Древняя мордва презентация. Презентация по мордовскому языку на тему "История мордовского народа"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация по окружающему миру на тему "Занятия древней мордвы". Древняя мордва презентация


Презентация для начальных классов "Быт и обычаи мордвы"

БЫТ И ОБЫЧАИ МОРДВЫ Выполнила: Учитель начальных классов Пронина Ольга

БЫТ И ОБЫЧАИ МОРДВЫ

Выполнила:

Учитель начальных классов

Пронина Ольга

ПЛАН: Жилище. Одежда и украшения. Домашняя утварь. Традиционные занятия. Народные обычаи и традиции

ПЛАН:

  • Жилище.
  • Одежда и украшения.
  • Домашняя утварь.
  • Традиционные занятия.
  • Народные обычаи и традиции
1. Жилища Жилищем древней мордве служили землянки и полуземлянки .

1. Жилища

Жилищем древней мордве служили землянки и полуземлянки .

Под воздействием славян на смену землянкам пришло наземное жилище – куд (м.), кудо (э.)

Под воздействием славян на смену землянкам пришло наземное жилище – куд (м.), кудо (э.)

Традиционное жилище мордвы было в основном двух видов: двухраздельное (изба, сени) и трехраздельное (изба, сени, горница). Для строительства мордва предпочитала сосну или ель, осиновый дом считался не пригодным для жилья («Кто построит осиновый дом, Тот пусть скажет: я без дома … Тепло его вверх поднимается, Угар вниз опускается.» из старинной морд. песни)

Традиционное жилище мордвы было в основном двух видов: двухраздельное (изба, сени) и трехраздельное (изба, сени, горница). Для строительства мордва предпочитала сосну или ель, осиновый дом считался не пригодным для жилья («Кто построит осиновый дом, Тот пусть скажет: я без дома … Тепло его вверх поднимается, Угар вниз опускается.» из старинной морд. песни)

Реконструкция внутреннего убранства эрзянской избы И для мокши и для эрзи характерно расположение между стеной и печью дощатого настила (кершпиль). У мокшан в дополнение к нему под потолком находились полати, на которых спали Реконструкция внутреннего убранства мокшанской избы

Реконструкция внутреннего убранства эрзянской избы И для мокши и для эрзи характерно расположение между стеной и печью дощатого настила (кершпиль). У мокшан в дополнение к нему под потолком находились полати, на которых спали Реконструкция внутреннего убранства мокшанской избы

Курная изба с дверью особой конструкции и кершпелем. с.Дракино Беднодемьяновского уезда, 1920-е годы Угол избы с печкой.

Курная изба с дверью особой конструкции и кершпелем.

с.Дракино Беднодемьяновского уезда, 1920-е годы

Угол избы с печкой.

Крестьянская курная изба. Фрагмент экспозиц Мордовского республиканского краеведческого музея

Крестьянская курная изба.

Фрагмент экспозиц Мордовского республиканского краеведческого музея

2. Одежда

2. Одежда

Традиционные костюмы мордвы-мокша

Традиционные костюмы мордвы-мокша

Традиционные костюмы мордвы-эрзя

Традиционные костюмы мордвы-эрзя

Пулай – набедренное украшение эрзи, первая половина XX в.

Пулай – набедренное украшение эрзи, первая половина XX в.

3. Домашняя утварь Чашка с ложкой Братина Ритуальный ковш

3. Домашняя утварь

Чашка с ложкой

Братина

Ритуальный ковш

Плетеная и берестяная утварь Берестяная ложкарница

Плетеная и берестяная утварь

Берестяная ложкарница

Прялка XIX в. Деревянные вальки для стирки и глажения белья Деревянные дуршлаги

Прялка XIX в.

Деревянные вальки

для стирки и глажения белья

Деревянные дуршлаги

Парь – выдолбленная из липы и украшенная резным орнаментом кадушка Бирки счетные. XIX в.

Парь – выдолбленная из липы и украшенная резным орнаментом кадушка

Бирки счетные. XIX в.

Керамические сосуды. Срубная культура II тыс.до н.э. Керамические сосуды. Мордва-эрзя IV-VII в.в. Керамические сосуды. Мордва-мокша VIII-IX в.в.

Керамические сосуды. Срубная культура II тыс.до н.э.

Керамические сосуды. Мордва-эрзя IV-VII в.в.

Керамические сосуды. Мордва-мокша VIII-IX в.в.

Коллекция керамических изделий Детская художественная школа г.Рузаевка РМ

Коллекция

керамических изделий

Детская художественная школа г.Рузаевка РМ

4. Традиционные занятия Издревле традиционными занятиями мордвы (как мокша, так и эрзя) были рыболовство, охота, собирательство и бортничество. В эпоху феодализма активно развивается земледелие, разведение скота и др. Пасека

4. Традиционные занятия

Издревле традиционными занятиями мордвы (как мокша, так и эрзя) были рыболовство, охота, собирательство и бортничество. В эпоху феодализма активно развивается земледелие, разведение скота и др.

