Государственный строй древней индии. otvety_na_bilety (1) / ответы на билеты / 3. Общественный и государственный строй Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

5. Общественный и государственный строй Древней Индии. Законы Ману. Государственный строй древней индии


Государственный строй Древней Индии в эпоху Маурьев.

В середине второго тысячелетия до.н.э на территорию Индостана вторгаются кочевые племена Ариев. Коренное население, которое называлось Дравиды, было частично покорено, а частично истреблено. В конце второго тысячелетия до.н.э возникают первые государственные образования Ариев. Это были небольшие по размерам ранние монархии, которые враждовали между собой. Образование единого древнеиндийского государства произошло в конце 4-го века до.н.э. В это время под руководством Чандрагупты возникает империя Маурьев, которые вошли в большую часть современной Индии и Афганистана. Наивысшего расцвета империя достигла в годы правления внука Чандрагупты, которого звали Ашоко. После его смерти империя распалась на отдельные княжества.

В правление Чандрагупты был создан политический трактат, который назывался «Артхашастра», который написал брахман Каутилья. В «артхашастре» содержались суждения о внутренней и внешней политике, администрации, финансах, судебной деятельности и т.д.

При первых царях империя Маурьев являлась централизованным государством. Царь, который назывался раджа, был наделен широкими правами. Он назначал и увольнял высших должностных лиц, отвечал за строительство крепостей, дорог, имел законодательные функции, но они были ограничены, так как царские указы должны согласовываться с обычным правом и религиозными нормами, поэтому царь был обязан консультироваться с брахманами, то есть со жрецами. Полномочия царя в «артхашастре» рассматриваются как его обязанности: защищать подданных, обеспечивать выполнение ими дхарм, почитать брахманов, охранять страну, соблюдать чистоту варн, собирать налоги, отправлять правосудие и т.д.

При вступлении на престол царь давал клятву служения своему народу и предупреждался о возможной каре за невыполнение обязанностей, вплоть до восстания подданных. Это был прецедент, уникальный на Древнем Востоке.

Важное место на в государстве занимал «мантрипаришард» - высший орган управления, куда входили чиновники и брахманы. Они давали советы царю по вопросам государственного управления. Также собирался совещательный представительный орган, который назывался «Раджасабха». В него входили представители аристократии, чиновники и представители городского населения. Высшие должности занимали главный советник и жрец царя – «Пурохита», главнокомандующий армией – «Сенапати», главный сборщик налогов.

Важной частью государственного механизма была армия, которая состояла из пехоты, конницы и боевых слонов. Войско было регулярным и многочисленным (до 1.5 миллиона человек). Во время войны собиралось ополчение из Вайшии и Шудр.

Территория государства делилась на провинции, во главе которых стояли родственники императора. Провинции в свою очередь делились на округа и селения. Традиционно высокой в Древней Индии была роль органов местного самоуправления. Общины управлялись представителями царя - старостами, а важнейшие вопросы решались общинным собранием или советом старейшин. Существовали царские, общинные и кастовые суды.

studfiles.net

3. Общественный и государственный строй Древней Индии

3. Общественный и гос-ый строй Др Индии Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло при династии Маурьев. Но Маурьям не удалось сохранить единство государства и позднее Индия распалась на множество государственных образований. С разложением первобытно-общинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление замкнутых сословий — варн. Было 4 варны: • брахманы — члены жреческих родов, • кшатрии — военная аристократия, • вайшья — рядовые общинники, • шудры — неравноправные члены общества. Брахманы занимали наиболее почетное место в обществе. Возникновение шудр связывается с участившимися войнами и усилением имущественного и общественного неравенства. В результате этого появилось большое число людей — нечленов общин — шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании и т.д. С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено существующим порядком и освящено религией (богом считался Брахма, а остальные варны созданы как бы из частей его тела).Утверждаются строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны). Запрещался переход из одной варны в другую. Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае. Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни — дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн. Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты. Теперь линия раздела проходила главным образом между знатью — брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем — вайшьями и шудрами — с другой. Особое место в обществе занимали лица, оказавшиеся вне варн. Это были палачи, мусорщики, могильщики. Будучи свободными, они являлись совершенно бесправными и составляли особую касту неприкасаемых. Существовала сельская община. В общины объединялась значительная часть населения — свободные земледельцы. В определенном отношении она была самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя. Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение, индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Но при этом у раба не было права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого. Основой государства считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Он сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Он же считался командующим армией, численность которой была огромна. Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. Совет царских сановников — паришад существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада, действовал тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. Паришад как политический орган состоял из знати — военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. Сабха — широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения, выполнявшее очень важные политические функции. Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.

