Экономисты древние. 1.1 Экономические учения Древнего Востока, античности, Средневековья
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Экономическая мысль древней Греции и древнего Рима. Экономисты древние


Известные экономисты в истории человечества

Вклад лучших ученых остается актуальным даже через несколько веков после их смерти. Это касается не только выдающихся физиков или математиков, известные экономисты тоже заслуживают продолжительной славы. Перечислим нескольких самых способных ученых и их достижения.Известные экономисты

Адам Смит

Пожалуй, это имя знают даже те, кто далек от финансовых вопросов. Известный экономист Адам Смит появился на свет в 1723 году в Шотландии. Он стал основоположником классической политэкономии, а главные его труды – «Теория нравственных чувств» и «Исследование о природе и причинах богатства народов». Свой путь Адам начал в простой местной школе, с детства он любил читать и активно проявлял себя в занятиях. В 14 лет юноша отправился изучать философию в Глазго, а в 1746 уже закончил Оксфордский колледж, после чего стал читать лекции по литературе, праву и экономике. В 1751 Смит стал профессором логики, материалы его лекций стали основой будущей книги о чувствах. Многие известные экономисты того времени преподавали, но вскоре Адам Смит бросил работу ради заграничной поездки в качестве сопровождающего с сыном герцога Баклю. В путешествии он написал свой главный труд, «Исследование о природе и причинах богатства народов», который принес ему мировую славу. Известные экономисты России

Генри Адамс

Этот ученый родился в 1851 году в американском городе Девенпорт. Генри увлекся финансами еще в юности, пока обучался в университете, а позже стал преподавать экономику. Кроме того, он работал в комиссии, контролирующей торговлю между штатами. Как и многие другие известные экономисты, Адамс серьезно изменил мировой подход к финансам. Он изучил связи общественного и частного сектора, что позволило государству изменить принципы регулирования экономики. Его теории не совпадали со взглядами Адама Смита. Генри Адамс считал, что общество и государство должны определять экономическую политику общими силами. Помимо всего прочего, Генри повлиял и на развитие железных дорог в Америке, часто выступая в этой сфере в качестве эксперта.Самые известные экономисты

Карл Маркс

Этот уроженец Пруссии определил ход истории, его соображениями вдохновлялись не только известные экономисты России и других стран, но и политические лидеры, например, Ленин. Карл Маркс родился в 1818 году в Трире, где получил гимназическое образование, затем учился в Бонне и Берлине. После университета он увлекся революционными идеями. Несколько лет Маркс проработал в газете, а затем занялся политической экономией. Переехав в Париж, он познакомился с Энгельсом, это сильно на него повлияло. В 1864 основал международную рабочую ассоциацию, а вскоре опубликовал «Капитал», важнейшую из своих работ. Самые известные экономисты – Смит, Рикардо стали вдохновением для Маркса, который, основываясь на их теориях, исследовал связь стоимости и труда, денег и товаров. Согласно его убеждениям, страной управляет политически господствующий класс. Такие взгляды стали основой марксистского движения.Известный экономист, Адам

Джон Кеннет Гэлбрейт

Многие известные экономисты сильно повлияли на ход истории, но только этот американский ученый был преподавателем президента США Джона Кеннеди. Гэлбрейт появился на свет в простой семье, где было четверо детей, учился в школе и аграрном колледже, а в 1931 стал бакалавром наук в сфере сельскохозяйственной экономики. С 1934 году он начал преподавать в Гарварде. На его взгляды повлияли работы другого известного экономиста - Кейнса. Кроме того, Гэлбрейт работал на правительство, занимаясь регулированием цен и уровня заработной платы. С 1943 года он работал в журнале «Fortune», а в 1949 году вернулся в Гарвард. Во времена Второй мировой состоял в команде экономистов, удерживающих под контролем инфляцию - последствия недавней Великой Депрессии все еще были крайне значительными для Соединенных Штатов Америки. Когда в 1960 году Кеннеди стал президентом, Гэлбрейт был назначен послом в Индии. За годы своей жизни он написал множество книг, в число наиболее известных входят такие труды, как «Общество изобилия», «Новое индустриальное государство», а также «Экономика и общественные цели». До последних своих дней Гэлбрейт продолжал активно трудиться, публикуя научные статьи, оставаясь влиятельным специалистом и государственным советником, а также сохраняя преподавательскую деятельность, а в 2006 году он умер по естественным причинам.

fb.ru

Самые известные экономисты

Эта наука очень интересная и неоднозначная. Неслучайно экономисты обожают спорить. Обычно дебаты посвящены темам, которые обычным людям непонятны и малоинтересны. В мире есть несколько экономических школ, однако у каждого уважающего себя экономиста есть собственное мнение по поводу происходящих в мире процессов.

Говорят, что на двух экономистов приходится целых пять разных точек зрения. Так что не стоит спорить с таким специалистом, лучше сдержанно соглашаться и подкидывать новые темы для обсуждения. Тогда разговор может не прерываться.

Тем не менее, несмотря на присутствие собственного мнения, у каждого экономиста найдется авторитет. Расскажем ниже о десяти самых известных представителях этой славной, но такой неоднозначной науки.

