Характеристика древнего вавилона. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Основная характеристика государства Древнего Вавилона. Характеристика древнего вавилона


Основная характеристика государства Древнего Вавилона

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Бурная политическая история государственных образований Двуречья в конце 3-го тысячелетия до нашей эры была отмечена возвышением Вавилона. Около 1895года до нашей эры он становится центром независимого государства. Цари вавилонской династии "патеси" подчинили себе сначала т. н. Аккадскую область, населенную семитскими племенами, а затем и шумерские города.

Одним из наиболее выдающихся представителей Вавилонской династии был Хаммурапи (1792-1750гг. до нашей эры), с именем которого связаны важные преобразования в области государственного строя Вавилонии.

Общественный строй Вавилонии в основных характеристиках напоминает древнеегипетский. Источники выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.

Обращает на себя внимание разделение свободных людей на две категории. Одни назывались "сынками мужа" авиации (или "сынами человека"), что подчеркивает их свободное полноправное состояние, другая категория называлась "мушкену" (вероятно производное от слова "шукену" - бить челом"), означающее склонение перед лицом высшего сословия. Обе категории относились к рабовладельцам.

В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах), так и в частной собственности.

Патриархальный характер рабовладения обуславливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав. Например, в случае, если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст. 175-176З.Х.) . Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

Среди рабовладельцев особо выделялись тамкары - торговые агенты, самые денежные люди Вавилона. Они ведут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.

Государственный строй

Во главе древнейших шумерийских городов стояли патеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя, начиная с Аккадской династии называют себя царями 4-х стран и царями вселенной, даже богом. В законах Хаммурапи царь уже не именуется богом, а рассматривается как наместник божества.

Высшим должностным лицом в государстве является правитель царского дворца (в древности называется кубанда). С расширением власти царей за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководит строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ.

При царе появляется и другой правитель-наместник - ИСАККУ - правитель многих городов. В источниках упоминаются различные разряды жрецов, агентов, судей, хранителей житниц, писцы, надсмотрщики и т. д.

С расширением территории происходит централизация управления. Цари со времен 3-й Урской династии лишают местных патеси их светской власти, сохраняя за ними лишь их жреческое достоинство, превращают их в подчиненных областных правителей - шакканакку.

Помимо шакканакку известны правители более легких территориальных единиц- рабианумы, по видимому правители городов или территориальных общин.

Судебная система

Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.

Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы.

Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума" - председателей судебных коллегий.

В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а под председательствованием "рабианума" заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе.

В больших городах судебные функции выполняли специальные "царские судьи", подчиненные непосредственно царю.

Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы.

Вооруженные силы

В период раздробленности Двуречья основным видом Вооруженных Сил являлось ополчение крестьян-общинников, которые по призыву правителя прибывали в войска со своим вооружением и снаряжением.

Впервые во всемирной истории аккадский царь Саргон (2316-2261гг. до нашей эры) создал постоянную армию для выполнения внешних и внутренних задач. Воины, как явствует из законов Хаммурапи, находились на царском содержании, получая за службу земельные наделы с домом, садом, а также скот (ст. 30-36). Это имущество было изъято из гражданского оборота.

Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту.

В случае смерти воина или его пленения, имущество переходило его сыну под условием несения военной службы. В случае малолетства сына 1/3участка отдавалась матери для воспитания сына.

В случае возвращения воина из плена, ему возвращалось имущество, отданное другому воину.

Если плененного воина выкупил купец (тамкар), то после возвращения на родину воин должен был выкупить себя, а если из-за отсутствия средств он не мог этого сделать, то за него платил храм или дворец. Вместе с тем, земельный участок и дом не могли идти в уплату "выкупа".

Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их к царю.

В период военных походов созывалось и ополчение крестьян-общинников.

students-library.com

Общественный и государственный строй Древнего Вавилона

Цивилизация Древнего Вавилона была одной из самых развитых на Ближнем Востоке. Ученые утверждают, что именно в ней зародилась первая письменность. Государственный аппарат имел строгую иерархию, а характеристики общества были характерны для того времени и включали бесправные слои социума.

