Происхождение, сущность и развитие вышивания. Древняя вышивка
История вышивки и ее развитие
Вышивка как один из видов декоративного искусства встречается на многих элементах одежды, в составляющих дизайна дома. Это и неудивительно, ведь человеку было всегда свойственно украшать себя, свою одежду и свое жилище.
История вышивки начинается еще в древнем мире, хотя вопрос о том, в какой именно стране она появилась впервые, до сих пор вызывает споры среди ученых-археологов. По мнению одних, впервые вышитые узоры появились в древней Азии, по мнению других – в Древней Греции.
В пользу того, что богато расшитая одежда и различные предметы обихода появились именно в Азии, свидетельствуют записи древних историков о войнах Александра Македонского с персами. Именно у них молодой завоеватель впервые увидел расшитые золотом шатры и приказал своим мастерам изготовить ему такие же. В древние века вышивка свидетельствовала о социальном статусе семьи. Чем богаче и ярче был узор, чем дороже материалы одежды и нити для вышивания, тем выше положение человека в обществе. В качестве узоров использовались в основном стилизованные растительные и животные орнаменты или религиозная символика, принятая у того или иного народа.
История вышивки развивалась и продолжает развиваться в наши дни. За сотни лет своего существования, в зависимости от народов, верований, моды для изображения нитками рисунка на ткани или других материалах, возникло множество швов и видов вышивки. Узор может быть вышит в одном стиле, а может в зависимости от умений и художественного вкуса мастера быть создан с помощью различных фактурных нитей и различных техник вышивки. Такое сочетание придает вышивке оригинальности и шарма.
Наиболее популярна вышивка гладью. Она может быть тоже разной: вышивание рисунка одним цветом чаще всего идет как дополнение к вышивке в технике ришелье, обычно выполняется в белом цвете и называется белой гладью. Художественная гладь с переходами цветов – очень красива и достаточно трудна в исполнении. Счетная гладь – количество стежков считают, а длина стежка, как правило, равняется расстоянию между параллельными сторонами рисунка. Счетная гладь обычно применяется при вышивании стилизованных орнаментов, имеющие некрупные элементы в своем мотиве.
История вышивки гладью берет свое начало где-то в III веке до нашей эры. Гладь считалась вышивкой для украшения знати и их домов, а также для храмовых полотен с религиозными изображениями. Для этого использовались шелковые нити, золото и серебро. Остальное население больше тяготело к орнаментальным узорам и более простым техникам, таким, как вышивка крестом, полукрестом, стебельчатым швом, тамбурным швом и др. История вышивки знает немало интересных фактов в своем развитии. Например, у славянских народов на Руси существовало поверье: если начать вышивку с восходом солнца и закончить до заката, то вещь с таким рисунком становилась талисманом или оберегом для человека, которому предназначалась.
В прошлом столетии вошла в моду вышивка лентами или тесьмой. Она не очень сложна в исполнении, но требует определенных навыков и умений, аккуратности и терпения от мастерицы. Но думать, что это новый виток в развитии вышивальных техник, ошибочно. История вышивки лентами начинается в 14 веке во Франции. Лентами украшали шляпки и платья знатных дам, затем такие узоры настолько прочно вошли в моду, что на вышивку одного платья тратилось несколько сотен метров шелковых или атласных лент.
История вышивки не стоит на месте. Талантливые рукодельницы добавляют в узоры стразы, бисер, бусины, подвески и прочие элементы, которые помогают добавить изделию неповторимости и элегантности, а модниц заставляют оглядываться вслед.
fb.ru
Все виды рукоделия: Вышивка – Ярмарка Мастеров
В данной обзорной статье первым из многочисленных видов ШИТЬЯ рассмотрим вышивание.
Вышивание - распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Для занятий вышиванием вам понадобятся: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
Вышивка - широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, стеклярусом, монетами и т. п.
ручное вышивание
машинное вышивание
Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI – V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями.
Древнейшая вышивка из могильников северной Монголии
Сейчас мы уже никогда не узнаем, кто и когда впервые сумел перенести на ткань затейливые узоры, олицетворяющие красоту нашей природы, любовь к детям, животным, птицам. Даже самая прочная ткань не в состоянии храниться вечно, поэтому ученым так и не удалось с точностью определить время появления вышивки. Предполагается, что самая древняя вышивка появилась примерно в III–V вв. Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступными, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений.
Бесконечно разнообразны виды швов вышивки: - для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.; - для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями: мережка, «перевить», настил, гипюр и др. Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия.
Теперь рассмотрим каждый из видов вышивания.
Вышивка синелью Синель это - бархатистых шелковые шнурки, которые используют для вышивания или создания бахромы. (По виду эта нить немного напоминает гусеницу). Синелью также называют узорную вышивку этими ворсистыми шёлковыми нитями и ткань с определённым рисунком ворса. Таким видом вышивки декорировали штоф - ткани для обивки стен в интерьерах 18 в. "Синельный штоф" можно встретить в Стеклярусном кабинете Китайского дворца, что находится Ораниенбауме.
