Инструменты древней руси. Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней Руси (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад: Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней Руси. Инструменты древней руси


Музыкальные инструменты древней РусиЛьются песни над Доном

Древнерусские музыкальные инструменты

Древнерусский гудок

Гудок

Первые исторические свидетельства о существовании музыкального древнерусского инструмента гудка относятся к XI-XII векам. Гудок - это простонародный музыкальный инструмент наподобие скрипки, но изготовлялся он из грубого невыделанного цельного куска дерева. Корпус гудка неуклюж и по размерам больше скрипки. На нем натянуты три струны, по которым водят коротким смычком. Любители этого инструмента играли на нём сидя, упирая его в колени, либо стоя, упирая в грудь или держа его подбород­ком. Играли на гудке, конечно, самые распространенные, всем известные народные мелодии. И звучал гудок скрипуче и назойливо. Но когда-то этот инструмент был незаменим на княжеских и боярских пирах, на танцах, часто он сопровождал пение.

Древнерусские музыкальные инструменты

Волынка

Волынка - "коза"

Волынка - музыкальный инструмент, очень похожий на мешок с трубочками. Этот мешок, который называется «мех», делался из козлиной или телячьей шкуры. В мешок вставлялись несколько трубочек. Через одну из них в мешок надувался воздух, отчего мешок раздувался, как шар. Вторая трубочка напоминала дудочку-свирель, на ней играл волынщик. Есть ещё несколько трубочек, которые тянули сопровождающие мелодию звуки. Эти звуки тянулись непрерывно и монотонно, они продолжали звучать, даже когда волынщик пел. Он мог просто держать инструмент под мышкой, прижимая его локтем, а волынка сама звучала. Когда мешок прижимали, воздух из него выходил, и трубочки сами по себе звучали. Это долгое и гнусавое звучание волынки в народе сравнивали со всякой нерасторопностью и медлительностью. Отсюда знакомое всем выражение-поговорка: «Не тяни волынку», «Не волынь». На волынке играли во время народных игр и танцев. Этот инструмент очень любили самые весёлые люди на Руси - скоморохи. В народе называли волынку по-разному: «коза», «козица», «дуда». Волынка и сегодня продолжает звучать у разных народов. В Шотландии она сейчас даже входит в состав национальных военных оркестров, но в России, как русский народный инструмент, она давно забыта.

Древнерусские музыкальные инструменты

Домра

Домра и балалайка

Так перед праздною толпой И с балалайкою народной Сидит в тени певец простой И бескорыстный и              свободный!..                                                                    М.Ю. Лермонтов

Среди русских народных инструментов есть один с весьма необычной судьбой - это домра, которая была распространена в России в XVI-XVII веках, затем очень надолго совершенно исчезла.

У домры было множество древних родственников, похожих на нее инструментов, распространённых у восточных народностей. Поэтому и считался на Руси этот инструмент чужестранным, хотя это мнение ошибочно, домра - древнерусский инструмент.Домра очень похожа на балалайку, она тоже, как балалайка, трёхструнная, только корпус у неё не треугольный, а полукруглый. Как у балалайки, корпус домры сделан из отдельных дощечек. Домры были разных размеров: существовали «домришко», «домра» и «домра большая басистая».Когда-то на Руси было очень много домрачеев - мастеров игры на домре, особенно среди скоморохов. Но Русская православная церковь называла веселую игру практически на любых народных музыкальных инструментах «бесовскими игрищами».

По известному Указу царя Алексея Михайловича от 1648 года строго-настрого приказывалось, чтобы «скоморохов с домрами и волынками... в дом к себе... не призывали, и всяких бесовских игр не слушали... и личин (то есть различных масок) на себя не накладывали... А где объявятся домры... и всякие гудебные бесовские сосуды, те вынимать (то есть отнимать) и, изломав... сжечь».

И никто не мог ослушаться столь грозного приказа царя. Пришлось указ исполнить, и домра практически исчезла на Мос­ковской Руси.Но тягу народа к музыке уничтожить невозможно. Пусть домра исчезла, зато вместо нее появилась балалайка. Уже в конце XVII века возник очень напоминающий домру инструмент, только треугольной формы. Возможно, треугольной балалайку придумали как раз для того, чтобы она на домру не походила, чтобы игрой на балалайке царёв указ не нарушить. В указе ничего не было сказано про балалайку.В конце XVII столетия о русской балалайке современники писали:

«Сей инструмент в великом употреблении в России между простым народом».

