Виды древних парусников. Что такое парусное судно? Типы парусных судов. Большое многопалубное парусное судно
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какие существуют виды кораблей? Виды древних парусников


Какие существуют виды кораблей? :: SYL.ru

Историки говорят, что мореплавание и судоходство как отдельные отрасли человеческой деятельности зародились около пяти тысяч лет тому назад. Первыми людьми, бросившими вызов водной стихии, были, по всей видимости, жители древнего Египта и Месопотамии. Вначале вполне насущные потребности, а затем тяга к неизведанному и жажда обретения новых богатств и сокровищ побуждали наших предков строить лодки, поднимать паруса и пускаться в дальние путешествия. Постепенно люди осваивали моря, открывали новые земли. Они научились ловить ветер и прокладывать путь по звездам. С тех пор человечество проделало огромный путь в освоении Мирового океана, овладело искусством проектирования и строительства разных видов кораблей для достижения экономических, военных и других целей. Именно этот огромнейший путь и будет рассмотрен в данной статье, поэтому, прочитав ее, вы точно найдете для себя что-то новое и интересное – то, чем можно будет поделиться с друзьями и близкими людьми. Ведь история – это всегда актуально и захватывающе.

Как вы лодку назовете…

Люди, не совсем сведущие в морском деле, склонны называть кораблями всякое увиденное более или менее большое плавучее средство. Но настоящие морские волки только ухмыльнутся, послушав такие объяснения. Так что же такое корабль и какие есть виды кораблей? Самым емким термином, который охватывает полную номенклатуру плавсредств, является «судно». Даже водные велосипеды – это суда. Любое сооружение, которое имеет водонепроницаемый корпус и перемещается, опираясь на водную поверхность (в том числе, под водой), относится к данной категории. Известно также такое понятие, как «воздушное судно». Этот термин применим к аппаратам, призванным покорять воздух.

Понятие «корабль», если речь идет о плавсредстве, имеет более узкое значение и применяется для обозначения, как правило, военных и крупных морских судов. В эпоху парусного флота так называли трехмачтовые боевые единицы с прямым парусным вооружением. Современный русский язык вполне допускает применение понятия «корабль» в отношении гражданских судов разного назначения, несмотря на распространенную среди военных моряков точку зрения о том, что данное средство – это исключительно транспорт, несущий военно-морской флаг. При этом словосочетание «военный корабль» также является корректным и употребляется в том числе и как юридическое понятие.

По каким признакам классифицируют морской транспорт

Гражданские суда принято классифицировать по назначению. Различают транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и плавсредства технического флота. Транспортные суда, в свою очередь, бывают грузовыми, пассажирскими, грузопассажирскими и специальными. Они составляют основную часть флота. Существует множество видов кораблей, занятых грузовыми перевозками. Это балкеры (созданы для навалочных грузов), контейнеровозы, лихтеровозы (перевозят плавучие контейнеры-баржи), рефрижераторные и трейлерные корабли, лесовозы. К грузовым относят также наливные виды морского транспорта: танкеры и газовозы. Если судно способно взять на борт более двенадцати пассажиров, то его относят к пассажирским. При этом грузопассажирским называют то, у которого грузу отводится более 40 % площади. Пассажирские корабли обслуживают регулярные линии, в том числе – трансокеанские. Другой класс таких судов предназначен для туристических круизов. Существуют также плавсредства для местных сообщений. К специальному морскому транспорту относятся паромы (в том числе железнодорожные), транспортные буксиры и буксиры-толкачи. Таким образом, можно сделать вывод, что существует огромное количество разновидностей и классификаций кораблей, остается лишь узнать о них подробнее.

Первые парусники

Наиболее древние изображения парусных судов относят к третьему тысячелетию до нашей эры. Место их появления - долина Нила и побережье Персидского залива. Древние египтяне строили лодки из папируса и снаряжали их парусом. На них они могли не только передвигаться по Нилу, но и выходить в море. Известно об их экспедициях вдоль северо-восточного побережья Африки.

Пальму первенства среди древних мореплавателей заслуженно завоевали финикийцы. Они создали новые виды кораблей. Такие средства имели весла и прямоугольный парус. Они строили не только торговые лодки, но и военные корабли. Именно им приписывают разработку галер и изобретение тарана. Существует мнение, что финикийцы первыми обогнули всю Африку.

Греки переняли у финикийцев искусство строительства кораблей. Они смогли освоить Средиземное и Черное моря, пройти Гибралтар и достичь Британских островов. Они создали биремы и триремы – галеры с двух- и трехъярусным расположением рядов весел. Это были первые виды военных кораблей.

Основным движителем судов оставались гребцы на веслах, но с развитием и усовершенствованием парусного оснащения возрастала и роль ветра. Устанавливались морские торговые пути в Индию и на Дальний Восток, сокращались сроки морских переходов.

Северные мореходы

Несколько позже моря завоевывают викинги. Они создали лучшие виды парусных кораблей своего времени. Наибольшую славу снискали драккары – боевые морские плавсредства, отличавшиеся высокой быстроходностью, надежностью и легкостью. Они были приспособлены для захода в реки и причаливания к пологим берегам. При необходимости северные воины переносили их на руках. Вдоль бортов закреплялись щиты, а весла пропускались в специальные люки, что защищало гребцов во время боя. Для торговли и перевозки переселенцев викинги строили кнорры – более широкие и тихоходные, по сравнению с драккарами, суда. Кнорры обладали большей осадкой и вмещали до 40 человек. Парусная оснастка позволяла ходить под углом 60 градусов к ветру. Мачты были съемными.

Викинги могли долгое время находиться вдали от берега, ориентируясь по солнцу и ночным светилам. Они использовали наблюдения за повадками морских животных и птиц, учитывали морские течения, приливы и отливы. На своих лодках они достигли Исландии, Гренландии и Северной Америки. Проложили путь из варяг в греки, уверенно чувствовали себя в Средиземноморье.

