Древний певец сказитель. Древнерусский певец-сказитель. Как называли такого человека?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Легендарный древнерусский певец-сказитель 4 буквы. Древний певец сказитель


Древнерусский певец-сказитель. Как называли такого человека?

странная зверушка Гуру (4500) 6 лет назад

Боя́н, или Бая́н, — легендарный древнерусский певец-сказитель. Впервые упоминается в «Слове о полку Игореве» .Боян, вероятно, исконно славянское имя, от боятися: «наводящий страх» ; по другой версии, имя тюркско-болгарского происхождения, ср. чуваш. пуян «богатый» , общетюрк. баян «богатый» , от глагола baj — «становиться богатым» .Согласно наиболее распространённой точке зрения, Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века. Судя по перечню князей, которых он воспевал, территориально он был связан с Черниговским и зависимым от него Тмутараканским княжествами. По характеру творчества он, скорее всего, напоминал скандинавских скальдов, сочиняя в честь конкретных князей ритмизованные песни-хвалы или песни-хулы (автор «Слова» цитирует хулительную припевку Бояна о Всеславе Полоцком: Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути) . Боян был и автором, и исполнителем своих песен, аккомпанируя себе на струнном инструменте вроде гусель.

Для автора «Слова» Боян — его великий предшественник, вещун, способный (как и Всеслав) к оборотничеству (он растекается мыслию — возможно, белкой — по древу, волком по земли и орлом под облаками) , его пальцы сравниваются с 10 соколами, а струны — с 10 лебедями, самого Бояна Автор несколько раз сравнивает с соловьём. Автор называет Бояна внуком Велеса, из чего некоторые исследователи делают выводы о поэтических функциях этого божества. Вместе с тем Автор «отмежёвывается» от него: в начале «Слова» он объявляет: Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню; возможно, как противопоставление Бояну можно трактовать два альтернативных варианта песни дружине Игоря. В конце произведения Боян упоминается, возможно, рядом с Ходыной (есть и альтернативные интерпретации этого места) ; некоторые видят в Ходыне другого певца — современника Бояна, с которым тот пел песни, по обычаю скальдов, вместе. Здесь Автор вновь цитирует Бояна: «Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы» (символическое изображение «сиротства» земли без князя) .

По древнерусским граффити и берестяным грамотам XI—XII веков известен ряд людей по имени Боян, что доказывает реальность этого имени. Делались попытки отождествить певца из «Слова» с тем или иным из этих Боянов, но такие гипотезы, разумеется, ненадёжны.Во времена создания по образцу «Слова» Задонщины (XV век) имя Бояна уже ничего не говорило древнерусским книжникам, поэтому оно при переписке подверглось многочисленным искажениям: в разных списках Задонщины на месте этого имени стоит Гобоян, Боюн, буйный, боярин. Певец утрачивает конкретную временную приуроченность и превращается в эпический образ; в «Задонщине» называющийся по-разному Боян воспевает не только князей XI века, но и Рюрика, и Игоря Старого.

В Великом Новгороде в историческом центре существует улица Бояна (в настоящее время называется так же) . В Трубчевске воздвигнут памятник Бояну.

В русской литературе XIX века имя «Боян» стало нарицательным именем древнерусского певца, гусляра, причём часто неверно записывалось как «Баян» (от слова баять) . В таком варианте оно стало в конце XIX в. торговой маркой фирмы, производившей аккордеоны, и в конце концов нарицательным именем музыкального инструмента баяна.В последние годы словом «баян» нередко называют несвежую, уже упоминавшуюся шутку. Происхождение этого значения обычно связывается с анекдотом «Хоронили тещу, порвали два баяна» , который был повторен столько раз, что это стало вызывать раздражение. В так называемом «языке падонков» это слово подверглось повторному искажению и вернулось к исторически первоначальной форме «боян» , но уже в качестве вторичного эрратива.Имя Боян является очень распространенным и у южнославянских народов, особенно у сербов, болгар, македонцев. Кроме Боян, в болгарских земель по Х века засвидетельствованы имена, которые связывается с имени Боян — Боимир (Х в.) , Бояна (ХVІ в.) , Бойо (ХV в. ) с др.

xn--80afdcb0aitc3a6j.xn--p1ai

Древнерусский певец-сказитель. Как называли такого человека?

