Гражданин древней греции. Право античного полисного гражданства и развитие международных отношений
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Общие особенности. Понятие афинского гражданства. Гражданин древней греции


Гражданство в Древней Греции. Голосуйте за Цезаря

Гражданство в Древней Греции

Сегодня мы безоговорочно признаем за каждым человеком, невзирая на происхождение, его неотъемлемые права. Несчастье в том, что достойная концепция о правах человека должна быть универсальна, т.е. применима ко всем областям человеческой жизни. Среди таких областей есть и (положа руку на сердце) нежелательные. Одна из них — право гражданства. Неудобно и неполиткорректно говорить об «исключительном» праве отдельных людей на гражданство в то время, когда мы живем в глобальном и мультиэтническом мире, а слова о праве «на мир без границ» повторяются, как ежедневная мантра.

Для древних греков и римлян «права» определялись по тому, что «говорил закон», и не было никаких комплексов по поводу «исключительности права гражданства». Тем лишь обстоятельством, что государство давало гражданство одним и отказывало в нем другим, оно прививало народу идею о гражданстве как об особенной и ценной привилегии для избранных, что вызывало в древних греках чувство избранности. Уж эти-то точно в условиях современного глобализма и мультикультурализма не рвались бы в Единую Европу. Интересно, звучит ли теперь «брэндовое» понятие «британец»?

В классическую древнегреческую эпоху, после 451 года до н.э., гражданство зависело от того, были ли афинянами мать или отец. Ребенка объявляли гражданином по его рождении во время традиционного ритуала с участием соседей. Гражданин не платил налогов; мужчины старше 18 лет могли участвовать в народных собраниях, высказывать свое мнение и занимать руководящие должности; каждый гражданин мог посещать государственные и местные религиозные церемонии; он мог владеть собственностью, а также обращаться в суд для разрешения споров. Афиняне отплачивали государству той же монетой. Они даже соревновались между собой в своем усердии в деле служения обществу. Демонстрация искреннего гражданского участия давала возможность завоевать уважение в обществе. Недаром Аристотель говорил: «Всякий, у кого нет активной гражданской позиции — либо бог, либо животное».

Ни одна из указанных привилегий (кроме права на содержание харчевен) не даровалась чужаку; работать же они могли в Афинах, лишь имея попечителя из числа граждан, выступавшего в качестве гаранта. И все же, если у кого-то из чужеземцев были особые заслуги перед Афинами либо они занимались каким-то особенным, незаменимым родом деятельности, народное Собрание могло наградить такого претендента гражданством. Однако честь такая даровалась редко.

Ни у древних греков, ни у римлян не было, конечно, таких современных проблем, как содержание огромной армии бюрократов в службах иммиграции или, например, изготовление идентификационных карточек. В античную эпоху никаких формальных признаков гражданства не было.

Нынешнее наше правительство планирует создать единую базу данных на всех граждан, собираясь занести туда официальные и неофициальные сведения, начиная паспортными, медицинскими и криминальными (если есть) и кончая сведениями частного характера: поездка по стране и за рубеж, социальные льготы и даже посещение пабов; причем сведения эти могут быть затребованы любой государственной службой. Ни греки, ни римляне с таким не смирились бы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Право античного полисного гражданства и развитие международных отношений - Русские Афины

 Все греческие полисы представляли собой тесно сплочённую общину граждан. Гражданином города-государства считали только того, чьи родители (отец и мать) были полноправными гражданами данного полиса.

  Так человек, происходивший от афинянина и не афинянки, не был членом семьи отца и не мог иметь прав гражданства. Этот закон, который не всегда точно исполнялся, был возобновлён особым постановлением в 445 г. до н.э. Даже знаменитому архонту Периклу в обход этого закона пришлось просить народное собрание предоставить гражданские права его незаконнорожденному сыну от гетеры Аспасии. Народное собрание уважило просьбу своего вождя и сделало исключение из закона о гражданстве, так как моровая язва лишила Перикла всей его родни. Были и другие исключения из правил. Бабушкой историка Фукидида сына Олора, по свидетельству Геродота, была фракиянка, дочь царя Олора, назвавшая своего сына от афинянина этим именем. Это происхождение не помешало историку занимать государственную должность стратига. То же можно сказать и о жившем позднее политике Демосфене, имевшего бабушку фракиянку. Надо думать, что были и другие смешанные браки.

  В 403 г. до н.э. по предложению политика Аристофонта закон был снова возобновлён, но без обратного действия, т. е. касался только лиц, родившихся после вступления его в силу. За правильностью внесения юношей в число афинских граждан следили особые должностные лица, записывавшие совершеннолетнего члена общины в списки фил и демов, к которым, как правило, приписаны были все афинские граждане.

  По достижении 18-летнего возраста молодой гражданин регистрировался в общинной книге того дема, к которому принадлежал его отец. Всякий принятый в число граждан должен был дать клятву и принять гражданскую присягу. При этом он произносил следующие слова: "Я не посрамлю священного оружия и не оставлю товарища в битве. Буду защищать и один, и со многими всё священное и заветное, не уменьшу силы и славы отечества, но увеличу их, буду разумно повиноваться существующему правительству и законам, установленным и имеющим быть принятыми, а если кто будет стараться уничтожить законы или не повиноваться им, я не допущу этого и буду бороться против него и один, и со всеми; буду также чтить отечественные святыни. В этом да будут мне свидетелями боги". Это основные слова присяги. Каждый полис в зависимости от проводимой политики варьировал текст. Ярким примером служат слова присяги Херсонеса Таврического.

  Древние греки право гражданства считали священным, старательно оберегали его, ибо оно почиталось за честь. Поступки и действия, порочившие эту честь, влекли за собой частичное или полное лишение прав гражданства (атимия), бесчестие. Древние писатели приводят немало фактов атимии, а также данные о порядке восстановления в гражданстве. Магистраты систематически проверяли списки граждан по отдельным общинам . В истории Афин две такие проверки явились важным государственным мероприятием.