Эпоха великих открытий

Пятнадцатый век ознаменовался великими морскими путешествиями и открытиями. Это стало возможным благодаря созданию новых, более совершенных видов морских кораблей, способных пересекать океаны. Именно тогда научились строить трехмачтовые суда. Изменился способ формирования обшивки корабля – доски набирались не внакрой, а вплотную одна к другой. Название типа обшивки стало поводом для наименования транспорта нового типа – каравелл. Самыми большими грузовыми судами в то время были трехмачтовые португальские карраки, имевшие две палубы. Корпус кораблей имел округлую форму – соотношение длины к ширине составляло от 2:1 до 2,5:1. Это позволяло улучшить мореходные качества, повысить безопасность длительных морских путешествий. Основными военными видами водного транспорта по-прежнему оставались гребные галеры, носящие паруса.

Корабли эпохи Возрождения

Основные черты парусного флота, который сохранился вплоть до середины 19 века, были обозначены в шестнадцатом веке. Именно в этот период европейские государства формируют регулярные морские флоты. Судостроители освоили новые типы кораблей с большим водоизмещением. Парусная оснастка включала разные типы парусов – традиционные прямоугольные и косые. Были созданы специальные морские пушки, которые начали размещать в несколько ярусов, очистив от них верхнюю палубу.

Основными видами кораблей 16 века были военные галеры и галеасы, военно-транспортные галеоны, каравеллы и карраки, транспортные ааки и флюйты.

В это же время военный флот получил боевое судно принципиально нового типа – линейный корабль. Его предназначением было завоевание господства в море за счет уничтожения вражеского водного транспорта артиллерийским огнем. И хотя первые образцы были далеки от совершенства как с точки зрения мореходных качеств, так и с точки зрения парусной оснастки, обозначилась главная тенденция развития военного флота. Теперь корабль становился самостоятельной боевой единицей, чья мощь определялась не наличием гребцов и пехоты на борту, а его пушечным вооружением и выучкой экипажа.

Новое время

В последующие десятилетия происходило дальнейшее развитие идей, заложенных корабелами Ренессанса. Виды кораблей 18 века впечатляют своим разнообразием, функциональностью и эстетическим совершенством.

В 18 веке линейные суда достигли предельно возможных для деревянных плавсредств размеров. Они были защищены броней, получили пушечное вооружение разных калибров. Отдельные линкоры несли до 130 пушек. Наиболее мощным был Британский флот, имевший в своем составе до 100 линкоров. В это же время Россия заявила о себе как о великой морской державе, захватив господство на Балтике и в Черном море. В эпоху Петра было построено около 60 линейных кораблей.

Основными видами парусных военных кораблей были фрегаты, корветы и шлюпы. Фрегаты, имевшие задачи захвата водных пространств, стали впоследствии самыми распространенными. От линкоров их отличало наличие одной орудийной палубы. Отдельной ветвью их развития стали корветы – более быстроходные единицы с меньшим пушечным вооружением. Дозорную службу, разведку и борьбу с пиратами вели шлюпы. На них также возлагались транспортные и экспедиционные задачи. Для борьбы с другими военным водным транспортом они не привлекались.

В торговом флоте широко использовались шхуны. Их отличительной особенностью было наличие не менее двух мачт с косыми парусами. Крупные перевозки грузов возлагались на барки. Для особо важных персон начали строить яхты – быстроходные комфортные суда. Они трансформировались в современные виды кораблей. Фото выше демонстрирует одну из элитных яхт тех времен.

В флибустьерском дальнем синем море…

История парусного флота неразрывно связана с пиратством. Конечно, никаких пиратских кораблей специально никто не строил. Джентльмены удачи приспосабливали для нужд морского разбоя разные виды кораблей – то, что попадало в их распоряжение. Захватить судно могла взбунтовавшаяся команда. Изредка это происходило с участием самого капитана. Но чаще всего пираты совершали захваты в море. После этого корабли, как правило, переделывались. Перестройка сводилась прежде всего к приспособлению палубы под установку мощной артиллерии и расширению места для размещения абордажной команды. Для этого со средства убирались все кормовые и носовые надстройки, срезались элементы украшений. Устанавливались дополнительные пушки по ходу корабля вперед и назад. Такелаж менялся с целью придать судну большую быстроходность. Судя по всему, пираты не испытывали недостатка в необходимых материалах – их они также добывали разбоем.

Наиболее распространенными видами пиратских кораблей были бригантины, шхуны и шлюпы. Крупные плавсредства были редкостью в пиратском флоте. Не брезговали корсары и небольшими фелюгами, баркасами и пинасами.

Кроме боевых, пираты использовали транспортные корабли. Как правило, это были захваченные голландские флюйты, а также их британские аналоги – флайботы.

Военные средства современности

Современные виды военных кораблей, с точки зрения решаемых задач и вооружения, довольно разнообразны. Перечень их внушителен.

Основу мощи современного флота составляют авианесущие корабли и крейсеры (в том числе подводные). Они нужны для завоевания стратегического превосходства на море, нанесения ударов по территории противника, решения широкого круга военных задач. Эскадренные миноносцы (эсминцы) действуют в составе ударных авианесущих групп, могут самостоятельно уничтожать надводные и подводные вражеские суда, обеспечивают противоракетную и противовоздушную оборону, поддерживают высадку десанта. Специально для борьбы с подлодками и защиты их соединений используются большие и малые противолодочные корабли. Ракетные предназначены для нанесения неожиданных ракетных ударов на дальних расстояниях от целей. Противоминную оборону обеспечивают минно-тральные виды. Дозорную службу несут сторожевые плавсредства. А для перевозки и высадки десанта используются десантные корабли. Кроме того, современный флот немыслим без судов разведки и управления.

Заправлены в планшеты космические карты…

Еще в древности наши предки мечтали о полетах. Сказка о летучем корабле определила название летательного аппарата, которому суждено было покорить небо. Понятия «космический корабль» и «небесный корабль» использовал Константин Циолковский для обозначения аппаратов, способных совершить пилотируемый полет в космическое пространство. Если говорить о видах космических кораблей, то для начала необходимо обратиться к понятию «космический аппарат». Под ним понимают устройство, которое призвано выполнять разные задачи в космосе, а также на поверхности небесных тел. К категории таковых относятся и искусственные спутники Земли, и межпланетные станции, и планетоходы. Космический аппарат, который предназначен для транспортировки грузов или людей в космос, называется космическим кораблем. Его главным отличием являются герметичные отсеки или отсеки, поддерживающие режим жизнеобеспечения.