Адам Смит (1723-1790). Так совпало, что имя ученого оказалось пророческим. Он сумел стать настоящим Адамом для экономики. Именно Смита считают первым экономистом и основателем всей этой науки. Фундаментом для нее стала его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов». В этом труде Смит предложил концепцию экономического человека, которым движет эгоизм и стремление к обогащению. Именно работа Смита и лежит в основе капитализма. Интересно, что книга появилась в 1776 году, как раз тогда, когда родилась самая большая капиталистическая страна мира - США. Смит выявил знаменитую невидимую «руку рынка». Ею он объяснил странное явление. Оказывается, действуя исключительно в собственных корыстных целях, каждый из нас не только приумножает свой капитал, но и делает богаче общество в целом. Возможно, подумать о природе богатства Смита заставили его шотландские корни? Ведь в этой стране скупость считается нормой. А скончался Адам Смит через год после Французской революции. А ведь та провозгласила не просто свободу и братство, но и всеобщее равенство. Такие идеи шли вразрез с мыслями великого экономиста об индивидуальном обогащении. До сих пор теория Смита вызывает много вопросов. Далеко не всем нравится идея о том, что большинством из нас движут не высокие мотивы, а банальная жажда наживы. Такая теория нанесла удар по самолюбию человека. Надо сказать, что слава ученого была настолько велика, что он умудрился даже попасть в русскую поэзию. Так, труды ученого читал Евгений Онегин, который считал себя великим экономом.

Дэвид Рикардо (1772-1823). Подобно многим другим экономистам Рикардо по национальности был евреем. Он происходил из семьи сефардов, которые поселились в Англии после изгнания из Испании. Родители Дэвида были весьма богатыми, но когда он наперекор им женился на не еврейке, Рикардо был лишен наследства. Вот и пришлось ему самому зарабатывать себе на жизнь, что неплохо получалось. Молодой экономист сумел сделать неплохую карьеру в банке, а затем сумел попасть в парламент. Однако такие достижения не смогли удовлетворить его запросам. В итоге Рикардо придумал концепцию международной торговли. До него считалось, что для страны будет благом максимальный экспорт и минимальный импорт. Благодаря такому устаревшему подходу международная торговля развивалась крайне медленно. Рикардо же смог доказать, что благом будет специализация страны на каком-то определенном товаре, от такого подхода смогут выиграть все. Экономист пришел к выводу, что благосостояния будет расти, даже если произойдет концентрация на каком-то одном производстве и импорте всего остального. Пускай даже страна может остальные товары выпускать с большей эффективностью, нежели ее торговые партнеры. Из такой теории понятно, почему банкиру не следует делать ремонт у себя в квартире, пусть даже он может сделать это лучше наемного рабочего. Дело в том, что потраченное им время этот высококлассный специалист сможет употребить с большей пользой, работая по своей специальности.

Карл Маркс (1818-1883). Всемирно известный ученый имел много детей, а жил в бедности. Фактически Маркс находился на содержании у своего друга, Фридриха Энгельса, успешного бизнесмена. Это уже само по себе выглядит довольно странно, ведь большинство экономистов, открывших новые закономерности в своей науке, смогли свои познания использовать в корыстных целях. Но сам Маркс сумел создать такое учение, которое хотя периодически и объявляется несостоятельным, периодически возвращается к жизни. Ученый полагал, что стоимость любого товара находится в прямой зависимости от потраченного на него труда. Капиталист может извлекать прибыль только в том случае, если цена товара будет стоять выше, чем стоимость производства. А добиться этого можно исключительно эксплуатацией рабочего класса. В конечном счете, по мнению Маркса, капитализм приведет к полному обнищанию пролетариев. Надо сказать, что такая теория является полной противоположностью суждениям Адама Смита. По его мнению с обогащением капиталистов и самим рабочим перепадает часть дохода. Во второй половине прошлого столетия стало ясно, что идеи Маркса неверны. Ведь в капиталистических странах рабочие смогли добиться высокого уровня жизни. А вот в социалистических странах, живших по заветам экономиста, населения так и не увидело обещанного процветания. Но новый виток кризиса во всем мире в начале XXI века снова возродил интерес к идеям Карла Маркса.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Тем, кто считает, что экономисты являются скучными и занудными людьми, стоит побольше узнать о Кейнсе. Этот ученый вовсю вращался в кругах лондонской богемы, среди его друзей были писатели и художники. Супругой же Джона являлась русская балерина Лидия Лопухова. Правда с ней он личного счастья так и не обрел, так как был гомосексуалистом. А вот в экономике Кейнс оказался настоящим профессионалом. При этом он не просто учил других этой непростой науке, но и сам играл на бирже. Делал это Кейнс довольно успешно, неплохо заработав на своем увлечении. До Кейнса экономика представляла собой классическую науку, созданную Адамом Смитом. А вот Джон сумел создать новую экономику, свою. Во времена Великой депрессии оказалось, что «невидимая рука» Смита не всегда может справляться с экономическими проблемами, именно поэтому порой требуется решительное вмешательство государства. В тяжелые кризисные времена страна просто обязана увеличивать траты, тем самым будет поддерживаться уровень занятости населения. Благодаря Кейнсу был также создан послевоенный валютный режим. Сперва его привязали к золотому стандарту, а теперь уже к американскому доллару, обеспеченным лишь авторитетом страны.

Йозеф Шумпетер (1883-1950). Сто лет назад Вена стала столицей людей сомнительных профессий. Там оказалось множество как известных писателей, музыкантов, психиатров, так и просто шарлатанов. Не обошлось в столице Австро-Венгрии и без экономистов. Когда Йозеф Шумпетер еще только учился в Венском университете, он поклялся стать лучшим любовником, наездником и экономистом в столице страны. Уже будучи в преклонном возрасте, мужчина сожалел, что так и не смог освоить искусство верховой езды. А вот в остальных занятиях он преуспел. Шумпетер сумел войти в историю благодаря своей теории созидательного разрушения. Согласно ней капитализм развивается поступательно, при этом все старое уничтожается, а на его месте появляется что-то новое. Наверное, сейчас множество поклонников этой теории собралось в Силиконовой долине. Ведь там инвесторы обычно дают средства тем бизнесменам, у кого за плечами есть хотя бы один провалившийся проект. Ведь тех, кто не научился созидательно разрушать, воспринимают, как неопытных дельцов, недостойных доверия.