Пасека

Уборка хлеба

Уборка хлеба

Водяные и ручные мельницы

Водяные и ручные мельницы

Беление холста Разглаживание холста Вышивальщицы

Беление холста

Разглаживание холста

Вышивальщицы

Плетение кружева Традиционный способ прядение шерсти

Плетение кружева

Традиционный способ прядение шерсти

Изготовление с/х инвентаря Толчение проса на блины Лесорубы на отдыхе Бондари

Изготовление с/х инвентаря

Толчение проса на блины

Лесорубы на отдыхе

Бондари

Изготовление глиняной посуды Вальщик Плетение лаптей

Изготовление глиняной посуды

Вальщик

Плетение лаптей

4. Народные обычаи и традиции До начала XX века у мордвы существовали две формы семьи: преимущественно большая патриархальная и малая индивидуальная. Большая патриархальная охватывала несколько поколений потомков по мужской линии, а т.к. мордовские семьи традиционно были многодетными, то в семье могло насчитываться более 50 человек. Главой был обычно самый старший мужчина (кудазор (м.), покштя (э.). Однако с развитием капиталистических отношений большие семьи стали распадаться на малые, но главой по прежнему оставался муж. Мордовская семья вокруг дупляного колодца. с. Промзино Беднодемьяновского уезда, 1920-е годы

4. Народные обычаи и традиции

До начала XX века у мордвы существовали две формы семьи: преимущественно большая патриархальная и малая индивидуальная. Большая патриархальная охватывала несколько поколений потомков по мужской линии, а т.к. мордовские семьи традиционно были многодетными, то в семье могло насчитываться более 50 человек. Главой был обычно самый старший мужчина (кудазор (м.), покштя (э.). Однако с развитием капиталистических отношений большие семьи стали распадаться на малые, но главой по прежнему оставался муж.

Мордовская семья вокруг дупляного колодца.

с. Промзино Беднодемьяновского уезда, 1920-е годы

Мордовская свадьба Заключение браков являлось не столько делом молодых, сколько их родителей. Основное внимание уделялось на имущественное положение семьи невесты, ее здоровье и трудолюбие. Невесты нередко были старше своих женихов на 10 и более лет. Объяснялось это стремлением родителей жениха пораньше получить дополнительные рабочие руки, родителей невесты – как можно дольше удержать эти же руки в своем доме. Браки заключались путем прямого договора, одновременно имели место и похищения невест, порой с молчаливого согласия родителей, дабы избежать многочисленных свадебных расходов. Обряд расплетания косы перед свадьбой Традиционный обряд приглашения гостей на свадьбу

Мордовская свадьба

Заключение браков являлось не столько делом молодых, сколько их родителей. Основное внимание уделялось на имущественное положение семьи невесты, ее здоровье и трудолюбие. Невесты нередко были старше своих женихов на 10 и более лет. Объяснялось это стремлением родителей жениха пораньше получить дополнительные рабочие руки, родителей невесты – как можно дольше удержать эти же руки в своем доме.

Браки заключались путем прямого договора, одновременно имели место и похищения невест, порой с молчаливого согласия родителей, дабы избежать многочисленных свадебных расходов.

Обряд расплетания косы перед свадьбой

Традиционный обряд приглашения гостей на свадьбу

Мордовская свадьба с. Сурское Корсунского уезда, 1920-е годы

Мордовская свадьба

с. Сурское Корсунского уезда,

1920-е годы

Традиционные праздники и народные гулянья Мордовские народные праздники тесно связаны с хозяйственной деятельностью и приурочены к земледельческому календарю. Многие из них остались почти не затронутыми влиянием христианства, а те которые приняли христианскую форму, не потеряли своих языческих особенностей. Праздник на улице с. Стандрово Темниковского уезда, 1920-е годы

Традиционные праздники и народные гулянья

Мордовские народные праздники тесно связаны с хозяйственной деятельностью и приурочены к земледельческому календарю. Многие из них остались почти не затронутыми влиянием христианства, а те которые приняли христианскую форму, не потеряли своих языческих особенностей.

Праздник на улице

с. Стандрово Темниковского уезда,

1920-е годы

Зимние праздники начинались с празднования «Рождественский дом» (кштиме куд, роштувань куд (м.), роштувань кудо (э.). Праздник сопровождался различными святочными обрядами, песнями, играми, массовыми гуляньями с ряжеными (роштувань бабат), в которых участвовала в основном молодежь. На Новый год повторялся весь комплекс рождественских обрядов, только в несколько расширенном, либо измененном виде. В гаданиях участвовали не только молодые, но и старики, которые гадали об урожае, приплоде скота, погоде. В ночь в некоторых селах жгли костры и прыгали через них Святочные гадания

Зимние праздники начинались с празднования «Рождественский дом» (кштиме куд, роштувань куд (м.), роштувань кудо (э.). Праздник сопровождался различными святочными обрядами, песнями, играми, массовыми гуляньями с ряжеными (роштувань бабат), в которых участвовала в основном молодежь.