Штоф синелью на стеклярусе
Современный вид
Вышивка крестом Один из древнейших и разнообразнейших видов вышивания. Об искусстве мастера принято судить по изнанке, на ней не должно быть никаких узелков. Имеет множество видов. Используется для украшения всевозможных текстильных и галантерейных изделий, для вышивки картин.
Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов. Мастера гладьевой вышивки создают невероятные шедевры, на которые уходит по 20 лет их жизни. Одним из таких мастеров является индийский умелец Шамсуддин.
Однако, и вышивки обычных мастериц несказанно хороши.
машинная вышивка гладью
Вышивка шелком является одним из видов художественной вышивки гладью. Традиционная китайская вышивка шелком уходит своими корнями в глубокую древность и насчитывает уже более 4000 лет. В первой половине прошлого века мастерам вышивки г. Сучжоу удалось гармонично объединить традиционное китайское искусство вышивки шелком с приемами европейской школы живописи. В результате появились шедевры вышивки шелком, украшающие галереи известных музеев, а также частные коллекции. Вышить можно практически все: будь то портрет, пейзаж или что-либо другое. Помимо классической односторонней, вышивка может быть и двусторонней, но ценится она дороже. Вышивка выполнена шелковой нитью на шелке (прозрачном, тонированном или более плотном под пейзаж или портрет). Нить не выгорает со временем и не теряет блеска. Переданная следующим поколениям, картина будет выглядеть так же и по прошествии многих десятков лет.
Шитьё золотом. Золотое шитьё не было так распространено как гладь, тамбур и другие швы, потому что эта техника требовала специального обучения. Изначально золотую вышивку применяли в оформлении церковной одежды, для служителей церкви расшивали оплечье, епитрахиль, стихарь. Золотое шитьё считалось самым трудным по исполнению, так как необходимо было чувствовать декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток. Каждую форму прикрепа вышивальщицы вышивали по карте в прикреп. Из бересты или картона вырезали форму орнамента и перекрывали её золотыми нитями.
Вышивка Ришелье – самый известный вид ажурный вышивки, который отличается красотой и изысканностью. С помощью этой вышивки создают великолепные салфетки, скатерти, постельное белье и отделку одежды. Вышивают на любых тканях – как на плотных, так и на тонких.
Особенностью ришелье является то, что линии узора обшиваются гладью и лишь после этого вырезается ткань. Если внутренняя часть образовавшихся прорезей большая, можно проложить бриды – обметанные воздушные строчки, которые послужат соединением противоположных сторон узора, дают узору дополнительную прочность и являются дополнительным декоративным элементом.
Машинная вышивка Ришелье
Вышивка шелковыми лентами — вид художественного рукоделия, определенный способ вышивания какого-либо рисунка на канве различной плотности с помощью иглы и цветных шелковых лент. Насчитывает огромное количество видов швов и техник. Находится на пике популярности из-за сравнительно простой техники и неимоверной красоты результатов. Вышивка шелковыми лентами широко применяется в создании оригинальных художественных картин и церковных икон. Кроме того, она является главным атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами расшивается свадебное платье невесты, сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах. Вышивками из шелковых лент декорируются конверты для новорожденных, коробки для подарков, букеты цветов и прочее.
картина, выполненная в смешанной технике
вышивка лентами на яичной скорлупе
Вышивание бисером известно еще с глубокой древности. С давних времен российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д.. В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид. Многие стили в моде не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер, как материал имеет неограниченные цветовые возможности, он дешев и поэтому доступен каждому. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Огромную популярность имеет вышивка картин бисером, которые изображают цветы, птиц и животных. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.
Нитяная графика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, акриловые и другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки.
серьги в технике "изонить"
Надеюсь, что Вам понравилась наша экскурсия по видам вышивки))) Всегда рада вашим отзывам!
www.livemaster.ru
История вышивки крестом | Крестик
Сегодня, среди многих мастериц, особой популярностью пользуется искусство вышивки. Носившая когда-то сугубо бытовой характер, вышивка превратилась в одно из самых прекрасных хобби, помогая создавать удивительные мотивы с помощью простых ниток и иголки. Еще много тысяч лет назад первобытные «рукодельницы» придумали прекрасный способ привлечения внимания — украшение нарядов вышивкой. Однако у всего есть своя предыстория, и вышивка не является исключением.
История вышивки
Когда-то наши далекие предки жили в пещерах, грелись у костров, ходили на охоту и понятия не имели о том, что такое высокая мода или простой вышитый узор. Они просто скрепляли обрезки шкур, дабы получить изделия, способные прикрыть тело и подарить тепло. И вот тут-то, возможно, совершенно случайно, одна из первобытных модниц придумала украсить невзрачную одежду совершенно особым способом, используя для этого непривычные, открытые взору швы.
Время шло, появлялись новые способы создания узора на материи, менялись и совершенствовались инструменты мастериц: каменное и костяное шило заменила тонкая игла, шкуры животных — изящные и легкие ткани, а простая строчка из ниток превратилась во множество разнообразных вариантов наложения стежка. Одним из самых популярных стал и до сих пор является шов крестиком, наверное, именно поэтому история вышивки крестом является одной из самых интересных и познавательных.
