Древняя казахская одежда. Казахский национальный костюм: описание, история и интересные факты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Казахский национальный костюм: описание и фото. Древняя казахская одежда


описание, история и интересные факты :: SYL.ru

На протяжении многих веков казахский национальный костюм отличался простотой, удобством и некоторыми чертами, присущими исключительно ему. Сегодня мы познакомимся с ним поближе.

Общая характеристика

Для населения всех слоев была характерна общность формы и кроя наряда. К примеру, верхняя мужская одежда выглядела практически так же, как женская. Отличить дамский костюм от мужского можно было разве что по расцветке и отдельным незначительным элементам. Идентифицировать социальное положение и возраст владельца одежды удавалось лишь по некоторым деталям. В данной статье будет приведено описание казахского национального костюма с рассмотрением его отдельных составляющих.

Материалы

Казахский национальный костюм, история которого нас сегодня заинтересовала, традиционно шился из таких материалов, как кожа, мех, сукно и тонкий войлок. Все перечисленные ткани казахи изготавливали самостоятельно. Что касается привозных материалов – шелка, парчи и бархата, то использование их в одежде считалось доказательством высокого уровня дохода. Широкое применение получили также хлопчатобумажные ткани.

Казахи всегда высоко ценили кожу и мех животных. Шуба из шкуры называлась тоном, а из меха – шашем. Шубу из енота называли жанат тон, из лисицы – кара тулки тон, из верблюжонка – бота тон, и так далее. Бобровую шапку назвали камшат борык. Довольно много разновидностей одежды казахи шили из войлока. Его, как правило, производили из белой шерсти. Больше всего ценился пух с шеи овцы.

Вместе с материалами, которые ткали на примитивных домашних станках, в обиход вошли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные полотна, привезенные из-за границы. Их в основном покупали феодалы. Простые же люди довольствовались кожаными, меховыми и шерстяными самодельными предметами одежды.

На заре ХХ века казахи обычно шили одежду из фабричных хлопчатобумажных тканей, таких как ситец, бязь, кумач, миткаль и коленкор. Те, кто мог себе позволить, покупали бархат, шелк, атлас, тонкое сукно и парчу. Кроме того, широко применялись среднеазиатские ткани: мата, адрас, бекасаб, падшаи и прочие.

Женский головной убор

Как и у многих других народов, головной убор казахских женщин не только согревал голову, но и указывал на семейное положение. Замужние дамы в зависимости от родоплеменной группы могли носить разные его варианты, но девичий головной убор был практически одинаковым на всей территории страны. Девушки носили тюбетейки или теплые меховые шапки. Последние имели по околышу меховую отделку из выдры, бобра или лисицы. Меховая шапка, которую казахи называли бориком, считалась атрибутом зажиточных девушек. А тюбетейку (такыи) могли себе позволить все. Ее со стороны макушки украшали перьями филина, которые служили в качестве оберега.

Немного позже для украшения начали применять кисти из канители, серебряные монеты или позумент. Богатые девушки также носили тюбетейки. Только делали их не из дешевых материалов, а из бархата. Расшивали такие головные уборы золотом. На верхушке тюбетейки располагалась широкая вышитая лопасть из ткани, закрывающая всю верхушку и спускающаяся вниз.

После рождения первого ребенка женщина начинала носить кимешек – головной убор замужней казашки. В зависимости от возраста и региона отдельные детали кимишека могли отличаться, но он всегда состоял из двух частей. Нижняя была похожа на платок. А верхняя представляла собой тюрбан, который наматывался поверх платка. Обе части делались из белого материала. Кимешек можно встретить и сегодня на голове у пожилых казахских женщин.

Свадебный головной убор

Отдельно стоит отметить саукеле. Это женский свадебный головной убор, который представляет собой шапку конусовидной формы высотой порядка 70 сантиметров. Цена такого головного убора могла достигать и сотни отборных коней. Данный атрибут был обязательной составляющей приданого и подготавливался родителями задолго до вступления дочери в брак. Невеста надевала саукеле на свадьбу и последующие несколько лет носила его по важным праздникам. Он отличается ажурным металлическим навершием, височными подвесками, украшениями подбородка и диадемой, которую в богатых семьях делали из золота. В нем могли также присутствовать вставки из самоцветов, ниток жемчуга, кораллов и прочего. Корпус саукеле покрывали тканью. На него пришивали металлические накладные бляхи, к которым присоединяли камни. В богатых семьях они были драгоценными, а в бедных – полудрагоценными или вовсе отсутствовали. На затылочной части саукеле наносилось изображение головы рыбы, которое испокон веков считалось символом благоденствия. По спине от затылка спускалась лента из драгоценной ткани, которую обшивали золотистой бахромой.

В процессе изготовления саукеле участвовали различные мастера: вышивальщицы, закройщики, и даже ювелиры. Они применяли чеканку, литье, штамповку филигрань и прочие техники. Один головной убор невесты мог изготавливаться больше года. В дополнение к нему в обязательном порядке шли жактау – длинные подвески, которые крепились к саукеле по бокам и достигали пояса. По материалам, из которых изготавливали свадебный головной убор, можно было определить социальное положение невесты и ее семьи. Бедные делали его из сукна и украшали стеклянными аксессуарами, а богатые старались украсить столь знаменательный атрибут максимально дорого. Без саукале не был бы таким колоритным казахский национальный костюм. Сшить этот головной убор было настоящей честью для мастера.

Мужские головные уборы

Мужской головной убор казахов также был представлен в большом разнообразии. Представители сильного пола носили тюбетейки и всяческие шапки. Летний головной убор назывался колпаком. Он изготавливался из тонкого войлока. В основном он был белым и имел интересный старинный покрой. Зажиточные казахи украшали свои колпаки вышивкой ярких цветов. Зимние шапки казахских мужчин имели круглую форму и меховую опушку. В холодное время года популярностью пользовалась также шапка-ушанка. Назатыльник для нее делали из лисьего меха.

Еще один старинный головной убор казахов, башлык, делался сначала из верблюжьего сукна, а потом из верблюжьей ткани. Его можно было надевать прямо на другие не толстые головные уборы. Башлык защищал казаха от пыли, дождя и навязчивых солнечных лучей. Мужская шапка, имеющая меховую опушку, называлась также как и у женщин, бориком. А зимний меховой головной убор прозвали тымаком.

Теперь рассмотрим непосредственно казахский национальный костюм.

Женский наряд

В прошлом казашки ездили верхом так же, как и мужчины, поэтому женский костюм в обязательном порядке включал в себя штаны. Их делали из домотканого сукна, овчины, и хлопчатобумажных видов ткани. Штаны могли быть верхними (шалбар) и нижними (дамбал). Женские модели были укороченными (чуть ниже колен), широкими в верхней части и зауженными книзу.

В качестве главной верхней одежды казашек выступал шапан – широкий халат. Он имел прямой крой и длинные рукава. В теплое время года носили легкий халат, а в холодное – с шерстяной подкладкой, которая простегивалась вместе с верхом. Первые казахские шапаны имели открытый ворот, а более современные – отложной воротник.

