Социальная структура древнего египта. Социально-экономическая структура Древнего Египта. Реформы Эхнатона
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Социальная структура Египта, ее государственное регулирование. Социальная структура древнего египта


1. Социальная структура Древнего Египта. Теория государства и права

Похожие главы из других работ:

Возникновение государства в Древнем Риме

1.1. Развитие древнего государства.

Время основания города Рима, которое историческая тради-ция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения перво-бытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр...

Возникновение и развитие государств на Древнем Востоке

ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА

...

Государственный строй Египта

Глава 1. Периодизация истории Египта

Приблизительно пять тысяч лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала три тысячелетия, т. е. дольше...

Государственный строй Египта

Глава 2. Государственный строй Древнего Египта

египет сословие политический деспотизм Название «Египет» (страна бога Птаха, главного в пантеоне девяти богов в Мемфисе, столице Нижнего царства) этой стране дали греки, однако сами жители называли ее Кемет...

История государства и права древних государств

1. Государство и право Древнего Египта

В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э...

История государства и права древних государств

Право Древнего Египта

Древним источником права Египта был обычай. Позже приобретает большое значение законодательство фараонов. Источником права являлись также и распоряжения визиря. В VIII веке до нашей эры появился т. н. "Кодекс Бакхариса (Бокенранфа)"...

Конституционное право Китайской Народной Республики

1. Социальная структура Китая, сущность экономических и политических реформ в обществе

Конституция КНР и документы Коммунистической партии Китая (КПК) оперируют крупными социально-структурными общностями как наиболее значимыми для китайского общества и для управления им: используются такие привычные для социалистического...

Молодежная политика в контексте государственной идеологии

1. Социальная структура молодежи Беларуси

Особую актуальность для каждого государства в современных условиях приобретает проблема формирования молодежной политики, ведь молодое поколение воспроизводит общество не только биологически, но и социально...

Организация судопроизводства в Древнем Египте

Глава 1. Судопроизводство Древнего Египта

...

Основы конституционного строя Египетской Республики

1. Конституционное развитие Египта

Большинство египетских правоведов считают, что Конституция 1923 г. была принята путем октроирования (дарования). При этом они ссылаются на вступительную статью, которая гласит, что Конституция является детищем единоличной воли короля...

Основы конституционного строя Египетской Республики

1.1 Форма Конституций Египта

Конституция 1923 г. представляет собой жесткую конституцию, как и последующие египетские конституции. Понятие "жесткая конституция" означает, что она не может быть изменена или отменена таким же способом...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

Глава 1. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере древнего Египта и Вавилона

...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

1.1 Памятники политической и правовой мысли Древнего Египта

политический правовой древний Древний Египет со времени появления в нем рабовладельцев и рабов на протяжении тысячелетий представляло собой рабовладельческое общество...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

Глава 2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере Древней Индии и Древнего Китая

...

Социальные нормы и их роль в общественной жизни

1.2 Социальная структура общества

Общество - многоуровневая система. Основные уровни могут быть представлены следующим образом. Первый уровень - это социальные роли, определяющие структуру социальных взаимодействий. Второй уровень - различные социальные группы и институты...

pravo.bobrodobro.ru

Социально-экономическая структура Древнего Египта. Реформы Эхнатона

Поиск Лекций

Социальная иерархия

Фараон.

На вершине социальной иерархии находился фараон, который был абсолютным монархом страны и обладал полным контролем над ее ресурсами. Он был верховным военачальником и главой правительства и принимал важнейшие военные, религиозные, экономические и судебные решения, кроме того, ему принадлежали все земли. Фараон считался воплощением бога Гора, в то время как его скончавшийся предшественник - Осириса, отца Гора, независимо от того было ли между ними кровное родство. Начиная от царей V династии, он считался также сыном Ра, бога солнца.

Гранитная статуя сидящего писца из Саккары

Ниже фараона и его семьи в социальной пирамиде стояли писцы и чиновники, составлявшие высший класс Древнего Египта, так называемый «класс белой юбки» (или господствующий класс), называемый так из-за белых льняных одежд, которые служили знаком их положения. Сначала шли чати и номархи. Чати был вторым лицом в государстве после фараона. В его ведении находилась "золотая палата", которая была государственным казначейством и царской сокровищницей, государственными житницами. Он управлял имениями, принадлежащими дворцу.

Ниже знати стояли жрецы, врачи и инженеры со специальной подготовкой в своей области. Жрецы управляли храмами, культами и религиозными праздниками, были советниками фараонов и пользовались землёй, налоговыми льготами и авторитетом.

Под правящим классом находился доминирующий класс. Первыми в нем шли солдаты. Ниже них находились ремесленники (ткачи, художники, парикмахеры, повара, флотские, гончары, скульпторы, ювелиры, кузнецы и т.д.), находились под контролем государства Крестьяне (или феллахи) составляли большинство населения и были земледельцами, скотоводами и рыбаками. Несмотря на то что они являлись производителями, сельскохозяйственная продукция принадлежала непосредственно государству, храму, или знатной семье, владевшей землей. Крестьяне также облагались трудовым налогом и должны были работать на ирригационных и строительных проектах +рабы

Экономика

Большая часть экономики была централизованной и строго контролировалась. Хотя древние египтяне не использовали монеты до Позднего периода, они использовали разновидность денежно - бартерной системы, состоявшую из стандартных мешков зерна и дебен, весом примерно 91 г из меди или серебра, образовывавших общий знаменатель. Рабочим платили зерном; простой рабочий мог заработать 5 ½ мешков (200 кг) зерна в месяц, в то время как мастер - 7 ½ мешков (250 кг). Цены были фиксированными по всей стране и заносились в списки, для облегчения торговли, например рубашка, стоила пять медных дебен, в то время как корова стоила 140 дебен. Зерно можно было обменять на другие товары, в соответствии с ценами из списка. В пятом веке до нашей эры монетная система были введена в Египте из-за рубежа. Сначала монеты использовали в качестве стандартных кусков драгоценных металлов, а не настоящих денег, но в последующие века международные торговцы стали полагаться на монеты.

Основу экономики Древнего Египта составляли земледелие и ремесла.

Сельское хозяйство зависело от цикла реки Нил. Египтяне выделяли три сезона: Aхет (наводнение), Перет (посадка) и Шему (сбор урожая). Сезон наводнения длился с июня по сентябрь, осаждая на берегу реки слой богатого минералами ила идеально подходившего для выращивания сельскохозяйственных культур.

14. Внешняя политика Древнего Египта эпохи Нового Царства

Период Нового царства в Древнем Египте продолжался около 5 столетий и охватывал правление XVIII-XX династий. Новое царство - это промежуток времени с 1650 по 1085 г. до н. э. Этот период с уверенностью можно назвать порой наивысшего государственного, экономического и культурного развития Древнего Египта.

Подъем Нового царства ознаменовался эпохой правления XVIII династии (приблизительно 1580-1310 годы до нашей эры). При фараоне Яхмосе I начали использовать боевые колесницы, что способствовало развитию войск. Известными нам представителями XVIII династии были следующие фараоны: Яхмос I; Аменхотеп I Тутмос I; Тутмос II; царица Хатшепсут; Тутмос III; Аменхотеп II; Аменхотеп III; Тутмос IV; Аменхотеп IV; Тутанхамон; Эйе; Хоремхеб. Именно при Новом царстве благодаря успешным военным кампаниям Яхмоса I, Тутмоса I и Тутмоса III была создана крупнейшая по территории египетская держава, простиравшаяся от IV или даже V порога Нила в Куше (Южной Нубии) на юге до реки Евфрат и юга Анатолии на севере, а Египет стал наиболее влиятельной силой на Ближнем Востоке. Как свидетельствуют дипломатические архивы этого времени (правления Аменхотепа III и Эхнатона), сохранившиеся в развалинах столицы Эхнатона Ахетатона - Телль-эль-Амарне, - Египет в период Нового царства определял общие тенденции в отношениях между странами. Египетская цивилизация восприняла целый ряд достижений передназиатских культур и сама оказала огромное влияние на окружающие страны.

Практически для всей истории Нового царства, за исключением поздней XVIII династии и правления Рамессидов, была характерна агрессивная внешняя политика, необходимая для поддержания ранней формы античного рабовладельческого общества с помощью добытых материальных богатств и рабов. Реформированная египетская армия и по своему вооружению, и по организации превратилась в одну из самых лучше всего вооружённых и многочисленных армий своего времени.

Вследствие чего в эпоху Нового царства в Египте был создан обширный и мощный государственный аппарат, который обеспечивал управление огромной державой и сложной жизнью египетского общества умело, защищая интересы господствующего класса. В исторических документах сообщается о волнениях и общественных смутах, отсутствии порядка в конце XIII- начале XII в. в. до н.э. В начале XI в. до н.э. после смерти Рамсеса XI (1085 г. до н.э.) XX династия прекратилась. Этим закончилась блестящая эпоха египетской истории - эпоха Нового царства.