Древнерусские музыкальные инструменты

Балалайка

Балалайка очень скоро стала самым распространённым русским народным инструментом, и даже символом всех русских народных инструментов. На деле получается, что балалайка - это переродившаяся домра. И сегодня все в мире знают, что символом русской народной музыки является балалайка.Деревянный треугольный корпус балалайки делается из скле­енных треугольных дощечек. Играют на балалайке бряцанием указа­тельным пальцем правой руки и щипком, левая рука (как на других струнных инструментах) прижимает струну в нужном месте. Есть и такой прием игры на балалайке, который называется «дробь», - это когда бряцают по струнам четырьмя пальцами.У балалайки лёгкий и очень весёлый «характер», и что на балалайке ни сыграй, все получится весело и беззаботно.Название инструмента - «балалайка» - произошло от русских слов «балакать», «балагурить», «болтать», в общем, весело и без­заботно проводить время за разговором. А слова «балаболка», «баловство» происходят от татарских слов «бала», «балалар», что значит «дитя».«Мужицкую» балалайку дворяне и люди образованные часто очень презирали, не считая её музыкальным инструментом, достой­ным внимания. Но изредка балалайка звучала и в богатых домах, даже на царском дворе.Интересно, но балалайку в России не всегда делали из дерева. Иногда ее корпус был сделан из тыквы, и тогда балалайка была овальной формы. Внутри тыквы приклеивали порошок из битого хрусталя, и тогда звук получался у тыквы-балалайки хрустально чистым и очень звонким.

Также на эту тему Вы можете прочитать:

naseledushapoyot.ru

Русская культура X-XVII веков_Страхова Н.П_Уч. пос_ВолГУ, 2001.

Живопись XVII века

 XVII â. традициизападно-европейскойживописи все более проникают в иконопись, разрушая ее изнутри. Самих же иконописцев все чаще называют живописцами. Споры вокруг иконы усиливаются. Решительно отвергает символические нововведения иконописцев инок Чудовского монастыряЕвфимий. Дело в том, что смуглость кожи, изможденность форм, строгость выражения лица (в том числе и при изображении младенца) всегда считались необходимыми атрибутами святости, такими же, как нимб. В XVII же веке все меняется, что вызывает яростное сопротивление протопопа Аввакума, возмущенного трактовкой представителями новой школы образаСпаса-Эммануила:«Пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано. А все то писано по плотскому умыслу: понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горная». Аввакум утверждает, что виноват в том прежде всего патриарх Никон: «А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил будто живыя писать». Дальше читаем: «Воззри на святые иконы и виждь угодившия Богу, како добрыя изуграфы подобие их описуют: лице, и руце, и нозе, и вся чувства тончава и измождала отъ поста, и труда, и всякия им находящия скорби. А вы ныне подобие ихъ переменили, пишите таковых же, якоже вы сами: толстобрюхих, толсторожих, и ноги и руки яко стулцы». Такой протест против «одебеливания плоти» звучал в те времена довольно часто. «Ох, ох, бедныя! Русь,÷åãî-òîтебе захотелося немецких поступов и обычаев!» — горевал Аввакум, да не только он один. И не стоит утверждать, что протопоп Аввакум оказался в эстетике ретроградом. Он выступал апологетом той красоты, которую, по его словам, хорошо передавали «добрые изуграфы» (вполне можно предположить, что имелись в виду Андрей Рублев и Дионисий).

Новую технику письма наиболее активно отстаивали такие художники, как Иосиф Владимиров èСимон Ушаков. Иосиф вопрошал: «Где таково указание изобрели несмысленные любопрители, которые одною формою, смугло и темновидно,

studfiles.net

Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней Руси

Владышевская Т. Ф.

Воспоминания о пирах при князе Владимире Святославиче надолго сохранились в русском народе. Во время пиров пели величальные песни в честь князей и дружины. В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством скоморохов — игрой на музыкальных инструментах, играми, плясками. В литературе XI—XII вв. есть немало разных свидетельств о княжеской культуре того времени. Например, в одном эпизоде жития Феодосия Печерского рассказывается о том, как он посетил дом князя Святослава во время пира, услышал там музыку, увидел игры скоморохов: "Одни играли на гуслях, иные на музыкальных инструментах, иные на органах — и так все веселились и играли перед князем по обычаю"1. Такие увеселения княжеского двора были обычными на Руси, они нашли отражение во фресках княжеского Софийского собора в Киеве, построенного в XI в. при Ярославе Мудром. В башне на княжеской лестнице, ведущей на хоры, где находилась во время богослужения княжеская семья, изображены картины светской жизни, среди которых и игра скоморохов на разных инструментах. На фреске запечатлена группа исполнителей на духовых инструментах — флейте, трубах, струнном щипковом инструменте, органе. "Состав инструментального ансамбля, изображенный на фреске Киевского собора, типичен для византийского дворцового обихода, где широко применялось сочетание органов-позитивов с цимбалами, а также с трубами и флейтами"2. На одной из фресок изображен музыкант, играющий на смычковом струнном инструменте типа фиделя.