Зимой женщины носили так называемую купе, которая обычно была на лисьем меху. Наиболее популярным был мех с лисьих лопаток. Широко использовались козлиные шкуры, но чаще всего – мерлушки. Богатые дамы могли себе позволить шубу из выдры и других ценных зверей. Для верхней части купе использовали сатин или хлопчатобумажные ткани. Изнутри купе обшивалась тканью только по краям, а снаружи ее обычно окаймляли выдровым или лисьим мехом. Дорогие купе украшались бархатным или позументными полосками. Казахский национальный костюм для девочки был таким же, как и женский.

Свадебный женский костюм

Обязательной частью приданого был свадебный халат, который заготавливали заранее. Такие наряды делали из дорогих видов ткани (плис, бархат, сукно, шелк, атлас). Обычно выбирали материал красного цвета. Иногда брали черный или полосатый шелк из Средней Азии. Халат шился по туникообразному покрою. Он имел длинные рукава и открытый ворот, без воротника. В южной и восточной частях страны халат набрасывали на голову, а на остальных территориях – на плечи. В начале двадцатого века в Семиречье отменили обычай одевать невесту в свадебный халат. В этих краях ходить в таком халате выпадала честь женщине, которая приглашала гостей на свадьбу. В нем она ездила по аулу и звала гостей. Такую женщину называли той.

Мужской казахский национальный костюм

До девятнадцатого века мужчины носили распашные нательные рубахи, которые назывались жейде. Позже они сменились на нераспашные рубахи туникообразного кроя. Последние имели отложной воротник. На ноги казахские мужчины надевали легкие нижние штаны. А поверх них надевались более теплые штаны из сукна, овчины, замши или плотных хлопчатобумажных видов ткани. Зажиточные казахи носили верхние штаны из бархата или замши, которые вышивались орнаментом. Поверх рубахи мужчины, как и женщины, надевали камзолы, которые могли быть как с рукавами, так и без них. Как правило, они имели закрытый ворот и стоячий воротник. Основным видом мужской верхней одежды был халат.

Казахи часто дарили друг другу халаты. Этим обуславливается богатство их украшения и орнамента, который часто служил оберегом. Социальные различия в мужской одежде проявлялись так же, как и в женской. Их можно было рассмотреть по качеству материала и отделке. В холодное время года казахские мужчины носили купе из овечьей или верблюжьей шерсти, крытую шубу (ишык) или тулуп из овчины (тон). Также они иногда надевали плащи из сукна.

Казахский национальный костюм не был бы полноценным без пояса из ткани или кожи. Обеспеченные люди носили пояса из шелка или бархата. Казахский национальный костюм для мальчика практически не отличался от мужского.

Обувь

Казахский национальный костюм дополняла обувь, которая у женщин и мужчин практически не отличалась. Кочевой образ жизни внес свои поправки в гардероб местного населения. Как правило, они носили сапоги, которые подходили для любого сезона. Обувь пожилых людей отличалась от обуви молодых высотой каблука. У вторых она могла достигать восьми сантиметров, а у первых была гораздо меньше. Еще одним распространенным видом обуви были ичиги – легкие сапожки без каблука, которые обтягивали ногу. Поверх них надевались кебис – кожаные колоши. При входе в дом их снимали.

Зимние сапоги были высокими и имели широкое голенище. Их надевали сверху на войлочные чулки. У самых первых моделей казахских сапог были загнуты носки. Молодые девушки украшали свою обувь вышивками и аппликациями. Более бедные казахи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. А самые бедные ограничивались сандалиями, которые представляли собой кожаную подошву с ремешками.

Декор

Казахский национальный костюм не был бы таким колоритным без украшений. Самыми распространенными из них являлись вышивки и аппликации. Их наносили на одежду, головной убор и обувь. Также женщины носили золотые, серебряные, медные, бронзовые, жемчужные перламутровые и стеклянные украшения. Из этих материалов делали подвески, серьги, кольца и браслеты. Особое внимание казахи уделяли украшению пояса. На него нашивали серебряные бляхи и декорировали орнаментом. Вид украшений обычно зависел от возраста и семейного положения владельца. Также были изделия, характерные той или иной территориальной группе населения.

Заключение

Вот мы и познакомились с национальной одеждой казахов. Напоследок стоит отметить, что в доме современной семьи может стоять разве что кукла в казахском национальном костюме. Сами же люди давно уже сменили одежду. Современные казахские национальные костюмы надеваются разве что на торжества. Наряды в традиционном виде можно встретить в аулах и у представителей старших поколений.

www.syl.ru

Казахский национальный костюм: описание и фото

Казахский национальный костюм – это не только предмет гордости местного населения, но и объект повышенного внимания со стороны как россиян, так и гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Что же такого необычного в данном наряде? И чем он отличается от привычного для нас сарафана или кокошника?

Данная статья направлена на то, чтобы во всех подробностях рассказать о таком оригинальном элементе культуры, как казахский национальный костюм, фото которого можно сейчас встретить в любом справочнике или путеводителе, посвященном данному уголку земного шара. В простой и понятной форме мы постараемся ответить на все интересующие читателей вопросы.

Общая информация

По мнению специалистов, занимающихся изучением нарядов разных народов, казахски национальный костюм является настоящим олицетворением всей истории данного полукочевого сообщества.

Конечно, с течением времени он видоизменялся и совершенствовался, и теперь с уверенностью можно утверждать, что он всецело адаптирован к условиям жизни и современных казахов, и непростому климату региона. Но и это еще не все. Дело в том, что казахский национальный костюм имеет собственную весьма интересную эстетику.

казахский национальный костюм

Современные материалы для изготовления

Многие знают о том, что у казахов издавна очень ценились шкуры тигра, сайги и кулана, темные меха куницы, енота, соболя, выхухоли и белые - хорька и горностая.

Конечно же, и по сей день самыми востребованными тут считаются изделия из куницы и соболя. Кстати, этот народ испокон веков владеет множеством техник изготовления шуб.

Казахски национальный костюм не так прост, как могло бы показаться на первый взгляд. Иногда приезжему человеку и невдомек, что есть что. Например, теплые тулупы из шкур крупных животных называются «тон», а вот из шкурок мелких пушных зверьков изготавливают «ишики». Даже сейчас местное, в основном сельское, население нередко шьет наряды из пуха лебедей, цапель и гагар.

Чем обходились люди раньше?

В былые времена при изготовлении шуб из козьей шкуры, казахи выщипывали из них длинные волоски, оставляя только подшерсток. Такая зимняя одежда называлась «кылка жаргак». Кроме этого, из козьих шкур выделывалась замша, из которой потом шились штаны, халаты и даже легкие плащи.

Меховые шубы сверху всегда покрывались парчой, сукном, шелком и проч.

Все шубы различались по виду ткани и ее цвету. Например, только знатные люди могли носить крытую синим сукном шубу, отороченную бобром. А самой ценной в приданом казахской невесты являлась меховая накидка под названием «бас тон», крытая высококачественным шелком.

казахски национальный костюм

Какими инструментами пользовались местные мастерицы

Казахский национальный костюм украшался специальной шелковой вышивкой. Рукодельницы при вышивании мелких узоров пользовались особыми пяльцами, которые в зависимости от формы изделия и очертания вышиваемого орнамента могли быть круглыми или прямоугольными.

Казашки всегда были великими мастерицами вышивки тамбуром, петля в петлю, которая осуществляется шилом с крючком и иглами.

Тамбурной вышивкой вышивались казахские головные уборы, нагрудные украшения и оборки женских платьев.