Боя#769;н, или Бая#769;н, легендарный древнерусский певец-сказитель. Впервые упоминается в Слове о полку Игореве .Боян, вероятно, исконно славянское имя, от боятися: наводящий страх ; по другой версии, имя тюркско-болгарского происхождения, ср. чуваш. пуян богатый , общетюрк. баян богатый , от глагола baj становиться богатым .Согласно наиболее распространнной точке зрения, Боян историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века. Судя по перечню князей, которых он воспевал, территориально он был связан с Черниговским и зависимым от него Тмутараканским княжествами. По характеру творчества он, скорее всего, напоминал скандинавских скальдов, сочиняя в честь конкретных князей ритмизованные песни-хвалы или песни-хулы (автор Слова цитирует хулительную припевку Бояна о Всеславе Полоцком: Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божа не минути) . Боян был и автором, и исполнителем своих песен, аккомпанируя себе на струнном инструменте вроде гусель.

Для автора Слова Боян его великий предшественник, вещун, способный (как и Всеслав) к оборотничеству (он растекается мыслию возможно, белкой по древу, волком по земли и орлом под облаками) , его пальцы сравниваются с 10 соколами, а струны с 10 лебедями, самого Бояна Автор несколько раз сравнивает с соловьм. Автор называет Бояна внуком Велеса, из чего некоторые исследователи делают выводы о поэтических функциях этого божества. Вместе с тем Автор отмежвывается от него: в начале Слова он объявляет: Начати же ся тъй п#1123;сни по былинамь сего времени, а не по замышленю Бояню; возможно, как противопоставление Бояну можно трактовать два альтернативных варианта песни дружине Игоря. В конце произведения Боян упоминается, возможно, рядом с Ходыной (есть и альтернативные интерпретации этого места) ; некоторые видят в Ходыне другого певца современника Бояна, с которым тот пел песни, по обычаю скальдов, вместе. Здесь Автор вновь цитирует Бояна: Тяжко ти головы кром#1123; плечю, зло ти т#1123;лу кром#1123; головы (символическое изображение сиротства земли без князя) .

По древнерусским граффити и берестяным грамотам XIXII веков известен ряд людей по имени Боян, что доказывает реальность этого имени. Делались попытки отождествить певца из Слова с тем или иным из этих Боянов, но такие гипотезы, разумеется, ненаджны.Во времена создания по образцу Слова Задонщины (XV век) имя Бояна уже ничего не говорило древнерусским книжникам, поэтому оно при переписке подверглось многочисленным искажениям: в разных списках Задонщины на месте этого имени стоит Гобоян, Боюн, буйный, боярин. Певец утрачивает конкретную временную приуроченность и превращается в эпический образ; в Задонщине называющийся по-разному Боян воспевает не только князей XI века, но и Рюрика, и Игоря Старого.

В Великом Новгороде в историческом центре существует улица Бояна (в настоящее время называется так же) . В Трубчевске воздвигнут памятник Бояну.

В русской литературе XIX века имя Боян стало нарицательным именем древнерусского певца, гусляра, причм часто неверно записывалось как Баян (от слова баять) . В таком варианте оно стало в конце XIX в. торговой маркой фирмы, производившей аккордеоны, и в конце концов нарицательным именем музыкального инструмента баяна.В последние годы словом баян нередко называют несвежую, уже упоминавшуюся шутку. Происхождение этого значения обычно связывается с анекдотом Хоронили тещу, порвали два баяна , который был повторен столько раз, что это стало вызывать раздражение. В так называемом языке падонков это слово подверглось повторному искажению и вернулось к исторически первоначальной форме боян , но уже в качестве вторичного эрратива.Имя Боян является очень распространенным и у южнославянских народов, особенно у сербов, болгар, македонцев. Кроме Боян, в болгарских земель по Х века засвидетельствованы имена, которые связывается с имени Боян Боимир (Х в.) , Бояна (ХV в.) , Бойо (ХV в. ) с др.

