Древние бусы. Украшения древних богинь или зачем богиням бусы?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Бусы — украшение женского славянского костюма. Древние бусы


Как появились бусы и какое значение они имели в древности - история бус

Бусы — древнейшее украшение человечества. Этнографами сегодня описано более 150 их видов, различных по материалу, орнаменту и формам. В глубокой древности в разные времена и разных культурах бусы делали из самоцветов, стекла, керамики, ракушек, кости и металла. Количество применяемых форм и размеров не поддаётся исчислению.

Самые древние бусы

Возраст самых древних бус – 100 тысяч лет. Эти ракушечные бусины были найдены международной командой археологов при раскопках в пещере Схул на горе Кармель в Израиле. Сегодня они хранятся в лондонском Музее естествознания. А вот самой древней стеклянной бусиной считается бусинка, недавно найденная в Египте. До этого долгое время древнейшими стеклянными бусами считались бусы египетской царицы Хатшепсут, которые обнаружили на ее мумии при вскрытии гробницы. На каждой зелено-черной бусине была вырезана надпись – имя царицы. Эти бусы были сделаны три тысячи четыреста лет тому назад. Но недавно недалеко от Фив археологи нашли стеклянную бусину зеленоватого цвета, форма которой напоминает каплю. Ее возраст – 5 тысяч лет. Сегодня она считается самой древней из стекла.

Примеры древних бус из разных материалов:

   Древние бусы из карнеола - Средняя Азия-5000-3000-ДНЭ-jhterrygallery.com  Древние греческие золотые бусы-первое-тысячелетие-ДНЭ-ancientresource.com Бусы древних шумеров-3000-2000 вв. ДНЭ-ancientresource.com

 Древнеегипетские бусы из фаянса и карнеола 2 век ДНЭ-ancienttouch.com Египетские бусы из фаянса 664-535 гг. ДНЭ-ancientresource.com Финикийские стеклянные бусы с карнеолом и мозаичные бусины-6 век ДНЭ-jhterrygallery.com Древнеримские бумы из горного хрусталя и карнеола 1-2-век-НЭ

Значение бус в старые времена

В древности бусы имели многофункциональное значение. Их носили как символ власти и богатства. Им придавали магическое значение, использовали для колдовства и лечения различных недугов. Были времена, когда бусам придавали необычно большую ценность. Так африканские туземцы отдавали за стеклянные бусы золото и даже продавали людей в рабство. А американские колонизаторы купили у индейцев целый остров Манхэттен за разноцветные бусы из стекла. Неотъемлемая часть украинского национального костюма «корали» — бусы из красного коралла -пришли в Украину из Венеции. Коралловые бусы итальянские купцы обменивали на карпатскую лиственницу, сваи из которой и по сей день подпирают Венецию. В Россию византийские стеклянные бусы ввозились за пушнину. Но первыми начали использовать бусы как денежную единицу еще финикийцы. На территории Финикии с 1200 года до н.э. производили разноцветные стеклянные бусы не только для своих нужд, но и для меновой торговли. Именно благодаря финикийцам это украшение стало популярным во всех странах, где шла международная торговля.

Древние традиции изготовления стеклянных бус

Библия упоминает о ценности стекла, приравнивая его к золоту и серебру. Люди в древности действительно очень дорожили стеклом и придавали этому материалу, с его бесконечным числом цвета и форм, большое значение.

Античные стеклянные бусы разных стилей:

Древнеримские, исламские и византийские бусины из стекла - фото ancientsuns.biz Цыганские стеклянные бусы - фото jhterrygallery.com Мозаичные стекланные бусы древнеримского периода-3в. днэ - фото edgarlowen.com

Древнеримские бусы из золота и стекла-2-3 век н.э. фото ancienttouch.com

Производителем самых лучших и красивых стеклянных бус долгое время был Дамаск. После его падения, центром такого производства стала Венеция, где в средние века была создана целая стеклянная корпорация. Немного позже в италийском городе Мурано ювелиры изобрели новую технологию изготовления стекла, секрет которой строго и старательно хранили. И по сей день высоко ценятся венецианские бусы — из муранского стекла.

Самые же маленькие бусинки – бисер, качество которого было намного лучше венецианского, изобрели в чешской провинции Богемия. Бусы из чешского стекла стали основным конкурентом Венеции. Здесь же, в Чехии более 400 лет назад родилась известная на весь мир компания по производству стеклянных украшений Jablonex (Яблонекс).

Слева — муранское, справа — чешское стекло (современные бусы):

Бусы из муранского стекла - фото adelle.com.au

Винтажные бусы из чешского стекла - фото catminter.com

Бусы как украшение – это недавнее изобретение

В Европе бусы, как женское украшение, стали восприниматься с XVI века и сначала использовались лишь в особых, торжественных случаях. Как ежедневное украшение бусы начали носить с XVIII века. А к XIX веку они выходят из моды, о них, даже было, совсем забыли на какое- то время. Но уже в XX столетии бусы вновь входят в моду. Знаменитая Коко Шанель предложила новый тренд – жемчужную нить — бусы Шанель, которая так подходила под маленькое черное платье мадам Коко. С тех пор бусы практически не выходили из моды и каждая женщина сегодня носит их, как дополнение к своему наряду и элемент собственного образа.

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ — БУСЫ

Какие бусы бывают? | Бусы на вощеном шнуре и другие основы | Как собрать бусы? Как нанизать бусы? Как закрепить застёжку на бусах? | Современная мода на бусы | Мужские бусы | Деревянные и другие бусы для детей | Бусы — валяние. Техника мокрого валяния бус и сухое валяние бусин | Жемчужные бусы — как носить и ухаживать | Бусы из стекла

juvelirum.ru

Бусы на Руси — Славянская культура

Бусы на Руси Слово "бусы" в современном значении начало употребляться в русском языке с ХVII века, до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения "ожерельем", то есть "тем, что носят вокруг горла". Археологи часто так и пишут в своих работах: "...найдено ожерелье из бус".В самом деле, нитка зачастую очень крупных (около 1,5 см в диаметре) бус, однотипных или разных, современному человеку напомнит скорее именно ожерелье, а не те бусы, что носят теперь.

В древности бусы являлись любимым украшением женщин из северных славянских племён, у южных они были не так распространены. Были они в основном стеклянными и до IХ—Х веков большей частью привозными, так как собственное стеклоделие у славян только налаживалось и не могло удовлетворить массовый спрос. В древнем торговом городе Ладоге в слое VIII века найдены кусочки шлака, что образуется при варке стекла, а также недоделанные, бракованные бусины. Это обнадёжило исследователей, они начали искать остатки мастерской местного стеклодела – "стеклу кузнеца". Вскоре им попались маленькие огнеупорные тигли, но... на проверку они оказались предназначены для литья бронзовых украшений. Позже, однако, в том же слое были обнаружены "залежи" кварцевого песка, причём в таком месте, куда этот песок мог быть перенесён только руками человека: спрашивается, зачем, если не для варки стекла?.. Учёные спорят: одни требуют неопровержимых доказательств, другие говорят, что все необходимые доказательства уже найдены. Время появления собственного стеклоделия в Ладоге, таким образом, предстоит уточнить. Но вот то, что именно через эти места везли из-за Балтийского моря в Северную Русь импортные стеклянные бусы и продавали, быть может, даже на вес, – это факт установленный. Известно также, что ещё в пору написания первых летописей в Ладоге делались "археологические находки": река, подмывая берег, во множестве выносила на свет "стеклянные глазки" неведомого происхождения…

Бусы на Руси Одни бусины попали на волховские берега из Средней Азии, другие с Северного Кавказа, третьи – из Сирии, четвёртые – вовсе с Африканского континента, из египетских мастерских. Самое интересное, что везли их сюда не восточным путём, через Русь, а, наоборот, по водным магистралям Западной Европы – через земли западных (Словакия, Моравия, Чехия) и балтийских славян, владевших выходами в море. Образцы таких бус найдены и в Скандинавских странах, в торговых центрах, известных в те времена по всему балтийскому "средиземноморью": в городах Хедебю и Бирке, на острове Готланд. Сюда везли бусы, продавали их друг другу и местному населению купцы – славянские, скандинавские и прочие. (Кстати, нельзя исключать, что бусы порой служили не только товаром, – но об этом чуть позже.) А начиная с IХ века в этих городах кроме привозных бус находят и явно сделанные на месте...

