История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Воспитание и обучение в странах Древнего Востока. Образование на древнем востоке


педагогика древнего востока - Воспитание в древнем востоке

С этим файлом связано 84 файл(ов). Среди них: temy_dlya_samostojatelnogo_izuchenija.doc, smirnov.rar, serdtce_otdayu_detyam.rar, programmy_dlya_povtorenia.zip, podlasyi.rar, plany_seminarov.doc, Pidkasistii_Pedagogika.zip, ped_poema.zip, ekzamenacionnye_bilety_po_korrekcionnoy_pedagogike_2.doc, ekzamenacionnye_bilety_po_korrekcionnoy_pedagogike.doc и ещё 74 файл(а).Показать все связанные файлы ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э.–V в. н. э.) и охватывал четыре материка – Европу, Африку, Азию, Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземно­морья, где господствовали традиции греко-римской культуры.

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тысячелетию до н. э.

Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания. В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.

Так, в "Притчах" мы читаем: "Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму". Основная педагогическая идея "Притчей" – призвание отца быть наставником, почитание родителей: "Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей".

Одновременно с укреплением, общественных государственных структур для специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт – школа.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически существование этих цивилизаций не совпадало, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в том числе – воспитания и обучения. Такая общность – объективное следствие того, что возникновение школы пришлось на переходную эпоху – от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу. Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации имели принципиально общее в сфере воспитания и обучения, несмотря на то, что существовали изолированно друг от друга.

Убедительным аргументом в пользу такой типологичности служит история древних цивилизаций Южной Америки, возникших в 3 – 2 тысячелетиях до н. э. Не будучи связаны с остальным миром, они, тем не менее, выработали опыт обучения и воспитания, сходный с опытом древних цивилизаций Древнего Востока.

Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека, т. е. утратило свой единообразный характер. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, постепенно превратившись в подготовку к будущей взрослой жизни. Это, с одной стороны, усилило оппозицию детей миру взрослых, а с другой – воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.

Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и обучения: качественно менялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры для обучения подрастающего поколения.

В эту эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации приблизительно с 3 тысячелетия до н. э. начали частично заменяться собственно письменностью – клинописной и иероглифической.

Возникновение и развитие письменности – важный фактор и спутник генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится технически более сложным и требует специального обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало "производительные возможности" школы.

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление норой специальности – учителя.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания.

Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними – и сфера, содержание, методы воспитания и обучения.

Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были семья, церковь и государство. Поскольку семья была не в состоянии обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.

Обучение и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был продолжительным и мучительным. Содержание образования выглядело крайне скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких рамках определенного общественного положения.

К 1-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Помимо представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Однако абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.

Возникнув как определенный итог общественного развития, школа приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из накопленного в прошлом, что было неизбежно до появления письма и школы.

Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и одновременно как следствие, специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями.перейти в каталог файлов

urok.zodorov.ru

3 Вопрос. Воспитание и обучение в Древнем Востоке

В эпоху перехода от общинно-родового строя к рабовладению в древних цивилизациях Востока сохранялись и ви­доизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогическая мысль Древнего Востока развивалась в ло­гике эволюции культурных, нравственных, идеологических цен­ностей. Человек формировался в рамках жестких социальных обязанностей. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность растворя­лась в семье, касте, социальной страте. Первые школы были открыты в Ш-II тыс. до н е в Шумере Египте, Индии, Китае.

Школы в Шумере (ранняя рабовладельческое государство на территории Двуречья - между реками Тигр и Евфрат) возникли в середине III тыс. до н.э Главным их задачей была подготовка писцов, обучение их клинописи - - трансформированной пиктографического письму, что представляет собой комбинации различных вертикальных и горизонтальных клиновидных рисков (система насчитывала до 600 знаков). Такие школы называли \"домами глу няних табличек \", а учителей - родителями дома глиняных табличек, учеников - сыновьями дома глиняных табличек Названия происходят от того, что шумеры писали на мокрых глиняных таблицах Ученики также усваивали знания по ботанике, зоологии, географии, математики, грамматики, литературы Обучение было длительным, стоило дорого, поэтому оно было доступно только детям знат лише дітям знаті.

В Древнем Египте школы появились в III тыс. до н.э вместе с возникновением письменности здесь существовали дворцовые школы, школы для жрецов, школы писцов, школы для различных служащих В них пользовались иероглиффично (иероглиф - священный знак) письмом, которое насчитывало до 700 иероглифов Ученики писали черной краской на папирусе с помощью тонкой бамбуковой палочки В школе при дворце фараона занятия продолжались с ранку до позднего вечера. Здесь царила строгая дисциплина, использовали телесные наказания. Будущие чиновники обучались чтению, письму, счету, гимнастическим упражнениям, плаванию и хорошим манерам В школах для жрецов, помимо знаний по общим предметам, давали религиозное образование, учили астрономии и медицины. Дети высшей знати получали образование в военных школах, откуда выходили военачальники.