Влияние Византии было ощутимо не только в церкви, но и в княжеском быту, ориентированном на византийскую придворную культуру. Так, например, скоморошество на Руси возникло не без влияния византийского придворного искусства актеров-мимов. Первоначально скоморошество входит только в княжеский обычай и ассоциируется с византийской придворной культурой. Это — главная причина, позволившая изобразить скоморохов на фреске в киевской Софии, фресках Мелётова (Псковская обл.), деятельность которых, по утверждению многих исследователей, связана с жизнью византийского императорского двора3.

Скоморошество как вид придворного искусства в культурном сознании постепенно сливается с языческими игрищами. Начинается борьба со скоморошеством под знаком борьбы с язычеством. Не только скоморошество, но и слушание песен рассматривается как тяжкий грех.

Борьба с музыкальными увеселениями скоморохов и инструментами, сопровождавшими их, происходила на протяжении всего русского Средневековья. Она отразилась во многих литературных памятниках начиная с XI и вплоть до середины XVII в., где музыкальные инструменты выступают предметом идолослужения, бесовским атрибутом. Например, в житии Исаакия рассказывается об искушении его бесами, которые глумились над ним, играя на разных инструментах — "ударища в сопели и в гусли и в бубны"4. Эти музыкальные инструменты связывались с язычеством, дьявольским искушением, и церковь боролась с ними всеми мерами, вплоть до запрещения законодательным порядком в XVII в. Постановления Стоглавого собора 1551 г. запрещают всякие игрища "и в гусли, и в смычки, и сопели, и всякую игру, зрелища и пляски, а вместе с ними и игры в кости, шахматы и камни"5. Несмотря на этот запрет, во всех слоях русского общества скоморохи пользовались популярностью.

Иван Грозный любил слушать музыку скоморохов и даже, по словам А. М. Курбского, участвовал в их плясках во время пиров6. Скоморохов он набирал в Новгороде и "по всем городам и волостям", о чем свидетельствует Вторая Новгородская летопись7, но к искусству скоморохов он относился как низменному, холопскому8. Борьба церкви со скоморохами и скоморошьими инструментами продолжалась долго. Она закончилась запрещением скоморохов, когда в государственном порядке, царским указом они были изгнаны, а музыкальные инструменты было велено уничтожить. Голштинский путешественник Адам Олеарий пишет о том, как патриарх "велел разбить все инструменты кабацких музыкантов, какие оказались на улицах, затем запретил русским вообще инструментальную музыку, велел забрать инструменты в домах, и однажды пять телег, полных ими, были отправлены за Москву-реку и там сожжены"9. В новгородских раскопках ежегодно находят музыкальные инструменты всех видов, во всех слоях раскопок. Так, в сезон археологических раскопок 2003 г. было обнаружено более сорока свидетельств хозяйственных, сигнальных и собственно музыкальных инструментов. Среди них погремушки, била, шумящие подвески, бронзовые бубенчики, варган, бубна, брунчалка, гусли, гудок, изображения гудеца с псалтирем и др10.

Однако такое отношение было не ко всем инструментам. Инструментарий Древней Руси был обширен, и, как отмечает Ю. В. Келдыш, "музыкальные инструменты различались не только по типу и структуре, но и по той роли, которую они играли в быту и общественной жизни, по их, так сказать, "социальному рангу""11. Условно можно разделить древнерусские инструменты на "высокие" и "низкие". К первой категории относилась труба, призывавшая воинов на рать, ей противопоставляли сопели и народные гусли. В древнерусской учительной литературе труба, "собирающая воинов", сравнивалась с молитвой, собирающей ангелов божиих, а сопели и простонародные гусли считались "орудиями", "собирающими бесстыдных бесов".

Очень эффектно изображен пастух с трубой на псковской иконе Рождества Христова XVI в. из Русского музея.

Дифференциация музыкальных инструментов на высокие и низкие, очевидно, была связана с тем, что часть инструментов в древности имела культовое назначение и употреблялась в ветхозаветном богослужении. В Хлудовской псалтири XIII в. на миниатюре "Давид-царь составляет псалтирь" изображен Давид с псалтирью и множество музыкантов. Другие же были связаны с языческими ритуалами и игрищами. Так, в Псалтыри Давида — этой столь широко распространенной в эпоху средневековья книге — названы все инструменты, которыми сопровождалось древнееврейское славословие. На Руси они считались "высокими" инструментами. Последний псалом Псалтыри содержит призыв воздавать хвалу Всевышнему "звуком трубным", "на псалтыри и гуслях", "с тимпаном и ликами", "на струнах и органе", "на звучных кимвалах", "на кимвалах громогласных". В миниатюрах Киевской псалтыри (1397 г.)12 есть изображения Давида, поющего псалмы. Давид, играющий на псалтыри, струнном инструменте гусельного типа, нередко встречается в миниатюрах певческих рукописей Октоиха, Ирмолога.

В Древней Руси существовало два изначальных понятия — мусикия (музыка) и пение. Эти понятия противопоставлялись, мусикией называлась только инструментальная музыка. Игра на струнных музыкальных инструментах называлась гудением, на духовых — сопением. Игра нередко сопровождала пение. Инструментальная музыка звучала на Руси с языческих времен и на протяжении всего средневековья. Некоторые старинные инструменты остались в народной музыке и по сей день.

Музыкальные инструменты в Древней Руси применялись в различных сферах — в придворном, княжеском быту, обязательны барабаны в ратном деле и множество разных народных инструментов. Народный инструментарий был богат и разнообразен. Особенно здесь выделялись гусли — как инструмент, сопровождающий эпические песни, сказания, славы. Гусляры-сказители были людьми почитаемыми. Об одном из них — сказителе Бояне — повествуется в выдающемся памятнике древнерусской литературы, "Слове о полку Игореве". Боян, слагавший славы, сказания, песни, пел, сопровождая их игрой на гуслях. Автор "Слова о полку Игореве" рисует вдохновенный образ сказителя: персты свои он возлагал на струны, и струны, словно живые, под его пальцами сами рокотали славу князьям Ярославу и Мстиславу13.

Героические песни-славы пели при встречах князей по возвращении из походов, при восхождении на княжеский престол, прообразом этих слав были византийские аккламации — придворный обычай величания византийского императора. В Московской Руси в эпоху позднего Средневековья на их место пришли "Заздравные чаши" — многолетствования царям, князьям, патриархам.

Очень интересно изображение ансамбля инструментов в Букваре Кариона Истомина, составленного в 1692 г. для сына Петра царевича Алексея. Славянская буква пси (y) иллюстрируется изображением нотной псалтыри, рядом со скрипачом с надписью "Псалмы", а также между скрипачом и гусляром, и изображением книги с надписью "Псалтырь".

"Пение Сладкое" псалмов здесь сопровождается игрой на музыкальных инструментах. "Муси´ка" изображена в виде квартета музыкантов, во главе которых гуслист. Подобно пророку Давиду, он сидит на возвышении, своеобразном троне, и играет вместе со скрипачом, флейтистом и бандуристом. Это символическое изображение псалтыри как ансамбля музыкантов по сути близко к миниатюре "Давид составляет псалтирь" из Новгородской (Хлудовской) псалтири XIII в.

Список литературы

1. Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 50.

2. Ройзман Л. Н. Орган в истории русской музыкальной культуры. М., 1979. С. 21.

3. См. об этом в кн.: Успенский Б. А. Языковая культура Киевской Руси и ее значение для истории русского литературного языка. М., 1983. С. 32; Поветкин В. И. Гудебные сосуды древних псковичей. Ч. 1 // Псков в российской и европейской истории: (К 1100-летию первого летописного упоминания). Т. 1. М., 2003. С. 224—234; Коляда Е. И. Музыкальные инструменты в Библии. С. 181; Тоцкая И. Ф., Заярудный А. М. Музыканты на фреске "Скоморохи в Софии Киевской" // Древнерусское искусство. М., 1988.

4. ПСРЛ. Т. 1. М., 1962. Стб. 192—193.

5. Стоглав. М., 1863. С. 79, 135—136, 261—263.

6. Сочинения князя Курбского. Т. 1 // Русская историческая библиотека. Вып. 31. СПб., 1914. Стб. 279.

7. Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 107.

8. См.: Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. СПб., 1889. С. 168.

9. Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 325— 326.

mirznanii.com

Музыкальные инструменты Древней Руси | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Васильев Геннадий Никандрович, МБОУ «Псковская общеобразовательная школа-интернат» Тема: Музыкальные инструменты Древней Руси. Цели: Познакомить обучающихся с происхождением понятия «музыка», древнерусскими музыкальными инструментами, влиянием народной музыки на церковную; приобщение обучающихся к народной музыке. План занятия Виды древнерусских музыкальных инструментов. История колокольного звона на Руси. 1. Веками на Руси существовали и развивались народная музыка и песня, тесно связанные с эпосом. Древние источники упоминают о народных певцах – гуслярах, против которых вели борьбу церковники. Например, в житии Исаакия рассказывается об искушении его бесами, которые глумились над ним, играя на разных инструментах – «ударища в сопели и в гусли и в бубны». Эти музыкальные инструменты связывались с язычеством, дьявольским искушением, и церковь боролась с ними всеми мерами, вплоть до законодательного запрещения. Постановления Стоглавого собора 1551 года запрещают всякие игрища «и в гусли, и в смычки, и сопели…» (Стоглав. –М., 1863., с. 79). Тем не менее, несмотря на запреты, во всех слоях общества скоморохи пользовались большой популярностью. Иван Грозный любил слушать их музыку и даже, по словам А.М. Курбского, участвовал в плясках скоморохов во время пиров. (Прослушивается грамзапись «Пришли скоморохи» - грампластинка «Русь изначальная. Государственный вокально-хореографический ансамбль «Русь»» МП «Русский диск». 1991 R 20 00407). Первоначально скоморошество входило только в княжеский обычай и ассоциировалось с византийской придворной культурой. Это позволило изобразить скоморохов на фреске церкви Успения Богородицы в селе Мелётове, под Псковом. (Репродукция на с. 41 в альбоме «Псковская икона XIII – XVI вв.»). По словам М.В. Алпатьева «Необычен сюжет композиции с изображением скомороха, восходящий к рассказу переведенного с греческого еще в домонгольский период и распространенного на Руси литературного сборника литературного сборника – «Лимонис

educontest.net

Доклад - Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней Руси

Владышевская Т. Ф.

Воспоминания о пирах при князе Владимире Святославиче надолго сохранились в русском народе. Во время пиров пели величальные песни в честь князей и дружины. В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством скоморохов — игрой на музыкальных инструментах, играми, плясками. В литературе XI—XII вв. есть немало разных свидетельств о княжеской культуре того времени. Например, в одном эпизоде жития Феодосия Печерского рассказывается о том, как он посетил дом князя Святослава во время пира, услышал там музыку, увидел игры скоморохов: «Одни играли на гуслях, иные на музыкальных инструментах, иные на органах — и так все веселились и играли перед князем по обычаю»1. Такие увеселения княжеского двора были обычными на Руси, они нашли отражение во фресках княжеского Софийского собора в Киеве, построенного в XI в. при Ярославе Мудром. В башне на княжеской лестнице, ведущей на хоры, где находилась во время богослужения княжеская семья, изображены картины светской жизни, среди которых и игра скоморохов на разных инструментах. На фреске запечатлена группа исполнителей на духовых инструментах — флейте, трубах, струнном щипковом инструменте, органе. «Состав инструментального ансамбля, изображенный на фреске Киевского собора, типичен для византийского дворцового обихода, где широко применялось сочетание органов-позитивов с цимбалами, а также с трубами и флейтами»2. На одной из фресок изображен музыкант, играющий на смычковом струнном инструменте типа фиделя.

Влияние Византии было ощутимо не только в церкви, но и в княжеском быту, ориентированном на византийскую придворную культуру. Так, например, скоморошество на Руси возникло не без влияния византийского придворного искусства актеров-мимов. Первоначально скоморошество входит только в княжеский обычай и ассоциируется с византийской придворной культурой. Это — главная причина, позволившая изобразить скоморохов на фреске в киевской Софии, фресках Мелётова (Псковская обл.), деятельность которых, по утверждению многих исследователей, связана с жизнью византийского императорского двора3.

Скоморошество как вид придворного искусства в культурном сознании постепенно сливается с языческими игрищами. Начинается борьба со скоморошеством под знаком борьбы с язычеством. Не только скоморошество, но и слушание песен рассматривается как тяжкий грех.

Борьба с музыкальными увеселениями скоморохов и инструментами, сопровождавшими их, происходила на протяжении всего русского Средневековья. Она отразилась во многих литературных памятниках начиная с XI и вплоть до середины XVII в., где музыкальные инструменты выступают предметом идолослужения, бесовским атрибутом. Например, в житии Исаакия рассказывается об искушении его бесами, которые глумились над ним, играя на разных инструментах — «ударища в сопели и в гусли и в бубны»4. Эти музыкальные инструменты связывались с язычеством, дьявольским искушением, и церковь боролась с ними всеми мерами, вплоть до запрещения законодательным порядком в XVII в. Постановления Стоглавого собора 1551 г. запрещают всякие игрища «и в гусли, и в смычки, и сопели, и всякую игру, зрелища и пляски, а вместе с ними и игры в кости, шахматы и камни»5. Несмотря на этот запрет, во всех слоях русского общества скоморохи пользовались популярностью.

Иван Грозный любил слушать музыку скоморохов и даже, по словам А. М. Курбского, участвовал в их плясках во время пиров6. Скоморохов он набирал в Новгороде и «по всем городам и волостям», о чем свидетельствует Вторая Новгородская летопись7, но к искусству скоморохов он относился как низменному, холопскому8. Борьба церкви со скоморохами и скоморошьими инструментами продолжалась долго. Она закончилась запрещением скоморохов, когда в государственном порядке, царским указом они были изгнаны, а музыкальные инструменты было велено уничтожить. Голштинский путешественник Адам Олеарий пишет о том, как патриарх «велел разбить все инструменты кабацких музыкантов, какие оказались на улицах, затем запретил русским вообще инструментальную музыку, велел забрать инструменты в домах, и однажды пять телег, полных ими, были отправлены за Москву-реку и там сожжены»9. В новгородских раскопках ежегодно находят музыкальные инструменты всех видов, во всех слоях раскопок. Так, в сезон археологических раскопок 2003 г. было обнаружено более сорока свидетельств хозяйственных, сигнальных и собственно музыкальных инструментов. Среди них погремушки, била, шумящие подвески, бронзовые бубенчики, варган, бубна, брунчалка, гусли, гудок, изображения гудеца с псалтирем и др10.

Однако такое отношение было не ко всем инструментам. Инструментарий Древней Руси был обширен, и, как отмечает Ю. В. Келдыш, «музыкальные инструменты различались не только по типу и структуре, но и по той роли, которую они играли в быту и общественной жизни, по их, так сказать, „социальному рангу“»11. Условно можно разделить древнерусские инструменты на «высокие» и «низкие». К первой категории относилась труба, призывавшая воинов на рать, ей противопоставляли сопели и народные гусли. В древнерусской учительной литературе труба, «собирающая воинов», сравнивалась с молитвой, собирающей ангелов божиих, а сопели и простонародные гусли считались «орудиями», «собирающими бесстыдных бесов».

Очень эффектно изображен пастух с трубой на псковской иконе Рождества Христова XVI в. из Русского музея.

Дифференциация музыкальных инструментов на высокие и низкие, очевидно, была связана с тем, что часть инструментов в древности имела культовое назначение и употреблялась в ветхозаветном богослужении. В Хлудовской псалтири XIII в. на миниатюре «Давид-царь составляет псалтирь» изображен Давид с псалтирью и множество музыкантов. Другие же были связаны с языческими ритуалами и игрищами. Так, в Псалтыри Давида — этой столь широко распространенной в эпоху средневековья книге — названы все инструменты, которыми сопровождалось древнееврейское славословие. На Руси они считались «высокими» инструментами. Последний псалом Псалтыри содержит призыв воздавать хвалу Всевышнему «звуком трубным», «на псалтыри и гуслях», «с тимпаном и ликами», «на струнах и органе», «на звучных кимвалах», «на кимвалах громогласных». В миниатюрах Киевской псалтыри (1397 г.)12 есть изображения Давида, поющего псалмы. Давид, играющий на псалтыри, струнном инструменте гусельного типа, нередко встречается в миниатюрах певческих рукописей Октоиха, Ирмолога.

В Древней Руси существовало два изначальных понятия — мусикия (музыка) и пение. Эти понятия противопоставлялись, мусикией называлась только инструментальная музыка. Игра на струнных музыкальных инструментах называлась гудением, на духовых — сопением. Игра нередко сопровождала пение. Инструментальная музыка звучала на Руси с языческих времен и на протяжении всего средневековья. Некоторые старинные инструменты остались в народной музыке и по сей день.

Музыкальные инструменты в Древней Руси применялись в различных сферах — в придворном, княжеском быту, обязательны барабаны в ратном деле и множество разных народных инструментов. Народный инструментарий был богат и разнообразен. Особенно здесь выделялись гусли — как инструмент, сопровождающий эпические песни, сказания, славы. Гусляры-сказители были людьми почитаемыми. Об одном из них — сказителе Бояне — повествуется в выдающемся памятнике древнерусской литературы, «Слове о полку Игореве». Боян, слагавший славы, сказания, песни, пел, сопровождая их игрой на гуслях. Автор «Слова о полку Игореве» рисует вдохновенный образ сказителя: персты свои он возлагал на струны, и струны, словно живые, под его пальцами сами рокотали славу князьям Ярославу и Мстиславу13.

Героические песни-славы пели при встречах князей по возвращении из походов, при восхождении на княжеский престол, прообразом этих слав были византийские аккламации — придворный обычай величания византийского императора. В Московской Руси в эпоху позднего Средневековья на их место пришли «Заздравные чаши» — многолетствования царям, князьям, патриархам.

Очень интересно изображение ансамбля инструментов в Букваре Кариона Истомина, составленного в 1692 г. для сына Петра царевича Алексея. Славянская буква пси (y) иллюстрируется изображением нотной псалтыри, рядом со скрипачом с надписью «Псалмы», а также между скрипачом и гусляром, и изображением книги с надписью «Псалтырь».

«Пение Сладкое» псалмов здесь сопровождается игрой на музыкальных инструментах. «Муси´ка» изображена в виде квартета музыкантов, во главе которых гуслист. Подобно пророку Давиду, он сидит на возвышении, своеобразном троне, и играет вместе со скрипачом, флейтистом и бандуристом. Это символическое изображение псалтыри как ансамбля музыкантов по сути близко к миниатюре «Давид составляет псалтирь» из Новгородской (Хлудовской) псалтири XIII в.

Список литературы

1. Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 50.

2. Ройзман Л. Н. Орган в истории русской музыкальной культуры. М., 1979. С. 21.

3. См. об этом в кн.: Успенский Б. А. Языковая культура Киевской Руси и ее значение для истории русского литературного языка. М., 1983. С. 32; Поветкин В. И. Гудебные сосуды древних псковичей. Ч. 1 // Псков в российской и европейской истории: (К 1100-летию первого летописного упоминания). Т. 1. М., 2003. С. 224—234; Коляда Е. И. Музыкальные инструменты в Библии. С. 181; Тоцкая И. Ф., Заярудный А. М. Музыканты на фреске «Скоморохи в Софии Киевской» // Древнерусское искусство. М., 1988.

4. ПСРЛ. Т. 1. М., 1962. Стб. 192—193.

5. Стоглав. М., 1863. С. 79, 135—136, 261—263.

6. Сочинения князя Курбского. Т. 1 // Русская историческая библиотека. Вып. 31. СПб., 1914. Стб. 279.

7. Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 107.

8. См.: Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. СПб., 1889. С. 168.

9. Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 325— 326.

10. Поветкин В. И. Гудебные сосуды древних псковичей. Ч. 1 // Псков в российской и европейской истории. Т. 1. М., 2003. С. 224—235.

11. Келдыш Ю. В. История русской музыки: В 10 т. Т. 1. С. 66—67.

12. См.: Вздорнов Г. И. Исследование о Киевской Псалтыри // Киевская Псалтырь. М., 1978; Поветкин В. И. «Русский» изобразительный канон на музыкальные инструменты // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1990. С. 136—159.

13. Слово о полку Игореве / Пер. В. И. Стеллецкого Л., 1953. С. 157.

www.ronl.ru

Музыкальные инструменты древней Руси (продолжение)Льются песни над Доном

Музыкальные инструменты древней Руси

Неприхотливые музыкальные инструменты

Как играли на ложках

В древности на Руси крестьяне пользовались деревянной или глиняной посудой, и всё, что оказывалось под рукой, часто становилось самым настоящим музыкальным инструментом. Ложка – неотъемлемый атрибут при приёме пищи, да к тому же ещё и носимый, всегда мог быть под рукой (точнее, в голенище сапога). Сам Бог велел ей стать музыкальным инструментом, простым и звучным.Самые «музыкальные», самые звонкие ложки получаются, если их сделать из клёна. На Руси играли обычно тремя или пятью ложками. Две ложки зажимают между пальцами левой руки, а третью держат правой, и этой ложкой бьют скользящим движением по двум другим. Виртуозы-ложечники закрепляют по нескольку ложек за поясом, в голенищах сапог и успевают пройтись по всем ложкам с такой скоростью, что взглядом не уследишь. Иногда к ложкам приделывали ещё и бубенчики. Веселое пощелкивание ложек и звон бубенчиков часто сопровождали лихой перепляс на народных гуляньях. Еще русские играли на трещотках. Этот «шумовой» инструмент делался из одинаковых деревянных пластинок, нанизанных на ремешок или шнурок. Пластинки для трещоток брали дубовые, ореховые или кленовые. Между ними вставляли маленькие деревянные прокладки, иначе пластины будут соединены слишком плотно и не будет нужного звукового эффекта. Трещотка издаёт щёлкающие звуки, если резким или плавным движением растянуть её, как веер.

Музыкальные инструменты древней Руси

Рубель

Рубель и дрова

Все знают, какой получается звук, если на бегу провести палкой по частому забору. Почти так же звучит и деревянный рубель. Очень давно, когда ещё не существовало утюгов, при помощи рубеля гладили в России белье. Влажное бельё накручивали на скалку, затем долго утрамбовывали его рубелем. Но в один прекрасный момент кто-то выяснил, что ребристая поверхность рубеля - это прекрасный «шумовой» музыкальный инструмент, если провести по нему деревянной палочкой. Единственное отличие бельевого рубеля от музыкального в том, что он делался из цельной доски, а музыкальный рубель внутри был пустой, чтобы звук был громче. А на таком русском ударном музыкальном инструменте, как дрова, можно было сыграть не только ритм, но и мелодию. Музыкальные дрова составляли из кленовых, еловых или бе­рёзовых брусочков-полешек, так что древние дрова были очень похожи на современный ксилофон. Но в отличие от ксилофона дрова - чисто русский музыкальный инструмент, придуманный нашими далекими предками. У дров через все бруски проходила толстая веревка, скрепляющая всю «дровяную вязанку». Чтобы каждый брусок издавал звук разной высоты и на дровах можно было сыграть мелодию, полешки подбирали различной длины. Разложив инструмент на коленях, будучи в поле, или на столе, если праздник проходил в доме, по дровам били маленькими деревян­ными молоточками, похожими на ложечки. Барабанка - этот «инструмент» имелся у многих пастухов; похожа барабанка на обыкновенный кусок дерева. Делалась барабанка из еловой доски трапециевидной формы. Этот инструмент висел на груди у пастуха, который бил по барабанке двумя палочками. Самодельные игрушки-погремушки раньше были принадлежностью не только маленьких детей, они имелись у скоморохов и многих деревенских музыкантов-самоучек. Музы­кальные погремушки были очень похожи на погремушки малышей, вот только своими размерами они были гораздо больше. А делались они так же из тонких деревянных дощечек или бересты, и внутрь насыпали сухой горох. Берестяную погремушку, которую часто называли «шаркунок», плели из плотной бересты так, чтобы она напоминала ребристую шишку, которую удобно было бы держать в руке.

