Жанр портрет в искусстве. Портрет как жанр изобразительного искусства. Самый древний портрет
МАНДИЛИОН - САМЫЙ ДРЕВНИЙ ПОРТРЕТ ХРИСТА
Подгоняемый попутным ветром парусник "Киликия" величественно вошел в Геную. Пришвартовавшись в старинной бухте в центре старого города и быстро закончив необходимые дела, мы поспешили в Армянский монастырь, о котором нам рассказал наш добрый друг аббат Элия - настоятель Армянского монастыря св. Лазаря Конгрегации мхитаристов в Венеции.
Мы долго не могли найти этот небольшой монастырь. Несколько раз проходили мимо и не замечали его в плотной застройке старинного города. Связались по телефону, и нас вышел встречать сам падре Адольфо, настоятель монастыря, с которым мы предварительно договорились о нашем приходе. Сдержанный, но в то же время очень любезный и полный уважения к собеседникам, после двух-трех дежурных вопросов он сразу же приступил к рассказу. И вот что он нам поведал.
АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВ. БАРТОЛОМЕО в Генуе был основан в 1308 году армянскими монахами, пришедшими сюда из Черных гор Южной Армении. Монастырь знаменит тем, что здесь вот уже семь веков хранится бесценная христианская реликвия – Мандилион - Святой Лик Иисуса Христа.
Традиционно считается, что это самое древнее изображение Иисуса Христа. Согласно легенде, когда Абгар, армянский царь Эдессы (Армянское Междуречье) заболел, для исцеления ему посоветовали повидать Иисуса Христа. Абгар не в состоянии был путешествовать и отправил к Иисусу своего придворного художника Анания, наказав ему нарисовать и привезти портрет Христа. По одной версии, Анании удалось сделать портрет. По другой, после нескольких неудачных попыток, Христос, заметив безуспешные старания художника и узнав о его цели, попросил принести воду, омыл лицо и приложил к нему полотно, на котором тут же запечатлелся Его образ. Это полотно Иисус и вручил Анании.
О царе Абгаре и его посольстве к Иисусу Христу рассказывает древнейшая легенда, которая восходит к первым векам христианской эры. Ее приводит в пример и первый историк Церкви Евсевий Кесарийский (первая половина IV в. н.э.), о нем говорит армянский историк Мовсес Хоренаци (конец V в.) и другие. Абгар был первым армянским царем, принявшим христианство. В 34 году н.э. он также построил и первую христианскую церковь в Эдессе. Святой Лик упоминается и в актах II Никейского собора. Падре Адольфо рассказал нам, что Святой Лик Христа из Эдессы был признан и почитаем как подлинный портрет Иисуса Христа, как матрица для всей христианской иконографии.
ИНТЕРЕСНА СУДЬБА ЭТОГО ПОРТРЕТА. После Распятия, Воскресения и Вознесения Христа Эдессу посетил святой Фаддей, один из семидесяти апостолов. Подробно рассказав о Христе Абгару, Фаддей крестил его, после чего Абгар был окончательно избавлен от своей болезни. Вместе с царем крестились вся его семья и домочадцы, позже были крещены и все жители Эдессы. Абгар приказал наложить полотно с изображением Христа на кедровую доску, украсил икону золотом, драгоценными камнями и установил в углубление в городской стене над входом в город, чтобы каждый входящий мог почтить святыню поклонением. Там же была сделана надпись: "Боже! Всякий уповающий на Тебя не постыдится". Льняное полотнище с изображением лика Христа продолжительное время хранилось в Эдессе как главная реликвия города.
В 944 году, во времена правления византийского императора Константина VII Багрянородного, Святой Образ был перевезен из Эдессы в Константинополь. В честь этого события был установлен литургический праздник, который отмечается 16 августа во всей византийской литургии. В 1362 году Святой лик был перевезен из Константинополя в Геную генуэзским капитаном, будущим дожем Генуи, Леонардо Монтальдо. Получил ли он реликвию в дар или запросил как благодарность за военную помощь, оказанную им византийскому императору Иоанну V Палеологу, остается тайной. В 1384 году Леонардо Монтальдо, уже будучи дожем Генуи, подарил Святой Образ Армянскому монастырю св. Бартоломео.
С тех пор Святая икона хранится в этом монастыре, являясь объектом культа у генуэзцев, и не только у них. В 1507 году, когда Генуя была захвачена королем Франции Людовиком XII, Святой Лик был похищен и увезен во Францию. Но спустя несколько месяцев генуэзцы выкупили Образ, и бесценная реликвия вернулась в Геную, в монастырь Св. Бартоломео. После этого случая, по словам падре, для иконы был изготовлен специальный сейф, который запирался на семь замков. Семь ключей были вручены семи самым уважаемым гражданам Генуи, которые раз в год открывали сейф, и Святой Лик выставлялся на всеобщее обозрение. Эта традиция просуществовала до 2002 года, когда было принято решение передать ключи монахам. С тех пор Святой Лик чаще видит свет, и не только по праздникам, но и в честь особых гостей, в качестве которых в тот день выступали мы.
Святой ликПортрет выполнен яичной темперой, что соответствует "портретам" времен Римской империи. Как показали исследования, изображение кое-где подправлялось. Под темперой - лен, он хорошо виден по краям: не исключена возможность, - продолжал падре, - что это именно тот лен, о котором говорит предание: т.е. лен, на котором самим Христом был запечатлен его нерукотворный образ - по легенде, он приложил полотно к лицу и материал сохранил его изображение. По другой версии, как уже было сказано, Анании действительно удалось нарисовать портрет Иисуса, и именно его мы и созерцаем.
ЛЕН НАКЛЕЕН НА КЕДРОВУЮ ДОСКУ, вставленную в свою очередь в деревянную раму и оклад из филигранного золота и серебра, сделанные в Константинополе. Доска-оригинал носит следы предыдущего украшения - вокруг лика Христа когда-то была цепочка из драгоценных камней, от которых сейчас остались только отверстия, куда они были вставлены. Другой важный элемент, который был обнаружен при экспертизе, это наличие остатков древних тканей, соответствующих той эпохе, персидского и арабского происхождения, сохранившихся на оборотной стороне деревянной рамы. Вероятнее всего, в них была завернута реликвия. На эти остатки материи позднее, уже в XV веке, была наклеена другая драгоценная ткань из серебряных нитей - лигурийская - с изображением граната. В Генуе помимо этой ткани Святому Лику был подарен очень ценный серебряный футляр (начало XVII века), в котором эта реликвия хранится и ныне. В начале XVIII века серебряный футляр был украшен драгоценными камнями, вставленными в подставку из золота и серебра, которая сейчас служит ему окладом. Мы успели вовремя. Через день Икона должна была быть отправлена в Кельн на выставку, приуроченную к визиту туда Папы Бенедикта XVI.
Армянский монастырь Cв. Бартоломео был основан армянскими монахами ордена cв. Бартоломео, однако к концу ХVII века армян среди братьев ордена не осталось. Все дело в том, что, в отличие от армянского ордена Мхитаристов в Венеции, которые с самого начала декларировали, что члены конгрегации должны быть армянами, монахи ордена св. Бартоломео такого условия не ставили. Это привело к тому, что через несколько веков после основания ордена армянские братья естественным образом просто заместились превосходящими их числом итальянцами. Но название "армянский" итальянцы в знак почтения сохранили и относятся к армянам с большим уважением. Падре показал нам бережно сохраняемые ими плиты с армянскими надписями.
Через два дня корабль уносил нас дальше, на юго-запад, рассекая форштевнем изумительно чистые синие воды Лигурийского моря. Отраженные от воды солнечные лучи невольно воскрешали в памяти Святой лик, который, казалось, теперь сопровождал нас в пути.
Карен БАЛАЯН, капитан парусника "Киликия"
russia-armenia.info
МАНДИЛИОН - САМЫЙ ДРЕВНИЙ ПОРТРЕТ ХРИСТА
Подгоняемый попутным ветром парусник "Киликия" величественно вошел в Геную. Пришвартовавшись в старинной бухте в центре старого города и быстро закончив необходимые дела, мы поспешили в Армянский монастырь, о котором нам рассказал наш добрый друг аббат Элия - настоятель Армянского монастыря св. Лазаря Конгрегации мхитаристов в Венеции.
