Презентация по окружающему миру на тему "Занятия древней мордвы". Древняя мордва презентация
Презентация для начальных классов "Быт и обычаи мордвы"
БЫТ И ОБЫЧАИ МОРДВЫ
Выполнила:
Учитель начальных классов
Пронина Ольга
ПЛАН:
Жилище.
Одежда и украшения.
Домашняя утварь.
Традиционные занятия.
Народные обычаи и традиции
1. Жилища
Жилищем древней мордве служили землянки и полуземлянки .
Под воздействием славян на смену землянкам пришло наземное жилище – куд (м.), кудо (э.)
Традиционное жилище мордвы было в основном двух видов: двухраздельное (изба, сени) и трехраздельное (изба, сени, горница). Для строительства мордва предпочитала сосну или ель, осиновый дом считался не пригодным для жилья («Кто построит осиновый дом, Тот пусть скажет: я без дома … Тепло его вверх поднимается, Угар вниз опускается.» из старинной морд. песни)
Реконструкция внутреннего убранства эрзянской избы И для мокши и для эрзи характерно расположение между стеной и печью дощатого настила (кершпиль). У мокшан в дополнение к нему под потолком находились полати, на которых спали Реконструкция внутреннего убранства мокшанской избы
Курная изба с дверью особой конструкции и кершпелем.
с.Дракино Беднодемьяновского уезда, 1920-е годы
Угол избы с печкой.
Крестьянская курная изба.
Фрагмент экспозиц Мордовского республиканского краеведческого музея
2. Одежда
Традиционные костюмы мордвы-мокша
Традиционные костюмы мордвы-эрзя
Пулай – набедренное украшение эрзи, первая половина XX в.
3. Домашняя утварь
Чашка с ложкой
Братина
Ритуальный ковш
Плетеная и берестяная утварь
Берестяная ложкарница
Прялка XIX в.
Деревянные вальки
для стирки и глажения белья
Деревянные дуршлаги
Парь – выдолбленная из липы и украшенная резным орнаментом кадушка
Бирки счетные. XIX в.
Керамические сосуды. Срубная культура II тыс.до н.э.
Керамические сосуды. Мордва-эрзя IV-VII в.в.
Керамические сосуды. Мордва-мокша VIII-IX в.в.
Коллекция
керамических изделий
Детская художественная школа г.Рузаевка РМ
4. Традиционные занятия
Издревле традиционными занятиями мордвы (как мокша, так и эрзя) были рыболовство, охота, собирательство и бортничество. В эпоху феодализма активно развивается земледелие, разведение скота и др.
Пасека
Уборка хлеба
Водяные и ручные мельницы
Беление холста
Разглаживание холста
Вышивальщицы
Плетение кружева
Традиционный способ прядение шерсти
Изготовление с/х инвентаря
Толчение проса на блины
Лесорубы на отдыхе
Бондари
Изготовление глиняной посуды
Вальщик
Плетение лаптей
4. Народные обычаи и традиции
До начала XX века у мордвы существовали две формы семьи: преимущественно большая патриархальная и малая индивидуальная. Большая патриархальная охватывала несколько поколений потомков по мужской линии, а т.к. мордовские семьи традиционно были многодетными, то в семье могло насчитываться более 50 человек. Главой был обычно самый старший мужчина (кудазор (м.), покштя (э.). Однако с развитием капиталистических отношений большие семьи стали распадаться на малые, но главой по прежнему оставался муж.
Мордовская семья вокруг дупляного колодца.
с. Промзино Беднодемьяновского уезда, 1920-е годы
Мордовская свадьба
Заключение браков являлось не столько делом молодых, сколько их родителей. Основное внимание уделялось на имущественное положение семьи невесты, ее здоровье и трудолюбие. Невесты нередко были старше своих женихов на 10 и более лет. Объяснялось это стремлением родителей жениха пораньше получить дополнительные рабочие руки, родителей невесты – как можно дольше удержать эти же руки в своем доме.
Браки заключались путем прямого договора, одновременно имели место и похищения невест, порой с молчаливого согласия родителей, дабы избежать многочисленных свадебных расходов.
