Общественный строй древнего египта. 4. Общественный строй и госуд-ное устройство Древнего Египта. Право Древнего Египта.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй. Общественный строй древнего египта


3. Общественный и государственный строй Древнего Египта (общая характеристика).

Общественный строй. Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, — мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие “слуга царя” - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта. Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община.

Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи “людей, скота, золота”, на основе которых и устанавливались налоги.

В Среднем царстве выявляются и другие изменения как в положении правящих кругов, так и низших слоев населения. Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.

Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких дефицитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых Дел мастера), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединения ремесленников по специальностям. Об изменении правового положения состоятельных групп населения свидетельствует и расширение понятия “дом”, ранее обозначающее родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр. Главой дома мог выступать теперь и неджес. Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы и даже некоторые Представители состоятельных земледельцев.

Наряду с неджес появляется и особая категория египетского населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином “немху”. В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые, по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства. Связано это было с созданием по мере централизации в Среднем царстве системы общегосударственного перераспределения рабочей силы. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие население в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновников, мастеров и “простых людей”. Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.

“Наряд” на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил “простого человека” к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в разряд “простых людей”, он не был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйственном подразделении по указанию Царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.

Чиновники, мастера противопоставлялись “простым людям”, положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.

Государствеиный строй. Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада.

Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом царстве, когда окончательно утверждается основанная на военной силе и многочисленном бюрократическом аппарате имперская власть центра, полностью подчинившего себе управление обширной территорией.

Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Всякий социальный протест против царя — преступление против религии. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.

studfiles.net

1. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй.

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

Особенность государственного строя Древнего царства (2700-2400 до н.э.) заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - визир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

Начало эпохи Среднего царства (к. 2400 – 1600 до н.э.) характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

Основной чертой государственного строя в период Нового царства (1575 – 1087 до н.э.) становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым, из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

Позднее царство (7 – 4 в до н.э.). Обозначилось деление общ-ва на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Значительная часть населения по-прежнему находилась в зависимости от казны, храмов, знати. Ухудшилось положение ремесленников.

Привилегированным сословием становится воинское. Военную опору фараона составляют иноземные наемники.

Костяк местной власти составляли номархи и городские правители. Прочие представители чиновной знати: верховный сановник, хранители сокровищницы, хранители казны, начальники работ, судьи т.д. Особое место занимают военачальники.

Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства. Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией.

Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

- финансовое ведомство по сбору налогов;

- ведомство военное;

- ведомство общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.

По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки.

Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община.

Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой стороны – все эти общины должны были принимать участие в одной совместной работе по ведению единого ирригационного земледелия.

Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно для всех общин.

Вся древнеегипетская система управления была подчинена строгой иерархии. Главным помощником фараона изначально был джати. Термин джати первое время обозначал главного жреца города, управляющего царским двором и хозяйством, но со временем полномочия джати были значительно расширены. Постепенно он становится главным управляющим всеми делами государства. По прошествии времени этот термин был заменен на арабское слово визирь.

Вторым главным сановником государства являлся главный казначей. В его обязанности входило управление всем материальным движимым и недвижимым имуществом, он осуществлял надзор за строгим соблюдением всех экономических указов фараона, контроль за налоговым сбором и т. д.

Следующими равносильными по статусу и рангу были начальник работ и сановник, управляющий домом оружия. Должность первого предполагала наблюдение за оросительной и ирригационной системами. В обязанности управляющего домом оружия, или главы военного ведомства, входило комплектование и обеспечение армии фараона.

Характерной чертой для практики управления был сбор всевозможных советов и совещаний для управления определенными сферами деятельности в государстве и для разрешения наиболее спорных вопросов в политической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества.

Для чиновничьего аппарата управления царскими писцами составлялись специальные инструкции, содержащие правила обращения с секретными документами, правила приложения печатей. Кроме того, эти инструкции содержали в себе установки по наказанию и перечисляли степени ответственности за разглашение государственной тайны, определяли сроки прохождения жалоб в специальные судебные инстанции.

Вся полнота власти в египетских провинциях была сосредоточена в руках номарха и находящегося под его управлением аппарата чиновников.

Еще в период Древнего царства ном представлял собой объединение небольших сельских общин или сельских поселений, во главе которых стояли общинные старосты и советы (джаджаты).

