Древние римлянки. Быт древних римлян (стр. 1 из 6)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Интересные факты о Риме. Древние римлянки


Интересные факты о Риме: Пантеон, Колизей и древние римляне

Всем известно, Рим – столица Италии, но многие согласятся, что этой характеристики «Вечному городу» недостаточно. В первую очередь, Рим – столица мирового культурного наследия, город, наполненный великолепием и мощью. 

Ватикан расположен на территории РимаВатикан расположен на территории Рима

Лучшие музыканты, поэты, художники и скульпторы воспевали красоту Рима и расположенного на его территории Ватикана, который, помимо невероятной красоты, по сей день представляет собой центр католического мира.

Древний Рим – город, требующий «хлеба и зрелищ»

Более сильного государства, чем Древняя Римская Империя, представить сложно. Римскими императорами была охвачена часть Европы, не говоря уже о Северной Африке и Среднем Востоке. Римляне считались поистине новаторами в военном искусстве, создав армию, стремительно покоряющую мир. На завоеванных землях распространялся не только язык Империи, но также прививалась культура и образ жизни римлян. 

Знаменитые римские арки появились во втором веке до нашей эры и сразу стали незаменимой конструкцией и отличительной особенностью архитектуры «Вечного города». Помимо внешней красоты и помпезности, арки держат на себе всю тяжесть постройки, поэтому в первую очередь они стали появляться в проектах мостов и амфитеатров.

Триумфальная Арка в РимеТриумфальная Арка в Риме

Главными постройками в Риме были храмы, триумфальные арки, общественные бани, городские площади (форумы) и акведуки – сооружения для поставки воды римлянам.

Однако земли жителям Рима не хватало. Поэтому, отдельные дома стали привилегией обеспеченных римлян, остальные жили в многоэтажных домах. На первом этаже, как правило, размещались лавки торговцев, на втором этаже –  комфортные и просторные комнаты. Все, что размещалось выше, было куда теснее, но и дешевле. В крохотных комнатах на верхних этажах водопровод отсутствовал, но эта проблема была решаема, поскольку на улицах Рима стояли общественные туалеты и бани, помимо этого, римляне утоляли жажду из специальных питьевых фонтанов.

Центр Римской ИмперииЦентр Римской Империи

Внешне, центр Римской Империи выглядел потрясающе. Многочисленные дворцы императора и его семьи, дома приближенных к императору, украшенные колоннами и ручной росписью, статуи и триумфальные арки – все это захватывало дух у приезжающих в «Вечный город». Восхищал и храм всех богов – Пантеон, в котором отражалось величие Империи. Правда, это только внешняя сторона, как собственно и у любого государства. Бедняки были вынуждены ютится в переполненных людьми местах, грязь и нечистоты в которых приводили к болезням, а старые дома бесконечно подвергались пожарам. Что уж говорить о тысячах рабов, привезенных с завоеванных территорий. Помимо ужасных условий жизни и труда, подходящие по параметрам мужчины из побежденных стран были привлечены к гладиаторским боям – популярнейшим зрелищам Древней Римской Империи.

Колизей в Древнем Риме
Колизей в Древнем Риме

Римляне вообще любили развлечения. Собирались толпы людей, чтобы посмотреть на гонки на колесницах или охоту на диких зверей. Но ничего не могло сравниться для них с гладиаторскими боями, на которых вооруженные мечами рабы бились насмерть с разъяренными животными. После того, как гладиатор получал ранение, толпа решала, оставлять ли ему жизнь или нет. Однако существует миф, что свое решение они выражали большим пальцем руки, поднимая или опуская его. На самом деле, историки утверждают, что жесты были иными. Если толпа хотела сохранить жизнь гладиатору, то они выражали это большим пальцем, спрятанным в кулак. А положения пальца вверх, в сторону и вниз означал лишь способ желаемого умерщвления гладиатора: перерезать ли ему горло, ударить ли между лопаток мечом или же в сердце. Жесты сопровождались возгласами о помиловании или скорейшем пролитии крови.

Главным образом, бои проходили в Колизее – амфитеатре, ставшим символом Римской Империи. 

20 интересных фактов о Древнем Риме

  1. Рядом с аренами, где проводились гладиаторские бои, размещались торговцы с палатками. Главным образом они продавали сосуды, содержащие жир животных, участвовавших в боях, или пот гладиатора. Благодаря этим «косметическим средствам», по мнению римлян, можно было легко избавиться от морщин. 
  2. Интереснейший Древнеримский фестиваль посвящался богу Сатурну. Отличительной его особенностью было следующее: в дни празднования у рабов была некая иллюзия свободы, они сидели за одним столом с хозяином, кроме этого, хозяин мог даже прислуживать им во время трапезы.
В Древнем Риме любили кровавые зрелищаВ Древнем Риме любили кровавые зрелища
  1. Известно, что главным развлечением римлян были кровавые зрелища. Но малоизвестен факт, что это «увлечение» отразилось и на театральной жизни Древнего Рима. Если герой должен был умереть на сцене, то его действительно убивали. Поэтому, некоторым актерам было суждено сыграть единственную в жизни роль.
  2. Строгое отношение к медицине привело к тому, что если больной умирал во время проводимой операции, лечащему врачу отрубали обе руки.
  3. У богачей в Древнем Риме популярностью пользовался своеобразный «звонок», оповещающий о приходе гостей. Его заменяли рабы, прикованные цепями во дворе перед входом, которым поднимали шум, тем самым подавая сигнал о появлении гостей.
  4. В Древнем Риме богачи не использовали ни салфетки, ни полотенца во время трапезы. Им они предпочитали головы кудрявых детей, считавшихся «столовыми мальчиками». Богатые римляне вытирали руки об эти головы, причем такое прислуживание считалось занятием достойным.
"Столовый мальчик" в древнем Риме"Столовый мальчик" в древнем Риме
  1. Знакомое для детей заклинание «абракадабра» в Древнем Риме имело серьезное применение. Врачи создавали специальные амулеты для избавления от болезней. На амулете одиннадцать раз указывалось слово «абракадабра»    
  2. В Древнеримской армии придумали и новый вид казни, которая получила название «казнь десятого». Если отряд провинился, то его разбивали на группы по десять человек, каждый из которых тянул жребий. Каждый десятый с несчастливым жребием погибал от рук товарищей.
  3. Личные имена в семьях полагались не всем. Только четверо первых сыновей имели «особенные» имена. Если же сыновей было больше, то остальные нарекались порядковыми числительными, начиная с «пятого».
  4. Известны случаи, когда римские войска обращались к богам противников, пытаясь переманить их на свою сторону. Взамен, римляне обещали в дальнейшем поклоняться им.
  5. Первый день открытия Колизея произвел фурор, поскольку на нем было убито пять тысяч животных и ориентировочно столько же людей.
  6. Древний Рим славился своими дорогами. К моменту распада Великой Римской Империи, суммарная длина дорог составляла 54 000 км. Отсюда и появилась распространенная фраза «Все дороги ведут в Рим».
Мощение дороги в древнем РимеМощение дороги в древнем Риме
  1. Символ закрепления брака поцелуем также распространился благодаря Древнему Риму. Но для римлян это была не просто традиция, а некое закрепление брака, на уровне официальной печати.
  2. В истории Древнего Рима известен случай объявления войны Нептуну, победить которого пытались забрасыванием копий в море. 
  3. Обладатели носа с горбинкой были в особом почете у римлян, поскольку такой нос считался символом ума и наличия лидерских качеств.
Римский нос с горбинкойРимский нос с горбинкой
  1. Кровь побежденных гладиаторов бережно собиралась на арене по завершению зрелищ, поскольку ее считали надежным средством лечения бесплодия.
  2. В Риме проживало более 1 млн человек. Этот показатель был достигнут только в XIX веке в Лондоне.
  3. В Древнем Риме также построили первый «торговый центр». Здание состояло из нескольких этажей и включало в себя 150 торговых лавок, в которых продавалось все – еда, одежда и прочее.
  4. Римские императоры практиковали прием минимального количества яда ежедневно. Делали они это с целью привыкания к свойствам ядовитых веществ, чтобы в дальнейшем избежать отравления.
  5. В Древнем Риме использовали понятие «фамилия», но обозначало оно группу рабов одного хозяина.

Армия Древнеримской Империи 

Своей территорией и мощью Римская Империя конечно обязана армии, завоевавшей все побережье Средиземного моря и часть Африки. Численность армии ежегодно возрастала, поскольку новыми воинами Рима становились жители завоеванных территорий. К началу нашей эры, численность римской армии составляла 25 000 подготовленных воинов.

Римские легионерыРимские легионеры

Легионом в Древнем Риме обозначали организационную единицу армии, включающую 4 500 человек. В каждом легионе выделялись манипулы по 450 человек, в свою очередь разделенные на центурии, в состав которых входило по 100 человек. Позже появилась новое подразделение – когорты. Это специальные отряды, в состав которых входили жители покоренных земель. 

Постоянная армия в Римской Империи появилась не сразу. Изначально воинов собирали только во время внешней опасности или для завоевания новых земель. Богачи обязаны были предоставить «экипированных» воинов, с доспехами и оружием, среднее население предоставляло воинов с оружием, а бедняки не привлекались к военным действиям.

Армия в Древнем РимеАрмия в Древнем Риме

Но уже в IV веке до нашей эры ситуация резко изменилась и армия в Риме появилась на постоянной основе. Секрет успеха армии заключался в прохождении предварительного обучения перед военными походами, что позволяло одерживать победы над менее подготовленным противником. По установленным в Древнем Риме правилам, воин проводил на военной службе 25 лет. После они получали пожизненную пенсию и часть завоеванной территории. Особо отличившиеся в бою воины получали все эти привилегии еще во время службы.

Прогрессивная армия Римской Империи по праву считалась непобедимой и на протяжении веков удерживала лидирующие позиции в мире.

Современный Рим, как столица Италии. Описание и интересные факты

Если говорить о современном Риме, то это крупнейший туристический центр как Италии, так и всего мира. Но город развит не только в туристическом направлении. Являясь столицей, он имеет большое экономическое и политическое значение для страны. 

Фонтан Треви в РимеФонтан Треви в Риме

По официальным источникам, в городе насчитывается 3 млн человек, однако в расчет не берутся приезжающие со всего мира на заработки.  

Интересные факты о Риме наших дней

На территории Рима, в Ватикане, расположена самая большая в мире церковь – Базилика Святого Петра.

Базилика Святого Петра в ВатиканеБазилика Святого Петра в Ватикане

Власти Рима сильно заинтересованы в изменении имиджа Колизея, который ассоциируется у жителей города и туристов с жесточайшими кровавыми зрелищами древности. Поэтому, с началом нового тысячелетия, в Риме запущена программа «Колизей ночью». Как только темнеет, здание приобретает стандартную белую подсветку, но если в этот день в мире отменили казнь или смертный приговор, подсветка Колизея становится золотой.

Колизей ночьюКолизей ночью

В Риме расположена церковь, некоторые залы которой украшены костьми монахов, в других залах размещены скелеты в плащах. Это церковь капуцинов, которые таким оригинальным способом выражали свое отношение к жизни и смерти.

Церковь капуцинов в Риме
Церковь капуцинов в Риме

В Риме расположен действующий ресторан «Ругательство», в котором официанты не подбирают слов, обращаясь к  посетителям и хамят им при первой возможности. В ответ официанты также получают порцию хамства от гостей ресторана. Место пользуется популярностью за счет колорита и оригинальности.

24smi.org

Души и лица древних римлян

Взгляните. Это - великий фараон Хафра, строитель второй по величине пирамиды Египта. Его лицо - воплощение молодости, божественной безмятежности и спокойствия. Жизненные невзгоды никак не отражаются на лице сына бога Гора. Он не смотрит на вас, он, со снисходительной улыбкой, устремляет свой возор в вечность, куда-то вдаль. Оно и понятно. Так должно быть. Таков должен быть образ Великого Царя Верхнего и Нижнего Египта.

А вот Перикл - великий стратег Афин V в.до н.э. Черты его лица безупречно симметричны. Лицо молодо, точнее, без возраста, веки слегка приопущены, выражая, таким образом, и усталость, и задумчивость. Но попробуйте "прочитать" биографию этого человека на его лице. Ее нет. Жизнь Перикла - сложная, бурная - никак не отпечаталась на этом мраморном лице. Это тоже понятно. Как верили древние греки, в красивом теле - красивый дух, тело является  отражением души. Физические недостатки - это отражение душевных изъянов. У стратега Афин таковых быть не может или не должно быть. Поэтому на нас смотрит лицо без времени и без биографии, что роднит образ Перикла с образом Хафры, жившего почти за 20 столетий до него.

Александр Великий. Покоритель Персии, завоеватель половины мира. Его образ навсегда остался образом юноши. Со всех его изображений на нас смотрит молодой полубог, сын Зевса. Мы не увидим в этом лице буйный, необузданный нрав царя Македонии. Это тоже лицо из вечности.

А это кто? Булочник? Пенсионер? Кулачный боец? Цепкий бизнесмен, который своего не упустит? Мафиози? Нет. Это Божественный Тит Флавий Веспасиан, римский император I в.н.э., автор бессмертного афоризма "деньги не пахнут". Контраст с предыдущими бесстрастными ликами поразителен. Сжатые губы, складки у переносицы, мощный подбородок, полнота. Этого человека я мог бы встретить где-то на улице. Где его божественность? Где разговор с Вечностью и Богами?

Эта особенность древнеримской портретной скульптуры неизменно поражает меня. Римляне, кажется, единственные из народов древнего мира, относились к изображению земных людей с предельным реализмом и психологизмом. Римский скульптор безжалостен по отношению к своему заказчику, и неважно, император это или простой человек. Скульптор не просто перенесет на камень лицо человека с фотографической точностью, он еще постарается передать характер этого человека. Такое ощущение, что римляне где-то до II в.н.э. вообще не могли как следует идеализировать человека. Вот, например, попытались того же Веспасиана изобразить в образе Юпитера. Получилось черти что. Небожественный лик небожественно непропорционально водружен на тело, словно украденное из греческого храма.

Впрочем, подобная карикатурность в данном случае подходит Веспасиану, который, будучи смертельно больным, пошутил: "Кажется, я становлюсь богом" (императоров в Риме обожествляли).

Взгляните в эти лица - это же фактически фотографии. Живые лица не полубогов, не властелинов мира с тщательно отретушированными лицами и заглаженными морщинами - а простых людей, которые по каким-то причинам дорвались до власти. Никакого ботокса. Никакого фотошопа - биография и характер отражен на лицах.

Этот одутловатый человек со слегка глуповатым и совершенно невоинственным

выражением лица - Помпей Великий, главный противник Юлия Цезаря. У меня есть неуловимое ощущение, что где-то я этого человека видел - в наше время. Нельзя было придать этому простоватому образу что-нибудь героическое? Ну, там, суровое непреклонное выражение лица, например?

Нельзя.

А это сам Юлий Цезарь.Правда, морщины ему слегка уже подгладили (отчасти потому, что в бронзе складки лица передать труднее), но... Он тоже далек от полубога.

Нерон, император. Необузданный правитель с явно истерическими чертами характера и демонстративным поведением, читавший гомеровские строки "будет некогда день, и погибнет священная Троя, с нею погибнет Приам, и народ копьеносца Приама!", гляда на зарево чудовищного пожара, пожиравшего Рим.

Каракалла, император. Убил брата-соправителя, уничтожил множество сенаторов, которых заподозрил в симпатиях к своему брату, убил свою жену Плавтиллу, дочь самого Марка Аврелия. Убит 8 апреля 217 года.

Максимин Фракиец, император. "Максимин хотел, чтобы везде царила железная дисциплина; сообразуясь с ней, он желал исправлять также и гражданские порядки, а это не к лицу императору... Он был убежден в том, что власть нельзя удержать иначе, как жестокостью. Вместе с тем он опасался, как бы вследствие его низкого, варваского происхождения его не стала презирать знать... Для того, чтобы скрыть свою незнатность, он приказал уничтожить всех, что знал об этом" (древнеримский историк  Юлий Капитолин). Убит в 238 году вместе с сыном-соправителем.

Это не Харрисон Форд, хотя сходство - просто потрясающее. Филипп Араб. Один из многочисленных императоров середины III в.н.э., когда шла яростная борьба за власть, чуть не уничтожившая империю. Взял власть в 244 году, и правил в непрерывной борьбе и в нерпрерывном страхе за свою жизнь - от ножа убийцы, на поле сражения. Убит в 249 году вместе с сыном-соправителем, в сражении под Вероной собственным же полководцем.

Пертинакс, император. Взял власть после убийства Коммода, сына Марка Аврелия, в 193 году. Обуздал преторианцев - императорскую гвардию - запретив им заниматься грабежом и разбоем. Был убит преторианцами в том же 193 году.

Впрочем, что только про императоров... Взгляните в другие, не императорские, лица.          

Слева - не Рамзан Кадыров, а какой-то аристократ II в.н.э.. А справа - ростовщик, живший во времена Веспасиана. Мой любимый портрет.

        

К сожалению, к середине III в.н.э гражданские войны, сотрясавшие Римскую империю, привели к упадку культуры. Скульптора уже меньше интересует внутренний мир своего героя. Да и техника исполнения начинает сильно страдать. Лица становятся все схематичнее и условнее, жизнь и эмоции покидают лица древних римлян, запечатленные в камне. Взгляните на эти два портрета ниже, оба - императорские. Тот, что слева, еще хранит следы технического мастерства, но психологизма  почти нет. Это вторая половина III в.н.э. Справа - IV  в.н.э. Мастерство умерло. На нас смотрит маска, но не лицо. Душа Рима погибла.

tumbalele.livejournal.com

Быт древних римлян

Министерство образования и науки российской федерации

Московский городской психолого–педагогический университет

Факультет иностранных языков

Реферат по латинскому языку

Тема: Быт древних римлян

Работу выполнила:

Захарова Н.В

Работу проверила:

Д.и.н., профессор Зубанова С.Г

Москва 2011 год

Содержание

Введение

1. Семья

2. Женитьба

3. Рождение ребенка

4. Образование

5. Одежда. Прически. Макияж

6. Распорядок дня

7. Рабство

8. Религия

9. Культ мертвых

10. Свободное время римлян

11. Жилище

Заключение

Список литературы

Введение

Древний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Римская империя – самая великая империя древних времен. Люди, которые ее наполняли, вызывают восхищение именно поэтому я взяла тему своего реферата такую, как "Быт древних римлян". Я считаю, что данная тема является очень актуальной в наши дни, потому что наша жизнь имеет много сходства с жизнью древних римлян. Многие законы перешли от них к нам, юриспруденция началась в древнем Риме. Многие литературные памятники стал вдохновением для наших писателей. Уклад жизни, взаимоотношения мужчин и женщин, отцов и детей в древнем Риме имеет много общего с взаимоотношениями в нашем веке.

И так, для выполнения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:

1. Выяснить, как происходил у римлян обряд бракосочетания;

2. Что значила семья в жизни древнего римлянина;

3. Узнать о взаимоотношениях родителей и детей

4. Рассмотреть методы образования

5. Уклад жизни: пища, свободное время, устройство жилья

1. Семья

Семья и воспитание в ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина — наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции. В каком античном государстве действовали подобные принципы?

В древнем Риме семья как основа общества очень высоко почиталась. Семья полагалась хранительницей высоких моральных норм и того, что именовали "отеческими нравами".

Авторитет отца семейства, его власть над супругой и детьми были непререкаемы. Он был суровым судьей всех проступков, совершенных домочадцами и считался главой семейного суда. Он имел право лишить сына жизни или продать в рабство, но на практике это было исключительным явлением. И хотя женщина находилась в подчинении мужчины, "принадлежала только семье и не существовала для общины", в богатых семьях ей отводилось почётное положение, она занималась управлением хозяйства.

В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, ездить в гости, бывать на торжественных приемах, и, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Мужчине, мужу разрешалось подавать на развод в случае неверности или бесплодия жены. Причём неверностью мог являться уже тот факт, когда супруга выходила на улицу с непокрытой головой (обычно замужняя женщина использовала различные ленты и шарфы), поскольку тем самым (считалось) она специально искала мужские взгляды.

Женщина могла быть забитой насмерть или замучена жаждой, если её заставали за питьём вина, поскольку им запрещалось его употребление (чтобы не повредить зачатию ребёнка). Прелюбодеяния жестоко наказывались в древнем Риме, но в связи с разводами и вдовством, а зачастую, и большой разницей в возрасте супругов, происходили измены и внебрачные сожительства. В случае поимки любовника жены по неписаному закону муж вместе со своими рабами имел право производить над ним всевозможные насилия, в том числе сексуального характера. Нередко бедняге отрезали нос и уши, но это было ничем по сравнению с участью, которая ждала провинившуюся жену. Её попросту закапывали в землю живьём.

Во время отсутствия супруга жена не должна была сидеть взаперти. Любимым женским занятием считалось хождение по торговым лавкам и пересуды с продавцами и встречными знакомыми. Супруга также всегда присутствовала рядом с мужем на всех приёмах.

Закон предписывал гуманность по отношению к родственникам и ближним. В числе многих сентенций, которыми нас обогатили римляне, есть и такая: "Кто бьет жену или ребенка, тот поднимает руку на самую высокую святыню" дети были очень преданны своим родителям.

2. Женитьба

Римляне различали полноправный брак и неполноправный. Первый возможен был только между римскими гражданами и допускал две формы: жена или переходила во власть мужа и называлась "мать семейства", матрона, или же она по-прежнему оставалась во власти отца и называлась только "uxor" (супруга, жена). Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.

Дата бракосочетания выбиралась с учётом религиозных традиций и праздников, верований в счастливые и несчастливые дни, поэтому, никогда не проходила в календы, первые дни каждого месяца, ноны, 7-й день марта, мая, июля, октября и 5-й день остальных месяцев, иды, дни в середине месяца. Неблагоприятными считались весь март, посвящённый Марсу, богу войны, так как "воевать не пристало супругам", май, на который приходился праздник Лемурий, и первая половина июня, занятая работами по наведению порядка и чистоты в храме Весты. Дни поминовения умерших, как дни печали и траура, также не подходили для свадьбы, как и дни, когда был открыт mundus — вход в подземный мир: 24 августа, 5 сентября и 8 октября. Благоприятной считалась вторая половина июня.

Вечером перед свадьбой девушка жертвовала ларам (домашние боги)свои старые игрушки и детскую одежду, тем самым прощаясь с детством. Накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую тунику с шерстяным поясом (лат. tunica recta), предназначавшуюся и для дня свадьбы. Пояс из овечьей шерсти (лат. cingillum) завязывался двойным геркулесовым узлом, который должен был предотвратить несчастье.Волосы невесты также накануне вечером укладывались наконечником копья в 5 прядей. Использовался именно наконечник копья, возможно, как символ дома и семейного права, или, потому, что матроны находились под опекой Юноны Куриты, "которая именовалась так от носимого ею копья, что в языке сабинов зовётся curis или потому, что оно предвещало рождение храбрых мужей; или что в силу брачного права невеста передаётся под власть мужа, так как копьё есть и наилучший вид оружия, и символ высшей власти". Затем волосы скреплялись шерстяными нитями и собирались в конусообразной форме.

Свадебный наряд невесты представлял собой длинное платье — паллу (лат. palla gelbeatica), ярко-красного цвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета, немного спуская его на лицо, а со времён поздней республики надевали венок из цветов (вербены и майорана, позднее из цветов апельсинового дерева и мирта), собранных самой невестой. Обувь должна была быть того же цвета, что и flammeum.

К украшениям относился прежде всего браслет. Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок (по греческой традиции). Дома невесты и жениха украшались венками, зелёными ветвями, лентами и цветными коврами.Утром в день свадьбы процессия, которую возглавляла распорядительница (лат. pronuba), женщина, служившая невесте примером, так как лишь один раз была замужем, направлялась к храму или домашнему атриуму.

Пару подводили к алтарю, на котором в жертву приносилась свинья (реже овца или вол), чтобы по внутренностям узнать у богов, будет ли брак счастливым. Если предсказание было удачным, то проводивший ауспиции давал своё согласие на брак.После брачной церемонии начиналось обильное застолье. Вечером после пира девушка окончательно покидала своих родителей: начиналась церемония "отведения" — проводы невесты в дом жениха. Невесту "похищали" в память о древних традициях: "делать вид, будто девушку похищают из объятий матери, а если матери нет, то ближайшей родственницы".

Свадебный обычай: жених переносит невесту через порог своего дома, обычай, идущий со времён похищения сабинянок.Невесту вели за руки двое мальчиков, третий нёс перед ней факел из терновника, который зажигали от огня на очаге дома невесты. За невестой несли прялку и веретено, как символы женских занятий в доме мужа. Прохожим раздавали (бросали) орехи как знак плодородия, которые должны были обеспечить новой семье обильное потомство.Муж переносил жену через порог нового дома, чтобы жена не споткнулась об него, что считалось плохим знаком.

После этого жена оборачивала дверной косяк шерстью и смазывала жиром (по словам Плиния Старшего, использовался волчий жир, как воспоминание о волчице, вскормившей Ромула и Рема) и маслом, что, возможно, должно было отпугивать злых духов в первую ночь. Гости уходили и продолжали праздновать в другом месте.Жену раздевали женщины, которые лишь единожды состояли в браке, и отводили к кровати мужа. Муж встречал жену с огнём и водой (в основном, с факелом и кубком с водой), жена произносила слова: лат. Ubi tu Gaius, ego Gaia — "Где ты Гай, буду я, Гайя". Возможно, ранее эта формула означала, что женщина принимала имя мужа, или становилась как бы частью его.

mirznanii.com


Смотрите также