Фридрих Хайек (1899-1992). Это выходец из Австрии также покинул страну с приходом Гитлера, как и его коллега Шумпетер. Именно Хайек стал одним из первых, кто сумел поставить под сомнение плановую экономическую модель и предсказать ее крах. Экономист полагал, что чиновники не обладают всей полнотой информации, чтобы создать функциональный и достоверный план. Надо сказать, что экономисту во многом повезло. Он сумел дожить до того дня, когда его теории воочию воплотились в реальность, что удалось немногим значимым экономистам. Великий ученый родился в 1899 году, а умер в 1992. Хайек сумел увидеть как зарождение советского государства с его плановой экономикой, так и его крах. Надо отметить, что Хайек терпеть не мог государство и не признавал его вмешательство в экономику. Именно поэтому он яростно оппонировал Кейнсу, являясь любимчиком консерваторов.

Джон Кеннет Гэлбрейт (1908-2006). В бытность послом Америки в Индии, Гэлбрейт часто писал послания президенту Кеннеди. Говорят, тот любил читать эти депеши. И вовсе не потому, что в Индии кипела как-то по-особенному политическая жизнь, просто Джон Гэлбрейт писал всегда едко и остроумно. Это был один из нескольких университетских ученых США эпохи 1960-х, которые сумели стать культовыми персонажами своего времени. Гэлбрейт был известен не меньше, чем Генри Киссинджером или Тимити Лири. Академические труды ученого по экономике читаются довольно легко, аналогично дипломатическим депешам из Индии. Экономист подверг критике крупные компании за их излишнее воздействие на рынок, искусственное формирование вкусов потребителя и активное участие в политике. К экономике же вообще Гэлбрейт, как и ко всему прочему в жизни, относился весьма скептически. Так, он сказал, что польза от экономических прогнозов только в том, что по сравнению с ними даже алхимия становится уважаемой наукой.

Мильтон Фридман (1912-2006). Этот ученый знаменит своим изобретением монетаризма. Как уже было сказано, экономисты обожают спорить друг с другом. А вот Фридман любил спорить вообще со всеми. Особенно он обожал дискутировать с Кейнсом, не смущал Мильтона и тот факт, что его собеседник уже давно умер. Фридман считал, что государству не стоит вообще как-то регулировать экономику или вмешиваться в нее. По мнению ученого свободные рынки смогут отрегулировать себя сами, как и любой здоровый организм. А для того, чтобы не возникала инфляция и не рождались экономические кризисы, по его мнению надо заниматься контролем денежной массы. Фридман полагал, что денег в экономике не должно быть не слишком много, не слишком мало. Ведь уместна аналогия с человеческим организмом, который надо кормить здоровой и полноценной пищей. Вредно будет и объедание, и чрезмерное голодание.

Джозеф Стиглиц (род.1943). Ученый появился на свет в весьма примечательном городе Гари, штат Индиана. Именно отсюда родом музыкальная семья Джексонов. Стиглиц же видел, как на его глазах мощный промышленный город с развитым сталелитейным делом, которым он был раньше, превратился в трущобы. Джозеф Стиглиц является одним из самых главных представителей посткейнсовской экономики, которая основывается на учении Кейнса, но включает в себя также и элементы теории Маркса. Сам ученый являлся экономическим советником президента Клинтона, он занимал пост главного экономиста Всемирного банка. На этом высоком посту он критиковал действие международных экономических организаций. Стиглиц настолько отстаивал свои взгляды, что подверг критике даже Международный валютный фонд и свое место работы, Всемирный банк. Ученый считал, что нельзя излишне поклоняться перед свободным рынком, так как это приведет к бедности в развивающихся странах. Труды Стиглица были оценены Нобелевской премией в 2001 году. Комитет отметил его исследования, которые доказали неравномерность распространения информации на рынке. Это говорит о том, что «невидимая рука» свободного рынка далеко не так эффективна, как об этом думают сторонники теории Адама Смита.

Пол Кругман (род.1953). Этот ученый также является лауреатом Нобелевской премии, правда его права на это довольно спорное. Академические работы Кругмана в области торговли специалистов не особо впечатляют. В любом случае они не могут считаться настолько уж значимыми, чтобы за них присуждать главную премию в научном мире. Возможно, шведы таким образом отметил колонку Кругмана в «Нью-Йорк Таймс». В этой газете ученый все восемь лет пребывания у власти Джорджа Буша довольно метко и остроумно критиковал его политику. Тексты действительно были уместными и талантливо написанными. Мнения Кругмана читала не только вся Америка, но и другие страны. Именно это и сделало Кругмана самым знаменитым из современных экономистов. Правда на политику администрации президента эта критика так и не оказала никакого воздействия. Сама же страна оказалась на пороге банкротства и финансового краха, что собственно и предсказывал Кругман. Президента Обаму экономист вначале поддержал, но теперь стал критиковать уже и его политику. Интересно, что мнение Кругмана идет вразрез с республиканцами и консерваторами. Те полагают, что государственный бюджет ввиду дефицита в 1,3 триллиона долларов должен сократить свои траты. А вот Кругман пришел к выводу, что стране надо тратить еще на триллион больше, чтобы вывести экономику из кризиса.

www.molomo.ru

История. Экономические мысли Средневековья

Формирование феодализма имело в каждой стране свои особенности. Общей чертой был захват общинной земли и создание поместий, принадлежавших знатным феодалам. Шло закрепление в частную собственность земли и работников – крепостных крестьян, которые должны были, помимо своих наделов, обрабатывать землю феодала. Экономические мысли Средневековья развивались, в отличие от Древней Греции и Римской империи, с большим трудом. Этому есть объяснение – преемником идей греческой и римской философии, экономики стала католическая церковь.

экономические мысли средневековья

Формирование экономических учений в средневековье

Представления об экономической мысли Средневековья дошли до нашего времени благодаря письменным источникам. Они базируются на работах мыслителей Древнего мира. Чтобы лучше понять процесс зарождения и развития экономической мысли в средние века, нужно учитывать политическое и экономическое состояние государства.