Первоначально полицейские функции в государстве были возложены на армию, но постепенно к началу Нового царства начинает создаваться специальный аппарат управления, который был поставлен во главе созданных полицейских отрядов. В основном эти отряды выполняли охранно-сторожевые функции в государстве.

Спецификой государственного устройства Египетского государства было то, что во все периоды не существовало четкого разграничения между судебными органами и самим административным аппаратом управления.

studfiles.net

Общественный строй Древнего Египта.

Поиск Лекций

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ

 

 

Факультет подготовки специалистов для судебной системы

(юридический факультет)

 

 

Магистерская программа «Судебная власть»

 

 

Реферат

По дисциплине «История суда зарубежных стран»

Общественный строй Древнего Египта.

Выполнила:студентка 2 курса

заочной формы обучения 201-м ТГП

Борозненко Любовь Руслановна.

 

Проверил:

_________________________

ученая степень, звание, должность

_________________________

Ф.И.О.

 

Дата представления работы

«___» ____________ 20__г.

 

 

Ростов-на-Дону

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общественный строй Древнего Египта…………………………………..4

Заключение……………………………………………10

Список использованной литературы………………………………….11

Введение

Государство Древнего Египта – одно из древнейших государств в мире – сложилось к III тысячелетию до н. э. в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила, в северо-восточной части Африки. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Благодаря своим естественным границам Египет представлял собой замкнутую область, отгороженную пустынями от соседних стран, что послужило созданию этнически однородного населения.

Расположение государства в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э.

Объединение сельских общин вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ способствовало формированию уже во второй половине IV тысячелетия первых государственных образований – номов, во главе которых стояли правители – номархи. Номархи пытались распространить свою власть над всей страной, ведя ожесточенные войны со своими соседями. Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома. Так, в 3200г. до н.э. образовались два самостоятельных государства: Верхний и Нижний Египет. Однако уже к концу IV тысячелетия до н.э. цари Верхнего Египта объединяют страну в единое политическое целое.

Раннюю централизацию древнеегипетского государства предопределил также и сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их последствий.

Общественный строй Древнего Египта.

Говоря об общественном строе, необходимо прежде всего кратко охарактеризовать экономику Древнего Египта, от состояния и уровня развития которой зависела и социальная структура общества.

Основой экономики Древнего Египта было земледелие, в котором ведущее место занимало государственное царско-храмовое хозяйство, ибо земля и ирригационная система как основные средства производства принадлежали государству в лице царя (фараона) как верховного собственника данных основных средств производства. На втором месте по значимости в Раннем царстве стояло общинное хозяйство, включающее определенную территорию земли и часть ирригационной системы, расположенной на данной территории, переданных сельской общине во владение и пользование. Но по мере усиления централизации страны, расширения ее территории, усложнения социальной структуры общества и ирригационной системы общинное хозяйство как самостоятельная экономическая единица, основанная на коллективном землепользовании, прекращает свое существование, уступая крупному царско-храмовому хозяйству.

Помимо орошаемого земледелия, составляющего основу экономики Древнего Египта, население занималось ремеслом и торговлей. При этом государство активно участвовало в ремесленном производстве и торговле, имея в своей собственности большое количество рудников, каменоломен, рабов и т.д., осуществляя внутреннюю и внешнюю торговлю.

Своеобразие экономики Древнего Египта и изменения, происходящие в ней на протяжении длительного времени под воздействием развития производительных сил и, в первую очередь, совершенствования орудий труда, обусловили пестрый социальный состав египетского общества. Особенностью его является «крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства».

К сожалению, до настоящего времени проблема социальной структуры общества Древнего Египта не решена. Даже терминология, с помощью которой можно было бы более определенно раскрыть социальную структуру египетского общества, не получила должной научной разработки.

При делении большой социальной группы на категории могут использоваться различные основания (наличие власти, знатность, размер богатства, род занятий и т.д.). И с этой точки зрения общество Древнего Египта можно рассматривать на основе самого значимого в то время критерия – наличия свободы и как совокупность двух больших социальных групп населения – группы свободных людей и группы зависимых, несвободных людей.

В свою очередь в группе свободных людей в зависимости от наличия власти можно выделить следующие две категории: правящая верхушка, куда входили царь, его родственники, богатые и знатные свободные египтяне, и все остальное свободное население страны. По роду занятий в группе свободных людей можно выделить жрецов, чиновников, воинов, земледельцев, ремесленников, торговцев, пастухов и др. При этом каждая из указанных категорий свободного населения в свою очередь не была однородной и состояла из слоев населения, различающихся по своему экономическому положению и в определенной мере по правовому статусу. Так, среди чиновников выделялись те, кто занимал высшие должности (визирь, начальник войска, начальник писцов и т.д.) и имел придворные титулы (друг единственный, друг, носитель сандалий, носитель опахала и др.) и те, кто по служебной лестнице был ниже (писцы, контролеры, их помощники и др.). В категории воинов выделялись старшие вуйска, рядовой вуйска, пеший воин, воин-колесничий и др. Даже в такой категории свободных людей, как жрецы, не было равенства, ибо были жрецы чистители (уэбы), принадлежащие к низшему жречеству, и жрецы «рабы бога» (хонты), которые относились к высшему жречеству.

Но хотя чиновники и воины были всегда «снабжены достоянием дворца» и получали «довольствие из житницы» и среди них «нельзя найти неимущего», их правовой статус был весьма уязвимым. Все они обязаны были беспрекословно повиноваться вышестоящим лицам и могли быть наказаны за малейшее нарушение. В группе свободных людей были и богатые, и бедные египтяне. Последние упоминаются под терминами «немху», «мерет», значение которых до конца еще не выяснено, и «простолюдин». Поскольку экономическое положение, получение должности и придворного титула, продвижение по службе зависели от благосклонности фараона, то даже простолюдин со временем мог занять значимую должность в государственном аппарате и получить придворный титул за свою преданную службу царю и, наоборот, за упущения по службе даже жрец мог быть переведен в земледельца. Каждый из свободных людей обязан был службой царю (фараону), и большинство из них уплачивало различные подати и по необходимости участвовало в общественных работах по строительству пирамид, каналов, дамб, поддержанию в надлежащем порядке оросительной системы. Но, как свидетельствуют письменные источники, на подобные работы не посылались никогда представители правящей верхушки и писцы, которые и подати не платили. Подати были натуральные и взимались продуктами сельского хозяйства и ремесла (скот, зерно, лен, птица, пряжа, ткань, вино и т.п.). Подати определялись, исходя из экономического положения и рода занятий. С этой целью систематически производились переписи населения, скота и другого имущества, которым владел свободный человек. Именно в ходе переписи и уточнялась социальная принадлежность свободного человека, его должность, род занятий и каково его имущественное положение (медник, плотник, резчик по камню, гончар, ткач, строитель стен, сандальщик, красильщик, огородник, земледелец, птицелов, рыболов и др.). С учетом потребностей царско-храмового хозяйства во время переписи простолюдина переводили из одной категорию в другую, выдавая при этом необходимые для работы сырье, инструменты, землю, здания и т.д.

В группу несвободных, зависимых людей входили различные категории лиц, утративших свою свободу частично или полностью (рабы; различного рода работники, выполнявшие работу в определенном объеме под контролем надсмотрщиков). Последняя категория лиц, как полагают многие ученые, именовалась термином «слуги царя». К сожалению, содержание данного термина в науке не до конца изучено. Представителей группы несвободных, зависимых людей называли и другим термином – «челядь». Это могли быть и домашняя прислуга, и работающие на пашне, и занимающиеся ремеслом и т.д., но общим признаком их правового статуса была утрата личной свободы. Высказывается мнение, что слово «челядь» – это общий термин для обозначения подневольных работников царских, храмовых и частных хозяйств.

Рабов в Древнем Египте всегда было значительно меньше, чем свободных людей. Источником рабства был в основном военный плен. Но эта категория населения пополнялась и за счет египтян, утративших свою свободу в силу различных обстоятельств и низведенных до рабского состояния (долговое рабство, уголовное рабство и др.). Рабы могли принадлежать дворцу, храму или частному лицу, т.е. были дворцовые, храмовые и частные рабы. Частное рабство было слабо развито, ибо в Древнем Египте всегда дворцовых рабов было неизмеримо больше, чем частных. Как правило, рабов имели только наиболее состоятельные свободные египтяне (правящая верхушка, часть горожан и т.п.). Менее состоятельные свободные египтяне могли использовать труд рабов, заключив договор об их найме с хозяином раба. Но поскольку частных рабов было мало, то и стоимость их была весьма высокой. Так, по договору найма на работу одной рабыни на 17 дней и другой рабыни на 4 дня пастухом было передано в счет уплаты горожанке (хозяйке рабынь) ткань джаи ценой 6 кедет, ткань ценой 4 кедет, бык ценой 6 кедет, 8 коз ценой 4 кедет и деньги в размере 15 кедет.

Но эта запись договора найма рабынь свидетельствует и о том, что даже пастухи как часть свободного населения могли уплатить такую большую сумму. Безусловно, не все, а наиболее состоятельные из их числа.

Государственные и храмовые рабы использовались на работах в поле, каменоломнях, рудниках, на строительстве дамб, каналов, плотин, храмов, пирамид и т.д. Но где бы ни работал раб, он всегда был под постоянным контролем надсмотрщиков, сторожей и других наблюдателей, которые били рабов, понуждая их непрерывно работать, чтобы задание было выполнено в нужном объеме быстро и в установленный срок. В несколько лучшем положении среди подневольной, зависимой части населения была такая ее категория, как слуги царя. Происхождение этой категории населения Древнего Египта до сих пор однозначно не объясняется.

Но «слуги царя» имели личное имущество и получали за работу вознаграждение из царских складов и казны. «Слуги царя» выполняли различного рода работы и в определенном объеме, т.е. устанавливалась конкретная норма работы, за выполнением которой следили низшие чиновники царской администрации.

На протяжении всей истории Древнего Египта основное налоговое бремя несла большая часть его населения независимо даже от того, было ли лицо свободным или подневольным.

С учетом потребностей экономики определялось количество людей, занимающихся тем или иным ремеслом или другим видом деятельности. При этом перевод лица из одной категории в другую производился не по его желанию, а по решению высшей администрации царя. Это порождало в обществе определенную нестабильность и социальную напряженность, что в конечном итоге наряду с другими причинами привело к концу Среднего царства (около 2250–1700 гг. до н.э.) – к крупному восстанию, в котором приняло участие большинство категорий свободных египтян и рабов. Это восстание было самым значительным, ибо совпало с вторжением гиксосов в Египет.

Заключение.

Рассмотрев общественный строй древнего Египта, можно отметить, что он характеризовался преобладанием в экономике государственной собственности в лице царско-храмового хозяйства и довольно сложной, но подвижной социальной структурой общества.

При этом, как подчеркивают профессора Жидков О. И. и Крашенинникова Н. А., это было прямым следствием «полного поглощения государством египетского общества».

Верхний слой египетского общества составляли жрецы, чиновники и военная знать. Жрецы разделялись на группы соответственно большому количеству культов, существовавших в Египте. Во главе каждой группы стоял верховный жрец, руководивший всем жреческим персоналом, служившим данному божеству. Особый разряд составляли царские жрецы, ведавшие культом царя-бога.

Жрецы занимали важное положение в Государстве, их назначали на видные должности. Особенно усилилось могущество жрецов в период Нового царства, когда в результате удачных войн наряду с обогащением царской казны обогатилась также казна храмов.

К привилегированной группе египетского общества принадлежал египетская аристократия, состоявшая из потомков родоплеменной знати, а также из высших военных и гражданских чинов государства, располагавших колоссальными богатствами в результате дарений со стороны фараонов, экспроприации общинных земель и военной добычи.

Большую роль играли в Египте писцы, из которых выходили высшие сановники. Жалованье им платилось натурой. Наиболее видным чиновникам были пожалованы земли из государственного фонда, причем иногда царь давал этим сановникам право взимать сборы с крестьян в свою пользу.

 

Список использованной литературы

 

1. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 744 с.

2. История государства и права зарубежных стран. Под ред. Батыра К.И. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2003. - 496 с.

3. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. д. ю. н., проф. О. А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н. А. Крашенниковой. - 2-е изд., стер. - М.: Норма, 2004. - 624 с.

4. История государства и права зарубежных стран: курс лекций /Н.И. Ильинский. - М., 2003. - 608 с.

5. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА • М, 1998. - 480 с.

6. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие /С.А. Шатилова. - М., 2004. - 272 с.

7. Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций. 2002г. - 208с.

8. Чесовская М.Г., Диденко А.А. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1 (Древний мир и Средневековье): Практикум. - Белгород, 2005.

 

poisk-ru.ru

Общественный и государственный строй Древнего Египта.

Общественный строй включает в себя 2 компонента. Первый из них составляют, формы собственности, существующие в данном обществе, второй – социальная структура.

В Египте, как и в других древневосточных государствах, существовала государственная, общинная и частная собственность. Первые две возникли раньше, все виды собственности находились в различных сочетаниях друг с другом.

Социальная структура Древнего Египта отличалась многообразием и качественной разнородностью множества социальных групп. Процесс социального структурирования остался незавершенным, отсутствовали четкие границы, отделявшие одну группировку от другой, имелось множество промежуточных групп. В древнеегипетском обществе более или менее определенно можно выделить три крупные социальные группировки: 1) господствующие верхи; 2) свободные мелкие производители; 3) рабы.

К первой группе относились: светская, жреческая, номовая и столичная аристократия; а также военная знать и руководство общин.

Жрецы, чиновники и военная знать составляли верхушку египетского общества. Жрецы распадались на группы в соответствии с множеством культов, существовавших в Египте. Во главе каждой группы стоял жрец, возглавлявший весь жреческий персонал, служивший данному богу. Особый разряд составляли царские жрецы, ведавшие культом царя-бога. Зачастую жрец храма мог стать правителем государства, но и правитель мог принять жреческий сан.

Большую роль играли писцы, из рядов которых выходили высшие чиновники Египта. Из писцов формировалась также обычно местная служилая знать. Должности в Египте в начале II тысячелетия, были фактически наследственными. Однако принудительного наследственного закрепления граждан за определенными занятиями в это время не было.

При XVIII династии стало складываться деление населения в целом по его занятиям с наследственным закреплением привилегий и земельных владений за одними, и обязательств по платежу оброка и выполнению физических работ за другими. Особое внимание при этом уделялось воинам, которые были наделены участками земли и получили право обращаться с жалобами непосредственно к царю.

Господствующие верха обладали правами верховного собственника на землю. Экономическое могущество этой группы определялось нахождением в его руках земель, рабов, скота, источников водоснабжения. Однако, это была не частная собственность и политическая власть принадлежала им до тех пор пока они были структурированы в государственный аппарат.

Ко второй группе относились свободные крестьяне, ремесленники и торговцы (мереты). Одни из них жили на государственной земле самостоятельными общинами. Другие были прикреплены к земле, пожалованной царем храму или сановнику и воину. Эти крестьяне платили сборы в пользу государства и отдавали часть урожая своим господам – храмам или частным лицам. Они не вправе были уйти с земли, но их могли изгнать с обрабатываемых ими участков земли при неисправном поступлении оброка.

В эпоху Нового царства многие функции, которыми обладали общины (ирригационные работы, строительство храмов) перешли в руки государства сельские общины превратились в податные единицы, подчиненные царско-храмовому хозяйству. Государство регулярно проводило переписи людей, скота, птицы, мужчин. Постепенно среди общинников выделяются «неджес» (дословно, маленькие), мелкие частные собственники, а среди них – «сильные неджес» (крупные частные собственники).

Неджес вместе с ремесленниками имеют более высокий статус, продают часть своей продукции на рынке. Сильные неджес составляют переходный слой от мелких производителей к господствующему классу.

В Древнем Египте в довольно значительном числе существовали свободные ремесленники. Они работали в государственных рудниках и мастерских, объединяясь в группы по 10 человек каждая, под наблюдением особого управляющего. Также в Египте находилось постоянно некоторое количество иностранцев. Они, как правило, занимались торговлей и финансовыми операциями, которые получили довольно широкое развитие в период Среднего и особенно Нового царства.

Третью крупную группу в Древнем Египте составляли рабы, в количественном отношении они уступали массе свободных мелких производителей. Рабовладение в Египте носило коллективный характер.

Рабы являлись собственностью царя, т. е. государства. Однако, предоставляя земли во владение египетским сановникам и жрецам, царь вместе с землей давал им также некоторое количество государственных рабов. Вместе с тем, рабы не передавались в этом случае в собственность частного лица. Источником рабства был военный плен. Другим источником рабства являлась самопродажа в рабство несостоятельных должников. Рабы в Египте имели семью и имущество. Если раб совершал преступление, его заключали в государственную тюрьму. В случае жестокого обращения рабам предоставлялось право искать убежища в храмах и приносить жалобу на своего господина. Беглых рабов возвращали хозяину за вознаграждение. Раб, отпущенный на волю, во всем приравнивался к свободным.

Юридическое положение рабов состояло в том что, раб еще не был окончательно лишен экономических стимулов к труду, в некоторых случаях его личность и имущество защищалось правом.

В Египте рабовладельческое государство имело форму восточной деспотии, в которой власть осуществлялась централизованным бюрократическим аппаратом, подчиненным одному лицу –– фараону.

Фараон обладал неограниченной политической, экономической, религиозной властью. Все мероприятия в стране и за ее пределами: строительные и ирригационные работы, войны, торговля осуществлялись от его имени, он считался верховным судьей и законодателем, назначал всех высших чиновников, от него зависели урожай, безопасность, земельный фонд, из которого он мог наделять храмы, чиновников, жаловал титулы.

Вместе с тем, фараон не мог действовать по личному произволу, прочность его власти зависела от того насколько успешно фараон проводил в жизнь интересы жрецов, аристократической и военной знати, поэтому фараоны старались действовать в соответствии с морально-этическими нормами.

В осуществлении власти фараон опирался на огромную армию чиновников, высшие из которых были сосредоточены в его дворце. Аппарат чиновников возглавлял джати (визирь) .Как правило, это был сын фараона, либо его ближайший родственник. Переход этой должности в руки других знатных семей считался отклонением от нормы и, следовательно, являлся симптомом ослабления центральной власти. Джати соединял в своем лице административную и судебную власть. Он осуществлял контроль над всеми органами управления: распоряжался земельным фондом, контролировал сооружение каналов, организовывал общественные работы, рассматривал все жалобы, поступившие фараону. Значительными были и военные полномочия джати –– он контролировал набор армии, командовал флотом. В его подчинении находились руководители региональной и местной администрации.

Важное место среди них занимал главный казначей (хранитель печати). Государственные налоги взимались, в основном, натурой –– хлебом, зерном, скотом, слитками металлов, птицей. Казначей заведовал государственными хранилищами, где находились налоговые поступления.

Строительство ирригационных и других сооружений, которые производились в порядке выполнения повинностей контролировал начальник работ, он также был царским архитектором и министром общественных работ. Военное ведомство называлось «домом оружия» и возглавлялось чиновником высшей знати: он комплектовал армию, занимался её материальным обеспечением, поддерживал в боевой готовности пограничные крепости.

В Египте очень высоко было развито письменное делопроизводство с множеством секретарей и писцов. Они вели учет всего огромного государственного хозяйства, управляли царскими землями, складами.

«Послушные призыву» царя –– это те, кто мог непосредственно выслушать приказ фараона и отправиться его выполнять. Среди них выделялись «большие послушные призыву царя» - крупные сановники, телохранители царя, вельможи. Они могли совмещать ряд должностей, получая за каждую земельные наделы.

Большие «послушные призыву» возглавляли все высшие ведомства в государстве. Многочисленной была группа работников «белых домов» - центров по переработке, хранению сельскохозяйственной и ремесленной продукции, а также «дома царских сокровищ» - налогового ведомства. Каждая из этих групп не была однородной, в одну могли входить крупные чиновники, в другую –– и свободные и рабы, в третью –– только рабы. Местное управление Египетского государства осуществлялось с учетом его делился на 2 округа Верхний (Южный) и Нижний (Северный), каждый из них делиться на номы, которые возникли на базе старых общин.

Во главе 2 округов стояли начальник Юга и начальник Севера, номы управлялись наместниками царя (номархами). Во время кризиса номархи превращались в практически независимых правителей, в период стабильности они являлись объективными чиновниками.

Ядро армии составляли профессиональные части, которые формировались из земледельцев и ремесленников. Они находились на полном государственном обеспечении. В период войн осуществлялся набор ополчения численностью до десятков тысяч человек –– каждый ном, храмы, частные владельцы выставляли определенное число рекрутов.

Общая численность армии могла достигать 100 тысяч человек в, отдельных походах участвовали от 10 до 30 тысяч воинов.

Суд в Древнем Египте был не отделен от администрации. Высшей судебной инстанцией считался фараон, он мог отменить судебное решение по любому делу, привлечь к ответственности любого чиновника, обладал правом помилования.

В номах судьями являлись номархи, в общине –– староста. Непосредственное руководство судебным ведомством осуществлял джати. В Новом царстве ему подчинялась коллегия из 30 судей. В столице находились «Шесть великих домов» - судебное ведомство регулирующее деятельность всехсудебных органов. В храмах судьями выступали жрецы. В Древнем Египте были и тюрьмы, которые представляли собой хозяйственные поселения преступников.

stydopedia.ru

4. Общественный строй и госуд-ное устройство Древнего Египта. Право Древнего Египта.

4-й – 3-й тыс. до н.э. в Древнем Египте складывается 40 номов (областей). Во главе каждого – царь, он же верховный жрец. Далее объединение номов происходит постепенно. Вначале возникают два отдельных царства – Верхний и Нижний Египет. В период Раннего царства 30-28 вв. до н.э. они объединяются в одно.

4 основных периода Др. Египта:

* древнее царство – 27 – 24 вв. до нэ.;

* среднее царство – конец 3-его тысячелетия – 16 в. до н э.;

* новое царство – 16 – 12 вв. до нэ.

В 6-м в.до нэ персы покорили Египет. Форма древнеегипетского гос-ва - восточная деспотия, вся власть в руках фараона (30 династий), религиозный культ главы гос-ва отделен от прост. людей и счит. живым божеством.

Господствующий класс – рабовладельцы и жречество. Положение знати опред древностью рода, величиной землевладения, занимаемой должностью. Жречество вмешивается в судебные дела и управление, храмы и жрецы – явл. собственниками огромных богатств.

Общественная ячейка – сельская община. В общем пользовании общины – свободные земли, нераспаханная целина, луга, леса. Управление общиной осуществляется общим собранием, советом, старейшиной. Основная масса населения – зависимые и подневольные люди, бесправные рабы (военнопленные или египтяне, доведенные до рабского состояния). Они владели не большим имуществом и получали скудное пропитание.

Власть фараона абсолютна, его считали посредником между небом и землей. Главн. чиновник – джати (сердечн. друг), управляющ. царским двором и хоз-вом. 2м главн.сановником гос-ва явл.казначей, управляющ.всем материальным движимым и недвижим.имуществом, осуществл-м надзор за соблюдением всех экономич-х указов и контроль за налоговым сбором. 3м по статусу был «начальник работ» - наблюд. за оросительной системой, 4м-управляющ. «домом оружия» - комплектование и обеспечение армии фараона.

Жрецы имели больш.влияние и мощь в гос-ве. Египет Нов.царства-1-я мировая империя. Во время Н.царства - идет интенсивное развитие наемных войск. Реформа Эхнатона (1-й Ф-н периода Нового царства).

Право Египта не было примитивным; известны были договоры аренды, займа, найма, купли-продажи, поклажи, товарищества, договор хранения явл. безвозмездным, передача земли. Для семейн. права хар-но довольно выс. положение женщины, приданое оставалось ее собственностью, развод свободен для обеих сторон. Наследники по закону - дети обоих сторон. Завещание могли составить и муж, и жена. Уголовная часть права знала след. виды преступлений: гос-ные - измена, заговор, мятеж, разглашение гос-ной тайны; религиозные - убийство священ. животных, чародейство, против личности-уийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного.; против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование. Наказания: телесные, членовредительские, смертная казнь, заключ. в тюрьму, денежные штрафы. Судопроизводство - коллегиальное, процесс носит состязательн хар-р, начинается по жалобе потерпевшего. В качестве доказательств исп-сь: свидетельск. показания, клятвы, пытки. Судопроизв-во носило письмен.х-р. Существовали также храмовые суды, в составе кот-х были жрецы. Высш. судебн. инстанция - фараон. Низший орган управления - сельск. общины. Египет стоит у источников мировой цивилизации. Здесь раньше всех сложилось классовое общество и впервые в мире возникла государство (к 3-ему веку до н.э.). Письменные источники дошли до наших дней в форме папирусных документов и надписей на каменных плитах или памятниках. У египетского права высокий уровень юр.техники. Египтяне создали большое количество правовых институтов в области имущественного, семейного, уг-го и процесс-го права. Источник права в Др. Египте – обычай.

studfiles.net