Стулья древние. История мебели: как появилась мебель, основные периоды развития, занимательные факты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Удобная мебель как признак роскоши: история первой мебели. Стулья древние


как появилась мебель, основные периоды развития, занимательные факты

Едва ли кто может представить, что вполне обычные предметы интерьера, такие как стол или шкаф, когда-то были показателями роскоши и высокого статуса их владельца. Сегодня мебелью оформляют не только помещения, но и парки, сады, улицы. Она активно используется в организации любой обстановки жилых и общественных мест, и представляет собой отдельную отрасль прикладного искусства.

История мебели, согласно археологическим данным, берет свое начало в очень глубокой древности, когда человек впервые начинает создавать удобство в своем скромном жилище. Места отдыха из шкур, деревянные настилы, колыбели для младенцев из древесины. К сожалению, все это не сохранилось до нынешнего времени. Самые древние образцы мебели были найдены в Египте и датируются третьим тысячелетием до нашей эры.

Древний Египет

Первый табурет

Египет, как один из самых древнейших очагов человеческой цивилизации, сумел сберечь миру богатое культурное наследие далекого прошлого. Архитектура храмовых и дворцовых комплексов, письменность на камне и папирусе, первые знания в области математики, медицины и науки, ювелирные украшения. Здесь и начинается история возникновения мебели.

В царских захоронениях династической эпохи 3400-2980 гг. до н. э. были обнаружены обычные и складные деревянные табуреты с ножками из слоновых клыков, а также отдельные фрагменты ларцов из черного дерева. В погребениях венценосных особ второго тысячелетия до нашей эры археологи находили подобие современных кровати и стула. Кровать представляла собой прямоугольную деревянную раму, покрытую золотой оболочкой, которая в виде сетки была обтянута веревками или ремнями. Ее причудливые ножки мастерски отображали лапы животного, льва или волка. Разнообразные сундучки и ларцы украшались узорами геометрических форм и инкрустировались зеленым и синим малахитом, бирюзой и слоновой костью. Особая мода на инкрустацию мебели была выявлена в 745-718 гг. до н. э. в эпоху правления XXIII династии.

Мебель в Древнем Египте делалась из привозных деревьев крепких пород, она отличалась особой прочностью, жесткостью и функциональностью. Употреблялась древесина кедра, смоковницы, тиса и оливкового дерева.

мебель Древнего Рима

Мебель древних царств

С развитием цивилизации и появлением новых империй, рождались и новые элементы мебели. Об истории мебели Древней Греции можно судить по скульптурам и сохранившимся изображениям на вазах. Известно также, что греки делали сундуки многофункционального пользования, которые долгое время являлись основным предметом интерьера.

Влажный и жаркий климат Древней Индии сформировал своеобразную культуру: люди ели, сидели и спали на полу. Поэтому только для интерьеров дворцов знати характерны были валики, ковры, низкие стулья без спинки и табуреты из ажурного каркаса с сиденьем-подушкой круглой формы. Мебельные ремесленники в своих изделиях использовали все возможное, что давала природа: камень, глину, раковины, растительное волокно, травы и деревья.

Древние римляне отличались особым тонким художественным вкусом, что имело отражение на убранстве их домов. Они отдавали предпочтение разнообразию стульев и ложам, не придавая значения столам. Их мебель инкрустировалась драгоценными камнями и металлами, и украшалась искусной резьбой. Римские мастера использовали в качестве материала цветной мрамор. Тогда же появляется первая плетеная мебель из ивовых прутьев.

К началу первого тысячелетия нашей эры возникли некоторые аналоги современной мебели.

готический кабинет

От простоты к искусству

История дизайна мебели начинается вместе с ее развитием и тесно сопряжена с архитектурными стилями. Можно проследить эволюцию от простоты и незатейливости изделий к их великолепию и изысканности.

Готическая эпоха (XII-XV вв.) рождает свой неповторимый стиль. Если в средние века мебель изготовлялась все более тяжеловесной, то с изобретением «лесопильной мельницы» ее объемные конструктивные элементы значительно облегчились. Предметы интерьера становятся удобными и прочными.

С повышением уровня жизни от представителей дворянства стали поступать запросы к более роскошному убранству домов. Мастера стараются придать предметам особую стройность и изящество: за дело берутся столяр, резчик, позолотчик и живописец. Мебель становится привычным предметом интерьера. В этот же период, перекликаясь со сложными композициями архитектурных сооружений, создается первая «многоэтажная» мебель.

старинный шкаф

Приход шкафа

Если внимательно отслеживать историю появления мебели, то можно заметить, что именно сундук является родоначальником разнообразных элементов интерьера. В силу своей мобильности он был одним из самых важных предметов каждого дома. Обилие хранимых в сундуке вещей время от времени служило вертикальному его «вытягиванию». В конце XV века в Голландии такой сундук поместили на торец, и получился первый аналог шкафа. Чуть позже к нему присоединили второй сундук, что стало прототипом двустворчатого шкафа.

Во Франции в начале XVI века сундук поставили на подстолье, в результате чего появился «кабинет». И с этого времени наступает эпоха шкафа, он постоянно совершенствуется, превращаясь в изысканный и востребованный элемент интерьера.

Сменялись архитектурные стили, совершенствовалась и менялась мебель. Рококо потеснил барокко и принес с собой туалетные столики, канапе и секретеры.

мягкая мебель классицизма

Появление мягкой мебели

Предметы, напоминающие мягкую мебель, имели место еще в глубокой древности. К примеру, в культуре Персии для отдыха и возлежания использовали некие возвышения, убранные коврами и подушками. Жители Египта и Греции, создавая различные модели сидений, также умягчали их с помощью подушечек.

К середине XVII века, в период классицизма Франция как истинная законодательница мод в интерьере дала рождение первым моделям современной мягкой мебели. История создания комфортного сиденья повествуют о том, что сначала стулья и диваны обтягивались простой тканью. По мере того как многослойная одежда аристократов облегчалась, сидеть на жестких седалищах становилось все более неудобно. Обтягиваемую тканью мебель стали наполнять овечьей шерстью, конским волосом, лебяжьим пухом или сухой травой.

Мебель в стиле Буль

Во второй половине XVII века выдающийся мастер, работавший в мастерских Лувра при Людовике XIV, дает рождение особого стиля художественной мебели. Андре-Шарль Буль объединяет известные способы украшения мебели в одном произведении, не теряя при этом ясности рисунка в целом и логичности самой конструкции. Будучи профессиональным эбенистом, он изящно сочетает разные породы дерева, впервые используя позолоченную медь. Изучив ранее технику черепаховой инкрустации, мастер решает применить ее в декоре мебели.

Шарль Буль оставил значительный след в истории развития мебели. В настоящее время его сохранившиеся коллекции можно увидеть в Лувре (Париж), музей Гетти (Лос-Анджелес) и в ряде французских дворцов.

французский ампир

Французская мебель в стиле Ампир

Изменение характера мебели во Франции в конце XVIII века произошло под влиянием увлечения античностью. Этой тенденции значительно способствовали походы Бонапарта и археологические раскопки Помпеи. Стиль, заступивший на смену классицизму, символизировал собой величие и могущество империи (empire), созданной Наполеоном.

