Философские школы древней индии. Философские школы Древней Индии (стр. 3 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Основные философские школы Древней Индии. Философские школы древней индии


Философия Древней Индии – кратко самое главное о философских школах

Индийская цивилизация является одной из самых древних на земном шаре. Она зародилась на полуострове Индостан почти 6 тысячелетий назад. В попытке осмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем, древние индийские философы стали предпринимать первые шаги в развитии мировоззренческих учений. Так зародилась философия Древней Индии, которая оказала значительное влияние на всю мировую культуру.

Общая характеристика

Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:

  • Ведический – период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.).
  • Эпический – период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.).
  • Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.).

С древних времен индийская философия развивалась непрерывно и закономерно, без кардинальных смен идей и точек зрения. Все основные положения описаны в Ведах, датируемых XV в. до н. э. Практически вся литература, последовавшая за Ведами, связана с их толкованием. Веды были написаны на санскрите, и включали в себя четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.

Веды

Рис. 1. Веды.

К основным положениям философии Древней Индии относят:

  • совершенствование внутреннего мира человека;
  • желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;
  • искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;
  • восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;
  • неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого;
  • постижение знаний путем длительного сознательного погружения;
  • подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.

Философские школы Древней Индии

В Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные – те, то развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные.

К ортодоксальным школам относятся:

  • Ньия – самая первая ортодоксальная школа, согласно которой мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. В основе данной философской системы лежит исследование метафизических проблем, не чувственным, а логическим путем.
  • Вайшешика – проповедовала вечный круговорот жизни, состоящий из цепи многочисленных превращений и смены одной телесной оболочки на другую. Это так называемая сансара – колесо вечного перевоплощения. Вследствие реинкарнации душа находится в постоянном движении и поиске гармонии и идеала.

Колесо Сансары

Рис. 2. Колесо Сансары.

  • Йога – философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача – полное подчинение тела мозгу.

Возникновение неортодоксальных философских школ связано с поклонением материализму. В основе лежит лишь тело и его чувства, но никак не эфемерная душа.К неортодоксальным школам Древней Индии относят:

  • Джайнизм – учит тому, что все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому – страшный грех. Достичь просветления в джайнизме невероятно трудно. Для этого нужно полностью заменить привычную пищу на солнечную энергию, никогда не отвечать на зло насилием и не причинять даже малейшего вреда ни одному живому существу.

Главной целю всех философских школ Древней Индии было достижение нирваны – состояния полной гармонии со Вселенной, утрата всех земных ощущений, растворение в Космосе.

  • Буддизм – согласно этому философскому учению, конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности – не причинение вреда окружающим.

Будда

Рис. 3. Будда.

Что мы узнали?

При изучении темы «Философия Древней Индии» мы узнали кратко самое главное о философии Древней Индии: как она развивалась, какие общие черты имела, что было заложено в ее основу. Также мы познакомились с основными ортодоксальными и неортодоксальными философскими школами и их учениями.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Философские школы Древней Индии - часть 3

Философы ньяиики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это — случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Причем освобождение — это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д.

Ньяиики считают Бога первопричиной созидания, сохранения и разрушения мира. Он создает мир не из ничего, но из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ. Мыслители этой школы доказывают существование бога. Для этого они используют несколько аргументов. В частности они говорят, что все сложные объекты мира, образованные определенной комбинацией атомов (горы, моря, реки и т. д.), должны иметь причину, потому что они по своей природе являются следствиями какого-то действия, подобно тому как следствием действия гончара является горшок. Без руководства со стороны разумной причины материальные причины этих вещей не могут достигнуть того порядка, связи и координации, которые дают им возможность производить определенные действия. Очевидно человек слаб для такого созидания.

Второй аргумент основан на вопросе о различности человеческих судеб. Ньяиики говорят, что причинами страдания и радости являются поступки людей совершенные в нынешней и прошлых жизнях. Если мир совершен богом, не только всемогущим, но и морально совершенным, то, очевидно страдание человеку даётся за плохие поступки, а радость за хорошие. Если бог является и творцом и моральным руководителем мира, то получается, что человеческие существа отвечают перед богом за свои поступки. Из этого естественно и необходимо следует, что бог награждает нас за хорошие поступки и наказывает за плохие. Иными словами, в мире, сотворенном богом, хорошие действия должны вести к хорошим последствиям, а вредные действия не должны миновать вредных последствий.

