1.2.9 Археология древних славян: этногенез и культуры. Этногенез древних славян
Что такое этногенез? Этногенез восточных славян
Откуда произошел славянский народ? Теорий на этот счет довольно много. В этой статье мы попробуем разобраться с тем, что такое этногенез. Узнаем, какие гипотезы о происхождении восточных славян существуют.
Что такое этногенез?
Народы не возникали в один момент. Разные люди объединялись в небольшие группы, которые постепенно расширялись. Маленькие общины разрастались в целые племена. В совместной жизни у них появлялись свои устои, привычки, правила и традиции, отличающие их от других групп.
Что такое этногенез? Это и есть начальный этап формирования народов. Процесс перехода от отдельных людей к группе с одинаковым устройством быта, одной культурой. Образование этноса, то есть народа, происходило благодаря разным причинам и факторам.
У каждого народа разная история возникновения. На появление и формирование народности, нации может влиять географическая среда, религия, соседние группы людей. Свой вклад в развитие народа вносят также переселенцы и захватчики. Некоторые народы, например, немцы, американцы, швейцарцы возникли в результате внешнего вызова.
Славяне
В культурно-этнологическом плане народом является общность людей, которую объединяют определенные признаки. Раньше ими было кровное родство, но со временем такими признаками стали считаться язык, религия, историческое прошлое, традиции и культура, территория.
В Европе проживает примерно 70 народов, часть из которых относится к славянам. Они представляют собой крупнейшую этническую общность. Расселены в Центральной, Южной, Восточной Европе, на Дальнем Востоке и в азиатской части России. Во всем мире их численность составляет приблизительно 350 миллионов человек.
Различают восточную, южную и западную ветви славян. Русских, украинцев, белорусов относят к восточным славянам из-за более тесной культурно-языковой связи. По мнению некоторых исследователей, предки этих народов составляли основное население Древнерусского государства в Средние века, представляя одну народность.
Этногенез восточных славян
Под именем венедов славяне фигурируют в различных письменных источниках ещё в I тысячелетии до нашей эры. До этого существовало несколько предславянских этнических культур (например, пшеворская), которые, скорее всего, и дали начало этим народам. Однако проблема этногенеза славян до сих пор остается открытой. И сейчас мнения ученых по этому поводу отличаются.
Считается, что славяне относятся к индоевропейской языковой семье, которая включает множество других народов. А предки славян являются выходцами из центральных и восточных областей Европы. По разным гипотезам прародиной славян является территория между Одером и Вислой, Среднее Придунавье, Припятское Полесье и т. д.
Предполагается, что они жили небольшими племенами, после первого тысячелетия стали объединяться в более крупные образования – племенные союзы. Постепенно они разделялись на западную и восточную ветви, а со временем появилась и южная. Восточных славян часто называют антами. Они жили рядом с племенами аваров, готов, хазаров, печенегов, половцев.
Все эти племена оказали значительное влияние на этногенез восточных славян. Между ними нередко случались войны, набеги. Хазарам даже удалось наложить на славян дань. Исследователи не исключают того, что современные восточнославянские народы, возможно, являются потомками от совместных браков между славянами и восточноевропейскими племенами.
Теории происхождения восточных славян
Существуют различные гипотезы о происхождении и распространении славянских племен. Так, автохтонная теория этногенеза сообщает, что племена восточных славян не приходили с других территорий, а возникли в долинах Днепра и Днестра.
Согласно миграционной теории, во время Великого переселения народов в III-VII веках они расселились на территории между Днепром и Днестром, в восточных долинах Днепра. Позже часть из них распространилась на территории южной Украины, Южного Буга и современной Молдовы. Другая часть, столкнувшись с варягами, остановилась на северо-западе России и основала Великий Новгород, также заняла территорию Белоозера и Тверской области.
Существует и смешанная теория, которая предполагает, что миграция среди славян происходила. Только перемещались не все, некоторые оставались на территории исторической родины, продолжая привычный образ жизни.
Заключение
Что такое этногенез? Это процесс зарождения и формирования народа. Хотя термин включает и дальнейшее его развитие. Изучение этногенеза включает в себя исследование языковых, культурных, исторических особенностей определенного народа, его быт, географическое размещение и перемещения на протяжении существования.
Происхождение восточных славян пока оставляет больше вопросов, чем ответов. О формировании повествует множество теорий, исторических и полулегендарных документов, но единого мнения в научных кругах нет.
fb.ru
Проблемы и теории этногенеза славян, прародина и ранняя история славян
Этногенез славян – это происхождение и формирование славянской общности. Он включает себя не только появление и обособление славян из целой совокупности народов, но и дальнейшее их расселение, развитие как народа.
Проблемы этногенеза славян остаются актуальными на протяжении многих веков. Это объясняется тем, что есть много загадок, много вопросов, на которые пока нет однозначных ответов. А знать историю своих предков – это святая обязанность каждого из нас. Поэтому стоит хотя бы попытаться углубиться в этот немаловажный и серьезный исторический аспект, как этногенез древних славян.
Первые письменные свидетельства о славянах относятся к четвертому веку нашей эры. Однако нам известно, что этногенез ранних славян уходит еще в прошлую эру (в середину первого тысячелетия). Тогда произошло выделение славян из крупной индоевропейской семьи народов.