Общественный строй Древнего Вавилона

В цивилизации население подразделялось на два класса: свободных граждан и рабов. Зависимые от распоряжений других лиц граждане подразделялись на несколько групп:

  • храмовые;
  • царские;
  • частных владельцев.
Вавилонская башняВавилонская башня

Источником рабства являлись военнопленные. Также в данную категорию попадали должники. Рожденные от рабов, попадали в ту же категорию. Они владели имуществом только с разрешения хозяина. При смерти раба, его состояние переходило в управление владельца.Закон защищал только женщин — рабынь, зачавших ребенка от господина. Они пользовались положением свободных людей. Находившиеся в статусе рабов из-за невыплаченных займов, освобождались от положения по истечению трех лет.Свободные граждане Вавилона подразделялись на две категории:Полноправные. К ним относились авилумы, обладающие правом на землей, и несущие обязательства перед государством, в том числе личным имуществом. Его жизнь имела определенную ценность.Неполноправные. Мушкенами называли граждан, служивших при царском дворе. Имущество данных граждан особо охранялась законом.

Древний Вавилон. Кодекс ХаммурапиГосударственный строй Древнего Вавилона

Управление царством осуществлял Энси, что в переводе означало «тот, кто построил храм». Он устанавливал порядок течения жизни в пределах городского поселения. Если власть выходила за территориальные рамки, то его называли лагуль — «большой человек».Для Древнего Вавилона была характерна форма правления в виде неограниченной восточной деспотии. Правитель не всей полнотой власти, судебное производство осуществляли специально назначенные и обученные чиновники. Они проходили обряд посвящения каждый год. Лугаль не имел полноту власти в пределах ряда административных единиц.Служил помощником царя Нубанда.Город делился на регионы, находящиеся под управлением должностных лиц, назначаеых Лугалем. Совещательной функцией обладала община, возглавляемая старостами.Охраняло государство армия из вавилонян. Они получали за службу наделы земли, где могли вести хозяйство.

drevniy-egipet.ru

Основные черты права Древнего Вавилона

Поиск Лекций

Государство и право Древнего Вавилона

Бурная политическая история государственных образований Двуречья в конце 3-го тысячелетия до нашей эры была отмечена возвышением Вавилона. Около 1895 года до нашей эры он становится центром независимого государства. Цари вавилонской династии "патеси" подчинили себе сначала т. н. Аккадскую область, населенную семитскими племенами, а затем и шумерские города.

Одним из наиболее выдающихся представителей Вавилонской династии был Хаммурапи (1792—1750 гг. до нашей эры), с именем которого связаны важные преобразования в области государственного строя Вавилонии.

Общественный строй Вавилонии в основных характеристиках напоминает древнеегипетский. Источники выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.

Обращает на себя внимание разделение свободных людей на две категории. Одни назывались "сынками мужа" авиации (или "сынами человека"), что подчеркивает их свободное полноправное состояние, другая категория называлась "мушкену" (вероятно производное от слова "шукену" - бить челом"), означающее склонение перед лицом высшего сословия. Обе категории относились к рабовладельцам.

В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах), так и в частной собственности.

Патриархальный характер рабовладения обуславливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав. Например, в случае, если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст. 175—176 З. Х.) . Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

Среди рабовладельцев особо выделялись тамкары - торговые агенты, самые денежные люди Вавилона. Они ведут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.

Государственный строй

Во главе древнейших шумерийских городов стояли патеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя, начиная с Аккадской династии называют себя царями 4 стран и царями вселенной, даже богом. В законах Хаммурапи царь уже не именуется богом, а рассматривается как наместник божества.

Высшим должностным лицом в государстве является правитель царского дворца (в древности называется кубанда). С расширением власти царей за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководит строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ.

При царе появляется и другой правитель-наместник - ИСАККУ - правитель многих городов. В источниках упоминаются различные разряды жрецов, агентов, судей, хранителей житниц, писцы, надсмотрщики и т. д.

С расширением территории происходит централизация управления. Цари со времен 3-й Урской династии лишают местных патеси их светской власти, сохраняя за ними лишь их жреческое достоинство, превращают их в подчиненных областных правителей — шакканакку.

Помимо шакканакку известны правители более легких территориальных единиц- рабианумы, по видимому правители городов или территориальных общин.

Судебная система

Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.

Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы.

Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума" - председателей судебных коллегий.

В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а под председательствованием "рабианума" заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе.

В больших городах судебные функции выполняли специальные "царские судьи", подчиненные непосредственно царю.

Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы.

Вооруженные силы

В период раздробленности Двуречья основным видом Вооруженных Сил являлось ополчение крестьян-общинников, которые по призыву правителя прибывали в войска со своим вооружением и снаряжением.