В наше время, украшение готовых изделий вышивкой пользуется особой популярностью. Вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность.
Конечно же, работа выполненная руками мастерицы, ценится гораздо больше, но в наш век развития технологий, альтернативой ручному вышиванию стало машинное.
Машинная вышивка
Ручная вышивка гладью
Мотивы, создаваемые умелыми руками вышивальщиц, также менялись со временем. Когда-то на одежде красовались обереги, мотивы для которых были взятые из повседневной жизни и окружающей природы.
При этом в работе использовались все подручные материалы: волосы, красивые камешки, бисер, ленты, ракушки, травы и сухие цветы. Сохранившиеся мотивы работ рукодельниц из прошлого, являются настоящим историческим наследием, дающим нам более полное представление о жизни наших далеких предков.
Современным умелицам приходится гораздо проще, в магазинах и интернете представлен огромный выбор инструментов для вышивки и различных ниток всевозможных цветов и оттенков.
Вышивка — это не только красота, созданная для души, но и прекрасная возможность понять обычаи того или иного народа, познакомиться с его культурой и ценностями, узнать о событиях, которые когда-то происходили с ним. Можно сказать, что древние работы являются способом общения между национальностями и даже целыми поколениями, попыткой предков донести до потомков самые важные жизненные мудрости.
Откуда же пришло это волшебное искусство? Ученые считают, что родиной вышивки является Китай. Именно там были обнаружены самые древние работы, датируемые пятым веком до нашей эры.
Прошло время, а вышивка до сих пор просматривается в интерьере и одежде современных людей. Осмотрите свой дом, и вы обязательно найдете вышитые элементы в самых необычных местах. Именно поэтому, данный вид искусства стоит наряду с живописью и скульптурой.
История возникновения вышивки крестом на Руси
Какова же была история вышивки крестиком на Руси? Искусство вышивания на Руси было известно с незапамятных времен, а доказательство этому факту можно найти в книгах. Читаете ли вы сказки или произведения классиков, везде и всюду описанные в книгах рукодельницы занимались вышивкой. Вспомните ту же Царевну-лягушку, которой за ночь нужно было вышить полотенце ( в некоторых вариантах сказки — ковер или рубаху) царю в подарок.
Держать иголку в руке девочек учили с самого раннего возраста, и к моменту взросления девушка уже могла создавать работы, ничуть не уступающие по красоте работам сказочной королевны. Готовые полотна украшались мотивами, подчеркивающими красоту и самобытность русской природы, глубину рек и озер, тень лесов и простор полей. Глядя на них, тяжело не влюбиться в необычную и Великую Русь.
Однако зарождение вышивки на Руси носит более глубокий характер, нежели простое желание скрасить быт и выглядеть привлекательно. Вышивка крестом является одним из символов жизни наших предков. Крест для славян всегда был оберегом, помогающим отогнать злых духов и защитить, а потому мастерицы, вооружившись иглами и нитками, создавали на одежде и предметах домашнего обихода настоящие шедевры.
Начало истории возникновения вышивки крестом среди Русичей доподлинно неизвестно, но найденные на территории древнего государства полотна, датируемые девятым — двенадцатым веками, свидетельствуют о том, что уже в то время искусство вышивания было не просто развито, но находилось на высочайшем уровне. Чаще всего люди украшали предметы быта: простыни, покрывала и скатерти. Среди одежды вышивка красовалась на головных уборах, рубахах и сарафанах. Особое место вышивка крестом занимала на обрядовых вещах: свадебные наряды, украшения для священных деревьев и могильных крестов, полотнища для украшения языческих капищ.
Вышивка полотенец также являлась делом ответственным и кропотливым, так как для наших предков они играли наибольшую роль, нежели для нас. С того момента, как молодая жена переступала порог дома своего мужа, в семье пользовались только полотенцами, сделанными руками новой хозяйки. Кроме того, они являлись неотъемлемым атрибутом свадебного торжества, на них ставили иконы и покрывали красный угол в избах. Эту крайне ответственную работу доверяли лишь самым искусным мастерицам, чье умение было просто поразительным.
Не стоит думать о том, что умение наших предков заканчивалось на вышивке старославянских символов. Рукодельницы прекрасно справлялись с изображением бытовых сцен, животных и различных пейзажей.
В 988 году молодое русское государство сделало огромный шаг вперед, свергнув язычество и приняв христианство, символом которого также является крест. Благодаря этому, история вышивки крестиком получила дальнейшее развитие, а работы, выполненные в этой технике стали атрибутами православной жизни, заняв свои почетные места на иконостасах и алтарях.
Особую ценность приобретали изделия, выполненные в определенное время: начало работы приходилось на восход солнца, а последний узелок завязывали с последним лучом заходящего солнца.
Так как предполагаемый на данный период фронт работ был огромен: обереги к рождению, крестинам, свадьбе и другим значимым событиям делали одновременно несколько вышивальщиц. Считалось, что выполненные таким образом обереги приобретали особые магические свойства и могли не только помочь в быту, но даже отвести смертельные недуги.
Рисунки для вышивания крестом несли в себе особый, сакральный смысл: крючки, овалы, ромбы — все эти фигуры символизировали определенные вещи, встречающиеся в повседневной жизни. Например, ромб с крючком считался символом плодородия, точно так же, как и изображение единорога. Расшифровать такую вышивку мог только знающий человек, а на сегодняшний день таких знатоков практически не осталось.
Если посмотреть на картины мастериц прошлых веков, то можно увидеть, что сюжетами для вышивки служили не только мотивы повседневной жизни, магические талисманы, но и таинственные животные и существа. Многие работы, дошедшие до наших дней, были украшены серебряными и золотыми нитями, жемчугом и другими драгоценными камнями, вышиты на бархате и шелке. Как один из видов рукоделия, вышивка крестом с момента своего возникновения считалась занятием для знатных особ. Дело в том, что используемые при этом материалы были просто не по карману простому народу.
Готовые изделия, вышитые шелком и драгоценностями, служили украшением для царских палат, храмов и церквей. К сожалению, лишь имена единиц вышивальщиц того времени стали известны предкам.
Одной из самых искусных мастериц 16-17 веков была дочка Бориса Годунова по имени Ксения. Ее работы покорили не только самого царя, но и всех тех, кто хотя бы раз видел их.
Намного позже, а именно в 18 веке, вышивка стала обычным занятием деревенских девушек. Естественно, что материалы и нитки, используемые ими, были гораздо дешевле. Однако при всей дешевизне материала и отсутствии украшений, вышитые ими работы превосходили по своему мастерству многие купеческие. Недостаток дорогостоящих камней, нитей и жемчуга для украшения работ, девушки компенсировали непревзойденным умением подбирать цвета и подчеркивать в работах самые важные детали.
История вышивки крестиком очень насыщенна, а узоры, вышитые в этой технике украшали множество вещей, в том числе и приданое для невесты. Приданое для девочки начинали готовить с самого раннего детства. Уже в семь — восемь лет крестьянские девушки начинали задумываться о свадьбе, ведь к моменту замужества нужно было подготовить массу необходимых вещей: одежда для праздников и повседневного быта, скатерти, полотенца и другие вещи, которых должно было хватить на первые пару лет семейной жизни. При этом все изделия должны были быть выполнены идеально, ведь уже на другой день после совершения помолвки, невеста должна была предоставить свое приданое на суд народа.
Делалось это не просто так, данная традиция помогала жениху и его родственникам по достоинству оценить аккуратность и трудолюбие будущей родственницы. Самый главный атрибут намечавшегося торжества — свадебное платье, выполненное руками русской красавицы, являлось необычным зрелищем и представляло буйство красок и великолепно вышитых мотивов. Белый цвет на Руси считался цветом чистоты и святости и именно поэтому не использовался в качестве основы подвенечного платья.
Независимо от того, кто выполнял работу, всю вышивку можно разделить на северную и среднерусскую. В чем же отличие изделий, выполненных мастерами разных широт? Дело в том, что умельцы разных областей использовали разные материалы, цвета и даже мотивы. Среднерусские работы отличаются большей красочностью, как ниток, так и основ. Северные народы являлись более сдержанными, отдавая предпочтение белым и красным цветам. Наиболее часто в своих работах они использовали такие приемы вышивки, как крест, роспись, белая строчка, сквозное шитье, а так же белая и цветная гладь.
Еще одной отличительной чертой вышивки среднерусских мастериц является применение зеркального эффекта. Изображаемые ими орнаменты как будто отражаются в зеркале, повторяясь несколько раз. Вышивка крестом картин предполагала изображение женских фигур, ящериц, змей, петухов, кур и других птиц. Кроме того, в качестве узора очень часто выступали непокрытые вышивкой цветные части тканей. Чаще всего украшения располагалась в местах сгибов и швов на одежде, подолах сарафанов и платьев, а также по краю разрезов. В своих работах мастерицы среднерусских широт не ограничивались каким-либо одним видом швов, так же, как и северяне, для придания изделию оригинальности и уникальности они использовали такие швы, как гладь, козлик, косичка, мережка, крест и другие, сохранившиеся до сих пор.
Благодаря проведенным исследованиям, стало известно, что на развитие вышивки на Руси оказала немалое влияние культура Византии. Разглядывая работы наших предков, можно заметить, что вся их оригинальность, самобытность и необычность — это следствие смешения множества стилей.
Несмотря на то, что вышивка крестом имеет многовековую историю, она не потеряла популярность и в наши дни. И с каждым годом у этого хобби появляется все больше поклонниц и поклонников.
Всем, кто поделится с друзьями,«Крестик» гарантирует творческий взлёт на весь год! :)
nacrestike.ru
Древнее искусство вышивки Зардози – Ярмарка Мастеров
Зардози (Zardozi или Zar Douzi) — древний вид искуства вышивки золотом родом из Персии (Зар на персидском языке означает золото и Дози — вышивка), которое передавалось из поколения в поколение. Перед вышивкой ткань расягивают на деревянныйх рамах.Зардози зародилась еще до эпохи империи Великих Моголов, достигнув своего апогея под патронажем императора Акбара в 17 веке. Зардози украшали костюмы , настенные ковры , ножны, попоны слонов и лошадей. Портрет Sri Chamarajendra Wadiyar в костюме расшитом зардозиОдним из самых известных мастеров Зардози был Шамасуддин из Агры. Вышитые картины Шамсуддина – самые тяжелые художественные вышивки в мире, каждая весит больше двухсот килограммов! Художник украшал их драгоценными камнями, некоторые – тысячами самоцветов. Одну из самых известных композиций - «шахматы» - с двадцатью тысячами камней мастер вышивал тридцать лет! Еще в 70-е годы шейх из Саудовской Аравии предлагал за нее два миллиона восемьсот тысяч долларов, но безуспешно. Шамсуддин работу не продал, понимая, что ничего подобного создать никогда уже не сможет. Так или иначе, но работы Шамсуддина – пожалуй, одни из самых дорогих в мире вышивок .
«Ковер драгоценностей»
"Тадж-Махал"Первоначально в вышивке зардози исользовались только золотые и серебряные нити, поэтому такие изделия могли позволить себе только очень богатые. В настоящее время в вышивке используют также разноцветные металлические нити. Для зардози подходит дорогая качественная ткань – шёлк, бархат, парча.Искусство вышивки Зардози требует огромного терпения и мастерства. Помимо металлических нитей, для создания дизайна используют стразы, бусины, а также драгоценные и полу-драгоценные камни.Вышивка зардози особенно популярна в свадебных нарядах.
А также ею украшают покрывала, подушки, занавески, скатерти, сумки, туфли и т.д. Сейчас вышивка зардози широко используется в фэшн-индустрии по всему миру.Так выглядит магазин материалов для Зардози.Трафарет для переноса рисунка на тканьИнструменты для вышивки - тонкий крючок и игла. Технику можно посмотреть на видео.На фото ниже - медная нить, кусочки канители, стразы, бисер.Урок - основы вышивки Зардози.
www.livemaster.ru
Вышивка Древнего мира
Начав с Востока, двигаемся на Запад в Средиземноморский регион. Как вышивали мастерицы древнейших цивилизаций Египта, Греции и Рима.
Вышивка Древнего Мира
Известно было искусство вышивания и в Древнем Египте. Это был распространенный вид рукоделия среди знатных женщин. В гробницах фараонов на мумиях была найдена вышитая одежда, а на саркофагах и памятниках - изображения вышитых облачений древних египетских фараонов. В древности по рисункам и пышности вышивки можно было определить социальное положение человека. Самая красивая, разноцветная, богатая вышивка делалась на одежде только у особ царского рода - фараонов, у низших слоев общества она была намного скромнее или вообще отсутствовала.
Египет считается родиной бисера. Первые стеклянные бусины появились за несколько тысячелетий до нашей эры - из непрозрачного стекла стали производить фальшивый жемчуг (по-арабски «буера», во множественном числе «бусер»). Отсюда и пошло название «бисер».
Правда, древний египетский бисер мало чем напоминал современный. Бусины имели форму капли и в длину достигали от 1,5 до 3,5 см. В районе египетских Фив при раскопках была обнаружена самая древняя бусинка. В Древнем Египте и Сирии из бисера делали различные украшения, расшивали им одежду. Шилась одежда в основном из льняной ткани, которая украшалась шерстяной вышивкой. Для египетских узоров были характерны ромбы, квадраты и поперечные или расходящиеся лучами полосы. Позднее стали появляться более сложные рисунки - в виде пальметок, цветов лотоса, кружков, меандров и фигур людей и животных.
Высокого совершенства роскошные вышивки достигли на Древнем Востоке, где они применялись для украшения одежд знати, правителей и жрецов, а также дворцовых и храмовых завес. По свидетельствам древних авторов, богатством вышивок особенно славился Вавилон, где был изобретён способ вышивки ткани нитями разных цветов. Впоследствии, уже в римское время « babilonica acus» - вавилонская игла, как выражались римские поэты, славилась пестрыми вышивками золотом с шелком или с шерстью, и драгоценные вавилонские скатерти и ковры ( triclinaria babilonica) украшали столовые в домах римских вельмож и императоров.
Известно, что за такую ткань император Нерон заплатил четыре миллиона сестерций.
Вавилонские вышивки, а также египетские и фригийские, вывозились финикиянами, в древние времена являвшимися посредниками между Востоком и Западом, в Грецию и Рим.
Фригийцам приписывается изобретение вышивания золотом. Возникло Фригийское царство в центре Малой Азии во II тысячелетии до нашей эры. Расцвет его, связанный с именем знаменитого царя Мидаса, относится ко второй половине VIII в. до н. э. Римляне познакомились с золотым фригийским шитьем через Атталу, пергамского царя, умершего в 133 г. до н. э. Поэтому первые вышивки золотом получили название «атталинские», но так как по технике исполнения самыми лучшими работами были фригийские, то римляне называли все вышивки «phrygionae», а мастеров вышивки — «phrygio». Страсть к богатым вышивкам быстро распространилась в Греции и Риме и доходила до таких чудовищных размеров, что нередко правительство пыталось запретить или хотя бы несколько сократить безумную роскошь, но безуспешно.Сами древние греки и римляне также издавна владели техникой художественной вышивки. Возникновение вышивки греки связывают с именем богини Афины Паллады (Миневры) – покровительнице ткацкого искусства и всего, что связано с украшением ткани. В поэме Овидия «Метаморфозы» передается легенда об Арахне.