info-4all.ru

разновидность гармони, названная по имени легендарного древнерусского певца-сказителя, 4 буквы, сканворд

разновидность гармони, названная по имени легендарного древнерусского певца-сказителя

Альтернативные описания

• древнерусский певец-сказатель

• музыкальный инструмент

• не козье дело на нем играть

• персонаж Пушкина, певец, «Руслан и Людмила»

• персонаж пьесы «Клоп»

• разновидность большой гармоники со сложной системой ладов

• хроматическая гармоника

• сказочный древнерусский поэт

• что могут порвать на свадьбе?

• на его правой клавиатуре расположен полный хроматический звукоряд — от си-бемоль большой октавы до до-диез четвертой

• герой Леонида Броневого в фильме «Маяковский смеется»

• какой изобретенный в прошлом веке музыкальный инструмент был назван в честь одного из первых бардов?

• так называется музыкальный инструмент, который англичане называют «русским аккордеоном»

• клавишно-пневматический музыкальный инструмент

• продвинутая гармошка

• дореволюционный литературный журнал

• музыкальный инструмент, не нужный козе

• персонаж поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»

• персонаж пьесы Маяковского «Клоп»

• русская хроматическая гармоника

• с мехом, но не зверь

• хроматическая гармонь

• вещий песнотворец у славян

• «Попу — гармонь, козе — ...»

• сельская гармонь

• потомок гармони

• вид гармоники

• русская гармонь

• его тянешь — он играет

• певец-сказитель на Руси

• гармонь «нараспашку»

• на картине

• род гармоники

• аккордеон

• порванный на свадьбе

• «русский аккордеон»

• сказочный поэт

• «на фига козе ...»

• меха плюс восемь кнопок (музык.)

• народ считает, что козе он не нужен

• старший братишка русской гармошки

• он козе не нужен

• гармонь, играющая в оркестре

• гармоника

• русская гармоника

• не нужная козе гармонь

• гармоника с «кнопками»

• брат аккордеона

• лучший крейсер порт-артурской эскадры

• картина Виктора Васнецова

• большая гармонь

• гармошка, сделавшая карьеру

• даже животным он не нужен

• то, что козе не нужно

• Клавишный духовой музыкальный инструмент

• Музыкальный инструмент, гармонь

• Дореволюционный литературный журнал

• Персонаж пьесы ''Клоп''

scanwordhelper.ru

БОЯН ВЕЩИЙ - ПЕВЕЦ И СКАЗИТЕЛЬ

Боян или Баян — древнерусский персонаж, о котором упоминается в Слово о полку Игореве. Боян — это древнерусский певец и сказитель. Кроме того, что вероятнее всего, это был реальный человек, о чём мы поговорим ниже, в славянской вере он стал практически Языческим Святым и даже Богом, покровителем искусств и провидчества. Это не удивительно. В каждой религии есть свои святые, которых после смерти, по тем или иным заслугам, возносят как чудотворцев или людей близких к Богу. То же самое произошло и с Бояном, который при жизни сочинял сказы, музыку и обладал вещим даром. В некоторых местах можно встретить, что Боян является Богом музыки, поэзии и творчества в общем, а также внуком языческого Бога Велеса.