Третий аргумент в пользу бытия бога основывается на авторитете Вед.

Значение системы ньяйи заключается в ее методологии, то есть в теории познания, на которой строится эта философия. Созданная в ней теория познания является основой не только для ньяя-вайшешики, но с незначительными изменениями она служит и другим системам индийской философии. Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного принципа.

1.5. Йога

Йога— понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.

Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога...». Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста. Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

1. Яма — принципы взаимодействия с внешней средой

2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой

3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности

4. Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума

5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами

6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума

7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)

8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.

В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию,«Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:

  • Карма-йога — «йога деятельности»
  • Бхакти-йога — «йога преданности», или «йога преданного служения»
  • Джнана-йога — «йога знания»

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.

Хатха-йога — это одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

1.6. Вайшешика

mirznanii.com

Вопрос 3 Философские школы Древней Индии

К основным философским школам относятся:- ортодоксальные (признававшие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика;- неортодоксальные: джайнизм, буддизм, школа Чарвака-Локаята. Согласно установившейся традиции, вся ведическая литература делится на четыре группы: 1. Самхиты.2. Брахманы.3. Араньяки тексты философских размышлениий об истине).4. Упанишады – «сокровенное знание». Веды - это священные книги брахманов, которым они приписывали сверхъестественное происхождение. В Упанишадах описывается атман — основа мира, одновременно и божественное начало, и безличный принцип. Брахман - представляет собой причину всего сущего, которая покоится в себе самой, нечто, что находится везде, в любом явлении мира. Целью познания, с точки зрения Вед, является полное осознание того факта, что атман и брахман едины.К ортодоксальным школам индийской философии относятся ньяя и вайшешика, которые возникли как самостоятельные, а впоследствии слились в одну школу. Их сторонники полагали, что атомы формируют не материальный мир, а дхарму, то есть моральный закон, который управляет миром. Санкхья и йога — еще два схожих течения индийской мысли Санкхья представляет собой дуалистическое учение, в основе которого лежит противопоставление духа (пуруши) и материи (пракрити). Пурушу можно отождествить с сознанием, а пракрити — с телом. сторонники школы йоги разработали особые практики, в основе которых лежала аскеза и медитация. К неортодоксальным школам индийской философии относятся буддизм, джайнизм и локаята. буддизм - религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны, основанная индийским принцем Гаутамой (Буддой). Джайнизм –В основе данного направления также лежит противопоставление между душой и телом. С точки зрения философии джайнизма, в основе мира лежат четыре элемента: воздух, огонь, вода и земля. Локаята.- Основным источником познания считалось чувственное восприятиеПредставители локаяты полагали, что мир произошел из первоначала, которому присущи четыре «главные» сути: воздух, огонь, вода и земля, из которых и состоит мир.. Несмотря на все различия и многообразие школ индийской философии можно выделить некоторые общие черты: - ярко выраженный религиозный характер; - окружающий мир и личность тесно связаны; - обращенность философии внутрь человека; - жизненные принципы: аскетизм, самоанализ, самоуглубление, недеяние; - абстрактный характер философии; - учение о перерождении; - учение о карме.

Вопрос 4 Философские школы древнего Китая

Основателем конфуцианства был древнекитайский философ — самый знаменитый китайский мыслитель. Конфуций (551—479 гг. до н. э.) —До сих пор многие китайцы живут по его заповедям. Возникла даже религия – конфуцианство, в которой на первом месте стоит почитание предков. Сам Конфуций – учитель мудрости, учил как вести себя в обществе, государстве. Разъясняя смысл человечности он говорил “Не делай другому того, чего себе не желаешь”. Это одно из первых упоминаний золотого правила поведения. Конфуцианство - это прежде всего морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире Конфуцианство было консервативным течением, идеализировавшим прошлое. В его основе лежало два принципа. Во-первых, несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы вновь восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к традициям, возродить их. Во-вторых, с точки зрения Конфуция и его последователей, идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены. Даосизм —основателем считается китайский философ Лао-цзы, В основе системы даосизма лежит понятие «Дао» («путь») — первоначало, безличный мировой закон. Только Дао (небытие) вечно, все остальное преходяще. Дао — это первичное небытие, «ничто не имеет имени; называя его, мы превращаем его в бытие. Даосизм акцентирует внимание главным образом на природном аспекте Дао, и это выражается в важнейшем положении даосизма; «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего. Чань-буддизм — это результат рецепции китайской культурой идей индийского буддизма. Основателем чань-буддизма считается индийский монах Бодхидхарма. Медитация — это основной путь просветления как в буддизме, так и в чань-буддизме; различие между этими направлениями кроется в том, как понимается медитация. В чань-буддизме предпочтение отдается не целенаправленной практике медитации, а внезапному озарению, интуитивному инсайту. Моизм и легизм исходят из представления о процветании народа. Управление государством у моистов осмыслялось как забота о благополучии народа. Только в этом случае народ будет любить государя и в империи установится мир. Забота о народе должна заключаться в отказе людей, обладающих властью, от роскоши и богатства, которые являются воплощением несправедливости. Как и конфуцианство, легизм был в целом скорее морально-этическим, чем религиозным учением. Условием гармоничного развития государства является строгая система обязанностей и наказаний за их невыполнение.

