Хозяйство древних германцев. Письменные источники по древним германцам
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние германцы: население и хозяйство. Хозяйство древних германцев


§ 1. Хозяйство древних германцев. Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие

§ 1. Хозяйство древних германцев

Наиболее древние народы, населявшие территорию Западной Европы, относились к кельтским племенам, которые поселились здесь во второй половине I тысячелетия до н. э. К их числу относились галлы, бойи, бритты, гельветы, белги, секваны, валлийцы (уэльсцы), пикты, эдуи, скотты и др. Поселения кельтов располагались на территории современных Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Южной Германии, Австрии, Северной Италии, Северной и Западной Испании, Чехии, Венгрии, Болгарии. К середине I века до н. э. почти все эти племена были покорены римлянами.

В этот же период в Западной Европе появились германские племена, которые расселились по побережью Северного и Балтийского морей, по течению Дуная, Рейна, Эльбы, Вислы, Одера, на полуострове Ютландия и в Южной Скандинавии. Постепенно более воинственные германские племена, захватывая все новые и новые территории, вытеснили кельтов из мест их проживания.

Римляне, занимавшие соседние земли, оставили потомкам некоторые материалы по истории древних германцев: «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря (середина I века до н. э.) и трактат римского историка Тацита « О происхождении и местожительстве германцев», а также его «Анналы» и «Историю» (конец I века н. э.).

Судя по перечисленным источникам, в этот период общественное устройство германцев находилось на уровне родовой общины, их материальная культура была достаточно примитивной. Они не знали частной собственности, земля принадлежала всей общине. Земледелие было переложным, и ввиду того, что приходилось часто покидать освоенные участки земли и переходить на новые, германцы вели кочевой образ жизни. Но поскольку земледелию мешали дремучие леса и непроходимые болота, а для расширения и обработки пашни требовались огромные усилия, то большое значение в жизни германцев имели охота и скотоводство. И хотя в конце I века н. э. германцы стали больше заниматься земледелием, освоили плуг с железным лемехом, эта деятельность по-прежнему имела второстепенное по сравнению со скотоводством значение. Некоторое развитие в рассматриваемый период получили ремесла (кузнечное и гончарное дело, ткачество, выделка кожи и т. д.). Германцы почти не знали денег, торговый оборот был очень ограниченным. Их хозяйство долгое время оставалось натуральным.

Первоначально германские племена селились родами («большими семьями») , из которых составлялся родовой (племенной) союз. Постепенно родовая община стала уступать место сельской общине. Несмотря на то что земля оставалась в коллективной собственности, она находилась в пользовании у отдельных семей. Периодически происходил передел общинных земель, но все чаще приусадебная земля закреплялась в собственность за «большими семьями».

В I веке н. э. внутри германских племен началось социальное расслоение. Общинники стали делиться на свободных, вольноотпущенников и рабов. Вольноотпущенники занимали промежуточное положение между сословиями свободных и рабов. Рабы, состоявшие в основном из военнопленных, имели свою семью, дом, скот и пр. Они работали в домашнем хозяйстве господина и помимо этого платили ему оброк. В этот же период среди германцев сформировалось сословие крупных землевладельцев (племенной знати), из которых избирались племенные вожди. Поскольку земельные угодья становились главным мерилом богатства, вожди собирали военные дружины для захвата ближних и дальних земель. Те, у кого были земля и военная сила, пользовались большим влиянием при решении важных дел в народных собраниях, например при выборах короля (конунга), избиравшегося, как правило, на период войны. Постепенно королевская власть из выборной стала превращаться в наследственную.

В IV–VII веках происходило массовое передвижение германских племен, так называемое великое переселение народов. Причинами миграции племен можно считать социальное расслоение, укрепление королевской власти и стремление племенной знати к захвату новых территорий и народов. В определенной степени на «великое переселение» повлияли агрессивные набеги с Востока кочевых племен ( гуннов ), которые грабили германцев, что толкало последних на поиски новых земель.

В результате массовой миграции в Европе образовались крупные федерации германских племен: фризов, англосаксов, алеманнов, лангобардов, вандалов, ютов, бургундов, франков, баваров, остготов, вестготов и пр. В IV–V веках германские племена покорили Западную Римскую империю, и на ее развалинах было создано несколько так называемых варварских королевств, в том числе и Франкское королевство, которое позже стало наиболее сильным государством средневековой Европы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Древние германцы: население и хозяйство.

Германцы происходили от индоевропейцев. В середине II тыс. до н.э. германцы освоили Южную Скандинавию, к VI в. до н.э. обитали также в междуречье нижнего течения рек Везер и Одер.

По свидетельству Цезаря и Тацита, германцы не являлись еще вполне земледельческим народом. Основные средства к жизни они получали за счет скотоводства. Но данные археологии свидетельствуют, что на значительной части Германии и на Ютландском полуострове земледельческая культура была уже достаточна развита в последние столетия до новой эры. Вспашка земли производилась в большинстве случаев легким плугом или сохой дважды перед посевом. Вопреки сообщениям Цезаря, что свебы ежегодно меняли обрабатываемые поля, ученые установили, что германцы длительное время пользовались участками, которые они обносили валом из земли и камня. Приусадебные участки находились в постоянном пользовании отдельных домохозяйств. Германцы сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, бобы, лен. По сравнению с римской агрикультурой германское земледелие было, конечно, примитивным. Зачастую применялась подсечная и переложная система земледелия. У германцев еще не было садоводства и луговодства. У более отсталых племен, живших в лесистых и болотистых местностях, сохранялся примитивный образ жизни с преобладанием скотоводства и охоты на дикого зверя.

Скотоводство носило уже не кочевой, а оседлый характер. Скот у германцев являлся главным предметом богатства и служил мерилом стоимости.

Жили германцы небольшими деревнями. Особенностью германских поселений была усадебная застройка: каждый жилой дом окружали хозяйственные постройки и огороды. Дома, наземные (чаще) и углубленные, сложенные и камня, обмазывались цветной глиной. Основой хозяйства было земледелие и скотоводство. Пользовались примитивным ралом, которое не переворачивало, а лишь разрезало пласт земли. У прибрежных и приморских племен важную роль играли рыболовство и охота.

Древние германцы: общественные отношения.

К концу I тыс. до н.э. германцы жили родовым строем. Верховная власть принадлежала народному собранию, родовые старейшины выполняли судебные функции. На время военных действий выбирался военный вождь. Низовой ячейкой общества была родовая община с одинаковым для всех имущественным положением.

Но уже в I в.н.э начинаются серьезные соци­альные изменения. Из единых прежде родовых коллективов выделяются отдельные семьи, которые ведут обособленное хозяйство на выделен­ных общиной участках земли. Семьи старейшин, вождей, жрецов получа­ют более значительные наделы. Складывается наследственность должностных лиц, формируется знать. Вслед за со­циальным возникает и имущественное неравенство. В семьях знати кон­центрируются более крупные земельные наделы. У знати появляется потребность в дополни­тельной рабочей силе - возникает патриархальное рабство. Вокруг знати концентрируются воины, которые и в мирное время уже не возвращаются к повседневному труду, а предпо­читают жить за счет своего командира и оказывать ему разные услуги -возникают дружины при военных вождях. Древнегерманское их название – конунги. Конунги с дружинами - прообраз будущей государственной власти.

