Хозяйство и социально-экономические отношения Древнего Китая. Налоги древнего китая
Возникновение налогов в Древнем Китае Выполнила Дильдина Лена
Возникновение налогов в Древнем Китае Выполнила: Дильдина Лена
Первое упоминание о налогах в Древнем Мире Точный момент возникновения налогов как экономического явления науке установить пока не удалось. Первые появившиеся налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости (войны, крупные ирригационные и общественные стройки) в натуральной форме (продовольствием для чиновников и армии, строительными материалами, рабочей силой).
• Мудрость налоговой политики Китая уходит к Конфуцию (500 век до н. э. ). Он заложил основу философии налогообложения, которая доминировала более 2000 лет. • Конфуцианство определило идеальную налоговую систему: 10 -процентный налог, как и библейская десятина или римская decuma. • В Китае уже в Vв. до н. э. взималась натуральная подушная подать.
• Менкиус (Meng-tse – 372 – 289 до н. э. ) был вторым после Конфуция мудрецом. В его книге есть много историй о налогах, которые подтверждали правоту Конфуция.
• 1) собирай налоги с чистой прибыли, а не с валовой продукции, • 2) если есть налог на землю, не устанавливай налог с производства, тогда все купцы мира будут рады владеть акциями на твоем рынке, • 3) если в портах есть проверка, но нет налогов, все путешественники мира будут рады приезду в вашу страну» , • 4) в случае фермерских рабочих, если ты не облагаешь их налогами, тогда все рабочие мира будут рады работать на ваших полях, • 5) если жилища рабочих не облагаются подушным налогом, каждый в мире захочет стать вашим подданным» .
• Менкиус разработал систему налогообложения для крестьян. Она основывалась на справедливом распределении земли. 10% должно быть за государством. • Император Shih Huang-ti в 221 – 207 гг. до н. э. был ярым сторонником строительства великой китайской стены. Для этой стройки он увеличил налоги с 10% до 50% и в качестве налога на рабочую силу заставлял людей работать на строительстве Стены. Случилось налоговое восстание – и император ушел. • После разрушительного правления первого императора, пришло время Ching Ti (157 – 144 до н. э. ). Этот император был сторонником принципа laisser faire. Налоги при нем были сокращены до 3%. Его закрома были переполнены, и основной проблемой была порча запасов.
present5.com
Экономическая мысль Древнего Востока. Древний Китай — Мегаобучалка
В странах Древнего Востока, являвшихся обществами азиатского способа производства, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией. Поэтому в письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации нарождавшихся товарно-денежных отношении.
Одним из древнейших центров человеческой цивилизации был регион Месопотамии, где во II тысячелетии до нашей эры возникло могущественное Вавилонское царство, достигшее своего расцвета в период правления царя Хаммурапи (ХУIII в.до н.э.). При нем был разработан сборник законов, известный под названием "Кодекса Хаммурапи", являющийся ценным источником, дающим представление об экономической мысли той эпохи. В этом своде законов была изложена система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных отношений, а также на всестороннее укрепление экономической власти государства. В частности, он содержал статьи, защищавшие собственность граждан Вавилона, а также регламентирующие отношения аренды, найма рабочей силы, ростовщичества и долгового рабства.
Выдающимся письменным памятником, характеризующим состояние хозяйства и экономическую жизнь Древней Индии в IV-III вв., является знаменитый трактат "Артхашастра". В переводе с языка санскрит это название означает науку о материальной выгоде под которой понималось пополнение государственной казны. В этом, утверждается в трактате, состоит главная цель экономической политики государства. Основным источником государственных доходов в трактате называются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной казны признается также торговля, которая рассматривалась как объект государственной регламентации. В частности, фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась "справедливая" рыночная цена. В целом, "артхашастра" характеризует довольно высокий уровень общественного развития Древней Индии и характерные черты экономической мысли в этой стране.
В Древнем Китае основные течения общественной жизни оформились в IV-III вв. до н.э. Своеобразие экономической мысли древнекитайского общества этого периода наиболее полно отразилось в коллективном трактате "Гуань-цзы", написанном в IV в. до н.э. Авторы этого трактата, руководствуясь желанием умножения богатства государства и удовлетворения потребностей его населения, уделяют большое внимание экономической политики государства, высказываются за регулярное влияние ее на хозяйственную жизнь страны. С этой целью они разработали систему государственного регулирования экономики, которая включала такие меры как регламентация труда земледельцев, ремесленников и торговцев, "усиление земледелия" путем более равномерного распределения земельных участков, определения их плодородия, установления налогообложения с учетом качества земли, предоставления крестьянам кредитов и т.д. Большое значение авторы трактата придавали использованию государством товарно-денежных отношений в целях регулирования экономики. Они сформулировали принцип "уравновешивания хозяйства" путем создания государственных зерновых фондов в целях стабилизации цен на хлеб. Рассматривались в трактате и вопросы налогообложения и денежного обращения. В целом, трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая.