Теории этногенеза славян
Их можно подразделить на три большие группы. Первая из них – миграционная, то есть славяне переселились с одной территории на другую. Она, в свою очередь, делится на:
Дунайская. Она является наиболее старой. Ее приверженцы – это летописец Нестор, Ключевский, Соловьев. Славяне начали расселяться с Дуная.
Скифо-сарматская. Ее приверженцами стали многие ученые из Западной Европы. Славяне из Азии мигрировали к Причерноморью и дальше. При этом их называли скифами и сарматами.
Прибалтийская. Предложил ее Шахматов. У славян было две прародины. Одна из них – в Прибалтике. А второй стали земли по течению Вислы.
Среднеевропейская. Славяне мигрировали из Германии и Скандинавии.
Азиатская. Славяне пришли из Средней Азии, где и была родина их индоевропейских предков.
Вторая теория – аутохтонная. Она является диаметрально противоположной. Гласит, что славяне никуда не переселялись, а изначально жили на восточно-европейских землях. Эту точку зрения поддерживают российские ученые.
И третья гипотеза – смешанная. Была предложена ученым Соболевским. Заключается она в том, что славяне появились в Прибалтике, а затем переселились на земли Восточной Европы.
Вот так представляют себе этногенез славян разные источники и историки. И к единому мнению они пока не пришли, да и вряд ли когда-нибудь придут.
Этногенез и культура древнейших славян
Немаловажным аспектом остается и культура славян, существовавшая на заре их развития. Жили они в специальных домах, которые строили по берегам рек.
Свои жилища древние славяне тщательно защищали. Делали это с помощью частоколов, оврагов, рвов. Ведь угроза нападения существовала всегда.
Первыми занятиями древних славян стали рыболовство, а чуть позже и земледелие, охота. Мужчина был добытчиком, защитником. А женщине отводилась роль хранительницы очага: она растила детей, готовила еду, мастерила одежду.
С течением времени славяне научились обрабатывать металл и делать из него инструменты, предметы домашнего обихода.
Славяне: этногенез и расселение
Миграция славян была обусловлена тем, что в третьем-седьмом веках она вообще была массовой. Эта эпоха и носит соответствующее название – Великого переселения народов. К шестому веку славяне достигли Балтийского и Черного морей.
Примерно в это же время произошло разделение всех славян на восточных, западных и южных. Чуть позже они появились и на территории современной Белоруссии. Уже в восьмом веке славяне прочно обосновались на Балканах, а с севера – в районе Ладожского озера. Таким вкратце и представляются этногенез и ранняя история славян.
После разделения на три ветви у каждой из них началась своя история. Но везде прослеживалась тенденция к формированию племенных союзов. Например, у западных славян – это поморяне и полабы. Восточные славяне делились на тринадцать племенных союзов (поляне, кривичи, северяне и другие). А к южнославянским относились болгарские, сербские и другие племена.
Эти союзы стали предпосылкой к формированию государств, но это уже другая история...
Этногенез славян по данным археологии
Первые зафиксированные археологические источники датируются первым тысячелетием до нашей эры. Однако достоверно говорить о принадлежности таковых к славянам мы не можем. А вот отнесенные к пятому-шестому векам памятники точно имеют славянское происхождение.
Проблема этногенеза славян по археологическим раскопкам заключается в невозможности со стопроцентной уверенностью отнести их к славянским. Тяжело и проследить их преемственность.
Прародина славян и их этногенез
Большая часть ученых склоняется к тому, что прародиной древних славян была Восточная Европа, а также Центральная. Ее обрамляли реки Эльба, Висла, Днепр и Днестр. Именно там проживали праславяне – предшественники славян. Конечно, есть ученые, которые придерживаются других точек зрения, более сомнительных.
Ранняя история славян, их этногенез всегда находились под сильным влиянием других народов, которые часто были настроены враждебно. Кроме того, большую роль здесь играли и природно-климатические условия.
Правда о Великой культуре древних Славян
Поделитесь с друзьями
slavculture.ru
1.2.9 Археология древних славян: этногенез и культуры
Славянские народы являются одним из самых крупных этнических образований современной Европы. Вопрос об их происхождении относится к ключевым проблемам современной археологии. Ведущую роль в этногенетических изысканиях принадлежит ретроспективному методу. Он заключается в поэтапном прослеживании истоков археологических культур от культур поздних, достоверно славянских, - в глубь столетий, к древностям, которые генетически связаны с раннесредневековыми. Проблема славянского этногенеза продуктивно решается только при комплексном изучении самых разнообразных исторических источников. Помимо археологических материалов большое значение имеют данные исторической лингвистики.
Далекие предки славянских народов принадлежали к общеиндоевропейской языковой общности, которая сложилась в районе Восточной Анатолии - Северной Месопотамии в VI-V тыс. до н.э.. Её распад был длительным и сложным процессом, приведшем в конце IV тыс. до н.э. к сложению на обширных пространствах Причерноморских степей нового древнеевропейского языкового союза. Его представители (культура шнуровой керамики), продвигаясь на запад, в самом начале II тыс. до н.э. вступили во взаимодействие с переселенцами из западных областей Европы и Северной Африки (культура колоколовидных кубков). Новому сложившемуся союзу наследует центральноевропейская общность полей погребальных урн (XIII-VIII вв. до н.э.), которая уже содержит в себе элементы, узнаваемые в позднейших славянских культурах.
