3. Философия Древней Индии Этапы и источники древнеиндийской философии. 3 философия древней индии
3. Философия Древней Индии и Китая.
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Важнейшей специфической чертой древнеиндийской философии является ее неразрывная связь с религией. Здесь философские системы выступали то как органический элемент религиозных учений, то как учение, резко критикующее ту или иную религию. Не случайно одним из первых источников информации о жизни древнеиндийского общества, о степени познания окружающего мира является т.н. ВЕДИЧЕСКАЯ (от санскр, веда, букв. - знание, ведение от вид - знать) ЛИТЕРАТУРА. Речь идет об обширном наборе текстов индусской культуры, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500-600 лет до н.э.).
Веды - ценный источник древнеиндийского умозрения. Традиционно их делят на определенные группы текстов:
Древнейшая часть Вед - четыре Веды: "Ригведа" (гимны), "Яджурведа" (жертвенные формулы), "Самоведа" (напевы), "Атхарвоведа" (заклинания).
Брахманы - руководства ведического ритуала, толкование их сокровенного смысла, прежде всего - жертвоприношений.
Араньяки - тексты спекулятивного характера, предназначенные для отшельников.
Заключительный этап ведийского периода (веданта, т.е. конец Вед) составляют Упанишады (от санскр, упанишад, букв. - сидение около, т.е. вокруг учителя с целью познания истины, отсюда позже - сокровенное знание, тайное учение) - трактаты религиозно-философского характера, объясняющие тайный, внутренний смысл Вед. Корпус Упанишад составляет 108 текстов, древнейшие из них восходят, видимо, к VI-III вв. до н.э., а позднейшие - к XIV-XV вв. н.э. Центр тяжести, в отличие от Вед, здесь переносится с внешней, ритуальной на внутреннюю сторону явлений.
Отношение к авторитету Вед определило и классификацию систем древнеиндийского умозрения. Школы древнеиндийской философии принято делить на ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (брахманские), которые сформировались непосредственно на текстах Вед (миманса, веданта) и образованные на независимом опыте и размышлении (санкхья, йога, ньяя, вайшешика). Другой вид школ - НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (шраманские), отвергавшие авторитет Вед: локаята, чарвака, джайнизм, буддизм. Эти школы не сменяли друг друга, а существовали параллельно, причем каждая из них тщательно рассматривала аргументы всех других и стремилась к энциклопедичности изложения своих мыслей.
При всем многообразии философских воззрений и концепций мироустройства в древнеиндийской мысли выделяется ряд общих моментов в подходах к решению проблем.
Прежде всего для древнеиндийской Философии характерен крайний природоцентризм и теоцентризм (от греч тео - Бог).
Согласно ее воззрениям, существует огромная Вселенная, бесконечная в. пространстве и времени. Она то миллионы лет находится в первозданном хаосе (в древнегр, мифологии - стихия, якобы существовавшая до возникновения мира, земли с ее жизнью - Ночь Брахмы) то приобретала упорядоченность, гармонию и жизнь (День Брахмы). Эти смены бесчисленны и бесконечны. Земля - лишь малая песчинка во вселенском круговороте, а дух Человека - лишь искорка мировой идеальной субстанции, частичка абсолюта, заключенная в человеческом теле и жаждущая освобождения от него. Освободившись от него, она либо без остатка растворяется в этом абсолюте, либо полностью преобразуется, меняя свое содержание и структуру, становится совершенно иной (сансара - санскр., буквально - прохождение через что-либо, перерождение, беспрерывное перерождение личности или души). Элементы учения сансары можно найти уже в брахманах, но в Упанишадах эта мысль абсолютизируется и возводится в один из главных тезисов.
ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ (карма - от санскр. - действие, дело, жребий; в широком смысле - общая сумма совершенных всяким живым существом поступков, в узком - влияние этих поступков на характер настоящего и последующего существования) диктует постоянное включение в этот круговорот перерождений и детерминирует (от лат. детермино - определяю) будущее рождение, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней. Только тот, свидетельствуют тексты, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман (от санскр. - священник и монах), кшатрия (от санскр. - воины и представители прежней племенной знати) или вайшья (от санскр. - земледельцы, ремесленники и торговцы). Тот, чьи действия не были правильны, в будущей жизни может родиться как член низшей варны (от санскр. - сословие), либо же атман (от санскр. - дыхание, душа, я сам) попадет в телесное хранилище животного. Не только варны, но и все, с чем человек встречается в жизни, определено кармой.
Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как личности не существуют, впрочем как не существует и человек, ограниченный пространством и временем. Атман, когда покидает дело, сожженное на погребальном костре, под влиянием кармы принужден постоянно возвращаться в этот круговорот, находить следующие воплощения, или, как говорят тексты, идти путем отцов (санскр. - питръяна). Познание (одна из центральных тем Упанишад) состоит в полном осознании тождества атмана и брахмы (от санскр. - безличное сущее). И лишь тот, кто это единство осознает, освобождается от бесконечной цепи перерождений (сансары) и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается к брахме, где и остается вечно, выйдя из-под влияния кармы. Это и есть, как учат Упанишады, путь богов (санскр. - даваяна).
Попытка заменить представление о божественной предопределенности нравственного порядка идеей естественного космического нравственного миропорядка определяет другие общесодержательные моменты древнеиндийской философской мысли:
абсолютный закон кармы по отношению ко всему живому выступает как вечный миропорядок Вселенной, где каждому воздается по совершенному им;
мир выступает как арена для деяний, которые определяют будущее человека;
неведение кармических законов, устройства окружающей человека реальности приводит к отрицательным последствиям, мешает освобождению, обусловливает несчастья и страдания как в данной, так и в последующих жизнях человека;
поэтому знания не могут быть исключительно теоретическими, а должны выступать в своей нравственно-практической ипостаси (от греч. ипостасис - сущность), вырабатывать нормы правильного поведения и руководства в повседневной жизни;
для этого необходимы специфические познавательные процедуры и действия (непрерывная сосредоточенность над предметом и особый самоконтроль, устраняющий страсти, и т.п.).
Названные выше древнеиндийские философские школы и концентрируют свое внимание на одной или нескольких из этих проблем.
ВЕДАНТА убеждена в высшем авторитете Вед, содержание которых рассматривает как откровение, источник истинного знания. Веды существовали до начала мира и возникли из дыхания брахмана (сущность понятия см. ниже).
Веданта признает Бога как творца мира и развивает учение о Брахмане и атмане, рите, дхарме, карме, сансаре, мокше:
Брахман - безликое, абсолютное духовное начало мира, высшая объективная реальность, вне которой ничего нет. Им созданы вое миры, сам же он - вне времени и пространства, вне причинно-следственных отношений;
атман - космическое духовное начало, "я", душа. Атман как высшая субъективная реальность противоположна Брахману и одновременно совпадает с ним. Атман - осознающий себя Брахман. В итоге они отождествляются. Атман (Брахман) это и начало-мира, и его творец, и его завершение. Смерть - слияние с атманом;
рита (санскр.) - универсальный космический закон, определяющий движение светил, дождь, рост растений, жизнь животных и людей, деяния богов. Рита не дает Вселенной впасть в хаос. Она обеспечивает порядок ее круговращения. Множественность окружающего мира единичные вещей иллюзорна и порождена авидьей (санскр.) - человеческим незнаньем,
сансара,- как вам уже известно, - учение о переселении душ, которые после гибели тела вселяются в очередное новое тело. Душа бессмертна, ее странствия не имеют конца;
дхарма (санскр.) - нравственный долг или закон, который имела каждая древнеиндийская варна. В зависимости от индивидуальной кармы - общей суммы совершенных в жизни поступков - определялась дальнейшая судьба души;
мокша (санскр.) - освобождение души из-под действия закона сансары в случае точного исполнения дхармы представителем высшей варны - брахманом. Душа становится независимой от мира и сливается со своим творцом атманом, обретая истинное, бесконечное "я". Мокша возможна при жизни, для чего необходимо преодолеть незнание - авидью, подавить страсти и желания, освободиться от богатства, лжи, обрести отрешенное спокойствие.
Миманса. Эта школа развивалась с давних пор и первоначально была системой правил, помогающих пониманию Вед. Первым ее сохранившимся текстам является трактат Джаймини (жил, видимо, между II в до н.э. и II в. н.э.). Она занималась доказательством непогрешимости и вечности Вед. Миманса воспринимала ведические тексты не только как высший авторитет, но и видела в них сверхчувственную универсальную субстанцию, которая существует вечно и является абсолютной. Согласно этому учению, последовательное выполнение того, чему учат Веды, является единственным путем освобождения из пут сансары и кармы.