Из памятников общественно-экономической мысли Древнего Китая наибольший интерес представляют две главные школы китайской государственной мудрости - конфуцианство и школа “законников”. Конфуций (Кун-цзы, ок. 551-479 до н.э.), в форме бесед с учениками изложил основы подхода, который сейчас называется просвещенным патернализмом.
Систему отношений в государстве Конфуций уподоблял патриархальной большесемейной сельской общине: правитель - “отец”, чиновники - “старшие братья” народа. Они должны быть “благородными мужами”, воплощать “добродетели” и уметь так использовать трудовой люд, чтобы тот не гневался и следовал за властями подобно траве, которая наклоняется, куда дует ветер.
Из почитания “старших” по возрасту и положению в обществе Конфуций выводил обязательность изучения мудрости предков, уважение к традициям и церемониям, а в задачи чиновников включал не только наставление народа, но и увещевание правителя, решения которого должны соответствовать “воле Неба”. Власти должны заботиться о равномерном распределении богатства в обществе: тогда не будет бедности, в стране воцарится согласие, а народ будет многочислен.
Основатель школы законников Шан Ян (390-338 до н.э.) и его последователи противопоставили свои взгляды конфуцианству. Они связывали процветание государства исключительно с земледелием и войной. Законники настаивали на праве государя управлять согласно новым писаным законам, рекомендовали уничтожить почитание старых обычаев, книги и музыку, вести активную политику “возвращения к земле” - резко повысить проездные пошлины на заставах, чтобы торговцы терпели убытки и бросали свое занятие, возвращаясь на рисовые поля.
Объединитель Китая (221 г. до н.э.) кровавый деспот Цинь казнил конфуцианских мудрецов, которые не выполнили его требования - дать эликсир бессмертия, а в качестве идейной основы власти предпочел учение Шан Яна. Но империя Цинь просуществовала недолго: ее свергло народное восстание, приведшее к власти династию Хань (“хань” - до сих пор самоназвание китайцев). Империя Хань приняла конфуцианство как государственную религию, основанную на едином своде ритуальных норм (“китайские церемонии”), стянувших как обруч китайское общество сверху донизу. За управлением государства в соответствии с нормами должны были следить чиновники, отбираемые в ходе конкурсных экзаменов на лучшее знание древней мудрости - мандарины. В рамках древней мудрости существовали и экономические предписания.
megaobuchalka.ru
Древний мир. Страны и племена. Китай. Китай в период Восточного Чжоу. Введение земельного налога. Разрушение "колодезной системы" общинного землевладения.
Китай в период
Восточного Чжоу
Введение земельного налога. Разрушение
"колодезной системы" общинного
землевладения
Многочисленные войны, которые
велись в период Восточного Чжоу,
требовали значительных расходов.
Система общественных, казенных полей, не
отвечала обстановке бесконечных войн и
не могла применяться как раньше.
Происходит разрушение системы “колодезных
полей”. Этот процесс наиболее полное
развитие получил в период Чжаньго (“воюющих
царств”). Характерным примером
изменения налоговой системы, а
следовательно, и системы земельной
собственности является царство Лу.
Здесь в 594 г. до н. э. впервые
был введен земельный налог, взимавшийся
с единицы земельной площади — му.
Обработка общественных полей
земледельцами заменялась уплатой ими
налога со всей земли в пользу правителя
царства или сановников. Разделение
земель на частные (“сы тянь”) и
общественные — (“гун тянь”) утратило
свое значение. При старой системе
землевладелец мог получать урожай
зерновых только с общественных полей. С
введением поземельного налога
землевладельца не интересует, какова
площадь земли, обрабатываемой данным
земледельцем, и тем более, кто этот
земледелец. Он только требует с
земледельца налог с каждого му. Для
рабовладельческой аристократии
введение земельного налога в условиях,
когда война могла начаться в любое время,
было выгодным. Ранее, обрабатывая
общественные поля, земледельцы
одновременно не могли отбывать воинскую
повинность. Теперь система поземельного
обложения позволяла компенсировать
расходы на войну и под рукой всегда
иметь войско. При старой системе каждый
земледелец делал одинаковые по размеру
воинские поставки и нес одинаковые
воинские повинности. При новой системе
поставки и повинности взимались с
единицы пахотной земли. Введение
земельного налога привело к открытой
концентрации земель: одни захватывали
землю, другие ее теряли навсегда.