В Древней Индии (III тыс. до н.э) воспитание было кастовым Существовали школы только для двух высших сословий: брахманов (жрецов) и кшатриев (военной знати). Школу брахманов возглавлял учитель. Обучение в ней длилось 10 - 12 лет (от 6-12 до 22-24 лет). Во время обучения дети проживали в доме учителя, возились в его хозяйстве В школе брахманов из детей высшей касты готовили служителей Бога, которые свое жизнь посвящали изучению священных книг – Вед.

В школах кшатриев учились дети военной знати, овладевая науку владения оружием, езду верхом, гимнастические упражнения, а также математику, поэзию, музыку, этику и танцы низкие касты.

В Древнем Китае письменность возникла во II тыс. до н.э., что начало обучения грамоте Оно было длительным и доступным лишь детям из состоятельных семей. До появления общеобразовательных школ в Китае существовали так с называемые общинные школы, в которых юношей бесплатно обучали стрельбе из лука, песен и обрядов, впоследствии - верховой езды, письма и счета. Обучение начиналось с шести лет Основными его методами были запоминание, подражание, ограничение свободы и инициативы. В школах царила суровая дисциплина, применяли телесные наказания. Для подготовки чиновников действовали специальные (юридические, медицинские, математические, художественных) учебные заведения. Впоследствии было открыто высшие аристократические школы, в которых обучали ораторского искусства, философии, религиозной морали, астрономии, медицины.

Первую частную школу в Древнем Китае открыл историк, философ, государственный деятель, религиозный учитель Конфуций (ок 551-479 дон е) В философских школах учили ораторского искусства, риторики, логики и умение полемизировать, дискутировать. Именно в Китае впервые был введен сдачи экзамена для тех, кто хотел стать ученым или чиновником.

Конфуций (551 – 479 до н. э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. В основе их лежали общефилософские и социальные воззрения. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном».

Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании.

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, китайскому философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу. Он не отказывался от традиционного подхода в этой сфере, культивировавшегося в школах Китая в тот период, так как оно выражало ценности «древности», которую он боготворил. Основное содержание традиционного образования сводилось к изучению «шести искусств»: чтения, счета, музыки, этикета (правил хорошего поведения), стрельбы из лука и управления лошадью.

Конфуций положил в основу содержания образования нравственное воспитание, которое дает народу мир и спокойствие. Оно включает гражданское воспитание, нормы и правила поведения, преданность и искренность. Нравственное обучение должно осуществляться в процессе изучения морали (этикета), поэзии и музыки.

Конфуций придавал большое значение музыке как самостоятельной учебной дисциплине. Он учил своих учеников музыке, возведя ее в число обязательных дисциплин, ибо музыка – это веяние древности, способ лицезрения древности без слов. Для Конфуция музыка была неизменной спутницей, вдохновительницей и завершительницей. Конфуций впервые в Китае показал значение символического языка культуры для образования и воспитания человека.

Конфуций учил открывать главное через частное, вечное – через случайное, важное – через незначительное. Он умел избежать насилия над учеником. Но в широком смысле способен успешно обучать лишь тот, кто умеет, говоря об одном, открывать другое – неизреченное в словах. Конфуций и сам говорил, что он берет в обучение лишь тех, кто способен «понять три, когда им указывают на одно». Только так обучение не закрепощает ученика, а, наоборот, делает его свободным.

В широком смысле обучение, по Конфуцию, преследует цель развить духовную чуткость. Конфуций открыл одну великую истину: только подлинно образованный человек может сделать мир свободным, ибо ему доступно понимание неповторимости, уникальности каждого мгновения осознанной жизни, каждой человеческой личности, каждого места, о котором можно сказать: «Здесь был человек».

Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, – это трактат «Беседы и суждения» («Лунь Юй»), в нем воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная со II в н. э. трактат был обязательным для заучивания наизусть в китайской школе.

Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат «Книга обрядов» (IV – I вв. до н. э). В трактате есть глава «Об учении», где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В ней излагаются задачи и программа девятилетнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7 – 8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года – питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет – насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет – способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей. И, наконец, через девять лет выпускник школы должен был «твердо стоять в науке».

На исходе эпохи Древнего Китая (2 в. до н. э. – 2 в. н. э ) конфуцианство являлось официальной идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

studfiles.net

Воспитание и обучение в странах Древнего Востока

 

Приблизительно в IV тысячелетии до н.э. по берегам Пер­сидского залива в междуречье Тигра и Евфрата, заселенном шумерскими народами, возникает ряд рабовладельческих государств (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), в которых был достигнут высокий уровень развития культуры. В исто­рической науке эти государства принято называть Между­речьем. Здесь успешно развивались математика, астрономия, агротехника, была создана оригинальная письменность, культура, существовала даже система нотной записи. Почти в каждом городе Междуречья были школы, организовывав­шиеся при храмах, и уже к III тысячелетию до н.э. число школ в Междуречье было значительным. По-шумерски школа на­зывалась «эдубба» — «дом табличек» — и предназначалась прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых уче­ники писали заостренной палочкой (стилем). В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20—30 учени­ков, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обуче­ния базировалась на многократном повторении. В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для за­нятий и хранения табличек.