Само понятие «экономическая мысль» охватывает огромный спектр воззрений и суждений. Сюда входят представления простых граждан, религиозный взгляд с его влиянием на хозяйственные отношения, работы выдающихся учёных того времени и политические, экономические законы правящей элиты. Чтобы понять, как формировалась экономическая мысль в средние века, необходимо начать с Древнего мира, так как эти эпохи неразрывно связаны между собой. Историки рассматривают экономическую мысль Средневековья как часть богословия, так как наряду со знатью духовенство управляло государством и отношениями внутри общества.

Древний мир

Техническое оснащение первобытного общества было примитивным и настолько низким, что человек не всегда мог прокормить себя и членов своей семьи. Люди вынуждены были жить общиной, так как одна семья не в состоянии была существовать. Вести разговор про экономические мысли в этот период развития общества не имеет смысла, так как существовала только одна мысль – выжить. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья стала зарождаться на стыке этих исторических эпох, в период зарождения классов и становления государств.

экономическая мысль средневековья кратко

Появление классов

После начала применения железа и появления орудий из него производительность труда увеличилась в несколько раз, появились излишки, что принято называть прибавочным продуктом, который человек мог использовать по своему усмотрению. Именно железные орудия труда привели к появлению ремесленников, которые не обрабатывали землю и не сеяли хлеб, но всегда имели его.

Ремесленники изготавливали товар, применение которого позволяло земледельцам собирать больший урожай и улучшать качество жизни. Стали появляться товарные отношения. Кроме ремесленников появились люди, которые занимались наукой, искусством. Если говорить кратко, экономическая мысль Древнего мира и Средневековья зарождалась именно в то время, когда при тотальном натуральном хозяйстве стали появляться товарно-денежные отношения.

Произошло разделение общества на классы, появились бедные и богатые, которые хотели получить ещё больше товаров, продуктов. Им необходимо было присвоить себе чужие излишки. Для этого необходим был определённый механизм насилия. Стало зарождаться государство.

экономическая мысль средневековья фома аквинский

Появление первых государств

Расслоение общества на классы, появление знати, разложение общины привело к образованию государств. Произошло появление различных форм собственности: общинной, государственной и частной. Именно это заставляло человека думать, сравнивать, анализировать, что приводило к появлению суждений, ставших основой экономических мыслей Средневековья. Характерной особенностью древних государств являлось рабство. Зарождение ранних цивилизаций и появление первых государств произошло на территориях с жарким климатом, в основном, в районах с плодородной почвой и водой. Это были долины рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга.

Памятники древней экономической мысли

До нашего времени дошли древнеегипетские документы: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикару» (XXII в. до н. э), «Речение Ипусера» (XVIII в. до н. э), Кодекс законов Вавилонии (XVIII в. до н. э). Здесь рассматривались вопросы устройства и управления государством, ростовщичество, защита прав собственности, взяточничество, коррупция, причины сокращения налоговых поступлений в казну, правила аренды и найма и т. д.

экономическая мысль мусульманского мира

Экономическая мысль древнего Китая

Конфуций – китайский мыслитель, живший в 551-479 годах до н. э. говорил, что только спокойный и усердный труд приносит богатство жителям государства, а также процветание правителю и стране. Труд должен поддерживаться семьёй и общиной. Мыслитель придавал последним большое значение. Он считал основой стабильного общественно-политического строя патриархальную семью. Основная задача правящей верхушки – процветание населения, распределение сельскохозяйственных работ, разумный предел налогов. Большую роль отводил знати и считал, что государство должно о ней заботиться.

Авторы коллективного трактата «Гуань-зы» (IV – III век до н. э.) к богатству причислили все материальные блага. Золоту, как мерилу богатства, отводилась роль денег. Главное для процветания страны – труд и спокойствие, чтобы производить продукты. Для этого государству необходимо регулировать цены на хлеб. Для его развития нужно иметь достаточные запасы хлеба, давать земледельцам льготные займы под низкий процент.

экономическая мысль античности и средневековья

Античность

Если говорить кратко, экономическая мысль Средневековья использовала основные принципы древних мыслителей, в частности античных. Во времена рабовладельческого строя, как и в последующих формах государств, были две основные эконоические цели – собрать как можно больше налогов и борьба с расхитителями казны (казнокрадами). Появились такие понятия, как деньги, товар, использование моральных и материальных стимулов для повышения производительности труда рабов. Большой интерес мыслителей вызывало устройство государства, его управление.

Наряду с существующей общинной собственностью возникли частная и государственная. Изменились общественные отношения. Экономическая мысль Античности и Средневековья тесно связаны, так как многие экономические законы и понятия Древней Греции были использованы впоследствии католической церковью и её мыслителями.

Ксенофонт (430-354 год до н. э.)

Основоположником античной экономической мысли был Ксенофонт, который в своём трактате «Домострой» впервые применил термин «экономия». Он означал науку о домашнем хозяйстве. Мыслитель изучал разделение труда, описал два свойства товара, с точки зрения потребительской и меновой стоимости. Определил две функции денег – средства накопления и обращения.

Платон (428-347 год до н. э.)

В своей работе «Государство» Платон описал проект идеального устройства страны, в котором важную роль отвёл аристократам и военным. Они, не имея собственности, находятся на обеспечении государства, которому она принадлежит. Философ критически относится к частной собственности, на которую, по его мнению, должен быть установлен допустимый максимум. Всё, что наживается свыше этого, конфискуется в пользу государства. Важнейшая отрасль экономики – земледелие.

Аристотель (384-322 год до н.э.)

В двух своих основных работах «Политика» и «Никомахова этика» описывает устройство идеального государства. Его цель - всеобщее благо жителей. Он положительно относился к рабству, определив рабов как орудие труда. Общество, по его мнению, должно делиться на рабов и свободных граждан. Труд – на умственный и физический. Каждое сословие применяет определённые способы хозяйствования, используя собственные накопления.