Виды космических кораблей классифицируются по типу доставляемых грузов, способу управления, по возможности возвращения и многоразового использования. Они бывают грузовые, автоматические и пилотируемые. Пилотируемые корабли содержат в своем составе спускаемые аппараты. Также существуют многоразовые грузовые и пилотируемые корабли. Среди наиболее известных можно назвать «Восток», «Союз», «Аполлон», «Шеньчжоу», «Спейс Шаттл».

Заключение

Мы познакомились лишь с некоторыми - самыми известными - видами кораблей. Список их можно продолжать весьма долго. И вряд ли он получится исчерпывающим. Потому что полет человеческой фантазии безграничен, а задачи, которые ставит жизнь, побуждают конструкторов и инженеров находить новые решения. Кто знает, какими будут корабли всего через каких-нибудь сто лет. и какие новые пространства им придется покорять... Об этом в настоящее время можно только догадываться. Главное - знать, какие есть виды кораблей сейчас. А об этом мы вам рассказали.

www.syl.ru

Виды парусных судов

Виды парусных судов (для просмотра изображения кораблей в полном формате жми на фото)

aak        Аак – (нидерл. aak) — одномачтовое плоскодонное судно, использовавшееся на Нижнем Рейне для перевозки вин. По конструкции - небольшое грузовое судно клинкерной постройки с полукруглой люковой палубой, плоскодонное, без фор- и ахтерштевней. Посредством носовой и кормовой штук судовое днище по обеим концам плоско и наискосок поднималось начиная от шкафута. Не имел боковых швертов, нес простой шпринтовый парус и фока-стаксель. Короткий бушприт давал возможность нести кливер, и обычно такелаж ааков был подобен такелажу судов побережья. Старейшее изображение аака относится к 1530 г.

barksedov

        Барк (нидерл. bark) — трёх-пяти-мачтовое большое морское парусное судно для перевозки грузов с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение. Крупнейшие барки, которые по-прежнему в строю, — «Седов» (Мурманск), «Крузенштерн» (Калининград).  

 

 

 

barkentina        Баркенти́на (шхуна-барк) — трёх-пятимачтовое (иногда шестимачтовое) морское парусное судно с косыми парусами на всех мачтах кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса. Современные стальные баркентины имеют водоизмещение до 5 тыс. т и оснащаются вспомогательным двигателем. 

 

 

 

brig        Бриг - (англ. brig) — двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте — грота-гаф-триселем. В литературе, особенно художественной, авторы нередко называют этот парус контр-бизанью, но следует помнить, что у судна с парусным вооружением брига нет бизань-мачты, а значит нет и принадлежностей этой мачты, хотя функциональная нагрузка грота-гаф-триселя брига точно такая же, как и контр-бизани фрегата.

 

brig        Бригантина (итал. brigantino — шхуна-бриг, brigantina — бизань) — лёгкое и быстроходное судно с так называемым смешанным парусным вооружением — прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). В XVI—XIX веках двухмачтовые бригантины, как правило, использовались пиратами (итал. brigante — разбойник, пират). Современные бригантины — двухмачтовые парусные суда с фок-мачтой, имеющей вооружение, как у брига, и грот-мачтой с косыми парусами, как у шхуны — грота-триселем и топселем. Бригантин с бермудским гротом в наше время, по-видимому, не существует, хотя ссылки на сам факт их существования встречаются.

galeon        Галеон — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Великой Армады, произошедшем в 1588 году. Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов он достигало до 2000 тонн). Первое упоминание о нем относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал форштевень галер. Длинный бушприт нес парус — блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. С задней стороны кормовая стенка надстройки украшалась резьбой и балконами. Галеоны использовались вплоть до XVIII века, когда они уступили свое место более современным судам с полным парусным вооружением.

jonka        Джонка - (малайск. djong, искажённое кит. чуань - судно), деревянное парусное грузовое двух-четырёхмачтовое судно речного и прибрежного морского плавания, распространённое в Юго-Восточной Азии. В эпоху парусного флота Д. использовались для военных целей; на современных Д. перевозятся грузы, нередко они служат и для жилья. Д. имеют небольшую осадку, грузоподъёмность - до 600 т; характерные особенности - очень широкие, почти прямоугольные в плане, приподнятые нос и корма, паруса четырёхугольной формы из циновок и бамбуковых реек.

iol        Иол - (голл. jol), разновидность двухмачтового парусного судна с косыми парусами. Положением кормовой мачты (позади оси руля) Иол отличается от кеча, у которого кормовая мачта находится впереди оси руля. Парусное вооружение типа Иола имеют некоторые крупные яхты и промысловые суда.

 

 

karavella        Караве́лла (итал. caravella) — 3—4 мачтовый однопалубный универсальный парусный деревянный корабль, способный к океанским плаваниям. Каравелла имела высокий нос и корму для сопротивления океаническим волнам. Первые две мачты имели прямые паруса, а последняя — косой парус. Каравелла использовалась в XIII—XVII веках. В 1492 на 3-х каравеллах было совершено трансатлантическое плавание Колумба. Помимо мореходности, каравеллы обладали высокой грузоподъемностью.  

 

karakka        Каракка (исп. Carraca) — большое торговое или военное парусное трехмачтовое судно XVI-XVII веков. Водоизмещение до 2 тысяч (чаще 800-850) тонн. Вооружение 30-40 пушек. Судно могло вместить до 1200 человек. Судно имело до трёх палуб и было рассчитано на длительные океанские плавания. Каракка была тяжёлой на ходу и обладала плохой маневренностью. Тип такого судна был изобретен генуэзцами. 1519—1521 каракка «Виктория» из экспедиции Магеллана впервые совершила кругосветное плавание. На каракке впервые были применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях. (альт к картинке Каракка "Виктория", воссозданная по испанским образцам XVI века)

kech        Кеч, кэч (англ. ketch), двухмачтовое парусное судно с небольшой кормовой мачтой, расположенной впереди оси руля. Парусное вооружение типа К. (бермудское или гафельное) имеют некоторые рыболовные суда, крупные спортивные яхты.