При Рамсесе II Египет в последний раз в эпоху Нового царства достиг значительного могущества.

Рамсес II успешно продолжал завоевательные походы своих предшественников по традиционным путям - в области Нубии и Передней Азии. В конце XIV — начале XIII в. до н. э. египетскому влиянию на Восточном Средиземноморье противостояло усилившееся Хеттское царство. Первые годы своего правления Рамсес II посвятил противоборству с могущественной Хеттской державой, достаточно глубоко проникшей в Сирию и Палестину.Чтобы нанести решительный удар хеттам, Рамсес II собрал большую армию, разделенную на четыре корпуса и усиленную отрядами иноземных наемников из Нубии и некоторых островов Средиземного моря. Против египетского войска двигалась большая хеттская армия, собранная царем Муватали из хеттских войск, отрядов союзников и сирийских князей.Решающее столкновение между египетскими и хеттскими войсками произошло в 1312г. до н.э. в битве при Кадеше.

Узнав от перебежчиков, что хеттские войска якобы не решаются выступить против египетской армии и что около крепости Кадеш нет значительных хеттских сил, Рамсес II форсированным маршем двинулся к Кадешу, оторвавшись от главных сил египетских войск. Однако, подойдя к Кадешу, египетский фараон попал в ловушку вместе со всем своим отрядом. Хеттские колесницы ворвались в египетский лагерь и, нанеся египетской армии большой урон, вынудили ее отступить.

Во время второго похода в Переднюю Азию Рамсес II действовал гораздо осторожнее. В течение трех лет он вел упорную борьбу за овладение Палестиной. Взяв Аскалон и Данур, заняв Галилею и медленно продвигаясь вперед, Рамсес II проник в Сирию, тщательно закрепляя за собой захваченные области и города. Достигнув реки Оронта, египетские войска вступили в северную Сирию и заняли там несколько городов.В 1280 г. до н. э. Рамсес II и хеттский царь Хаттусили III заключили между собой мир, известный как первый официальный документ в истории дипломатии. Обе стороны отказывались от применения силы друг против друга и разделили сферы влияния на спорных территориях (северная Сирия перешла к хеттам, Палестина, южная Сирия и Финикия — к Египту), а также заключили между собой военный оборонительный союз против всякого возможного врага, который нападет на одну из договаривающихся сторон. Обе стороны также обязывались помогать друг другу при наказании преступников и изгонять из своей стороны политических эмигрантов.Долголетнее царствование Рамсеса II ознаменовалось активным строительством внутри страны. Особое внимание обращалось на освоение восточной части Дельты как возможного театра будущих военных действий. Вся восточная часть Дельты получила название «Страна Рамсеса».Наиболее сильным египетское влияние было в Нубии, вошедшей во время правления Рамсеса II в состав Египетского государства. Совершив несколько походов на юг, Рамсес II закрепил власть Египта над Нубией, подавив там восстание туземных племен. Вся Нубия подчинялась особому наместнику фараона, который управлял от его имени. Для закрепления египетского влияния в Нубии в период XIX династии было основано несколько городов, в которых были размещены военные гарнизоны и построены египетские храмы.Расцвет египетской монархии, ее блестящие успехи оказали значительное влияние на развитие культуры и искусства. Отмечается широкое распространение батальных сцен, изображение битв и сражений. Художники и скульпторы прославляли фараона-воина и победоносные армии.

 

Периодизация истории Древней Греции. Политическая система государств крито-микенской эпохи (2500-1150 до н.э.). Причины упадка. «Гомеровская эпоха» (1150-800 до н.э.).

История Древней Греции делится на три этапа.

Первый (крито-микенская цивилизация) — это возникновение, расцвет и падение раннеклассовых обществ и первых государственных образований Греции II тыс. до н. э. (история Крита и Ахейской Греции). По своей структуре они напоминали древневосточные. Этот процесс для местного автохтонного населения (пеласгов) был ускорен перемещением греков-ахейцев с севера, с придунайских территорий, на территорию южной части Балканского полуострова в конце III тыс. до и.э.. Они сумели соз­дать собственную государственность и оригинальную культуру.

В конце II тыс. до н. э. происходят радикальные соци­ально-экономические, политические, культурные и этнические перемены. Начиная с XII в. до н. э. на территорию Балканской Греции перемещается новая племенная группа — греки-дорийцы, уничтожившие микенскую цивилизацию.

Второй этап, собственно полисный этап развития уже античной Греции, включает время, наступившее после гибели микенской государственности в XII-­ХI вв. До н. э. вплоть до последней трети IV в. до н. э. открывая уже полисный этап развития античной Греции. Он включает в себя три перио­да:

1. Гомеровский, или предполисиый (тёмные века), XI-IX вв. до н. э. Он характеризуется господством родоплеменных отношений на территории Балканской Греции.

2. Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.) — фoрмирование полисных структур, период Великой греческой колонизации и раннегреческих тираний.

3. Kлассическaя Греция (V-IV вв. до н. э.) — расцвет древне-греческих полисов, их экономики, период нaивысших культур­ных достижений древних греков.

После восточного похода Александра Македонского и созда­ния системы эллинистических государств начинается третий этапдревнегреческой истории — эпоха эллинизма (последняя треть IV в. до н. э. — 30 r. до н. э.). Последняя дата знаменует формальное завершение истории Древней Греции. Это почти три столетия, на протяжении которых были созданы огромные эллинистические государства с разветвленной экономикой и син­кретической культypой, включившей в себя и западные, и вос­точные элементы. Завершается этот этап в конце I в. до н. э., когда эллинистические государства, испытывавшие агрессивное co стороны Рима и Парфянской державы, были ими завоеваны.

В 30 году до н. э. последнее из эллинистичecких государств, птолемеевский Египет, теряет независимость и становится добычей Рима. С этих пор история регионов Древней Греции и бывших эллинистических государств излучается уже в рамках истории Древнего Рима.

poisk-ru.ru

социальная структура и ее особенности

Древний Египет – цивилизация Востока. И большое значение здесь имеет не географическая составляющая, а культорологическая и цивилизационная. Здесь главенствующую роль в развитии социума играла не частная собственность, а царско-храмовое хозяйство. Таким образом, социальная структура общества Древнего Египта, страны, где зародились одно из первых государств, развивалась весьма слабо. И это характерное отличие не только этой цивилизации, но и других восточных. Каковы были особенности социальной структуры Древнего Египта? Разберемся в статье.

Древний Египет: общие сведения

Прежде чем начинать разговор об общественной жизни, хочется сделать краткий экскурс в историю царства. Итак, на пути развития Египет прошел через несколько эпох-царств: Раннее (нач. III тыс. до н. э.), Древнее (с XXVIII по XXIV век до н. э.), Среднее (с конца III тыс. по XVII век до н. э.), Новое (с XVI-XII по XI-VIII века до н. э.) и Позднее (с VII по IV-I века до н. э.).

Все эти периоды характеризуются крайне медленным развитием государственности. Следует отметить, что на протяжении своей истории цивилизация древних египтян то разделялась на две части (Верхнее и Нижнее царства), то соединялась в одно могучее государство, и все это посредством междоусобиц. Кроме того, велись постоянные захватнические войны. На фоне этих событий власть фараона только крепла, а классовое неравенство вылилось в рабовладельческий строй.

Население страны – африкано-хамитские ливийцы, нубийцы и семиты, - родом из Африки. Все эти народы выбрали для жизни территорию в долине нижнего Нила – это была естественная граница поселения, обеспечившая замкнутость и в какой-то степени защищенность.

Богатая не только плодородными землями, но и полезными ископаемыми местность полностью обеспечивала народ. Первые общественные отношения возникают в тот момент, когда возникает нужда регулировать разливы Нила постройкой ирригационных сооружений. Общество разделяется на тех, кто работой руководит, и тех, кто исполняет ее.

Образование и развитие государства

Так, примерно в V в. до н. э. начинает существовать государство Древний Египет. Состоит оно из нескольких номов (так в стране назывались примитивные поселения), а к IV в. до н. э. из них формируются два царства – Верхнее и Нижнее. Их же объединение связано с кровопролитными междоусобными войнами. Это все происходит в период Раннего царства. Древнее же царство было сугубо централизованным периодом существования страны. После же Египет опять распадается на номы, причем каждый из них претендует на самостоятельность. Опять начинаются войны между городами-государствами страны.

