Древняя столица радимичей. Столица племени радимичей находилась в Могилевской области
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Радомля — столица радимичей? Древняя столица радимичей


Радомля – древний город радимичей

Агрогородок Радомля – это самая главная точка туристического маршрута «Дороги радимичей». По мнению ученых­-археологов, здесь когда-то был один из крупных городов на земле этого славянского племени. В Радомле, еще можно увидеть древнее городище и замковую гору (ссылка на гугл-карту). Стоя у подножия ее, ощущаешь былые масштабы замка. По рассказам местных жителей, подземный ход, который якобы и сейчас существует, когда-то во время многочисленных осад неприятелей, мог увести жителей замка за много километров от опасности.

   А сейчас, погребенные под слоем земли, спрятаны от человеческого глаза таинственные остатки древнего города радимичей, которые дают о себе знать лишь многочисленными керамическими черепками, которые «выходят» на поверхность земли во время сельскохозяйственных работ.

   Рассказывать о Радомле можно много, но лучше лично познакомиться с интересными объектами, с ее историей. Такая возможность есть у туриста на празднике «У госці да Радзімічаў», который продится здесь летом. В 2017 году он пройдет 26 - 27 августа.

Так можно познакомиться с культурой племени радимичей ХI-­ХII веков. Здесь можно посмотреть театрализованное представление с древними обрядами, принять участие в добывании живого огня и разжигании ритуального костра. Во время праздника проводится большая стилизованная ярмарка, где продаются изделия местных мастеров и ремесленников, а также гостей, которые активно везут сюда экзотический товар. На празднике есть разная сувенирная продукция, проходят мастер­классы.

 

Давайте заглянем в бывшую столицу племени радимичей, город, который видел самого Радима – основателя племени. Добро пожаловать в деревню Радомля, Чаусского района, Могилевской области.

В X веке сюда, на левый берег реки Радуча, пришли радимичи и основали свой город. Этот город стал столицей племени, поэтому и получил соответствующее название.

Тут находилось и городище. Его северный, более низкий край, возвышается над долиной на 16 метров. Городище было окружено рвом глубиной 10 и шириной 40 метров. За такими крепкими оборонительными сооружениями, обитатели этого места чувствовали себя в безопастности.

На севере городища, за яром, находилось неукрепленное поселение, а рядом – на возвышении – капище.

В XII веке Радомля вошла в состав Мстиславского княжества. А после включения этих земель в состав ВКЛ стала великокняжеским владением. В этом же веке на месте городища был основан замок.

Замок просуществовал до XVII века, в нем было 4 башни. Через небольшой отверстие в стене был выход к реке.

В южной части замка находился колодец. Теперь на его месте небольшое углубление диаметром около 8 метров и глубиной около 4,5 метра. Местные жители говорят, что на месте колодца когда-то стояла церковь. Церковь ушла под землю, только потом уже появился колодец.

В 1527 году польский король и великий князь литовский Жигимонт І Стары подарил замок Михаилу Мстиславскому. Взамен дал ему приказ, иметь в замке за свои средства гарнизон в составе 50 воинов. На содержание замка и гарнизона работала вся волость. Половина собранного пшена передавалась в запасы замка, на случай штурма.

Радомский замок находился на границе с Московскими владениями, и поэтому ни одна война не обошла его стороной. В час Ливонской войны укрепления были трижды спалены. Во время тринадцатилетней войны с Россией, которая продолжалась с 1654 по 1667 годы, в замке формировался белорусский казацкий полк Константина Поклонского.

Историческая справка

Поклонский Константин Юрьевич – белорусский полковник во время войны России и Речью Посполитой 1654-1667 годов. Выражал интересы православных кругов Могилевщины. В начале войны перешел на сторону русского царя Алексея Михайловича. Пробовал проводить политику независимости от царской власти и особенно от украинских казаков. Во время оккупации Могилева войском Януша Радзивила перешел на сторону ВКЛ.

С 1539 по 1779 год Радомля была центром администрации воеводства. В 1619 году в Радомле Михаилом Суходольским и Каралем Мадалинским был основан костел св. Михаила. Костел несколько раз горел. Около 1800 года был построен новый храм. Меценатом тогда выступил Ян Суходольский.

В 1811 году был построен деревянный католический монастырь, а также ряд хозяйственных построек, кухня с пекарней, два хлева. За монастырем был разбит большой огород. При монастыре была библиотека, а также школа и госпиталь. Но монахи поддержали восстание 1830-1831 голов, поэтому, как и другие монастыри, он был закрыт в 1832 году.

Костел же просуществовал до 1930 года, даже сохранились его фотографии. А в 1930-х годах атеисты вели свою атеистичную войну и заложили взрывчатку в костел. Он был взорван, не осталось даже ни одного камешка. Единственное, что теперь напоминает тут о католиках – несколько старых могильных плит.

Была в этой деревне и православная церковь, но она была взорвана во время Второй мировой войны. Но после войны еще оставалась усадьба пани Чаховской. Дворец сохранился полностью и стоял тут долгое время, пока в его здании находилась школа. Но после того, как школа переехала – он был разобран. Единственное, что осталось – старая мельница.

Рядом с рекой находится источник. Сюда по большим религиозным праздниками приезжают священники и проводят службу. Также в разны дни приезжают люди из Могилева, деревень, помолившись, они набирают чудотворной воды.

krynica.by

Столица племени радимичей находилась в Могилевской области

Давайте заглянем в бывшую столицу племени радимичей, город, который видел самого Радима – основателя племени. Добро пожаловать в деревню Радомля, Чавуского района, Могилевской области.

В X веке сюда, на левый берег реки Радуча, пришли радимичи и основали свой город. Этот город стал столицей племени, поэтому и получил соответствующее название.

Тут находилось и городище. Его северный, более низкий край, возвышается над долиной на 16 метров. Городище было окружено рвом глубиной 10 и шириной 40 метров. За такими крепкими оборонительными сооружениями, обитатели этого места чувствовали себя в безопастности.

На севере городища, за яром, находилось неукрепленное поселение, а рядом – на возвышении – капище.

В XII веке Радомля вошла в состав Мстиславского княжества. А после включения этих земель в состав ВКЛ стала великокняжеским владением. В этом же веке на месте городища был основан замок.