Изначально слово Боян лингвисты относят к нескольким вариантам. Боян — распространённое древнеславянское имя, имеющее двойное обозначение: 1. наводящий страх и 2. колдоство, заклинания, колдун; Пуян — болгарско-тюркского происхождения, означает — Богатый; Баян — казахского происхождения, означающее — повествовать, рассказывать; Баальник, баание — ворожить, заговаривать; Баянъ — чародей, волшебник, колдун. Образ поэта связывают с обоими значениями его имени и понимают как сказителя-волшебника. После того, как имя сказителя Бояна стало мифологическим, оно стало означать именно сказание, разговоры и песни — баян, баянить, басня, баять, баюкать и т.д. В литературе XX века Боян и вовсе стал нарицательным для указания русского певца и гусляра. Карамзин внёс Бояна в Пантеон Российских Авторов, как «славнейшего в древности стихотворца русского». Самая распространенная точка зрения исследователей русской истории, что древнерусский Боян Вещий был придворным певцом русских князей XI века (предположительно чернигово-тмутороканских князей). В Слове о Полку Игореве говорится, что Боян воспевал трёх князей: Мстислава Владимировича Храброго, Ярослава Мудрого и Романа Святославича (внук Ярослава). Так же упоминается Всеслав Полоцкий, которого Боян порицал за то, что тот захватывал Киев. Здесь мы видим характерную для придворных певцов манеру составлять песни-хвалы и песни-хулы. Он был автором и исполнителем своих песен, сам пел и сам играл на музыкальном инструменте. Вот одна из припевок его песни о Всеславе Полоцком: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути». Другие слова, которые цитирует автор повести: «Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню », " Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы". Однако вся информация по этому поводу взята из одного источника, доверять которому или нет — до сих пор спорят учёные.

Автор Слова о полку говорит, что Боян не только певец, но и вещун, который способен к оборотничеству — «Боян бо вещий, аще кому хо ше песнь творит, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы». Автор называет его внуком Велеса, от которого тот и был наделён высокими поэтическими способностями. В соответствии с этим утверждением, фигура древнерусского сказителя стала не только исторической и запоминающейся, но и относящейся к Славянскому Пантеону Богов, имеющей Божественное происхождение. Современные язычники и Славители Древних Богов часто воздают почести Бояну на капищах и просят его наделить их творческой одарённостью, вдохновением, удачей в различных видах искусств.

Гусли Словиши Стоит сказать, что в Великом Новгороде сохранилась очень старая улица Бояна, вероятно от имени Новгородца, который жил здесь. По этому поводу существует масса предположений, одна из которых — что Боян был тем самым Новгородским Волхвом Богомилом. Очень интересное исследование предлагает нам Б.А.Рыбаков. Эта история относится к крещению Новгорода в 988 году. Высший жрец славян Богомил, который жил в Новгороде, активно сопротивлялся насаждению новой веры Владимиром и поднял настоящий бунт. К сожалению, Добрыня с Путятой разбили сопротивление Новгорода, убили многих людей, сокрушили идолы и капища, а других силой крестили. Так вот, того самого жреца Богомила называли Соловьём, прозванный так от своего красноречия. Соловьём же называли и Бояна. Позже, в Новгородской Земле в слое датируемом 1070-1080 гг., были найдены гусли с надписью «Словиша» т.е. Соловей, которые предположительно принадлежали тому самому жрецу и волхву Богомилу-Соловью. Всё это, и ещё практически одинаковое время существования и того и другого человека, даёт нам право делать предположения, что Богомил и Боян могли быть одним и тем же лицом.

spas-hort.com

певец-сказитель на Руси, 4 буквы, сканворд

певец-сказитель на Руси

Альтернативные описания

• древнерусский певец-сказатель

• музыкальный инструмент

• не козье дело на нем играть

• персонаж Пушкина, певец, «Руслан и Людмила»

• персонаж пьесы «Клоп»

• разновидность большой гармоники со сложной системой ладов

• разновидность гармони, названная по имени легендарного древнерусского певца-сказителя

• хроматическая гармоника

• сказочный древнерусский поэт

• что могут порвать на свадьбе?

• на его правой клавиатуре расположен полный хроматический звукоряд — от си-бемоль большой октавы до до-диез четвертой

• герой Леонида Броневого в фильме «Маяковский смеется»

• какой изобретенный в прошлом веке музыкальный инструмент был назван в честь одного из первых бардов?

• так называется музыкальный инструмент, который англичане называют «русским аккордеоном»

• клавишно-пневматический музыкальный инструмент

• продвинутая гармошка

• дореволюционный литературный журнал

• музыкальный инструмент, не нужный козе

• персонаж поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»

• персонаж пьесы Маяковского «Клоп»

• русская хроматическая гармоника

• с мехом, но не зверь

• хроматическая гармонь

• вещий песнотворец у славян

• «Попу — гармонь, козе — ...»