казахский национальный костюм фото

Украшение национальных костюмов казахов

Казахский национальный костюм для девушек, фото которого в последнее время достаточно часто встречаются в открытых источниках, украшался вышивкой гладью. Ею, кстати, вышивали и суконные мужские штаны под названием кимешеки.

При вышивке гладью и тамбуром в основном применялись растительные и геометрические узоры, контурные изображения животных и людей. А иногда вышивка и вовсе представляла собой целый сюжет.

казахский национальный костюм фото женский и мужской

Значение войлока и шерсти

Чем же еще может удивить казахский национальный костюм? Фото (женский и мужской наряд в данном случае практически идентичны) давних времен доказывают, что особой популярностью пользовался войлок, овечья и верблюжья шерсть.

Из войлока шилась верхняя одежда. Из верблюжьей шерсти скатывался шекпен – старинный вид одежды. Это был широкий длинный плащ для защиты от любой непогоды. Парадные шекпены были скатаны из окрашенной верблюжьей шерсти с обшитыми галуном швами.

Особенности местных нарядов

В целом национальный костюм любой общины во все времена выступал отличительной особенностью этих людей.

Костюмы высшего слоя населения данного государства характерно отличались более сильным акцентом нарядности, с использованием большого количества вышивки и меховых оторочек.

Казахский национальный костюм очень удобен не только для застолья или какого-нибудь празднества, но отлично подходит и для работы, и для ночевки в степи холодной ночью, и для длительной верховой езды. В основном он состоит из мужских шаровар или женской юбки, камзола и халата или шубы сверху. На голове обязательно должен быть головной убор, который к тому же подчеркивает социальный статус обладателя наряда.

казахский национальный костюм фото женский

Одежда для особых случаев

Хотелось бы подчеркнуть, что в разных жузах Казахстана у национальных костюмов кардинальных региональных отличий нет, хотя кое-где все-таки сохранились более архаичные элементы.

У казахов никогда не было специальной рабочей одежды. Также не существовало грани между праздничным нарядом и будничным, но парадный костюм должен был быть покроен более свободно, а декор и головные уборы должны были быть более объёмными. Праздничный наряд шился из шелка, бархата, парчи и дорогих мехов, а будничная одежда - из простых и более дешевых материалов.

Казахский траурный женский наряд был обычной будничной одеждой, из которой убирались все украшения. На похоронах мужчины его жена должна была распустить волосы, а его сестры и дочери снять девичьи шапочки и накинуть на плечи черные шали. Мужчины на похоронах опоясывались 3-4-метровым траурным кушаком из ситцевой темной ткани.

Обязательным элементом казахского национального костюма являлся пояс – белдык. Он шился из шерсти, шелка, бархата и кожи. К поясам взрослых мужчин цеплялись еще и подвесные кошельки, футляры для ножа и пороховницы. Пояса юношей не имели никаких подвесок. На ремне также были пряжки и накладки сердцевидной формы в виде зверей. Пояса для женской одежды, нур белдык, обычно делались из шелка, были более широки и нарядны. В большинстве случаев шились декоративной вязкой.

казахский национальный костюм фото для девочек

Мужской костюм казахов

Одним из главных элементов мужского казахского костюма выступает островерхий головной убор. Он напоминает саки или шапку древних скифов и называется мураком, или ай-ыркалпаком.

Носят ли дети казахский национальный костюм? Фото для мальчиков в данном случае будет выглядеть намного презентабельнее, чем для девочек. Почему? Все дело в том, что мужчины, независимо от своего возраста, одеваются не только красивее, но и функциональнее. Например, мужские шаровары у казахов имеют так называемые клинья, представленные специальными вставками из овчины, и называются «шалбар-сым». Эти элементы значительно помогают при длительной верховой езде, так как защищают кожу от стирания в длительных кочевках. Кстати, при ношении шаровары заправляют в сапоги.

Камзол казахских мужчин называется бешметом. На талии он стягивается поясом – шекленом. В древние времена кафтаны делались из кожи и окрашивались в яркие цвета. В холодное время года носится утепленная разновидность камзола – кокреше.

Кафтан и шаровары надеваются на нательное белье, которое изготовлено из шелковой или тонкой хлопчатобумажной ткани.

Неизменной частью любого казахского костюма выступает шуба. А ее заменителем у бедных слоев населения продолжает выступать длиннополый халат из войлока, отлично сохраняющий тепло.

Казахская обувь у мужчин и женщин никогда ничем особым не отличалась. Все носили украшенные вышивкой сапоги с небольшим каблуком или кожаные ичиги, которые напоминают носки или чешки.

казахский национальный костюм фото для мальчиков

Женский костюм казахов

Женским головным убором у казахов выступает жаулык. Он шьется из белой шелковой ткани и достался казахскому народу от древних тюркских племен.

Некогда на свадьбу женщины надевали на голову особый убор – саукеле, который был богато украшен золотой и серебристой бахромой. Иногда его приготовление занимало целый год. Девушки из хороших семей также носили борик – теплую шапочку, отороченную мехом.

Казахская женская юбка, белдемше, распахивается на две стороны. Поверх нее женщины надевают халат или камзол. Иногда казашки вместо юбки носят платье с расклешенной к низу юбкой – «кулиш койлек», или «жак-койлек» – длинный наряд с отложным воротничком и плиссированной кокеткой.

Женский халат называется шаланом. Зимой он носится с шерстяной подкладкой. Кстати, даже сейчас на свадьбу девушки в Казахстане надевают иногда халат красного цвета.

Верхняя женская зимняя одежда представлена шубой – купе. Она шьется из меха лисьих лап и покрывается сверху узорчатым сатином.

Все виды женской одежды должны были быть богато украшены люрексом, вышивкой и разного рода декоративными элементами.

казахский национальный костюм для девушек фото

Детские наряды

Особой популярностью и какой-то особой народной любовью пользуется на сегодняшний день казахский национальный костюм для девочки, выкройка которого достаточно незатейлива, а значит, сшить его можно и дома. Кстати, в последнее время наблюдается традиция ношения такого наряда не только во время сценических выступлений, но и в дни государственных праздников, когда улицы заполняются маленькими казашками в традиционном убранстве.

Как же выглядит детский казахский национальный костюм? Фото для девочек, как и для мальчиков (а со стороны мы, к сожалению, можем судить только по картинке), мало чем отличаются от взрослого убранства. В целом он повторяет форму и вид одежды родителей, только представлен меньшим размером.

Исключением выступает разве что наряд для новорожденных – ит койлек. Он шьется немного удлинённым, без окантовок и плечевых швов, из цельной хлопчатобумажной ткани (бязи, ситца или бумазеи).

казахский национальный костюм фото для девочек

Казахская обувь

Все мужчины казахи издавна носили кожаные сапожки – коксауыр, сшитые из зеленого цвета шагрени. Ее получали в результате просыпания проса на размягченную кожу и придавливания всего этого каким-либо тяжелым предметом.

Пожилые казахские мужчины носили игич – обувь, на которую при выходе из дома надеваются кожаные калоши кебе. Кстати, далеко не все знают о том, что старинные казахские сапоги никогда не различались на левый и правый и имели заостренные и загнутые к верху носки. Самой примитивной и бедной обувью являлись шокай – сандалии из сыромятной кожи.