Экономическими видами деятельности считал сельское хозяйство, ремесло и мелкую торговлю. Они рассматриваются как объект заботы государства. Богатство приобретается двумя способами: естественной деятельностью (экономической) и неестественной (хрематистика). Ростовщичество и крупную торговлю относил к хрематистике.

экономическая мысль европейского средневековья

Средневековье

Средневековье характеризовалось большим влиянием церкви на государство. Идеи Аристотеля, касающиеся экономики, были поставлены в жёсткие рамки догмы. Законы в церкви носили название канонов, с помощью которых выражалась средневековая экономическая мысль. Философские размышления об экономике были заменены на теологические и канонические утверждения, которые не требовали доказательств и осмыслений. Это касалось как европейских, так и азиатских стран, где господствовал Ислам.

Европейское средневековье

Существенная особенность Средневековья – засилье церкви в управлении феодальными государствами Европы и в их экономической жизни. Несмотря на церковный консерватизм, отрицательное отношение ко всему новому, именно богословы выдвигали учения, в которых нашли отражения основные эпизоды экономической жизни: отношения между субъектами, их движущие силы, основные моменты создания и распределения благ.

экономическая мысль древнего мира и средневековья

Фома Аквинский

Значимый автор экономической мысли Средневековья - Фома Аквинский (XIII век). Он был итальянским монахом. Его трактат «Сумма теологий» - это единственный в своём роде труд, в котором всем экономическим категориям средневековья даны оценки - моральная и этическая. Он входил в школу канонистов, основанную Августином Блаженным в V веке.

Ранние канонисты были противниками прибыли и ростовщических процентов, считая это грехом, как результат присвоения чужого труда. Они были за установление фиксированных справедливых цен. Выступали против торговли в больших объёмах. Отрицательно относились к ссуде.

Методическими руководствами для них были тексты Священного писания. Они относились к экономическим характеристикам с точки зрения морально-этических норм. К этим принципам поздние канонисты, к которым относился Ф. Аквинский, присовокупили принцип двойственности оценок. Кратко экономическую мысль средневековья можно сформулировать:

  • Разделение труда, в их понимании, божественное провидение, с помощью которого произошло классовое деление и склонность человека к той или иной профессии.
  • Справедливые цены, как их понимал представитель экономической мысли европейского средневековья Ф. Аквинский, – это цены, установленные феодальной знатью на подчинённой им территории. Эта догма подменяла собой понятие рыночной цены.
  • Богатство, с точки зрения ранних канонистов, является грехом, но уже Ф. Аквинский утверждает, что при действии «справедливых цен» возможно накопление умеренного богатства, что уже не является грехом.
  • Торговая прибыль и ростовщический процент, отвергаемые ранними канонистами, Ф. Аквинский осуждая, принимает, но при условии, что полученные доходы не были самоцелью, а выступали в виде заслуженной платы за издержки, куда включался риск.
  • Не признает деньги с точки зрения получения ростовщического процента, но признаёт как средство обращения и меры стоимости.

представителем экономической мысли европейского средневекоья

Мусульманское Средневековье

Феодальные государства первоначально возникли на Востоке (III-VIII вв.), появление их в Западной Европе произошло двумя веками позже (V-IX вв.). Власть в государствах Средневековья была сосредоточена в руках крупных феодалов и духовенства. Они осуждали ростовщичество и экономическую товарность. Значительным представителем экономической мысли мусульманского Средневековья считают Ибн-Хальдуна (XIV в), жившего в Магрибе, находящемся в северной Африке. С VII века здесь получил распространение ислам. Так же как и в европейских государствах, духовенство вместе со знатью принимало активное участие в жизни мусульманских стран и влияло на их экономическое развитие.

По ряду специфических признаков экономическая мысль европейского Средневековья отличалась от азиатской. Это объяснялось тем, что к торговле в странах Азии всегда относились с уважением и считали, что этот вид деятельности угоден Богу. Даже пророк Мухаммад изначально занимался этим видом деятельности. Государство оставляло за собой значительные земельные угодья, сбор обременительных налогов.

Ибн-Хальдун предполагал, что расцвет всех видов экономической деятельности приведёт к расцвету государства. Его отношение к налогам состояло в том, что он считал, что чем меньше налоги, тем процветающим будет государство. К деньгам он относился с уважением и считал, что это очень важный элемент жизни. Они должны быть исключительно из золота и серебра. Но самое главное в учении - его утверждение, что эволюция общества должна идти от примитивности к цивилизации.

fb.ru

Экономисты прошлого и современность. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса [2-е издание]

Экономисты прошлого и современность

Экономика играет в жизни человечества важнейшую роль. Маркс говорил о нелепости представлений, согласно которым античный мир жил политикой, а средневековье — католицизмом. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство. Но именно недостаточное развитие экономики — главная причина таких представлений об этих эпохах.

Современная экономика властно вторгается в жизнь каждого человека. Современный мир — это два разных мира, социалистический и капиталистический, каждый со своей экономикой и со своей политической экономией, т. е. законами этой экономики. На мировой арене все более важную роль играет и «третий мир» — освободившиеся от колониального ига развивающиеся страны. Для этих стран все острее встает вопрос о пути развития. В разных общественных условиях встают разные экономические проблемы, для разрешения которых необходимо развитие экономической науки.

Конечно, было бы странно искать ответы на вопросы нынешнего дня в сочинениях экономистов прошлых веков. Но знание их трудов и взглядов помогает выработать правильную оценку настоящего и наметить пути в будущее.

Классики буржуазной политической экономии, особенно Адам Смит и Давид Рикардо, впервые разработали учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют объективные, не зависящие от воли людей, но познаваемые законы. Они считали, что экономическая политика государства не должна идти против этих законов, а должна опираться на них.

