Художественная культура древнего египта. Урок по теме "Художественная культура Древнего Египта"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Художественная культура Древнего Египта. Художественная культура древнего египта


Культура Древнего Египта

Египетская культура оставила заметный след в истории культуры всего мира. Здесь был изобретен папирус – первый материал для письма, заложены основы геометрии, впервые с помощью только математических знаний был вычислен размер полушария Земли и определена площадь круга, сутки разделены на 24 часа, а также была установлена роль кровеносной системы в организме человека. Таким образом, уровень научных знаний в Древнем египте был необычайно высок и это до сих пор остается одной из таинственных загадок этой древней цивилизации.

Египетская религия прошла длительный путь развития и в законченную религиозную систему оформилась ко времени Нового царства. Следует отметить, что для египетской религии характерно длительное существование первобытных представлений. Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные силы природы. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и воздух - мужскими божествами, явления природы воспринимались как отношения различных божеств.

Одним из наиболее почитавшихся животных в Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Культ быка в ряде мест слился с культом тех богов, которые получали в данной местности господствующее положение. Так, в Мемфисе «душой» местного бога Птаха стал бык Апис. Животным Амона был баран. Культ богини Хатхор вырос из почитания коровы. Обычно Хатхор изображалась женщиной, иногда с ушами или рогами коровы, иногда с коровьей головой. С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи. После смерти трупы священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов в Мемфисе.

Египетские боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе, и общеегипетских богов, почитаемых по всех стране. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону с центром в городе Гелиополе, и бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. Когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царствующего фараона и царем богов. Причем Амон включает теперь ряд функций бога Ра. Популярным божеством древнеегипетского пантеона* был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды Гор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона. Особым уважением пользовался бог мудрости Тот, который научил людей читать и писать.

 

 

Слева направо:Амон, Ра, Осирис, Исида

 

Слева направо: Анубис, Хатхор, Гор, Тот

В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Его основой было сформировавшееся у египтян понимание сущности природы и предназначения человека, которые и предопределяют его жизнь. Согласно этим представлениям, каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его термином «ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование. Только в этом случае рядом с мумией, может находиться «ка» и «ба» человека. Огромную роль в верованиях египтян играло имя - «рен», уничтожение его приносило огромный вред загробному бытию. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник — ремесленником и т. д. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и кончая пиршествами, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир.

Бытовые сцены жизни египтян на росписях стен гробниц

Культ мертвых привел к строительству грандиозных царских усыпальниц. Прообразом пира­мид являлась мастаба (араб. «скамья») - прямоугольное сооружение со ско­шенными стенами и плоским верхом, напоминающее по форме египетскую скамью. Наземную часть мастабы складывали из кирпича-сырца, наружные стены иногда облицовывали каменными плитами. Под мастабой в вырубленных камерах стоял саркофаг с мумией и лежали вещи, необходимые для умершего. Сначала мастаба была небольшой, но по мере увеличения могущества Египетского государства, и следовательно, усиления власти отдельных лиц, знать и цари не желали иметь гробницу малых размеров. Внутри мастабы «бывало много кладовых, коридоров, залов, что соответствовало усложнившемуся плану жилищ высшей родовой знати». Но гробница фараона все же не выделялась среди погребений знати, а это не отвечало культу возвеличивания царя…

Реконструкция мастабы

Около 2800 года до н. э. зодчий Имхотеп находит новое оригинальное решение для постройки царской гробницы. Первая пирамида - пирамида фараона III династии Джосера - являлась комбинацией шести гробниц-мастаб. Площадь основания дан­ной пирамиды 160х120 м, высота 60 м. Погребальная камера фараона Джосера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. В пирамиде Джосера же для членов семьи было приготовлено 11 погребальных камер в тоннелях пирамиды. Там были похоронены все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка приблизительно восьми лет. Тело самого Джосера не было найдено.

Фото и реконструкция пирамиды Джосера

Наивысшего подъема сооружение пирамид достигло при царях IV династии. Тогда были построены пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина, находящиеся в пригороде Каира Гизе. Пирамида Хеопса была построена племянни­ком фараона. Ее высота 146,6 м, длина стороны основания 233 м. Пирамида сложена из 2 млн. 300 тыс. огромных каменных глыб. Погребальная камера расположена в центре пирамиды. В настоящее время облицовка пирамиды утрачена, верхушка сбита. По свидетельству Геродота, пирамиду Хеопса строили 20 лет, а дорогу для доставки камней с каменоломен – 10 лет, на строительстве было занято 100 тысяч человек. В комплекс пирамид входит скульптурное изображение сфинкса, прославляющее, как предполагают, фараона Хефрена. Фигура сфинкса высечена из целой скалы, ее высота 20 м, длина 57 м. Около каждой пирамиды сооружен погребальный храм, где совершались жертвоприношения фараону. В храме помещали фигуру фараона, которая считалась местом пребывания «ка» умершего. Уже пирамида преемника Хефрена – Микерина была меньшей по размерам, высота ее достигала 62 м, окончена она не было в связи со смертью фараона. Скромные размеры пирамиды Микерина, ее неоконченность свидетельствуют об упадке культового строительства, следовательно, и об ослаблении власти фараона.

Комплекс великих пирамид Гизы: пирамиды Микерина, Хеопса, Хефрена

Несмотря на то, что пирамиды являлись настоящими крепостями со множеством тайников, перекрытий и ложных дверей, пробраться в пирамиду было сложно, все входы тщательно замуровывались, - это не останавливало грабителей. Все три великие пирамиды доставались в руки археологам уже разграбленными, саркофаги были пусты, мумии фараонов украдены. Так появились захоронения в Долине Царей. Фараон Тутмос I и его архитектор надеялись, что гробница затерянная в скалах, будет лучше защищена от грабителей, чем открытые взорам пирамиды. В известняковой скале прокладывались длинные и глубокие коридоры, главный вход маскировался землянными холмами и насыпями.