На Новый год повторялся весь комплекс рождественских обрядов, только в несколько расширенном, либо измененном виде. В гаданиях участвовали не только молодые, но и старики, которые гадали об урожае, приплоде скота, погоде. В ночь в некоторых селах жгли костры и прыгали через них

Святочные гадания

Во время празднования масленицы строили карусель, имитирующую форму солнца и его лучей. Врывали на горе большой кол, на него надевали колесо, к которому лучеобразно прикрепляли жерди, а к ним привязывали салазки. Несколько человек крутили ее, остальные катались.

Большая группа обычаев и обрядов сосредотачивалась вокруг Пасхи (очижи (м.), инечи(э.). Накануне готовили брагу (очижинь пуре), которую в день пасхи пили сами и обливали лошадей, чтобы те были здоровы и сильны. В первый день пасхи девушки, образуя две группы, обходили все дома, совершая обряд, напоминающий колядование. В каждом доме к их приходу собирали два стола и угощали лучшими блюдами.

Особым почтением пользуется у мордвы день Троицы (кизонь ши (м.), кизонь чи(э.). В этот день дома и надворные постройки украшаются ветками деревьев, а в некоторых селах и молодыми деревцами, пол устилается свежескошенной травой. Устраиваются массовые гулянья.

В последний день Троицы праздновали проводы весны (тундань прважама (м.), тундонь ильтямо (э.). Праздник сопровождался гуляньями с ряжеными, представлявшими собой лесных духов.

Празднование Троицы

Празднование Троицы

videouroki.net

Презентация на тему: "Мордва Среднего Поволжья"

Хозяйственное освоение Самарской Луки в XV-XVII в.

Для крепнувшего Российского государства привлекательной была территория Поволжья т.к. именно здесь проходил волжский торговый путь. Но хозяева (кочевники) этой территории вели враждебную политику по отношению к Российскому правительству. И эта враждебная политика казанских правителей в XVI в. привела к прекращению торговли во великому волжскому пути. И к тому же в этой ситуации турецкий султан предпринял попытки собрать осколки Золотой Орды под эгидой Османской империи. Эти события потребовали от Москвы решительных вооруженных действий по отношению к Казани с целью вкл. Поволжья в состав Российской империи. Таким образом в 1552 русские войска берут Казань, а уже в 1556- Астрахань. Таким образом, Поволжье было присоединено к России. И значение присоединения Поволжья к России было огромно: прекратились не только войны, которые разрушали экономику поволжских народов и мешали торговле по великому торговому пути, но и также были созданы условия для хозяйственного освоения новых территорий. И тогда московское правительство решает укрепить присоединенную территорию, с помощью строительства городов - крепостей. Эта программа стала осуществляться после смерти Ивана Грозного. Так уже в 1586 г. была построена Самара. И уже после строительства в конце XVI-XVII в. на Самарской Луке стали появляться постоянные селения, основателями которых были беглые крестьяне, мордва и чуваши, которые уходили на Волгу от тяжелых феодальных повинностей, малоземелья и бедности центральных уездов страны.

И теперь я хочу остановиться и более подробно рассказать о таком народе как мордва.

Мордва - угро-финская народность, областью формирования которой является междуречье Волги и Оки, побережье рек Мокшы и Суры. К середине I тыс. н.э. складывается 2 мордовских союза (группы): эрзя, мокша. Мокша заселяла бассейн реки Мокши, эрзя – бассейн реки Суры. Предками мордвы принято считать племена городецкой культуры. Мордовский язык входит в состав финно- угорской группы уральской семьи языков.

Первое письменное упоминание об этом народе Европы содержится в сочинении «О происхождении и деяниях готов» историка Иордана (VI в.). Позднее известие об области Мордия (Mordia) встречается в трактате «Об управлении империей», приписываемом византийскому императору Константину VII Багрянородному (908 — 959 гг.). В настоящее время большинство ученых считают, что этноним «мордва» имеет ираноязычное происхождение (древнеперсидское martiua — мужчина, человек; мордовское муръдъ, миръде — мужчина, муж).

Мордовские племена пришли на самарскую Луку в XIV в. Массовое же проникновение мордвы на территорию Самарского Поволжья началось с середины XVI в.

хозяйство

Основу хозяйства мордвы составляло пашенное земледелие в сочетании с домашним животноводством и промыслами. В 1768 году учёный-путешественник Иван Лепёхин так охарактеризовал мордву живущие за Черемшане (эта большая река впадает в Волгу выше села Хрящёвка). Он отмечал, что мордовские женщины пашут и косят наравне с мужчинами. На первом месте среди высеваемых мордвой культур была рожь, на втором овёс. Пшеницу и гречиху этот народ, по словам И. Лепёхина, сеял мало. Лён и коноплю выращивали только для своих нужд. Мордва после сбора урожая пускала на поле скот, который поедал остатки стеблей, сорняки и унавоживал землю. Весной оставшиеся сухие стебли сжигали, и зола удобряла почву. Такой приём называется «толока», его использовали и татары.

Охота – одно из древнейших занятий мордвы. Письменные ис­точники отмечали Поволжье, в том числе и земли, принадлежащие мордовскому народу, как одни из главных поставщиков пушнины. Многие исследователи отмечали страсть мордвина к охоте. «Леса породили в них охоту к звероловству: куда бы мордвин ни ехал, в поле за сеном или в лес, всегда окружает его стая гончих собак. Зимой он нарочно отправляется на охоту травить зайцев, лисиц, волков, и часто хорошая добыча вознаграждает труды его», — так описывает В.И. Козлов.