Учёные делят древние бусы на такое количество видов, групп и подгрупп, что даже вкратце описать все их здесь невозможно. Приглядимся хотя бы к нескольким.

Бусы на Руси Некоторые бусы мастера делали из отрезков стеклянных палочек, имевших несколько слоёв – всего чаще жёлтый, белый, красный. "Стеклу кузнец" раскалял палочку до мягкого состояния, отделял щипцами кусочек и прокалывал его острой иглой по слоям или поперёк. В других случаях основу крупной бусины приготавливали из стекла всевозможных смешанных оттенков (иногда таким образом в дело шли переплавленные остатки бракованных бус). Затем, если требовалось, на основу "наматывали" тонкий слой стекла чистого, красивого цвета: жёлтого, синего, красного, зелёного, фиолетового, белого, какого угодно (освоив приготовление стекла, славяне очень скоро выучились окрашивать его, используя минералы, залежи которых находились на их территории). А дальше в бока пышащей жаром бусины вплавляли всё новые кусочки многослойных прутков, но на сей раз таких, у которых цветные слои чередовались концентрическими кругами, наподобие древесных колец. Получавшиеся узоры археологи называют "глазками": действительно, к примеру, красное пятнышко, окружённое белым, зелёным и жёлтым ободками, напоминает глазок.

Есть предположение, что "глазки" отвечали не только эстетическим целям. Некоторые исследователи полагают, что подобные бусины (а они довольно строго одинаковы по массе) могли служить разновесами: часть их проколота не до конца, у некоторых отверстия вообще залиты свинцом. Такие бусины были найдены, между прочим, среди наборов гирек, рядом со складными весами. Выдвинута даже гипотеза: а не являлось ли количество "глазков" обозначением достоинства бусины-гирьки? А может быть, до распространения монет местной чеканки, их иногда использовали как деньги?..

Бусы на Руси Другие бусы, о которых непременно хочется упомянуть, – это позолоченные и посеребрённые. Техника серебрения и золочения стеклянных изделий, в том числе бус, была освоена мастерами египетского города Александрии ещё до нашей эры. Спустя века ниточка традиции дотянулась и до Северной Европы. Вот как работали тамошние "стеклу кузнецы": специальными приёмами на стеклянную основу бусины наносились тончайшие лепестки серебряной или золотой фольги, а чтобы покрытие не стиралось, сверху его защищали новым слоем стекла. После VI века нашей эры, когда производство бус стало массовым и носить их начала вся Европа, ремесленники быстро выучились "халтурить": экономя драгоценное золото, покрывали все подряд бусины более дешёвым серебром, а чтобы придать им вид "золотых" (и продать по соответствующей цене) – обливали сверху прозрачным светло-коричневым стеклом. До конца IХ века среди ладожских находок встречаются настоящие позолоченные бусины, но очень скоро начинают в огромном количестве попадаться откровенные подделки: вместо фольги стали употреблять… стекло, окрашенное в "золотой" цвет солями серебра…

А ещё славяне очень любили бисер. Изготавливали его самых разных цветов: жёлтый (ярко-жёлтый и лимонный), зелёный, бирюзовый, васильковый, серо-голубой, молочно-белый, розовый, красный. Арабские путешественники упоминают, что зелёные бусы (бисер) считались у славян весьма престижными и были признаком богатства. Попадается археологам и "позолоченный" бисер (в Рязано-Окском районе с начала нашей эры и по VIII век он был вообще основным видом бус). Учёные пишут, что делали бисер из стеклянных трубочек диаметром 5–7 мм: сперва намечали бисерины щипцами, потом отделяли острым лезвием. Затем помещали в горшок, перемешивали с золой или мелким песком и вновь нагревали. У части бисерин (у трёх-четырёх на каждую сотню) при этом заплывали отверстия, предназначенные для нити, но зато остальные делались гладкими и блестящими: хочешь – пришивай, хочешь – нанизывай на крепкую нитку и носи на здоровье!

М. Семенова

Похожие статьи:

Ремесла → Резьба по дереву

Русский народный костюм → Русский народный костюм

Славянские символы → Какие вам нужны обереги?

Аудиокниги → Мы славяне - Семенова Мария (2002)

Русский народный костюм → Тувинский национальный костюм

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Самые древние бусы на земле

Самые популярные женские украшения - бусы, как оказалось, и самые древние на Земле. Научно зафиксировано уже несколько находок бус эпохи палеолита. Это не просто ракушки - это древнейшие бусины, руки древнего человека много тысяч лет назад превратили их в украшения.  Бусины отполированы, в них сделаны довольно тонкие отверстия, скорее всего, кремневым орудием. Находки свидетельствует о том, что человек в ту далекую эпоху делал не только прагматичные вещи, необходимые для добывания пропитания - он стремился к красоте.

Однако подобные находки могут сказать нечто новое и о религиозных представлениях людей эпохи палеолита - не исключено, что бусы имели ритуальное значение. Наверняка древние люди делали украшения и из других материалов, но только раковины сохранились до наших дней и это дает в руки ученых важное свидетельство деяельности человека эпохи палеолита. Ракушки на фотографии - часть из 40 бусин, обнаруженных вместе в одном из палеолитических захоронений. По-видимому, бусы рассыпались, когда истлела нить, на которую они были нанизаны. Но самое интересное в этих бусах то, что на них сохранились следы окрашивания. Древнего человека не устраивал естественный цвет раковин и он имел цветовые предпочтения!

busina

Эти бусы найдены в пещере Бломбос в Африке, их возраст - 75 тысяч лет.

busina-3А это еще более древние бусины и, соответственно, самые древние ювелирные украшения в мире, сделанные руками человека. Из возраст - между 90 и 100 тысячами лет, 2 из них найдены в Израиле в пещере на склоне горы Кармель, третья - в Алжире. Все три раковины определены как Nassarius.

busina-1

Эти бусины тоже из раковин (12 шт) найдены на востоке Марокко в 20 км от г.Беркан мароккано-британской археологической экспедицией при участии института археологии Оксфордского университета, Их возраст - 82 тысячи лет определен с помощью 4-х видов анализов.

Современный человек, сталкиваясь с народами, которые живут на более примитивном уровне, много раз убеждался в большом интересе аборигенов к красивым ярким бусам. Эту особенность не раз использовали и исследователи, и, к сожалению, завоеватели новых континентов и территорий. Однако подобное отношение к бусам указывает еще на одно важное обстоятельство. В древности бусы имели, скорее всего, совсем иной, более глубокий смысл и любовь папуасов к бусам не так уж смешна, как многим кажется.

Новые свидетельства об использовании краски, Бломбос здесьБолее подробно об истории бус читайте здесь.

world-jewellery.livejournal.com

Бусы из Старой Ладоги - Ювелирные украшения мира

Бусы Старой Ладоги совершенно уникальны и имеют свою особую историю. Напомню, что именно этот регион связан с ранней историей российской государственности, в частности с Рюриком. И с Вещим Олегом)) Бус в Старой Ладоге найдено очень много, например, археологи Репников и Равдоникс на площади всего 2048 кв.м нашли почти 12 тысяч бус. Но при этом каменных бус вообще найдено всего лишь 368 экземпляров - 319, собственно, каменных, 49 янтарных. Встречается бусины лишь из 4 видов камня - сердолик, горный хрусталь, халцедон, гешер (гагат) - бусины вырезались и шлифовались. Все остальное многообразие ладожских бус - это стекло.

Ладожские бусины изучены по времени, типам, составам стекла) Самыми ценными и красивыми считались мозаичные бусы - предполагается, что этот немногочисленный вид бусин приплывал на Ладогу из Александрии. Очень популярными были бусины с "глазками". Бусинный кроссворд археологи распутывают с помощью датировок, которая возможна благодаря соседству бус с монетами и сравнивая состав стекла и технологии производства бусин в различных географических регионах и культурах. Как же попали эти бусы на Ладогу и где они были сделаны?

Верхние бусы из хрусталя и сердолика, нижние - стеклянные бусы из Старой Ладоги. Коллекция Государственного Эрмитажа.Больше всего стеклянных бус найдено в слоях VIII-X вв и гораздо меньше - в XI-XII вв. Близкого типа бусы встречаются на севере (Ладога, Белоозеро, Муждуречье Оки и Волги, Прикамье) или на юге (Крым, Северный Кавказ, Средняя Азия), а между этими регионами похожих бус почти нет. То есть ни по Днепру, ни по Волге, ни по Дону бусы с юга в Старую Ладогу не попадали))

Третий регион, где встречается много бус "ладожского" типа - Европа (в Болгарии, Боснии, Истрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Австрии, Тюрингии, Саксонии, Польше) и Скандинавия (Хедебю, Хельго, Бирке и на острове Готланд). То есть, скорее всего, большую часть "ладожские" бус делали на стекольных заводах Севера Европы из привозного сырья. А попадали на Ладогу они через торговые пути при посредничестве норманов (викингов) - через Готланд и Скандинавию. А стекольные заводы существовали не только на Севере Европы, но позже и на Ладоге. Интересно, что в IX-X  вв на Ладоге бусы встречаются не только реже - это более примитивные серийные бусы и бисер.

Попадали бусы в ладожский регион за счет обменной торговли - бусы меняли на пушнину. Затем мех везли в Великие Булгары, где скандинавские купцы выручали на них арабское серебро. Серебро везли в Северную Европу, где его не было. Там закупали бусы) и так далее)) Позже процесс продолжился в другом варианте - в XVIII-XIX вв с местного населения Сибири Русское государство собирало ясак мехом, а государево жалованье платили низками стеклянных бус. Низка с мозаичной бусиной и глазком

Бусины из Старой Ладоги

Глазчатая бусина из Старой Ладоги

Глазчатая бусина из Старой Ладоги

Иллюстрация с сайта Староладожского историко-архитектурного и археологического заповедика - здесь До 16 июля здесь проходит выставка "Свинцово-оловянные украшения из раскопок Старой Ладоги".

Бусины 9-10 вв, стекло, янтарь и сердолик, Старая Ладога

Старая Ладога в еще более древние времена

Территория Северо-Запада России освободилась ото льдов примерно в X-VIII тыс. до н.э. Неолитические археологические памятники в этом регионе датируют V-II тыс.до н.э. Жили здесь охотники и рыболовы. Ои изготавливали орудия труда, оружие, украшения из кремня, сланца и другого камня, кости и рога оленя, распространена керамика с гребенчато-ямочным орнаментом. С конца II тыс. до н.э. здесь осваивается выплавка бронзы, в I тыс. до н.э. - обработка железа. Приладожские стоянки исследованы в 1878-1882 гг при строительстве Сясьского и Свирского каналов на южном побережье Ладожского озера. Коллекция профессора Петербургского университета А.А.Иностранцева, включающая в числе прочего орудия для рыбной ловли, женские украшения и мелкую пластику - зооморфные и анропоморфные изображения - была передана Староладожскому музею. Сейчас в музее хранится более 25 тысяч археологических объектов.

В доме Калязина в Старой Ладоге находится экспозиция, посвященная археологическим находкам эпохи неолита и раннего средневековья - более тысячи штук.

Основной источник иллюстрации и статья З.А.Львовой "Стеклянные бусы Старой Ладоги как исторический источник", ранее статьи на эту же тему были опубликованы в 1968 - середине 1970-х в Археологических сборниках Государственного Эрмитажа 10, 12, 19

Сайт Старой Ладоги

world-jewellery.livejournal.com

Бусы — украшение женского славянского костюма – Ярмарка Мастеров

Душу и жизнь человека в глубокой древности охраняли металлы и драгоценные камни. Славянские языческие мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями Перуна. Этим драгоценным металлам приписывали способность отгонять нечистую силу и приносить здоровье, долголетие, красоту.

Всё, что мы называем теперь украшениями, в древности имело религиозный, магический смысл, да и сегодня утратило его не вполне. Украшение в древности надевалось не только и не столько «для красоты» (хотя и для этого тоже), сколько в качестве амулета, священного талисмана, по-русски «оберега», от слова «беречь», «оберегать». Такими оберегами во всех культурах мира принято «защищать» особо слабые, незащищённые участки тела — горло, виски, запястья и так далее.

При этом древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и наряд теперешних женщин) гораздо больше украшений, нежели мужской. С древнейших, поистине пещерных времён женщина была объектом едва ли не религиозного поклонения со стороны мужчины.

история украшений

Характерные различия культур разных народов, племён, семейств, живущих на различных территориях, прослеживаются и в их украшениях. Среди излюбленных украшений Древней Руси всегда бытовали бусы, особенности которых разнились в зависимости от конкретной территории проживания, конкретного племени.

бусы

Слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла». Археологи часто так и пишут в своих работах: «...найдено ожерелье из бус».

В самом деле, нитка зачастую очень крупных (около 1,5 см в диаметре) бус, однотипных или разных, современному человеку напомнит скорее именно ожерелье, а не те бусы, что носят теперь. Бусы должны были отгонять силы зла, а душу, наоборот, удерживать в теле.

славяне

В древности бусы являлись любимым украшением женщин из северных славянских племён, у южных они были не так распространены. Были они в основном стеклянными и до IX—X веков большей частью привозными, так как собственное стеклоделие у славян только налаживалось и не могло удовлетворить массовый спрос. В древнем торговом городе Ладоге в слое VIII века найдены кусочки шлака, что образуется при варке стекла, а также недоделанные, бракованные бусины. Это обнадёжило исследователей, они начали искать остатки мастерской местного стеклодела «стеклу кузнеца».

славянские украшения

Здесь, помимо остальных украшений, представлены бусы из сердолика и хрусталя.

Учёные спорят: одни требуют неопровержимых доказательств, другие говорят, что все необходимые доказательства уже найдены. Время появления собственного стеклоделия в Ладоге, таким образом, предстоит уточнить. Но вот то, что именно через эти места везли из-за Балтийского моря в Северную Русь импортные стеклянные бусы и продавали, быть может, даже на вес, — это факт установленный. Известно также, что ещё в пору написания первых летописей в Ладоге делались «археологические находки»: река, подмывая берег, во множестве выносила на свет «стеклянные глазки» неведомого происхождения. Одни бусины попали на волховские берега из Средней Азии, другие с Северного Кавказа, третьи — из Сирии, четвёртые — вовсе с Африканского континента, из египетских мастерских. Самое интересное, что везли их сюда не восточным путём, через Русь, а, наоборот, по водным магистралям Западной Европы — через земли западных (Словакия, Моравия, Чехия) и балтийских славян, владевших выходами в море.