studfiles.net

5. Общественный и государственный строй Древней Индии. Законы Ману.

Индийская цивилизация сложилась более 4-х тыс. лет тому назад. Археологическ. раскопки показ., что еще в 3-м тыс. до нэ здесь существ. крупные города, - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение. 1период - разложение первобытно–общ-го строя и образование отдельных рабовладельческ. гос- в (2-я пол. 2го тысяч-я до н. э.). 2 период – рабовладельческие гос – ва в долинах Инда и Ганга (первая половина первого тысячелетия до н. э.). 3 период – централизованное гос – во Маурьев (1- е тыс. до н.э. – до 1 в н.э.), период складывания самого крупного на Древнем Востоке гос-ва, этот период назывался – магадхско – маурийский. Гос-но–правовые и обществен–е институты Древ. Индии существенно отличались от рабовладельчес. деспотий стран ДрВостока. В эконом-ком плане – общинная система, отсутствие гост – ной собственности на землю. Индия – страна многоязычная, многонациональная, народы стояли на разных ступенях обществен.развития. Огромное влияние религии (индуизм и буддизм), идеи героев – мучеников.жизнь понималась как цепь перерождений (сансара), новое перерождение определялось накопленной кармой – суммой добрых и злых дел человека. Концепция сансари на века обезопасила Индию от потрясений социального хар-ра: жизнь в нищете воспринимались как следствие предыдущей греховной жизни, вина самого чел – ка, а не гос-ных устоев. История Древн. Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязаниях мирного населения. Гуманность – хар-ная черта этой цивилизации. Своеобразие общественного строя (кроме кланов, сословий имелись варны). Варны- сословия по происхождению. Касты – группы по профессиональн. признаку. Первый человек – Ману. Предполагалось, что самые одаренные и справедливые призваны служить богам – браманы. Брахманы – голова и уста Ману. Кшатрии (защитники, воины) – плечи и руки Ману. Вайшья (соль земли – хозяйственники, земледельцы, ремесленники, торговцы), - живот и бедра Ману. Шудра (простые работники, слуги всех высших варн) – ступни Ману. Неприкасаемые – люди занимающиеся захоронениями, уборкой мусора, нечистот. Общение с ними других каст запрещено законом. Основой гос-го управления явл. царь. Принцип наследования власти соблюд. строго. Еще при жизни царь назначал наследника престола – одного из своих сыновей. Вместе с тем власть царя нельзя назвать деспотичной. Помощники царя; придворный жрец, казначей, сборщик налогов. Имелась шпионская служба. Войско сост. из царской дружины, отрядов конницы, в которой служ. Кшатрии. В нее входили подразделения боевых слонов. Имелись два совещательных органа паришад и раджасабха. Во главе селений и мелких городов стоял вождь, раджа. Сельские дела решал выборный панчаят. Далее староста и управители деревень. За свою службу они получали земельные наделы.