• сельская гармонь

• потомок гармони

• вид гармоники

• русская гармонь

• его тянешь — он играет

• гармонь «нараспашку»

• на картине

• род гармоники

• аккордеон

• порванный на свадьбе

• «русский аккордеон»

• сказочный поэт

• «на фига козе ...»

• меха плюс восемь кнопок (музык.)

• народ считает, что козе он не нужен

• старший братишка русской гармошки

• он козе не нужен

• гармонь, играющая в оркестре

• гармоника

• русская гармоника

• не нужная козе гармонь

• гармоника с «кнопками»

• брат аккордеона

• лучший крейсер порт-артурской эскадры

• картина Виктора Васнецова

• большая гармонь

• гармошка, сделавшая карьеру

• даже животным он не нужен

• то, что козе не нужно

• Клавишный духовой музыкальный инструмент

• Музыкальный инструмент, гармонь

• Дореволюционный литературный журнал

• Персонаж пьесы ''Клоп''

scanwordhelper.ru

Легендарный древнерусский певец-сказитель 4 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Разновидность большой гармоники со сложной системой ладов

Ответ: Баян

Вопрос: Мужское имя (татарское)

Ответ: Баян

Вопрос: Мужское имя (славянское)

Ответ: Баян

Вопрос: Мужское имя (казахское)

Ответ: Баян

Вопрос: Мужское имя (бурятское)

Ответ: Баян

Вопрос: Мужское имя (башкирское)

Ответ: Баян

Вопрос: Женское имя (арабское)

Ответ: Баян

Вопрос: Женское имя (казахское)

Ответ: Баян

Вопрос: Женское имя (татарское)

Ответ: Баян

Вопрос: Музыкальный инструмент

Ответ: Баян

Вопрос: Муз. инструмент

Ответ: Баян

Вопрос: Доревол. лит. журнал

Ответ: Баян

Вопрос: Дореволюционный литературный журнал

Ответ: Баян

Вопрос: Вопрос ребром: "На фига козе.

Ответ: Баян

Вопрос: Легендарный древнерусский певец-сказитель

Ответ: Баян

Вопрос: Легендарный древнерусский певец-сказитель, имя которого упоминается в "Слове о полку Игореве

Ответ: Баян

Вопрос: Муз. инструмент; доревол. лит. журнал; перс. пьесы "Клоп

Ответ: Баян

Вопрос: Музыкальный инструмент; дореволюционный литературный журнал; персонаж пьесы "Клоп

Ответ: Баян

Вопрос: Не козье дело на нем играть

Ответ: Баян

Вопрос: Один из видов хроматической гармони

Ответ: Баян

Вопрос: Певец из пушкинской поэмы про Руслана и Людмилу

Ответ: Баян

Вопрос: Персонаж поэмы А. Пушкина "Руслан и Людмила

Ответ: Баян

Вопрос: Поэт, исполнитель песен, сказаний

Ответ: Баян

Вопрос: Разновидность гармони, названная по имени легендарного древнерусского певца-сказителя

Ответ: Баян

Вопрос: Угадайте имя по значению. (от древнерусского) Рассказчик, сказитель

Ответ: Баян

Вопрос: Хроматическая гармоника

Ответ: Баян

Вопрос: Шприц для инъекции наркотиков

Ответ: Баян

Вопрос: Этот легендарный певец прославлял жениха и невесту (Руслан и Людмила)

Ответ: Баян

Вопрос: (жарг.) Старая шутка, которые все давно знают (может быть видео-файл, картинка, история, анекдот и т. п.)

Ответ: Баян

Вопрос: Музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым или готово-выборным аккомпанементом на левой. Назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна

Ответ: Баян

Вопрос: Большая гармоника со сложной системой ладов

Ответ: Баян

Вопрос: Мешанина из слова "баня"

Ответ: Баян

Вопрос: Хроматическая гармонь

Ответ: Баян

Вопрос: Анаграмма к слову баня

Ответ: Баян

Вопрос: Русская гармоника

Ответ: Баян

Вопрос: Считается, что козе он не нужен

Ответ: Баян

Вопрос: То, что козе не нужно

Ответ: Баян

Вопрос: Гармонь, играющая в оркестре

Ответ: Баян

Вопрос: Какой муз. инст. козе не нужен?