Миманса, в отличие от веданты, верила в истинность всех родов познания и выступала против тезиса об иллюзорности воспринимаемых единичных предметов и их свойств. Она признавала реальность материального мира и других объектов (души, боги и т.п.). Мир, по учению мимансы, организуется из атомов по моральному закону кармы. Душа понимается как вечная и бесконечная субстанция, связанная с телом, но не умирающая с ним. Она обладает сознанием как неким качеством, возникающим лишь в определенных условиях (когда душа соединяется с телом и перед органами восприятия находится объект). Теория причинности миманса исходит из признания особой невидимой силы, производящей следствие. Заслуживает внимания и учение мимансы об особой потенциальной энергии, возникающей в душе при выполнении ритуала и влекущей в будущем наслаждение его плодами.
Санкхья. Название санкхья (санскр., букв. - число, перечисление, расчет) объясняется, видимо, тем, что школа строится как аналитическое перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира объектов. Основателем считается Капила)(VII в. до н.э.). Классическая санкхья признает авторитет Вед, но считает бытие Бога недоказуемым и строит знание на основе независимого опыта и размышления.
Санкхья учит, что в мире наличествуют два самостоятельных первоначала: пракрити (санскр.) - природа, материя и пуруша (санскр., букв. - человек, мужчина) - дух, сознание. Пракрити активна и изменчива. Пуруша пассивен; это сознание, застывшее в Самосозерцании. Пракрити состоит из трех субстанций-сил (гун - санскр., букв. - качество, нить): саттвы (санскр.) - основы удовольствия и источника радости, света, затем раджаса (санскр.) - источника движения, причины страдания и, наконец, тамаса (санскр.) - пассивного отрицательного начала, источника тьмы, косности, безразличия. При соприкосновении пуруши с пракрити нарушается исконное равновесие гун. В результате их смещения и комбинаций возникают предметы, наполняющие Вселенную. Развертывание пракрити идет в физическом и психическом направлениях. На первой ступени образуется махат (санскр.) - основа всего материального и буддхи (санскр.) - мировой дух и разум. На второй ступени возникает аханкара (санскр.) - индивидуализирующее начало (мое, "Я"). Из аханкары с преобладанием гуны тамаса возникает пять танматр (санскр.) - тонких элемента, невоспринимаемых чувствами потенций звука, осязания, цвета, вкуса, запаха, из которых далее образуются пять бхутвещественных элементов - земля, вода, воздух, огонь и эфир. Из аханкары с преобладанием саттвы возникают пять органов восприятия и пять органов действия, а также ум (манас - санскр.). Всего, таким образом, в санкхья насчитывается 25 начал. Из них все, кроме пуруши, образуют мир "не -Я". Страдание утрачивает свои причины, если человек поймет, что его подлинное "Я" находится вне природы, тела и даже, ума. Поэтому, учит санкхья, мокша возможна при жизни.
ЙОГА (санскр., букв. - соединение, участие, порядок, а также глубокое размышление, созерцание). Практика йоги упоминается еще в Ведах. Основатель классической йоги - Патан-джали (II в. до н.э.). Йога разделяет онтологию санкхья, но требует поклонения брахману (богу), понимаемому как абсолютный дух, вечный, всепроникающий, вездесущий, всемогущий, всезнающий, не подверженный страданиям и несчастьям и правящий миром. Ее главное содержание - разработка практического пути к освобождению через тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа или "Я" от деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с "Я". Система очищения духа от раджаса и выявления саттвы предполагает восемь ступеней: яма (обуздание), нияма (выработка нравственных установок), асана (устойчивое равновесное положение тела), пранаяма (правильное дыхание), пратьяхара (изоляция чувств), дхарана (внимание), дхъяна (размышление) и самадхи (сосредоточенность).
В итоге просветления ум так глубоко поглощается созерцанием, что забывает о самом себе и полностью сливается с объектом размышления. За этим следует прекращение всех модификаций ума и психических процессов, когда ничего не познается и не мыслится, т.н. нулевой экстаз.
ЛОКАЯТА (от санскр, лока - мир, идущее из этого мира). Материалистическое направление в древнеиндийской философии. Возникло приблизительно в сер. 1-го тыс. до н.э. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати.
В основе локаяты лежит скептическое отношение к догматике брахманизма, к догматической религии вообще. Согласно локаяте, существующим можно считать только воспринимаемое органами чувств. Отсюда отрицание локаятой бога и души (в частности, брахмана и атмана), рая и ада, вообще любого другого мира. Согласно локаятикам, человек состоит из четырех материальных элементов - земли, воды, огня и воздуха. Соединяясь, они образуют тело, органы чувств, и на их основе возникает духовное начало. Поскольку в человеке нет ничего, что пережило бы его смерть, локаятики говорят о необходимости пользоваться реальной жизнью, принимать все, что она приносит, с сознанием того, что приятные стороны жизни могут уравновесить зло и страдание. "Пока живешь, - говорится в одном тексте, - живи радостно, ибо смерти не может избежать никто. Когда тело будет сожжено, превратится в пепел, обратное превращение никогда не совершится".
Особенностью локаяты является утверждение принципа свабхавы (санскр.) - наличия индивидуальной природы каждой вощи, определяющей ее строение и судьбу; все воздействия, приходящие к вещи извне и чуждые ее природе, бессильны изменить непреложный ход ее существования. Целью бытия, согласно локаяте, является забота о благополучии настоящего существования. Впоследствии это привело к развитому гедонизму (от греч. гедоне - наслаждение) чарваки.
ЧАРВАКА (санскр.) - это более поздняя разновидность локаяты. Эта школа отвергает как существование бога-абсолюта и души (брахмана и атмана), так и закон кармы. Чарвака истинным считает лишь постигаемое с помощью непосредственного восприятия. Она утверждает существование только этого мира и считает единственной реальностью материю. Признается наличие четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха, из спонтанного (от лат. спонтанеус - произвольный, добровольный) сочетания которых образуется все, что есть. Жизнь и сознание - функции этих элементов. Одновременно чарвака подчеркивает выдвинутый еще локаятой принцип свабхавы, индивидуальной природы каждой вещи. Особенностью чарваки является сосредоточенность на разработке этической концепции. Чарвака видит в понятиях добра и зла иллюзию, созданную человеческим воображением. Согласно ее учению, реальны только страдания и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость каких-либо аскетических ограничений, налагаемых религиозными правилами, чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия получение наслаждения. Причем то, что оно может быть сопряжено со страданием, не должно останавливать стремление к его достижению.
Последовательный гедонизм делает эту школу уникальным явлением в истории индийской мысли.
ВАЙШЕШИКА (от санскр, вишеша - особенный, отличный). По традиции, основоположником школы считается Канада, которому приписывается создание основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры". (окончательная редакция его относится к 1-й половине 1-го тысячелетия).
По учению вайшешики, все существующее включается в шесть категорий - субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее. Субстанция выражает сущность вещи и является главной. Девять субстанций (земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами (постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами) составляют весь существующий мир.
Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой первые четыре субстанции представляют собой соединения атомов (ану - санскр.) - неизменных протяженных материальных частиц сферической формы. Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны. Первое движение атомы получают от невидимой силы - адришты и потом вступают в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. Чувственно воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и управляется всеобщим моральным законом (дхарма).
НЬЯЯ (санскр., букв. - правило, рассуждения, вхождение в предмет, аналитическое исследование, логика). Эта школа нередко считается продолжением вайшешики. Основатель - Готама (Гаутама - время жизни неизвестно). В центре учения - методы правильного познания. Ньяя признает четыре источника Такого познания : чувственное и сверхчувственное восприятие, вывод, сравнение, доказательство (авторитетное свидетельство. Познание, основанное на этих источниках, является достоверным. Наряду с ним существует недостоверное познание, опирающееся на память, сомнение, ошибку и гипотетический аргумент. Учением о познании ньяя заложила основы древнеиндийской логики.
Ньяя разработала также оригинальную теорию физического мира, основанную на выделении объектов познания. Среди них "Я" (атман), отличное от ума (манас) и тела. Связь "Я" с объектами порождает привязанности, желания, антипатии, ненависть и т.п., т.е. то, что заставляет "Я" действовать, вовлекаться в круговорот рождений и смертей, страданий и греза Правильное познание освобождает человека от этой вовлеченности. Само освобождение понимается как прекращение отрицательных факторов (страдания), а не как состояние счастья. Освободившееся "Я" выступает как чистая субстанция, уже не связанная с сознанием.
Ньяя создала учение о боге как бесконечном "Я", создающем, сохраняющем и разрушающем мир (согласно ньяя, мир создается из вечных атомов, пространства, времени, умов, душ и акаши-эфира). Мудрость и всеблагость бога помогают человеку, обладающему свободой воли и, следовательно, возможностью выбора между добром и злом, через истинное познание самого себя и мира достичь освобождения.