Тяготение к древности отразилось на убранстве домов, которые стали оформлять на греко-римский лад, согласно истории. В производстве мебель этого стиля отличалась характерными архитектурными формами (колонны, консоли, пилястры), которые использовали для членения передней части комодов и шкафов. Обстановка не отличалась удобством, предпочтение отдавалось красоте, массивности предметов. В употребление входят книжные шкафы с решетками, открытые серванты, стоячие зеркала. Изобретаются раздвижные элементы.

антикварная русская мебель

История русской мебели

В отличие от европейской мебели, большинство экспонатов которой были прекрасно сохранены, мебель русской старины представлена весьма скромным количеством. Из-за мало уцелевших исторических сведений, даты создания некоторых элементов точно не определены и вызывают споры. Известно, что изготовление мебели на Руси было тесно сопряжено с постройкой жилища, архитектура которого развивалась крайне медленно и носила весьма устойчивый характер. Интерьер домов был довольно простым, даже мебель зажиточных людей не отличалась изыском. Основными предметами были лавки, столы, табуреты и скамьи, сундуки появились значительно позднее.

Мебель в истории России начинает развиваться только в XVII веке, когда международные связи государства значительно расширяются. В царских палатах появились стулья с высокими спинками, кресла, ларцы и венецианские зеркала. При Оружейной палате учреждаются мастерские. А в XVIII веке в Туле начинают делать железную мебель высокого художественного качества.

Русская мебель быстро включилась в общий поток европейского развития и сумела сохранить свою самобытность и национальные черты.

Стул для каждого

В XIX веке австрийский мастер Михаил Тонет, мечтая о простой и компактной мебели, приступает к экспериментам с деревянными деталями. Изучая возможности материала, он всячески подвергал его различным деформациям. Ему удалось изобрести стальные формы и шины для сгибания древесины: в процессе одновременно обеспечивалось гнутье нескольких сегментов. Это дало начало серийному производству. Рациональный расход материала привел к дешевому изготовлению стульев и кресел.

До конца XIX века, в общем, было произведено около 50 миллионов стульев по вполне доступной цене, на которых сидели в Америке, Европе и России.

Мебель для детей

История детской мебели началась еще в Древнем Египте, где в захоронениях находили маленькие кроватки, отличавшиеся от взрослых только размерами. Стоит отметить, что до XVIII века в большинстве своем люди не озабочивались отдельным ложем для своего ребенка. Маленькие дети спали чаще всего с родителями или со старшими детьми.

детская кроватка

Специально отдельная детская мебель как таковая долгое время нигде не производилась. Интерьер детской комнаты напоминал родительскую спальню с большой кроватью, ковром и картинами, а игровая зона отсутствовала.

Эпоха Возрождения подарила детской мебели стеллажи, которые чаще всего стали использовать для книг. Пеленальные столики вместе с комодами появились в XVII веке, но популярность к ним пришла значительно позднее. Это объясняется тем, что покупку совершали только состоятельные семьи для оформления детских комнат.

Занимательные факты

стиль рококо
  • В Древней Греции скамьи, табуреты и стулья преимущественно использовались женщинами и детьми. Мужчины отдавали предпочтение лежанкам и кроватям.
  • По преданиям легенды, подлокотники на стульях появились после одного неприятного инцидента на похоронах фараона. Во время официальной церемонии гость упал с неудобной скамьи.
  • В 1911 году изобретателем Томасом Эдисоном была представлена бетонная мебель, которая, несмотря на свою долговечность и красоту, осталась не востребованной.
  • Король Франции и Навары Людовик XIV вошел в историю мебели как обладатель самой большой коллекции кроватей – 413 штук.
  • Барная стойка была придумана на Диком Западе как укрытие для барменов от пуль недовольных клиентов и бандитов.
  • Диван длиною в один километр был изготовлен в России в 2014 году. На нем одновременно могут разместиться 2,5 тыс. человек.

fb.ru

Мастерская мебели MASCARON | Блог: Мебель в Древней Греции

Любой стране, любому народу свойственна способность развиваться в определенном направлении. Никто другой не повторяет этот путь, возможно лишь слияние культур в последующем развитии. Это касается как произведений искусств высшего уровня, так и более повседневных (столярное и мебельное ремесло, дизайн быта и т. п.).

Что касается мебели, то смело можно утверждать, что в древнем мире каждая народность изготавливала в первую очередь довольно примитивные изделия, необходимые для создания более комфортных условий быта.

начало.jpg

И только после надежного оттачивания технологии производства начинали уделять внимание внешнему виду мебели, украшать их различными способами – инкрустацией, резьбой, цветной росписью. Изделия для высокопоставленных лиц покрывали декорациями из камней, золота, серебра.

Если мастеров Древнего Египта называют родоначальниками многих видов современной мебели, то Древняя Греция дала немало направлений в ее «облагораживании». Стили оформления мебели, выработанные на основе древнегреческого искусства, прошли через много веков вплоть до нашего времени. Узнаем сегодня, что особенного могли выпускать мастера Древней Греции, в чем заключалась особенность их искусства.

С чего начиналась художественная культура Древней Греции

Несмотря на уникальность культуры любой народности, она не возникает на пустом месте. Греция не является исключением. Основой для нее стало эгейское направление. После завоевания островов Эгейского моря, Балкан и других прилегающих территорий в Элладе (Древней Греции) стало активно развиваться собственное направление художественной культуры. Рассмотрим на примере различных видов мебели, как это происходило.

Как и любой народ, греки начинали изготовление различных видов мебели с самых примитивных образцов, немного улучшающих бытовые условия. В дальнейшем, будучи отличными мореплавателями, эллины стали налаживать контакты с различными странами, перенимать их достижения в изготовлении деревянной мебели.

стул из микен.jpg

Стул из Микен

К примеру, некоторые виды стульев явно ведут свое начало из Древнего Египта, тяжелые кресла – из стран Азии. Позже в Греции стало развиваться собственное направление, декорирование продукции различными типами орнаментов, не встречающимися ни в одной стране. В основном это были геометрические и растительные элементы. Основой для них служили акант, пальметта, различные виды листьев, лотос и другие цветы, выполняемые в четких очертаниях и яркой раскраске.

орнамент1.jpg

В отличие от богатого египетского наследства оригинальные образцы древнегреческой мебели не сохранились до наших времен. Изучать это направление приходится по различным рельефным фрескам и богато оформленным рисункам на вазах, танаграм (небольшим терракотовым статуэткам).

ваза3.jpg

ваза1.jpg

аполлон на дифросе.jpg

Познакомимся поближе с видами мебели, используемые в Древней Греции, рассмотрим, из каких материалов ее изготавливали, какими технологиями владели мастера-мебельщики.

Материалы и технологии, применяемые для изготовления мебели в Древней Греции

Как и во всем мире древнегреческие мебельщики для своей продукции использовали различные виды древесины, такие как клен, самшит, кедр, олива, пальма, орех, черное дерево. Кроме этого, для изготовления мебели использовали более прочные материалы – мрамор, бронзу.

003.gif

Во время архаического периода (VI век до н. э.) стиль мебели, изготавливаемый древнегреческими мастерами, полностью повторял азиатские образцы. Практически все типы мебели имели жесткие прямоугольные каркасы с прочной обшивкой. В дальнейшем греческие мебельщики постепенно отошли от данного влияния и стали изготавливать мебель собственной разработки, не повторяющей ни одно из существующих направлений.