Первые эдуббы возникли, очевидно, в семьях писцов. Затем появились «дома табличек» при храмах и дворцах. Воссздать картину школ помогают найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов, библиотек клинописные таблички. Среди них стоит отметить те таблички, где записаны законы царя Вавилона Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.), законы Ассирии (вторая половина 2-го тыс. до н.э.), летописи царя Ассирии Ашшурбанипала (669 –ок. 633 до н.э.). Древние анналы, хроники, законодательства позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья. (Джуринский, А. Н., 1999).

К I тысячелетию до н.э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и му­зыки, умение принимать разумные решения, знание маги­ческих обрядов, сведений из географии и биологии, мате­матических вычислений. Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики, девочки могли научиться письму дома у своего отца. Образование, получаемое в «до­мах табличек», давало возможность занимать управляющие посты. Ученики делились на младших и старших «детей эдуббы», обучение вел «старший брат» — учитель и контролировал «отец школы» — директор. Зарождались новые методы обучения — беседа, разъяснение, спор.

Постепенно к концу I тысячелетия школьное образование становится сферой влияния семей, которые столетиями из поколения в поколение передавали мастерство писцов. В это время высокого уровня достигает искусство врачевания, ко­торому обучали жрецы, поскольку оно приравнивалось к ма­гическим ритуалам.

Первые школы в Древнем Египте появляются в III тыся­челетии до н.э. Они были небольшими по числу учеников, зa обучение в них взималась высокая плата. Школу посе­щали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан, девочки чаще обу­чались дома. Обучение было индивидуальным, его продол­жительность зависела от старания и способностей ученика. На начальном этапе обучения дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие ос­ваивали математику, третьи — основы ведения хозяйствен­ной деятельности. Процесс обучения был рутинным и сво­дился к переписыванию и заучиванию стандартных текстов, поучений, примеров и т.п. Образование носило специализированный характер и считалась залогом успешной карье­ры в будущем.

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. В логике достижения такого идеала шло все обучение и воспитание. ( История педагогики и образования, 2006).

В Древнем Египте был достаточно высок уровень семей­ного обучения и воспитания, причем мужчины и женщины имели равные права в воспитании, грамотных людей было достаточно много среди всех слоев населения. Чтобы добить­ся послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания, широко была распространена пословица: «У маль­чика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слы­шит». Обучение имело целью подготовку к профессии в за­висимости от того вида деятельности, которым занималась семья. Уже в III тысячелетии до н.э. в Древнем Египте возни­кает институт семейной школы, при котором сын наследовал пост своего отца, при этом мастера могли брать в семью чу­жих детей и обучать их в процессе профессиональной дея­тельности.

В Древней Индии обучение носило семейно-школьный ха­рактер, причем роль семьи была доминирующей. В Индии сложилась особая кастовая система общественного устрой­ства. Вплоть до V в. до н.э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравствен­ные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту. Таким образом, воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты: для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чисто­ты помыслов, для кшатриев (воинов) — формирование смело­сти и мужества, для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия, для шудры (слуг) предусматривалось воспита­ние послушания и исполнительности.

Воспитание и обучение в Древней Индии имело тесную связь с религиозными верованиями, было обязательным для высших каст, для шудры считалось достаточным умение чи­тать, считать и писать. На уровне семейного воспитания си­стематического образования не предполагалось. Мальчики начинали обучение в 7—8 лет, их посвящение в ученики про­ходило в форме обряда упанаямы, но обучение чтению и сче­ту начиналось за несколько лет до него. После прохождения упанаямы начиналось обучение у учителя, отношения кото­рого с учениками складывались по модели «отец — дети»: уче­ники жили в доме у учителя, во всем повиновались и почита­ли его.

К середине I тысячелетия до н.э. в Древней Индии выстрои­лась своеобразная система образования. На начальной сту­пени дети получали образование в семье. Сроки упанаямы для трех высших каст были неодинаковыми: для брахманов — 8 лет, для кшатриев — 11 лет, для вайшья — 12 лет. Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 лет и могло после этого продолжаться еще 3—4 года. Оно включало в себя поэзию и литературу, грам­матику, зачатки философских знаний, математику, астро­номию. Следующим уровнем образования повышенного типа, которому посвящали себя немногие ученики, было обучение у гуру — особо почитаемого учителя.