пища

пища мордовского народа состояла из продуктов земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Излюбленное блюдо – блины. Повседневным кушаньем была каша. Из напитков самым популярным был квас, заимствованный у русских.

Поселения и жилища

Основными типами поселений мокши и эрзи являлись де­ревни и села. Дома строили из дерева с соломенной крышей. Традиционное мордовское жили­ще было двух типов: трехраздельное и двухраздельное. Трехраздельный дом состоял из жилой избы, сеней и горницы. Изба являлась постоянным жилищем для всей семьи, зимой — отапли­валась. Горница использовалась по-разному: иногда в ней жила семья родственников, ибо она считалась «чистой», парадной комнатой, но значительно чаще служила местом, где хранилась утварь и продукты, только в летнее время была спальней. В мордовских домах было два окна — одно выходило на улицу, второе — во двор - их часто закрывали бычьим пузырем или рыбьей кожей.

Обряды и праздники

В праздничном мордовском календаре четко прослеживают­ся земледельческие традиции, в которых языческие верования переплелись с христианством.

Народные мордовские праздники — «озксы» (моления) начинались с молитвы бо­жеству, в честь которого был организован праздник. «Озксы» всегда совершались за деревней, у ручья, родника или у опушки леса, под деревом. Были также мужские и женские моления. Накануне, до моления мылись в бане и надевали чистое платье. В дни наиболее важных «озк-сов» не работали, так как это считалось большим грехом.

Как и у других народов Поволжья, мордовский календарь обрядов и праздников де­лился на три цикла: зимние, весенне-летние и осенние.

В зимнее время года мордва отмечала такие праздники как Новый год. Накануне Нового года готовили орешки, жарили поросенка, гуся или курицу. Вечером хозяйка брала в руки каравай хлеба и просила божество поля — «Пакся-аву», чтобы уродился хороший урожай хлебов. За день до Рожества пекли пироги в форме коня и лепешки — колядашки. Важное место играли ряженые, одетые различных животных, среди которых обязательно был медведь. Медведь выступал в роли пок­ровителя конопли и прядильщиц. Ряженые ходили по домам, просили угощения, пели, а так­же смотрели, кто сколько напрял пряжи. Нерадивых хозяев валяли в снегу.

В день Крещения пекли из теста фигурки лошадок, ульев, коров, овец, свиней. В этот день катались на лошадях, так как считали, что если этого не сделать, то божество двора «кар-даз-сярко» рассердится, будет щекотать лошадей и они отощают.

Весенние праздники были направлены на яркую встречу весны, а также на прославле­ние новой жизни и надежды на благополучие.

Последним праздником весеннего цикла, означающим окончание сева, является праздник Троицы. Во многих селах в последний день Троицы устраивали ее проводы. Девушки наряжались парнями, парни — девушками, с венками на головах шли вдоль села с песнями и плясками. Шли к речке или роднику, бросали в воду венки, девушки гадали.

Одним из ярких праздников летнего цикла был праздник Петрова дня, когда жен­щины устраивали моления «бабань — каша». Под руководством женщины молились «Мо-дань-пазу» («Модань-Аве») и просили хорошего и богатого урожая. По окончании моления к роднику или речке ставили яйца, лепешки, кашу, в воду выливали немного вина и обедали.

Среди семейно-родовых культов наибольшее распространение имел культ предков, который ярко проявлялся в похоронных и поминальных обрядах. Главными носительницами и исполнительницами погребальных обрядов были пожилые женщины. Считалось, что пред­вестниками смерти человека были разбитое зеркало, появление в доме муравьев или большого количества мышей, крик совы или вой собак и т.д.

Мордва проявляла большую заботу о «существовании» своего близкого человека в по­тустороннем мире. Умерших хоронили в лучшей одежде, клали в гроб вещи, которые могли пригодиться: мужчинам — кочедык, огниво, ножик; женщинам — веретено, гребень, нитки; детям — игрушки.

Поминки совершались на 3, 9, 20, 40 дни, полгода и год после кончины человека. У мордвы существовало представление, что души умерших людей приходят в дом во время церковных праздников. Поэтому в эти дни перед обедом в доме зажигали свечу перед ико­нами, ставили на стол еду, и старший в семье молился об упокоении души покойных родных. После молитвы все угощались и от каждого кушанья отделяли часть усопших.

Наиболее торжественным семейным праздником являлась свадьба. Свадебный обряд был очень сложен, разнообразен и очень схож с русским обрядом.

костюм

Мордовский мужской костюм не отличался яркостью. Основу костюма составляли следующие элементы: рубаха, штаны.

Женская одежда мордвы отличалась большим разнообразием. Основу женского мордовского костюма составляла рубаха. Женщины мокшанки носили штаны. Наряд мокшанок и эрзянок существенно отличался. Эрзянки, например, поверх рубахи надевали нагрудные и поясные украшения. К нагрудным относятся бисерные воротники, ожерелья и медная застежка в виде обруча с рядами бус и жетонов. Поясные украшения замужних эрзянок состояли из передника и набедренника «пулагай». Внешний вид набедренника девушки или молодой женщины отличался массивностью, пожилые женщины носили более легкие пулагаи.