По данным археологии выделяют несколько этапов развития славян. Начало предславянского периода (2 пол. II - середины I тыс. до н.э.) связывается со сложением на обширной территории (от восточной Франции до верховьев реки Днестр) центральноевропейской культурной общности полей погребальных урн. Эта общность лежит в основе ранней истории кельтов, иллирийцев, италиков, германцев, славян и других народов. С началом эпохи железа она распадается на несколько обособленных образований. Одно из них к середине VI в. преобразуется в культуру подклошевых погребений (погребений в урнах под “расклешенными” - колоколообразными горшками). Начиная с последней в эволюции элементов материальной культуры славян обнаруживается непрерывная преемственность.
Период протославянских культур (он же - праславянский или древнеславянский) (IV в. до н.э. - V в. н.э.) характеризуется возникновением и развитием крупных полиэтнических образований, среди которых пока нельзя выделить чисто славянские культуры. В этот период происходит лишь сложение в устойчивый комплекс их характерных традиционных признаков.
Широкое расселение кельтов в начале IV в. до н.э. приводит к трансформации культуры подклошевых погребений в пшеворскую культуру (II в. до н.э. - IV в. н.э.). Разделить эту общность на отдельные варианты, соответствующие древним славянам, кельтам, германцам и балтам - не представляется возможным. Предполагается, что связанные с ней различные племенные группировки проживали чересполосно, из-за чего элементы их культур смешивались. Большое распространение получила металлургия железа. Пшеворцы проживали в неукрепленных поселениях, в землянках и мазанках, занимаясь земледелием и придомным скотоводством. Часть из них в конце II в. до н.э. переселяются на средний Днепр, в Припятьское Полесье, где на их основе складывается сходная зарубинецкая культура (II в. до н.э. - II в. н.э.). Зарубинецкие памятники были впервые обнаружены в 1899 г. возле села Зарубинцы Киевской области археологом В.В. Хвойко. Поселения располагались на высоких берегах рек и оврагов, а в речной пойме на всхолмлениях или на краю надпойменной террасы. Характерно их размещение “гнездами” (до 15 поселений в каждом скоплении). Размеры поселений от 0,1 до 2 га. Ранние из них относятся к типу селищ, более поздние укреплены рвами и земляными валами с частоколом. Жилища зарубинцев небольшие по размерам (от 9 до 24 кв.м.), они имели каркасно-плетневую конструкцию, их стены обмазывались глиной. На слегка углубленном полу располагался очаг, огражденный невысокой каменной или глиняной стенкой, или глинобитная печь. Рядом с жилищами откапывались хозяйственные ямы.
Поблизости от поселений находились могильники. Исследовано уже более 1000 зарубинецких погребений. Они представляют собой небольшие могильные ямы с остатками сожжений. Иногда в ямах еще помещались открытые или закрытые урны. В древности могилы были отмечены деревянными столбиками. Кремация совершалась на окраинах могильников. Погребальный инвентарь невелик, 95% его составляют чернолощеные миски, горшки и кружки. Кроме того, в него входят предметы личного убора, украшения, остатки ритуальной пищи. Среди керамики 10% составляют находки античных амфор. Есть также бронзовые изделия и фрагменты керамики кельтов.
В хозяйстве зарубинецкой культуры преобладали переложное земледелие и скотоводство. Землю обрабатывали деревянным ралом. Выращивали ячмень, просо, пшеницу, горох, репу, лен, коноплю. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Железо получали из болотных руд. Были уже и крупные центры производства металла, например, городище Лютеж под Киевом. В сыродутных горнах здесь получали железо и сталь. Применялись сварка железа со сталью, цементация и закалка металла. Как домашние производства существовали ткачество, обработка кож, мехов, дерева и кости. Находки тиглей свидетельствуют о собственном ювелирном производстве. Жизнь на зарубинецких поселениях затухает в начале II в. н.э. Позднее эти племена были разгромлены сарматами и расселились в соседние районы, преимущественно на север.
В II-V вв. н.э. значительная часть юго-восточной Европы (от нижнего Дуная до Северского Донца) была заселена представителями черняховской культуры, которая в III-IV вв. объединила в себе пшеворские, зарубинецкие древности со скифо-сарматскими традициями ираноязычного населения Северного Причерноморья. Ее материальный комплекс характеризуется провинциально-римскими чертами (наличием большого количества римских импортов, железных предметов, оружия, гончарной керамики). Поселения черняховской культуры очень однообразны. Это открытые селища, расположенные на низких террасах больших и малых рек, балок и ручьев группами. Основным типом жилищ были на севере полуземлянки, в степи наземные глинобитные постройки, в Крыму каменные дома. На позднем этапе культуры поселения укрепляются рвами, валами, деревянными или каменными стенами.