Родовая община начинает дробиться на от­дельные, более мелкие ячейки-семьи, которые и становятся основными хозяйственными единицами и уже не обязаны делиться результатами сво­его труда с соседними, пусть и родственными семьями. Функция общин нового типа - контроль за землепользованием, наделе­ние семей землей по справедливости. Остальные угодья остаются неподеленными, в совместном пользовании. В дальнейшем домохозяйства в таких общинах все более обособля­ются, родственные узы перестают играть решающую роль. Эти общины назы­ваются соседскими. У германцев они формируются в IV - V вв.

Варварские завоевания и королевства на территории Западной Римской империи.

Со II в.н.э. готы начинают двигаться в Северное Причерноморье, создалют раннегосударственное объединение. Возглавил его в IV в. готский конунг Германарих. Но в 375 г. восточная часть готов (остготы) была разгромлена при­шедшими с востока, из Азии тюркско - монгольскими кочевниками - гун­нами. Западная часть готов (вестготы), стремясь избежать участи своих собратьев, обратилась к соседнему Риму с просьбой пустить их на свою территорию в обмен на обязательство охранять границы империи. Гун­ны же через Карпатские перевалы устремились на Средний Дунай, в Паннонию и оттуда, стали совершать набеги. Более всего их привлекали богатые восточноримские земли. После расселения на территории Византии вестготы стали испытывать притеснения и злоупотребления от местных чиновников. В 378 г. в битве при Андрианополе войска им­ператора Валента были разбиты. Новый император Феодосий, действуя осторожно, вносил разлад в ряды восставших. После смерти Феодосия по его завещанию империя была раз­делена. Восточную ее часть возглавил Аркадий, а Западную Гонорий. Но готы не поладили с обоими братьями. Сначала они под предводи­тельством Алариха готы похозяйничали на Балканах, дойдя до Афин, затем Аркадий сумел натравить варваров на Запад.

В первой половине V в. в пределах Римской империи появился вос­точногерманский племенной союз вандалов. Они отвоевали для себя у римлян Испанию, где основали 4 королевства. Но вскоре их оттуда вытеснили вестготы и алано-вандалы переправились в Северную Африку. Здесь, на месте римской провинции Африка они основали королевство.

Одновременно с вандалами из восточногерманских земель в Галлии появились бургунды. За помощь римлянам в борьбе с гуннами, они на правах союз­ников получили для расселения Лионскую провинцию, где отобрали у римской знати 2/3 земель и стали создавать свое королевство. Но вскоре они были подчинены более мощным германс­ким племенным объединением - франками.

В Италии после вандальского погрома императорская власть пришла в полный упадок и в 476 г. последний западноримский император Ромул Августул был свергнут. В 493 г остготы во главе с Теодорихом вступили в Италию и поделили со свергнувшим Ромула Одоакром страну. Но уже через несколько дней Теодорих убил Одоакра. Так остготы создали в Италии свое королевство. Оно просуществовало всего 62 г. В 554г. Византия завоевала Италиию.Через 13 лет север Италии захватили лангобарды. Так возникло лангобардское королевство. Франки разгромили лангобардов в конце VIII в.

Франция при Меровингах.

Франки - племенной союз, сложившийся к III в.н.э. из германского населения низовьев Рейна и ближайшего побережья Северного моря. С V в. франки стали постепенно продвигаться в северо-западную Галлию. Преобладание германцев отмечено с VII в., а превращение их в ведущий этнос - с IX в.

В процессе расселения у франков росла роль военных дружин. Их предводители - конунги - постепенно становились главами новых тер­риториальных образований на завоеванных землях. В 481 г. единым конунгом франков становится Хлодвиг. 496 г. Хлодвиг крестился и церковь признала его единым конунгом франков. Так, будучи внуком знатного франка Меровея, Хлод­виг основал династию Меровингов, которая просуществовала до 687 г.

Севооборот был принудительным: после снятия урожая убирались все изгороди между участками и пахотные наделы превращались в об­щее пастбище. Каждый франк имел право исполь­зовать неподеленные, общие луга, пастбища, водоемы, леса, участво­вал в распределении свободных земель. Но основные земледельческие угодья уже находились в постоянном, переходящем по наследству пользовании отдельной семьи. По франкс­кому судебнику "Салической правде» (записана в начале VI в.) пахотный надел закреплялся за большой семьей и назывался аллодом. Судебник допускал и отказ от родства, то есть право выхода отдельной семьи из общины (путем отказа от взаи­мопомощи с другими родственниками). Так аллод превращался в отчуж­даемую, передаваемую по наследству собственность. Так сложился один из основополагающих признаков западноевро­пейского феодализма - частное землевладение. А сама франкская об­щина превратилась в территориальную организацию, объединяющую землепользователей-соседей. Такая община, соединявшая вполне са­мостоятельных землевладельцев-аллодистов получила название – марка.

После смерти Хлодвига в 511 г. государство было поделено между его четырьмя сыновьями. Младший – Хлотарь в середине VI в. объединил все франкские земли, но вскоре умер и снова пришлось делить страну, теперь уже между детьми Хлотаря I, затем их женами - в ходе так называемой войны двух корон. Усобицы вызывались и неравномерностью развития различных регионов королевства. Быстрее в направлении складывания крупного землевладения продвигалась Нейстрия (северо-западная Галлия). В северо-восточной части Галлии – Австразии крупных зе­мельных владений еще не было. Южнее Австразии рас­полагалась Бургундия. Каждая область имела своих королей, боровшихся за самостоятельность. В войне двух королев к началу VII в. победа досталась Нейстрии. Усиление знати означало очередное ослабление королевской власти. Начинается период правления слабых, как их тогда называли, «ленивых королей». Не имея сил властвовать, последние Меровинги потеряли инте­рес к активной политике, замкнулись в своих поместьях. Страной же правили майордомы. Пользуясь апатией королей, знать начинает присваивать общинные земли и подчинять самих крестьян, заставляя нести себе службу и ли­шая их прав на землю. Слабым королям крестьянское ополчение было не нужно, и они крестьян не защищали. Но недовольством рядового населения воспользовался майордом Австра­зии Пипин Геристальский. Он сумел объединить всех франков и с 687 г. стал единым майордомом королевства.



