История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Каковы были характерные особенности крупных полисов Греции: Афины и Спарты? Полис древней греции афины


Афины как тип полиса.

Количество просмотров публикации Афины как тип полиса. - 282

Политическая история Аттики являет собой классический образец возникновения государства. Энгельс пишет: "Как развивалось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного "вооруженного народа", защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах; заняла вооруженная "публичная власть", которая была подчинœена этим государственным органам, а, следовательно, могла быть применена и против народа – всœе это, по крайней мере, в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше, чем в Древних Афинах".

В гомеровский период своей истории Аттика была разделœена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединœение Аттики было постепенным и длительным процессом, и завершилось тем, что всœе общины объединились вокруг Афин. Такое объединœение получило в Греции название синойкизма (греч. – совместное посœелœение).

Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению родовых отношений, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ началось еще в гомеровский период. О синойкизме Энгельс сказал следующее: " Перемена состояла прежде всœего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, ᴛ.ᴇ. часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и была передана в ведении общего совета. Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой либо из коренных народов Аттики: вместо простого союза живущих по сосœедству племен произошло их слияние в единый народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой получил определœенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Но этим был сделан первый шаг к разрушению родового строя..."

Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному расслоению населœения Аттики, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ особо интенсивно протекало в VIII-VII веках до н.э.

Родовая знать создала особую группу, носившую название евпатридов, ᴛ.ᴇ. "имеющих благородных отцов". Экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и всœе имущество оставалось во владении рода. В руках таких родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть.

Замкнутый господствующий верхушке эвпатридов противостояла остальная масса свободного населœения Аттики – демос. Демос не был однороден. В его состав входили крестьяне, имевшие собственную землю, и так называемые феты - крестьяне, лишившиеся собственной земли, ремесленники, купцы, судовладельцы.

Вместе с тем, в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся людьми "не чистого происхождения" и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метки, не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах.

Низший слой аттического общества, составляли, лишенные каких бы то ни было прав рабы.

Старые родовые учреждения не соответствовали новым отношениям, развивавшимся в афинской общинœе. Потому организация управления в Афинах претерпевает существенные изменения.

В древности верховная власть в Аттике принадлежала басилеям. При этом около VIII века до нашей эры царская власть в Афинах исчезла. Некоторые ученые считают, что потомки последнего афинского царя Кодра предпочли выборную власть архонта наследственной должности царя. Архонты, избранные из эвпатридов, управляли Афинами.

Сначала эта должность была пожизненной, затем архонты стали избираться на 10 лет и, наконец, на один год.

Первоначально избирался только один архонт. Позже образовалась коллегия из девяти архонтов. Эти должности исполнялись безвозмездно, и это считалось высшей почестью не только для самого архонта͵ но и для всœего его рода.

Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка включая дарование гражданских прав или обвинœения в ниспровержении государственного строя.

По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг – высший государственный совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителœем традиций, высшим судебным и контролирующим органом.

Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся архонтов; он и сам был членом его как бывший архонт. Но видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил. Им поручил он предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в Народное собрание без предварительного обсуждения.

Народное собрание в Афинах было одним из главных решающих органов. В нем разрешалось участвовать всœем гражданам, не зависимо от их социального статуса и материального положения, кроме женщин, они не имели права участвовать в политической и общественной жизни. На обсуждение Народному собранию выносились самые важные вопросы, объявление войны и заключение мира, избрание должностных лиц и выслушивались отчеты после годичного правления. Также народное собрание осуществляло контроль, за воспитанием юношей готовящихся получить гражданские права. На Народном собрании выслушивались отчеты должностных лиц, они должны были отчитываться в проделанной работе. По этой причине подготовка к выступлению на народном собрании была очень тщательной, Плутарх писал, что Перикл так усердно готовился к своему выступлению, что в течении нескольких дней не допускал к себе родных.

Внутриполитическая жизнь Древней Греции проходила под знаком борьбы эвпатридов и демоса. Классовые противоречия усугублялись, а вместе с ними обострялись и классовая борьба, усиливалось общественное недовольство.

Первой серьезной уступкой эвпатридов демосу было издание писаных законов Драконта. До этого времени писаных законов не существовало. Судили согласно обычаям предков. Отсутствие писаных законов позволяло судьям-аристократам выносить несправедливые решения, что побуждало широкие слои населœения требовать записи существующих обычаев.

В 621 году до н.э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Так возникли Драконтовы законы. Οʜᴎ отличались необычайной жестокостью, и основной мерой наказания являлась смертная казнь. Отсутствие других мер, свидетельствует о примитивности этих законов. Драконт лишь записал существовавшие устные законы. При этом законы имели большое историческое значение. Писаное право вносило порядок в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда.

referatwork.ru

4. Каковы были характерные особенности крупных полисов Греции: Афины и Спарты?

Спартанское государство было расположено на юге Пелопоннеса. Спартой называлась столица этого государства, сама же страна получила название Лаконии.

Спарта является древнейшим государством архаичной Греции. В VII в. до н. э. спартанцы предприняли завоевание соседей области ― Мессении. В результате двух мессенских войн территория Мессении была присоединена к Спарте.

Жившее в плодородных долинах местное население было обращено в бесправных илотов.

Экономика Лаконии была очень неразвита и примитивна. Главным занятием здесь являлось земледелие. Ремесло было очень мало развито. Спартанское государство запрещало всякую внешнюю торговлю. Для оплаты продуктов или произведений ремесла требовалось большое количество денег. Деньги не только не носили в кошельке, как это делается теперь, а хранили в специальных кладовых.

Привилегированный класс (сословие) Спарты ― спартанцы составляли так называемую общину равных.

Спартанцы занимались военным делом. Для того чтобы воспитать сильных и крепких воинов, в Спарте существовала специальная система воспитания.

Каждого новорожденного несли в высшие учреждения Спарты ― Герусию, т. е совет старейшин. Если ребенок рождался слабым и болезненным, его сбрасывали со скалы. Здорового оставляли у матери до достижения им семи лет. Затем он шел в общественную школу, где проводил время до совершеннолетия, т. е. до 18 лет. Режим школы был очень суровым.

В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Цель воспитания была вырастить сильного, закаленного воина. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Приучались говорить как можно короче ― "лаконично" (от названия страны ― Лакония).

В Спарте, единственном городе Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщины. Считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери. Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это все делали илотки. Спартанки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики.

Вся деятельность спартанского государства была направлена на то, чтобы сохранить илотов в повиновении.

В спартанском государстве существовало народное собрание. Это собрание решало вопросы о войне и мире, но голосование там не проводилось. Все решалось криком.

В Спарте было два царя одновременно. Они имели жреческие функции и считались священными.

Наиболее сильным и фактически управляющим государством органом являлось собрание старейшин ― представителей самых влиятельных родов и семей Спарты.

Военное преимущество Спарты и возглавляемого ею Пелопоннесского союза не вызвало сомнений во всей Греции.

Спартанский строй был самым реакционным среди древнегреческих государств.

По сравнению с другими торгово-ремесленными полисами быстрое социально-экономическое и политическое развитие аттики во главе с наиболее прославленным в исторической традиции полисом - Афинами - наступило несколько позднее.

Согласно преданиям в древнейшие времена в Афинах правили басилеи, резиденция которых была на укрепленной скале ― акрополе.

Однако должность басилея не была упразднена в Афинах, но она постепенно потеряла свое политическое значение.

Главой афинского аристократического полиса в течение IX―VIII в. до н. э. становится новое дополнительное лицо ― архонит.

Народное собрание в Афинах, как и в других аристократических полисах, было несостоятельно.

В VII в. до н. э. в Афинах стали развиваться ремесла и торговля.

Обострившимися отношениями между аристократией и демосом решил воспользоваться, чтобы сделаться афинским тираном, популярный в Афинах победитель олимпийских игр Килон. Около 640 г. до н. э. на празднике в честь Зевса он захватил со своими приверженцами Акрополь.

В 621 г. до н. э. архонит-дисмофет Драконит обнародовал записанные им правовые нормы. Они вошли в историю под названием "драконтовых законов", сделавшимися эпитетом для чрезмерно жестоких законов вообще.

Для завоевания острова Саламин в 594 г. до н. э. был избран архонтом Солон.

Реформы Солона можно разделить на экономические и политические. Своими реформами он легализовал те естественно развившиеся социально-экономические и политические отношения, которым не давали хода евпатриды; стоявшие у власти до Солона.

Реформами Клисфена был завершен процесс оформления афинского демократического рабовладельческого полиса.

studfiles.net

Рассмотрим общественный и государственный строй двух наиболее влиятельных полисов античной Греции – Афины и Спарта.

Поиск Лекций

 

Афины

Государство возникло на территории Аттики, где первоначально жили четыре племени, каждое из которых имело свое Народное собрание, Совет старейшин и выборного вождя Базилевса.

С переходом к производящей экономике произошел раздел общинной земли на участки, происходила имущественная дифференциация, что в конечном итоге приводило к образованию верхушки богатых людей и обнищанию масс свободного населения, многие из которых из долгов попадали в рабство. Классовости также способствовало ремесло и торговля, так как Афины имели непосредственный доступ к морю. Так, богатые люди начинали руководить и подчинять себе бедных. При легендарном греческом герое Тесее происходит слияние четырех племен, и, как следствие, образуется Афинское государство-полис.

Тесей разделил всё население на три основные группы:

1)Эфпатриды – родоплеменная знать, которая обладала исключительным правом занимать государственные должности

2)Геоморы – люди, которые занимались земледелием

3)Демиурги – люди, которые занимались ремеслом.

Кроме того, были лица, не входившие ни в одну из групп, например, торговцы и крестьяне, которые составляли основную массу населения и были лишены права занимать государственные должности, они лишь могли участвовать в Народном собрании, в компетенции которого не входили особо важные политические вопросы.

Вскоре Эфпатриды, опираясь на свою политическую и экономическую власть, ограничивают власть Базилевса(вождь). Появляется должность Архонта, которые избирался из класса Эфпартидов. Срок службы Архонта сначала не был ограничен, а впоследствии ограничен 10 годами правления. Позднее начала формироваться коллегия архонтов, состоящая с 9 человек, которые возглавляли исполнительную власть, руководили внутренними делами, руководили судебной системой, командовали армией, осуществляли жреческие функции.

Таким образом, в 8-7 веке до н.э. можно выделить следующие органы в Афинском полисе:

1)Народное собрание

2)Архонт

3)Ареопаг-орган, который избирал и контролировал Архонтов и Народное собрание, осуществлял высшую судебную власть. В состав Ареопага входили все бывшие и действующие Архонты.

Демос - основная масса населения, которая была отстранена от власти и часто попадала в рабство за долги, что в конечном итоге приводило к социальным конфликтам и бунтам: в 7-6 веках до н.э. в Афинах началась гражданская война, которая поставила под угрозу существование полиса. Накалённую обстановку разрядил очередной Архонт- Солон, который пришел к власти в 6 в до н.э. и несмотря на то что был представителем рода Эфпатридов, пользовался доверием у всего демоса. Главной целью, которую ставил перед собой Слон, было примирение интересов демоса и Эфпатридов, так как народ был не доволен свой обособленностью от власти и закабалением. Солон провел следующие реформы:

1)Сисахфия – долговая реформа, в соответствие с которой все долги рабам аннулировались и дальнейшее превращение свободного в раба запрещалось; даже рабы, проданные за границу, выкупались государством назад.

2)Цензовая реформа. Солон оделил все население полиса на четыре группы в зависимости от доходов:

-пятисотники (лица, получавшие не мене 500 мединов зерна либо оливкового масла)

-всадники (лица, получавшие не мене 300 мединов зерна либо оливкового масла)

-зевгиты (лица, получавшие не мене 200 мединов зерна либо оливкового масла)

-феты (лица, получавшие не более 200 мединов зерна либо оливкового масла)

3)Солон ввел такой орган, как Гелиэи – новый судебный орган, в который мог быть избран любой афинский гражданин в не зависимости от его имущественного положения

4)Солон ввел такой орган, как Совет четырехсот «Буле» - новый орган, который руководил исполнительной ветвью власти и формировался из первых трёх групп населения.

 

В 6 в. до н.э. к власти приходит Клисфен и также провел ряд реформ, демократизирующих общества:

- отменил деление населения на 4 группы

- изменил территориальное устройство афинского полиса, поделив всю территорию на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три части (городскую, прибрежную, земледельческую)

- организовал совет пятисот вместо совета четырехсот. Новый орган формировался избрания 50 человек в каждой из 10 фил. Совет пятисот руководил политической властью Афин в период между созывами Народного собрания.

- ввел процедуру Остракизма, суть которой заключалась в том, что каждый год созывалось Народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства

 

В 5 в. до н.э. Афины становятся одним из ведущих полисов Греции. Помимо этого укрепляется демократический строй, особенно при Перикле и Эфиальте: должности чиновников стали оплачиваться, каждому гражданину, участвующему в заседании Народного собрания, давали деньги в качестве возмещения за то, что человек занимается не личными, а государственными делами.

 

Спарта

Спарта - Древнегреческий полис, который можно полностью противопоставить Афинам. Как было уже замечено, в Афинах правил демос, в Спарте же правила аристократия, родоплеменная знать. Спартанский полис образовался в результате слияния двух племен - дорийцев и микенцев. Именно эти племена решили объединиться в имя достижения общей цели, чтобы направить всю силу против врагов. В каждом племени Спарты был свой царь. Спарта по форме правления представляла собой республику. Цари играли роль военачальников, которых избирали из родоплеменной знати. Земля Спарты делилась на 9 тысяч наделов. Что касается социальной структуры населения, то можно выделить две основные группы:

1)Свободное население. В него входили прежде всего спартанские граждане – самые привилегированные слои общества, хотя участвовать в Народном собрании мог только тот, кто имеет землю в собственности. Также к свободному населению можно отнести периэков - жители полиса, которые не обладали статусом гражданства, но, тем не менее, платили налоги, могли торговать, служить в армии.

2)Несвободное население. Здесь речь идет о рабах, хотя рабство и имело место, оно не получило большого распространения. Большую массу зависимых составляли так называемы Илоты – представители захваченного населения.

Структуру органов власти можно охарактеризовать следующим образом:

1)Народное собрание (принимало законы, избирало чиновников, решало вопросы войны и мира)

2)Коллегия Эфоров (орган исполнительной власти, состоящий из пяти человек, который избирались сроком на 1 год из аристократических семей; Здесь решаются вопросы внутренней и внешней политики)

3)Совет старейшин (орган, члены которого избирались из старейших граждан; в совете было 28 человек, которые непосредственно обсуждали законопроект перед принятием его на Народном собрании).

 

С течением времени полисная система в Древней Греции начинает рушиться.

 

Причины краха полисов:

1)Слабость политического устройства

2)Трудно обеспечить внутреннее гражданское единство

3)Периодическое восстание рабов

4)Большая дифференциация в общественном строе

 

Таким образом, резюмирую изложенное, хотелось бы отметить, что вся современная европейская культура появилась на почве культуры античной. Без знания античной истории нельзя понять многих последующих периодов истории, искусства, архитектурных стилей, театра, современных политических, научных и других терминов. Наибольшие достижения греков проявились в трех основных областях:

1)организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства;

2)установлением демократической республики (демократии) – наиболее прогрессивной формы государственного устройства;

3)создание замечательной культуры.

Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина, разработанность ее направлений, создание шедевров и выработка плодотворных идей, вошедших затем в сокровищницу мировой цивилизации, выделяют феномен древнегреческой культуры среди многих других культурных национальных систем.

 

Список использованной литературы:

1) Э.Д.Фролов .История Древней Греции Москва 2003

2)Новиков. Всеобщая история Москва 2004

3) Крашенинников. История государства и права зарубежных стран Москва 1999

4) Г.Б.Поляка. Всемирная история Москва 2003

 

poisk-ru.ru