Ответ: Баян

Вопрос: Гармошка, сделавшая карьеру

Ответ: Баян

Вопрос: Вид гармоники

Ответ: Баян

Вопрос:

wordparts.ru

Сообщение о певце сказителе - Неботан.com

Жили когда-то на Руси Великой песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины про героев русских и про жизнь народную: про князя Киевского Владимира Красно Солнышко и княгиню Апраксию, их дружинушку могучую, про битвы с лютыми ворогами, про царства-государства чужеземные. Пели про чудеса невиданные: Змеище-Горынчище, морского царя Водяника с царицею Водяницею, Идолище-великанище… И сложено было этих былин несчётное число, и ходило их по Руси бесконечное множество. И часто первые сведения о родной земле, о её героях и недругах дети получали из уст певцов-сказителей.

Самого известного певца земли русской народ помнит и по сей день – имя его Баян.  Баян же, братья,  не десять соколов на стадо лебедей напускал,  но свои вещие персты  на живые струны воскладал;  Они же сами князьям славу рокотали.  Так повествует о Баяне знаменитое «Слово о Полку Игореве». Искусен был сказитель, и  струны на его чудотворном инструменте «живые» - сами пели славу Великим правителям.   А инструмент тот был очень древний - более 14 веков насчитывает его история.  Название его происходит от древнеславянского слова «густы» - гудеть, а гудела в нём струна, которую называли «гусла». Так гудящие, говорящие струны и получили своё имя - «гусли».  Натягивались струны на специальный ящик, похожий на небольшое корыто. Дабы струны звучали громче, звонче, «яро», ящичек прикрывался специальной крышечкой-декой, сделанной из кожи или из дерева. «Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяньях славнорусского богатыря Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, а людям на послушание» - так начинается знаменитая былина о Добрыне Никитиче. А пели-рассказывали ту былину под аккомпанемент гуслей звончатых.

  Гусли звончатые похожи на крыло птицы, или на геометрическую фигуру – трапецию. Певцы клали гусли на колени, наклоняя их в левую сторону. Струны защипывали либо обеими руками, либо только правой рукой, а левая в этот момент ласково приглушала струны. Позже звук начали извлекать плектром, или медиатором, отчего звучание стало ярче. На звончатых гуслях играли и бряцанием, как на балалайке, и «волнами»,  как на арфе. Несколько гуслей, играющих чудесную музыку вместе, никогда не называли ансамблем, а говорили о них, как о людях, что хором поют, так и сказывали – хор гуслей.

  Неспешно былина о Добрыне Никитиче сказывается: «А двенадцати годов он на гуслях играл. На гуслях играл, песни складывал»…

  Есть у звончатых гуслей славные потомки – гусли щипковые и клавишные. Щипковые гусли совмещают в себе элементы арфы, древнеславянских гуслей и цимбал. От последних они переняли корпус на четырёх ножках, похожий на стол. Металлические струны разной длины и толщины дают музыканту огромный творческий простор: любые звуки - от самых низких до самых высоких – легко выходят из-под волшебных пальцев гусляров, которые защипывают струны обеими руками.

 Клавишные гусли сродни фортепиано, и появились они совсем недавно - менее века назад. Видом и устройством своим они похожи на гусли щипковые, но струны расположены строго горизонтально, а слева находится фортепианная клавиатура всего в одну октаву. Чаще всего на этих гуслях играют аккордами: левой рукой нажимают клавиши, а правой с помощью медиатора перебирают открывшиеся струны.

  Гусли считают главным украшением оркестра русских народных инструментов. Благодаря гуслярам народная музыка звучит так же звонко и объёмно, как и много веков назад. И всегда гусляры сидят  прямо по центру, словно возглавляют оркестр, выказывая почтение столь древнему и столь уважаемому на Руси инструменту.

Оцени ответ

nebotan.com


Смотрите также