Обряд расплетания косы перед свадьбой
Традиционный обряд приглашения гостей на свадьбу
Мордовская свадьба
с. Сурское Корсунского уезда,
1920-е годы
Традиционные праздники и народные гулянья
Мордовские народные праздники тесно связаны с хозяйственной деятельностью и приурочены к земледельческому календарю. Многие из них остались почти не затронутыми влиянием христианства, а те которые приняли христианскую форму, не потеряли своих языческих особенностей.
Праздник на улице
с. Стандрово Темниковского уезда,
1920-е годы
Зимние праздники начинались с празднования «Рождественский дом» (кштиме куд, роштувань куд (м.), роштувань кудо (э.). Праздник сопровождался различными святочными обрядами, песнями, играми, массовыми гуляньями с ряжеными (роштувань бабат), в которых участвовала в основном молодежь.
На Новый год повторялся весь комплекс рождественских обрядов, только в несколько расширенном, либо измененном виде. В гаданиях участвовали не только молодые, но и старики, которые гадали об урожае, приплоде скота, погоде. В ночь в некоторых селах жгли костры и прыгали через них
Святочные гадания
Во время празднования масленицы строили карусель, имитирующую форму солнца и его лучей. Врывали на горе большой кол, на него надевали колесо, к которому лучеобразно прикрепляли жерди, а к ним привязывали салазки. Несколько человек крутили ее, остальные катались.
Большая группа обычаев и обрядов сосредотачивалась вокруг Пасхи (очижи (м.), инечи(э.). Накануне готовили брагу (очижинь пуре), которую в день пасхи пили сами и обливали лошадей, чтобы те были здоровы и сильны. В первый день пасхи девушки, образуя две группы, обходили все дома, совершая обряд, напоминающий колядование. В каждом доме к их приходу собирали два стола и угощали лучшими блюдами.
Особым почтением пользуется у мордвы день Троицы (кизонь ши (м.), кизонь чи(э.). В этот день дома и надворные постройки украшаются ветками деревьев, а в некоторых селах и молодыми деревцами, пол устилается свежескошенной травой. Устраиваются массовые гулянья.
В последний день Троицы праздновали проводы весны (тундань прважама (м.), тундонь ильтямо (э.). Праздник сопровождался гуляньями с ряжеными, представлявшими собой лесных духов.
Празднование Троицы
videouroki.net
Презентация на тему: "Мордва Среднего Поволжья"
Хозяйственное освоение Самарской Луки в XV-XVII в.
Для крепнувшего Российского государства привлекательной была территория Поволжья т.к. именно здесь проходил волжский торговый путь. Но хозяева (кочевники) этой территории вели враждебную политику по отношению к Российскому правительству. И эта враждебная политика казанских правителей в XVI в. привела к прекращению торговли во великому волжскому пути. И к тому же в этой ситуации турецкий султан предпринял попытки собрать осколки Золотой Орды под эгидой Османской империи. Эти события потребовали от Москвы решительных вооруженных действий по отношению к Казани с целью вкл. Поволжья в состав Российской империи. Таким образом в 1552 русские войска берут Казань, а уже в 1556- Астрахань. Таким образом, Поволжье было присоединено к России. И значение присоединения Поволжья к России было огромно: прекратились не только войны, которые разрушали экономику поволжских народов и мешали торговле по великому торговому пути, но и также были созданы условия для хозяйственного освоения новых территорий. И тогда московское правительство решает укрепить присоединенную территорию, с помощью строительства городов - крепостей. Эта программа стала осуществляться после смерти Ивана Грозного. Так уже в 1586 г. была построена Самара. И уже после строительства в конце XVI-XVII в. на Самарской Луке стали появляться постоянные селения, основателями которых были беглые крестьяне, мордва и чуваши, которые уходили на Волгу от тяжелых феодальных повинностей, малоземелья и бедности центральных уездов страны.
И теперь я хочу остановиться и более подробно рассказать о таком народе как мордва.
Мордва - угро-финская народность, областью формирования которой является междуречье Волги и Оки, побережье рек Мокшы и Суры. К середине I тыс. н.э. складывается 2 мордовских союза (группы): эрзя, мокша. Мокша заселяла бассейн реки Мокши, эрзя – бассейн реки Суры. Предками мордвы принято считать племена городецкой культуры. Мордовский язык входит в состав финно- угорской группы уральской семьи языков.