Впервые во всемирной истории аккадский царь Саргон (2316—2261 гг. до нашей эры) создал постоянную армию для выполнения внешних и внутренних задач. Воины, как явствует из законов Хаммурапи, находились на царском содержании, получая за службу земельные наделы с домом, садом, а также скот (ст. 30—36). Это имущество было изъято из гражданского оборота.

Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту.

В случае смерти воина или его пленения, имущество переходило его сыну под условием несения военной службы. В случае малолетства сына 1/3 участка отдавалась матери для воспитания сына.

В случае возвращения воина из плена, ему возвращалось имущество, отданное другому воину.

Если плененного воина выкупил купец (тамкар), то после возвращения на родину воин должен был выкупить себя, а если из-за отсутствия средств он не мог этого сделать, то за него платил храм или дворец. Вместе с тем, земельный участок и дом не могли идти в уплату "выкупа".

Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их к царю.

В период военных походов созывалось и ополчение крестьян-общинников.

Основные черты права Древнего Вавилона

Древним источником права в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права — закон. Известны законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина.

Одним из наиболее значительных этапов в развитии права следует рассматривать появление кодекса Хаммурапи. С именем Хаммурапи (1792—1750 гг. до нашей эры) связаны такие крупные мероприятия в государстве, как:

· объединение Северного и Южного Двуречья в Вавилонское государство;

· усовершенствование в масштабе всей Вавилонии ирригационной системы— реформа административного аппарата;

· упорядочение правосудия в стране.

Законы Хаммурапи

Представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы — древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Столб хранится в Лувре, копия — в Московском музее им. А. С. Пушкина).

Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.

Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6—126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26—39 говорят о земельных наделах воинов.

Следующий раздел, включающий статьи 127—195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196—214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215—282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

poisk-ru.ru

3. Особенности государственного строя

1.

Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций (индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской), но вышеуказанные особенности (отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития) были главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем. В Древнем Китае, например, основой социальной жизни в течение длительного вpeмени были патронимии (цзун), которые объединял” несколько “отек (до тысячи и более) семей, принадлежащих к одной родственной группе. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений составляла основу социальной жизни и в Древней Индии.

Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.

Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае — еще в IV—III тысячелетии до н.э.) в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над. рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.

По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых .земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу, несущие службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц.

Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований: 1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и расы; 2) свободные мелкие производители — общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом; 3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр.

На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого население, занимающие промежуточные позиции между свободными

и рабами или некие переходные категории свободных (от мелких землевладалыцев к господствующему, в частности, к мелкому купечеству и чиновничеству). Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.

Первоначально, когда главной ценностью человека была семья, зародилось патриархальное рабство. Это очень интересный и сравнительно нетяжелый вид рабства. Рабы входили во владевшую ими семью как бесправные ее члены, жили обычно под одной крышей с хозяином и выполняли практически такую же работу, что и остальные члены семьи.

Патриархальное рабство не составляло основы производства, не являлось основным способом производства, и было рассчитано на удовлетворение потребностей патриархальной семьи: рабы выполняли более тяжелую работу, при некоторых обрядах с человеческими жертвоприношениями таких рабов приносили в жертву.

Однако в большинстве случаев патриархальное рабство характеризовалось относительно удовлетворительным положением рабов, сравнительно легким приобретением ими статуса свободных. Но некоторые его виды, например, у индейцев Северной Америки (тлинкитов, хайда и др.), отличались жестоким обращением с рабами. У ряда народов Африки, горцев Кавказа, кочевников Средней Азии патриархальное рабство сочеталось с работорговлей, особенно там, где был большой спрос на рабов со стороны более развитых в экономическом отношении стран. Патриархальное рабство существовало и при позднем матриархате (у северо-западных индейцев, у ирокезов). В виде пережитка патриархальное рабство встречалось и в других общественных формациях – рабовладельческой, феодальной.

В раннерабовладельческих государствах (в Древнем Египте, Вавилонии, Древнем Китае, Древней Индии) рабство достигло более высокого уровня развития по сравнению с патриархальным рабством, что было связано с развитием производительных сил. Рабы принадлежали государству, а также храмам или отдельным представителям знати. Рабский труд использовался в первую очередь на ирригационных, строительных работах, в горном деле; большое число рабов было занято в качестве домашних слуг. В сельском хозяйстве труд рабов не играл решающей роли. Вообще, положение рабов в раннерабовладельческих государствах Древнего Востока было значительно хуже, но рабы еще пользовались некоторыми правами. Источники рабства на Древнем Востоке

Военный плен

  • Пиратствоиразбой

  • Порабощение за преступления - долговая кабала, которая могла быть вечной или ограниченной (как, например, взаконах Хамураппи)

  • Самопродажа в рабство

  • Естественное воспроизводство

Древневосточная деспотия: общие черты и особенности.

Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы государства, — в подавлении сопротивления эксплуатируемых, поддержании общественного порядка. Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице.

Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном итоге — всего земледелия (а также ремесла и торговли), государство рассматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Однако понятие полной собственности вряд ли применимо к государственной или царской земле на Древнем Востоке. Это была скорее не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически большая часть орошенной и пригодной к возделыванию земли находилась в наследственном владении многочисленных общин (а внутри общин распределялась между общинниками). Часть земли раздавалась придворным, воинам, аристократии, создававшим частные хозяйства. Все эти хозяйства за право пользования землей обычно платили поземельный налог в пользу государства, несли некоторые повинности. После выплаты налога и выполнения повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи.

Вместе с тем значительная часть земли была сосредоточена непосредственно в руках древневосточного деспота и зависимого от него жречества. На этих землях были организованы крупные царские и храмовые поместья, где трудились рабы, рабочие отряды зависимых лиц, многочисленные арендаторы. Таким образом, в руках деспота сосредоточивалось большое количество производимой в стране сельскохозяйственной и ремесленной продукции, других материальных ценностей, получаемых непосредственно из царских имений или в виде налогов со всего населения.

Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии. Ранние формы примитивной монархии постепенно перерастали в ту или иную разновидность древневосточной деспотии. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства — правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. Обожествление личности царя-деспота — важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была различной: то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой.

В целом, в своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь - от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей. 1

Странам Древнего Востока присущи две основные особенности: 1)отсутствие господствующей роли частной собственности, 2) застойный характер развития; которые являются "…главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации."2

Понятие "восточная деспотия" характеризуется учеными рядом признаков: "Это - монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата."3

Однако, древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик "восточной деспотии".

Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией. Если вас интересует покупка стильной французской посуды, обращайтесь в наш магазин- интернет.

Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

· финансовое ведомство по сбору налогов;

· ведомство военное;

· ведомство общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.

По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли из себя территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки. Прямая зависимость ФГ и географического положения подтверждается тем, что, к примеру, отсутствие у реки Нил крупных притоков во многом объясняет высокую степень централизации власти в Древнем Египте, тогда как длительные периоды политической раздробленности в Междуречье объясняются тем, что реки Тигр и Евфрат имеют множество больших притоков, что позволяло отдельным регионам создавать свои местные ирригационные системы.

Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община.

Каким образом самоуправляющаяся социальная ячейка может быть основой сильной деспотической власти?

Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой стороны - все эти общины должны были принимать участие в одной совместной работе по ведению единого ирригационного земледелия. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.А. - М.: Издательство НОРМА, 1996.

Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно для всех общин. В исторической науке существует проблема универсальности деспотии для всех древневосточных государств. В вышеуказанном смысле типичными деспотиями являлись Древний Египет и Древний Китай. В Вавилоне деспот не обладал высшей духовной властью. В Древней Индии общим правилом была раздробленность, а сильная централизованная власть - исключением.

На Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства - деспотия.

Деспотия - в переводе с греческого - «неограниченная власть»; форма самодержавной власти.

В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну.Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство,следили за состоянием каналов. Набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре. 

2. Общие характеристики древневосточного права

Древневосточное право обладало следующими специфическими чертами:

1) открыто закрепляло социальное неравенство, то есть неравный политико-правовой статус личности от рождения, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов;

2) наличие института рабовладения. Рабы являлись не субъектами, а объектами права;

3) правовое закрепление сословного неравенства свободных;

4) подчиненное, приниженное положение женщин, детей, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами;

5) отражение в праве пережитков родового строя – коллективная ответственность членов семьи, применение наказания по принципу талиона;

6) наибольшую экономическую ценность имела земля, причем основными ее собственниками являлись государство, общины, храмы;

7) право неразрывно связано с религией и религиозной моралью, правовая норма, как правило, имела религиозное обоснование. Правонарушение – это одновременное нарушение нормы религии и морали. Особое место среди разработчиков правовых норм занимали жрецы, которые являлись первыми древневосточными юристами;

8) не было деление права на частное и публичное, не было представления об отраслях права;

9) правовые нормы были казуистичны – предельно детализированы;

10) источниками древневосточного права были:

– обычаи – древнейший и исторический первый источник права;

– судебная практика – отдельные судебные решения, заполняющие пробелы обычного права;

– законы – систематическая запись правовых обычаев и судебных прецедентов – законы Ману, законы Хамураппи;

– церковные нормы;

– административные распоряжения должностных лиц. 