Египетская долина царей

В столице Египта Фивах были созданы два храмовых комплекса - в Карнаке и Луксоре, посвященные культу Амона-Ра. Сооружение Карнакского хра­ма началось в XVI в. до н.э., до нас дошло имя его зодчего Инени. В XV в. до н.э. зодчий Аменхотеп Младший начал строительство Луксорского храма. Поражает воображение колонный зал Карнакского храма размером 103 х 52 м. Тесно, в шестнадцать рядов, стоят 134 колонны гигантских размеров. Высота колонн центрального ряда достигает 23 м. Капители колонн Карнакского и Луксорского храмов оформлены в виде гигантских бутонов лотоса и папируса. Стены покрыты прекрасными рельефами и росписями.

Аллея сфинксов. Храм в Карнаке

Колоннада храма в Карнаке

Храм в Луксоре

Основой египетской письменности были рисунки. Набор знаков для письма получил название иероглифов. Количество знаков колебалось от 700 до нескольких тысяч.Древние египтяне называли свои иероглифы "языком богов", так как считали, что письменность дарована людям богами. Письмо египтян было доступно лишь избранным.

Письменные принадлежности. Пример египетских иероглифов

Ключом к расшифровке древнеегипетских текстов стал Розеттский камень. Он был обнаружен 19 августа 1799 года при проведении саперных работ неподалеку от города Розетты солдатами Наполеона. Эта массивная плита из черного гранита, или египетского базальт.

Розеттский камень, дешифровщик камня Жан-Франсуа Шампольон

Честь окончательной дешифровки иероглифов принадлежит французскому ученому Франсуа Шампольону. Шампольон тщательно изучил многочисленные надписи; особенное внимание он обратил на Розеттскую двуязычную надпись, начертанную на греческом языке греческими буквами и на египетском — иероглифами и демотическими (наиболее скорописными) знаками. В 1822 г. Шампольон добился правильного прочтения ряда слов и имён в этой надписи, верно предположив, что египетские иероглифы обозначали не только целые слова, но также отдельные слоги и звуки. Шампольон сопоставил греческие имена Птолемей и другие, встречающиеся в греко-египетской Розеттской надписи , с соответствующими начертаниями этих имён в иероглифических надписях. Таким образом, Шампольону удалось установить, что некоторые египетские иероглифы имеют чисто звуковое значение, и, больше того, определить почти все знаки египетского алфавита. Однако Шампольон не остановился на этой первой стадии дешифровки. Упорно работая над изучением известных ему надписей, он сделал попытку составить грамматику и словарь египетского языка. Его научные труды дали сильный толчок развитию египтологии, главным образом в области изучения языка и письменности древних египтян.

1.   В чем проявилась связь архитектуры Древнего Египта с религиозными преставлениями египтян? 2. Чем обусловлено строительство скальных храмов и гробниц в Древнем Египте? 3. Каковы главные художественные достижения архитектурны комплексов в Карнаке и Луксоре? 4. Каковы главные сюжеты рельефов и живописных композиций? Какая связь существует между ними и сооружениями архитектуры?

Кто ходит утром на четырех ногах, днем – на двух, а вечером – на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?

www.cherenova.ru

Художественная культура Древнего Египта — КиберПедия

Художественная культура Древнего Египта

Земля Египта всегда манила путешественников своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства. Еще в V в. до н. э. греческий историк Геродот (между 490/480 — около 425 г. до н. э.) описал впечатления от увиденного там, а философ Платон (428/427—348/347 гг. до н. э.), высоко ценивший древнеегипет­ское искусство, ставил его в пример своим соотечественникам. И в XX в. не ослабевал интерес к Египту.

В истории развития художественной культуры Древнего Египта ученые выделяют эпохи Додинастического периода (V—IV тыс. до н. э.), Раннего царства (XXX— XXVIII вв. до н. э.), Древнего царства (XXVIII— XXIII вв. до н. э.), Среднего царства (XXIII—XVI вв. до н. э.), Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.) и Позднего времени (XI в. — 332 г. до н. э.).

За этот длительный период в Египте были созданы величест­венные пирамиды, охраняемые загадочными сфинксами, гранди­озные храмовые комплексы, раскинувшиеся в долинах Нила и вырубленные в скалах, многочисленные каменные обелиски, устремленные к небу. Здесь был изобретен папирус — первый ма­териал для письма, заложены основы геометрии, впервые изме­рен объем полушария и определена площадь круга, сутки разде­лены на 24 часа, а также была установлена роль кровеносной сис­темы в организме человека.

Египет прошел свой неповторимый и самобытный путь, обу­словленный религиозно-мифологическими представлениями, в частности верой в загробную жизнь и обожествлением власти фараона. Сакральный (то есть священный) характер древнеегипет­ской культуры нашел отражение в ее глубочайшей символичности.

 

Архитектура Древнего Египта

Особенности религии сформировали совершенно уникальный характер архитектуры. Египтяне считали, что земные жили­ща человека временны, а потому на них не стоит тратить проч­ных материалов. Зато храмы богов и гробницы фараонов возводи­лись из камня и роскошно украшались, так как строились на века. В архитектурных сооружениях использовались массивные геометрические формы: пирамиды, обелиски, храмы на основе вертикальных столбов и горизонтальных плит перекрытия, пи­лоны в виде трапеции. Здесь были созданы определенные типы колонн, напоминающие связки папируса, пальмовые ветви, де­ревья. Капители колонн оформлялись в виде бутона или рас­крывшегося цветка лотоса, папируса, пальмовых ветвей или женской головы.