Уильям Петти, Франсуа Кенэ и другие ученые заложили основы количественного анализа экономических процессов. Они пытались рассматривать эти процессы как своеобразный обмен веществ, определять его направления и размеры. Маркс использовал их научные достижения в своем учении о воспроизводстве общественного продукта. Соотношения потребительских товаров и средств производства, пропорции накопления и потребления, взаимосвязи отраслей играют важнейшую роль в современном хозяйстве и экономической науке. Кроме того, из трудов этих пионеров экономической науки выросла современная народнохозяйственная статистика, значение которой невозможно переоценить.

В первой половине XIX в. были сделаны попытки использования в экономическом анализе математических методов, без которых в настоящее время немыслимо развитие многих разделов экономической науки. Одним из пионеров в этой области был французский ученый Антуан Курно.

Классики буржуазной политической экономии, а также представители мелкобуржуазного и утопического социализма анализировали многие противоречия капиталистической экономики. Швейцарский экономист Сисмонди одним из первых пытался понять причины экономических кризисов, которые представляют собой страшный бич буржуазного общества. Великие социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье, Оуэн и их последователи глубоко критиковали капитализм и разрабатывали проекты социалистического переустройства общества.

Как писал В. И. Ленин, «вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма».[1]

Классическая буржуазная политическая экономия явилась одним из источников марксизма. Вместе с тем учение Маркса было революционным переворотом в политической экономии. Маркс показал, что капитал представляет собой общественное отношение, суть которого сводится к эксплуатации наемного труда пролетариев. Он объяснил природу этой эксплуатации в своей теории прибавочной стоимости и показал историческую тенденцию капитализма: обострение его антагонистических, классовых противоречий и конечную победу труда над капиталом. Таким образом, в марксовом экономическом учении заключено диалектическое единство, оно одновременно представляет собой отрицание буржуазных концепций его предшественников и творческое продолжение всего положительного, что ими было создано. Раскрытие и объяснение этого единства — важнейшая задача настоящей книги.

В Документе московского Совещания коммунистических и рабочих партий 1969 г. указывается, что в целях повышения своей идейно-политической роли в мировом революционном процессе марксистско-ленинские партии будут непримиримо бороться против буржуазной идеологии, в частности «будут пропагандировать в рабочем движении, в широких народных массах, в том числе среди молодежи, идеи научного социализма». Научный социализм в решающей степени опирается на экономическое учение марксизма-ленинизма. Поэтому в пропаганде идей научного социализма важное значение имеет разъяснение истоков и корней этого учения.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии Л. И. Брежнев отметил, что современные задачи требуют от нас «усиленного внимания к проблемам теории, ее творческому развитию». Убедительность критики буржуазной идеологии и ревизионистских подделок под марксизм-ленинизм значительно усиливается, если эта критика опирается на глубокое знание теории, на творческое развитие общественных наук. Ясно, что истории этих наук принадлежит здесь важное место.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Кто был первым экономистом. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса [2-е издание]

Кто был первым экономистом

Когда человек впервые задумался над тем, почему горит огонь или гремит гром? Вероятно, много тысяч лет назад. Столь же давно он, может быть, задумался над явлениями, составлявшими экономику первобытнообщинного строя, который постепенно разлагался и превращался в первое классовое общество — рабовладельческое. Но эти раздумья не были и не могли быть наукой — системой знаний человека о природе и обществе.

Наука появляется лишь в эпоху зрелого рабовладельческого строя, опиравшегося на гораздо более развитые производительные силы. Познания людей древних государств — Шумера, Вавилонии, Египта, существовавших 4–5 тыс. лет назад, в математике или медицине выглядят порой очень внушительно. Высшие из известных нам образцы древней науки дали античные греки и римляне.

Определенное осмысление фактов экономической жизни началось задолго до того, как в XVII в. выделилась особая область науки — политическая экономия. Ведь многие экономические явления, которые стали объектом исследования этой науки, были известны уже древним египтянам или грекам: обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ссудный процент. И прежде всего люди начинали осмысливать, конечно, главную черту производственных отношений той эпохи — рабство.

Экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе. Поскольку это так, точно определить ее первые проявления невозможно. Неудивительно, что отдельные историки экономических учений начинают с разного. Советский ученый Д. И. Розенберг в книге, вышедшей в 1940 г., начинал с древних греков, а в некоторых наших послевоенных курсах корни экономической мысли ищутся глубже: в древнеегипетских папирусах, в каменной клинописи законов царя Хаммурапи, в древнеиндийских «Ведах».

Немало экономических наблюдений имеется в той сложной мозаике, которую представляет собой библия. Она содержит известное толкование экономической жизни древних евреев и других народов, населявших Палестину и окрестные земли во II и I тысячелетиях до нашей эры. Как правило, это толкование дано в форме заповедей, указаний о поведении людей.

Однако тот факт, что, например, американский историк экономических учений профессор Дж. Ф. Белл посвящает библии большую главу, а все другие источники тех же времен полностью игнорирует, объясняется, надо полагать, обстоятельствами, не имеющими отношения к науке. Дело в том, что библия — это священная книга христианства, с детства известная большинству американских студентов. Наука слегка приспосабливается к этому факту современной жизни.

Древнегреческое общество, находившееся в стадии далеко зашедшего распада первобытнообщинного строя и формирования рабовладения, получило замечательное художественное отражение в поэмах Гомера. Эти памятники человеческой культуры — подлинная энциклопедия жизни и мировоззрения людей, населявших около 3 тыс. лет назад берега Эгейского и Ионического морей. Самые различные экономические наблюдения искусно вплетены в ткань увлекательного рассказа об осаде Трои и странствиях Одиссея. В «Одиссее» содержится тезис о низкой производительности рабского труда:

Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим

К делу его, за работу он сам не возьмется охотой:

Тягостный жребий печального рабства избрав человеку,

Лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет.

