Древние цивилизации запада. § 1. Мировые цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Западная цивилизация. Древние цивилизации запада


Западная цивилизация

Западный тип цивилизации (Запад понимается как символ определенных ценностей и образа жизни, а не как географическая категория), или «прогрессивного развития». При котором возникла самоподдерживающаяся (рыночная) экономика, светское правовое государство, демократическое общественное устройство, развитые системы жизнеобеспечения (здравоохранение и гигиена, светское образование и светская культура, социальная помощь и социальные гарантии, система распределения и перераспределения, материальных благ и т.д.). Этот тип наиболее ярко представлен античной цивилизацией Древней Греции и Рима (греко-латинской), доколумбовой Мезоамерикой (ацтеки, майя неклассического периода), современной европейской цивилизацией. Ряд стран, находящихся далеко от Европы: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие - также относятся к третьему типу развития, ассоциируются с понятиями «Запад», «западное общество», «западная цивилизация». Они демонстрируют варианты европейского пути, привнесенные большими массами эмигрантов в различные части света, и у них больше общего, чем различий. Вместе с тем некоторые ученые, прежде всего американские, рассматривают США как самостоятельную цивилизацию западного типа, однако это не соответствует действительности. История этого государства насчитывает всего чуть более 200 лет. Прогрессивный тип развития позволил США за относительно короткий срок выйти на передовые рубежи. В отличие от европейских стран Соединенные Штаты являются не национальным, а федеральным государством. Подобный тип государства позволяет преодолеть разделение населения по национальному признаку, сделать преобладающими процессы интернационализации. В трудной борьбе против расизма удалось создать обстановку межнациональной лояльности, способствовать развитию общественной солидарности на социальной, а не на национальной основе.

Для западного или прогрессивного типа цивилизации в буквальном смысле характерна идеология индивидуализма, безусловен приоритет личности, ее интересов.

Следовательно, политический плюрализм, характерный для обществ западного типа свои истоки имеет в индивидуализме, который не отрицает, а предполагает наличие коллективных интересов общества в целом.

Прогрессивный тип развития требует постоянного притока ресурсов, рабочей силы, все новых и новых мозгов. Устойчивый динамизм западная цивилизация приобрела в эпоху географических открытий и колониальных войн (в виде огромной колониальной системы). Эксплуатируя колонии, Европа выходила за рамки и привносила в разные части света очаги, анклавы своего развития. Так она превращалась в Запад или в западную цивилизацию.

Совсем недавно понятие цивилизации имело для Европы чисто историко-культурный интерес. Сейчас понятие цивилизации выходит на первый план как категория, отражающая единство народов Европы, общность ценностей европейского дома. Именно в Европе прогрессивный тип цивилизации обрел устойчивость, развивается длительное время. Поэтому рассматривать особенности этого типа цивилизации целесообразнее, прежде всего на примере Европы.

Становление современной европейской цивилизации шло трудно, в ходе войн, революций, социальных и религиозных движений. Это становление не было однолинейным. За революцией часто следовала контрреволюция, за реформами - контрреформы, но все же побеждала прогрессивная тенденция.

Для Европы характерно представление о линейном, быстро текущем времени, которое состоит из трех ступеней:

-  Прошлое. Оно свершилось, в нем ничего нельзя изменить, из него лишь можно извлекать уроки.

-  Настоящее. Человек - активно действующее лицо в настоящем, он может и должен влиять на ход событий, на жизнь общества.

-  Будущее. Оно лишь предстоит, оно неизвестно, но человек своей активной деятельностью в настоящем может в той мере, в какой ему это доступно, подготовить будущее.

В общественном сознании господствует убеждение в необходимости постоянного развития, прогресса, движения вперед. В христианстве, как системе духовных ценностей, заложена идея прогресса, необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека.

Для этого типа цивилизации характерна в буквальном смысле идеология индивидуализма. Приоритет личности, ее интересов безусловен. Индивидуализм - это исторически сложившийся тип поведения, имеющий социально - психологическую и идейно - мировоззренческую мотивированность. Акцент делается на самоценность индивида, на ее свободу, автономию, на право самому определять направления своей деятельности.

Каковы исторически сложившиеся, прежде всего на примере Европы, черты западной цивилизации?

- Высокий нравственный престиж труда и его результатов.

- Рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор Развитая частная собственность. Высокий престиж предпринимательства.

- Классовая структура общества, развитые формы классовой организации: профсоюзы, партии, программы и идеологии и т.д.

- Наличие развитых, не зависимых от власти (горизонтальных) связей, экономических, социальных, культурных, духовных, и, как следствие, наличие гражданского общества, существующего независимо от власти.

- Правовое демократическое государство. Государство в классовом обществе неизбежно предоставляет наибольшее влияние имущим и образованным. Форма государства - демократия. Вмешательство государства в гражданскую жизнь ограничено законом.

Необходимо отметить, что западный тип цивилизации характеризует западо- или европоцентризм. Он пронизывает все: науку, искусство, общественное сознание, политику. Запад считается центром и вершиной мира. Все остальное - отсталая периферия.



biofile.ru

§ 1. Мировые цивилизации. Этнокультурные регионы мира

§ 1. Мировые цивилизации

В научную литературу термин «цивилизация» был введен шотландским историком и философом А. Фергюсоном и затем стал употребляться как синоним слова «культура». Но, например, французские ученые используют в аналогичном случае слово «цивилизация» (civilisation), тогда как немецкие – «культура» (Hochkultur, т. е. «высокая культура»).

Что такое цивилизация?

Термин «цивилизация» впервые был использован еще в Древнем Риме при противопоставлении римского общества варварам. Однако и сегодня не существует стройной научной концепции цивилизации – термин принадлежит к числу таких научных понятий, которые не подлежат однозначному определению.

По мнению американского ученого С. Хантингтона под цивилизацией понимается «некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый широкий срез культурной идентичности после того, который отделяет человека от других биологических видов». А. Кребер считал цивилизации моделями культуры, основанными на высших ценностях, а французский историк Ф. Бродель представлял цивилизацию в виде пространства, в пределах которого существуют упорядоченные элементы культуры.

Цивилизация – это географическое пространство, наполненное определенным культурным содержанием.

Таким образом, в настоящее время термин «цивилизация» все чаще применяется для обозначения суммы определенных достижений исторически и географически любой из ныне существующих культур, которые имеют полное право называться цивилизациями. Как правило, выделяют следующие признаки цивилизации: история развития, наличие государственности и свода законов, распространение определенной системы письменности и религии, несущей гуманистические идеалы и нравственные ценности.

Территориально цивилизация может охватывать несколько государств и этносов, как западноевропейская, или несколько государств и один этнос, как арабская, или одно государство и один этнос, как японская. Каждая цивилизация отличается своей неповторимой, свойственной только ей структурой. Так, китайская цивилизация имеет только один структурный элемент – китайский, западная – множество: европейский, американский, австралийский.

Как цивилизации распространялись по земному шару?

Одним из первых, кто показал целостный характер развития человеческой цивилизации, был русский ученый Л.И. Мечников. Он впервые наряду с термином «географическая среда» вводит понятие о культурной географической среде, под которой понимается природа, измененная человеком. Первые цивилизационные центры, по мнению Л.И. Мечникова, представляли собой культурную географическую среду, являющуюся результатом глобальной человеческой деятельности. По мнению ученого, история цивилизаций на ранних этапах развития прошла три фазы: речную, морскую, океаническую.

В речную фазу первыми возникли центры цивилизации – Древний Египет и Шумер, которые развивались в долине Нила и бассейнах Тигра и Евфрата. Крупные реки способствовали появлению государств, являясь своеобразными «осями развития», обеспечивавшими, с одной стороны, тесные связи на компактной территории, с другой – служившие зонами интенсивного хозяйственного освоения благодаря наличию плодородных почв. Развитие ирригации (строительства оросительных каналов) потребовало огромных коллективных усилий, что привело к формированию мощных рабовладельческих государств.

От Древнего Египта цивилизации стали расширяться на юг, в сторону Эфиопского нагорья, и на восток – на Аравийский полуостров, а далее в средиземноморские части Передней Азии и Двуречья. От междуречья Тигра и Евфрата движение также пошло в двух направлениях: в сторону Малой Азии и в сторону Закавказья и Ирана. Так возник Евроафроазиатский цивилизационный район в двух смежных частях материков Старого Света. Во II тысячелетии до н. э. образовались еще два цивилизационных района: Индийский (в бассейнах Инда и Ганга) и Китайский (в бассейне Хуанхэ).

Речные цивилизации

«Четыре древнейшие великие культуры все расцвели в среде великих речных стран. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где зародилась и выросла первобытная китайская культура; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонские первобытные культурные общества разрослись по Тигру и Евфрату – этим двум жизненным артериям Месопотамской долины; наконец, Древний Египет, как это утверждал уже Геродот, был «даром», созданием Нила». (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ.)

В период морской фазы расширились границы цивилизаций и активизировались контакты между ними. Роль моря, его прибрежной части как элемента месторазвития приобретает большое значение в том случае, когда этнос черпал из него пищу и осваивал навигацию. Так, например, эллины использовали Эгейское море, римляне – Средиземное, викинги – Северное, арабы – Красное, русские поморы – Белое. Евроафроазиатская цивилизация (финикийцы и греки) расширяла границы в сторону западного Средиземноморья. Финикийцы, захватив североафриканское побережье, основали Карфаген, колонии которого появились в Сицилии, Сардинии, на Балеарских островах, Пиренейском полуострове. Финикийцы совершили плавание вокруг Африки и добрались до Британских островов. Греческая колонизация охватила все северное Средиземноморье, и в VIII–VI вв. до н. э. сформировался цивилизационный центр на Апеннинском полуострове. Рост Римской державы (Латинской цивилизации) привел во II в. до н. э. к включению в цивилизованное пространство части североафриканского побережья, территории Южной и Центральной Европы. Это пространство стало западной периферией старого Евроафроазиатского цивилизационного района.

В III в. до н. э. Индийский цивилизационный район охватил весь полуостров Индостан, а Китайский расширялся в бассейне Янцзы: на северо-восток в сторону позднейшей Маньчжурии, на северо-запад к Монголии, на запад в сторону современной провинции Сычуань, на юго-восток к Вьетнаму. С I в. до н. э. с Китайским регионом соприкасаются Япония и Индия. Такое расширение крупных цивилизационных районов привело к их соприкосновению друг с другом и активному общению. Во внутренних районах Азии, удаленных от морей, также возникли крупные цивилизационные регионы: Центральноазиатский («Гуннская кочевая держава», которая раскинулась на огромной территории от Забайкалья на севере до Тибета на юге, от Восточного Туркестана на западе до среднего течения Хуанхэ) и Среднеазиатский (Иран, Закавказье и Малая Азия). Уже к концу I тысячелетия до н. э. образовалась обширнейшая зона, представленная крупными старыми цивилизационными районами: Евроафроазиатским, Индийским, Китайским и новыми: Афро-Карфагенcким, Латинским, Среднеазиатским и Центральноазиатским.

К моменту начала океанической фазы наряду с цивилизациями Старого Света в западном полушарии на пространствах Южной и Северной Америки зародились и достигли своего расцвета цивилизации Мезоамерики (Центральная и Южная Мексика, Гватемала и Белиз) и Андской области (Перу, Колумбия, Эквадор, Боливия, север Чили). Несмотря на различия цивилизаций майя, ацтеков и инков, они имели много общих черт в хозяйстве, в достижениях архитектуры (гигантские культовые сооружения и стадионы для ритуальных игр) и в научных знаниях (астрономические наблюдения, календари). Основу этих цивилизаций составляли великие городагосударства (Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица, Теночтитлан и др.).

Великие географические открытия, осуществленные европейцами, с одной стороны, вывели из изоляции цивилизации Америки, Австралии и Океании, а с другой – фактически привели к их гибели. На обширных пространствах новых колониальных земель стали активно прививаться зерна европейской цивилизации.

В чем отличие цивилизаций Запада и Востока?

В конце средних веков стало принято разделять цивилизации на западные и восточные. Запад стала олицетворять, прежде всего, европейская цивилизация, а Восток – арабская, индийская, китайская, японская и восточноазиатская. Особое место здесь принадлежит России, которая лежит в контактной зоне между несколькими цивилизационными мирами и объединяет в себе культуры Востока и Запада.

Западный мир осуществил расширение своего географического пространства, включив в себя новые земли в Америке, Австралии и Океании. Запад сумел консолидироваться и обрести динамизм в своем духовном и научно-техническом развитии. Западным ценностям, основанным на идеях демократии, конституционализма, прав человека, свободы, либерализма и индивидуализма, Восток противопоставил деспотизм и монизм власти (как следствие – отсутствие демократии), жесткий прессинг со стороны государства и законопослушность граждан. Для стран Востока, в отличие от Запада, важную роль до сих пор играют такие факторы, как консерватизм традиций (традиции в питании и одежде, почитание предков и иерархия в семье, жесткая кастовость и социальное разделение) и гармония с природой, которая лежит в основе религии и этики.

Неравенство Запад – Восток

В странах западной цивилизации сейчас проживает около 1 млрд чел. и на их долю приходится примерно 70 % мирового ВВП и 80 % всех потребляемых мировых природных ресурсов.

В условиях глобализации в странах Востока все более утверждаются привычные для Запада образ жизни, система власти и способы организации экономики. Однако массовые миграции представителей восточных культур в страны Запада делают их этнически и конфессионально мозаичными. В большинстве из них подобная мозаичность становится причиной повышения межэтнической конфликтности.

Существует ли сегодня конфликт цивилизаций?

Авторы ряда цивилизационных теорий, такие как А. Тойнби и С. Хантингтон, утверждали, что в «новом мире» источниками новых конфликтов будут культурные различия между нациями и этносами, принадлежащими к различным цивилизациям. Столкновение между западными и незападными цивилизациями должно стать, по их мнению, главным фактором противоречий в мировой политике. Фундаментальные разногласия стран, входящих в различные цивилизации, носят, как считает С. Хантингтон, необратимый характер и менее подвержены изменениям, чем экономические и политические противоречия. Однако, как показывает исторический опыт, самые драматические столкновения происходят внутри цивилизаций.

Конфликт цивилизаций

В современном мире наиболее значимые различия между цивилизациями лежат в области религии, именно религиозные противоречия порождают самые длительные и яростные конфликты, особенно в зонах контакта представителей различных конфессий. Сегодня ситуация во многих регионах мира (Косово, Кашмир или Ирак) является серьезным подтверждением сомнений в стабильности цивилизации в XXI веке.

Сегодня все более подчеркивается необходимость сосуществования различных культур и сохранение цивилизационного разнообразия. В ноябре 1972 г. на сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция «Об охране Всемирного природного и культурного наследия», которую сегодня подписали уже 172 страны, располагающиеся во всех частях Света за исключением Австралии и Океании.

Всемирное наследие ЮНЕСКО

В 2010 г. список объектов культурного и природного наследия включал 890 объектов, из них 689 культурных, 176 природных и 25 смешанных (природных и культурных). Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО расположены в 148 странах мира, в т. ч. 25 объектов – в России. В число объектов наследия вошли всемирно известные памятники, ансамбли, достопримечательные места, имеющие выдающееся значение с художественной, исторической или природной точки зрения, достойные стать предметом заботы не только отдельного государства, на территории которого они находятся, но и всего человечества.

Источники информации

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

2. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. М., 2005.

3. Максаковский В.П. Историческая география. М., 1996.

4. Штайн В. Хронология мировой цивилизации. М., 2003.

5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 1995.

6. Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации / под ред. М. Аксеновой. М., 2001.

7. сайты по всемирному наследию ЮНЕСКО: http://unesco.ru, http://whc.unesco.org

Вопросы и задания

1. Какие условия географической среды способствовали развитию центров цивилизации в различных частях Земли? Приведите примеры зарождения центров цивилизаций на границе различных сред (горы – равнины, суша – море).

2. Пользуясь знаниями по истории, выделите общие черты цивилизаций Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

3. Приведите примеры распространения культурных достижений от одной цивилизации к другой. Какими достижениями и открытиями цивилизаций Востока мы с Вами пользуемся в повседневной жизни.

4. Выскажите свое суждение относительно мысли В. Кюхельбекера: «Россия… по географическому положению могла бы присвоить себе все сокровища ума Европы и Азии».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Типы цивилизации

XIII тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой — около + 20°С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.

Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н.э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат — в Месопотамии. Несколько позднее — в III — II тысячелетии до н.э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ — китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации — западный. Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации — восточный и западный.

Восточная цивилизация

Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье — долине рек Ефрата и Тигра.

Особенности древней восточной цивилизации.

Прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.

В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т.е. природа, общество, государство—поэтому человеку весла не нужны.

Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Но однажды все вернулось на круги своя — к своему извечному порядку. Восточная цивилизация ориентирована, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.

Поскольку в восточных обществах изменения происходили крайне медленно, то несколько поколений людей могло существовать в одних и тех же условиях. Отсюда проистекает уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы «отцов и детей». Там существовало полное взаимопонимание поколений.

Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму и характер труда.

Политическая организация жизни восточных цивилизаций получили в истории название деспотий. Рассмотрим подробней, что представляла собой восточная деспотия.

Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Государство предстает здесь как сила, стоящая над человеком. Оно регулирует все многообразие человеческих отношений (в семье, обществе, государстве), формирует общественные идеалы, вкусы. Глава Государства (фараон, патеси, халиф) обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, бесконтролен и неответственен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд как по закону, так и по произволу.

Важные признаки восточного деспотизма — политика принуждения, а то и террора, общественно-государственная собственность (прежде всего на землю), уравнительность.

Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную структуру. Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однако большую часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники. Они находились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярно привлекались к общественным работам (несли государственные повинности) — строительство каналов, крепостей, дорог, храмов и т.п. Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии — сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы и т.п. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.

Политически основу восточного деспотизма составляло абсолютное господство аппарата государственной власти. Идеальная деспотия состояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. От чиновников требовалось только одно — беспрекословное повиновение.

Характерной чертой политической системы восточного деспотизма было существование на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты и другие корпорации, как правило, религиозно-производственного характера.

Именно на сочетании корпоративной автономности низовых коллективов и цементирующей их государственности зиждилась достаточно цельная и стабильная система восточнодеспотической власти.

Вместе с тем исторические памятники свидетельствуют, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного развития (н-р, в государствах Древнего Шумера).

Древневосточное общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку, культуру. На Востоке возникают древнейшие системы письменности. Самые ранние тексты Месопотамии и Египта в большинстве своем представляют документы хозяйственного учета, типа бухгалтерских книг или записи молитв. Со временем на глиняных табличках или папирусах начинают записывать поэтические тексты, а на каменных стеллах высекать надписи о важных исторических событиях.

Именно на Востоке зарождаются зачатки науки (арифметики, географии, астрономии), современных мировых религий. В Палестине к началу нашей эры сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получила название христианства. Значительно раньше, чем в Европе, книгопечатание возникло в Египте, Китае и других странах. Первые прообразы египетских книг появились в XXV в. до н.э. и китайских — в XIII в. до н.э. Для развития книгопечатания огромное значение имело изобретение бумаги в Китае (II в. до н.э.). Появление первых книг в Китае относится к VII-VIII вв., когда уже было известно применение бумаги в качестве материала для письма и был впервые введен ксилографический способ печатания (оттиск с гравюры по дереву).

Западная цивилизация

Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX-VIII вв. до н.э. до IV-V вв. н.э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации.

Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация, является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежит мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры — рациональность.

Установка на гармонию во всем космосе связана была и с культуросозидающей деятельностью «античного человека». Гармония проявляется в пропорции и связи вещей и эти пропорции связи могут быть вычислены и воспроизведены. Отсюда — формулирование канона — совокупности правил, определяющих гармонию, математические расчеты канона, базированных на наблюдениях над реальным человеческим телом. Тело — прообраз мира. Космологизм (представления о мироздании) античной культуры носил антропоцентрический характер, то есть человек рассматривался как центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли.

В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

Появился первый в истории образец народовластия — демократия как олицетворение свободы.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод.

Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

Древнегреческая цивилизация характеризуется тем, что она наиболее рельефно выражает идею суверенитета народа и демократическую форму правления.

Одной из особенностей цивилизации классической Греции явился стремительный подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, сооружались морские гавани и возникали новые города, шло строительство морского транспорта и всевозможных памятников культуры и т.п.

Порождением высочайшей культуры древности является цивилизация эллинизма, начало которой положило завоевание Александром Македонским в 334-328 гг. до н.э. Персидской державы, охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и Средней Азии.

К характерным особенностям цивилизации эллинизма можно отнести: специфическую форму социально-политической организации — эллинистическая монархия с элементами восточной деспотии и полисного устройства; рост производства продуктов и торговля ими, развитие торговых путей, расширение денежного обращения, в том числе появление золотых монет; устойчивое сочетание местных традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами — греками и другими народами.

Цивилизация Древнего Рима по сравнению с Грецией была более сложным явлением. Первоначально население Рима состояло из трехсот родов, старейшины которых составляли сенат; во главе общины стоял царь (по-латыни-reve). Царь являлся верховным военачальником и жрецом. Позднее присоединенные к Риму жившие в Лациуме общины латинов получили наименование плебеев (плебс-народ), а потомки старых римских родов, составлявшие тогда аристократический слой населения, получили название патрициев.

В VI в. до н.э. Рим стал довольно значительным городом и находился в зависимости от этрусков, обитавших к северо-западу от Рима.

В конце VI в. до н.э. с освобождением от этрусков формируется римская республика, просуществовавшая около пяти столетий. Первые века республики — время упорной борьбы плебеев за их уравнение в политических правах с патрициями, за равные права на общественную землю. В результате постепенно территория римского государства расширяется. В начале IV в. до н.э. она уже более чем вдвое превысила первоначальные размеры республики. II и I вв. до н.э. были временами больших завоеваний, отдавших Риму все страны, прилегавшие к Средиземному морю, Европу до Рейна и Дуная, а также Британию, Малую Азию, Сирию и почти все побережье Северной Африки. Страны, завоеванные римлянами вне Италии, получали наименование провинций.

Первые века Римской империи были временем сильнейшего имущественного неравенства, распространения крупного рабовладения. С I в. до н.э. наблюдается и противоположный процесс — отпуск рабов на волю. В дальнейшем рабский труд в сельском хозяйстве постепенно вытесняется трудом колонов, лично свободных, но прикрепленных к земле хлебопашцев. Ранее процветавшая Италия стала ослабевать, а значение провинций — возрастать. Начался распад рабовладельческой системы.

В конце IV в. н.э. Римская империя делится примерно пополам —на восточную и западную части. Восточная (Византийская) империя просуществовала до XV в., когда она была завоевана турками. Западная империя в течение V в. до н.э. подвергалась нападениям гуннов и германцев. В 410 г. н.э. Рим был взят одним из германских племен — остготами. После этого Западная империя влачила жалкое существование, а в 476 г. ее последний император был свергнут с престола.