V-III века до н. э. считаются «золотым периодом» развития всех искусств Древней Греции. Мебельное производство также сделало большой шаг вперед. Тяжелые прямоугольные формы стали заменяться на более изящные, украшенные резьбой и орнаментами. В отличие от египетских образцов оформление мебели не было строго символичным, поэтому мастера смело украшали свои изделия растительными и геометрическими орнаментами. В итоге реалистичность и красота удачно совмещалась с высоким художественным вкусом.

Мебель, как и архитектура, развивалась в двух основных направлениях – дорическом и ионическом. Первый был более лаконичным, второй отличался легкостью и изяществом. В основе обеих стилей лежала наука о пропорциях, эталоном которой являлось «золотое сечение».

Немалое влияние на развитие более элегантной мебели послужило применение инструментов, неизвестных в других странах. Одними из них были рубанок и более совершенные токарные станки.

Среди технологий в Древней Греции применялись интарсия, шпонирование поверхностей дорогими сортами древесины, мозаика. Пожалуй, самым необычным было изготовление гнутых древесных заготовок при помощи пара (в Европе этот метод освоили только в XIX веке!). Также был известен способ рамочно-филенчатой вязки, соединение заготовок деревянными шпунтами и шпонками. Вся продукция раскрашивалась сочными яркими красками.

Различная древнегреческая мебель

По своему образу жизни древние греки были в первую очередь общественными существами. Мужчины большую часть жизни проводили вне дома – участвовали в гражданской деятельности на агоре, в религиозных церемониях, в гимназиях. Могли провести ночь в открытых портиках (климат это вполне позволял).

Поэтому изначально даже у зажиточной части населения дома не были обставлены многими видами мебели. Обустроенными являлись только общественные здания (храмы, театры, стадионы и т. д.). В них устанавливали долговечные мраморные стулья, кресла.

кресла в театре диониса в афинах.jpg

Кресла в театре Диониса в Афинах

Только после войн с персами греки стали уделять больше внимания своему жилью. Дома стали считаться «личной крепостью», их стали обносить заборами. Одновременно внутренние помещения заполнялись различной мебелью, изготавливаемой уже без влияния внешних стилей.

В обиходе у древних греков находились пять основных видов мебели:

Познакомимся поближе с различными видами древнегреческой мебели, которые были восстановлены по описаниям и изображениям.

Обратите внимание: повторим, что до нашего времени практически не сохранилось ни одного образца мебели Древней Греции, кроме каменных кроватей и кресел. На фотографиях изображена мебель, восстановленная нашими современниками по описаниям, изображениям на посуде, фресках.

Табуреты, стулья и кресла

Существовало два основных вида табуретов (дифрос). Первый практически без изменений дошел до нашего времени. Он имел четыре ровные ножки, плоское плетеное сиденье, был довольно мобильным – легко перемещался и не имел определенного места в доме.

дифрос.jpg

Позднее прямые ножки стали изготавливать на токарном станке, украшая резными узорами. Такие табуреты именовались парадными дифросами.

дифрос1.jpg

Второй тип табуретов больше подходил под определение небольшого столика. Был более тяжелым, часто изготавливался из мрамора и бронзы. У такого табурета было постоянное место в доме, использовали его по необходимости: как табурет и как небольшой столик.

На все табуреты для большего комфорта клали мягкие подушки, набитые водорослями или травой.

Довольно популярными были складные варианты дифросов, явно пришедшие в Грецию из Древнего Египта. Такой табурет раб носил за хозяином вместе с подушкой, чтобы он в любой момент мог присесть для беседы, отдыха.

складные табуреты.jpg

difros.jpg

Стулья, изготавливаемые во время архаического периода, несли явные оттенки древнеегипетского направления. Они имели жесткую конструкцию, изобилующую прямыми углами.

Вершиной изготовления стульев стал клисмос – легкая, элегантная конструкция с дугообразными ножками. Изготавливался из гнутой древесины с бронзовыми элементами. У греков считалось, что клисмос – это стул для женской половины общества.

klismo.png

Мужчины предпочитали располагаться в более тяжелых конструкциях – креслах (троносах). Все они были снабжены подлокотниками, спинками, часто имели мягкие сиденья. Ранние троносы изготавливались из дерева и практически полностью повторяли формы египетской мебели.

тронос.png

Для высокопоставленных лиц тронос изготавливался из мрамора, был богато оформлен росписью и рельефными фигурами. Для украшения применяли драгоценные камни и благородные металлы. Присутствовала подставка для ног.

мраморный трон.jpg

Образцами каменной мебели, дошедшей до нас, являются кресла в древнегреческих театрах. Как правило, они устанавливались для обеспеченных и высокопоставленных лиц.

мраморные кресла.jpg

трон.jpg

Существовал еще один особенный вид диванчиков – для путешествий. Их устанавливали на спину мула, длинные ножки зажимали туловище, фиксируя положение. По краям садились двое человек, опираясь на спинки, и комфортно проводили все путешествие. Эти диванчики, возможно, послужили основой для создания древнегреческих кроватей – клине.

HorseKline.jpg

Столы

У древних греков столы использовали только по прямому назначению – для принятия пищи. Изготавливали их из дорогих пород дерева или бронзы. Столы (трапедзы) могли быть круглыми, прямоугольными, квадратными. На одной ножке или на трех – для большей устойчивости на неровном полу.

трапедза.jpg

Изначально столы имели простейшие формы, в дальнейшем их стали украшать различными рельефными узорами в виде голов птиц, звериных лап, растений.

трапедза1.jpg

Трапедзы не выполнялись высокими – греки имели обычай принимать пищу лежа и по окончании обеда стол задвигался под ложе.

Кровати

В Древней Греции кровати (клине) прошли интересный путь развития. Первоначально они использовались по прямому назначению – для сна и отдыха. Клине представляли собой неглубокий ящик, установленный на невысокие ножки. На плетеную основу стелили шкуры, позднее их заменили на матрасы. Кстати, греки первыми стали применять подушки – матерчатые мешки набивали травой, шерстью, пухом и т.п. и клали под голову для удобства.

клине.jpg

К V веку до н. э. у греков выработалась привычка есть лежа. Кровати стали внешне изменяться – появились более удобные спинки и своеобразные подлокотники. Высоту ножек подгоняли под размер трапедзы – стол после принятия пищи должен был свободно поместиться под клине. Для большего удобства рядом с кроватью часто устанавливали невысокую скамеечку.

клине2.jpg

Изготавливали клине из твердых пород дерева, бронзы, мрамора. Высокие ножки стали украшать резьбой, волютами. Кровати обеспеченных представителей населения отделывали драгоценными камнями, золотом, серебром.

каменная мебель.jpg

Сундуки

В Элладе не существовало такого понятия, как шкафы. Одежду, фрукты, все необходимые вещи греки хранили в сундуках. Изначально форма и способ изготовления были позаимствованы у египтян. В дальнейшем греческие сундуки получили высокие ножки – вероятно, для удобства обслуживания.

сундук.jpg

Сундук считался одним из самых ценных вещей в доме. Чаще всего он изготавливался из древесины, стенки соединялись штифтами и шпонками. Крышки были двух видов – плоские или выпуклые. Стенки покрывались яркими красками.

Заключение

Если принято считать, что древние египтяне являются родоначальниками многих видов мебели, то греков можно смело называть ее дизайнерами. Благодаря своеобразному развитию древнегреческой культуры мебель, заимствованная у других народов, полностью сменила внешний вид, была облагорожена неповторимым греческим стилем оформления.