  Первая была проведена, как уже указывалось при Перикле, когда около 5 тыс. граждан были исключены из списков демов и лишены прав гражданства со всеми вытекавшими отсюда последствиями. Несмотря на критическое военное положение полиса, гражданами было признано лишь 9 тыс. афинян. Другая "чистка" имела место в 345 г. при архонте Архии. Лишение прав гражданства нередко сопровождалось конфискацией имущества и даже продажей в рабство лиц, подвергнутых атимии. Гражданство в полисах Эллады, даже демократических, было ограничено сравнительно небольшим кругом лиц, так как античная демократия была рабовладельческой. Гражданских прав не имели рабы. Метэки-иностранцы не имели права приобретать недвижимую собственность (землю) и не имели прав гражданства, которое в древности было связано с владением земельным наделом внутри общин.

  Будучи свободными, метэки реализовывали её лишь в занятиях торговлей и ремеслом, за что платили государству большие подати и налоги. Рабы представляли собой порабощённое население других стран, т. е. преимущественно иностранцев, и даже освобождение раба не давало ему никаких гражданских прав. В условиях греческих государств и полноправные граждане пользовались привилегиями только внутри своей общины, а за тесными границами своего полиса становились бесправными иностранцами.

  Иностранец в любом греческом государстве не имел гражданских прав и не мог приобрести их посредством натурализации, что обычно в современном праве европейских народов. Он не мог заключать законного брака с женщиной из другого полиса. У писателя Ксенофонта мы узнаём о законе, запрещавшем иностранцу владеть в Афинах землёй, хотя он уже давно жил в городе и играл не последнюю роль в его экономике.

  Не могли иностранцы и завещать собственность и получать её по завещанию, свидетельствовать в суде и т. п.

  Больше всего известно о положении иностранцев в Афинах. Развитая морская торговля и связи с другими греческими государствами, осуществляемые путём заключения торговых и других договоров, - всё это приводило к более тесному общению афинян с иностранцами. До уравнения в правах всех греков, независимо от того, откуда они были родом, не дошёл ни один полис, но уже в ранние периоды греческой истории возникли определённые институты, регулирующие отношения между гражданами различных городов-государств. Со временем торговые, дипломатические и иные связи между греческими городами развились настолько, что появилась необходимость юридически оформить пребывание иностранцев в чужом государстве. В этой связи создаётся проксения - покровительство. Проксения - древнейшая форма международных связей и международного права Эллады.

  Проксению как институт гостеприимства, регулировавший отношения граждан к иностранцам на принципе взаимности, определяли различным образом. Проксен - человек, который оказывает общие услуги отдельной чужой личности, какой- либо общности или целому городу, живя в своём полисе. Он берёт на себя обязанность по помещению приезжих в случае надобности и ходатайствует об их доступе к народному собранию, празднествам и местах в театрах. Услуги проксена были добровольными и вместе с тем почётными. Проксения осуществлялась между отдельными лицами, а впоследствии между целыми государствами. С ростом экономических связей между полисами важно было обеспечить, чтобы добровольные услуги проксенов приобрели постоянный характер. Это привело уже к заключению формальных договоров и утверждению проксенов путём постановлений.

  Правительство полисов поручило иностранцев и заботу о них особым уполномоченным - проксенам, которые, как правило, были гражданами того города, где они осуществляли проксению по отношению к иностранцам, происходящим из различных городов. Один греческий город имел проксена или проксенов в другом городе. Проксены были защитниками и посредниками иностранцев перед правительством. Через них велись дипломатические переговоры, приезжавшие в город посольства, прежде всего, обращались к своему проксену.

  Проксены были учреждены во всех греческих городах-государствах, куда в силу развивавшихся внешних связей или для торжественных праздников и игр съезжалось много народа из разных государств. Так постепенно из обычая частного гостеприимства создавался институт международных отношений, весьма близкий по своим функциям к современным посольствам и консульствам.

  От современных посольств и консульств проксения отличается ещё тем, что она осуществляется гражданином своего города и в своём городе, по отношению к иностранцам - гражданам чужого города, тогда как послы и консулы в современной дипломатии берут на себя защиту не чужих, а своих граждан в чужом государстве. Проксения была определённой ступенью в развитии греческого международного права.

  Практиковавшаяся система гостеприимства давала иностранцу лишь некоторую защиту и тем самым только отчасти уничтожала преграды, созданные обособленностью греческих полисов, разделением на граждан и иностранцев. По системе проксении иностранец ещё не мог пользоваться правами гражданина в городе, куда он прибыл. Под давлением экономических и военно-политических интересов разделение на граждан и иностранцев внутри полиса постепенно стало сглаживаться. Когда два государства-города желали соединиться узами дружбы и взаимного благоприятствования, они заключали соглашение об исополитии. По такому соглашению гражданам одного государства предоставлялись в другом государстве те же государственные и частные права, какими пользовались местные граждане. Греческие государства практиковали исополитию двух родов: первая - когда обе договаривающиеся стороны получали для своих граждан одни и те же права в соответствии с заключаемым договором; другая же форма исополитии предусматривала не взаимное, а одностороннее предоставление прав гражданства иностранцам, главным образом за различные заслуги и помощь.

  До нас дошли надписи критских городов, содержащие интересные договоры о взаимном, двустороннем предоставлении прав гражданства. Однако такие договоры были немногочисленны, чаще практиковалась другая форма исополитии - одностороннее предоставление прав гражданства. Например, платейцы пользовались исополитией в Афинах; ограниченной исополитией пользовались в Афинах эвбейцы. За особые заслуги перед государством исополитию получали частные лица, например, вольноотпущенник трапезит, банкир, Пасион в Афинах.

  Надо отметить, что как правило граждане другого государства, получившие исополитию, продолжали держаться друг друга, хотя были записаны в различные демы города. По замечанию писателя Плутарха, даже в его время платейцы, получившие исополитию за верность союза с афинянами за пятьсот лет до этого и жившие на равных правах в Афинах, продолжали собираться как общность на Сырном рынке города.

  Исополития явилась весьма серьёзным шагом в развитии международного общения и практики международных соглашений в древности. Следующим шагом в развитии практики международных соглашений явились так называемые символы, т. е. договоры о правовых нормах в различных судебных процессах, возникающих между гражданами разных городов в связи с торговлей, и в связи с кредитными операциями, и всякого рода сделками.

  Символы заключались главным образом между союзными или, по крайней мере, дружественно друг к другу относящимися городами. Таким образом, символы разрешали спорные вопросы и регулировали отношения между гражданами различных государств, при наличии доброй воли или союзных отношений между ними.

  Исополития и символы, регулировавшие гражданские и политико-экономические взаимоотношения между государствами и их гражданским населением, представляют собой зачатки международных норм права. В непосредственной связи с практикой исополитии и символов рождается и идея арбитража, нашедшая своё отражение в организации третейских судов. О характере третейских судов можно заключить по дошедшей до нас надписи на камне, о споре между двумя городами в 416 г. до н. э.

  "Так как мелийцы и кимолийцы объявили, что они подчинятся решению аргивян касательно спорных островов, то аргивяне присудили, что Полиэга, Гетерия и Либия принадлежат кимолийцам. Этот приговор решает спор в пользу кимолийцев".

  Так начинались международные отношения Европы. 

rua.gr

1. Общие особенности. Понятие афинского гражданства. История Древней Греции

1. Общие особенности. Понятие афинского гражданства

По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V–IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.

Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения.

Примером рабовладельческой демократии является государственный строй Афин, в то время как эталоном олигархии стала политическая организация Спарты. Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н. э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона. «Наш государственный строй, — говорил один из прославленных вождей афинской демократии Перикл, — не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».

Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений как между классами (в интересах господствующего класса), так и между социальными группами, в том числе и между отдельными людьми, составляющими данное общество. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из классических примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий в совокупности античную общину. Гражданский коллектив не составлял всего населения того или иного полиса, в частности Афин. Кроме граждан, в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для афинского гражданина.

Достижением греческой политической мысли и полисного мировоззрения была выработка самого понятия «гражданин». В древневосточных деспотиях такого понятия практически не существовало. В древневосточных монархиях были «подданные», правоспособность которых слабо обеспечивалась законодательством и могла быть в любой момент ущемлена представителями государственной власти.

Греческий же гражданин — это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах — низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18–летнего возраста после тщательно проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание под руководством специальных учителей — софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

После окончания занятий учителя отчитывались о своей деятельности в Народном собрании, а эфебы в театре, по словам Аристотеля, «показывают народу строевые приемы и получают от государства щит и копье. После этого они охраняют границы страны, дежуря все время на сторожевых постах… По истечении этих двух лет они становятся уже на один уровень с остальными гражданами». Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собрания и властей. О значимости воспитательной работы говорит не только факт отбора софронистов из числа наиболее уважаемых граждан, но и их высокая оплата: софронисту была положена на содержание I драхма в день, как и члену важнейшего органа афинской демократии — Совета 500.

К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т. е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, на защиту и покровительство афинских законов.

Своего рода продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

гражданин Древней Греции

О структуре полиса, понятии «гражданин» в Древней Греции

Историю Древней Греции сложно понять, не обращая внимания на сословные различия. Сословия различаются тем, что статус передается по наследству. Это нехарактерно для нашего общества, но было характерно для большинства древних и средневековых обществ.

Древняя Греция состояла из полисов. Полисы — это гражданские общины, города-государства, их можно называть по-разному. По мнению древних греков, полисы — это собственность граждан, собственность гражданского коллектива. Граждане — это потомки первопоселенцев, тех, кто занял эту область, или захватил насильственно, или поселился здесь. И их потомки являются коллективными собственниками этой области. У них психология коллективных собственников, поэтому для древнегреческих историков невозможно записать, что Спарта воевала с Афинами. Спартанцы воевали с афинянами, беотийцы воевали с мегарцами.

Полис — это не стены, а люди. И когда на каком-нибудь судебном процессе в Афинах оратор говорит, обращаясь к судьям: «Вот это же мы приняли этот закон», то этот закон мог быть принят триста лет назад. «Мы» значит «гражданский коллектив». Это можно понимать, изучая и читая историю Древней Греции. Только граждане могли владеть земельной собственностью в полисе, и только граждане участвовали в политической жизни, в решении всех политических проблем полиса. И высший орган любого полиса — это народное собрание, то есть сходка граждан, тех, кто уже может носить оружие или защищать полис, то есть обычно это с двадцати лет, но в некоторых полисах позже.

Но кроме граждан жили и другие сословия. Вообще в любом полисе было три сословия: граждане, свободные неграждане (в каждом полисе их звали по-разному: в Афинах — метеки, в Спарте — периэки и так далее) и рабы. Это три сословия, из которых состоял любой греческий полис. Свободные неграждане — это те, кто «понаехал» из других греческих полисов. Это, как правило, греки, хотя в более позднее время они могли быть и негреками. Как правило, это торговцы и ремесленники. Они не могли быть земледельцами, потому что земледелие связано с собственностью. Свободные неграждане играли важную роль в ремесле и торговле, они служили в вооруженных силах. В Афинах они очень часто были и в сухопутной армии, и во флоте. В Спарте периэки были гоплитами. Они могли, если были компактные места их проживания, пользоваться внутренним самоуправлением, как спартанские периэки, но полными гражданскими правами они нигде не обладали. В тех же Афинах, для того чтобы представительствовать в суде, они должны были просить гражданина, потому что они не субъекты права, а скорее объекты права. Это свободные неграждане.

И наконец, рабы. Греческая цивилизация, как и многие другие цивилизации древности, Средневековья и Нового времени, использовала рабский труд. Основание рабского труда — это право победителя. «Я захватил город, и я милостиво сохранил его жителям жизнь, и я могу их использовать как рабов».

Использование рабов было. Труд рабов использовался вместе с трудом свободных. Рабы были абсолютно бесправны, но, как правило, были некоторые ограничения. Конечно, хозяину было невыгодно их убивать, потому что они стоили не так уж дешево. В Афинах были ограничения на убийства рабов. Убийство раба приравнивалось к непредумышленному убийству свободного человека.

Важно знать то, что, с точки зрения древних, главная граница в этих трех сословиях пролегала не между рабами и свободными, а между гражданами и негражданами. Потому что выкуп или отпуск рабов на волю был делом абсолютно обычным. Зафиксированы десятки тысяч надписей об отпуске рабов на волю — так называемых манумиссий. Но случаи перевода из неграждан в граждан просто единичны. Почему? Полис — это собственность граждан. В этот коллектив собственников пускать чужаков было абсолютно неуместно.

