10 врачей, прославивших российскую медицину. Имена древние врачи
10 врачей, прославивших российскую медицину | Здравоохранение | Общество
В этот день мы решили вспомнить выдающихся отечественных врачей.
Фёдор Петрович Гааз (1780 — 1853)
Русский врач немецкого происхождения, известный под именем «святой доктор». С 1806 года состоял в качестве врача на русской службе. В 1809 и 1810 годах совершил путешествия по Кавказу, где изучал минеральные источники (ныне Кавказские Минеральные Воды), исследовал источники в Кисловодске, открыл источники Железноводска, первым сообщил об источниках в Ессентуки. Во время войны 1812 года с Наполеоном работал в качестве хирурга в Российской Армии.
Гааз был членом Московского тюремного комитета и главным врачом московских тюрем. Свою жизнь посвятил облегчению участи заключённых и ссыльных. Он добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных, упразднил в Москве железный прут, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь. Также он добился отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов.
Кроме этого Гааз боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных, и принимал и снабжал лекарствами бедных больных.
Девиз доктора Гааза: «Спешите делать добро». В честь известного медика названо Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница имени доктора Ф. П. Гааза».
Читайте по теме: Именитые врачи Москвы. Чем запомнились «добрый» доктор Гааз и «злой» Захарьин >>
Григорий Антонович Захарьин (1829 — 1897)
Русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы. Окончил медицинский факультет Московского университета, был профессором по кафедре диагностики Московского университета, позднее - директором факультетской терапевтической клиники. В 1894 году Захарьин лечил императора Александра III.
Захарьин стал одним из самых выдающихся клиницистов-практиков своего времени и внес огромный вклад в создание анамнестического метода исследования больных. Свои приемы диагностики и взгляды на лечение изложил в «Клинических лекциях».
Методика исследования по Захарьину составляла многоступенчатый расспрос врачом больного, позволявший составить представление о течение болезни и факторах риска. При этом Захарьин уделял мало внимания объективному исследованию и не признавал лабораторных данных.
Доктор Захарьин был известен своим непростым характером и несдержанностью в обращении с больными.
Читайте по теме: Григорий Захарьин: врач или маг? Почему боялись великого терапевта >>
Николай Иванович Пирогов (1810 — 1881)
Хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник военно-полевой хирургии, основатель анестезии. Один из основоположников хирургии как научной медицинской дисциплины. Разработал ряд важных операций и хирургических приемов, первым предложил ректальный наркоз и начал использовать эфирный наркоз. Впервые в мире применил наркоз в военно-полевой хирургии.
Пирогов впервые широко применил гипсовую повязку. До этого гипс в медицине почти не использовался. Ограниченное применение имела крахмальная повязка, медленно высыхающая, размокающая от гноя и крови и неудобная в полевых условиях.
Во время обороны Севастополя привлек женщин к уходу за ранеными на фронте. Также именно он впервые ввёл обязательную первичную сортировку раненых на четыре группы. Смертельно раненным помощь оказывали священники и медсёстры, тяжелоранеными, требующими немедленной помощи, врач занимался в первую очередь. Тех, кому не требовалась срочная операция, отправляли в тыл. Легкоранеными, которых можно было быстро вернуть в строй, занимались фельдшеры.
Ещё до появления антисептиков Пирогов отделил раненых с гнойными и гангренозными осложнениями от тех, у кого раны были чистыми, что помогало избежать распространения инфекции.
Как педагог Пирогов стремился к осуществлению всеобщего начального обучения, был организатором воскресных народных школ. Также он боролся за отмену телесных наказаний в гимназии.
Читайте по теме: Николай Пирогов доказал: военврач помогает не смерти, а раненым >>
Николай Васильевич Склифосовский (1836 — 1904)
Заслуженный русский профессор, хирург, один из родоначальников полостной хирургии (оперативного лечения женских болезней, заболеваний желудка, печени и жёлчных путей, мочевого пузыря), способствовал внедрению принципов антисептики и асептики, разработал оригинальную операцию соединения костей при ложных суставах («русский замок»). Внес значительный вклад в развитие военно-полевой хирургии, отстаивал приближение медицинской помощи к месту боя, принцип «сберегательного лечения» огнестрельных ранений, применение гипсовых повязок как средства иммобилизации при ранениях конечностей.
Склифосовскому принадлежат более чем семидесят научных работ по хирургии, развитию асептики и хирургии в целом.
Имя Склифосовского присвоено Московскому научно-исследовательскому институту скорой помощи.
Черным пятном в биографии Склифосовского стала судьба его семьи. Единственный сын легендарного врача покончил жизнь самоубийством. Владимир застрелился незадолго до Октябрьской революции. Он состоял в террористической организации и должен был убить полтавского губернатора, однако, не смог застрелить человека, с которым дружила его семья.
В 1919 году казаки пробольшевистского отряда зверски убили жену Николая Васильевича и его старшую дочь. Причем от расправы их не смог спасти документ, подписанный Лениным, в котором говорилось, что на семью известного хирурга репрессии не распространяются.
Читайте по теме: «Отрада» и трагедия Николая Склифосовского >>
Сергей Петрович Боткин
(1832 — 1889)
Русский врач-терапевт, основатель учения о целостности организма человека, общественный деятель. Закончил медицинский факультет Московского университета, был участником Крымской войны, работал в Симферопольском госпитале. Также работал в клиниках Кенигсберга, Берлина, Вены, Англии, Парижа.
В 1860 году Сергей Боткин переехал в Санкт-Петербург, где защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора медицины.
Боткин стал одним из основателей женского медицинского образования, организовал школу для женщин-фельшеров, а также женские врачебные курсы. Впервые в России создал экспериментальную лабораторию, где исследовал физиологическое и фармакологическое действие лекарственных веществ. Создал новое направление в медицине, названное нервизмом. Именно он установил инфекционный характер такого заболевания, как вирусный гепатит, разработал диагностику и клинику блуждающей почки.
В 1861 открыл первую в истории клинического лечения больных бесплатную амбулаторию, добился постройки бесплатной больницы, открытой в 1880 году (Александровская барачная больница, ныне больница им. С. П. Боткина). Среди учеников Боткина 85 докторов наук, в том числе А. А. Нечаев, М. В. Яновский, Н. Я. Чистович, И. П. Павлов, А. Г. Полотебнов, Т. П. Павлов, Н. П. Симановский.
Иван Петрович Павлов
(1849 — 1936)
Павлов Иван Петрович — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Является основателем крупнейшей российской физиологической школы и лауреатом Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
Основные направления научной деятельности Павлова — исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию «изолированного желудочка», применил новый для своего времени «хронический эксперимент», позволяющий проводить наблюдения на здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным.
В результате его работы формировалась новая научная дисциплина — наука о высшей нервной деятельности, в основе которой лежало представление о разделении рефлексов на условные и безусловные. Павлов и его сотрудники открыли законы образования и угасания условных рефлексов, были исследованы разные типы и виды торможения, открыты законы основных нервных процессов, изучены проблемы сна и установлены его фазы, и многое другое.
Широкую известность Павлову принесли его учение о типах нервной системы, которое основывается на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения, и учение о сигнальных системах.
Научная работа Павлова оказала влияние на развитие смежных областей медицины и биологии, в том числе в психиатрии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии.