Рубаха у мокши была короче. Особенностью мокшанского костюма является его многослойность. Поверх нижней рубахи мокшанки надевали нечетное количество рубах.

Типично мордовской обувью были широкие лапти. Праздничной обувью были полусапожки с острыми носами.

infourok.ru

Презентация по мордовскому языку на тему "История мордовского народа"

Описание слайда:

Занятия и промыслы На рубеже I и II тысячелетия применялись подсечно-огневая система земледелия. Она состояла в том, что вырубался участок леса под пашню, корни и ветви деревьев сжигались для удобрения земли. Участок эксплуатировался до тех пор, пока не переставал давать урожай. После этого его забрасывали и расчищали в лесу новый участок. Использовалось и переложное земледелие, когда участок земли засевали через год, давая земле отдохнуть. Мордва применяла и парово-зерновой метод земледелия: участок земли засевался через год попеременно то весной, то осенью, чтобы восстановить её плодородие. Важное место в хозяйстве мордвы занимало животноводство и птицеводство. Основным животным была лошадь (алаша - у мокши, лишме - у эрзи), которая в основном использовалась как тягловая сила - для пахоты, боронования, перевозки грузов и людей. Коров (тракс - у мокши, скал - у эрзи), овец (уча - у мокши, реве - у эрзи), свиней (тува - у мокши, туво - у эрзи) разводили главным образом для собственных нужд: получения мяса, молока, шерсти, шкур. У мордвы были распространены различные ремёсла и промыслы. В основном они были связаны с обработкой дерева, шерсти, растительного волокна. Из дерева изготовляли различные орудия труда, предметы домашнего обихода, утварь. Широко был распространён среди мордвы ткацкий промысел - выделывание холста и сукна из шерсти, конопли и льна. Значительное развитие получила также выделка овчин, валяние сукон, обуви. В конце XIX века начинает развиваться портняжный промысел. Изготавливали, кроме верхней одежды, тёплые чулки, рукавицы, кушаки. Делали также обувь из кожи, липового лыка. К промыслам по обработке металлов относились кузнечное и слесарное дело. Мордовские кузнецы изготовляли сельскохозяйственные орудия труда, подковы, замки, гвозди, топоры, домашнюю утварь. Большое развитие имела также выгонка смолы и дегтя. Женщины пряли лён, посконь, шерсть, ткали холст и сукна как для собственных нужд, так и на продажу. Изготовленные на дому ткани отдавали для крашения и валяния специальным ремесленникам.

infourok.ru

Презентация на тему "Боги Мордвы"

Слайд 1

Боги мордвы

Слайд 2

Тюштя - глава племен мокши и эрзи. Мифологический персонаж. Он наделен магической силой: может пахать сразу на 12, 24 лошадях, управлять 30 сохами, 40 боронами. На лбу у него солнце, на затылке – светлый месяц, на концах волос – светящиеся звездочки. Рождается с железными пятками, с каменным теменем, с завернутыми проволокой коленями. Он красив, строен, обут и одет нарядно. На земле он самый богатый. Одним взглядом может построить город, другим – создать людей; способен управлять явлениями природы.

Слайд 3

Нишкепаз - верховный бог крестьян. Прародитель, создатель всего сущего. Его считали также богом огня и любви, владыкой семейной жизни. Нишкепаз – человек высокого роста с длинными, густыми ниспадающими волосами и белой бородой до земли. Он может превращаться в голубя, лебедя, орла, ласточку, волка, быка, коня, зайца, медведя.

Слайд 4

Паксява - божество покровительница поля. Паксява предстает в образе куропатки или женщины с длинными ниспадающими волосами. Во время цветения ржи в глухую полночь божество поля издает звуки, похожие на свист или плач (к неурожаю). Также, по поверьям, она не разрешала приносить с поля домой камешки и хлеб.

Слайд 5

Кудатя - божество покровитель дома. В каждом доме было свое божество. Наряду с добром Кудатя мог совершить зло. При переезде в новый дом домового обычно звали домой, в противном случае оно могло прийти и навлечь на семью неприятности.

Слайд 6

Персонаж, получивший в народе неоднозначную оценку. По преданиям мордвы, обитает в крестьянском доме, и видеть его может только владелец жилища. Рождается Куйгорож необычным способом : из петушиного или совиного яйца, высиживается хозяевами. Наделён фантастической силой, исполняет любое желание своего владельца. Постоянно требует работы и выполняет её очень быстро. При отсутствии занятия может уничтожить всё сделанное и даже убить хозяина. Чтобы такое не случилось, нужно дать ему невыполнимое задание : свить верёвку из песка, вычерпать воду из реки и т. п. Чаще всего происхождение слова связывают с понятием «куй» («змея»), откуда наличие змеиного хвоста. Куйгорож - гном- покровитель богатства.