Рядом с поселениями располагались могильники. Известны оба обряда: и кремация, и ингумация. Составной его частью была тризна. Инвентарь погребений невелик. Обычно это лепные кухонные горшки и гончарная столовая посуда. Столовая посуда украшена орнаментом в виде довольно замысловатых комбинаций, составленных из отдельных линий. В ряде случаев орнамент интерпретируется как древний календарь. Так, в 1957 г. в святилище у с. Лепесовка была найдена трехручная чаша, по плоскому венчику которой нанесены неповторяющиеся рисунки, заключенные в 12 прямоугольных секций. Эти рисунки определяются как знаки 12 месяцев.
Основными занятиями черняховцев были земледелие и скотоводство. Главные орудия труда (наральники, косы, серпы, мотыги, заступы) изготовлены из железа. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, вику, горох и коноплю. Среди домашнего скота преобладал крупный и мелкий рогатый скот. Скотоводство носило стойловый характер. Как самостоятельные промыслы имели распространение охота, рыболовство, бортничество и собирательство.
Важной отраслью хозяйства были черная металлургия и кузнечное дело. Применялись способы свободной ковки и закалки. Найдены льячки для цветного металла. Из бронзы отливали особенно многочисленные среди находок фибулы. Прядение, ткачество, обработка дерева и кости не выходили за рамки домашних производств. Кроме своей у черняховцев много привозной керамики, преимущественно, античной. На территории культуры обнаружено около 150 кладов и более 1000 местонахождений римских монет.
Развитие протославянских культур было прервано нашествием гуннов. Только с V-VI вв. появляются археологические культуры, эволюционно связанные с древностями последующих периодов, славянская атрибуция которых документирована письменными источниками.
Период славянских культур (V-VIII вв. н.э.) определяется развитием совокупности древнейших культурных общностей, объединенных устойчивым сочетанием традиционных славянских черт (наличием полуземляночных или наземных срубных жилищ с угловым расположением печей, лепной керамикой преимущественно горшечных пропорций, погребального обряда в виде трупосожжений). Пражско-Корчакская культура V-VII вв., генетически связанная с пшеворской, по своему ареалу (от р. Эльбы до Киевского Поднепровья) отождествляется со склавенами готского историка Иордана. Из нее образовались племена, позднее составившие польскую народность, моравы, чехи, дулебы. Её памятники представлены городищами, селищами и могильниками. Наиболее распространены селища, расположенные на расстоянии 0,5 - 3 км друг от друга. Площадь их невелика: 0,5-1 га. Среднее количество жилищ, существовавших одновременно 20-30. Единой системы в расположении построек не наблюдается. Основным типом жилища была квадратная или подпрямоугольная полуземлянка. Главное место в жилой постройке занимала печь. Она, как правило, складывалась из камней в одном из противоположных входу углов, не примыкая к стенам помещения. Изредка встречаются глинобитные печи. Еще реже открытые очаги. Кроме того, в жилищах обнаруживают лежанки, вырезанные в материке и облицованные деревом. Рядом с жилищами располагались хозяйственные ямы. Из городищ наиболее хорошо изучено городище Зимно в Волынской области. Оно расположено на мысу и укреплено с напольной части деревянной стеной из вертикально поставленных столбов. Характер жилищ тот же. Среди находок преобладает керамика. Основной тип посуды - лепной горшок вытянутых пропорций, расширяющийся в верхней части и сужающийся у дна (Табл. 19,1-4). Металлические изделия выполнены из железа и бронзы.
Характерным обрядом погребений было трупосожжение. Остатки кремаций захоранивали в бескурганных могилах или в курганных насыпях. Почти все погребения безинвентарны. Это характерная черта всех славянских культур.
К числу славянских относится и Пеньковская культура пер. пол. V - втор. пол. VII вв., локализуемая в землях Северного Причерноморья. Ее истоки - в черняховской общности. Эта славянская группировка известна как анты (Прокопия Кесарийского). С ее развитием связывают образование народностей сербов и хорватов. Открыта в 50-е гг. ХХ в. в Кременчугской области у с. Пеньковка. Ареал распространения охватывает лесостепь и степь от Северского Донца на востоке до Нижнего Подунавья на западе. Сейчас известно более 300 ее памятников. Наиболее известны селища, расположенные на расстоянии 3-5 км друг от друга группами по 5-7 поселений. Площадь их не превышает 2-3 га. К одному времени относится обычно 12-12 построек на каждом поселении. Основной тип жилищ четырехугольная полуземлянка, площадью от 10 до 20 кв.м. Для ранних домов характерны очаги, для поздних каменные печи. Стены жилищ были каркасными. Встречаются жилища и овальной формы, представляющие собой, возможно, остатки юрт, со слегка углубленным основанием. В нескольких поселениях открыты печи-домницы. Крупный центр металлургического производства обнаружен на поселении Гайворон на Южном Буге, где открыто 25 печей шахтного типа, сделанных из огнеупорной глины. Среди них есть агломерационные печи (для обогащения руды) и горны для получения железа и стали. Кроме селищ известны и укрепленные рвами и валами городища. Погребальные памятники представлены кремациями в урнах и ямах диаметром до 60 см и глубиной до 50 см. Сожжения производились на стороне. Инвентарь погребений малочислинен. Обычно это бронзовые украшения и бусы. Керамика найдена в основном на поселениях. Она многочисленна и разнообразна: лепные горшки, миски, корчаги, сковородки и диски. В керамическом тесте есть добавки шамота, дресвы или песка. Обжиг неравномерный. Из железа изготовлены все основные орудия труда. Есть клады серебряных и бронзовых вещей. Металлургия, кузнечное и ювелирное дело находились на грани обособления в самостоятельные ремесла.