В глубокую старину на территории нынешней России, как и во всем мире, для изготовления бусин использовали камень, металл и так далее. Стеклянные бусины появились на Руси уже в домонгольский период. Славяне в I тыс.н.э. вообще были знакомы со стеклом только по украшениям: бусам и подвескам.

Бусинки древнерусского производства отличались от привозных цветовой гаммой. Они были коричневые, фиолетовые, синие, бирюзовые, желтые. Как правило, это бусы среднего размера, из прозрачного стекла, без декора. Исключение составляют золоченые бусы.

Первые на территории Руси стекольные мастерские появились в ХI веке в Киеве. В них производили сосуды, смальту для мозаик, бусы. Образцы изделий были иноземными, да и обучали русских людей ремеслу заморские мастера. В то время сильно сказывалось влияние Ближнего Востока, Византии. Но скоро произведения русских мастеров приобрели особые самобытные черты. По некоторым свидетельствам, их работы не уступали по качеству венецианскому стеклу. Позднее бусы стали делать в Новгороде, Полоцке, Рязани и других городах.

Древняя Русь — царство стеклянных бус: доля их среди найденных в раскопках превышает 2/3. Оставшуюся треть составляют все остальные виды бус: янтарные, из сердолика, хрусталя, аметиста. Кроме того, встречаются бусы из кости, глины, бронзы, серебра, золота. Совсем редко в раскопках того периода находят жемчуг, хотя из документов известно, что уже в ХI веке одежду украшали жемчужной вышивкой.

Учёные делят древние бусы на огромное количество видов, групп и подгрупп. Некоторые бусы мастера делали из отрезков стеклянных палочек, имевших несколько слоев — всего чаще жёлтый, белый, красный. «Стеклу кузнец» раскалял палочку до мягкого состояния, отделял щипцами кусочек и прокалывал его острой иглой по слоям или поперёк. В других случаях основу крупной бусины приготавливали из стекла всевозможных смешанных оттенков (иногда таким образом в дело шли переплавленные остатки бракованных бус).

Затем, если требовалось, на основу «наматывали» тонкий слой стекла чистого, красивого цвета: жёлтого, синего, красного, зелёного, фиолетового, белого, какого угодно (освоив приготовление стекла, славяне очень скоро выучились окрашивать его, используя минералы, залежи которых находились на их территории). А дальше в бока пышащей жаром бусины вплавляли всё новые кусочки многослойных прутков, но на сей раз таких, у которых цветные слои чередовались концентрическими кругами, наподобие древесных колец.

Получавшиеся узоры археологи называют «глазками»: действительно, к примеру, красное пятнышко, окружённое белым, зелёным и жёлтым ободками, напоминает глазок.

Существовали также позолоченные и посеребрённые бусы. Техника серебрения и золочения стеклянных изделий, в том числе бус, была освоена мастерами египетского города Александрии ещё до нашей эры. Спустя века ниточка традиции дотянулась и до Северной Европы.

Славянские «стеклу кузнецы» специальными приёмами на стеклянную основу бусины наносили тончайшие лепестки серебряной или золотой фольги, а чтобы покрытие не стиралось, сверху его защищали новым слоем стекла.

После VI века нашей эры, когда производство бус стало массовым и носить их начала вся Европа, ремесленники стали экономить драгоценное золото и покрывали все подряд бусины более дешёвым серебром, а чтобы придать им вид «золотых» обливали сверху прозрачным светло-коричневым стеклом.

До конца IX века среди ладожских находок встречаются настоящие позолоченные бусины, но очень скоро начинают в огромном количестве попадаться откровенные подделки: вместо фольги стали употреблять стекло, окрашенное в «золотой» цвет солями серебра.

А ещё славяне очень любили бисер. Изготавливали его самых разных цветов: жёлтый (ярко-жёлтый и лимонный), зелёный, бирюзовый, васильковый, сероголубой, молочно-белый, розовый, красный. Арабские путешественники упоминают, что зелёные бусы (бисер) считались у славян весьма престижными и были признаком богатства. Попадается археологам и «позолоченный» бисер. Учёные пишут, что делали бисер из стеклянных трубочек диаметром 5-7 мм: сперва намечали бисерины щипцами, потом отделяли острым лезвием. Затем помещали в горшок, перемешивали с золой или мелким песком и вновь нагревали. У части бисерин (у трёх-четырёх на каждую сотню) при этом заплывали отверстия, предназначенные для нити, но зато остальные делались гладкими и блестящими.

По материалам IX века выявлены устойчивые комплексы украшений различных племенных групп. Славянки кривичи носили ожерелья из золочёных и посеребрённых стеклянных бус, новгородские славяне — многогранные хрустальные и стеклянные, а также серебряные. Вятичи носили бусы из розоватых бипирамидальных и белых шарообразных хрустальных или стеклянных бусин, их диаметр составлял 10-15 мм. Самые большие были до 2 см.  В Прибалтике носили бусы из янтаря и из ракушек каури.

Характернейшим дреговичским украшением можно считать ажурные цилиндрические бусы, украшенные крупной зернью (так называемые бусы минского типа).

После монголо-татарского нашествия, прервавшего развитие ремесла на Руси, стеклоделие возрождается сначала на территории современной Украины, а затем и России. Петр 1, в стремлении сблизить Россию с Европой не только внедрял европейские порядки одежду еду и прочее но и поставил под наблюдение иностранцев русских мастеров художественных промыслов.

Ввоз бисера в Россию постоянно увеличивался, больше становилось и привозных образцов. Изделия из бисера того периода составляют гордость русского прикладного искусства, несмотря на то, что и материал, и образцы были иностранными. Даже в 1753-1768 годах, в период работы Ломоносовской фабрики в Усть-Рудице, производимые на ней бисер и стеклярус составляли лишь небольшую часть используемого в России. В отличии от других европейских стран, в России изделия из бисера почти не предназначались для торговли. Рукоделие было домашним занятием. На продажу изделия производили в монастырях да изредка крепостные в небольших мастерских.

Поскольку корни происхождения украшений кроются в их магическом предназначении, то для расшифровки смысла их формы, цвета, орнамента требуется более полно представлять культурный и религиозный мир славянского племени. Однако на сегодняшний день таких знаний мало для выдвижения и подтверждения научных гипотез. Поэтому точного и общепринятого объяснения этноопределяющих различий славянских украшений в современной науке пока нет.

Надеюсь, прочтение было легким и познавательным, хоть и длительным! Благодарю всех за интерес!

С уважением, Дарья!

www.livemaster.ru

Стеклянные украшения в истории цивилизации

1.jpg

Шумер, 3-е тысячелетие до н.э.

Чем только не украшали себя люди в разные времена – перьями и мехом, косточками разных зверей и птиц, всевозможными подвесками и бусинами, лентами, раковинами. Десять тысяч лет назад эти украшения имели декоративную и социальную роль, с их помощью человек нес сообщение – «я богат», или «я силен и победил льва». Изделия из раковин использовались в качестве «жреческого» божественного одеяния во время исполнения обрядов.

Древнейшие же и наиболее популярные украшения – ожерелья и браслеты были изобретены в древних городах Шумера, (2800-2400 до н.э.), с использованием цветной окраски материалов, драгоценных и полудрагоценных камней, сплавов золота и серебра.

2.jpg

Ожерелье из из сердоликовых и лазуритовых бусин и золотажрицы Пу-Аби из шумерского города Ур, 2600-2000 г. до н.э. Британский музей, Лондон

Но кроме золота и природных камней в давние времена появился первый искусственный материал, о котором живший в I веке естествоиспытатель и историк античного мира Плиний старший упоминал, как о камне, который «горел на солнце и был чист и прозрачен, как вода».

3.jpg

Бусы шумерской жрицы Пу-Аби, которыми она была украшена от шеи до пояса.

Это было стекло, и одна из самых ранних обнаруженных стеклянных частиц - маленький кусочек прозрачного синего сырого стекла, был найден в южной Месопотамии. Он датирован XXI в. до н.э.

Изготовление стеклянных бусин является одним из самых древних видов искусства, ему около 30 тысяч лет.

4.jpg

Великолепные бусы из стекла стали производить в Египте, и они ценились очень высоко.

5.jpg

Для египетских бус в качестве сырья использовался толченый кварц. Его отформовывали и покрывали стекловидной массой. Это стекло не было прозрачным, так как служило для имитации драгоценных и поделочных камней. Коричнево-красное, зеленое, синее стекло с успехом заменяло сердолик, бирюзу, лазурит. Красителями служили соединения меди, марганца, железа, свинца.

7.jpg

Бактрийское ожерелье из камня и стекла, долина Инда, первое тысячелетие до нашей эры.

На Востоке стеклянные бусы и браслеты были как бы «говорящими». Считалось, что украшение синего цвета хранит от сглаза, зеленого – приносит радость и веселье, а желтый обозначает любовь. Да и сама по себе замкнутая форма браслета предполагала защиту от злых духов. Издревле люди «замыкали» уязвимые места – поясами на талии, бусами на шее, вышивками по краям рукавов, ворота и подола.

8.jpg

Египетское ожерелье

Круглые египетские бусины часто украшали белым орнаментом и позднее они служили образцом для подражания мастерам Александрии в эпоху Римской империи, а затем венецианским стеклоделам.

9.jpg

Египетское ожерелье

Очень ценились египетские бусы в виде глазков. Их носили как обереги от дурного глаза. Эта традиция жива и поныне на Ближнем Востоке и в Средней Азии.

10.jpg

Древний Египет, поздний период, 664-535 до н.э. Ожерелье из красочных фаянсовых дисков, шариков с включениеми синего и зеленого фаянса трубок

6.jpg

Англо – саксонское ожерелье , Dover Museum, Kent, England

В Реймсcком музее хранится нитка бус из древнего кельтского захоронения. И в ней центральное место занимает миниатюрный «браслетик» из стекла. На такие маленькие стеклянные кольца подвешивали масляные лампы. Подобные аксессуары встречаются в нитях бус у кельтов и на Востоке.

11.jpg

Римское стекло, браслет

В эпоху эллинизма центрами стеклоделия становятся Александрия и Рим. Римляне изобрели технику дутья. Стекло становится прозрачным. Около 200 г. до п. э. его начали прессовать в открытых формах. Из предмета роскоши стекло превращается в материал для изготовления домашней утвари.

12.jpg

Римское стекло, браслет

13.jpg

Детский браслет, римское стекло, мозаика

14.jpg

Греко - романский период, 4 век до нашей эры.

15.jpg

Секреты римского стеклоделия переняла Византия. Благодаря этому до сих пор пленяют глаз византийские мозаики из цветного стекла. Из Византии стекольное производство проникло в Венецию и на Русь.

16.jpg

Италия, 17 век. Одноцветное, пестрое и белое прозрачное стекло.

Только в XVIII в. многочисленные попытки мастеров Тюрингии разгадать тайны венецианцев привели к изобретению легких дутых стеклянных бус - предшественников современных елочных украшений. А затем в Чехии талантливые богемские мастера научились гранить стекло и покрывать эмалями. Так наступил период популярности особого чешского стекла.

17.jpg

Италия, 19 век. Позолоченное стекло, с нитями и точками из цветного стекла.

18.jpg

Фрагменты средневекового стеклянного браслета. По браслету проходят два стеклянных нитевидных жгута белого цвета, между ними находятся разноцветные капли, имитирующие драгоценные и полудрагоценные камни

19.jpg

Стеклянный крученый браслет 11 - 13 века

Пик популярности бус и браслетов, изготовленных из разноцветного стеклана Древней Руси пришелся на XII–XIII века.Само слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до то этого славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла».

20 стекло.JPG

Серьги и ожерелье. Россия. Конец 18 века.Льняная нить, перламутр, стеклянные бусы, жемчуг, медь. Эрмитаж

Но еще в древности бусы являлись любимым украшением женщин из славянских племен. Были они в основном стеклянными и до IX—X веков большей частью привозными, так как собственное стеклоделие у славян только налаживалось и не могло удовлетворить массовый спрос. Ведь судя по числу цветных осколков среди артефактов, найденных археологами, без бус и браслета не обходилась ни одна городская модница. Заморские диковинки любили и высоко ценили. В Полоцком княжестве, как, впрочем, и по всей Древней Руси, носили их люди состоятельные – как предмет привозной, а, значит, и особо ценный.

21.jpg

Экспозиция Толочинского историко-краеведческого музея

Были бусы и дорогие, с золотой росписью – для княжеской верхушки, и дешевые, бросовые – для «простых». Расписанные золотом запястные украшения из стекла появлялись на свет в столице Византии Константинополе. На периферии отливали браслеты попроще, но тоже способные удивлять – гладкие, широкие, усеянные мелкими брызгами стекла другого цвета. Делали их из обычного, ровного стеклянного стержня, замкнутого в кольцо.Были и более сложные браслеты. Например, если стеклянную заготовку-стержень выкладывали на каменную плиту и придавали ей грани, а потом скручивали, то получался крученый браслет.

22.jpg

Бусы стеклянные 12-13 век

В России, в 1635 г. в селе Духанино был построен первый стекольный завод. По инициативе М.В. Ломоносова. в 1753 г. началось строительство Усть-Рудицкой фабрики. В то время выпуск изделий из стекла считался престижным для каждого государства, поэтому росло количество заводов, повышался художественный уровень изделий.

Стеклоделие было сродни волшебству – таким сложным и загадочным представлялся этот процесс. Сначала мастера брали соду, кварцевый песок и золу, все это смешивали в нужных пропорциях и спекали в горне. Получалась шихта – еще не само стекло, а лишь сырье для него. Затем добавляли нужный природный пигмент и отправляли все это в большом тигле в печь. Температура варки стекла достигала 900–1000° C.

Когда стекло в тигле приобретало нужную консистенцию, из него «вытягивали» браслеты, делали бусины или дорогую и роскошную посуду. Мастер мог не только придавать изделиям различные формы, делать их простыми круглыми, трехгранными, четырехгранными или кручеными, но и украшать их тонкими перевитьями-ниточками из стекла другого цвета. Для придания цвета использовали такие природные красители, как марганец, кобальт или окись меди.

Только в Друцке обнаружено более 1700 фрагментов бус и браслетов, из них целые единицы – в Минске и в Друцке.В Полоцком княжестве, как, собственно, и во всей Древней Руси, повальное увлечение стеклянными бусами и браслетами пришлось на XII–XIII века.

galeneastro.livejournal.com

Украшения древних богинь или зачем богиням бусы? : holy_matriarchy

Оригинал взят у world_jewellery в Украшения древних богинь или зачем богиням бусы?

Бусы в древние времена не были простым украшением. Да и все остальные украшения не случайны. Но понять древнюю историю бус и украшений не просто. Cлишком мало сведений дошло до наших дней. А уж что думали при этом древние люди - можно  только догадываться. Почему самые древние из найденных бус были покрашены в красный цвет? Зачем в древние статуэтки богинь вдавливали зёрна? И почему статуэтки богинь, найденные в разных концах земли, украшены бусами, ожерельями и подвесками?

Ходила недавно в Исторический музей на Красной площади смотреть археологические украшения. Заболела темой, люблю древние украшения и историю воспринимаю через материальную культуру. Очень впечатлила меня каменная баба половецкая. Собственно, запала потому, что не равнодушна я к статуэткам древних богинь, правда, к более древним. Каменная баба молодая совсем, 6 век всего, и лицо у неё есть и одежда. Поразили меня БУСЫ. Раздумья вылились в целый трактат об истории бус и об их изначально сакральном значении, связанном с древним религиозным культом богини-матери и с женской магией.

baba-2Такие идолы были характерны для многих культур и сохранилось их довольно много. Половецкие (на фото из музея) встречаются от Алтая до Днепра. Название "баба" или «балбал» означало "предок", устанавливались они в святилищах лицом на восток и держали в руках чашу. Изучая идолов, можно почерпнуть в том числе и сведения о костюме и украшениях народа. Важно то, что у богини не может быть ничего случайного. Поэтому родилась у меня идея посмотреть на статуэтки древних богинь под таким углом - какие украшения они носили?

Начну с Древней Европы.

venus-jewellery-1

У этой фигурки из глины культуры Винча (V-III тыс. до н.э.) пунктирными линиями обозначено ожерелье из двух нитей и пояс из трёх нитей. Пунктирная линия на щиколотках может означать орнамент из бус по подолу юбки (или браслеты). Бильче-Злоте, Юго-Восточная Польша. Фото из книги Гимбутас.

Культура Винча (Винка) считается самой древней протоцивилизацией Древней Европы, распространялась на территориях нынешних Сербии, Венгрии, Румынии, Греции и Болгарии. Получила название от населённого пункта, где был обнаружен первый археологический памятник этой культуры недалеко от Белграда.

venus-jewellery-26Мраморная статуэтка, 3 тыс. до н.э. Исторический музей в Разграде (Болгария)

bogini-23Это изображение богини из Большого каньона в Аризоне показывает, что в тело богини "посажены" зёрна, что означает её способность порождать жизнь, так же как это делает земля. Семена как бы "посажены" в чрево богини. Находят также и статуэтки богинь, в которые вдавлены зёрна. Поскольку природа каждый год возрождается - богиня-земля имеет власть и силу не только рождать жизнь, как божество-женщина, но и возрождать её.  Человек наблюдал, как каждый год природа умирает и возрождается. Весной, сажая семена в землю, он видел, как из семени вырастает растение. Когда человек умирал - его, как и семена, закапывали в землю. И ждали, что, как из семени, мать-земля вновь возродит человека к  жизни.

Таким образом, женское божество отвечает не только за жизнь на земле - за её рождение и за её поддержание (мать-кормилица), но и за возрождение человека после смерти. Такие представления о богине-матери, богине-земле были характерны для всех древних цивилизаций. В более развитом виде характеризуют женское божество египетская Исида и другие богини. Возникает ассоциация между зёрнами и бусинами - известно, что многие древние украшения и бусы первоначально изготавливались из зёрен растений. Распространённые набедренные повязки из бусин и длинные бусы-ожерелья, возможно, символизировали зёрна или семена, посаженные в землю, то есть в тело богини.

bogini-6Статуэтка из Национального музея истории Румынии

Большинство всех видов украшений до сих пор имеют форму замкнутого круга - кольца, браслеты, ожерелья, диадемы, они как будто закрывают входы в тело человека, защищая от нечистой силы. У многих народов известно ношение парных браслетов - чтобы закрывать обе руки. Особое значение имел также во всех древних религиях пояс, который обычно богато украшался. По всей видимости, цвет тоже имел значение. Во многих погребальных ритуалах со времён палеолита использовалась красная охра, которой покрывали внутренню часть могилы или тела. Она означала кровь, энергию души - без неё тело не могло возродиться. Также кровь символизировала роды. Понятно, что в символике богини большое значение имел красный или близкий к нему цвет. Возможно, в этом секрет популярности спондилуса, раковин оранжевого цвета, а в других регионах - сердолика, красной яшмы - камней красных цветов, которые имели сакральный смысл. Известно, что на глиняных и прочих сохранившихся бусах часто находят следы краски.

venus-jewellery-22Фотография из Археологического музея в г.Познань (Польша). Браслет и набедренная повязка из бусин, сделанных из раковин спондилус. Этих моллюсков привозили из Эгейского моря, для современных украшений из них характерен красивый кораловый цвет. Возможно бусы утратили свой яркий цвет за почти 7 тысячелетий?

Бусы из раковин и камней использовались, по видимому, в качестве "жреческого" божественного одеяния. К сожалению в археологии не всегда можно отличить ритуальные похоронные украшения от тех, которые носили в повседневной жизни. Значительное количество бус находят в могилах и местах поселений, зачатую украшения были пришиты к погребальной одежде. Материал, из которого делались бусины, очень интересен. С одной стороны - это те материалы, которые были доступны людям. Большую часть раковин, используемых древними людьми на территории Европы - спондилус, денталиум, пектункулус - привозили издалека и, по всей видимости, высоко ценили. Обработка спондилус производилась на месте. Раковинам придавали самые разнообразные формы, из которых наиболее популярными были цилиндрические, биконические и бочковидные, причём более крупные бусины собирались в передней части нити. Поразительное количество бусин из раковин спондилус было найдено в Германии, Франции, Венгрии и Чехословакии, т. е. более чем в 1500 км от места их добычи. Из этих  же раковин делались головные уборы, прообразы современных диадем и тиар. Например, диадема из пластинок спондилус обнаружена в бухарестском могильнике Черника (конец VI тыс. до н.э.)

bogini-7

Керамическая статуэтка богини эпохи Мергарх (Пакистан, неолит, 7-3 тыс. до н.э.). Мергарх - одно из первых мест в Южной Азии, где появилось земледелие (открыто в 1970-х годах). Считается одним из первых памятников, предшествующих Хараппской (Индской) доарийской цивилизации, крупнейшей в древнем мире наряду с шумерской и древнеегипетской. Среди статуэток много богинь с младенцами.

Раковины денталиум водились в знаменитом ныне Боденском озере - они имели форму клыка. В одном из погребений на территории нынешней Чехословакии найден мужской головной убор, к которому были пришиты 600 раковин денталиум - в 400 км от места добычи раковин. Раковины денталиум имеют белый цвет и характерны также для варнской культуры, а также для винча и лендель. Эти раковины воспринимались как мужские символы, в отличие, скажем от раковин каури, которые похожи и воспринимались как  женские символы.

bogini-30Кипр, XVII-XI века до н.э., Хала Султан Текке, близ аэропорта Ларнаки

Часто в могильниках обнаруживаются украшения специально заупокойного назначения. Например, в сунгирьском могильнике на территории современной Владимирской области каждый похороненный был облачён в специальную одежду, на которую были нашиты более 3 тыс. бусин из бивня мамонта. Такая одежда не могла быть использована в повседневной жизни, поскольку она была очень тяжёлой. Изготовление такого количества бусин и самой погребальной одежды требовало большого труда и времени. Это говорит об уважении к умершим и вере в воскрешение человека.

Порой трудно отличить назначение древних украшений - когда они были сязанны с проведением ритуалов, когда для погребений и когда их носили в обычной жизни. Но можно предположить, что в повседневой жизни использовались те же материалы, просто они несколько иначе интерпретировались. Наверняка украшения были более разнообразными, просто большая часть из них делалась не из таких вечных материалов, как раковина, камень или даже глина.

bogini-31Фигурка из Древней Месопотамии

Что касается бусин и украшений из кости мамонта - это тоже не случайно. Мамонт, как позже слон у многих народов считался главным мужским божеством. У ряда древних народов таким божеством был медведь. Постепенно к неолиту главное божество заменялось на копытных животных. То есть, хищник замещался травоядным. В крупном древнйшем поселении неолита Чатал-Хююк (ныне музей) на территории Турции 8 тысячелетия до н.э. божеством выступал бык, при этом роль богини очень высока. В Чатал-Хююке тоже найдено огромное количество бус, материалом для которых послужили сланец, алебастр, яшма, обсидиан, змеевик, известняки разных цветов, кальцит, ископаемый уголь, средиземноморские раковины, кость, кабаньи клыки, обожжённая глина.

venus-jewellery-18

Начиная с 6000 г до н.э. в культуре Винча наблюдается прочная связь между святилищами и статуэтками с большой круглой подвеской или медальоном на шее

Помню на выставке индийских драгоценностей в Кремле этим летом я обратила внимание, что многие золотые и драгоценные украшения повторяют свои растительные аналоги. Например объёмное золотое свадебное ожерелье повторяло форму пальмовых листьев, украшение на чалме выполнялось из золота и драгоценностей в виде пера цапли. Я уже не говорю о чётках из рударакши или, предположим, о древнееегипетском ожерелье из сердолика, в котором бусины были сделаны в виде семян лотоса. Подробнее о сердолике я писала здесь, об украшениях из сердолика здесь.

На востоке широко использовались бусины из сердолика, агата, лазурита, по-видимому, эти материалы еще нё проникли на территорию Европы в период винча и близкие к нему периоды протоевропейской цивилизации. Тем не менее, напрашивается сравнение бус из спондилуса и сердолика - этот сорт раковин отличался красно-оранжевым цветом, что очевидно имело большое значение. В археологических находках спондилус имеет белый цвет - но что, если раковины потеряли изначальный цвет за многие тысячелетия, а их ценность определялась, в частности, цветом?

venus-jewellery-20

Бусы из спондилуса (Spondulus Gaederopus) были популярны в древние времена и на территории нынешней Латинской Америки - в Перу, где бусы и сувениры из этого моллюска популярны и сейчас. В качестве примера на фото - бусы перуанской мумии 1 в до н.э. из Музея Америки в Мадриде, видно, что эти раковины сохранили цвет. Раковина спондилус служила на территории Перу в древности денежной единицей, украшением и объектом для жертворприношений богам.

В одном из захоронений могильника Лужянки (Западная Словакия) обнаружено 610 бусин из раковин спондилус. Если нанизать их на одну основу, то получилось бы ожерелье длиной в 450 см. В Древней Европе попадаются также и бусины из полудрагоценных зелёных и чёрных камней. Бусины из зелёного камня и из мрамора часто встречаются в ранненеолитических слоях VII тыс. до н.э. Мода на них существовала на всём протяжении культуры сескло. Не исключено, что прототипом изображённых на статуэтках ожерелий были именно те, что изготавливались из каменных бусин. Медные и золотые бусины стали более частым явлением в середине V тыс. до н.э.

venus-jewellery-21

Современные бусы и пояс из раковин спондилус выглядят очень нарядно и ярко. Иногда мы думаем, что мир древних людей был чёрно-белым. Это совсем не так. Они жили на той же земле,  что и мы - с зелёной травой, синим небом, жёлтым солнцем. В украшениях тоже был важен красивый яркий цвет.

Почему такое количество бус из раковин? Больше этот феномен в таком масштабе, пожалуй, не повторится, он характерен именно для Древней Европы. А примерно в это же самое время жрицы Шумера носили бусы из сердолика и лазурита, хотя эти камни в Шумер тоже привозили издалека. По одной из версий сердолик считался в Шумере женским камнем, лазурит - мужским. В более южных и восточных регионах было больше поделочных цветных камней и древние египетские, месопотамские, индийские украшения поражают мастерством изготовления и богатством материалов.

ShumerНаряд шумерсой жрицы Пу-аби из сердоликовых и лазуритовых бусин и золота.

Как упоминалось, для культа поклонения богине-матери было характерно использование ритуальных предметов красного цвета. Может быть древние европейцы не нашли подходящего красного камня, поэтому так широко использовались раковины спондилус. В Индии делали чётки из рудракши, это семена красного цвета. Может быть, древние европейцы тоже делали бусы из растений или из дерева, керамики, окрашивая их в нужный цвет, просто они не сохранились.

"На шее мелких чёток ряд, В широкой муфте руки прячу, Глаза рассеянно глядят И больше никогда не плачут" - писала Анна Ахматова. О священном назначении бус напоминают чётки. Индуистские чётки-ожерелья состоят из 108, 54 или 50 зёрен рудракши, по числу букв индийского алфавита. Буддийские (с III века) - из 108, 54, 27, 21 бусин (узелков). Мусульманские чётки - 99 бусин, по числу эпитетов Аллаха, или по 33 или 11. В христианстве количество бусин в чётках 33 - по числу земных лет Христа. Длинные чётки носили как ожерелья, на шее. Прообразами бус из вечных материалов были растения, изделия из дерева, из ниток и кожаных шнурков с привешанными амулетами. А для многих аборигенов и по сей день бусы - важнейшая часть одежды.

Интересна древнеримская легенда про юношу-раба, который под набедренной повязкой носил сердоликовые бусы. Когда его вывели на арену Колизея, лев не стал на него нападать, а мирно улёгся рядом. Это, конечно, всего лишь одна из легенд о сердолике, но, мне кажется, что это также отголосок древних поверий о бусах, как защитных оберегах. А легенда эта, по видимому, восходит к риуалам культа богини-матери. Бёдра - символ деторождения и большая часть магическиских ритуалов была связана как с успешным зачатием ребёнка, так и для защиты чрева.

venus-jewellery-19

Сидящая богиня-птица из терракоты c V-образным ожерельем с круглым медальоном. Маска с миндалевидными глазами. нос, похожий на птичий клюв, отсутствие рта. Среди символов богини-птицы - тройные линии, пересекающие плечи, меандр на животе, над ним - 4 чёрточки, объединённые горизонтальной линией. Культура Винча, г.Приштина, Косово, около 4500 г до н.э., высота 18,5 см.

venus-jewellery-10

Статуэтка богини-птицы с ожерельем и набедренной повязкой из двух рядов подвесок, вероятно, гиняных дисков, трижды по три повторяющихся под грудью. Культура винча, Винча, около 5000-4500 гг до н.э. Подвески и медальоны из глины женщины носили и в повседневной жизни, скорее всего, они крепились на кожаных ремешках.

Набедренные повязки можно видеть и на статуэтках позднекукутенской культуры. В данном случае статуэтку украшает несколько нитей, идущих от талии к бёдрам, с ритуальными "передниками" из бахромы. Сипинцы, Западная Украина. Около 3700-3500 гг до н.э. Вызывают ассоциацию с узлом Исиды.

bogini-9

Раковины каури также встречаются при археологических раскопках на территории Европы (ближайшее место обитания раковин - Красное море). В одном из захоронений (Ложери Басс, Франция) вдоль тела уложены по 2 раковины каури - у головы, сердца, локтей, колен, что говорит о том, что могила воспринималась как утроба матери-земли.

Каури символизировали женское начало, - раковины похожи на женские гениталии. Использование их в обряде говорит о том, что древние люди через такую сиволику показывали, что из чрева земли вновь родится (воскресится) тело умершего человека. В то же время хорошо известно, что как в древнем мире, так и в современном,  широко распространены украшения из каури. Также раковины каури вплоть до XIX века использовались как денежные единицы, что также характерно для украшений.

bogini-20Королевский телохранитель в украшениях из раковин каури, Киншаса, республика Конго, 2008, фотограф Грег Маринович

Ещё один довод в пользу сакрального значения бус - форма самой бусины, представляющая собой шарик с отверстием в центре, что имеет сходство с универсальным древним солярным символом и с символом возрождения. Круг с отверстием - также женский символ, как и каури. Часто бусины не круглые, а имеют уплощённую форму круга. Круги и другие атрибуты с отверстием в центре также часто находят в древних захоронениях. У некоторых народов существовал обычай приносить на похороны такие символы в виде кругов и класть их в могилу умершего как пожелания возрождения. Встречаются в могильниках и предметы, похожие на большие палицы с отверстием, вероятно назначение их такое же, возможно наличие таких предметов указывает на захоронения жрецов. В этот ряд вписываются и "глазастые" бусины из варненского некрополя, где каждая бусина символизирует богиню и возрождающую утробу земли. Память об этом символе, очень распространённом в древности, дошла до наших дней в виде "куриного бога". Помню, когда на берегу гавани Фазилиса недалеко от Кемера мне начали попадаться камешки с отверстиями, я восприняла это как хороший знак... И все воспринимают такие камешки как хороший знак,  хотя значение их давно забыто современными людьми.

venus-jewellery-17

Золотые бусы (мониста) и браслеты из Варненского некрополя (V тысячелетие до н.э.). Открыт в 1972 году. В захоронениях обнаружено более 3 тысяч золотых украшений весом около 6 кг.

venus-jewellery-16

Характерные бусины "с глазами" из Варненского некрополя

Больше половины всех древних статуэток представлены обнажёнными или полуобнажёнными женщинами. Хотя трактовки статуэток бывают разными - полагаю, что в большинстве случаев они изображают богиню. Чем ближе к современности, тем больше одежды и прорисовки деталей. Иногда статуэтка одновременно передаёт изображение жрицы, которая проводит ритуалы поклонения богине. Должно быть, это очень впечатляло. Во время проведения религиозных церемоний зрелище молодой женщины в бусах и с обнажённой грудью дожно было радовать как божеств, так и собравшихся зрителей.

bogini-2

Этот барельеф хранится в Британском музее, подписан "Богиня ночи", Вавилон (1800-1750 до н.э.). Учёные так и не пришли к единому выводу, как ее называть - Инанна, Иштар, Лилит, Эрешкигаль. Служат ей львы, в головном уборе, который объединяет её с главными шумерскими богами, можно увидеть и 7 рогов, и змей, и очертания шлема, который будет характерен для изображений Афины и Миневы. В руках - символ "шен", кольцо из шнурка, завязанное узлом. Этот сивол напоминает чем-то узел Исиды или тет, хотя шен встречается также в Египте именно в таком виде в амулетах, символизируя богинь-коршунов. Это также ключ, открывающий вход в мир мёртвых.

bogini-1Богиня Астарта (Иштар, Инанна) из некрополя Хилла, недалеко от Вавилона, II век до н.э. Алебастр, терракота, ожерелье, серьги и диадема в виде луны из золота, глаза - рубины. Лувр, Париж.

bogini-37Хаджиллар, неолитическая стоянка 7 тысячелетия до н.э. на территории современной Турции, многочисленные статуэтки найдены в слое 5700 гг до н.э.

К 1700 г. до н.э. относятся находки первых стеклянных украшений в долине Инда - в Хараппе и Мохенджо Даро (за двести лет до освоения этого материала в Египте). Каменные бусы изготовлявливались уже на самых ранних этапах заселения долины Инда. Бусины имели маленькие отверстия диаметром 1,5—3 мм. Встречаются бусы из стеатита (мягкого талька, известного как мыльный камень). Ремесленники умели высверливать в них медными свёрлами отверстия для подвешивания диаметром около полумиллиметра. После этого бусам придавалась нужная форма с помощью шлифовальных кругов. Наконец, мастера обжигали бусы в специальных печах при температуре 850 °С. Ремесленники Хараппы использовали в качестве материалов для бус агат и яшму. Около 2600 г. до н.э. мастера долины Инда научились изготавливать более твёрдые свёрла, тайна которых осталась нераскрытой. Одна из наиболее сложных технологий применялась для производства фаянсовых бус. По качеству фаянс мастеров долины Инда был выше, чем в Египте или в Месопотамии, поскольку его делали из измельчённого кварца.

bogoni-busБогиня Инанна (Иштар). Характерное для стран Востока женское божество в виде подательницы молока.

bogini-5Современная статуэтка - копия найденной в Иране (Tureng Tepe) статуэтки 3 тыс. до н.э., вероятно Астарта

bogini-36Кипр, женский идол 2500-2000 г. до н.э.

bogini-8Статуэтка-сосуд, Чарсадды, Гадхара, 3-1 века до н.э. Древнее царство на территории современного Пакистана и Афганистана. Главный город находился на территории нынешнего Пешавара. Музей Виктории и Альберта, Лондон

bogini-38Дурга, статуэтка 9 века из Музея Метрополитен. Популярная индуистская богиня, чаще изображается с 10-ю и более руками, иногда восседающей на тигре или льве. Уничтожает все виды зла, воительница с демонами. Воспринята индуизмом из культа Великой богини-матери, свойственного местным доарийским племенам.

bogini-27Широко использовались древними бусы и украшения из янтаря. В Северо-Западной Европе, так же как и по всей Древней Европе, включая Минойский Крит, двойные и треугольные топоры были символами регенерации. Ритуальный топор из янтаря из мегалитической гробницы Сковагер, Виборг, имеет 7 сквозных отверстий для 7 нитей янтарных бус. Дания. (Гимбутас)

bogini-28

Янтарные украшения из археологических раскопок

bogoni-21Кельтская богиня Керидвен, современная работа, скульптур Максин Миллер (Maxine Miller)

bogini-26

Фото украшений увеличены, чтобы показать, как носили топорик, символ возрождения

venus-jewellery-7Это древнее украшение с изображением древней богини Астарты со змеями, стоящаей на льве интересно ещё и тем, что оно сделано в виде наконечника стрелы.

bogoni-36Сузы, Иран, 2 тыс. до н.э., глина

god-3Богиня с младенцем, 1200 гг до н.э. Иран, династия сельджуков

bogini-35Анахита - зороастрийская и древнеперсидская богиня, армянская Анаит, родственные ей богини - Харахвати, Сарасвати.

bogini-45"Богиня плодородия, кормящая козлов". Крышка ларца из Минет-Эль-Бейда (Сирия). Слоновая кость. 1-я половина 14 в. до н. э. Лувр. Париж. Угаритско-финикийская богиня плодородия Ашера (Asherah), в угаритских текстах - супруга бога Эла.

bogini-47Статуэтка минойской богини со змеями, 1600 гг до н.э.,Археологический музей Ираклиона

venus-jeweller-30Ацтекская статуэтка, доколумбийский период

bogini-40Богиня с младенцем, Джене Мали, Африка 1600-1200 гг

bogini-42Никосия, Кипр, 1400-1200 гг до н.э., музей Ашмола при Оксфордском университете

bogini-44Бронзовая фигурка, позднеминойский период, Крит

god-4Богиня Эльче (Ledy of Eix), Пиренеи, 4 в до н.э., Национальный археологический музей Испании в в Мадриде

godБогини с Ибицы - считается, что это карфагенская богиня Танит. Необычный синтез стилей - головной убор украшен цветами, ожерелья, символика спирали, голова Горгоны, 3 век до н.э.

bogini-33Богиня Исис/Афродита. Египет, 3 в. Музей Метрополтен (Нью-Йорк)

god-1Танит - в греческом стиле. Буcы, характерные для Северной Африки. Носит пеплос, архаичное положение рук, характерное для Артемиды Эфесской. Терракотовая статуэтка с острова Ибица. 400 г. до н.э. Подробнее здесь

bogini-43Дева Мария, фото Stephanie Mancini

Может быть и сейчас бусы несут в себе магию, которой наделяли их древние люди? А надевая бусы, современные женщины подключаются к энергии древнего магического ритуала, обращённого к великой Матери-природе, чтобы она помогала им обрести любовь, детей и защиту?

holy-matriarchy.livejournal.com


Смотрите также