Первый велосипед в мире. История создания. Велосипеды древние
Первый велосипед в мире. История создания | Первый велосипедный
Первый велосипед. Вступление.
Очень сложно отследить историю изобретения и возникновения велосипеда, каждая страна, как это принято в истории, «тянет одеяло» на свою сторону. Поэтому сейчас в интернете собралось очень много источников с самыми разными версиями, реальными, и не очень. По сути, есть две основные версии в истории о том, кто первым изобрел первый велосипед в мире. Одна версия утверждает, что первый велосипед в мире был изобретен в России, кузнецом Артамоновым. Но вскоре про это изобретение забыли. Его называли двухколесной тележкой. По второй версии в вопросе «кто изобрел первый велосипед» изобретателем считается Карл фон Дрез. О нем речь пойдет ниже.
Сама идея передвижения человека на колесах, за счет его собственной силы, появилась очень давно. Примером могут служить всевозможные коляски и повозки на четырех или двух колесах. Такие изобретения почти одновременно появились во всем развитом мире, например, Франции и Германии.
История создания первого велосипеда
Хоть и история создания первого велосипеда неоднозначна, все же родоначальником велосипеда как такового можно назвать Карла фон Дреза — немецкого барона. В 1814 году он собрал некий двухколесный деревянный самокат, которому сам дал название «машина для хождения». Главным отличием того устройства о современных велосипедов было то, что у него не было педалей, человеку приходилось отталкиваться ногами от земли, чтобы передвигаться. В 1817 году Карл фон Дрез получил патент на свое изобретение. Это и была та самая история изобретения первого велосипеда.
В дальнейшей истории развития велосипеда это изобретение получило имя «дрезина», в честь имени своего создателя. Это слово и сейчас есть в нашем лексиконе, но обозначение у него совершенно другое.
К слову о различных версиях истории велосипеда — в некоторых источниках указывается совершенно другая дата изобретения первого велосипеда. Это якобы был российский изобретатель Артамонов, который опередил немецкого аж на 14 лет. К сожалению ему не дали патент на его изобретение, хоть и велосипед его работал исправно — как гласит история, Артамонов проехал на нем около 5000 километров.
Примерно в 1839-40х годах некий Киркпатрик Макмиллан, шотландский кузнец, решил усовершенствовать велосипед Дреза. Самое главное в этой модификации — это добавление педалей. Макмиллан немного опередил свое время и его работа не была оценена широкой публикой.
Дальнейшая история развития велосипеда происходит, в основном, из западной Европы и США. Различные предприятия проводили модификации в системах шатунов, которую прикрепляли на переднее колесо.
История развития велосипеда
В 1853 году благодаря французу Пьеру Мишо был запатентован педальный привод, прикрепленный к переднему колесу. В том числе велосипед обзавелся подпружиненным седлом и тормозом. В истории создания велосипедов эта модель называется «костотрясом».
После того, как 31 мая 1868 года в парижском пригороде Сен-Клу была проведена двухкилометровая гонка на «костотрясах», катание на велосипедах повсеместно превращается в весьма забавным увлечением. Кстати название велосипеда не двузначное — езда на нем была действительно непростым занятием, нужно было обладать достаточно большой силой и ловкостью.
Затем, в 1867 году история велосипеда была дополнена новым событием — изобретатель Каупер разработал новую конструкцию колеса со спицами. Через год после этого события в Париже фирма «Мейер и Ко» начала производство велосипедов с цепью — так называемым цепным приводом на заднее колесо.
1870-1885 годы — это время велосипедов-»пауков». Так называли велосипеды с большим передним колесом. К переднему колесу прикреплялись педали, а заднее колесо было в разы меньше. Такие большие колеса делались из-за желания проходить как можно больше расстояния за один оборот колеса. Как правило из-за таких колес увеличивалась максимальная скорость передвижения, и достигала почти 30 км/час, но езда на таком «пауке» была совершенно небезопасна — из-за малейшей кочки можно было перевернуться, а большая высота способствовала большим травмам. Альтернативам «паукам» были разве что трехколесные велосипеды.
Далее в истории велосипедов «пауков» значится небольшое усовершенствование — английский изобретатель Лоусон добавил в конструкцию цепную передачу. Эта модель называлась «кенгуру», ее скорость зависела от вида шестерен. В 1880 году городская управа Петербурга зарегистрировала примерно сто таких велосипедов, а вскоре, через два года, они стали появляться и в Москве. Для московских дорог тех времен эти велосипеды совсем не подходили, да и вовсе были запрещены правительством.
Затем совершенствование конструкций безостановочно продолжалось — только в Англии и США были поданы около 6000 патентов.
«Безопасный велосипед»
Начало для современных велосипедов в истории их создания было положено в 1884 году Джеймсом К. Старли. Но действительно большой рывок в технологии произвел шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп, который добавил пневматическую полую шину. Для того чтобы его сыну было комфортнее ездить на «костотрясе» он надел на колеса поливной шланг и наполнил водой, но это сильно снизило скорость передвижения. Тогда он наполнил шланг воздухом, да еще и придумал специальный клапан, чтобы воздух не выходил из шины под собственным давлением. Это изобретение стало именно тем новшеством, которое послужило широкому распространению велосипедов.
В дальнейшей истории велосипедов их постоянно улучшали, уменьшали вес, увеличивали скорость, повышали комфортность и прочность.
velo-1.ru
Экскурсия по велосипедам 19го века (обзор)
Немного истории
В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал первый двухколёсный самокат. Он был снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной. Изобретение Дреза назвали в его честь дрезиной, и слово «дрезина» поныне осталось в русском языке. Вскоре машина Дреза завоевала популярность в Великобритании, где стала называться «денди-хорз».
В 1839—1840 кузнец Киркпатрик Макмиллан в маленькой деревушке на юге Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали и седло. Получается, что Макмиллан создал велосипед, похожий на современный. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Переднее колесо поворачивалось рулём, велосипедист сидел между передним и задним колесом. Велосипед Макмиллана опередил своё время и остался малоизвестным
.В 1862 году Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси (Франция), увидел «денди-хорз» и придумал оснастить его педалями — на переднем колесе. Лалман ничего не знал о велосипеде Макмиллана, и на его машине педали нужно было крутить, а не толкать. В 1864 году лионские промышленники братья Оливье оценили потенциал машины Лалмана и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск «денди-хорзов» с педалями. Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической.
Velocipede - Calvin Whitty 1867
Этот агрегат был построен по патенту Lallemont 1866 года, в New York City. Автор - Calvin Whitty, Стиль такой велосипедной рамы того времени называется “Serpentine Style” и является одним из самых ранних, используемым также французкой Michaux.
Velocipede - Pickering and Davis 1868
Перед вами представитель второго поколения эволюции рам велосипедов, стиль которой назывался “Diagonal Style”. Точно не известно кто сконструировал эту машину, но на педали имеется пометка “Pickering New York”, так что возможно это одна из их ранних моделей. Главная особенно этого велосипеда состоит в том, что при определенном воздействии на руль срабатывает тормоз (с которым он связан шнуром) и тот в свою очередь прижимается к заднему колесу.
Velocipede - Monod and Mercer 1869
Monod и Mercer были знаменитые велоконструкторы из New York City. В конце 1860х годов они производили самые качественные и технологичные велосипеды, их особенностями были такие новшества, как: педали из бронзы, увеличенный диаметр колес и задний тормоз
Velocipede - Narcissus Rocquemont, Avenue of the Grand Army, Paris c.1869
Этот экспонат был построен в Париже и обладал двумя главными преимуществами в технологии того времени: задним ходом и колесом, диаметром в 40 дюймов. Эти новшества делали его лучшим представителем в своем классе, коим он и оставался следующие 15 лет.
Velocipede - La Compagnie Parisienne des Velocipedes 1870
Еще один представитель французкой школы велопроизводства, и также обладатель весомых новшеств: металлические спицы (а не деревянные) и резиновые покрышки. Эта модель была заметно легче своих конкурентов и более комфортабельная для езды, засчет покрышек. После него все велосипеды с деревянными колесами стали называть "Boneshakers”.