 

 

 

fleit        Флейт — тип парусного судна, имевший следующие отличительные черты:

* Длина этих судов в 4 — 6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусами уже довольно круто к ветру. * В такелаже были введены изобретённые в 1570 году стеньги * Высота мачт превосходила длину судна, а реи стали укороченными, что позволило сделать узкие и удобные в обслуживании паруса и сократить общее число верхней команды. Первый флейт был построен в 1595 году в городе Хорне, центре судостроения Голландии, в заливе Зсйдер-Зе. Парусное вооружение фок- и грот-мачт состояло из фока и грота и соответствующих марселей, а позже на больших флейтах и брамселей. На бизань-мачте выше обычного косого паруса поднимали прямой парус крюйсель. На бушприте ставили прямоугольный парус блинд, иногда бом-блинд. На флейтах впервые появился штурвал, что облегчило перекладку руля. Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3 — 3,5 м, грузоподъемность 350—400 т. Для самообороны на них устанавливали 10 — 20 пушек. Экипаж состоял из 60 — 65 человек. Суда этого типа отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью, большой вместимостью и использовались, главным образом, в качестве военно-транспортных. На протяжении XVI—XVIII веков флейты занимали господствующее положение на всех морях.

fregat        Фрегат — военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением и одной орудийной палубой. Фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Своё происхождение фрегаты ведут от лёгких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII века. С ростом морских флотов и их радиуса действия, характеристики дюнкеркских фрегатов перестали удовлетворять адмиралтейства, и термин начал трактоваться расширительно, означая, фактически, любой лёгкий быстроходный корабль, способный к самостоятельным действиям. Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооружённые примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. В дальшейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли и ко времени наполеоновских войн они имели около 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и носили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века. Подобно нынешним крейсерам, фрегаты являлись наиболее загруженным типом кораблей парусного флота. В мирное время фрегаты, как правило, не ставились на прикол, подобно линейным кораблям, а применялись для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надёжность и скорость фрегатов делали их популярными судами для исследователей и путешественников. Например, французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на фрегате «Будёз» (Сердитый) в 1766—1769, а знаменитый фрегат «Паллада», на котором в 1855 году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в 1832 году как личная яхта императора Николая I. В британском Королевском Флоте, который имел, по многим свидетельствам, самое большое число фрегатов в мире, они имели ранги с четвёртого по шестой.

shlup        Шлюп (малый корвет) (голл. sloep, от sluipen - скользить) — трёхмачтовый военный корабль второй половины XVIII — начала XIX веков с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 т. вооружение 10—28 пушек. Использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно. Кроме этого, Шлюпом называется тип парусного вооружения - одна мачта и два паруса - передний (стаксель при бермудском вооружении, кливер при прямом вооружении) и задний - (cоответственно, грот и фок). (альт к картинке - Советский шлюп "Предприятие") 

shuna        Шхуна (англ. schooner) — тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт с косыми парусами. По типу парусного вооружения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и еще одним дополнительным прямым парусом — брамселем. При этом в ряде случаев марсельную и брамсельную двухмачтовые шхуны (особенно с брифоком) можно спутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов (гафельных или бермудских) шхуна может быть и марсельной (брамсельной). Первые суда с шхунным такелажем появились еще в XVII веке в Голландии и Англии, но широкое применение шхуны получили в Америке. Они имели две мачты с гафельными парусами и использовались для каботажных перевозок. В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трехмачтовые шхуны, реже четырех-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну «Томас У.Лоусон». «Томас У.Лоусон» предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебедками, электрической системой и даже телефонной сетью! После первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.

yahta        Яхта (нидерл. jacht, от jagen — гнать, преследовать) — первоначально лёгкое, быстрое судно для перевозки важных персон. Впоследствии — любое парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристских целей. Наиболее распространены парусные яхты. Первые упоминания о спортивных парусных яхтах относятся к XVII веку. Современное использование термина Яхта В современном использовании термин Яхта означает два различных класса судов: парусные яхты и моторные яхты. Традиционные яхты отличались от рабочих судов в основном назначением — как быстрое и комфортабельное средство перевозки богатых. Практически все современнные парусные яхты имеют вспомогательный мотор (подвесной мотор) для маневрирования в порту или движения с небольшой скоростью в отсутствие ветра. Парусные яхты Парусные яхты делятся на крейсерские, имеющие каюту, и рассчитанные на дальние походы и гонки, прогулочные и гоночные — для плавания в прибрежной зоне. По форме корпуса различают килевые яхты, у которых днище переходит в балластный киль (точнее фальшкиль), повышающий остойчивость яхты и препятствующий её сносу (дрейфу) при ходе под парусами, мелкосидящие (швертботы), с выдвижным килем (швертом) и компромиссы, имеющие балластный и выдвижной кили. Существуют двухкорпусные яхты — катамараны и трёхкорпусные яхты — тримараны. Яхты бывают одно- и многомачтовые с различным парусным вооружением.

 

Назад к оглавлению книги

Текст материала взят с сайта   http://yachter.ru/articles/1411/

 

lifesource.ru

Что такое парусное судно? Типы парусных судов. Большое многопалубное парусное судно

Едва лишь человечество поднялось над уровнем каменных дубин и начало осваивать окружающий мир, оно сразу поняло, какие перспективы сулят морские пути сообщений. Да даже реки, по водам которых можно было быстро и сравнительно безопасно передвигаться, сыграли грандиозную роль в становлении всех современных цивилизаций.

парусное судно

Значение парусников для человека

Мы не знаем и, вероятнее всего, не узнаем уже никогда, где и как появилось первое парусное судно. Но лишь одно бесспорно – человек, который его придумал, по своему влиянию на будущее цивилизации сравним с изобретателем колеса. Последний, к слову, тоже нам неизвестен, но память о нем вечна. Парусным кораблем, кстати, называется судно, движимое силой ветра.

Именно парусники обеспечили возможность развития цивилизации. Первыми из древних мореходов, которые в совершенстве освоили искусство «ловли ветра», стали греки и, возможно, шумеры. Впоследствии пальму первенства взяли финикийцы, а также викинги, которые, согласно современным исследованиям, доплывали на своих драккарах до побережья Северной Америки задолго до Колумба. Так что парусное судно – тот вид транспорта, на котором человек впервые пересек Атлантику и Тихий океан, именно на таких кораблях Магеллан впервые совершил кругосветное «турне».

большое многопалубное парусное судно

Первые «парусники»

Первыми судами, способными ходить под парусом, были, скорее всего, галеры. Началось все с простейших гребных лодок Древнего Египта, а закончилось… считается, что последние корабли такого типа использовались и после изобретения парового двигателя, так что служили они человечеству очень долго.

