. Струнный инструмент, напоминающий скрипку, состояит из трех струн. Играют на ней в вертикальном положении. Музыканты иногда кладут ее на колено, а если стоят, то кладут одну ногу на стул и держат инструмент на бедре. Критяне необычным способом прикасаются в струнам лиры. Вместо того, чтобы надавливать на струны подушечками пальцами (как это делают гитаристы и скрипачи), они надавливают на струны ногтями с внутренней стороны. Иногда танец сопровождается только лирой, поэтому можно увидеть смычки с колокольчиками. Одновременно с лирой также часто играли на одном или двух Критских лауто, на одном их которых играется мелодия, а на другом отбивается ритм.

БагламасБагламас был очень популярен в начале 20-го века среди тюремных заключенных и «рэбэтов», который пели под его аккомпанемент. Это уменьшенная версия бузук с некоторыми отличиями. Багламас можно использовать как инструмент для наигрывания мелодии, его удобно носить в руках, поэтому он и стал любимым инсрументом многих греков: в любой момент можно было развлечь друзей песнями. Также часто использовался как ритмический инструмент в «бузуки-бэндах», на который «накладывался» бузуки.  

 

СантуриСантури - это вид цимбал, накоторых играли при помощимолоточков. Возможно предшественником сантури были струнные инструменты типа арфы или древнегреческая лира. На ней играют двумя молоточками, похожими на те, которыми бьют по струнам пианино. Пианино, вероятно, произошло от такого вида инструмента. Сатурни используется и как элемент «кумбаньи» в континентальной Греции - набора инструментов, включающий кларнет, скрипку, лауту и сантури, и как элемент островной группы музыкальных инструментов наряду с со скрипкой и лавуто. Перкуссионный звук сантури вносит сильный, мощный ритмический элемент, но на нем также исполняются мелодии.

Греческая гайдаГреческая гайда похожа на волынки в балканских странах. Волынки использовались в Дрейней Греции с незапамятных времен. Гайда состоит из двух трубок, сегодня этот инструмент можно встретить в северной Грециив том числе во Фракии и греческой части Македонии. Какой-то период она использовалась и в южной Греции, в Аркадии. Гайде можно и не аккомпанировать, но часто используются другие перкуссионные инструменты. В греческой Македонии это даули   или   тумбано (большой барабан), в греческой Фракии - дэфи или дэрэс. 

ЦабунаЦабуна - вид волынки очень распространенный на островах. Отличается от гайды отсутствием второй длинной трубки. Вместо этого у цабуны две трубки, на которых играют одновременно. На некоторых островах у цабуны пять дырочек, на некоторых всего две. Это влияет на производимый звук. Интересно то, что обычно две трубки не играют в унисон, что дает очень интересный звук. Иногда одновременно с   цабуной играют на маленькой барабанчике, тумби, иногда на лауто.

greece-chernopole.com

Музыкальное искусство Древней Греции

Рождению музыки, как свидетельствует один из известных мифов, мы обязаны Древней Греции. Благодаря грекам достоянием музыкальной культуры стали такие важнейшие понятия, как мелодия, гармония и ритм, хор и оркестр, рапсодия и симфония.

В жизни греков музыка значила очень многое. Она сопровождала их во время праздников и торжественных шествий в честь богов, звучала во время гимнастических состязаний атлетов, Олимпийских игр, поэтических турниров и театральных представлений. Обучение музыкальному искусству, его теории и приёмам исполнения было обязательной частью образования гражданина и считалось важнейшим средством воздействия на нравственный мир человека. О значении музыки в жизни греческого общества говорили многие выдающиеся мыслители того времени, например, Платон: «Музыка воодушевляет мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему... её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

Орфей, играющий на лире. роспись на вазе. Около 450 г. до н. э.

Аристотель подчёркивал её «способность оказывать известное воздействие на этическую сторону души» человека.

Многое могут рассказать о роли музыки древнегреческие мифы, скульптура, росписи на вазах и стенах храмов. Любовью и уважением пользовались странствующие певцы — сказители эпических преданий аэды и рапсоды, воспевающие подвиги героев и деяния богов. Они исполняли песнопения в сопровождении формингса, струны которого натягивались поперёк черепахового панциря.

В VII—VI вв. до н. э. возникла хоровая и сольная, гражданская и военная лирика. Крупнейшим поэтом-лириком стал Пиндар (род. в 518 г. до н. э.), сочинявший торжественные оды, предназначенные для исполнения на гимнастических или «мусических» состязаниях. Прославилась и поэтесса Сапфо (VII—VI вв. до н. э.) — «десятая муза» с острова Лесбос. Она создала школу, где знатные девушки обучались поэтическому искусству, пляскам и пению.

Музыкальное искусство древних греков было по преимуществу вокальным (пение в инструментальном сопровождении). Предпочтение отдавалось струнным щипковым инструментам: формингсу (древней разновидности лиры), лире и кифаре, которые лучше всего подходили для возвышенного музицирования. Из духовых инструментов были распространены флейта Пана и авлос (инструмент типа гобоя). Авлос обычно сопровождал театральные представления, гимнастические и танцевальные выступления. Считалось, что этот инструмент более других способен волновать душу человека.

Муза, играющая на лире. Роспись лекифа. около 445 г. до н. э.

И все-таки особое предпочтение греки отдавали лире, которая сопровождала танец и пантомиму, театральные представления и декламацию стихов. Не случайно древнегреческих поэтов именовали песнопевцами и изображали с лирой в руках. К названию этого инструмента, как известно, восходит литературный термин «лирика». Именно поэтому лира стала символом поэзии и музыкального искусства.

В античной трагедии у музыки была чрезвычайно важная функция — вызывать у зрителей необходимые, по мнению драматурга, чувства и мысли. Роль «идеального зрителя», способного проникновенно и мудро истолковывать смысл происходящего на сцене, выполнял хор. В комедийных же представлениях музыка имела гораздо меньшее значение.

В Древней Греции существовали теоретические школы музыкального искусства. Гармоники считали, что главным критерием музыкально-прекрасного является восприятие на слух («приятное созвучие»). Каноники исходили из отвлечённо-математического понимания музыки. Они утверждали, что «в музыке действуют природа и сила числа». Пальма первенства в их споре принадлежала гармоникам.

 

Похожие статьи:

www.poznayka.org


Смотрите также