На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что на свете нет ей равной в искусстве ткачества. Однажды воскликнула она: «Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого». И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей: «Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, молящих прощает богиня». Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она: «Ты неразумна, старуха, старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?» «Я здесь, Арахна!» - воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ. Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому, как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель. Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, со щитом и в эгиде, потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике как более ценный. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей: «Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве». Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы,и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизин Арахна. (Кун, Н. А. «Легенды и мифы Древней Греции».)
Каждый год афинские девушки из аристократических семей преподносили в дар покровительнице города Афине богато вышитое покрывало, которое носило название “панафинейский пеплос”. Изображение этого ежегодного ритуала можно увидеть на каменном фризе Парфенона.
О богатых вышивках, на которых изображались небесные светила, мифологические божества, олицетворяющие силы природы, сцены охоты и битв, говорят Гомер и другие древние поэты. Так, в одной из поэм Гомера упоминается пурпуровый плащ «богоравного Одиссея», украшенный богатой вышивкой с изображением собаки, держащей в зубах молодого пятнистого оленя. И все, кто видел этот плащ, были в восторге от узора. Женщины не могли отвести глаз от прекрасных зверей, вышитых золотом и казавшихся живыми. Такие вышивки ценились очень высоко. Они считались роскошью и были доступны только знати. Точно так же у Гомера говорится о том, что Парисом были привезены в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани битвы из-за неё между троянами и греками.Греческие вышивки так называемого классического периода отличались – насколько мы можем судить и по литературным источникам, и по изображениям на вазах – сравнительной простотой. Если на Востоке, главным образом в Вавилоне и Персии преобладал пышный узор, заполнявший все поле ткани, то для греков узор – это изящные элементы, разбросанные по ткани, не отягощая и не заполняя ее всю целиком. В этот период в Греции достоинство ткани определялось не богатым узором, а ее свойством драпироваться в красивые складки. Декоративные украшения сосредотачивались преимущественно на бортах покроя одежды – по вороту, рукавам, поясу и на подоле. Роскошно вышитые ткани в большинстве случаев привозили с Востока.
В своих работах греки очень многое переняли у персов. Кроме того, на их вышивальное искусство большое влияние оказала вышивка индийских мастериц.
Восточное влияние вообще довольно сильно сказывалось в прикладном искусстве Греции на ранних этапах его развития. Но греки, воспринимая орнаменты Востока, творчески перерабатывали их по-своему. Наряду с этим, старые геометрические, звериные и растительные узоры постепенно обогащались новыми мотивами из веток и листьев аканта, виноградной лозы, лаврового дерева и плюща. Придерживаясь реального изображения растений и пластики движения животных, греки превращали их отдельные элементы в стилизованные орнаменты. Большое распространение получили и различные геометрические орнаменты, из числа которых наиболее известен — меандр. Греческие орнаменты, а также образцы греческой мифологии оказали значительное влияние на развитие прикладного искусства, и в частности вышивального, у многих европейских народов.
Около 1200 г. до н.э. на севере Аппенинского полуострова появились этруски. Откуда, точно установить пока не удалось. Возможно, это были троянцы. Многие черты в обычаях этого народа указывают на его происхождение из Малой Азии. Расцвет культуры этрусков приходится на конец VIII—VI вв. до н.э., а в V в. до н.э. этрусские города - государства были завоеваны римлянами. В древней Этрурии носили драпированные одежды. Мужская одежда у этрусков, как и у древних греков, первоначально состояла из плаща или накидки, плотно облегавших тело. Под него надевали шерстяную нижнюю одежду, похожую на малоазиатский и ионический хитон.
Нарядная одежда богатых людей состояла из длинной, чрезвычайно тонкой и богато вышитой нижней одежды с рукавами и такой же накидки с отверстием для головы посередине.
Костюм этрусских женщин состоял из нижней одежды, походившей на очень длинную рубашку с рукавами, поверх которой надевалась накидка – продолговатый или закругленный с двух сторон платок средней величины. Его набрасывали на плечи, а иногда накрывали им и голову. Концы платка на груди скрепляли застежкой – фибулой.
Вышивали одежду шерстяными и золотыми нитями. Сама одежда шилась из шерстяных и льняных тканей. В узоре этрусками использовали россыпи горошин и крестиков. Некоторые платья и плащи украшались вышитым бордюром с узором из кругов с точкой посередине или полосой иного цвета, чем сама ткань. Этот тип декора затем перешел в костюм римлян.
Поскольку ткани того периода почти не сохранились, о характере украшения одежды и об этрусских орнаментах мы можем судить в основном по найденным фрескам, барельефам и ювелирным украшениям.
