Культура древнего месопотамии. Тема 3. Культура Древнего Египта и Месопотамии.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древней Месопотамии. Культура древнего месопотамии


Культура Древней Месопотамии

 

Древней Месопотамией (Междуречье или Двуречье) называют территорию между Тигром и Евфратом. Самая ранняя культура шумеров здесь существовала с 3000 до 2400 гг. до н. э. С 2400 по 2000 года до н. э. ее стали именовать культурой Шумера и Аккада. С 2000 по 539 гг. до н. э. здесь же формируется вавилонская культура. С 1400 по 600 гг. до н. э. существует ассирийская культура мощного рабовладельческого государства Ассирия.

То было началом перехода от культуры земледелия к созданию городской культуры, образованию первых государств в истории человечества. Такой скачок в культурном развитии стал возможен из-за того, что люди с помощью ирригационных сооружений неприветливые земли долин рек Тигр и Евфрат сделали плодородными. Поскольку между данными культурами много сходства, часто их описывают как стадии развития одной цивилизации.

Правильнее будет рассматривать их как единое региональное поле культуры, имеющее местные различия. Тигр и Евфрат разливались бурно и непредсказуемо, сметая дамбы и затопляя посевы. В Месопотамии дули знойные ветры и шли проливные дожди. Дух месопотамской цивилизации отражал несдержанность и непредсказуемость природы, что выразилось в характере мировосприятия.

Катастрофическое мировоззрение

Космический порядок не представлялся столь прочным и несокрушимым, поскольку за этим порядком стояла воля множества божеств. Космос считался особым божественным государством, где человек был ничтожен перед произволом богов. Бессмертие достается богам, которым человек должен служить, уповая на их милость. Взамен перед ним раскрываются возможности оперировать с земным миром, что приводит к расцвету ремесел, торговли и науки.

Цивилизация, которая рассматривает всю Вселенную как государство, первой добродетелью человека считало послушание и безоговорочное принятие власти. Индивидуум стоял в центре все расширяющихся кругов части, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший из этих кругов был властью отца и матери, старших братьев и сестер. В каждом доме существовало также маленькое святилище для личного бога, где владелец жилища поклонялся ему и совершал ежедневные жертвоприношения.

В качестве награды человек получал за послушание защиту, прежде всего, со стороны личного бога. Если человек был болен, что по месопотамским представлениям связывалось с деянием демона, по силе превосходящего личного бога, то последнего просили воспользоваться своими связями в божественных кругах для борьбы с демонами. Как видим, жизнь полна опасностей, послушанием завоевывается благорасположение личного бога, который может использовать высших богов для достижения целей.

Шумеро-аккадская культура

Шумерская письменность клинопись – это знаки, состоящие из групп клинообразных черточек, выдавливаемых на сырой глине. Древнейшие в мире письменные памятники - шумерские клинописные таблички относятся к середине IV тыс. до н.э. Огромное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном потопе, который был устроен богами. Только благочестивый Зиусудра смог избежать гибели, построивший по совету богов заранее корабль.

Основные же сюжеты шумерских мифов представляют собой две группы. Это происхождение какого-либо существа или группы существ (богов, людей, животных, растений) и каким образом тот или иной бог приобрел свои функции. Это обязанности, т.е. по какому праву то или иное существо занимает свое место в мире. Высшей властью во Вселенной обладало собрание богов под председательством бога Ану. Исполнительные функции принадлежат его сыну богу Энлилю.

Сохранившиеся памятники шумерской литературы записаны на глиняных табличках – гимны богам, религиозные мифы и легенды о возникновении цивилизации и земледелия, первая глиняная карта. Письменность шумеро-аккадской культуры была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии (Египет, Сирия, Персия и др.). В середине I тысячелетия до н. э. клинопись становится алфавитным письмом.

Основу архитектуры Междуречья составляют светские дворцы и религиозные храмы монументального характера. Первые из дошедших до нас храмы - мощные культовые башни зиккураты (святые горы) были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Каждая площадка зиккурата была обнесена стенами, к которым с внутренней стороны примыкали жилища жрецов и чиновников, управлявших государством. Верхняя площадка зиккурата, где находился «дом божества», служила жрецам для наблюдения за звездами.

Вокруг храма воздвигались общественные здания и рынки. Первые города, строившиеся вокруг храма местного бога, назывались «городами храма». Со временем они перерастали в города-государства. Постепенно Шумер превращается в унифицированное государство с общей культурой и централизованным правительством. Параллельно сильной касте жрецов формируется разветвленный аппарат государственной бюрократии и рядом с культовой архитектурой возникают светские дворцы.