Объединить страну удалось лишь во время Среднего царства. Центром стал город Фивы. В конце – опять развал, войны и объединение в сильнейшую империю, претендующую на господство в Древневосточном мире (период Нового царства). Это время захватнических воин. После – опять упадок, из которого Древний Египет уже не вышел – его завоевывают персы, потом А. Македонский. Заканчивается его обособленное существование: теперь некогда могучая цивилизация – всего лишь провинция Римской империи.

Государственный строй

Каким в государственном плане был Древний Египет? Социальная структура всегда исходит из политического устройства. Следует сказать, что во времена и централизации, и разобщенности всегда существовало деление страны на два округа – Северный и Южный. Управляли там наместники фараона. Сам же он закреплял свою административную власть титулом, в котором отмечалось: «Владыка двух стран».

Государство всегда было строго централизованным, периоды же разобщенности по времени были незначительны. На почве безоговорочной власти фараона возникает обширный бюрократический аппарат, также централизованный. Главенствующая после фараона роль в управлении государством отводилась царскому Двору, где главным был визирь. Именно ему и фараону подчинялись руководители ведомств, имеющие большой штат мелких и крупных чиновников.

На местах управляли номархи. Они имели безоговорочную власть, но исключительно в своем субъекте. У номархов также было в подчинении поместное чиновничество. На самой нижней ступени в этой системе стояли общинные советы с выбираемым старостой во главе. Они отвечали за судебные и административные дела, а также за хозяйственную деятельность.

Развитие общественных отношений

Рассмотрим, как развивалась социальная структура общества Древнего Египта на протяжении всей его истории. Изначально молодая страна представляла собой разрозненные города-государства, причем каждое жило по собственным законам и имело собственного правителя.

Государство периода Раннего царства было своего рода племенным союзом. Население страны представляло собой свободных крестьян, объединенных в общины. Им и выделялась властью земля для возделывания. Часть доходов от продуктов земледелия необходимо было выплачивать государству.

Именно в период Древнего царства происходит разлом в социуме, разделивший его на рабов и рабовладельцев. Структура общества Древнего Египта становится неоднородной: все определяют социальные и имущественные отношения. На первый план после фараона выходят жрецы. Именно с их статусом и авторитетом для народа связано наделение фараона безграничной властью, приравнивание к божеству. древний египет социальная структура

Эпоха Среднего царства характеризуется не только масштабным разрастанием рабовладельческого строя (теперь невольников используют и в подсобных хозяйствах). Общественная структура Древнего Египта этого периода характеризуется тем, что общество все больше расслаивается. Так, появляются неджесы, мелкие собственники. Они, а также писцы, земледельцы и купцы, живут в достатке, а вот крестьяне и другие низшие слои едва находят средства для пропитания.

Захватнические войны в период Нового царства влияют прежде всего на увеличение сословия рабов. Все земли окончательно закрепляются за государством и храмами. Поэтому землевладельцы исчезают как класс. Причем к работе на жреческих землях не допускается никто, ее отдают провинившимся членам их же сословия. Жречество теперь - замкнутый класс, попасть в который можно только по родственному принципу.

Общая характеристика древнеегипетского общества

Итак, сделаем предварительные выводы, что в общественном устройстве представлял собой Древний Египет. Социальная структура его имела следующие особенности:

  • Во главе стоял фараон, которого почитали за божество.
  • Форма правления – деспотия, причем именно для Египта характерно возведение служение царю в религиозный культ.
  • Особая роль отводилась жрецам.
  • Основа общества – сельская община, на которую опиралась власть на местах.
  • Четкое классовое деление.
  • Социальная структура древнего Египта в иерархическом порядке от высших слоев к низшим представляется следующим образом: фараон – жрецы и придворные вельможи – воины – крестьяне и ремесленники – рабы. Причем последние были выключены из общественной жизни полностью, потому что за людей их не считали, а называли «живым товаром». Об этом поговорим чуть позже.
  • Чиновничий аппарат был многочислен, но слабо разделен по обязанностям. Один человек мог отвечать и за административную деятельность, и за хозяйственную, и даже за выполнение определенных религиозных обрядов.

Власть фараона

Теперь поговорим отдельно о каждой общественной группе. Древний Египет, социальная структура которого базировалась на деспотизме, управлялся фараоном. Культ его позиционировал как равного богам. Соответственно, жречеством был разработан специальный ритуал поклонения богу-царю. Да и имена фараонов отражают божественное происхождение. Например, Аменхотеп – «Амон умиротворенный», Тутмос – «рожденный богом Тотом». Древние египтяне верили, что урожаи, благополучие, отсутствие войн зависит от бога-фараона.

Именно царь был главным владельцем египетских земель, которые мог дарить либо забирать. В его руках была сосредоточена судебная власть, он назначал верховных чиновников. социальная структура древнего египта в иерархическом порядке

Власть передавалась по наследству по праву первородства, ведь у фараона, кроме первой жены, как правило, родственных ему кровей (часто имели место браки даже с родными сестрами) были еще другие жены и наложницы. Здесь все были в равном положении. А как же времена смут, когда одна династия сменяла другую? И здесь жрецы нашли «оправдание». По верованиям египтян, одного родства внутри божественного семейства недостаточно, нужно еще, чтобы божество вселилось в царя. Так и происходила смена правящих кланов. Причем, «вход бога» мог производиться не только в наследника, а также в сестру, жену и других.

Жрецы

Особенности общественной структуры Древнего Египта таковы, что фараон, при всей своей деспотичной власти, не смог бы править в одиночку. Он опирался прежде всего на жрецов, а также на чиновников-вельмож.

Первые – законодатели норм поведения и жизненных ориентиров. Так как жрецам принадлежала функция связи общества и богов, к ним прислушиваются даже фараоны. Получить сан жреца было не так-то просто: необходимо было долго и упорно учиться. С четырех лет накопленные знания начинали передаваться будущему поколению. социальная структура общества цивилизации Древнего Египта

Институт служения богам был весьма развит: храмовые служители и работающие на светском поприще, хранители тайн и рукописей, провидцы – толкователи всевозможных знамений, и даже астрономы.

Одним словом, жрецы играли очень важную роль в жизни древнеегипетского общества. Их знания о ритуалах, воле богов, медицине и даже о земледелии и скотоводстве, передаваемые из поколения в поколение, считались сакральными, скрытыми от обычных обывателей. До сегодняшнего времени ученые-египтологи продолжают открывать то, что ведали служители культа.

Аристократия

Социальная структура общества цивилизации Древнего Египта, ее верхушка, не ограничивалась жречеством. Также фараон опирался на своих придворных вельмож. Это была аристократия, те, кто фактически управлял всеми сферами жизни страны. социальная структура общества цивилизации древнего ЕгиптаГлавный среди них был визирь, или джати. Этот человек был правой рукой фараона. Как правило, избирался он из правящей династии. Были случаи, когда место визиря занимал член аристократии, не родственный фараону, – это случалось в периоды ослабления целостности страны, так называемые переходные.

Итак, какие функции возлагались на джати? В его руках фактически был весь Древний Египет. Социальная структура была выстроена таким образом, что все вельможи, заведующие различными отраслями, отчитывались именно ему. Кроме того, визирь возглавлял:

  • Финансовые ведомства.
  • Общественные работы (например, ирригационные сооружения).
  • Он управлял жизнью столицы и осуществлял надзор в ней.
  • Отвечал за армию.
  • Возглавлял судебную власть.

Остальная аристократия подчинялась джати и фараону. Это были богатые люди, строившие себе гробницы и живущие в роскошных домах.

Чиновничество

Отдельного внимания заслуживают писцы. Они принадлежали к высшей аристократии и пользовались всеобщим уважением. В основном безграмотные люди населяли Древний Египет. Социальная структура общества, таким образом, позволила выделить писцам отдельную нишу.

Эти служащие не только записывали за фараоном его указы, но и умели высчитать уровень воды в Ниле, оценивали последствия на случай наводнений, знали запасы в водохранилищах. Они были важны и в сельском хозяйстве, и скотоводстве. Ведь только грамотный человек способен оценить после разлива Нила, каким будет урожай, и подсчитать количество скота либо приготовленного вина. Писцы были ответственны за сбор налогов.

К ним обращались за помощью, чтобы составить письмо (в том числе и личного характера), записать ритуальную молитву.

Что представляло собой чиновничество как социальная структура Древнего Египта? Кратко можно сказать так: они делились по рангам. Каждым номом заведовал определенный человек, которому в свою очередь подчинялись другие, ответственные за конкретные области хозяйства.

Армия

Мощный союз фараона, вельмож и жрецов способна была усилить только военная сила. Так возникает армия.

Место воина в древнеегипетском обществе было весьма почетно: у них были свои дома, имущество, земли. Единственное, чем они не распоряжались, – это своей жизнью. Ведь по решению фараона, подкрепленному жрецами, в любой момент могла развязаться война. особенности социальной структуры древнего египтаСтоит отметить, что в бой армия вступала с охотой. Ведь именно в результате захватнических войн люди обретали свое имущество.

Армия использовалась и для решения внутренних междоусобных конфликтов.

В пик развития Древнеегипетской цивилизации войско насчитывало 100 тысяч человек, оно было сильнейшим в мире.

Крестьяне и ремесленники

Самая многочисленная социальная прослойка Древнего Египта – крестьяне. Именно они кормили описанные выше сословия и обеспечивали их безбедное существование. Сами же крестьяне не могли похвастаться безбедным существованием. Скорее, наоборот: земля, которую они возделывали, была не их собственностью, соответственно, большая часть урожая и скота у крестьян забиралась. Нищие, голодные, они часто использовались на общественных работах. социальная структура Древнего Египта кратко

Точно такая же жизнь была у ремесленников Древнего Египта. Мастерские, где они производили изделия, им не принадлежали. А хозяин-вельможа в качестве арендной платы забирал почти всю продукцию и перепродавал потом втридорога с помощью знакомых купцов и торговцев.

Рабы

Но самое незавидное положение было, конечно, у рабов. Египет – не единственное государство древнего мира с рабовладельческим строем. Это было обычное для того времени общественное устройство.

Рабов не считали за людей, они были «живым товаром», продаваемым, покупаемым и захватывающимся в качестве трофея. Судьбы каждого раба находилась в руках рабовладельца: его можно было убить, покалечить. Причем нарушением права было убийство чужого невольника (это же «порча» имущества). общественная структура древнего египта

Свадьбы между рабами юридически ничего не значили: мужа и жену могли легко разлучить, например перепродать разным хозяевам.

Конечно, в стране вспыхивали восстания рабов. Так, «благодаря» одному из них ослабленную подавлением бунта страну легко удалось заполучить арабским кочевникам.

Общественные причины упадка цивилизации

Проанализировав все сословия Древнего Египта, можно сделать однозначный вывод: между ними не было единства, скорее, наоборот, - жестокая вражда и ненависть. Причем противостояние не ограничивалось линией "рабы, крестьяне – знать". Разбогатев, аристократия желает власти и начинает политические игры против фараона. Так бывает всегда в общественных системах с угнетателями и угнетаемыми. Результатом несовершенства социального устройства стал упадок цивилизации Древнего Египта.

загрузка...

fjord12.ru

Социальная структура Египта, ее государственное регулирование

Об общество Египта эпохи Раннего Царства мало что известно. Того времени в стране существовало крупное многоотраслевое царское хозяйство и, возможно, хозяйства вельмож, но кто работал у них и на каких условиях - об этом источники молчат.

Довольно туманную воображение имеют египтологи и по социальной структуры Египта в эпоху Древнего Царства. Ясно лишь одно: она отличалась поразительной своеобразием и, как считают египтологи, не была ни рабовладельческой, ни крепостнической.

Тогдашнее египетское общество было социально стратифицированной. Социальная элита состояла из фараона, царедворцев, которые почти поголовно вербовались из царских родственников, номової знати, жреческой верхушки, которая занимала особое место в социальной иерархии. Купечества в Єгипті не существовало. Фараону принадлежали обширные владения, гораздо большие, чем те, что имели месопотамские обладатели. Он раздавал значительную часть их своим вельможам в служебное пользование, причем вместе с крестьянами этих имений, обязанными работать на вельмож. Нередко вельможи дополнительно обзаводились собственным хозяйством, которым они могли распоряжаться свободнее, чем служебной недвижимостью.

Трудовой люд в хозяйствах фараона, храмов и вельмож официально назывался сроком мерет. Это были земледельцы, ремесленники, рыбаки, пивовары, птицеловы. Исполнители полевых работ объединялись в рабочие отряды и работали под присмотром чиновников. им задавали уроки - нормы выработки, за невыполнение которых угощали бамбуковыми палками. Собственных хозяйств мерет не имели, а жили на полном иждивении своих владельцев.

Некий процент египетских крестьян был освобожден от принудительных работ на вельмож. Однако полностью свободными и они не были, поскольку платили налог за пользование землей и водой для орошения, а также выполняли общегосударственные работы: строили царские гробницы, храмы, ирригационные сооружения и т.д.

В египтологічній литературе тех крестьян и ремесленников, работавших на царя и вельмож, порой называют крепостными. Однако подобное определение необоснованное, ведь в египетском обществе трудовую повинность выполняли также воины, мелкие чиновники (кроме писцов) и жрецы. Такая организация производственного процесса была вызвана тем, что по условиям пользования тогдашними примитивными орудиями труда трудоемкие полевые работы можно было выполнять только коллективными усилиями, всем миром. Принудительные работы на царя и вельмож следует квалифицировать как общегосударственную повинность, выполнения общественного долга, а не форму социального эксплуатации.

Уже в эпоху Древнего Царства в Єгипті были рабочие, которых называли баку. их труд использовалась, очевидно, исключительно в домашнем хозяйстве. Отдельные египтологи считают баку рабами, другие же - зависимым нерабським населением. Баку это был абсолютно бесправным, "живым инвентарем". Он мог жениться на свободной єгиптянці, свидетельствовать в суде против своего господина, пользоваться и свободно распоряжаться имуществом, в том числе землей. Количество баку не могла быть значительной, ведь на протяжении III тыс. до н. э. египтяне военнопленных еще убивали.

Активизация военной политики фараонов в эпоху Среднего Царства способствовала имущественному и социальному расслоению общества. Военная добыча распределялось неравномерно, львиная доля ее доставалась знати, простым египтянам почти ничего не перепадало. К тому же участие в военных походах, военные бремена привели к обнищанию многих тружеников. Тогдашние тексты называли обнищавших египтян неджесами, то есть "маленькими людьми", противопоставляли им уру, то есть "сильных людей" - представителей разбогатевшей верхушки, с которой рекрутувалися мелкие чиновники, писці, жрецы.

Материальный достаток в Єгипті эпохи Среднего Царства создавался трудом преимущественно "царских хемуу" (в современной социально-экономической терминологии аналога для термина хэму нет). В состав "царских хемуу" входило почти все трудовое население страны, представители всех существующих в ней профессий. Работали они на царя, храмы и вельмож, причем полевые работы выполняли мужчины, руками женщин велось домашнее хозяйство. "Царский хэму" не мог выбрать себе профессию по собственному произволу, это делали за него специальные чиновники. Условия труда для "царских хемуу" были одинаковы практически во всех хозяйствах, поэтому этим рабочим было безразлично, где выполнять принудительные работы. "Царские хемуу", как и предоставленные вельможам имения, считались служебным имуществом и закреплялись затеей или иной должности в государственном аппарате. Наследование родительской должности и закрепленного за ней имущества, включая "царских хемуу", могло происходить только с разрешения фараона.

Общественный статус "царских хемуу" дискутируется в египтологии. Некоторые считают их рабами, другие с этим не согласны, утверждая, что сроком хэму называли в Єгипті всех, кто находился в реальной социально-экономической зависимости.

Существовали в Єгипті эпохи Среднего Царства и баку, однако их труд, как и раньше, играла скромную роль в общественном производстве. Баку не подлежал государственной практике учета и распределения рабочей силы. Его можно было купить на рынке, получить в подарок от фараона, что, по мнению некоторых египтологов, создавало условия для зарождения в Єгипті работорговли.

Фараоны пригонили до Египта немало военнопленных, которые по своим социальным статусом занимали промежуточное место между баку и "царскими хемуу". Так, для них также составляли наряд на работу, однако использовали их труд не в поле, а в домашнем хозяйстве.

Трудовая повинность на государство в эпоху Среднего Царства сохранилась. Это были строительные и земляные работы, включая ирригационные, каторжный труд в каменоломнях, гребля на судах и т.д. "Царские хемуу" отбывали эту повинность независимо от того, в каком хозяйстве они работали. Если возникала насущная потребность (в основном во время сева или уборки), то часть рабочих, привлеченных к выполнению "царских работ", временно перебрасывали в хозяйства вельмож. Египтяне пугались "царских работ", потому что условия жизни в трудовых лагерях, очевидно, были невыносимы.