Замок просуществовал до XVII века, в нем было 4 башни. Через небольшой отверстие в стене был выход к реке.

В южной части замка находился колодец. Теперь на его месте небольшое углубление диаметром около 8 метров и глубиной около 4,5 метра. Местные жители говорят, что на месте колодца когда-то стояла церковь. Церковь ушла под землю, только потом уже появился колодец.

В 1527 году польский король и великий князь литовский Жигимонт І Стары подарил замок Михаилу Мстиславскому. Взамен дал ему приказ, иметь в замке за свои средства гарнизон в составе 50 воинов. На содержание замка и гарнизона работала вся волость. Половина собранного пшена передавалась в запасы замка, на случай штурма.

Радомский замок находился на границе с Московскими владениями, и поэтому ни одна война не обошла его стороной. В час Ливонской войны укрепления были трижды спалены. Во время тринадцатилетней войны с Россией, которая продолжалась с 1654 по 1667 годы, в замке формировался белорусский казацкий полк Константина Поклонского.

Историческая справкаПоклонский Константин Юрьевич – белорусский полковник во время войны России и Речью Посполитой 1654-1667 годов. Выражал интересы православных кругов Могилевщины. В начале войны перешел на сторону русского царя Алексея Михайловича. Пробовал проводить политику независимости от царской власти и особенно от украинских казаков. Во время оккупации Могилева войском Януша Радзивила перешел на сторону ВКЛ.

С 1539 по 1779 год Радомля была центром администрации воеводства. В 1619 году в Радомле Михаилом Суходольским и Каралем Мадалинским был основан костел св. Михаила. Костел несколько раз горел. Около 1800 года был построен новый храм. Меценатом тогда выступил Ян Суходольский.

В 1811 году был построен деревянный католический монастырь, а также ряд хозяйственных построек, кухня с пекарней, два хлева. За монастырем был разбит большой огород. При монастыре была библиотека, а также школа и госпиталь. Но монахи поддержали восстание 1830-1831 голов, поэтому, как и другие монастыри, он был закрыт в 1832 году.

Костел же просуществовал до 1930 года, даже сохранились его фотографии. А в 1930-х годах атеисты вели свою атеистичную войну и заложили взрывчатку в костел. Он был взорван, не осталось даже ни одного камешка. Единственное, что теперь напоминает тут о католиках – несколько старых могильных плит.

Была в этой деревне и православная церковь, но она была взорвана во время Второй мировой войны. Но после войны еще оставалась усадьба пани Чаховской. Дворец сохранился полностью и стоял тут долгое время, пока в его здании находилась школа. Но после того, как школа переехала – он был разобран. Единственное, что осталось – старая мельница.

Рядом с рекой находится источник. Сюда по большим религиозным праздниками приезжают священники и проводят службу. Также в разны дни приезжают люди из Могилева, деревень, помолившись, они набирают чудотворной воды.

www.ctv.by

Радимичи. История, мифы и боги древних славян

Они жили в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.

«Повесть временных лет» повествует так: «Радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Родим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи». Упоминается имя радимичей в письменных свидетельствах с 885 по 1169 год.

Поречье Днепра было пограничьем радимичей с дреговичами. На юго-востоке соседями были северяне (граница проходила в междуречье Сожа и Десны, только в отдельных местах ареал радимичей достигал Десны), а на левых притоках Десны радимичи соприкасались с вятичами или северянами.

Радимичи управлялись племенными вождями, но про их князей нигде не говорится. Далее в «Повести временных лет» они упоминаются под 885 годом: «Послал Олег к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали».

В 907 году в составе войска Олега радимичи участвовали в легендарном походе на Царьград, том самом, после которого Олег прибил свой щит ко вратам Цареграда и получил прозвание «Вещий».

Спустя некоторое время радимичи освободились от власти киевских князей, но в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Воевода киевского князя Владимира Святославовича Волчий Хвост встретился с войском радимичей на реке Пещань (приток Сожа), и радимичи были разбиты. Их земли опять оказались в составе Киевской Руси. В XI веке территория радимичей вошла в Смоленское и Черниговское княжества

Что касается происхождения радимичей, то заявление летописца о их польском прошлом порожило немало дискуссий. Средневековые польские хронисты — Ян Длугош,

Мацей Стрыйковский и другие, а также историки XVIII и XIX веков безоговорочно признавали польское происхождение радимичей. С этим соглашался и пытался обосновать это данными языка академик А.А. Шахматов.

Однако филолог Е.Ф. Карский высказался против теории ляшского происхождения радимичей. Он считал, что они переселились на Сож из более западных регионов, где были соседями ляхов. Это мнение поддержал и Л. Нидерле, считавший первоначальной областью радимичей бассейны Буга и Нарева.

В.В. Седов на основе анализа названий рек установил сходство названий бассейна реки Сож с небольшим участком Верхнего Поднестровья. Эта местность многими учеными теперь и считается первоначальной родиной радимичей. Когда же они пришли на Сож, то слились здесь с местным балтским населением, переняв у них многие обряды и предметы материальной культуры. Причиной переселения радимичей на новое место послужило, возможно, передвижение угров (венгров) из междуречья Днепра и Дона в Центральную Европу. Первые вторжения угров, проходивших через верховья Днестра, датируются 862 годом. Возможно, тогда племя и решило уйти из неспокойного места. Интересно, что в летописной записи за 859 год, в которой отмечены племена, платившие дань Хазарскому каганату, радимичи не упоминаются.

Большинство исследователей считают, что название «радимичи» имеет балтское происхождение. Наиболее близкими к этому термину являются литовские слова radimas — «нахождение», radimviete — «местонахождение». ГА. Хабургаев считал, что термин «радимичи» был образован от более раннего названия балтской общности, которая была славянизирована к IX–X векам.

Земля радимичей удобными речными путями была связана с центральными областями Киевского государства. В XI–XII веках на их земле известны города Г омий (Г омель) и Чичерск на Соже, Вгциж на Десне, Воробьин, Ропейск, Стародуб и др.