Сергей Сергеевич Юдин (1891 — 1954)
Крупный советский хирург и учёный, главный хирург НИИ СП им. Н. В. Склифосовского, директор НИИ хирургии им. А. В. Вишневского.
Юдин разработал методики резекции желудка при язвенной болезни, прободной язве желудка и желудочном кровотечении, операции создания искусственного пищевода.
Сергей Сергеевич Юин написал 15 монографий, опубликовал 181 научную работу.
В 1948 году был арестован НКВД по ложному обвинению, как «враг Советского государства, снабжавший английскую разведку шпионскими сведениями о нашей стране». Во время пребывания в тюрьме написал книгу «Размышления хирурга». С 1952 года до освобождения в сентябре 1953 года был в ссылке, во время которой работал хирургом в Бердске. Освобожден врач был только после смерти Сталина, в 1953 году.
Читайте по теме: Сергей Юдин - Моцарт от хирургии. Почему забыли имя великого врача? >>
Владимир Петрович Филатов (1875 — 1956)
Советский офтальмолог, разработавший метод пересадки роговицы, при котором пересадочным материалом является донорская роговица. В области восстановительной хирургии предложил метод пересадки кожи при помощи так называемого мигрирующего круглого кожного стебля. Также Филатов разработал и ввел в практику хирургической офтальмологии методы пересаживания роговицы глаз трупов, предложил новые методы лечения глаукомы, трахомы, травматизма в офтальмологии.
В ходе практики изобрел много оригинальных офтальмологических инструментов, создал учение о биогенных стимуляторах и разработал методы тканевой терапии, которая широко применяется в медицине и ветеринарии.
За свою жизнь Филатов опубликовал более 430 работ, основал большую офтальмологическую школу, среди его учеников: Н. А. Пучковская, Т. И. Ерошевский.
Читайте по теме: Врач Владимир Филатов. Какие открытия сделали его знаменитым >>
Хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви. С 1946 года - архиепископ Симферопольский и Крымский. Лауреат Сталинской премии первой степени.
В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета, позже работал в Киевском медицинском госпитале Красного Креста. В 1904 году во время войны с Японией был направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в Чите, где заведовал хирургическим отделением госпиталя. Там же познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли «святой сестрой», и женился на ней.
Позже работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии, проходил практику в Московских клиниках. Сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах. Своей работой внес много нового в технику операций. В 1908 году Валентин Феликсович приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.
Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета, был избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. В разного рода сложных операциях он находил и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание.
В 1921 году Войно-Ясенецкий был рукоположен во диакона, потом во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, при этом оставаясь профессором университета, продолжая оперировать и читать лекции. В 1923 году принял монашество с именем в честь святого апостола и евангелиста Луки. В этом же году началась череда арестов и репрессий. В общей сложности архиепи́скоп Лука́ провёл в ссылке 11 лет.
Был реабилитирован в апреле 2000 года. Украинская православная церковь причислила Архиепископа Луку к лику святых 1995 году, а в 2000 году канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Кроме значимых трудов на медицинские темы, архиепископ Лука составил много проповедей и статей духовно-нравственного и патриотического содержания.
Читайте по теме: Скальпель и крест. 11 июня - 50 лет со дня смерти архиепископа Луки >>
Гавриил Абрамович Илизаров (1921 — 1992)
Хирург-ортопед, одним из основных достижений которого является изобретение в 1951 году универсального аппарата внешней фиксации для лечения переломов и деформаций костей, которым и сегодня широко пользуются во всем мире.
Также Илизаров является основателем Центра восстановительной травматологии и ортопедии, который носит его имя. Илизаров является автором более чем 600 научных медицинских работ, автором 194 изобретений.
Читайте в соцсетях!
www.aif.ru
Выдающиеся лекари средневековой эпохи - Интересно и красиво, животные, природа и много фото
Многие аспекты современной медицины, по сути, не так уж и новы. Например, некоторые общепринятые методы применялись в медицине ряда стран уже на протяжении веков. Давайте заглянем в историю и проследим развитие медицинской науки на Ближнем Востоке в эпоху Средневековья.
В 805 году н. э. ХАЛИФ ХАРУН АР-РАШИД основал в столице своего государства — Багдаде первую больницу. В IX—XIII веках исламские правители построили и оснастили множество больниц по всей своей империи, простиравшейся от Испании до Индии.
Эти больницы принимали каждого — и богатого, и бедного, независимо от вероисповедания. Здесь опытные врачи не только лечили больных, но и проводили исследования, а также обучали новых лекарей. В больницах было несколько специальных отделений: хирургическое, офтальмологическое, ортопедическое, инфекционное, внутренних болезней и отделение для душевнобольных. Каждое утро врачи в сопровождении своих учеников осматривали пациентов, прописывали им диеты и назначали лекарства. В средневековых больницах были и свои фармацевты, которые там же готовили лекарственные порошки и снадобья. За ведением документации, расходами, приготовлением пищи и решением хозяйственных вопросов следили управляющие — совсем как и сегодня.
Историки не случайно называют эти больницы «одним из величайших достижений средневекового исламского общества». Так, историк и публицист Говард Тёрнер отмечает, что во всей исламской империи «в организации больничных учреждений использовались самые передовые методы, что определило развитие медицины и здравоохранения вплоть до наших дней».
РАЗИ (РАЗЕС) родился в древнем городе Рей, близ современного Тегерана. Рази по праву называют «величайшим врачом и клиницистом всего ислама и всего Средневековья». Этот ученый и мыслитель оставил преемникам ценное наследие, подробно описав свои методы, результаты и условия проведения экспериментов, а также используемые инструменты. Он всегда говорил, что врач должен идти в ногу с последними достижениями науки.
Рази принадлежит целый ряд работ и научных открытий. В частности, он автор знаменитой Аль-Хави — «Всеобъемлющей книги по медицине». Это 23-томное сочинение, которое справедливо считается одним из величайших трудов по медицине, содержит основы акушерства, гинекологии и офтальмологической хирургии. До нас дошли 56 работ Рази на медицинскую тему; среди них — первое научное описание таких болезней, как оспа и корь. Кроме того, Рази открыл, что повышение температуры тела — защитная реакция организма при болезни.
Этот талантливый врач руководил клиниками в Рее и Багдаде, немало времени посвящая лечению душевнобольных людей. За заслуги в этой области Рази часто именуют отцом психологии и психотерапии. Однако Рази занимался не только медициной, он писал книги по химии, астрономии, математике, философии и теологии.
АВИЦЕННА (ИБН СИНА) — еще один выдающийся врач древности. Авиценна родился в Бухаре (на территории современного Узбекистана) и стал одним из величайших ученых XI века: клиницистом, философом, астрономом и математиком. Авиценне принадлежит труд «Канон врачебной науки». Это своего рода энциклопедия, которая охватывает научные взгляды и опыт в области медицины того времени.
В своем «Каноне» ученый пишет, что туберкулез — заразная болезнь, которая может передаваться через воду и почву. Он объясняет, что эмоции влияют на самочувствие, а нервы служат передатчиками болевых ощущений и импульсов, вызывающих сокращение мышц. В «Каноне» приводится описание около 760 лекарственных препаратов — их действия, свойств, показаний к применению, а также излагаются основные принципы тестирования новых лекарств. Переведенный на латинский язык, этот труд на протяжении веков служил главным справочным пособием в медицинских учебных заведениях Европы.