Галеры были судами, предназначенными для эксплуатации исключительно в условиях прибрежного мелководья, а у египтян они и вовсе часто были плоскодонными. Конечно же, выдающихся мореходных качеств у таких кораблей не было. Парус у них был самый примитивный, прямой, позволял ходить под ветром только в том случае, когда последний был попутным. Так что описанные нами ниже типы парусных судов галер не предусматривают. Как-никак, считать их полноценными парусниками невозможно.

Классификация парусных судов

Впоследствии судостроители мира овладевали все более сложными технологиями, позволявшими им строить корабли со все более лучшими мореходными качествами. Следует привести на страницах этой статьи простейшую классификацию судов, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы:

  • Корабль (фрегат). Да-да, далеко не каждое парусное судно могло так называться. Так именовались только те корабли, у которых было три мачты. Паруса – исключительно прямые, но на бизани, сверх того, имелась и «косая» оснастка, позволявшая ходить галсами. Какие еще были типы парусных судов?
  • Барком также назывался корабль с тремя мачтами, но на первых двух были только прямые паруса, а на третьей – исключительно косые.
  • Бриг – почти то же, что фрегат, только парусное двухмачтовое судно. На бизани также есть косой парус, но вся остальная оснастка – только прямая.
  • Шхуной назывался любой корабль с количеством мачт от двух. Но при этом не менее чем две из них должны были нести косые паруса.
  • Полуторамачтовые суда. У них грот и бизань как бы «слиты» в одну конструкцию.
  • Одномачтовые суда. Как нетрудно догадаться, мачта у них была только одна. Как правило, паруса были самыми простыми, прямыми.

парусное двухмачтовое судноТак уж сложилось, что наиболее распространенным типом в истории мирового мореплавания стало парусное двухмачтовое судно. Такие корабли были значительно проще фрегата или шхуны в постройке, а при удачном расположении парусной оснастки они отличались лучшей подвижностью и скоростными качествами.

Галеоны и революция в мореплавании

Первое парусное судно, предназначенное специально для длительных океанических переходов, – это именно галеон. Считается, что первым кораблем такого класса стала каракка Mary Rose 1512 года постройки, принадлежавшая англичанам. Впрочем, португальцы уверены, что именно им принадлежит честь создания галеонов, так как они первыми построили каравеллы.

Но появились все эти корабли далеко не на пустом месте, так как возможность их строительства возникла только тогда, когда судостроение уже впитало в себя многие технические достижения и открытия тех лет. Например, галеон - это первое многопалубное парусное судно. Чтобы огромная конструкция, сделанная целиком из дерева с минимальным использованием дефицитного железа, попросту не развалилась, корабелы должны были обладать очень высокой степенью профессионального мастерства.

Открытия в области возведения корпуса корабля

Считается, что классическая схема строительства судов, когда сперва делается корпус, а затем он обшивается, была придумана византийцами примерно к концу первого тысячелетия нашей эры. До этого умельцы корабли собирали, первоначально делая именно корпус, а уж потом в его конструкцию «внедряли» каркас. При этом сложно было достичь высокой точности, а потому корабли с высокими мореходными качествами получались достаточно редко.

мачты парусного суднаПредел совершенства тех лет - небольшое двухмачтовое парусное судно, на котором уже можно было совершать недалекие морские переходы, но все же его специализация – каботаж.

Быстрее всего на византийскую схему перешли на юге Европы, где такие корабли строили уже с XIV века, англичане стали этим заниматься где-то с 1500 года, а в Северной Европе корабли с простейшей клинкерной обшивкой кое-где конструировали в 16 веке. Изначально названия судов, сделанных по византийской технологии, всегда содержали в себе корень «карвел», что означало строительство каркаса с его последующей «гладкой» обшивкой досками. Отсюда – каравелла, сравнительно небольшое парусное судно, обладавшее прекрасными мореходными качествами.

Преимущества нового способа

Судостроители получили массу преимуществ, когда окончательно перешли на каркасную сборку судов. Самое важное – каркас с первых дней постройки позволял наглядно оценить облик будущего корабля, его обводы и водоизмещение, сразу же выявить возможные недостатки конструкции. Помимо этого, новая технология позволила многократно увеличить размеры кораблей за счет использования прочного и «пружинистого» каркаса, который нивелировал даже очень сильные нагрузки.

Кроме того, на обшивку можно было пускать значительно менее широкие доски, что позволило резко удешевить строительство и прекратить вырубку вековых дубрав. Например, небольшое двухмачтовое парусное судно, построенное по такой методике, можно было «срубить» из сравнительно дешевой сосны и березы, причем его мореходные качества при этом не ухудшались.

небольшое двухмачтовое парусное судно

О квалификации рабочих

Наконец, можно было использовать труд значительно менее квалифицированных рабочих: непосредственно за проектирование отвечало всего несколько человек, а плотники только занимались обшивкой. При строительстве кораблей ранних типов каждый из них должен был быть практически виртуозом своего дела. Выросшая технологичность постройки позволила также делать значительно больше огромных морских кораблей.

Каждое такое большое многопалубное парусное судно по своей боевой мощи превосходило не один десяток ранних неуклюжих посудин, которые, по большому счету, годились только для каботажного плавания.

Пороховая артиллерия и парусники

Уже в 14-15 веках в морском деле начинает активно распространяться пороховая артиллерия, но ее долгое время размещали исключительно в палубных настройках, которые изначально предназначались для лучников. Этот приводило к сильной «децентрализации», делало корабль очень неустойчивым даже при сравнительно слабом волнении.

Вскоре орудия начали размещать по продольной оси орудия, но все равно на верхней палубе. Однако вести из пушек прицельный огонь при этом было крайне затруднительно, так как для этой цели использовались круглые отверстия, прорубленные в бортах. В мирное время их затыкали деревянными пробками.

типы парусных судовНастоящие порты для орудий появились только к началу 16-го века. Это нововведение дало дорогу созданию крупных и хорошо вооруженных линейных кораблей. Такое большое многопалубное парусное судно прекрасно подходило как для морских сражений, так и для экспансии на земли будущей Латинской Америки.

Гиганты Средних веков

Но первое упоминание о классическом галеоне встречается в исторических документах, датированных 1535 годом. Его преимущества быстро оценили испанцы и англичане. В отличие от прочих кораблей тех лет, этот был значительно ниже, с «правильными» обводами корпуса, которые обеспечивали минимальное гидродинамическое сопротивление на ходу. Мачты парусного судна такого типа несли смешанную парусную оснастку, которая при должном мастерстве капитана и команды позволяла идти галсами при ветре, близком к встречному.

Их водоизмещение даже по сегодняшним дням было приличным – до 2000 тонн! При этом стоимость галеонов даже стала ниже за счет использования более дешевых сортов древесины. Проблему доставляли разве что мачты парусного судна, для которых требовались исключительно отборные сосны.

Конструктивные особенности

Рангоуты делали также из сосен, на силовые элементы корпуса пускали дуб. В отличие от каракк, носовая надстройка не свисала вперед. Срезанная корма имела высокую и узкую надстройку, что положительно сказывалось на устойчивости корабля во время волнения. Традиционно галеоны отличались богатой резьбой и прочими вариантами украшения корпуса.

Самое большое парусное судно такого типа имело семь (!) палуб. При строительстве таких гигантов был широко востребован труд математиков (вспомним Великое посольство Петра в Голландию). Они не зря ели свой хлеб: расчеты позволили создать корабль очень большой, но прочный, способный и шторм выдержать, и абордаж, сопровождаемый столкновениями кораблей, пережить.

Характеристики парусной оснастки

Количество мачт на галеонах варьировалось от трех до пяти, передние несли прямые паруса, а задние - косые. Наиболее крупные испанские галеоны могли иметь сразу две бизани, что обеспечивало неплохие скоростные показатели даже при встречном ветре и необходимости галсового хода. Сколь низкой квалификацией могли обладать плотники, задействованные на постройке таких кораблей, настолько же вымуштрованными должны были быть их матросы, так как им приходилось управляться с несколькими сотнями километров оснастки.

небольшое парусное судноКстати говоря, сравнительно небольшая длина первых галеонов делала их своеобразными "родственниками" галер, о которых мы говорили в самом начале статьи. Если корабль попадал в зону абсолютного штиля, он мог двигаться на весельном ходу. Разумеется, в шторм использовать такой вариант хода было самоубийством.

fb.ru

Парусные суда - типы

В настоящее время словосочетание «парусное судно» используется для обозначения любого судна имеющего хотя бы один парус, однако с технической точки зрения парусное судно- это корабль, для движения которого используется энергия ветра, преобразуемая с помощью парусов.

Типы парусных кораблей во все времена были разнообразны. Помимо оригинальной конструкции парусник мог подвергнуться изменениям по желанию владельца, в зависимости от условий плавания или местных традиций. Как правило, такие реконструкции создавались с целью улучшения мореходных качеств, с привлечением меньшего числа команды. До середины 19 века парусные суда были основным средством морских перевозок и ведения военных действий на море. В настоящее время они используются лишь в качестве учебных, спортивных и прогулочных судов. В связи с удорожанием топлива и ужесточением требований к охране окружающей среды в ряде стран началась разработка и постройка опытных парусных судов, оснащенных современным парусным вооружением. Плавание парусных кораблей может занимать от одного дня до нескольких месяцев, однако продолжительное мореплавание предполагает тщательное планирование с заходами в порты для пополнения запасов.

Существуют различные виды парусных кораблей, но все они имеют общие базовые характеристики. Каждое парусное судно должно иметь корпус, рангоут, такелаж, и, по крайней мере, хотя бы один парус.

Рангоут - система мачт, рей, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т.п. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги, бушприт) и подвижным (реи, гафели, гики).

Такелаж - всех снастей парусного судна, представляет собой натянутые тросы. Такелаж разделяется на стоячий и бегущий. Стоящий такелаж служит для удержания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных парусных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали. Бегущий такелаж предназначен для управления парусами - их подъема, уборки и т.п.

Парус - движитель парусного судна - часть ткани, на современных парусниках - синтетической, которая крепится к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые. Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые - форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет парусному судну двигаться круто к ветру.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРУСНЫХ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Наиболее распространенной классификацией парусных судов является разделение по типу и количеству мачт. Отсюда и происходит название типа парусного корабля. Так, все парусные суда могут нести на своих мачтах различные типы парусов в различном количестве, но все они делятся на следующие категории:

одномачтовые парусные суда

ял - легкая бескилевая парусная лодка (швертбот). Мачта на яле одна, часто съемная и называется фок-мачтой.

кэт - парусное судно характеризующаяся наличием одной мачты вынесенной далеко вперед, то есть вблизи носовой части лодки.

шлюп - одномачтовое морское парусное судно.

тендер - одномачтовое морское парусное судно, имеющее на мачте три вида паруса - стаксель, трисель и топсель.

куттер - парусное судно, имеющее одну мачту с косым, как правило, гафельным вооружением при двух стакселях.

двухмачтовые парусные суда

йол - двухмачтовое судно, у которого бизань-мачта располагается в корме недалеко от головки руля, и имеющее косое парусное оснащение.

кеч - двухмачтовое парусное судно, отличающееся от иола несколько большей бизань-мачтой. Кроме того площадь паруса кормовой мачты составляет около 20 процентов общей парусности парусника. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре.

шхуна (бермудская шхуна) - морское парусное судно, имеющее две мачты с косыми парусами.

бригантина - двухмачтовое парусное судно с комбинированным парусным оснащением, имеющее прямое парусное вооружение на фок-мачте и косые паруса на грот-мачте.

бриг - двухмачтовое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение.

трехмачтовые парусные суда (многомачтовые парусные суда)

каравелла - имеет три мачты с прямыми и косыми парусами.

шхуна - тип морского парусного судна, которое имеет не менее двух мачт с косыми парусами. По типу парусного вооружения шхуны разделяются на: гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и еще одним дополнительным прямым парусом - брамселем. При этом в ряде случаев марсельскую и брамсельную двухмачтовые шхуны, особенно с брифоком, можно перепутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов - гафельных или бермудских, шхуна может быть и марсельной (брамсельною). Шхуны имеют небольшую осадку, что позволяет заходить даже на мелководье.