Следовательно, система общественного производства в эпоху Среднего Царства осталась традиционной. Однако в ней имели место и определенные изменения. Так, если в сутки Строителей пирамид крестьяне коллективно отвечали за уплату государству зернового налога, то теперь каждый земледелец нес за это индивидуальную ответственность. Весь хлеб, собранный из крестьянских наделов, шел в государственные закрома, крестьянину же потом выделялась определенная доля сельскохозяйственной продукции,

В эпоху Нового Царства штатных рабочих царсько-храмового хозяйства почему называли уже другим термином - іхуті (іхутіу). Реальное положение их не изменилось: тот же принудительный характер труда, та же урочная система, и сама порция киев за невыполнение нормы выработки. Как и ранее, некая часть крестьян - их называли "большими людьми поселения" - не принадлежала к іхутіу. Очевидно, это были частные земельные собственники, хотя прямых доказательств существования в Древнем Єгипті частного и общинного землевладения нет.

Остро дискутируется на материалах Нового Царства проблема египетского рабовладения. Опираясь на мем финский надпись фараона Аменхотепа II, в котором упоминается прибытия до Египта большого количества военнопленных, некоторые египтологи утверждают, что якобы "рабовладение достигло в Новом Царстве распространение, ранее неслыханного", и что "рабовладельческие отношения проникли почти во все слои египетского общества...". Другие же египтологи убеждены, что массовый пригонка военнопленных еще не означал, что египтяне превращали их в рабов, к тому же достоверность фактов, приведенных в мемфіському надписи Аменхотепа II, по мнению этих исследователей, весьма сомнительна. Французский египтолог К. Жак, его испанский коллега X. А. Ливрага и другие исследователи убеждены в том, что следует говорить не о специфике рабовладения в древнеегипетском обществе, а о его полное отсутствие там.

Многочисленным и пестрым был в Новом Царстве ремесленный люд: каменщики, штукатуры, маляры, ткачи, металлурги и т.д. В царсько-храмовом хозяйстве ремесленники объединялись в рабочие отряды, работали под присмотром мастеров, несли коллективную ответственность за выполнение каждым декадной, месячной или годовой нормы выработки. Начальники царских мастерских имели ежедекадно выходной, жили в достатке, некоторые из них даже строили для себя гробницы. Простые ремесленники работали без выходных и терпели материальные трудности, некоторые из них даже жаловались фараону на свою судьбу. Впрочем, официально они отдыхали в праздничные дни (таких в Древнем Єгипті насчитывалось свыше полторы сотни в год). Случалось, что ремесленники прогуливали и в рабочие дни, подыскивая для этого десятки различных приводов.

Например, один из ремесленников объяснял свой невыход на работу тем, что "дома варил пиво", в другой нашлась еще более уважительная причина: "дрался с женщиной". А однажды в течение четырех дней не вышла на работу целая бригада в составе 120 мастеров, их женщин и детей, т.е. около полутысячи человек. Все они были в запое, причем клялись и божились, что пили за здоровье фараона.

Отдельным социальным слоем в Новом Царстве были воины, на то время - уже профессионалы. Основная масса их вооружалась из царского арсенала, однако состоятельные из них покупали себе боевые колесницы. Командиры и владельцы колесниц жили безбедно, получая за службу приличную зарплату и свою пайку из военной добычи. Рядовым воинам жилось значительно хуже уже потому, что в мирное время их использовали на каторжных работах в каменоломнях. В египетском войске царила жестокая палочная дисциплина. В эпоху Нового Царства оно в значительной мере пополнялось иностранными наемниками (преимущественно ливийцами и шерденами), которым придавалось египетское гражданство.

Французский египтолог П. Монте так описывает жизнь египетского воина: "Будущего пехотного командира назначали с колыбели. Когда он достигал роста двух локтей, Его направляли в казарму. Там Его учили, и так, что на голове и теле оставались шрамы на всю жизнь... А когда он становился наконец пригодным для походов, жизнь его превращалось в сплошной кошмар... Писці считали воинов ниже себя, все же их юные ученики, завороженные блеском военной карьеры, время меняли щеточку и папирус на меч и лук, а скорее на колесницу с баскими лошадьми".

Элитный слой в Новом Царстве еще выше поднялся над простым людом, благодаря наплыву военной добычи он буквально купался в роскоши. Материальное благосостояние знати зависел также от царских щедрот. Больше всего обогащалась жрецька верхушка (настоятели храмов и их заместители), особенно жрецы фиванского храма Амона и мемфисского храма Птаха.

В Новом Царстве достигла апогея бюрократизация египетского общества. Страна стала по сути единственным государственным хозяйственным комплексом, в ней даже храмовые хозяйства контролировались царской администрацией и были особой формой государственного имущества. Государство регулировало количественный состав и социальную структуру общественных служб и учреждений, причем делала это, как и раньше, с помощью системы нарядов и регулярных переписей населения и имущества. Во время этих переписей чиновники устанавливали размер налога для каждого хозяйства и определяли профессию каждого египтянина (одних записывали в "государственные земледельцы", других - воинами, пастухами, рыбаками и т.п.). Институт гражданства, таким образом, в Єгипті отсутствовал. Переписи населения и имущества играли в жизни египетского общества такую важную роль, что служили точкой отсчета лет для египтян.

banauka.ru

"Социальная структура древнего Египта" (6 класс)

Поурочный план.

Дата:

Предмет: История древнего мира

Класс: 6

Подготовила: Трофимова В.П

Тема: «Социальная структура Древнего Египта».

Цели:

Образовательная: Раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; формировать знания учащихся, каким образом происходит имущественное и социальное расслоение в Древнем Египте;

Развивающая: Развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы;

Воспитательная: Рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду, мастерству.

Оборудование урока: учебник История Древнего мира, Т.А. Тулебаев, Алматы «Атамура» 2015, иллюстрации, карточки с заданиями, схема, презентация, ватманы.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы:

Основные понятия: рабовладельческий строй, раб, фараон, вельможа, номарх, шадуф.

Ход урока:

1.Организационный момент. (1 мин)

Проверка посещаемости, готовность к уроку учащихся

2.Подготовка к восприятию (2 мин)

Психологический настрой на урок «Солнечный зайчик». 

       Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на губах, на щечках, на подбородке. Подарите его друг другу с пожеланиями удачи на уроке. (развитие доброжелательности, позитивного отношения друг к другу).

3. Мотивирование и на целивание учащихся. (1 мин)

Каждый человек рождён мечтателем и путешественником.

Сегодня нас вновь позвал за собой Древний Египет. Как говорил древнегреческий историк Геродот: «В мире нет страны, в которой было бы столько чудес».

Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по Древнему Египту, познакомимся с жизнью и социальным положением тружеников и представителей знати, станете очевидцами завоевательной политики фараонов.

4. Проверка домашнего задания (10 мин).

А)Устный опрос

1.Охарактеризуйте природные условия Древнего Египта.

2. Какие природные условия Древнего Египта повлияли на развитие земледелия?

3. Как в Египте образовались первые государства?

4. Когда в Египте образовалось первое мощное единое государство?

5. Как называли царей в Древнем Египте? Приведите примеры безграничной власти фараонов.

6. Назовите самых могущественных фараонов, как они управляли Египтом?

Б) Проверка кластера в тетрадях- Фараоны Древнего Египта.

5. Изучение нового материала.

"Мозговой штурм".

Объяснение учителя с использованием схемы: "Имущественное и социальное расслоение в Древнем Египте".( 5мин)

hello_html_33eab0e1.jpg

Развитие хозяйства, ремесла, торговли, завоевательные войны привели к имущественному неравенству на богатых и бедных. Большинство богатств находилось в руках фараона и вельмож.

В Египте появились сословия знатных людей.

(На интерактивной доске слайд сословий египетского общества)

Фараон

Номархи, Жрецы, вельможи

Чиновники ,воины, писцы

Земледельцы, ремесленники

Рабы

Использование приемов персонификации:

"Встретились как-то два египетских крестьянина и один другому рассказывает: "Наша семья собрала большой урожай. Я подсчитал, сколько пшеницы нам необходимо для жизни: для пропитания семьи, прокорма скота, для следующего посева. А сверх того еще осталось немного зерна"". К чему могли привести появление излишков?

"Вернулся из похода военачальник фараона - богатый рабовладелец. За храбрость, проявленную в боях, наградил фараон его золотом и драгоценностями, подарил ему рабов и плодородный земельный участок. Еще богаче, чем прежде стал военачальник.

Вернулся с войны крестьянин. Он также мужественно сражался в боях. Что же он принес домой и что увидел?".

Учитель подводит учащихся к мысли, что жизнь простых тружеников с каждым

днем все более ухудшалась. Большинство возвращалось с войны инвалидами, и трудиться не могло. Поэтому в стране появились бедные и богатые, знатные и незнатные. Население Египта разделилось на большие группы людей: рабовладельцев - эксплуататоров, крестьян и рабов - эксплуатируемых.

Организация работы учащихся в группах

Задание I группе:

Ответить на вопросы в тетради.