Многие элементы этрусского костюма и его украшения были заимствованы древними римлянами. Например, отороченные пурпурной каймой плащи, пурпурный вышитый плащ и пурпурная туника, расшитая пальмовыми листьями, которую носили военные вожди.
Одним из основных видов отделки как мужского, так и женского древнеримского костюма являлась вышивка шерстяными и золотыми нитями.
Первый, кто появился в Риме в вышитой золотом одежде, был, по словам Дениса Галикарнасского, Тарквиний Древний. Шелк, происходя из Китая, стал известен на Западе гораздо позже, хотя Аристотель и упоминает о червяке, изменяющемся три раза, и о шелковой пряже, но это только исключительный факт, и всего вероятнее, что даже на Востоке, в Персии, Индии, Египте с шелком познакомились незадолго до Рождества Христова. В Риме он впервые появился во времена Юлия Цезаря. Виргилий первый говорил о шелке, но ещё при императоре Тиверии шелк считался большою редкостью и стоил чрезвычайно дорого.Цветовая гамма римского костюма яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов светло-голубого и светло-зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого. Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь. Дошли до нас и фрагменты вышивки с человеческими фигурами, выполненной шерстью.
Все римско-эллинские традиции нашли свое развитие в Византийской империи, откуда искусство вышивки распространилось по всей Европе.
На следующих уроках мы побываем в гостях у древних коптов и окунемся во времена Средневековья. Побываем в Византийской Империи, Англии, Франции, Нормандии.Ваша Галина-Tara
www.artzacepka.ru
Происхождение, сущность и развитие вышивания
Вышивание является видом широко распространенного народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.
Возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры человечества и связано с появлением первой сшитой одежды из шкур животных. Оно обусловлено развитием эстетического чувства человека.
Первоначально одежда шилась, а также вышивалась шилом, изготовленным из камня и кости. Однако, постепенно, с развитием производительных сил и усовершенствованием техники, с появлением бронзы, а затем и стали, каменное и костяное шило были заменены бронзовой и стальной иглой, что чрезвычайно способствовало дальнейшему развитию вышивания.
Так как вышивка производится на недолговечном материале, то образцы ее с древних времен не сохранились. О ее раннем происхождении мы судим по дошедшим до нас произведениям живописи и литературы. О существовании вышивки в далеком прошлом говорят многие памятники культуры древнего Египта, Вавилона, Персии, Сирии, Китая, Рима, Византии и других стран.
В древнегреческих легендах рассказывается, что Афина Паллада учила людей различным искусствам и ремеслам, греческие же девушки чтили ее за то, что она учила их рукоделию.
Первоначально вышивка была примитивной - на материи делались стежки, имитирующие штрихи ткани; постепенно, однако, эти штрихи приобретают различные геометрические формы, изображения птиц, человеческих фигур, колесниц и т. д.
Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для нее изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Каждый народ вложил в национальную вышивку и свой вкус.
Самое большое влияние на развитие искусства вышивания вообще оказала китайская и византийская вышивки. Китайская вышивка, которая является одной из самых старых, отличается живописностью и тонкостью сочетания тонов. Чаще всего она выполнялась на тяжелых шелковых тканях шелком-сырцом и золотыми или серебряными нитями. Помимо одежды и предметов быта, китайцы использовали ее для создания больших декоративных панно. Мотивами и темами китайской вышивки служили различные религиозные и жанровые сцены, портреты, птицы, цветы, фрукты и т. д.
Сначала китайская вышивка была перенесена в Японию, а позже, в Х\/ІІІ-ХІХ вв. - и в Западную Европу.
Очень сильное влияние на развитие вышивки в Европе оказала византийская вышивка. К \/ІІ веку искусство вышивания достигает там большого совершенства и блеска. Вышивались главным образом церковные облачения и одежды знати.
Вышиванием занимались исключительно монахини и знатные дамы. Сама вышивка выполнялась на дорогих тканях золотом и шелком, причем кое-где пришивались также драгоценные камни, а позже--пайетки. Рисунки были очень сложными и представляли сцены из жизни императора и придворных или же имели религиозный характер.
К ХІІІ-ХІV вв. вышивка стала получать распространение среди народа, Это придает ей новый облик и толкает ее к дальнейшему развитию. В ХVІІ в. искусство вышивания достигает своего полного расцвета.
Благодаря развитию торговых отношений между отдельными государствами, культурному сближению между Востоком и Западом и крестовым походам, вышивальное искусство из Византии распространяется в Центральной и Западной Европе, а оттуда - во всем мире.
В то время, как в Византии вышивка применялась для украшения одежды, в Западной Европе ее использовали первое время для декорирования мебели и стен комнаты. Позднее во Франции, особенно во времена Кольберта и Ришелье, которые слыли покровителями искусств, вышивка стала использоваться для отделки, характерных для эпохи воротников и манжет.
Тогда же были созданы вышивальные ателье, работающие для внешнего рынка. Эти ателье способствовали развитию и усовершенствованию вышивки и ее распространению.
В Италии вышивка также нашла условия для своего развития, особенно в эпоху Ренессанса. Именно в это время появилось венецианское шитье, а также техника ренессанс, которые соперничали с византийской вышивкой. И поныне Италия является одной из тех стран, где вышивают чрезвычайно много, создавая все новые и новые узоры и стежки.
С конца ХІІІ и в начале ХІ\/` в. почти во всех европейских странах вышивка стала широко использоваться для украшения народных костюмов и предметов быта.
В этот же период в Западной Европе и в Скандинавских странах наряду с цветной получила большое развитие белая вышивка.
В России вышивание было распространено среди знатных дам и монахинь. Старинные русские вышивки выполнялись обычно в технике белой ажурной строчки и крестика.
В СССР вышивка имела большие возможности для развития. Она находила применение не только для украшения одежды и предметов быта, но и для декорирования интерьеров общественных зданий и учреждений. Созданы много произведений, панно больших размеров, отражающих новую жизнь, которые по технике исполнения не имели ничего общего с западноевропейскими гобеленами, а являлись самобытным и оригинальным творением советских мастеров.
В вышивке славянских народов замечается общность орнаментальных мотивов, техники и сочетания цветов. Для нее характерны свежие тона, близкие к краскам природы.
С тех пор, как искусство вышивания во всем мире получило широкое распространение среди народных масс, вышивка изменила свой облик. Сложные узоры постепенно заменялись различными орнаментами и изображениями предметов окружающей действительности. Материалы для вышивки становились все разнообразнее; стали употребляться более практичные - хлопчатобумажные, пеньковые и льняные ткани. На смену металлическим и шелковым ниткам пришли льняные и хлопчатобумажные. Их цвет достиг большого разнообразия - от нежных, переливающихся тонов, до ярких, напоминающих краски природы.
Красота современной вышивки состоит не в дороговизне ниток и материала, на котором она выполняется, не в многокрасочности и сложности узоров, а в изяществе линий рисунка, в разнообразии швов и в техническом мастерстве.
Многие считали, что с появлением машинной и фабричной вышивки ручная вышивка постепенно исчезнет. Однако, действительность показала другое. Очень скоро ценители поняли большую разницу между обеими вышивками. Это как бы послужило толчком к дальнейшему усовершенствованию ручной вышивки.
Сейчас во многих странах ручная вышивка получила большое развитие. Существует много вышивальных предприятий, создающих высокохудожественные изделия для нужд местных покупателей и на экспорт.
Ручная вышивка стала очень популярна. Многие женщины умеют вышивать или, если не умеют, стремятся научиться. Распространена как белая, так и цветная вышивка.
Вышивальщицы обычно обладают тонким художественным вкусом. С приобретением опыта они сами комбинируют мотивы и швы и добиваются совершенной техники исполнения. В современном мире есть все условия для расцвета ручного вышивания. Все это помогает появлению новых, высокохудожественных произведений ручной вышивки (композиций, панно и т. д.).
Добавить комментарий
www.mastera-rukodeliya.ru
Реконструкции вышивок древнерусского костюма | Золотошвейная мастерская «Убрус»
Буду помещать сюда (с согласия авторов) рассказы о реконструкциях ими древнерусских вышивок. Я уже приводила вскользь в статье про раннесредневековые вышивки примеры работ по вышивке костюмов древней и средневековой Руси, но в этой теме буду рассказывать только о них.
Вот например, реконструкция Ксении Зарицкой (Москва).
На фото - автор. Мастреская "мост Биврёст".
Начало реконструкторского проекта под кодовым названием "дочери Ярослава"Подробнее: нижнее платье реконструировано по статье Бузян и Тетеря "Ткани из грунтового могильника Переяслава Русского" и Катасоновой "Золотное шитье домонгольской Руси". Захоронение № 63 из Переяслава-Хмельницка. В захоронении № 63 были выявлены фрагменты ткани в районе шейных позвонков и левого запястья. На них была обнаружена вышивка, сделанная аккуратной строчкой "в прокол" шелковой нитью, смешанной с золотой, пришита к плиссированному вороту обычными (?) нитками прикрепленными к торцевому краю четырьмя бусинами, одна из которых синего стекла, а остальные бронзовые. На ткани со стороны расположения пуговиц так-же сохранилась вышивка тонкими шелковыми нитками синего цвета, по шелковой ткани, имеющей предположительно рыжевато-коричневый оттенок.Орнаментальная композиция в верхней части ворота складывается из горизонтально размещенных S - образных фигурок, в виде спиралей, закрученных в противоположные стороны. Нижняя часть вышивки ворота представляет собой шелковую ткань, предположительно расположенную слоями синего и рыжевато - коричневого цвета, с золотным узором, выполненным в технике "сухозолоть", в виде кружочков, расположенных "по - три" в вертикальном ряду. Со стороны пуговиц S - образная фигурка расположена вертикально.На опястье мы наблюдаем ту-же самую "сухозолоть", но уже в виде "чешуи" с кружочками внутри. Поскольку, благодаря золотым ниткам, ткань под ними сохранилась хорошо, можно распознать под ними шелк рыжевато-коричневого и синего цветов.