Древнерусские сельские поселения (селища) располагались обычно по берегам рек и занимали сравнительно невысокие, ровные и удобные для жизни и хозяйственной деятельности места. Городища же представляли собой простейшие укрепленные поселки, которые устраивались на мысах подобно городищам раннего железного века и очень часто на месте последних.

В хозяйственной деятельности ведущее место занимало земледелие. В землях радимичей преобладали леса, поэтому земледелие сначала было подсечным. Лес подрубали, он высыхал на корню, затем деревья сжигали, пни выкорчевывали, почву взрыхляли сохой-ралом или суковаткой. Там, где сложно было использовать соху, применяли мотыгу. При подсечной системе орудием земледельца, без которого нельзя было обойтись, стал топор. В конце I тысячелетия появились железные сошники и наральники, но все же основными орудиями труда продолжали оставаться изделия из дерева.

В X–XI веках подсечная система земледелия постепенно уступила место более совершенной — переложной или залежной. Участок земли, освобожденный от леса, использовался 2–3 года, затем такое же время обрабатывался другой участок, а потом их меняли. Из переложной позднее возникла двупольная система земледелия, при которой пахотная земля и участок «под паром» чередовались ежегодно.

В основном выращивали зерновые культуры: озимую и яровую рожь, пшеницу, ячмень, овес, полбу (вид пшеницы), просо, гречиху. Из других культур выращивали горох, лен, коноплю, репу, редьку, капусту, свеклу, лук, чеснок. На пашне применяли силу рабочего скота и «рало» (первый плуг, подрезавший и переворачивавший землю). Урожай убирали железным серпом, зерно размалывали каменными жерновами.

Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Среди домашней птицы преобладали куры и гуси, в меньшей степени — утки. Высоко ценились ловчие соколы и ястребы, использовавшиеся для охоты.

Леса были богаты зверем и птицей, многочисленные реки и озера — рыбой и водоплавающими, поэтому широко распространены были рыболовство, охота, собирательство, бортничество, разнообразные лесные промыслы. Бортничество давало мед и воск, которые широко использовалось в хозяйстве, также были важной статьей дани. Ловили «белую рыбу»: щук, линей, лещей, налимов, карасей, окуней и пр. Устраивали загороди из частоколов, бревен, плетней, а в оставленных небольших проходах ставили верши, морды и другие ловушки. Для ловли рыбы применяли сети, сачки, переметы, крючки.

Для собственных нужд, обмена, а позднее для выплаты дани сначала хазарам, а затем киевским князьям, большое значение приобрели меха. Объектами охоты являлись лоси, бобры, зайцы, медведи, кабаны, косули, зубры, благородные олени. Охотились с помощью лука и стрел, рогатин, ловчих ям, широко использовали силки, западни, сети и прочие приспособления. В X веке охотничьи угодья, различные «ловигца» и «перевесигца» принадлежали как рядовым общинникам, так и зарождающейся знати.

Из домашних ремесел были развиты прядение и ткачество изо льна, шерсти, конопли, обработка кож и шкур пушных животных, выделка овчин.

Древесина использовалась в строительстве, для изготовления домашней утри и орудий труда: ведер, ковшей, решет, бочек, телег, саней, грабель, вил, борон, сох, приспособлений для прядения и ткачества, также дерево шло на дрова, лучину.

Постепенно ремесла обособлялись, появлялись ремесленники, развивалась торговля. Из ремесел можно выделить кузнечное, гончарное, плотницкое, бондарное, кожевенное, скорняжное и прочие. Ремесленники были связаны уже не с деревнями, а с городами, где удобней было производить обмен.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Радомля — столица радимичей?

Могилевские археологи сделали сенсационное открытие

Ничем не примечательная деревня Радомля Чаусского района на самом деле не такое уж тихое и незаметное местечко. Когда–то здесь стоял замок, сюда в XVI веке приезжал король польский Сигизмунд Старый и раздавал привилегии. В отдельных документах так и написано: «Дано в замке нашем Радомльском». Во время Ливонской войны укрепления трижды сжигались русскими войсками. А потом восстанавливались вновь — как важнейший форпост. Но уже в XVII веке замок потерял свое оборонительное значение. И потихонечку стал приходить в упадок. Потом и вовсе исчез.

До недавнего времени о Радомле говорили как об обычном, в принципе, памятнике археологии. Где, покопавшись в земле, можно было найти свидетельства противостояния русских и польских войск. Некоторые историки связывали местечко с радимичами: мол, созвучны названия деревни и одного из крупных славянских племен. Но находки, буквально на днях сделанные могилевскими археологами, подтвердили эту гипотезу. По словам заведующего кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин Могилевского государственного университета доктора исторических наук Игоря Марзалюка, почти со стопроцентной уверенностью можно утверждать: когда–то Радомля была столицей радимичей.

...Пока ехал по деревенским улицам, все смотрел по сторонам и пытался увидеть что–то, напоминающее о временах старины глубокой. На глаза ничего не попадалось, и я все недоумевал: неужели это действительно историческое место? Больно уж все тут по–современному — и коттеджи, и магазины, и ремонтирующийся Дом культуры. Оставляю машину на улице и пешком отправляюсь в сторону раскопок. Прохожу буквально сто метров и застываю в восхищении. Прелесть, а быть может, даже какую–то магию этого места не передаст никакая фотография. Умели же наши предки выбирать себе места обитания!

— Люди здесь начали селиться еще полторы тысячи лет назад, — рассказывает Игорь Марзалюк. — Радимичи же появились веке в IX. Вполне вероятно, что видели эти места легендарного Радима — основателя племени, о котором Нестор пишет на первых страницах своей летописи. Примерно в X веке был основан город — очень большой. Он занимал территорию современной Радомли. И возможно, «прихватывал» нынешние окрестные деревни.

Неподалеку от места, где стоял замок, возвышается еще один величественный холм, на вершине которого растет одинокий могучий дуб. Еще в дохристианские времена это было языческое святилище. Во времена оные здесь горели ритуальные костры, совершались жертвоприношения богам. Место на различные находки богатейшее. Стоит лишь поднять двадцать сантиметров дерна, как один за другим появляются фрагменты керамики, датируемые X веком. Более поздних предметов обихода нет. Скорее всего, после обращения в христианство люди в капище предпочитали не появляться.

Только начав раскопки, археологи уже сделали массу интересных находок. Это и каменные ядра, и пули, и предметы быта. А вот — это я уже наблюдал лично — после очередного взмаха лопаты на свет Божий появился осколок глиняной печи. Буквально через минуту из земли достали несколько фрагментов керамики. Один из них бережно беру в руки и пальцами ощущаю какое–то покалывание, будто некое сообщение из прошлого, понять которое, увы, мне не суждено. Ученые надеются найти и мостовую древнего города — надо только копнуть поглубже.

Впрочем, необязательно вгрызаться в твердь, чтобы найти какой–нибудь артефакт. Остатки горшков, вылепленных в X — XII веках, в Радомле можно найти, прогулявшись по... огородам. Тут ими в буквальном смысле этого слова все усыпано. Не редкость, когда после боронования или окучивания картошки рядом с растениями появляются древние черепки.

Археологи, работающие в Радомле, не только занимаются раскопками. Еще собирают местные предания и сказания. В них звучит рассказ о величии и мощи когда–то крупного города, о бушевавших пожарах, уничтоживших крепостные стены, об упадке и умирании экс–столицы. Старожилы говорят и о некоей женщине, хранившей у себя дома книгу с планом замка. Причем фолиант тот якобы был написан на пергаменте. После того как хранительница рукописи умерла, древность куда–то исчезла. Много рассказов — как и в любом другом местечке или городе, имеющем многовековую историю, — о неких подземных ходах, существовавших в нынешней деревне и тянущихся на километры. Но все это не более чем слухи. Возможно, лишь пока...

Археологи торопятся, чтобы до конца сезона успеть сделать как можно больше. Это своего рода соревнование с «черными копателями», периодически совершающими на Радомлю свои набеги и в корыстных целях варварски уничтожающими историческое наследие. Историки же хотят сохранить раритеты для потомков. Игорь Марзалюк рассказывал мне, что после завершения всех работ и описания находок предметы старины будут переданы в Чаусский краеведческий музей. Уже то, что обнаружено, сможет сделать честь экспозиции. А кто знает, какие еще тайны готова открыть столица древнего племени...

Когда завершатся исследования, обычная на первый взгляд деревня может стать местом паломничества туристов, желающих лучше узнать историю Беларуси. Ученые готовы помочь властям в разработке туристических маршрутов.

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку.

www.sb.by

Откуда пришли радимичи на Русь?

Откуда пришли радимичи на Русь?

В конце XIX в. Российским историкам стало очевидно, что основным этноопределяющим признаком радимичей служат семилучевые височные кольца с гладким щитком, найденные при раскопках курганов.

                       Visochnye Kolca

Семилучевыее височные кольца из курганов радимичей, XI — XII век

 

Судя по распространению семилучевых височных колец, найденных в могильных курганах, радимичская территория в IX—XII вв. занимала в основном бассейн нижнего и среднего Сожа и междуречье Сожа, Десны и Днепра (см. приведенную ниже карту курганных могильников на земле радимичей). Значительное число курганных могильников радимичей расположено, а также было исследовано и на территории Мглинского края.

Поречье Днепра было пограничьем радимичей с дреговичами. При этом отдельные поселения дреговичей проникали на днепровское левобережье, располагаясь вперемежку с радимичскими, тогда как радимичские поселения на правобережье Днепра неизвестны. На юго-востоке радимичи жили по соседству с северянами. Граница между этими племенами проходила в междуречье Сожа и Десны, только в отдельных местах ареал радимичей достигал Десны, и на ее правых притоках радимичи соприкасались с вятичами или северянами.

Kurgany Radinichej

Курганные могильники на земле радимичей в IX—XII вв.

а — курганные могильники с находками семилучевых височных колец;

б — могильники с височными кольцами «деснин-ского» типа;

в — курганные могильники с трупосожжениями;

г — могильники исключительно с трупоположениями;

д — курганные могильники с дреговичскими бусами;

е — памятники с находками браслетообразных завязанных височных колец;

ж — памятники с находками ромбощитковых височных колец;

з — памятники с семилопастными кольцами;

и — памятники с северянскими кольцами;

к — курганные могильники с Полянскими особенностями.

На врезке показан ареал радимичей и находки семилучевых височных колец вне его:

1 — Новгород; 2 — Сельцо; 3 — Смоленск; 4 — Шейка; 5 —Пекуново; 6 — Кубаево; 7 — Супруты; 8 — Крюково-Кужново;9 — Воронеж; 10 — Голубово; 11 — Нежиловичи; 12 — Лен-лява; 13— Гочево; 14 — Десна

Bust Radimichi 

Бюст-реконструкция радимичанки 25-30 лет с височными семилучевыми кольцами, XI-XII век

 

Одним из интереснейших вопросов истории племени радимичей является вопрос о приходе радимичей, северян и вятичей на Русь. Несомненно, большое влияние на исследователей оказали известные слова летописи «Повесть временных лет» о происхождении радимичей и вятичей «от рода ляхов». В начале повествования о расселении племен летописец указывает, что «бяста бо два брата в Лясех, Радим, а другий Вятко, и пришедъша седоста Радим на Сожю и прозвашася радимичи, а Вятко саде с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи». Позднее, описывая поход Волчьего Хвоста — воеводы Владимира — на радимичей, в летописи подчеркивается, что «быша же Радимичи от рода Ляхов, и ту ся вселиша и платят дань Руси и повоз везуть, и до сего дня». Таким образом, русская летопись дважды сообщает о ляшском происхождении радимичей, что оказало большое влияние на многих исследователей.

Многие польские историки XVIII и XIX вв. безоговорочно признавали польское происхождение радимичей, высказывая разнообразные догадки о месте их прародины.

А. А. Шахматов попытался подкрепить летописное сообщение о ляшском происхождении радимичей лингвистическими данными, ссылаясь на то, что значительная часть региона проживания радимичей ныне принадлежит к территории белорусского языка, в котором имеется много совпадений с польским.