ДЖАЙНИЗМ. Основателем его считается странствующий проповедник из Бихара Вардхамана (жил в VI в. до н.э., более точной даты нет), который происходил из богатого кшатрийского рода и впоследствии получил имена Махавиры ("Великий герой") и Джины ("Победитель"). Родной дом он покинул 28 лет и после 12-летней аскезы и философских рассуждений пришел к принципам нового учения, в центре которого поставил проблему бытия личности.
Согласно джайнизма, сущность личности человека двояка-материальная (аджива - санскр., противоположное дживе - см. далее) и духовная (джива - санскр., букв. - живущий, живой). Связующим звеном между ними является карма, понимаемая как тонкая материя, образующая тело кармы и дающая возможность душе соединиться с грубой материей. В итоге такого соединения возникает индивид, душу которого карма сопровождает в бесконечной цепи перерождений.
Кармы (у джайнистов их насчитывается восемь видов) в основе имеют два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, приобретенные ею, согласно джайнизму, будучи совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. Освобождение человека от пут сансары произойдет лишь тогда, когда он постепенно избавится от злых и добрых карм.
Джайнисты верят, что духовная суть человека может управлять материальной сутью и контролировать ее. Лишь он сам решает, что есть добро и зло и к чему отнести все то, что встречается ему в жизни. В джайнизме бог не рассматривается как бог-творец или бог, который вмешивается в человеческие дела. Бог - всего лишь душа, которая жила в материальном теле и освободилась от пут кармы и цепи перерождений.
Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь при помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое внимание разработке этики (греч, этика, от этикос - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения), традиционно называемой три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и, наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются прежде всего веры в джайнистское учение и его знания. Правильная жизнь означает по сути большую или меньшую степень аскезы. Эти принципы лежат в основе различных клятв, даваемых монахами и монахинями джайнистских общин. В них, в частности, абсолютизированы требования непричинения зла живым существам, полового воздержания, отстранения от мирского богатства и др. Путь освобождения души от самсары - сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам, и никто ему не может помочь.
Составной частью джайнистского канона являются также различные умозрительные построения, например, об упорядочении мира. Космос, согласно джайнизму, вечен. Он не был никогда создан и не может быть уничтожен. Представления об упорядоченности мира исходят из науки о душе, которая постоянно ограничивается материей кармы. Души, обремененные ею в большей степени, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются от кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут предельной границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих основных сущностях (джива-аджива), об отдельных компонентах, из которых состоит космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве и времени.
С течением времени в джайнизме сформировались два направления, которые отличались, в частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные взгляды отстаивали дигамбары (санскр., букв. - одетые воздухом, т.е. отвергающие одежду), более умеренный подход провозглашали шветамбары (санскр., букв. - одетые в белое). Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне.
БУДДИЗМ. В VI в. до н.э. в Северной Индии возникает буддизм - учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 гг. до н.э.), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын), неудовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в "бездомность". После многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т.е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда (букв. - Пробужденный).
Центром учения является практическая доктрина "спасения", или "освобождения". В основе ее лежат ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ:
Существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого - все это ведет к страданию.
Причиной страдания является жажда (тршна), ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь.
Устранение причин страдания заключается в избавлении от этой жажды.
Путь, ведущий к устранению страданий, - благой восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение.
Страдание буддизм определяет не как переживание какого-то конкретного состояния, а как его ожидание, ожидание реального страдания, более того - ожидание эффектов самого этого ожидания: ощущений страха, тревоги и др. В буддизме страдание, таким образом, выступает как состояние бесконечного беспокойства, общей нелегкости, напряженности, неудовлетворенности. В этом смысле страдание оказывается эквивалентом желания, которое в буддизме считается психологической причиной страдания.
Представление о бытии как страдании усугубляется тем, что буддизм принимает концепцию перерождений (сансара). Смерть в буддизме, следовательно, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому - к новым страданиям. Смерть - это неоднократный переход к новой жизни.
В буддийских канонах особое внимание уделяется дальнейшему уточнению понятия "жажда" (тршна). Анализируется его возникновение и влияние, выделяются три ее главных типа: жажда чувственных наслаждений (кама), жажда воплощения (бхава) и жажда самоуничтожения (вибхава). Постепенно понятие "жажда" замещается понятием рага (желание, стремление), и вся эта сторона учения приобретает несколько иное содержание. Кроме того, возникает еще одна концепция, которая указывает в качестве причины страданий незнание (авидья) - здесь незнание истинного пути, ведущего к освобождению от страданий, и исходя из этого, конструируется сложная, двенадцатичленная цепь причин возникновения страдания.
На этой основе разрабатывается содержание каждого из разделов восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с правильным пониманием жизни как юдоли (церк.-слав., букв. - долина; место, где страдают и мучаются) скорби и страданий, правильное решение понимается как решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная речь характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности - знаменитых буддийских пяти заповедей (панчашила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками. Анализируются и остальные ступени, которые рассматриваются как подготовка к последней ступени - вершине восьмеричного пути: правильному сосредоточению. Последнее, характеризуемое четырьмя степенями погружения, (джхана), относится к медитации (лат. медитацио, от медитор - размышляю, обдумываю) и медитационной практике.
Вот почему в основе буддийской концепции поведения лежит сознание внутренней отдаленности субъекта всему, что его окружает. Так называемый средний путь, например, одинаково отвергает погружение в чувственные удовольствия и умерщвление плоти. Состояние совершенной несвязанности с внешним бытием, абсолютной от него отрешенности и самоуглубленности есть освобождение, или нирвана (санскр., букв. - остывание, угасание, затухание).
Нирвана означает высшее состояние вообще, конечную цель человеческих стремлений. Она предполагает отсутствие конфликта с окружающим, установление шуньи (санск., букв. - пустота), которое означает психологическое состояние ощущения пустоты, равное снятию проблемы "бытие-небытие" ("реальность-нереальность"), "субъект-объект" и т.п., что служит главным признаком состояния "освобождения" или нирваны.
Из неабсолютной значимости для буддизма всего существующего безотносительно к субъекту следует вывод о неабсолютности божества. В буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе и проч., т.е. вообще как в безусловно верховном существе. Бог как высшее существо внутренне присущ достигшему освобождения человеку, что по существу означает тождественность человека богу.
Итак, древнеиндийскую философию в целом отличает умозрительность, слабая связь с наукой, сосредоточенность на специфически понимаемой проблеме спасения.
studfiles.net
3. Философия Древней Индии Этапы и источники древнеиндийской философии
В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает ведовство, знание. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мироздания. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:.
- брахманы - книги, написанные индийскими жрецами (брахманами) и адресованные прежде всего брахманам, в которых описывается правильность совершения ритуалов и жертвоприношений;
- араньяки - книги лесных отшельников;
- упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.
Число упанишад точно определить невозможно, т. к. их писание продолжалось вплоть до XIX в. Однако наибольшим авторитетом пользуются древние упанишады, среди которых Чхандогья-упанишада, Айтарея-упанишада, Каушитаки-упанишада, Кена-упанишада, Тайттирия-упанишада и др. Упанишадами завершается первый этап индийской философии - ведический.
Второй этап называется эпическим (600 гг. до н. э. - 200 гг. до н. э.) В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Примерно в это же время (VI - V вв. до н. э.) появляются шесть философских школ - даршан, основывающийся на признании священности и богооткровенности Вед: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса,
14
йога, веданта. Параллельно возникают и три оппозиционные системы, подвергающие авторитет Вед сомнению: буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.
Третий этап древнеиндийской философии связан с написанием сутр (от III в. н. э. до VII в. н. э.). К этому времени накопилась огромная философская литература, возникла настоятельная потребность в ее систематизации и обобщении, что и было сделано в сутрах - кратких суммирующих трактатах.
Рита
В основе индийской философской космологии лежит идея о вечной пульсации Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы - Бога-творца.
Выдох (бытие) сменяется вдохом (небытие). Как и человек, Космос-Брахма проживает свою жизнь, которая равна 100 космическим годам или 8.640.000.000 земных лет, после чего он умирает и в течение последующих 100 космических лет длится Вечность Небытия (Маха Пралайя). Потом рождается новый Брахма и вновь 100 космических лет длится Вечность Бытия (Маха Манвантара). При этом каждый раз появляется все более совершенная человеческая раса.
В своем развитии каждая человеческая раса неизбежно проходит четыре эпохи (юга), двигаясь по нисходящей от Золотого века до Железного, теряя при этом Красоту, Истину и Добро, постепенно погружаясь во Зло, Ложь и Безобразие. Мы с вами живем в последнюю из четырех юг - Кали-Югу, начавшуюся в полночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н. э. Завершится Кали-юга, как бывало уже много-много раз, уничтожением всего живого в огне и воде. Однако отчаиваться не стоит: до завершения нашей Кали-юга осталось более 425.000 земных лет!
Каждая новая Вселенная образует более высокую ступень совершенства и является лишь этапом в эволюционном развитии мироздания.