J.I. Stassen “Nonpareil” 1873
А это уже велосипед английского инженера John Issac Stassen. На похожей модели David Stanten проехал совершил путешествие из Bath в Лондон, которое составляло 108 миль и потребовало 8 часов. Именно J.I. Stassen употребил название "велосипед" в рекламе своей продукции.
Surray Machinists co. “Invincible” 1879
Этот английский стиль получил название "ball head", одним из элементов которого было 50и дюймовое переднее колесо, грипсы из рога и нипелевое крепление спиц к втулке.
D.H.F. Premier by Hillman Herbert Cooper 1883
Английский инженер H.H.C продолжал экспериментировать с размерами колес и данная модель обладает уже 58 дюймовым. Еще одним интересным элементом является "двойная" вилка (с 2я ногами на каждой стороне). Данный велосипед был еще легче своих предшественников, а также более устойчивым и легким в управлении.
Singer and Co. England Xtraordinary Challenge 1884
Эта английская модель была самой популярной в свои годы. Велосипедист находился немного позади переднего колеса, таким образом центр тяжести смещался. Педалирование осуществлялось с помощью специальных рычагов, находящихся на переднем колесе. Такая конструкция защищала велосипедиста от падения через руль в случае аварии или попадания в яму.
Hillman Herbert Cooper 38" “Kangaroo” 1886
Эта модель также обладала смещенным центром тяжести для защиты велосипедиста от падения. Отличительной чертой Kangaroo было первое применение цепной передачи от педалей к втулке переднего колеса. В народе этот велосипед получил прозвище "карлик".
HB Smith Co. 42" Pony Star Smithville N.J. 1889
Уникальное решение проблемы с безопасностью велосипедиста, предложенное американским инженером. Как вы можете видеть в данной моделе большое колесо поставлено назад, а маленькое вперед. Педали велосипеда были также уникальными, они позволяли производить одновременное нажатие, напоминающее езду галопом, что заметно увеличивало скорость. На нем было выйграно не мало конкурсов "Hill Climb" ("Заберись на холм"), этому способствовала возможность велосипедиста встать на педали и ехать стоя. Для демонстрации безопасности езды на этой модели, его создатель съехал по лестнице Капитолия в Вашингтоне.
Victor Model “C” Cushion Tire 1891
Новый стиль велосипедной рамы и интересная двойная вилка с рессорами - вот главные особенности этой модели. Покрышки были полыми и являлись прототипом современных велопокрышек. На нем американец Frank Lenz отправился в мировое велотурне в 1892 году. Но после прохождения 3/4 маршрута он исчез где-то в восточной Турции.
Chilion M.D.Stebbins Co. W. Springfield Mass. 1895
Интересной особенностью американской модели было использование новых материалов в кострукции велосипеда. Трубы рамы были сделаны из обработанного орехового дерева, а наконечники из алюминия и бронзы. Руль и обода были также деревянными.
Ladies Gormully & Jeffery Model 28 Roadster 1899
Красивая и оригинальная модель была очень популярной, потому что совмещала в себе новый стиль того времени и удобство езды для женщин. Трубы имели доболнительные элементы отделки, а также на цепи стояла защита от попадания в нее подола платья.
Американская модель с новейшей технологией того времени. Именно на ней выйграл знаменитый велогонщик Major Taylor в 1899 году.
www.cyclepedia.ru
История возникновения и развития велосипеда. Кто изобрел первый велосипед
Вчера около 11 часов экскурсовод Сидоров
захватил автобус с туристами и 8 часов
удерживал их в заложниках, рассказывая
несчастным историю родного края…
Сообщение в газете
Историю велосипеда начинается от изобретения колеса. На доске с двумя колёсами уже можно было спустится с горы как на самокате. В Древнем Риме после изобретения зубчатого колеса придумали самоходные колесницы. Поскольку это было настолько давно, что подлинные исторические описания отсутствуют, то будем считать, что велосипед также ценен для истории, как колесо.
Некоторые полагают, что итальянский изобретатель и художник Леонардо да Винчи изобрёл специальную тележку, приводимую в действие мускульной силой человека. Полагают, что эскиз экипажа с рулём, педалями, седлом и колесами одинакового размера, очень напонимающего современный велосипед, также приналежит великому изобретателю. В 1685 году часовой мастер Стефан Фарфлер в Нюрберге создал трехколесную конструкцию велосипеда, в котором с помощью шестерёнок, как в часовом механизме, передавалась мускульная сила рук на колёса.
Велосипед, каким мы его знаем теперь стал, впервые был собран мастером Е. Артамоновым из Нижнего Тагила. На его
велосипеде педали находились на переднем колесе. Сзади было установлено маленькое колесо для повышения устойчивости. По существующей легенде он на этом велосипеде проехал из Нижнего Тагила до Петербурга, а потом до Москвы.
С 60-х годов XIX века велосипед стал использоваться не только для путешествий, но и для соревнований. Первые велогонки состоялись в 1869 г. Участники на деревянных велосипедах проехали 120 км между Руаном и Парижем. В России впервые соревнования на велосипедах провели на Московском ипподроме 24 июля 1883 года.
Почему же колесной тележке дали название «велосипед»? На латинском языке «pedis» — «ноги», а «velox» означает «быстрый», то буквально велосипед переводится как «быстроногий».
Первые велосипеды с большим колесом спереди— «Ариэль» выпустили в Англии в 1872 году. В колёсах начали ичспользовать спицы из металла, благодаря чему получилась причудливая конструкция в виде «паука». У отдельных экземпляров вес достигал 35 кг, а диаметр переднего колеса мог превышать два метра. Однако и на таком «мастодонте» умудрялись путешествовать на значительные расстояния, например из Петербурга в Москву.
В России появление велосипедного движения, как массового явления в светской жизни, связывают с 70-80 годами XIX столетия. Вероятно, это обусловлено усовершенствованием конструкции велосипеда. «Безопасный велосипед» с колесами одинакового размера был изобретён Дж. К. Старли в 1884 г, которого можно считать прадедушкой современного велосипеда.
Датой рождения российского велотуризма можно считать 1882 год, когда семеро велосипедистов из Петербургского велообщества совершили поход на 270 вёрст к водопаду Иматра в Финляндии. Эту дату в истории и принято считать вехой организованного туризма в России. В том же году Ю. Блок издает в Москве книгу «Велосипед».
Поручик Г. Мартос в 1889 г. самостоятельно проехал от Петербурга до Лондона за 52 дня 5 тысяч верст. С тех пор продолжительные велопробеги стали совершаться достаточно часто. В газетах писали о путешествиях Москва-Рим (1895), Петербург-Париж (1893), Архангельск-Севастополь (1896). Интерес к велосипеду в России продолжал расти, и в различных городах возникают велосипедные клубы и кружки: в 1884 — в Москве, в 1886 — в Риге, Екатеринбурге и Варшаве, в 1887 — в Севастополе, Харькове и т. д. В 1892 г. их уже насчитывалось 28. Начали выходить иллюстрированные журналы.
Путешествующих на велосипедах на дальние расстояния становилось все больше, и в Санкт-Петербурге 4 марта 1895 г. возникло Общество велосипедистов-туристов. Его отделения также находились в Киеве, Москве, Риге и других городах. Создание Общества было вызвано отчасти и тем, что возросли разногласия в старых организациях любителей путешествий и спортсменов. В обществе много внимания уделялось групповым поездкам по новым маршрутам. Существовала строгая иерархия. Все участники поездок подчинялись командору (руководителю группы), который обычно ехал впереди колонны. Обгонять его никому не разрешалось. Многодневные путешествия несколько отличались от современных походов. В связи с плохой экипировкой (не было багажников, палаток и т. д.) участники были привязаны к постоялым дворам и гостиницам, что значительно уменьшало романтический ореол путешествий.
В 1895 г. отечественная промышленность заметила как трудно велосипедистам было доставать велосипеды, которые нужно было за немалые деньги везти из-за границы, и велосипеды начали производить в Риге и Москве .
В XX веке велосипед получил одинаковыё колеса с пневматическими шинами, свободный ход и цепную передачу к заднему колесу. Велосипед был популярен среди интеллигенции. Почетным членом Московского и Санкт-Петербургского велосипедных обществ был Лев Толстой. Увлекались велосипедными прогулками К. Циолковский, физиолог И. Павлов, композитор С. Танеев.
В 1911-1913 годах Панкратов Онисим Петрович на велосипеде объехал вокруг света. В июне 1911 года он покинул Харбин, пересек Сибирь, доехал до столицы Российской империи. Через Европу он попадает в Англию, где садится на пароход и отправляется в Северную Америку. После пересечения континента он появляется в Японии и 28 июня 1913 г. в Харбине завершает своё путешествие. За своё кругосветное туристическое путешествие он получил бриллиантовую звезду от Международного союза велосипедистов.
Из-за очень выской стоимости (около 200 рублей) велосипед так и не смог завоевать уважение у всего народа. И вначале XX века был вытеснен другими экстремальными увлечениями. В 1896 г. Генри Форд созал первую удачную модель автомобиля. Хорошо известно, что всему прекрасному всегда приходит конец. У людей появилась новая «игрушка» — четырехколесный друг под названием «автомобиль». Эта повозка не требовала физических усилий, и постепенно велосипедные путешествия стали уходить в небытие, а в период войн и революционных бурь клубная деятельность по понятным причинам прекратилась вовсе.
velofun.ru
Самые дорогие велосипеды в мире. Топ-16
Велосипед на сегодняшний день относится к числу самых популярных среди различных слоев населения средством передвижения. Многие жители планеты, каждый руководимый своими мотивами, выбирают это эффективное и экологически чистое транспортное средство, которое благоприятно влияет на самочувствие своего владельца и не вредит окружающей среде. Большинство автомобильных брендов класса люкс, таких как Audi, BMW, Mercedes-Benz и т.д., делают ставку на велосипедную промышленность, которая сегодня успешно развивается на рынках всего мира.Элитные производители выпускают велосипеды, которые не только служат традиционным целям, но и включают в себя все высокотехнологические функции нового поколения. Дизайнеры, в свою очередь, всячески стараются удивить поклонников роскоши: при изготовлении передовых моделей часто используются различные дорогостоящие материалы, такие как золото, платина, углеродное волокно, хром, драгоценные камни, кристаллы Сваровски или настоящие крылья бабочек. И вполне естественно, что такие велосипеды относятся к категории роскошного двухколесного транспорта и стоят немалых денег.Данный рейтинг посвящен самым дорогим велосипедам, которые когда-либо были созданы.
16-е место: Chanel Fashion Bicycle – городской велосипед, в 2007 году представленный знаменитым домом моды Шанель. Вдохновленные восходящим трендом роскошных велосипедов, дизайнеры бренда в придачу к комфортной езде решили добавить немного элегантности. По заказу Chanel неназванный производитель выпустил 50 экземпляров эксклюзивного транспортного средства, изначальная цена которого составляла 17 000 долларов. Сегодня по такой цене Chanel Fashion Bicycle найти вряд ли удастся, поскольку все они уже раскуплены и приобрести их реально только на интернет-аукционах, где стоимость будет значительно превышать первоначальную (около 28 000 долларов). Велосипед имеет сваренную вручную облегченную раму из алюминия, обтянутое тисненой телячьей кожей седло, насос, помещенный в чехол из фирменной стеганой кожи, и две сумки, которые можно крепить к седлу или носить как обычные городские сумки, перекинув через плечо. В одной из них хранится фирменная косметичка Chanel.
15-е место: BMC All Black Hublot Team Machine edition – результат совместного труда авторитетного производителя велосипедов ВМС и всемирно известного швейцарского производителя часов Hublot. На создание эксклюзивного велосипеда авторов вдохновили часы Hublot, которые сочетают в себе такие высококачественные материалы как керамика, каучук, титан и углеродное волокно. Выпущенные в количестве 30 экземпляров байки имеют исключительно черный дизайн, педали, изготовленные с использованием керамического материала, который уменьшает трение, и раму, выполненную из углеродного волокна для высокой прочности всей конструкции. Стоимость уникального велосипеда весом всего 6,9 кг составляет 19 500 долларов США.
14-е место: BMC Impec Automobili Lamborghini Edition - детище итальянской компании по производству роскошных суперкаров Ламборгини и швейцарского производителя элитных велосипедов ВМС. Руль и седло эксклюзивной модели дизайнеры украсили замшевым материалом. Кроме того, дорогой дорожный велосипед оснащен колесными дисками, выполненными из углеродного волокна, а на его раме красуется логотип Lamborghini. Руль, как и подседельная труба, выполнен в оранжевом цвете Аргос Orange, таком же, как и знаменитая Lamborghini Aventador LP 700-4. Количество заявленных для производства байков составило всего 30 экземпляров, каждый из которых стоит примерно 26 тысяч условных единиц.
13-место: KGS "Tier 3" Custom Bike - велосипед, созданный одним из самых популярных производителей - KGS. Слово "байк" в названии велосипеда не должно удивлять, т.к. bike в переводе с английского означает именно велосипед, хотя в России это слово ассоциируется с мотоциклом. Автором данной модели выступил знаменитый конструктор Кевин Саундерс, благодаря стараниям которого KGS "Tier 3" Custom Bike не только обеспечивает комфортную езду велосипедисту, но и дарит максимум эстетического удовольствия своим стильно оформленным дизайном. Стоимость велосипеда, изготовленного по всем современным высокотехнологическим канонам, равняется стоимости неплохого автомобиля - 30 000 у.е. Для обеспечения эксклюзивности ежегодно KGS будет выпускать ограниченное количество "Tier 3".
12-е место: Factor 001 - рекламируемый как самый прогрессивный гоночный велосипед в мире, был разработан в 2009 году инженерами известного производителя BERU f1systems, который занимается изготовлением деталей для болидов Формулы-1. За счет использования высококачественного виброизолирующего карбона велосипед получился довольно легким - общий вес составляет около 7,4 кг. При этом он обладает всеми высокотехнологическими функциями, инновационными конструктивными особенностями и стильным дизайном. Он включает в себя бортовой компьютер, GPS-навигатор и систему контроля. Такое отнюдь не дешевое удовольствие обойдется покупателю в 31 000 - 33 000 долларов.
11-е место: Bicyclettes de Luxe - уникальное творение известного французского дизайнера Фанюэля Кренкера, которое впервые было представлено широкой публике на престижном североамериканском шоу велосипедов ручной работы. Разработанный в очень стильном дизайне, он полностью выполнен из хрома и углеродистого волокна, а все металлические части отполированы до зеркального совершенства. Многие детали велосипеда конструировались знаменитыми фирмами. К примеру, передние и задние дисковые тормоза были любезно предоставлены немецкой компанией Trickstuff. Делая акцент на роскоши, при оформлении Bicyclettes de Luxe использовались такие материалы как телячья кожа, кожа аллигатора и позолоченные отличительные знаки. Цена на это стильное транспортное средство составляет 34 425 условных единиц.
10-е место: Brogue Bike – результат совместной работы известных дизайнеров Nick Fitch, Nicholas James и Simon Harcourt. На создание данного экологически чистого средства передвижения им понадобилось восемь недель кропотливого ручного труда. В июне 2012 года в Лондоне был представлен разработанный в стиле ретро велосипед, седло, руль, рама и крылья которого были обтянуты натуральной кожей, а руль украшен серебряными вставками, инкрустированными бриллиантами шоколадного цвета. Цена стильного Brogue Bike - 38,8 тысяч долларов.
9-е место: Aston Martin One-77 Superbike - работа высоко почитаемого британского производителя Астон Мартин, широко известного в мире своими суперкарами, на одном из которых ездил знаменитый суперагент Джеймс Бонд. Superbike, который будет выпущен в количестве всего 77 экземпляров, оснащен новейшей системой регистрации данных, которую можно найти в гоночных автомобилях последнего поколения. Его спортивный характер проявляется в датчиках, отслеживающих скорость, углы спуска, подъема, температуру окружающей среды, а также в биометрических датчиках, заботящихся о состоянии велосипедиста, которые собирают информацию о частоте пульса, дыхания, температуре тела и т.д. Стоимость модели составляет 39 000 долларов.
8-е место: Montante Luxury Gold Collection - женский велосипед, выпущенный итальянской маркой Montante, которая сегодня весьма популярна среди любителей экологически чистого транспорта. Созданный исключительно для женщин велосипед несет в себе чисто женскую роскошь дизайна: его рама полностью покрыта 24-каратным золотом, сиденье и руль обтянуты кожей питона, а последним штрихом, придающим особенного лоска, выступают 11 тысяч кристаллов Swarovski. Приобрести велосипед Montante Luxury Gold Collection можно за 46 000 у.е.
7-е место: 1890 Tiffany & Co. Bicycle - творение знаменитой ювелирной компании Tiffany & Co., изготовленное в далеком 1890 году, когда двухколесный транспорт пользовался большой популярностью среди аристократии. Он был создан специально для одной из самых прославленных артисток того времени, Лиллиан Рассел. Вся конструкция антикварного 1890 Tiffany & Co. Bicycle украшена серебряными вставками с фигурным теснением, седло обтянуто натуральной кожей, а ручки выполнены из резной слоновой кости. Женский ретро-велосипед вновь напомнил о себе в 2008 году, когда компания выставила его на аукцион Bonhams Нью-Йорке, где он был продан за ошеломляющие 50 000 долларов.
6-е место: Chrome Hearts x Cervelo Bike - велосипед, созданный в 2010 году престижной канадской компанией Cervelo в тандеме с брендом класса люкс Chrome Hearts. Эксклюзивность данного транспортного средства заключается в драгоценных металлах, стразах и изысканной коже, которыми он украшен. Хотя стандартный серийный велосипед Cervеlo P4 TT продается по цене около 6 тысяч долларов, его более роскошный собрат, выпускаемый в ограниченном количестве, обойдется любителям велосипедных прогулок в 60 тысяч долларов США.
5-е место: Trek Madone 5.9 SL-7 Diamonds – дорожный велосипед, выпущенный производителем Trek в 2005 году как более роскошный вариант модели Madone 5.9. Произведение велоискусства вполне оправдывает свое название, «семь бриллиантов», поскольку байк был создан в честь седьмой победы велогонщика Лэнса Армстронга на Тур де Франс, а на логотипе модели красуются желтые бриллианты в один карат, выложенные в форме цифры 7. Кроме того, корпус велосипеда усыпан сотней бесцветных бриллиантов. Производитель выпущенного в одном экземпляре велосипеда изначально выставил цену в 60 тысяч долларов, но на проходившем в 2005 году благотворительном аукционе анонимный покупатель отдал за него 75 000 условных единиц. Все вырученные от продажи средства были переданы в благотворительный фонд Лэнса Армстронга – великого спортсмена, которому удалось победить рак и вернуться в велоспорт.
4-е место: Aurumania Crystal Edition Gold Bike - велосипед, выпущенный в 2009 году шведской компанией Aurumania, одной из ведущих в области производства роскошных велосипедов. Его эксклюзивность объясняется тем, что вся поверхность велосипеда, включая колеса, раму и спицы, покрыта 24-каратным желтым золотом. Еще большего блеска двухколесному транспорту придает инкрустация из 600 кристаллов Swarovski. Как и у всех моделей такого уровня руль и сиденье обтянуты натуральной кожей. Лимитированная серия была выпущена всего в десяти экземплярах, на каждый из которых дается 10-ти летняя гарантия. Кроме того, покупателю доставят его велосипед в любую точку планеты, а в придачу к нему могут продать специальную стойку, изготовленную в похожем стиле. Стоимость Aurumania Crystal Edition Gold Bike составляет около 101 000 долларов.
3-е место: Trek Madone by KAWS – спортивный велосипед, отличительной чертой которого стали изображенные по всему корпусу и обоих колесах белые зубы. Автор необычного дизайна – широко известный нью-йоркский художник Brian Donnelley. Он создал этот шедевр специально к празднованию участия Лэнса Армстронга в гонке Милан–Сан-Ремо, которая состоялась в 2009 году. Велосипед Trek Madone by KAWS был продан на аукционе Sotheby's за рекордные 160 000 тысяч долларов.
2-е место: Trek Yoshitomo Nara Speed Concept – гоночный велосипед от известного производителя Trek и японского художника Ёшимото Нара. Следует отметить, что в нем нет никаких драгоценных материалов. Изготовленный из углеродного волокна желтый велосипед отличается оригинальным дизайном: он украшен изображениями героев японских мультфильмов-аниме, среди которых инопланетяне и дети-супергерои с боксерскими перчатками на руках. За такое яркое двухколесное средство передвижения на аукционе Sotheby's отдали колоссальную сумму - 200 тысяч американских долларов.
1-е место: Butterfly Trek Madone – самый дорогой велосипед в мире, созданный известным британским художником Дэмьеном Хёрстом (Damien Hirst). Для декора гоночного велосипеда было использовано более 100 настоящих бабочек, которых собственноручно вырастил автор идеи. Их крыльями Хёрст украсил раму и обода колес велосипеда. Данное оформление хоть и выглядит очень ярко и красиво, однако вызвало много негатива со стороны защитников прав животных. Это творение было создано в честь легенды велоспорта, Лэнса Армстронга, специально для его участия в Тур де Франс в 2009 году. Изначальная заявленная цена, по которой планировали продать Butterfly Trek Madone на аукционе Sotheby's, составляла 1,3 млн долларов, однако максимальная предложенная покупателем цена остановилась на пометке 500 тысяч долларов, что также весьма солидно для двухколесного транспорта. Все вырученные средства были переданы благотворительным целям фонда Лэнса Армстронга.
topmira.com
мода на старину :: SYL.ru
Слово "ретро" с латинского переводится как "обратно". Мода на ретро-стиль была всегда, и вряд ли уйдет. По старым временам иногда тоскует каждый человек, а любые вещи, напоминающие детство, вызывают улыбку и тепло на душе.
Велосипеды в стиле ретро
Ретро-велосипеды - это модели прошедших лет, от которых произошли всеми любимые современные байки. Конечно, сегодня их практически нет в свободной продаже и старинные транспортные средства ми видим только на картинках. При сравнении ретро и современной конструкции велосипедов можно увидеть много общего, хотя есть и немало различий.
Ретро-велосипеды и сейчас привлекательны и популярны. За это стоит поблагодарить бурное развитие велоиндустрии, что повлекло за собой активное внедрение данного транспорта в жизнь современного человека. Некоторые, приобретая ретро-велосипед, хотят просто выделиться из толпы. Кто-то же считает их более прочными и надежными, чем современные модели, а есть просто ценители старинных вещей, в том числе и велосипедов.
Велосипеды в прошлом
Раньше велосипеды являлись не только средством передвижения, но и законодателями моды, создающими вокруг себя настоящий ажиотаж.
Самыми желанными велосипедами в нашей стране были стальные спортивные "Тахионы", а моделью "Спутник" обладал практически каждый советский гражданин. Настоящие женские ретро-велосипеды - это модель "Аист", которая также была довольно популярна.
За границей определенная модель велосипеда часто считалась символом страны. Например, с Англией ассоциировался стильный "Родстер". Практически вся Британия передвигалась на этом тяжелом велосипеде, начиная с начала ХХ века и вплоть до времен Второй мировой войны.
В Америке самыми популярными были модели от Harley Devidson, которые назывались просто "Дейтон". Данная компания не только производила байки, но и занималась выпуском полезных и стильных новшеств.
Ретро-велосипеды сегодня
В настоящее время старые велосипеды не утратили свою актуальность, ведь со временем становятся они бесценным раритетом. Соответственно, и цена на них с каждым годом растет.
Некоторые компании выпускают велосипеды в ретро-стиле. Например, компания Autum производит модель Epitaph Cruiser. Его позиционируют как ретро-велосипед, но по виду он скорее оригинальный, чем старый. У байка имеется четыре колеса, скрепленных парами, кожаная рама, сидение и ручки руля.
При желании приобрести настоящий старинный велосипед, стоит обратить внимание на модель "Ариэль", которую изобрел Джеймс Старли. В народе его еще называют "пауком". Его отличительная особенность - колеса. Переднее колесо имеет диаметр 36 дюймов, а заднее - 12 дюймов. На старину указывают кожаные вставки и темно-бежевые оттенки корпуса.
Ретро-стиль сегодня настолько популярен, что производители создают не только ретро-велосипеды, но и другие весьма оригинальные средства передвижения. Например, в американском чоппере Steam-O соединился харлеевский велосипед и паровоз. Его отличительная черта - отсутствие спиц на колесах и соединение колес специальным механизмом в виде штанговой муфты.
Конструкции ретро-велосипедов
Конструкции, похожие на современные велосипеды, появились уже в начале XIX века. Все началось с вело-самокатов - это рама, у которой имеются колеса, седло и руль, но нет педального привода. Чтобы передвигаться на нем, нужно было отталкиваться ногами. Сегодня такие велосипеды покупают маленьким детям.
В середине XIX века у велосипедов появился педальный привод. Размер колес при этом сильно отличался - переднее было больше заднего в три раза, а руль был низким. Управляемость у такого транспорта была очень низкой, а скорость он развивал достаточно высокую. О тормозах речи не шло, так что данный транспорт был слишком опасным.
Значительным прорывом в конструкции велотранспорта стала цепная передача и равные размеры колес. Рама приобрела ромбовидную форму, что характерно и для современных моделей. А с 1889 года эти транспортные средства стали оснащать резиновыми камерными шинами со спусковым клапаном.
Советские классические велосипеды
Классические велосипеды ретро времен СССР - это в основном односкоростные модели. Рама могла быть как цельной, так и складной.
Самой распространенной моделью является велосипед "Урал". Он отличается тонкими и прочными трубами рамы, 28-дюймовыми колесами, барабанным тормозом, широким седлом, большим прямым рулем, крыльями и багажником. У данного велосипеда довольно большой вес, но при этом он развивает приличную скорость. В советские времена на нем перевозили различные грузы (мешки, дрова), а также 1-2 пассажиров.
Еще один бренд СССР- это "Кама". Выпускался как в мужском, так и в женском варианте. Это велосипед с 20-дюймовыми колесами, низкой рамой, высоким седлом и рулем. Также у "Камы" мог быть передний ободной тормоз и различные дополнительные аксессуары (зеркало, сумочка для инструментов, багажник, крылья).
У некоторых советских велосипедов были и другие дополнительные приспособления. Например, модель "Турист" была специально предназначена для длительных путешествий. Такой велосипед оснащен двумя багажниками, специальной сумочкой и большим фонарем.
Для малышей выпускалась своя модель - трехколесный велосипед. Его конструкция похожа на первую переднеприводную модель.
Круизер — ретро-велосипед нашего времени
Круизер-велосипед - городской ретро-байк, предназначенный для прогулок, имеющий оригинальный дизайн рамы. Три его главных достоинства: эстетичность, комфортность, простота.
Появился этот велосипед в 1933 году, а популярным стал в середине ХХ века. Вторая волна популярности началась в конце прошлого столетия. Данные модели выпускаются с изящной рамой, большими колесами, широким прогулочным седлом, прямым высоким рулем и дополнительными навесами (багажник, подножка и т.д.)
Круизеры бывают как синглспидными, так и скоростными. Правда, у скоростных моделей совсем немного передач, но городской байк многого и не требует.
Как уже говорилось выше, круизер - это велосипед городской. Ретро-байк предназначен только для езды по ровному покрытию. При этом он является тяжелым и достаточно устойчивым.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что, несмотря на появление новых моделей, которые к тому же постоянно совершенствуются, велосипеды в ретро-стиле не исчезнут с рынка и будут дальше пользоваться спросом.
www.syl.ru
Легендарные велики СССР
Советская эпоха оставила после себя серьезное «велонаследство». В годы СССР выпускалось большое количество велосипедов. Некоторые из них еще пылятся в гаражах, другие стали объектами коллекционирования. К сожалению, многие советские велосипеды уже забыты.
«Тахион»
Спортивные велосипеды — предмет вожделения любого мальчишки. Каждый мечтал, чтобы его друзья смотрели с завистью на его велик, чтобы все они просили покататься на нем. И, пожалуй, лучше всего для этих целей мог послужить спортивно-шоссейный велосипед «Тахион», созданный Реджинальдом Воронцовым. Одно название этого велосипеда говорит само за себя: тахион — частица, движущаяся со скоростью, превышающей скорость света в вакууме. Значит, и велосипед должен быть быстрее своих конкурентов и давать преимущество спортсмену на треке. «Тахион» — специальная марка велосипеда, которая производилась на Харьковском велосипедном заводе. История его насчитывает немногим более 10 лет, так как выпускался он в период с 1981 по 1992 год. При создании велосипеда были применены компоненты зарубежных производителей. Так же, широко использовались такие материалы, как титан и алюминиевые сплавы, которые активно применяются и современными производителями, благодаря чему его вес составлял 9,5 кг. Всего существовало около десяти моделей, предназначенных для шоссейных или трековых гонок. За все время существования марки было выпущено порядка 400 велосипедов с различными техническими характеристиками. К сожалению, обычные граждане не могли позволить себе такой велосипед, так как был предназначен для тренировок и соревнований на треке и стоил около 6,5 тысяч рублей.
«ЗиЧ-1»
Что будет, если авиационный завод станет выпускать велосипеды? Получится великолепная модель, которую многие будут считать шедевром. Именно таким стал велосипед «ЗиЧ-1», выпускаемый бывшим авиационным заводом имени Чкалова. Эта модель стала самой желанной для детишек 40-х годов. «ЗиЧ-1» был самым дорогим и самым технически совершенным велосипедом того времени. Такую дорогостоящую покупку могли позволить себе лишь представители интеллигенции, военные в высоких чинах, обеспеченные представители партноменклатуры. Велосипед, впервые увидевший свет в 1946 году, стал культовым, так как велолюбители считали его лучшим из всех моделей 30-70-х годов. «ЗиЧ-1» обладал своеобразным дизайном, который сразу же приглянулся покупателям. Помимо этого, у него была система переключения 3-х передач и ручные тормоза. Этот велосипед прекрасно подходил для тех людей, которые любили кататься в ночное время, так как у него была фара на переднем крыле и генератор электричества, предназначенный для питания фары.
«Спутник»
Наверное, каждый слышал много раз о велосипеде под названием «Спутник». У многих был такой, а некоторые даже сохранили его на память о днях минувшей молодости. Он выпускался на Харьковском велосипедном заводе, откуда расходился по всей стране в 60-70-х годах прошлого века. На велосипеде были установлены обода из дюралюминиевого проката. Но могли так же устанавливаться и стальные. Тормоза с симметричной тягой, усиленные педали, улучшенные переключатели скоростей — все это сделало «Спутник» одним из наиболее популярных велосипедов в стране. Кроме того, он считался мужским легкодорожным велосипедом. В комплекте с велосипедом шли разнообразные «бонусы», такие как: насос, звонок и сумка с комплектом инструментов. Установленный на «Спутнике» руль был спортивного типа, благодаря чему велосипед использовался не только для велопрогулок, но и для спортивных тренировок.
«Школьник»
«Школьник» — самая популярная модель детских велосипедов в советские времена. Они выпускались на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ». Этот завод начал свою работу еще в 1940 году, изначально являясь цехом Горьковского автозавода по производству «детских автомобилей» и их комплектующих. Во время Второй мировой войны завод был переквалифицирован на выпуск боевых мин. Но уже в 1956 году началось изготовление велосипеда «Школьник». Эта модель предназначалась для детей 10-11 лет, и поэтому пользовалась огромным спросом среди населения страны. Каждый ребенок, родители которого могли позволить себе купить ему такой велосипед, рассекал на нем с особой гордостью, и берег его как самое ценное сокровище в своей жизни. Наверное, благодаря такому отношению сохранилось множество экземпляров данной модели. Также «Школьник» продавался во многих странах социалистического лагеря. Велосипед выпускался по 1993 год. Ранние модели для мальчиков имели закрытую раму, хотя со временем от этой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жестким каркасом.
«Аист»
Рассказывая о велосипедах советских времен, невозможно обойти стороной велосипеды марки «Аист». Эта марка в свое время получила огромное распространение и невероятную популярность, что позволило ей продолжить существование и по сей день. Эти велосипеды запомнились любому человеку, чье детство пришлось не только на вторую половину прошлого столетия, но и на начало нынешнего столетия. Марка «Аист» была создана в 1947 году. Уже в 1950 году был продан стотысячный велосипед. Простота конструкции, легкость в ремонте, удобство в обслуживании сделали велосипеды этой марки наиболее популярными среди веломашин подобного типа. На данный момент велосипеды этой марки производятся белорусским заводом «Аист». В наши дни здесь выпускаются различные модели и типы велосипедов, таких как горные, дорожные, шоссейные, детские и др. Теперь, правда, велосипеды производятся под торговой маркой «AIST». В 2008 году на велосипеде AIST восьмикратная чемпионка мира Наталья Цилинская выступала на Олимпийских играх в Пекине. Конечно это был не тот советский «Аист».
«Москва-80»
Название велосипеда говорит само за себя — он был создан специально для «Олимпиады-80» и предназначался для советской сборной, которая, стоит заметить, так и не выступила на этих велосипедах. Специально для «Олимпиады-80» было собрано 10 экземпляров этих велосипедов. Изготовлением его занимался Харьковский велосипедный завод. Знатоки совершенно справедливо называют этот велосипед лучшим среди моделей 60-80-х годов. «Москва-80» изготавливалась с применением отечественных титановых и алюминиевых сплавов. Вес модели составляет чуть больше 8 килограмм, что является наиболее оптимальным весом для велогонок. На велосипедах этой модели ездили сборные команды Белоруссии, Киргизии, Эстонии, Латвии, Украины, Литвы. Многие соревнования были выиграны на этих произведениях велоискусства.
«Орлёнок»
«Орленок» — культовый подростковый велосипед 50-х годов XX века. Выпускался он на Шуляйском велосипедно-моторном заводе, в Литовской ССР, в городе Шяуляе. Он являлся переходной стадией от совсем детских моделей к взрослым и считался символом начала взросления. Так как именно с его помощью переходили от двухколесного детского велосипеда на взрослый дорожный велосипед. Мальчишки и девчонки от семи до четырнадцати лет, на которых он и был рассчитан, рассекали на нем по дворам и улицам. «Орлёнок» считается одним из самых надежных велосипедов, изобретенных в Советском Союзе, поскольку имеет уникальную конструкцию рамы, не предусмотренную в моделях того же класса, и сверх устойчивое заднее колесо. Велосипед появился в начале 50-х годов, как детская модель, но вскоре стали выпускать модели для детей переходного возраста, ставшие самыми популярными и приобретшие большую известность. По большому счету, модельный ряд насчитывал всего две модели: для девочек — «Ласточка» (с литовского «Крегждуте») и для мальчиков — «Орлёнок» («Эрелюкас»).
"Урал"
И, наконец, аппарат, который был у меня. Позиционировался как мужской дорожный велосипед. Тяжеловат, конечно, но прочность - исключительная. Где только мы с ним не бывали...Но это уже совсем другая история.
ribalych.ru
История велосипеда
Средневековое изображение херувима по «Видению пророка Иезекииля». 1156
Самокат якобы 1791 года, приписываемый графу де Сивраку (Comte de Sivrac) — фальсификация 1891 года
Сведения о велосипедах и самокатах до 1817 года сомнительны. Так, рисунок двухколёсного велосипеда с рулём и цепной передачей, приписываемый Леонардо да Винчи, или его ученику Джакомо Капротти, по мнению многих, является подделкой.
На витраже в церкви Св. Егидия в английской деревне Stoke Poges изображена человеческая фигура на чём-то вроде самоката, которую Н. Певзнер называет «изображением потешной лошадки, выполненным в XVII веке (C17 representation of a hobby horse)».
Самокат якобы 1791 года, приписываемый графу де Сивраку (Comte de Sivrac) — фальсификация 1891 года, выдуманная французским журналистом Луи Бодри. В действительности никакого графа де Сиврака не было, прототипом его стал Джин Хенри Сиврак, получивший в 1817 году разрешение на импорт четырёхколёсных экипажей.
Легендой, скорее всего, является и история о крепостном крестьянине Артамонове, который якобы сконструировал велосипед примерно в 1800 году.
Согласно этой легенде, изобретатель совершил успешный пробег на своём велосипеде из уральского села Верхотурье в Москву (около двух тысяч вёрст). Это был первый в мире велопробег. В сие путешествие крепостного Артамонова послал его хозяин — владелец завода, который возжелал удивить царя Александра I «диковинным самокатом».
За изобретение велосипеда Артамонову со всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости. Он хранится в краеведческом музее Нижнего Тагила.
Как показал химический анализ железа, велосипед из нижнетагильского музея сделан не ранее 1870 года. Что касается Артамонова, то он впервые упоминается в книге В. Д. Белова «Исторический очерк уральских горных заводов» (издание 1898 г., С.Петербург): «Во время коронования императора Павла, следовательно в 1801 г., мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретённом им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем потомством».
В действительности Павел I короновался в 1797 году, а в 1801 — Александр I. Белов не приводит никаких ссылок на документы, подтверждающие его поразительную находку.
Не найдены они и впоследствии. Никаких упоминаний об Артамонове не удалось найти ни в камер-фурьерских церемониальных журналах 1796, 1797 и 1801 годов, ни в «повестке по случаю кончины Его императорского величества государя императора Павла Петровича», ни в описании коронации Его императорского величества Александра Павловича, ни в «Списке о всех милостях, излиянных покойным государем Павлом I в день его коронации 5 апреля 1797 года», ни в архивах канцелярии Н. Н. Новосильцева, созданной в 1801 году и занимавшейся рассмотрением технических изобретений, ни в подборке материалов о крепостных изобретателях, публиковавшейся в «Отечественных записках» П. П. Свиньина (1818—1830).
Не найдено и никаких других документов, которые бы подтверждали рассказ Белова. Железный «велосипед Артомонова», демонстрировавшийся в одном из уральских музеев, оказался самоделкой конца XIX века, выполненной по английским образцам.
Прототипом легенды, возможно, послужили крепостной изобретатель Е. Г. Кузнецов-Жепинский, действительно получивший вольную (вместе с племянником Артамоном) в 1801 году за свои изобретения. Однако Кузнецов сконструировал не велосипед, а дрожки с верстометром и музыкальным органом.
Эволюция велосипеда
Хотя велосипед воспринимается нами как некое простое и гениальное целое (о чем свидетельствует поговорка «изобретать велосипед»), в реальности его изобрели как минимум в три приёма.
В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал первый двухколёсный самокат, который он назвал «машиной для ходьбы». Он был снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной. Изобретение Дреза назвали в его честь дрезиной, и слово «дрезина» поныне осталось в русском языке. Возможной причиной изобретения стало то, что предыдущий, 1816 был «Годом без лета».
Тогда Северное Полушарие постигла самая сильная климатическая аномалия в истории, что катастрофически сказалось на урожае, вызвало голод и снизило поголовье лошадей. В 1818 году в Баден-Бадене фон Дрез получил «Großherzogliches Privileg» (тогдашний аналог патента) на своё изобретение. Вскоре машина Дреза завоевала популярность в Великобритании, где стала называться «денди-хорз».
В 1839—1840 кузнец Киркпатрик Макмиллан в маленькой деревушке на юге Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали и седло. Получается, что Макмиллан создал велосипед, похожий на современный. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Переднее колесо поворачивалось рулём, велосипедист сидел между передним и задним колесом. Велосипед Макмиллана опередил своё время и остался малоизвестным.
В 1845 году англичанин Р. У. Томпсон запатентовал надувную шину, но она оказалась технологически несовершенной.
В 1862 году Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси (Франция), увидел «денди-хорз» и придумал оснастить его педалями — на переднем колесе. Лалман ничего не знал о велосипеде Макмиллана, и на его машине педали нужно было крутить, а не толкать. В 1863 Лалман перебрался в Париж, где смастерил первый велосипед, напоминающий те, что нами любимы.
В 1864 году лионские промышленники братья Оливье оценили потенциал машины Лалмана и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск «денди-хорзов» с педалями. Мишо догадался сделать раму металлической. По некоторым сведениям, Мишо и придумал для устройства название «велосипед». Поработав у Мишо-Оливье короткое время, Лалман отправился в Америку, где в ноябре 1866 запатентовал своё изобретение. Очевидно, Пьера Лалмана и стоит считать фактическим изобретателем.
Велосипед «пенни-фартинг» в стиле XIX века
С 70-х годов XIX века стала приобретать популярность схема «пенни-фартинг». Название описывает соразмерность колёс, ибо монета пенни была намного больше фартинга. На втулке «пенни» — переднего колеса, были педали, и седло ездока было почти прямо сверху от них. Большая высота сидения и центр тяжести, смещённый к переднему колесу, делали такой велосипед весьма опасным. Альтернативой им были трёхколёсные самокаты.
Велосипед Лалмана, 1865 г.
В 1867 году изобретателем Каупером была предложена удачная конструкция металлического колеса со спицами. В 1878-м году английский изобретатель Лоусон ввёл в конструкцию велосипеда цепную передачу.
Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover — «Скиталец». Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. В отличие от «пенни-фартинг», Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел между колёсами.
Модели такой конструкции получили название безопасных (Safety), а слово Rover во многих языках и поныне обозначает велосипед (польское Rower, белорусское Ровар, украинское Ровер [Ров`эр]). Фирма Rover стала огромным автомобильным концерном и просуществовала до 15 апреля 2005 г, когда была ликвидирована из-за банкротства.
В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл надувные шины из каучука. Они были технически совершеннее, чем запатентованные в 1845 году, и получили широкое распространение. После этого велосипеды избавились от клички «костотрясы». Это изобретение сделало езду намного удобнее, что способствовало их популяризации. 1890-е годы назвали золотым веком велосипедов.
Хотя велосипеды 1890-х во многих отношениях были похожи на современные, они обычно делались из ржавеющей стали (нержавеющую сталь варить ещё не умели) и требовали трудоёмкого ухода (чистка, смазка, промывание бензином или керосином) после каждой поездки. Описание «обычной чистки велосипеда» в книге 1895 года занимает 4 страницы.
В 1898 были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода, позволявший не вращать педали, когда велосипед катится сам. В те же годы изобрели и ручные тормоза, но широкое применение они нашли не сразу.
Первый складной велосипед сделан в 1878 году, первые алюминиевые — в 1890-х годах, а первый лигерад (иногда называемый рикамбент, велосипед, на котором можно ездить в лежачем положении) — в 1895 году (а в 1914 году началось массовое производство лигерадов фирмой «Пежо»).
К началу XX века относятся первые механизмы переключения скоростей. Однако они были несовершенными. Одним из первых способов переключения скоростей, применяемых на спортивных моделях, было оборудование заднего колеса двумя звёздочками — по одной с каждой стороны. Для переключения скорости надо было остановиться, снять заднее колесо и перевернуть его, вновь зафиксировав и натянув цепь.
Планетарный механизм переключения передач изобретён в 1903 и стал популярным в 1930-е годы. Переключатель скоростей в том виде, в каком он применяется сегодня на большинстве велосипедов, изобретён лишь в 1950 г. известным итальянским велогонщиком и производителем велосипедов Туллио Кампаньоло (Tullio Campagnolo).
Велосипеды продолжали совершенствоваться и во второй половине XX века. В 1974 году началось массовое производство велосипедов из титана, а в 1975 — из углепластика. В 1983 году был изобретён велокомпьютер. В начале 1990-х получили распространение системы индексного переключения скоростей.
В течение XX века интерес к велосипедам переживал свои пики и спады. Начиная примерно с 1905 года, велосипеды во многих странах, в частности в США, стали выходить из моды из-за развития автомобильного транспорта. Дорожная полиция часто относилась к велосипедистам как к помехе движению автомобилей. К 1940 году велосипеды в Северной Америке считались игрушками для детей. С конца 1960-х годов они снова вошли в моду в развитых странах, благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию важности экологических проблем.
В СССР в конце XX века наиболее распространёнными моделями велосипедов были (отсортированы по возрастанию размера): Дружок, Бабочка, Лёвушка, «Чемпион», Ветерок, Олимпик, Школьник, Орлёнок, Кросс, Кама, Десна, Салют, Уралец, Украина, «Минск», Аист, Урал, Турист, Спутник, Старт-шоссе. Существовало две модели с отсоединяемыми колёсами — «Конёк-Горбунок» и «Мишка» (для детей). А также был велосипед «Сура» (размер примерно как «Урал» или чуть больше)…
Социальная роль
Производство велосипедов сыграло большую роль в создании технической базы для других видов транспорта, прежде всего автомобилей и самолётов. Многие технологии металлообработки, разработанные для производства как велосипедных рам, так и других частей (шайб, подшипников, зубчатых колёс), впоследствии использовались в производстве автомобилей и самолётов. Многие автомобильные фирмы, созданные в начале XX века (например, Ровер, Шкода, Morris Motor Company, Опель), начинали как велосипедные. Начинали как производители велосипедов также Братья Райт.
Общества велосипедистов добивались улучшения качества дорог. Примером такой организации является Лига Американских Любителей Колёсного Транспорта (League of American Wheelmen), в конце XIX века в США возглавлявшая и финансировавшая Движение за Хорошие Дороги (Good Roads Movement). Улучшение качества дорог также ускорило развитие автомобилей.
Велосипеды сыграли свою роль в эмансипации женщин. В частности, благодаря им в 1890-х в моду вошли женские шаровары, что помогло освободить женщин от корсетов и другой сковывающей одежды. Кроме того, благодаря велосипедам женщины обрели беспрецедентную мобильность.
Так, например, знаменитая американская суфражистка Сюзан Энтони (1826—1906) заявила 2 февраля 1896 в интервью газете «New York World»:
"Я думаю, что он сделал больше для эмансипации женщин, чем всё остальное вместе взятое. Он даёт женщинам ощущение свободы и независимости. Сердце моё наполняется радостью всякий раз, когда я вижу женщину на велосипеде… это — зрелище свободной, неугнетённой женщины."
Велосипеды позволили сельским жителям чаще ездить в соседние деревни и города, благодаря чему участились браки между жителями разных населённых пунктов. Это улучшило генетическое здоровье населения благодаря гетерозису. Они уменьшили скученность в городах, позволив рабочим и служащим жить в пригородах, относительно далеко от места работы.
Почтовые службы многих стран используют велосипеды с конца XIX века. Так, британская почта (англ. Royal Mail) использует их с 1880-х. Общее количество почтальонов-велосипедистов составляет 37 000 в Великобритании, 27 500 в Германии, 10 500 в Венгрии.Полиции многих стран используют велосипеды для патрулирования улиц, особенно в сельских районах.
Велопатрули, как и велосипедная почта, появились в конце XIX века. К примеру, полиция английского графства Кент закупила 20 моделей в 1896 году, а к 1904 году число полицейских велопатрулей составило уже 129. Преимуществами велопатрулей является свобода от автомобильных пробок, возможность патрулировать в пешеходных зонах, возможность скрытно подобраться к подозреваемому.
В Великобритании велосипеды традиционно используются для доставки газет. Это позволяет брать на работу подростков, у которых ещё нет водительских прав. В бедных странах они иногда используются для доставки обедов.
Даже автомобильная индустрия использует велосипеды. На заводе «Мерседес-Бенц» (нем. Mercedes-Benz) в Зиндельфингене (нем. Sindelfingen), Германия, рабочие передвигаются по территории завода на них. У каждого отдела — велосипеды своего цвета.
Велосипеды использовались на войне. В ходе Второй бурской войны (1899—1902) обе стороны (Великобритания и южноафриканские республики) использовали велосипеды в разведке и для доставки сообщений. Специальные части патрулировали железные дороги на велодрезинах. В первой мировой войне обе стороны активно использовали их в разведке, для доставки сообщений, для транспортировки пострадавших. Япония успешно использовала велосипеды для вторжения в Китай в 1937 году и для вторжения в Сингапур через Малайзию в 1941.
Велосипеды позволяли скрытно и внезапно перебросить тысячи солдат, застав противника врасплох. Кроме того, они не требовали ни грузовиков для своей переброски, ни дефицитного топлива. Союзники использовали в своих операциях парашютистов, экипированных складными моделями. Велосипеды использовались партизанами для перевозки грузов в ходе вьетнамской войны. В Швеции велосипедные войска просуществовали до 2001, а в Швейцарии — до 2003. По некоторым данным, велосипеды использовались американскими частями спецназа в ходе афганской кампании.
В цирке на двухколёсных велосипедах ездят медведи и обезьяны, а на трёхколёсных — слоны. Чрезвычайно популярны и разнообразны также акробатические трюки с их использованием.
Велосипедные гонки
Велогонки начали проводиться сразу после изобретения велосипедов. Первые гонки проводились на «пенни-фартинг» и других опасных велосипедах, что часто приводило к травмам. С 1890-х стали популярными многодневные велогонки. К ним относится старейшая из велогонок, проводящихся до сих пор — 1200-километровая гонка «Париж-Брест-Париж», впервые прошедшая в 1891 году. Эта велогонка не состоит из этапов: секундомер включается на старте и выключается, когда спортсмен достиг финиша. Велосипедист сам решает, сколько времени ему тратить на сон. Веломногодневка «Тур де Франс», проводящаяся с 1903 года, относится к категории гранд-туров — самая популярная и престижнейшая из всех существующих велогонок.
Кроме многодневных велогонок, есть и велогонки на короткие дистанции. В США популярны велогонки на дистанции до 5 км. В последнее десятилетие приобрели популярность велогонки на горных — кросс-кантри. Близок к ним велокросс — гонки на велосипедах, очень похожих на шоссейные, по пересечённой местности. Для гонок на велодромах используются специальные трековые модели, без переключения скоростей.
Гонки, кроме того, делятся на индивидуальные и командные. Существует большое количество видов и дисциплин велосипедных гонок.
Велосипеды в настоящее время
В настоящее время велосипеды наиболее популярны в странах Северной и Западной Европы. Самая «велосипедная» страна Европы — Дания, средний житель этой страны проезжает за год на велосипеде 893 километра.
Следом идут Нидерланды (853 км). В Бельгии и Германии средний житель проезжает за год на нем около 300 километров. Наименее популярен велосипед в странах Южной Европы — среднестатистический испанец проезжает за год всего 20 километров.
Современная популярность велосипеда в Европе — результат проводимой правительствами политики, так как популяризация способствует разгрузке центров городов от автомобилей, а также улучшает здоровье людей.
Для популяризации велосипеда и велосипедного туризма принимаются следующие меры:
устройство дорожек и прочей инфраструктуры;
меры, облегчающие использование в сочетании с общественным транспортом (стоянки, как правило, крытые, а зачастую и охраняемые, на вокзалах и автостанциях, оборудование пассажирских поездов специальными вагонами для пассажиров с велосипедами и тому подобное).
Во многих городах Европы велосипед можно взять напрокат на вокзале.
В Копенгагене можно взять напрокат бесплатно, причём на любой срок. Такие модели под угрозой штрафа запрещено использовать вне Копенгагена. Необычный дизайн и раскраска не позволяют выдать их за собственные. Аналогичная программа есть в Хельсинки и в баскской столице Витории (c 2004 г.). Бесплатно арендовать велосипед можно и на территории парка Hoge Veluwe в Нидерландах, и в других местах.
В Амстердаме, называющем себя велосипедной столицей Европы, велосипеды можно взять напрокат не только на железнодорожной станции, но также и в пунктах проката, в большинстве спецмагазинов, во многих гостиницах.
Есть даже специальная гостиница для велосипедистов, Van Ostade Bicycle Hotel. Можно арендовать водные модели, велосипед-тандем и даже для 8 человек. В этом городе велосипеды — обычное средство передвижения, куда более распространённое, чем автомобили. Отчасти это связано с недостатком и дороговизной парковок в Амстердаме и других крупных городах.
Велосипеды рождённые в СССР
Первые советские велосипеды были выпущены в 1924 году Харьковским велосипедным заводом в количестве 2200 шт.; в 1969 выпуск велосипедов в СССР составил свыше 4 млн. шт.
Завод Baltik Vairas, хорошо известный ещё с советских времен добротными моделями для подростков «Орлёнок», был основан в 1948 г. Назывался он тогда «Шяуляйский велосипедно-моторный завод Vairas». За первые 30 лет своего существования «Вайрас» выпустил более 7,5 млн. байков и около 3 млн. двигателей для мопедов.
Уже позднее завод приобрёл новое название — Baltik Vairas. А после распада СССР в 1992−1994 г. владельцами немецкого концерна Panther был куплен контрольный пакет, а затем и большая часть акций предприятия. Так завод обрёл новых хозяев, которые с типично немецким педантизмом и скрупулёзностью начали реконструкцию предприятия.«Baltik Vairas»-велосипеды завод реализует в странах Скандинавии, Италии, Польше, Эстонии, Латвии,
В зависимости от назначения и особенностей конструкции велосипеды подразделяются на дорожные, легкодорожные, подростковые, спортивные, детские и специальные.
Дорожные имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль, масса около 16 кг;
Легкодорожные отличаются меньшей массой (14 кг), уменьшенным сечением шин, обычно оснащаются ручными тормозами.
Для спортивных характерны облегченная конструкция (8-11 кг) из легированных сталей и дюралюминия, низко опущенный руль, наличие переключателя скорости и ручных тормозов (у шоссейных) или без тормозов и свободного хода (у трековых). Разновидность спортивных велосипедов:
тандем - двухместный двухколесный с двойной сблокированной передачей. Такая конструкция позволяет экипажу тандема развивать скорость до 70 км/ч.
к группе специальных относятся цирковые, грузовые, трехколесные (для людей пожилого возраста), велоколяски и др.
Получили распространение прицепные устройства, главным образом к дорожным моделям, для перевозки грузов, а также велосипеды с подвесными моторами.
СССР по производству велосипедов занимал четвертое место в мире.
Внутренний рынок страны удовлетворялся за счет дорожных мужских моделей на колесах 28 дюймов с тормозной задней втулкой. Кроме этих наиболее массовых машин выпускаются легкодорожные, женские, подростковые, детские и спортивные.