Дворец-резиденция, построенный во II тысячелетии до н. э., состоял из более чем трехсот помещений и дворов. Комнаты были украшены скульптурами и настенной живописью. Основные сюжеты - сцены битв, отправление религиозных обрядов и декоративные узоры, состоящие из геометрических фигур. Не менее величественны гробницы царей, в которые кроме парадных повозок и колесниц, инструментов, керамической посуды, оружия и печатей, клали изделия из золота, серебра и драгоценных камней.

Религиозные и светские здания составляли единое целое гармонично распланированного городского пространства. Шумерские города насчитывали примерно 30 тыс. человек. Жилища сначала были глинобитные - тростниковые стены, обмазанные глиной, а затем строились из кирпичей, сделанных из глины, смешанной с травой, соломой. Уже к середине III тысячелетия планировка городов стала с четкими прямыми улицами. Город окружали хорошо возделанные сады и луга, перерезанные оросительными каналами.

В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. В культурном комплексе, называемом шумеро-аккадской культурой, заглавную роль играли шумеры. Они создали первую в человеческой истории поэму «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог, первыми разработали и записали календарь земледельца, первые создали струнные музыкальные инструменты лира и арфа.

Вавилонская культура.

Наследницей шумеро-аккадской культуры стала Вавилония. Ее административным и культурным центром служил город Вавилон («Ворота бога»). Расцвет Древневавилонского царства пришелся на время правления шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (ок.1792-1749гг. до н. э.). При нем Вавилон из небольшого города превратился в крупнейший экономический, политический и культурный центр Передней Азии.

При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы древних обитателей Двуречья. Их мировоззрение определялось постоянной борьбой с окружающими племенами, основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни.

В вавилонской литературе наиболее значительным произведением стал «Энума Элиш» – миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле. Согласно этому мифу землю создали молодые боги, прогневавшиеся и убившие прародительницу всех богов Тиамат. Из частей ее рассеченного пополам тела, они сотворили землю и небо. В Вавилоне были созданы первые словари, позволяющие изучать языки соседних народов.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш - богиня Солнца, Иштар - богиня любви, Нергал - бог смерти, Ирра - бог войны, Вильги - бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время боги наделялись положительными и отрицательными человеческими качествами.

Боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью.

Религия и искусство Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта. В верованиях древних обитателей Двуречья огромную роль играли культ воды и небесных светил. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь. Но, вместе с тем, она мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед. В неизменности и чудесном движении небесных светил по заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли.

Архитектурные памятники вавилонского периода практически не дошли до нас, поскольку основным строительным материалом был кирпич. Тем не менее, сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы.

Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений. Семиярусный зиккурат бога Этеменанки, более известной под названием Вавилонская башня, одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни, которые более известны как висячие сады Семирамиды (ассирийская царица, жившая в IX в. до н.э.), также являются одним из семи чудес света.

Ассирийская культура

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в XIV веке до н. э. Это был совсем иной тип культуры, основанный на героизме, прославлении силы и культе оружия. Все завоевания ассирийцев были возможны только благодаря прекрасно обученному войску с железной дисциплиной. Ассирийская империя представляла собой закат более демократической культуры, поскольку в ней господствуют жестокие нравы и обычаи.

Грандиозные крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты полных драматизма характеризуют ассирийское искусство. Военизированный характер государства проявился и в духе зодчества. В этот период религиозная архитектура отступает на второй план. Искусство и архитектура Ассирии были активными инструментами пропаганды военной мощи.

Изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами символизировали военную мощь и физическое превосходство. Стены здания были выложены из кирпича и украшены рельефами на военные сюжеты: сцены сражений, осад, сбора дани. Ассирийская культура дала беспримерные для мирового искусства образцы царской жестокости. Ассирийские цари являлись не только завоевателями, но и строителями, собирателями древностей, хранителями культуры.

Царь Ашшурбанипал (680 - 627 гг. до н. э.) построил украшенный прекрасными рельефами Северный дворец. В нем он разместил свою обширную библиотеку из 30000 клинописных глиняных табличек с шумерскими, аккадскими, вавилонскими и ассирийскими текстами. Среди них медицинские и математические тексты, географические и ботанические справочники, международные договоры, пророчества и легенды, дипломатическая переписка и хозяйственные записи.

Ассирийский царь Навуходоносор II вернул славу Вавилону как самому крупному, богатому и красивому городу мира. Огромный город был окружен стеной шириной в 25 метров и высотой до 100 метров. Система каналов позволяла затопить все подступы и превратить город в неприступный остров. Новый Вавилон с населением около 200 тыс. человек имел 24 больших проспекта, множество дворцов и храмов.

Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Выла создана шестидесятертная система исчисления времени (минуты, секунды). Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Вавилонские жрецы составили лунный календарь из 12 месяцев, каждый из которых состоял из 29-30 дней; определили эклиптику солнца, разделив ее на 12 равных частей по 30 градусов.