Большинство историков выделяют то, что государственный строй Древнего Вавилона во многом напоминает строй Древнего Египта. Таки образом, это была восточная деспотия, во главе которой стоял царь.

Все виды власти: законодательная, религиозная, судебная и исполнительная принадлежали исключительно ему. В структуру государственного строя входили три основных ведомства, такие как финансовое, военное и касающееся публичных работ. У власти также стояли визирь, начальник финансов, военачальник, кравчий и дворецкий.

А государственные органы представляли собой систему местных и центральных органов управления. К местным относились наместники царя, которые управляли крупными городами. Также были созданные органы общинного самоуправления, и они могли осуществлять частично судебную и административную власть на местах.

Население Древнего Вавилона

Древний Вавилон относится к рабовладельческим государствам, в котором общество, прежде всего, делилось на свободных и рабов. Рабы представляли собой самый низший слой населения, и относились к вещам, находившимся в собственности у хозяина.

Рабов Древнего Вавилона разделяли на частновладельческих, храмовых и царских. Было всего лишь несколько исключений для прав рабов, например, дети рабыни от ее владельца считались свободными.

В свою очередь, свободные граждане Древнего Вавилона делились на полноправных и неполноправных. Первая группа граждан могла владеть землей и нести повинности в пользу государства.

А неполноправные граждане назывались «мушкену», и их положение в обществе Древнего Вавилона до сих пор неоднозначно. Их отличие от полноправных граждан исходит из «Законов Хаммурапи», по которым они несли иного типа наказания и вину.

4. Общая характеристика «Законов Хаммурапи»

Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии. Он был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы. Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение самого Хаммурапи. Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое... В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамаш - бог Солнца и Правосудия. Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Состоит он из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок. Данный судебник носил казуистический характер, так как преимущественно представлял источник, перечисляющий различные прецеденты. Значительная часть правовых норм Законника Хаммурапи (ЗХ) была посвящена регулированию общественных отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Вместе с тем ЗХ не затрагивали многие важные области внутри- общинных отношений, отношений общин с царской властью и пр. Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам - имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров (торговцы), также получали земельные наделы. Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления. ЗХ не содержит подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждения и продажи. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя. Стоит сказать, что ЗХ в какой-то степени защищали крестья- нина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля или сада с ожидаемым урожаем (ст.ст. 49, 52, 66). Статья 48 ЗХ спасала должника-крестьянина от потери участка в случае неурожая. Интересы общины, охрана ее пахотного поля, системы орошения отражены в ст.ст. 42-47. Закон ограждает земледельца, арендатора поля от ростовщика и в тех случаях, если урожай погиб по причине стихийных бедствий (ст.ст. 45, 48). Штраф с виновного за гибель поля соседа в случае небрежного отношения к плотине, каналу взыскивался не в казну, а в пользу пострадавших. Закон запрещал спекулятивные сделки с полем, садом и жильем общинников, преследовал тех, кто по каким-то соображениям не обрабатывал свой полевой надел, что наносило ущерб общинному хозяйству. Таким образом, ЗХ охранял общину, крестьян-земледельцев, в первую очередь, от алчных вожделений ростовщиков и торговцев. Однако консерватизм общины в исторической перспективе затруднял социально-экономическое развитие древневосточного общества. Прежде всего, ЗХ охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственностью при рассмотрении в суде, кроме свидетельских показаний, должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительностью не занимались, бесплатно юридических консультаций клиентам не давали. Во времена Хаммурапи товарно-денежные отношения достигли более высокого уровня, чем в Древнем Шумере. Община переживала кризис. По закону, она была вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью: продавать, закладывать, менять, сдавать в аренду, передавать по наследству (ст.ст. 39-47, 71). Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины. Однако если человек покидал общину, терял связь с нею, то утрачивал право на свой участок земли (ст. 136). Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности землепользователя, т.е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при строительстве и ремонте ирригационных сооружений. Царские земли имели свой статус, из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. ЗХ особенно свирепо карал тех, кто скроет в своем доме чужого раба (ст. 16). Кража животных, принадлежащих дворцу и храму, каралась штрафом в 30-кратом размере. Если виновный не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст. 8). Заслуживает внимания положение, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом. В ЗХ нет статей, уполномочивающих царских чиновников давать указания: когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота, чем его кормить, по какой цене сбывать продукцию сельского хозяйства. В законнике содержится горячий призыв, мольба, просьба: «пусть будущий царь хранит справедливые слова, которые я начертил на своей стеле, пусть не изменит закона страны. пусть не отвергнет моих указов. пусть он справедливо управляет своими черноголовыми, пусть разбирает их тяжбы. истребит в стране преступников и злых, пусть улучшит положение своих людей». Несбыточность и бесполезность этих заклинаний были неведомы правителю. Сложившаяся при Хаммурапи система власти, управления, суда, весь аппарат чиновничьей бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение простых людей: общинников, мушкенумов, всех бездо- ленных и подневольных. Правнук Хаммурапи Самсудитан стал очевидцем гибели великой империи. Захватчики - касситы, оккупировали в 1595 г. до н.э. Вавилон, разграбили его и прихватили с собой даже статую главного бога Мардука.