Первое письменное упоминание об этом народе Европы содержится в сочинении «О происхождении и деяниях готов» историка Иордана (VI в.). Позднее известие об области Мордия (Mordia) встречается в трактате «Об управлении империей», приписываемом византийскому императору Константину VII Багрянородному (908 — 959 гг.). В настоящее время большинство ученых считают, что этноним «мордва» имеет ираноязычное происхождение (древнеперсидское martiua — мужчина, человек; мордовское муръдъ, миръде — мужчина, муж).
Мордовские племена пришли на самарскую Луку в XIV в. Массовое же проникновение мордвы на территорию Самарского Поволжья началось с середины XVI в.
хозяйство
Основу хозяйства мордвы составляло пашенное земледелие в сочетании с домашним животноводством и промыслами. В 1768 году учёный-путешественник Иван Лепёхин так охарактеризовал мордву живущие за Черемшане (эта большая река впадает в Волгу выше села Хрящёвка). Он отмечал, что мордовские женщины пашут и косят наравне с мужчинами. На первом месте среди высеваемых мордвой культур была рожь, на втором овёс. Пшеницу и гречиху этот народ, по словам И. Лепёхина, сеял мало. Лён и коноплю выращивали только для своих нужд. Мордва после сбора урожая пускала на поле скот, который поедал остатки стеблей, сорняки и унавоживал землю. Весной оставшиеся сухие стебли сжигали, и зола удобряла почву. Такой приём называется «толока», его использовали и татары.
Охота – одно из древнейших занятий мордвы. Письменные источники отмечали Поволжье, в том числе и земли, принадлежащие мордовскому народу, как одни из главных поставщиков пушнины. Многие исследователи отмечали страсть мордвина к охоте. «Леса породили в них охоту к звероловству: куда бы мордвин ни ехал, в поле за сеном или в лес, всегда окружает его стая гончих собак. Зимой он нарочно отправляется на охоту травить зайцев, лисиц, волков, и часто хорошая добыча вознаграждает труды его», — так описывает В.И. Козлов.
пища
пища мордовского народа состояла из продуктов земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Излюбленное блюдо – блины. Повседневным кушаньем была каша. Из напитков самым популярным был квас, заимствованный у русских.
Поселения и жилища
Основными типами поселений мокши и эрзи являлись деревни и села. Дома строили из дерева с соломенной крышей. Традиционное мордовское жилище было двух типов: трехраздельное и двухраздельное. Трехраздельный дом состоял из жилой избы, сеней и горницы. Изба являлась постоянным жилищем для всей семьи, зимой — отапливалась. Горница использовалась по-разному: иногда в ней жила семья родственников, ибо она считалась «чистой», парадной комнатой, но значительно чаще служила местом, где хранилась утварь и продукты, только в летнее время была спальней. В мордовских домах было два окна — одно выходило на улицу, второе — во двор - их часто закрывали бычьим пузырем или рыбьей кожей.
Обряды и праздники
В праздничном мордовском календаре четко прослеживаются земледельческие традиции, в которых языческие верования переплелись с христианством.
Народные мордовские праздники — «озксы» (моления) начинались с молитвы божеству, в честь которого был организован праздник. «Озксы» всегда совершались за деревней, у ручья, родника или у опушки леса, под деревом. Были также мужские и женские моления. Накануне, до моления мылись в бане и надевали чистое платье. В дни наиболее важных «озк-сов» не работали, так как это считалось большим грехом.
Как и у других народов Поволжья, мордовский календарь обрядов и праздников делился на три цикла: зимние, весенне-летние и осенние.
В зимнее время года мордва отмечала такие праздники как Новый год. Накануне Нового года готовили орешки, жарили поросенка, гуся или курицу. Вечером хозяйка брала в руки каравай хлеба и просила божество поля — «Пакся-аву», чтобы уродился хороший урожай хлебов. За день до Рожества пекли пироги в форме коня и лепешки — колядашки. Важное место играли ряженые, одетые различных животных, среди которых обязательно был медведь. Медведь выступал в роли покровителя конопли и прядильщиц. Ряженые ходили по домам, просили угощения, пели, а также смотрели, кто сколько напрял пряжи. Нерадивых хозяев валяли в снегу.
В день Крещения пекли из теста фигурки лошадок, ульев, коров, овец, свиней. В этот день катались на лошадях, так как считали, что если этого не сделать, то божество двора «кар-даз-сярко» рассердится, будет щекотать лошадей и они отощают.