Однако все знания были связаны с магией и гаданием. На этой основе они создали систему знаков зодиака и разработали астрологию. Вавилонские врачи научились диагностировать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи порошков, мазей и настоек. Шумеры, вавилоняне и ассирийцы хорошо знали не только четыре основных арифметических действия, но умели извлекать корни и возводить в степень. Вавилоняне знали теорему, известную как теорема Пифагора.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Какая идея выступает в роли архетипа (кода) культуры Двуречья?

2. Выделите понятия, отражающие сущность культуры Древней Месопотамии.

3. Постройте из выделенных понятий модель системы культуры Междуречья.

 

 

Культура Древнего Египта

 

Цивилизация Древнего Египта зародилась во второй половине IV тыс. до н.э. и завершила свое существование с падением Египетского государства в конце VI в. до н.э. Историю древнеегипетской цивилизации условно делят на следующие периоды: Додинастический (IV тыс. до н.э.), Древнее Царство (3200 - 2400 гг. до н.э.), Среднее Царство (XXI - XIX в. в. до н.э.), Новое Царство (XVI – XII в. в. до н.э.) и Поздний период (XI в.- 332 г. до н.э.).

Деспотический режим централизованной власти египетского царя – фараона, наличие крепкой сельской общины, а также обособленность Египетского государства обусловили неизменность самобытных культурных традиций Египта на протяжении многих веков. Древнеегипетская культура характеризуется верой в бессмертие человеческой души. Главным содержанием мифов является их мировоззренческий смысл – страстное желание бессмертия, сформировавший культурный облик древнеегипетской культуры.

С завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э. начинается эллинистический его период. Египетское искусство испытало в этот период сильное влияние греческой и римской культуры. Распространение христианства привело к утрате самобытной египетской культуры. Были закрыты древние храмы, забыта иероглифическая письменность. В VII в н. э. Египет был завоеван арабами, что привело к изменению не только этнического облика страны, но и образа древнеегипетской культуры.

Мифологическая система

Миропонимание древних египтян определялось мифологическими представлениями, имевшими древнейшее происхождение. Они представляли землю в виде плоского блюда со сморщенным ободком, плавающим в воде. Внутренним дном этого блюда была равнина Египта, а ободком – цепь горных стран. Над землей на четырех опорных столбах покоилась перевернутая чаша неба. В основе космогонии лежали представления о так называемых «холмах творения» – небольших возвышенностях, появляющихся после спада вод Нила, кишащих живыми существами.

На вершине самопроизвольно возникшего первичного холма творения, согласно представлениям египтян, и появился бог солнца, который сотворил свои части собственного тела, называя их именами. Вследствие такого процесса творения имен возникают все остальные боги, дающие начало всему существующему. Данная космогония излагает акт произнесения нового имени как акт творения – магия слова присутствует в древних мифологиях многих народов.

В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амон – Ра. В эпоху Нового царства был недолгий период поклонения богу солнечного диска Атону. Воплощением солнечного божества был бог Гор, сын Осириса. Согласно мифу бог плодородия Осирис некогда был царем Египта, но был убит своим братом Сетом, олицетворяющим силы зла и мрака. Гор вызвал Сета на поединок и победил его. После этого Гор воскресил Осириса и он стал царем мертвых.

К особенностям мифологического мышления древних египтян относится представление о том, что все явления окружающего мира в принципе единосущны, хотя и многообразно поименованы. У одного явления множество имен. Например, царь мог описываться как солнце, звезда, бык, крокодил, лев, сокол, шакал или как пара богов. Это не столько сравнения, сколько попытка выражения внутренней единой сущности явлений.

Главным следствием идеи единосущности всех элементов Вселенной был принцип свободной замены. Один элемент с легкостью занимает место другого. Например, умерший регулярно нуждался в хлебе, чтобы не голодать в ином мире. Ему должны были регулярно класть караваи хлеба в могилу. Но хлеб можно заменить на его деревянную модель или дощечку с надписью «хлеб». В представлении древнего египтянина, изображение было равно изображаемому.

Религиозные воззрения

Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец. Прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, т. к. умершего ждало воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта.

Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечности жизни (поклонение богу Осирису, вершившему в царстве мертвых суд над умершими и определявшему их дальнейшую судьбу) открывала сакральные страницы культурной истории Древнего Египта. Осирис – первоначально бог воскресающей и умирающей природы, его сестра и жена Исида, бог Солнца Ра символизировали мировой порядок для египтянина.

Окружающий мир включал в себя мир земной и загробный, а солнце Ра в равной мере светило живым и мертвым. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела – искусство бальзамирования. В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную жизнь. В жизни же земной египтянин поклонялся живому воплощению Ра – фараону.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца и после смерти он плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Они верили, что Осирис – царь подземного царства, Исида – покровительница плодородия и материнства, а Маат – богиней истины и порядка. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 - ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными.

Культовая архитектура

Яркое представление об архитектуре дают пирамиды - царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельмож. Они свидетельствуют об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной. Сооружение пирамид есть яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу фараона (царя), распространявшуюся на подданных и после его смерти.

Средством для сохранения тело умершего было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек обладает вечной жизненной силой «Ка» – бессмертие. Оно приобретается при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Пирамиды сооружали крестьяне в периоды наводнений и засухи, свободные от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была религиозной обязанностью. Пирамида была моделью космоса и имела строгие геометрические формы. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире.

В III-II тыс. до н.э. пирамиды и храмы (постройки для богов) строились из камня. Самая ранняя из египетских пирамид – пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышающаяся, как лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее впечатляют - высота 147 м, площадь – около 55000 кв. м.

Вблизи пирамид строили храм мертвых для погребальных обрядов. Другие храмы посвящали божествам, особенно чтимым фараоном. Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов - каменное изображение существа с телом льва и головой человека – фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Древнейшие египетские пирамиды по праву считаются одним из семи чудес света.

 

Письменность и литература

Уже в период Древнего царства фараон, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, регулировал общие хозяйственные отношения в условиях ирригационного земледелия. Особую роль в этом играла письменность, без которой было бы невозможно вести огромное хозяйство. Богу Тоту приписывается создание всей духовной жизни Древнего Египта. Писцы считали его своим покровителем, а иероглифы или пиктографическое письмо – объектом религиозного почитания. Пиктографическое письмо в виде иероглифов было культовым и использовалось в качестве атрибута власти.

Иероглифы (рисуночные знаки) использовались в Египте с 3000 года до н. э. Скорописная форма египетского письма, возникшая в VIII - VII веках до н. э., стала официальным письмом Египта. Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Письменный текст представлял собой комбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков, обозначавших звуки). Иероглифы писали чернилами с помощью тростниковой палочки на свитках изготовляемых из папируса. Знаки располагали горизонтально справа налево.

Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой пирамид, – книги мертвых. Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумиями. Помимо папирусных свитков и надписей на стенах гробниц и саркофагах существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме.

Художественная литература представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных абстрактных сочинений древнеегипетской литературы – «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.

Искусство

В Древнем Египте были выработаны такие классические архитектурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства, как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска. Такая же условность и постоянство характерны для других пластических видов искусства.

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках. Скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом.

Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Части человеческой фигуры – голова, плечи, ноги, руки – могли изображаться в разных плоскостях. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие.

Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIV веке до н.э. Лучшее, что было создано в этот период, – скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Портрет Нефертити, в высокой короне из раскрашенного известняка, стал символическим изображением Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством тонких черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок.

Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества определил единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами были утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

Научные предзнания

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Среди научных достижений того времени – солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины. Различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме.

Развитие математики выразилось в вычислении поверхности шара и полушария, в определении площади круга, в вычислении объема усеченной пирамиды. Были изобретены древнейшие в человеческой истории водяные и солнечные часы. В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.

Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщениям, проводили много лет у них в ученичестве. Но с той же степенью постоянства, с какой эта культура приводила при ознакомлении с ней в изумление своей глубиной и основательностью, она внушала священный трепет одним и вызывала непонимание, отторжение у других.

Социальная культура

Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало социальную организацию повседневной жизни. Гробницы жен фараонов и высокопоставленных чиновников располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти приближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире так же, как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.

Египтяне верили в загробную жизнь и были убеждены в том, что в момент смерти рождается новая жизнь человека. Для продолжения жизни «усопшего» потомки должны были совершать обряды и жертвоприношения. В противном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим. Поэтому в гробнице находилось все необходимое для жизни в потустороннем мире: еда, напитки, инструменты, украшения или их изображения.

В периоды Древнего и Среднего царств в Египте моральные понятия типа «добро» и «зло» были малоубедительны. Главными определениями человека было «толковый» или «глупый». Существовала уверенность в том, что справедливость заключается в свершении больше положенного, а несправедливость осуждалась как минимальное исполнение долга. Между Средним царством и империей, в период войн и набегов кочевых племен, проявляется тяга к безопасности. Тревожный коллективизм начинает вытеснять самонадеянный индивидуализм.

Ключевым словом для определения человека становится его «молчаливость», что подразумевает хладнокровие, пассивность, спокойствие, смирение, подчинение, покорность. Новое фаталистическое мироощущение выражает себя в идее божественной воли, господствующей над человеком. Ощущение личной неудачи приводит к формированию у человека чувства вины за свою ущербность и греховность. Подобная виновность связывается главным образом с нарушениями ритуала, а не с моральными проступками.