Мы долго не могли найти этот небольшой монастырь. Несколько раз проходили мимо и не замечали его в плотной застройке старинного города. Связались по телефону, и нас вышел встречать сам падре Адольфо, настоятель монастыря, с которым мы предварительно договорились о нашем приходе. Сдержанный, но в то же время очень любезный и полный уважения к собеседникам, после двух-трех дежурных вопросов он сразу же приступил к рассказу. И вот что он нам поведал.
АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВ. БАРТОЛОМЕО в Генуе был основан в 1308 году армянскими монахами, пришедшими сюда из Черных гор Южной Армении. Монастырь знаменит тем, что здесь вот уже семь веков хранится бесценная христианская реликвия – Мандилион - Святой Лик Иисуса Христа.
Традиционно считается, что это самое древнее изображение Иисуса Христа. Согласно легенде, когда Абгар, армянский царь Эдессы (Армянское Междуречье) заболел, для исцеления ему посоветовали повидать Иисуса Христа. Абгар не в состоянии был путешествовать и отправил к Иисусу своего придворного художника Анания, наказав ему нарисовать и привезти портрет Христа. По одной версии, Анании удалось сделать портрет. По другой, после нескольких неудачных попыток, Христос, заметив безуспешные старания художника и узнав о его цели, попросил принести воду, омыл лицо и приложил к нему полотно, на котором тут же запечатлелся Его образ. Это полотно Иисус и вручил Анании.
О царе Абгаре и его посольстве к Иисусу Христу рассказывает древнейшая легенда, которая восходит к первым векам христианской эры. Ее приводит в пример и первый историк Церкви Евсевий Кесарийский (первая половина IV в. н.э.), о нем говорит армянский историк Мовсес Хоренаци (конец V в.) и другие. Абгар был первым армянским царем, принявшим христианство. В 34 году н.э. он также построил и первую христианскую церковь в Эдессе. Святой Лик упоминается и в актах II Никейского собора. Падре Адольфо рассказал нам, что Святой Лик Христа из Эдессы был признан и почитаем как подлинный портрет Иисуса Христа, как матрица для всей христианской иконографии.
ИНТЕРЕСНА СУДЬБА ЭТОГО ПОРТРЕТА. После Распятия, Воскресения и Вознесения Христа Эдессу посетил святой Фаддей, один из семидесяти апостолов. Подробно рассказав о Христе Абгару, Фаддей крестил его, после чего Абгар был окончательно избавлен от своей болезни. Вместе с царем крестились вся его семья и домочадцы, позже были крещены и все жители Эдессы. Абгар приказал наложить полотно с изображением Христа на кедровую доску, украсил икону золотом, драгоценными камнями и установил в углубление в городской стене над входом в город, чтобы каждый входящий мог почтить святыню поклонением. Там же была сделана надпись: "Боже! Всякий уповающий на Тебя не постыдится". Льняное полотнище с изображением лика Христа продолжительное время хранилось в Эдессе как главная реликвия города.
В 944 году, во времена правления византийского императора Константина VII Багрянородного, Святой Образ был перевезен из Эдессы в Константинополь. В честь этого события был установлен литургический праздник, который отмечается 16 августа во всей византийской литургии. В 1362 году Святой лик был перевезен из Константинополя в Геную генуэзским капитаном, будущим дожем Генуи, Леонардо Монтальдо. Получил ли он реликвию в дар или запросил как благодарность за военную помощь, оказанную им византийскому императору Иоанну V Палеологу, остается тайной. В 1384 году Леонардо Монтальдо, уже будучи дожем Генуи, подарил Святой Образ Армянскому монастырю св. Бартоломео.
С тех пор Святая икона хранится в этом монастыре, являясь объектом культа у генуэзцев, и не только у них. В 1507 году, когда Генуя была захвачена королем Франции Людовиком XII, Святой Лик был похищен и увезен во Францию. Но спустя несколько месяцев генуэзцы выкупили Образ, и бесценная реликвия вернулась в Геную, в монастырь Св. Бартоломео. После этого случая, по словам падре, для иконы был изготовлен специальный сейф, который запирался на семь замков. Семь ключей были вручены семи самым уважаемым гражданам Генуи, которые раз в год открывали сейф, и Святой Лик выставлялся на всеобщее обозрение. Эта традиция просуществовала до 2002 года, когда было принято решение передать ключи монахам. С тех пор Святой Лик чаще видит свет, и не только по праздникам, но и в честь особых гостей, в качестве которых в тот день выступали мы.
Портрет выполнен яичной темперой, что соответствует "портретам" времен Римской империи. Как показали исследования, изображение кое-где подправлялось. Под темперой - лен, он хорошо виден по краям: не исключена возможность, - продолжал падре, - что это именно тот лен, о котором говорит предание: т.е. лен, на котором самим Христом был запечатлен его нерукотворный образ - по легенде, он приложил полотно к лицу и материал сохранил его изображение. По другой версии, как уже было сказано, Анании действительно удалось нарисовать портрет Иисуса, и именно его мы и созерцаем.
ЛЕН НАКЛЕЕН НА КЕДРОВУЮ ДОСКУ, вставленную в свою очередь в деревянную раму и оклад из филигранного золота и серебра, сделанные в Константинополе. Доска-оригинал носит следы предыдущего украшения - вокруг лика Христа когда-то была цепочка из драгоценных камней, от которых сейчас остались только отверстия, куда они были вставлены. Другой важный элемент, который был обнаружен при экспертизе, это наличие остатков древних тканей, соответствующих той эпохе, персидского и арабского происхождения, сохранившихся на оборотной стороне деревянной рамы. Вероятнее всего, в них была завернута реликвия. На эти остатки материи позднее, уже в XV веке, была наклеена другая драгоценная ткань из серебряных нитей - лигурийская - с изображением граната. В Генуе помимо этой ткани Святому Лику был подарен очень ценный серебряный футляр (начало XVII века), в котором эта реликвия хранится и ныне. В начале XVIII века серебряный футляр был украшен драгоценными камнями, вставленными в подставку из золота и серебра, которая сейчас служит ему окладом. Мы успели вовремя. Через день Икона должна была быть отправлена в Кельн на выставку, приуроченную к визиту туда Папы Бенедикта XVI.
Армянский монастырь Cв. Бартоломео был основан армянскими монахами ордена cв. Бартоломео, однако к концу ХVII века армян среди братьев ордена не осталось. Все дело в том, что, в отличие от армянского ордена Мхитаристов в Венеции, которые с самого начала декларировали, что члены конгрегации должны быть армянами, монахи ордена св. Бартоломео такого условия не ставили. Это привело к тому, что через несколько веков после основания ордена армянские братья естественным образом просто заместились превосходящими их числом итальянцами. Но название "армянский" итальянцы в знак почтения сохранили и относятся к армянам с большим уважением. Падре показал нам бережно сохраняемые ими плиты с армянскими надписями.
Через два дня корабль уносил нас дальше, на юго-запад, рассекая форштевнем изумительно чистые синие воды Лигурийского моря. Отраженные от воды солнечные лучи невольно воскрешали в памяти Святой лик, который, казалось, теперь сопровождал нас в пути.
Карен БАЛАЯН, капитан парусника "Киликия"
mostga.am
Портрет, история портретного жанра
Портретная живопись и рисунок рассказывают о человеке, его красоте, характере и стремлениях. Художник-портретист имеет дело с характером человека, его сложной индивидуальностью. Чтобы разобраться в человеке, понять его сущность по внешнему виду-нужен большой жизненный и профессиональный опыт.От художника требуется глубокое знание изображаемого человека.Кроме индивидуальных черт изображаемого человека важно ещё передать те черты которые накладывает на него его профессиональная среда.
Портрет (фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.
Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре),портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.
По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли - портретные галереи.
Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. В наименования таких портретов обычно включаются слова "в виде" или "в образе" (например, Екатерина II в виде Минервы).
Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет - изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.
Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека.
Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто). Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.
В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи - Рембрандт, Ван-Рейн, Ф. Гальс, Ван-Дейк, Д. Веласкес - создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.
В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова).
Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов. Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции - яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П. Пикассо, А. Модильяни, А. Бурдель во Франции, В. Серов, М. Врубель, С. Коненков, М. Нестеров, П. Корин в России).
Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.
iren-art.ru
Мандилион - самый древний портрет Христа
Подгоняемый попутным ветром парусник "Киликия" величественно вошел в Геную. Пришвартовавшись в старинной бухте в центре старого города и быстро закончив необходимые дела, мы поспешили в Армянский монастырь, о котором нам рассказал наш добрый друг аббат Элия - настоятель Армянского монастыря св. Лазаря Конгрегации мхитаристов в Венеции.
Мы долго не могли найти этот небольшой монастырь. Несколько раз проходили мимо и не замечали его в плотной застройке старинного города. Связались по телефону, и нас вышел встречать сам падре Адольфо, настоятель монастыря, с которым мы предварительно договорились о нашем приходе. Сдержанный, но в то же время очень любезный и полный уважения к собеседникам, после двух-трех дежурных вопросов он сразу же приступил к рассказу. И вот что он нам поведал.
АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВ. БАРТОЛОМЕО в Генуе был основан в 1308 году армянскими монахами, пришедшими сюда из Черных гор Южной Армении. Монастырь знаменит тем, что здесь вот уже семь веков хранится бесценная христианская реликвия – Мандилион - Святой Лик Иисуса Христа.
Традиционно считается, что это самое древнее изображение Иисуса Христа. Согласно легенде, когда Абгар, армянский царь Эдессы (Армянское Междуречье) заболел, для исцеления ему посоветовали повидать Иисуса Христа. Абгар не в состоянии был путешествовать и отправил к Иисусу своего придворного художника Анания, наказав ему нарисовать и привезти портрет Христа. По одной версии, Анании удалось сделать портрет. По другой, после нескольких неудачных попыток, Христос, заметив безуспешные старания художника и узнав о его цели, попросил принести воду, омыл лицо и приложил к нему полотно, на котором тут же запечатлелся Его образ. Это полотно Иисус и вручил Анании.
О царе Абгаре и его посольстве к Иисусу Христу рассказывает древнейшая легенда, которая восходит к первым векам христианской эры. Ее приводит в пример и первый историк Церкви Евсевий Кесарийский (первая половина IV в. н.э.), о нем говорит армянский историк Мовсес Хоренаци (конец V в.) и другие. Абгар был первым армянским царем, принявшим христианство. В 34 году н.э. он также построил и первую христианскую церковь в Эдессе. Святой Лик упоминается и в актах II Никейского собора. Падре Адольфо рассказал нам, что Святой Лик Христа из Эдессы был признан и почитаем как подлинный портрет Иисуса Христа, как матрица для всей христианской иконографии.
ИНТЕРЕСНА СУДЬБА ЭТОГО ПОРТРЕТА. После Распятия, Воскресения и Вознесения Христа Эдессу посетил святой Фаддей, один из семидесяти апостолов. Подробно рассказав о Христе Абгару, Фаддей крестил его, после чего Абгар был окончательно избавлен от своей болезни. Вместе с царем крестились вся его семья и домочадцы, позже были крещены и все жители Эдессы. Абгар приказал наложить полотно с изображением Христа на кедровую доску, украсил икону золотом, драгоценными камнями и установил в углубление в городской стене над входом в город, чтобы каждый входящий мог почтить святыню поклонением. Там же была сделана надпись: "Боже! Всякий уповающий на Тебя не постыдится". Льняное полотнище с изображением лика Христа продолжительное время хранилось в Эдессе как главная реликвия города.
В 944 году, во времена правления византийского императора Константина VII Багрянородного, Святой Образ был перевезен из Эдессы в Константинополь. В честь этого события был установлен литургический праздник, который отмечается 16 августа во всей византийской литургии. В 1362 году Святой лик был перевезен из Константинополя в Геную генуэзским капитаном, будущим дожем Генуи, Леонардо Монтальдо. Получил ли он реликвию в дар или запросил как благодарность за военную помощь, оказанную им византийскому императору Иоанну V Палеологу, остается тайной. В 1384 году Леонардо Монтальдо, уже будучи дожем Генуи, подарил Святой Образ Армянскому монастырю св. Бартоломео.
С тех пор Святая икона хранится в этом монастыре, являясь объектом культа у генуэзцев, и не только у них. В 1507 году, когда Генуя была захвачена королем Франции Людовиком XII, Святой Лик был похищен и увезен во Францию. Но спустя несколько месяцев генуэзцы выкупили Образ, и бесценная реликвия вернулась в Геную, в монастырь Св. Бартоломео. После этого случая, по словам падре, для иконы был изготовлен специальный сейф, который запирался на семь замков. Семь ключей были вручены семи самым уважаемым гражданам Генуи, которые раз в год открывали сейф, и Святой Лик выставлялся на всеобщее обозрение. Эта традиция просуществовала до 2002 года, когда было принято решение передать ключи монахам. С тех пор Святой Лик чаще видит свет, и не только по праздникам, но и в честь особых гостей, в качестве которых в тот день выступали мы.
Портрет выполнен яичной темперой, что соответствует "портретам" времен Римской империи. Как показали исследования, изображение кое-где подправлялось. Под темперой - лен, он хорошо виден по краям: не исключена возможность, - продолжал падре, - что это именно тот лен, о котором говорит предание: т.е. лен, на котором самим Христом был запечатлен его нерукотворный образ - по легенде, он приложил полотно к лицу и материал сохранил его изображение. По другой версии, как уже было сказано, Анании действительно удалось нарисовать портрет Иисуса, и именно его мы и созерцаем.
ЛЕН НАКЛЕЕН НА КЕДРОВУЮ ДОСКУ, вставленную в свою очередь в деревянную раму и оклад из филигранного золота и серебра, сделанные в Константинополе. Доска-оригинал носит следы предыдущего украшения - вокруг лика Христа когда-то была цепочка из драгоценных камней, от которых сейчас остались только отверстия, куда они были вставлены. Другой важный элемент, который был обнаружен при экспертизе, это наличие остатков древних тканей, соответствующих той эпохе, персидского и арабского происхождения, сохранившихся на оборотной стороне деревянной рамы. Вероятнее всего, в них была завернута реликвия. На эти остатки материи позднее, уже в XV веке, была наклеена другая драгоценная ткань из серебряных нитей - лигурийская - с изображением граната. В Генуе помимо этой ткани Святому Лику был подарен очень ценный серебряный футляр (начало XVII века), в котором эта реликвия хранится и ныне. В начале XVIII века серебряный футляр был украшен драгоценными камнями, вставленными в подставку из золота и серебра, которая сейчас служит ему окладом. Мы успели вовремя. Через день Икона должна была быть отправлена в Кельн на выставку, приуроченную к визиту туда Папы Бенедикта XVI.
Армянский монастырь Cв. Бартоломео был основан армянскими монахами ордена cв. Бартоломео, однако к концу ХVII века армян среди братьев ордена не осталось. Все дело в том, что, в отличие от армянского ордена Мхитаристов в Венеции, которые с самого начала декларировали, что члены конгрегации должны быть армянами, монахи ордена св. Бартоломео такого условия не ставили. Это привело к тому, что через несколько веков после основания ордена армянские братья естественным образом просто заместились превосходящими их числом итальянцами. Но название "армянский" итальянцы в знак почтения сохранили и относятся к армянам с большим уважением. Падре показал нам бережно сохраняемые ими плиты с армянскими надписями.
Через два дня корабль уносил нас дальше, на юго-запад, рассекая форштевнем изумительно чистые синие воды Лигурийского моря. Отраженные от воды солнечные лучи невольно воскрешали в памяти Святой лик, который, казалось, теперь сопровождал нас в пути.
Карен БАЛАЯН, капитан парусника "Киликия"
"Мост" (приложение к газете "Голос Армении")
Уважаемые читатели! Если Вы желаете видеть больше интересных и полезных материалов на сайте ИЦ «Еркрамас», то можете нас поддержать материально, любыми доступными на сайте способами, исходя из Ваших возможностей.
www.yerkramas.org
История портрета
История портрета — эволюция развития портретного жанра от древности до наших дней
Основные принципы развития портретного жанра
На развитие портретного жанра влияют две тенденции: прогресс технических изобразительных навыков и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческой личности.
Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы.
«Портрет в своей современной функции — порождение европейской культуры нового времени с ее представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нем»...
Именно поэтому жанр портрета находится в упадке в XX и ХХI веках: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе?». Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения и портрет XVII века, 2-й пол. XVIII века.
Воспроизведение натуры в портрете являлось основным принципом портретного жанра на протяжении веков. Но в различные периоды существовали разные трактовки понятия «сходство». Процесс подражания натуре и перевод её в художественный образ имел каждый раз свои характерные особенности, которые зависели от общих идейных и эстетических предпосылок периода, а также от конкретной творческой практики — творческого метода, стиля и средств художественной выразительности...
История портрета
Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (департамент Шаранта). «Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.
Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века...
Древнеегипетский портрет
Зарождение портретного искусства относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Сохранившиеся изображения лиц предшествующего периода — искусства Месопотамии, являются имперсональными изображениями божеств и не несут индивидуальных черт.
Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни). Поэтому на канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) проецировались собственно индивидуальные черты модели. Чем более портрет походил на модель, тем гарантированней была связь между каменным изображением и собственно усопшим: его жизненная сила «ка», и его душа «ба» оставляли человека при его смерти, но «ка» могла найти дорогу обратно в тело, для чего его необходимо было сохранять максимально целым и похожим — так возник принцип мумифицирования и портретирования.
Известные портреты периода Древнего Царства: статуи супружеской четы Рахотепа и Нофрет, вельможи Ти, Хефрена (Каирский музей), Хемона, писца (Лувр), Ранофера. Сохранились образцы деревянной портретной скульптуры — т. н. «Сельский староста» (статуя Ка-Апера — Шейх эль Беледа, Каир). Одна из самых ранних царских статуй — фараона Хасехема (II династия).
В скульптуре устанавливаются строгие каноны определенных типов композиции — тип идущей фигуры с выдвинутой вперед ногой (всегда левой), тип коленопреклоненной фигуры, фигуры, сидящей на корточках или на троне, с симметрично положенными на колени руками. Статуи раскрашивались (на некоторых памятниках остатки краски сохранились). Употреблялись инкрустированные вставные глаза в статуи из полудрагоценных камней.
Портретная скульптура Древнего царства находится в полном контакте с архитектурой и подчиняется геометризированным принципам.
Для всех портретов Древнего царства характерны обобщенная моделировка формы лица, расширяющийся книзу нос, подчеркнуто большие губы. В эпоху V династии фласть фараона постепенно ослабевает, и начинают появляться портреты земельной знати, частных лиц.
Пропорции тела удлиняются, увеличивается красивая линия силуэта.
Со временем содержание древнеегипетского портрета углубляется (особенно в одухотворённых образах эпохи Нового царства периода Эль-Амарны, XIV в. до н. э.). Наиболее прославленным египетским портретистом является скульптор Тутмос Младший, работавший в эту эпоху. Его самые известные работы — портреты царицы Нефертити.
Древнегреческий портрет
У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними. В эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей.
Только в V веке до н.э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла.
Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве — при Александре Македонском, благодаря Лисиппу и его брату Лисистрату, который первый стал формовать маски с натуры.
Эллинистические портреты, сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации, несравненно более индивидуализированно передают не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели. Если мастера классического времени в портретах представителей одной и той же общественной группы подчеркивали прежде всего черты общности (так возникли типы портретов стратегов, философов, поэтов), то эллинистические мастера, в сходных случаях сохраняя типические основы образа, выявляют характерные особенности данного конкретного человека. С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется, в конце концов тяготея к драматизации образа.
Индивидуализм в эллинистическую эпоху выступает, с одной стороны, в форме самоутверждения сильной эгоистической личности, стремящейся любыми средствами возвысить себя над общественным коллективом и подчинить его своей воле. Другая форма эллинистического индивидуализма связана с сознанием человеком своего бессилия перед законами бытия. Она проявляется в отказе от борьбы, в погружении в свой внутренний мир. Обе эти формы нашли свое отражение в эллинистическом портрете, где можно выделить две основные линии: тип портрета эллинистических правителей, в котором задача художника — прославление человека сильной воли и энергии, беспощадно сметающего на своем пути все препятствия для достижения своей эгоистической цели, и тип портрета мыслителей и поэтов, в образах которых нашло отражение сознание противоречий реальной действительности и бессилия преодолеть их.
Источники рассказывают о существовании в Греции живописного портрета, в частности превозносится Апеллес, но ничего из работ этого периода не сохранилось.
Древнеримский портрет
Из Греции искусство портретов перешло к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, статуе и герме, прибавили новый род — бюст. Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний римского заказчика.
Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции).
В основе художественной структуры многих древнеримского портрета — чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым — калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом (к примеру портрет императора Вителлия).
Одним из корней подобного реализма стала техника: римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов. Они изготавливались из воска и назывались imagines. В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. Это являлось рудиментом культа предков. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, у которых портрет также был чрезвычайно развит.
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum). В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.
Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т. п., отчасти живописные портреты. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы.
Ранние образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (территория эллинистического Египта, I—IV вв. н. э.), исполнявшие функцию погребальных масок. Во многом связанные с традициями древневосточного портрета и с религиозно-магическими представлениями, вместе с тем они создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах — специфическую духовность.
Портрет Средневековья
Византийская и Западная Римская империя не наследуют реалистический римский портрет. Мастера этих периодов изображают свои модели обобщенно и спиритуализировано, вдобавок, происходит значительный регресс технического мастерства, благодаря чему портреты различных императоров практически не отличимы, а идентифицировать по однообразным профилям на монетах мраморный бюст (также выполненный по канону) практически невозможно.
В следующее тысячелетие Европа не дает качественных образцов портрета. Происходит полный упадок жанра. Средневековая культура была сосредоточена на борьбе спиритуалистических и стихийно-материалистических тенденций, что наложило на развитие портрета особый отпечаток. Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету. Личностное начало в его понимании растворялось в религиозной соборности. В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Упрощенные и стандартизованные черты изображенного персонажа позволяют идентифицировать его только с определенной общественной ролью.
Средневековый портрет в большинстве своих образцов имперсонален. В то же время некоторым готическим скульптурам, а также фрескам и мозаикам византийских, русских и др. церквей присущи духовная характерность, ясная физиономическая определённость: художники понемногу придают святым черты лица реальных людей. Автопортреты находят в миниатюрах писцов, например, в работе Хильдегарды Бингенской.
Более или менее портрет начинает возвращаться в искусство начиная с X—XII века, оставаясь, тем не менее, на подчиненных ролях. Он является частью церковного архитектурно-художественного ансамбля, сохраняясь в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре особенно в портретах заказчиков, которым подносились книги. Его моделями являются преимущественно знатные лица — правители и члены их семей, свита, донаторы монастырей и церквей. «Долгий путь к реалистическому портрету начинается с изображений патрона», пишут исследователи. Одна из первых таких работ — портрет Энрико Скровеньи работы Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе, 1304—1306 гг.
Понемногу портрет начинает проникать в станковую живопись. Один из первых примеров станкового портрета этого периода — «Портрет Иоанна Доброго» (ок. 1349 г.). Изображения правителей на монетах, известные в Античности, в Средневековье также отсутствуют. Рождение монетного изображения в Западной Европе связывается с монетой, вычеканенной Сиджизмондо Малатеста для города Брешиа уже только около 1420 года. Это было началом отхода от средневековой традиции воспроизведения при чеканке символического образа властителя и, как следствие, перехода к изображению конкретного лица.