Весенние праздники были направлены на яркую встречу весны, а также на прославление новой жизни и надежды на благополучие.
Последним праздником весеннего цикла, означающим окончание сева, является праздник Троицы. Во многих селах в последний день Троицы устраивали ее проводы. Девушки наряжались парнями, парни — девушками, с венками на головах шли вдоль села с песнями и плясками. Шли к речке или роднику, бросали в воду венки, девушки гадали.
Одним из ярких праздников летнего цикла был праздник Петрова дня, когда женщины устраивали моления «бабань — каша». Под руководством женщины молились «Мо-дань-пазу» («Модань-Аве») и просили хорошего и богатого урожая. По окончании моления к роднику или речке ставили яйца, лепешки, кашу, в воду выливали немного вина и обедали.
Среди семейно-родовых культов наибольшее распространение имел культ предков, который ярко проявлялся в похоронных и поминальных обрядах. Главными носительницами и исполнительницами погребальных обрядов были пожилые женщины. Считалось, что предвестниками смерти человека были разбитое зеркало, появление в доме муравьев или большого количества мышей, крик совы или вой собак и т.д.
Мордва проявляла большую заботу о «существовании» своего близкого человека в потустороннем мире. Умерших хоронили в лучшей одежде, клали в гроб вещи, которые могли пригодиться: мужчинам — кочедык, огниво, ножик; женщинам — веретено, гребень, нитки; детям — игрушки.
Поминки совершались на 3, 9, 20, 40 дни, полгода и год после кончины человека. У мордвы существовало представление, что души умерших людей приходят в дом во время церковных праздников. Поэтому в эти дни перед обедом в доме зажигали свечу перед иконами, ставили на стол еду, и старший в семье молился об упокоении души покойных родных. После молитвы все угощались и от каждого кушанья отделяли часть усопших.
Наиболее торжественным семейным праздником являлась свадьба. Свадебный обряд был очень сложен, разнообразен и очень схож с русским обрядом.
костюм
Мордовский мужской костюм не отличался яркостью. Основу костюма составляли следующие элементы: рубаха, штаны.
Женская одежда мордвы отличалась большим разнообразием. Основу женского мордовского костюма составляла рубаха. Женщины мокшанки носили штаны. Наряд мокшанок и эрзянок существенно отличался. Эрзянки, например, поверх рубахи надевали нагрудные и поясные украшения. К нагрудным относятся бисерные воротники, ожерелья и медная застежка в виде обруча с рядами бус и жетонов. Поясные украшения замужних эрзянок состояли из передника и набедренника «пулагай». Внешний вид набедренника девушки или молодой женщины отличался массивностью, пожилые женщины носили более легкие пулагаи.
Рубаха у мокши была короче. Особенностью мокшанского костюма является его многослойность. Поверх нижней рубахи мокшанки надевали нечетное количество рубах.
Типично мордовской обувью были широкие лапти. Праздничной обувью были полусапожки с острыми носами.
infourok.ru
Презентация по мордовскому языку на тему "История мордовского народа"
Описание слайда:
Занятия и промыслы На рубеже I и II тысячелетия применялись подсечно-огневая система земледелия. Она состояла в том, что вырубался участок леса под пашню, корни и ветви деревьев сжигались для удобрения земли. Участок эксплуатировался до тех пор, пока не переставал давать урожай. После этого его забрасывали и расчищали в лесу новый участок. Использовалось и переложное земледелие, когда участок земли засевали через год, давая земле отдохнуть. Мордва применяла и парово-зерновой метод земледелия: участок земли засевался через год попеременно то весной, то осенью, чтобы восстановить её плодородие. Важное место в хозяйстве мордвы занимало животноводство и птицеводство. Основным животным была лошадь (алаша - у мокши, лишме - у эрзи), которая в основном использовалась как тягловая сила - для пахоты, боронования, перевозки грузов и людей. Коров (тракс - у мокши, скал - у эрзи), овец (уча - у мокши, реве - у эрзи), свиней (тува - у мокши, туво - у эрзи) разводили главным образом для собственных нужд: получения мяса, молока, шерсти, шкур. У мордвы были распространены различные ремёсла и промыслы. В основном они были связаны с обработкой дерева, шерсти, растительного волокна. Из дерева изготовляли различные орудия труда, предметы домашнего обихода, утварь. Широко был распространён среди мордвы ткацкий промысел - выделывание холста и сукна из шерсти, конопли и льна. Значительное развитие получила также выделка овчин, валяние сукон, обуви. В конце XIX века начинает развиваться портняжный промысел. Изготавливали, кроме верхней одежды, тёплые чулки, рукавицы, кушаки. Делали также обувь из кожи, липового лыка. К промыслам по обработке металлов относились кузнечное и слесарное дело. Мордовские кузнецы изготовляли сельскохозяйственные орудия труда, подковы, замки, гвозди, топоры, домашнюю утварь. Большое развитие имела также выгонка смолы и дегтя. Женщины пряли лён, посконь, шерсть, ткали холст и сукна как для собственных нужд, так и на продажу. Изготовленные на дому ткани отдавали для крашения и валяния специальным ремесленникам.
infourok.ru
Презентация на тему "Боги Мордвы"
Слайд 1
Боги мордвы
Слайд 2
Тюштя - глава племен мокши и эрзи. Мифологический персонаж. Он наделен магической силой: может пахать сразу на 12, 24 лошадях, управлять 30 сохами, 40 боронами. На лбу у него солнце, на затылке – светлый месяц, на концах волос – светящиеся звездочки. Рождается с железными пятками, с каменным теменем, с завернутыми проволокой коленями. Он красив, строен, обут и одет нарядно. На земле он самый богатый. Одним взглядом может построить город, другим – создать людей; способен управлять явлениями природы.
Слайд 3
Нишкепаз - верховный бог крестьян. Прародитель, создатель всего сущего. Его считали также богом огня и любви, владыкой семейной жизни. Нишкепаз – человек высокого роста с длинными, густыми ниспадающими волосами и белой бородой до земли. Он может превращаться в голубя, лебедя, орла, ласточку, волка, быка, коня, зайца, медведя.
Слайд 4
Паксява - божество покровительница поля. Паксява предстает в образе куропатки или женщины с длинными ниспадающими волосами. Во время цветения ржи в глухую полночь божество поля издает звуки, похожие на свист или плач (к неурожаю). Также, по поверьям, она не разрешала приносить с поля домой камешки и хлеб.
Слайд 5
Кудатя - божество покровитель дома. В каждом доме было свое божество. Наряду с добром Кудатя мог совершить зло. При переезде в новый дом домового обычно звали домой, в противном случае оно могло прийти и навлечь на семью неприятности.
Слайд 6
Персонаж, получивший в народе неоднозначную оценку. По преданиям мордвы, обитает в крестьянском доме, и видеть его может только владелец жилища. Рождается Куйгорож необычным способом : из петушиного или совиного яйца, высиживается хозяевами. Наделён фантастической силой, исполняет любое желание своего владельца. Постоянно требует работы и выполняет её очень быстро. При отсутствии занятия может уничтожить всё сделанное и даже убить хозяина. Чтобы такое не случилось, нужно дать ему невыполнимое задание : свить верёвку из песка, вычерпать воду из реки и т. п. Чаще всего происхождение слова связывают с понятием «куй» («змея»), откуда наличие змеиного хвоста. Куйгорож - гном- покровитель богатства.
Слайд 7
Банява - покровительница бани, здоровья, родов. Она живет под полком вместе со своими детьми. Обычно невидима, но иногда появляется в образе маленькой юной голой женщины, сидящей на полке, расчесывающей длинные светлые волосы. Кроме добра Банява способна причинить зло. Она может испугать входящего, запарить его. По традиции, входя в баню, крестились, чтобы защитить себя от гнева божества. По поверью, она моется после всех, поэтому люди оставляли воду, мыло, веник. Также считается, что Банява помогала роженицам. После родов в ее честь готовили ритуальную кашу.
Слайд 8
Бобо.
Слайд 9
Варда Полумифическое существо, хитрая, злая, завистливая девочка-оборвыш или старое злое существо. Метка на спине Варды указывает на необычность ее происхождения, связь с потусторонними силами. Варда может заставить работать птиц, узнавать новости от месяца. От ее злодеяний матери оберегали детей с помощью плевка под мышки или на вышивку подола рубашки.
Слайд 10
Вирява - божество покровительница леса. По представлениям мордвы в каждом лесу есть свое божество Вирява. Людям показывается редко, обычно в полдень или перед заходом солнца. Внешнее описание неодинаково. В лесу – высокая тонкая женщина (как дерево), в поле – ростом со жниво. У нее длинные, ниже пояса, темные волосы. Ее кожа покрыта рыбьей чешуей; один глаз на макушке, рот как у человека, зубы большие. Может превращаться в зайца. Иногда ее видели в белой рубахе или в национальном мордовском костюме. Видеть Виряву не к добру, но божество считается добрым: следит за порядком в лесу.
Слайд 11
Каштомава – покровительница печи.
Слайд 12
Ковава - богиня покровительница Луны Ковава контролирует время, видит все, что происходит на земле; от нее зависит здоровье людей. Поэтому в ее честь произносились молитвы. У Ковавы есть муж – бог покровитель Луны – Коватя.
Слайд 13
Кельме Атя - старик Мороз. Божество покровитель холода. Это божество может быть и жестоким, и добрым. Живет в ледяном доме, любимое место – за трубой. В сказочных сюжетах за содеянное зло Кельме Атя старается отплатить добром. Чтобы расположить божество к себе, ему предлагают мучной кисель, который в каждом доме ставят на край подоконника, просят не дать погибнуть урожаю, не заморозить человека.
Слайд 14
Нишкеава - божество покровительница пасеки. Каждая пасека имела собственное божество, обитающее в одном из самых больших ульев. К ней обращались с молянами при болезни, если она, как предполагалось, была связана с пасекой, пчелами, медом. В таких случаях молились непосредственно на пасеке. Считалось, что хорошего человека пчела не укусит (Нишкеава не позволит).
Слайд 15
Свои божества были и у природных стихий:
Слайд 16
Ведь Ава - божество воды и покровительница деторождения По религиозным воззрения мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява. Ведява – молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами. Ведява предстает перед людьми в обнаженном виде ночью или поздно вечером; реже – с ведром в руке или в мордовской рубахе. Обычно она плещет водой или расчесывает волосы. По поверью, у Ведявы есть муж – Ведь Атя.
Слайд 17
Ведь Атя - божество воды, муж Ведь Авы. У него длинная седая борода, живет глубоко в воде вместе с Ведявой. Его функции ограничены (тянет в воду утопленников). Имя Ведяти упоминается в просьбах о помощи вылечить какие-либо болезни (особенно глазные).
Слайд 18
Толпаз - божество огня. Представляется в красной рубашке, штанах, танцующим, играющим без ветра. Толпаз сильный, приносит пользу людям, но если рассердится – может навредить. Кроме божества воды – Ведявы, никого не боится. В качестве жертвы божеству огня приносили красного петуха.
nsportal.ru
Презентация по окружающему миру на тему "Занятия древней мордвы"
Слайд 1
Занятия древней мордвы Выполнил ученик 4А класса: Полушкин Михаил
Слайд 2
Основным занятием мордвы издревле было земледелие. В первой половине I тысячелетия новой эры землю в основном обрабатывали мотыгами, а с середины I тысячелетия земледелие становится пашенным (плужным).
Слайд 3
Значительное место в хозяйстве мордвы принадлежало скотоводству (свиньи, козы, овцы , крупный рогатый скот). Занимались также охотой, рыболовством, бортничеством .
Слайд 4
Древней мордве были известны металлургия и металлообработка, из болотных и дерновых руд добывалось железо. Мордовские кузнецы владели способом обработки металла в горячем состоянии, знали технику термической обработки.
Слайд 5
Пашенное земледелие, скотоводство, развитое ремесло, природные богатства мордовской земли (пушнина, мёд, воск, рыба, лес и др.) давали возможность вести торговлю сначала меновую, а затем и на деньги. В качестве денежного эквивалента выступали беличьи шкурки — урт (морд. ур — белка). Беличья система валюты существовала и у соседей мордвы, как финноязычных , так и тюрко-язычных, у славян. Металлические деньги у мордвы вошли в обращение к 10 в., когда платёжным знаком становится дирхем. К этому времени в торговле мордвы важное место заняли связи с арабским миром.
Слайд 6
В Саранской таможенной книге за 1692 впервые встречается термин « мордовщина », который обозначал определенную территорию, относительно компактно заселённую мордвы, с одной стороны, и нетоварное разделение труда, с другой, мордва торговала хлебом, скотом, воском, пушниной, мёдом, хмелем, дровами , изделиями из дерева, кожей и др.
Слайд 7
Во 2-й пол. 19 — нач . 20 вв. мордва активно втягивалась в предпринимательскую деятельность. Значительные капиталы концентрировались в лесной промышленности. Другой отраслью, имевшей большое значение в капитализации экономики мордвы, являлся железнодорожный транспорт, и в первую очередь Московско-Казанская железная дорога, проложенная в 90-х годах прошлого века по основной территории расселения мордвы.
Слайд 8
В настоящее время промышленность Мордовии ( электротехнич ., приборостроительная, машиностроит ., химич . и др.) располагает квалифицированными рабочими (св. 100 тыс. чел.). Агропромышленный комплекс Мордовии имеет животноводческо-зерновое направление и выделяется среди других республик Поволжья высоким удельным весом технических культур (конопли, сахарной свеклы) и картофеля . В последние годы в сельском хозяйстве все шире распространяются разные формы арендного подряда, фермерство.
Слайд 9
Во многих сёлах, таких как Теризморга , Подлесная Тавла и других вырезали из липы различные фигурки
Слайд 12
Список использованных источников 1. http ://bibliofond.ru / 2. zubova-poliana.narod.ru 3. edu.znate.ru
nsportal.ru
Презентация к уроку эрзянского языка "Мифы мордвы"
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку эрзянского языка "Мифы мордвы"»
Мифы древней мордвы
Миф -
это повествование, отражающее фантастические представления людей об окружающем мире,природе, человеческой сущности.
Мифы двух групп мордвы - эрзи и мокши - в целом близки. По-разному именуются некоторые боги и герои. Так, у мокши верховный бог-творец носит имя Шкай ("Творец") . У эрзи он именуется родственным именем Нишке (от ни - "великий" и шке - "творец") .
Шкай ("Творец")
Птица-демиург
Миф о птице-творце сохранился и в мордовском фольклоре. Великая птица Ине Нармонь сносит яйцо: из желтка возникает земля , из скорлупы - подземная и небесная твердь .
По другому мифу, птица высиживает три яйца. Из одного яйца вылупляется жаворонок - птица, символизирующая начало весенних полевых работ, покровитель земледелия; из другого - соловей , символизирующий дом и домашнее хозяйство; из третьего - лесная птица кукушка .
Птица-демиург
Как Бог и Шайтан творили мир
Слюна превратилась в бугор (в другом варианте мифа - в скалу).
Бог ударил бугор волшебным жезлом, чтобы уничтожить его, но оттуда выскочил Шайтан.
Как Бог и Шайтан творили мир
Шайтан принялся вредить богу во всех делах творения, и Чам-пазу пришлось все исправлять.
Чам-паз создал себе истинную помощницу - богиню плодородия Анге-патяй (патяй -"женщина, тетка") и богиню леса Вирь-аву .
Богиня плодородия Анге-патяй
Богиня леса Вирь-ава
Нельзя быть по-настоящему культурным человеком, не зная истории родной культуры, многие корни которой уходят в глубины язычества с его духами и богами.
kopilkaurokov.ru
Презентация "Божества мордвы" | Социальная сеть работников образования
Слайд 2
Тюштя - глава племен мокши и эрзи. Мифологический персонаж. Он наделен магической силой: может пахать сразу на 12, 24 лошадях, управлять 30 сохами, 40 боронами. На лбу у него солнце, на затылке – светлый месяц, на концах волос – светящиеся звездочки. Рождается с железными пятками, с каменным теменем, с завернутыми проволокой коленями. Он красив, строен, обут и одет нарядно. На земле он самый богатый. Одним взглядом может построить город, другим – создать людей; способен управлять явлениями природы.
Слайд 3
Прародитель, создатель всего сущего. Его считали также богом огня и любви, владыкой семейной жизни. Нишкепаз – человек высокого роста с длинными, густыми ниспадающими волосами и белой бородой до земли. Он может превращаться в голубя, лебедя, орла, ласточку, волка, быка, коня, зайца, медведя.
Слайд 4
Паксява предстает в образе куропатки или женщины с длинными ниспадающими волосами. Во время цветения ржи в глухую полночь Паксява издает звуки, похожие на свист или плач - к неурожаю. Также, по поверьям, она не разрешала приносить с поля домой камешки и хлеб.
Слайд 5
По религиозным воззрения мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведьава. Ведьава – молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами. Ведьава предстает перед людьми в обнаженном виде ночью или поздно вечером; реже – с ведром в руке или в мордовской рубахе. Обычно она плещет водой или расчесывает волосы. По поверью, у Ведьавы есть муж – Ведьатя.
Слайд 6
Ведьатя - бог воды, муж Ведьавы. У него длинная седая борода, живет глубоко в воде вместе с Ведьавой. Он обычно тянет в воду утопленников. Имя Ведьати упоминается в просьбах о помощи вылечить какие-либо болезни.
Слайд 7
Вирьава - покровительница леса. По представлениям мордвы в каждом лесу есть свое божество Вирьава. Людям показывается редко, обычно в полдень или перед заходом солнца. Внешнее описание неодинаково. В лесу – высокая тонкая женщина (как дерево), в поле – ростом со жниво. У нее длинные, ниже пояса, темные волосы. Ее кожа покрыта рыбьей чешуей; один глаз на макушке, рот как у человека, зубы большие. Может превращаться в зайца. Иногда ее видели в белой рубахе или в национальном мордовском костюме. Видеть Вирьаву не к добру, но богиня считается доброй: следит за порядком в лесу.
Слайд 8
В каждом доме был свой покровитель. Наряду с добром Кудатя мог совершить зло. При переезде в новый дом домового обычно звали домой, в противном случае оно могло прийти и навлечь на семью неприятности.
Слайд 9
Персонаж, получивший в народе неоднозначную оценку. По преданиям мордвы, обитает в крестьянском доме, и видеть его может только владелец жилища. Рождается Куйгорож необычным способом : из петушиного или совиного яйца, высиживается хозяевами. Наделён фантастической силой, исполняет любое желание своего владельца. Постоянно требует работы и выполняет её очень быстро. При отсутствии занятия может уничтожить всё сделанное и даже убить хозяина. Чтобы такое не случилось, нужно дать ему невыполнимое задание : свить верёвку из песка, вычерпать воду из реки и т. п. Куйгорож - гном- покровитель богатства.
Слайд 10
Банява - покровительница бани, здоровья, родов. Она живет под полком вместе со своими детьми. Обычно невидима, но иногда появляется в образе маленькой юной голой женщины, сидящей на полке, расчесывающей длинные светлые волосы. Кроме добра Банява способна причинить зло. Она может испугать входящего, запарить его. По традиции, входя в баню, крестились, чтобы защитить себя от гнева Банявы. По поверью, она моется после всех, поэтому люди оставляли воду, мыло, веник. Также считается, что Банява помогала роженицам. После родов в ее честь готовили ритуальную кашу.
Слайд 11
Ковава контролирует время, видит все, что происходит на земле; от нее зависит здоровье людей. Поэтому в ее честь произносились молитвы. У Ковавы есть муж – бог покровитель Луны – Коватя.
Слайд 12
Кельмеатя - Дед Мороз. Покровитель холода. Кельмеатя может быть и жестоким, и добрым. Живет в ледяном доме, любимое место – за трубой. В сказочных сюжетах за содеянное зло Кельмеатя старается отплатить добром. Чтобы расположить его у себя, ему предлагают мучной кисель, который в каждом доме ставят на край подоконника, просят не дать погибнуть урожаю, не заморозить человека.
Слайд 13
Нишкеава - покровительница пасеки. Каждая пасека имела собственное божество, обитающее в одном из самых больших ульев. К ней обращались с молитвами при болезни, если она, как предполагалось, была связана с пасекой, пчелами, медом. В таких случаях молились непосредственно на пасеке. Считалось, что хорошего человека пчела не укусит (Нишкеава не позволит).
Слайд 14
Толпаз - бог огня. Представляется в красной рубашке, штанах, танцующим, играющим без ветра. Толпаз сильный, приносит пользу людям, но если рассердится – может навредить. Кроме божества воды – Ведявы, никого не боится. В качестве жертвы божеству огня приносили красного петуха.