Законы Ману

Право1ое столетие до н.э. –составлены законы Ману. Это свод этико – религиозн. предписаний, правил, фиксированных традиций, состоящий из 2685 статей. По легенде, всевышний бог Брахма послал на землю Ману, дабы навести там порядок и законность. Однако в систематизации законов, чувствуется рука знающих религиозные догматы и юриспруденцию. Законы Ману – сборник священных текстов, норм права, в нем помещен перечень прав и обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды знаменит. философов, этику. Дхармы – нормы поведения в повседневной жизни. Сборники законов – джармшастры. Права собственности – 7 способов возникновения: 1.наследование 2. дарение 3. покупка 4. завоевание 5. покупка 6. исполнение работы 7.получение милостыни, а также – давность владения. Основной вид собственности – земля. Собственник мог : продать, подарить,заложить, сдать в аренду землю. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее ценно – Рабы, скот, инвентарь. Покушение на собственность – отнесен к наихудшему их пороков.Суровое наказание тому, кто загрязняет водоемы, лес, разрушает плотину. В законах воспроизведена древнейшая формула приобретения земли. Поле принадлежит тому, кто вырубил лес, а убитые животные стрелку. В зак – х содерж. строгое наставление царю по охране прав собственника: «Похищенное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего имущества». Обязательственные отношения Договор займа.если должник не уплатил в срок он должен отработать свой долг .или родстаенники могли отдать. Договор найма – неисполнение договора, штраф. Купля – продажа. Продавец только собственник и сделка соверш. в присутствии свидетелей. Закон запрещает продавать вещи плохого качества. Общие требования: договор счит недействительным, если был заключен – пьяным, безумным, старым, ребенком, рабом и неуполномоченным. А также – совершенный обманом, с принуждением. Нормы семьи и брака Глава – муж. Он мог купить, продать жену.Женщина рассматривалась как наследствен. Владение.В детстве под властью отца, замужем под властью мужа, после его смерти под властью сыновей.В некоторых статьях – мать выше, чем учитель(гуру) и отец. Она – хранительн. Очага, воплощение богини жизни, нельзя причинять ей вред, оставлять, ссориться. Брак – религиозн. и нравственная обязанность людей.цель его деторождение, продолжение рода, сексуальное наслаждение. Брачный возраст для мужчин – 20 лет, женщин – 12и даже 8лет.Партнеры выбирались родителями.отец невесты нес огромные расходы на приданное. Его отсутствие могло обречь девушку на безбрачие, что могло закончиться самоубийством. Законы признавали единобрачие и нерасторжимость. Жена должна была след. За мужем после смерти(обряд самосожжения). Муж почитается как бог. Он мог привести в дом вторую жену, если первая имела злобный нрав, расточительна, тяжело больна, привержена к пьянству и просто скандалистка. Вдова влачила жалкое существование. Имущество семьи – общее достояние, но управлялось главой семьи.После смерти наследовалось сыновьями. Дочери от наследования устранялись . но братья должны были выделить часть на приданное. Законы содерж. большой перечень преступлений и наказаний:1. уголовные преступления – хищения, кражи скота, ограбления, кражи людей, клевета, доносы, прлюбодеяния, проституция, мужеложство,пьянство,убийства и тяжк. Телесных повр-х. А также –государственные преступления, против собственности и личности.законы указывали на формы вины, рецидив, соучастие. Наказания опред. в зависимости от тяжести вины и социальн. положения преступника. Высшие варны- несли меньшую ответственность(покаяние, штраф). Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости лягушки. Тяжесть уголовн. наказний ложил. на плечи шудр. Легкие наказания –замечание, покаяние, выговор. Далее – штрафы, смертная казнь: простая и квалифицированная, когда преступника превращали в калеку(членовредительство). Судоразбирательство производилось от имени царя.сущ. высший суд, в котор. Входили брахманы и советники. Законы предписывали искать истину, справедливо определять предмет иска. Правосудие в нисших судах вершилось раджами. Большое значение имели свидетельские показ –я. Суд имел состязательн. хар – р, истец должен был сам привести ответчика. К показ –ям не допускались родственники, женщины, враги и заинтересованные. Строго каралось лжесвидетельство, при отсутствии свидетелей применялись ордалии.

studfiles.net

5. Общественный и государственный строй Древней Индии. Законы Ману.

Индийская цивилизация сложилась более 4-х тыс. лет тому назад. Археологическ. раскопки показ., что еще в 3-м тыс. до нэ здесь существ. крупные города, - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение.

1период - разложение первобытно–общ-го строя и образование отд. рабовладельческ. гос- в (2-я пол.2го тысяч-я до н. э.).

2 период – рабовладельческие гос – ва в долинах Инда и Ганга (1 половина первого тысячелетия до н. э.).