За пределами Европы
На территориях Востока, (где не было Тёмных веков), ситуация с портретным жанром в это время была более благоприятной. Китайский портрет, вероятно, восходит к 1000 г. до н. э., хотя сохранившиеся памятники относятся только к 1000 н. э. Большой конкретностью отличается средневековый китайский портрет (особенно периода Сун, X—XIII вв.). Несмотря на подчинение строгому типологическому канону, средневековые китайские мастера создали множество ярко индивидуализированных светских портретов, часто выявляя в моделях черты интеллектуализма.
Психологически заострены некоторые портреты средневековых японских живописцев и скульпторов (например, «Портрет Минамото но Ёритомо»). Высокие образцы портретной миниатюры были созданы мастерами Средней Азии, Азербайджана, Афганистана (Кемаледдин Бехзад), Ирана (Реза Аббаси), Индии.
Перуанская культура индейцев мочика (I—VIII вв.) была одной из немногих древних цивилизаций Нового Света, где существовали портреты. Эти работы точно представляют анатомические особенности людей. Модели изображали так узнаваемо, что не было необходимости в атрибутах или подписях с именами. Мы легко узнаем членов элиты, священников, воинов и даже ремесленников. Встречаются люди разных возрастов. Женских портретов до сих пор не найдено ни одного. Есть специфический акцент на представлении деталей головных уборов, причесок, украшения тела.
Портрет Возрождения
Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Он был связано с изменением идеологии эпохи. Ренессансный человек был полон гуманистического реализма, то есть он ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей — и поэтому он вышел на первый план в искусстве.
В Италии портрет воскресили прежде всего скульпторы — Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фьезоле, Антонио Росселлино, Лука делла Роббиа, Донателло и т. д. Они быстро достигли блестящих результатов в своём стремлении воспроизводить человеческие лица согласно с действительностью, определенно выражать характеры и соблюдать благородство стиля. Первые портреты отталкивались от античных монет и медалей, и поэтому часто изображают модель в профиль. Чтобы «развернуть» позируемого в анфас и три четверти, (написав их также, как ранее Христа и святых в сакральных картинах), потребовалось определенное время и умственное усилие. Другой важный компонент развития портрета — возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным.
Новая идеология требовала новой структуры портрета. Портретисты Ренессанса во многом идеализировали модель, но при этом непременно старались постигнуть её сущность. Изображая своего героя в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в искусстве Средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или пейзажем, часто — в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. В монументальных росписях среди других персонажей художник также нередко изображает себя.
Отличительные особенности ренессансного портрета отчасти наметились уже в портрете XIV века (Джотто, Симоне Мартини) и прочно утвердились в XV в. (Мазаччо, Доменико Венециано, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо, Мантенья, Антонелло да Мессина и проч.).
Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана). Самый известный портрет в мире — «Мона Лиза» кисти да Винчи был написан именно в эту эпоху. Наиболее прославленным мужским портретом этого времени был «Портрет Бальдассаре Кастильоне» Рафаэля (согласно своей значимости сегодня висит в Лувре напротив «Моны Лизы»).
Достижениям итальянских живописцев Ренессанса предшествовали успехи представителей Северного Возрождения, особенно мастеров ранней нидерландской живописи, в том числе Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг, Робер Кампен. При известной стилистической общности с итальянским портретом их произведения отличаются большей духовной заострённостью характеристик, предметной точностью изображения. Если итальянцы часто как бы возносили своего героя над миром, то здесь портретируемый нередко представлен как неотъемлемая частица мироздания, органично включенная в его бесконечно сложную систему — для это использовалось как подробное прописывание материальной среды вокруг, так и малейших морщин на лице.
Из немецких живописцев этого периода особенно знамениты портретисты А. Дюрер и Ганс Гольбейн Мл. Менее известны французские мастера Жан Фуке, Франсуа Клуэ, Корнель де Лион.
Портрет маньеризма
В искусстве маньеризма (XVI век) портрет утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй портрета. Теперь ему присуща подчёркнутая острота и насыщенность духовного выражения. Это в разной степени свойственно портретам итальянцев Понтормо и Бронзино, испанца Эль Греко.
В эту эпоху в разных странах возникают новые формы группового портрета. Иератически застывшие портретные группы Средневековья сменяются многофигурными композициями, полными живой и действенной взаимосвязи между персонажами. Создаются первые значительные образцы группового и парного портрета в станковой живописи. В различных видах также развивается тип исторического портрета.
Портрет XVII века
В XVII веке высшие достижения в жанре портрета были созданы наследниками нидерландской живописи. К этому времени она разделилась на две самостоятельные ветви — фламандскую и голландскую школы. Для художников этих школ портрет приобретал все большее и большее значение, а техника значительно совершенствовалась.
В этот период в жизни европейских стран произошли коренные сдвиги — общественные, идеологические и научные. Они повлияли на сложение новых форм портрета, который теперь наполнен изменившимся мировосприятием. Оно порвало с антропоцентризмом, который был присущ Возрождению. Личность испытывала кризис, взгляд на действительность больше не был гармоничным, внутренний мир человека усложнялся. Возникали более сложные связи с внешним миром, но при этом одновременно присутствовало стремление к более глубокому самопознанию. Поэтому в портрете происходит поиск: создатели ищут большую адекватность истинному облику модели, пытаются раскрыть её характер многосложно. Происходит глубокая демократизация портрета, что особенно заметно в Голландии. На портретах появляются люди, представляющие самые различные социальные слои общества, национальные и возрастные группы. В этот период ключевые позиции в портрете переходят к жанру станковой живописи.
По причине усиления буржуазии увеличивается количество заказчиков портретов. В Голландии становится необычайно популярным групповой портрет. Также художники начинают создавать портреты-типы людей из народа (Диего Веласкес, Хальс). Возросшая тяга художников к самопостижению, утверждению творческой личности способствует разработке форм автопортрета (Рембрандт, его ученик Карел Фабрициус, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен). По прежнему не сдает позиций и аристократический портрет: Рубенс, Веласкес, ван Дейк создают как парадные портреты, так и проникновенно-лирические, интимные вещи. Техника живописи находится на весьма высоком уровне, происходит эволюция выразительных средств: убедительная передача световоздушной среды посредством светотеневых контрастов, новые приёмы письма плотными короткими, подчас раздельными мазками, что сообщает изображению неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность.
В основе композиции многих портретов этого периода оказывается движение, при этом огромная роль отводится выразительности жеста модели. Активизируется сюжетная взаимосвязь героев группового портретов, заметно обозначается его тенденция к перерастанию в групповой портрет-картину (пример — «Ночной дозор» Рембрандта).
Значение крупнейших портретистов XVII века выходит далеко за пределы эпохи. Величайшими портретистами между фламандцами были Питер Пауль Рубенс и Антонис ван Дейк, а между голландцами — Рембрандт, Франц Хальс. Испанский художник того периода Диего Веласкес считается одним из величайших портретистов за всю историю жанра. Из портретистов других стран можно назвать Витторе Гисланди (Италия), Франсиско Сурбаран (Испания), Самуэль Купер (Англия), Филипп де Шампань, Матье Ленен (Франция).
Одновременно намечаются и негативные тенденции в развитии портретного жанра: во многих парадных портретах реалистическое уже с трудом прорывается сквозь условность форм барокко. Ряд портретов уже несёт в себе откровенную идеализацию высокопоставленного заказчика (Пьер Миньяр, Антуан Куазевокс, Питер Лели).
Со складыванием академической живописи сформировалась так называемая иерархия жанров с условным делением жанров искусства на «высокие» и «низкие», причем портрет стали относить к «низким» жанрам, (в отличие от «высоких» мифологического и исторического жанров). Такое положение сохранялось до победы импрессионистов над Французской Академией под конец XIX века.
Портрет XVIII века
С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во всех видах живописи, помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут его на второй план как в живописи, так и в скульптуре. Достижения реалистического портрета предаются забвению. Заказчик — как аристократ, так и буржуа требует от художника безоговорочной лести. В работах появляется приторная сентиментальность, холодная театральность, условная репрезентативность.
Задавая тон во всех видах искусства, французская культура определяет в это время и развитие портрета. Преобладающим становится тип придворно-аристократического портрета, расцветшего при дворе Людовиков. Для Европы становится эталонным созданный там образец официального искусства — парадные, ложноидеализирующие, мифологизированные портреты, где первая роль отводится декоративной нарядности модели. Одновременно происходит падение техники, появляются «кукольные лица».
Как пишут исследователи русского портрета XVIII века, «естественное в рамках этого метода подчинение индивидуальности ремесленно-корпоративному единству является определенной гарантией успеха в создании портрета в условиях неразвитости культуры данного жанра».
Живописцы этого периода: Гиацинт Риго, Жан Натье, Франсуа Гюбер Друэ, уже упоминавшийся Пьер Миньяр, Ларжильер. Искусство придворного портрета 30—50-х годов XVIII века, отвечая вкусам аристократии, ставило перед собой задачу создания внешне элегантного, декоративно-чувственного изображения модели в стиле рококо. Художники смягчали и приукрашивали черты лица, они очень дорожили передачей изящества туалетов, изощренной пышностью драпировок и аксессуаров, тонко рассчитанными декоративными эффектами. Натье придумал „мифологический“ портрет: изображал придворных дам в виде нимф, Дианы, Венеры и других античных богинь, чрезвычайно отдаленно передавая сходство и бесстыдно льстя своим моделям. В середине века чрезвычаной популярными при европейских дворах были застывше-идеальные работы Рафаэля Менгса.
Тем не менее, ближе к последней трети XVIII века ситуация начинает исправляться. Возникает и утверждается новый реалистический портрет, во многом связанный с гуманистическими идеалами эпохи Просвещения. Это аналитические образы живописца
shedevrs.ru
Жанр портрет в искусстве. Портрет как жанр изобразительного искусства
Портрет - слово французского происхождения (portrait), означающее "изображать". Жанр портрета - это разновидность изобразительного искусства, посвященная передаче образа одного человека, а также группы из двух-трех людей на холсте или бумажном листе. Особое значение при этом имеет выбранный художником стиль. Рисунок лица человека на портрете - это одно из самых сложных направлений в живописи. Мастер кисти должен передать характерные признаки внешности, эмоциональное состояние, внутренний мир позирующего. Размеры портрета определяют его вид. Изображение может быть погрудным, поколенным, поясным или во весь рост. Поза предполагает три ракурса: лицом (анфас), поворот "три четверти" в ту или другую сторону и в профиль. Портрет как жанр изобразительного искусства, содержит в себе безграничные возможности реализации художественных замыслов. Сначала делается набросок, затем непосредственно рисунок.
История жанра портрет
Самая древняя попытка изображения лица человека насчитывает 27 тысяч лет. "Картина" была обнаружена в пещере, недалеко от французского города Ангулем. Портрет представляет собой обведенный мелом контур, отдаленно напоминающий черты человеческого лица. Древний художник обозначил основные линии глаз, носа, рта. Позже (тоже в пещерах) на Балканах и в Италии стали появляться более четкие и определенные изображения, среди которых преобладали лица, нарисованные в профиль. Человеку свойственно творить, талантливые люди не могут жить без того, чтобы не оставить после себя какой-то след. Это может быть выложенный из камешков узор посреди поля, вырезанный орнамент на коре дерева, чье-то лицо, нарисованное углем на скале. Возможностей для творчества сколько угодно.
Лепные изображения
Когда-то портретный жанр тяготел к воплощению в скульптуре, поскольку в глубокой древности не было художников, досконально владевших кистью и способных передать игру света и тени. Изображение лица в глине удавалось лучше, и поэтому в те далекие времена доминировали именно лепные портреты. Искусство живописи появилось намного позже, когда человечество осознало необходимость культурного общения.
Захоронения
Появление изображений, близких к рисунку, также относится к более позднему периоду, а первые портреты были найдены на древних восточных территориях. В египетском государстве происходило обожествление усопших. При захоронении создавался своего рода портрет, который условно считался двойником умершего. Появился принцип мумифицирования, а затем и портретирования. История жанра портрет содержит множество примеров культовых изображений как в рисунке, так и в скульптуре. Рисунки лиц усопших становились все более похожими на оригинал. А затем копирование лица ушедшего в мир иной заменили на маску. Египетских усопших стали хоронить в саркофагах, на крышке которых изображался умерший в полный рост с красивым стилизованным лицом. Такие похороны устраивались исключительно для знати. Египетские фараоны, например, помещались не только в саркофаг, но еще и в гробницу, которая представляла собой огромное сооружение.
Разнообразие решений
У художника при написании портрета есть выбор: изобразить лицо и одежду человека в соответствии с оригиналом или проявить творческий подход, создавая изысканную креативную картину. Главным условием при этом остается сходство, которое играет доминирующую роль. Самостоятельный жанр живописи - портретное искусство, открыт для экспериментов самого широкого спектра. Художник имеет возможность совершенствовать свое мастерство, применяя новейшие технические достижения.
И действительно, решающее значение для достижения оптимального результата имеет техника исполнения. Самым распространенным способом портретной живописи у профессиональных художников является картина маслом на холсте. Этот стиль уходит корнями в глубь веков. Его использовали художники древности. Их работы сохранились до наших дней. Портрет как жанр изобразительного искусства существует с незапамятных времен, а сегодня он является популярным средством художественного самовыражения.
"Сухая кисть"
В последнее время становится популярной методика "сухая кисть", когда изображение создается не мазками, а растиранием небольшого количества краски. Кисть при этом почти сухая, а сам способ позволяет получать красивые полутона. Поскольку самый тонкий жанр живописи - портрет, а изображение лица в красках требует именно нежных оттенков, то методика "сухой кисти" подходит для этой цели как нельзя лучше.
Типы
Жанр портрета подразделяется на несколько типов: парадный, камерный, интимный и сюжетный. Также существует особый тип под названием автопортрет, когда художник изображает самого себя. Как правило, это сугубо индивидуальный рисунок. В целом жанр портрета является вполне самостоятельным видом живописи, подчиняющимся определенным правилам. Эти правила никогда не нарушаются, хотя их рамки могут быть расширены при определенных обстоятельствах.
Помимо уже перечисленных, существует еще один жанр портрета, включающий в себя особые художественные признаки, специализированная разновидность, требующая системного подхода. Это костюмированный портрет, когда на полотне изображается современный человек в одежде прошедшего времени. Диапазон сюжетов не ограничен: от шкур, в которые облачался первобытный человек, до свадебного наряда эпохи Ренессанса. В этой портретной разновидности присутствуют элементы театральности. В Российской Федерации, особенно в Москве, костюмированный портрет получил широкое распространение, но произошло это не в угоду моде, а скорее, как дань искусству.
Жанр портрета в искусстве
Живописные полотна, написанные в разное время, объединяет одно обязательное условие – картины должны быть достоверными. Немаловажную роль при этом играет портретная составляющая, а иначе говоря - изображение лица персонажей. От того, насколько тщательно выписаны черты лица, зависит успех картины. Выражение глаз, улыбки или, наоборот, нахмуренные брови, все нюансы должны быть отражены на полотне. Задача непростая, но фактор достоверности свидетельствует о мастерстве художника. Именно поэтому жанр портрета в искусстве столь однозначен и требует от мастера полной отдачи. Опытным художникам лучше всего удаются картины, в сюжете которых присутствуют люди, их лица крупным планом и акцентированное движение.
Литературные портреты
Писатели, равно как и художники, довольно часто изображают лицо человека. Литературных приемов для этого значительно больше, богатый русский язык позволяет использовать многочисленные художественные формы, обороты и словосочетания. Цель, к которой стремится писатель, по смыслу идентична замыслу художника, литератор описывает выражение лица как следствие настроений человека, отражение его мыслей, эмоций и переживаний. Жанр литературного портрета достаточно сложен. Описывать нужно, избегая поверхностных формулировок. Для этого требуется мастерство истинного творца. Среди русских писателей, способных выразить в нескольких словах суть человеческого облика, на первом месте находится великий Максим Горький. Его американский последователь, Уильям Фолкнер, так же виртуозно владел искусством словесного портретного рисунка. Жанр литературного портрета многообразен, описание следует определенному стилю, оно может быть веселым или грустным, кратким или пространным, все зависит от каждого отдельного произведения.
Фотография
С появлением дагеротипии расширились возможности изобразительного искусства, и портреты не стали исключением. Фотопортрет стоил намного дешевле картины, написанной маслом, да и узнаваемость была стопроцентной. И хотя художники язвительно замечали, что фотография - это "живопись для бедных", широкая публика повернулась в сторону более точного изображения на пластине с серебряным покрытием. Жанр фотографии портрет быстро вошел в моду, от желающих запечатлеть себя и своих близких не было отбоя.
Однако у нового способа, дагеротипа, были свои недостатки. Фотография, в отличие от живописного портрета, не позволяла что-либо менять. Изображение застывало раз и навсегда, исправить что-то было невозможно. А если учесть, что человек фотографировался сидя или стоя (в напряженной позе), то выходил он на снимке не лучшим образом. Поэтому было много разочарований, претензий и недовольства. Тем не менее портретные снимки прижились, люди научились артистично позировать, и все встало на свои места.
fb.ru
История Портрета |authorSTREAM
PowerPoint Presentation:
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА – ГЛАВНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ
ПОРТРЕТ – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека или группы людей Словарь изобразительного искусства, 2004-2009:
ПОРТРЕТ – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека или группы людей Словарь изобразительного искусства, 2004-2009
Вид искусства, к которому относится портрет:
Вид искусства, к которому относится портрет Живопись Скульптура Графика Фотография
ИСТОРИЯ ПОРТРЕТА:
ИСТОРИЯ ПОРТРЕТА В основе жанра портрета не только верная передача внешнего облика человека, но и правдивое раскрытие его духовной сущности, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды. Слово ПОРТРЕТ произошло от французского слова « portrait » и изначально применялось к «изобразительному воспроизведению» любого объекта. Французский историк искусства и официальный придворный историк короля Людовика XIV Андре Фелибьен первым предложил употреблять термин «портрет» исключительно для изображения человека.
САМЫЙ ДРЕВНИЙ ПОРТРЕТ:
САМЫЙ ДРЕВНИЙ ПОРТРЕТ Во Франции спелеолог-любитель обнаружил древнейший портрет. Изображение, чей возраст насчитывает 27 тысяч лет, сделано мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.
ПОРТРЕТ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ:
ПОРТРЕТ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ Зародившись в глубокой древности, портрет достиг высокого уровня развития в древнеегипетской скульптуре, где он выполнял главным образом роль «двойника» портретируемого в загробной жизни Роспись стен гробницы Нефертари , супруги Рамсеса II Золотая маска фараона Тутанхамона
ПОРТРЕТ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ:
ПОРТРЕТ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. В период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, спортсменов, общественных деятелей Мирон Дискобол Кресил «Портрет Перикла»
ПОРТРЕТ В ДРЕВНЕМ РИМЕ:
ПОРТРЕТ В ДРЕВНЕМ РИМЕ Древнеримский портрет отмечен чёткой передачей индивидуальных черт модели, психологической достоверностью характеристик. Наряду с портретными, бюстами и статуями широко распространились портреты на монетах. Бюст Юлия Цезаря Император Диоклетиан - римская монета
ПОРТРЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V-XIV века):
ПОРТРЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ( V-XIV века) Происходит полный упадок жанра. Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету. Более или менее портрет начинает возвращаться в искусство начиная с X—XII века, оставаясь, тем не менее, на подчиненных ролях. Он является частью церковного архитектурно-художественного ансамбля, сохраняясь в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре. «Портрет Иоанна Доброго» Энрико Скровеньи вручает модель своей капеллы Богородице
ПОРТРЕТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XIV-XVI века):
ПОРТРЕТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ( XIV-XVI века) Выдающиеся достижения в искусстве портрета связаны с эпохой Возрождения, утверждавшей идеалы героической, активно-действенной личности. Свойственное ренессансным художникам признание человека высшим началом и центром земного бытия определили новую структуру портрета, в котором модель зачастую выступала уже не на условном, ирреальном фоне, а в реальной пространственной среде, иногда — в непосредственном общении с вымышленными (мифическими и евангельскими) персонажами. Витторе Карпаччо «Портрет рыцаря» Леонардо да Винчи "Портрет госпожи Лизы Джокондо ".
ПОРТРЕТ МАНЬЕРИЗМА (XVI век):
ПОРТРЕТ МАНЬЕРИЗМА (XVI век) В искусстве Позднего Возрождения и маньеризма портрет утрачивает гармоническую ясность ренессансных образов: она сменяется напряжённостью образного строя и подчёркнутой драматичностью духовного выражения. Якопо Понтормо Снятие с креста. 1526—1528 Ангвиссола Софонисба Алессандро Фарнезе
ПОРТРЕТ ЭПОХИ БАРОККО (XVII-XVIII века):
ПОРТРЕТ ЭПОХИ БАРОККО ( XVII-XVIII века) В этот период происходят перемены в общественной и научной жизни. Портреты приобретают многосложность характеров моделей различных слоев общества. Эволюционирует техника живописи, достигая невиданных высот передачи движения. На портретах появляются люди, представляющие самые различные социальные слои общества, национальные и возрастные группы. Ряд портретов уже несёт в себе откровенную идеализацию высокопоставленного заказчика. Франц Хальс «Цыганка», 1628—1630 Антонис ван Дейк «Конный портрет Карла I», 1635—1640
ПОРТРЕТ XVIII ВЕКА :
ПОРТРЕТ XVIII ВЕКА В портрете проявились свежие реалистические тенденции. Жизненная правдивость, точность социальных характеристик свойственны произведениям портретистов . Во второй половине XVIII века получает широкое распространение портрет, выполненный более дешёвыми средствами (гравюра, акварель, карандаш). Кроме того, это период ознаменован расцветом портретной миниатюры А. Овсов Портрет Петра I. Медь, эмаль Гиацинт Риго «Портрет Людовика XIV», 1701
ПОРТРЕТ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА:
ПОРТРЕТ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль — классицизм , и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более строгим и холодным. Ж. Л. Давид. «Наполеон на перевале Сен-Бернар», 1800 Энгр . «Портрет мадемуазель Ривьер », 1805
ПОРТРЕТ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА:
ПОРТРЕТ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Появляется портрет реализма , ему свойственен интерес к социальной характеристике модели, попытки раскрыть его этику, достоинство, проникнуть в психологию. С рождением стимулирует поиски новых форм образного строя как живописного, так и скульптурного и графического портрета, недоступных фотоискусству. Ван Гог . «Портрет доктора Рея», 1889 Иван Крамской. «Автопортрет», 1874
ПОРТРЕТ XX ВЕКА:
ПОРТРЕТ XX ВЕКА В XX веке портрет переживает упадок. В жанре проявляются сложные тенденции развития искусства, а также общий кризис понимания человеческой личности. На почве модернизма возникают произведения, номинально считающиеся портретом, но лишенные его специфики. Они подчеркнуто уходят от реального облика модели, сводят её изображение к условной, отвлечённой схеме. Модильяни. «Портрет Жанны Эбютерн в желтом свитере», 1918 Хуан Грис «Портрет Пикассо», 1912
ПОРТРЕТ XXI ВЕКА:
ПОРТРЕТ XX I ВЕКА Никас Сафронов Никас Сафронов. Двойной автопортрет в кубизме Холст, масло 50 х 50 см, 2002 г. . Никас Сафронов. Филипп Киркоров в образе Петра I .
ПОРТРЕТ XXI ВЕКА:
ПОРТРЕТ XX I ВЕКА Портретисты-любители Ирина Горностаева Ирина 110x90 см, холст/масло, 2005 год Ярослав Цико Детский портрет
PowerPoint Presentation:
Виды и типы портретов
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ:
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ Исторический портрет Васнецов В.М. "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897г.) Посмертный портрет К. П. Мазер. «Александр Сергеевич Пушкин» (1839 г.)
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ:
Портрет-прогулка ВИДЫ ПОРТРЕТОВ Портрет-картина Рембрандт ван Рейн. «Ночной дозор» (1642 г.) В.Л.Боровиковский . «Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» (1794 г.)
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ:
Семейный портрет ВИДЫ ПОРТРЕТОВ Портрет-тип Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем» (1918 г.) Рембрандт ван Рейн. «Семейный портрет»
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ:
Религиозный портрет ВИДЫ ПОРТРЕТОВ Автопортрет Рембрандт ван Рейн. «Автопортрет» (1661 г.) Гольбейн. «Дармштадская Мадонна» (1526 г.)
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ:
Сословный принцип ВИДЫ ПОРТРЕТОВ Костюмированный портрет Рембрандт ван Рейн. « Саския в образе богини Флоры» (1634 г.) Купец
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по характеру изображения:
Парадный тронный портрет ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по характеру изображения Парадный конный портрет Тициан. «Император Карл V в сражении при Мюльберге » (1548 г.) Энгр . «Наполеон на троне» (1804 г.)
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по характеру изображения:
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по характеру изображения Камерный портрет Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ. " Портрет Марии Алексеевны Дьяковой"
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по формату :
Погрудные ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по формату Головные ( оплечные ) Лукас Кранах Старший. «Портрет Альбрехта II Брандербургского » Лукас Кранах Старший. «Портрет Иоганна-Фридриха Великодушного» (1533 г.)
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по формату :
По бедра ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по формату Поясные Лукас Кранах Старший. «Портрет Фридриха Мудрого» ( ок . 1532 г.) Лукас Кранах Старший. «Портрет герцогини Сибиллы Клевской » (1526 г.)
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по формату :
Во весь рост ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по формату Поколенные Лукас Кранах Старший. «Портрет Анны Куспиниан » ( ок . 1502—1503 гг.) Лукас Кранах Старший. «Портрет Генриха V Саксонского » (1514 г.)
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по повороту головы :
В четверть поворота ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по повороту головы В анфас или фас Леонардо да Винчи (?) или Больтраффио . «Женский портрет (Лукреция Борджиа ?)» (1502 г.) Леонардо да Винчи. «Портрет Джиневры Бенчи» ( ок . 1474—1476гг.)
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по повороту головы :
В три четверти ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по повороту головы Вполоборота Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем» (1489—1490 гг.) Леонардо да Винчи (?). «Портрет музыканта Франчино Гаффурио » (1490 г.)
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по повороту головы :
Лицо с затылка ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по повороту головы В профиль Леонардо да Винчи(?). « Bella principessa » (конец XV века) Леонардо да Винчи этюд головы Иуды для «Тайной вечери» ( ок . 1495)
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по расположению фигуры :
Контрапост ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по расположению фигуры Фронтальное положение Антуан Ватто. «Жиль» Антуан Ватто. «Равнодушный»
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по расположению фигуры :
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по расположению фигуры S-образный изгиб Антуан Ватто. « Меццетин » Сидящая натура
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по расположению фигуры :
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по расположению фигуры Лежащая натура ДАВИД ЖАК ЛУИ Мадам Рекамъе .
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по количеству изображенных :
Двойной портрет ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по количеству изображенных Индивидуальный портрет Франс Младший. Портрет Маргариты Савойской, герцогини Мантуи (1608 г.) Рубенс. «Автопортрет с Изабеллой Брант »
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по количеству изображенных :
Парный портрет ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по количеству изображенных Групповой портрет Гойя. «Портрет семьи Карлоса V» Пьеро делла Франческа. «Герцог и герцогиня урбинские »
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по технике исполнения:
Акварель ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по технике исполнения Карандаш Франсуа Клуэ . «Портрет Екатерины Медичи» ( ок . 1560 г.) Александр Брюллов. «Портрет Натальи Гончаровой» (1831 г.)
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по технике исполнения:
Масло ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по технике исполнения Гравюра «Портрет Джорджа Вашингтона» , фрагмент 1-долларовой купюры (1863 г.) Ван Гог . «Автопортрет» (1889 г.)
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по технике исполнения:
Скульптура ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по технике исполнения Рельеф « Камея Гонзага » резьба по камню (III век до н. э.) Неизвестный скульптор. «Портрет Петра Великого» (XVIII век)
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по технике исполнения:
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ: по технике исполнения Фотопортрет «Портрет Че Гевары » Альберто « Кордо » Гуттьеррез , 1960, фотография
Иван Крамской «НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.):
Иван Крамской « НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.)
Иван Крамской «НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.):
Иван Крамской « НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.) Картина Ивана Крамского "Неизвестная", пожалуй, одна из самых известных работ великого художника. "Неизвестная" была написана в 1883 году, однако и по сей день будоражит любителей художественного искусства своей таинственностью и загадочностью. На картине изображается женщина в открытом экипаже на Аничковом мосту. До сих пор неизвестно кто послужил прототипом к этой замечательной картине. Ни в письмах Крамского, ни в его дневниках нет упоминания о личности таинственной неизвестной. Она навсегда осталась загадкой художника, а так же его визитной карточкой.
Иван Крамской «НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.):
Иван Крамской « НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.) Анализ картины Вид искусства, к которому относится портрет: Живопись Графика Скульптура Фотография 1. Живопись
Иван Крамской «НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.):
Иван Крамской « НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.) Анализ картины 2. Вид портрета по формату: Головной ( оплечный ) Погрудный Поясной По бёдра Поколенный Во весь рост 1. Живопись 2. Поколенный
Иван Крамской «НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.):
Иван Крамской « НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.) Анализ картины 3. Вид портрета по повороту головы: Анфас (фас) Вполоборота В профиль 1. Живопись 2. Поколенный 3. Вполоборота
Иван Крамской «НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.):
Иван Крамской « НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.) Анализ картины 4. Вид портрета по расположению фигуры: Фронтальное положение Сидящая натура Лежащая натура 1. Живопись 2. Поколенный 3. Вполоборота 4. Сидящая натура
Иван Крамской «НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.):
Иван Крамской « НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.) Анализ картины 5. Вид портрета по количеству изображенных: Индивидуальный портрет Двойной портрет Групповой портрет 1. Живопись 2. Поколенный 3. Вполоборота 4. Сидящая натура 5. Индивидуальный
Иван Крамской «НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.):
Иван Крамской « НЕИЗВЕСТНАЯ» (1833 г.) Анализ картины 6. Вид портрета по технике исполнения: Карандаш Акварель Гравюра Масло Рельеф Скульптура Фотопортрет 1. Живопись 2. Поколенный 3. Вполоборота 4. Сидящая натура 5. Индивидуальный 6. Масло
Психоделические картинки:
Психоделические картинки Что вы видите на картинке? А вы уверены в том, что на картинке изображено именно то, что вы видите?
Психоделические картинки:
Психоделические картинки
Психоделические картинки:
Психоделические картинки
Психоделические картинки:
Психоделические картинки
Психоделические картинки:
Психоделические картинки
Психоделические картинки:
Психоделические картинки
PowerPoint Presentation:
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА – ГЛАВНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ
PowerPoint Presentation:
Виды искусства, к которому относится портрет Живопись Скульптура Графика Фотография
Информационные ресурсы. :
Информационные ресурсы. Древнейший портрет найден в пещере во Франции. Источник: сайт Адрес: http://www.travel.ru/news/2006/06/06/90383.html История портрета. Источник: сайт Марианна. Портреты, иллюстрации Адрес: http://marianna-mir.com/history_portrait.html История портрета. Источник: сайт Википедия Адрес: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF_%EF%EE%F0%F2%F0%E5%F2%E0 Портрет. Источник: сайт Культура и культурология . Справочник Адрес: http://www.artap.ru/cult/portrait.htm Неизвестная (1883) Крамской Источник: сайт Иван Николаевич Крамской (1837 - 1887) Адрес: http://www.kramskoy.info/component/option,com_frontpage/Itemid,1/ Психоделические картинки Источник: сайт Уральский пациент Адрес: http://u3poccuu.livejournal.com/302301.html