Казахский национальный костюм: фото, женский и мужской стиль, основные особенности

казахский национальный костюм

Традиционные наряды Казахстана имеют несколько характерных черт. Перечислим некоторые из них:

  • Распашная и приталенная верхняя одежда, которая запахивается на левую сторону вне зависимости от пола.
  • Высокие шапки, украшенные перьями, драгоценными камнями и вышивкой.
  • Женские платья богато украшаются оборками, бахромой и каймой.
  • В ансамбле костюма очень мало цветов.
  • Одежда дополняется своеобразным национальным орнаментом – вышивкой, люрексовыми нашивками, узорчатым тканьем и разного рода ювелирными изделиями.
  • Пошив одежды выполняется с использованием кожи, тонкого войлока, меха, сукна из бараньей и верблюжьей шерсти.

fb.ru

Как называется казахская национальная одежда?

Традиционный казахский костюм отражает быт и культуру народа. В нем выражены верования и опыт трудовой деятельности. По одежде во все времена можно было определить статус человека, принадлежность к определенному сословию и классу. В статье речь пойдет о том, каким был казахский наряд, из чего состоял и чем отличался.

Как называется казахская национальная одежда?

Национальные казахские костюмы

Казахская одежда в древности

Даже несколько столетий назад бедняки отличались от богатых казахов своей одеждой. Первые носили наряды из местных материалов: кожи сайгака, меха выдры и лисы; использовался текстиль, хлопок. Состоятельные горожане были облачены в расшитый шелк, парчу и лен, отдавали предпочтение ярким цветам. Головные уборы и верхняя одежда были изготовлены из отбеленного овечьего меха.  Национальная одежда казахов отличалась по:

  • половой принадлежности;
  • предназначению: для пиров, верховых прогулок и светских мероприятий;
  • сезонности: летние вещи выполнялись из текстиля, в то время как зимние — из тонкого войлока, меха и кожи.

Для пиров знать надевала лучшие гарнитуры. Их расшивали цветными нитями, украшали драгоценными камнями и золочеными вставками. Для верховой езды предпочитали удобную и носкую одежду из войлока. Особенность любого наряда — распашная передняя часть. Все модели были длиной в пол. Рассмотрим отличие мужских и женских нарядов.

Читайте также: Казахский свадебный наряд попал в ТОП-5 самых красивых в мире

Казахская мужская национальная одежда

Как называется казахская национальная одежда?

Национальная одежда казахов

Летом вещи шили из легких тканей, а зимой — из войлока, текстиля, дополненного ватой и шерстью. Одежда состояла из нескольких предметов. Это:

  • Шапан — национальный халат с запàхом спереди. Отшивались модели из однотонных темных тканей, дополнялись оборками, лентами и вышивкой. Парадные шапаны шили из дорогостоящих привозных тканей, украшая их фурнитурой и поясом.
  • Мурак — высокий головной убор, закругленный кверху. Поля шапки приподняты, спереди имеется небольшой надрез. Края обшиты золотистыми нитями, парадный вариант шляпы дополнен инкрустацией.
  • Шалбар-сым — свободные шаровары с клиновидными кожаными вставками на внутренней поверхности бедра. Вставка предназначена для препятствия истиранию при продолжительной верховой езде.
  • Бешмет — верхняя одежда, стягивающаяся поясом. Выполнялась одежда из кожи и окрашивалась в яркие цвета.
  • Жейде — нижнее белье, выполненное из легких тканей. Представители среднего класса носили хлопковые жейде, а состоятельные казахи могли позволить себе белье из шелка.

Казахский национальный костюм включал в себя обувь — учиги — высокие сапоги из кожи и замши. Утепленная овчиной, с вставками лисьего меха, обувь была теплой и практичной. Для торжественных мероприятий обувь, как и одежду, украшали традиционными орнаментами. Витиеватые растительные мотивы, животные абстрактного вида и пейзажи — все это оживало на одежде благодаря кропотливому труду мастериц.

Казахи верили, что традиционные языческие символы на одежде могут привлечь к ним удачу и благополучие. Каждый отдельный символ имел свое значение, его подбирали с особой тщательностью.

Казахский женский национальный костюм

Как называется казахская национальная одежда?

Одежда казашек

Женские наряды были красивыми. Мастерицы не скупились на украшения в виде драгоценных камней, меха и декоративных вставок. Материалы изготовления костюмов — шелк, хлопок, кожа, лен, кружева. Традиционно рукава платьев казашек расклешены, края дополнены выточками из кружева ручной работы. Национальная одежда казахов, которая входила в гардероб каждой девушки:

  • Саукеле — свадебная шляпа, высотой до 50 см и более. На изготовление наряда уходило от нескольких месяцев до года. Статус невесты играл решающую роль в конструкции шляпы. Для богатых девушек ее украшали серебряными и золотыми подвесками, вышивкой. Вес саукеле — до килограмма и более.
  • Жаулык — повседневный головной убор простого кроя. Выполнялся из отбеленной хлопковой ткани и дополнялся вставками. Это летний наряд. Зимняя шапка из меха и кожи носит название борик.
  • Кулиш койлек — национальное платье с расклешенной спереди юбкой и запàхом. Вместо платья носили юбки — белдемше. Длина юбки от талии и до пола помогала скрыть от посторонних глаз фигуру девушки.
  • Шалан — женский халат с большим воротом. Зимой воротник украшали мехом и овчиной, а летом — оверлочивали яркими нитями.

В качестве обуви использовали ботинки и туфли на небольшом прямоугольном каблуке. Носок обуви имел остроконечную или овальную форму, загибался кверху. Летняя обувь выполнялась из текстиля, а зимняя — из кожи и меха. Казахский национальный костюм богачей был щедро украшен, в то время как гардероб простолюдинов состоял из нескольких скромных вещей.

Читайте также: 5 ситуаций, когда одежда меняет личность

www.nur.kz

Казахская национальная одежда

казахская национальная одежда

Национальная казахская одежда – это отражение традиций и исторических особенностей казахского народа. История национальной казахской одежды весьма богата, и при всем этом эти наряды актуальны и востребованы и в современной моде. В праздничной национальной одежде казахов использовалась вышивка, богатая отделка с множеством орнаментов. Изготавливался костюм из сукна, кожи, меха или войлока, а для богатых казахов – из привозных тканей, парчи и бархата.

Национальная одежда казахского народа

Ткань для изготовления одежды обычно ткали из шерсти верблюдов или баранов. Для теплых вещей использовали войлок. Помимо домотканого сукна, зажиточные казахи шили одежду из привозных материалов – шелка и шерсти. Небогатые люди носили одежду из меха, кожи, а также шерстяного полотна самодельного производства.

В конце 19 века в обиход казахов вошли ситец, бязь фабричного производства. Богатое сословие по-прежнему отдавали предпочтение шелкам, парче или бархату.

Казахская женская национальная одежда

Основной элемент женского костюма – койлек – это платье рубашечного покроя. Для торжественных случаев он был из дорогих материалов, для повседневной носки – из дешевых тканей.

Также девушки носили «камзол» – одежду, которая сверху пошита по фигуре, а книзу распахивается. Элементом казахского женского костюма также были штаны (нижние и верхние), которые особенно были незаменимы при верховой езде.

Еще один элемент женского костюма – шапан – прямой халат с широкими рукавами. Свадебный его вариант обычно был из роскошной красной ткани.