studfiles.net

Общая характеристика Судебник царя Хаммурапи.

Производство Общая характеристика Судебник царя Хаммурапи.

просмотров - 104

Основные черты Древнего Вавилона.

Общественный строй Древнего Вавилона.

Государственный строй Древнего Вавилона.

Общая характеристика Вавилонского государства.

Лекция 5. Государство и право Древнего Вавилона.

1.Древний Вавилон - это одно из государств в Месопотамии, сложившееся в Междуречье Тигра и Ефрата. Вавилон - это город-государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникло на месте посœелœения землевладельцев. Его укреплению способствовало успешное развитие сельского хозяйства и ремесла, а также проведение оросительных работ Наибольшего расцвета это государство достигло при царе Хаммурапи, которому удалось объединить обширные территории от Персидского залива до Сирии. Спустя 9 лет после смерти Хаммурапи в 1950 ᴦ. до н.э. Вавилония подвергается нашествию касситов - горных племен, что стало причиной падения государства. Новый подъем начался 7-6 в до н.э, а к концу 538 года до н.э. Вавилония навсœегда потеряла свою политическую самостоятельность, войдя в состав персидской империи.

2.Ранней формой Вавилонского государства выступает город- государство. При царе Хаммурапи складывается такая форма правления как восточная деспотия. Во главе такого государства стоял царь, обладающий, неограниченным законодательными полномочиями и являющийся главой исполнительной власти. В его руках находились и разнообразные хозяйственные функции. Именно он устанавливал цены на товары, вознаграждения за работу, руководил строительством храмов. В Вавилоне царская власть не была в полной мере деспотичной, так как продолжали существовать общинные органы управления, выполнявшие административную, финансовую и судебную функции и поддерживавшие правопорядок в обществе. Вместе с тем, существовали города, обладавшие особым статусом. Считалось, что они находятся под защитой божества. Населœения таких городов было освобождено от налогов, трудовой повинности и военной службы.

Сильная власть в Вавилоне принадлежала религиозным учреждениям. Храмы в государстве обладали экономической независимостью и крупными земельными владениями. Только Хаммурапи удается подчинить жрецов царской власти. При этом даже, он не являлся верховным жрецом, и его власть не считалась божественной. Царю разрешали входить в храм только во время коронации, которая проводилась ежегодно, считалось, что коронация делает человека способным править, но не могла сделать его власть божественной. Судебная власть находилась в руках храмовых и общинных судов. При этом им не разрешалось рассматривать дела, касающиеся царского имущества и царских слуᴦ. Для таких дел был создан царский суд. При царе Хаммурапи царские суды появляются во всœех населœенных пунктах страны, Царь являлся высшей судебной инстанцией. Судебные функции выполняли органы администрации: шакканаку (правитель области), рабиану (правитель города).

В Вавилоне существовала постоянная армия. Воины получали вознаграждение в виде земельных наделов, которые переходили по наследству их сыновьям. Воинская служба была пожизненной, военные выполняли и полицейские функции. На особом положении находились воины, служившие в отряде колесниц. Οʜᴎ были освобождены от налогов и повинностей.

3.Социальная структура Древнего Вавилона отличалась отсутствием четких социально-классовых границ. Правоспособность социальных групп и слоев определялась их принадлежностью к общинœе и отношениям к государственной службе.