3 период – централизованное гос – во Маурьев (1- е тыс. до н.э. – до 1 в н.э.), период складывания самого крупного на Древнем Востоке гос-ва, этот период назывался – магадхско – маурийский.

Гос-но–правовые и обществен–е институты Древ. Индии существенно отличались от рабовладельчес. деспотий стран ДрВостока. В эконом-ком плане – общинная система, отсутствие гост – ной собственности на землю. Индия – страна многоязычная, многонациональная, народы стояли на разных ступенях обществен. развития. Огромное влияние религии (индуизм и буддизм), идеи героев – мучеников. Жизнь понималась как цепь перерождений (сансара), новое перерождение определялось накопленной кармой – суммой добрых и злых дел человека. Концепция сансари на века обезопасила Индию от потрясений социального хар-ра: жизнь в нищете воспринимались как следствие предыдущей греховной жизни, вина самого чел – ка, а не гос-ных устоев. История Древн. Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязаниях мирного населения. Гуманность – хар-ная черта этой цивилизации. Своеобразие общественного строя (кроме кланов, сословий имелись варны). Варны- сословия по происхождению. Касты – группы по профессиональн. признаку. Первый человек – Ману. Предполагалось, что самые одаренные и справедливые призваны служить богам – браманы. Брахманы – голова и уста Ману. Кшатрии (защитники, воины) – плечи и руки Ману. Вайшья (соль земли – хозяйственники, земледельцы, ремесленники, торговцы), - живот и бедра Ману. Шудра (простые работники, слуги всех высших варн) – ступни Ману. Неприкасаемые – люди занимающиеся захоронениями, уборкой мусора, нечистот. Общение с ними других каст запрещено законом. Основой гос-го управления явл. царь. Принцип наследования власти соблюд. строго. Еще при жизни царь назначал наследника престола – одного из своих сыновей. Вместе с тем власть царя нельзя назвать деспотичной. Помощники царя; придворный жрец, казначей, сборщик налогов. Имелась шпионская служба. Войско сост. из царской дружины, отрядов конницы, в которой служ. Кшатрии. В нее входили подразделения боевых слонов. Во главе селений и мелких городов стоял вождь, раджа. Сельские дела решал выборный панчаят. Далее староста и управители деревень. За свою службу они получали земельные наделы.

Законы Ману

Первое столетие до н.э. – составлены законы Ману. Это свод этико–религиозн. предписаний, правил, фиксированных традиций, состоящий из 2685 статей. По легенде, всевышний бог Брахма послал на землю Ману, дабы навести там порядок и законность. Однако в систематизации законов, чувствуется рука знающих религиозные догматы и юриспруденцию. Законы Ману – сборник священных текстов, норм права, в нем помещен перечень прав и обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды знаменит. философов, этику. Дхармы – нормы поведения в повседневной жизни. Сборники законов – джармшастры.

Права собственности – 7 способов возникновения: 1.наследование 2. дарение 3. покупка 4. завоевание 5. покупка 6. исполнение работы 7.получение милостыни, а также – давность владения.

Основной вид собственности – земля. Собственник мог : продать, подарить, заложить, сдать в аренду землю. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее ценно – Рабы, скот, инвентарь. Покушение на собственность – отнесен к наихудшему их пороков. Суровое наказание тому, кто загрязняет водоемы, лес, разрушает плотину. В законах воспроизведена древнейшая формула приобретения земли. Поле принадлежит тому, кто вырубил лес, а убитые животные стрелку. В зак–х содерж. строгое наставление царю по охране прав собственника: «Похищенное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего имущества». Обязательственные отношения Договор займа, если должник не уплатил в срок он должен отработать свой долг или родственники могли отдать

Нормы семьи и брака. Глава – муж. Он мог купить, продать жену. Женщина рассматривалась как наследствен. владение. В детстве под властью отца, замужем под властью мужа, после его смерти под властью сыновей. В некоторых статьях – мать выше, чем учитель(гуру) и отец. Она – хранительн. очага, воплощение богини жизни, нельзя причинять ей вред, оставлять, ссориться. Брак – религиозн. и нравственная обязанность людей, цель его деторождение, продолжение рода, сексуальное наслаждение. Партнеры выбирались родителями. Отец невесты нес огромные расходы на приданное. Его отсутствие могло обречь девушку на безбрачие, что могло закончиться самоубийством. Законы признавали единобрачие и нерасторжимость. Жена должна была след. за мужем после смерти (обряд самосожжения). Муж почитается как бог. Он мог привести в дом вторую жену, если первая имела злобный нрав, расточительна, тяжело больна, привержена к пьянству и просто скандалистка.

Имущество семьи – общее достояние, но управлялось главой семьи. После смерти наследовалось сыновьями. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить часть на приданное.

Законы содерж. большой перечень преступлений и наказаний: 1.уголовные преступления – хищения, кражи скота, ограбления, кражи людей, клевета, доносы, прелюбодеяния, проституция, мужеложство, пьянство, убийства и тяжк. телесных повр-х. А также – государственные преступления, против собственности и личности. Законы указывали на формы вины, рецидив, соучастие. Наказания опред. в зависимости от тяжести вины и социальн. положения преступника. Высшие варны - несли меньшую ответственность (покаяние, штраф). Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости лягушки. Тяжесть уголовн. наказний ложил. на плечи шудр. Легкие наказания – замечание, покаяние, выговор. Далее – штрафы, смертная казнь: простая и квалифицированная, когда преступника превращали в калеку (членовредительство). Судоразбирательство производилось от имени царя. Сущ. высший суд, в котор. входили брахманы и советники. Законы предписывали искать истину, справедливо определять предмет иска. Правосудие в низших судах вершилось раджами. Большое значение имели свидетельские показ–я. Суд имел состязательн. хар–р, истец должен был сам привести ответчика. К показ–ям не допускались родственники, женщины, враги и заинтересованные. Строго каралось лжесвидетельство, при отсутствии свидетелей применялись ордалии.

studfiles.net

Государственный строй Древней Индии. Период Маурьев.

В правление Чандрагупты был создан политический трактат, который назывался «Артхашастра», который написал брахман Каутилья. В «артхашастре» содержались суждения о внутренней и внешней политике, администрации, финансах, судебной деятельности и т.д.

При первых царях империя Маурьев являлась централизованным государством. Царь, который назывался раджа, был наделен широкими правами. Он назначал и увольнял высших должностных лиц, отвечал за строительство крепостей, дорог, имел законодательные функции, но они были ограничены, так как царские указы должны согласовываться с обычным правом и религиозными нормами, поэтому царь был обязан консультироваться с брахманами, то есть со жрецами. Полномочия царя в «артхашастре» рассматриваются как его обязанности: защищать подданных, обеспечивать выполнение ими дхарм, почитать брахманов, охранять страну, соблюдать чистоту варн, собирать налоги, отправлять правосудие и т.д.

При вступлении на престол царь давал клятву служения своему народу и предупреждался о возможной каре за невыполнение обязанностей, вплоть до восстания подданных. Это был прецедент, уникальный на Древнем Востоке.

Важное место на в государстве занимал «мантрипаришард» - высший орган управления, куда входили чиновники и брахманы. Они давали советы царю по вопросам государственного управления. Также собирался совещательный представительный орган, который назывался «Раджасабха». В него входили представители аристократии, чиновники и представители городского населения. Высшие должности занимали главный советник и жрец царя – «Пурохита», главнокомандующий армией – «Сенапати», главный сборщик налогов.

Важной частью государственного механизма была армия, которая состояла из пехоты, конницы и боевых слонов. Войско было регулярным и многочисленным (до 1.5 миллиона человек). Во время войны собиралось ополчение из Вайшии и Шудр.

Территория государства делилась на провинции, во главе которых стояли родственники императора. Провинции в свою очередь делились на округа и селения. Традиционно высокой в Древней Индии была роль органов местного самоуправления. Общины управлялись представителями царя - старостами, а важнейшие вопросы решались общинным собранием или советом старейшин. Существовали царские, общинные и кастовые суды.

Право Древней Индии.