Однако уже Е. Ф. Карский высказался против теории ляшского происхождения радимичей, показав самостоятельное развитие тех особенностей белорусского языка, которые сближают его с польским, что и подтвердили последующие исследования лингвистов. Летописное сообщение о ляшском происхождении радимичей, по мнению Е. Ф. Карского, вовсе не значит, что радимичи были ляшским племенем. Конечно же, нельзя игнорировать эти письменные источники, однако их достоверность и информативность являются спорными, так как часто они опираются на традиции, которые в то время существовали у христианских летописцев Киева..

В настоящее время лингвистической наукой окончательно установлено, что те особенности белорусского языка, в которых А.Д. Шахматов и его современники видели ляшские черты, являются продуктом местного развития, независимого от истории польского языка. Тем самым летописное известие о ляшском происхождении радимичей теряет всякое лингвистическое обоснование.

Археологический материал курганов на территории радимичей не обнаруживает никаких польских элементов, говорящих о ляшском происхождении этого племени. Весь облик культуры радимичей, известной по курганам IХ–ХII вв., свидетельствует о восточнославянской принадлежности племени радимичей. Поскольку радимичская курганная культура Посожья не может быть продуктом местного развития, нужно признать, что сообщение древних летописей о ляшском происхождении радимичей следует понимать в том смысле, что прежнее место обитания этого племени, или его предков, находилось где-то по соседству с территорией «ляхов».

Вероятнее всего, летописец имел в виду, что радимичи переселились в Посожье из более западных районов, где они жили по соседству с ляшскими племенами. Это мнение поддержал Л. Нидерле, полагавший, что первоначальной областью радимичей были бассейны Буга и Нарева.

До сих пор нет единого мнения по вопросу о роли балтов в формировании культуры восточных славян. Б. А. Рыбаков пришел к выводу о скрещивании "северной части славянского племени радимичей с одним из островков литовско-латышского происхождения", объясняя именно этой причиной наличие в инвентаре радимичей балтских элементов.

Однако связь между радимичами и дорадимичским населением Посожья, наблюдаемая как в предметах материальной культуры, так и в обрядах, позволяет предположить, что пришлые славяне-радимичи ощутили здесь влияние балтского населения. Также можно сделать предположение о небольшой численности пришлых славян.

Большинство исследователей считают, что этноним «радимичи» имеет, балтское происхождение. Так наиболее близкими к этому термину являются литовские термины radimas - нахождение, radimviete - местонахождение. Г. А. Хабургаев считал, что термин «радимичи» был образован от исторически более раннего названия балтской этнической общности, которая была славянизирована к IX — X веку.

На стороне теории ляшского происхождения радимичей были такие польские учёные как Ф. Буяк и Тышкевич. Так, Ф. Буяк в статье «Откуда пришли радимичи и вятичи на Русь?» ставит вопрос о первоначальном меете обитания этих двух племен и полагает, что оба племенных союза жили сначала на Висле, откуда вынуждены были уйти под напором германцев. В своем движении на восток они перешли верхний Днепр и осели затем одни (радимичи) на Соже, другие (вятичи) — на Оке.

Доказательством для Ф. Буяка служит общность топонимических названий, встречающихся как в Польше, так и на территории летописных радимичей и вятичей. Для радимичей такими названиями являются: Будогощь, Хотомиль, Чечерск, Чериков, Дроков, Гомель, Лучин, Мглин, Пропойск, Радомль, Речица и некоторые другие.

Однако картография подобных названий показывает, что их распространение в Восточной Европе не ограничивается ареалом радимичей, а достигает Новгородской земли — на севере, бассейна Северского Донца — на юго-востоке и Горыни — на юго-западе. Например, такие названия, как Будгощь, известны и в Новгородской области, а Хотомль — на Припяти и т. д.

Ф. Буяк отмечает, что аналогичные названия имеются и в Поднепровье. Но в Поднепровье радимичи появились позднее, уже после прихода их на Сож. Следовательно, географические названия, собранные Ф. Буяком, не могут быть использованы для каких-либо выводов.

Вторым доказательством, по мнению Ф. Буяка, является распространение названий, созвучных наименованию племени радимичей и имени их легендарного вождя Радима. Эти названия в Польше, в бассейне Вислы образуют довольно компактную группу близ г. Гнезно: Radzyn, Radoviska, Radomno, Radziads, Radomki, Radomin, Radosh. Radomice, Radzymin, Radzanow, Radzimowice.

Однако распространение названий, связанных с именем Радима, в Повисленье можно сопоставить скорее с именем не легендарного Радима (уже забытого в XI—XII вв.), а Радима Гауденция — архиепископа Гнезненского, брата святого Адальберта. Умерший в начале XI в. Радим Гауденция почитался святым, покровителем и защитником христиан от язычников. Как отмечал Ф. Буяк, большинство упомянутых им поселений с именем Радима относится к XI—XII вв. – ко времени наибольшего расцвета славы Радима Гауденция. Расположены эти поселения также все близ г. Гнезно — резиденции Радима Гауденция.

Неоднократно предпринимались попытки наметить область, из которой радимичи пришли на Сож, при помощи картографии топонимов с основой рад- от летописного имени вождя племени — Радима. Действительно, на первый взгляд,   таких названий кажется   много (см. ниже карту распространения   радимичских и кривичских названий в Поднепровье).

Toponimy 

Распространение   радимичских и кривичских названий в Поднепровье

1 — Радомля; 2 — Радуль; 3 — Радосын; 4 — Радегощ; 5 — Радица; б — Радовица; 7 — Радогощ; 8 — Радегощ; 9 — Радугощ; 10 — Радогощ; 11 — Радубеж; 12 — Криволес; 13 — Кривотьгаь; 14 — Кривец; 15 — Кривец; 16 — Кривец; 17 — Крево; 18 — Кривель; 19 — оз. Кре-чаны;   20 — Кривск;   21 — Кривчи;   22 — Кривск; 23 — Кривец;   24 — Кривец

а — радимические названия;

б — кривичские названия;  

в — граница   радимичей (по Б. А. Рыбакову)

Но, как показала в своей статье Соловьева Г. Ф., не все из перечисленных выше названий на левобережье Днепра можно сопоставлять с Радимом и радимичами.