В конце I тысячелетия до н.э. в Древней Индии возникает буддизм, который способствует распространению образова­ния и сосуществует с индуизмом. В буддизме признается ра­венство прав представителей различных каст в образовании и общественной жизни. В этот период увеличивается число школ, которые открываются при буддийских монастырях, располагавшихся по всей территории Древней Индии, одно­временно существуют начальная религиозная «школа вед» и светская школа. В буддийской традиции сложилось своеобразное представление о содержании повышенного образования, в которое входили Веды, Веданги, Упаведы (медици­на, военное искусство, музыка, архитектура или науки о ре­месле, логика, литература, языки). Успех буддийских школ объяснялся отсутствием кастового деления, терпимостью к. иноверцам, сочетанием духовного образования со светским. Учителя-буддисты организовывали индивидуальное обуче­ние, опираясь на результаты постоянного наблюдения за уче­никами, обучение и воспитание носило не авторитарный, а рекомендательный характер. Во II—VI вв. произошло воз­рождение индуизма, в результате чего образование приобрело практическую направленность. Сложилась двухступен­чатая система образования: начальные школы (толь), где обучали счету, чтению и письму на санскрите и местных язы­ках, и средние школы (аграхар), в программу обучения кото­рых входили география, математика, языки, врачевание, скульптура, живопись и т.д. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию.

Традиции обучения в Древнем Китаебазировались на опыте семейно-общественного воспитания. В основе школь­ного обучения лежало почитание старших, наставник вос­принимался как второй отец. Первые школы в Древнем Ки­тае появились в IIIтысячелетии до н.э., чуть позднее для их названия стали употреблять иероглиф «сюэ» (учить, учить­ся). Во IIтысячелетии до н.э. школу посещали в основном дети состоятельных людей, главной целью школы было стрем­ление научить их пользоваться иероглифическим письмом, это умение передавалось по наследству и распространялось очень медленно. В I—IIвв. были изобретены волосяная кисточ­ка и бумага, вследствие чего процесс овладения письмом упростился.

Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение Конфуция(551—479 до н.э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосо­вершенствованию личности. Конфуций считал воспитание и образование необходимыми условиями развития общества. Со временем в Китае слова «конфуцианец» (последователь Конфуция) и «ученый» стали синонимами, вся ученость за­ключалась в знании его книг, которые должны были состав­лять основу обучения. Идеалом воспитания, по Конфуцию, считается осознание человеком своего места в обществе и ов­ладение «шестью искусствами» — церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ездой в колеснице, письмом и счетом. Конфуцианство выработало особый тип образованного челове­ка, который усердно делает служебную карьеру и гордится ею, повторяет старинные тексты, беспрекословно чтит нор­мы и правила поведения в обществе и семье.

В целом народы Древнего Востока дали человечеству бес­ценный опыт обучения и воспитания, создали первые в исто­рии человечества школы, сформулировали начальные пред­ставления об обучении и воспитании.

( Мазалова,М. А., 2006).

stydopedia.ru

Введение. Система образования на Древнем Ближнем Востоке

Система образования на Древнем Ближнем Востоке

дипломная работа

На сегодняшний день, школа является неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. В настоящее время школьное образование общедоступно и бесплатно, хотя не так давно получить возможность учиться в школе и поступить в высшее учебное заведение была далеко не у всех. В современном, информационном обществе, все чаще уделяется внимание усовершенствованию качества школьного и вузовского образования, с целью наиболее полного раскрытия потенциала учащихся, подготовить к дальнейшей профессиональной деятельности. Подготовка новых педагогических систем воспитания невозможна без знания многовекового исторического пути, который прошла школа.

Первая попытка вычленения педагогики из системы философских знаний была предпринята английским философом Френсисом Беконом и чешских педагогом Яном Каменским. Но как отдельная наука, педагогика, берет свое начало в XIX в., где вместе с методами и приемами обучения большое внимание уделялось древнегреческой, древневосточной философии и теологии. И только на рубеже XIX-XX веков, в профессиональной среде педагогов, стало уделяться внимание истории школьного образования. Наряду с описанием прошлого, стали предприниматься попытки объяснения причин, по которым происходили изменения в развитии педагогических методов и приемах.

Актуальность темы квалификационной работы заключается в том, что изучение истории возникновения института образования и педагогики предоставляет возможность проследить главные направления развития педагогической мысли, понять характер взаимоотношений общества и школы на разных ступенях исторического развития, а также роль сферы образования в накоплении и сохранении социальных и культурных ценностей, приобретенных человечеством. Школа и педагогика, выступая в разные исторические периоды центрами научных знаний, в значительной степени определяют прогресс культуры и общества.

Первые школы стали появляться в цивилизациях Древнего Востока, в связи с потребностями таких государств, как Древний Египет, Вавилон в образованных людях.

Объектом исследования дипломной работы является культурные традиции Древнего Ближнего Востока. Предметом - история возникновения школ и система образования на Древнем Востоке, в связи с завершением периода самостоятельного развития цивилизаций Древнего Ближнего Востока и перехода к эпохе Эллинизма.

Хронологические рамки охватывают большой период с III тысячелетия до н. э., по I тысячелетие. Начальная точка обусловлена тем, что на данный период приходятся первые письменные памятники школьного характера. Выбор конечной точки связан с упадком государств Древней Месопотамии и Египта.