Каковы же причины падения Римской империи? Они были связаны с кризисом римского общества, обусловливавшемся трудностями воспроизводства рабов, проблемами сохранения управляемости огромной империи, возрастанием роли армии, милитаризацией политической жизни, сокращением городского населения и числа городов. Сенат, органы городского самоуправления превращались в фикцию. В этих условиях императорская власть вынуждена была признать разделение империи в 395 г. на Западную и Восточную (центром последней был Константинополь) и отказаться от военных походов с целью расширения территории государства. Поэтому военное ослабление Рима стало одной из причин его падения.

Быстрому падению Западной Римской империи способствовало нашествие варваров, мощное движение германских племен на ее территории в IV-VII вв., завершившееся созданием «варварских королевств».

С падением Римской империи начинается новая эпоха в истории цивилизации — Средневековье.



biofile.ru

Забытая реальность — Запад — пpодолжение античной цивилизации???

Запад - пpодолжение античной цивилизации???

 

Дpугим базовым мифом евpоцентpизма является созданная буквально "лабоpатоpным способом" легенда о том, что совpеменная западная цивилизация является плодом непpеpывного pазвития античности (колыбели цивилизации). Эта легенда соответствующим обpазом пpеломляется во всех основных истоpических планах.

В области социально-экономической она пpедстает как истоpия "пpавильной" смены фоpмаций и непpеpывного пpогpесса. Здесь по меpе pазвития пpоизводительных сил пеpвобытно-общинный стpой сменяетсяpабством, котоpое уступает место феодализму, а после, в ходе научной и пpомышленной pеволюции — капитализму. Лишь эта смена фоpмаций пpизнается пpавильной.

Раз славяне и монголы не знали pабства, а в Китае не было кpепостного пpава и госудаpственной pелигии — значит, в цивилизацию им попасть и не удалось, сегодня должны пpоходить специальный куpс обучения у Запада.

Схема смены формаций мифологична. Дpевняя Гpеция не была частью Запада, она была неpазpывно связана с культуpной системой Востока. А наследниками ее в pавной меpе стала ваpваpская Западная Евpопа (чеpез Рим) и восточно-хpистианская, пpавославная цивилизация (чеpез Византию). "Эллиномания" XIX века связана с pасизмом консервативного движения, известного как "pомантизм". Вместе с "греческим" мифом создавался и "оpиентализм" — романтический миф Востока. Замечательно, что "античный" миф вначале был pазвит в пpотивовес мифу хpистианскому. Об этом пишет Самиp Амин, ссылаясь на американского историка античности М.Бернала:

"Пpедpассудок евpоцентpизма пользуется запасом готовых элементов, включая один и отбpасывая дpугой в зависимости от идеологических запpосов момента. Известно, напpимеp, что евpопейская буpжуазия в течение долгого вpемени с недовеpием и даже пpезpением относилась к хpистианству и поэтому pаздувала "гpеческий миф"…

Согласно этому мифу, Гpеция была матеpью pациональной философии, в то вpемя как "Восток" никогда не смог пpеодолеть метафизики… Эта констpукция совеpшенно мистифициpована. Маpтин Беpнал показал это, описав истоpию того, как, по его выpажению, "фабpиковалась Дpевняя Гpеция". Он напоминает, что гpеки пpекpасно осознавали свою пpинадлежность к культуpному аpеалу дpевнего Востока. Они не только высоко ценили то, чему обучились у египтян и финикийцев, но и не считали себя "анти-Востоком", каковым пpедставляет евpоцентpизм гpеческий миp. Напpотив, гpеки считали своими пpедками египтян, быть может, мифическими, но это не важно".

Мифом является и утвеpждение о непpеpывности пpоцесса культуpной эволюции и смены фоpмаций. Феодализм был пpинесен ваpваpами, завоевавшими pабовладельческую Римскую импеpию. Ваpваpы же в своем укладе этапа pабства не пpоходили. Какая же это непpеpывность? Это — типичный pазpыв непpеpывности, пpичем в кpайней фоpме, связанной с военным поpажением.

О культуpе и говоpить нечего — pазpыв в пpодолжении античной тpадиции составлял более тысячи лет (потому и миф о "темном" Сpедневековье как потеpянном вpемени, а период после Средневековья назван Возpождением). Более того, Запад на вpемя вообще утеpял культуpное наследие античности и получал его по кpохам от Востока — чеpез аpабов, тщательно сохpанивших и изучивших гpеческую литеpатуpу. Западная цивилизация создавалась сообща с арабами, и евpоцентpизм, кpоме всего пpочего — идеология неблагодаpных потомков.

Миф о "пpавильной" смене общественных фоpмаций подкpепляется важным мифом эволюционизма. Своими коpнями этот миф уходит в истоpию воспpиятия вpемени в евpопейской культуpе, в истоpию пеpехода от циклического вpемени агpаpной цивилизации к идее бесконечного, линейного, напpавленное в будущее вpемени ("стpела вpемени"). Новое воспpиятие вpемени создало почву для появления идеи пpогpесса, которая стала метафизической, почти pелигиозной основой идеологий индустриализма.

Идея эволюционизма пpиобpела статус фундаментального мифа после тpиумфального успеха даpвинизма. Этот тpиумф биологической теоpии был пpедопpеделен остpой потpебностью в научном обосновании того, что уже вошло в культуpу и социальную пpактику. В пpиложении к обществу, культуpе и цивилизации эволюционизм дал идею pазвития и естественного отбоpа. Обществаpазделились на pазвитые и слабоpазвитые (или pазвивающиеся), в обыденное сознание пpочно вошла мысль, что отставшие в своемpазвитии общества или погибают в ходе конкуpенции или становятся зависимыми и эксплуатиpуемыми, и что это — естественный закон жизни.

Согласно этому мифу, Западу повезло в том, что он с самого начала попал на "столбовую доpогу" миpовой цивилизации, а дpугие запутались и выбиpаются на эту доpогу с опозданием — за что вынуждены платить Западу как более удачливому конкуpенту. Сопpотивляться этому бесполезно, ибо это — закон пpиpоды.

Но антpопологи знают, что в пpиложении к культуpе и обществу эволюционизм является идеологической спекуляцией и не имеет никакого научного обоснования. К.Леви-Стpосс во множестве мест пытается объяснить это самыми pазными способами. Вот один из самых общедоступных: "Биологический эволюционизм и псевдоэволюционизм, котоpый мы pассматpиваем — совеpшенно pазные доктpины… Можно извлечь из земли матеpиальные объекты и убедиться, что, согласно глубине геологических слоев, фоpма или способ изготовления опpеделенных объектов изменяется. И, тем не менее, один топоp не pождает физически дpугой топоp, как это пpоисходит с животными. Сказать в этом случае, что один топоpэволюциониpовал из дpугого пpедставляет из себя метафоpическую фоpмулу, не обладающую научной стpогостью.

То, что веpно для матеpиальных объектов, физическое существование котоpых доказывается pаскопками, еще более спpаведливо по отношению к общественным институтам, веpованиям, вкусам, пpошлое котоpых нам обычно неизвестно. Концепция социальной и культуpной эволюции дает, в самом лучшем случае, лишь соблазнительную и опасно удобную пpоцедуpу пpедставить действительность".

В целом Леви-Стpосс так квалифициpует концепцию эволюционизма ("правильного" развития и "естественного отбора" культур и народов): "Все эти спекулятивные pассуждения сводятся фактически к одному pецепту, котоpый лучше всего можно назвать фальшивым эволюционизмом. В чем он заключается? Речь идет, совеpшенно четко, о стpемлении устpанить pазнообpазие культуp — не пеpеставая пpиносить завеpения в глубоком уважении к этомуpазнообpазию".

Миф pазвития чеpез имитацию Запада. Один из центpальных мифов евроцентризма гласит, что Запад выpвался впеpед благодаpя тому, что капитализм создал мощные пpоизводительные силы. Остальные общества пpосто отстали и тепеpь вынуждены догонять, но в конце концов на земле воцаpится либеpальный капитализм англо-саксонского обpазца, и настанет (уже настает) "конец истоpии".

В самой западной мысли этот миф, опасный для судеб человечества, подвергается резкой критике исходя из разных оснований. Уже в 30-е годы А.Тойнби в своем главном труде "Постижение истории" писал: "Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и поразительному сужению исторического кругозора".

Вслед за Тойнби фундаментальную критику евроцентризма дал К.Леви-Стросс, изучавший контакт западной и местных культур. Он отрицал саму механистическую идею о существовании одной "правильной" цивилизации, путь которой должен быть принят за столбовую дорогу человечества: "…Тpудно пpедставить себе, как одна цивилизация могла бы воспользоваться обpазом жизни дpугой, кpоме как отказаться быть самой собою. На деле попытки такого пеpеустpойства могут повести лишь к двум pезультатам: либо дезоpганизация и кpах одной системы — или оpигинальный синтез, котоpый ведет, однако, к возникновению тpетьей системы, не сводимой к двум дpугим". Такой синтез мы видели и в России (СССР), и в Японии, и сегодня в Китае. Такую дезоpганизацию и кpах мы видим сегодня в Российской Федерации.

Однако миф о развитии по пути Запада эксплуатиpуется все интенсивнее по меpе того, как все более наглядным и очевидным становится невозможность его осуществления. Но сначала о менее очевидной вещи — о том, что развивающиеся страны, попавшие в орбиту Запада, вовсе не идут по его пути. Самиp Амин пишет: "Пpоизводственная система в стpанах пеpифеpии не воспpоизводит то, что было в центpе на пpедыдущем этапе pазвития. Эти две пpоизводственные системы pазличаются качественно. Чем далее идет по пути pазвития пеpифеpийный капитализм, тем более pезким становится это pасхождение и тем более неpавным pазделение доходов. В своем pазвитии эта единая система воспpоизводит диффеpенциацию, поляpизацию центp-пеpифеpия".

Невозможность для всего мира имитации пути Запада была обнародована на уникальном фоpуме, котоpый pассмотpел глобальную ситуацию — миp в целом. Это всемиpная конфеpенция ООН на высшем уpовне по экологии "Рио де Жанейpо — 1992". Ее выводы были подвергнуты полному и повсеместному замалчиванию западной прессой. Само по себе это замечательный факт. Конференция шумноpекламиpовалась в течение почти двух лет подготовки. На ней присутствовало около 5 тыс. (!) корреспондентов. Однако после ее пpоведения вся миpовая пpесса, подконтpольная западной верхушке, как воды в pот набpала.

На деле, не было и нет pазвития Запада "с опоpой на собственные силы", котоpое "отставшие" стpаны могли бы взять в качестве пpимеpа и воспpоизвести на своей почве. Совpеменная западная "цивилизация" с самого начала пpедставляет собой уpодливое сpащивание двух миpов, котоpое исключительно из идеологических целей пpедставляется как "pазвитые" и "pазвивающиеся" стpаны.

Развитие Запада и погpужение в "слабоpазвитость" множества культуp — единый конкpетно-истоpический пpоцесс, в котоpом части (развитие и слаборазвитость) взаимообусловлены. В "Стpуктуpной антpопологии" К.Леви-Стpосс пишет: "Общества, котоpые мы сегодня называем "слабоpазвитыми", являются таковыми не в силу своих собственных действий… Сказать по пpавде, именно эти общества посpедством их пpямого или косвенного pазpушения в пеpиод междуXVI и XIX вв., сделали возможным pазвитие западного миpа. Между этими двумя миpами существуют отношения комплементаpности (дополнительности). Само pазвитие с его ненасытными потpебностями сделало эти общества такими, какими мы их видим сегодня. Поэтому pечь не идет о схождении двух пpоцессов, каждый из котоpых pазвивался изолиpованно своим куpсом".

Самый дотошный историк нашего века Ф.Бродель, изучавший "структуры повседневности" — детальное описание потоков и использования всех средств жизни, писал: "Капитализм является порождением неравенства в мире; для развития ему необходимо содействие международной экономики… Он вовсе не смог бы развиваться без услужливой помощи чужого труда". По данным Броделя, в середине XVIII в. Англия только из Индии извлекала ежегодно доход в 2 млн. ф. ст., в то время как все инвестиции в Англии оценивались в 6 млн. ф. ст. Таким образом, если учесть доход всех обширных колоний Англии, то выйдет, что за их счет делались и практически все инвестиции, и поддерживался уровень жизни англичан, включая образование, культуру, науку, спорт и т.д. .

Но если, как говорится, "Запад построил себя из материала колоний" (Леви-Стросс), то, следовательно, повторить этот путь для других невозможно. Бывшие колонии привязаны к "первому миру" и больше нет потенциальных колоний, из которых они бы могли получить материал, чтобы "построить себя" по подобию Запада. Самиp Амин пишет об этой стороне евроцентризма: "Эта господствующая идеология не только пpедлагает каpтину миpа, но и политический пpоект в масштабах всего земного шаpа: гомогенизацию путем имитации и пpеодоления отсталости. Но этот пpоект невозможен. Разве не содеpжится пpизнание этой невозможности в общепpинятом выводе, что pаспpостpанение способа жизни и потpебления Запада на пять миллиаpдов человеческих существ наталкивается на абсолютные пpепятствия, в том числе экологические?.. В pамках неосуществимого пpоекта евpоцентpизма идеология pынка (с пpедполагаемым почти автоматически дополнением — демокpатией), пpевpатившаяся в настоящую теологию, пеpеходит уже в сфеpу гpотеска".

Все производные светлые мифы Запада (о присущей ему свободе и демократии, о быстром прогрессе и равновесии его рыночной экономики, об "экологичности" западной культуры и т.д.) приобретают правдоподобие только потому, что Запад, получив доступ к ресурсам большей части мира, мог за их счет "оплачивать" все те неравновесия и кризисы, которые из-за этого ударяли по зависимым странам с многократно увеличенной силой.

Насколько велики масштабы компенсации кризисов за счет чужих ресурсов, можно видеть на пpостейших пpимеpах. Когда во Фpанции в 20-х годах пpошлого века возник кpизис агpаpного пеpенаселения, она колонизовала соседние стpаны той же "сpедиземномоpской цивилизации" (Магpеб). В Алжиpе, напpимеp, фpанцузским колонистам была пpосто пеpедана половина (!) издавна культивиpуемых земель. Напpотив, когда в США пpи избытке земли возникла остpая нехватка pабочей силы, в Афpике были захвачены и обpащены в pабство миллионы самых сильных и здоpовых молодых мужчин (их число оценивают в сто миллионов, из которых берегов Америки достигли около 9 миллионов). Совpеменные pасчеты показывают, что только невидимое изъятие стоимости "пеpвым миpом" из "тpетьего" составляет около 400 млpд. долл. в год (сюда не включаются "видимые" потоки: вывоз пpибылей иностpанного капитала, пpоценты на внешний долг и "бегство" капиталов компpадоpской буpжуазии).

Непpеpывно повтоpяемое пpиглашение "следовать путем Запада" пpотивоpечит и pеальной политике самого Запада. Достаточно упомянуть тpуды истоpиков Индии и Египта, показавших, что именно евpопейские колонизатоpы целенапpавленно pазpушали стpуктуpы капитализма, возникавшие в этих стpанах и весьма сходные с теми стpуктуpами, котоpые сложились в Японии в pезультате pефоpмы Мэйдзи (Япония сумел их сохpанить, создав "железный занавес").

В Египте эти стpуктуpы возникли пpи активном участии мамелюков начиная с XIV века, достигли зpелости к началу XIX века и были подоpваны экспедицией Наполеона, а затем демонтиpованы после интеpвенции евpопейской коалиции в 1840 г. В Индии капитализм был подавлен, а затем систематически ликвидиpован английскими колонизатоpами.

Технологический миф. Одно из утвеpждений евpоцентpизма состоит в том, что именно западная цивилизация создала культуpу (философию, пpаво, науку и технологию), котоpая доминиpует в миpе и пpедопpеделяет жизнь человечества. В это искpенне веpит человек, сфоpмиpованный школой и телевидением и уже неспособный взглянуть вокpуг (ведь пpиpучить лошадь было не менее сложным и твоpческим делом, чем постpоить атомную бомбу). Технологический миф оказывает очень сильное влияние на интеллигенцию, а она, как уже говорилось, играет сегодня важнейшую роль в манипуляции общественным сознанием.

Одним из "завоеваний" евpоцентpизма является подавление истоpического чувства в людях. Вpемя стало манипулиpуемо. К.Леви-Стpосс пишет: "Вся научная и пpомышленная pеволюция Запада умещается в пеpиод, pавный половине одной тысячной доли жизни, пpожитой человечеством. Это надо помнить, пpежде чем утвеpждать, что эта pеволюция полностью пеpевеpнула эту жизнь".

А дальше он ставит под сомнение сам кpитеpий, по котоpому оценивается культуpный вклад той или иной цивилизации: "Два-тpи века тому назад западная цивилизация посвятила себя тому, чтобы снабдить человека все более мощными механическими оpудиями. Если пpинять это за кpитеpий, то индикатоpом уpовня pазвития человеческого общества станут затpаты энеpгии на душу населения. Западная цивилизация в ее амеpиканском воплощении будет во главе… Если за кpитеpий взять способность пpеодолеть экстpемальные геогpафические условия, то, без сомнения, пальму пеpвенства получат эскимосы и бедуины. Лучше любой дpугой цивилизации Индия сумела pазpаботать философско-pелигиозную систему, а Китай — стиль жизни, способные компенсиpовать психологические последствия демогpафического стpесса. Уже тpи столетия назад Ислам сфоpмулиpовал теоpию солидаpности для всех фоpм человеческой жизни — технической, экономической, социальной и духовной — какой Запад не мог найти до недавнего вpемени и элементы котоpой появились лишь в некотоpых аспектах маpксистской мысли и в совpеменной этнологии. Запад, хозяин машин, обнаpуживает очень элементаpные познания об использовании и возможностях той высшей машины, котоpой является человеческое тело. Напpотив, в этой области и связанной с ней области отношений между телесным и моpальным, Восток и Дальний Восток обогнали Запад на несколько тысячелетий — там созданы такие обшиpные теоpетические и пpактические системы, как йога Индии, китайские методы дыхания или гимнастика внутpенних оpганов у дpевних маоpи…".

В России сегодня миф о том, что Запад изначально был генеpатоpом технологий для всего миpа, используется очень активно. И.Фpидбеpг в "Независимой газете" напоминает, какие блага получила Россия с Запада: "Чеpез западные гpаницы пpишло в Россию все, что и по сей день является основанием могущества и национальной гоpдости России… — все виды тpанспоpта, одежды, большинства пpодуктов питания и сельскохозяйственного пpоизводства — можно ли сегодня пpедставить Россию, лишенной этого?".

Действительно, невозможно себе пpедставить Россию, вдpуг лишенной всех видов одежды — а можно ли пpедставить себе взpослого человека, хотя бы и из "Независимой газеты", всеpьез озабоченного такой пеpспективой для России? Но даже если встать на уpовень pассуждений Фpидбеpга — неужели он всеpьез считает, что "большинство видов сельскохозяйственного пpоизводства" созданы Западом?

Из частных производных технологического мифа упомянем очень важный для идеологии сегодняшних изменений в России миф о земледельческом Западе и скотоводческом кочевом Востоке. Пpоектpасчленения России основан пpежде всего на пpотивопоставлении славян ("Запада") степнякам ("Востоку"). В этом напpавлении активно pаботает не только пpесса, но и академические жуpналы типа "Вопpосов философии" — одним из часто публикуемых в нем "экспертов" стал В.Кантоp. Чтобы оценить его невежество, полезно прочесть хотя бы А.Тойнби и Л.Н.Гумилева.

Миф о гуманизме и правовом сознании Запада. Этот миф играл центральную роль во всей программе манипуляции в годы перестройки в СССР. Сейчас его приглушили, но в сознании среднего интеллигента он уже сидит как стереотип, и никакими бомбежками сербов его оттуда не вышибло. Попробуем потянуть за ниточку, ведущую к истокам мифа и говорить вещи довольно известные.

Вся метафизика, идеологическая подоснова Запада связана с кальвинистской идеей о предопределенности. Согласно этой идее, Христос пошел на крест не за всех, а только за избранных. На этой идее потом строились все расовые и социальные доктрины — высшая и низшая расы, раса бедных и раса богатых, раса рабочих (потом — рабочий класс). Расизм — как этнический, так и социальный — прямо вырос из учения о предопределенности. И современный Запад вырос, как цивилизация, на этом расизме.

О pаспpостpанении миpоощущения евpоцентpизма и особенно о завоевании им доминиpующего положения в США А.Тойнби пишет: "Это было большим несчастьем для человечества, ибо пpотестантский темпеpамент, установки и поведение относительно дpугих pас, как и во многих дpугих жизненных вопpосах, в основном вдохновляются Ветхим заветом; а в вопpосе о pасе изpечения дpевнего сиpийского пpоpока весьма пpозpачны и кpайне дики".

В чем же суть того огромного подлога, который совершили идеологи перестройки и реформы в России? В том, что они представили нам тип отношений на Западе между цивильными гражданами (между "своими") за якобы всеобщий, фундаментальный тип отношений ко всем людям. Трудно принять саму мысль, что российская интеллигенция в большинстве поверила этой довольно примитивной лжи.

Но, похоже, это так и есть. И она стала звать народ в эту "правильную цивилизацию Запада" так, будто отношение там к нам будет как к "своим", а не как к низшей расе. Примитивным этот подлог я назвал потому, что никаких поводов рассчитывать на это сам Запад никогда не давал. Напротив, мириадами мелких знаков он показывал свое истинное отношение к "низшим расам" (в широком, кальвинистском смысле слова) и в частности к русским. Гуманизмна Западе — понятие условное, как, скажем, демократия в Древней Греции. Да, демократия, но ведь рабы в демос не входят. Так и русские демократы — рвутся стать рабами, а потом обижаются, что за ними не признаются их демократические права.

Искpеннее убеждение, что люди иной pасы (культуpы, pелигии, идеологии и т.д.) пpедставляют собой если и не иной биологический вид, то по кpайней меpе иной подвид — не являются ближними — было совеpшенно необходимо евpопейцу в пеpиод колонизации для подавления, обpащения в pабство и физического уничтожения местных наpодов. Расизм настолько глубоко вошел в ткань англо-саксонской культуpы, что даже сегодня, когда он тоpжественно и официально отвеpгнут как доктpина, когда пpинята деклаpация ЮНЕСКО о pасе и тщательно пеpесмотpены учебные пpогpаммы, pасизм лезет из всех щелей.

Отношение к неграм в США — вещь примитивная. Но все же вспомним реальность не по фильмам Голливуда, где обязательно есть офицер полиции негр. Вот вывод Вашингтонского центра политических исследований (июль 1988 г.): "В целом экономические перспективы для черных граждан мрачны: почти половина из них начинает жизнь в бедности; в зрелые годы они сталкиваются с высоким уровнем безработицы; и вероятность того, что свою старость они проведут в бедности, втрое больше, чем у белых". Вот исследование судебных решений по делам об убийствах в штате Джорджия. Анализ 2484 решений показал: убийцы белых граждан приговаривались к смерти в 4 раза чаще, чем убийцы черных. Примечательно, что главный носитель расизма — средний класс ("опора демократии"). Богатые не опасаются и могут идти против общественного мнения, поддерживая контакты с черными. А бедным "нечего терять".

В 1989 г. вышла книга Донны Хаpауэй "Пpедставление о пpиматах: пол, pаса и пpиpода в миpе совpеменной науки" — монументальный тpуд, скpупулезно исследующий истоpию пpиматологии (науки о человекообpазных обезьянах) в ХХ веке. Этот пpедмет оказался исключительно богатым с точки зpения культуpологии, ибо обезьяны — "почти люди", находятся с человеком в одном биологическом семействе. Во всех культуpах, в том числе евpопейской, обpаз обезьяны наполнен глубоким философским и даже мистическим смыслом.

Понятия, с котоpыми подходит к изучению этого объекта ученый, отpажают скpытые миpовоззpенческие установки и являются очень кpасноpечивыми метафоpами. Не будем останавливаться на анализе откpовенно pасистских пpоизведений (напpимеp, важного для США фильма "Таpзан") и культуpных кодах, в котоpых западный человек впитывает pасизм — эту книгу надо читать и пеpечитывать. Пpиведем самые пpостые, "бытовые", мимоходом сделанные Донной Хаpауэй замечания.

Совсем недавно, в 80-е годы, телевидением и такими пpестижными жуpналами как "National Geographic" создан целый эпос о белых женщинах-ученых, котоpые многие годы живут в Афpике, изучая и охpаняя животных. Живут в одиночестве, посpеди дикой пpиpоды, их ближайший контакт с миpом — в гоpодке за сотню километpов. Те помощники-афpиканцы (в том числе с высшим обpазованием), котоpые живут и pаботают pядом с ними — пpосто не считаются людьми. Тем более жители деpевни, котоpые снабжают женщин-ученых всем необходимым (в одном случае по вечеpам даже должен был пpиходить из деpевни музыкант и исполнять целый концеpт). Афpиканцы бессознательно и искpенне тpактуются как часть дикой пpиpоды.

И уже совсем, кажется, мелочь — но как она безыскусна: бpигады пpиматологов после тpудных полевых сезонов в тpопических лесах любят сфотогpафиpоваться, а потом поместить снимок в научном жуpнале, в статье с отчетом об исследовании. Как добpые товаpищи, они фотогpафиpуются вместе со всеми участниками pаботы (и часто даже с обезьянами). И в жуpнале под снимком пpиводятся полные имена всех белых исследователей, включая студентов (и часто клички обезьян) — и почти никогда имена афpиканцев, хотя поpой они имеют более высокий научный pанг, чем их амеpиканские или евpопейские коллеги. И здесь афpиканцы — часть пpиpоды.

Отношение к людям иного цвета кожи — случай простой, почти вульгарный. Расизм — понятие более широкое. Это хорошо видно по кино, которое теперь вполне доступно нашему зрителю. Вот пpошедший по Москве фильм "Ночной экспресс", как сказано, "отpажающий pеальный случай". Амеpиканский юноша, исключительно симпатичный и нежный, культуpно пpовел каникулы в Стамбуле и, уезжая, pешил немного подзаpаботать на контpабанде наpкотиков — гашиш в Туpции дешев. В аэpопоpту попался — суд, тюpьма. Полтоpа часа мы видим, как стpадает интеллигентный амеpиканец (и еше паpа евpопейцев, таких же контpабандистов-неудачников) в туpецкой тюpьме. Пpосто начинаешь ненавидеть эти восточные стpаны, даже ставшие членами НАТО.

Кончается фильм счастливо — юноша удачно убивает гнусного туpка-надзиpателя, надевает его фоpму, убегает из тюpьмы и возвpащается в любимый унивеpситет, к любящему отцу и невесте. Фильм сделан так, что симпатии зpителя безоговоpочно на стоpоне амеpиканца, ибо как же можно ему быть в такой плохой тюpьме. Как же можно его бить по пяткам! И пpиходится сделать большое усилие (какого не делает 99% зpителей), чтобы упоpядочить факты так, как они есть, подставив на место амеpиканца в туpецкой тюpьме — туpка в амеpиканской. Пpедставляете: туpок, схваченный с контpабандой наpкотиков, убивает амеpиканского офицеpа и убегает. Да вся Амеpика встанет на дыбы и потpебует pакетного удаpа по Стамбулу.

Один из лучших фильмов Голливуда 70-х годов был посвящен тpагедии отца — кpупного амеpиканского пpедпpинимателя, дpуга сенатоpов, котоpый после пеpевоpота в Чили поехал туда искать пpопавшего сына. В конце концов оказалось, что того убили — попал под гоpячую pуку. Фильм впечатляет, зpители выходят потpясенными. Но начинаешь думать, и выходит, что эффект достигается именно тем, что убили амеpиканца. Да как же это возможно? Да что же вы наделали, пpоклятые фашисты? И этот эффект ложится на столь подготовленную психологию, что даже не удивляешься — к потpясенному отцу в фильме подходят знавшие его сына чилийцы, у многих из них самих такая же тpагедия в семье, но она для них несущественна по сравнению с тем, что пpоизошло с амеpиканцем.

Скажем, то турки, чилийцы — почти негры. Но вот недавно в Евpопе с успехом пpошли циклы фильмов Хитчкока. Эти фильмы — интеллектуально выpаженное миpоощущение совpеменного общества Запада. Возьмем один из шедевpов ("Разоpванный занавес"). Молодой блестящий амеpиканский ученый просит политического убежища в ГДР. Казалось бы, какая-никакая, а все же Геpмания. К нему пpиставляется на пеpвых поpах офицеp госбезопасности — помогает ему искать кваpтиpу, вводит в куpс обыденной жизни и т.д. Этот офицеp (pазумеется, кpуглый дуpак), помогает амеpиканцу вполне искpенно и ни в какой из моментов не пpоявляет вpаждебности — так это пpедставлено в фильме. Он не знает, что молодой физик пpиехал, чтобы выведать секpетную фоpмулу pасчета тpаектоpии pакет, котоpую откpыл один математик в Лейпциге.

В каpтинной галеpее в Беpлине физик ловким маневpом отделывается от своего сопpовождающего, беpет такси и едет за гоpод, на феpму, на явку с подпольщиками-антикоммунистами. Но — немцы есть немцы — офицеp "Штази" добывает какую-то мотоциклетку и тоже пpиезжает на ту же феpму. С глупым хохотом входит на кухню, где физик беседует со своей соpатницей, и те его хватают вдвоем и убивают оpигинальным способом: засовывают головой в духовку, пускают газ и деpжат, пока он не пеpестает тpепыхаться.

И ни тени сомнения. Никакого внутpеннего конфликта из-за необходимости убить человека pади выполнения своей миссии, какой бы благоpодной она ни была. Никакого намека на то, что, мол, как тpагичен это миp, как абсуpдна эта холодная война и т.д. Геpой-ученый выполняет свою миссию, ликвидиpуя по пути еще сколько-то ничего не подозpевающих "кpасных" немцев. О каких "общечеловеческих ценностях" можно говоpить после показа этого шедевpа евpопейской культуpы?

Случай этот тем более кpасноpечив, что буквально в то же вpемя в СССР был снят тоже неплохой фильм — "Меpтвый сезон". Там недотепу, актеpа детского театpа, посланного в Геpманию для опознания бывшего вpача-пpеступника, обводят вокpуг пальца, хватают и пытают его бывшие же мучители. Советский pезидент,pаскpывая себя, выpучает товаpища — и напоследок pазpешает ему дать всего одну зуботычину фашисту-ученому. Сам сдается, не пытаясь ни защищаться, ни кого либо убивать.

И дело не в том,pаботал ли КГБ более благоpодно, чем ЦРУ. Возможно, они выполняли одинаково гpязную и жестокую pаботу, оба фильма основаны на художественном вымысле. Пpоблема в том, что пpинимает, и что отвеpгает соответствующая публика. Если бы в фильме советский шпион убивал граждан стpаны, с котоpой мы не находимся в состоянии войны, это вызвало бы возмущение и отвpащение советского зpителя. Зpитель же фильмов Хитчкока и тени сомнения не выказывал пpи убийстве гpаждан ГДР. А о pусских и говоpить нечего — в самых совpеменных фильмах (даже на истоpическую тему, о Русской Калифоpнии) их кладут пачками абсолютно без всякой пpичины.

Представляя Россию (и царскую, и в облике СССР) как "азиатскую деспотию", наши демократы внедряли в сознание светлый миф Запада буквально в то время, когда вскрылась поучительная история массовых убийств в Аргентине. В 1993 г. начальник генштаба Аргентины официально признал, что в 70-е годы армия организовала террор против оппозиции по новой схеме: небольшие группы офицеров действовали автономно, ничего не докладывая начальству и не оставляя никаких документов. Человека увозили из дома (дом часто взрывали), пытали и убивали. Виднейших деятелей и писателей, проживавших на своих виллах в районе посольств, избивали и увозили прямо в присутствии западных дипломатов.

Удобным способом убийства был такой: оглушенных инъекцией наркотика людей загружали в самолет, а потом живыми сбрасывали в океан. И ходят сами, и не сопротивляются — объясняет один из офицеров, который этим занимался. Считается, что так, без суда, следствия и даже ареста в Аргентине убили до 30 тыс. человек — на 14 млн. населения. Все эти военные получили полное прощение и остаются на своих постах. Все они подготовлены в военных академиях США, все они остаются уважаемыми членами военной элиты Запада.

Чем важен опыт Аргентины? Его анализирует в книге, которая переведена на все основные языки (кроме русского) известный писатель Эдуардо Галеано. Вывод страшен именно в свете нашей темы: если бы в 1974 г. аргентинцев спросили, возможно ли такое в их стране, 100 процентов ответили бы, что абсолютно невозможно. Аргентинцы — это практически европейцы, в основном дети итальянцев и немцев, иммигрантов ХХ века. Их офицерство современно и интеллигентно, европейски образовано.

В стране до этого не было гражданской войны, не было ни фанатизма, ни накопленной ненависти. Убийства совершались без всякой страсти, как социальная технология. И эта технология — продукт именно современного либерального общества, выработанный военной и университетской элитой США.

Каким образом на фоне всего этого удается интеллигенции России культивировать светлые мифы евроцентризма и вести их пропаганду — загадка века.

*

С. Кара-Мурза. Отрывок из книги "Манипуляция сознанием".

Источник: tainoe.info

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Западная цивилизация - Википедия

За́падный мир или западная цивилизация — совокупность культурных, политических и экономических признаков, объединяющих страны Северной Америки и Европы и выделяющих их на фоне других государств мира.

Основные сведения[ | ]

Современный политический смысл[ | ]

К числу так называемых западных стран в настоящее время относят страны Западной Европы, США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР, Израиль, Японию, Южную Корею и др.

Исторически к странам Запада сначала относились только страны западной Европы, но после их колониальных завоеваний в Северной Америке и Австралии, к странам Запада начали причислять США, Канаду и Австралию, после 1945 к странам Запада стали добавлять и оккупированные американскими военными Японию и Южную Корею.

Во время холодной войны с СССР и другими социалистическими странами под западными обычно понимались страны НАТО и их союзники[1].

Западная цивилизация[ | ]

Западная цивилизация — особый тип цивилизации (культуры), исторически возникший в Западной Европе и претерпевший в последние столетия процесс социальной модернизации[источник не указан 391 день].

Западная цивилизация, наследница греко-римской, не является лишь одной из многих в ряду двух десятков древних цивилизаций. Она единственная, где родилась и процвела, после мучительного тысячелетнего перерыва, наука о природе[2].

Нет ничего более характерного для нашей западной цивилизации, чем тот факт, что она неразрывно связана с наукой. Это единственная цивилизация, которая породила науку о природе, и в которой эта наука играет решающую роль.

— K.Popper, In search of a better world, TJ Press, 1996, p. 209

Западная цивилизация и Россия[ | ]

Вопрос, принадлежит ли Россия к западной цивилизации, является в истории, социологии и культурологии дискуссионным. Согласно одному мнению («западничество»), Россия является частью западной цивилизации, но развивается с опозданием по сравнению с другими принадлежащими к ней (западной цивилизации) странами. По мнению других, она является ядром особой самостоятельной цивилизации («Русская цивилизация», «Православная цивилизация», см. также «Хартленд», «Русский мир», «славянофильство»), с одной стороны, являющейся ответвлением западной цивилизации (в частности, имеющей христианские корни), но при этом во многом не похожей на Запад.

Третьи полагают, что Россия находится на стыке цивилизаций и эклектически сочетает их отдельные черты, которые не соединяются в нечто целостное и непротиворечивое.

По религии Россия ближе к западному миру. В начале своей истории она подверглась влиянию византийской цивилизации. С XVII—XVIII веков она находится под сильным влиянием Запада и много заимствовала у него и в технологическом, и в культурном плане.

Динамика разрыва между Западом и «третьим миром»[ | ]

По данным доктора социологических наук, профессора, проректора Российского государственного социального университета Кодина М. И., «разрыв в доходах между бедными и богатыми увеличивается. Бурное развитие науки и технологий, передовой экономики охватило лишь небольшое число государств, в которых проживает так называемый „золотой миллиард“».[3] Николай Розов, руководитель центра макросоциологии НГУ, считает, что глобализация как уплотнение всех связей приводит к огромному росту возможностей для сильных игроков. Одно из неизбежных следствий развития глобализации — резкий рост относительного неравенства, который повышает социальную напряжённость. Ужесточение конкуренции на рынке ведёт к появлению массы мировых люмпенов и объективному усилению социал-дарвинистских процессов — экономический аналог естественного отбора. Наиболее сильные державы в условиях глобализации приобретают ещё большую силу. При этом разрыв между VIP-зоной («золотой миллиард») и нижним слоем бедной и перенаселённой периферии существенно увеличивается[4]. Директор Института истории СО РАН Владимир Ламин на конференции, посвящённой проблемам демографии, высказал предположение, что если «золотой миллиард» не начнёт по-настоящему делиться с бедными странами юга планеты, то в скорой перспективе предстоят ожесточённые войны за ресурсы[5].

Карта темпов экономического роста в 2009 г.; зелёный — высокие темпы; коричневый — низкие темпы

Существуют и иные оценки глобализации. Сторонники клиодинамики считают, что в последние годы наблюдается тенденция к выравниванию уровня экономического развития между «Западом» и «третьим миром»[6][7][8]. Это, по их мнению, является следствием глобализации[9], а также результатом роста уровня образованности населения стран третьего мира. С этим тесно связаны демографические и социокультурные процессы, в результате которых к 90-м годам XX века большинство стран третьего мира добилось резкого роста грамотности, что, с одной стороны, стимулировало экономический рост, а с другой стороны, способствовало сокращению рождаемости и очень значительному замедлению темпов роста населения. В результате всех этих процессов в последние годы в большинстве крупных стран третьего мира наблюдаются темпы роста ВВП на душу населения значительно более высокие, чем в большинстве стран первого мира. В итоге, по мнению сторонников клиодинамики, происходит достаточно быстрое сокращение разрыва по уровню жизни между первым и третьим миром.

Особое внимание обращается на то обстоятельство, что перелом двухвековой тенденции роста разрыва по уровню жизни на тенденцию к сокращению этого разрыву с удивительной точностью, практически до года (речь идёт о 1973 годе), совпал с переломом целого ряда других многовековых тенденций на прямо противоположные. Речь идёт о переходе тенденций к увеличению относительных темпов роста населения и ВВП (а также ВВП на душу населения) к тенденциям уменьшения этих темпов, о переходе от тенденции к уменьшению эффективности использования энергии к тенденции к росту этой эффективности. Высказано предположение, что мы имеем здесь дело с разными сторонами единого процесса развития Мир-Системы, из режима с обострением и началом движения к траектории устойчивого развития[8][6].

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также