Прочитайте пункты параграфа стр. 34, 37-38 "Положение рабов и труд земледельцев" и ответьте на следующие вопросы:

  1. Как появились рабы в Древнем Египте?

  2. Почему военнопленные стали "ценной" добычей? Почему их называли "живыми убитыми"?

  3. Греческий историк пишет о труде рабов в египетских рудниках: "Они должны работать, принуждаемые к этому ударами бича, и только смерть кладет конец их мучениям и нужде" Почему только смерть могла избавить их от мучений?

4. Как трудились египетские земледельцы?

5. Документ рассказывает: "Писец причаливает к берегу, чтобы исчислить налог с урожая; стражники с прутьями, а нубийцы с палками, и они говорят: "Подай зерно", а его нет, они избивают батогами... его жена связана, перед ним его дети в путах". В каком положении находились египетские земледельцы?

6. "Как приходишь к крестьянам, - говорит чиновник, - они вечно хнычут, что нет урожая. Не хотят ничего отдавать, поэтому попробуй только прийти сюда без охраны. Готовы наброситься и избить". Как вы думаете, прав ли сборщик налогов?

Задание II группе:

Ответить на вопросы в тетради.

Прочитайте пункт параграфа "Труд и положение ремесленников, каменщиков и каменотесов" и ответьте на следующие вопросы:

1. О труде ремесленников в документе сказано: "Кузнец черен, вымазан сажей, руки у него в мозолях и работает день и ночь. Штукатура, отделывающего капители... порой сносит ветром с гребня кровли. У ткача всегда согнуты колени... Оружейный мастер вечно странствует... Такова судьба людей, занимающихся разными ремеслами в Древнем Египте" Какие ремесла были развиты в Египте? Кому доставались богатства, созданные их трудом?

2. На что обменивали свои изделия ремесленники?

3. Один из древних египтян так рассказывал о труде ремесленников: "Ткач всегда сидит за ткацким станком, не разгибая спины, и постоянно задыхается пылью от веретена. Чтобы выйти и подышать свежим воздухом, взглянуть на свет, он должен отдавать надсмотрщику хлеб, приготовленный для своего обеда. Если он не выполнит порученную работу, то надсмотрщик его безжалостно изобьет". Каково было положение ремесленников в Древнем Египте?

4. Какие камни добывали и обрабатывали египтяне?

5. Где древние египтяне использовали камень?

6. В документе сказано: "Работа каменотеса требовала тяжелого и изнурительного труда, чуткости рук и долгого терпения. Каменотес , чтобы наполнить свой желудок, в кровь сбивает себе пальцы". Какой вывод можно сделать из содержания документа?

7. Геродот пишет о строительстве пирамиды Хеопса : "Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. Она четырехсторонняя , каждая сторона ее шириной в 8 плефров (плефр-мера длины = 30м) и такой же высоты и сложена из тесаных , тщательно прилаженных друг к другу камней. Каждый камень длиной, по крайней мере, в 30 футов". Докажите, что труд каменотесов и каменщиков в Древнем Египте был самым тяжелым?

Задание Ш группе:

Ответить на вопросы в тетради.

Прочитать пункт параграфа «Грабительские и завоевательные походы в соседние страны», ответить на следующие вопросы:

1.Какие цели преследовали фараоны совершая походы?

2. Какие территории были захвачены Египтом в результате завоевательных походов?

3. Завоевательные походы Тутмоса III

4. Результаты завоевательных походов.

Выступление участников групп. Общее обсуждение.

Учитель: Ребята! Мы рассмотрели сейчас вопрос о положении тружеников в Древнем Египте. Но в чью пользу платили налоги земледельцы, гнули спины ремесленники, с рассвета до захода солнца работали рабы? Кто такие фараон, военачальники, вельможи? На какие группы разделилось население Древнего Египта?

  1. Закрепление и систематизация (2 мин)

Игра "Пойми меня"

Ребята возьмите листок и карандаш и выпишите не менее 10 слов, которые выражают основной смысл нашей сегодняшней темы.

Затем учитель собирает листы и сравнивает с собственными ключевыми словами

(Египет. Земледелец. Ремесленник. Каменотес. Неравенство. Тяжелый труд. Эксплуатация. Бесправие. Раб. Труженик.)

Побеждает та команда, у кого в итоге наибольшее количество совпавших с оригиналом слов.

6.Рефлексия

  • Что я хотел узнать?

  • Что узнал на уроке?

  • Какие чувства у меня вызвал урок?

7.Домашнее задание –Параграф 5, читать и пересказывать, отв на вопросы

8.Подведение итогов (выставление оценок)

infourok.ru

социальная структура и ее особенности

Древний Египет – цивилизация Востока. И большое значение здесь имеет не географическая составляющая, а культорологическая и цивилизационная. Здесь главенствующую роль в развитии социума играла не частная собственность, а царско-храмовое хозяйство. Таким образом, социальная структура общества Древнего Египта, страны, где зародились одно из первых государств, развивалась весьма слабо. И это характерное отличие не только этой цивилизации, но и других восточных. Каковы были особенности социальной структуры Древнего Египта? Разберемся в статье.

Древний Египет: общие сведения

Прежде чем начинать разговор об общественной жизни, хочется сделать краткий экскурс в историю царства. Итак, на пути развития Египет прошел через несколько эпох-царств: Раннее (нач. III тыс. до н. э.), Древнее (с XXVIII по XXIV век до н. э.), Среднее (с конца III тыс. по XVII век до н. э.), Новое (с XVI-XII по XI-VIII века до н. э.) и Позднее (с VII по IV-I века до н. э.).

Все эти периоды характеризуются крайне медленным развитием государственности. Следует отметить, что на протяжении своей истории цивилизация древних египтян то разделялась на две части (Верхнее и Нижнее царства), то соединялась в одно могучее государство, и все это посредством междоусобиц. Кроме того, велись постоянные захватнические войны. На фоне этих событий власть фараона только крепла, а классовое неравенство вылилось в рабовладельческий строй.

Население страны – африкано-хамитские ливийцы, нубийцы и семиты, - родом из Африки. Все эти народы выбрали для жизни территорию в долине нижнего Нила – это была естественная граница поселения, обеспечившая замкнутость и в какой-то степени защищенность.

Богатая не только плодородными землями, но и полезными ископаемыми местность полностью обеспечивала народ. Первые общественные отношения возникают в тот момент, когда возникает нужда регулировать разливы Нила постройкой ирригационных сооружений. Общество разделяется на тех, кто работой руководит, и тех, кто исполняет ее.

Образование и развитие государства

Так, примерно в V в. до н. э. начинает существовать государство Древний Египет. Состоит оно из нескольких номов (так в стране назывались примитивные поселения), а к IV в. до н. э. из них формируются два царства – Верхнее и Нижнее. Их же объединение связано с кровопролитными междоусобными войнами. Это все происходит в период Раннего царства. Древнее же царство было сугубо централизованным периодом существования страны. После же Египет опять распадается на номы, причем каждый из них претендует на самостоятельность. Опять начинаются войны между городами-государствами страны.

Объединить страну удалось лишь во время Среднего царства. Центром стал город Фивы. В конце – опять развал, войны и объединение в сильнейшую империю, претендующую на господство в Древневосточном мире (период Нового царства). Это время захватнических воин. После – опять упадок, из которого Древний Египет уже не вышел – его завоевывают персы, потом А. Македонский. Заканчивается его обособленное существование: теперь некогда могучая цивилизация – всего лишь провинция Римской империи.

Государственный строй

Каким в государственном плане был Древний Египет? Социальная структура всегда исходит из политического устройства. Следует сказать, что во времена и централизации, и разобщенности всегда существовало деление страны на два округа – Северный и Южный. Управляли там наместники фараона. Сам же он закреплял свою административную власть титулом, в котором отмечалось: «Владыка двух стран».

Государство всегда было строго централизованным, периоды же разобщенности по времени были незначительны. На почве безоговорочной власти фараона возникает обширный бюрократический аппарат, также централизованный. Главенствующая после фараона роль в управлении государством отводилась царскому Двору, где главным был визирь. Именно ему и фараону подчинялись руководители ведомств, имеющие большой штат мелких и крупных чиновников.

На местах управляли номархи. Они имели безоговорочную власть, но исключительно в своем субъекте. У номархов также было в подчинении поместное чиновничество. На самой нижней ступени в этой системе стояли общинные советы с выбираемым старостой во главе. Они отвечали за судебные и административные дела, а также за хозяйственную деятельность.

Развитие общественных отношений

Рассмотрим, как развивалась социальная структура общества Древнего Египта на протяжении всей его истории. Изначально молодая страна представляла собой разрозненные города-государства, причем каждое жило по собственным законам и имело собственного правителя.

Государство периода Раннего царства было своего рода племенным союзом. Население страны представляло собой свободных крестьян, объединенных в общины. Им и выделялась властью земля для возделывания. Часть доходов от продуктов земледелия необходимо было выплачивать государству.

Именно в период Древнего царства происходит разлом в социуме, разделивший его на рабов и рабовладельцев. Структура общества Древнего Египта становится неоднородной: все определяют социальные и имущественные отношения. На первый план после фараона выходят жрецы. Именно с их статусом и авторитетом для народа связано наделение фараона безграничной властью, приравнивание к божеству. древний египет социальная структура

Эпоха Среднего царства характеризуется не только масштабным разрастанием рабовладельческого строя (теперь невольников используют и в подсобных хозяйствах). Общественная структура Древнего Египта этого периода характеризуется тем, что общество все больше расслаивается. Так, появляются неджесы, мелкие собственники. Они, а также писцы, земледельцы и купцы, живут в достатке, а вот крестьяне и другие низшие слои едва находят средства для пропитания.

Захватнические войны в период Нового царства влияют прежде всего на увеличение сословия рабов. Все земли окончательно закрепляются за государством и храмами. Поэтому землевладельцы исчезают как класс. Причем к работе на жреческих землях не допускается никто, ее отдают провинившимся членам их же сословия. Жречество теперь - замкнутый класс, попасть в который можно только по родственному принципу.

Общая характеристика древнеегипетского общества

Итак, сделаем предварительные выводы, что в общественном устройстве представлял собой Древний Египет. Социальная структура его имела следующие особенности:

  • Во главе стоял фараон, которого почитали за божество.
  • Форма правления – деспотия, причем именно для Египта характерно возведение служение царю в религиозный культ.
  • Особая роль отводилась жрецам.
  • Основа общества – сельская община, на которую опиралась власть на местах.
  • Четкое классовое деление.
  • Социальная структура древнего Египта в иерархическом порядке от высших слоев к низшим представляется следующим образом: фараон – жрецы и придворные вельможи – воины – крестьяне и ремесленники – рабы. Причем последние были выключены из общественной жизни полностью, потому что за людей их не считали, а называли «живым товаром». Об этом поговорим чуть позже.
  • Чиновничий аппарат был многочислен, но слабо разделен по обязанностям. Один человек мог отвечать и за административную деятельность, и за хозяйственную, и даже за выполнение определенных религиозных обрядов.

Власть фараона

Теперь поговорим отдельно о каждой общественной группе. Древний Египет, социальная структура которого базировалась на деспотизме, управлялся фараоном. Культ его позиционировал как равного богам. Соответственно, жречеством был разработан специальный ритуал поклонения богу-царю. Да и имена фараонов отражают божественное происхождение. Например, Аменхотеп – «Амон умиротворенный», Тутмос – «рожденный богом Тотом». Древние египтяне верили, что урожаи, благополучие, отсутствие войн зависит от бога-фараона.

Именно царь был главным владельцем египетских земель, которые мог дарить либо забирать. В его руках была сосредоточена судебная власть, он назначал верховных чиновников. социальная структура древнего египта в иерархическом порядке

Власть передавалась по наследству по праву первородства, ведь у фараона, кроме первой жены, как правило, родственных ему кровей (часто имели место браки даже с родными сестрами) были еще другие жены и наложницы. Здесь все были в равном положении. А как же времена смут, когда одна династия сменяла другую? И здесь жрецы нашли «оправдание». По верованиям египтян, одного родства внутри божественного семейства недостаточно, нужно еще, чтобы божество вселилось в царя. Так и происходила смена правящих кланов. Причем, «вход бога» мог производиться не только в наследника, а также в сестру, жену и других.

Жрецы

Особенности общественной структуры Древнего Египта таковы, что фараон, при всей своей деспотичной власти, не смог бы править в одиночку. Он опирался прежде всего на жрецов, а также на чиновников-вельмож.

Первые – законодатели норм поведения и жизненных ориентиров. Так как жрецам принадлежала функция связи общества и богов, к ним прислушиваются даже фараоны. Получить сан жреца было не так-то просто: необходимо было долго и упорно учиться. С четырех лет накопленные знания начинали передаваться будущему поколению. социальная структура общества цивилизации Древнего Египта

Институт служения богам был весьма развит: храмовые служители и работающие на светском поприще, хранители тайн и рукописей, провидцы – толкователи всевозможных знамений, и даже астрономы.

Одним словом, жрецы играли очень важную роль в жизни древнеегипетского общества. Их знания о ритуалах, воле богов, медицине и даже о земледелии и скотоводстве, передаваемые из поколения в поколение, считались сакральными, скрытыми от обычных обывателей. До сегодняшнего времени ученые-египтологи продолжают открывать то, что ведали служители культа.

Аристократия

Социальная структура общества цивилизации Древнего Египта, ее верхушка, не ограничивалась жречеством. Также фараон опирался на своих придворных вельмож. Это была аристократия, те, кто фактически управлял всеми сферами жизни страны. социальная структура общества цивилизации древнего ЕгиптаГлавный среди них был визирь, или джати. Этот человек был правой рукой фараона. Как правило, избирался он из правящей династии. Были случаи, когда место визиря занимал член аристократии, не родственный фараону, – это случалось в периоды ослабления целостности страны, так называемые переходные.

Итак, какие функции возлагались на джати? В его руках фактически был весь Древний Египет. Социальная структура была выстроена таким образом, что все вельможи, заведующие различными отраслями, отчитывались именно ему. Кроме того, визирь возглавлял:

  • Финансовые ведомства.
  • Общественные работы (например, ирригационные сооружения).
  • Он управлял жизнью столицы и осуществлял надзор в ней.
  • Отвечал за армию.
  • Возглавлял судебную власть.

Остальная аристократия подчинялась джати и фараону. Это были богатые люди, строившие себе гробницы и живущие в роскошных домах.

Чиновничество

Отдельного внимания заслуживают писцы. Они принадлежали к высшей аристократии и пользовались всеобщим уважением. В основном безграмотные люди населяли Древний Египет. Социальная структура общества, таким образом, позволила выделить писцам отдельную нишу.

Эти служащие не только записывали за фараоном его указы, но и умели высчитать уровень воды в Ниле, оценивали последствия на случай наводнений, знали запасы в водохранилищах. Они были важны и в сельском хозяйстве, и скотоводстве. Ведь только грамотный человек способен оценить после разлива Нила, каким будет урожай, и подсчитать количество скота либо приготовленного вина. Писцы были ответственны за сбор налогов.

К ним обращались за помощью, чтобы составить письмо (в том числе и личного характера), записать ритуальную молитву.

Что представляло собой чиновничество как социальная структура Древнего Египта? Кратко можно сказать так: они делились по рангам. Каждым номом заведовал определенный человек, которому в свою очередь подчинялись другие, ответственные за конкретные области хозяйства.

Армия

Мощный союз фараона, вельмож и жрецов способна была усилить только военная сила. Так возникает армия.

Место воина в древнеегипетском обществе было весьма почетно: у них были свои дома, имущество, земли. Единственное, чем они не распоряжались, – это своей жизнью. Ведь по решению фараона, подкрепленному жрецами, в любой момент могла развязаться война. особенности социальной структуры древнего египтаСтоит отметить, что в бой армия вступала с охотой. Ведь именно в результате захватнических войн люди обретали свое имущество.

Армия использовалась и для решения внутренних междоусобных конфликтов.

В пик развития Древнеегипетской цивилизации войско насчитывало 100 тысяч человек, оно было сильнейшим в мире.

Крестьяне и ремесленники

Самая многочисленная социальная прослойка Древнего Египта – крестьяне. Именно они кормили описанные выше сословия и обеспечивали их безбедное существование. Сами же крестьяне не могли похвастаться безбедным существованием. Скорее, наоборот: земля, которую они возделывали, была не их собственностью, соответственно, большая часть урожая и скота у крестьян забиралась. Нищие, голодные, они часто использовались на общественных работах. социальная структура Древнего Египта кратко

Точно такая же жизнь была у ремесленников Древнего Египта. Мастерские, где они производили изделия, им не принадлежали. А хозяин-вельможа в качестве арендной платы забирал почти всю продукцию и перепродавал потом втридорога с помощью знакомых купцов и торговцев.

Рабы

Но самое незавидное положение было, конечно, у рабов. Египет – не единственное государство древнего мира с рабовладельческим строем. Это было обычное для того времени общественное устройство.

Рабов не считали за людей, они были «живым товаром», продаваемым, покупаемым и захватывающимся в качестве трофея. Судьбы каждого раба находилась в руках рабовладельца: его можно было убить, покалечить. Причем нарушением права было убийство чужого невольника (это же «порча» имущества). общественная структура древнего египта

Свадьбы между рабами юридически ничего не значили: мужа и жену могли легко разлучить, например перепродать разным хозяевам.

Конечно, в стране вспыхивали восстания рабов. Так, «благодаря» одному из них ослабленную подавлением бунта страну легко удалось заполучить арабским кочевникам.

Общественные причины упадка цивилизации

Проанализировав все сословия Древнего Египта, можно сделать однозначный вывод: между ними не было единства, скорее, наоборот, - жестокая вражда и ненависть. Причем противостояние не ограничивалось линией "рабы, крестьяне – знать". Разбогатев, аристократия желает власти и начинает политические игры против фараона. Так бывает всегда в общественных системах с угнетателями и угнетаемыми. Результатом несовершенства социального устройства стал упадок цивилизации Древнего Египта.

загрузка...

allwomanday.ru

Социальная структура Древнего Египта - история, уроки

Предмет: История Древнего мира

Класс: 6 «А», «Б», «В»

Тема урока: «Социальная структура в древнем Египте»

Цель урока: формирование представления о Древнем Египте

Образовательная цель: Раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества.

Развивающая цель: Развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы.

Воспитательная цель: Рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду, мастерству.

Оборудование урока: учебник История Древнего мира, Т.А. Тулебаев, Алматы «Атамура» 2011, иллюстрации, карточки с заданиями, схема.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: шадуф, раб

Методы и приемы: "Мозговой штурм", работа учащихся в группах, игра "Пойми меня"

Ход урока:

  1. Организационный момент. (1 мин)

Проверка посещаемости, готовность к уроку учащихся

  1. Подготовка к восприятию (5 мин)

- Начнем урок с разминки "Австралийский дождь", которая поможет нам посмотреть друг другу в глаза, почувствовать чувство локтя и понять друг друга

- Спасибо, ребята! Теперь я ощущаю себя вашим учителем.

  1. Опрос домашнего задания (10 мин)

Устно

  1. Природные условия на берегах Нила. Разлив Нила

  2. Первые государства. Образование централизованных государств

  3. Фараоны.

Письменно Задание 11,12,13,14,15 (электронный учебник МОН РК Национальный центр информатизации «История древнего мира»)

  1. Изучение нового материала

План.

1.Положение рабов

2.Труд земледельцев

3.Труд и положение ремесленников

4.Труд и положение каменщиков и каменотесов

Учитель знакомит учащихся с темой, целью и планом урока.

"Мозговой штурм".

Вопросы к учащимся: Ребята, как вы понимаете слово "труженик"?

От какого слова оно происходит? Какую роль в жизни человека играет труд?

Организация работы учащихся в группах (Прил 1)

Задание I группе:

Прочитайте пункт 2 параграфа стр. 30 "Трудовое положение рабов" и ответьте на следующие вопросы:

  1. Как появились рабы в Древнем Египте?

  2. Почему военнопленные стали "ценной" добычей? Почему их называли "живыми убитыми"?

  3. Греческий историк пишет о труде рабов в египетских рудниках: "Они должны работать, принуждаемые к этому ударами бича, и только смерть кладет конец их мучениям и нужде" Почему только смерть могла избавить их от мучений?

  4. Прочтите отрывок из стихотворения В. Брюсова "Египетский раб":

Я - раб царя. С восхода до закатаСреди других свершаю тяжкий труд.И кус гнилой - единственная платаЗа стон, за пот, за тысячи минут.Я - раб царя, и жребий мой безвестен;Как тень зари исчезну без следа.Меня с земли судьба сотрет, как плесень;Но след не минет скорбного труда,И простоит близ озера МеридаВека веков святая пирамида.

Задание II группе:

Прочитайте пункт 3 параграфа "Труд земледельцев" и ответьте на следующие вопросы:

1. Как трудились египетские земледельцы? (при ответе используйте иллюстрации)

2. Что такое шадуф?

3. Документ рассказывает: "Писец причаливает к берегу, чтобы исчислить налог с урожая; стражники с прутьями, а нубийцы с палками, и они говорят: "Подай зерно", а его нет, они избивают батогами... его жена связана, перед ним его дети в путах". В каком положении находились египетские земледельцы?

4. "Как приходишь к крестьянам, - говорит чиновник, - они вечно хнычут, что нет урожая. Не хотят ничего отдавать, поэтому попробуй только прийти сюда без охраны. Готовы наброситься и избить". Как вы думаете, прав ли сборщик налогов?

Задание III группе:

Прочитайте пункт 4 параграфа "Труд и положение ремесленников" и ответьте на следующие вопросы:

1. Объясните значение слова "ремесло"

2. О труде ремесленников в документе сказано: "Кузнец черен, вымазан сажей, руки у него в мозолях и работает день и ночь. Штукатура, отделывающего капители... порой сносит ветром с гребня кровли. У ткача всегда согнуты колени... Оружейный мастер вечно странствует... Такова судьба людей, занимающихся разными ремеслами в Древнем Египте" Какие ремесла были развиты в Египте? Кому доставались богатства, созданные их трудом?

3. На что обменивали свои изделия ремесленники?

4. Один из древних египтян так рассказывал о труде ремесленников: "Ткач всегда сидит за ткацким станком, не разгибая спины, и постоянно задыхается пылью от веретена. Чтобы выйти и подышать свежим воздухом, взглянуть на свет, он должен отдавать надсмотрщику хлеб, приготовленный для своего обеда. Если он не выполнит порученную работу, то надсмотрщик его безжалостно изобьет". Каково было положение ремесленников в Древнем Египте?

Задание IV группе:

Прочитайте пункт 5 параграфа "Труд и положение каменщиков и каменотесов" и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие камни добывали и обрабатывали египтяне?

2. Где древние египтяне использовали камень?

3. В документе сказано: "Работа каменотеса требовала тяжелого и изнурительного труда, чуткости рук и долгого терпения. Каменотес , чтобы наполнить свой желудок, в кровь сбивает себе пальцы". Какой вывод можно сделать из содержания документа?

4. Геродот пишет о строительстве пирамиды Хеопса : "Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. Она четырехсторонняя , каждая сторона ее шириной в 8 плефров (плефр-мера длины = 30м) и такой же высоты и сложена из тесаных , тщательно прилаженных друг к другу камней. Каждый камень длиной, по крайней мере, в 30 футов". Докажите, что труд каменотесов и каменщиков в Древнем Египте был самым тяжелым?

  

Выступление участников групп. Общее обсуждение.

Учитель: Ребята! Мы рассмотрели сейчас вопрос о положении тружеников в Древнем Египте. Но в чью пользу платили налоги земледельцы, гнули спины ремесленники, с рассвета до захода солнца работали рабы? Кто такие фараон, военачальники, вельможи? На какие группы разделилось население Древнего Египта?

Объяснение учителя с использованием схемы: "Имущественное и социальное расслоение в Древнем Египте".

Использование приемов персонификации:

"Встретились как-то два египетских крестьянина и один другому рассказывает: "Наша семья собрала большой урожай. Я подсчитал, сколько пшеницы нам необходимо для жизни: для пропитания семьи, прокорма скота, для следующего посева. А сверх того еще осталось немного зерна"". К чему могли привести появление излишков?

"Вернулся из похода военачальник фараона - богатый рабовладелец. За храбрость, проявленную в боях, наградил фараон его золотом и драгоценностями, подарил ему рабов и плодородный земельный участок. Еще богаче, чем прежде стал военачальник.

Вернулся с войны крестьянин. Он также мужественно сражался в боях. Что же он принес домой и что увидел?".

Учитель подводит учащихся к мысли, что жизнь простых тружеников с каждым

днем все более ухудшалась. Большинство возвращалось с войны инвалидами, и трудиться не могло. Поэтому в стране появились бедные и богатые, знатные и незнатные. Население Египта разделилось на большие группы людей: рабовладельцев - эксплуататоров, крестьян и рабов - эксплуатируемых.

  1. Закрепление и систематизация (2 мин)

Игра "Пойми меня"

Ребята возьмите листок и карандаш и выпишите не менее 10 слов, которые выражают основной смысл нашей сегодняшней темы.

Затем учитель собирает листы и сравнивает с собственными ключевыми словами

(Египет. Земледелец. Ремесленник. Каменотес. Неравенство. Тяжелый труд. Эксплуатация. Бесправие. Раб. Труженик.)

Побеждает тот, у кого в итоге наибольшее количество совпавших с оригиналом слов.

  1. Рефлексия

  • Что я хотел узнать?

  • Что узнал на уроке?

  • Какие чувства у меня вызвал урок?

  1. Домашнее задание –Параграф 5, читать и пересказывать, стр. 33 заполнить табл.

  1. Подведение итогов (выставление оценок)

kopilkaurokov.ru