Наибольший интерес представляют образования с суффиксами -ля и -гощ (гост) как названия местности, происходящие от собственного имени, а также названия с суффиксами -ица как славянские. Такими поселениями являются: 1). Радомля — поселение, расположенное в верховьях Днепра; 2). Радуль — на левом берегу Днепра; 3). Радосын — на Десне; 4). Радугощ—на правом бегрегу Десны; 5). Радица, 6). Радовица, 7). Радогощ, 8). Радегощ — на левом берегу Десны; 9). Радугощ — на Оке; 10). Радогощ, 11). Радубеж — на Сейме.

Можем ли мы все эти названия связывать с именем только одного Радима — вождя радимичей?

Как известно, легенда об образовании имени племени от одного прародителя-вождя характерна для всех племен и народов. Мы знаем, что у ляхов был Лех, у чехов — Чех, у хорватов — Хорват; праотцем швабов считался   Шваб,   гермионов — Гермин,   вандалов — Вандал   и   т.   д.  

Очень часто на определенном историческом этапе развития неизвестные вожди получают имя целого народа и воспеваются признательным потомством как отцы его. По-видимому, так произошло и с Радимом. Имя Радим встречается в чешских хрониках X—XI вв. Один из них был военачальником и погиб в 1082 г. в битве с Австрией, другой Радим, как упоминалось выше,— знаменитый епископ Гнезненский.

В. Н. Татищев упоминает имена еще трех князей, которые, по его мнению, могли быть родоначальниками радимичей. «Имя радимичи,— писал он,— могло от владетеля произойти, понеже в князех словенских подобных ему имен много находится яко Радегаст, Радомысл, Радослав». Таким образом, у восточных славян нам известны следующие имена князей или военачальников, которые могли дать свое имя поселениям: Радим — вождь радимичей; Радоегаст, Радомысл, Радослав — князья, упоминаемые В. Н. Татищевым.

Если даже признать, что все эти люди действительно существовали, то большинство названий, скорее всего, мы должны сопоставлять с именами князей Татищева, нежели с Радимом. Сюда относятся все названия с суффиксами -гощ (гост) (Радегощ, Радогост и др.), а также и Радомысль.

С именем Радима можно связывать только одно поселение — Радомля (быв.. Радимин), расположенное в устье р. Прони в Могилевской области. Разведки, произведенные на этом городище, обнаружили на нем два слоя: с ранней лепной керамикой и великокняжеский, XI—XII вв. Ни один из этих слоев не может быть сопоставлен с появлением радимичей в Поднепровье, время которого большинство исследователей относят к третьей четверти I тысячелетия н. э.

На приведенной выше карте видно, что на основной территории радимичей названия с корнем рад почтя не встречаются. Они расположены преимущественно вдоль границы Радимичской земли. Причем наибольшее их количество находится на Десне — на границе с вятичами, и на Сейме — на границе с северянами. По-видимому, радимичи не имели твердой границы ни с одним из этих племен и отдельные их группы проникали на территорию вятичей и северян. Пришельцы, а вместе с ними и местность, получали имя своего племени в отличие от аборигенов. Этому мирному проникновению жителей одного племени на территорию другого способствовала и та общность обрядов и обычаев, на которую указывал еще летописец: «И радимичи, и вятичи, и северъ один обычай имяху...».

Таким образом, анализ топонимических названий с корнем рад в Поднепровье также не дает оснований сопоставлять все эти названия с приходом радимичей из Польши. Скорее всего, мы здесь имеем дело с вполне определенным обычаем. Как известно, название того или иного народа встречается, как правило, или на границе территории этого народа, или за ее пределами, когда какая-то его часть попадает в чуждую среду. Так, видимо, было с рэдимичскими поселениями на территории северян и вятичей и кривичскими поселениями на территории радимичей. Анализ археологического материала, особенно украшений X—XII вв., сближает радимичские курганы скорее с более южными или даже юго-западными районами.

Археология пока не располагает данными для окончательного решения вопроса о месте, из которого расселились радимичи. Однако вполне определенно в материальной культуре радимичей нет западнославянских особенностей. Это, в частности, подтверждается результатами исследования генома современных жителей Брянской и ближайших к ней областей России, которые показывают, что число представителей восточнославянской гаплогруппы R1a1 в этих регионвх в несколько раз превышает число представителей заподнославянской гаплогруппы R1b. Данное обстоятельство практически исключает возможность прихода радимичей из регионов, заселенных западными славянами.

Исследователи уже давно обратили внимание на то, что систематическая повторяемость речных названий в определенном направлении может быть использована для реконструкции истории и путей расселения племен и народностей. Таким образом, единственным надежным источником для установления района, из которого пришли славяне в Посожье, пока является гидронимика и ДНК-генеалогия.

Сопоставление водных названий радимичского ареала на Соже и других районов Средней и Восточной Европы обнаруживает сравнительно небольшой участок Верхнего Поднестровья, где имеется около двух десятков речных названий, повторяющих гидронимы Посожья. Этот участок, по-видимому, и был прежним местом обитания тех славян, которые, поселившись на Соже, стали называться радимичами.

Изучение и картография повторяемых водных названий, привели к открытию двух ареалов, один из которых соответствует области расселения радимичей, как она вырисовывается по курганным материалам XI–XII вв. а другой занимает небольшой район Днестровского бассейна. Для иллюстрации приведем эти названия в виде пар, в которых вначале дается название из Верховья бассейна Днестра, а затем соответствующее водное название из ареала обитания радимичей в Посожье: Быстрица – Быстрица, Быстрая; Волоховка – Волошинка; Ворона – Вороница, Вороновад; Гвезна –Гнезна; Илемка – Ильменка; Козарка – Козарское; Липа Золотая, Липа Гнилая – Липа; Луковец – Луковец; Луква – Луковица; Мурафа – Муравка; Немия – Немейка, Немка; Нетеча – Нетеча; Реут – Реут; Сивка – Сивуха; Свинюха – Свинух; Снивода – Снивод.

 

К этому списку добавляется р. Случь (правый приток Припяти), верховья которой соприкасаются с выделяемым верхнеднестровским ареалом, с верхними притоками Хоморой, Козаркой и Луковцем. В Посожье им соответствуют Случь (приток Сожа), Хмора (Хмара), впадающая в Сож в Южной Смоленщине.