 

Вопросы и задания для контроля:

1. Какая идея выступает архетипом (кодом) древнеегипетской культуры?

2. Выделите термины, отражающие сущность культуры Древнего Египта.

3. Постройте системную модель древнеегипетской культуры.

 

 

Культура Древней Индии

Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации, отличающаяся высоким уровнем культуры. Раскопки в долине реки Инд доказывают наличие здесь уже в III - II тыс. до н. э. яркой и самобытной культуры. Жители этой долины первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенным показателем данной цивилизации явилась система водоснабжения и канализации.

Мифология

Древнеиндийская мифология (ведическая религия) опиралась на представление о борьбе дэвов (богов) и асуров (демонов). Боги – носители истины и порядка, демоны – носители стихийного начала. Упанишады, излагающие космогонию, рассматривают в качестве божественной личности Брахман и Атман как индивидуальное и универсальное космическое бытие.

В I тыс. до н.э. древнеиндийскую духовную жизнь начинает определять брахманизм. Верховным богом признается Брахма (создатель Вселенной), а два других лица троицы – Вишну, сохраняющий ее и Шива, ее разрушающий. В основе вероучения брахманизма лежит признание мира иллюзией, а людские страдания и бедствия – несущественными. Подлинная реальность заключается в существовании мирового духа – Брахма.

В «осевое время» формируются три новые формы антибрахманистского движения – бхагаватизм, джайнизм и буддизм. В бхагаватизме Брахме противопоставляется Кришна. Согласно этому учению, чтобы стать совершенным, необходимо научиться совершать все действия отрешенно. Джайнизм проповедует четыре запрета – невреждение жизни, правдивость, запрещение воровства, воздержание от привязанностей. В основе учения лежит представление о жизни как о страдании, которое связывается с действием закона кармы.

Религия

Буддизм зародился в V в. до н.э. в Бенгалии, на северной окраине долины Ганг. Его основоположник – Сиддихартха, принадлежащий к царскому роду Гаутама. Будучи тесно связанным, с ведической религией и брахманизмом, буддизм подтверждал, что жизнь есть зло, поскольку она ведет к страданиям. Именно поэтому не стоит стремиться к возрождению в другом существе, поскольку это повлечет за собой новые страдания.

В центре буддизма – учение о стремлении к нирване (идеал), к состоянию без всяких земных желаний и жизненных привязанностей. Личность Будды, просветленного истиной, связывалась с поиском пути к спасению, избавлению от страданий. Открытие Будды легло в основу его учения о «четырех благородных истинах». Согласно буддизму жизнь есть страдание, корень страдания - жажда жизни, избавление от страдания лежит в уничтожении жажды жизни, а путь избавления «восьмеричен».

«Восьмеричный» путь избавления от страданий и жажды жизни предусматривает «правильное понимание; правильная решимость; правильная речь; правильное действие; правильный образ жизни; правильное усилие; правильное внимание; правильное сосредоточение». Ступень сосредоточения Будда назвал нирваной (угасанием, потуханием). Достигший его приходит к состоянию высшего и полного просветления.

В Индии, в конце I тыс. н.э., в результате развития ведической религии, брахманизма, ассимиляции народных верований сформировался индуизм. В его основе лежит учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом «воздания» (карма) за добродетельное или дурное поведение при жизни, почитание верховных богов или их воплощений, соблюдение кастовых бытовых правил.

Философия

В период «осевого времени» в Индии также складывались философские школы. Известны шесть классических систем индийской философской мысли: вайшешика, веданта, миманса, йога, санкхья, ньяя.

Школа вайшешика учила, что бог не творит мир, а осуществляет надзор над пятью стихиями: землей, водой, огнем, воздухом, звуком. Пять стихий (махабхут) соответствуют пяти органам чувств (индриям), которые мыслятся обособленными от тела. Пяти стихиям присущи две формы: причина как разделенность мира на атомы в период космической ночи и начала творения; и следствие как образованные из атомов тела, органы чувств и объекты.

Школа веданты учит, что основой всех явлений природы и общества является «Брахман – атман», на которого не распространяются категории времени, пространства, причины и следствия, движения и покоя, количества и качества. Эти категории присущи лишь миру явлений. Вселенная, согласно идеям веданты, есть магическая сущность, равная неведению, скрывающей истинную сущность Брахмана, которая равна вечности, безначальности, неуничтожимости. На уровне чувственного мира существует множественность душ, наделенных индивидуальностью как сжатой историей ее прошлых рождений. Душа – это сознание, которое только в глубоком сне обретает свою собственную сущность, отождествляясь с Брахманом.