Космизм индийской онтологии (учение о бытии и небытии) проявляется в признании существования направленной эволюции всего и вся от природы к духу, проходящей через ряд промежуточных стадий. Этот закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в сознающую, разумную, а разумную - к духовному, нравственному совершенству. Весь мир, природа и человечество оказываются в равной степени
15
подчинены закону космической эволюции и порядка - Рита. Применительно к отдельному человеку это выражается в требовании постоянного духовного самосовершенствования. Совершенствуя себя, человек увеличивает степень совершенства Мироздания. Совершая зло, человек не только наносит вред себе, своему эволюционному развитию, но и тормозит развитие общества, природы, Космоса. Безнравственными могут быть не только явное, конкретное деяние человека - поступок, но и злое слово, и скверная мысль. Человеческое Деяние, Слово и Мысль приобретают по закону Риты космический масштаб.
studfiles.net
Глава 1. Философия Древней Индии в индийской философий можно выделить три периода:
1. Ведический – XV-V вв.до н. э. 2. Классический – V в. до н. э. – X в. н. э. 3. Индуистский – с X в. н. э.
Индийская философия с древних времен развивалась непрерывно, без резкого изменения точек зрения и идей. Ее древнейшие тексты содержатся в Ведах (veda – букв, «знание» , «ведение» ), написанных до XV в. до н. э. Почти вся последовавшая за Ведами философская литература связана с толкованием и комментарием авторитетных ведических текстов.
Согласно установившейся традиции вся ведическая литература делится на четыре группы: 1. Самхиты, 2. Брахманы, 3. Араньяки, 4. Упанишады.
Такое членение отражает историческую последовательность развития данной литературы: древнейшими являются Самхиты, а произведения последних трех групп – комментарии и дополнения к Ведам. Поэтому в литературе в узком смысле Самхиты называют Ведами, в широком же смысле слова – весь комплекс ведической литературы есть Веды.
Самхиты – это четыре сборника гимнов: Ригведа – самая древняя и авторитетная из Вед, а остальные сборники: Самаве-да (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвоприношений) и Ат-харваведа (Веда заклинаний) – заимствуют стихи из Ригведы.
Веды относят к традиции шрути – откровению, которым наделяло человека божество. Согласно ведийским представлениям, боги обладали всеведением. Считалось, что у знания визуальная природа и «узнать» значит «увидеть» . Боги наделяли такой способностью знать-видеть истину поэтов-риши. Риши – это не исторические личности; в ведической литературе они выступают то как авторы гимнов, то как их персонажи.
Традиции шрути противостояла другая – смрити (букв. «запоминание» ) – знание, восходящее к отдельным авторитетам. Таким образом, Веды заключают в себе два рода знания: сакральное и профаническое.
Брахманы – являются продолжением Вед: каждая Брахмана относится к определенной Самхите. Ригведа имеет свои Брахманы, Яджурведа – свои, и т.д.
Араньяки и Упанишады непосредственно примыкают или к Самхитам или к Брахманам, свои Араньяки и Упанишады имеют не только та или иная Самхита, но и та или иная Брахмана. Таким образом, вся структура Вед в конечном счете определяется структурой Самхит.
Для понимания индийской философии важное значение имеет эпоха возникновения и развития Вед. В современной литературе высказываются самые различные взгляды на характер индийского общества того времени. Большинство ученых полагают, что во время формирования Вед – с середины второго до середины первого тысячелетия до н. э. – в долине реки Ганг и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада, складывалось классовое общество. Хотя рабы и существовали в Индии, тем не менее характеризовать индийское общество как рабовладельческое невозможно. Усиление общественного неравенства привело к тому, что в обществе начали формироваться четыре группы, или варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, различавшиеся по своему общественному положению, правам и обязанностям. Брахманы – жрецы и кшатрии – воины составляли высший социальный слой, к вайшьям относились ремесленники, земледельцы, торговцы, низший же общественный слой составляли шудры. К этому времени относится и возникновение государства в Индии. Особенности социальной организации нашли свое отражение в Ведах.
Самой ранней Ведой по времени и самой главной по значению является Ригведа. Ригведа делится на десять книг или мандал (букв, «круг» , «цикл» ). Гимны Ригведы – это и хвалебные стихи, посвященные богам, олицетворяющим силы природы, и ритуальные стихи, в которых высказывались просьбы и мольбы к богам, это и описание приносимых им жертв, и абстрактная религиозная поэзия.
Гимны Ригведы являют собой попытку древних индийцев постичь тайны бытия. Основным способом постижения мира является миф. Модель мира в Ригведе ориентирована на Космос: с ним все соотносится, к нему все причастно. Пространство и время понимаются как единство синхронии и диахронии. Рита – закон круговращения Вселенной – предполагает синхроническое ее развитие, а в диахронии предполагаются циклические смены хаоса и космоса, что отражено в годовых циклах ритуала.
Вообще концепция риты – это организующее начало философских представлений древних индийцев. Рита означает «ход вещей» (букв. rta – двигаться). Рита – это порядок мира и незыблемость справедливости. В соответствии с законом риты восходит и заходит солнце, чередуются дни и ночи, времена года.
Космология Ригведы очень динамична. Солнце в разных аспектах представляет ряд богов: Сурья – основной бог солнца, Савитр – солнечный бог-побудитель, Митра – бог дружбы, договора и одновременно бог солнца, света (в противоположность мраку), Пушан – бог солнечной энергии, дающий процветание людям, скоту, пастбищам; Ушас – богиня утренней зари, Агни – бог огня (во всех его проявлениях). Кроме того, общее понятие «бог» связано с понятием света и дня, слово «дэва» – «бог» происходит от корня «div» – «сверкать» , «сиять» . Кругооборот солнца воспринимается как солнце дневное и ночное, Ушас сменяет свою сестру Ночь и они движутся правильной чередой. В определенные промежутки времени проливается дождь – Парджанья, грохочет гроза и сверкают молнии, которые олицетворяют грозный бог Индра и Маруты – страшные боги бури. Сома – бог вдохновения, дающий бессмертие, поднимается с земли в виде жертвоприношения и возвращается на землю в виде дождя.
Цикличность космических явлений воспроизводится в цикличности ритуала – и все это находит свое отражение в Ведах. Особое место в этой картине мира принадлежит богине Вак – богине слова или Священной Речи, которой приписывалась креативная функция создания Вселенной.
Следует отметить, что роль богов ведийского пантеона подвижна: нет раз навсегда главенствующего бога; в зависимости от деятельности человека, ее условий и особенностей на первое место выдвигался тот или иной бог и в конце концов на сонм богов стали смотреть как на различные воплощения всеобщего духа.
Одним из самых интересных космогонических гимнов является 129-й гимн десятой книги Ригведы, или, как его еще называют, гимн Насадии (по начальному тексту Nasad – означает «не было» ).
Авторы этого гимна задают вопрос о том, «как мир сотворен» , «из чего» , и, раскрывая эти вопросы, утверждают, что первичное состояние всего сущего есть нечто аморфное, нерасчле-ненное, лишенное конкретного содержания, и в этом смысле нельзя сказать о нем ни то, что оно существует, ни то, что оно не существует. Но всегда существовало нечто, Тад-Экам – Единое, что лежит в основе всех предметов и явлений Вселенной. Это предвечно сущее, от которого родится все. Оно вне времени, вне пространства, вне смерти, вне бессмертия. Мы не можем выразить, что это такое, кроме того, что оно есть.
Единое дышит без дуновения, само собою, т.е. без внешнего толчка, без воздействия какой-либо внешней силы. Следовательно, вопрос «с чего началось» ? в гимне не стоит, мир различий оформился благодаря внутреннему импульсу, который авторы называют желанием – «первым семенем мысли» . Единое делится на противоположности: сущее и не-сущее, низ и верх, день и ночь, смерть и бессмертие и т.д.
Интерпретация содержания гимна в философской литературе, посвященной Ведам, различна: одни авторы утверждают, что в гимне выражены наивно-реалистические взгляды древних индийцев на мир, другие трактуют его с религиозно – идеалистических позиций (М. Мюллер, С. Радхакришнан, Ауробиндо Гхош и др.).
На наш взгляд, гимн Насадии – это выдающаяся попытка осмыслить мир в разрыве со старыми мифологическими представлениями. Это не проявленное до конца философское мировоззрение, которое возможно трактовать с тех позиций, которые близки интерпретаторам Вед. Кроме гимна Насадии в Ригведе мы можем найти и другие представления о происхождении и структуре Вселенной.
Так, одна из космогонических моделей Ригведы основывается на уподоблении процесса «оформления» мира изготовлению изделий в процессе труда ремесленника. Эта модель носит социоморфный характер. Демиург мира – высший бог, которым может выступать то Брахманаспати, то Вишвакарман, сравнивается либо с кузнецом, выковавшим мир из металла, либо с плотником, изготовившим его из дерева.