Произошло резкое усиление расслоения на
бедных и богатых.
При существовании старой
системы общественных полей
землевладельцы, обеспечивая себе доход
с них, вынуждены были считаться при
ведении военных действий с
сельскохозяйственными сезонами. После
введения земельного налога
землевладельцы рассматривали войны, с
одной стороны, а повинности и налоги — с
другой, как независимые друг от друга.
Иньские изделия из бронзы и кости
Процесс введения земельного
налога носил наступательный характер.
Даже в царстве Лу он был введен сначала
во владениях одной семьи военачальника
и только в 537 г. до н. э., т. е. через
пятьдесят четыре года после объявления
о нем указа, он был распространен на всю
территорию царства Лу. Во многих
соседних с Лу государствах применение
этого закона вызвало первоначально
недовольство населения. В результате
того, что положение в разных царствах
Восточного Чжоу было неодинаково,
процесс разрушения “ колодезной
системы” общинного землевладения и
замена ее на новую
частнособственническую систему
продолжался до IV в. до н. э.
Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0
ancient.gerodot.ru
Хозяйство и социально-экономические отношения Древнего Китая
Образование государства и развитие экономики. Горы Тибета, огромная мертвая пустыня Гоби и бесчисленные кочевые народы и племена, которые широкой полосой окружали Китай, надежно изолировали древних китайцев от остального цивилизованного мира. Вырваться из этого окружения китайцы сумели лишь в конце своей древней истории.
Территория Китая делилась на две части: Западную, 86% площади которой составляли горы и надгір'я, и Восточную - ее называли Великой Китайской равнине, что и определяло особенности развития этих регионов. Кроме названных особенностей, в отличие от других "ирригационных государств Древнего Востока, в Китае ирригационное земледелие стали практиковать через тысячелетия после построения цивилизованного общества. В нем не было автономных городов и крупных храмовых хозяйств и их атрибутов - общественно-храмовых общин. Социально-экономическая жизнь Китая властно контролировал государственный аппарат. Оно развивалось под влиянием оригинальных идеологических систем, было мобильным, поскольку строилось на клановой основе. Между кланами не существовало непреодолимых социальных препятствий, переход из одной социальной группы в другую осуществлялся автоматически. Если в Индии общественно-политическая активность населения была почти нулевой, то в Китае, воспитанному на конфуцианской идеи, согласно которой каждый сам является кузнецом своего счастья, - наоборот, очень высокой.
Жители первого государства Шань-Инь (XVIII в. до н. э.) селились преимущественно в поймах рек. Они способствовали земледельческом культа туземных неолитических племен, научились отводить с полей избыток воды, выращивали просо, чумизу, а также разнообразные садово-огородные культуры. Их земледелие не было іригаційним, а базировалось на половодном и атмосферном орошении земельных участков. Население Шань-Инь занималось также животноводством. Именно шань-іньці начали знаменитое китайское шелководство. Они отлично освоили также бронзовую металлургию, занимались гончарством, деревообработкой и строительством, резьбой по кости и камню, другими ремеслами. Здесь наладилась обменная торговля. Торговым эквивалентом служили раковины каури и их бронзовые имитации, зерно, кожа, шелк. В этот период в обществе происходит имущественное и социальное расслоение.
В шань-іньському Китае существовало общинне землевладения с системой взаимопомощи и круговой поруки, причем общинные земли предоставляли в индивидуальное пользование отдельным семьям. Общественные поля обрабатывали коллективно государственным инвентарем все общинники (в форме государственной повинности) или приписаны к этой земли крестьяне. На то время уже выделялись богатые и знатные семьи. Шаньіньський ван (обладатель) уже отделял себя от народа, хотя власть его еще оставалась номинальной.