Основой хозяйства пеньковцев были пашенное земледелие и приусадебное скотоводство. Практиковалась обработка земли железными мотыжками. Выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овес, коноплю. Уборка производилась железными серпами. Зерно хранили в ямах с обожженными стенами и дном или в больших корчагах. В составе стада на первом месте - крупный рогатый скот, затем свиньи, мелкий рогатый скот и лошади.
Из других раннеславянских культур отметим также культуру длинных курганов (на берегах Псковского озера и озера Ильмень), отличающуюся валообразными погребальными насыпями с остатками трупосожжений, и Тушемли-Банцеровскую культуру (в Полоцком Подвинье и в Смоленском Поднепровье), которая стала основой сложения летописных кривичей.
В VII-VIII вв. миграционные процессы в славянском мире постепенно затухают, складываются три группировки южных, западных и восточных славян. В начале этого разделения лежит восточнославянская лука-райковецкая культура (VIII-IX вв.), зародившаяся в ареале пражских племен. Название происходит от урочища Лука и села Райки в Житомирской области. Поселения расположены в основном на береговых склонах и террасах рек. Размеры их превышают 3 га. Селища располагаются “гнездами” вокруг городищ. Жилища достигают площади 30 кв.м. В основном это однокамерные полуземлянки, но есть и наземные двухкамерные постройки. В большинстве из них есть печи или изредка очаги. Печи сложены целиком из глины. Городища представляют собой поселения торгово-ремесленного характера. Наиболее полно исследовано городище Хотомель на р. Горыни. Оно расположено на возвышенной площадке, размером 30 х 40 м, и окружено рвом и валом.
Особую группу памятников составляют культовые сооружения в виде языческих святилищ с идолом в центре. Обычно статуи многолики. На одной из них, найденной у с. Яровки Черновицой области, два лика: мужской и женский. Обряд кремации остается на территории племен основным. При этом увеличивается число курганных погребений. Иногда в одном захоронении встречаются 2-3 урны.
Господствующей формой хозяйства становится пашенное земледелие. Вследствие этого быстро начинают развиваться и ремесла. Усиление военных столкновений привело к увеличению производства предметов вооружения. Керамика луко-райковецкой культуры, в основном, продолжает прежние традиции. Но уже в IX в. появляются гончарные сосуды, украшенные линейно-волнистым орнаментом, характерным для славян.
На Левобережье Днепра ранние славянские племена заняли лесостепную полосу, включая Подонье. Здесь сформировалось несколько археологических культур. Наиболее хорошо изученными являются Роменская и Боршевская культуры, названные по имени ранее открытых городищ. Роменские памятники расположены на территориях Брянской, Черниговской, Сумской, Белгородской, Полтавской, Курской и Харьковской областей. Поселения роменцев стоят на высоких коренных берегах рек, обычно на господствующих над местностью мысах. Есть в заболоченных, труднодоступных долинах рек и так называемые “болотные городища”. Все они располагаются “гнездами” по 3-9 поселений на расстояние 2-5 км друг от друга. Площадка городищ обычно отделена валом и рвом. Их размеры - до 1,5 га. Наиболее известно Донецкое городище Харьковской области. Селищ известно немного.
Жилища роменцев представляют собой полуземлянки или срубные дома с двускатной крышей. Внутри жилищ обычны печи, врезанные в материк и сложенные из глиняных, обожженных конусов. Кроме того, в жилых постройках зафиксированы лежанки и окна. Поблизости от жилищ располагались ямы-хранилища (“житные” ямы летописей). Стены их обмазаны глиной и обожжены.
Погребальные обычаи почти полностью соответствуют летописным описаниям. Характерны курганные могильники с кремациями и погребениями в глиняных урнах. Керамический комплекс представлен преимущественно лепной керамикой, но встречается и раннегончарная (с подправкой на кругу). Из других изделий наиболее распространены глиняные пряслица.
Основа хозяйства роменцев пашенное земледелие. Землю обрабатывали ралом. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, овес, вику, горох, репу, лен и коноплю. Убирали урожай железными серпами, а размалывали зернокаменными ротационными жерновами. В скотоводстве преобладал крупный рогатый скот и свиньи. Из ремесел ведущими были металлургия и кузнечное дело. Есть клады бронзовых и серебряных изделий. Считается, что роменцы составляли славянское племя северян.
Памятники Боршевской культуры занимают территорию Воронежской области. Известно более 70 памятников: городищ, селищ, могильников). Городища мысового типа, невелики по размерам и укреплены с напольной стороны рвами и валами. На наиболее крупном городище Титчиха стены составлены из двух линий срубов, соответствующим двум строительным периодам. Исследовано более 100 жилищ. В основном, это однокамерные полуземлянки срубной и столбовой конструкции, площадью 10-28 кв.м. Внутри жилищ обычны печи или очаги из камня и глины. Снаружи вокруг некоторых жилищ прослеживается частокол. Есть также стойла для скота.