Практически в любое время дизайнеры постоянно обращались к древнегреческому направлению изготовления мебели. Сегодня также не забыт этот стиль – часто можно встретить стулья, полностью повторяющие формы клисмос, диваны, выполненные в стиле клине.

современный клисмос1.jpg

современная софа.jpg

www.mascaron.su

Мастерская мебели MASCARON | Блог: Мебель в Древнем Египте

Любая эпоха оставляет после себя множество предметов с особенностями, присущими только этому периоду развития человечества. Это касается как монументальных строений (дома, замки, дворцы), так и предметов повседневного пользования. Взглянув на обычные, казалось бы, образцы мебели, такие как стулья, столы, кресла и многие другие, несложно определить в какую эпоху они были изготовлены – Древний мир, период Возрождения или Средние века…

Художники и мастера в каждой стране старались придать изготавливаемой мебели формы, присущие только этой стране в период их жизни. Узоры, покрывающие мебель, также были характерны определенному времени. Многое зависело и от способов обработки материалов.

Начнем знакомство с самых ранних эпох, узнаем, какие характерные черты присущи мебели определенного периода. Наш первый шаг – Древний Египет.

Ступени развития мебельного искусства в Древнем Египте

Египет является древнейшим государством, оставившим после себя образцы мебели. Благодаря древнеегипетскому обычаю помещать в захоронениях предметы, необходимые для жизни в потустороннем мире, до нас дошли хорошо сохранившиеся экземпляры. Практически вся мебель изготавливалась из различных пород древесины, завозимой из других стран. Инкрустацию выполняли, как правило, из слоновой кости, камней различного цвета (малахит, бирюза и т. д.).

Египтян можно смело называть родоначальниками многих видов мебели. Самые древние образцы мебели, найденные археологами, принадлежат ранней династической эпохе (3400-2980 гг. до н. э.). Ими являются обычные и складные табуреты, изготовленные из древесины с ножками, вырезанными из цельных слоновых бивней в форме копыт быков. Хорошо сохранились обломки ларцов из черного дерева. Все это найдено в царских погребениях.

сундук1.jpg

Эпоха III династии (2980-2000 гг. до н. э.) оставила после себя стулья, кровати, ларцы разных размеров. Последние изготавливались из черного дерева, инкрустировались слоновой костью и различными полудрагоценными камнями – бирюзой, зеленым и синим малахитом, ляпис-лазурью. Ножкам придавалась форма львиных лап или копыт быка. Характерная черта – передние и задние ножки соответствовали по форме передним и задним лапам (копытам) животного.

табурет на ножках.jpg

Во времена эпохи Среднего царства (2000-1500 гг. до н. э.) мебельное и столярное искусство достигло пика развития. Многие изделия поражают своей фундаментальностью. К примеру, каждая створка дверей большого Карнакского храма имела размеры 5 м ширины и 20 м высоты. Собирались они из множества деревянных деталей, скрепленных деревянными гвоздями и клиньями, расположенными под углом 45° в разных направлениях. Такая технология позволяла избежать появление щелей.

большие двери.jpg

Материалы, используемые египетскими мебельщиками

Самым распространенным материалом для изготовления мебели являлась древесина. Наиболее ценными считались породы черного дерева, сикомор, кедр, оливковое дерево, смоковница, тис. Их завозили из других стран, поскольку местные породы деревьев (финиковая пальма, нильская акация) имели более мягкую древесину и плохо поддавались обработке.

Для внешней отделки применяли различные полудрагоценные камни, серебряную и золотую фольгу, цветной фаянс. Часто присутствовала инкрустация ценными породами древесины, контрастной по цвету с основным материалом.

Инструмент и технологии

Инструменты, используемые египетскими столярами, были весьма несовершенны. Известно, что они пользовались деревянными молотками (киянками), тесалом, большой двуручной пилой, топорами, лучковой пилой. На фресках можно найти изображения, как ремесленники использовали их для изготовления мебели.

ремесленники.jpg

сверло.jpg

Инструменты той эпохи, несмотря на то, что изготавливались из металла, не позволяли добиваться высокой точности. Поверхность деревянных заготовок доводили до необходимого состояния методом пришабривания тяжелыми камнями, затем вышлифовывалась пемзой.

Местные деревья не позволяли получать большие заготовки, поэтому ремесленники вырабатывали различные способы прочного соединения нескольких деталей. Ласточкин хвост, различные виды прямых шипов, шпунт и гребень родились именно в Древнем Египте.

Стулья, табуреты имели крепления в виде поперечных соединений, расположенных под углом, или дугообразных деревянных шипов, врезанных в угловые части. В отличие от более поздних технологий, когда изгибалась заготовка, египетские мастера придавали необходимый радиус стволу дерева на корню в течение нескольких лет.

Внешней отделке уделялось особое внимание. Несовершенными столярными инструментами невозможно было получить идеальную поверхность. Даже самые дорогие изделия выглядели несовершенными без богатой декорации. Поэтому сначала любую мебель покрывали довольно толстым слоем замазки, скрывающей все дефекты. Затем она окрашивалась в белый цвет и украшалась яркими орнаментами. В зависимости от дороговизны мебели на ее отделку пускали различные полудрагоценные камни, слоновую кость, цветной фаянс либо ограничивались геометрическим орнаментом.

Древнеегипетским мастерам был известен метод фанеровки поверхностей дорогими сортами древесины. Конечно, получить шпон они еще не могли и отделочные пластины были довольно толстыми, но декорирование дешевой древесины получалось весьма солидно.

Для самой изысканной мебели применяли декор из серебряной и золотой фольги. Основание ножек очень искусно выполняли также из серебра, золота или вырезали из слоновой кости.

Краски, используемые для отделки мебели, имели только семь цветов – белый, красный, зеленый, желтый, голубой, черный, коричневый. Их использовали только в чистом виде, никогда не смешивая.

Различная древнеегипетская мебель

Мебель Древнего Египта легко отличить от какой-либо другой. Ей присущи характерные черты, не встречающиеся нигде в мире. Так получилось, потому что Египет был защищен пустынями и морем от других стран и его развитие происходило в индивидуальном направлении.

Благоприятные условия (природные, экономические), сложившиеся в долине Нила, способствовали развитию коллективного труда, образованию устойчивой государственной системе. Искусство египтян также отличалось строгостью и упорядоченностью. Выработанные художественные формы оставались неизменными в течение не одного тысячелетия.

Перейдем к обзору различных типов мебели Древнего Египта, дошедших до нашего времени, восстановленных мастерами-реставраторами.

мебель древнего египта.jpg

Стулья

В Древнем Египте стульями пользовались богатейшие сановники, лица, занимающие высокие государственные посты. На фресках часто можно встретить изображения писцов, работающих сидя на полу. В быт простых египтян стулья и табуреты пришли позднее.

писцы.jpg

Самыми ранние стулья были на невысоких ножках, показывающие, что египтяне, как и все народы Азии и Востока, предпочитали работать или отдыхать, сидя на корточках.

невысокий стул.jpg

В дальнейшем ножки стали удлинять с определенным смыслом – чем выше положение в обществе, тем выше его стул. Для высокопоставленных вельмож изготавливали стулья из ценных пород древесины, с подлокотниками, высокой спинкой. Украшали их различными инкрустациями из дерева, слоновой кости, металлов.