После упадка государства Шань-Инь на ее месте возродилась государство Западное Чжоу (XII-VIII вв. до н. э.). Основой деятельности ее жителей было земледелие, причем населения уже овладело севооборот, систему яровых и озимых культур. Жители Чжоу также занимались огородничеством, а из технических культур выращивали коноплю, тутовое дерево, каштан. Немало внимания они уделяли также животноводству, особенно коневодству. Молочное животноводство в Китае, в отличие от Индии, почти не развивалось.
Население Чжоу значительно лучше освоило металлургию, особенно в области литья. Важную роль в его хозяйстве играла торговля, которую контролировала государство. В чжоуських городах шумели базары, на которых за качеством товаров и ценами присматривали специальные чиновники.
Китай был классическим обществом - несколько объединенных семей имели общий храм предков, храмовую землю, вместе вели хозяйство. Коллективное имущество клана (поля и угодья, водоемы, леса, сады, хозяйственные здания и т.п.) не подлежали разделения и продажи.
Социальное неравенство в чжоуському Китае оформилась в систему наследственных рангов, которая окончательно сложилась в X-IX вв. до н. э. Их было пять: ван - царь; чжухоу - все хоу, наделенные княжескими титулами "гун", " хоу", "ибо" и др.; дафу - начальники кланов; ши - мелкая китайская знать; шужень - простонародье, рядовые члены патриархальной семьи, которые своим трудом кормили и одевали чжоуське общество. Социальная структура общества должна была иерархический характер земельной собственности. Ван предоставлял аристократам чжухоу имения в наследственное владение. Чжухоу обеспечивали землей дафу и др. Итак, земля в Китае не принадлежала кому одном, право собственности на нее дробилось между различными общественными слоями, система пользования землей базировалась на условном землепользовании.
По мере развития древнекитайской государства более четко формировался правительственный аппарат. Во главе этого аппарата стоял помощник вана. Ему подчинялись три чиновники, в ведении которых были три главные ведомства: 1) надзор за хозяйственной жизнью страны; 2) руководство войском; 3) руководство всем земельным фондом и іригаційною системой страны. Позже возникли другие ведомства, которые руководили судами, царским дворцом и поместьями и, наконец, ведомство, которое осуществляло организацию религиозного культа. Каждое из ведомств мало штаты своих чиновников на местах.
Между китайскими рангами не было глухой стены, переход из одного ранга в другой осуществлялся автоматически благодаря оригинальной системе рангоуспадкування. Родительский ранг в Китае наследовали только старшие сыновья, другие дети должны быть рангом ниже.
Важные социально-экономические сдвиги в Китае произошли в период Восточного Чжоу (VIII-III вв. до н. э.) (Восточное, Западное - употребляется в зависимости от перемещения столицы государства на восток, запад). Была расчищена под пашню большие лесные массивы и осуществлен переход к ирригационного земледелия. В III в. до н. э. построено три крупные ирригационные системы, настолько совершенны, что они служат китайцам до сих пор. Благодаря ирригации, а также появлению частной собственности на землю и земельного налога производительность китайского земледелия очень возросла, что способствовало общему экономическому процветанию страны. Изменился характер китайского животноводства, животных уже разводили не для жертвоприношения в храмах, а как тягловую силу. Развитие ремесел и торговли укреплял торговые связи между регионами. Началось активное развитие городов.
Вследствие такой аграрной политики (наследственная собственность, переход в собственность целинной земли, введение земельного налога и т.д.) ускорилось имущественное и социальное расслоение крестьянства. Однако налогообложения не привело к превращению общинного земельного фонда в царскую собственность, а крестьян - в царских подневольных людей. Сельская община с ее органами самоуправления отстояла свои автономные права.
Значительная часть крестьян, не желая платить высокие налоги (иногда они достигали 2/3 урожая), шла в более прибыльную торговлю. В общественном производстве возросла доля рабского труда. Долговое рабство в Китае иудейская мораль осуждала. Поэтому рабы - это в основном военнопленные и преступники. Рабов также покупали, меняли. Например, есть запись об обмене пяти рабов на коня и свиток шелка.
Реформы Шан Яна и его последователей. Формированию внутреннего рынка препятствовали многочисленные таможни. В IV в. до н. э. проведены реформы Шан Яна, которые ускорили объективный процесс разрушения земледельческой общины, узаконили частную собственность на землю. Они заменили налог с урожая земельным налогом, что обеспечивало устойчивое прибыль государству. Было ликвидировано систему наследственных рангов, семейное имущество распределено между всеми детьми. Рангах предоставлялись царем за заслуги перед государством. Разделением царства на уезды, которыми руководили царские чиновники, а уездов на пятерки и десятки, связанные круговой порукой, Шан Ян разрушил систему наследственных владений чжухоу. Это укрепило власть царя и существенно усилило государство.