Географические рамки ограничены территориями Древнего Египта и Двуречья.

Целью данной работы - проследить процесс формирования системы образования в цивилизациях Древнего Египта и Месопотамии.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- Изучить организацию школ Древнего Египта и Месопотамии и определить основные педагогические методы содержания образования.

- Рассмотреть роль школ на Древнем Ближнем Востоке как очагов культуры и центров научного просвещения.

История педагогики, достаточно освещенная отрасль педагогической науки, но в большинстве специализированной литературе акцент делается на возникновение школ и развитие системы образования в античный период. Практически не затрагивается Древний Египет и Двуречье. Возможно, причиной тому может послужить фрагментарность источниковой базы.

Основные источники по данной теме можно выделить в две группы - поучительные и назидательные тексты, большинство из которых переведены на русский язык и обобщены в сборники по Хрестоматии Древнего Востока. Первая группа источников - это тексты с упражнениями, выполняемыми в школах, а так же материалы, используемые учителями в качестве пособий и словарей. Вторая группа - это литературные произведения, которые создавались или переписывались в школах, как своеобразных центрах культуры в целом. К ним можно отнести такие тексты, как шумерское литературное произведение "День школьника" относящиеся ко II тысячелетию до н. э., "Поучение Ахтоя", сохранившееся в двух папирусах Британского Музея (Саллье II и Анастази VII) и нескольких остраконах, датируемых Новым Царством (XIX династия). Само поучение восходит к Среднему Царству. Так же сохранились школьные поучения, времени XIX--XX династий, хранящиеся в Британском музее. Это литературные памятники древности, написанные писцами, учителями в школах, в основном для учеников, для повышения авторитета своего ремесла. Исходя из них, можно составить представление об организации школ, методах воспитания, о статусе писцов в обществе. А так же представить требования, выставляемые учителями для своих учеников, для подготовки к будущей профессиональной деятельности. Большое собрание отрывков поучений из египетских папирусов переведено на русский язык и опубликовано в работе М. А. Коростовцева "Писцы Древнего Египта".

Историографическую базу данной работы составили труды обобщенного характера, всесторонне освещающие историю, культуру и быт в государствах Древнего Ближнего Востока и работы, посвященные узкой тематике - письменности, общественным отношениям, писцовым сообществам Древнего Египта и Месопотамии.

В отечественной историографии проблемам школы на Древнем Ближнем Востоке уделяли внимание такие ученые - как, М.А. Дандамев и М.А. Коростовцев. Работа Дандамаева "Вавилонские писцы", вышедшая в 1983 году, исследует проблемы писцовой культуры древней Месопотамии, а так же освящает жизнь и социально-экономическое положение писцов и писцов-переводчиков при храмах и на службе у частных лиц. В работе Коростовцева "Писцы Древнего Египта", посвященной возникновению и развитию древнеегипетской письменности основное внимание уделено общим сведениям об образовании и школах, о работе писцов. При написании данного труда автор активно использовал источники, относящиеся к школьным текстам и поучениям.

Большую помощь при написании данной квалификационной работы оказали труды классиков востоковедения В.В. Струве, Б.А. Тураева, В.И. Авдиева. Где всесторонне представлена общественная и культурная жизнь древневосточных обществ.

В работе американского шумеролога С. Крамера "История начинается в Шумере" были опубликованы и систематизированы поучительные тексты писцов, дана оценка их деятельности при храмах и на государственной службе. Автор уделил внимание школам, их месту в общественной и культурной жизни общества.

Другой интересной работой, посвященной истории и общественным отношениям Вавилонии и Ассирии, является труд А. Оппенхейма "Древняя Месопотамия" . Автор уделяет большое внимание письменности, дает очерк о культуре, литературе, медицине, математики и астрономии в Древней Месопотамии.

Важной представляется работа Э. Кьеры "Они писали на глине", вышедшая в 1984 году. В ней дан подробный очерк технологии изготовления глиняных табличек, как основного писчего материала в Древнем Двуречье, а так же содержится информация о литературных памятниках того периода.

Профессор Сорбонны Д. Шарпен в своей монографии "Чтение и письмо в Вавилонии" представляет синтетическое исследование клинописи как культурного и общественного феномена, дает наиболее полное представление о роли письма в жизни общества, уделяет внимание распространению грамотности, деятельности школ и писцов.

Для составления наиболее точного и полного представления о точных науках в древности, преподаваемых в школах, автор использовал работу О. Нейгебауэра "Точные науки в древности", где широко предоставлены математические папирусы и школьные таблички.

Методологическую основу работы составил историко-сравнительный метод, который позволил сравнить причины возникновения и развития школьных учреждений в Древнем Египте и Двуречье, выявить общие и особенные черты в эволюции, а также определить роль школ в истории цивилизаций Древнего Ближнего Востока.