Также на эту тему Вы можете прочитать:

naseledushapoyot.ru

Русские народные музыкальные инструменты

Русский народный музыкальный инструмент — предмет, с помощью которого музыканты извлекают любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

C уществующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные щипковые, струнные смычковые, медные духовые, язычковые духовые, деревянные духовые, ударные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны.

Физическая основа музыкального инструмента, производящего музыкальные звуки (за исключением цифровых электрических устройств), это резонатор. Это может быть струна, столб воздуха в некотором объёме, колебательный контур, или иной объект, способный запасать подведённую энергию в виде колебаний. Резонансная частота резонатора определяет основной тон (первый обертон) производимого звука. Инструмент может производить столько звуков одновременно, сколько резонаторов в нём смонтировано. Звучание начинается в момент ввода энергии в резонатор. Резонансные частоты резонаторов некоторых инструментов часто можно плавно или дискретно изменять в процессе игры на инструменте.

В музыкальных инструментах, производящих немузыкальные звуки, например ударных, наличие резонатора не принципиально.

Русские музыкальные инструменты

Струнные

Балалайка>

Гудок

Гусли

Домра

Семиструнная гитара

Духовые  и язычковые

Баян

Волынка

Гармонь

Рожок

Свирель

Кугиклы

Жалейка

Колюка

Пыжатка

Сопель

Ударные, шумовые

Барабан

Бубенец

Гусачок

Дрова

Ложки

Накры

Рубель

Балалайка

Балалайка фотоБалалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом. Это один из инструментов, ставших музыкальным символом российского народа.

Само название инструмента — типично народное, звучанием слогосочетаний, передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима (600—700 мм) является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас (до 1,7 метров  длиной)— функцию баса.

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Усовершенствуется благодаря В. Андрееву совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Кугиклы

Кугиклы фотоКуги́клы (куви́клы) или цевни́ца — духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок (3—5 трубок) различной длины (от 100 до 160 мм) и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги (болотного камыша), тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Верхние открытые концы расположены на одном уровне, нижний закрыт узлом ствола. Современные кугиклы могут быть металлическими, изготовлены из пластмассы или эбонита.

Поднося верхние концы трубочек ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.

Звук кугиклы тихий, нежный, свистящий. Он хорошо сочетается с другими народными инструментами — дудкой, рожком, жалейкой, свирелью, народной скрипкой. На кугиклах играют в основном женщины, ансамбль кугикальниц состоит из 3-4 исполнительниц, одна – две играют и одновременно издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные подыгрывают те же мелодии в синкопированном ритме.

Рубель

Рубель фотоУдарные, шумовые  инструменты относятся к самым древним музыкальным инструментам. Наши предки делали их из того материала, который имели под рукой, — дерева, кожи, кости, глины, а позднее металла. Им приписывалась магическая сила.

Ударные инструменты, не имеющие звукоряда, обладают большими выразительными возможностями и в народной музыке находят широкое применение.

 Рубе́ль (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».

Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объемная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.

Для рубелей применяют древесину твердых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы. В работе можно использовать отходы досок древесины, обрабатывая их вручную или на станке. Торцы рубелей ровно опиливают, острые углы на гранях округляют напильником. Из этой же заготовки вырезается и ручку. Дополнительной операцией является нарезка на нижней поверхности рубелей валиков. В следующем этапе работы производят сглаживание получившихся острых граней, придавая им круглую форму. Резонаторная щель в корпусе высверливается и обрабатывается с одной из боковых торцевых сторон, причем не насквозь.

Литература: 

1. Бежкович А.С. и др. Хозяйство и быт русских крестьян. — М.: Советская Россия, 1959.

2. Бычков В. Н. Музыкальные инструменты. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

goldmuseum.ru


Смотрите также