Скальные храмы и гробницы

Долгое время архитектура сохраняла каноны и традиции Древнего царства. В эпоху Среднего и Нового царств особую роль начинает играть строительство заупокойных храмов и скальных гробниц в честь богов, они отличались особой пышностью и богатством внешнего и внутреннего убранства. Храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта в этот период. Наиболее примечательны сложные архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, которые были возведены на восточном берегу Нила недалеко от города Фивы — бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий. Характерной особенностью стало оформление входа в храм: это две массивные башни-пилоны в виде трапеции с узким проходом посередине. К храму вела аллея сфинксов, а у стен возвышались обелиски и статуи фараонов. За входом находился открытый двор, обнесенный колоннадой, а затем в определенной последовательности — один или несколько гипостилъных (греч. «поддерживаемый колоннами») залов и святилище.

Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н. э.) является древний храм Амона, хорошо сохранившийся до нашего времени. Храм и сегодня поражает своими размерами. Это самый большой в мире храм с колоннами, состоящий из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков.

Величественный гипостильный зал имеет длину 102 м и ширину 53 м. «Дремучий лес» из 34 колонн 23-метровой высоты производит неизгладимое впечатление на зрителей. Всякий, кто оказывается внутри храма, ощущает нарастание движения, направленного к центральной колоннаде. Освещенность храма имела символическое значение и выражала идею двух фаз жизни — рождения и расцвета. Попадая внутрь здания, свет струился мощными потоками, отражаясь на поверхностях капителей колонн в виде раскрытых цветов лотоса. Другие колонны зала, имевшие форму нераскрывшихся бутонов папируса, оставались в полумраке.

Поразительно богатство росписей интерьеров, где пол олицетворял землю, а раскрашенный в темно-синий цвет потолок — небо с золотыми звездами и парящими в нем коршунами. Стены одного из помещений, получившего название «Ботанический сад», расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Два пилона — башни в виде трапеции с высокими обелисками — составляли фасад здания. Храм в Карнаке стал своеобразной каменной летописью египетских властителей, каждый царь пристраивал к нему новые помещения, иногда переделывая старые. Великолепен и грандиозенхрам Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада, имеющая 260 м в длину. Здание храма, казалось, превращено в ровный строй гигантских папирусов. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков сейчас украшает площадь Согласия в Париже. Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, украшенным барельефами с изображениями военных походов фараона и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги.

Храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.

На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых — Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщу скалы на сотни метров.

В начале XV в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Для его строительства царица, покровительствовавшая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить ее замысел.

Храм состоял из трех широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Четкие и строгие линии белой колоннады портиков выделяются на фоне желтых скал и сочетаются с вырубленной в них молельней.

Внутренняя отделка этого храма поражает богатством и изысканностью вкуса: бронзовая инкрустация на дверях из черного дерева, золоченые и посеребренные плиты пола прекрасно смотрятся с раскрашенными рельефами на стенах. В одном святилище стояло более 200 статуй. Дорога восхождения к храму вела с западного берега Нила через аллею сфинксов. Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производило впечатление величия и торжественности. Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.

Позднее царство в истории Древнего Египта — время тяже­лых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые пост­ройки этого периода представляют собой упрощенные варианты композиций известных сооружений Среднего и Нового царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвященные культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды.

Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым после Карнакского храма. Это прекрасное сооружение великолепных пропорций и форм на левом берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его длина составляет 137 м, а высота пилона 36 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Гора из черного гранита. Позади статуй высится наружная стена храма, украшенная огромными рельефными фигурами Гора и Хатхор. Большой двор храма с трех сторон окружен колоннами. Стены, потолки, колонны и лестницы внутренних помещений украшены прекрасными барельефами.

Скульптурные памятники

Величественное впечатление производит скульптура Древ­него Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Представления египтян о вечной жизни пред­полагали существование не только бессмертной души, но и не­тленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказы­вал для погребения еще при жизни.

Характерными особенностями египетской пластики стали фризовое построение композиции, строгая ясность линий и чет­кость контура, предельно обобщенные объемы, знаковая вырази­тельность силуэтов. Человек изображался в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египет­ская скульптура строго подчинялась канону — своду правил, сложившихся в процессе художественной практики и закреплен­ных традиций. Так как скульптура была рассчитана на фронтальное восприятие, в передаче фигуры на плоскости сочетались анфасные и профильные элементы: голова и ноги повернуты в профиль, плечи — анфас, торс – три четверти. Особенно строгие требования касались изображений богов в фараонов. Их легко можно узнать по росту, значительно превышавшему рост других участников композиции, в их внешнем об лике невозмутимое спокойствие и уверенность в силе царской | власти. Величественно восседает на троне фараон Аменемхет III. Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ волевого и сильного владыки, царствование которого было отмечено могуществом и благосостоянием страны. В заупокойной надписи о нем сказано так:

Он — знание в сердцах,

Его глаза прослеживают каждого,

Он — солнце, видящее лучами своими,

Он освещает обе земли лучше, чем солнце.

Он дал Египту процветать лучше, чем Нил.

Он кормит идущих его путем.

Мастерски переданы индивидуальные черты; скуластое лицо, тяжелые веки, прикрывающие глаза, резкие складки по сторонам властного рта, четко очерченный подбородок. Контрасты света в тени на гладкой поверхности гранита усиливаю! выразительность образа.

В понятие «канона» входили также определенность позы (стоящие фигуры с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне или колено преклоненные), четкая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей, Главная задача скульптора заключалась в достиже­нии возможно более точного сходства с портрети­руемым. Его лицо должно было воплощать отрешенность от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям при жизни. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Вечность...

Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры имели темно-коричневый цвет, женские — желтый. Волосы всегда были черными, одежда — белой. Одежда мужчин состояла из ко­роткой набедренной повязки, женщин — длинно­го, облегающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, базальт, пес­чаник, известняк.

Совсем иначе изображали людей, всецело за­висящих от власти фараона. На скульптурном портрете писца Каи из гробницы в Саккаре запе­чатлен сидящим, скрестив ноги, человек, готовый записывать каждое слово хозяина. На коленях лежит развернутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок устремленный вперед взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, что кажутся живыми. Он привык внимательно слушать, повиноваться и следовать наставлениям своего господина.

Исключительного совершенства в передаче портретного сходства и индивидуальных черт древнеегипетские мастера достигли в деревянной скульптуре. Когда в середине XIX в. во время раскопок гробницы в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура представительного мужчины с посохом в руке, местные жители так и ахнули: «Это же наш сельский староста!» С тех пор ученые-египтологи называют царского сановника Каапера «Сельским старостой». Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была раскрашена, глаза инкрустированы кварцем, а веки сделаны из меди. Лицо Каапера преисполнено чувства собственного достоинства, гордо поднята голова, взгляд устремлен вдаль.

В период Среднего царства активно развивалась мелкая пластика, связанная с погребальным культом. Тогда же был создан тип кубической скульптуры, когда тело сидящей фигуры по своей форме напоминало куб, голова — шар, а руки симметрично лежали на коленях или одна из них была согнута в локте. Позднее, в эпоху Нового царства, такой тип скульптуры получил широкое распространение.

Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофретиз гробницы в Медуме. Каждый из них запечатлен в строго канонической позе. Фигуре царевича придан торжественный вид, его лицо индивидуализировано. Выступающие скулы, полные щеки, прямой нос, довольно толстые губы, выражение достоинства и величия на лице, прямая осанка и гордо поднятая голова — вот что сумел передать египетский мастер. На царевиче короткая белая повязка, на шее — нанизанные на белую нитку амулет серого цвета и яркая зеленая бусина, которые особенно эффектно выделяются на коричнево-красном теле. Жест руки свидетельствует об особой причастности царевича к священному таинству. В той же величественной позе запечатлена жена царевича. Мягкий округлый овал лица, миндалевидный разрез глаз, под­черкнутый контурной обводкой век, рельефно выступающий из­гиб бровей, спокойный, уверенный взгляд, устремленный в веч­ность, передают женскую прелесть, достоинство и очарование. Сквозь белое платье с широкими лямками отчетливо проступает изящная фигура Нофрет. Тело покрыто желтой охрой, на ее фоне особенно выразительно ожерелье из бус сине-зеленого цвета. Пышная прическа перехвачена белой лентой с разноцветными розетками. Спинки кресел покрыты черными иероглифами. Яр­ко выделяясь на белом известняке, они выступают достойным де­коративным обрамлением фигур.

Рельефы и фрески

Заметное место в искусстве Древнего Египта занимали рель­ефные и фресковые композиции, с помощью которых декори­ровались внутренние и внешние стены заупокойных храмов, гробниц, обелиски и стелы. Их назначение определялось желани­ем прославить могущество погребенного владыки и обеспечить его благоденствие в загробной жизни. Создание рельефов и фре­сок также подчинялось строгим канонам.

Композиции располагались таким образом, что фигуры и интервалы между ними давались в строго пропорциональном соотношении с общим архитектурным ансамблем. Фигура че­ловека изображалась так, чтобы в профильном положении го­ловы были полностью видны глаз, развернутые тыльной сто­роной ладони рук с пальцами одной длины. Такой способ изобра­жения помогал наиболее выразительно показать каждую часть тела, избежать сокращений, а значит, сохранить целостность вос­приятия образов. Пропорциональность — одно из важнейших требований канона. Каждая часть тела имела определенный раз­мер. Социальные различия подчеркивались размером фигуры.

Как же осуществлялись росписи регистров (горизонтальных поясов стен храмов)? Египетские мастера чаще всего использова­ли технику плоского рельефа, когда линия контура располага­лась ниже фона плиты. Сначала подготавливали поверхность стены, а затем на ее выровненные участки при помощи режущего инструмента наносили контуры будущего рисунка. Фигуры детально и тщательно прорисовывались. Параллельными линиями обозначали складки одежды, волнистые пряди пышных париков, мелкие складки широких рукавов. При этом учитывали и источ­ники освещения, благодаря которым достигался удивительный эффект тонкой вибрации поверхностей.

Рельефные и фресковые композиции обычно раскрашивались в цвета, имевшие символический смысл. В цветовой гамме преоб­ладали сочетания нескольких цветов: желтого, коричневого, зе­леного и голубого, но при этом они отличались многообразием оттенков. И сегодня композиции древнеегипетских мастеров вы­зывают наше восхищение. Например, белые одежды раскраши­вались таким образом, что у зрителей создавалась полная иллю­зия прозрачности ткани, сквозь которую просвечивает тело че­ловека. На нежных женских лицах скользит едва заметный румянец...

Что же изображали на рельефах и фресках? Прежде всего это сцены загробной жизни, бальзамирования и оплакивания умер­ших, а также обряды, совершаемые над покойником при погребе­нии. Четкими ритмичными рядами шествуют вереницы слуг, не­сущих дары покойному. С царственной важностью они ведут бы­ков, их движения размеренны и непринужденны. Мы видим жертвенные столы, уставленные яствами.

Фрески и рельефы разделены на четыре—шесть поясов, каждый из которых заполнен изображением законченных по содержанию сцен. А все вместе они составляют единую композицию.

В эпоху Среднего царства появились новые сюжеты, отражавшие: во-первых, военную тематику — эпизоды сражений, бесконечных потоков пленных с захваченными трофеями; во-вторых, сцены из повседневной трудовой жизни египтян — охота в нильских зарослях, рыбная ловля, трапеза. Например, множество людей работает на полях и в садах, мужчины гонят быков, тянут за рога упрямого козла, несут в руках уток, разделывают тушу быка, грузят на спину осла плетеную корзину.

В изобразительном искусстве Нового царства происходят значительные изменения. Так, особенностями композиции стали особая эмоциональность, декоративная пышность, утонченность и изящество линий, резкая обводка сменяется мягкой прорисовкой. В них появляется большая свобода движений и ракурсов, яркость, изысканность цветовых сочетаний. Картины пиров и развлечений правителей позволяют судить о вкусах и моде египетского общества того времени. Мы видим очаровательных танцовщиц с высоко поднятыми над головой руками. Их смуглые тела украшены поясами, ожерельями и браслетами, а на головах — диадемы. Особое внимание уделяется точной проработке деталей одежды, украшений, пышных париков.

Получает широкое распространение пейзаж с животными и растениями. Несмотря на то что египетские художники никогда не писали с натуры, им не откажешь в наблюдательности и прекрасном знании повадок животных. Изображение различных птиц и рыб так правдиво, что современные зоологи без труда определяют их виды. Нанося штрихи разного цвета по основному тону, художникам удавалось передать особенности оперения птиц, характерную окраску животных, пушистую кошачью шерсть. Художник с большим изяществом рисовал рыб, резвящихся в струях воды, диких уток и газелей среди пустынных скал, кошку, готовую броситься на добычу.

В целом стенопись царских гробниц, выполненная с тонким художественным вкусом и мастерством, напоминала яркий развернутый свиток папируса, который можно было «читать» точно так же, как и священные тексты.

Музыка, театр и поэзия

Художественную культуру Древнего Египта невозможно представить без достижений в других областях творчества — музыке, театре и поэзии.

Египет был первой страной, где особенным почетом и уваже­нием пользовались профессиональные музыканты. Без их учас­тия не обходилось ни одно театральное действо, так называемые мистерии, в честь наиболее почитаемых богов. Особенно пыш­ное музыкальное сопровождение сопутствовало культу бога Оси­риса, покровителя и судьи мертвых, который олицетворял уми­рающую и воскресающую природу. Его жизнь, смерть и воскрешение определяли основное содержание театральных действ. Главные роли обычно испол­няли жрецы, но иногда и сам фараон принимал в них участие, Кстати, обучение музыке входило в программу обязательного школьного образования в Древнем Египте.

Несмотря на то что до нас не дошел ни один из текстов подобных театральных представлений и культовых богослу­жений, существует мнение, что начало театру с широким музыкальным сопровождением положил погребальный ритуал. В нём использовались диалоги между богами в исполнении жрецов.

Время не сохранило древних образцов египетской музыки, и, возможно, мы ничего не узнали бы о характере ее звучания, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны.

На барельефах и росписях запечатлены группы танцоров и музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединенных в целые оркестры и хоры. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Изображения музыкантов позво­лили исследователям высказать мнение об исполь­зовании хейрономии, то есть специальной жести­куляции руками для выражения ритма и мелодии, О чем же рассказывала музыка? Вероятно, это были гимны богам и фараонам, любовные песни, песни плакальщиков на похоронах. Вот, напри­мер, замечательная «Песня арфиста» (XXI в, до н. э.):

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь,

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Умасти себя чудеснейшими благовониями

Из жертв богов.

Умножай свое богатство...

Свершай дела свои на земле

По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Утомленный сердцем не слышит их криков

и воплей,

Причитания никого не спасают от могилы.

А потому празднуй прекрасный день

И не изнуряй себя.

Видишь, никто не взял с собой своего достояния.

Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

 

Все проходит, все подвластно смерти, от нее не спасут ни пи­рамиды, ни гробницы. А потому живи сегодняшним днем, поль­зуйся всеми радостями жизни и не думай о том, что рано или по­здно всему придет конец...

Великолепно сохранившиеся фрески позволяют нам судить и о наиболее популярных музыкальных инструментах Древне­го Египта. Самое почетное место среди них занимает арфа. Пер­вые изображения этого музыкального инструмента относятся еще к эпохе Древнего царства, когда арфа по форме больше напо­минала простой лук. Позднее, в эпоху Рамсеса III, арфу покрыва­ли тонкой резьбой, золотом и черепаховой костью. Подножие ин­струмента украшалось символическими фигурами сфинксов, зве­рей, головами богов и богинь. Широко были распространены также флейты, систры (шумовые инструменты) и барабаны раз­личных типов. В их сопровождении исполнялись гимны, песни, стихи и танцы.

 

Вопросы и задания

1. Каковы характерные особенности древнеегипетской скульптуры? Какое выражение находит канон в скульптурных портретах фараонов?

2. Что вам известно о рельефных и живописных композициях египет­ских художников? В чем проявилось их особенное мастерство? Каковы главные сюжеты рельефов и фресковых росписей? Какая связь существует между ними и сооружениями архитектуры?

3. Сравните штандарт из Ура с известными вам древнеегипетскими рельефами. Что между ними общего и в чем различие? Что сближает, а что разъединяет эти культуры?

4. 4*. Какую роль в жизни египетского общества играли театр, музыка и поэзия? Назовите наиболее популярные в Древнем Египте музыкальные инструменты. Для ответа используйте живописные и поэтические свиде­тельства той эпохи.

5. . Н. В. Гоголь отмечал, что «египетская архитектура... массивна, но стройность и простота... с нею неразлучны, главный же ее характер — ко­лоссальность». Разделяете ли вы эту точку зрения? Аргументируйте свой ответ.

6. В чем проявилась связь архитектуры Древнего Египта с религиозно­мифологическими представлениями египтян? Какие ее элементы вошли в историю мировой архитектуры? Приходилось ли вам встречать египетские мотивы в архитектуре более поздних эпох?

7. Расскажите об истории создания и характерных особенностях одно­го из семи чудес света — египетских пирамидах в Гизе. Как вы думаете, по­чему поговорка «Все боится времени, но время боится пирамид» не утрати­ла своего значения и в наши дни?

8. Что вам известно о храмовых сооружениях Среднего и Нового царств? Каковы главные художественные достижения архитектурных комплексов в Карнаке и Луксоре?

9. Чем обусловлено строительство скальных храмов и гробниц в Древ­нем Египте? Каковы характерные особенности скального храма царицы Хатшепсут?

 

Творческая мастерская

1. Внимательно рассмотрите скульптурный портрет писца Каи и прочтите «Прославление писцов» в переводе А. А. Ахматовой. Какой об­раз творческого человека складывается в вашем воображении? Насколь­ко он соответствует литературному источнику? Какая связь сущест­вует между ними? Какими качествами его дополняет скульптурный портрет?

2. Опишите скульптурный портрет Нефертити. Как вы думаете, насколько справедливо утверждение о том, что спустя тысячелетия она остается олицетворением женской красоты, одухотворенности и изяще­ства?

3. Сравните некоторые изображения египетских фараонов. Как вы ду­маете, что в первую очередь хотели передать создавшие их мастера? Попро­буйте самостоятельно создать портрет фараона, следуя традициям египет­ского канона.

4. Каково влияние религиозных представлений египтян на искусство Древнего Египта?

5. Расскажите об истории создания и важнейших экспонатах некото­рых коллекций египетского искусства в крупнейших музеях мира: Лувр (Париж), Британский музей (Лондон), Метрополитен (Нью-Йорк), Эрми­таж (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), художествен­ные музеи Каира, Берлина и др.

6. Посмотрите художественные фильмы («Фараон», 1966; «Клеопат­ра», 1963) или театральные спектакли («Цезарь и Клеопатра»). Как в них переданы характерные черты художественной культуры эпохи Древнего Египта? Напишите рецензию на один из просмотренных фильмов или теат­ральных спектаклей.

7. . Разработайте маршрут путешествия по долине Гизе. Попробуйте нарисовать одну из египетских пирамид средствами компьютерной гра­фики.

8. Подготовьте экскурсию в Долину царей или составьте текст ведуще­го телепередачи, посвященной архитектурным памятникам Луксора и Карнака. Какие объекты вы отберете для демонстрации? Почему

Художественная культура Древнего Египта

Земля Египта всегда манила путешественников своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства. Еще в V в. до н. э. греческий историк Геродот (между 490/480 — около 425 г. до н. э.) описал впечатления от увиденного там, а философ Платон (428/427—348/347 гг. до н. э.), высоко ценивший древнеегипет­ское искусство, ставил его в пример своим соотечественникам. И в XX в. не ослабевал интерес к Египту.

В истории развития художественной культуры Древнего Египта ученые выделяют эпохи Додинастического периода (V—IV тыс. до н. э.), Раннего царства (XXX— XXVIII вв. до н. э.), Древнего царства (XXVIII— XXIII вв. до н. э.), Среднего царства (XXIII—XVI вв. до н. э.), Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.) и Позднего времени (XI в. — 332 г. до н. э.).

За этот длительный период в Египте были созданы величест­венные пирамиды, охраняемые загадочными сфинксами, гранди­озные храмовые комплексы, раскинувшиеся в долинах Нила и вырубленные в скалах, многочисленные каменные обелиски, устремленные к небу. Здесь был изобретен папирус — первый ма­териал для письма, заложены основы геометрии, впервые изме­рен объем полушария и определена площадь круга, сутки разде­лены на 24 часа, а также была установлена роль кровеносной сис­темы в организме человека.

Египет прошел свой неповторимый и самобытный путь, обу­словленный религиозно-мифологическими представлениями, в частности верой в загробную жизнь и обожествлением власти фараона. Сакральный (то есть священный) характер древнеегипет­ской культуры нашел отражение в ее глубочайшей символичности.

 

Архитектура Древнего Египта

Особенности религии сформировали совершенно уникальный характер архитектуры. Египтяне считали, что земные жили­ща человека временны, а потому на них не стоит тратить проч­ных материалов. Зато храмы богов и гробницы фараонов возводи­лись из камня и роскошно украшались, так как строились на века. В архитектурных сооружениях использовались массивные геометрические формы: пирамиды, обелиски, храмы на основе вертикальных столбов и горизонтальных плит перекрытия, пи­лоны в виде трапеции. Здесь были созданы определенные типы колонн, напоминающие связки папируса, пальмовые ветви, де­ревья. Капители колонн оформлялись в виде бутона или рас­крывшегося цветка лотоса, папируса, пальмовых ветвей или женской головы.

cyberpedia.su

Урок по теме "Художественная культура Древнего Египта"

Разделы: Русский язык, Литература, МХК и ИЗО

Цель: Начать знакомство учащихся с художественной культурой Древнего Египта, особое внимание уделить древнеегипетской религии, мифологии и литературе; показать своеобразие культуры Древнего Египта, используя методические приемы учителя русского языка и литературы; развитие речи, логического мышления учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, ДВД-фильм.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Слово учителя.

Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в удивительную страну – Древний Египет. Мы начнем знакомство с художественной культурой этой страны, уделив особое внимание религии, мифологии и литературе.

Само слово Египет греческого происхождения и в переводе означает “ загадка, тайна”.

(На экране: греч.- айгюптос - загадка, тайна.)

Впервые открыл Египет для европейцев Геродот - знаменитый древнегреческий историк - “отец истории”.(На экране: Геродот- “ отец истории”.). Египет произвел на Геродота огромное впечатление. Он восхищался проявлявшейся во всем древней культурой и ни разу не назвал египтян варварами.

А теперь посмотрите на географическую карту Древнего Египта (вывести на экран). Возник он вдоль самой длинной реки мира- Нила. На карте территория Нила напоминает цветок лотоса (вывести на экран цветок) – символ этой страны. Стебель цветка – русло Нила. Чашечка –дельта Нила, расширяющаяся при впадении его в Средиземное море. (Показать стрелочками на экране.) На этой узкой зеленой полоске земли, расположенной по берегам Нила, и сейчас живет почти все население Египта. На западе и востоке от нее высятся голые скалы и простираются безводные пустыни. Это Ливийская пустыня на западе и Аравийская на востоке. Пустыня занимает 90% территории страны. Дождь здесь выпадает раз в несколько лет.

Скажите, пожалуйста, если у Египта такое географическое положение, удобно ли египтянам ездить в другие страны, устанавливать культурные, экономические связи? А если нет, то в чем своеобразие развития египетской культуры? (Культура замкнутая.) (Вывести на экран: Географическое положение - замкнутость культуры)

Существование Египта зависело от разливов Нила. Если разливы запаздывали, то стране грозили неурожай и засуха. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами реки. Ученые- жрецы заметили зависимость колебаний уровня Нила от положения небесных светил. ( Вывести на экран: Жрец - в древних религиях: лицо, совершающее жертвоприношения, служитель божества. )Это способствовало развитию астрономии. Для того чтобы земля давала урожай во время засухи, египтяне создали сеть оросительных каналов, сделав точную разметку полей.

Вы видите, как была развита наука в Древнем Египте. Но почему же и теперь, спустя тысячелетия, мы продолжаем говорить о загадках этой страны?

Египет называют страной сфинксов и пирамид. Сейчас мы с вами узнаем ответ на один из самых главных вопросов, мучивших ученых- египтологов. Зачем египтяне воздвигали эти огромные сооружения - пирамиды. (Показать отрывок из фильма.)

Ребята, какие же выводы об особенностях культуры древних египтян мы с вами можем сделать? (У египтян соседствовали религия и наука.) (Вывести на экран: Географическое положение - замкнутость культуры- религия и наука.)

Скажите, а что символизировала форма пирамиды? (Мировое древо.)

Давайте теперь отправимся в пантеон богов Древнего Египта.

3. Сообщения учеников.

(Изображения богов высвечиваются на экране.) Первый и самый главный бог – Ра - бог Солнца, глава богов, владыка Верхнего и Нижнего Египта. Творец всего сущего, возникший из водного хаоса, победивший мрак. Он создал мир людей из своих слез, а также многих богов. Один из них – человек с двойной короной на голове. Символ- змея. (Учитель: “А что такое символ?” - “ То, что служит условным знаком какого – либо понятия”. “Ребята, напишите сейчас, пожалуйста, мини- сочинение, глядя на это изображение Ра”. Выборочная проверка сочинений учащихся. Вывод : жизнь, культура Египта разделены и в то же время едины.)

Шу – бог воздуха. Разделил небо и землю. Образ - человек, стоящий на одном колене с поднятыми руками, поддерживающий небо. Символ - солнечный змееборец – павиан.

А это Тефнут – богиня влаги. Она была дочерью бога Солнца (Ра), его собственным глазом, “ влюбленным оком”, сжигающим врагов великого бога и охраняющим его от злых демонов. Образ и символ- львица.

Учитель. О богине Тефнут египтяне создали великолепный миф. Кстати, что такое миф?(“ Предание, сказание о богах, героях, происхождении Вселенной.) Итак, слушайте и смотрите: “ Бегство Тефнут в Нубийскую пустыню”. (Учащиеся с учителем показывают инсценировку мифа.)

Учитель. На какие размышления наводит вас этот миф? Чему можно научиться , прочитав, услышав его? (Мудрый тот, кто умеет подчинять гнев рассудку.) Когда мы говорим о проблемах текстов в рамках подготовки к ЕГЭ, то выделяем проблемы любви, благородства, совести, чести и т. д.Какие бы проблемы вы могли выделить в этом мифе? (Мудрости, гнева, лести. )Ребята, какой род литературы вам напомнила инсценировка этого мифа? (Драму). А за счет чего миф можно инсценировать? (Он имеет сюжет, это повествование.) Продолжим наше знакомство с богами.

Осирис - бог умирающей и возрождающейся природы, царь загробного мира. Научил людей возделывать землю, строить города, выпекать хлеб. Обучил их также искусству врачевания и обработке медной и золотой руды.

Образ- мумия, сквозь которую прорастают стебли злаков; восседающий на троне владыка подземного царства.

Символ жизни Осириса- ячменное зерно.

Имя этой богини плодородия, ветров и мореплавания, супружеской верности и материнства известно всем. Это Исида, верная и преданная супруга Осириса. Непревзойденная целительница и заклинательница болезней. Научила людей останавливать кровь, залечивать раны, заговаривать укусы змей.

Образ - соколица или женщина с крыльями; женщина с рогами и солнечным диском, с младенцем на руках.

Сет - бог пустыни, бог чужеземцев, покровитель власти фараонов, бог зла (олицетворял враждебную плодородию пустыню). Символизирует разрушительное начало. Брат Осириса.

Образ - человек в короне, украшенный головой осла.

Нефтида- владычица дома. Жена Сета, жена Исиды. Образ- женщина, увенчанная прямоугольной короной в виде дворца; женщина с иероглифом своего имени на голове.

4. Беседа с учениками.

Это главные боги Египта.

Ребята, в чем особенность изображения богов в Древнем Египте? (Мы наблюдаем совмещение черт человека и животного). Нет ничего удивительного! Все животные в Древнем Египте считались священными. А если кто умышленно убивал какое-нибудь животное, того карали смертью. Запишите в тетрадях: “ Зооморфизм- религиозное мировоззрение, представляющее божество в образах животных”(Вывести на экран). Вот вы сегодня слышите, записываете различные определения. В какой научной литературе можно встретить подобное? (В словарях. По сути дела это словарные статьи.

Изучая искусство Древнего Египта, ученые- археологи не могли не заинтересоваться загадочными письменами, покрывающими стены пирамид, храмов.

Письмо было великим искусством жителей берегов Нила. Сами египтяне называли иероглифы “ божественной речью” и придавали письменам религиозное и магическое значение. Профессия писца была одной из самых уважаемых, почитаемых в Древнем Египте. Вот какие строки посвящали людям этой профессии:

Они не строили себе пирамид из меди И надгробий из бронзы, Не оставили после себя наследников, Детей, сохранивших их имена, Но они оставили свое наследство в писаниях. В поучениях, сделанных ими... Человек угасает, тело его становится прахом, Все близкие его исчезают с земли, Но писания заставляют вспомнить его Устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, Лучше пирамид на Западе, Лучше роскошного дворца, Лучше памятника в храме.

Смотрите, какое отношение к книгам! Книга у богобоязненных египтян оказывается важнее гробниц и пирамид. Получается, что вечная жизнь дается только тем , кто оставил после себя что-то хорошее!

Нет ничего удивительного, что в Древнем Египте были написаны прекрасные литературные произведения. Одно из них- “Гимн Атону”. Какова история его создания? Фараон- реформатор Эхнатон, поссорившись со жрецами, задумал заменить культы всех старых египетских богов культом Атона. Но народ не поддержал фараона. Реформа не удалась. После смерти Эхнатона в Египте были восстановлены все прежние культы. Но до наших дней сохранилось замечательное произведение того времени – “Гимн Атону”.(Ученица читает наизусть.)

Скажите, пожалуйста, какой жанр литературы, широко распространенный в 18 веке, напомнил вам “Гимн Атону” ? (Оду.)

Когда я читаю, слушаю “Гимн Атону”, вспоминаю прекрасную книгу Веры Крыжановской- Рочестер “Канцлер Древнего Египта”. Больше, чем на 400 лет гиксы захватили Древний Египет. В качестве главного бога иноземцы выбрали Сета, убийцу Осириса. Именно в это время канцлером Древнего Египта, первым советником фараона становится Иосиф, еврей по национальности. По убеждению большинства египтян, гиксы были проходимцами, непрошеными гостями. Но на стороне захватчиков - власть, сила. Пользуясь этим, Иосиф берет в жены Аснат - дочь верховного жреца, уже имевшую жениха. Несчастная, страшная участь у этой женщины! Отец, мать, другие родственники запретили ей проявлять любое доброе чувство к мужу, чужестранцу, иноверцу, и детям, от него рожденным. А она в конце концов полюбила Иосифа! Долгое время продолжалась нравственная пытка Аснат! Слишком поздно ее отец понял, как он был жесток в своем ослеплении, сколько страданий доставил собственному ребенку, увлекшись политикой и предрассудками. Понял, что жрец задушил в нем отца.

Ребята, смотрите, что получается: жрецы Египта считали, что чувство можно подчинить рассудку, пытались отрицать любовь. Но не зря говорят: сердцу не прикажешь.

И в этой же самой стране созданы, не побоюсь этого слова, шедевры любовной лирики! Послушайте стихи в переводе замечательной русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.

Любовь к тебе вошла мне в плоть и кровь, И с ними, как вино с водой, смешалась, Как с пряною приправой - померанец Иль с молоком - душистый мед. О, поспеши к сестре своей, Как на ристалище - летящий конь, Как бык, Стремглав летящий к яслям. Твоя любовь – небесный дар, Огонь, воспламеняющий солому, Добычу бьющий с лету ловчий сокол.

Как вы считаете, какие стихотворные образы указывают, что перед нами именно древнеегипетская лирика? (Образы животных.) А какое изобразительное средство чаще всего используется в стихотворении? (Сравнение.)

Кому же посвящены эти прекрасные строки? Посмотрите на экран. Перед вами царственная супруга Эхнатона – Нефертити. Имя этой женщины в переводе значит: “Красавица пришла”. Нефертити считали самой красивой женщиной Египта. Положение ее при дворе было необычным. Она сопровождала супруга повсюду, была самым близким ему человеком, хотя это нарушало этикет и вековые традиции. Кстати, ребята, на этом брелоке, который у меня на груди, тоже изображена Нефертити.

5. Вывод.

Давайте, ребята, подведем итоги нашего урока. Вначале мы с вами сказали: культура Египта замкнутая, необычная; обратили внимание на необыкновенную религиозность древних египтян, их стремление подчинить кастовым, религиозным предрассудкам даже любовь. Но...сейчас, в 21 веке, спустя тысячелетия, мы видим: культура, литература способны преодолеть любую замкнутость и ограниченность. И сейчас мы продолжаем восхищаться древнеегипетской лирикой.

Оценки за урок. Спасибо тем ребятам, которые выступили сегодня с сообщениями, разыграли сценку. Они, конечно же, получают пятерки. Кроме того, многие из присутствующих отвечали на вопросы. Я поставлю им оценки, когда проверю мини-сочинения.

Д. з.: Сегодня на уроке мы только начали знакомство с культурой Древнего Египта. На следующем уделим внимание основным принципам строительства храмовых сооружений, а также произведениям искусства портретного жанра. Поэтому подготовьте сообщения о храме Амона-Ра в Карнаке и сравните египетскую пирамиду и месопотамский зиккурат.

Презентация.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai