Государственное устройство древних славян. 4. Возникновение государственности у восточных славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Образование государства у восточных славян. Государственное устройство древних славян


7. Формирование государства у славян

 

     К IX в. у восточных славян началось формирование государства. Это можно связать с двумя следующими моментами: появлением пути «Из варяг в греки» и сменой власти.      Так, временем, с которого восточные славяне входят во всемирную историю, можно считать середину IX века – время, когда появился путь «Из варяг в греки».      Нестор в своей Повести временных лет приводит описание этого маршрута.      «Когда же поляне жили отдельно по горам этим (имеются в виду днепровские кручи у Киева), тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает река Днепр. Днепр вытекает же из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалиссы, и далее на восток пройти в удел Сима, а по Двине в землю Варягов, а от Варяг до Рима, от Рима же до племени Хама. А Днепр впадает устьем в понтийское море; это море слывет Русским.».      Кроме того, после смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде власть перешла к вождю одного из варяжских отрядов – Олегу.      В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, обманом убил киевских князей Аскольда и Дира (последних из рода Кия).

 

     Эта дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев.      Существует точка зрения, что поход Олега на Киев был первым актом в драматической вековой борьбе между прохристианскими и проязыческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям – язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути, все города по Днепру отворяли свои ворота).      Древнерусское государство возникло благодаря самобытному политическому творчеству русского народа.      Славянские племена жили родами и общинами, занимаясь сельским хозяйством, охотой и рыболовством. Находясь между Европой и Азией, они подвергались постоянным военным нашествиям и грабежам со стороны степных кочевников и северных пиратов, поэтому сама история вынудила их выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны и поддержания порядка.      Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной общины, имеющей профессиональные вооруженные и управленческие органы, действующие на постоянной основе, возникло Древнерусское государство, в основании которого участвовали два политических начала социального общежития: 1) единоличное или монархическое в лице князя и 2) демократическое – представленное вечевым собранием народа.

     Подытоживая сказанное, отметим, прежде всего, что период расселения славянских народов, возникновения у них классового общества и образования древнеславянских государств, — скудно, но все же освещен письменными источниками.      При этом более древний период происхождения древних славян и их первоначального развития почти совсем лишен достоверных письменных источников.      Поэтому происхождение древних славян может быть освещено только лишь на основании археологических материалов, которые в данном случае приобретают первостепенное значение.      Миграция древнейших славян, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях привели к появлению восточно-славянского этноса, состоявшего из более чем десятка племенных союзов.      Основой хозяйственной деятельности восточных славян стало, в основном, по причине оседлости, земледелие. Заметно возрастала роль промыслов и внешней торговли.      В новых условиях начался переход от родовой демократии к военной, а от родовой общины – к земледельческой.      Усложнились верования восточных славян. На смену синкретическому Роду – главному богу славян-охотников, с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. При этом все более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира.      В VI – середине IX в. славяне сохранили основы общинного строя: общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевую демократию.      Торговля и война у восточных славян, попеременно сменяя друг друга, все больше изменяли уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию новой системы отношений.      Восточные славяне претерпевали изменения, вызванные как собственным внутренним развитием, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.

Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой.

studfiles.net

О древних славянах. История государственного управления в России

О древних славянах

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к народам индоевропейской общности. Из этой общности постепенно выделялись родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности и культуре. Приблизительно во II тыс. до н. э. из индоевропейской общности выделились и славянские племена.

Ученые спорят о возможных прародинах славян:

– вислоодерская (XV–XII вв. до н. э.) в междуречье Вислы и Одера;

– бугоднепровская (XV–XII вв. до н. э.) в междуречье Буга и Днепра;

– в «Повести временных лет» говорится о дунайской прародине славян: «Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так же пришли славяне на реку Днепр и назвались полянами. А другие древлянами, потому что жили в лесах, а иные дреговичами, иные полочанами. Славяне же, которые поселились у озера Ильмень, прозвались своим именем – словене. И построили они город, и назвали его Новгород. А другие славяне назвались северянами. И так разошелся по земле язык славянский».

Много споров возникает и об именовании славян русами.

Первые сведения о русах находят в византийских источниках в связи с их набегами на Константинополь. В 860 г. столица Византии подверглась внезапному нападению языческого народа, пришедшего из Скифии, т. е. с северных берегов Черного моря. Этот народ назывался русь, или рось.

Одни ученые считают, что русы – одно из славянских племен, название которого произошло от реки Рось – притока Днепра. Затем этот этноним перешел на всех восточных славян.

Другие высказывают мысль о том, что русы – не славянское племя. Некоторые древние авторы разделяют славян и русов. «Повесть временных лет» называет одно из племен варягов русью и новгородцев, призвавших варягов-русь, «суть от рода варяжского».

Историки относят обособление восточного славянства от единой славянской общности к VI в. н. э. Накануне образования Древнерусского государства в VIII в. восточнославянские племена занимали обширную территорию. Соседями восточных славян в VIII–IX вв. на западе были балтийские славяне, западные славяне (поляки, словаки, чехи), а также венгры; на юге – хазары, с конца IX в. – печенеги; на востоке – государство Волжская Болгария и угрофинские племена (мордва, марийцы, мурома, меря).

Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, оседлом скотоводстве, охоте, рыболовстве, бортничестве (сбор меда диких пчел). Из зерновых культур выращивались рожь, пшеница, ячмень, просо, из огородных – репа, свекла, редька, капуста.

Системы земледелия были тесно связаны с природно-климатическими условиями. На севере существовала подсечная система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохший лес сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Через 2–3 года земля истощалась, приходилось переходить на новый участок. На юге господствовала переложная система земледелия: свободные участки просто засевались. Когда через несколько лет земля истощалась, переходили на новые участки.

Разложение родового строя у восточных славян характеризовалось выделением внутри племен больших патриархальных семей, которые вели совместное хозяйство.

При этом леса, пастбища, охотничьи угодья оставались объектами общего пользования, а освоенные участки пахоты, орудия труда, рабочий скот постепенно приобретали хозяев в лице отдельных семей. Часто три-пять домохозяев селились в общих поселках, где за высокой деревянной оградой стояли бревенчатые жилища.

Разложение первобытного строя сопровождалось появлением частной собственности, имущественного неравенства.

К VI–VII вв. у восточных славян формирующиеся хозяйственные системы территориально-племенных земледельческих общин складываются в полугосударственные объединения переходного типа, и кровнородственные отношения заменяются территориальными, политическими и военными связями. Объединяющим фактором было и сходство направлений социально-экономического развития восточнославянских племен.

Летопись называет полтора десятка племен, но правильнее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120–150 отдельных племен. Каждое племя состояло из большого количества родов.

В VIII–IX вв. у славян преобладала в основном уже соседская община. Низкая производительность хозяйства требовала коллективного труда, а трудности освоения новых земель – контроля над их справедливым распределением. Поэтому община – мир, вервь – приобрела важную роль в хозяйственной жизни древних славян. Соседская община просуществовала в России вплоть до XX в. и оказала влияние на многие исторические процессы.

Община на Руси представляла собой замкнутую социальную систему, призванную организовывать все виды жизнедеятельности человека – трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь она организовывала на основе прямой демократии – выборности, коллективном принятии решений и т. д. Община перераспределяла земельные наделы, решала налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, судебные споры, расследовала преступления и осуществляла наказание за них.

Появление излишков повлекло за собой имущественное расслоение внутри общины. Из общины выделилась родовая знать («лучшие мужи», «нарочитые люди»), имеющая преимущества перед остальными при распределении земель, военной добычи или замещении важных постов жрецов и вождей. Во главе племен и племенных союзов стояли еще избираемые князья. Общинная демократия была достаточно сильна, так как община состояла из свободных общинников. Важнейшие вопросы решались на общинных сходах – вече.

Существовало общеплеменное ополчение – полк, тысяча. Возникла также особая военная организация – дружина. Она делилась на старшую и младшую. Дружинники и князь собирали дань с покоренных иноплеменников. Соплеменники данью еще не облагались. Однако, обогащаясь в результате дележа военной добычи, родовая знать все больше отрывалась от общины.

На рубеже VIII–IX вв. сложилось около полутора десятков племенных союзов – военных объединений. Определились условия для формирования государства как продукта внутреннего развития.

Государство – продукт сложного и длительного развития политической и социально-экономической структуры общества, не может быть привнесено извне и организовано одним человеком или группой лиц, даже очень талантливых и мудрых.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Становление государственности Славян

Игорь Алексеевич

23.09.2013.

Славянские народы объединяет языковая, культурная и общность судеб. На протяжении многих столетий славяне играют большую роль в мире и Европе. Выделяют три ветви славят:

  1. Восточные(Русские, Украинцы, Белорусы).

  2. Западные(Поляки, Чехи, Словаки).

  3. Южные(Болгары, Сербы, Словаки, Хорваты, Македонцы, Боснийцы, Черногорцы).

Специальный курс, как научная дисциплина изучает эволюцию структур институтов и механизмов государственной власти, этих народов от момента их возникновения до настоящего времени. При этом проводится сравнение, выделение отличного и общего в процессах развития государственности славянских народов. Государственность славян изучается в определенных временных и пространственных пределах.

  1. Временные – от момента возникновения до 2013 года.

  2. Пространственные – это территория которую занимали каждое из славянских государств за время своего существования.

Объектом данной учебной дисциплины – государства у славянских народов в историческом прошлом и его эволюция до наших дней.

Предметом данной учебной дисциплины является, как отдельные факты так и закономерности присущие процессу возникновения становления и развития государственности славянских народов.

Данный подход позволяет выявить основные причины и следствия возникновения, расцвета и упадка государственных систем. Из всего этого главной целью является, выявления исторических закономерностей в развитии государств славянских народов.

Периодизация – в ее основу положен формационный подход, это означает последовательное выделение типов государства с момента их возникновения и смены в процессе исторического развития. Имеется три формации: 1. Зарождение, становление государств в эпоху феодализма.(первый появившийся город в 862г).

2. Капитализм, точкой отсчета считается вторая половина XIXвека, в период проведения буржуазных реформ.

3. Период возникновения, развития и слом Советского государства, а так же государств социалистического типа у южных и западных славян.(1917-1991гг)

Особенности курса:

  1. Особая дробность периодов(т.е большинство тем относится к СССР).

  2. Преобладание материала имеющего отношения к России и восточным славянам(связано с количеством населения и размерами территории).

ГОСУДАРСТВА.

План:

  1. Определение государства.

  2. Признаки государства.

  3. Элементы формы государства.

  4. Функции государства.

  1. Определение государства.

Определение государства в международном праве, как и в науке отсутствует в едином и общепринятом виде. Есть несколько определений которыми оперируют.

Государства(научное определение) – это особое организация политической власти общества. Располагающие специальным аппаратом принуждения, выражающие волю и интересы господствующего класса или всего народа.

Государства(«Толковый словарь» Ожегов) – это основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры.

Государства(В.И. Ленин) – есть машина для угнетения одного класса другим. Машина чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы.

Государства(www.wikipedia.ru) – это особая форма организации общества, обладающая определенными средствами и методами применения власти внутри общества. Устанавливающая определенный порядок взаимоотношений между членами общества на определенной территории. Государство вовлекает в свою деятельность все население этой территории. Основным средством сохранения установленного порядка является применение власти, порядок взаимоотношений между членами общества и применение власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, а так же обычаями сформировавшимися внутри общества, независимо от государства.

Цели государства(www.wikipedia.ru):

* Обеспечение безопасности жизни и собственности людей, а так же научная, творческая и коммерческая деятельность в различных сферах.

* Реализация и сохранение общих для членов общества духовных ценностей:

  1. Свобода.

  2. Мораль.

  3. Справедливость.

  4. Здравоохранение.

  5. Образование.

  6. Экология.

Термин государство используется в правовом, политическом и социальном контекстах. На сегодняшний день вся суша земли поделена между государствами(около 200).

Сам термин «государство» происходит от древне русского слова «Государь»(князь правитель), в свою очередь слово «государь» исходит от слова «господарь», которое в свою очередь от слова «господь». Таким образом государство и господь одного происхождения.

В средние века государство – это есть ни что иное как владение «Государя». Король, царь, хан – являются «Государем». «Государем» - обычно являлся конкретный человек. Исключения существовали с 1136 года, а именно Новгород который именовался «Господин великий Новгород», хотя у власти стояло вече.

2. Признаки государства.

  1. Наличие организационных документах, в которых изложена цель и задача государства. К которым относится конституция, военная доктрина и законодательство.

  2. Наличие руководства и аппарата управления. К их числу относятся: президент, парламент, правительство, суд.

  3. Наличие управления и планирования: система права, политическая и внешне политическая деятельность, экономика, денежная система, налоги.

  4. Собственность(ресурсы). К ним относятся: территория, население, государственная казна, границы.

  5. Наличие подчиненных организаций. Таких как: вооруженные силы, органы охраны правопорядка, местные органы власти.

  6. Наличие государственного языка(языков).

  7. Суверенитет – это способность государства выступать в международных делах, как признанная другими государствами юридическое лицо.

  8. Гражданство.

  9. Государственные символы(гимн, герб и флаг).

Понятие государство - обозначает политическую систему власти установленную на определенной территории.

Понятие страна – подразумевает культурный фактор, общегеографический и т.д.

  1. Элементы формы государства.

  1. Формы управления государства бывают: Монархия(единовластие), республика(дела народа), гибридная форма правления.

Монархия:

  1. Монархия абсолютная.

  2. Монархия ограниченная.

  3. Монархия сословно-представительная.

  4. Монархия конституционная.

Республика:

  1. Республика парламентская.

  2. Республика президентская.

  3. Республика смешанная.

  4. Республика супер президентская.

  1. Государственное устройство. Формы государственного устройства:

  1. Унитарное(единство) – при такой форме государственного устройства существующая административно территориальные единицы: районы, области не имеют статуса государственного образования. Высшее органы власти едины, правовая система единая, действует единая конституция.

  2. Федерация(союз, объединение) – при такой форме объединения, части государства являются государственными образованиями, которые обладают определенными политическими правами, но в рамках своих территорий.

  3. Конфедерация(союз, объединение) – самая редкая из форм управления. В конфедерацию объединяются суверенные государства для достижения совершенно конкретных целей. В этом объединении полностью сохраняют свой суверенитет, но часть своих властных полномочий передают совместным органам власти. Например для достижения внешнеполитических целей.

На первобытной стадии развития общества уже сформировались первые формы института власти и обще-обязательные формы поведения. Государственных институтов еще не существовало. Нормы поведения или социальные нормы в этот период имеют форму и характер обычаев, традиций, обрядов и табу.

Теория происхождения государства(нет единого мнения о их возникновении). Наиболее древними государствами являются государства древнего востока, т.е территория современных государств: Ирак, Египет, Индия, Китай. Именно на основании анализа материала добываемого там и формируются теории и создании государства:

1. Теологическая теория – государство есть ни что иное как проявление божьей воли.

2. Патриархальная теория – государство есть результат исторического разрастания патриархальной семьи.

3. Теория общественного договора – согласно ей сами люди договорились между собой соединится в государственный союз, создать власть и подчиняться ей.

4. Теория насилия – Одни племена завоевывают другие и для господства над ними образуют государства.

5. Материалистическая теория(Марксистская) – согласно которой государство, есть результат раскола общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами.

Государство возникает, с точки зрения Марксизма:

    1. Совершенствование орудий труда. Научились обрабатывать камень, кость, бронзу, железо.

    2. Переход от присваивающей экономики к производящей. (Неолитическая революция).

    3. Возрастает производительность труда. Появляется избыток продуктов, в следствии чего появляется частная собственность. Появляется имущественное неравенство.

    4. Социально-классовое расслоение общества.

    5. Формирование органов управления.

    6. Как результат появляется государство или аппарат подавления одного государства другим.

26.09.2013

Тема на IIсеминар: Государственный строй Великого княжества Литовского в составе Речи Пасполитой.

Требования:

I. Текст должен быть адоптирован с учетом уровня подготовки.

II. Текст должен быть интересен аудитории.

План:

Государственный строй Великого княжества Литовского в составе Речи Пасполитой.

  1. Государственное правовое положение ВКЛ в составе Речи Пасполитой

  2. Соймы Речи Пасполитой двух народов

  3. Магнатские междоусобицы. Конфедерации.

  4. Разделы Речи Пасполитой.

Зачет автоматический:

  1. Производственная дисциплина – посещаемость.

  2. Наличие выступлений и конспекта.

  3. Ответ на семинаре должен получить положительную оценку.

Лекция №2 30.09.2013

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У СЛАВЯН. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО (IX-XIвв).

План:

  1. Возникновение государственности у славян.

  2. Общественный строй Киевской Руси.

  3. Социальный состав населения.

  4. Государственный строй Киевской Руси.

1. Возникновение государственности у славян.

XII-XIIIвв. Форма отношений у славян – Военная демократия. Признаки:

  1. Участие всех мужчин, которые могли держать оружие в руках, племенного союза в решение важнейших общественных проблем.

  2. Общественная роль народного собрания, как высшего органа власти.

  3. Всеобщее вооружение населения. (Народное ополчение).

При военной демократии правящий слой формируется из родоплеменной аристократии, к ней относятся: Вожди, жрецы и старейшины. Кроме того в нее входят члены общины которые разбогатели на эксплуатация как рабов, так и своих соседей.

Совпадает этот период с разложением родоплеменных отношений, на смену им приходят отношения обусловленные территориальными, политическими и военными связями.

К XIIIв на территории населенной восточными славянами уже существует 14 племенных союзов, которые возникли в первую очередь, как военные объединения. К их числу относятся: Поляне, Древляне, Кривичи, Родимичи и др.

В качестве главной военной силой таких союзов и одновременно правящей социальной группы, выступает князья и их дружины. Племенные союзы в свою очередь объединяются для достижения военно-политических целей в более крупное формирование под названием «Союзы союзов», центром одного из таких союзов стал – Киев. Кроме него, объединившего южную группу славянских племен и имел название Уява, существовали следующие союзы-союзов – Славия (объединил северную группу восточто славянских племен, центр – Новгород), еще одним был – Артания (объединил юго-восточную группу славянских времен, центр где-то в районе города – Рязань).

IXв союзы союзов объединяются и сливаются в единый территориальный союз, известный под названием – Русская Земля или Русь. Центром этого объединения становится Киев, как наиболее развитый в экономическом плане и занимающей самую важную геополитическую позицию. Правящей династией становится полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

В 882г нашей эры. Два крупнейших политических центра древних славян с центром в Киеве и с центром в Новгороде, объединяются путем поглощения Новгорода Киевом. После чего Олег решает перенести центр управления в Киев. Таким образом с 882г идет отсчет государственности у восточных славян.

В период с конца IX-XIвв правящая в Киеве династия Рюриковичей, включает в состав других восточнославянских племен, таких как: Древляне, Северяне, Радимичи, Уличи, Тиверцы и Вятичи. В центре нового государственного образования – Поляне. Древнерусское государство таким образом становится своеобразной федерацией племен. По своей форме – это раннефеодальная монархия.

В начале XIIв постепенно наступает период феодальной раздробленности. Постепенность заключается в территориальных пределах Киевской Руси, образуются достаточно устойчивые княжества или полу государства. Есть династия, аппарат власти, но дань все еще платится Киевом. К таким княжествам относились: Киевская, Черниговская, Перееславская и Полоцкая земли.

Особенности этого периода заключается в формировании славянской государственности, а именно «варяжский элемент». Но на сей момент ведется речь о том, какой же вклад внесли варяги, на заключительном этапе формирования. Всего к середине XIIв в его составе насчитывается более 20 народов и племен.