Головные уборы напрямую отражали семейное положение женщины. Незамужние девушки носили тюбетейки. Для свадебной церемонии надевали высокий убор невесты – «саукеле», который бы до 70 сантиметров в высоту. Став матерью, женщина надевала головной убор из белой ткани, в котором должна была ходить всю жизнь.

Казахские женщины очень много внимания уделяли украшениям. Девочки носили украшения с рождения, это обычно были магические обереги. После 10-летнего возраста девочка могла носить все украшения, которые соответствовали ее возрасту и социальному положению.

Волосы также не оставались без внимания, их украшали звенящими подвесками «шолпы» и «шашбау», которые помимо декоративной функции, служили еще и оберегами девичьих кос. Эти украшения создавали своеобразный звон-мелодию, которые соответствовали девичьей походке.

 

womanadvice.ru

Женская национальная одежда · Публикации · Портал «История Казахстана»

Как и в любой другой культуре одежда казахов в традиционном обществе выполняла несколько функций. Основная прагматическая функция одежды – защита человека от воздействия окружающей природной среды. Но, кроме этого, традиционный костюм играл и важнейшую «опознавательную» функцию: по тому, как и во что был одет человек, можно было определить не только его пол и возраст, но и социальный статус, родовую принадлежность.

Женский комплекс одежды включал штаны, нераспашную рубаху, часто служившую платьем, и верхнюю распашную одежду типа камзола и халата. Покрой рубахи-платья (көйлек) был туникообразный. Молодые женщины предпочитали красную или пеструю ткань, женщины среднего и пожилого возраста – ткань синего или белого цвета. С середины XIX в. платья стали шить из русского ситца. Состоятельные казашки шили платья из шелка, атласа, бархата, парчи. Ворот у платьев был глухой, его обшивали отложным, а с середины XIX в. стоячим воротником. Незамужние девушки прикрывали грудь специальным нагрудником, а замужние женщины – нагрудной частью головного убора. К концу XIX в. получил распространение новый покрой платья: платье стали делать отрезным, с лифом и отрезной по талии юбкой. Именно этот вид платья и считается до настоящего времени национальным казахским.

a56a170b3b4a99a2fb934c143ff035ba.jpg

Костюмы замужних казашек

(Семиречье, С.М.Дудин, 1907 г.)

Платья старого покроя обычно носили пожилые женщины. Судя по имеющимся фотографиям, костюм пожилых женщин отличался ветхостью, возможно, это связано с обычаем не подновлять одежду старых людей, однако при этом головной убор содержался в чистоте и порядке. Одежда вдов, напротив, отличалась не только ветхостью, но и видимой загрязненностью, так как до истечения срока траура они не имели права стирать и подновлять свою одежду.

Женщины и девушки часто ходили по дому в одном платье, но иногда поверх него надевали камзол, по покрою аналогичный мужскому, но чаще без рукавов (или с короткими рукавами) и с открытым воротом, встречались камзолы и с длинными рукавами, и на подкладке. Кроме длинных камзолов девушки и молодые женщины носили короткие безрукавки, доходящие до талии или середины бедер. Женские прямые и широкие халаты (шапан), с длинными рукавами отличались от мужских тем, что изготавливались из тканей более ярких расцветок. Халаты украшали каймой из ткани другого цвета. Богатые женщины праздничные «шапаны» шили из дорогих тканей, украшая их позументом, вышивкой и полосками меха. Особенно изысканно украшался халат невесты, который был обязательной частью ее приданого. Такой халат изготавливался из сукна, бархата, атласа, шелка обычно красного цвета, а также черного или полосатого среднеазиатского шелка. Свадебный халат шился с очень длинными ложными рукавами, зашитыми внизу, украшался вышивкой, мехом выдры или бобра, обшивался узорной тесьмой и позументом.

7df253b85415d08d8c79afbd04d9fe61.jpg

Богатые казашки в дорожных костюмах

(Семиречье, С.М.Дудин, 1907 г.)

Специальную зимнюю одежду – күпі и ішік – имели только девушки и замужние женщины из состоятельных семей.

Женская обувь не отличалась от мужской. Девушки и молодые женщины носили преимущественно сапоги етік, иногда на высоком (до 10 см) каблуке. Пожилые женщины носили сапоги с невысоким каблуком, но предпочитали мягкие сапожки мәсі и галоши кебіс.

В женской одежде более четко, чем в мужской, прослеживаются существенные различия в зависимости от возраста и социального положения человека, ее носившего. Наиболее ярко это заметно на примерах смены женщины, достигшей определенного возраста и общественного статуса, головного убора, ношения определенных видов украшений, в выборе цветовой гаммы костюма. Молодые женщины носили по возможности одежду ярких тонов, предпочитая красный цвет, после 30 лет ношение одежды красного цвета становилось неприличным; пожилые женщины старались одеваться более строго: носили одежду темного или белого цветов, со скромной вышивкой тех же тонов, выбирали простые украшения, без ярких вставок из камней и стекла. Максимальное количество украшений присутствует в свадебном костюме, что еще раз подчеркивает то, что свадьба была кульминационным моментом жизни женщины.

a635c9a8fa01cc89318a9055ea1b3a77.jpg

Замужняя казашка в национальном костюме

(Алтай, Н.А. Ермолин, кон.XIX в.)

Еще в середине XIX в. свадебный головной убор сәукеле (или, по крайней мере, шаль от сәукеле – жаулық), по возможности богато украшенный золотыми и серебряными пластинами, жемчугом, кораллами, драгоценными камнями, женщина продолжала носить до рождения первого ребенка. Саукеле бедных девушек украшали монетами, бусами, бисером, полосками галуна, оловянной фольгой. Если семья невесты не могла себе позволить оплатить изготовление саукеле, то головным убором невесты становилась обыкновенная шаль, нередко русского образца. Среди представленных в каталоге иллюстраций есть фотография рисунка В.В.Верещагина, на котором изображен редкий тип головного убора невесты. Этот головной убор имеет прямоугольную форму верхушки, что нехарактерно для казахских сәукеле, и лицевую занавеску. С другой стороны, он имеет характерные элементы, присущие традиционным казахским саукеле: налобную диадему и височные украшения.

279206f6c0c8722c987d08278dcc48c0.jpg

7a5188ac170972428a444bfbfe825975.jpg

Замужние казашки в национальном головном уборе

("Туркестанский альбом", рис. В.В.Верещагина)

С появлением первенца или, достигнув возраста 25-30 лет, женщина надевала головной убор замужней женщины, который не снимала до старости. Такие головные уборы имели территориальные различия, но всегда шились из белой ткани. На большей части Казахстана замужние женщины носили кимешек, который плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи.

Источник:

Казахская традиционная культура в собраниях Кунсткамеры. И.В. Стасевич. Национальный костюм  - Алматы, 2008.- с.224

e-history.kz

Мужская национальная одежда · Публикации · Портал «История Казахстана»

Казахи при изготовлении верхней одежды, обуви и головных уборов все еще использовали традиционные материалы домашнего изготовления — шкуры, кожу, войлок, армячину. Но в основном шили одежду из фабричных хлопчатобумажных тканей: ситца, бязи, миткаля, плиса; широко использовали и ткани среднеазиатского производства: адрас, бекасаб, шаи (шохи).