Данная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе рассматриваются письменные материалы, используемые в древности для хранения и передачи информации, а так же процесс возникновение и формирования школ. Вторая глава посвящена "учебным программам", и дает определенное представление об уровне развития научных знаний на Древнем Востоке.

ped.bobrodobro.ru

Воспитание и обучение на Древнем Востоке — курсовая работа

Особое  место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

1.4. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА  В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 

История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между  которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую.

Цивилизация дравидских племен - коренного населения  Индийского полуострова до 1-й половины 2-го тысячелетия н. э. - соответствовала  культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.

Школьное  образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами  Месопотамии. История сохранила  об этой культуре мало сведений. Несколько  сотен печатей с надписями  на своеобразном письме, глиняные чернильницы  для письма - вот, пожалуй, и все  вещественные памятники образования  тех времен.

В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория Индии была освоена арийскими  племенами. На базе отношений коренного  населения с завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Население было поделено на четыре основные касты, или Варны. Три высших касты составили потомки  ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой -

низшей  кастой - являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими социальными  привилегиями пользовались брахманы. Кшатрии - профессиональные воины - в  мирное время содержались за счет государства. Вайшьи относились к свободной  трудовой части населения. Шудры  не имели никаких прав, а лишь одни обязанности. Совершенно жалкое существование  влачили потомки дравидов - т. н. парии.

Кастовость  наложила специфический отпечаток  на развитие воспитания и обучения в Древней Индии.

Другим  не менее важным фактором генезиса воспитания и образования стала  религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в  последующий период.

В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание и обучение. Они  основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы  сделаться органичным членом своей  касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев - сила и мужество, у  вайшьев - трудолюбие и терпение, у  шудров - покорность.

Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное  поведение), духовность (способность  к самопознанию), 4 физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.

Развернутые характеристики такого идеального воспитания мы находим в древнем эпосе. Так, в сказании индоарийцев "Бхагавата-пурана" дано подробное описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь - воин и пастух - рос среди сверстников в совместных играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна более двух месяцев усердно изучал веды, сделавшись знатоком всяческих разнообразных умений и искусств и овладев людской премудростью.

Носителем идеального воспитания был также  Рама - герой другого древнеиндийского эпоса "Махабхарата". Вот как  виделся этот образец человеческого  совершенства: "Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга".

Своеобразной  священной и одновременно учебной  книгой была также "Бхагавадгита" (1-е тысячелетие до н. э.). В ней  предлагались образцы содержания и  путей воспитания и образования. "Бхагавадгита" написана в виде собеседований мудрого учителя  с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в  образе ученика - царский сын Арджуна. Попадая в сложные жизненные  обстоятельства, Арджуна ищет и находит  у Кришны разъяснения для выхода из создавшегося положения, каждый раз  поднимаясь на новый, более совершенный  уровень познания и поведения. Алгоритм приобретения знаний выглядит следующим  образом: поначалу целостное изложение учителем новых знаний, затем - дробный анализ; раскрытие абстрактных понятий сопровождалось обсуждением конкретных примеров.

Суть  обучения по "Бхагавадгите" состояла в следующем: Кришна ставил перед  Арджуном различные цели, расширяя и углубляя их таким образом, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить его приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.

К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии  сложилась определенная традиция семейно-общественного  воспитания. На первой ступени - в семье - систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики - упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали Права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Так, в индоарийском обществе контролировались результаты семейного воспитания, складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека. Порядок упанаямы, содержание дальнейшего обучения для представителей трех высших каст не были одинаковыми. Так, для брахманов срок инициации приходился на 8-летний возраст, для кшатриев - на 11-летний, для вайшьев - на 12-летний. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа была менее насыщенной, но профессионально направленной. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи - сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3 - 4 года.

Программа обычного обучения состояла, прежде всего, в пересказах вед, обучении чтению и  письму. Повышенное образование получали немногие юноши. В программу повышенного  образования входили: поэзия и литература, грамматика и философия, математика, астрономия. Содержание повышенного  образования было для того времени  весьма сложным. Достаточно сказать, что  в Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью  десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы. Порядок обучения в доме учителя  во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя  и, помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития.

Специальных помещений для учебных занятий  тогда не было. Обучение проходило  на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты.

Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели, скорее, символическую  ценность. Основным способом компенсации  за обучение была помощь учеников семье  учителя по хозяйству.

Приобретавшие повышенное образование юноши посещали известного своими познаниями учителя - гуру (чтимый, достойный) либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.

В середине 1-го тысячелетия н. э. в истории  древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха. Происходят существенные изменения в экономической, духовной жизни, в сфере воспитания и обучения.

Такие перемены создали условия для  зарождения новой религии - буддизма, который, в свою очередь, оказал определяющее воздействие на весь уклад жизни  Древней Индии.

У истоков  буддийской традиции обучения стоит  Будда, или ШакьяМуни (623 - 544 до н. э.). С точки зрения его последователей, Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства. Он выступал против монополии брахманов в религиозном культе и за уравнивание каст в религиозной жизни и воспитании, проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана). По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него - отшельника-гуру - собирались ученики, которым он проповедовал свое учение.

Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности, провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали  представителей любой касты.

Согласно  буддийскому учению, главной задачей  воспитания является совершенствование  души человека, которую следует избавить от мирских страстей через процесс  самопознания и самосовершенствования. В этом процессе различались три  основные стадии: стадия предварительная, стадия сосредоточенности, стадия окончательного усвоения.

В буддийскую эпоху происходят изменения в  учебной программе. Главное внимание начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в. н. э. стал ведущим  языком Северной Индии. К этому времени  создан древнейший индийский слоговой алфавит - брахми. К III в. н. э в Индии  было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедших  на смену идеографическому письму. Использование алфавитно-слогового  письма заметно повышало результативность образования.

Элементарное  образование получали в религиозных  школах вед и светских учебных заведениях. В школах вед обучение носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст. В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности,

обучение  носило более практический характер. В школах, вед акцент был сделан на интеллектуальное образование с  элементами религии 

В некоторых  буддийских монастырях давали повышенное образование. В этом случае в программу  обучения входило изучение древних  трактатов по философии, математике, медицине и пр.

В учебных  заведениях наставник занимался  с каждым учеником отдельно, учителя  получали денежное вознаграждение

Во II - VI вв. происходит возрождение индуизма. В этот период, получивший название "необрахманского", взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ. Воспитание рассматривается, как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться "плодов дела"

В школах при индуистских храмах, кроме  санскрита, обучали чтению и письму на местных языках. Определились два  типа учебных заведений толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня) Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников Программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям Доступ в толи и Аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьев в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи

В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии  сложился ряд крупных центров  образования. Среди таких центров  получили известность, например, комплексы  в Такташиле (ныне г. Таксила в  Пакистане), Наланде (близ г. Бхуванешвара) Так, в Такташиле, процветавшем почти  пятьсот лет (до V в. до н.э.), жили известные ученые, и философы Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естествознание, коммерцию, обучали магии, заклинанию змей Такташила поддерживал культурные связи с некоторыми странами Древнего Востока, например с Китаем

Не менее  широкую известность получила просветительская деятельность в Наланде, где в  период расцвета (IV в до и э) действовали  школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей Спектр изучаемых предметов был  весьма богат индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, языкознание, право, астрономия и пр.

Таким образом, можно утверждать, что организованное воспитание и обучение в Древней  Индии прошло длительный путь развития. Постепенно программа обучения приближалась к практике жизни, становилась более доступной, расширялся социальный круг учащихся

student.zoomru.ru

Воспитание и обучение на Древнем Востоке — курсовая работа

  ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он существовал более  пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э.) и охватывал четыре материка - Европу, Африку, Азию, Америку. Древние  цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного  воспитания и обучения. Помимо древних  цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был  накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской  культуры.

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1.1. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ  В ГЕНЕЗИСЕ ВОСПИТАНИЯ  И ШКОЛЫ 

Начало  истории школы и воспитания как  особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций  Древнего Востока, зарождение которых  относится к 5 тысячелетию до н. э.

Уже в  эпоху позднего неолита в различных  регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически  длительным. Разновременность возникновения  новых общественных структур приводила  к тому, что наряду с новыми способами  социализации подрастающего поколения  сохранялись и старые формы воспитания.

В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1 -го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.

Так, в "Притчах" мы читаем: "Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму". Основная педагогическая идея "Притчей" - призвание  отца быть наставником, почитание родителей: "Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей".

Одновременно  с укреплением общественных государственных  структур для специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт - школа.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически существование этих цивилизаций  не совпадало, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в  том числе - воспитания и обучения. Такая общность - объективное следствие  того, что возникновение школы  пришлось на переходную эпоху - от общинно-родового строя к социально дифференцированному  обществу. Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации  имели принципиально общее в  сфере воспитания и обучения, несмотря на то, что существовали изолированно друг от друга.

Убедительным  аргументом в пользу такой типологичности служит история древних цивилизаций  Южной Америки, возникших в 3 - 2 тысячелетиях до н. э. Не будучи связаны с остальным  миром, они, тем не менее, выработали опыт обучения и воспитания, сходный  с опытом древних цивилизаций  Древнего Востока.

Воспитание  стало определяться главным образом  общественным и имущественным состоянием человека, т.е. утратило свой единообразный  характер. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и  потребностей детей, постепенно превратившись  в подготовку к будущей взрослой жизни. Это, с одной стороны, усилило  оппозицию детей миру взрослых, а  с другой - воспитание стало принимать  более жесткий, авторитарный характер.

Переходный  период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и  обучения: качественно менялись способы  передачи культурного наследия предков  от взрослых к детям. Возникали специальные  образовательные структуры для  обучения подрастающего поколения.

В эту  эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные  способы передачи информации приблизительно с 3 тысячелетия до н. э. начали частично заменяться собственно письменностью - клинописной и иероглифической.