  1. Общественный строй Киевской Руси.

В период Киевской Руси все определяет феодальной способ производства, который основан на:

I. Формирование феодальной собственности на землю.

II. Складывание двух основных классов в обществе (Феодалы и зависимые от феодалов крестьяне).

  1. Князь – самый крупный феодал.

  2. Бояре – феодальная аристократия. Выделяются за счет количества земли, пожалованной Князем за службу.

С принятием христианства с 988г, класс феодалов расширяется за счет духовных феодалов, а именно церкви. Отличием служителей церкви, как феодалов – духовность, а именно отсутствие права на землю, переданной князем в использование или другими словами коллективное землевладение.

Нижним слоем феодалов были представители младшей княжеской дружины и слуги. Слуга или лично свободный человек, который выступает помощником феодала. Очень редко в качестве слуг использовали холопов.

Главное право и привилегия феодалов, является право на владение землей и эксплуатацию крестьян. Это право, а так же жизнь и здоровье феодала защищает созданное государство. На практике данная защита осуществлялась через систему дифференцируемых штрафов.

В эксплуатируемом население (смердам или крестьян) было характерно община или вервь. Характерным было отсутствие родовых связей и связаны они были территорией или соседством. Все члены верви связаны между собой круговой порукой (один отвечает за всех, все отвечают за одного). Кроме круговой поруки для верви характерна система взаимопомощи. Крестьяне еще не закрепощены и являются лично свободными (в данном случае это означает право на покидание земли феодалов).

Кроме свободных крестьян в Xв есть зависимые крестьяне. Типичным представителем такого класса является – закуп или крестьянин взявший в долг у феодала (взял «Купу»). После выплаты долга, крестьянин снова переходит в постоянный статус «Смерда». В случае попытки сбежать – закуп превращается в холопа.

Холоп – не свободная категория населения. Мужчины именовались – челядью. Женщины – рабой. Характеризовались отсутствием личного имущества и социальных прав.

Жители городов или купцы и ремесленники. Характерной особенностью было увеличение городского населения. IX-Xвв известно не менее 25 городов, вXIв более 60 городов, вXIIв более 300.

  1. Государственный строй Киевской Руси.

Киевская Русь – являлась раннефеодальной монархией. Т.к во главе стоял – Великий киевский Князь. В своей деятельности Великий Князь опирается на дружину и совет старейшин. Ему помогают управлять территориями наместники (которые назначаются в города) и Волостели – представители Великого Князя в сельской местности.

Великий Князь определялся методом старшинства, а именно старшим князем был старший сын в роду Рюриковичей. В своем распоряжении он всегда имел в управлении земли Киевской Руси. Второй по старшинству всегда имел удел с центром в Чернигове. Третий по старшинству всегда имел удел с центром в Переяславле. После смерти Великого Князя на его место приходит следующий по старшинству сын. Такой порядок получил название – «лестничное восхождение».

Отношения между Великим киевским Князем и остальными Князьями были договорными, а именно сюзерено-вассальные. Вассальными были все младшие Князья. Все они были обязаны признать власть Великого Князя. Признание выступает следующим видом – выплата дани в пользу Киева.

Местные Князья, а так же и феодалы проживающие в этих землях стремятся к отделению от Киева (со временем). Данная тенденция нашла свое проявление в возникновении нового органа власти (XI-XIIв), а именно «Сейма» или «феодального съезда». Ранее в землях зависящих от Киева все решил Великий Князь. Феодальных съездов за всю историю была два и они были посвящены решению вопросов наследования власти.

В XI-XIIвв начинают заключаться между княжеские договора. Теперь уже не слепое подчинение Киеву, а создание коалиций с равными правами. Местное управление землями осуществляется доверенными лицами Князя, чаще всего сыновьями.

Управление местное опиралось на военные гарнизоны. В этих военных гарнизонах функцию руководства осуществляли: тысяцкие, сотники и десятники или десятичная система управления. Система функционировала за счет сборов с местного населения – эта система получила название «кормление».

Крестьянство управлялось с помощью самоуправления. Т.к крестьяне были организованы территориально. К власти в верви выбирали коллективом или старейшину, который исполнял волю Князя. В компетенцию верви входят:

    1. Перераспределение земельных наделов.

    2. Полицейский надзор.

    3. Налогово-финансовые вопросы.

    4. Расследование преступлений.

    5. Решение судебных споров.

    6. Исполнение наказаний.

Постепенно стала прослеживаться тенденция по усилению контроля государства над вервью. С течением времени кроме старосты у власти появляется княжеский приказчик. В дальнейшем старост заменяют уполномоченные, назначенные князем – «дворственные». И в итоге появляется специальный управитель вервью, а именно – «указчик-посельский».

Важную роль как государственную так и политическую в раннефеодальной монархии играла народное собрание – «Вече», но его функционировании хорошо изучено на примере Новгородских земель. Наличие «Вече» в Киеве до сих пор не известно. Роль «Вече» уменьшается со временем. Таким образом Великий Князь содействует данному происшествию. Уменьшается она методом убора крестьян от обсуждения и решением этих вопросов людьми Князя.

Компетенция «Вече»:

  1. Вопросы налогообложения.

  2. Оборона города.

  3. Организация военных походов.

  4. Избрание князя (характерно для Новгорода).

03.10.2013 Семинар №2

1. Концепция происхождения Белоруской государственности.

Возникновение первых образований на территории Беларуси, связано с последним великим переселением народов, когда под ударами кочевых племен славяне начали свое передвижение. В V-VIIначалась колонизация земель, первыми проживающими на нашей территории стали балты.

2. Предпосылки организации ВКЛ.

Новогрудок – первая столица Великого княжества Литовского. Безопасность земель Новгородского княжества была на высоте, в связи с этим она быстро расширилась по числу населения.

В 1235 году впервые упоминается о Литве Миндовгу. Который объединил под своей властью всю Литву и Беларусь. Существует ряд причин организации ВКЛ:

I. Экономические причины.

II. Закрепление феодальных порядков.

III. Внутриполитические причины.

IV.Внешнеполитические причины.

V. Отставание Литовцев от славян.

3. Реформы Жигимонда II Августа.

В конце XVвека рада берет под свой контроль власть Князя.

В середине XVIправительство Жигимонда Августа провело аграрную реформу. Все земли изменились на волок и следом был введен валочной помер. Крестьянки панских имений стали делится на похожих и не похожих. Крестьяне потеряли право перехода и закрепостились под юрисдикцией своих господ.

XII-XIVВЕКА.

ПЛАН:

  1. Причина распада Древней Руси.