барк - большое парусное судно с тремя и более мачтами, имеющее прямое парусное вооружение на всех мачтах, кроме кормовой мачты, которая оснащена косыми парусами.

баркентина (шхуна-барк) - как правило, это парусное судно с тремя и более мачтами со смешанным парусным оснащением, и имеет прямое парусное вооружение только на фок-мачте, на остальных мачтах расположены косые паруса.

фрегат - парусное судно, имеющее три и более мачт с прямыми парусами на всех мачтах.

Кроме вышеперечисленных типов парусных судов в истории мореплавания существовало большое количество других названий, многие из которых с течением времени исчезли, но благодаря энтузиастам некоторые суда дошли до наших дней в виде полнофункциональных копий или реплик: корвет, флейт, галеон, люггер, клипер, шебека, каракка, винджаммер.

КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ПАРУСНЫХ СУДОВ

Парусный спорт возник в странах, которые всегда славились мореплаванием - Англия и Нидерланды. Его зарождение тесно связано с профессиональным плаванием на небольших парусных судах, где преимущество в скорости позволяло успешно конкурировать, например, в рыболовстве или лоцманской службе. Спортивный интерес, возникший вследствие улучшения ходовых качеств таких парусных судов, а также проведение гонок между ними привели к появлению специальных судов, предназначенных исключительно для любительского плавания, которые стали называть яхтами. Это название происходит от голландского слова «jagie» - так в Нидерландах в XVII веке называли небольшие быстроходные одномачтовые судна. Широкое распространение увлекательных водных соревнований также заставило классификаторов разделить спортивные парусные яхты на типы.

Классификация парусных спортивных судов (яхт) - это разделение парусных, спортивных, судов на классы в зависимости от размеров и их соотношений, влияющих на ходовые качества и мореходность этих парусных судов. Различают четыре основных класса парусных, спортивных судов (яхт): свободные классы; формульные классы; монотипы и гандикапные классы.

Классы парусно-спортивных судов (яхт) непрерывно совершенствуются и изменяются и могут быть национальными и международными. Международные классы парусно-спортивных судов, привлекаемые на олимпийские регаты, называются «олимпийскими». По состоянию на 2012 год существуют шесть классов однокорпусных гоночных яхт: лодки класса Финн, лодки 470 класса, лодки класса 49er, лодки класса 49erFX, лодки класса Лазер-Стандарт, лодки класса Лазер-Радиал.

Отдельно из группы выделяется класс многокорпусных спортивных судов, получивший название Nacra 17. А также соревнования на досках с парусом для серфинга (виндсерфинг) имеют собственный класс - RS:X.

Помимо вышесказанного существует понятие парусно-моторные суда - это суда, имеющие парусное вооружение и вспомогательную дизельную энергетическую установку, используемую для движения судна при безветрии, заходе (выходе) в порты, проходе узкостей (проливов, каналов) и тому подобное. Большинство парусно-моторных судов - небольшие промысловые, учебные и прогулочные плавсредства.

korabley.net

Развитие парусников

Гребные суда Европы

Венецианская галера на протяжении многих столетий оставалась типичным военным гребным судном. По каждой ее стороне ставили от 26 до 30 банок - сидений, на которых размещалось по три гребца с единственным веслом. В XV в. система гребли несколько видоизменилась. Банки стали ставить вертикально друг над другом, и на одно большое весло сажали от трех до шести гребцов. Весла поддерживала выступающая за борт балка, на которую для защиты гребцов ставили фальшборт. Палуба галеры была разделена на три части. На носу имелась большая платформа - рамбат, на которой ставили орудия и где перед боем располагались солдаты. В задней части кормы находилась закрытая ажурным балдахином «беседка» - тендалет. Середина галеры, отведенная для гребцов, делилась на две половины продольным помостом - куршеей, но которой разгуливали ревностные надсмотрщики. На галерах обычно устанавливали латинские паруса. Нос судна переходил в длинный таран, который продолжали активно использовать наряду с огнестрельным оружием. В носовой части устанавливали тяжелую пушку, по бокам от нее размещали два более легких орудия.

 

Венецианская одномачтовая галера

Венецианская гребная флотилия была весьма разнообразной по своему составу. Здесь были неповоротливые грузовые бастард-галеры и узкие боевые галеры - зензили - самые быстрые и верткие. Галеры, очень эффективные в безветренную погоду, постепенно завоевывали признание и в северных морях. Суда этого типа были на вооружении флотов Голландии, Дании, Швеции и России.

Большие, чем галера, габариты имел венецианский галеас. Длина этого судна достигала 70 м, а команда включала 1000-1200 матросов. Эти корабли могли смело вступать в бой даже с двумя десятками галер. Галеасы значительно превосходили по боевой мощи галеры, и в битве при Лепанто в 1571 г. они принесли христианам победу над турецким флотом.Тем не менее галеасы, впрочем, как и галеры, отличались невысокими мореходными качествами. Основное преимущество галеасов проявлялось в первую очередь во время штиля, когда, идя на веслах, они могли развить значительную скорость. Но в штормовую погоду плавание и на галерах, и на галеасах было очень опасным, ну а о переходах через Атлантику не приходилось и мечтать. Тем не менее эти суда благополучно просуществовали вплоть до XVIII в.

 

Галеас

Кстати, именно этот тип судов предпочел Петр Первый, создавая эскадру для подготовки ко второму Азовскому походу. Галеры, обладавшие хорошей маневренностью и малой осадкой, как нельзя лучше подходили для действий в устье Дона и неглубоком Азовском море. К тому же на этих судах стояла мощная артиллерия, которая способна была дать отпор любому неприятельскому кораблю.

Гребной флот принес Петру победу под Азовом. И в 1697 г. в Воронеже приступили к строительству сразу 17 крупных галер. Эти суда достигали длины 40-53 м и несли на борту от 21 до 27 пушек, среди которых три обязательно были тяжелыми - шести- и двенадцатифунтовыми. Среди русских галер были и трехмачтовые.

Галерный флот хорошо зарекомендовал себя и на Балтике. Основу балтийской эскадры Петра составили 13 полугалер длиной 17,4 м, имевшие всего по 10-12 банок. Вооружение полугалер, как правило, состояло из одной двенадцатифунтовой пушки и трехфунтовых орудий. На полугалерах кроме 24-40 матросов и гребцов находилось 9-14 офицеров и до 150 солдат для абордажа или десанта.