Возникновение и развитие письменности - важный фактор и спутник генезиса школы. При  переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится технически более сложным и требует  специального обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала  слогового (в древней Ассирии), а  затем фонетического (в древней  Финикии) письма, привело к упрощению  и облегчению обучения грамоте, что  увеличивало "производительные возможности" школы.

Начавшееся  на исходе первобытной истории отделение  умственного труда от физического  вызвало к жизни появление  новой специальности - учителя.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких  социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и  методы воспитания.

Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем  идеалов воспитания и обучения. Вместе с тем, в конечном счете, возникновение  школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По мере социального развития такие  запросы менялись, а с ними - и  сфера, содержание, методы воспитания и обучения.

Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных  цивилизаций были семья, церковь  и государство. Поскольку семья  была не в состоянии обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой  стали заниматься воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью  и служителями культов.

Обучение  и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был  продолжительным и мучительным. Содержание образования выглядело  крайне скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких  рамках определенного общественного  положения.

К 1-му тысячелетию  до н. э. на Древнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение характера  труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Помимо представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных  ремесленников и торговцев. Однако абсолютное большинство населения  по-прежнему обходилось семейным воспитанием  и обучением.

Возникнув как определенный итог общественного  развития, школа приобретала относительную  независимость и стала играть роль стимулятора прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из накопленного в прошлом, что было неизбежно до появления письма и школы.

Школу и воспитание Древнего Востока следует  рассматривать как нечто относительно цельное и одновременно как следствие  специфического развития каждой из древневосточных  цивилизаций, обладавших устойчивыми  особенностями.

1.2. "ДОМА  ТАБЛИЧЕК" В ДРЕВНЕЙ  МЕСОПОТАМИИ 

Возникшие в 3-м тысячелетии до н. э. и сменявшие  друг друга вплоть до 100 г. н. э. государства  в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и  др.) имели достаточно стабильную и  жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, воздвигали мосты, прокладывали каналы, мостили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание - башня (зиккурат).

Почти в каждом городе были учебные заведения. Они появились здесь в 3-м тысячелетии  до н. э. в связи с потребностями  хозяйства и культуры в грамотных  людях - писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой  ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерски - эдуббы). На глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3 тысячелетию до н. э. с начала 1 тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Первые  эдуббы возникли, очевидно, в семьях писцов, затем - при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования  того времени помогают клинописные  глиняные таблички, найденные археологами  в развалинах древних дворцов, храмов и библиотек. И среди них - те, на которых записаны законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 до н. э.), законы Ассирии (2-я половина 2-го тысячелетия  до н. э.), летописи ассирийского царя Ашшурбанипала (669 - ок. 633 до н. э.). Древние анналы, хроники, законодательства позволяют судить об уровне культуры и образования  цивилизаций Двуречья.

Образовательные учреждения впитали традиции патриархально-семейного, ремесленного воспитания и ученичества. В шумерском "Сказании о сотворении мира" и Законах Хаммурапи подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом.

Семейно-общинный уклад школы сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций  без особых изменений. Главную роль в воспитании детей выполняла семья. Как следует, например, из "Кодекса Хаммурапи", за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу отвечал, прежде всего, отец

Вначале школьное обучение служило для подготовки писцов Позднее эдуббы, превращаясь  в центры культуры и просвещения, приобретали определенную автономию. При них возникали крупные  книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппур (2-е тысячелетие  до и э) и Ассур (1-е тысячелетие  до и э) В фондах этих хранилищ насчитывались  десятки тысяч табличек

Первые  эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем, обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения. В крупных "домах табличек" имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В таких учебных заведениях мог служить специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной

Обучение  было платным, размер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться особым вниманием педагога, родители делали ему подношения

Основным  приемом воспитания в школе, как  и в семье, являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, например, содержится обращение отца, в котором  глава семьи призывает сына-школьника  следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людей 

Быт и  учеба в школе напоминали жизнь  большой семейной общины. Возглавлял эдуббу "отец-учитель", остальные  преподаватели именовались "братьями отца" Сами ученики делились на младших  и старших "детей" эдуббы

Обучение, прежде всего, предусматривало подготовку к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться профессионально, изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами

Универсальными  приемами обучения являлись заучивание и переписывание. На уроке (мугубба) копировали из табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель. В позднюю эпоху иногда выполняли упражнения типа диктантов

В основе методики обучения лежало, таким образом, простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных  слов, терминов, текстов, задач и  их решений 

Зарождались и иные методы обучения беседы учителя  с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался  прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали. Вот как преподаватель предлагает ученику вести беседу "Я желаю спрашивать тебя, поэтому говори со мной, я желаю говорить с тобой, поэтому отвечай мне. Если ты не будешь спрашивать меня, то я спрошу тебя. Если ты не будешь отвечать мне, то я спрошу "Почему ты не отвечаешь мне"? "

student.zoomru.ru