Могильники, преимущественно, курганные расположены вблизи поселений. Высота курганной насыпи до 2 м, диаметр до 14 м. Некоторые окружены ровиками. Преобладают безурновые захоронения. Обряд ингумации применялся для захоронений детей.
Главное занятие жителей культуры пашенное земледелие. Землю обрабатывали ралом с железным наральником. Выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, бобовые. Хранили урожай в зерновых ямах, широко использовали ротационные ручные мельницы из каменных жерновов. Встречаются и ручные зернотерки. В составе стада преобладал крупный рогатый скот и свиньи. Значительной была роль охоты и рыбной ловли.
Из ремесел ведущее место занимали металлургия и кузнечное дело. Железо добывали из местных руд. Из цветных металлов изготовляли украшения. Керамика близка роменской, но имеет ряд особенностей по форме и орнаментации. Горшки – неорнаментированные приземистые. В глине отсутствует дресва. Среди находок встречаются привозные арабские дирхемы, сердоликовые бусы из Средней Азии, амфоры из античных поселений Крыма, посуда жителей салтово-маяцкой культуры. Вероятнее всего, основную массу боршевцев составляло славянское племя вятичей.
Повышение производительности труда в сфере земледелия (связанное с переходом на железный наральник) привело к резкому увеличению численности населения на территории, занимаемой славянскими культурами. В VIII в. здесь начинают возникать крупные ремесленно-торговые поселения (Гнездово, Тимерево, Шестовицы и другие), где активно развивается торговая деятельность, начинается подъем ремесла. Это привело к формированию племенных княжений, которые стали называться по возглавившим их племенам (кривичей, древлян, полян, радимичей и др.). Внутри этих союзов складывался свой диалект, своя этнографическая культура. Их последующее развитие связано с возникновением в славянских землях государственных образований. С началом последних (в IХ-Х вв.) связывают наступление феодального периода славянского этногенеза.
Литература
1. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIIIвв. // Археология СССР. М., изд-во Наука. 1982. 357 с.
2. Седов В.В.Славяне в древности. М., изд-во Фонд археологии. 1994. 344 с.
studfiles.net
§ 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. История России [для студентов технических ВУЗов]
§ 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Прародина славян. Предки славян — племена, говорившие на балтославянских диалектах, — приблизительно в середине II тыс. до и. э. отделились от носителей германских языков и осели в Восточной Европе. Около 500 г. до и. э. из единого позднеиндоевропейского (балтославянского) языка выделились собственно славянские и балтские племенные диалекты. Причем балты разделились на три крупные группы: западную (предки пруссов, ятвягов, галиндов, куршей и скалвов), срединную, или летто-литовскую (предки литвы, жемайтов, аукштайтов, латгалов, земгалов и селов) и днепровскую (предки летописной голяди и других племен, названия которых неизвестны). В свою очередь, славяне в IV–X вв. также разделились на три главных диалектных ареала: южный (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов), западный (предки чехов, словаков и поляков) и восточный (предки русских, украинцев и белорусов). Южные славяне расселились преимущественно на Балканах, западные — в Центральной Европе, а восточные — в Восточной Европе.
В археологии нет единой точки зрения относительно места прародины славян. Одни ученые находят ее в междуречье Вислы и Одры, другие — Вислы и Немана, третьи считают, что зарождение славянского этноса проходило между Одрой и Днепром. Данные языкознания (прежде всего топонимики — дисциплины, изучающей географические названия) позволяют связать славян с областью Центральной и Восточной Европы, ограниченной реками Эльбой и Одрой на западе, бассейном Вислы и Верхним Поднестровьем до Среднего Поднепровья на востоке.
Праславяне, по мнению многих исследователей, так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племен, переселившихся на рубеже III–II тыс. до и. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья в Центральную, Северную и Восточную Европу.
О предках славян можно составить представление по памятникам тшинецкой (третья четверть II тыс. до и. э., обнаружены между Вислой и Средним Днепром), лужицкой (XIII–IV вв. до и. э.) и поморской (VI–II вв. до и. э., территория современной Польши) археологических культур. Кроме того, некоторые историки связывают с предками славян такие археологические культуры, как среднеднепровская (середина III — первая четверть II тыс. до и. э.; Среднее и Верхнее Поднепровье), чернолесская (VIII — начало VI вв. до и. э.), памятники которой найдены в Поднепровье, и позднезарубинецкая, существовавшая с конца I тыс. до и. э. в бассейне реки Припять и Среднем Поднепровье.
Первые достоверные письменные сообщения о славянах как самостоятельной этнической группе содержит труд готского историка Иордана (первая половина VI в.). Ко второй половине VII в. принадлежат первые упоминания о славянах у арабских авторов. Приблизительно к этому же времени относятся самые ранние легендарные сведения об истории славян, попавшие на страницы древнерусских летописей. До этого периода в зарубежных источниках встречаются данные о народах, которых называют венедами (венетами), склавенами и антами. Однако эти сведения столь неопределенны, что говорить об этнической принадлежности упомянутых народов не представляется возможным.
Северо-западными соседями предков славян были германцы и балты, составлявшие вместе со славянами северную группу индоевропейских племен. На юго-западе, севере и северо-востоке от них жили финно-угры. Юго-восточными соседями предков славян были западноиранские племена скифов и сарматов, южными — готы, фракийцы и иллирийцы, западными — кельты.
Восточные славяне: занятия и общественный строй. Восточные славяне заселяли Восточноевропейскую равнину в двух направлениях. Часть восточнославянских племен расселилась в бассейне Днепра и оттуда начала осваивать верховья Волги, долины Верхнего Днестра и Южного Буга. Другая группа продвинулась на северо-запад, в район озера Ильмень, и впоследствии заняла территории до Белоозера и Волго-Окского междуречья.
Восточные славяне обычно селились в лесах и по берегам рек. Основным их занятием было земледелие. В условиях лесной и лесостепной зон это был так называемый лесной перелог. Освобожденная от леса земля распахивалась и засевалась три-четыре года подряд, а потом забрасывалась на четыре-пять лет. За это время она успевала «отдохнуть», но еще не зарастала лесом «в столб». Затем ее вновь начинали распахивать. Перелог сопровождался подсекой: вырубкой леса, корчеванием пней и сжиганием поваленных деревьев. Зола сгоревших стволов являлась естественным удобрением. Это позволяло получать в первые два-три года довольно высокие урожаи зерновых культур (преимущественно ржи, овса, ячменя и в меньшей степени пшеницы). На втором месте по значению стояло скотоводство (в основном разводили крупный и мелкий рогатый скот). Кроме того, славяне занимались охотой, рыболовством и бортничеством.
В середине I тыс. и. э. с развитием производства железа восточные славяне вступили в период разложения родового строя. Более совершенные орудия труда позволяли отдельным семьям получать достаточное для жизни количество продуктов. В результате связи между членами рода слабели и на его месте сформировались племена, объединение которых происходило уже по территориальному признаку. Племя занимало площадь 40–60 км2.
На территории Восточной Европы проживало несколько десятков восточно-славянских племен. К IX в. они объединились в союзы. Поляне освоили Среднее Поднепровье, северяне — левый берег Днепра (северо-восточнее полян). Уличи занимали территорию южнее полян. Тиверцы обитали в низовье Днестра, белые хорваты — в верховье Днестра, древляне — к северо-западу от полян. Волыняне жили западнее древлян, в районе Прикарпатья (этот племенной союз назывался также бужане или дулебы). Дреговичи обосновались между реками Припятью и Двиной. Кривичи — в верховьях Двины, Днепра и Волги. Часть кривичей называла себя полочанами — по названию реки Полота, в бассейне которой они жили. Радимичи занимали бассейн левого притока Днепра — реки Сож. Вятичи обитали в верховьях Оки, ильменские словене — в районе озера Ильмень и реки Волхов.
Политический строй восточных славян в VII–VIII вв. находился еще на стадии военной демократии: все взрослое население племени участвовало в решении общих проблем, а каждый мужчина был воином и имел оружие. В мирное время руководящие функции находись в руках старейшин и жрецов. Во время войны власть принадлежала вождям (князьям).
Приблизительно в IX–X вв. у восточных славян начало формироваться государство.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Этногенез славян — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Этногене́з славя́н — процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён. В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса.
Славяне как сформировавшийся народ впервые были засвидетельствованы в византийских письменных источниках середины VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянских племенах в IV веке. Более ранние сведения относятся к народам, которые могли принимать участие в этногенезе славян, таких как бастарны, однако степень этого участия варьируется в различных исторических реконструкциях. Письменные свидетельства византийских авторов VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный характер. Свидетельства авторов римской эпохи (I—II вв.) о венедах не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой[1].
Археологи определяют как достоверно славянский ряд археологических культур, начиная с V века. В академической науке не существует единой точки зрения по этническому происхождению носителей более ранних культур и их преемственности по отношению к более поздним славянским. Языковеды также не имеют единого мнения по времени появления языка, который можно было бы считать славянским или праславянским. Существующие научные версии предполагают выделение праславянского языка из праиндоевропейского (или из языковой общности более низкого уровня) в широком диапазоне от 2-го тыс. до н. э. до рубежа эр или даже первых веков н. э.
Происхождение, история формирования и ареал древних славян изучаются методами и на стыке различных наук: лингвистики, истории, археологии, палеоантропологии, генетики.
ru.bywiki.com
Восточные славяне в древности: этногенез восточных славян
Этногенез восточных славян – это длительный процесс их появления и последующего развития, который привел к какому-то конечному состоянию (например, к образованию государства). Дословно слово «этногенез» переводится как «рождение народа». Однако в его рамках рассматривается и дальнейшая судьба вновь появившегося народа.
Этногенез восточных славян имеет очень богатую историю, которой не многие народы могут похвастаться. Поэтому мы только поверхностно коснемся и кратко рассмотрим этногенез восточных славян.
Как известно, из восточных славян вышли русские, украинцы и белорусы. Это самая многочисленная ветвь. Именно поэтому столько внимания сегодня уделяется проблеме этногенеза восточных славян. Тем более, что не сохранилось достоверных и полных источников по этому вопросу. Кстати, восточных славян (или их предков) называют антами.
Содержание статьи
Восточные славяне: проблема этногенеза
Этногенез древних восточных славян берет свое начало в первом тысячелетии до нашей эры. Если быть точнее, то окончательно восточная ветвь отделилась от общности славян в четвертом веке. Именно тогда стали самостоятельными и восточные, и западные славяне. Уже в начале новой эры восточнославянские племена начали распространяться на земли Дуная и Днепра, Балканы, вплоть до Малой Азии.
Этногенез у восточных славян происходил в тесных связях с другими народами. А это, в свою очередь, сильно повлияло на их культуру, быт и становление. Считается, что вся совокупность восточных славян – это смесь истинных потомков праславян с другими восточноевропейскими народами. Соседствовали со славянами готы (они были противниками), авары (также стремившиеся поработить славян), хазары (наложившие дань на славян), печенеги и половцы. Все эти народы лишь мешали укреплению положения восточных славян. Но, возможно, благодаря им закалился характер последних.
Восточные славяне в древности жили так называемыми общинами. А из них уже формировались племена. Но с течением времени эти родовые общины потеряли свою актуальность. Им на смену пришли соседские общины, а вместе с ними – частная собственность. Следующей ступенью стало объединение славянских племен под властью князя (пятый-шестой века). И это можно рассматривать неоднозначно. Казалось бы, это приводило к организации и укреплению племени. Но, с другой стороны, князья начинали нападать на другие племена. А это сеяло раздробленность в зачатках государства.
Этногенез и расселение восточных славян зафиксированы в знаменитой летописи «Повесть временных лет». Нестор описывает несколько племен, заселявших разные территории (например, поляне – Киев, ильменские славяне – близ одноименного озера и так далее). Интересно, откуда пошли такие названия.
Во-первых, от места проживания.
Во-вторых, от имен предков (радимичи, кривичи).
В-третьих, от жизненного уклада этой группы славян.
Однако правильнее говорить не племена, а племенные союзы. Это такие объединения, которые подвели восточных славян к образованию государственности. То есть эти союзы были прикреплены к своей определенной территории и существовали в седьмом-восьмом веках новой эры. И это было принципиально новой ступенью в истории восточных славян. Всего существовало тринадцать племенных союзов.
Следующим этапом этногенеза восточных славян стало образование Древнерусского государства. Это произошло в девятом-десятом веке. Тогда же на Русь пришло христианство. Тогда же перестал существовать племенной строй. Тогда же сформировалась культура и идеология славянского государства.
Теории этногенеза восточных славян
Теории являются предположениями о том, как же происходило их становление и формирование. Вот основные из них:
Аутохтонная. Подразумевает, что восточные славяне изначально появились близ Днепра, а не пришли сюда с других территорий.
Миграционная. Гласит о том, что выделившаяся восточная ветвь мигрировала во время Великого переселения.
Сочетание обеих теорий. То есть миграция имела место быть, но большинство славян все же оставались на месте.
К единому мнению ученые и историки так и не пришли.
В заключение
Таким образом, этногенез и этническая история восточных славян – важная часть истории славянских народов. Хоть мы и не имеем много источников на этот счет, но в целом представление о формировании восточнославянского направления и последующего образования государства у нас есть. Но, даже коротко рассмотрев проблемы этногенеза восточных славян, мы прикоснулись к зарождению и развитию их народов.
Почему мы подняли этот вопрос, эту проблему? Во-первых, восточные славяне – это наши непосредственные предки. А во-вторых, в последнее время в мире стали забывать о родстве народов и государств. А ведь несколько сотен лет назад и украинцы, и русские, и белорусы были сплоченным, единым и могучим народом. Народом, который сумел выстоять, который поднялся и создал государственность. И об этом, наверное, не стоит забывать.
Генетики смеются над Норманской теорией
Источник
slavicnews.ru
Этногенез славян Википедия
Этногене́з славя́н — процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён. В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса.
Славяне как сформировавшийся народ впервые были засвидетельствованы в византийских письменных источниках середины VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянских племенах в IV веке. Более ранние сведения относятся к народам, которые могли принимать участие в этногенезе славян, таких как бастарны, однако степень этого участия варьируется в различных исторических реконструкциях. Письменные свидетельства византийских авторов VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный характер. Свидетельства авторов римской эпохи (I—II вв.) о венедах не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой[1].
Археологи определяют как достоверно славянский ряд археологических культур, начиная с V века. В академической науке не существует единой точки зрения по этническому происхождению носителей более ранних культур и их преемственности по отношению к более поздним славянским. Языковеды также не имеют единого мнения по времени появления языка, который можно было бы считать славянским или праславянским. Существующие научные версии предполагают выделение праславянского языка из праиндоевропейского (или из языковой общности более низкого уровня) в широком диапазоне от 2-го тыс. до н. э. до рубежа эр или даже первых веков н. э.
Происхождение, история формирования и ареал древних славян изучаются методами и на стыке различных наук: лингвистики, истории, археологии, палеоантропологии, генетики.
Данные языкознания[ | код]
Индоевропейцы[ | код]
В Центральной Европе, в эпоху бронзового века, существовала этноязыковая общность индоевропейских племён. Немецкий учёный Г. Краэ пришёл к выводу, что в то время как анатолийские, индоиранские, армянский и греческий языки уже отделились и развивались как самостоятель