Основными источниками права в Древней Индии были обычаи и сборники морально-религиозных норм, которые назывались «Дхармашастры». Наиболее известная из них – «Дхармашастра Ману». Для сокращения её называют «Законы Ману».

Они были подготовлены во 2 веке до нашей эры. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает ми­фическому прародителю людей - Ману. На самом же деле они были подготовлены в одной из брахманских школ. Документ содержит 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав: в первой главе излагаются представления индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, варн; во второй - правила жизни человека в период учени­чества; в третьей, четвертой и пятой - правила жизни семьянина-домохозяина; шестая глава посвящена регламентации жизни отшельника; в седьмой содержатся наставления об обязанностях царя и управлении государ­ством; в восьмой - постановления о судопроизводстве и судебной практике; девятая глава посвящена семейным отношениям, наказа­ниям за различные преступления, обязанностям членов варн; в десятой главе излагаются принципы регулирования вопросов о потомстве от браков между представителями разных варн; в одиннадцатой -предписания о покаяниях и обетах при искуплении грехов; наконец, в двенадцатой главе содержится описание посмертных воздаяний за дурные поступки в земной жизни. Характерные черты Законов Ману мало чем отличаются от характерных черт Законов Хаммурапи.

Регулирование имущественных отношений.

Несмотря на сохранение общинных отношений, значительное развитие получила частная собственность на рабов, домашний инвентарь, скот, зерно. В «Законах Ману» перечисляются следующие законные способы приобретения имущества:

  1. Наследование.

  2. Находка.

  3. Покупка.

  4. Завоевание.

  5. Ростовщичество.

  6. Исполнение работы.

  7. Получение подарка.

Большое влияние на способы приобретения права собственности оказала варново-кастовая система. Первые 3 способа были доступны для всех 3-х варн, Четвертый способ – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшиев, седьмой – для брахманов.

Был известен еще один способ приобретения права собственности – давность владения, которая составляла 10 лет. Приобретать вещь можно было только у собственника, а если у добросовестного приобретателя обнаруживали украденную вещь, то она возвращалась прежнему собственнику. Покушение на собственность квалифицировалось как наихудший из пороков.

studfiles.net

Государственный строй Древней Индии периода Маурьев.

Количество просмотров публикации Государственный строй Древней Индии периода Маурьев. - 417

 