Но граждане, безусловно, — это не только мужчины, но и женщины и дети. С точки зрения древних авторов, главную роль играли мужчины, как бы мы сейчас сказали, призывного возраста, потому что в Древней Греции, как и в других древних обществах, права были связаны с обязанностями. Главная обязанность гражданина — это защищать свой полис. Поэтому, например, когда историк Фукидид описывает жертвы Афин во время катастрофической эпидемии чумы в 430–429 годах до нашей эры, он пишет так: «Погибло всадников столько-то, пехотинцев-гоплитов столько-то, а женщин, детей, рабов и прочей черни (ὄχλος) — несчетное количество». Это абсолютно отличается от гуманистического взгляда нашего общества, когда при любых катастрофах дети и женщины перечисляются особо.

Права женщин были ограничены. Будем мы говорить о женщинах-гражданках, потому что женщины, естественно, были во всех сословиях. Жена-гражданка нужна была для рождения детей. Это главная цель брака древности — рождение законных наследников, граждан, детей. Поэтому брак оформлялся специальными религиозными церемониями. Это не единственный вид брака. Брак между мужчиной и женщиной разных сословий был возможен, например гражданин и выходец ил другого полиса. Он тоже признавался, признавались имущественные права, но дети не становились гражданами. И было просто сожительство господина с рабыней. Тут у рабыни не было никаких прав, но был обычай освобождать ее и ее детей. Просто был такой обычай.

Женщины зависели от своих мужей и отцов. Замужняя женщина, если у нее была служанка-рабыня, которая могла сходить на рынок, не должна была выходить из дому кроме как во время религиозных церемоний. Муж мог легко дать развод жене, правда обеспечив ее и очень часто выдав замуж за какого-то своего друга или знакомого. Женщине было крайне сложно потребовать развод. То есть юридическое положение женщины было очень низким во всех греческих полисах, за исключением Спарты. Но реальное положение было лучше очень часто, потому что оно не регулировалось законами.

Женщины в греческом доме жили на женской половине, которая располагалась дальше от входной двери, потому что гости должны были приходить в гости к мужу. Там жили женщины, рабыни-служанки и дети. Женщины пользовались относительной свободой только во время религиозных праздников. На праздник фесмофории — это такой специальный женский праздник — мужчины удалялись даже из города, и там оставались только женщины, которые праздновали свои ритуалы. Кроме этого, замужние женщины могли выходить из дому только для похоронных процессий и прочих церемоний.

Сергей Карпюк

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор РГГУ и ГАУГН.

________________________________________________________

Важнейшей неотъемлемой чертой полисной организации был институт гражданства. Население полиса состояло из полноправных, неполноправных и бесправных категорий жителей. Но только граждане, входившие в состав полисной общины, обладали всей суммой, всем набором прав — и экономических, и политических, и социальных. Именно граждане полиса являлись, таким образом, наиболее привилегированной категорией его населения.

Понятие гражданин включало в себя совокупность ряда его непременных прав и обязанностей по отношению к гражданскому коллективу полиса. Главным качеством гражданина был его статус свободного человека. Дело в том, что после отмены в Греции долгового рабства граждан они ни при каких условиях (кроме плена) не могли утратить своей свободы. В связи с этим в греческом мире постепенно складывается убеждение, что никакой эллин не может быть рабом. Позднее это положение найдет свое теоретическое обоснование в трудах Аристотеля, сформулировавшего тезис о том, что только варвары — это рабы, причем рабы «по природе».

Грек получал гражданский статус в силу своего рождения от родителей-граждан, хотя это правило во многих полисах было установлено только в последующий, классический период. Даровать гражданские права могло народное собрание полиса, но эта практика характерна уже для времени кризиса полиса. В олигархических государствах наличие статуса гражданина могло предполагать некоторые условия — имущественный ценз, наличие земельной собственности, способность иметь комплект тяжелого вооружения.

Одним из главных прав и непременной чертой гражданского статуса полиса было его право на земельную собственность. Землевладение, а значит, земледельческий труд долгое время оставались одной из главных привилегий гражданина полиса.

Если иметь в виду недостаток плодородных и возделываемых земель в Греции, существование института гражданства предусматривало стабильность и замкнутость коллективов землевладельцев, составлявших полисные организации. При этом численные рамки сочленов таких коллективов должны были жестко контролироваться. Важно отметить, что полис как коллектив граждан-земледельцев и землевладельцев всегда выступал в роли и верховного собственника земли, и в качестве гаранта земельной собственности своих сочленов. Именно полис, и только он мог вмешиваться в отношения собственности своих сограждан. Таким образом, государство в Греции рождалось и существовало как аппарат принуждения не над совокупностью общин его подданных (как это было на Древнем Востоке), а как бы вырастало из отдельной общины ее граждан-сочленов, выполняя свои регулирующие и властные функции в интересах как отдельных членов гражданской общины, так и всего коллектива граждан, ее составлявших.

Следующая характерная черта полисной организации древних греков — это отношение граждан к военной организации полиса. Важнейшим правом и одновременно обязанностью каждого гражданина было его личное участие в защите своего полиса. Учитывая то, что в классическом полисе регулярная армия отсутствовала, все его граждане являлись потенциальными воинами, членами гражданского ополчения, призываемого к оружию по мере появления военной угрозы. Дело в том, что греческие полисы, как относительно небольшие политические образования, не могли содержать постоянную армию, как это было, например, в древневосточных государствах, и защита своего полиса от внешней угрозы целиком ложилась на плечи мужчин-граждан.

В архаическое время в связи с развитием экономики греческих полисов и ростом благосостояния значительной части их граждан, тяжелое вооружение, ранее доступное только представителям аристократии, получает более широкое распространение. Теперь основной фигурой полисного войска становится гоплит — представитель среднего класса крестьянства, воин, имевший комплект оборонительного (панцирь, шлем, поножи и щит) и наступательного (копье и небольшой меч) вооружения.

Особые формы самоуправления в гражданском коллективе — это еще одна неотъемлемая черта греческого полиса. Народное собрание, объединявшее исключительно граждан, — важнейший институт полисного управления, благодаря которому учитывалось волеизъявление каждого гражданина, обязательно входившего в его состав. Другие органы политического управления — совет, суд, разветвленная сеть полисных должностей, осуществлявших исполнительную власть, — также были в руках гражданского коллектива и никогда от него не отделялись. Отсюда принцип исключительности, ставивший гражданина полиса, его способности на недосягаемую высоту по сравнению с иными категориями населения.

В полисном обществе складывалась особая система отношений между властью и отдельным гражданином. Здесь источником правовых норм становится закон, выработанный гражданами на народном собрании, являвшемся высшим законодательным органом. Участие в принятии законов или решений, касающихся интересов всего населения, было его важнейшим неотъемлемым правом. Убежденность в том, что лично от гражданина, от его решения зависит судьба государства и его личное благополучие, стимулировало политическую активность граждан. Политическая безучастность считалась недостойной статуса гражданина.

Следовательно, никто, кроме граждан полиса, не имел права владеть землей на его территории, а также права распоряжения (через решение всего коллектива граждан) общественными землями, принадлежавшими всему коллективу граждан-политов. Никто, кроме граждан полиса, не имел права участия в его военной и политической организации. Поэтому в классическом греческом полисе имело место характерное триединство облика члена его гражданского коллектива: одновременно он являлся и гражданином, непременным участником политической жизни своей гражданской общины, и собственником, и воином.

Таким образом, члены полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители, составляли сплоченный, весьма замкнутый коллектив, строго хранивший и контролировавший все права и привилегии своих сочленов. Стабильность гражданского коллектива и небольшие размеры территории полиса (в условиях Древней Греции она не могла быть расширена без конфликта с соседями) — это еще одна из непременных черт полисной организации.

Важно иметь в виду еще одно важное обстоятельство. Гражданский коллектив полиса являлся совокупностью свободных, политически равноправных, экономически независимых граждан-землевладельцев.

Существовала определенная мобильность в занятиях граждан полиса, охранявшая их гражданский статус. Если они в силу обстоятельств лишались (добровольно или за долги) своего участка земли, им в любом случае со стороны полиса, непременной частью которого они по-прежнему себя ощущали, гарантировался прожиточный минимум. Для того чтобы поправить свои дела, они могли заняться ремеслом, а затем купить или взять в аренду земельный участок. Наконец, такой гражданин мог покинуть свой полис и с отрядом таких же переселенцев уехать в основываемую колонию, став уже на новом месте земледельцем, сохранив и там свои гарантированные гражданские права. Кроме всего прочего, в силу жизненных обстоятельств, гражданин-земледелец мог заняться торговлей.

Типичный греческий полис был очень небольшим по своей территории, и в таком полисе проживало от 5 до 10 тыс. человек, из которых лишь меньшая часть, примерно 1-2 тыс. человек, имели права гражданства.

Однако в Греции были и более крупные полисы: Спарта имела территорию площадью в 8400 кв. км., площадь Афинского полиса составляла 2500 кв. км. В таких государствах число жителей могло достигать 200 тыс. человек, из которых граждан насчитывалось не более 30-35 тыс.

Каждый греческий полис являлся суверенным государством, имеющим свое гражданство, свои законы, органы власти и управления, а также все внешние обязательные архитектурные атрибуты такого рода гражданской общины — храмы полисных богов, комплекс общественных сооружений, театр, площадь для заседания народного собрания, палестры, стадионы, общественные водозаборные сооружения и т.п.

Греческая цивилизация по сути своей была цивилизацией городского типа. Поэтому город являлся составляющей любого греческого полиса (может быть, за исключением Спарты, являвшейся объединением пяти сельских поселков). Город был прежде всего и укрепленным пунктом, под защиту стен которого могло укрыться все население полиса, (включая и жителей сельской округи), и центром ремесленного производства и торговли, культуры, религиозной и политической жизни.

freedocs.xyz

Глава 1. Права гражданина в Древней Греции

Поиск Лекций

Реферат

по дисциплине: Права человека

Права гражданина в эпоху Античной цивилизации

 

 

Выполнила студентка 1 курса:

Щербакова Дарья Вячеславовна,

Специальное (дефектологическое) образование: Логопедия,

Очная форма обучения

Руководитель: Кузьмин А. П.,

кандидат юридических наук, доцент.

 

Мурманск

2016 год

Оглавление:

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Права гражданина в Древней Греции 5

1.1. Правовые теории и правовая мысль в Древней Греции 5

1.2. Общая характеристика права Древней Греции 7

Глава 2. Права гражданина в Древнем Риме11

2.1. Понятие «лица» и правоспособности 11

2.2. Правовое положение римских граждан 13

Заключение 24

Литература 27

 

 

Введение

Государства эпохи Античной цивилизации, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место.

Экономической основой государства и права был рабовладельческий способ производства. Рабство сравнительно быстро утрачивает патриархальные черты, принимает массовый характер и проникает в основные отрасли производства, хотя и не вытесняет полностью труд свободных крестьян и ремесленников.

Утверждается своеобразная форма античной собственности: стать собственником земли (основного средства производства) мог лишь полноправный член гражданской общины — полиса, т. е. города-государства, представлявшего собой экономическое, религиозно-культовое, политико-правовое сообщество свободных, полноправных граждан-землевладельцев, эксплуатирующих в частном порядке или совместно (посредством государства) рабов и неполноправных. Первоначально эту ступень развития проходят многие государства Греции.

Последующая эволюция этой государственности обусловливалась внутренними противоречиями, присущими античному обществу. Борьба рядовых граждан полиса против родовой аристократии вынуждает ее несколько уменьшить свои привилегии: ограничивается захват общественной земли знатью, упраздняется долговое рабство, а основным источником пополнения рабов становится население порабощенных стран.

Все это имело далеко идущие политические последствия. В частности, расширяется участие рядовых граждан в делах государства. Наиболее полно этот процесс заявил о себе в Древних Афинах — государстве, рабовладельческом по сущности и демократическом для полноправных граждан по форме. Демократические институты Афин при всей их конкретно-исторической ограниченности послужили вместе с тем важным интеллектуальным стимулом развития демократической государственности последующих.

Объектом исследования является культура прав граждан в эпоху Античной цивилизации.

Предметом исследования являются права граждан Античности.

Целью исследования является получение нового теоретического знания о структуре прав граждан.

Достижение данной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1) Анализ становления Античной цивилизации

2) Изучение статей, методических пособий о правах граждан в эпоху Античной цивилизации.

В ходе исследования используются историко-правовой, нормативный, социологический, структурно-функциональный и другие методы познания, методы системного анализа.

 

 

 

Глава 1. Права гражданина в Древней Греции

1.1. Правовые теории и правовая мысль в Древней Греции.

Демокрит рассматривает нормы регулирования социальных отношений. Выше всего он ставит мораль. Право есть лишь вспомогательное средство, которое искусно создано людьми. Считал естественным деление людей на богатых и бедных. Богатство должно использоваться на пользу народа.

Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с софистами. Для существующего общества предлагают демократию (оптимальное устройство), так как в ней учитываются интересы всего народа и законы, создаваемые людьми, максимально соответствуют естественному закону.

Сократ стал последователем софистов, но позже стал критиковать их идеи (о главенстве в обществе справедливых законов). Государственная деятельность и политика должны быть подчинены соблюдению законов, в том числе и законов гражданских. Оперирует понятием «народная нравственность». Исследуя государственное устройство общества, Сократ выделяет «хорошие» и «плохие» формы правления, в зависимости от того, основаны ли они на воле народа. Монархия есть правление при добровольном согласии народа, на основе законов политики. Тирания есть правление против воли народа по произволу правителя. То государство, где должностные лица избираются из народа и выполняют законы – аристократия. Если они избираются на основе ценза – плутократия. Если большая часть участвует в управлении государством – демократия. Сократ выдвигает идею свободных взаимоотношений государства и гражданина: если гражданин не доволен государственно-правовым устройством, он может свободно покинуть страну либо бороться с беззаконием; но если же гражданин признает власть государства и общества – он должен всемерно выполнять их предписания.

Сократ утверждает вышестоящей ценностью, идеалом общественно-государственного устройства свободу, т. е. «чистую справедливость», а гражданские права и обязанности – это воплощение свободного выбора граждан.

Человек и общество подвержены естественному процессу всеобщего развития. Познавая законы природы, человек соотносит их со своим поведением – этика. Человек – существо разумное. Он стремится к свободе (мере разумного поведения), получению удовольствия и достижению атараксии (безмятежности). Он должен довольствоваться немногим, ограничивать свои желания, стремиться к независимости от общества.

Для достижения счастья люди должны совершенствоваться - создаются государства и законы. В до государственном состоянии люди подобны животным. Ими владеют страх и вражда; для обеспечения безопасности создаются правовые нормы.

Эпикур различает право и закон. Закон есть гарантия автономии личности. Он должен быть справедливым, соответствующим естественному праву, которое есть представление о природной справедливости. Законы должны ограждать «мудрых» от толпы. Эпикур выступает за умеренную демократию. На смену эпикурейцам приходят стоицисты во главе с Зеноном. Они считали, что естественное право установлено природой. Согласно с ним должен жить каждый человек.

Природное стремление к общению, связь между людьми есть основания возникновения государства. Цель государства – общее благо и справедливость. Идеальное общественное устройство – в духе Платона. Право есть мера должного поведения, жизнь в согласии с природой. Есть естественное право (выше всего) и позитивное законы, обычаи. «Чего не желаешь себе, не делай другому».

Общество, как любой природный организм, зарождается, достигает расцвета и приходит к упадку. Так и возникает государство. Потребность в государстве обусловлена в слабости человека.

Исторический процесс есть смена форм государства, каждая из которых страдает несовершенством: монархия – тирания – аристократия – олигархия – демократия – охлократия. Право состоит в том, чтобы жить в согласии с природой, честно и добродетельно. Именно благодаря обычаям и законам, благоустроенное государство устойчиво и не вырождается.

2.2. Общая характеристика права Древней Греции.

Полисная замкнутость каждого из древнегреческих городов-государств предопределила и самостоятельность правовой системы в каждом из них. Как правило, главенствующим источником права в полисах были законы — в этом выражалось и общеполитическое стремление античной демократии сделать общую волю руководителем и юридических отношений. Судебная практика — а соответственно и обычное право — играли подчиненную роль.

О законодательстве древнегреческих полисов сохранились лишь фрагментарные сведения, относящиеся к тому же ко времени упадка Греции. Редким исключением стали Гортинские законы — свод правовых установлений одного из второстепенных греческих полисов (о. Крит). В Спарте, согласно историческим преданиям, вплоть до конца IV в. до н.э. сохранялись в главном Законы Ликурга. Несколько более детальные сведения сохранились о законодательстве Афин благодаря тому, что знаменитые афинские ораторы V — IV вв. до н.э. в силу традиции построения судебных речей часто не только упоминали конкретные законы, но и цитировали их. Афинское право, вероятно, было и наиболее юридически развитым из всех правовых систем греческих полисов; оно оказало влияние на формирование многих важных институтов права в последующем в частности, в римском классическом праве.

Статус афинского гражданина был неразрывен с особым положением в семье. Право и традиционный уклад (последний в большей степени) поддерживали сохранение патриархальной власти отца семейства над домочадцами. Неполноправному жителю, иностранцу запрещалось вступать под крышу дома афинянина — насильственное проникновение считалось тяжким оскорблением и судебно преследовалось. Без согласия гражданина запрещалось входить в дом даже магистрату или судебному исполнителю. К семейству афинянина относились его жена, дети, рабы — все они в одинаковой мере состояли под патриархальной властью главы дома. Власть эта была сродни власти басилевса архаических времен: глава дома был и опекун, и заступник членов семьи, и жрец домашних богов, и представитель семьи и домочадцев в органах власти или суде.

Брак в Афинах считался нравственным долгом гражданина, хотя никаких правовых утеснений для одиноких не было. В идеале брак был моногамным. Однако полноправному гражданину дозволялось (и даже полагалось) иметь гражданскую наложницу, при условии, что она содержалась не в семейном доме. Это не могло быть предметом претензий ни со стороны жены, ни со стороны ее бывшей семьи. Согласия и даже вообще желания женщины на вступление в брак не требовалось; заключение брачного союза было родом сделки между будущим мужем и семьей невесты. В брачном праве сильны были родовые традиции: так, брак считался законным, если женщину выдавал замуж отец, дед или брат либо иной старший родственник. И только женщина в семье без мужчин получала особый статус и особую охрану закона. Если в семье оставалась эпиклера, то в первую очередь на ней был обязан жениться ближайший родственник; если он этого не делал, то вносил добавочную долю в приданое. Право на развод первоначально сложилось только для мужчины, и то при наличии веских причин (бесплодие жены в течение длительного времени, фактический разрыв семейных отношений).

В имущественном отношении женщина в афинской семье сохранила некоторую самостоятельность. У нее могла быть своя собственность. Женщина могла быть восприемницей наследства — лишь при отсутствии сыновей. К наследованию после умершего призывались родственники самых отдаленных линий. Ближайшая степень родства полностью устраняла от наследования предыдущую.

С законами Солона связывается введение в афинское право института завещания в отношении семейного имущества. Однако свободы распоряжения имуществом не признавалось: так, если в семье имелись законные дети, то завещания делать было нельзя. Большие ограничения были в отношении усыновленных и их потомков. Безусловно, отстранялись от наследственного участия незаконнорожденные. Завещание считалось действительным, если не было сделано под влиянием безумия, женщины, старости или под угрозой применить силу либо лишить свободы. Права наследства можно было оспаривать в суде архонта.

Древние законы оставили много религиозно-моральных предписаний в отношении семьи, которые, конечно, сохранялись весьма относительно. Так, были установлены возрастные ограничения для вступающих в брак, особенно, когда женщина стремилась выйти из-под власти своих сыновей путем фиктивного брака с малолетним. Запрещалось приносить мужу слишком большое приданое, кроме личных вещей. Для предотвращения мнимых или фиктивных браков с дочерями богатых родов только в расчете на обогащение из приданого или наследства введено было требование к мужу «богатой сироты» сожительствовать с нею, причем если формальный супруг отказывался это делать или был не способен к сожительству, то и женщине разрешалось взять из числа родственников супруга официального сожителя.

 

poisk-ru.ru

ИДЕЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРАЖДАНИНА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Гражданин в переводе с греческого (πολίτης) значится как «житель города». Гражданами в греческом государстве значились люди, обладающие правом голоса. Понятие «гражданин» формируется по мере развития новой формы человеческого объединения – полиса.

Греческий полис (греч. πολιτική) – «город-государство», форма организации которого базировалась на отношениях общины. К. Маркс и Ф. Энгельс описывали его как особый социально-экономический организм, основанный на античной форме собственности, жители которого являются земельными собственниками, полноправными гражданами и воинами.

Особенность полиса – это собственность на землю целого гражданского коллектива. Его член обладал собственным земельным участком, и, следовательно, был полноправным гражданином полиса.

Полисы возникали в различных условиях по отношению к своему культурному прошлому – к микенской культуре. Культурные традиции, технические навыки и знания оказывали влияние на возникновение полисов.

Полисное устройство в Греции складывается в Архаический период. Период формирования полисазачастуюименуют временем формирования «греческого чуда». Это объясняется тем, что всего за три века были созданы основы цивилизации Древней Греции: сложена более совершенная система экономики, которая основана на рыночных отношениях, греки перешли от родоплеменного общества к гражданскому обществу, где отношения формировались на основе письменных (зафиксированных) законов. В данный период зарождается мировоззрение, которое отличается рациональным взглядом на мир действительности, формируется и развивается греческое искусство, которое воплощает в себе эталонные идеалы эстетики [3, с. 161]. Однако ключевым феноменом, который определяет суть того времени, можно назватьформирование греческого полиса.

Характерная черта полиса – это его незначительные размеры. Типичный греческий полис, в основном, имел свою хору (сельскохозяйственная территория), которая достигала нескольких десятков, а то и сотен километров. В полисе жилопримерно 5-10 тыс. человек, 2 тыс. из которых обладали правами гражданства [1, с. 57].

Существовали и более крупные полисы: в Афинах проживало до 200 тыс. человек, однако граждан там было лишь не больше 35 тыс. человек [1, с. 59]. Существовали и очень мелкие полисы, где проживало всего несколько сотен человек. Однако каждый полис являлся суверенным государством, которые имело свое гражданство, законы и органы управления.

Центр полиса – это город, и греческая цивилизация, по своей сути, являлась городскойцивилизацией. Лишь город своими экономическими возможностями, динамичной жизнью создавал более высокий уровень потребностей, чем деревенский быт.

В эпоху архаики вместе со становлением греческого полиса основывается представление о статусе гражданина. Первое качество гражданина – это его статус человека как свободного. После повсеместной отмены долгового рабства гражданина в государстве уже не могли обратить в рабство. Постепенно формировалось убеждение, что любой грек, не может являться рабом [2, с. 127]. Жители отдаленных провинций, женщины и рабы не имели права голоса, поэтому не обладали статусом гражданина.

Гражданин наделялся совокупностью неотъемлемых юридических прав: личной свободой как полной независимости от какого-либо лица или учреждения, правом на земельный участок в своем полисе как основой благосостояния и нормальной жизни, правом на службу в ополчении и ношения оружия, правом участвовать в деятельности Народного собрания и управлении государством. Осознание этих прав, их использование в повседневной жизни делало гражданина греческого полиса, по словам Аристотеля, политическим человеком, расширяло кругозор, обогащало самосознание, стимулировало творческие способности.

Возникновение полиса сопровождалось установлением определенной системы землевладения на основе частновладельческого принципа: гражданин – владелец части территории полиса, надела, являвшегося гарантией его политических прав – участия в общеполисном собрании и доступа к магистратурам. Основное право гражданина – это право на собственность земли. Земледелие долго являлосьключевым занятием граждан, и лишь оно было рассмотрено тогда как самое хорошее дело для человека свободного. С таким трудом было связано такое важное для греков понятие, как автаркия, экономическая самодостаточность, так как считалось, что экономическая независимость – это необходимая предпосылка политической свободы [3, с. 119].

По этой причине труд торговца или ремесленника считали менее престижным, так как подобный труд делал человека зависимым от стихии рынка. Труд на другого человека, наемный труд, для гражданина вообще был невозможным. Гражданин работал на себя, на гражданина работал раб.

Следующим правом и также обязанностью гражданина выступалоего личное участие в защите своего полиса. Любой гражданин являлся воином. Так как полисы в виде небольших политических образований не могли позволить себе постоянную армию, защищать родину от угрозы извне должны были все мужчины.

В период архаики по причине роста благосостояния существенной части демоса тяжелое вооружение, которое ранее было доступнолишь аристократии, получило более масштабное распространение. Теперь в войске грек ключевой фигурой выступал гоплит - тяжеловооруженный пехотинец.

Заполучив возможность хорошо вооружить огромный отряд воинов, греки формировали фалангу – построение гоплитов как тесно сомкнутое, действующее как единое целое войско. Здесь не проявлялась индивидуальная отвага и личная храбрость, здесь необходимо были дисциплина и мужество.

Патриотизм – важная составляющая среди духовных ценностей гражданина полиса. Он защищал не простонекую идею, а себя самого, близких, собственность, свободу, гражданский статус. Гражданин, не защитивший родину, лишался своего статуса, а, следовательно, посоображением своих соратников, был для них неполноценным человеком [2, с. 138].

Источник правовых норм в полисе – это сам народ, а высший законодательный орган – народное собрание. Важным правом гражданина являлось участие в принятии законов или решений, которые касались интересов населения. Это стимулировало политическую активность гражданина, поскольку он был убежден в том, что лично от него, его решения может зависеть судьба государства и его личное благополучие. Индифферентность в обществебыла недостойна для статуса гражданина. Только участие в жизни политического государства делало человека гражданином, что, по мнению Аристотеля, принципиально отличалогреков от варваров.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что греческий полис как суверенное малое государство со своей специфической, социально-экономической, с политической структурой обеспечило формирование гражданского общества. Европейская цивилизация стала в отношении гражданства преемницей цивилизации Древней Греции. Под цивилизацией здесь понимается географически-культурное единство и единство политического стиля [4, с. 179].

Гражданин Древней Греции – это лицо, которое связано с определенным государством политико-правовой связью – он проживал вполисе и обладал большим социальным весом. Статус гражданина полиса можно характеризовать тремя понятиями: землевладелец, воин и участник политической жизни.

 

Список литературы:

  1. Голубцова Е.С. (ред.) Античная Греция. Проблемы развития полиса. Том 1. Становление и развитие полиса. – М.: Наука, 1983. – 422 с.
  2. Голубцова Е.С. (ред.) Античная Греция. Проблемы развития полиса. Том 2. Кризис полиса. – М.: Наука, 1983. – 380 с.
  3. Шаму Ф. Цивилизация Древней Греции. – М.: У-Фактория, АСТ Москва, 2009. – 368 с.
  4. Касимов Р.Х. Третья цивилизация: социально-культурные сверхсистемы в дискурсе постмодерна// Теория и практика общественного развития. №22.2015. – C. 179-181.

sibac.info

Политическая жизнь в Древней Греции

Аристотель определил полис как высшую форму общественной жизни, которая включает в себя исторически предшествовавшие его появлению другие формы, такие как деревня или семья. Они обеспечивают физическое выживание индивида, но лишь полис предоставляет ему возможность вести добродетельную жизнь в соответствии с человеческой природой и законами. Членами полиса являются свободные граждане, практическим критерием для определения гражданства служит участие в общих делах — в народном собрании и судопроизводстве. Те, кто не задействован в общественных делах, в соответствии с этим критерием не могут считаться ни свободными людьми, ни гражданами. 

Народное собрание

Граждане на народном собрании

Граждане на народном собрании. Чернофигурная амфора, 510 г. до н. э. Античное собрание, Пергамский музей, Берлин

При таком понимании природы полиса от его граждан ожидалось активное участие в политической жизни. Основной формой для большинства являлось посещение народного собрания (аппелы). В Афинах оно принимало законы, избирало важнейших должностных лиц, контролировало расходы государственной казны, объявляло войну и заключало мир, а также имело ряд судебных полномочий. Принимать участие в работе собрания мог каждый полноправный гражданин, достигший 18 лет. Любой присутствующий имел право высказать свое мнение, внести предложение и принять участие в голосовании. Обычно собрание проводилось каждые девять дней. Несмотря на то, что предполагалось присутствие всего афинского народа, на практике проживавшие далеко за городом крестьяне едва ли могли принимать активное участие. Однако и при этом условии собрание, на котором единовременно присутствовали 5–6 тыс. человек, не было чемто особенным.

Совет

Вопросы, которые выносились на обсуждение участниками собрания, предварительно рассматривались советом (буле). Этот институт осуществлял контроль за политической жизнью и также выполнял различные административные функции. В Афинах при Солоне совет состоял из 400 членов, избиравшихся по территориальным округам из числа наиболее состоятельных граждан. После реформы Клисфена около 508 г. до н. э. численность совета была увеличена до 500 членов, которые стали избираться по жребию среди всех категорий граждан по десяти территориальным округам (филам). Из каждой филы 50 депутатов образовывали пританию, которая должна была в течение десятой части года вести дела совета, а ее члены обедали за государственный счет в служебном помещении (пританее). Ежедневно сменявшийся председатель притании, избиравшийся из ее состава (эпистат), был обязан неотлучно находиться в пританее на протяжении целых суток. Совет пятисот с его демократическим составом депутатов и принципом их избрания стал своего рода противовесом аристократическому ареопагу.

Афинский Акрополь

Афинский Акрополь

Суд

Ареопар был древнейшим аристократическим институтом, получившим свое название по месту проведения заседаний на холме Ареса возле Акрополя. Его члены избирались пожизненно и представляли собой вышедших в отставку старших представителей исполнительной власти — архонтов. Ареопаг прежде всего осуществлял уголовное судопроизводство, кроме того, рассматривал обвинения, выдвинутые против высших должностных лиц, наблюдал за соблюдением религиозных законов, а также мог оспаривать решения, принятые советом и народным собранием. Такой судебный орган был оплотом власти аристократии, позднее — олигархии. По закону Эфиальта 462 г. до н. э. полномочия ареопага ограничивались судопроизводством по религиозным преступлениям и тяжким убийствам. Судебная власть перешла к суду присяжных (гелизе), который создавался по жребию из списка кандидатов и в который мог записаться любой свободный гражданин, достигший 30 лет. Голосование присяжных было тайным, обжалование приговора не предполагалось.

Одним из наиболее парадоксальных институтов афинской демократии был остракизм. Он представлял собой народное собрание, участники которого писали на глиняных черепках (остраконах) имя человека, угрожающего, по их мнению, демократии. Если имя одного и того же подозреваемого встречалось на 5 тыс. черепках, он изгонялся из города на 20 лет.

Народное собрание, Совет пятисот и суд присяжных считались оплотом демократии, и через работу этих институтов проходила значительная часть рядовых афинских граждан. Чтобы гарантировать беднякам право на участие в политической жизни государства, в 457 г. до н. э. государственный деятель Перикл ввел жалование за участие в работе этих институтов.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru


Смотрите также