Продолжил эти реформы первый император Цинь Шіхуан (ди). Он разделил империю на 36 округов, а сами округа - на уезды, волости и тины (до тины входило около 10 семей). Со всей страны в столицу (г. Саньян) он переселил 120 тыс. аристократических семей, заменив их на местах своими чиновниками.
Чиновников наделяли административными, фискальными, судебными и полицейскими функциями, они контролировали друг друга, существенно ограничивали общинне самоуправления, хотя сама община как налоговая единица сохранилась. Цинь Шіхуан унифицировал государственную валюту, предложил единую систему мер и весов, разослал повсюду специальные эталоны, унифицировал китайское письмо. Он насильно выселил десятки тысяч крестьянских семей для поднятия целинных земель. По всей империи узаконили частную собственность на землю и заменили налог с урожая земельным налогом. Было составлено земельном кадастре. Верховным собственником земли и распределителем воды для орошения полей стал царь. Он также монополизировал производство и сбыт соли и железа, контролировал цены на зерно. Именно в этот период было построено "дольше всего кладбище в мире" - великую китайскую стену. ее длина 3400 км, ширина стены 5 м, а высота до 12 м. В стену встроен 25 тыс. башен.
Интенсивно прокладывали пути сообщения. Таких масштабов строительства дорог, как в Китае, не знала ни одно государство Древнего мира. Если в конце III в. до н. э. общая протяженность государственных дорог составляла примерно 6500 км, то к 200 г. н. э. она выросла до 32 тыс. км. Дорожное строительство дополнялось строительством ирригационных сооружений. Их строили не только для орошения и защиты от паводков, но и как транспортные магистрали. Уже в V в. до н. э. реки Хуанхэ и Янцзы было соединено каналом длиной более 400 км. В III в. до н. э. прокопаны через горную преграду двохсоткілометровий канал, который соединял север и юг страны. Он стал началом непрерывного водного пути протяженностью 2 тыс. км. В 70 г. н. э. начато строительство Большого канала. Он опоясал весь Восточный Китай, а его длина превысило 1700 км при ширине до 30 м и глубине до 9 м.
Вместе с тем социально-экономическое положение в стране оставалось сложным. Росли налоги (за период Цинь Шіхуан - в 20-30 раз), основная масса крестьян обнищала. Много крестьян покидало свои земельные наделы, которые доставались сельской верхушке, росло количество рабов. Увеличивались каторжные трудовые повинности на государство.
В период Западной и Восточной Хань (205 г. до н. э. - 220 г. н. э.) изменился государственный курс. Император даровал свободу тем, кто продал себя в рабство, в 20 раз уменьшил размеры земельного налога, подарил народу заповедные леса, парки и водоемы цинского дома. Было отменено кровавое цінське законодательство. Именно в эпоху династии Хань впервые сделана попытка заменить металлические деньги казначейскими билетами. В период опустошения казны в результате войн император У Ди стал выпускать денежные знаки из шкуры редкого белого оленя в виде квадратов с рисунком. Каждый квадрат приравнивался к 400 тыс. медных монет. Позже эту идею было возрождено в Китае примерно в 800 г. н. э., когда здесь стали печатать денежные знаки из бумаги. Для сравнения можно отметить, что в Европе первые бумажные деньги появились в 1601 г. в Швеции.
Для ослабления семейственности и коррупции было введено составления конкурсного экзамена на чиновничью должность. Были открыты первые китайские "университеты". С прокладыванием коридора из Китая в далекие западные страны (104 г. до н. э. войском В Ди), который впоследствии получил название Великого шелкового пути, активизировалась торговля. Этой торговой артерией китайцы доставляли на Запад шелк, железо, никель, драгоценные металлы, ремесленные изделия, а на родину - лошадей, шерстяные изделия, стекло. Благодаря Великому шелковому пути в Китае появились люцерна, виноград, гранат, шафран, орех. В i в. до н. э. в Китае стали выращивать чай. Сначала листья чая использовали как лекарство. Позже он стал самым популярным напитком на всех континентах, принося китайской казне большие доходы.
Именно китайцы в начале средневековья начали не только разводить устриц, но и разработали технологию получения искусственных жемчуга. Помещая в устрицу инородное тело, таким образом заставляли их создавать жемчуг. При этом получали жемчуг заданной формы. Да, позже, в 489 p., китайскому императору преподнесли искусственно выращенный жемчуг в форме Будды.