studfiles.net

Философские школы древней индии.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта(IV-IIв.в. до н. э.), Миманса (VIв. До н. э. ), Санкхъя (VIв. до н. э.), Нъяя (III. В до н. э.), Йога (IIв. до н. э.) Вайшешика (VI-Vв. до н. э.)). Вторая группа – неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IVв. до н. э.), Буддизм (VII-VIв. до н. э.), Чарвака - Локаята).

Йога опирается на веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает «сосредоточение», ее основателем считается мудрец Патанджали (IIв. до н. э.).

Йога это философия и практика. Йога – есть индивидуальный путь спасения и предназначения для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства, при успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию – самадхи - (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме того, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится, Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего это мясо).Учителя Йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям..

Представителем другой группы является Джайнистская школа, возникшая в VIвеке до

Нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана , по прозвищу победитель (Джина). Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания, Степень сознательности людей различна. Это от того, что душа склонна отождествлять себя с телом, и несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом ) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души – в ее привязаностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязаностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - победитель) собственные страсти и способны научить этому других, Знание- это не только послушание учителя, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.

Космополитический характер буддизма.

Буддизм ,наряду с Христианством и Исламом, относится к так называемым мировым религиям, которые в отличии от национальных религий(Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональный характер. Возникновение мировых религий – результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер Буддизма позволил перешагнуть ему границы, широко распространится по земному шару. Буддизм возник в VIв. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс формирования рабовладельческих государств.

Отправной точкой буддизма является легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме.

Согласно этой легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий. После семилетнего отшельничества он достигает пробуждения и постигает правильный жизненный путь, и он становится Буддой («пробужденный», «достигшим прозрения»),

проповедуя свое учение на протяжении сорока лет. Центром учения становятся четыре истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Реальный мир есть сансара – круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из «колеса» сансары, путем достижения нирваны («угасание»), состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного от желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник победивший желания.

Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке(«тройной корзине») – своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Всего существует 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока. В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь уже не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей. И наконец последний уровень – арупалока --отрешен от формы и от телесного материального начала.

В Буддизме одно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление «изменчивых» форм. Согласно высказываниям Будды, личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасении души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается по учению Буддизма, на отдельные элементы ( сканды ), но чтобы в новом рождении оказалась воплотившейся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой- это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страдании и в праве на спасение. Этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени философским учением, а не религией.

В Iв. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна ( малая повозка) и Махаяна (большая повозка). Это разделение было вызвано различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связана с ранним буддизмом, признает Будду человеком, нашедшего путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит по возможности спасения не только для отшельников - монахов, но и для мирян.

В VI-VIIвв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя. КXII-XIIIвв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившейся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся вXII-XVвв. на базе Махаяны.

Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы.

В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма. Буддийской

Религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь.

studfiles.net

drevneindiiskaya-filosofiaДля древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы.

Ортодоксальные философские школы1. Веданта (IV-II в.в.до н.э.)2. Миманса (VI в. до н.э.)3. Санкхья (VI в. до н, э.)4. Ньяя (II в. до н. э.)5. Йога  (II в. до н..)6. Вайшешика  (VI-V в.в. до н. э.)

Неортодоксальные философские школы 1. Джайнизм  (VI в. до н. э.)2. Буддизм  (VII в.-VI в. до н.э.)3. Чарвака-локаята.

     Ортодоксальные философские школы  — признающие в качестве главного авторитета авторитет Вед. Неортодоксальные школы — не признающие ведические тексты в качестве главного авторитета.      В ряде школ того и другого направления нередко из-под религиозно-этической формы проступала материалистическая тенденция.    Так, вайшешика — древнеиндийская материалистическая школа. Название школы произошло от слова “вишеша” — особенность. При объяснении действительности для вайшешики первоначальное значение имела категория особенности субстанций, атомов, душ. Это первая школа атомизма. Ее целью было — достижение избавления от страданий через истинное познание. Субстанций, по ее мнению, пять: вода, земля, свет, воздух, эфир. Это физические элементы, которые сами состоят из вечных, неделимых атомов. Все действия атомов восходят к воле Бога.     Другая школа — чарвака-локаята — тоже древнейшее материалистическое учение, но другой традиции: эта школа отрицала существование другого мира, кроме материального. Мир материален, мы ощущаем его через органы чувств, и наши ощущения — единственно истинны. Вера ложна, недоказуема. Религия нужна лишь бедным. Название этой школы происходит от санск. глагола «жевать», «глотать». Сторонники ее полагают, что многие сложные понятия Вед («дхарма» и др.) следует «проглотить», не придавать им большого значения. Другой смысл название школы получило от «локаята» — «распространенный в мире». Чарвака-локаята не признает иного мира, о котором повествуют Веды. «Локаятики» (так называют в Индии сторонников этой школы») говорят: «Отказ от видимого во имя невидимого — глупость».  Тело человека — это сочетание земли и других элементов материального мира. Душа человека  растворена в теле.     Большинство же философских школ Индии — религиозно-философского содержания.    Веданта — философская школа, непосредственно опирающаяся на Веды. Веды рассматриваются в ней в качестве священного источника, подобно древнееврейской Библии в иудаизме или Новому Завету в христианстве.     Мир в представлении веданты — это школа жизни для каждого человека. Жизнь на Земле — ученичество. Человек должен как можно больше извлечь жизненных уроков, стать лучше. Он должен следовать наставлениям духовного учителя – гуру.     Крупнейшим представителем веданты был философ Шанкара (Шанкарачарья), живший в 8-9 в.в. н.э.  Трактат «Атмабадха», написанный им, знают все последователи веданты.      В трактате речь идет о Вселенной. Вселенная – это Брахман и Атман, Мировой Дух.  Брахман есть единая вселенская субстанция и вся совокупность бытия. Постижение  этого знания – единственное средство избавления от бессмысленности бытия. Бессмысленное, иллюзорное бытие веданта называет майей, иллюзией. Иллюзорность мира может быть преодолена с помощью познания истины, истины Брахмана.    Вот некоторые выдержки из «Атмабадхи».    — «Как огонь (необходим) для изготовления пищи, (так) так без знания не достигнуть спасения».   — «Брахман, который «не то», лишен образа, служит целью веданты, недвойствен, (состоит) из нераздельного блаженства, един».   — «Брахман отличен от мира; нет ничего, что не было бы Брахманом. Если (что-либо) кажется не Брахманом, это обманчиво, словно мираж в пустыне».     — «Вездесущего атмана – бытие и мысль – видит (лишь) глаз знания, (его) не видит глаз незнания, как слепой *не видит) сияющего солнца».     Йога – также ведическая философская школа. Слово «йога» в переводе с санск. означает «сосредоточение». Ее основателем был мудрец Патанджали (П в. до н.э.). В системе йоги религиозная вера рассматривается как важнейший элемент теоретической мысли и условие практической деятельности. Цель и учения, и практики йоги – достижение единства с Единым Богом, Источником мироздания, слияние со Вселенной.     Санкхья – философская основа йоги. Она дает методику медитационного сознания (т.е. отрешения от внешнего мира), рекомендует проводить медитации на образ Бога. Медитация, при успешном овладении ею, может привести к более совершенному состоянию – самадхи. Самадхи – это состояние интраверсии, выхода из реального бытия, оно достигается после целого ряда физических и психических упражнений. Санкхья способствует выработке индивидуального пути спасения – йоге. Йога предназначена для достижения контроля над собственными чувствами и мыслями. Санкхья рекомендует, к примеру, и строго определенные правила приема пищи  Три категории пищи соответствуют трем материальным средам (гунам) и порождают три различных состояния человека.  Опасно есть мясо, поскольку оно относится к гуне невежества и порождает агрессивности, страдания и болезни. Пища в гуне благости (злаки, овощи, молочные продукты) приносит состояние радости и доброжелательства.    Современные ученые – последователи санкхьи и йоги – особое внимание отводят выработке в человеке состояния терпимости по отношению к другим учениям. Так, Рамакришна  любил приводить на этот счет притчу «О слоне». Смысл ее в том, что никто не знает, как выглядит Бог на самом деле, и все видят Его по-своему. Притча приводит суждения четырех слепцов о слоне, которого они никогда не видели. Один дотронулся до ноги слона и сказал: «Слон похож на столб». Другой дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на большую дубину». Третий дотронулся до брюха слона, и ему показалось, что слон – это огромная бочка. Четвертый потрогал уши слона и сказал, что слон — это корзина. Итак, слон для всех этих людей был разным. Они стали спорить, кто такой слон. Спор разных мировоззрений о Боге и мире очень напоминает спор о слоне.      Индийские философы Рамакришна, Рамачарака и другие высказываются за терпимость  по отношению к разным учениям. Очевидна истина о том, что Бог един, но имеет много аспектов. Разные учения называют Его разными именами, аделяют разными формами. Бог личен и безличен.  Он может иметь имена и формы, и не имеет ни имени, ни формы.                     Миманса (название философской школы происходит от санскр. «исследование») — ведическая школа, сделавшая логику религиозной мысли предметом своего изучения. Главными категориями она полагает дхарму (нравственный долг) и мокшу (состояние святости). Миманса ставит  вопрос: как следовать дхарме на пути к мокше. И пытается дать на него ответ.    Ньяя — ведическая школа, развивающая теорию силлогизмов, дедуктивного умозаключения. Она по своей проблематике пересекается с другой школой — вайшешикой.        Из неортодоксальных философских школ наиболее значительными являются джайнизм и буддизм.     Джайнизм  возник в 6 в. до н.э. на почве несогласия с  социальной дифференциацией, освященной Ведами. Джайнизм – это «школа мудрецов». Свое название  эта философская школа получила от имени одного из них Вардхамана, по прозвищу Победитель, т.е. Джина.      Основное содержание философии джайнизма – этика, учение об избавлении от «страстей», победе над ними. Целью джайнизма является освобождение от разного рода телесной зависимости. Человек должен быть развит духовно. Если его душа тождественна телу, то он не может быть свободным и нравственным. По своей изначальной природе душа человека  совершенна и возможности ее безграничны. Но если душа скована телом, то она находится в зависимости от собственных страстей. Цель учения джайнизма – получение знания, которое освободит душу человека. Одно из средств такого освобождения – этика аскетизма. Важнейшим требованием этики джайнизма является непричинение вреда никому живому, ахимса.     Буддизм  возник в 7-6 в.в. до н.э. Основный смысл буддизма выражен в учении Будды, основателя учения, о «четырех благородных истинах», или в «истинах о страдании». Первая истина: «жизнь есть страдание». Вторая: «страдания следуют за желанием». Третья: «путь избавления от страданий – путь избавления от желаний». Четвертая: «путь избавления от желаний – следование учению буддизма».    Общей с философией джайнизма  в буддизме является вера в возможности человека собственными силами организовать свою жизнь, без помощи потустороннего. Такие возможности, согласно буддизму, есть у каждого человека, люди равны. Нет  низших или высших категорий людей.    При всем различии философских школ Древней Индии общим для них было мифологическое мировоззрение, отраженное в Ведах. Философские школы либо признавали, либо не признавали авторитет Вед, однако все они так или иначе выражали свое отношение к ним, и все философские воззрения строились именно в соответствии с Ведами. В Ведах высказаны первые философские суждения о Вселенной и человеке, о сомнении и знании.        Мифологическая стадия индийской культуры отражена в Древнеиндийском памятнике Ригведа. Ригведа — один из самых первых памятников философской культуры человечества. Уже в этой ранней книге видны первые проявления сомнений в истинности жреческих заклинаний и ритуалов. Откроем тексты Ригведы.     Основные философские идеи этой книги можно свести к трем тезисам: во-первых, это сомнения в существовании богов; во-вторых, это  идея единства бытия; в-третьих, это  мысль о единстве происхождения бытия.   Первый тезис отражен в строках Ригведы так.       «Состязаясь, спойте прекрасную песнь,      Восхваляющую    Индру    (песнь)     истинную,    если    она; истинна.     “Нет Индры, — иные говорят, — кто видел его? Кого воспевать нам?”     Второй тезис – о единстве бытия:    » Един Огонь, многоразлично возжигаемый,      Едино Солнце, всепроникающее,      Едина Заря, всеосвещающая,      И едино то, что стало всем (этим).    Незнающий,  я  спрашиваю  мудрецов,  которые  знают, —    как неразумный для получения знания:    “Чем было то Единое, которое в нерожденном воображении    создало и утвердило прочно шесть направлений мира?…    Его называют Индрой,   Митрой,   Варуной, Агни, а также    небесной птицей Гарутман.    Бытие едино, мудрецы же называют его различно:    Агни, Яма Матаришван”.   Третий тезис посвящен Пуруше (одно из имен бога Брахмы) и идее единства  происхождения Вселенной и человека.    «Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий пуруша…   Пуруша — это вес, что стало и станет …   Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, ноги?   Брахманом стали его уста, руки — кшатрием,   Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра.   Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце,   Из уст — Индра и Агни, из дыхания возник ветер,   Из пупа возникло воздушное пространство,   Из головы возникло небо.   Из ног — земля, страны света — из слуха.    Так распределились миры».    По  древнеиндийской   мифологии  Пуруша — это и бог, и первочеловек, из   которого  возникли  элементы  космоса,  вселенская  душа, “Я”. Пуруша выступает в роли материального “заполнителя” Вселенной. Большие размеры, он повсюду одновременно существует,  все  заполняет.  Одновременно  Пуруша — космический разум: он “знаток вед”, в него “вложена мысль”. Позднее   (в Упанишадах)  он отождествляется с мировой  душой — Атманом.   Итак, философские школы Древней Индии, как мы видели, размышляли об устройстве  Вселенной, о происхождении и судьбе человека, о возможностях познания мира. В основном, это были религиозно-мифологические представления. Согласно им, сливались в единую сущность  Бог и Вселенная, человек и мир. А средствами познания этого мира были Веды, религиозно-этические тексты. Названные проблемы —  главные проблемы метафизической стадии индийской культуры и философии.