Конечно, и законы Хаммурапи, и библию, и Гомера историку и экономисту приходится рассматривать прежде всего как источники сведений о хозяйственном быте древних народов. Лишь во вторую очередь можно говорить о них как о памятниках экономической мысли, которая предполагает известное обобщение практики, умозрение, абстракцию. Поэтому, например, Шумпетер назвал свою книгу историей экономического анализа и потому начал ее сразу с классических греческих мыслителей.

Действительно, в сочинениях Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство греческого общества. Мы иногда склонны забывать, как много нитей связывает нашу современную культуру с удивительной цивилизацией этого небольшого народа. Наша наука, наше искусство, наш язык навсегда впитали в себя элементы древнегреческой цивилизации. Об экономической мысли Маркс говорил: «Поскольку греки делают иногда случайные экскурсы в эту область, они обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, как и во всех других областях. Исторически их воззрения образуют поэтому теоретические исходные пункты современной науки».[7]

Слово «экономия» (ойкономиа, от слов «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — правило, закон) является заглавием особого сочинения Ксенофонта, где в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Такой смысл (наука о домашнем хозяйстве, домоводство) это слово сохраняло в течение веков. Правда, оно не обладало у греков таким ограниченным содержанием, как наше домоводство. Ведь дом богатого грека являлся целым рабовладельческим хозяйством, это был своего рода микрокосм античного мира.

Аристотель употреблял термин «экономия» и производный от него «экономика» в этом же смысле. Он впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности тогдашнего общества и стал, по существу, первым экономистом в истории науки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

1. Экономическая мысль древней Греции и древнего Рима

1. Экономическая мысль древней Греции и древнего Рима

Почему мы начинаем изучение курса «История экономических учений» с рассмотрения взглядов мыслителей Древней Греции? Неужели до них человечество не имело никакого представления об экономике? По всей видимости, это не так, если учесть, что экономика так же стара, как и человеческое общество. Но поскольку экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе, точно определить ее первые проявления невозможно. При желании можно доказать, что первым экономическим произведением является Библия. Это вопрос пристрастий автора и спор здесь был бы бессмысленным.

Итак, почему же все-таки с экономической мысли Древней Греции начинается наш курс? Во-первых, мы отдаем дань уважения людям, которые дали науке имя. «Экономика» — слово древнегреческого происхождения, дословно означает «домоводство». Впервые встречается у греческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, в котором рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Кстати, такой смысл (наука о домашнем хозяйстве) это слово сохраняло в течение веков. Но не только этим определяется наше внимание к экономическим взглядам данной эпохи.

Экономическая мысль это не просто сумма наблюдений и сведений о хозяйственной жизни. Она предполагает известное обобщение, абстракцию, т. е. определенный экономический анализ. Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384–322 г. до н. э.). Поэтому его можно с полным правом назвать первым экономистом в истории науки.

На взглядах Аристотеля мы остановимся подробнее, поскольку:

во-первых, его экономические воззрения получили развитие в экономической мысли средневековья, можно сказать, что в определенной степени вся она покоится на так называемых догмах Аристотеля.

а во-вторых, что более для нас важно, Аристотель первый поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий.

Вопрос на первый взгляд простой: «Чем определяется пропорции обмена товаров?» Или, другими словами, что делает товары сравнимыми? Именно ответ на данный вопрос разделил экономистов на два самых крупных течения в истории экономической мысли: сторонников трудовой теории стоимости, и сторонников различных вариантов теории, суть которых в том, что стоимость является категорией субъективной и выводится из оценки людьми полезности товара. У самого Аристотеля существовало несколько точек зрения на решение данной проблемы. В его трудах можно найти и зачатки трудовой теории стоимости, и упоминания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги, которые являются общей для всех потребностью. Но не будем искать исчерпывающего ответа на этот вопрос у Аристотеля. Его вклад в историю экономической мысли уже в том, что он четко сформулировал проблему. А четко сформулировать проблему — наполовину ее решить.

Интересен Аристотель и в своем анализе капитала, который в античном мире существовал в торговой и денежной форме. Для его анализа он даже вводит новый термин «хрематистика». Под хрематистикой Аристотель понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики — как деятельности, направленной на приобретение благ для дома и государства. При этом первую форму организации хозяйства Аристотель считал противоестественной, а его особое негодование вызывал процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода, ибо, по его мнению, деньги предназначены лишь для обмена и не могут родить новые деньги. Согласно взглядам Аристотеля, процент представляет собой «выгоду» за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился и это присвоение есть выражение его порочной алчности и скупости. Ростовщик присвоил процент несправедливо, так как он его не создавал, а вынудил отдать себе, сделав деньги источником приобретения новых денег, встав на путь коренного извращения их природы.

Анализируя природу денег, Аристотель настаивал на том, что деньги являются результатом соглашения между людьми и «в нашей власти сделать их неупотребительными». Но и здесь его позиция двойственна. Различая экономику и хрематистику, Аристотель подчеркивает, что если деньги относятся к «экономике» — то это знак стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к «хрематистике» — то они выступают как реальный представитель неистинного богатства. Более того, именно с изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику, в искусство делать деньги. А в искусстве наживать состояние «…никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами… Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности». Поэтому и богатство, к которому стремиться хрематистика, безгранично. Аристотель с сожалением констатирует, что из экономики неизбежно вырастает хрематистика. В современных терминах это признание означает, что из простого товарного производства неизбежно вырастают капиталистические отношения.