Арабская рукопись с рисунками хирургических инструментов Альбукасиса
АЛЬБУКАСИС из Андалусии (на территории современной Испании), живший в X веке, тоже сыграл важную роль в истории медицины. Он написал 30-томный труд, частью которого был 300-страничный курс по хирургии. В нем ученый описывает такие передовые для своего времени методы, как использование кетгута для внутренних швов, тиреоидэктомия, извлечение камней из мочевого пузыря путем введения в мочеиспускательный канал специального инструмента, а также удаление катаракты.
Альбукасис старался облегчить сложные роды и лечить смещенные плечевые суставы с помощью методов, которые в современной клинической медицине используются относительно недавно. Он первым начал применять для бинтования хлопковую ткань и фиксировать кости гипсовой повязкой. Он также подробно описал, как производить реимплантанцию выпавших зубов, изготавливать зубные протезы, исправлять прикус и удалять зубной камень.
В труде Альбукасиса по хирургии были впервые приведены иллюстрации с изображением хирургических инструментов. Ученый сделал точные зарисовки около 200 из них и пояснил, как и когда их следует использовать. Некоторые из инструментов Альбукасиса стали прототипом современных, претерпев за тысячу лет лишь незначительные изменения.
Авиценна следит за приготовлением лекарства от оспы
Знания распространяются на ЗападВ XI и XII веках ученые начали переводить труды арабских врачей на латинский язык. Работа по переводу велась, в частности, в испанском городе Толедо, а также в итальянских городах Монте-Кассино и Салерно. Вскоре эти медицинские труды уже тщательно изучались во многих европейских университетах. По словам публициста Эсана Масуда, достижения восточных мыслителей в медицине «стали широко известны в Европе,— возможно, даже в большей степени, чем их успехи в других областях науки».
Можно с уверенностью сказать, что своими изобретениями и открытиями Рази, Авиценна, Альбукасис и другие их современники заложили прочный фундамент сегодняшней медицинской науки.
Источник...
e-board.livejournal.com
Покровители врачей-целителей и их антогонисты » Боги Славян
Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев
Врачи и аптекари, фармацевты и акушерки, медсестры и стоматологи — медицинским работникам всем хочется вспомнить своих небесных покровителей. В разных религиях всегда были божества, лечившие людей и причастные к сохранению здоровью. Кто же они — Небесные заступники и покровители целителей? Наши небесные целители, славянские врачеватели и христианские лекари.
БОГИ-ВРАЧЕВАТЕЛИ НА РУСИ:
ДАЖДЬБОГ (Дажьбог) — один из самых древнейших богов славянских, он бог Всего Мира, он — солнечный бог, он еще и носитель света солнечного.
Даждьбог — Покровитель свадеб. Именно он, по преданиям, встречает жениха на рассвете в день это свадьбы, и наделяет здоровьем и мудростью, мастерством и силой.
За это удивительное качество — наделять здоровьем — он и отнесем к небесным покровителям целителей и лекарей.
ЯРИЛО – юный славянский бог яркой, неистовой страсти, яростной, неудержимой силы, молодой бог весны, возрождения и расцвета для всех сил жизненных.
Оберег Ярило — мягкая восьмилучевая звезда помогает сохранить здоровье, восстанавливает силы, возвращает бодрость.
За эти качества — восстановление сил и сохранения здоровья Ярило и отнесен к небесным заступникам медиков.
Хорс — добрый и ласковый, счастлив он согреть каждого, со всеми готов поделиться частицей своего тепла. Помогает он в трудностях, поддерживает в бедах и всегда готов протянуть руку помощи нуждающемуся. Теплом своим помогает выхаживать больных и раненых, и причислен за это к Богам-Целителям.
За доброту к больным и умение выхаживать их отнесен к Покровителям Целителей.
СВЕТОВИД — (СВЯТОВИД, СВЕТОВИТ) – четырёхликий Бог прошлого, настоящего и будущего, бог воинского духа.
Воины считают его своим Покровителем, как в мирные будни, так и в битвах. Верили, что Световид (сын светлого бога), на белом коне, приносит на землю рассвет, воюя с врагами дня.
Как светлый Воин, владел он тайнами врачевания ран, помогал исцеляться раненым, и за знания эти считался Покровителям Целителей.
ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ.
РОЖАНИЦЫ — матери-лосихи — в славянской вере это древние божества плодородия и жизни, а также они — богини судьбы; Все мы — потомки Рода, и Рожаницы в том числе.
Считалось, что Рожаницы предопределяют судьбу человека. Род, если хотел бы, то повелевал бы миром, но он просто»растворился» в нем. И функция Рожаниц — доводить до простых смертных то, что им завещано Родом. Старшими Рожаницами принято было считать Ладу и Лелю. Пуще всего помогают Рожаницы беременным женщинам.
ЖИВА — (Дева Джива, Дива, Сива) — животворящая Богиня Жизни и ласковой весны, рождения и здоровья, жита-зерна и плодородия, Богиня чистых Душ Человеческих, ручьев и рек весенних да бурлящих, Богиня первых робких зеленых побегов.
Богиня Жива наделяет нежностью, заботой, добротой сердечной и внимательностью всех беременных женщин и матерей кормящих.
Божиня Жива – одна из покровительниц женщин в мире славян.
ГЕРА — в Греции она почиталась как верховная богиня, Жена Зевса, ей поклонялись как помощнице беременных и рожениц. Покровительствовала родам.
АРТЕМИДА — греческая богиня охоты, исцеляла раны и помогала при родах
ИЛИФИЯ — греческая богиня деторождения, которой молились все беременные.
ПЕРВЫЕ ВРАЧИ
Около 3000 до н.э. жил египетский лекарь СЕКХЕТЬЕНАНАХ. Он первый медик, чье имя документализировано. Он занесен в историю, как «исцеливший ноздри царя», и по этому случаю ему был поставлен памятник.
МЕРИТ ПТАХ — женщина — врач Древнего Египта, жившая там примерно в то же время, что и великий Имхотеп.
ГИППОКРАТ — отец медицины, основатель рационального подхода к терапии. Вышел из школы на острове Кос.
ПОКРОВИТЕЛИ МЕДИЦИНЫ В ХРИСТИАНСТВЕ: считалось, что святой Себастьян и святой Рох могли предохранить от чумы, от проказы обращались к святому Иову, а от отравлений — к Антонию Фивскому.
Святой ПАНТЕЛЕЙМОН — великомученник и целитель.
Жил в Никодимии, во времена императора Максимилиана. Всю свою земную жизнь он посвятил больным и убогим. Был лучшим учеником врача Ефросина.
Бесплатно лечил всех, кто сам обращался к нему и ходил по тюрьмам, чтобы помочь облегчить страдания узникам. На иконах обычно изображен с ларцем и ложечкой — знал он, сколько кому какого лекарства дать. Покровитель медиков и фармацевтов.
Преподобный ПАВЕЛ (был врачом в городе Коринфа)
Еще в юности он ушел в монастырь, много работал в физическом и духовном плане, Павел Коринфский считался настоящим подвижником. Нельзя сказать, что он был врачом по профессии. Умение исцелять болезни он получил от своего Бога в дар, так как смиренно выносил клевету и обвинения. Лечил возложением рук.
Небесный покровитель медиков (особенно терапевтов и мануальщиков).
ЕВФИМИЙ СУЗДАЛЬСКИЙ — целитель.
Его подвижническая, богоугодная жизнь была награждена Великим Даром целительства и прозорливости. Евфимий не только лечил больных, он еще и изгонял бесов.
Дни памяти — 1 апреля и 4 июля (день рождения и день обретения мощей).
Небесный покровитель медиков. Чаще ему молятся неврапатологи и психиатры.
Преподобный ИПАТИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, ИПАТИЙ — Целебник.
Всю жизнь больным служил и за самоотверженность свою дар исцеления получил. Возлагал свои руки на болящих и те получали исцеление.
Говорят, что ему молятся, когда не хватает грудного молока.
День памяти — 28 августа, как почившему в Дальних пещерах Киево-Печерских.
Новомученица ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА (княгиня) — в Россию приехала в возрасте 20 лет.
Шла к Богу через служение людям. Решилась создать в Москве обитель милосердия, детский приют а также дома призрения для инвалидов, сирот и тяжело больных людей. В Марфа-Мариинской обители были обустроены больница и аптека. Патронировала больницу для туберкулезниц. Небесная покровительница медсестер.
Евангелист ЛУКА (Апостол ЛУКА) — Один из основоположников Христианства, автор Евангелия, Лука был не простым рыбаком. Он еще был и судовым врачом. У него было хорошее образование. Всю жизнь он обогащал свой ум знаниями. И лечебное искусство он постиг, и живописцем хорошим был.
Это великое умение — оказать помощь больному вдали от дома. Небесный заступник всех медиков, особенно тех, кто вынужден быть в разъездах.
Святитель ЛУКА. В миру он был известен как хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Его отец был провизором и имел аптеку в Керчи. Лауреат Сталинской премии 1946 года стал доктором богословия в 1959. Известнейший российский, а потом и советский хирург, автор трудов по анестезиологии, учёный, доктор медицинских наук. Провел в ссылке около 11 лет. Канонизирован РПЦ в 2000 году.
На иконах обычно изображен на фоне садов или лекарственных растений.
Жил в Киеве 11 веке, был учеником Антония Печерского. Очень хорошо диагностировал болезни и работал над практикой исцеления. Исцелил будущего великого князя Киевского Владимира Маномаха. Считается покровителем врачей.
КОСЬМА и ДЕМИАН — святые родные братия, целители. С этими святыми не все ясно. Ибо существует аж ТРИ!!! пары Кузьмы да Демьяны — Ассийский, Аравийские и Римские. Все эти три пары жили примерно в одно и то же время — в 3-4 веке, имели дар исцеления и лечили людей. Причем лечили не в одном городе, а ходили по городам и весям. Так что же мешает нам применить скальпель Оккама и понять, что это — ОДНА пара? РПЦ. Она считает, что раз есть различные варианты смерти, то и пары — разные. Хотя, можно предположить, что братья имели учеников, которые тоже предпочитали путешествовать парой и лечить людей под этими же именами. До сих пор их вспоминают неразлучно, даже фамилия такая есть — Космодемьянские.
Священномученник АНТИПА ПЕРГАМСКИЙ
При жизни это был ученик апостола Иоанна Богослова. Служил епископов в Пергамской церкви во времена царствования императора Нерона (примерно 54-68 г.).
Не нашел общего языка с отцами города и был казнен. Гробница его стала источником исцеления для многих страждущих. Говорят, что лучше всего помогает Антипа при острой зубной боли.
БОГИ-ВРАЧЕВАТЕЛИ В ДРУГИХ РЕЛИГИЯХ
БОГ ТОТ — древнеегипетский бог знания и мудрости.
Где-то 7000 лет тому назад В Древнем Египте начали возникать зачатки медицины. А медицина — это наука, и кому, как не повелителю знаний, ей покровительствовать?
Великого Тота изображали с головой ибиса — священной птицы египтян.
Лечил Тот, используя как рациональные, так и мистические знания..
ИСИДА (ИЗИДА) — египетская богиня цветущего здоровья. Богиня плодородия, покровительница всех детей и их матерей. Олицетворение материнства.
Провела потрясающую операцию — извлекла из груди Бога Солнца — Бога Ра его истинное имя и пересадила себе. А еще она смогла собрать и воскресить Осириса. Часто изображалась со своим сыном Гором (известным нам по «глазам Гора»). Гор звестен за 4000 до нашей эры
Умела спасать людей от укусов ядовитых змей и скорпионов.
ИМХОТЕП — перед тем, как стать причисленным к Богам, был врачом и (по совместительству) строителем пирамиды Джосера. Бес сомнения, был великим ученым и выдающимся человеком.
Богом медицины был провозглашен после смерти. Впоследствии был назван Эскулапом Египта. Изображался с листом папируса в руке, как человек, пишущий «Поучения».
Основной храм Имхотепа был в Мемфисе, и там же — известная медицинская школа.
ХУАН ТО — китайский медик эпохи Троецарствия (190-265 гг).
Был выдающимся человеком и потрясающим врачом, очень хорошо знал физиологию. Им был разработан комплекс оздоровительной гимнастики, известный и до наших дней. Комплекс называется «Игры пяти зверей» и включает копирование определённых движений тигра, медведя, обезьяны, оленя и журавля.
После смерти был обожествлен и считается одним из покровителей медиков..
АПОЛЛОН (ФЭБ) — бог света и солнца, бог искусства.
По греческой мифологии именно он первым открыл секреты врачевания. Аполлон мог очищать людей от скверны и от пролитой крови. А еще он повелевал болезнями — мог их наслать, мог их излечить. Во время Пелопонесской войны именно он прекратил чуму.
Тайной врачевания владел и ЗЕВС.
ХИРОН (кентавр) — греческий врачеватель. Практиковал траволечение. Говорят, что он открыл лечебные свойства очень многих растений, и древние ботаники стали добавлять его имя к названиям этих трав. Считался основателем лечебного искусства. Именно он считается учителем Асклепия в в медицинских вопросах. Позже он обучал и детей Асклепия: и Махаона и Подалирия умению врачевать.
После смерти был взят на небо и сияет там созвездием Стрельца.
АСКЛЕПИЙ (ЭСКУЛАП) — греческий (римский) Бог-врачеватель. Сын Аполлона. Его дети: дочери Панацея, Иасо и Гигея, и сыновья — Телесфор, Подалирий и Махаон — тоже были врачевателями.
Говорят, что Асклепий был настолько искусстен в своем деле, что он не только излечивал болящих, но мог и мертвого оживить. Однако и Зерс (глава богов) и Аид (повелитель мертвых) посчитали это нарушением установленных правил. И Зевс поразил Асклепия своей стрелой-молнией.
На фотографии — памятник Асклепию в Есентуках.
ГИГИЕЯ — дочь Асклепия, богиня здоровья.
От ее имени произошло слово «гигиена».
Ее девиз: «Болезнь легче предупредить, чем исцелить».
На греческих изображениях Гигиея почти всегда кормит змею из чаши. (не зря эти атрибуты навсегда остались символом медицины.
ПАНАЦЕЯ — дочь Асклепия, богиня исцеления, сестра милосердия, выхаживала больных и раненых.
Ее имя переводится как «все излечивающая». Впоследствии ПАНАЦЕЕЙ стали называть мистическое универсальное средство, способное помочь от всех болезней.
Средневековые алхимики искали панацею наряду с философским камнем.
ИАСО — то же дочь Асклепия, богиня лечения.
МАХАОН и ПОДАЛИРИЙ — сыновья Асклепия.
Говорят, что они оба были целителями. Болезни тела были в ведении Махаона, болезни духа исцелял Подалирий. Махаон принимал участие в Троянской войне, и многие обязаны жизнью его непревзойденному искусству лечить. В настоящее время их именами названы бабочки из семейства Парусники.
ТЕЛЕСФОР — еще один сын Асклетия, бог выздоровления, в переводе — «приносящий пользу».
ЭШМУНА — бог здоровья в Карфагене. Владел тайнами врачевания.
___________________
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Кто является Богом-покровителем всех врачей? Принято считать, что это — грек Асклепий (он же римский Эскулап).
Кто является святым покровителем хирургов? Святитель Лука. В миру он и сам был хирургом.
Кто является Богом-покровителем офтальмологов? Глазные болезни были известны давно. Древние Египтяне изображали Бога Гора в виде глаза.
Кто является Богом-покровителем медсестер? Скорей всего, славянская Жива и греческая Панацея.
Был ли врачом евангелист Лука? Да, один из евангелистов — Лука — был врачом.
Кто покровитель стоматологов (зубных врачей и протезистов)? Священномученик Антипа Пергамский
Кто считается покровителем терапевтов? Святой Пантелеймон.
Кого должны почитать аптеками и фармацевты? В первую очередь, греческую Панацею — богиню исцеления. Ну и, конечно, святого Пантелеймона — не зря же он на иконах с ларцом и ложечкой изображался. Знал святой, сколько кому какого-лекарства дать — истинный фармацевт был.
Небесный покровитель мануальщиков? Специалисты мануальной терапии должны приносить молитвы святому Павлу Коринфскому, ведь именно он лечил наложением рук.
Кто покровитель у врачей-неврапатологов? Греческий Подалирий, сын Асклепия, был известен тем, что лечил болезни духа. Он и является небесным покровителем невропатологов и психиатров.
Кто покровительствует пластической хирургии? Афродита — богиня любви и красоты — символ пластической хирургии.
________________
АНТОГОНИСТЫ ЦЕЛИТЕЛЕЙ: те, что горе да болезни насылают. В славянской мифологии были такие злые, демонические сущности — Лихо (Одноглазое) и Горе. Они и являлись олицетворением невзгод и болезней.
Информацию для статьи подбирала Натта.
bogislavyan.ru
Святые врачи - Православный журнал "Фома"
9-го августа Церковь празднует память великомученика Пантелеимона. Он самый известный, но не единственный врач, которого канонизировала Православная Церковь. Редакция «Фомы» коротко рассказывает о великомученике и его святых коллегах.
Апостол и евангелист Лука (I в.)
Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, — пишет о нем апостол Павел в своем послании к Колоссянам (Кол 4:14). Лука — апостол от 70-ти, написал одно из четырех Евангелий под руководством апостола Павла и книгу «Деяния святых апостолов». По преданию, первым написал иконы Божией Матери. В честь евангелиста получил свое имя в монашестве еще один святой врач — архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Апостол Лука принял мученическую смерть: его повесили на дереве.
Святые бессребреники Косма и Дамиан (IV в.)
Православная Церковь чтит память сразу трех пар святых с именами Косма и Дамиан: все они прославились как врачи-бессребреники. Наибольшим почитанием пользуются Косма и Дамиан Асийские (IV в.), родные братья. Воспитанные матерью-христианкой (преподобной Феодотией), они безвозмездно исцеляли больных и, кроме этого, сами разыскивали и лечили диких животных, которые потом без страха ходили за ними. В конце жизни Дамиан нарушил обет безвозмездного врачевания: выздоровевшая безнадежная больная умолила его во имя Святой Троицы взять в дар за исцеление три яйца. Услышав о том, что брат пренебрег обетом, Косма завещал похоронить их с Дамианом отдельно. После смерти братьев Бог открыл людям, что Дамиан принял дар ради любви к Создателю, а не из корысти, и святых братьев погребли вместе.
Святые мученики бессребреники Кир и Иоанн (конец III — начало IV вв.)
Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, лечил всех больных бесплатно, исцеляя в том числе и душевные недуги. При этом святой врач не боялся проповедовать Евангелие. Во время гонения императора Диоклетиана Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял монашество и продолжал лечить приходивших к нему людей. Однажды врача-монаха разыскал воин Иоанн, пожелавший стать его последователем. Через некоторое время учитель и ученик вместе отправились в Египет, чтоб поддержать христианку по имени Афанасия, вместе с тремя дочерьми заключенную в темницу. Кир и Иоанн были схвачены, их предали мукам на глазах Афанасии. Но ни она, ни ее дети, ни сами мученики не отреклись от Христа и были казнены.
Святой великомученик Пантелеимон (III в.)
Родился в Вифинии (Малая Азия) в семье знатного язычника и тайной христианки (святой Еввулы). Медицинскому ремеслу учился у знаменитого врача Евфросина и впоследствии стал придворным врачом при императоре Максимиане. Жизнь красивого и успешного юноши перевернула встреча с пресвитером Ермолаем, который впоследствии и крестил его. После смерти отца (крестившегося в конце жизни) будущий великомученик посвятил себя помощи больным и нищим. Он лечил всех безвозмездно, неизменно молясь о больных, посещал заключенных в темницах. Его успех как врача стал предметом зависти коллег по ремеслу — они донесли императору, гонителю христиан, что Пантелеимон исповедует Христа и посещает своих единоверцев в заключении. Последовал арест. В это же время судили и казнили учителя Пантелеимона, священномученика Ермолая, вместе с двумя другими пресвитерами. Молодого же врача пытали и в конце концов также усекли мечом. Святой великомученик и целитель Пантелеимон почитается в Церкви как покровитель врачей и ходатай за болящих.
Мученик Орест (конец III — начало IV вв.)
Был известным в Каппадокии врачом. Христианин с детства, он открыто проповедовал христианство во время гонений. На допросе у царского сановника Орест проявил необыкновенное мужество: на повеление назвать свое имя он ответил, что имя его — Христианин, и оно кажется ему более высоким, чем имя, данное родителями при рождении. Твердо отказавшись отречься от своей веры, святой врач выдержал множество пыток: 40 воинов, сменяя друг друга, истязали его. Затем мученика привязали к дикому коню и влачили по земле, пока святой Орест не умер.
Мученик Диомид (III в.)
Врач по профессии, он исцелял не только телесные, но и душевные болезни. Много путешествуя, Диомид проповедовал Христа, обращая и крестя язычников. Однажды врач пришел в Никею, и император-язычник Диоклетиан послал воинов арестовать его. Но умер святой мирной смертью на обратном пути из Никеи. Согласно житию, найдя его тело, воины отсекли голову святого в доказательство исполненного поручения императора, но тотчас ослепли. Диоклетиан приказал отнести голову обратно к телу: исполнившим приказ воинам вернулось зрение. Имя мученика Диомида вспоминается при совершении таинства Елеосвящения (Соборования).
Преподобные Алипий (XII в.) и Агапит (XI в.) Печерские
Насельники Киево-Печерской лавры были первыми прославленными святыми лекарями на Руси. Преподобный Агапит, в частности, прославился тем, что исцелил Владимира Мономаха, будущего великого Киевского князя, прислав ему настой из трав. Однажды монаха-целителя из зависти попытался отравить известный в Киеве врач, однако яд не подействовал. Впоследствии завистник покаялся и принял монашеский постриг.
Преподобный же Алипий, кроме дара целительства, известен как иконописец. Одна из икон его письма — Свенская икона Пресвятой Богородицы — хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее.
Преподобный Ипатий Целебник (XIV в.)
Еще один насельник Киево-Печерской лавры. Его послушанием было ухаживать за больными. За строгую подвижническую жизнь и самоотверженное служение людям получил от Бога дар исцеления. Нетленные мощи преподобного Ипатия находятся в Дальних пещерах Лавры.
Праведный страстотерпец Евгений (Боткин) (XX в.)
Сын известного русского врача Сергея Петровича Боткина (лейб-медика Александра II и Александра III). Окончил с отличием Военно-медицинскую академию, работал в Мариинской больнице для бедных. С началом Русско-японской войны (1904 год) стал добровольцем в действующей армии, возглавил медицинскую часть Российского общества Красного Креста. В 1908 году приглашен в семью Николая II в качестве лейб-медика. На этой должности пробыл до самой смерти — в 1918 году его расстреляли вместе с царской семьей в Екатеринбурге. В 2016 году причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (XX в.)
Родился в семье аптекаря-католика, но был воспитан матерью в православной вере. В 1903 году окончил медицинский факультет Киевского университета. Во время Русско-японской войны (1904 год) возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста в Чите. Женился на сестре милосердия Анне, которая родила ему четверых детей и в 1919 году умерла от туберкулеза. Через некоторое время принял сан диакона, затем пресвитера. В 1923 году Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был пострижен в монашество с именем Лука в честь врача-евангелиста. В том же году рукоположен во епископа, после чего его арестовали по стандартному подозрению в «контрреволюционной деятельности». Началась череда арестов и ссылок, которые продлились 11 лет, при этом владыка не переставал служить и лечить людей, писать медицинские и богословские труды. В 1946 году за научные разработки в области медицины удостоился Сталинской премии. Последние годы жизни святитель Лука провел в качестве архиепископа Крымского, до конца спасая жизни и души людей. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.
В продолжение темы читайте:
Святитель ЛУКА (Войно-Ясенецкий) — ПРОФЕССОР, ВРАЧ, АРХИЕПИСКОП
На заставке использован фрагмент фото yewenyi
foma.ru
Пеон, врач и мученик, друг мученика и философа Иустина
Поздняя античность была решающим временем для судьбы юного христианства среди древней цивилизации Греции и Рима. Зародившись как маленькая секта в иудейской среде на окраине Римской Империи в первой половине I века, христианство, казалось, было обречено на маргинализацию и вымирание…
Однако этого не произошло, и вскоре, с началом проповеди апостола Павла, к христианской церкви присоединяются представители эллинистической интеллигенции. Среди них одним из первых становится врач Лука – друг, спутник и секретарь Павла, первый христианский историк, автор двух томов, известных современным людям как “Евангелие от Луки” и “Деяния святых Апостолов”.
Имя Луки стоит, вне всякого сомнения, во главе плеяды античных врачей-христиан. Среди них были как те, чьи имена известны всем, в той или иной степени интересующимся христианской традицией – среди этих врачей как великомученик и целитель Пантелеимон и бессребреники Косма и Дамиан – так и те, чьи имена незаслуженно позабыты, но заботливо сохраняются только в наследниках древних мартирологов (списках мучеников и святых) – церковных календарях.
Мч. Иустин. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года.
Среди таких врачей – забытым рядовыми прихожанами, но не забытым Церковью – и стоит имя Пеона-врача, ученика и близкого друга св. мученика Иустина Философа, разделившего с ним тайну мартирии, свидетельства о Христе Распятом и Воскресшем.
Приток врачей из греческой интеллигенции во II веке в христианскую церковь стал достаточно интенсивным. Именно в «век Антонинов» гонимая доселе христианская церковь получила кратковременную передышку и, воспользовавшись ею, заговорила перед императорами Рима голосами своих апологетов – образованных людей Римской империи.
Одним из них стал философ Иустин, основавший свой «философский кружок» – а вернее, христианскую школу – в Риме, во времена императора Антонина Пия (правление с 138-161 гг н.э.). К этому императору, а также к его наследнику Марку Аврелию и адресует первый философ-христианин свои «Апологии».
До настоящего времени живет в церковном употреблении введенное св. Иустином Философом понятие “христиане до Христа”. В притворах византийских храмов позже будут изображены античные мудрецы, – те “древние, которые так близко подходили к нашим”, как говорил о них Григорий Богослов. Среди них – не только Платон, Аристотель, Эпиктет, но и Гиппократ, врач из рода асклепиадов с острова Кос в Греции.
С именем Гиппократа (V век до н.э.) связана одна из медицинских школ периода античности, так называемая косская школа. Эта врачебная школа наряду с другими создала фундамент для европейской медицины в последующие периоды. Достижения этой эпохи в области медицины отражены в “Гиппократовом сборнике”, составленном в ΙΙΙ в. до н.э.
В частности там говорится, что далеко не все болезни имеют непосредственно божественное происхождение:
“Нет нужды думать, что эта болезнь (эпилепсия) превосходит божественностью прочие, но все они божественные и все человеческие. Природу же и силу каждая из них имеет сама по себе, и ни одна из них не отвергает лечения или помощи, но большая часть из них излечивается всем тем, откуда и происходит, ибо одно для одного есть пища, а для другого — погибель”. (О священной болезни, 18)
Особенно интересны в контексте исследования сочинения, посвященные врачебной этике. Качества, требуемые от врача, изложенные в Сборнике, по сути, являются качествами христианина:
“Должно также ему (врачу) … быть благоразумным не только в том, чтобы молчать, но также и в остальной, правильно устроенной жизни. И это наибольше принесет ему помощь для приобретения славы. Пусть он также будет по своему нраву человеком прекрасным и добрым, и, как таковой, значительным и человеколюбивым…. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными — немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое время имеют дело с женщинами, с девицами и с имуществом весьма большой цены, следовательно, в отношении всего этого врач должен быть воздержанным. Итак, вот этими-то доблестями души и тела он должен отличаться” (О враче).
В знаменитой «Клятве», традиционно приписываемой Гиппократу, но являющейся квинтэссенцией мировоззрения античных врачей, отражена их позиция по таким актуальным и в современном мире проблемам как эвтаназия, аборты, медицинская тайна и др.:
“Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство…В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной”.
Призыв к бескорыстному врачеванию как идеалу также весьма близок к евангельской заповеди. В гиппократовой медицине рекомендовалась сдержанность или даже отказ от вознаграждения, если речь шла о малообеспеченных пациентах:
“Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении, — ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, — то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности… И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить, ибо, где любовь к людям (филантропия), там и любовь к своему искусству (филотехния). Хорошо руководить больными ради здоровья; заботиться о здоровых ради того, чтобы они не болели; заботиться о здоровых и ради благоприличного поведения!” (Наставления,(4)).
Ценности, которые изложены в Сборнике, одинаково относятся как к христианским, так и к общечеловеческим. Лексикограф Эроциан, живший при Нероне (I век), рекомендовал изучение Гиппократа всем людям интеллигентных профессий, а не только будущим врачам, ставя его наравне с Гомером, Демокритом, Геродотом, Фукидидом.
Джон Уильям Уотерхауз. Больной ребенок, принесенный в замок Эскулапа
Медицину в античном мире изучали не только ради ремесла, но и для общего образования, при этом, несомненно, имело место влияние на читателя этических и нравственных норм, отраженных в сочинениях Гиппократового корпуса, ведь слова его расценивались современниками как “глас бога”.
Эти этические положения, порой удивляющие современных людей своим радикализмом, разделяли многие врачи античности. В Древней Греции существовала целая традиция безмездного врачевания, например, врачи Диодор с Самоса, Фидий из Афин, Никандр с Делоса, Полигнот с Кеоса, Менокрит с Карпафа, Дамиад из Гифия помогали бедным жителям собственными средствами, отказывались от платы за свои услуги в период эпидемий. Были они известны и последующим поколениям врачей.
В период кризиса в области духовной жизни древних народов, ставшего особенно заметным в III веке н.э., врачам было трудно найти нравственное обоснование своей деятельности.
Философские и этические учения греко-римского мира не сумели создать концепцию, которая внушала бы надежду людям. Даже стоицизм провозглашал лишь, что награда добродетели – в самой добродетели.
Великий неоплатоник Плотин относил медицину (как и земледелие) к искусствам, помогающим природе (Эннеада,V,9,11), но стоило ли помогать человеческой природе, заболевшей телесностью вообще? Сердце и опыт говорили – да, безусловно, но разуму согласиться с этим было сложнее. В философии того времени прочно установилось положение, провозглашенное еще Платоном в “Кратиле”: “soma-sema” (тело – темница).
Гнушение телесностью, свойственное для неоплатоников, не давало возможности врачам поздней античности для обоснования собственной профессии – если человек желал быть именно «врачом-философом», он не мог найти оправдания исцелению телесности – могилу и темницу не надо врачевать. У стоиков люди, желавшие излечивать болезни, тоже не находили необходимой поддержки: “Поздние стоики первых двух веков нашей эры удивляют чувством чрезвычайной слабости человеческой личности, ее полного ничтожества, ее безвыходности, ее неимоверной покорности судьбе”, пишет А.Ф. Лосев.
Вместо высокого знания “episteme”, укоренненного в философии, подтверждаемой всем образом жизни, оставалось лишь врачебное искусство, низводимое к мастерству горшечника – “tehne iatrike”, цель которого – заработок. Опуститься до давно язвительно описанных Аристофаном в “Облаках” в “ученых, и врачей, и гадателей, франтов в кудрях, с перстеньками на крашеных пальцах, голосистых искусников в скучных хорах, описателей высей надзвездных…бездельников праздных” желали не все.
Хотя медицина была сначала отдана в Римской империи рабам-грекам (servus medicus), а затем вольноотпущенникам, то есть людям, заинтересованным в денежном доходе, среди врачебной интеллигенции было много людей, которые желали излечивать не ради гонораров.
Присутствовал, таким образом, своеобразный кризис профессии врача.
Врачи обращались в христианство для разрешения создавшегося в их мировоззрении кризиса, который пусть и не был сводим до конца к исключительно профессиональному, но был тесно с ним соединен. Не следует забывать, что во все времена “врач” является не столько профессией, сколько целожизненным служением.
Святой мученик и философ Иустин писал:
«Что такое человек, как не животное разумное, состоящее из души и тела? Разве душа сама по себе есть человек? Нет, она душа человека. А тело разве может быть названо человеком? Нет, оно называется телом человека, но только существо, состоящее из соединений той и другого, называется человеком, а Бог человека призвал к жизни и воскресению: то Он призвал не часть, но целое, т.е. душу и тело».
Неудивительно, что из врачей-христиан образовалась самая большая группа святых с указанием профессиональной принадлежности. Фигура Пеона-врача не случайна среди учеников философа Иустина.
Для него, безусловно, ответом на религиозные и философские искания стали и другие слова его учителя:
«Пища эта у нас называется Евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением во оставление грехов и в возрождение, и живет так, как заповедал Христос. Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье, но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть – как мы научены – Плоть и Кровь того воплотившегося Иисуса. ( св. Иустин Философ, «Первая апология»)
Да, пришедший Христос , Который есть Логос, и «Логос называется Богом, и есть, и будет Бог» (Диал. 58) спасает всего человека, спасает Своею Плотью и Кровью – нашу плоть и кровь. И возвещая Его смерть, исповедуя Его воскресение христиане совершали свое свидетельство – они умирали, для того, чтобы было видно – они живы, и Христос – воскрес.
Врач Пеон, о котором так мало известно, кроме его имени, как раз и означающего «врач» по-гречески. Ни места рождения его, ни медицинских трудов, ни судьбы не сохранила история, стал рядом с мучеником и философом Иустином, свидетелем Воскресения и своими друзьями и соучениками Иустином, Харитоном, Эвелпистом, Иераксом и Либерианом.
Он соединил в себе как тайну мучеников Ранней Церкви, так и бескомпромиссность античных философов, ищущих истину. Не случайно именем «Пеон» или «Пеан» у Гомера назван некий божественный врачеватель богов…
Ничего удивительного – еще Гиппократ писал, что “врач-философ подобен богу”.
А возлюбленный ученик Христов воскликнул: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2).
Читайте также:
www.pravmir.ru
Боги покровители врачевания
Боги покровители врачевания в странах Древнего мира
Введение
Медицинская деятельность, врачевание возникли с появлением первого человека, в глубочайшей древности.
Первобытная медицина на протяжении сотен тысяч лет накопила немало верных наблюдений применения средств и приемов лечения. Вместе с тем, в первобытнообщинном строе складывались представления о болезнях и здоровье человека.
Беспомощность человека перед силами природы и фантастические представления о мире привели к фетишизму - возвеличению предметов и явлений природы, которые, позднее в представлениях людей стали иметь своих "духов" - сверхъестественных существ. Так возник анимизм, который перерос в сложные религиозные системы с ангелами, богами, демонами и т.п.
Складывалась система "лечения" больных путем борьбы, изгнания из тела больного человека вредного духа или беса или, наоборот, пытались задобрить, а иногда и обмануть злого духа.
Так, ребенка, могущего заболеть, переодевали, меняли его имя или прятали, чтобы болезнь, злой дух, "ошибся" при его посещении.
Наряду со злыми духами, в представлениях людей были и добрые духи, которые отгоняли злых духов и защищали человека от многих неприятностей.
Религия сохранила до наших дней эти пережитки древней медицинской "демонологии" в виде различных амулетов, обрядов или заклинаний.
К сохранению здоровья "причастны" и мифические боги. Представление о богах как о существах сверхчеловеческих, наделённых способностями, несравненными с человеческими, возникает в ходе исторического развития. Понятие человекобога или человеческого существа, наделённого божественными или сверхъестественными способностями, по существу принадлежат раннему периоду истории религии, тому периоду, когда боги и люди продолжали рассматриваться как существа во многом одного и того же порядка и не были ещё разделены непроходимой пропастью, которая разверзается между ними в сознании позднейших поколений.
Обзор мифологий и религий стран Древнего мира
Месопотамия.
По всей видимости, Месопотамия – родина древнейших из известных цивилизаций, восходящих к 5000 до н.э. Хотя Геродот утверждает, что среди вавилонян не было врачей, это не соответствует многочисленным археологическим данным, свидетельствующим о том, что шумеро-аккадская цивилизация, которая предшествовала в Месопотамии цивилизациям Ассирии и Вавилона, обладала довольно развитой медициной. Найденная печать шумерского врача датируется 3000 до н.э., так что шумерская медицина, вероятно, предшествовала египетской. Шумерские глиняные таблички сообщают о многих чудодейственных средствах; часть из них могла бы составить «глиняную книгу» по акушерству. Медицина по-прежнему была в основном магической, врачи назывались «асу» (шум. «a-zu», аккад. «a
u») – «ведающий водой», поскольку вода играла ключевую роль в заклинаниях. Однако нет никаких доказательств того, что деятельность целителя совпадала со жреческой.
Важную роль в ассиро-вавилонской цивилизации играла астрология, тесно связанная с прогностикой болезней. Диагноз же был более эмпирическим. Во всех табличках перед указанием лекарства от болезни кратко перечисляются ее симптомы.
Есть основания полагать, что врачи в ассиро-вавилонском обществе составляли особый социальный слой, отличный не только от жрецов, но также от ветеринаров и хирургов, занимавших более низкое положение. Медицинская деятельность регулировалась законом. В своде законов Хаммурапи, датируемом не позднее 1950-х годов до н.э., перечислены вознаграждения врачам и определены суровые наказания за неправильное лечение.
Египет
Около 5000 лет до нашей эры зародились в Египте приемы врачевания, появился миф о боге мудрости Тоте, который кроме других "обязанностей" исполнял и должность медицинского бога, изображался с головой птицы ибиса. Вероятно, это был самый древний бог врачевания. Тот считался автором 32 Герметических книг, 6 из которых посвящались медицине. Все они утрачены.
В Египте было особое почитание священной медицинской литературы. Пока врач придерживался правил, изложенных в Герметических книгах, никакое обвинение не могло его коснуться даже в случае смерти пациента. Но при любом отступлении от этих правил за гибель пациента врача карали смертью. Догматический характер египетской медицины проявлялся и в том, что несмотря на практику вскрытий и бальзамирования умерших, знания об анатомии и физиологии оставались на низком уровне. Это очевидное противоречие можно объяснить множеством табу, связанных с мертвыми, и тем, что бальзамированием занимались не врачи, а особые специалисты.
Богиня Исида (Изида) - египетская богиня здоровья, покровительница матерей и детей, богиня плодородия, олицетворение супружеской верности и материнства. Почиталась как мудрейшая богиня. Исида была самым почитаемым женским божеством. Согласно египетскому поверью, подлинное имя бога солнца Ра, неотделимое от его могущества, пребывало в его груди в прямом смысле слова, и Исида извлекла его оттуда с помощью хирургической операции и – вместе со всеми сверхъестественными способностями – пересадила его себе. Часто Исида изображалась со своим сыном младенцем Гором на руках (прототип богородицы с младенцем Иисусом).
Интересен миф о египетском боге, изображение которого имеется в виде глаза - "священный глаз Гора". Это также один из древних богов, культ которого появился около 4000 лет до нашей эры.
Следует также напомнить, что единственный и основной египетский бог медицины имел реальную предысторию, прежде чем стал богом. Это Имхотеп, по преданию родившийся в 2780 году до нашей эры.
Имеются многочисленные письмена, статуи, свидетельствующие об Имхотепе, как ученом, астрономе, архитекторе и враче, строителе пирамиды и заупокойного храма фараона Джосера в Сахаре, самой древней из египетских пирамид.
После смерти Имхотеп был провозглашен богом медицины как "Эскулап Египта". Покровитель ученых, врачей, писцов он изображался в виде человека с развернутым папирусом в руках. Его главный храм был в Мемфисе, где находилась и знаменитая медицинская школа.
Первый врач, имя которого занесено в историю, это египтянин Секхетьенанах (ок. 3000 до н.э.). Он «исцелил ноздри царя» и был почтен статуей с надписью об этом событии.
Палестина.
Древнееврейская медицина, вероятно, восходит к медицинской практике Вавилона и Египта, но в ней появляются и новые концепции, и новые способы лечения. Прежде всего, она отказывается от магического подхода. И болезнь, и здоровье посылаются единым Богом, болезнь – наказание за грех, а Бог – единственный целитель. Роли врача и жреца смешиваются, что не способствовало развитию врачебного профессионализма и специализации. В Библии упоминания о медицине редки, указанные там способы лечения исчерпываются наложением шин при переломах, мазями и повязками при ранах. С другой стороны, профилактика заболеваний и требования гигиены достигают высокого уровня. Ежедневные омовения, мытье рук перед принятием пищи, обязательные омовения для женщин после менструаций и родов входили в религиозные обряды. Солдаты должны были закапывать свои экскременты за лагерем специальной лопаткой, что указывает на высокой уровень санитарии. Были разработаны и особые законы о проказе (возможно, под нею подразумевалось несколько разных кожных заболеваний). Предписывалось изолировать больного, выстирать или сжечь его одежду и, говоря современным языком, дезинфицировать жилище. История о чуме среди филистимлян, упоминание крыс и описание бубонов (1 Цар 5:6, 6:3–11) показывают, что какая-то связь между крысами и чумой уже была отмечена.
Древние евреи были первым народом, заботившимся об общественном здравоохранении, и Библия может считаться первым учебником санитарии. Однако многие гигиенические предписания были частью религиозных обрядов, а не специальными гигиеническими мерами.
Персия
В древней Персии господствовала дуалистическая религия, и в бесконечной борьбе добра и зла боги-целители представляли, конечно, светлую и благую силу. Главным среди них был Митра. Сторонники культа Митры называли его Солнцем или, как они выражались, Всепобеждающим Солнцем. Он являлся богом дружбы, посредником между богами и людьми, милосердным к людям.
Медицина же происходила из садов Амертат, богини долголетия, где произрастали тысячи целебных растений. У древних персов не было анатомических знаний, а их отношение к болезни было основано на религии и магии. Медициной занимались исключительно служители бога Мазды, лечение состояло в очистительных церемониях, молитвах и ритуалах. В «Вендидад», шестой книге «Авесты», установлены наказания за врачебные ошибки и вознаграждения за лечение, а также описаны специальные испытания для тех, кто хотел бы приступить к этой профессиональной деятельности.
Индия
Индийская "наука жизни», Аюрведа, чья история насчитывает не одно тысячелетие, неотделима от философии индуизма. Как говорят древние легенды, сам творец Вселенной Брахма передал это знание покровителю врачевания - богу Индре. А уже в VI веке до нашей эры появились первые индийские медицинские трактаты. В Древней Индии не было принято, чтобы мыслитель излагал учение от своего имени, - он излагал его как полученное откровение или как свое понимание древних, авторитетных памятников, т. е. в лучшем случае мог претендовать на роль комментатора. Это относится и к медицинским сочинениям. “Они начинаются обычно с рассказа о происхождении Аюрведы, в которой сообщается, что творцом ее был Брахма и что эта отрасль знания появилась в мире раньше человека. Брахма передал секреты врачевания богу Дакше (в “Ригведе” - покровитель различных дарований), от него они перешли к божественным близнецам—Ашвинам, потом - к могущественному Индре и, наконец, к мудрецу Бхаратвадже. Последний собрал мудрецов со всей Индии в гималайской обители и подробно изложил им “науку о человеческих болезнях и методах их лечения для долгой и не омраченной страданиями жизни”. Авторы трактатов, видимо, вполне сознательно возводили зарождение своей науки к богам, характерно, однако, что практическую медицину, по их сообщению, на землю принес не бог, а мудрец.