philotime.ru

Основные философские школы Древней Индии. — МегаЛекции

Мировозрение его уровни и структура.

Мировоззрение – это система наиболее общих представлений и знаний о мире в целом (человека в нем, отношение человека к окружающей действительности, основные идеалы (Бог!!!)).Структура мировоззрения подразделяется на 4 уровня Уровни мировоззрения: Обыденное (повседневное) Теоретическое (ученые и наука) Миропонимание (мир) Мироощущение (чувства) Основные функции мировоззрения: Познавательная – это функция о познании, т.е. о неком процессе творческой деятельности человека, формирующем его знания. Аксиологическая - с греч. axia — ценность и logos — учение, слово. Эта функция об исследование природы ценно­стей. Праксиологическая – эта функция заключается в изучении различных действий или совокупности действий ( праксиология с греческого означает – деятельный)

Исторические типы мировозрения: мифология, религия, философия.

Мировоззрение может быть как научным, так и ненаучным, прогрессивным или же консервативным, оптимистическим или пессимистическим. В каждую историческую эпоху формируется и существует господствующая форма мировоззрения.(пример: Древний Рим – мифология, Средневековье –религия).Мифология как исторически первая попытка человека понять мир и осознать своё место в нем характеризуется отсутствием грани между реальностью и воображением. Миф – фантастический рассказ, который объясняет происхождение того или иного явления природы, общественной жизни, ссылаясь не только на естественные силы и закономерности, но и на сверхъестественные силы. В мифах нашли отражение важнейшие мировоззренческие вопросы: о происхождение мира, человека, природы, о жизни и смерти, о судьбе, о добре и зле. Мифы санкционировали нормы поведения, утверждали определённую систему ценностей, воспитывали людей. Они тесно были связанны с обрядами, пересказывались в фольклоре, передавались с помощью танцев, музыки, песни. Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающей действительности. Религия, в отличие от мифологического представления, провела чёткую грань между естественным и сверхъестественным мирами. Для религиозных форм мировоззрения характерна образно-эмоциональная, а нерационально-понятийная форма восприятия и объяснения окружающей действительности.

Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно основано на знании, а не на вере либо вымысле, обращается к разуму, а не к чувствам. Древние мыслители, размышляя о мире человека, стали всё больше опираться на логические рассуждения. Постепенно формировался собственный язык философии, вырабатывались чёткие понятия и категории, складывалась целостная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

Философия: определение, возникновение, развитие.

Философия (дословно: стремление к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия)и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях(универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы. Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Это был длительный процесс перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:

1. общественное разделение труда .

2. развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания.

3. Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Предмет – круг вопросов, который изучает та или иная дисциплина. В частности, предметами философии являются четыре её раздела: Онтология, учение о бытии; Гносеологии, учение о познании; Антропология, учение о человеке; Учение об обществе.

Основные разделы в системах классической и неклассической философии. Функции философии.

Основные этапы: 1) Греческая (античная) философия (7 в. до н.э. – 4 в. н.э.), (Сократ, Платон, Аристотель). 2) Средневековая философия до 15 в. н.э. (Фома Аквинский, Августин). 3) философия Возрождения (15 – 16 вв.), (Джордано Бруно, Галилей, Коперник, Кузанский). 4) философия Нового Времени 17вв. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Джон Локк ). 5) 18 в. философия Просвещения (Руссо, Вольтер). 6) Немецкая классическая философия 1780–1830г. (Кант, Гегель). 7) Неклассическая западная философия, вторая половина19в. Иррационализм Шопенгауэра и Ницше, рациональная философия (Спенсер). 8) Вторая половина 19в. марксистская философия. начало 20в. (Маркс, Энгельс, Ленин). 9) Русская философия. середина 19 – начало 20в. (П. Чаадаев, Владимир Соловьёв, Булгаков, Бердяев).

Функции философии –основные направления применения философии через которые реализуется её цели задач и направления:

Мировоззренческая,Методологическая,Теоретическая,Гносеологическая,

Критическая,

Аксиологическая,

Социальная,

Гуманитарная,

Прогностическая.

Основные философские школы Древней Индии.

Древнеиндийская философия

Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры. Более ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение. “Веды” представляют собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т. п. Написаны они приблизительно во втором тысячелетии до н. э. на санскрите.

Основанием мира признается без личностный мировой дух «Брахман». Из него происходит всё.

Человеческая душа бессмертна и неоднократно переселяется из одного тела в другое до тех пор, пока, достигнув совершенства, не сольётся с мировым духом Брахманом. Этот круговорот обозначается термином «сансара». Цель человеческой жизни – забота о своём последующем перерождении, которое определяется «кармой». Карма – возмездие за все совершенные поступки человеком, настигающее его в последующих жизнях.

Формирование философских школ напрямую зависело от отношения к ведической традиции и характера её переосмысления. Выделяют ортодоксальные (признающие авторитет Вед)и неортодоксальные ( не признающие авторитет Вед) школы. К первым относят школы: миманса, веданта, йога; ко вторым: джайнизм, буддизм, чарвака-локаята.

Буддизм –философско-религиозное ученье, основателем которого является Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будды (просветлённого). Учение Будды сосредоточено наземном страдании и избавлении от него. В основе этого вероучения лежат «Четыре Благородные Истины»:

1. Жить значит страдать. Все люди испытывают горе, старость, болезни, и т.д. Счастье недолговечно.

2. Страдание проистекает от наших желаний. Причина страдания – непонимание истинной природы вещей, которых мы желаем. На самом деле всё переходящее и изменчиво.

3. Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний. Существует состояние, при котором отсутствуют страдания. Это нирвана – состояние полной невозмутимости, отвлечения от внешнего мира и от мира мыслей.

4.Существует путь достижения этого состояния. Только живя нравственно и аскетично, т.е. следуя Благородному Восьмеричному Пути, можно уничтожить желания, а, следовательно, и страдания. Восьмеричный Путь включает такие принципы как:

-праведное понимание ( умение преодолевать иллюзии)

-праведные мысли и побуждения (избавление от эгоизма)

-праведные слова (следует остерегаться пустых разговоров, сплетен, брани)

-праведное действие(нравственное поведение)

Восьмеричный Путь – путь самосовершенствования. Он ведёт человека к освобождению от мирского страдания и обретению успокоения, состояния единства с космическим сознанием.

megalektsii.ru