В гимне Пуруше возникновение мира уподобляется жертвоприношению. Пуруша – вселенский человек, олицетворение космического начала, не ограниченный ни во времени, ни в пространстве, «сам порождает себя» , несет в себе источник своих дифференциаций. В ходе космического жертвоприношения Пуруши, где он выступает и как объект почитания, и как жертва, и как результат жертвоприношения, происходит разделение и оформление трех миров: космического, мира животных и людей. Особый интерес представляют те стихи гимна, где обосновывается социальная структура Индии, происхождение каст.
Таким образом, изучение гимнов Ригведы необходимо для правильной оценки индийской мысли. Они служат основанием для поздних философских систем. В гимнах Вед зарождаются термины и понятия, которые играют важную роль не только в Упанишадах, но во всей философии Индии. Символика Упанишад, Бхагавадгиты, Брахма-сутры немыслима без образов Ригведы.
Упанишады – собственно философская часть Вед. Это не книги и не философские трактаты в современном смысле слова. Характерно само название этих произведений (upa-ni-shad) – обозначает дословно «сидение у ног учителя» . В текстах Упанишад подчеркивается, что они представляют собой тайное учение и это знание недопустимо сообщать широкому кругу людей.
Упанишады – это своеобразные тексты, сочиненные различными, часто известными авторами, в различное время и на разные темы. Каждый текст – это изложение философских размышлений того или иного автора, выступающего под именем (или от имени) легендарного или полулегендарного мудреца.
Тексты эти неоднородны по содержанию, но тем не менее в них можно выделить три ряда проблем: адхияджня (относящееся к жертвоприношению), адхьятма (относящееся к микрокосму-человеку) и адхидайвата (относящееся к «обожествленному» макрокосму). Эти проблемы не являются новыми.
Они уже рассматривались в Ригведе. Но в Упанишадах проблемы адхияжни отступают на задний план, а центральными становятся параллели между явлениями микро – и макрокосма. При этом происходит демифологизация понимания космоса и акцентируется выяснение скрытой, «глубинной» основы микрокосма, обозначаемой преимущественно термином «атман» , и макрокосма, обозначаемой термином «Брахман» .
Данные понятия появляются уже в Ведах. Но центральное место они занимают в Упанишадах. Слово «brahma» многозначно: брахман – это член варны жрецов (брахманов), Брахманы – это книги – часть Вед, Брахма – это имя одного из ведических богов.
Как философское понятие этот термин употребляется также в различных значениях в Упанишадах, пока, наконец, не получает своего окончательного определения: под Брахманом понимается высшая объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится. Вместе с тем, все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Брахмане. Он вне пространства, вне времени, вне причинно-следственных связей, свободен от качеств и действий, внеположен феноменальному миру и не выразим в положительных терминах и в рамках логики. Поэтому чаще всего Брахман определяется отрицательно.
Понятие Брахмана обычно выражается существительным среднего рода, но его можно встретить и в мужском роде, обозначающем идею бога-творца, служащего проявлением высшего начала, абсолюта. Вне Брахмана ничего нет, но все, что есть в бытии, заключено в Брахмане как в зародыше. Брахман – это зародыш всего сущего – Хираньягарбха (букв. «Золотое дитя» или «Золотой зародыш» ), это творческое начало Ишвара (бог – создатель Вселенной), манифестацией которого является наш мир.
Представление о Брахмане в Упанишадах также связано с понятием скамбхи – опоры. Авторы текстов пытаются найти конечную опору всех вещей и явлений, понять, куда «уходят» вещи, теряя опору, и откуда возвращаются, снова приобретая ее? В Чхандогья-Апанишаде мудрец Уддалака говорит, что истинным существованием обладает лишь субстанция, причем под основой всего сущего понималось не что-то конкретное и чувственно-наглядное, но бытие как таковое (сат), а единичные вещи – это лишь видоизмененная субстанция.
Конкретизируя проблему скамбхи применительно к человеку, авторы Упанишад пытаются выяснить, что является опорой человека. Иными словами, что представляет собой то свойство человека, лишаясь которого человек перестает существовать. Если человека последовательно лишать зрения, слуха, обоняния, то он будет жить. А если его лишить дыхания, то он гибнет, умирает. Следовательно, дыхание (прана) и есть опора человека. Тело человека есть лишь оболочка, скрывающая жизненную силу – прану.
Таким образом, в большинстве текстов Брахман – это абсолютная первооснова, субстанция, первопричина всего существующего, начало и конец всех вещей, всех существ, то есть то, из чего эти существа рождены, то, в чем они живут после рождения, и то, куда они уходят после своей смерти. В Брахмане не бывает изменении, хотя всякое изменение основано на нем. Нет ничего вне его, нет ничего отличного от него. В Брахмане помещается вся множественность мира.
Понятие Брахмана мудрецы Упанишад связывают с понятием атмана. Атман – «душа» происходит от корня «as» – дышать, который в санскрите дал одну из форм глагола «быть» . Дыхание – это та тонкая нить, которая не позволяет совсем отрешиться от материальных условий бытия, но с другой стороны, из всего существующего – это самое «нематериальное» явление. Дыхание – это то, чего не видно, но оно есть бытие наше и прекратись оно, прекратится и жизнь.
Учение об атмане восходит к Ригведе, где атман не только дыхание как таковое, но и жизненный дух, принцип жизни как метафизическая сущность дыхания; в этом отношении атман отождествляется с Пурушей, – вселенским человеком. Если от Пуруши последовательно «отмыслить» все его члены, то его опорой оказывается «вселенское» дыхание, всеобщий атман, абсолютная душа, тождественная Брахману.
Следовательно, атман в Упанишадах – это обозначение субъективного психического начала – души. Он может пониматься как в личном плане, так и в универсальном. В этом последнем значении атман – основа всего, он пронизывает все сущее, он одновременно меньше ядра просяного зернышка и больше всех миров. Атман – это вечная и неизменная, деятельная сущность мира; в соответствии со своими истинными желаниями и замыслами он постоянно активен в мире, особенно в теле человека.
Таким образом, понятие атмана, мира-души, развившееся из понятия мира – Пуруши, вырастает в Упанишадах в безличную причину всего сущего – в Брахмана, а Брахман, в свою очередь, есть материализованная во всех существующих вещах сила, которая создает, поддерживает, сохраняет и возвращает к себе обратно «все миры» , всю природу. «Все есть Брахман, и Брахман есть атман» .
Перечисленные взгляды на природу Брахмана и атмана позволяют говорить о двух противоположных тенденциях в объяснении мира: с одной стороны, подчеркивается преимущественно вещественный аспект первичного материально-духовного континуума, с другой стороны, духовный аспект в осмыслении этого континуума. Побеждает вторая, религиозно-мистическая тенденция осмысления мира.
Несомненный интерес в Упанишадах представляет понимание человека; причем эта проблема рассматривается через совпадение сути атмана человека – микрокосма с сутью мира – атманом-Брахманом. В Тайттирия-Упанишаде излагается учение об оболочках – «кощах» атмана. Согласно этому учению в структуре человека выделяются пять слоев, причем каждый последующий находится «внутри» предшествующего, глубже его. Это «телесный» (аннамайя), «жизненный» (пранамайя), слой, состоящий из ума (маномайя), слой «развернутого» сознания (виджнянамайя) и слой блаженства (анандамайя).
Первые два слоя обеспечивают телесные функции, а в третьем слое, состоящем из ума, уже начинает выделяться психическая сторона человеческой жизнедеятельности. Манас – это деятельность ума, непосредственно связанная с деятельностью чувств. Без этого слоя, в частности, невозможен психологический феномен внимания, без которого не существует знания.
Слой маномайя не самый глубинный. Еще глубже находится слой «развернутого» сознания, который может функционировать без непосредственного контакта с объектами, например, во сне со сновидениями. Слой же блаженства, «свернутого» сознания дает возможность слиться с универсальным атманом.
Перечисленные состояния сознания связаны со ступенями познания атмана. В Упанишадах процесс познания, переход от незнания к знанию есть переход от низшего состояния атмана к высшему. Всего выделяют четыре состояния атмана: бодрствования, сна со сновидениями, сна без сновидений и турия.
Первая стадия – вайшванара («охватывающая всех людей» ) – действие атмана в человеке во время бодрствования, когда человек занимается повседневными делами, – низший вид познания. В состоянии бодрствования атман человека в наибольшей степени удален от истины – всеобщего атмана, так как он поглощен «грубой» , «неистинной» материей.
Второе состояние – «тайджаса» – («светящаяся» ). Ему соответствует сон со сновидениями. Это более высокий уровень познания, в ней «свет сознания» направлен внутрь, индивидуальный атман человека как бы «отхрдит» от тела, освобождается от повседневных забот и таким образом приближается ко всеобщему атману.