infopedia.su

Хозяйство древних германцев

Наиболее древние народы, населявшие территорию Западной Европы, относились к кельтским племенам, которые поселились здесь во второй половине I тысячелетия до н.э. К их числу относились галлы, бойи, бритты, гельветы, белги, секваны, валлийцы (уэльсцы), пикты, эдуи, скотты и др. Поселения кельтов располагались на территории современных Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Южной Германии, Австрии, Северной Италии, Северной и Западной Испании, Чехии, Венгрии, Болгарии. К середине I века до н.э. почти все эти племена были покорены римлянами. В этот же период в Западной Европе появились германские племена, которые расселились по побережью Северного и Балтийского морей, по течению Дуная, Рейна, Эльбы, Вислы, Одера, на полуострове Ютландия и в Южной Скандинавии. Постепенно более воинственные германские племена, захватывая все новые и новые территории, вытеснили кельтов из мест их проживания. Римляне, занимавшие соседние земли, оставили потомкам некоторые материалы по истории древних германцев. К их числу можно отнести "Записки о галльской войне" Юлия Цезаря (середина I века до н.э.) и трактат римского историка Тацита "О происхождении и местожительстве германцев", а также ею "Анналы" и "Историю" (конец I века н.э.). Судя по перечисленным источникам, в этот период общественное устройство германцев находилось на уровне родовой общины, их материальная культура была достаточно примитивной. Они не знали частной собственности, земля принадлежала всей общине. Земледелие было переложным, и поскольку приходилось часто покидать освоенные участки земли и переходить на новые, то германцы зачастую вели кочевой образ жизни. Большое значение в их жизни имели охота и скотоводство. Земледелию мешали дремучие леса и непроходимые болота; для расширения и обработки пашни требовались огромные усилия. И хотя в конце I века н.э. германцы стали больше заниматься земледелием, освоили плуг с железным лемехом, эта деятельность по-прежнему имела второстепенное по сравнению со скотоводством значение. Некоторое развитие в рассматриваемый период получили ремесла (кузнечное и гончарное дело, ткачество, выделка кожи и т.д.). Германцы торговали с Римом, поставляя гуда рабов и продукцию скотоводства, а оттуда получая металлы, драгоценности, вино, ткани и др. Поскольку они почти не знали денег, торговый оборот был очень ограниченным. Хозяйство германских племен долгое время оставалось натуральным. Германские племена жили родами ("большими семьями"), из которых составлялся родовой (племенной) союз. Постепенно в этих племенах начались большие изменения: родовая община стала уступать место сельской общине. Несмотря на то что земля оставалась в коллективной собственности, она находилась в пользовании у отдельных семей. Периодически происходил передел общинных земель, но кроме того, за "большими семьями" стала закрепляться в собственность приусадебная земля. В I веке н.э. внутри германских племен началось социальное расслоение. Общинники делились на свободных, вольноотпущенников и рабов. Вольноотпущенники занимали промежуточное положение между сословиями свободных и рабов. Рабы, в основном из военнопленных, имели свою семью, дом, скот и пр. Их труд использовался в домашнем хозяйстве господина. Помимо этого рабы платили оброк подобно крепостным крестьянам. В этот же период среди германцев сформировалось сословие крупных землевладельцев (племенной знати), из которых избирались племенные вожди. Они собирали военные дружины для захвата ближних и дальних земель, поскольку земельные угодья становились главным мерилом богатства. Те вожди, у которых была земля и военная сила, пользовались большим влиянием при решении важных дел в народных собраниях, например при выборах короля (конунга), избиравшегося, как правило, на период войны. Постепенно королевская власть из выборной стала превращаться в наследственную. ВIV-VII веках происходило массовое передвижение германских племен, так называемое великое переселение народов . Одной из причин миграции племен можно считать возросший уровень хозяйствования германцев: социальное расслоение, укрепление королевской власти и стремление племенной знати к захвату новых территорий и народов. В определенной степени на "великое переселение" повлияли агрессивные набеги с Востока кочевых племен (гуннов), которые грабили германцев, что толкало последних на поиски новых земель. В результате массовой миграции в Европе образовались крупные федерации германских племен: фризов, англосаксов, алеманнов, лангобардов, вандалов, ютов, бургундов, франков, баваров, остготов, вестготов и пр. В IV-V веках германские племена покорили Западную Римскую империю, и на ее развалинах было создано несколько так называемых варварских королевств, в том числе и Франкское королевство, которое позже стало наиболее сильным государством средневековой Европы.

studlib.info

Письменные источники по древним германцам

Письменные источники по древним германцам

В начале I века появился фундаментальный географический труд Страбона , где в кн. 7 он передаёт сведения о расселении германских племён, известных прежде всего по войнам с римлянами. В середине I века Плиний Старший попытался классифицировать германские племена, разделив их на 5 групп. В конце I века Корнелий Тацит написал сочинение « О происхождении германцев и местоположении Германии », ставшее основным письменным источником этнографических сведений о древних германцах. Тацит чётко обозначил границы проживания германских племён к востоку от Рейна , к северу от верхнего и среднего Дуная и Карпат до побережья Северного и Балтийского морей. Восточной границы Тацит не обозначил, указав лишь, что германцев отделяет от сарматов зона « обоюдной боязни ». Александрийский географ Клавдий Птолемей в середине II века обозначил реку Вислу как восточную границу ареала обитания германских племён.

Хозяйственная и культурная жизнь древних германцев

Начало I в. н.э. Германцы еще находятся на «начальной стадии развития» как организованное общество. По свидетельству Цезаря и Тацита, германцы не являлись еще вполне земледельческим народом. Основные средства к жизни они получали за счет скотоводства. Но некоторые данные свидетельствуют, что на значительной части Германии и на Ютландском полуострове земледельческая культура была уже достаточна развита в последние столетия до новой эры. Вспашка земли производилась в большинстве случаев легким плугом или сохой дважды перед посевом. Вопреки сообщениям Цезаря, что свебы ежегодно меняли обрабатываемые поля, германцы длительное время пользовались участками, которые они обносили валом из земли и камня. Приусадебные участки находились в постоянном пользовании отдельных домохозяйств. Германцы сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, бобы, лен. По сравнению с римской агрикультурой германское земледелие было, конечно, примитивным. Зачастую применялась подсечная и переложная система земледелия. У германцев еще не было садоводства и луговодства. У более отсталых племен, живших в лесистых и болотистых местностях, сохранялся примитивный образ жизни с преобладанием скотоводства и охоты на дикого зверя. И, как отмечал Цезарь, земледелием они занимались мало; их пища состояла главным образом из молока, сыра и мяса. Ни у кого из них не было определенных земельных участков и вообще земельной собственности; но власти и князья каждый год наделяли землей, насколько и где найдут нужным, роды и объединившиеся союзы родственников, а через год заставляли их переходить на другое место. Этот порядок они объясняли разными соображениями; именно, чтобы в увлечении оседлой жизнью люди не променяли интереса к войне на занятия земледелием, чтобы они не стремились к приобретению обширных имений и люди сильные не выгоняли бы слабых из их владений; чтобы люди не слишком основательно строились из боязни холодов и жары; чтобы не нарождалась у них жадность к деньгам, благодаря которой возникают партии и раздоры; наконец, это лучшее средство управлять народом путем укрепления в нем довольства, раз каждый видит, что в имущественном отношении он не уступает людям самым сильным. В хозяйственной жизни германцев значительное место занимали рыболовство и собирательство, а у племен, живших по морскому побережью, — морской промысел и сбор янтаря. В целом экономика древних германцев носила натуральный характер. Каждая родовая община и большая семья изготовляли почти все необходимое для своей жизни — орудия труда, одежду, утварь, оружие. Ремесло не выделилось еще в отдельную отрасль экономики. Тацит отмечает, что германцы давно уже научились добывать железо и делать из него орудия труда и оружие, но железа у них было мало, и оно ценилось очень дорого. Как свидетельствуют археологические находки, германцы добывали также серебро, олово и медь. Значительного прогресса достигли гончарное дело и ткачество. Ткани расцвечивались растительными веществами. У прибрежных племен, знакомых с мореплаванием, было развито кораблестроение, о чем свидетельствуют изображения морских судов в наскальной живописи, датируемые еще концом бронзового века. «Во время войны, остающиеся дома прокармливают и себя и тех, кто ушел воевать; эти в свою очередь через год становятся под оружие, а те остаются дома. Таким образом, у них нет перерыва ни в обработке полей, ни в приобретении военных знаний и опытности. У них нет земельной собственности, и никому не позволяется больше года оставаться на одном месте для обработки земли» «..они проводят много времени на охоте. Она развивает их физические силы и дает им огромный рост, благодаря особой пище, ежедневным упражнениям и полной свободе; так как их с самого детства не приучают к повиновению и дисциплине, и они делают только то, что им нравится» (Цезарь). Германцы были настолько закаленными, что даже в самых холодных местностях надевали на себя только короткие шкуры, оставляющие значительную часть тела открытой. Торговля Рима с германцами носила оживленный характер уже в середине I в. до н.э. Центрами ее были римские поселения по Рейну и Дунаю — Кёльн, Трир, Аугсбург, Регенсбург, Вена. Римляне построили у своих границ с германцами сеть дорог. Наиболее оживленные торговые связи были у римлян с соседними племенами, но, как свидетельствуют клады римских монет, римские купцы посещали и отдаленные районы по Дунаю и его притокам, а также по Эльбе и Одеру. Германцы покупали у римлян изделия из бронзы, стекла, оружие и некоторые орудия труда. Из Римской Галлии ввозили лошадей, керамические изделия. В свою очередь римляне вывозили из Германии рабов, скот, янтарь, кожи, меха, растительные красители. Но, по сведениям Цезаря, купцов германцы допускали к себе больше для продажи военной добычи, чем из желания получить какие-либо привозные товары. Привозных лошадей, которые ценились у других народов, германцы не покупали; они в своих доморощенных, малорослых и безобразных лошадях развивали ежедневными упражнениями чрезвычайную выносливость. (В конных сражениях они часто соскакивали с лошадей и сражались так, а лошади были приучены оставаться на месте, и в случае надобности они быстро к ним отступали.) Вино германцы вообще не позволяли к себе ввозить, так как, по их мнению, оно изнеживает человека и делает его неспособным выносить лишения. Разноплеменные народы германского, славянского и кельтского корней издавна находились в тесных этнокультурных контактах между собой и романским населением Римской империи. Это способствовало овладению более совершенной агрикультурой, развитию ремесленной деятельности, разведению новых, улучшенных пород скота. В конце I в. н.э. в экономике и социальном строе германцев произошли большие изменения. Теперь это были уже далеко не те племена, что населяли здешние земли во времена Цезаря. Теперь германцы окончательно перешли к оседлому земледелию, хотя скотоводство продолжало играть главную роль. На смену прежним временным хижинам пришли построенные из камня и крытые черепицей дома. Уменьшилось значение охоты в хозяйстве. На смену родовой общине, которая обрабатывала сообща землю еще во времена Цезаря, пришли большие семейные общины, которые жили отдельными поселениями. Такая община вспахивала каждый год новый участок земли, оставляя старый под паром. Пастбища, выгоны и другие угодья составляли общие владения, которые принадлежали сразу нескольким поселениям. Тем не менее, жизненный устой германцев оставался примитивным. Римские деньги распространялись только в пограничных с Римской империей областях, а наиболее отдаленные племена их даже не знали. Там господствовал натуральный обмен. Ремесла, в том числе и металлургия, были слабо развиты. Вооружение германцев оставалось несовершенным. По словам Тацита, германцы селились разбросанными деревнями. Жилища строили из дерева, обмазывая их глиной. Это были продолговатые строения, несколько десятков метров в длину. Часть помещения отводилась для домашнего скота. Для хранения продуктов устраивались подземелья и погреба. У германцев не было поселений городского типа, но для защиты от нападения они возводили земляные и деревянные укрепления. «…Народы Германии не живут в городах и даже не терпят, чтобы их жилища примыкали вплотную друг к другу. Селятся же германцы каждый отдельно и сам по себе, где кому приглянулись родник, поляна или дубрава. Свои деревни они размещают не так, как мы, и не скучивают теснящиеся и лепящиеся одно к другому строения, но каждый оставляет вокруг своего дома обширный участок, то ли, чтобы обезопасить себя от пожара, если загорится сосед, то ли из-за неумения строиться. Строят же они, не употребляя ни камня, ни черепицы; все, что им нужно, они сооружают из дерева, почти не отделывая его и не заботясь о внешнем виде строения и о том, чтобы на него приятно было смотреть. Впрочем, кое-какие места на нем они с большой тщательностью обмазывают землей, такой чистой и блестящей40, что создается впечатление, будто оно расписано цветными узорами. У них принято также устраивать подземные ямы, поверх которых они наваливают много навоза и которые служат им убежищем на зиму и для хранения съестных припасов, ибо погреба этого рода смягчают суровость стужи, и, кроме того, если вторгается враг, все неприбранное в тайник подвергается разграблению». Исключение составляли только племена близ Рейна, переселившиеся из Галлии, а именно белготерманские народы. Адуатуки, убии и другие уже при Цезаре жили в хорошо укрепленных поселениях, а Тацит говорит о городе батавов и укреплениях. Это были, вероятно, деревни, окруженные тыном. У белгов укреплению поселений способствовали окружавшие их леса и болота; в этой провинции добывали камень, который распиливали пилой на кирпичи, что указывает, по-видимому, на то, что уже в то время там начали употреблять для построек камень наряду с деревом. К III-IV вв. происходит значительный хозяйственный прогресс: германцы достигли высокого уровня земледелия улучшилась обработка почвы, расширился ассортимент сельскохозяйственных культур и повысилась их урожайность, начали распространяться садоводство и виноградарство; достигли высокого уровня металлообработки, кораблестроения, совершенствовались ремесла: обработка железа, бронзы, серебра. Поля обрабатывали с помощью тяжелого германского плуга, с использованием быков в качестве основной тягловой силы (об этом свидетельствуют находки деревянного ярма). Разнообразны зерновые культуры: несколько видов пшеницы, рожь, полба ячмень, овес. Начинается постепенное увеличение доли ржи и пшеницы, но основной зерновой культурой оставался ячмень. Выращивали бобы, горох, чечевицу, различные сорта льна, коноплю. Сажали огородные культуры: капусту, свеклу, морковь, салат, петрушку, пастернак. От римлян заимствовали и усвоили приемы выращивания сельдерея, кориандра, укропа, чеснока. Под влиянием римской агрикультуры на Рейне распространяется виноградарство, расширяются посадки плодовых деревьев (вишни, абрикоса, персика). Скотоводство получает дальнейшее развитие в связи с массовыми переселениями, расширением культивируемых земель, совершенствованием военного дела. К разведению улучшенных пород крупного рогатого скота побуждала необходимость обеспечения хозяйства тягловой силой. Коневодство стимулировалось частыми передвижениями и использованием конницы в военных действиях. Свиноводство доставляло быстрый прирост продукта питания; разведение свиней облегчалось обилием корма в дубовых лесах. Развитие скотоводства в целом было связано с совершенствованием агрикультуры и образованием индивидуального хозяйства свободных землевладельцев. В безлесных районах преобладало выращивание крупного рогатого скота, на лесных площадях – свиноводство. На побережье Северного моря овцеводство стояло на втором месте, а свиноводство – на четвертом. Значение коневодства возрастает, начиная с III-IV вв. В местах постоянных поселений разводили также домашнюю птицу (кур, уток, гусей), что существенно пополняло рацион питания. Одной из важнейших отраслей хозяйства германцев оставалась охота. В лесах водилось много зубров, медведей, оленей, лосей, косуль, диких вепрей, зайцев; в озерах и болотах – дичи, на реках – бобров. Среди погребального инвентаря находят разнообразное охотничье оружие, самоловные устройства. О значении охоты в жизни германцев свидетельствует так называемый звериный стиль в произведениях прикладного искусства. Пряжки-фибулы имели форму кабана, зайца, оленя, они украшены геометрическим и стилизованным животным орнаментом, некоторые сделаны в форме птицы с клювом. Не менее важное значение в хозяйстве имело рыболовство, применялись гарпуны, остроги, плетеные сети и верши. Переход к стойловому содержанию скота, улучшение пород, одомашнивание новых видов, использование римских приемов агрикультуры, расширение посевов высококачественных сортов и видов зерновых, огородных растений – все это обеспечивало улучшение питания и рост численности населения. Рост ремесленного производства и усложнение технических приемов, развитие металлургии, кузнечного дела и судостроения, увеличение продуктов сельского хозяйства стали условиями обособления профессионального ремесла внутри общинной организации. Развивался товарообмен. Оживленная торговля шла с Римской империей на рейнской и дунайской границах возникали торговые эмпирии. С окончанием Великого переселения народов германцы получили возможность основательнее познакомиться с римскими постройками; когда и на их собственных землях появилось множество храмов, дворцов и роскошных зданий, они продолжали строить жалкие хижины и отмечать места поклонения и могилы умерших простыми, большею частью необработанными камнями. Постепенно связи с Римом усиливались. Во II и начале III вв. н.э. римские купцы стали проникать все глубже в отдаленные от империи области, теперь германская племенная знать могла покупать привозную утварь, вина и ювелирные изделия. Они стали остро нуждаться в деньгах для удовлетворения своих возросших потребностей. Римским торговцам стали продавать крупный рогатый скот, меха и рабов. Постепенно германские племена, подобно населению восточных земель, организовали оживленную транзитную торговлю, переправляя римские товары в Скандинавию, где, по словам Тацита, существовал один из наиболее сильных союзов германских племен, а также в Прибалтику. Развитие торговли повлекло за собой развитие мореплавания и совершенствование судостроения. Кроме этого, развивались и ремесла — керамическое, ткачество, ювелирное дело, металлургия. Германские мастера стали сами изготавливать вооружение, даже кольчуги. Все это привело к тому, что постепенно германские купцы стали вывозить на Север и Восток уже не только римские товары, но и предметы местного производства. Наравне с ремеслом, бурно развивалось сельское хозяйство. Стали выращиваться лучшие породы скота и лошадей. Это увеличило значение германской конницы во время боевых столкновений. Так, если сравнить германцев времен Цезаря и Тацита с германцами, которые жили в III-V веках, доказывается, что между ними существовала огромная разница. Германцы в III-V веках имели сильную и богатую племенную знать, кроме этого, большого развития достигло местное ремесло: германские мастера изготавливали тонкие ткани, изящную утварь, драгоценные украшения, дорогое оружие. Это еще раз доказывает богатство племенной знати, которая нуждалась в предметах роскоши, а также в больших количествах золота и серебра. О подобном положении вещей можно судить по находкам в Шлезвигских болотах, где вещи, которые относятся к середине III века, хорошо сохранились из-за того, что были занесены торфом. Все эти находки показывают, что местное германское ткацкое, кожевенное, керамическое, стекольное, металлургическое производства находились на весьма высоком уровне. Они основывались на римской технике, которая была освоена и развита местными ремесленниками. Особенно больших успехов германцы достигли в обработке металлов, из которых теперь изготавливалось вооружение, а также многочисленные ювелирные изделия. Развитая торговля с племенами Прибалтики и Скандинавии привела к тому, что германцы из Средней Европы стали хорошими кораблестроителями и мореплавателями. В тех же Шлезвигских болотах были найдены дубовые ладьи на четырнадцать пар гребцов. Германцы использовали свои суда не только для торговли — они совершали пиратские набеги. Морской грабеж приносил богатую добычу, а также рабов для продажи.

Тацит о браке: Тем не менее браки у них соблюдаются в строгости, и ни

одна сторона их нравов не заслуживает такой похвалы, как эта.

Ведь они почти единственные из варваров довольствуются, за очень

немногими исключениями, одною женой, а если кто и имеет по

нескольку жен, то его побуждает к этому не любострастие, а

занимаемое им видное положение. Приданое предлагает не жена мужу,

а муж жене. При этом присутствуют ее родственники и близкие и

осматривают его подарки; и недопустимо, чтобы эти подарки

состояли из женских украшений и уборов для новобрачной, но то

должны быть быки, взнузданный конь и щит с фрамеей и мечом. За

эти подарки он получает жену, да и она взамен отдаривает мужа

каким-либо оружием; в их глазах это наиболее прочные узы, это —

священные таинства, это — боги супружества. И чтобы женщина не

считала себя непричастной к помыслам о доблестных подвигах,

непричастной к превратностям войн, все, знаменующее собою ее

вступление в брак, напоминает о том, что отныне она призвана

разделять труды и опасности мужа и в мирное время и в битве,

претерпевать то же и отваживаться на то же, что он; это возвещает

ей запряжка быков, это конь наготове, это — врученное ей оружие.

Так подобает жить, так подобает погибнуть; она получает то, что в

целости и сохранности отдаст сыновьям, что впоследствии получат

ее невестки и что будет отдано, в свою очередь, ее внукам.

19. Так ограждается их целомудрие, и они живут, не зная

порождаемых зрелищами соблазнов, не развращаемые обольщениями

пиров. Тайна письма равно неведома и мужчинам, и женщинам. У

столь многолюдного народа прелюбодеяния крайне редки; наказывать

их дозволяется незамедлительно и самим мужьям: обрезав изменнице

волосы и раздев донага, муж в присутствии родственников

выбрасывает ее из своего дома и, настегивая бичом, гонит по всей

деревне; и сколь бы красивой, молодой и богатой она ни была, ей

больше не найти нового мужа. Ибо пороки там ни для кого не

смешны, и развращать и быть развращаемым не называется у них —

идти в ногу с веком. Но еще лучше обстоит с этим у тех племен,

где берут замуж лишь девственниц и где, дав обет супружеской

верности, они окончательно утрачивают надежду на возможность

повторного вступления в брак. Так они обретают мужа, одного

навеки, как одно у них тело и одна жизнь, дабы впредь они не

думали ни о ком, кроме него, дабы вожделели только к нему, дабы

любили в нем не столько мужа, сколько супружество. Ограничивать

число детей или умерщвлять кого-либо из родившихся после смерти

отца считается среди них постыдным, и добрые нравы имеют там

большую силу, чем хорошие законы где-либо в другом месте.

20. В любом доме растут они голые и грязные, а вырастают с

таким телосложением и таким станом, которые приводят нас в

изумление. Мать сама выкармливает грудью рожденных ею детей, и их

не отдают на попечение служанкам и кормилицам. Господа

воспитываются в такой же простоте, как рабы, и долгие годы в этом

отношении между ними нет никакого различия: они живут среди тех

же домашних животных, на той же земле, пока возраст не отделит

свободнорожденных, пока их доблесть не получит признания. Юноши

поздно познают женщин, и от этого их мужская сила сохраняется

нерастраченной: не торопятся они отдать замуж и девушек, и у них

та же юная свежесть, похожий рост. И сочетаются они браком столь

же крепкие и столь же здоровые, как их мужья, и сила родителей

передается детям. К сыновьям сестер они относятся не иначе, чем к

своим собственным. Больше того, некоторые считают такие кровные

узы и более священными, и более тесными и предпочитают брать

заложниками племянников, находя, что в этом случае воля

сковывается более прочными обязательствами и они охватывают более

широкий круг родичей. Однако наследниками и преемниками умершего

могут быть лишь его дети; завещания у них неизвестны. Если он не

оставил после себя детей, то его имущество переходит во владение

тех, кто по степени родства ему ближе всего — к братьям, к дядьям

по отцу, дядьям по матери. И чем больше родственников, чем

обильнее свойственники, тем большим вниманием окружена старость;

а бездетность у них совсем не в чести.

21. Разделять ненависть отца и сородичей к их врагам, и

приязнь к тем, с кем они в дружбе, — непреложное правило;

впрочем, они не закосневают в непримиримости; ведь даже

человекоубийство у них искупается определенным количеством быков

и овец, и возмещение за него получает весь род, что идет на

пользу и всей общине, так как при безграничной свободе

междоусобия особенно пагубны.

Род

Наиболее тесными связями в обществе древних германцев были связи родственные. Еще в период Великого переселения народов члены отдельных отрядов воинов внутри более крупных групп племен были, как правило, связаны кровным родством. Безопасность отдельного человека в основном зависела от его рода. Весь род обязан был мстить и добиваться возмещения за преступление либо оскорбление, нанесенное отдельному человеку, – и наоборот, весь род преступника был обязан загладить последствия преступления. Если род жертвы преступления не был удовлетворен условиями, которые предлагал род преступника, возникала кровная месть. Кровная месть кажется нам в лучшем случае антиобщественным обычаем, который мог приводить к полному хаосу. На самом деле случаи, когда не удавалось договориться об объеме возмещения, скорее всего, были редки, и разрушительный демон кровной мести сравнительно нечасто вырывался на свободу. Некоторые юридические вопросы держали в руках старейшины и вожди племен. Эти «судьи», как называет их Цезарь, как кажется, не обладали какой-либо формальной властью. Они не могли заставить преступников или даже тех, кто судился друг с другом, обращаться к ним за судебным решением. Они могли только пользоваться своим влиянием, чтобы уладить спорный вопрос. Цезарь ничего не слышал о существовании у германцев настоящих судов. Примирение или наказание зависело лично от судей или от самих спорящих сторон. К тому времени, как была написана «Германия» Тацита, дела, которые имели значение для всего народа, обсуждало народное собрание. Теперь собрание должно было избирать какое-то количество судей: эти люди путешествовали от общины к общине, решая судебные тяжбы. Каждый судья брал с собой сто человек, которые поддерживали его авторитет и помогали ему советами.

Социальная организация древнегерманского общества.

Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей — из

наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным и

безраздельным могуществом, и вожди начальствуют над ними, скорее

увлекая примером и вызывая их восхищение, если они решительны,

если выдаются достоинствами, если сражаются всегда впереди, чем

наделенные подлинной властью. Впрочем, ни карать смертью, ни

налагать оковы, ни даже подвергать бичеванию не дозволено никому,

кроме жрецов, да и они делают это как бы не в наказание и не по

распоряжению вождя, а якобы по повелению бога, который, как они

верят, присутствует среди сражающихся И они берут с собой в битву

некоторые извлеченные из священных рощ изображения и святыни; но

больше всего побуждает их к храбрости то, что конные отряды и

боевые клинья составляются у них не по прихоти обстоятельств и не

представляют собою случайных скопищ, но состоят из связанных

семейными узами и кровным родством; к тому же их близкие

находятся рядом с ними, так что им слышны вопли женщин и плач

младенцев, и для каждого эти свидетели — самое святое, что у него

есть, и их похвала дороже всякой другой; к матерям, к женам несут

они свои раны, и те не страшатся считать и осматривать их, и они

же доставляют им, дерущимся с неприятелем, пищу и ободрение.

8. Как рассказывают, неоднократно бывало, что их уже

дрогнувшему и пришедшему в смятение войску не давали рассеяться

женщины, неотступно молившие, ударяя себя в обнаженную грудь, не

обрекать их на плен, мысль о котором, сколь бы его ни страшились

для себя воины, для германцев еще нестерпимее, когда дело идет об

их женах. Вот почему прочнее всего удерживаются в повиновении

племена, которым было предъявлено требование выдать в числе

заложников также девушек знатного происхождения. Ведь германцы

считают, что в женщинах есть нечто священное и что им присущ

пророческий дар, и они не оставляют без внимания подаваемые ими

советы и не пренебрегают их прорицаниями. В правление

божественного Веспасиана мы видели среди них Веледу, долгое время

почитавшуюся большинством как божество; да и в древности они

поклонялись Альбруне и многим другим, и отнюдь не из лести и не

для того, чтобы впоследствии сделать из них богинь.

О делах, менее важных, совещаются их старейшины, о более

значительных — все; впрочем, старейшины заранее обсуждают и такие

дела, решение которых принадлежит только народу. Если не

происходит чего-либо случайного и внезапного, они собираются в

определенные дни, или когда луна только что народилась, или в

полнолуние, ибо считают эту пору наиболее благоприятствующей

началу рассмотрения дел. Счет времени они ведут не на дни, как

мы, а на ночи. Таким обозначением сроков они пользуются, принимая

постановления и вступая в договоры друг с другом; им

представляется, будто ночь приводит за собой день. Но из их

свободы проистекает существенная помеха, состоящая в том, что они

сходятся не все вместе и не так, как те, кто повинуется

приказанию, и из-за медлительности, с какою они прибывают,

попусту тратится день, другой, а порою и третий. Когда толпа

сочтет, что пора начинать, они рассаживаются вооруженными. Жрецы

велят им соблюдать тишину, располагая при этом правом наказывать

непокорных. Затем выслушиваются царь и старейшины в зависимости

от их возраста, в зависимости от знатности, в зависимости от

боевой славы, в зависимости от красноречия, больше воздействуя

убеждением, чем располагая властью приказывать. Если их

предложения не встречают сочувствия, участники собрания шумно их

отвергают; если, напротив, нравятся, — раскачивают поднятые вверх

фрамеи: ведь воздать похвалу оружием, на их взгляд, — самый

почетный вид одобрения.

12. На таком народном собрании можно также предъявить

обвинение и потребовать осуждения на смертную казнь. Суровость

наказания определяется тяжестью преступления: предателей и

studfiles.net

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Деревни, о которых мы говорим, были поселениями зажиточных крестьян, и уместно закончить эту главу рассмотрением имеющихся данных о ведении сельского хозяйства. Каким бы кратким ни был рассказ о сельском хозяйстве древних германцев, мы не можем опустить упоминание о таком важном вопросе, как системы полей. Поля, которые находили археологи вблизи древних поселений, оказываются очень разными. Обычно с воздуха они выглядят как группы оград в виде неправильных прямоугольников, которые лежат под разными углами друг к другу, без всякого намека на общую планировку. Все это очень похоже на поля доисторической и римской Британии (которые не совсем удачно именуют "кельтскими"). Хорошо сохранившиеся группы этих полей все еще можно видеть на вересковых пустошах Нидерландов и Ютландии: их границы отмечены стенами из земли или камня. Довольно часто встречаются и группы спланированных квадратных и прямоугольных полей, как, например, в Скорбек-Хеде (Дания), Зейене (Нидерланды) или в Фохтело. На последнем объекте археологи обнаружили огороды и небольшие поля рядом с самим поселением; они были огорожены плетнями. Реже археологи обнаруживают поля позднерим-ского железного века и эпохи Великого переселения народов, но они, скорее всего, мало чем отличались от полей предыдущих эпох. Поля Валльхагара, например, по планировке почти ничем не отличаются от небольших, в виде неправильных прямоугольников, полей Ютландии эпохи римского железного века. В других районах Швеции, а также в Норвегии идентифицированы многие деревни эпохи Великого переселения народов, и они ничем не отличаются от поселений предыдущих эпох. Считается, что в Нидерландах и на севере Германской равнины длинные и узкие поля, которые внешне напоминают средневековые поля-полоски, могут восходить к этому времени, однако прямых доказательств тому нет, и нет пока оснований говорить, что система открытых полей восходит к VI в. Фактически в Германии она появляется только в XIII в. Поэтому следует отбросить распространенное убеждение, что система общинных полей была завезена в Британию англосаксами: напротив, она появилась в результате длительного процесса, который, возможно, начался лишь тогда, когда сами переселения закончились. В любом случае в период Великого переселения народов никаких следов существования системы общинных полей нет.

Самым главным сельскохозяйственным орудием, использовавшимся в поле, был плуг. О его важности свидетельствует то, что многие экземпляры обнаружены в вотивных приношениях. Очевидно, плуг считался священным, как орудие плодородия. Во многих областях Европы первая пахота была священнодействием, как и начало нового сельскохозяйственного года. В древней Северной Европе пользовались двумя видами плуга: ард ("ард" — это скандинавский термин, которым обычно называют ранние формы плуга) и плуг с отвалом. Ард — очень простое орудие: в сущности, это сетка с крюком, приделанная к длинной ручке, к которой, в свою очередь, привязывают тягловых животных. Плуг с отвалом — более эффективное орудие: лемех в форме стрелы прикрепляют к плугу под косым углом, так что при пахоте он отваливает землю на одну сторону. Борозда также получается более глубокой, в то время как ард лишь царапает землю. Еще более прогрессивный колесный плуг и плуг с железным лемехом, как кажется, появились позднее, возможно, уже после периода Великого переселения народов.

Два показанных здесь образца происходят из Хим-мерланда (Дания). Простой ард из Веббеструпа датируется примерно 500 г. до н. э. и сделан из цельного березового ствола. Грядиль, длиной более 130 сантиметров, слегка изогнут. Лежень заострен с обоих концов, более острый конец был «носовым», поскольку именно он служил в качестве лемеха. На «подошве» была вертикальная дыра или паз, куда вставлялась деревянная стойка или ручка.

Хорошо сохранившийся плуг с отвалом из Деструпа — более крупное и сложное орудие. Он состоит из пяти тщательно обработанных частей: грядиля, связующей части, вогнанной в передний конец, стойки, снабженной отдельной ручкой, и переднего лемеха. Грядиль из ольхи длиной около 2,7 метра к передней части сужается. Справа плуг сильно сношен — видимо, при употреблении он наклонялся именно в этом направлении. Грядиль плуга был сделан из твердой ольхи, а материалом для ручки послужила мягкая древесина липы, и, поскольку ручка изношена меньше, это означает, что грядиль по крайней мере один раз меняли. Плуг относится примерно к тому же времени, что и плуг из Веббеструпа, — около 500 г. до н. э., однако оба типа орудия могли использоваться еще столетия спустя.

Может показаться, что такие простые деревянные плуги были не очень эффективны при обработке твердой почвы, и современные археологи все еще часто говорят, что такой ард можно использовать только на легкой песчаной почве и гравии. Однако это совсем не так, и у нас есть яркое тому доказательство. Под многими погребальными курганами неолита и бронзового века были обнаружены следы древних борозд. На фоне подпочвы они выглядят как светлые полосы. Борозды сохранились потому, что поверхность земли, на которой они были прорезаны, оказалась «запечатанной» курганом и, таким образом, в дальнейшем была защищена от распахивания и естественных процессов эрозии. Во многих случаях земля, в которой древний ард прорезал борозды, была тяжелой глиной: следовательно, ардом можно было вспахать и такую почву. Эксперименты на тяжелых почвах с современными копиями плуга железного века приводят нас к тому же выводу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Сельское хозяйство. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура [litres]

Сельское хозяйство

Деревни, о которых мы говорим, были поселениями зажиточных крестьян, и уместно закончить эту главу рассмотрением имеющихся данных о ведении сельского хозяйства. Каким бы кратким ни был рассказ о сельском хозяйстве древних германцев, мы не можем опустить упоминание о таком важном вопросе, как системы полей. Поля, которые находили археологи вблизи древних поселений, оказываются очень разными. Обычно с воздуха они выглядят как группы оград в виде неправильных прямоугольников, которые лежат под разными углами друг к другу, без всякого намека на общую планировку. Все это очень похоже на поля доисторической и римской Британии (которые не совсем удачно именуют «кельтскими»). Хорошо сохранившиеся группы этих полей все еще можно видеть на вересковых пустошах Нидерландов и Ютландии: их границы отмечены стенами из земли или камня. Довольно часто встречаются и группы спланированных квадратных и прямоугольных полей, как, например, в Скорбек-Хеде (Дания), Зейене (Нидерланды) или в Фохтело. На последнем объекте археологи обнаружили огороды и небольшие поля рядом с самим поселением; они были огорожены плетнями.

Поля в Скорбек-Хеде (Ютландия)

Реже археологи обнаруживают поля позднеримского железного века и эпохи Великого переселения народов, но они, скорее всего, мало чем отличались от полей предыдущих эпох. Поля Валльхагара, например, по планировке почти ничем не отличаются от небольших, в виде неправильных прямоугольников, полей Ютландии эпохи римского железного века. В других районах Швеции, а также в Норвегии идентифицированы многие деревни эпохи Великого переселения народов, и они ничем не отличаются от поселений предыдущих эпох. Считается, что в Нидерландах и на севере Германской равнины длинные и узкие поля, которые внешне напоминают средневековые поля-полоски, могут восходить к этому времени, однако прямых доказательств тому нет, и нет пока оснований говорить, что система открытых полей восходит к VI в. Фактически в Германии она появляется только в XIII в. Поэтому следует отбросить распространенное убеждение, что система общинных полей была завезена в Британию англосаксами: напротив, она появилась в результате длительного процесса, который, возможно, начался лишь тогда, когда сами переселения закончились. В любом случае в период Великого переселения народов никаких следов существования системы общинных полей нет.

Плуги из Веббеструпа и Деструпа (Химмерланд, Дания), оба ок. 500 г. до н. э.

Самым главным сельскохозяйственным орудием, использовавшимся в поле, был плуг. О его важности свидетельствует то, что многие экземпляры обнаружены в вотивных приношениях. Очевидно, плуг считался священным, как орудие плодородия. Во многих областях Европы первая пахота была священнодействием, как и начало нового сельскохозяйственного года. В древней Северной Европе пользовались двумя видами плуга: ард («ард» – это скандинавский термин, которым обычно называют ранние формы плуга) и плуг с отвалом. Ард – очень простое орудие: в сущности, это сетка с крюком, приделанная к длинной ручке, к которой, в свою очередь, привязывают тягловых животных. Плуг с отвалом – более эффективное орудие: лемех в форме стрелы прикрепляют к плугу под косым углом, так что при пахоте он отваливает землю на одну сторону. Борозда также получается более глубокой, в то время как ард лишь царапает землю. Еще более прогрессивный колесный плуг и плуг с железным лемехом, как кажется, появились позднее, возможно, уже после периода Великого переселения народов.

Два показанных здесь образца происходят из Химмерланда (Дания). Простой ард из Веббеструпа датируется примерно 500 г. до н. э. и сделан из цельного березового ствола. Грядиль, длиной более 130 сантиметров, слегка изогнут. Лежень заострен с обоих концов, более острый конец был «носовым», поскольку именно он служил в качестве лемеха. На «подошве» была вертикальная дыра или паз, куда вставлялась деревянная стойка или ручка.

Пахота: изображение на скале в Финнторпе, поздний бронзовый век

Хорошо сохранившийся плуг с отвалом из Деструпа– более крупное и сложное орудие. Он состоит из пяти тщательно обработанных частей: грядиля, связующей части, вогнанной в передний конец, стойки, снабженной отдельной ручкой, и переднего лемеха. Грядиль из ольхи длиной около 2,7 метра к передней части сужается. Справа плуг сильно сношен – видимо, при употреблении он наклонялся именно в этом направлении. Грядиль плуга был сделан из твердой ольхи, а материалом для ручки послужила мягкая древесина липы, и, поскольку ручка изношена меньше, это означает, что грядиль по крайней мере один раз меняли. Плуг относится примерно к тому же времени, что и плуг из Веббеструпа, – около 500 г. до н. э., однако оба типа орудия могли использоваться еще столетия спустя.

Деревянная лопата из Офструма (Фрисландия)

Может показаться, что такие простые деревянные плуги были не очень эффективны при обработке твердой почвы, и современные археологи все еще часто говорят, что такой ард можно использовать только на легкой песчаной почве и гравии. Однако это совсем не так, и у нас есть яркое тому доказательство. Под многими погребальными курганами неолита и бронзового века были обнаружены следы древних борозд. На фоне подпочвы они выглядят как светлые полосы. Борозды сохранились потому, что поверхность земли, на которой они были прорезаны, оказалась «запечатанной» курганом и, таким образом, в дальнейшем была защищена от распахивания и естественных процессов эрозии. Во многих случаях земля, в которой древний ард прорезал борозды, была тяжелой глиной: следовательно, ардом можно было вспахать и такую почву. Эксперименты на тяжелых почвах с современными копиями плуга железного века приводят нас к тому же выводу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

Какое было хозяйство древних германцев?

Огромные территории Европы в те времена были покрыты густыми лесами: от Дуная до Везера и от Шварцвальда до Карпат тянулся Герцинский лес, лесами были заняты и северо-западные области.

На берегах рек росли вековые могучие дубы. Климат, холодный и суровый, заставлял людей заботиться о Жилище и сохранении припасов, заниматься охотой и рыбной ловлей. В озерах и реках было много дичи и рыбы. В средней Германии по реке Заале (Сала - левый приток Эльбы) тянулась большая долина, свободная от леса.

Разноплеменные народы германского, славянского и кельтского корней издавна находились в тесных этнокультурный контактах между собой и романским населением Римской империи. Это способствовало овладению более совершенной агрикультурой, развитию ремесленной деятельности, разведению новых, улучшенных пород скота.

К III-IV вв. германцы достигли высокого уровня земледелия, металлообработки, кораблестроения и других ремесел. Поля обрабатывали с помощью тяжелого германского плуга, с использованием быков в качестве основной тягловой силы (об этом свидетельствуют находки деревянного ярма). Разнообразны зерновые культуры: несколько видов пшеницы, рожь, полба ячмень, овес. Урожайность составляла 2-3 центнера с га. Начинается постепенное увеличение доли ржи и пшеницы, но основной зерновой культурой оставался ячмень.

Выращивали бобы, горох, чечевицу, различные сорта льна, коноплю. По-прежнему (как и в эпоху неолита и бронзы) сажали огородные культуры: капусту, свеклу, морковь, салат, петрушку, пастернак. От римлян заимствовали и усвоили приемы выращивания сельдерея, кориандра, укропа, чеснока. Под влиянием римской агрикультуры па Рейне распространяется виноградарство, расширяются посадки плодовых деревьев (вишни, абрикоса, персика).

Скотоводство получает дальнейшее развитие в связи с массовыми переселениями, расширением культивируемых земель, совершенствованием военного дела. К разведению улучшенных пород крупного рогатого скота побуждала необходимость обеспечения хозяйства тягловой силой. Коневодство стимулировалось частыми передвижениями и использованием конницы в военных действиях. Свиноводство доставляло быстрый прирост продукта питания; разведение свиней облегчалось обилием корма в дубовых лесах. Развитие скотоводства в целом было связано с совершенствованием агрикультуры и образованием индивидуального хозяйства свободных землевладельцев.

В безлесных районах преобладало выращивание крупного рогатого скота, на лесных площадях - свиноводство. На побережье Северного моря овцеводство стояло на втором месте, а свиноводство - на четвертом. Значение коневодства возрастает, начиная с III-IV вв.

В местах постоянных поселений разводили также домашнюю птицу (кур, уток, гусей), что существенно пополняло рацион питания.

Одной из важнейших отраслей хозяйства германцев оставалась охота. В лесах водилось много зубров, медведей, оленей, лосей, косуль, диких вепрей, зайцев/в озерах и болотах - дичи, на реках - бобров. Среди погребального инвентаря находят разнообразное охотничье оружие, самоловные устройства. О значении охоты в жизни германцев свидетельствует так называемый звериный стиль в произведениях прикладного искусства. Пряжки-фибулы имели форму кабана, зайца, оленя, они украшены геометрическим и стилизованным животным орнаментом, некоторые сделаны в форме птицы с клювом.

Не менее важное значение в хозяйстве Европы имело рыболовство, применялись гарпуны, остроги, плетеные сети и верши.

Переход к стойловому содержанию скота, улучшение пород, одомашнивание новых видов, использование римских приемов агрикультуры, расширение посевов высококачественных сортов и видов зерновых, огородных растений - все это обеспечило улучшение питания и рост численности населения Европы.

Рост ремесленного производства и усложнение технических приемов, развитие металлургии, кузнечного дела и судостроения, увеличение продуктов сельского хозяйства стали условиями обособления профессионального ремесла внутри общинной организации. Развивался товарообмен. Оживленная торговля шла с Римской империей на рейнской и дунайской границах возникали торговые эмпории.

ruslanka.ru


Смотрите также