стул.jpg

Только фараон имел право сидеть на троне, изготовленном самыми лучшими мастерами. Весь он украшался золотом, серебром, бронзой, имел подлокотники, переходящие в золотые львиные головы. В отличие от других стульев трон имел мягкое сиденье.

позолоченный трон.jpg

Первоначально даже у фараона был трон весьма скромный в сравнении с более поздними образцами.

трон тутанхамона1.jpg

Самыми первыми предметами для сидения были примитивные табуреты. Они имели очень короткие ножки, сиденье заменяли переплетенные из волокон растений или кожаных ремней.

низкий табурет.jpg

Во II тысячелетии до н. э. египтяне разработали интересную форму табуретов, напоминающую современный складной вариант. Его конструкция представляла две деревянные рамы, соединенные простейшими шарнирами. Сиденьем служило натянутое кожаное полотно. Такие походные табуреты пользовались огромной популярностью у армейских командиров высокого ранга.

складной табурет.jpg

Практически все стулья имели общую черту – вогнутые сиденья, повторяющие форму тела. Гораздо позже сиденья стали выполнять плоскими и обшивать несколькими слоями ткани.

трон тутанхамона.jpg

Именно египтяне первыми стали изготавливать стулья со спинками. Сначала они были прямыми, лишь в дальнейшем спинкам стал придаваться наклон.

Кровати

Не исключено, что египтяне первыми решили отказаться от отдыха на циновках, лежащих на полу. Самые первые постели представляли собой деревянную раму, установленную на ножки. Ложем служили натянутые и переплетенные ремни или веревки.

первые кровати.jpg

Более поздние кровати изготавливали также из твердолиственных пород древесины, но с более совершенными формами. Ножки, как правило, выполняли в форме звериных лап, направленных в одну сторону. Какого-либо стандарта не существовало – были кровати на высоких ножках и совсем немного приподнятые над полом.

кровать.jpg

обычная кровать.jpg

Подушками в Древнем Египте не пользовались. Из-за жаркого климата гораздо рациональнее было использование подголовников, выполненных из дерева, глины, слоновой кости, камня. К тому же они помогали сохранить пышные прически.

кровать с подголовником.jpg

подголовник из слоновой кости.jpg

Столы и сундуки

Столы по конструкции были весьма разнообразны. Известны три вида столов – обеденный, рабочий и легкий типа «креденцы». Последний имел весьма скромный вид и состоял из стоек, перемычек, распорок.

стол деревянный.jpg

Столешницы могли быть круглыми и прямоугольными, изготавливали из глины и алебастра, покрывались орнаментом и росписью. Известны столики с одной, тремя или четырьмя ножками.

Самым распространенным вариантом был стол на одной ножке, который переносили по надобности из одного помещения в другое. Такой стол имел круглую столешницу и предназначался для одного-двух человек. На пиру каждый гость получал по отдельному столику.

Столики на прямых невысоких ножках служили подставками для сосудов с водой, фаянсовых ваз. Существовали специальные стойки для ваз. Они представляли собой конструкцию из высоких жердей, оканчивающихся опорой для установки посуды.

стойка для посуды.jpg

Сундуки и ларцы изготавливались по технологии, схожей с изготовлением саркофагов. В каркас из деревянных рам вставлялись поперечные планки. Такая конструкция предохраняла от появления щелей и коробления древесины. В наиболее дорогих экземплярах применялось соединение типа «ласточкин хвост».

Изготавливали сундуки в форме параллелепипеда на ножках различной высоты. Отличие было лишь в размерах, отделке и форме крышки. Чаще всего крышка выполнялась полукруглой, но встречались и нестандартные формы.

сундук.jpg

Как и любая мебель, сундуки покрывались богатой росписью, отделкой цветными камнями, драгоценными металлами. Ларец с наиболее богатой отделкой найден в гробнице Тутанхамона (около 1347-1337 гг. до н. э.), вся поверхность расписана изображениями его подвигов.

расписной сундук.jpg

Заключение

Подводя итог, можно смело сказать, что именно культура Древнего Египта стала прародительницей большинства видов современной мебели. Уже в древности египетское искусство оказало огромное влияние на художественное и культурное развитие многих народностей. Его элементы можно встретить в оформлении древнеримской мебели.

Вторую жизнь искусство Древнего Египта получило после похода Наполеона в 1798 году. Европейцы, восхищенные необычными формами египетской мебели, стали внедрять ее в свои изделия. Особо ярко выделялась мебель в стиле «ампир», сложившимся после 1800 года, особенно во французской мебели.

В современном мире тоже не обходят вниманием Древний Египет, много образцов мебели (столы, стулья) своим стилем напрямую перекликаются со своими прародителями.

стулья в египетском стиле.jpg

www.mascaron.su

История мебели. Как появилась первая мебель :: MEBEOS.ru

Ольга Крупченко, 13 Июня 2015

        Задумывались вы о том, когда появилась первая табуретка, стул, кушетка или кровать? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. У каждого предмета мебели есть своя легенда, а иногда и несколько.

       Итак, слово мебель французского происхождения и происходит от французского слова meuble. Древнейшие из известных нам образцов мебели были найдены в Египте в царских погребениях III века до нашей эры.

Стулья

Мебель как признак роскоши

       В основу первой мебели было положено богатство, но не удобство – создавали роскошные троны из золота, мрамора и серебра, об удобстве речи не шло.

       Трудно поверить, что когда-то давно стул и табурет являлись предметом роскоши. Первая мебель, которую создал человек была жесткой и функциональной, но постепенно приобрела черты роскоши. Так, если вначале был простейший табурет, то достаточно быстро он стал предметом роскоши, его стали украшать, вырезать на ножках различные фигуры зверей и узоры. И владеть мебелью могли только самые обеспеченные люди. Чем ниже был стул, тем богаче его владелец.

       Древние египтяне являются создателями и авторами стула, табурета и кровати, по крайней мере,  так считается, потому что именно там при раскопках была найдена первая мебель. У египтян были удивительные табуреты из дерева с ножками из слоновьих клыков, что примечательно, были даже складные табуреты, которые носили рабы за привилегированными египтянами.

Старинное фото мебели

       Интересно, что в Древней Греции, в отличие от Египта, стулья и табуреты, скамьи предназначались женщинам и детям, а мужчины предпочитали вести беседы и пировать полулежа на лежанках и кроватях.

       Забавная легенда гласит, что на похоронах фараона один из гостей упал с неудобной скамейки, это могло послужить дурным предзнаменованием, после чего и придумали подлокотники для стульев и спинки.

       Вслед за табуретами египтяне придумали стул, затем, кресло, а после кровать, сундуки и ларцы, скамейки, столы. Простые люди при этом продолжали хранить вещи в плетеных корзинах, глиняных сосудах, а спать и сидеть на соломе.

Мебель из прошлого

Мебель Древнего Египта: а – ларец; б – табурет; в – складной табурет; г – трон с опорами в виде львов; д – кресло с подлокотниками; е – кресло-трон фараона Тутанхамона; ж – стол; з, и – кровати с опорами в виде звериных лап

Мебель как функциональная утварь

Предприимчивые греки придумали ларь-сундук, который одновременно нес в себе три функции: на не можно было сидеть (сундук-скамья), лежать, и хранить в нем вещи.

Мебель как искусство

       В XIV веке была изобретена "лесопильная мельница", что позволило облегчить тяжелые до этого конструктивные элементы мебели. Постепенно изготовление мебели превращалось в целое искусство. Один из таких периодов это Готика (Средние века),

       А вот настоящий шкаф появился значительно позднее – в средние века в готических замках феодальной Европы.

       Вначале был ларь-сундук, где хранили всякие вещи, и кто-то из мастеров, взяв за прообраз готическую башню, сделал вытянутый ларь-сундук, который постепенно приобрел вид шкафа.

Древний шкаф

Удобная мебель для всех

       Лишь к концу XVII века отношение к мебели сильно поменялось в сторону удобства. И был изобретен шезлонг – стул, на котором не только можно сидеть, но и полулежать. Шезлонги были разными: как лодка или кресло с приставленным к нему мягким табуретом для ног, иногда из двух кресел и табурета между. Но культ «светского стула» всё еще не сдавал позиции: например, мужчине, одетому во фрак, приходилось сидеть задом наперёд – лицом к спинке стула, чтобы не измять фалды.

Стул для всех и каждого

       Ну а кому мы обязаны массовому распространению стула? Венский столяр Михаил Тонет в середине XIX века придумал способ производить стулья из гнутого дерева, вот тогда-то и получили возможность простые люди сидеть на стуле сколько захочется, так как дешевизна этого производства позволила приобрести стул всем и каждому.

Пока нет.Ваш комментарий может стать первым

mebeos.ru

Античность. Мебель Древней Греции - Орнамент и стиль в ДПИ

Подлинных образцов греческой мебели почти не сохранилось, поэтому сначала рассмотрим  её изображения на надгробных стелах, вазах и фресках.

 Это, похоже, стул. Часть его спинки виднеется за плечом дамы.

Почти такой же, но концы ножек отличаются. Возможно с такими точеными ножками делали и стулья, и табуреты.

Рассмотрите скамеечку для ног. И на других фото тоже. 

 Здесь ножки немного другие.

 этот роскошный стул расписан, а под его локотником - фигурка сфинкса.

Рассмотрите повнимательнее тонкие концы его ножек..

Столик попроще. Он не кривой, просто это роспись с купола гробницы. А вот за столиком видны очень изящные ножки стула.

  Мужчина сидит на Клисмосе, хотя в книгах пишут, что это женский стул.                          Вот здесь все в порядке.)))Мебель Древней Греции. КлисмосРеконструированный клисмос

А здесь целый мебельный гарнитур.

Складные табуреты были популярны во все века.

Форма ножек этого ложа очень похожа на ножки хорошо сохранившегося трона из гробницы Филиппа  Македонского.

Ну а это уже сам  мраморный трон со скамеечкой для ног из гробницы.

Спинка трона богато декорирована.

Также, как и ножки.

Погребальный ларец Филиппа II из той же гробницы.

Бронзовый треножник. 430-420 г. до н.э. Тоже из гробницы. 

И еще пара треножников.

В заключение табличка с этого сайта http://www.makuha.ru/design/56.htm

114. Саркофаг из Абусир.115. Складной стул с характерными загнутыми внутрь ножками.116. Обеденный стол (по модели из бронзы).117. Простая деревянная кровать (по рисунку на вазе).118. Ложе с подушками.119. Парадные мраморные театральные кресла. Театр Дионисия в Афинах.120. Раннегреческое кресло дощатой конструкции.121. Архаический трон (по изображению на гробнице из Лаконии).122. Трон без спинки, с подставкой для ног (по рисунку на вазе).123. Парадный табурет (по рисунку на вазе).124. Характерный мотив греческой орнаментики.125. Клисмос, женский стул со спинкой (с надгробного памятника Хегесо, Афины, IV в. н. э.).126. Ложе с мягкой обивкой и подушками (по рисунку на вазе).127. Стол (по рисунку на вазе).128. Меандр — характерный древнегреческий орнамент.http://ziggyibruni.livejournal.com/12961.htmlhttp://arx.novosibdom.ru/node/569 

 

ornament-i-stil.livejournal.com

прошлое, настоящее, будущее. Часть 1. — Офисная мебель и всё вокруг неё

На дворе  2111 год… (нет, нет, это не опечатка)-J… Перед нами случайно открылся пространственно-временной портал …… Можно было пойти направо и попасть в Будущее, а можно пойти налево и ты попадаешь в Прошлое…..

Одним глазком мы заглянули в город Будущего……

и, как вы думаете, что в первую очередь нам бросилось в глаза? Ну конечно же человек Будущего и его рабочее место.-J Ведь нас сейчас интересует именно этот аспект.

Итак…. Рабочее место будущего человека, какое оно, как будет выглядеть? Поменяется ли дизайн и потребительские качества? Будет ли оно изготовлено из каких-то других материалов или люди будущего будут пользоваться теми же, что и мы?

Все эти вопросы мы задаем сейчас, в нашем Настоящем времени, но…прежде чем начать тему и постараться ответить на тот или иной вопрос, хотелось бы вернуться  к  нашему порталу и повернуть налево — в Прошлое, ведь без прошлого нет ни настоящего, ни будущего! Давайте вместе проследим  эволюцию человека и его рабочего места (стола и стула).

Ранним жилищем древнего человека была пещера. Столом, стулом, и даже кроватью ему служила земля.

Жестко сидеть на камнях

Когда человек впервые отвлекся от суровой необходимости выживания и обратил свое внимание на окружающий его быт, то он направил свои силы, физические и творческие, на обустройство своего жилища, создавая предметы мебели, имеющие прямое назначение…Дикари-охотники довольствовались ямками и подстилками из листьев, вместо кровати. Также спали дикие скотоводы, например готтентоты в Южной Африке. Кафры уже подстилали себе циновки и рогожи.

 

Из истории офисной мебели

Сделаем мягкую подстилку из шкуры

Дикари-рыболовы заводили себе для спанья доски, положенные на деревянные обрубки. Так, во всякой эскимосской хижине можно найти такие доски, лежащие на чурбанах около метра в поперечнике. В этом можно увидеть и начало кровати, и начало скамейки — люди долгое время спали на том же, на чем сидели. У северо-американских индусов-делаваров, которые одни из первых стали строить деревянные четырехугольные дома, можно видеть, что в старину кровати или лавки были плотно приделаны к стене и полу.

То же было в крестьянских домах древних римлян. Они строились из камня, и останки их сохранились и до сих пор. В этих древних хижинах места для спанья и сиденья наглухо приделывались к стене.

История офисной мебели

Дело было в Шотландии

В некоторых отдаленных местах Шотландии еще в начале XX века можно было найти уцелевшие хижины, сложенные из дикого камня, в которых тоже скамьи — плотно слитые со стенами.

Таким образом, места для сна и для сиденья не всегда были подвижными, их не всегда можно было назвать французским словом meuble — движимый, подвижной.

Самыми первым предметами движимой мебели в ранних жилищах были сиденья, или то, что они использовали как сиденье — пень, вязанка веток. Примитивные мебельные формы — стул, стол, кровать, табурет, трон и коробка были главными формами мебели в древнем Египте. Некоторые историки склоняются к тому, что кровать была самой ранней формой мебели. Египтяне делали ее из древесины простой конструкции на четырех ножках. Поверхность для лежания плелась из шнура.      Некоторые модели были снабжены изголовьем.

Офисная мебель - история. Древний Египет

Мебель Древнего Египта

Мебель Древнего Египта на рисунке:44. Саркофаг из сикомора45. Складной стул46. Табурет из ровных реек с четким тектоническим построением47. Табурет с точеными ножками и выделенными крепежными элементами48,49. Подставка бруск овой конструкции для амфоры50. Кровать в форме животного51. Стул со спинкой явно выраженной конструкции52. Парадный трон с богатой резьбой и обивкой53. Складная походная кровать54. Табурет с очень низкой спинкой55. Примитивный низкий табурет с изогнутыми ножками56. Парадный стул с мягкой обивкой57. Стул со спинкой рамочно-филеночной конструкции58. Резная подставка для головы из черного дерева59. Переносная кровать60. Стол с декоративной вазой

Основополагающим этапом эволюции стола, известного нам, стало появление в Древнем Египте двух столов одновременно — обеденного и рабочего. Тогда столы и стулья были прерогативой самого фараона и высших сановников, и были самыми показательными элементами интерьера дворцов. Стол для еды был круглым и небольшим для одной-двух персон. Он стоял на толстой ноге в форме колонны. Рабочий стол напоминал сначала обычную доску (иногда со складными ножками, что позволяло его переносить с собой). Доску можно было положить на колени..

Офисная мебель - история. Древнеегипетский "офис"

В древнеегипетском "офисе"

С развитием письменности появляются более усовершенствованные письменные столы: в то время они были невысокими, и верхняя доска их находилась на уровне колен. Но стол не служил непосредственно для письма, на нем лишь размещали чернильницы, линейки, перья и ножи для их затачивания. Затем для дополнительного удобства появились столы с открывающейся столешницей, под которой стали располагать множество отделений и маленьких ящичков.

Офисная мебель - история. Первые столы и стулья

Представим, что это могло бы стоять в древнем "офисе"

Мебель уже стали декорировать — расписывали красками, украшали орнаментом, покрывали золотой или серебряной фольгой. Ножки иногда имели завершения в виде волчьих или львиных лап.

Офисная мебель - история. Древние кресла

Древние кресла

В древней Греции мужчины мало времени проводили дома и соответственно мало внимания уделяли домашней обстановке. К сожалению, мы можем судить о древнегреческой мебели только по изображениям на вазах, росписям и рельефам. Самым ярким предметом той эпохи, пожалуй можно считать стул клисмос, имеющий спинку, что сообщает нам, что древние греки были озабочены удобством мебели.

История офисной мебели. Мебель Древней Греции

Мебель Древней Греции

Офисная мебель - история. Стол переговоров

Будем считать, что это пример стола для переговоров

Основными предметами мебели в древнем Риме были стулья, кресла, кушетки, табуреты, сундуки и коробки. Важным элементом мебели в древнем Риме был стол. Как правило, круглая столешница устанавливалась на треножник. О богатстве владельца свидетельствовали золотые и серебряные завершения ножек, а также облицовка из драгоценных пород дерева или даже черепаховых пластин.

Жители Древней Греции не сдавали позиций в развитии мебельного дела и у них также вскоре появились столы. При этом обеденные столы походили на японскую мебель — были в стиле минимализма и приземистыми. Греки, любящие вино и не представляющие себе без этого напитка ни дня, придумали столик именно для него — высокая стол-подставка на трех ножках. Как египтяне, так и греки для изготовления столов использовали различные подручные материалы — бронзу, мрамор, дерево.

История офисной мебели.

Мебель Древней Греции

114. Саркофаг из Абусир.115. Складной стул с характерными загнутыми внутрь ножками.116. Обеденный стол .117. Простая деревянная кровать.118. Ложе с подушками.119. Парадные мраморные театральные кресла. Театр Дионисия в Афинах.120. Раннегреческое кресло дощатой конструкции.121. Архаический трон.122. Трон без спинки, с подставкой для ног.123. Парадный табурет.124. Характерный мотив греческой орнаментики.125. Клисмос, женский стул со спинкой.126. Ложе с мягкой обивкой и подушками .127. Стол.

Средние Века и Новое Время — в Продолжении.

blog.unitex.ru

Мастерская мебели MASCARON | Блог: Мебель в Древнем Риме

Культура любой народности проходит свой определенный путь развития, меняясь на каждом этапе. Нередки случаи, когда финальная стадия совершенно не напоминает свой прообраз. Как правило, все начинается с изготовления самых примитивных предметов, немного улучшающих бытовые условия. В дальнейшем начинается меняться форма, появляются декоративные украшения. Но однажды случается довольно резкий поворот – изменяются стили, формы и т. п. В основном это происходит под влиянием более сильных стран.

Но бывает и наоборот – могущественные государства, захватывая территории других стран с уже устоявшимися направлениями архитектуры, оформления жилых помещений, не насаждают свою культуру, а полностью перенимают стили у порабощенных народов. В лучшем случае минимально изменяется внешнее оформление.

Посмотрим, как такое случилось на примере различных видов мебели Древнего Рима, сумевшего покорить немало государств, создавшего Великую Римскую Империю.

Необычный путь развития культуры Древнего Рима

Из истории нам известно, что римляне были весьма воинствующим народом. Овладев территориями вокруг своего города, они продолжили усиливать армию, чтобы в дальнейшем расширить свои границы до «окраин света».

Что и было успешно воплощено в жизнь. За довольно короткий период были покорены весь Аппенинский полуостров, Карфаген, Греция, все эллинические государства. Даже могучему Египту пришлось оказаться под римской властью – он стал его провинцией. Римская тень простерлась над всем Средиземноморьем.

Как правило, все завоеватели стараются максимально насадить свою веру, культуру среди покоренных народов. У римлян все пошло не по накатанному пути – в начале своих захватнических походов они намного отставали от более развитых стран, например, Греции, Египта. Вероятно, поэтому они в первую очередь переняли у древних греков практически всю культуру, начиная от религии и кончая архитектурой, различными типами мебели.

стол круглый.jpg

Конечно, была проведена определенная адаптация под свои основы, но она была минимальна. Разглядывая образец мебели, изготовленный древнеримскими ремесленниками, можно не задумываясь сказать, у какого народа он был позаимствован – Греция, Египет, страны Азии… Влияние греческой культуры становится максимальным после 146 года до н. э. (полное завоевание Греции).

Нельзя утверждать, что в Риме изготавливали точные копии греческой мебели – основа была оставлена, а с течением времени были разработаны собственные стили декоративной обработки, украшения изделий. Наивысшего расцвета мебельное производство достигло в период правления императора Августа (31-14 года до н. э.).

Производство мебели в Древнем Риме – материалы, инструменты, технологии

Как и все народности, древнеримские мастера основную часть мебели изготавливали из древесины. Использовались ее различные породы – туя, кедр, ясень, олива, клен. Для интарсии применялись – пальма, самшит, платан, черное дерево. Как и греки, более солидную, дорогостоящую мебель выполняли из камня (в основном, мрамора), отливали бронзовые изделия сложной формы.

ножки мебели.jpg

Римляне переселяли из Греции мастеров, передающих свои знания местным столярам. В их распоряжении был практически полный набор ручных инструментов – рубанки, стамески, долота. Точеные детали со сложным профилем обрабатывались на токарных станках лучкового типа.

лучковый токарный станок.jpg

Переняв все основные виды мебели у греческих мастеров, римляне немало потрудились над ее оформлением. Поскольку они старались окружить себя роскошью во всем, начиная с одежды и кончая архитектурой, то и мебель не оставили в стороне. В отличие от греков, предпочитающих в оформлении темы растений и животных, римские мастера намного обогатили существующие стили, добавив лавровые венки, лотосы, играющих амуров и психей.

орнаменты.jpg

Для подчеркивания богатства и роскоши многие виды мебели украшались резными узорами, декоративными накладками из серебра, драгоценных камней, слоновой кости, панциря черепахи. Часто такие изделия страдали от излишней перенасыщенности и излишества украшений. Однако, декоративные розетки и подобные накладные элементы помогали скрыть погрешности изготовления.

Какие новые технологии освоили римляне? Их мастера владели гравировкой, позолотой, инкрустацией, мозаикой, более богатой резьбой по дереву, камню. Из совершенно новых технологий – металлическая пластика, изготовление плетеной мебели для сидения (практически не изменившаяся до нашего времени). Недорогие плетеные кресла были совершенны как по конструкции, так и по изготовлению.

плетеная мебель.jpg

Различные виды мебели в Древнем Риме

Культура и искусство Древнего Рима достигли наивысшего расцвета в период императорской власти, были сложнее и многограннее по сравнению с греческими. Судя по описаниям, рисункам, археологическим находкам римский дом был богато оформлен от мозаичного пола до кессонных потолков.

оформление дома.jpg

Соответственно, такие помещения и должны были быть обставлены на высоком уровне. Римляне великолепно справлялись с этой задачей – вся мебель была изготовлена на высоком уровне, богато оформлена. Нередки случаи, когда перенасыщенность украшений придавала некую аляпистость изделию, но на это предпочитали закрывать глаза. Тем более, что в производстве мебели участвовали покоренные греки и рабы – желание господина для них было законом и за эстетическую сторону они не несли ответственность.

Всю древнеримскую мебель можно условно разделить на две крупные группы:

·         мебель, изготовленная их дерева, украшенная резьбой, инкрустацией, позолотой, декоративными накладками из различных ценных материалов;

·         мебель декоративная, неподвижная. Она изготавливалась из мрамора (белого и цветного), украшалась мозаикой.

Также существовала бронзовая мебель, она стоит ближе к первому типу. Мебель всех групп имеет общие пропорции и стили декоративных украшений.

Обратите внимание: вся древнеримская деревянная мебель повторила судьбу греческой – ни один ее образец не сохранился до нашего времени. На фотографиях изображена мебель, восстановленная современными мастерами по описаниям, рисункам.

Рассмотрим, какая мебель была в обиходе у римлян, какие у нее были отличия от древнегреческих образцов.

Мебель для сидения

Римляне использовали несколько видов мебели для сидения. Все они имели общее название «селла» (sella) и разделялись на три категории:

·         табуреты;

·         стулья;

·         кресла.

Табуреты без спинки (sella, scamnum, subsellium) изготавливали из бронзы, древесины с точеными ножками, плоским сиденьем. Одним из самых распространенных видов табуретов были почетные курульные или парадные (sella curulis), он предназначался для чиновников высшего ранга – консулов, преторов. Изначально он изготавливался, как и его дальний египетский родственник, в складном варианте – Х-образные ножки и мягкое сидение. Более поздние варианты сохранили только форму, их выполняли уже без возможности складывания.

складной табурет.jpg

табуреты.png

Почетные курульные стулья для глав семейств – solium располагались в храмах, купальнях, таблиниумах, имели свое постоянное место. Их часто выполняли из мрамора с рельефными узорами, ножками в виде звериных лап. Для удобства рядом располагалась скамеечка для ног (scabellum).

кресла в театре.jpg

курульное кресло.jpg

Солидным изделием было sella imperatoris – курульное императорское кресло, сидеть на нем имел право только император. Оно имело высокую спинку, подлокотники в виде грифонов, сфинксов, львов и т. д. Все кресло было богато украшено различными узорами, драгоценными камнями.

кресло.png

На базе греческого клисмоса был создан более массивный cathedra с полукруглой спинкой. В отличие от Греции, им пользовались как женщины, так и мужчины.

римский клисмос.jpg

Также были широко распространены особые скамьи – bisellium, двухместная парадная скамья, сидеть на которой имел право только один человек. Этим подчеркивалась честь, оказанная ему за особые заслуги.

почетная скамья.jpg

Кровати, ложа

Большую часть времени римляне проводили в положении полулежа. Как и греки, они не только принимали пищу, но и решали множество вопросов, возлегая на ложе – читали, писали, заключали различные сделки.

Ложе для принятия пищи (lectus tricliniaris) изготавливали по типу древнегреческого – высокие точеные или резные ножки, плетеное основание, на которое укладывали матрасы, подушки.

ложе.jpg

Для проведения обеда и последующих бесед три ложа располагали в П-образном порядке вокруг прямоугольного стола.

трапеза.jpg

Кровати для отдыха (lectus cubicularis, lectus genialis) имела мягкую обивку и богатую драпировку. Ножки выполнялись точеными или резными сложной формы. Высота таких кроватей была значительно ниже, чем у ложа. Уровню знатности владельца соответствовали богатые и сложные украшения из серебра, золота, инкрустации слоновой костью, панцирем черепахи.

кровать1.jpg

На базе кроватей этого типа возникли носилки, используемые знатными римлянами для передвижения по городу.

носилки.jpg

Столы

Разновидностей столов было немного, но практически все они представляли собой произведения искусств. Круглые столы опирались на три ножки, выполненные в виде сильно изогнутых звериных лап с богатым украшением.

стол.jpg

Прямоугольные столы не имели отдельных ножек и опирались на две параллельные плиты. Они всегда были украшены рельефными узорами.

стол1.jpg

Столовые доски выполнялись гладкими, но иногда покрывались мозаикой или инкрустацией из различных камней.

стол с мозаикой.jpg

Более всего ценились столешницы, выполненные из африканской туи (римляне называли его «citrus»). В зависимости от рисунка древесины менялась ее стоимость. Менее состоятельные римляне заказывали фанерованные столовые доски.

Обеденные столы изготавливались небольшой высоты. Как и греки, после трапезы римляне помещали столы под ложа.

Шкафы, сундуки

Шкафы не пользовались популярностью у древних римлян. По описанию известно, что их применяли только в крупных лавках для хранения товаров.

В домах устанавливали сундуки различных размеров для хранения одежды, различных ценных вещей. К сожалению, о сундуках до нас дошло очень мало информации. Известно, что самый крупный из них назывался арка (arca), имел постоянное место в артрии, никогда не передвигался. Для прочности снаружи обивался листами железа – своеобразный античный сейф.

сундук.jpg

Заключение

Древний Рим, пройдя довольно интересный путь развития культуры, сумел, переняв у Древней Греции практически все виды мебели, превратить их в мебель собственного «римского» стиля. Главное, что они внедрили – это нигде не повторяемые способы декорирования поверхностей. Резьба и рельефные украшения стали намного богаче, появились позолоченные детали, металлическая пластика (чеканка).

Одним из главных признаков римской мебели являлось частое перенасыщение узорами, придающее иногда аляпистость изделию. Однако, трудно утверждать, являлось ли это минусом в императорские времена.

Римское искусство является заключительной стадией всего античного искусства. Но оно не пропало бесследно, к римскому стилю постоянно обращались дизайнеры, создав, например, романский стиль.

романский стиль.jpg

«Наполеоновский» стиль (ампир) стал практически точной копией стиля Древнего Рима.

современное кресло.jpg

www.mascaron.su


Смотрите также