Верхнеднестровский ареал, сравнительно небольшой по площади, где сконцентрированы водные названия, послужившие прототипами для наименования рек и озер радимичского Посожья, видимо, и нужно считать прежним местом расселения славянского племени, которое, поселившись на Соже, стало называться радимичами.

Кроме Верхнего Поднестровья, нет подобного ареала, где бы речные названия были созвучны с названиями радимичского Посожья. Обратное движение населения из Посожья в Верхнее Поднестровье исключается и по гидронимическим, и по археологическим соображениям. В Поднестровье картографируемые гидронимы скученны, в радимичском Посожье заметно рассеяны. В радимичском Посожье среди рассматриваемых гидронимов имеются названия в уменьшительной форме (Муравка, Немейка, Вороновка), что обычно для вновь осваиваемых территории. Наконец, в Поднестровье известны значительно более ранние славянские памятники, чем в Посожье.

Вопрос о происхождении радимичей продолжает интересовать польских исследователей. Так, Я. Тышкевич предполагает, что далекие предки радимичей, действительно, могли жить где-то в бассейне Вислы. В IV—VI вв. они переместились в Поднестровье, а оттуда двинулись в бассейн р. Сож.

Поскольку радимичские древности в Посожье появились с IX в., нужно полагать, что переселение славян из области Верхнего Поднестровья в летописный ареал радимичей произошло в VIII в. Радимичская курганная культура в Посожье сложилась на месте в результате синтеза культуры славян-пришельцев с культурой предшествующего населения. В частности, семилучевые височные кольца получили здесь распространение уже в то время, когда радимичи заселяли Посожье.

Таким образом, если не рассматривать раннего (балканского) периода истории радимичей, то можно сказать, что в конце VII-VIII веков они начинают движение из Подунавья в   направлении, на север в район Верхнего Поднестровья, а затем и в Посожье. Синтез пришлых и аборигенных элементов привел к формированию тут племенных объединений северян, радимичей и вятичей.

Решительное изменение политической ситуации на юге Восточной Европы в начале IX в. привело к новому витку миграционного потока из степной зоны. В этих сложных условиях северяне, радимичи и вятичи практически завершили освоение Днепровского Левобережья и начали активную колонизацию регионов Верхней Оки и Среднего Дона. Именно в это время радимичи достигли на Днепре района Любеча, где возникает их мощный укрепленный центр, который, возможно, и был их столичным городом, а на Десне – района Чернигова, где пересеклись со встречным потоком переселенцев с правого берега Днепра.

Вероятно, дойдя до Чернигова, колонизационный поток племен повернул вдоль высокого правого берега р. Снов на северо-запад. После захвата в 882 г. Киева князь Олег, установив контроль над всей восточноевропейской торговлей с Византией, начинает упорную борьбу за подчинение своей власти окрестных славянских племен. Данниками Киева вскоре стали, кроме полян, древляне, радимичи и северяне, причем, судя по следам пожарищ на большинстве славянских городищ, это был далеко не мирный процесс.

Особой сложностью он отличался на Левобережье Днепра, где многочисленное племя северян не желало добровольно менять номинальную зависимость от хазар на беспредел «дикого полюдья», не ограниченного тогда, практически, какими-либо правовыми нормами и оказывало «новым властителям» отчаянное сопротивление, которое не смогли сразу сломать даже варяжские дружины Олега.

Это заставило их повернуть по правому берегу р. Снов на северо-запад и в районе летописного Стародуба замкнуть кольцо, вбив клин между землями северян и радимичей, между территорией молодого государства Русь и основным массивом северянских земель. При этом северянские центры Посновья были безжалостно уничтожены, а вместо них на седневских кручах основывается новое городище – в ур. Коронный Замок, ставшее опорным пунктом киевской великокняжеской администрации. Так р. Снов, более чем на полвека, стала границей между Русью и Северой, а Сновск – главной крепостью на ней.

Судя по материалам раскопок на детинце Новгорода-Северского и в его округе, городища в Среднем и Верхнем Подесенье были уничтожены уже в ходе походов Святослава Игоревича, а завершила разгром радимичей и северян уже дружина Владимира Великого под водительством воеводы Волчий Хвост. Так окончательно были покорены Киевской Русью эти племена, а Владимира Великий, к тому же, для закрепления своей победы надежно «заковал» их территорию несколькими линиями мощных крепостей, населенных «мужами лепшими», собранными сюда со всей Руси.

Литература

  1. Рыбакоў Б.А. Радзiмiчы // Працы сэкцыi археолёгii Беларускай АН. Т.3. – Мн.:1932, с. 81-151;
  2. Богомольников В.В. Радимичи. – Мн.: 2004.
  3. В.П. Коваленко. Северо-Восточная граница Руси в конце ІХ – Х вв //Славяне восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. – СПб, 2012
  4. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. – М.: Наука, 1982.
  5. Соловьёва Г.Ф. К вопросу о приходе радимичей на Русь // Славяне и Русь – М.: 1968, с.352–356;
Добавить комментарий

www.mglin-krai.ru

Кривичи, дреговичи, радимичи - Пан Дохва (aka Korg)

.

Кривичи были одним из самых крупных славянских пле­мен.

.

.Они занимали не только север Беларуси, но и соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и Смоленщину).

.Этот союз племен сформировался в результате объединения (ассимиляции) славян и местных балтских, а также западнофинских племен, постепенно славянизированных. Еще кривичи тесно сотрудничали с варягами.

Картинки по запросу

.Название «кривичи» разными историками объясняется по-разному. По одной из версий название происходит от имени прародителя славян-кривичей Крива, по другим - от имени первосвященника балтов Криве-Кривейте или от слова «кровные» (близкие по крови).

По вопросу о том, откуда пришли предки кривичей, существуют две основные точки зрения:Первая связывает их с Карпатами, вторая - с северной Польши. В первом случае они шли через Полесье, во втором - по морскому берегу вначале пришли на Псковщину, потом дальше на юг в Полотчину и Смоленщину.

Главными городами кривичей были Полоцк, Смоленск, Изборск и Псков. Именно в Полоцке возникло одно из первых княжеств на территории Беларуси - ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО.

.