Слайд 7

Банява - покровительница бани, здоровья, родов. Она живет под полком вместе со своими детьми. Обычно невидима, но иногда появляется в образе маленькой юной голой женщины, сидящей на полке, расчесывающей длинные светлые волосы. Кроме добра Банява способна причинить зло. Она может испугать входящего, запарить его. По традиции, входя в баню, крестились, чтобы защитить себя от гнева божества. По поверью, она моется после всех, поэтому люди оставляли воду, мыло, веник. Также считается, что Банява помогала роженицам. После родов в ее честь готовили ритуальную кашу.

Слайд 8

Бобо.

Слайд 9

Варда Полумифическое существо, хитрая, злая, завистливая девочка-оборвыш или старое злое существо. Метка на спине Варды указывает на необычность ее происхождения, связь с потусторонними силами. Варда может заставить работать птиц, узнавать новости от месяца. От ее злодеяний матери оберегали детей с помощью плевка под мышки или на вышивку подола рубашки.

Слайд 10

Вирява - божество покровительница леса. По представлениям мордвы в каждом лесу есть свое божество Вирява. Людям показывается редко, обычно в полдень или перед заходом солнца. Внешнее описание неодинаково. В лесу – высокая тонкая женщина (как дерево), в поле – ростом со жниво. У нее длинные, ниже пояса, темные волосы. Ее кожа покрыта рыбьей чешуей; один глаз на макушке, рот как у человека, зубы большие. Может превращаться в зайца. Иногда ее видели в белой рубахе или в национальном мордовском костюме. Видеть Виряву не к добру, но божество считается добрым: следит за порядком в лесу.

Слайд 11

Каштомава – покровительница печи.

Слайд 12

Ковава - богиня покровительница Луны Ковава контролирует время, видит все, что происходит на земле; от нее зависит здоровье людей. Поэтому в ее честь произносились молитвы. У Ковавы есть муж – бог покровитель Луны – Коватя.

Слайд 13

Кельме Атя - старик Мороз. Божество покровитель холода. Это божество может быть и жестоким, и добрым. Живет в ледяном доме, любимое место – за трубой. В сказочных сюжетах за содеянное зло Кельме Атя старается отплатить добром. Чтобы расположить божество к себе, ему предлагают мучной кисель, который в каждом доме ставят на край подоконника, просят не дать погибнуть урожаю, не заморозить человека.

Слайд 14

Нишкеава - божество покровительница пасеки. Каждая пасека имела собственное божество, обитающее в одном из самых больших ульев. К ней обращались с молянами при болезни, если она, как предполагалось, была связана с пасекой, пчелами, медом. В таких случаях молились непосредственно на пасеке. Считалось, что хорошего человека пчела не укусит (Нишкеава не позволит).

Слайд 15

Свои божества были и у природных стихий:

Слайд 16

Ведь Ава - божество воды и покровительница деторождения По религиозным воззрения мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява. Ведява – молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами. Ведява предстает перед людьми в обнаженном виде ночью или поздно вечером; реже – с ведром в руке или в мордовской рубахе. Обычно она плещет водой или расчесывает волосы. По поверью, у Ведявы есть муж – Ведь Атя.

Слайд 17

Ведь Атя - божество воды, муж Ведь Авы. У него длинная седая борода, живет глубоко в воде вместе с Ведявой. Его функции ограничены (тянет в воду утопленников). Имя Ведяти упоминается в просьбах о помощи вылечить какие-либо болезни (особенно глазные).

Слайд 18

Толпаз - божество огня. Представляется в красной рубашке, штанах, танцующим, играющим без ветра. Толпаз сильный, приносит пользу людям, но если рассердится – может навредить. Кроме божества воды – Ведявы, никого не боится. В качестве жертвы божеству огня приносили красного петуха.

nsportal.ru

Презентация по окружающему миру на тему "Занятия древней мордвы"

Слайд 1

Занятия древней мордвы Выполнил ученик 4А класса: Полушкин Михаил

Слайд 2

Основным занятием мордвы издревле было земледелие. В первой половине I тысячелетия новой эры землю в основном обрабатывали мотыгами, а с середины I тысячелетия земледелие становится пашенным (плужным).

Слайд 3

Значительное место в хозяйстве мордвы принадлежало скотоводству (свиньи, козы, овцы , крупный рогатый скот). Занимались также охотой, рыболовством, бортничеством .

Слайд 4

Древней мордве были известны металлургия и металлообработка, из болотных и дерновых руд добывалось железо. Мордовские кузнецы владели способом обработки металла в горячем состоянии, знали технику термической обработки.

Слайд 5

Пашенное земледелие, скотоводство, развитое ремесло, природные богатства мордовской земли (пушнина, мёд, воск, рыба, лес и др.) давали возможность вести торговлю сначала меновую, а затем и на деньги. В качестве денежного эквивалента выступали беличьи шкурки — урт (морд. ур — белка). Беличья система валюты существовала и у соседей мордвы, как финноязычных , так и тюрко-язычных, у славян. Металлические деньги у мордвы вошли в обращение к 10 в., когда платёжным знаком становится дирхем. К этому времени в торговле мордвы важное место заняли связи с арабским миром.

Слайд 6

В Саранской таможенной книге за 1692 впервые встречается термин « мордовщина », который обозначал определенную территорию, относительно компактно заселённую мордвы, с одной стороны, и нетоварное разделение труда, с другой, мордва торговала хлебом, скотом, воском, пушниной, мёдом, хмелем, дровами , изделиями из дерева, кожей и др.

Слайд 7

Во 2-й пол. 19 — нач . 20 вв. мордва активно втягивалась в предпринимательскую деятельность. Значительные капиталы концентрировались в лесной промышленности. Другой отраслью, имевшей большое значение в капитализации экономики мордвы, являлся железнодорожный транспорт, и в первую очередь Московско-Казанская железная дорога, проложенная в 90-х годах прошлого века по основной территории расселения мордвы.

Слайд 8

В настоящее время промышленность Мордовии ( электротехнич ., приборостроительная, машиностроит ., химич . и др.) располагает квалифицированными рабочими (св. 100 тыс. чел.). Агропромышленный комплекс Мордовии имеет животноводческо-зерновое направление и выделяется среди других республик Поволжья высоким удельным весом технических культур (конопли, сахарной свеклы) и картофеля . В последние годы в сельском хозяйстве все шире распространяются разные формы арендного подряда, фермерство.

Слайд 9

Во многих сёлах, таких как Теризморга , Подлесная Тавла и других вырезали из липы различные фигурки

Слайд 12

Список использованных источников 1. http ://bibliofond.ru / 2. zubova-poliana.narod.ru 3. edu.znate.ru

nsportal.ru

Презентация к уроку эрзянского языка "Мифы мордвы"

7777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777

Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку эрзянского языка "Мифы мордвы"»

Мифы древней мордвы

Мифы древней мордвы

Миф - это повествование, отражающее фантастические представления людей об окружающем мире,природе, человеческой сущности.

Миф -

это повествование, отражающее фантастические представления людей об окружающем мире,природе, человеческой сущности.

Мифы двух групп мордвы - эрзи и мокши - в целом близки. По-разному именуются некоторые боги и герои. Так, у мокши верховный бог-творец носит имя Шкай (

Мифы двух групп мордвы - эрзи и мокши - в целом близки. По-разному именуются некоторые боги и герои. Так, у мокши верховный бог-творец носит имя Шкай ("Творец") . У эрзи он именуется родственным именем Нишке (от ни - "великий" и шке - "творец") .

Шкай (

Шкай ("Творец")

Птица-демиург Миф о птице-творце сохранился и в мордовском фольклоре. Великая птица Ине Нармонь сносит яйцо: из желтка возникает земля , из скорлупы - подземная и небесная твердь . По другому мифу, птица высиживает три яйца. Из одного яйца вылупляется жаворонок - птица, символизирующая начало весенних полевых работ, покровитель земледелия; из другого - соловей , символизирующий дом и домашнее хозяйство; из третьего - лесная птица кукушка .

Птица-демиург

Миф о птице-творце сохранился и в мордовском фольклоре. Великая птица Ине Нармонь сносит яйцо: из желтка возникает земля , из скорлупы - подземная и небесная твердь .

По другому мифу, птица высиживает три яйца. Из одного яйца вылупляется жаворонок - птица, символизирующая начало весенних полевых работ, покровитель земледелия; из другого - соловей , символизирующий дом и домашнее хозяйство; из третьего - лесная птица кукушка .

Птица-демиург

Птица-демиург

Как Бог и Шайтан творили мир Слюна превратилась в бугор (в другом варианте мифа - в скалу). Бог ударил бугор волшебным жезлом, чтобы уничтожить его, но оттуда выскочил Шайтан.

Как Бог и Шайтан творили мир

Слюна превратилась в бугор (в другом варианте мифа - в скалу).

Бог ударил бугор волшебным жезлом, чтобы уничтожить его, но оттуда выскочил Шайтан.

Как Бог и Шайтан творили мир

Как Бог и Шайтан творили мир

Шайтан принялся вредить богу во всех делах творения, и Чам-пазу пришлось все исправлять.

Шайтан принялся вредить богу во всех делах творения, и Чам-пазу пришлось все исправлять.

Чам-паз создал себе истинную помощницу - богиню плодородия Анге-патяй (патяй -

Чам-паз создал себе истинную помощницу - богиню плодородия Анге-патяй (патяй -"женщина, тетка") и богиню леса Вирь-аву .

Богиня плодородия Анге-патяй

Богиня плодородия Анге-патяй

Богиня леса Вирь-ава

Богиня леса Вирь-ава

Нельзя быть по-настоящему культурным человеком, не зная истории родной культуры, многие корни которой уходят в глубины язычества с его духами и богами.

Нельзя быть по-настоящему культурным человеком, не зная истории родной культуры, многие корни которой уходят в глубины язычества с его духами и богами.

kopilkaurokov.ru

Презентация "Божества мордвы" | Социальная сеть работников образования

Слайд 2

Тюштя - глава племен мокши и эрзи. Мифологический персонаж. Он наделен магической силой: может пахать сразу на 12, 24 лошадях, управлять 30 сохами, 40 боронами. На лбу у него солнце, на затылке – светлый месяц, на концах волос – светящиеся звездочки. Рождается с железными пятками, с каменным теменем, с завернутыми проволокой коленями. Он красив, строен, обут и одет нарядно. На земле он самый богатый. Одним взглядом может построить город, другим – создать людей; способен управлять явлениями природы.

Слайд 3

Прародитель, создатель всего сущего. Его считали также богом огня и любви, владыкой семейной жизни. Нишкепаз – человек высокого роста с длинными, густыми ниспадающими волосами и белой бородой до земли. Он может превращаться в голубя, лебедя, орла, ласточку, волка, быка, коня, зайца, медведя.

Слайд 4

Паксява предстает в образе куропатки или женщины с длинными ниспадающими волосами. Во время цветения ржи в глухую полночь Паксява издает звуки, похожие на свист или плач - к неурожаю. Также, по поверьям, она не разрешала приносить с поля домой камешки и хлеб.

Слайд 5

По религиозным воззрения мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведьава. Ведьава – молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами. Ведьава предстает перед людьми в обнаженном виде ночью или поздно вечером; реже – с ведром в руке или в мордовской рубахе. Обычно она плещет водой или расчесывает волосы. По поверью, у Ведьавы есть муж – Ведьатя.

Слайд 6

Ведьатя - бог воды, муж Ведьавы. У него длинная седая борода, живет глубоко в воде вместе с Ведьавой. Он обычно тянет в воду утопленников. Имя Ведьати упоминается в просьбах о помощи вылечить какие-либо болезни.

Слайд 7

Вирьава - покровительница леса. По представлениям мордвы в каждом лесу есть свое божество Вирьава. Людям показывается редко, обычно в полдень или перед заходом солнца. Внешнее описание неодинаково. В лесу – высокая тонкая женщина (как дерево), в поле – ростом со жниво. У нее длинные, ниже пояса, темные волосы. Ее кожа покрыта рыбьей чешуей; один глаз на макушке, рот как у человека, зубы большие. Может превращаться в зайца. Иногда ее видели в белой рубахе или в национальном мордовском костюме. Видеть Вирьаву не к добру, но богиня считается доброй: следит за порядком в лесу.

Слайд 8

В каждом доме был свой покровитель. Наряду с добром Кудатя мог совершить зло. При переезде в новый дом домового обычно звали домой, в противном случае оно могло прийти и навлечь на семью неприятности.

Слайд 9

Персонаж, получивший в народе неоднозначную оценку. По преданиям мордвы, обитает в крестьянском доме, и видеть его может только владелец жилища. Рождается Куйгорож необычным способом : из петушиного или совиного яйца, высиживается хозяевами. Наделён фантастической силой, исполняет любое желание своего владельца. Постоянно требует работы и выполняет её очень быстро. При отсутствии занятия может уничтожить всё сделанное и даже убить хозяина. Чтобы такое не случилось, нужно дать ему невыполнимое задание : свить верёвку из песка, вычерпать воду из реки и т. п. Куйгорож - гном- покровитель богатства.

Слайд 10

Банява - покровительница бани, здоровья, родов. Она живет под полком вместе со своими детьми. Обычно невидима, но иногда появляется в образе маленькой юной голой женщины, сидящей на полке, расчесывающей длинные светлые волосы. Кроме добра Банява способна причинить зло. Она может испугать входящего, запарить его. По традиции, входя в баню, крестились, чтобы защитить себя от гнева Банявы. По поверью, она моется после всех, поэтому люди оставляли воду, мыло, веник. Также считается, что Банява помогала роженицам. После родов в ее честь готовили ритуальную кашу.

Слайд 11

Ковава контролирует время, видит все, что происходит на земле; от нее зависит здоровье людей. Поэтому в ее честь произносились молитвы. У Ковавы есть муж – бог покровитель Луны – Коватя.

Слайд 12

Кельмеатя - Дед Мороз. Покровитель холода. Кельмеатя может быть и жестоким, и добрым. Живет в ледяном доме, любимое место – за трубой. В сказочных сюжетах за содеянное зло Кельмеатя старается отплатить добром. Чтобы расположить его у себя, ему предлагают мучной кисель, который в каждом доме ставят на край подоконника, просят не дать погибнуть урожаю, не заморозить человека.

Слайд 13

Нишкеава - покровительница пасеки. Каждая пасека имела собственное божество, обитающее в одном из самых больших ульев. К ней обращались с молитвами при болезни, если она, как предполагалось, была связана с пасекой, пчелами, медом. В таких случаях молились непосредственно на пасеке. Считалось, что хорошего человека пчела не укусит (Нишкеава не позволит).

Слайд 14

Толпаз - бог огня. Представляется в красной рубашке, штанах, танцующим, играющим без ветра. Толпаз сильный, приносит пользу людям, но если рассердится – может навредить. Кроме божества воды – Ведявы, никого не боится. В качестве жертвы божеству огня приносили красного петуха.

Слайд 15

Спасибо за внимание!

nsportal.ru


Смотрите также