Третье состояние атмана – праджня («самополагающее сознание» ) – сон без сновидений. В этом состоянии нет дифференциации на внутреннее и внешнее, индивидуальный атман «растворяется» во всеобщем и испытывает радость, наслаждение.
В четвертом состоянии – турия («четвертая» ) – атман ничего не испытывает, человек отключается от всех связей с материальным миром и полностью сливается с универсальным атманом, становится тождественным ему. Турия – состояние принципиально неописуемое.
Таким образом, хотя глубинный субъект всегда наличен в человеке, суть его выявляется лучше в названных последовательно состояниях, и полная автономия Я, индивидуального атмана, тождественного всеобщему, вечного и неизменного, независящего от чего-либо иного, бессмертного, возможна в конце концов только как духовное состояние.
Проблема взаимоотношения человека и всеобщей субстанции атмана-Брахмана получает свое дальнейшее развитие в этике Вед. Согласно Упанишадам, весь этот мир, предметы и явления природы, в том числе человек, вышли из атмана-Брахмана и всему же в этом мире уготован возврат в лоно атмана-Брахмана. Этот круговорот получил свое выражение в представлении о самсаре (переселении душ). Впервые оно было сформулировано в Чхандогья-Упанишаде в учении о так называемых «пяти огнях» (это небо, гроза, земля, мужчина, женщина). Между ними происходит круговорот, в ходе которого возникают дождь, пища, семя, зародыш и человек, сжигаемый в конце концов на костре и возвращающийся к огню, из которого он пришел. Затем с тем же дождем человек снова начинает существование, и т.д. Существование человека вписано в этот космический кругооборот, но оно не задано ему внешне, а предусматривает известную активность со стороны человека.
Регулирует процесс перевоплощения закон кармы, в котором учитывается количество совершенных человеком добрых и злых дел. Закон кармы – это закон сохранения моральной энергии, прообраз его мы можем найти в идее риты, закона, осуществляющего порядок во Вселенной и в социуме. Согласно закону кармы каждый человек получает воздаяние соответственно своим поступкам: хорошим или дурным. У каждого человека есть своя дхарма, закон образа жизни, установленный свыше. Уклонение человека от выполнения своей дхармы может привести к тому, что его душа возродится в телесной оболочке какого-либо другого существа. При неуклонном выполнении дхармы душа может возродится в человеке более высокого общественного положения.
В данной системе представлений все люди как бы поставлены в равные условия, различие их судеб зависит не от каких-то случайностей, а от них самих, от их поступков. Все «награды» и «наказания» временны и в точности соответствуют содеянному. Действует своего рода закон «зеркальности» , в силу которого каждый человек оказывается в таких же ситуациях, что и те, кому он делал добро или зло, и вынужден пережить все то, что в свое время пережили они. Расплата неотвратима и «запрограммирована» в самом устройстве мира. Подобные воззрения вели к релятивизации социальной иерархии: царь – в прошлом шудра, шудра – в прошлом царь – и подтверждали таким образом единство атмана и Брахмана: «все – во всем» .
Третье кардинальное понятие этики Вед – понятие мокши (освобождение от цепи перевоплощений). Такое освобождение провозглашается высшей жизненной целью. Жизнь полна невзгод и страданий и после нее необходимо достичь состояния, в котором Я – индивидуальный атман наиболее полно выражено и достигло «абсолютного совершенства» . Состояние мокши – это состояние анады – радости, где творение как творение уничтожается, но осознает свое единство с универсальным атманом.
Для достижения этого состояния необходимо соблюдать моральные принципы, необходимые для самосовершенствования: милосердие, воздержание от причинения зла, принесение пользы, самообуздание (полное искоренение эгоистических побуждений). Другое дело, что достигший мокши в них не нуждается, поскольку он прошел все ступени «моральной лестницы» и достиг абсолютного совершенства.
Итак, мы рассмотрели только немногие, но основные темы Вед, которые не исчерпывают богатства и разносторонности всей проблематики ведической литературы. Она имеет огромное значение для исследования и понимания истории, философии, религии, психологии, этики, эстетики, всех форм общественной жизни Индии. В Ведах и Упанишадах берут начало многие категории современной индийской философии, этики и психологии. Веданта, буддизм и другие школы индийской философии продолжают разработку проблем поднятых в ведической литературе.
studfiles.net
2.3. Философия Древней Индии
Продолжение табл. 1
Ригведа
(Веда
1028 гимнов, посвящён-
С исключительной полно-
гимнов)
ок.
ных богам индоарийско-
той представлена мифоло-
XV-IXвв. до
го пантеона,
обитателей
гия индоарийцев, в кото-
н.э. Только од-
трёх основных мировых
рой обожествляются силы
на Ригведа
по
сфер: неба (Сурья –
природы. Гимны не толь-
объёму
превос-
солнце, Ушас – заря, Ва-
ко прославляют богов, но
ходит
совокуп-
руна -
божество миро-
и содержат обращение к
ный объём
го-
вого порядка),
земли
ним о тех или иных, глав-
меровских
(Агни
–
жервенный
ным
образом
материаль-
«Илиаду»
и
огонь, Сома – священный
ных благах. Предназнача-
«Одиссею»
напиток,
опьяняющий
и
лись
для
исполнения во
дарующий
бессмертие
и
время
жертвенных обря-
др.), воздушного про-
дов
странства
(Ваю –
бог
ветра, Индра – бог мол-
нии, грозы и разруши-
тельных
стихий -
цен-
тральная
фигура
всего
пантеона, ему посвящено
более четверти (250) всех
гимнов, и др.)
Яджурведа (Ве-
Книга жертвенных изре-
Основная идея – призна-
да яджусов, яд-
чений, целиком посвя-
ние безграничной магиче-
жус - жертвен-
щена ритуалу, подроб-
ской силы жертвоприно-
ная
формула),
ному описанию жертво-
шений. Знание тайн ри-
IX-VIIвв. до
приношений
туала даёт жрецам-брах-
н.э.
манам власть над самими
богами
Самаведа
-
Повторяются
в
основ-
Предназначена
для тща-
книга
песнопе-
ном тексты Ригведы, но
тельного
регулирования
ний (Веда сама-
с подробным указанием,
музыкальной
составляю-
нов;
саман
–
как они должны испол-
щей жертвенного обряда
особого
рода
няться
песнопения),
IX-VIIIвв. до
н.э.
studfiles.net
ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ — КиберПедия
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
1. Введение (актуальность) темы:
История философской мысли Древней Индии восходит к концу II - началу I тысячелетия до н.э. Структуру древнеиндийского общества определяло наличие рабства, прочность индийской сельской общины, ее замкнутый характер. Обострившиеся социальные противоречия нашли отражение и в области идеологии, в начавшейся борьбе против религиозных догм брахманизма - идеологии, закреплявшей сословное деление среди свободных, освещавшей власть знати и приниженное положение основной массы свободных. Особенностями философии Древней Индии являются: тесная связь с мифологией; связь личности и окружающего мира; обращенность внутрь человека; аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние как жизненные принципы; абстрактный характер философии, которая решает проблемы первопричины, Абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами; учение о перерождении, вечном круговороте жизни и смерти; учение о карме - сумме злых и добрых дел каждого человека, определяющей форму очередного перерождения.
2. Цель:Ввести студентов в круг основных проблем, поставленных древнеиндийскими мыслителями, и познакомить с категориальным аппаратом индийской философии.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· основные философские системы древнеиндийской философии;
Студент должен уметь:
· характеризовать особенности развития философии в Индии;
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать и интерпретировать основные понятия древнеиндийской философии.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Начала философского мышления. Особенности развития философии в Индии.
2. Учение джайнизма и буддизма. Учение материалистов.
3. Философские системы индуизма: санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, йога, веданта.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Идеология брахманизма. Понятие “брахман” и “атман”.
2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы в Индии.
3. Космологические представления.
4. Понятие кармы, сансары, нирваны, мокши, дхармы.
5. Теория реинкарнации в Индии.
6. Имеет ли нравственный смысл система “йога”?
7. Можно ли рассматривать цивилизации Древнего мира как “золотой век” человеческой истории?
8. В чем суть учения о 4-х элементах?
9. Что такое гедонизм?
10.Почему восьмеричный путь в буддизме называют “срединным”?
11.Что такое закон зависимого происхождения?
12.Почему онтология буддизма называется “негативной”?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Специфика ведийской мифологии.
2. Основные ортодоксальные школы древнеиндийской философии.
3. Религиозно-философская концепция буддизма.
4. Проблема человека в философии Древней Индии.
5. Концепция миропонимания Рерихов.
6. Понятие кармы в индийской философии.
7. Литература:
Основная:
1. Антология мировой философии: В 4 т. - Т. 1. - Ч. 1. - М., 1969.
2. Древнеиндийская философия. - М., 1972.
3. История философии в кратком изложении. - М., 1991.
4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.
йога, веданта. Идеология брахманизма. Брахман, атман. Ортодоксальные и неортодоксальные школы в Индии. Карма, сансара, нирвана, дхарма, реинкарнация, восьмеричный путь, веды.
ТЕМА 4. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
1. Введение (актуальность) темы:
Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от восточных философских систем и является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии античной философии условно можно выделить 4 основных этапа. Первый этап (VII-V вв. до н.э.) - досократовский, второй этап (пол. V - конец IV вв. до н.э.) - классический, третий этап (конец IV - II вв. до н.э.) - эллинистический, четвертый этап (I в. до н.э. - V-VI вв.) - римский.
2. Цель:Познакомить студентов с основными этапами развития античной философии, школами и персоналиями.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· основные философские системы античности;
Студент должен уметь:
· характеризовать основные философские категории;
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать и интерпретировать значение античной философии и ее вклад в современную мировую цивилизацию.
2. Аристотель. О душе; Метафизика; // Аристотель. Соч. в 4-х т. – М., 1964.
3. Аристотель. Этика – М., 2002.
4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. – М., 1979.
5. Досократики: Анаксимандр, Ксенофан, Гераклит, Парменид, Алкмеон, Эмпедокл, Демокрит / Антология мировой философии в 4-х т. – М., 1969, Т.1.,Ч.1.
6. Лукиан. Гермотим или О выборе профессии; Учитель красноречия. // Лукиан. Избранное. – М., 1987.
7. Лукреций Т.К. О природе вещей. – М., 1958.
8. Марк Аврелий. Наедине с собой. - В кн.: Римские стоики, – М., 1995.
9. Платон. Диалоги: Пир; Апология Сократа - В кн.: Платон. Сочинения в 3-х т. – М., 1968-1971.
10.Платон. Диалоги: Федон, Парменид, Федр. - В кн.: Платон. Сочинения в 3-х т. – М., 1968-1971.
11.Плотин. О бессмертии души. // Вопросы философии, 1994, № 3.
12.Плотин. О диалектике. О добродетелях. // Вопросы философии, 2002, № 8.
13.Плутарх. Застольные беседы. – М., 1990.
14.Плутарх. О болтливости. О любопытстве. О подавлении гнева. Наставления супругам. // Плутарх. Трактаты и диалоги. – М., 1983.
15.Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений. // Секст Эмпирик. Сочинения. т.2., – М., 1976.
16.Сенека. // Римские стоики, – М., 1995.
11.Сенека. Нравственные письма к Луцилию. – М., 1977.
17.Цицерон. Избранные произведения. – М., 1975,
18.Цицерон. О пределах добра и зла; О судьбе. // Цицерон. Диалоги. – М., 1964.
19.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.
20.Эпикур. Письмо к Геродоту. Письмо к Менекею. // Антология мировой философии в 4-х т. – М., 1969, Т.1.Ч.1,
Рекомендуемые понятия для изучения темы 4:
Мифологическое мировоззрение, натурфилософия, бытие, космология, досократическая философия, софисты, киники, скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм, диалектический подход к трактовке бытия, метафизический подход к трактовке бытия, идеализм, материализм, эвдемонизм, картина мира, фатализм.
cyberpedia.su
Вопрос №3:"Философия древней Индии."
Вопрос №3Философия древней Индии
Основные философские позиции древнеиндийской философской мысли сформировались в конце II-го тысячелетия до нашей эры в духовных памятниках, которые называются веды.
Основные веды (книги):
Брахманы.
Данные веды содержат описания обрядов и ритуалов в честь многочисленных богов, причём у каждой касты обряды и ритуалы свои.
Количество богов в Древней Индии составляло 3339 едениц.
Самхиты.
Это сборники гимнов (которые называются мантрами) в честь окружающего мира и в честь богов. Эти гимны должны повторять и петь последователи индуистского учения.
Пример.
Кришнаиты должны повторить гимн минимум 1728 раз за день.
Упанишады.
Это книги, которые содержат философские категории и философские концепции ведов.
Основные философские категории:
Атман – индивидуальное сознание человека.
Брахма – абсолютное начало мира.
Сансара – круг перевоплощений.
Карма – закон причинно-следственной связи, закон возмездия.
Согласно древнеиндийской философии, материальная оболочка умирает, а дух перевоплощается в ту новую материальную оболочку, которая соответствует степени «правильности» жизни, которую вёл человек.
На основе вед в Индии обитают две группы философских школ:
Ортодоксальные веды.
Это те последователи учения, которые признают авторитет вед, строго следуя им.
К ним относятся следующие философские школы:
Веданта
Неманса
Йога
Неортодоксальные веды.
Признают авторитет вед, но впрямую им не следуют.
К ним относятся следующие философские школы:
Чарваки
Школа Буддизма
Школа Джайнизма.
Школа Йоги.
Школа Йоги возникает во II веке до нашей эры. Основателем школы был Патанджали. Йога оперирует прежде всего понятием Атман (индивидуальное сознание).
Атман может иметь четыре состояния:
Состояние бодрствования.
Сон со сновидениями.
Сон без сновидений.
Сверхчувственное сознание, при достижении которого сознание становится абсолютно «пустым». В сознании нет отражения ни внешнего, ни внутреннего мира.
Для того, чтобы избавиться от страданий, нужно достичь четвёртого состояния Атмана.
Йога называет четвёртое состояние Атмана сосредоточенностью или сдержанностью ума. В четвёртом состоянии Атмана ум полностью освобождается от оков материи.
Йога стремится освободить ум от материи и для достижения четвёртого состояния Атмана предлагает целый комплекс психико-физических приёмов, тренингов.
Приведём восемь основных средств достижения четвёртого состояния Атмана:
Яма – отказ от удовольствий.
Нияма – воспитание навыков физической и духовной стойкости.
Асаны – это позы (поза лотоса, к примеру), способствующие концентрации мысли.
Пранаяма – система физических упражнений.
Пратьяхара – тренинг, направленный на отвлечение сознания от внешних предметов.
Дхарана – сосредоточение внимания на каком-либо одном объекте.
Дхьяна – созерцание образов, порождённых собственным сознанием.
Самадхи – состояние транса, в котором человек перестаёт ощущать что-либо материальное.
Йога учит не наносить вреда природе, так как всё живое – результат перевоплощений.
Школа Буддизма.
Школа Буддизма начала своё существование в VI веке до нашей эры. В то время в долинах Ганга возникают сильные государственные образования, растут города, имеет место подчинённость классовости экономике. Основателем школы Буддизма является Сиддхартха рода Готама племени Шакья.
Онтологическая концепция Буддизма выражается следующими словами Будды: «Мир никогда и никем не был создан – материальный мир существовал всегда. Мир – это постоянное движение (мир в Буддизме сравнивается с пламенем факела на ветру)».
Будда – в переводе – «просветлённый».
Согласно Буддистскому учению в мире существуют физические и психические частицы. Физические частицы образуют все материальные тела, а все духовные тела образованы психическими частицами.
Жизнь человека, согласно Буддизму, это страдания. Цель жизни человека в Буддизме – освобождение от страданий. Основным вопросом учения Будды является вопрос: «Как избавиться от страданий?».
Существуют четыре благородные истины Буддизма:
Жизнь – это страдания.
Причина страданий – желания самого человека.
Человек может избавиться от своих желаний, а следовательно – от страданий.
Путь избавления от страданий – это благородный восьмеричный путь.
Восемь позиций благородного восьмеричного пути:
Правильные взгляды.
Это постижение четырёх благородных истин.
Правильное стремление.
Овладев четырьмя благородными истинами, человек должен стремиться изменить свою жизнь.
Следующие позиции отвечают на вопрос: «Как человек должен изменить свою жизнь?»
Правильная речь.
Запрещение ненормативной лексики, лжи, ведения непристойных разговоров. Это приводит к улучшению сознания человека, так как оно – ненаблюдаемое. Сознание человека выражается в его действиях и речи.
Правильное поведение.
Это запрещение причинения зла всему живому, так как всё живое – это одно из перевоплощений человека.
Правильный образ жизни.
Запрещение воровства, нечестных (нетрудовых) источников дохода, прелюбодеяния. Также правильный образ жизни налагает запрет на употребление алкоголя и употребления животной пищи (яйца, рыба, мясо и так далее…).
Правильное усилие.
Это самоконтроль за состоянием психики, борьба с желаниями.
Правильное направление мысли.
Требование достичь понимания того, что всё в жизни – приходящее, поэтому ничто не может быть объектом желаний.
Правильное сосредоточение.
Полная невозмутимость и безразличие, полная отрешённость от мира.
Цель жизни человека в Буддизме – вырваться из круга перевоплощений – уйти в нирвану.