Среди прочего, волновала Аристотеля и проблема установления справедливости в обмене. Обмен, по Аристотелю, есть особая форма уравнивающей справедливости, где проявляется принцип равенства, эквивалентности. Но равенство невозможно без соизмеримости. Однако трудно предположить, чтобы разнородные предметы были соизмеримы, т. е. качественно равны. Отсюда Аристотель делает вывод, что приравнивание может быть чем-то чуждым истинной природе вещей, искусственным приемом. И таким искусственным приемом становится их соизмерение посредством денег. Являясь сыном своего времени, Аристотель не мог принять мысль о равенстве труда социально неравных людей (рабов и граждан) и потому встал на позицию бесполезности поисков соизмеримости товаров трудом, его продолжительностью. С другой стороны, и в этом опять проявляется двойственность позиции Аристотеля, в составе издержек производства он придавал наибольшее значение именно труду. В конечном счете, Аристотель приходит к выводу, что обмен на принципах справедливости означает обмен «по достоинству». Он утверждает, что зная истинное достоинство обменивающихся лиц, можно установить пропорции обмена. И приводит следующий пример: если 100 пар обуви = 1 дому, а достоинство строителя вдвое больше достоинства сапожника, то строитель относится к сапожнику как 200 пар обуви к одному дому. И именно такое соотношение обмена должно считать справедливым. Как видим, в античном мире экономические и этические проблемы еще не рассматривались порознь.

Но этическая направленность экономической жизни скорее характерна для древнегреческих мыслителей, в то время как для древнеримских мыслителей, исследующих экономические проблемы, на первый план выходят практические вопросы, связанные с рациональной организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.

Представителем этого направления экономической мысли был Марк Катон (234–149 г. до н. э.). Этот автор не только разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства (хороший климат, поблизости — богатый город и удобные средства сообщения), но и давал подробные рекомендации по определению структуры угодий, которые можно рассматривать как шкалу доходности отраслей сельского хозяйства.

Катон давал рекомендации и по организации подневольного труда. Как экономист-практик, Катон пытался установить оптимальные пропорции элементов производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств, огромную роль отводя при этом хозяину поместья. По его мнению именно «хозяйский глаз» является важнейшим фактором организации труда в поместье.

Представляет интерес и взгляды Ю.Колумеллы (1 век до н. э.), который первый в истории античной мысли поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства, при этом считая необходимым условием интенсификации хозяйства — реорганизацию рабского труда. Колумелла рекомендовал использовать все методы превращения рабов в усердных работников: от тюрьмы в подвале до обмена шутками с рабами и совместного обсуждения новых работ. Можно рассматривать последние предложения как зачатки «теории человеческих отношений», получившей широкое распространение во второй половине двадцатого века.

Как видим, в древнем Риме круг рассматриваемых экономических вопросов сводился к вопросам обеспечения эффективности ведения хозяйства и рационального сочетания факторов производства. К слову сказать, в последней трети девятнадцатого века именно эти вопросы стали центральными для экономической теории и в настоящее время представляют собой существенную часть современного курса «Микроэкономика».

Возвращение к философским, этическим аспектам экономических вопросов связано с экономическими воззрениями представителей средневековья.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

1.1 Экономические учения Древнего Востока, античности, Средневековья. История развития экономической науки

Похожие главы из других работ:

Анализ проблематики экономической мысли Древнего Востока

1. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем...

История развития экономической мысли

Глава 2. Развитие экономических учений Древнего мира, античного мира и средневековья.

...

История развития экономической мысли

2.2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока

Главная особенность восточного рабства заключается, как известно, в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так...

Научные школы экономического анализа

1.1 Зачатки нормативного подхода. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

Считается, что история экономической мысли ведёт своё начало с письменных источников теократических государств древнего мира. Что же касается экономического анализа...

Основные этапы развития экономической мысли

1. Экономические учения Древнего мира

Экономические идеи древности, в основном, находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств. Одним из крупных древневосточных рабовладельческих государств было Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи...

Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов

Экономические учения в период средневековья

Экономическая мысль средневековья тесно связана с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание феодального порядка, его стабилизацию Защитники интересов феодалов отрицательно относились к торговле и ростовщичеству...

Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов

Экономические учения XV-XVII вв.

Меркантилизм Эпоха XV-XVII вв. была переходным периодом разложения феодализма и развития капитализма. С одной стороны, актуальными оставались вопросы способов внеэкономического принуждения крестьян, феодального производства...

Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов

Экономические учения XX века

Современный монетаризм Монетаризм представляет собой одно из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке, относящееся к неоклассическому направлению...

Экономическая мысль античности

2 Экономическая мысль Древнего Востока

Первые цивилизации, появившиеся около 3 тыс. лет до н. э. (Египет, государства Междуречья), сформировали определенный тип общества, который получил затем преимущественное распространение в странах Азии...

Экономическая мысль Древнего Востока: Индия

1.1 Экономическая мысль Древнего Востока

В странах Древнего Востока, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией...

Экономическая теория в системе экономических наук

2.1 Экономические взгляды в эпоху античности и средневековья

Возраст экономической науки как самостоятельной отрасли знания насчитывает уже третье столетие. Как известно, экономическая наука - продукт Нового времени. Ее возникновение обычно относят к ХVIII в. Но, как и в других областях знания...

Экономические воззрения канонистов. Фома Аквинский

1.1 Экономическая мысль Древнего Востока

Главной особенностью экономической мысли Древнего Востока (восточного рабства) заключается в масштабных хозяйственных функциях государства...

Экономические учения Древнего Востока

1. Экономическая мысль Древнего Востока

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем...

Экономическое развитие Древнего Востока

1. Экономическая мысль Древнего Востока

История государств Древнего Востока, возникших в IV тысячелетии до нашей эры в Месопотамии, Египте, Китае даёт возможность изучить важнейший этап в развитии человечества - распад родового строя...

Этапы становления экономической мысли

2.1 Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока

Главная особенность восточного рабства заключается в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так...

econ.bobrodobro.ru


Смотрите также