Дреговичи - это еще один крупный союз славянских племен. В ходе Великого переселения народов они пришли в Полесье с юго-запада и расселились на северном берегу Припяти практически до Днепра.

.Ученые считают, что название "дреговичи", вероятно, имеет балтский корень "дрегува" (болото, ср. белор. "дрыгва" — трясина) и славянский суффикс "ичи"..У дреговичей главным городом был Туров - столица ТУРОВО-ПИНСКОЕ КНЯЖЕСТВО..

 Именно в Турове была создана первая книга на территории Беларуси - "Туровское евангелие".

.Радимичи - третье славянское племя, давшее начало беларускому народу.                     кривичанка                                    дреговичанка                                  радимичанка.Придя с запада, проживали радимичи в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков (Гомельская и Могилёвская области Республики Беларусь).

Исследователи считают, что название «радимичи» имеет балтское происхождение от "radimas" ­- нахождение, "radimviete" ­— местонахождение, то есть "местные, тутэйшыя". Летописи говорят о происхождении радимичей от мифического вождя Радима: «…радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо 2 брата в лясех, — Радим, а другий Вятко, — и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи…»

Крупнейшими городами радимичей были Кричев (Кречют, 1136), Славгород (Пропойск, Прапошаск, 1136), Гомель (Гомий, 1142), Рогачёв (1142) и Чечерск (1159).

pan-dohva.livejournal.com

Радимичи и вятичи. Славянские древности

Радимичи и вятичи

Радимичей летописец помещает по реке Сож, вятичей — по реке Оке. Однако в обоих случаях, особенно во втором, это весьма приблизительно. Бассейн Оки велик, и мы знаем, что там обитали также и финские племена мурома, мордва и меря. Более точно границу радимичей можно установить лишь на востоке с вятичами. Топонимика этой области и данные археологии показывают, что граница между ними проходила по водоразделу рек Снов и Ипуть, притоку Сожа. На западе граница между радимичами и дреговичами проходила примерно у Днепра и Березины; верховья Сожа на севере были уже кривичскими, а на северо-востоке Козельск, укрепленный пункт на Жиздре, в 1154 году уже известен как вятичский. О радимичах в летописи сообщается мало. Летопись не знает также ни одного большого укрепленного города радимичей. По всей видимости, радимичи были одним из слабых и зависимых племен. Они без сопротивления подчинились Киеву и уже в 885 году платили Киеву дань, которую раньше выплачивали хазарам. Вятичи занимали территорию, простиравшуюся на западе до водораздела между рекой Жиздрой и левыми притоками Десны, однако основная их часть занимала области по Оке вплоть до Коломны — Калужскую, Тульскую — и часть Московской губернии. Что касается Рязанской области, то хотя В. А. Городцов на основании археологических находок относит и ее к вятичам, но результаты современных исследований древнего диалекта Рязанской области весьма расходятся со сделанными им выводами. Это же относится и к изучению древнего диалекта на юге бывшей Орловской губернии[526]. Определить здесь границу поселений вятичей мы еще не можем. Однако здесь, на другом берегу Оки, так же как и на севере, поселения вятичей, несомненно, смешивались с поселениями северян и кривичей, причем в основном эти области были заселены еще не славянскими, а финскими племенами.

Летописец, объясняя наименования «радимичи» и «вятичи», называет их прямыми потомками Радима и Вятка. К этому он присоединяет легенду о том, что они были братьями, происходили от ляхов, то есть являлись выходцами из Польши, и что они пришли сразу со своими людьми и осели на Соже и Оке[527]. Достоверна ли эта легенда? Действительно ли радимичи и вятичи польского происхождения?

Теоретически можно себе представить, что в бурном движении славян и их развитии, наблюдаемом повсюду в V, VI и VII веках, одно или два племени могли уйти из переполненного западнославянского центра (например, в результате нашествия готов или аваров), пробиться через полосу русских племен и оказаться на востоке среди восточных славян и финских племен. Речь идет лишь о том, что вряд ли можно еще какими-либо данными, помимо летописной легенды, доказать такое предположение. В самой легенде слишком много вымышленных аналогий, чтобы ее можно было безоговорочно принять.

Никакими историческими данными эта легенда не подтверждается. Правда, с лингвистической точки зрения, вся область древних радимичей, так же как и соседних дреговичей, относится ныне к области белорусского языка, в котором имеется много совпадений с польским языком. Но это уже не относится к области, занимавшейся некогда вятичами, являющейся великорусской, в которой следы связей с польским языком значительно слабее.

Таким образом, совершенно ясно, что если в отношении радимичей летописная традиция до некоторой степени подтверждается данными лингвистики, то относительно вятичей такое подтверждение является значительно более слабым. Летописец, соблазненный их соседством, видимо, лишь по ошибке присоединил к ним вятичей. Во всяком случае, бросается в глаза, что в других местах летописи, звучащих гораздо более определенно, говорится о ляшском происхождении одних только радимичей. Наконец, выражение «радимичи и вятичи (происходят) от ляхов» не должно означать, что они пришли из Польши и являлись непосредственно польскими племенами, оно может означать, что они пришли от ляхов, то есть с той стороны, от польских границ. Весьма вероятно, что предки радимичей, а также дреговичей первоначально обитали на славянской прародине по соседству с поляками, находились под их влиянием и, по-видимому, составляли промежуточную полосу между поляками и чисто русскими племенами. Оттуда они продвинулись на восток и вклинились в среду остальных северных и южных русских племен. Принадлежность вятичей к этому клину остается спорной.

Остается также неизвестным, где образовался этот клин и когда эти племена пришли. Приход вятичей на основании данных археологии и лингвистики относится обычно к довольно позднему периоду, а именно к X и даже XI векам, но против этого можно привести тот довод, что об их приходе в древнейшей части летописи говорится как о старой традиции, а не как о чем-то имевшем место в летописный период. Я бы не колеблясь остановился даже на утверждении, что они пришли значительно раньше и приход их был уже связан с движением днепровского славянства, начавшегося в результате аварского или даже готского нашествия. Когда-нибудь археологи установят время прихода славянских элементов на Сож и Оку. Сейчас же от решения этой задачи мы еще довольно далеки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru