Культура древнего египта кратко. Культура Древнего Египта кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Краткое описание художественной культуры Древнего Египта кратко. Культура древнего египта кратко


кратко об архитектуре и литературе

Образование 26 января 2014

Египет был, пожалуй, самым развитым государством в период первых цивилизаций. Наибольшего расцвета достигла культура Древнего Египта. Кратко представить ее довольно-таки сложно, поскольку античный период, равный 2000 с лишним лет, условно разделен на три царства (Древнее, Среднее, Новое), развитие каждого из которых имело свои характерные особенности. культура Древнего Египта кратко

Культура Древнего Египта: кратко о Древнем царстве

Эта эпоха является для Египта периодом настоящего расцвета – золотым веком для развития культуры. Наибольшего развития достигает архитектура, которой свойственны черты монументализма. Большинство из построек связаны с заупокойным культом. Древние египтяне отрицали смерть. Они верили, что душа человека обязательно вернется к нему. Поэтому создавались гробницы, а усопших - мумифицировали. Вместе с архитектурой в Древнем царстве развивалась скульптура. Ей были присущи некоторые особые приемы “египетского стиля”, в которых и заключаются главные особенности культуры Древнего Египта. Так вот, отличительной чертой скульптур было то, что они создавались на плитках, которые покрывались с обеих сторон рельефными изображениями людей. При этом лицо и плечи изображались в фас, а ноги и голова в профиль. Знаменита плита фараона Нармера. Ее высота составляет 64 метра. На ней, помимо рельефных картинок, имеются иероглифические надписи, рассказывающие о личности того, чье изображение высечено на плите. Кстати, в эпоху Древнего царства окончательно сформировалась письменность, был изобретен лист папируса и была создана система счета. Письму в Египте были обучены в основном жрецы и писцы, которые вели счет в хозяйстве, и скульпторы. Другой особенностью является идеальная симметричность изображенных фигур.искусство и культура Древнего Египта

Среднее царство

Культура Древнего Египта кратко о Среднем царстве может нам поведать следующее. В эту эпоху начинается строительство храмов для египетских богов, которые изображались либо в виде людей, либо полуживотными-полулюдьми. Храмы не только служили религиозным целям, но и считались административными учреждениями, в которые имели доступ только священнослужители – жрецы. Верховным богом считается Ра – бог солнца, а Фараон числился сыном солнца. Если до этого в основном строились заупокойные сооружения, то в Среднем царстве наряду с ними создавались священные храмы, украшенные гигантскими колоннами, обелисками, шикарным элементами декора. Наиболее грандиозным был храм Аменемхета III, который в дальнейшем был назван греками Лабиринтом. К архитектуре этого периода относятся легендарная пирамида Хеопса, Сфинкс и др. Искусство и культура Древнего Египта в эту эпоху развивались и в других направлениях. Например, наблюдается расцвет художественной литературы. Был написан, пожалуй, первый в мире роман - «История Синухета», а повесть «Беседа разочарованного со своей душой» - настоящий философский трактат о пессимизме, разочаровании и вере. Вот такая она загадочная и удивительная культура Древнего Египта.

особенности культуры Древнего Египта

Видео по теме

Кратко о Новом царстве

В этот период совершенствуется искусство рельефа. На стенах храмов при помощи этой техники изображается вся история Египта. До наших дней сохранился храм Хатшепсут, расположенный в Дейр-Эль-Бахри. Рельефные изображения, украшающие стены храма, настолько реалистичны, что невольно происходит погружение в прошлое. Наиценнейшими образцами скульптур данного периода, дошедшими до нас, считаются работы скульптора Тутмеса - портреты фараона Эхнатона и его легендарной жены Нефертити. Что же касается литературы, то в Новом царстве она становится многожанровой. «Книга мертвых», принадлежащая этому периоду, считается религиозной энциклопедией того времени. Среди «шедевров» светской литературы можно назвать сказку «О двух братьях», а также произведения, относящиеся к любовной лирике, – «песни для услады сердец».

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Священное животное древнего Египта. Почитание быка, коровы, кошки, мангуста, соколаДуховное развитие Священное животное древнего Египта. Почитание быка, коровы, кошки, мангуста, сокола

Древние египтяне верили в то, что боги, принимая облик тех или иных животных, окружают их в земном мире и, таким образом, влияют на судьбы людей. Поэтому священные животные Древнего Египта, список которых включал в се...

Мифы и легенды Древнего Египта. Египетские мифы: герои и их описаниеДуховное развитие Мифы и легенды Древнего Египта. Египетские мифы: герои и их описание

Египетские мифы играли важную роль в жизни населения страны пирамид. Население страны искренне верило, что от героев легенд зависят их судьбы. Египетская мифология берет свое начало задолго до появления развитой цивил...

Искусство и развлечения "Легенды и мифы Древней Греции": краткое содержание. "Легенды и мифы Древней Греции", Николай Кун

Основой, источником вдохновения европейских поэтов, драматургов и художников служили греческие боги и богини, греческие герои, мифы и легенды о них. Поэтому важно знать их краткое содержание. Легенды и мифы Древней Гр...

Культура Древнего ЕгиптаНовости и общество Культура Древнего Египта

 Культура Древнего Египта всегда была и остается предметом любопытства для людей во всем мире. О ней пишут, снимают художественные и документальные фильмы, но она по-прежнему остается интригующей и загадоч...

Вельможи в древнем Египте. Гробницы египетских вельмож и чиновников Образование Вельможи в древнем Египте. Гробницы египетских вельмож и чиновников

Одна из древнейших цивилизаций на планете – это Египет. Богатое историческое и культурное наследие запечатлено в веках. Великие пирамиды и сфинксы, таинственные саркофаги и мумии, удивительная река и государство...

Культура Древней Греции: кратко. Особенности культуры Древней ГрецииОбразование Культура Древней Греции: кратко. Особенности культуры Древней Греции

Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов – все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.Если вам интересна культура Древней Греции, кратко с ней ознакоми...

Культура Киевской Руси: кратко об основных тенденциях развитияОбразование Культура Киевской Руси: кратко об основных тенденциях развития

История культуры Киевской Руси охватывает несколько веков. Восточные славяне состояли в политическом союзе чуть меньше трехсот лет. Однако именно за этот период была сформирована их духовная общность. Эта общность и с...

Символика чисел в древних культурах и литературеДуховное развитие Символика чисел в древних культурах и литературе

Символика чисел – интереснейшая тема. Цифры окружают нас повсюду, и нумерологи уже давно занимаются их расшифровкой и объяснением того, что они могут означать. Регулярно они выясняют какие-то интересные факты и ...

Рисунки Древнего Египта. Культура и искусство Древнего ЕгиптаОбразование Рисунки Древнего Египта. Культура и искусство Древнего Египта

В результате объединения Нижнего и Верхнего царств к 3000 г. до н. э. сложилось Древнее государство. Согласно исчислению жреца Манефона, существовало тридцать династий. Государство развивалось по всем направлениям. Ос...

Богини Египта: имена, фото. Боги и богини Древнего Египта: списокДуховное развитие Богини Египта: имена, фото. Боги и богини Древнего Египта: список

Для всех древних людей мир был наполнен тайной. Многое из того, что их окружало, воспринималось как непознанное и пугающее. Древнеегипетские божества представляли для людей природные и сверхъестественные силы, помогаю...

monateka.com

Художественная культура Древнего Египта кратко

В данной статье речь пойдет о художественной культуре Древнего Египта, кратко о которой можно рассказать, выделив основные ее направления. К художественной культуре можно отнести живопись, скульптуру и архитектуру. Все эти направления зародились очень давно, около 5000 лет до нашей эры, и просуществовали до 300 года новой эпохи.

Именно архитектура, начиная с эпохи Раннего царства, начинает играть главенствующую роль в искусстве египтян.  Самыми известными архитектурными памятниками Древнего Египта являются пирамиды – каменные сооружения огромных размеров.  Ученые египтологи считают, что пирамиды произошли от мастабов – гробниц, имевших распространение в эпоху Раннего и Древнего царства. К началу Среднего царства композиции могильных сооружений несколько изменяются – храмы дополнялись дворами, стенами и колоннами. Но древнеегипетская архитектура – это не только пирамиды и гробницы, а еще и дворцы и храмы.  Планировка всех этих культовых построек тесно взаимосвязана с природным явлением солнцестояния и равноденствия. Колонны и стены зданий окрашивались яркими цветами, украшались иероглифами и узорами. Самыми распространенными рисунками считаются изображения цветка лотоса, жука-скарабея, солнца и пальмовых ветвей.

Огромную роль в древнеегипетской художественной культуре играла скульптура. Обычай сооружать статуи зародился в эпоху Древнего царства, и был связан с религиозными верованиями людей того времени. Считалось, что статуя способна вместить в себя душу умершего человека, поэтому наличие этого предмета в гробнице являлось обязательным, чтобы обеспечить покойному вечную жизнь. Также изготавливались статуи богов и фараонов, выставляемые на улицах. В Древнем Египте существовали строгие правила изготовления скульптур, причем они были настолько строгими, что не подверглись никаким изменениям за всю историю государства. Например, цвет тела изображаемого мужчины должен быть обязательно темнее женского. Сидящий человек изображался с руками, расположенными на груди или на коленях, а у стоящей фигуры они находились вдоль тела. Также у стоящей фигуры левая нога немного выставлена вперед, как будто делает шаг.В художественной культуре Древнего Египта была распространена настенная живопись.