Дальнейшие процессы политической консолидации, ускоренные внешней угрозой привели к созданию обширной империи Маурьев. Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III в. до н.э., когда в Индии складывается относительно централизованная восточная монархия. Ее границы простирались от Кашмира и Гималаев на севере до Майсура на юге, от областей современного Афганистана на западе до Бенгальского залива на востоке. Империя складывалась не только в результате войн, покорения ряда племен и народов, установления вассальных отношений между отдельными княжествами, но и в результате, так называемого, морального завоевания — распространения религиозно-культурного влияния развитых областей северо-восточной Индии на другие части страны. В империи Маурьев не прекращалась борьба двух тенденций˸ к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. Последняя, в конечном счете, во II в. до н.э. побеждает. Центральный административно-военный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Все это дает основания утверждать, что в монархических государствах Индии в периоды значительного их усиления, как, например, в империи Маурьев, власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова. Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в государстве господствующей наследственной знати, установившимися традиционными религиозно-этическими нормами. Религия, в частности, исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемости неизменность норм права, заключенных в ведах. Веды же должны были толковаться только мудрецами-брахманами. Эта традиция была поколеблена лишь при Ашоке, когда правительственный указ стал включаться в число источников права. Индусская политико-религиозная концепция "богоугодного царя" (девараджи) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей монарха — охрана подданных (Законы Ману, гл. VII, ст.2—3). "Защищая" народ, царь мог заставить ᴇᴦο платить налог — были (гл. VII, ст. 80 и др.) Наряду с основным налогом, рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали другие многочисленные поборы в пользу центральной власти˸ торговые пошлины, "приношения плодов" и пр. Размещено на реф.рфО широте налоговых полномочий древнеиндийских царей, которые могли по своему усмотрению увеличивать налоговую ставку, свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к царям соблюдать умеренность в сборе налогов (гл.VII, ст. 128, 129 и др.). Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов (гл.VIII, ст. 1, 10). Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов (гл. VIII, ст. 27, 28), должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была организация публичных работ, освоение и заселение царских земель (Артхашастра, гл. II, ст.1, 2), строительство ирригационных сооружений. Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего Востока, царская власть обожествлялась. Однако древнеиндийские государства, в т.ч. и государство Маурьев, нельзя рассматривать как теократические монархии. Ашока называл себя не богом, а "милым богам". В Законах Ману (гл. VII, ст.8) обожествляется скорее царская власть, а не царь-человек, который должна быть "глупым, жадным, необразованным" (гл. VII, ст. ЗО), "приверженным к порокам" (гл.VII, ст.46). Глава VII ст. З провозглашала, что ʼʼцарь, который по неразумению беспечно мучает страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизниʼʼ. Подобные статьи редко встречаются в истории права. Лишь свободная воля индийских царей давала им, согласно дхармашастрам, возможность реализовать заключенные в них божественные начала, и тогда все подданные процветали, в случае если были верны царю, в случае если следовали за ним. Но та же самая воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать греховным человеческим целям, что вело к гибели и ᴇᴦο самого, и управляемый им народ. "От отсутствия смирения погибали многие цари вместе с достоянием, — предостерегали Законы Ману (глава VII, ст. 10), —благодаря смирению даже отшельники наследовали царство". Царю-человеку предписывается почитать брахманов, знающих веды (гл. VII, ст.37), поступать по их совету. Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели назначения должностных лиц и контроль за их деятельностью (гл. VII, ст.54—63, 81). Все царские чиновники, согласно Артхашастре, делились на группы центрального и местного управления. Особое место занимали советники царя — высшие сановники (мантрины, махаматры). Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный орган — раджасабха, своеобразный пережиток органов племенной демократии. Наряду с сановниками в него иногда приглашались представители городов. Этот орган сохранял некоторую независимость, но лишь по ряду второстепенных вопросов мог принимать самостоятельные решения. Сохранение государственного единства требовало твердого государственного управления. Маурьи в период централизации пытались держать все нити управления в своих руках, опираясь на различные категории чиновников, составляющих разветвленную сеть органов исполнительного и судебного аппарата. Специальная группа царских чиновников была связана, например, с организацией управления царским хозяйством, с деятельностью по пополнению царской казны. Артхашастра упоминает чиновников, призванных надзирать за царскими пастбищами, за гаванями, за судоходством, ведавших морской торговлей, судостроением и пр. Размещено на реф.рфС регулированием экономической жизни страны была связана деятельность специальных категорий чиновников (адхьякша), среди которых важное место занимали чиновники финансового ведомства, ведавшие сбором налогов, государственной казной. Данные чиновники, согласно Законам Ману, должны были обладать "честностью, умом и твердостью" (гл. VII, ст. 60). Выделялась также особая группа чиновников, следившая за снабжением армии. В зависимости от рода своей деятельности они подчинялись или главному сборщику налогов, или главному казначею, или главнокомандующему. Таким образом,

referatwork.ru

Государственный и общественный строй Древней Индии

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника Стр 1 из 34Следующая ⇒

Самые первые центры с явными чертами урбанистической культуры и ранние протогосударственные образования в Северной Индии, в первую очередь в долине реки Инд, возникли в III тысячелетии до н. э. Первые памятники развитой городской культуры датируются археологами XXIV в. до н. э. по раскопкам в Хараппе и Махенджо Даро.

Благодаря историко-религиозному памятнику культуры - Ведам - можно понять, что племенам, решившим переселиться на территорию Древней Индии, пришлось вести борьбу с коренным населением. Устройство городских поселений говорит о высокоразвитой материальной культуре, о высокой степени организации административного управления. Появившись на территории Индии, индоарии посте-

пенно осваивали малозаселенные долины реки Ганг. Будучи изначально по характеру своей деятельности кочевниками-скотоводами, расселившись по этой территории, они постепенно перенимают и совершенствуют технику земледелия. Племена индоариев в ранних ведических текстах предстают коллективами, с одной стороны, единым

целым, но с другой - уже знакомыми с имущественным и социальным расслоением. Завоевательная политика этих племен привела к тому, что весьма быстро начинает происходить обогащение и усиление роли в обществе родовой и военной знати. Из среды рядовых общинников выделялись две влиятельные прослойки. Первая - жрецы-брахманы (они были хранителями ритуально-культовой \У практики племени), вторая - правители-военачальники, или, как их еще можно назвать, аристократы-кшатрии. Со временем должность раджи становится наследственным институтом власти. Правитель являлся главой аппарата администрации, функционирование которого обеспечивалось

за счет распределения избыточного продукта в виде ренты-налога, собираемого с простого населения. Остальная (большая) часть общества была представлена свободным, но незнатным населением. и крестьяне, рабы и представители завоеванного В основной своей массе это были ремесленники и практически бесправного населения. Значение в обществе советов и собраний старейшин и пред-

ставителей знати было весьма велико. Так, постепенно возникает троичное противостояние элементов общества. Первый элемент был представлен жрецами-брахманами, власть которых состояла в монополии на ритуально-культовую практику общества и ее хранение. Вторыми являлись аристократы-кшатрии, непосредственные руководители общества. Третьим элементом становятся общинники-производители.

Все это приводит к формированию кастового общественного устройства. Постепенно начинает окончательно оформляться такое понятие, как «варна», что можно

трактовать как «вид» или «разряд». Благодаря Ригведе, основному источнику для изучения первичных государств индоариев, известно, что на тот момент в Индии оформились четыре основные варны. Из уст Пуруши-первочеловека, по преданию, воз-

никла варна жрецов-брахманов, из его рук - варна кшатриев, из бедер - варна простых земледельцев и скотоводов, или рядовых членов общины вайшья, и наконец из ступней первочеловека возникает четвертая варна неимущих и неполноценных членов общества - варна шудр.

Царские земельные владения находились под непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, наследуемых сыновьями царя, и пограничные провинции, управляемые другими членами царствующего дома. В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ при помо-

щи собственной дружины, используемой в качестве аппарата принуждения. Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый царским чиновником, в его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Он получал доход «с города». Существовало четыре вида сельских областей, состоящих из 800,400,200,10 селений и соответствующих им в органах местного управления управителей. В обязанности старосты входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общине. Деревенские старосты вели краткую летопись событий, выполняли обязанности судей. Для делопроизводства применялись нормы обычного права, которое представляло собой систему религиозно-правовых воззрений с их мифологическим обоснованием. Цивилизация Древней Индии относится к так называемым речным цивилизациям. Для строения жизненно важных ирригационных систем необходимо было организовать членов всей общины, используя по мере надобности право на легитимное применение силы. Данный тип государственного устройства получил название восточной деспотии. Он характеризовался тсутствием частной собственности на землю, земля принадлежала государству, как и рабы. Основную массу производителей составляли свободные общинники. Наиболее важные вопросы внутриобщинной жизни решались на общинных сходках.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь или замещающая его судебная коллегия - (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, «окруженного тремя судьями». Специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли «надзор за ворами». Обычное право носило наказательный характер, сами же наказания носили черты архаического общества, отличаясь крайней жестокостью. Армия как инструмент правящих кругов играла огромную роль в государствах Древней Индии. Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Служба в армии была обусловлена кастовой системой индийского общества. Только кшатрии могли носить оружие. Другим «дважды рожденным», брахманам, надлежало молиться. Итак, спецификой древнеиндийского строя был

кастовый характер. Первой и высшей кастой были брахманы (жрецы). Второй кастой - кшатрии, чьим долгом было воевать. Царь принадлежал к касте кшатриев. Третьей кастой были вайшьи - торговцы. И последней кастой были шудры - земледельцы. В систему индийского общества не включались так называемые неприкасаемые. Это были изгои без роду и племени. Они жили отдельно от всех остальных каст и выполняли самую грязную работу. Система каст была застывшей: переход из одной касты в другую запрещался.

mykonspekts.ru