В Восточной Хань все больше крестьян отдавались под защиту "сильных домов", поэтому переставали быть земельными собственниками, в конце концов попадая в феодальную зависимость. Но нажитые спекуляцией и ростовщичеством вкладывали капиталы не в сферу производства, а в соревнования в расточительстве с царским домом. Экономика развивалась в направлении натурализации. В обществе нарастали антирыночные настроения, от правительства добивались свертывания, даже ликвидации, денежного обращения, на что он и ушел в начале III ст., "отменив" монету. Государственная казна обнищала. В 220 г. Китай распался на три независимых царства Вэй (на севере), Шу (на западе) и В (на юго-востоке и востоке). Страна вступила в средневековье разобщенной и запущенной.
Следовательно, в период Древнего Китая значительного развития достигли земледелие и ремесла. Это была единственная страна, где развивалось шелководство. В начале нашей эры для производства железа китайцы уже начали использовать мехи, которые приводили в действие водяными двигателями. Мастера изготавливали глиняные формы для литья металла. Мастерски изготовляли китайцы также лакированные изделия из дерева и шелка, которые считались предметами роскоши. Процветал в Китае рудный промысел, практиковалось вываривания соли в специальных котлах и извлечения ее из морской воды. Добывали не только руды металлов, но и угля. Уже во времена государства Хань в Китае были угольные шахты глубиной до 50 м, которые имели боковые штреки. Уголь использовали в мастерских, кузницах.
Кроме угля, как энергоноситель, китайцы первыми стали использовать природный газ в производстве соли. С целью безопасности газ смешивали с воздухом и использовали как топливо для выпаривания соляного рассола. Уже в 500 г. до н.э. китайцы вели буровые работы в поисках подземных соляных растворов, а в IV в. н. э. - с поиска и добычи газа. Его использовали также для отопления, доставляя через бамбуковые трубопроводы на расстояние "дня хода от колодца".
Изобретение технологии получения шелковых нитей в Китае дал толчок к резкому повышению уровня ткачества. Тонкая шелковая нить потребовала изменений в технологии ткацкого дела. Китайские мастера изобрели ткацкий станок, который работал с помощью водяного колеса и мог одновременно ткать 32 нити. К X в. до н. э. китайский шелк начал поступать в страны Запада и в Египетского. Китай стал мировым шелковым монополистом, поскольку держал в тайне технологию производства шелковых нитей и ткачество. Только в средние века удалось контрабандным путем вывезти в Византию гусениц тутового шелкопряда. Китайцы были также первыми в изготовлении ткани из асбеста, которая не горела в огне. Ее использовали для изготовления фитилей к ламп.
Рост объема избыточного продукта способствовало развитию торговли, замене меновой торговли денежной. Как деньги в эпоху Шань сначала использовали завезенные из южных стран мугилі моллюска каури. Потом начали изготавливать металлические деньги.
В каждом городе были базары, строго распределены на кварталы по видам товаров. Государство регламентировало качество и цены товаров. За организацию и контроль работы рынков отвечали особые чиновники. Рыночная торговля оподаткувалася государственным собранием. Китайские караваны доставляли товары в Средней Азии, отсюда - к Сирии и Римской империи. На Востоке китайцы торговали с Кореей, государствами Индокитайского полуострова. В Китай завозили драгоценные металлы и камни, ковры, лошадей, верблюдов, медь, кораллы и др. Внешняя торговля была важным источником дохода как государственной казны, так и развитого прослойки купцов.
В Древнем Китае значительного уровня достигли естественно-научные знания. Китайцы изобрели "указатель юга" - компас. Во II в. н. э. Чжан Хэн изобрел глобус, который воспроизводил движение небесных тел, а также старейший в мире прототип сейсмографа. Древние китайцы пользовались водяным часам, изобрели порох, который сначала использовали исключительно для фейерверков. Они значительно раньше европейцев научились постоянно нагнетать воздух в плавильную печь для производства стали, изобрели тачку на колесе, веялку для зерна, цепной насос с лопатками или ковшами для поднятия земли или воды, руль для судна и т.д. Значительные достижения имели медицина, астрономия и другие науки. Однако общественно-экономическое развитие Китая был слишком сложным и неоднозначным, с подъемами и спадами. Внутренний рынок был слишком слабым, больше развивалась внешняя торговля.