Мужская одежда состояла из нательной рубахи (көйлек) и штанов, верхней плечевой распашной одежды и шаровар. Верхняя распашная одежда носилась навыпуск, полы запахивались слева направо. Штаны и нижние (дамбал), и верхние (шалбар) шили одинаковыми по покрою, широкими в шагу и у пояса, недлинные штанины обычно заправляли в сапоги. Шалбар изготавливали из верблюжьей домотканой материи, кожи, замши, а с XIX в. — из бумажных тканей темного цвета или из яркого бархата. С этого времени получают распространение верхние штаны русского покроя.

Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является камзол или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов. В холодное время года носили камзолы на толстой подкладке из шерсти или меха. Камзол был сугубо домашней одеждой; выезжая за пределы аула, мужчина обязательно надевал поверх него другую одежду.

c73096cdb5ac8747db7d23aebe4ebd16.jpg

Жених в свадебном костюме

(фотография из альбома Кауфмана, 1871-1872 гг.)

Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный длинный халат прямого покроя с длинными и широкими рукавами — шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти и ваты. Казахи носили халаты во все времена года. В холодную погоду мужчины надевали на себя по несколько халатов. А состоятельные казахи, желая подчеркнуть свой статус, даже в теплое время года носили 2-3 халата, причем сверху надевали самый дорогой шапан.

b9e7dbaa753c76a7b5bab3f9968d26c4.jpg

Мужские костюмы 

(Семиречье, С.М.Дудин, 1907 г.)

Одной из древнейших форм одежды является күпі — род утепленной верхней одежды, сшитой из естественным образом свалявшейся шерсти овец или верблюдов. Күпі шили на подкладке, покрывали сверху армячиной из верблюжьей шерсти или бумажной тканью.

Обычной зимней одеждой были нагольные тулупы — тон. Шили такие тулупы из дубленой овчины шерстью внутрь. Более состоятельные казахи носили крытые шубы ішік из ценных пород меха. Покрывали ішік сукном, бархатом, сатином.

Обязательной частью мужского костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Кожаные пояса кісе с подвесками-сумочками (оқшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, черненым узором и чеканкой. Такие пояса были обязательной принадлежностью выходной одежды казаха-воина, охотника и скотовода.

Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапочка — тақия/кепеш. До середины XIX в. казахи носили высокие тюбетейки с остроконечной верхушкой, постепенно обычной становится тюбетейка с плоской макушкой, сшитая из четырех треугольных клиньев или выкроенная в виде круга. Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные шляпы (қалпақ) и шапку с меховой опушкой , зимой надевали шапки особого покроя (тымақ или малақай). Тымақ шили из тульи и четырех больших лопастей, скроенных из войлока и крытых тканью. Лопасти обшивались мехом. 

89dbf37f46b6e0737c61ef70c5106bc0.jpg

Казах Алимурат в суконном халате с меховой опушкой и малахае

(фотография из альбома Кауфмана, 1871-1872 гг.)

Наиболее престижным мехом считался лисий малахай. Покрой тымақа имел региональные особенности, по нему можно было судить о родовой принадлежности казаха.

66c8e32bcb690b34aa7bd3555876d957.jpg

Казах в национальном головном уборе

("Туркестанский альбом", рис. В.В. Верещагина)

В XIX в. казахи Среднего и Младшего жузов еще носили старинный головной убор — башлық (называвшийся также далбай, жалбағай, далбағай, күлепара), изготавливаемый из верблюжьего сукна и других плотных тканей. В XIX в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки (киіз байпақ).

Источник:

Казахская традиционная культура в собраниях Кунсткамеры. И.В. Стасевич. Национальный костюм — Алматы, 2008.- с.224

e-history.kz

Одежда казахов

Во второй половине XVIII в. торговля русских с казахами и народами Средней Азии становится постоянной, а в первое десятилетие XIX в. количество привозного сырья быстро возрастает. Видное место в русском экспорте занимали хлопчатобумажные ткани, которые оставляли далеко за собой другие товары (хлеб, кожи, сукна, металлические изделия). Ткани эти конкурировали с тканями из Средней Азии и Кашгара.По мере проникновения капитализма в Казахстан, товары из России стали вытеснять среднеазиатские изделия. Так, если А. И. Левшин в начале XIX в. писал, что бедные носят одежду из домотканого сукна и войлока, то в середине XIX в. материалом для одежды казахов стали, главным образом, покупные ткани.В конце XIX — начале XX вв. казахи шили одежду в основном из хлопчатобумажных тканей фабричного производства: ситца, бязи, кумача, коленкора, миткаля, плиса. Богатые покупали бархат, шелк, парчу, хорошие сукна. В обиходе было немало и среднеазиатских кустарных тканей-маты, бязи, полушелковых адрас, бека-саб, падшаи. Однако и материалы домашнего изготовления — шкуры, кожи, войлок и армячина сохраняли былое значение, особенно в изготовлении теплой верхней одежды, обуви и головных уборов.Комплекс мужской и женской одежды казахов в XVIII—XIX в. был довольно устойчив и однороден по всей территории Казахстана. Изменения в костюме XVIII—XIX в. происходили в деталях покроя, выборе материала, менее — в составе предметов одежды. Социальные различия в одежде заключались в основном, в качестве материала и отделки, количестве одежды, носимой одновременно, и особенно ее запасов, но не отражались на покрое.Одежда мужчин состояла из нательной рубахи двух типов, нижних и верхних штанов, легкой верхней одежды, более узкой и широкой прямоспинной верхней типа халатов из различных материалов. Обязательной частью костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки.В конце XVIII — начале XIX в. мужчины носили распашную рубаху (жейде, жегде) из легкой светлой, чаще белой ткани, просторную длинную с широкими рукавами. Покрой жейде-туникообразный, характерный для всей одежды казахов.Для станины сгибали пополам длинные полотнища, делали небольшой поперечный разрез для ворота, а спереди — вертикальный разрез до середины. К полотнищу вверху пир прямым углом пришивали рукава из одного куска ткани, согнутого пополам со швом внизу. С боков обычно вставляли узкие боковые полотнища, суживающиеся к верху, верхний срезанный углом край боковины вшивался в рукав, как ластовица. Длина жейде была до колен или середины голени, носили ее навыпуск.Ворот обычно был открытым, с треугольным вырезом, обшитый полоской той же ткани. Иногда обшивку ворота украшали цветными нитками или нашивали цветную тесьму. Но шили жейде и с глухим воротом. Спереди пришивали завязки из двух-трех пар тесемок".Второй тип нательной рубахи, "кейлек"— нераспашная с прямым размером на груди, распространяется в XIX в. Вероятно, она была известна и в XVIII в., ее упоминает Георги, но как изредка встречающийся элемент одежды12. С середины XIX в. койлек быстро вытесняет распашную рубаху, которая к концу XIX в. становится редкостью. Нераспашную рубаху шили из бумажных фабричных и кустарных тканей — белых и пестрых. Ворот всегда был глухой, его обшивали вначале с довольно широким отложным воротником, с конца XIX в.— преимущественно с узким стоячим. Покрой ее был таким же, как у жейде. Исследователи быта казахов середины XIX в. отмечали большую ширину и длину рубах.Нижние и верхние штаны отличались только материалом и размерами. Кроили их в виде двух прямоугольных кусков ткани, которые складывали пополам, а между ними вшивали большой ромбовидный клин. В другом случае форма средней вставки представляла собой длинный прямоугольник, узкие стороны его пришивали к поясу. К покрою второго типа прибегали тогда, когда ткань была узкой или нужна большая ширина (например, для зимних меховых шаровар). Дополнением покроя были треугольные клинья, вшивавшиеся между штанинами и шагом.На поясе был широкий рубец для пропуска плетеных шнурков или специально вытканной узкой узорной тесьмой (бау). Нижние штаны (дамбал) шили из тех же тканей, что и нательная рубаха. Верхние (шалбар) в XVIII в. делали из верблюжьей домотканой матерки и кожи. До середины XIX в. богатым предметом считался шалбар из тонко выделанной замши желтого цвета с очень длинными штанинами, которые внизу имели разрезы снаружи. Штанины расшивали шелковыми узорами растительного орнамента, концы нередко обргавали красивой тесьмой, галуном, оторачивали мехом. Кожаные нарядные шалбар носили навыпуск. В XIX в. штаны преимущественно стали шить из плотных бумажных тканей темного цвета, а богатые щеголи — из яркого бархата (в 50—60ух гг. это считалось еще новшеством). Кожаные постепенно исчезают из быта, и в конце XIX — начале XX в. были уже редкостью.Зимние шалбар шили из овчин мехом внутрь (тері шалбар), а со второй половины XIX в.— также из плотных тканей на толстой стеганой подкладке из шерсти.Поверх рубахи мужчины надевали легкую распашную одежду (камзол) средней длины. Сведения об этой одежде в литературе появляются с середины XIX в. Название ее в разных областях Казахстана разнообразно, наиболее распространенный термин — бешпент и камзол (в дальнейшем мы будем называть ее камзолом). Вероятно, казахи носили его ранее XIX в.Шили камзолы всегда из тканей преимущественно однотонных, темных, у молодых были поярче, реже пользовались полосатыми или пестрыми тканями. Они имели матерчатую подкладку, нередко утепленную тонким слоем шерсти или ваты.В первой половине XIX в. камзолы имели туникообразный покрой, но уже с середины XIX в. наиболее обычным становятся приталенные, что достигалось за счет покроя спинки — из одной полосы ткани, срезанной к талии и расширяющейся к плечам и подолу, но чаще спинку сшивали из двух продольных половинок, каждая из которых имела выем с обеих сторон.Спинку и полки кроили отдельно и сшивали на плечах и с боков, причем иногда для расширения подола вставлялись дополнительно треугольные клинья. Полки также раскраивали от талии к подолу.Камзолы шили с длинными узкими рукавами или в виде коротких безрукавок. В Южном и Восточном Казахстане часто носили камзолы с коротким, до локтя, рукавом (шолак жен. камзол). У камзолов с рукавами преобладал глухой ворот, обшитый стоячим воротником, реже для ворота делали глубокий треугольный вырез и обшивали полоской ткани. Спереди камзол застегивался на пуговицы. Украшались мужские камзолы очень редко.Казахские камзолы по покрою не отличаются от казакинов татар, у которых этот вид одежды был основным. Влияние татарской культуры в распространении такой одежды несомненно. Но, очевидно, камзолы татарского покроя сменили какую-то иную форму одежды. Узкая плечевая одежда с рукавами — один из древних элементов костюма кочевников, прослеживаемая с раннего железного века (например, синий кафтан в талию всадника, изображенного на войлочном ковре из Пазырыкского кургана, был свойствен тюркам Тянь-Шаня VI—VIII вв., судя по каменным бабам).Камзол был домашней одеждой. Выезжая куда-нибудь, мужчина надевал поверх него другую одежду.Верхняя выходная одежда казахов различалась главным образом по материалу: халаты шили из ткани, плащи — из домотканого сукна и войлока, зимнюю — из меха. Для всех ее видов был характерен туникообразный покрой, описанный выше и типичный для плечевой одежды всех народов Средней Азии. В. Л. Сычев, предложивший классификацию распашной туникообразной одежды народов Азии, считает, что этот тип покроя, в основе которого одно перегнутое полотнище (западно-азиатский тип), генетически связан с древнейшей формой одежды скотоводов из одного куска войлока, первоначально глухой, с прорезом для головы.Самый распространенный и обязательный элемент верхней мужской одежды — просторный, длинный халат (шапан). Халат шили из разнообразных тканей, легких и плотных, различных расцветок, но преимущественно однотонных и более темных. Шапан утепляли слоем шерсти или ваты. Теплые халаты с толстой прослойкой шерсти обычно простегивали вместе с верхом продольными швами на расстоянии 5—6 см. Рукав был очень длинный, к кисти он суживался почти вдвое. Ворот чаще выкраивали в виде треугольного выреза и обшивали полосой той же ткани, простеганная в несколько рядов, она образовывала воротник. В Семиречье и Восточном Казахстане   встречались   халаты   с   широким   отложным воротником (кайырма жага).Шапан носили во все времена года. Он является универсальной верхней одеждой. Если не было меховой одежды, то зимой носили несколько халатов, один на другой. У казахов Северного и Центрального Казахстана шили очень длинный и широкий шапан на толстой подкладке, который надевали поверх шубы или тулупа во время зимней непогоды.Халат из дорогой ткани был престижной одеждой. Состоятельные люди, чтобы подчеркнуть свое богатство, даже в теплую погоду носили несколько халатов "первый камзол бывал обыкновенный, дешевый, ситцевый, второй подороже — суконный, третий — шелковый и, наконец, почетный, полученный от начальства, а за отсутствием такового — халат парчовый или бархатный.Раньше на халаты, очевидно, использовались и домотканные сукна, но в XIX в. из верблюжьей армячины шили только одежду типа плаща (шекпен). Он отличался от халата тем, что отсутствовала подкладка или была очень тонкая, одевали его летом для защиты от жары и дождя и зимой в непогоду.Одной из древнейших форм зимней одежды были куш, сшитый из естественно свалявшейся шерсти овец или верблюдов. В XIX в. Купі покрывали бумажной тканью. Шили и "шидем купі" из домотканого сукна. У казахов племени найман до XX в. бытовали кут, покрытый слабо свалянной кошмой (талдырма киіз). В отличие от халата Kyпi чаще имел глухой ворот с завязкой у горла со стоячим или отложным воротничком.Наиболее обычной зимней одеждой были нагольные тулупы (тон). Шили его из дубленых овчин шерстью внутрь, богатые — из шкур четырех-пятимесячных ягнят. На тон уходило 5—6 шкур взрослой овцы. Ворот тона обшивался широким отложным воротником из той же шкуры. Встречались тулупы и без воротника, вероятно, это наиболее древняя форма, исчезающая из быта.В конце XIX в. казахи начали приобретать тулупы русского покроя, с отрезным по талии и сборенном по шву подолом, но старая форма прочно удерживалась в быту.Крытые шубы (шік) носили более зажиточные люди. Для них преимущественно использовались меха более ценные (из шкур пушных зверей, волчьей, из лисьих лапок),. Покрывали ішік сукном, бархатом, блестящим сатином. Пришивали широкий отложной воротник из пушистого меха со спинок лисы, меха выдры. Последним обшивали края иногда.В XVIII — начале XIX в. в быту казахов было несколько видов одежды из конских шкур. Из них шили узкие, прилегающие вещи (типа прямоспинного камзола) и широкие просторные дохи. Особенно нарядными считались кафтаны из шкур жеребят, которые сшивались таким образом, что гриву (жал) располагали вдоль спины и рукавов (жаргак; или культа жаргак). Такую одежду носили обычно всадники. Тайжак, или тайтері — большие дохи из шкур годовалого стригуна. Одежда из жеребячьих шкур стала исчезать уже в первой половине XIX в., русские наблюдатели, изучавшие быт казахов в 50—60 гг. прошлого столетия, редко упоминают жаргаки.Казахи шили халатообразную одежду и из хорошо выделанных шкур коз типа замши. В конце XVIII — начале XIX в. такая одежда была уже редкостью и лишь щеголи носили кожаные халаты — такыр жаргак, расшитые шелками.Оригинальным и древним элементом зимней одежды казахов является кебенек — войлочный плащ, очень удобный для скотовода в непогоду. Его шили преимущественно из белого тонкого войлока. Кебенек были широкими и длинными, полы спускались до щиколоток. К глухому вороту иногда пришивали капюшон. Надевали его поверх зимней одежды. Кебенек надежно защищал от ветра и снега.Многие виды верхней одежды казахов не имели застежек, а просто запахивались и подпоясывались. К длинному кожаному ремню (кісе) прикреплялись особые подвески-сумочки для запаса пороха и пуль, ножны и табакерка. Их формы и расположение однотипны, что говорит о древности юсе. Нередко сам пояс и подвески украшались медными посеребренными, реже серебряными бляхами.В XVIII — начале XIX в. кісе был обязательной принадлежностью выходной одежды скотовода, воина и охотника. К середине XIX в. в связи с изменением казахского быта он утрачивает свое прежнее значение, подвески начинают выполнять чисто декоративную роль, что отметил еще Чокан Валиханов. Появляются кожаные пояса и без подвесок. Юсе все больше превращается в парадный, поэтому его больше украшают. Богатые люди начали приобретать и заказывать широкие пояса, обшитые бархатом, покрытые вышивкой, серебряным набором, вставками из цветных камней.Матерчатые кушаки, очевидно, были сначала элементом домашнего костюма, а в XIX в. получают широкое распространение. Хлопчатобумажную ткань скручивали в жгут и обвивали два-три раза по талии. На юге и западе Казахстана носили и специально вытканные шелковые и бумажные пояса фабричного производства с бахромой на концах25.Мужчины наголо брили голову и постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапочка (такыя). На северо-востоке Казахстана еще в конце XIX в. встречались тюбетейки из кожи и конского волоса, раньше они, очевидно, имели более широкое распространение.Тюбетейки сшивались из двух основных частей — цилиндрического невысокого околыша и макушки. До середины XIX в. носили более высокие тюбетейки с остроконечной верхушкой, позднее обычной становится плоская макушка, сшитая из четырех треугольных клиньев, реже выкраивалась в виде круга. Нарядные тюбетейки украшались цветной строчкой, вышивкой, золотом и серебряной канителью.До середины XIX в. бытовала легкая шапочка, по форме похожая на тюбетейку, но большего размера, с конусообразной макушкой и узким меховым околышем, расширяющимся с боков. В это время тюбетейка уже имела ограниченное распространение, составляя часть праздничной одежды.Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом носили шляпу из тонкого белого войлока (калпак) с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние широкие части отгибались, образуя широкие поля. Последние обшивали полосой черной или красной материи. Тулью украшали нашивкой цветного шнура или ткани по шву.Знатным людям колпак расшивали шелком и канителью, нередко шили из бархата. Во второй половине XIX в. покрой войлочной шляпы изменяется, ее стали сшивать из четырех клиньев. Поля оставались по-прежнему с двумя разрезами, но могли быть и сплошными.Наиболее обычным головным убором являлся "бөрік", который носили в любое время года. Шили его на войлочной основе, снаружи покрытой тканью, шапка имела форму длинного колпака.Нижнюю часть" обшивали мехом пушных зверей, но шла и овчина. Возможно, исходной формой "бөрік" были шапки, целиком меховые изнутри, такие вещи еще встречались до XX в., но позднее подкладку тульи заменили подкладкой из простеганной шерсти.Зимняя шапка (тымак) представляет собой наиболее оригинальный головной убор, характеризующий казахскую одежду. Сшивали ее из тульи и четырех больших лопастей, скроенных из войлока и крытых тканью. В XIX в. войлок нередко стали заменять подкладкой из простеганной на ткани шерсти или ваты. Лопасти обшивались пушистым мехом, преимущественно лисьим. Две из них закрывали уши, передняя опускалась на лоб как козырек, а задняя — самая широкая и длинная, закрывала шею и верх спины. Основные черты покроя были одинаковы у всех казахов, но в деталях (формах и размерах лопастей, силуэт тульи) существовали некоторые локальные особенности, отражавшие старые родоплеменные отличия.Тымак — идеальный зимний головной убор для людей, вынужденных проводить много времени на открытом воздухе в условиях суровой погоды. Он надежно защищает голову и шею, его лопасти спадали на воротник зимней одежды, не оставляя зазора.В старинный комплекс мужских головных уборов казахов Среднего и Младшего жузов входил башлык (далбай, жалбагай) из верблюжьего сукна и других плотных тканей, чаще темного цвета, покроем напоминающий тымак. Длинные лопасти-наушники заканчивались длинными тесемками. Башлык надевали поверх других шапок в непогоду, летом и зимой. К XIX в. этот элемент одежды постепенно исчезает.В качестве обуви мужчины носили кожаные сапоги, которые шили на одну колодку без различия на левый и правый. Обычно на головки шла кожа коровы или лошади, голенища делали из более легкой бараньей или козлиной кожи. В XVIII — начале XIX в. носили сапоги на высоких острых каблуках с заостренными, загнутыми вверх носками, такой фасон был удобен для верховой езды. Носили и другие с низким каблуком, удобные для ходьбы. С середины XIX в. широко используют кожи производства   русских   фабрик,   меняется  и  фасон.   Шьют  более простые   с   широкими   тупо   закругленными   носками   и низким каблуком.  Нарядные сапоги были из красной и зеленой шагрени, у богатых щеголей — даже с бархатными голенищами.Сапоги различались по сезонам. Летние были более короткими и узкими с ровными голенищами, зимние — высокие,   с  резко  расширяющимися  кверху  голенищами (саптама   етік),   поскольку  их  надевали  поверх  войлочных чулок   (киіз байпак).  Байпак выкраивали из цельного   куска   тонкой   мягкой   кошмы   и   сшивали   одним швом, проходившим вдоль подошвы и голенища (сзади). Войлочные   чулки   закрывали   ноги   почти  до   паха,   на 10—15 см выступая за верхний край сапога.Домашней обувью служили бескаблучные сапожки (мәсі). Выходя из дома, человек надевал поверх них специальные кожаные калоши (кебіс) с твердой подошвой и каблуком.В Южном Казахстане и Семиречье небогатые люди пользовались и войлочными сапогами (киіз етік): голенище и пятку делали из одного куска со швом впереди, носок пришивался отдельно. Подошву изготовляли из сыромятной шкуры, снятой с головы и ног крупного рогатого скота.Сохранились сведения и о кожаных поршнях (шокай, шарке) из сыромятной шкуры коровы или лошади, которые носили самые бедные пастухи с войлочными чулками, при пастьбе скота в горах надевали и поверх кожаных сапог, чтобы предохранить их от порчи.

bankreferatov.kz