Общество в Вавилоне делится на свободное и зависимое населœение. К числу зависимых относились рабы, а также иные лица, лишенные собственности, в том числе и лица ставшие зависимыми из-за неуплаты долга. При этом эти лица не считались рабами и по истечении 3-х лет освобождались от зависимости. Рабами в основном становились военнопленные и иноземцы. Рабство в Вавилоне носило патриархальный характер, ᴛ.ᴇ. рабы находились на положении младших членов семьи. Οʜᴎ имели право на семью и могли обзаводиться имуществом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ считалось собственностью их хозяина. Дворцовым рабам разрешалось жениться на свободных женщинах, и дети от таких браков считались свободными. Рабы могли выступать в качестве истца и ответчика в суде.

К категории зависимого населœения относились незамужние дочери и неженатые сыновья, которых отец мог продать в рабство или лишить наследства. К этой же категории относились «оживленные члены семьи» - это дети свободных бедняков, принимаемые на воспитание в обеспеченные семьи. Как правило, это делалось с целью приобретения наследника в бездетных семьях, но чаще всœего использовалось как средство приобретения бесплатной рабочей силы.

Категорию полноправных граждан составляли авилум («сын человека»), свободный общинник, глава патриархальной семьи. Он владел участком общинной земли, обладал имущественными правами и мог рассчитывать на поддержку общины.

Следующая категория свободного населœения - ϶ᴛᴏ мушкенум («падающий ниц») - это неполноправный свободный человек, вышедший из общины, но поступивший в услужение в царское хозяйство. Меньшая правоспособность мушкенум определялась тем, что эта категория населœения не сохранила связи с общиной и не пользовалась ее защитой. Отношение к царской службе, высокий административный статус определяли особую заботу о мушкенум со стороны государства.

Выделяется категория воинов – редум, баирум, которые получали за слкжбу имущество или земельный надел на правах илку. Попавший в плен воин подлежал выкупу, в том числе и за счет храма или казны.

Можно отметить еще одну категорию свободного населœения – тамкаров – торговых агентов, состоявших на царской службе с обязанностью отчислять в казну часть прибыли от торговых сделок.

Особую группу составляли врачи, астрологи, ветеринары, в отношении которых действовали особые меры ответственности связанные со спецификой их мастерства.

4. В Древнем Вавилоне, как и в других странах Месопотамии, довольно рано наряду с обычаем основным источником права становится закон. Законом в Вавилоне признавался писаный акт, принимаемый по воле правителя страны. Первые законы Вавилона не были законами в современном смысле. Основной их целью было оставить на память потомкам сведения о деяниях правителя, его победах, благодеяниях и иной деятельности.

При этом кроме этого эти акты содержали в себе основу для правового регулирования общественных отношений. Их структура, также указывает на близость к современному закону. Οʜᴎ состояли из введения (преамбулы) и правовых предписаний.

Каждый акт отражал состояние государства в конкретный исторический период. Внимание в Вавилоне уделялось охране имущества и личности.

Довольно рано появляется такой источник права как договор. Продолжают использоваться обычаи, которые стали записывать на глиняных табличках, а также нормы религии, которые во многом совпадали с положением законов. Так грехом признавалась кража, убийство, однако грех мог совершаться без вины, преступления предполагали наличие вины.

В целом источники права Древнего Вавилона носили индивидуальный характер и не давали четкость правовых определœений.

5. В качестве наиболее известного памятника права Древнего Вавилона выступают законы царя Хаммурапи. Οʜᴎ представляют собой высеченные на базальтовом столбе правовые предписания. Законы состояли из преамбулы, которая указывала на крайне важность обязательного соблюдения царских предписаний, рассказывала о царских заслугах. Далее следуют правовые предписания, которые состоят из 282 статей.

Первые 5 были посвящены судопроизводству. Οʜᴎ содержали сведения о пытках применяемых в суде, а также устанавливали наказания в виде смертной казни за лжесвидетельство.

С 6 по 126 статьи были посвящены праву собственности. Οʜᴎ установили размеры земельных участков, закрепили правила проведения операций с недвижимостью, регламентировали право собственности царя. Эти нормы устанавливают размеры наказания за кражу, грабеж, вырубку деревьев. Здесь же содержатся нормы, определяющие порядок распоряжения собственностью, способы приобретения вещи, а также виды пользования чужой собственностью.

Статьи от 127 по 195 были посвящены наследованию, браку и семье.

Статьи от 196 по 214 посвящены преступлениям против личности. Последующие статьи предусматривают ответственность отдельных категорий населœения (врачей, строителœей и т.д.).

В качестве источников этих законов выступают судебные решения и обычаи. Главной целью законов является создание единой правовой основы для объединœенных под эгидой Вавилонского государства регионов с различными уровнями развития; а также разрешение противоречий внутри вавилонского общества.

Читайте также

  • - Общая характеристика Судебник царя Хаммурапи.

    Основные черты Древнего Вавилона. Общественный строй Древнего Вавилона. Государственный строй Древнего Вавилона. Общая характеристика Вавилонского государства. Лекция 5. Государство и право Древнего Вавилона.1.Древний Вавилон - это одно из... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Основная характеристика государства Древнего Вавилона

    Военное дело Основная характеристика государства Древнего Вавилона

    просмотров - 109

    Вооруженные силы

    Широкая завоевательная политика опиралась на вооруженные силы.

    Основное ядро армии со времен Древнего Царства составляли профессиональные части. Для военных экспедиций за пределами набирали ополченцев. Существовала полиция (в т.ч. тайная), пограничная стража, специальные охранные отряды каналов и сооружений, служба охраны фараона и других высших сановников. Комплектовалась армия из населœения Египта͵ а также покоренных стран (Нубия, Ливия).

    Бурная политическая история государственных образований Двуречья в конце 3-го тысячелœетия до нашей эры была отмечена возвышением Вавилона. Около 1895года до нашей эры он становится центром независимого государства. Цари вавилонской династии "патеси" подчинили себе сначала т. н. Аккадскую область, населœенную семитскими племенами, а затем и шумерские города.

    Одним из наиболее выдающихся представителœей Вавилонской династии был Хаммурапи (1792-1750гᴦ. до нашей эры), с именем которого связаны важные преобразования в области государственного строя Вавилонии.

    Общественный строй Вавилонии в базовых характеристиках напоминает древнеегипетский. Источники выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.

    Обращает на себя внимание разделœение свободных людей на две категории. Одни назывались "сынками мужа" авиации (или "сынами человека"), что подчеркивает их свободное полноправное состояние, другая категория называлась "мушкену" (вероятно производное от слова "шукену" - бить челом"), означающее склонение перед лицом высшего сословия. Обе категории относились к рабовладельцам.

    В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах), так и в частной собственности.

    Патриархальный характер рабовладения обуславливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав. К примеру, в случае, если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст. 175-176З.Х.) . Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

    Среди рабовладельцев особо выделялись тамкары - торговые агенты, самые денежные люди Вавилона. Οʜᴎ ведут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.

    oplib.ru

    Основная характеристика государства Древнего Вавилона

    Военное дело Основная характеристика государства Древнего Вавилона

    просмотров - 110

    Вооруженные силы

    Широкая завоевательная политика опиралась на вооруженные силы.

    Основное ядро армии со времен Древнего Царства составляли профессиональные части. Для военных экспедиций за пределами набирали ополченцев. Существовала полиция (в т.ч. тайная), пограничная стража, специальные охранные отряды каналов и сооружений, служба охраны фараона и других высших сановников. Комплектовалась армия из населœения Египта͵ а также покоренных стран (Нубия, Ливия).

    Бурная политическая история государственных образований Двуречья в конце 3-го тысячелœетия до нашей эры была отмечена возвышением Вавилона. Около 1895года до нашей эры он становится центром независимого государства. Цари вавилонской династии "патеси" подчинили себе сначала т. н. Аккадскую область, населœенную семитскими племенами, а затем и шумерские города.

    Одним из наиболее выдающихся представителœей Вавилонской династии был Хаммурапи (1792-1750гᴦ. до нашей эры), с именем которого связаны важные преобразования в области государственного строя Вавилонии.

    Общественный строй Вавилонии в базовых характеристиках напоминает древнеегипетский. Источники выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.

    Обращает на себя внимание разделœение свободных людей на две категории. Одни назывались "сынками мужа" авиации (или "сынами человека"), что подчеркивает их свободное полноправное состояние, другая категория называлась "мушкену" (вероятно производное от слова "шукену" - бить челом"), означающее склонение перед лицом высшего сословия. Обе категории относились к рабовладельцам.

    В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах), так и в частной собственности.

    Патриархальный характер рабовладения обуславливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав. К примеру, в случае, если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст. 175-176З.Х.) . Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

    Среди рабовладельцев особо выделялись тамкары - торговые агенты, самые денежные люди Вавилона. Οʜᴎ ведут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.

    oplib.ru


    Смотрите также