 

Многие рисунки сохранились до наших дней, из-за сухого египетского климата. Украшали рисунками и рельефами стены гробниц, храмов, дворцов, и расписывали статуи. Перед нанесением красок поверхность подготавливали – наносили сначала грязевой слой, затем гипсовый и покрывали известняком. В итоге краска ложилась ровным слоем. Красящие вещества имели минеральный состав, благодаря чему рисунки не выгорали на солнце. После окончания работы картину покрывали сверху смолой или лаком. Тематика была преимущественно связана с культом загробной жизни – на стенах гробниц изображали сцены из жизни покойного, чтобы тот мог заниматься этим же после смерти. Очень тщательно изображались мелкие бытовые детали, чтобы обеспечить человеку благосостояние «на том свете». Изображались и сцены путешествия в царство мертвых, суд Осириса, встречи с богами. Именно благодаря тому, что была распространена религиозная тематика, древние египтяне не рисовали пейзажей.Сами египтяне считали одной из разновидностей художественного искусства изготовление изделий из стекла. Они изобрели, так называемый, «египетский фаянс» и делали из него бусы, статуэтки, плитки и посуду. Причем стекловарение было очень развито – добавляя различные минеральные вещества в процессе варки стекла, мастера получали разные цвета.

antiquehistory.ru

Культура Древнего Египта кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Два мнения по поводу культуры Древнего Египта

О культуре древнего Египта в кратком содержании

Цивилизация, это совокупность взаимодействующих между собой частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.). Поговорим о культуре древнего Египта, кратко можно сказать, что ее следы мы ощущаем до сих пор. Это и памятники архитектуры, это и труды астрономов, и многое другое.Архитектурные памятники древних египтян, так же дошли до нас, это и пирамиды Гизы, и Луксорский храм, и дворцовый комплекс Амарны.Неоценим вклад культуры Древнего Египта в астрономию, математику, медицину.

Язык и письменность

Одним из достижений культуры Древнего Египта, кратко говоря, можно считать письменность и развившуюся литературу. До нас дошло множество документов, записанных на папирусах и вытесанных в камне.

К нашему времени носителей языка уже не было, и французский ученый Ж. Ф. Шампольон в 1822 г блестяще справился с задачей расшифровки языка.Язык древних египтян является одним из первых языков, получил письменность — самые древние тексты, которые дошли до нас датируются 4-3 тысячелетие до нашей эры. Египтяне знали и правила арифметики, счетоводы использовали в своих расчетах числа 5,6 и 7 порядков. Благодаря письменности родилась и литература. Ее можно условно разделить на два направления повествовательная и поучительная. Литература времен древнего Египта включала в себя религиозные гимны, стихи, биографии фараонов и вельмож. Очень интересным, с нашей точки зрения изучения древнего Египта, является «Сказка о дворе царя Хеопса». К литературе, относимой к поучительной можно отнести тексты образовательные, философские.

Изобразительное искусство Древнего Египта

Изобразительное искусство в культуре Древнего Египта появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда же были разработаны принципы изображений, технологии их нанесения. Принцип изображения выразился в простоте изображения, их двумерном виде. Эта простота и создает ощущение порядка и баланса рисунка. Картины, фрески были нанесены на стены храмов, дворцов, гробниц, статуи. Качество получаемых тогда красок говорит об их качества, до нашего времени дошло много образцов изобразительного искусства древних египтян, практически без потери цвета.О высотах мастерства скульпторов древнего Египта, можно судить, только глянув на скульптуры царицы Нефертити. Скульптура в древнем Египте, была предназначена в первую очередь, для предания фараону, богам физической формы для всеобщего обозрения в храмах на площадях. Скульптуры выполнялись по методикам определенным еще 3500 лет до нашей эры. Например, бог мертвых Анубис изображался в виде человека с головой шакала, а бог Гор с головой сокола. За все время существования Древнего Египта, эти правила не изменились.

Религия древнего Египта

В культуре Египта не было единой религии. Говоря современным языком, на местах существовали местные культы, посвященные каким-то одним богам. Но и тем менее, во времена фараона Эхнатона, в ходе реформы религии древнего Египта была определена идея единобожия. В центр сонма богов был поставлен бог Солнца Атон. Божества на местном уровне, как правило, являлись покровителями природных сил и общественных явлений. Составной частью верований египтян было, то, что душа, после физической смерти человека продолжает жить. Это верование привело к созданию сложной системы похоронных обрядов, в т.ч. мумификации, в гробницу укладывались вещи, которые, по мнению родственников, были необходимы в загробной жизни.

Наследие древнего Египта

Культура Древнего Египта, кратко говоря, оставила в наше распоряжение огромное наследство, которое до сих пор еще изучается. Это и пирамиды, храмы, бесценные образцы фресок и рисунков, скульптуры. Египтян можно назвать основателями производства фаянса и стекла. К числу наследия, можно отнести, в том числе и десятичную систему исчисления, которой мы пользуемся каждый день и не один раз.

Древнеегипетская цивилизация считается одной из самых древнейших в мире, и чтобы рассказать о развитии культуры Древнего Египта кратко, следует обратить внимание на эпохи, условно разделяющие историю этого государства. Сначала было Раннее, додинастическое царство, затем Древнее, Среднее, Новое царства и Поздний период.

Важной частью культуры Древнего Египта является письменность. Древнеегипетский язык сохранился до сегодняшнего момента в качестве мертвого языка, что значительно усложняло работы по его расшифровке. Писали египтяне на камнях и на папирусе. Формироваться язык и письменность начали в додинастический период Раннего царства, когда египетская народность еще только начинала выделяться из протоегипетских племен. Во времена последующих эпох язык перенес множество изменений, поэтому язык Древнего царства значительно отличается от языка, например, Нового царства. Также египетский язык подвергался влиянию греческого в период эллинизма, и влиянию латинского со стороны римлян. После завоевания Египта арабами, этот язык исчез, растворившись в среде пришлого народа. Письменность включала в себя три вида написания – это непосредственно сами иероглифы, затем иератика, представляющая собой сокращенный вариант иероглифики, и демотика, используемая для быстрописания. Это были наиболее упрощенные варианты написания слов, иногда даже слитно. Также письмо видоизменялось в зависимости от того, на чем писали – при использовании папируса или кожи оно имело более округлый шрифт.

Важным вкладом в мировую культуру стала древнеегипетская литература, которая постепенно обогащалась различными жанрами. Для эпохи Древнего царства были характерны произведения, представляющие собой стихи и гимны на загробную и погребальную тематику. О знатных людях рассказывали памятные тексты – автобиографии. Литература повествовательного характера стала появляться только во времена Среднего царства, чему способствовало распространение грамотности среди населения. К повествовательной литературе относятся сказки и рассказы, а также поучения, плачи, беседы и пророчества. Что касается пророчеств, то они были распространены только в период Среднего царства. Ни в период Древнего, ни в эпоху Нового царства, подобных произведений больше не появлялось. Жанр поучений широко применялся при подготовке писцов, но помимо образовательных целей, они имели также и идеологические.

Важным показателем культуры является повседневная жизнь общества древних египтян. Это был очень чистоплотный народ, они большое внимание уделяли своей внешности. Мужчины сбривали полностью всю растительность на теле, смазывались ароматическими маслами, чтобы не было неприятного запаха. Женщины наносили на лицо макияж – подкрашивали веки зеленым цветом из малахитового порошка, и обводили глаза черным цветом. Примечательно, что и мужчины выделяли свои глаза таким образом. Древнеегипетские дети до 12 лет не носили одежды, их головы были бриты наголо. По достижению этого возраста мальчикам делалось обрезание.

Питались египтяне преимущественно хлебом и пивом, дополняя свое меню фруктами, такими как финики, инжир, и овощами – луком и чесноком. В праздники они пили вино и ели мясо.Музыка тоже имела особую роль в культуре Древнего Египта. Изображения музыкантов можно встретить на стенах древних храмов. Играли они на арфе и флейте, а в эпоху Нового царства появились барабаны, лиры, колокола и бубны.В Древнем Египте развивались и научные дисциплины, например математика, астрономия, практическая медицина.В целом древнеегипетская культура оставила огромный след в общемировых культурных традициях. На сегодняшний день существует целое научное направление, занимающееся изучением всего, что связано с Древним Египтом. Эта наука называется египтологией.

Рекомендуем ознакомится: http://antiquehistory.ru

worldunique.ru

Культура Древнего Египта. Краткая характеристика.

Пишем любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

Первые следы появления земледелия на территории Египта относятся к эпохе неолита (7 тысяч лет до н.э.), однако характерные для цивилизации черты появляются лишь к VI тысячелетию до н. э. Человек начал переходить в этих местах к оседлости, активно развивалось скотоводство и земледелие, начали изготавливаться предметы погребального культа из терракоты, появилось гончарное ремесло. Чтобы обуздать Нил, сделать его управляемым, люди начали возводить береговые дамбы, сооружать водоотводные каналы, насыпать поперечные плотины (3300 г. до н. э.). В первой половине IV тысячелетия окончательно складывается система орошения, которая господствовала до середины XX столетия. Во второй половине IV тысячелетия до н. э. «номы» — отдельные догосударственные общества, сложившиеся вокруг ирригационных систем, объединились в Верхне-Египетское и Нижне-Египетское царства. Центром Южного (Верхнего) Египта стал город Иераконполь, а Северного — Буто. Древнеегипетское письмо не передавало гласных звуков, поэтому все названия и имена традиционно даются в древнегреческой транскрипции, которая значительно видоизменяла подлинное звучание.

Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (конец IV—III тысячелетие до н. э.). Среднего (до XVI в. до н. э.) и Нового царств (до конца XI в. до н. э.). Выделяют также 3050—2715 гг. до н. э., время правления I и II династий, в так называемый Ранний период, который предшествовал Древнему царству. Основателем первой египетской династии и объединителем Египта считается полулегендарный царь Менес (Мина) (2950 г. до н. э.), известный также под именем Нармер. Еще Менесу приписывается основание «Белых стен» (Мемфиса) — города на левом берегу Нила, главной опорной крепости, контролирующей Дельту. Многолетние войны на севере завершились окончательной победой при царе II династии Хасехемуи (2660 г. до н. э.), который, уничтожив до 50 тысяч северян, жестоко подавил восстание в Нижнем Египте. С прекращением династической борьбы и с победой юга фактически начинается эпоха Древнего царства (2715—2192 гг. до н. э.), эпоха пирамид, когда столицей Египта становится Мемфис. Одно из названий этого города (Хет-ка-Птах—Усадьба двойника Птаха) в греческом произношении звучало как Айгюптос, что дало современное название страны — Египет. Во главе сложившегося единого египетского государства стоял царь, которого в литературе чаще всего называют фараоном (этот термин пришел из греческого языка).

В период правления III—VI династий начинается строительство пирамид. Первой считается пирамида фараона Джосера в Саккаре (около 2620 г. до н. э.), построенная архитектором Имхотепом. Внедрение папируса в качестве письменного материала помогло египтянам сохранять разнообразные научные сведения. Установились прочные торговые связи с Ливаном и Сирией. С VI династии (2290 г. до н. э.) начинается постепенный закат государства, закончившийся периодом бедствий и внутренних конфликтов. Чиновники, управлявшие областями (номархи) стали бесконтрольно править провинциями и по примеру фараонов принялись возводить величественные гробницы. С другой стороны, при царе Меренре (2255—2246 гг. до н. э.) впервые не было возведено пирамиды фараона. После самого длительного в истории правления — фараона Пепи II (2246—2152 гг. до н. э.), во время правления VII—VIII династий, происходит распад государства, который сопровождался гражданскими войнами. В последующую эпоху (IX—Х династий) Египтом правят две параллельные династии. Номархи (правители) Фив, объединив под своей властью другие номы Нижнего Египта, отказываются подчиняться фараонам, столица которых находилась в южном Египте (время правления IX династии) и впоследствии также провозглашают себя царями. Таким образом, Верхним Египтом с центром в Фивах управляет впоследствии победившая XI династия, а Нижним Египтом со столицей в Гераклеополисе — IX—Х династии. Этот период называют Первым междувластием. Обстановка в Египте изменилась в период Среднего царства (2040—1650 гг. до н. э., XI—XIV династии).

Фараоны Антеф III, Ментухотеп I и Ментухотеп II вновь объединяют Верхний и Нижний Египет, наместники лишаются какого-либо влияния. Фивы становятся культурно-политическим центром страны под покровительством верховного бога Амона. Захвативший престол Аменемхет I основывает новую столицу, Иттауи, к югу от Мемфиса (1991 г. до н. э., XII династия). В период своего правления, будучи опытным администратором, он собственноручно определил границы номов, ограничил власть номархов и строго регламентировал сферу их полномочий. Сын Аменемхета I, Сесострис I, покоряет «золотую» страну Нубию вплоть до третьих порогов Нила, затем при его наследниках были завоеваны Сирия, Куш, Палестина и ряд других территорий. Были продолжены работы по обустройству страны, например, усовершенствована ирригационная система Фаюмского оазиса, а жрецом Ахмесом были предложены способы определения площадей и исчисления дробей.

В 1783 г. до н. э. начинается период Второго междувластия, продолжавшийся до 1580 г. до н. э. (XIII—XVII династии). Многочисленные претенденты на царский трон (за 200 лет сменилось почти 175 фараонов) настолько ослабили страну, что гиксосы — кочевники, пришедшие из Азии, завоевывают Египет. Их вождь, Салитис, был провозглашен фараоном, а город Аварис, на востоке дельты Нила, стал новой столицей страны. Формально подчиняясь новым царям, правители Верхнего Египта сохранили свою самостоятельность и при помощи фиванских жрецов смогли изгнать гиксосов из страны. Ахмосис (Яхмос), основатель XVIII династии, победоносно занимает Аварис и изгоняет гиксосов на территорию Палестины. Появление в Египте боевых колесниц, заимствованных у гиксосов (лошади не были ранее известны египтянам), сделало армию фараонов сильнейшей в регионе. Начался подъем в науке и искусстве. Например, папирусы сообщают о первых хирургических операциях. С воцарением Яхмоса (1580—1558 гг. до н. э.) начинается самый блестящий период египетской истории (до 1085 г. до н. э.), который называется историками Новым царством (XVIII—XX династии). Это время правления великих фараонов Аменофисов (Аменхотепов), Тутмосов, царицы Хатшепсут, Эхнатона, Тутанхамона и Рамсесидов. Расцвет страны приходится на правления Аменофиса III и Тутмоса III (он провел 17 успешных военных кампаний), когда границы страны на севере дошли до северной Сирии и Евфрата, а на юге до четвертого порога Нила. Обложение покоренных народов тяжелыми податями обогащало сам Египет, способствовало грандиозным строительным работам.

К периоду Нового царства относится строительство храмов в Карнаке, Луксоре, Абидосе, Абу-Симбеле и пирамид в Долине фараонов в Фивах. Пришедший к власти Аменофис IV (1372—1354 гг. до н. э.) переносит столицу в Ахетатон (современную Эль-Амарну), вводит новый культ бога Атона вместо прежнего Амона, а сам принимает имя Эхнатон. Серьезные изменения в государственной жизни временно ослабили Египет, но уже преемники Эхнатона восстановили культ Амона и возвратили столицу в Фивы. Под руководством военачальника Хоремхеба Египет возвращает себе утраченные при Эхнатоне территории. Еще одним испытанием для Египта стало нашествие хеттов, которое было приостановлено лишь свирепой эпидемией. Неожиданная отсрочка позволила фараону Сети I (1312—1298 гг. до н. э.) даже отвоевать сирийский город Кадеш. Сын Сети I Рамсес II, правивший 66 лет, еще продолжал грандиозное строительство в Египте, хотя и терпел поражения в сражениях с хеттами. В восточной части Дельты он заложил новую столицу — Пер-Рамсес (около современного Кантира), чем снискал себе славу фараона-строителя. Однако последующие Рамсесиды все чаще стали сталкиваться с серьезными проблемами. В стране господствовала коррупция, жрецы приобретали все большую власть, народу не хватало даже хлеба, с севера наступали «народы моря», появившиеся в результате распада хеттского государства, с запада —ливийские племена.

После кончины Рамсеса XI, в 1085 г. до н. э., в стране разразилась гражданская война, которая в 1070 г. до н. э. положила конец династии Рамсесидов. Власть фактически перешла от фараонов к жрецам бога Амона, а царский титул перестал восприниматься как божественный. Время правления XXI—XXX династий называют Поздним периодом (иногда историки разделяют время правления XXI—XXV и XXVI— XXX династий на периоды Третьего междувластия и Поздний период). Уже при последних Рамсесидах Египет потерял свое прежнее влияние в Передней Азии. Жрец храма Амона в Карнаке Херихор стал фактическим правителем Верхнего Египта, а наследственный правитель одного из городов в Дельте (Таниса) Смендес властвовал на севере страны. Несубанебджед, могущественный правитель Таниса (Пер-Рамсеса), стал основателем новой, XXI династии, цари которой около ста лет правили Дельтой, поддерживая дружественные отношения с правителями и верховными жрецами Амона-Ра в Фивах. Через столетие на политическую арену выступили ливийцы, уже с давних пор проникавшие с запада и оседавшие в дельте. Еще со второй половины Нового царства пленные ливийцы использовались фараонами в качестве воинов-наемников. Впоследствии ливийцы селились в дельте целыми семьями. Шешонк, один из вождей-военачальников при последнем царе XXI династии, Псусеннесе II, в 950 г. до н. э. провозгласил себя царем и стал основателем новой, XXII ливийской династии.

Со времени переноса столицы из Таниса в Бубастис начинается новый период в истории страны. Шешонк I укрепил свою власть в дельте и объявил своего сына верховным жрецом Амона-Ра в Фивах. Казалось, страна вновь объединяется. Вскоре войска Шешонка вторглись в Палестину, в 945 г. до н. э. ими был взят и разграблен Иерусалим. Затем север Верхнего Египта контролировался могущественным номархом Гераклеополя, на юге власть находилась у жречества Амона-Ра. Страна переживала время тяжелого кризиса, упадка ирригационной системы. За новое объединение страны выступило фиванское жречество, которое смогло в этой борьбе опереться на военную мощь уже отделившейся от Египта Нильской Эфиопии (Куша). Консолидация местных эфиопских племен кушитов привела в VIII в. до н. э. к возникновению на южных границах Египта государства со столицей Напата у четвертого нильского порога. В середине VIII в. до н. э. эфиопский царь Пианхи вступил в Фивы и при поддержке жречества Амона, которому поклонялись и в Эфиопии, начал поход на север. Нижний Египет оказал упорное сопротивление. Возглавил борьбу против эфиопов правитель Саиса Тефнахт, которого поддерживали жрецы Мемфиса. Однако Мемфис был взят, и Пианхи вступил в дельту, пленив последнего царя XXIII ливийской династии — Осоркона. Тефнахт был вынужден признать власть Пианхи над Нижним Египтом.

Кушиты считали себя не завоевателями, а реставраторами древнеегипетской традиции, им частично удалось вернуть прежний блеск Египту. Например, в Судане, в некрополе Мероэ, они начали возводить остроконечные пирамиды, правда менее пропорциональные, чем египетские. XXIV династия правила уже не всем Египтом. Один из ее царей, Бокхорис, попытался положить конец ростовщичеству и долговому рабству в дельте. По преданию, он был взят в плен эфиопским царем Шабакой и сожжен.

В XXV династии (эфиопской) кроме Шабаки, окончательно объединившего страну, следует упомянуть имя Тахарки. Эти цари пытались играть политическую роль и в Передней Азии, но не могли даже контролировать Египет. Формально Египет в это время был единым государством с Нубией, которым управляла суданско-нубийская династия. Но уже царь Танумтамон жил практически не в Египте, а в Судане. Страна распалась на мелкие ливийские и египетские княжества, и в 647—665 гг. до н. э. Египет не смог противостоять ассирийскому завоеванию. В борьбе против захватчиков, правителям Саиса в дельте, Псамметиху I (663—610 гг. до н. э.) и его сыну Нехо II (609—594 гг. до н. э.), ливийцам по происхождению (XXVI династия), удалось объединить страну, откупившись золотом от ассирийцев. Нехо II принял участие в бурных событиях, сопровождавших гибель Ассирии в конце VII в. до н. э. Он на короткое время завоевал Палестину и Сирию, однако был наголову разбит вавилонскими войсками Навуходоносора II. Нехо пришлось отойти на собственную территорию. Однако честолюбивый правитель взялся еще за одно великое дело, он решил соединить Средиземное море с Красным. Это стоило жизни 120 тысячам рабов, но работы завершились лишь через 150 лет, при персидском царе Дарий. В 550 г. до н. э. греки основывают свою первую колонию на территории Египта — Навкратис, стремясь при помощи торгово-политического союза противостоять персам. В 527—525 гг. до н. э. Египет, после поражения Псамметиха III от Камбиса II, был завоеван персами и стал шестой сатрапией огромной империи. Персидские цари (Камбис II, Дарий I, Ксеркс I) провозглашали себя фараонами, но не переносили центр своей империи в Египет. Господство персов продолжалось почти два века. Восстания, зачастую инспирированные греками, однако, не приводили к независимости страны. Лишь Амиртею в 404 г. до н. э. (во время правления Ахеменидов в Персидской державе) удалось снова добиться независимости (XXVIII—XXX династии). Особенно прославился Нектанеб I (378—360 гг. до н. э.), который даже пытался завоевать некоторые области Передней Азии. В 343 г. до н. э. Артаксеркс III вновь сумел восстановить контроль над Египтом.

Вторжение войск Александра Македонского в 332 г. до н. э. было воспринято египтянами как избавление от персидского владычества. Он основал город Александрию. После смерти Александра Македонского в Вавилоне в 323 г. до н. э. его империя распадается. После правления в стране Филиппа Архидея и Александра IV (323— 304 гг. до н. э.), Египет попадает под власть одного из полководцев Александра Македонского Птолемея Лага (Сотера). Он основывает династию Птолемеев, начинается эллинистический период в жизни страны (IV—I вв. до н. э.). Первоначально преемники Птолемея I проводили мудрую и гибкую политику. Они восстанавливали разрушенные персами храмы, строили новые святилища, например Филе, Карнак, КомОмбо, Дендеру. К этому времени относится строительство Александрийского маяка, ставшего одним из чудес света. Однако Птолемеи начинают затяжные военные кампании против империи Селевкидов, запрещают использование папируса в качестве писчего материала (его сменяет пергамент). В это время Александрия становится признанной столицей Египта, центром не только торговли, но и культуры. Здесь жили многие знаменитые философы, писатели, художники. Здесь впервые на греческий язык переводится Библия. Здесь основывается знаменитая библиотека, делаются многие технические открытия. Кризис наступает с восшествием на престол Птолемея IV Филопатора (221—205 гг. до н. э.), который для нрихода к власти убивает свою мать, сестру и брата. Бесконечные дворцовые интриги, убийства, войны с государством Селевкидов становятся нормой египетской жизни. В середине I в. до н. э. власть перешла к 10-летнему Птолемею XIII, который был женат на своей 17-летней сестре Клеопатре VII. Интриги вышей знати вынудили ее искать покровительства римлян. Клеопатра обратилась за помощью к Помпею, который в это время начал войну с Юлием Цезарем. Однако в битве при Фарсале (48 г. до н. э.) Помпеи потерпел поражение и бежал в Александрию, где затем был убит. Именно в это время, в 47 г. до н. э., сгорела знаменитая Александрийская библиотека. Цезарь, покорив страну, не смог устоять перед чарами образованной и красивой царицы, которую он утвердил на египетском троне. Вместе с Цезарем Клеопатра торжественно въезжает в Рим, где, согласно египетским обрядам, совершается их бракосочетание. От их брака родился сын и наследник — Цезарион. После гибели Юлия Цезаря в 44 г. до н. э. Клеопатра возвратилась в Александрию, куда вскоре прибыл Марк Антоний, правитель восточной части римского государства, ставший новым возлюбленным Клеопатры. В 31 г. до н. э. Марк Антоний в битве при Акциуме потерпел поражение от своего соперника Октавиана Августа. В 30 г. до н. э. Антоний кончает жизнь самоубийством, а через несколько недель за ним последовала и Клеопатра, предпочтя смерть плену. Октавиан приказал умертвить Цезариона, последнего из Птолемеев, что положило конец XXXIII династии. Египет стал провинцией Римской империи и до 395 г. переживал с ней времена расцвета и упадка. Империя Древнего Египта перестает существовать...

www.kultura-socio.ru

Культура Древнего Египта | История Древнего мира. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Понятие «культура» объединяет самые, казалось бы, разные вещи и явления: прекрасную ста­тую, литературное сочинение, каменный топор и то, как человек ведёт себя за обеденным столом. Что же такое культура? Это слово означает «возделывание». Иначе говоря, культура — всё то, во что вложены вдохновение и труд людей. В любой своей де­ятельности, в произведениях искусства или ремесла, в словах и поступках человек выражает своё отношение к окружающему миру, к другим людям, к обществу в целом, к себе самому. Это и есть культура.

Письменность египтян

От Древнего Египта сохранилось мно­жество рисунков и знаков, смысл которых долго оставался непоня­тен. Длинными строчками тянутся изображения птиц, животных, цветов, листьев, насекомых и фигурок людей. А вот квадраты, треугольники, кружки, петли... Учёные насчитали более 700 на­иболее часто употреблявшихся значков-рисунков. Такие рисунки и знаки древние греки назвали иероглифами (священным пись­мом). Это древнейшая письменность египтян. Она возникла из рисунков, постепенно превратившихся в знаки. Знаки изобража­ли самые разные предметы — растения, животных, людей, зда­ния.

Древнеегипетский рельеф с иероглифами

Писали египтяне на папирусе. Стебли этого тростникового рас­тения разделяли на тонкие по­лоски, склеивали их, а поперёк накладывали другой ряд поло­сок. Листы прессовали, высу­шивали на солнце, склеивали в длинную ленту и сворачивали её трубкой (свитком). Писали на папирусе чёрной и красной крас­ками с помощью тростниковой палочки. 

Искусство Древнего Египта

Всё нарисованное или высеченное из камня имело для егип­тян магический (волшебный) смысл. По их мнению, оно облада­ло живой душой. На стенах гробницы изображали крестьян и ре­месленников, которые и в загробном мире работают на вельможу. Рядом с саркофагом ставили статую умершего — в случае порчи мумии душа переселится в статую.

1. Нефертити, жена фараона Эхнатона. Древнеегипетская скульптура. 2. Большой сфинкс и пирамида сына Хеопса. Современное фото
1. Фараон Тутмос III (слева) перед богом Амоном. Древнеегипетская настенная роспись. 2. Фараон Тутанхамон с женой. Позолоченная спинка трона

Значит, скульптуры и рисунки должны были точно переда­вать внешнее сходство с человеком. Благодаря этому и через ты­сячи лет известно, как выглядели знаменитые египтяне. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Божественность фараона передавали не только огромными размерами его изображения. Рядом с тремя великими пирами­дами до сих пор возвышается статуя, высеченная из целой ска­лы. Её длина — 57 метров, высота — 20 метров. Это Большой сфинкс — чудовище с телом льва и головой человека. Лицо сфин­кса является портретом одного из фараонов.

Религия древних египтян

см. Верования древних египтян

Наука в Древнем Египте

см. Наука древних египтян

Вопросы по этому материалу:
  • Почему в древнеегипетском искусстве большое значение придавали пор­третному сходству?

doklad-referat.ru