  2. Владимирско-Суздальское княжество.

  3. Новгородская феодальная республика.

  4. Галицко-Волынское княжество.

  1. Причина распада Древней Руси.

I. КXIIвеку местные князья и их боярство ощущают себя настолько мощными, что могут обходится без киевского князя. В вопросах:

  1. Борьба с соседями.

  2. Подавление выступлений крестьян.

II.Территория Древне Русского государства кXIIвеку становится настолько обширной, что великий князь не всегда успевал оказать помощь своим вассалам, в следствии чего князь им уже был не нужен.

III. КXIIвеку сложилась система натурального хозяйства, которая благодаря усовершенствованию орудий труда имела такую производительность, что позволяла крестьянам обеспечивать себя всем необходимым. Теперь князья и боярам на местах не надо рисковать жизнью на завоевательных походах.

  1. Представители феодальной верхушки превратились из военной элиты в землевладельцев. В связи с чем они решают не подчиняться Киевскому князю.

  2. Внешнеполитический фактор, с одной стороны вторжение татаро-монгол, с другой уменьшение торгового пути «Из варяг в греки» вокруг которого ранее объединялись народы. Смысл был в нем, только тогда когда его можно было контролировать. И пока могли это делать великие киевские князья. Из-за нападения кочевников он теряет свой смысл.

  3. Возникновение и развитие системы иммунитетов (привилегии освобождавшие боярские вотчины от княжеского вмешательства в управление и суд). Таким образом крупные феодалы становятся полновластными хозяевами в своих землях и следовательно зависимость от великого князя у них минимальная. Стремясь уменьшить ее еще больше, боярство добивается права свободного отъезда на службу к князьям.

  4. Утрата в XIIIвеке Киевом значения славянского государственного центра. Окончательная утрата происходит после татаро-монгольского нашествия. Когда Батый захватывает Киев, но еще раньше из под власти Киева выходит ряд других княжеств.

Таким образом на землях Киева возникает конгломерат бывших государств, а именно: Ростово-Суздальская, Полоцкое, Туровская, Минская, Новгородская и др.

  1. Владимирско-Суздальское княжество.

Расположено на северо-востоке Руси. Именно это княжество станнит центром объединения русских земель, именно на его территории находится город Москва. В период феодальной раздробленности выступает в качестве конкурента Киева. Эта тенденция начинается с первых князей Владимирско-Суздальской земли, к коим относится Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. Причинами их возвышения стали:

  1. Именно они отказываются платить дань Киеву.Поскольку земель у них достаточно, они из этого «фонда земель» выделяют феодалам поддерживающих их землю. Это позволяет им создать социальную опору своей власти.

  2. Возвышению этих земель способствовало, то что Андрей Боголюбский в коалиции с другими князьями берет Киев, но в нем не остается, а оставляет наместником в Киеве своего брата, сам же возвращается обратно. После победы он взял только одну вещь из Киева – титул Великого Князя. Наличие титула позволило ему занять центральное положение по сравнению с другими князьями, а значит его княжество стало главным.

  3. Причиной возвышения стала переманивание его князьями в 1299 году патриарха православной церкви, что и стало окончательным упадком Киева.

  4. Мудрая политика Андрея Боголюбского стала мудрая внутренняя политика. Он создает крупному боярству противовес в виде дворянства. Дворяне – это мелкие феодалы («дети боярские»). Если у боярина землевладение в виде вотчины, то дворяне получают землю за службу Великому Князю, они полностью находится в зависимости от его милости. Будешь служить – будет земля, не будешь – ничего не будет.

Таким образом Андрей Боголюбский создает противовес амбициям боярства.

Социальной опорой князей выступает и городское население, в первую очередь – купцы и ремесленники. Князья проводят внутреннюю и внешнюю политику так же и в интересах городского населения, а именно князья направляют свои силы на контроль над имеющимися торговыми путями, а так же прокладки новых путей.

Политическая система Владимиро-Суздальского княжествахарактеризуется:

  1. Исследователями как раннефеодальная монархия с сильно развитой великокняжеской властью. В летописях тот же Андрей Боголюбский характеризуется, как «самовластец», употребляться это выражение стало после победы над Ростовскими боярами.

  2. При князе существует совет в который входят наместники из числа дружинников и представители духовных феодалов.

  3. Существует и аппарат управления, который контролируется князем, а именно только он может назначать на какие либо должности.

Таким образом в период феодальной раздробленности, сложилась система аналогичная и другим государствам, а именно у власти Князь, еще не утратила полностью свое значение вече.

  1. Новгородская феодальная республика.

Весьма своеобразная территория с весьма своеобразным развитием государственности. Более нигде не было такого развития государственности. Оно обусловлена огромными территориями и не возможностью их воспользоваться. Отсюда на ряду с сельским хозяйством очень высокое значение получают промыслы.

  1. Возникло солеварение.

  2. Широкую популярность получила охота и рыболовство.

  3. Добыча железной руды.

Власть в Новгородских землях принадлежала старой племенной знати. А например в Киеве власть принадлежала потомкам племенных вождей. Согласно повести временных лет варяги впервые приходят в Новгород и устанавливают свои порядки, после чего они завоевывают Киев и туда переходит вся власть. Новгородские земли теперь управляются из Киева. Тем не менее полностью навязать эту систему управления не удалось, тут было своеобразие Новгородских земель:

  1. В Новгородских землях нет земель Княжеских.

  2. Именно в Новгороде находится центр торговли с западной Европой.

  3. В Новгородских землях большие владения церкви. Уже во времена Ярослава Мудрого начинается отделение Новгорода от Киева, оно выражается в том, что он отказывается выплачивать дань в пользу Киева.

  4. Новгородцы добиваются права самостоятельно выбирать наместники и архиепископа, ранее он назначался из Киева.

studfiles.net

1. Образование государства у восточных славян

12

Процессы классообразования у славян проходили на фоне фор­мирования племенных союзов, распада большой семьи и перераста­ния родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Восто­ком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII—VIII вв., можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооруже­ние населения (народное ополчение). Это — равенство всех членов общества.

Правящий класс формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и из общинни­ков, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие сосед­ской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись тер­риториальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Орга­низация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, киевский и новгородский, объединились под властью Киева, образо­вав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. в это государство вливаются территории других славянских племен: древ­лян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерус­ское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань, «полюдье») ус­тупают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми основаниями для владения землей становятся: пожало­вание, наследование, купля. В начальный период существенное зна­чение имел захват пустующих и ненаселенных земель.

Совершая военные походы, князь с дружиной захватывают плен­ных и превращают их в рабов (холопов). Однако рабский труд у славян (как и у германцев) не стал основной формой эксплуатации, экономические, климатические, географические и другие условия не способствовали этому. Рабы выполняли вспомогательные хозяй­ственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общин­ники.

2. Государственный строй Киевской Руси

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старей­шин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли при­нуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI—XII вв.) вызывает появление и нового органа власти — «снема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководи­мые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, кото­рая зародилась в недрах дружинной организации, а затем преврати­лась в военно-административную систему. Ресурсы для своего суще­ствования местные органы управления получали через систему кор­млений (сборы с местного населения).

В раннефеодальной монархии важную государственную и поли­тическую функцию выполняет народное собрание (вече). Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализо­ванные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кан­дидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские» (старейшины).

Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселе­ний (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь). В ее компетенцию входили земель­ные переделы (перераспределение земельных наделов), полицей­ский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложени­ем податями и их распределением, решением судебных споров, рас­следование преступлений и исполнение наказаний.

Становление княжеской администрации проходило на фоне пер­вых административных и правовых реформ. В X в. княгиней Ольгой была проведена «налоговая» реформа: были установлены пункты (погосты) и сроки для сбора дани, ее размеры (уроки) были также регламентированы. В начале XI в. князем Владимиром установлена «десятина», т.е. налог в пользу церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий ка­бально-долговые и заемные отношения.

Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве государственной религии. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приход­ское). Организационными центрами стали епархии, приходы и мо­настыри. Церковь получила право на приобретение земель, населен­ных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о пре­ступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы).

Древнейшим источником права является обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

Наиболее ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относя­щиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовно­му праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся, по видимому, сводом устных норм обычного права.

К числу древнейших источников права относятся также церков­ные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимиро­вича (X—XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

studfiles.net

4. Возникновение государственности у восточных славян

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада боль­шой семьи и перерастания родовой общины в сель­скую (соседскую). Известную роль в ходе образования госу­дарства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений славян в VII—VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль на­родного собрания как высшего органа власти; всеобщее во­оружение населения (народное ополчение).

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общи­ны, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Нали­чие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Потоки расселения: обогнули Карпаты и вышли на Днепр; с юга Балтики к Ладоге.

Военная демократия.

Община влияла сильно.

Племенные союзы – думбы. 8в – города.

Образование государственности у восточных славян со­впало (и было обусловлено) с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территори­альными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было об­разовано 14 племенных союзов, возникших как военные объ­единения. Организация и сохранение этих образований тре­бовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В каче­стве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объеди­няются в еще более крупные формирования — «союзы со­юзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упо­минаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где прави­ла полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

6. Образование Древнерусского государства

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманской теорией.

.. Это древнейший летописный свод «Повесть временных лет». Летопись дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в ней об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные — варягам, что последние однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик — в Новгороде, Трувор — в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус — в Белоозере.

Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.возражения. Во-первых, фактический материал, приводимый в «Повести временных лет», не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян уществовала еще до варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.

.. Тем не менее летописное упоминание было взято на вооружение еще в XVIII в. определенной группой историков, разработавших варяжскую версию образования Русского государства. В это время в Российской Академии наук работала группа немецких историков, которые истолковали летописное предание в определенном смысле. Так родилась пресловутая норманнская теория происхождения Древнерусского государства.Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых русских ученых, среди которых был и М. В. Ломоносов. С тех пор все историки, занимающиеся Древней Русью, разделились на два лагеря — норманистов и антинорманистов.

Главным опровержением норманской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому даже позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.. Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Впрочем, некоторые авторы, начиная с М. В. Ломоносова, сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких- либо славянских племен. Зато момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две эти важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, созда

в громадное по тем временам государство.

В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов — русских (великороссов), украинцев и белорусов. .

Норманнизм и антинорманнизм.

Норманнисты считают, что гос-стью Русь обязана исключительно Рюрику. Антинорманнисты считают, что варяги дали Руси только правящую династию. Предпосылки же гос-сти на Руси складывались под воздействием объективных причин в течение предшествовавшего призванию Рюрика времени. Одним из первых норманнистов был приглашенный в Российскую академию наук в XVIIIв. немецкий ученый Байер. Поддержал Байера и его коллега Миллер. Байера и Миллера раскритиковал М.В. Ломоносов (первый антинорманнист). Споры между норманнистами и антинорманнистами в XVIIIв. приобрели политический оттенок, причем гос-во поддержало, естественно, позицию М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов пошел дальше и даже стал отрицать скандинавское происхождение варягов. Однако на рубеже XVIII-XIXвв. норманнистов поддержали Шлецер и даже Карамзин. К XIXв. утвердилась компромиссная версия: признание скандинавского происхождения Рюрика, а также наличия предпосылок гос-сти в самой Руси до Рюрика. "Антинаучная" норманнская теория б

ыла "разоблачена" в 30-е гг. XXв., а в 90-е гг. XXв. (по теории маятника) уже антинорманнскую теорию чуть было не объявили "антинаучной" и "коммунистической" Во всяком случае, сейчас споры между норманнистами и антинорманнистами возобновились.

studfiles.net

Политический строй славян. Любор Нидерле. Славянские древности. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

   Основу политического строя древних славян составляли отдельные роды и племена. Род жил возле рода, возможно, и племя возле племени, и каждый род и племя жили по своим обычаям, сложившимся на основании вековых традиций. «Имяху бо обычаи свои, и законъ отецъ своих и преданья, кождо свой нравъ», – так характеризовал это положение древнейший русский летописец38. Другие древние известия также характеризуют политическое устройство славян как конгломерат мелких племенных единиц, не имевших единого правителя, единой власти и твердой связи между собой. Об этом свидетельствует Прокопий, говоря, что «έν δημοκρατίςκέκ παλαιού βιοτεύουσι και διά τούτο αύτοίς των πραγμάτων τά τε ξύμφορα και τά δύσκολα ές κοινόν άγεται»39; об этом же, очевидно, свидетельствуют и упоминания Маврикия: «εθνη των Σκλάβων και Άντών είσι και ελεύθερα μηδαμώς δουλοΰσθαι ή άρχεσθαι πειθόμενα» и далее еще: «άναρχα δε καιμισάλληλα δντα…πολλών δε δντων ρηγών και άσυμφώνως έχόντων πρός άλληλους»40.   Все эти сообщения означают одно: в древнейшие времена, пока славяне обитали к северу за Дунаем, они не образовывали больших монархий, а племя возле племени, род возле рода жили самостоятельно. Экономическими, правовыми, религиозными и политическими единицами были кланы и племена, а кое-где, вероятно, и еще меньшие объединения. Это следует понимать под «έν δημοκρατία βιο τεύουσι» Прокопия и «εθνη άναρχα δντα» Маврикия. И еще в   XI веке на такое же положение у восточных славян указывает нам автор древнейшей части Киевской летописи41, а в отношении Балкан о нем говорит Константин Багрянородный, указывающий, что еще в IX веке хорваты и сербы не имели никакого другого правителя, кроме своих старейшин, называвшихся жупанами42. С этим племенным строем связано также постепенное и медленное распространение славян, не носившее характера больших завоеваний и внезапной оккупации, которые лишь отчасти имели место на Балканском полуострове.   Правда, попытки образовать более крупные объединения под властью одного начальника делались задолго до IX века. Таким объединением был возникший еще до VI века Антский союз племен, таким был и союз, образовавшийся в VII веке в Чехии и соседней Сербии43. Однако эти объединения не были долговечны, и древнее славянское несогласие, на которое указывает Маврикий и Киевская летопись44, долго препятствовало объединению славян в более крупные общности и племенные союзы.   Объединение славянских племен и образование новых более крупных политических союзов, настоящих славянских государств, наступает, как мы видим, лишь в течение IX и X веков. Мы видим, как в IX и X веках в результате объединения мелких племен Полабья, Поморавья и Повисленья возникают моравское, затем чешское и польское государства, как в то же время на юге образуются хорватское, болгарское, а на востоке – русское государства. Своими корнями позднейшие государства балтийских славян также уходят в этот период, и хотя эти государства образовывались по чужеземному, германскому или тюрко-татар-скому, образцу, а создателями их отчасти были германцы или тюрко-татары, главное, однако, заключалось в том, что, во-первых, произошло образование славянских государств, поглотивших вскоре неславянские элементы, и, во-вторых, эти государства (исключая северо-запад) удержались в руках славянских князей. Таким образом, только в IX и X веках, в основном под влиянием внешних факторов, наступил поворот от старого племенного устройства к устройству государственному45. В основе его лежал упадок задружной системы и сосредоточение власти в руках отдельных лиц.   Как при родовой организации общества, так и в период княжеской власти у славян существовали какие-то собрания, осуществлявшие руководство делами племени и, в частности, решавшие вопросы о важнейших предприятиях, прежде всего военных. Эти собрания, называвшиеся вече, wiece, сънъмъш, сохранились и там, где над целым племенем или союзом племен устанавливалась власть одного правителя, уже в IX веке называвшегося князем, то есть термином, образованным от готского kuniggs, верхненемецк. chuning, праславянск. ktnęgb, kbnędzba. В неславянских источниках начиная с VI века он называется αρχών, ήγεμών, princeps, dux, regulus, subregulus, великий князь, затем rex, rex superbus48. Хотя характер таких собраний, носивших иногда более аристократический, иногда более демократический характер и составлявшихся из начальников родов и племен и, несомненно, из членов княжеских дружин, нам не вполне ясен, все же мы видим, что кое-где они первоначально довольно существенно ограничивали княжескую власть49. Лучше всего они известны нам по свидетельствам о балтийских славянах, у которых вече довольно часто активно выступало при принятии решений о войне, при запросах немецкого короля, довольны ли они князем, и даже при низложении и выборах нового князя50.   В остальном основные черты политического строя славян в конце X века, когда мы повсюду видим установившуюся уже в большей или меньшей степени власть князя, выглядели, вероятно, следующим образом51: основной наименьшей административной единицей оставалась территория рода. Она складывалась из одного или нескольких селищ и городища, являвшегося центром всей общественной жизни. Во главе каждого рода стоял начальник, который совместно со старейшими членами рода управлял имуществом и вообще всеми делами рода, а в случае войны был естественным предводителем выделявшейся родом группы воинов. Как он назывался, мы не знаем, но обычно мы его называем староста, старейшина (перевод с лат. senior), синонимом которых иногда выступает термин жупан52.   Эти наименьшие единицы из соображений кровного родства, а также по экономическим и политическим соображениям объединялись в большие союзы, название которых нам неизвестно. Нам известно лишь, что у балтийских и подунайских славян в X веке они назывались жупами53, однако более чем вероятно, что подобные жупы были и у чехов, и у северных сербов, где термин жупан, как указывает упомянутая выше грамота маркграфа Мейссенского Оттона, удержался до XII века. Начальники, жупаны, очевидно, были представителями наиболее выдающихся родов в жупе.   Естественно, что и жупы объединялись в более крупные племенные единицы, образовывавшие высшую ступень государственной организации. Объединения нескольких племен, вызывавшиеся необходимостью организации защиты (от нападения сильного врага) или сильными монархическими стремлениями, мы часто встречаем уже в X и   XI веках. Однако с подобным союзом племен мы встречались уже в VI веке – им была антская держава.   В различных, как больших, так и самых маленьких, объединениях мы всюду встречаем три слоя населения, о которых мы уже говорили выше, на с. 423. Это рабы, свободные члены общины и знатные люди, из которых позднее сложился класс славянского дворянства. Первоначально в политической жизни участвовали, разумеется, только второй и третий классы; однако позднее власть – и чем дальше, тем больше – переходила в руки третьего класса, в то время как класс свободных, первоначально представлявший собою ядро племенной организации, приходил в упадок, сливаясь, видимо, в силу экономических причин, с классом рабов. Уже в X веке наряду с десятиной этот класс нес и ряд других повинностей по отношению к княжеской власти, какими являлись, в частности, строительство дорог, мостов, укреплений, прорубка лесных просек, несение сторожевой службы и пр.

38 Лаврентьевская летопись (ПВЛ, 1.14). 39 Ргосор., В. G., 111.14. 40 Maurik., XI.5. Ср. также «Тактику» (XVIII) Льва Диакона. 41 Лаврентьевская летопись («Поляне живяху кождо съ своимъ родомъ» (ПВЛ, 1.12). 42 Const. Porph., De adm. imp., 29 и Vita Basilii, 52: «αρχοντας δέ ως φασι ταΰτα τα εθνη μη εχει πλήν ζουπάνους γέροντας καθώς καί αί λοιπαί Σκλαβίνιαι εχουσι τύπον». Ibrahim ibn JaTdib (ed. Westberg, 56) также сообщает о поморских славянах, что у них нет короля, что они не подчиняются одному человеку, а правят ими старейшие мужи. 43 В Чехии это было государство франка Само (623–658/9). 44 Лаврентьевская летопись под 862 годом (ПВЛ, 1.18–19). 45 См. К. Kadlec, Enc. polska, I, с. 31–40. 46 Срезневский, Материалы, 1.499; III.780 (вгъче, вгьще). 47 Miklosich, Etym. Wort., 155; Berneker, Etym. Wort., 1.663. Славянский титул князь впервые появляется в 828 г. у бодричей в Annales S. Canuti (chnese), затем у Хордадбе (knah). См. Гаркави, указ. соч., 48. Каков был первоначальный славянский термин для обозначения князя, нам неизвестно. Однако, слова владыка или вельможа, соотв. греч. δεσπότης появляются уже в древнейших славянских текстах (см. Ягич, Entstehungsgeschichte der Kirchenslawischen Sprache, 330, 397; Соболевский, Материалы, 11, 57, 82, 97 и Срезневский, Материалы… I, col. 240, 267. 48 «Slov. star.», II, 371–372; III, 105–106. 49 Kadlec, Enc. poi., 66, 70, 83, 84. 50 См. Ann. Francorum ad 823, 826. 51 K. Kadlec, I, с. 66 и сл. 52 См. в грамоте Оттона, маркграфа Мейссенского, от 1181 года слова: «Seniores villarum quos lingua sua supanos vocant» (Kadlec, I, c. 67) и у Константина Багрянородного, I. с. «ζουπάνοι γέροντες». 53 Const. Porph., De adm. imp., 30 («ζουπανίαι»), 29, 32 («ζουπάνοι»). Далее см. «jopan Physso» в грамоте монастыря Тассила в Кремсе от 777 г. («Slov. star., 11.351). Вопрос о происхождении жуп вызвал много споров, особенно с того времени, когда Я. Пейскер высказал мнение, что жупа – это определенный район пастбищ, находившийся под властью аварского начальника, называвшегося корап, откуда и возник термин жупан. Я лично считаю, что наименование жупан является словом тюрко татарского происхождения. Подробности см. у Брюкнера, Encyklopedya polska, I. с, 2, с. 204.

historylib.org

Формирование государства у славян

Формирование государства у славян

Формирование государства у славян шло двумя основными путями:

1) ВВеликой Моравии, на Руси, в Польше и Чехии - через подчинение одному союзуплеменных княжеств других союзов;2) в Сербии, Хорватии, Словении - в преде-лах одного союза племенных княжеств. Особым путем формировалось Болгарскоегосударство. Здесь произошло объединение славянского союза племенных кня-жеств с иноэтнической общностью - протобалгарами. За исключением территории к югу от Дуная, отнятых славянами у Визан-тийской империи, славянские государства возникли в областях, не входивших взону античной цивилизации, и феодальные отношения у них в отличие от Запад-ной Европы складывались "бессинтезным", а потому замедленным путем. Государство восточных славян, получившее название "Русь", возникло вIX-X вв. Вначале, в IX в. сформировались два протогосударственных объедине-ния. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим - объединениесловен, части кривичей и финоязычных племен на севере, в районе озера Иль-мень. В средине IX века (по летописи в 862г.) в него был приглашен на кня-жение Рюрик. Переемник Рюрика Олег в конце IX века захватил Киев и объеди-нил два важнейших центра восточных славян. Согласно летописи, в 882 годуОлег сумел выманить из Киева и убить Аскольда и Дира - варягов, освободив-ших полян от дани хазарам и княживших в этом городе. Затем Олег подчинилдревлян, северян и радмичей. Он правил в Киеве 33 года. Переемником Олегастал Игорь. В 945 году при сборе дополнительной дани с древлян Игорь былубит. Его вдова, княгиня Ольга, жестоко отплатила древлянам, разорив ихземлю и истребив их знать. Сын Ольги и Игоря - князь Святослав уделял маловремени внутренним делам государства и прославился своими походами. После гибели Святослава возникла междоусобица. В ходе борьбы за2власть два его старших сына Ярополк и Олег погибли. Победителем стал млад-ший сын Святослава - Владимир. Он правил с 980 по 1050 год. Именно в этотпериод завершилось формирование древнерусской государственности. В IX-X веке киевские князья постепенно подчиняли восточнославянскиесоюзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла дружина киев-ских князей. Некоторые из союзов были подчинены в 2 этапа. На первом этапе онилишь выплачивали дань, сохраняя внутреннюю "автономию". Дань собиралась пу-тем полюдья - объезда киевскими дружинами территории подчиненного союза. Навтором этапе союзы племенных княжеств подчинялись непосредственно. Мест-ное княжение ликвидировалось и представитель киевской династии назначался вкачестве князя-наместника. Земли древлян, дреговичей, радмичей и кривичей были подчинены в IXв. Земли древлян были подчинены к середине X века. Вятичи больше всех боро-лись за свою самостоятельность. Они были подчинены лишь ко второй половинеX века, а непосредственно спустя примерно столетие. Волыняне и хорваты былисразу же подчинены Киеву в конце X века. Формирование территориальной структуры государства Русь завершилосьв конце X века к этому времени была ликвидирована "автономия" всех восточ-нославянских союзов племенных княжеств (кроме вятичей). Изменилась и формавзымания дани. Теперь не было необходимости в полюдьи. Дань собиралась на-местниками киевского князя. Две трети дани отправлялось в Киев, остальноераспределялось между дружиной князя-наместника. Территории, управляемыекнязьями-вассалами получили название волость. Структура государства оформилась при князе Владимире. Он посадил накняжение в девяти крупнейших городах Руси своих сыновей: в Новгороде - Вы-шеслава, позже Ярослава; в Полоцке - Изяслава; в Турове - Святополка; наземле древлян - Святослава; в Ростове - Ярослава, позже Бориса; в Муроме -Глеба; в Тмутаркани - Мситислава. Сразу же после того как Владимир, устра-нив своего брата Ярополка, овладел в 980 году киевским престолом ставитвопрос о разрыве со старой религией, о принятии моноистической религии. Существовало несколько вариантов выбора такой религии: православие,католицизм, мусульманство, иудаизм. Выбор был сделан в сторону православиячастично известного на Руси: княгиня Ольга и часть русской знати были ужекрещены. Сам акт принятия христианства Владимиром связан с политическими вза-имоотношениями с Византией. В 988 году Императоры Василий и Константин об-ратились к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, за-хватившего часть империи. За это Владимир потребовал выдать за него Анну.Соглашение было достигнуто, и шеститысячный русский отряд принял участие вразгроме войск мятежника. Однако Василий и Константин нарушили своесоглашение. Тогда Владимир захватил центр крымских владений Византии - Кор-сунь и тем самым принудил императоров выдать Анну. Только после этого Вла-димир начал крещение. Вернувшись в Киев, он устроил массовое крещение жите-лей города. Новая религия стала распространяться по всей Руси. Принятие христианства не только оказало глубокое влияние на внутрен-нюю жизнь государства, но и способствовало быстрому укреплению его междуна-родных связей.

mirznanii.com