Нирвана – это состояние, которое может быть охарактеризовано отсутствием любых качеств: это не жизнь и не смерть, не сон и не бодрствование, отсутствие каких-либо желаний и так далее… Нирваны может достичь человек любой касты.
Пример: Дырка от бублика не может быть охарактеризована ни размерами, ни массой, ни чем-либо ещё.
В Буддизме нирвана изображается как белый круг, окружённый кольцом, составленным из всех цветов радуги:
В III-ем веке до нашей эры Буддизм становится официальной идеологией Индии.
К I веку до нашей эры Буддизм «уходит» из Индии на Юг и Северо-восток.
И в этом же I веке до нашей эры в Буддизме появляется два основных направления:
Махаяна – «широкая колесница» - широкий путь спасения.
Хинаяна – «узкая колесница» - узкий путь спасения.
Хинаяна – узкий путь спасения – направлен на самосовершенствование личности следуя восьмеричному пути.
Махаяна – широкий путь спасения – религия в «чистом виде».
Основные различия махаяны и хинаяны.
Точка зрения на возможность освобождения от страданий.
Хинаяна утверждает возможность освобождения от страданий собственными усилиями. Последователями хинаяны являются, к примеру, Дзэн-буддисты.
Махаяна считает, что усилий человека для освобождения от страданий недостаточно – ему должна быть оказана помощь внешних спасителей.
Внешними спасителями являются:
Сиддхарта
Бодисатвы (Бодхисатвы).
Бодхисатвы – это люди, которым удалось достичь нирваны и выбраться из круга перевоплощений. Но бодхисатвы не ушли в нирвану, а остались среди людей, чтобы помогать их спасению. Бодхисатв существует великое множество.
Наиболее известным бодхисатвой является бодхисатва Авалокидешвара. Он изображается как пирамида голов и множество рук («множество голов и тысяча рук»). Считается, что бодхисатва Авалокидешвара всеми головами думает о страданиях людей и всеми руками спасает людей от страданий.
Молитвы и обряды.
В хинаяне молитв и обрядов нет – есть «правильный» образ жизни.
В махаяне, из-за недостаточности образованности населения, практикуются молитвенные мельницы, представляющие собой цилиндры, в которые насыпаются заранее записанные молитвы.
Когда человек прокручивает специальную ручку – молитвы в мельнице переворачиваются (как бы перемалываются) и считается, что человек тем самым «произнёс» молитвы, которыми наполнена мельница.
Учение о Будде.
Будд в Буддизме чрезвычайно много.
Наиболее известными Буддами являются:
Будда Шакья-Муни.
В хинаяне – это человек, который создал учение Буддизма.
В махаяне – это Бог, который пришёл на Землю.
Этот Будда изображается как Будда золотого цвета.
История жизни Будды Шакья-муни:
История согласно хинаяне:
Однажды в знатном роду правителей Индии родился мальчик, который всю жизнь до некоторой поры жил в шикарном дворце, окружённый всевозможными благами и красивыми людьми. Но однажды, когда юноша вышел в город, с ним произошли четыре роковые встречи.
Сначала он встретил дряхлого старца и очень удивился увиденному, так как до этого таких людей он не видел. Он спросил у своих слуг: «Что с ним?». На что получил ответ: «Это с каждым, если повезёт».
Затем ему встретился человек, больной проказой. Будущий мудрец спросил удивлённо: «Что с ним, почему он такой?». Ответ был следующим: «Это есть у каждого». Под этим подразумевалось, что у каждого человека есть болезнь, не обязательно проказа. Имелось в виду, что абсолютно здоровых людей не бывает.
Третьей роковой встречей была встреча с похоронной процессией. Заметив усопшего, юноша спросил у слуг: «Кто это?». В ответ ему сказали, что «это рано или поздно – удел каждого».
В конце своего путешествия он встретил группу монахов-отшельников. Удивлённый тем, что эти люди отказываются от всех материальных благ ради познания истинной духовности, Сиддхарта присоединяется к ним и становится Гаутамой.
Позже Сиддхарта покидает монахов-отшельников и становится Шакья, а впоследствии и Шакья-муни (в переводе означает «мудрец из племени Шакья»).
История согласно махаяне:
В махаяне Будда – это Бог, явивший себя людям. По преданию к царице, гуляющей ночью в саду, сошёл с облака белые слон. Царица забеременела, подняла руку, и из подмышки родился мальчик. Дальнейшая история аналогично истории, которая принята в хинаяне.
Непорочное зачатие – основа начала Буддизма.
Будда Амитаба.Этот Будда почитается в махаяне, почитается он в качестве владыки Рая. Изображается как Будда красного цвета.
Будда Яма.
Будда Яма является владыкой Ада. Ад разделён на пять холодных и пять горячих кругов.
Отношение к религии.
Так как махаяна есть религия в «чистом виде», то рассмотрим подробнее именно её.
Махаяна как религия не отличается от других религий. Она говорит о приходе в будущем на Землю спасителя и начале «новой жизни». Этим спасителем в махаяне является Будда Майтрея.
Этот Будда изображается как Будда телесного, «человеческого» цвета, но, в отличии от изображений других Будд, как правило он изображается улыбающимся и очень толстым.
Во главе махаяны стоят два человека.
Их титулатура выглядит следующим образом:
Далай-лама - воплощение Бодисатвы Авалокидешвара.
Панчен-лама – воплощение Будды Амитаба (вице глава буддистов).
Когда умирает заслуженный лама, то его последователи с помощью специальных признаков ищут человека, в которого перевоплотился лама. Потом для найденного человека проводится своеобразное тестирование с помощью вещей, принадлежащих усопшему ламе.
Если из предложенного набора вещей принадлежащих ламе и ему не принадлежащих претендент правильно выберет те, которые ламе принадлежали, тогда то, что он является перевоплощением заслуженного ламы, сомнения уже не вызывает. Такими вещами могут быть к примеру шляпы, посохи, чаши, пояса и так далее…
pm012.narod.ru
3.1. Философия Древней Индии
Раньше всего философские идеи утвердились в древней Индии (сер. 2 – н. 1 тыс. до н.э.), которые нашли своё отражение в первом литературном памятнике древних индийцев – «Ведах». «Веды» (букв. – знание, ведение) – совокупность наиболее ранних текстов на древне-индийском (ведийском) языке, которая состоит из гимнов, молитв, жертвенных формул, заклинаний и т.п. «Веды» используют символическую форму толкования мира и предлагают различного рода рекомендации к правильному в нём существованию. Самостоятельные философские учения в Индии появляются в 7 -6 вв. до н.э. в форме философии локаята (чарвака), крупнейшими представителями которого считаются Брихаспати и Дхишан, и философии санкхью (основатель Капила). Признавая естественность и вечность бесконечного многообразия мира, древнеиндийские мыслители отвергали сверхестественнность природных явлений и процессов, отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма.
Сторонники философии Вайшешика (3 в. до н.э.) обосновали представление об атомах как последних и неделимых частицах всех предметов. Если материалистические взгляды в Древней Индии ориентировали людей на активное отношение к миру, то учения джайнизма и крайние формы буддизма – преимущественно на созерцание. Цель человеческого существования в этих учениях сводилась к достижению особого духовного состояния «нирваны» (букв.- остывание, угасание) – слияние с «божественной» сущностью и освобождения от материально-чувственного мира.
Философия Древнего Китая
Материалисты Древнего Китая (7-6 вв. до н.э.) стремились объяснить мир, исходя из него самого. Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал – мужского – янь и женского – цинь, китайские мыслители объяснили бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Китайский философ Лао-Цзы (6 в. до н.э.) считал, что каждая вещь, достигнув определённой степени развития, превращается в свою противоположность. Неполное становится полным, кривое – прямым и наоборот. Пытаясь раскрыть материальные первоначала всего сущего, некоторые из древнекитайских философов считали таковыми дерево, огонь, металл, воду. Лао Цзы известен также своим учением о естественном законе движения – дао, который обусловливает существование вещей и жизнь людей. В противовес идеалистам, которые рассматривали небо как сферу божественного разума, сторонники Лао Цзы утверждали, что закону дао подчиняется не только Земля, но и Небо. В учении Лао Цзы нашли своё отражение атомистические представления о строении Мира. Он считал, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц – цы. Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (5-4 вв. до н.э.). Он известен также как критик учения Конфуция (6-5 вв. до н.э.). Идеи Лао Цзы и Конфуция положили начало двум основным направлениям всей последующей китайской философии – даонизму и конфуцианству. Конфуцианство сыграло важную роль благодаря разработке этико-политических проблем. Конфуций провозглашал как принцип отношений между людьми гуманность – жень. Однако, обращаясь в поисках обоснования норм морали к прошлому, он освещал покорность человека существующему порядку вещей. Конфуцианство превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и существенным образом оказало влияние на всю историю Китая.