Школа миманса сформировалась как результат исследования Вед. Учение школы связано с сохранением сложного и обширного текста, передававшегося долгое время исключительно в устной форме и необходимостью правильного совершения ритуалов. Понимая Веды как особую священную реальность, они выдвинули тезис об изначально существующих звуках речи как особых субстанциях. Речь лишь выявляет эти звуки священного ведийского текста, подобно лучу света, который лишь выхватывает из тьмы предметы, но не создает их.

Школа йоги призвана научить преодолевать страдания жизни. Одни рассматривали йогу как метод избавления от страданий, другие - как соединение индивидуальной души человека с абсолютной душой – атманом. Третьи понимали под йогой процесс разъединения сознания и материи, т.е. «освобождение». В основе философской школы санкхья лежит учение о дуализме сознания и материи. Школа ньяя интересовалась главным образом вопросами познания. По их учению все, что недоступно чувственному познанию, не имеет реального существования, включая и Брахман.

Литература

Читайте также:

lektsia.com

Тема 3. Культура Древнего Египта и Месопотамии.

Древний Египет — первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо было позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено — средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела — пирамиде. Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой — ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались — это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ.

В III—II тыс. до н.э. пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня, строительство пирамид было разорительным для экономики государства. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и восходящая, как лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней. Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи чудес света. Позднее, во II тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее разорительно, сами пирамиды становятся меньше.

К началу I тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон — это живое подобие Солнца. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца — Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис — бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 — ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону». Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.

Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Вероятно, существовали и более древние, но они не сохранились. Художественная литература представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести.

Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами не воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами — рисуночным символическим письмом, ставшим важнейшей частью культуры Древнего Египта. В дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (чего не «произошло с китайской иероглифической письменностью). Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное существо с телом льва и головой человека — фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс, выполненный в первой половине III тыс. до н.э., до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Другие замечательные и всемирно известные памятники древнеегипетского искусства — скульптурные портреты: статуя фараона Аменемхета III, стелла вельможи Хунена, портретная голова фараонa Сенусерта III, а также выполненный на ларце рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является всемирно известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые.

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме.

Развивалась математика: в конце XXI — начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейшие в человеческой истории часы — водяные и маленькие нашейные солнечные часики.

В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.

С конца II — начала I тыс. до н.э. в египетскую культуру все более интенсивно начинает проникать культура Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми широко торговал Египет. В VI в. до н.э. Египет был завоеван персами, Египет владычество которых продолжалось до 405 г.до н.э. Период самостоятельности египетского государства оказался недолгим: уже в 332 г. до н.э. македоняне подчинили его своей власти и основали город Александрию — в честь Александра Македонского (356—323 до н.э.). Египетские жрецы приветствовали нового завоевателя: он был объявлен сыном бога. Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы.

В Египте устанавливается культ нового бога — Сараписа, в котором слились черты важнейших божеств греков и египтян. А город Александрия очень быстро стал культурным центром греко-восточного мира, в Египте распространилась эллинистическая культура. Город Александрия, построенный греческим архитектором Дейнократом, имел длинные прямые улицы, театр, библиотеку, множество храмов, парков, садов, бань. Здесь жили и работали выдающиеся ученые, поэты, художники, архитекторы того времени.

На острове Фарос построен знаменитый Александрийской маяк (высота 120 м)— одно из семи чудес света.

Культура Древней Месопотамии (Двуречья).ВIV—III тыс. до н.э. на территории Двуречья — долине рек Тигр и Евфрат — возникла и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Однако в отличие от долины Нила в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города.

Древнейшая культура Двуречья — шумеро- аккадская. По мнению большинства современных востоковедов, шумеры — родоначальники всей вавилонской культуры. Шумеры создали первые в человеческой истории поэмы — о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры

— авторы первых и древнейших в мире медицинских книг — сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Первые струнные музыкальные инструменты — лира и арфа — появились также у шумеров.

Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу — это шумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Древнейшие в мире письменные памятники — шумерские клинописные таблички — относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись — это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо. Впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Сохранилось много памятников шумерской литературы .В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, частности, о возникновении цивилизации и земледелия.

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792—1750 гг. до ) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, вода — это культ плодородия. Вода — это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.

Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизменности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени — минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений и в целом значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш — богиня Солнца, Син — бог Луны, Адад — бог непогоды, Иштар — богиня любви, Нергал — бог смерти, Ирра — бог войны, Вильги — бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. Волю богов могли знать только жрецы.

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы; возле храма главного местного божества обычно возводился зиккурат — высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Зиккураты были раскрашены, а террасы были озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Иногда, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения.

Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м — Вавилонская башня — одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни, известные как висячие сады Семирамиды — ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э., — также одно из семи чудес света. Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, — чаще всего льва или быка.

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы. В развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала множество клинописных текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской литературы. Царь Ашшурбанипал — образованный и начитанный человек — вошел в историю как собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.

Образованность, однако, была присуща далеко не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать свою власть.

Ассирийское искусство I тыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из |дворца Саргона II (VII в. до н.э.). Прославление царя — могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность. Поэтому особенность ассирийского искусства —изображения царской жестокости: так, есть сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания кожи в присутствии царя. Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство. Был построен первый канал-водопровод и акведук.

На смену Вавилону и Ассирии пришла в VI в. до н.э. Иранская империя. Искусство Ирана, полагают исследователи, — еще более светское и придворное. В нем почти нет той жестокости, которая была так свойственна искусству ассирийцев. Но преемственность культур сохраняется. Важнейшим элементом изобразительного искусства здесь остается изображение — это прежде всего крылатые быки, а также львы и грифоны. Распространены были рельефы с изображениями торжественных процессий воинов, данников, львов.

IV в. до н.э. Иран, как и Египет, был завоеван Александром Македонским и включен в сферу влияния эллинистической культуры.

III в. правящей династией в Иране становятся Сасаниды. старались доказать, что ведут свое происхождение от богов, и с этой целью по их приказу создавались колоссальные рельефы, изображающие сцены из их победных завоевательных войн. Но войны были неудачными для Ирана. Многие памятники культуры Сасанидского Ирана погибли в огне этих войн.

Государственной религией в Сасанидском Иране был зороастризм (по имени основателя этой религии бактрийского мыслителя Заратуштры (Зороастра, 599/598— 522/521 гг. до н.э.) Это учение объясняло мир как арену борьбы двух противоположных начал — доброго, справедливого и ложного, злого. Главным божеством, олицетворяющим добро, был Ахурамазде, носителем злого начала был Ахриман. Важной частью зороастризма был культ огня (огненные алтари). Учение мыслителя изложено в 17 частях Авесты, сборника зороастрийских канонических текстов.

Символом плодородия было мифическое существо Сенмурва, изображаемое в облике собаки-птицы, богиней любви и земли считалась красавица Анахиту.

Смена господствующей религии относится к VII в., когда Иран был завоеван арабами и утвердилась новая вера — ислам. Распространение ислама вызвало появление новых типов зданий — мечетей, минаретов, мавзолеев и пр. Однако замечательное сасанидское искусство оказало сильное влияние на арабскую мусульманскую культуру, а через арабов — на Испанию и другие страны Западной Европы.

Читайте также:

lektsia.com

Культура Древней Месопотамии

План 1.                 Введение 2.                 Возникновение и развитие культуры Двуречья, её значение для мировой культуры 3.                 Культура Шумеро-аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство 4.                 Культура Древнего и Нового Вавилона: Кодекс Хаммурапи, письменность и литература, архитектура искусство, исторические памятники 5.                 Культура Ассирии: военное устройство, государственность, письменность, литература, архитектура, искусство 6.                 Мифология Месопотамии

1. Введение Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась вместе с человеком, составляя то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к её изучению и осмыслению как особого явления действительности сложился относительно недавно. В течении длительного времени –целых тысячелетий – культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосозноваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания. Культурология – гуманитарная наука изучающая культуру как систему, т.е. в целом. Она возникла на рубеже 19-20 веков и получила широкое признание в странах Европы и всего мира. В нашей стране культурологи стала развиваться в начале 90 годов. В целом же культурология ещё не достигла вполне зрелого уровня и пребывает на стадии становления.

2. Культура Двуречья Культура Месопотамии возникла примерно в то же время, что и Египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с 4 тыс. до н. э. до середины 6 века до н. э. В отличии от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов, и по этому была многослойной. Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии, Ассирии. Возникновение шумерского этноса до сих пор остаётся загадкой. Известно только, что в 4тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу 3 тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из которых становятся Ур, Урук, Лагаш, Ларса и другие. Они поочерёдно играют ведущую роль в объединении страны. История Шумера знала несколько взлётов и падений. Особого выделения заслуживают 24 – 23 века до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удалось подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет Шумерский, и становиться главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

3.         Культура шумеро-аккадского государства Основу экономики шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской культуры стал «Землевладельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия – как сохранять плодородие почвы и избежать её засорения. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале 3тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце 2тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины 3тыс. до н.э. в производстве посуды применяют гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла – ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место, как между шумерскими городами, так и с другими странами – Египтом, Ираном, Индией, государствами малой Азии. Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретённая шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во 2тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов. Система религиозно - мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем Боге, каковым выступает Бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком Бога и воспринимался в качестве земного Бога. В тоже время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной. Как правило, каждый город – государство имел своего Бога покровителя. Вместе с тем были Боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико – неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые звёзды были связаны с отдельными звёздами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «Бог». Большое значение в шумерской религии имела Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из которых была богиня Инанна, покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, о всемирном потопе, - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские. В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства, и все сооружения создавали из кирпича – сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах – насыпях. С середины 3тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды. Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке и посвященные главным божествам города – богу Ану и богине Инанне. Оба храма – прямоугольные в плане, выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре. Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки медных бычков, а на фризах – горельефы лежащих бычков. У входа в храм – две статуи львов из дерева. Всё это делало храм праздничным и нарядным. В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки – зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик – «жилище Бога». Высокого уровня достигла шумерская литература. Помимо упомянутого «земледельческого альманаха», самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который всё видел, всё испытывал, и всё познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия. К концу 3тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его, в конце концов, покоряет Вавилония. 4.             Вавилония История Вавилонии распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину 2тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину 1тыс. до н.э. Своего наивысшего подъёма Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи. От его времени остались два значительных памятника. Первый из них – Законы Хаммурапи – стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2м), на котором изображён сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом Солнца и правосудия Хамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса. Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре. При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царём любимой жене, чтобы облегчить её по горам и садам своей родины. Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90м),состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святилище Марудака – главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был восхищен её величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию, они разрушили Вавилон и все находившиеся в нём памятники. Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии в астрономии и математике. Вавилонские учёные с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звёздного неба. Ещё более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков. 5.             Ассирия Треть могущественная держава Месопотамии – Ассирия – возникла в 3тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине 2тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрёстке караванных путей, и торговля сделала её богатой и великой. Столицами Ассирии были последовательно Ашшнур, Калах и Ниневия. К 8веку до н. э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего востока. В художественной империи Ассирии – как и во всём Двуречье - ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона в Дур-Шаррукине и дворец Ашшурбанапала в Ниневии. В 7 веке до н. э. последний правитель Ассирии Ашшурбанапал создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержавшую более 25 тысяч глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всём Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной степени касавшиеся всего Двуречья. Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика – этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии. 6.             Мифология Месопотамии Древнейшие мифы Двуречья – это то культурное основание, на котором возникли и расцвели многие легенды, мифы, верования и обычные античности, с ними во многом связаны или перекликаются библейские истории. Отголоски и миропонимания, характерного для государств Двуречья, можно найти в древнееврейских, египетских и арабских мифологических и религиозных системах. Жители поклонялись множеству божеств, связанных чаще всего с природными явлениями: это боги неба и земли, воды и различных стихий, божества луны, солнца и других небесных светил. Представление о мироустройстве у шумеров происходит из того, что первоначально всё то, что составило самые различные явления природы, было слито в единую огромную гору, которая плавила в Мировом океане. Он имел персонифицированное начало и представлялся в виде праматери всего сущего – Намму, которая произвела из себя Ана («небо») и Ки («земля, низ») и поселила их раздельно. Когда они стали мужем и женой, у них появились дети: Энлиль – бог воздуха и ещё семь могучих стихий, без которых не было бы света, тепла, влаги процветания. Когда же стало на горе тесно от детей, внуков и правнуков Ана, он решил расширить жизненное пространство для своих потомков. Для этого он вместе с Энлилем разделили гору на две части и разорвали её. Ан поднял вершину горы вверх, и стало небо виде твердого небесного свода, а Энлиль опустил плоское подножье в низ, и появилась земля – «плоский диск с неровностями, горами и ущельями, ибо гора была разорвана, а не разрезана». Затем Энлиль соорудил в центре земного диска город Ниппур, где повстречал свою невесту Нинлиль, от их брака родился бог луны – Нанна. Энки – владыка пресноводного подземного океана, ему предписывается начало землетрясения. Миф об Энки говорит: «До него земля была покрыта непроходимыми чащами и болотами- не пройти через неё, не проскакать. Не было ни какого спасения от змей и скорпионов. Стаи свирепых зверей рыскали повсюду, загоняя смертных в мрачные пещеры. Став за плуг, Энки выкорчевал кустарник, провёл по земле первые борозды и засеял их зёрнами. C развитием городов и появлением новых государств древние боги Двуречья обретали новые имена, им возводили новые храмы, но сохранялась сущность этих богов - покровительство городам и ремёслам, человекоподобие, способность принимать облик и человека, и зверя.

Список литературы 1.                    Д.А. Силичев Культурология: Учебное пособие для вузов М., 2000. 2.                    Древние цивилизации /под ред. С.С. Аверинцева. М., 1989.

www.coolreferat.com


Смотрите также