Такелаж галер того времени, плававших в северных морях, значительно усложнялся. Грот-мачту поддерживало до десяти пар вант, две мачты держали латинские паруса. При свежем ветре с кормы треугольный парус на фок-мачте заменяли прямым. Когда приходилось грести против ветра, реи поворачивали вдоль корпуса галеры, так же поступали и в ходе сражения, чтобы не мешать матросам, сидевшим на веслах, манипулировать судном.

Большие галеры петровского флота зачастую несли флагманскую службу. Так, на одной из них - «Наталье» - держал свой флаг генерал-адмирал Ф. М. Апраксин. Среди представительских судов разных эпох особого упоминания заслуживают «Буцентавры» - большие галеры венецианских дожей. Именно на этих судах ежегодно в течение шести веков совершался священный обряд «обручения Венеции с морем».

Утром праздничного дня дож в сопровождении знати и послов сопредельных государств поднимался на палубу «Буцентав- ра», который в сопровождении эскорта нарядных гондол медленно выходил на середину лагуны и направлялся в сторону острова Святой Елены. Навстречу «Буцентавру» с острова отчаливала шлюпка. Прелат, находившийся на борту шлюпки, освящал большой сосуд с водой, а затем выливал его обратно в море. Когда «Буцентавр» медленно проплывал мимо острова Лидо, в корме открывалось окно, и рука самой высокопоставленной особы Венеции, обручаясь с морем, бросала в его тихие, но такие коварные воды массивное золотое кольцо.

 

Модель последнего «Буцентавра»

За период существования этого красивого обычая венецианцы успели построить и похоронить не один «Буцентавр». Все эти суда были необычайно красивы. Так, на первом из них, построенном в XII в., было два тарана с изображением львиных голов. Носовая часть была украшена изображениями лавровых венков. Галереи вдоль судна со стороны бортов ограждались балюстрадой с резным растительным орнаментом. Кормовая часть открытого мостика, на который поднимались по парадному трапу, завершалась скульптурами трубящих гениев и башенками с флагом. Подробному описанию украшений всех «Буцентавров» можно посвятить не одну книгу - достаточно сказать, что это были настоящие плавучие дворцы - произведения искусства.

Известнейшим типом средиземноморского судна наряду с галерой стала и легкая шебека.

Это судно длиной 25-35 м имело сильно выдвинутый форштевень и далеко выступавшую за корму верхнюю палубу. Шебека была любимым кораблем алжирских корсаров. Это был самый быстроходный парусник за все время существования морского пиратства. Довольно скоро шебеку приняли на вооружение в свой флот французы. Вероятно, они посчитали, что с врагом лучше бороться его же оружием.

В XVIII в. алжирская шебека несла три блок- мачты. В зависимости от того, какой дул ветер, на них ставили широкие или латинские паруса. Парусное вооружение французской шебеки, как правило, было полностью прямым, кроме этого, на ней были кливера и четыре стакселя. На случай полного штиля шебеки, подобно галерам, снабжались веслами, которых было от восьми до двенадцати пар, отверстия для них находились прямо над пушечными портами.

 

Алжирская шебека

Для перевозки грузов и рыболовства широко применялась фелюка. Небольшая, около 15 м, фелюка очень напоминала галеру, но у нее отсутствовал штевень, а нос и корма были заострены. Это было исключительно торговое судно, поэтому пушек на нем не было. На фелюке было две мачты: наклоненная вперед фок-мачта и грот-мачта, вертикально стоявшая посреди судна. Весел было очень мало: 6-7 по каждому борту. На них невозможно было развить приличную скорость, поэтому за быстроходность корабля отвечали треугольные латинские паруса.

От галер произошли и многие другие типы судов: быстрая фуста с 18-22 банками для гребцов по каждому борту, галиота с 14-20 банками, бригантина с 8-12 банками и, наконец, саета - легкий фрегат с прямым парусом на фок-мачте и латинскими парусами на грот- и бизань-мачтах.

sea-library.ru

Типы парусников

ПАРУСНОЕ СУДНО, судно, приводимое в движение энергией ветра с помощью парусов.  В зависимости от размеров парусного судна на нём устанавливается от 1 до 7 мачт; парусное судно различаются также парусным вооружением. Важными характеристиками ходовых и манёвренных качеств парусного судна являются общая площадь его парусов (наз. парусностью) и положение точки приложения равнодействующей сил воздействия ветра (центр парусности). Управляют парусным судном, согласованно действуя рулём и парусами: меняют курс, увеличивают или уменьшают скорость хода, останавливают продвижение парусного судна (судно "ложится в дрейф") и т. д.  История парусного судна насчитывает св. 5 тыс. лет. Паруса применялись в Др. Египте, Финикии, Китае, Др. Греции, Др. Риме как вспомогательный источник движущей силы на гребных воен. и трансп. судах. В 10-13 вв. в скандинавских и средиземноморских странах появились суда (дракары, нефы, караки, каравеллы), которые в качестве главного движителя имели паруса.  В Древней Руси в 9-14 вв. определились 2 района парусного судостроения: на севере (Новгород, побережье Белого м.) и на юге (Киев). На парусных судах (лодьях, кочах, карабасах) восточные славяне плавали по Белому, Баренцеву, Балтийскому и Чёрному морям, доходили до Царьграда (Константинополя) и выходили в Средиземное море.  Развитие парусного судоходства, усовершенствование парусного вооружения, достижения судостроения и искусства управления парусами способствовали Великим географическим открытиям и расширению мировой торговли. В 16-17 вв. главные районы парусного судостроения перемещаются из Средиземноморья в страны Северного м. (Голландию, Англию). К началу 18 в. парусные суда получают повсеместное распространение и вытесняют гребные суда. В эпоху Петра I строились торг. парусные суда грузоподъёмностью в несколько сотен т и 100-пушечные линейные парусные корабли с экипажем около 800 чел.  Наивысшего развития парусный флот достиг к середине 19 в., когда он составил основное ядро трансп., промыслового и воен. флотов. Так, грузоподъёмность грузовых парусных судов превысила 5000 т, валовая вместимость - 1500 регистровых т, экипаж -100 чел., скорость наиболее быстроходных парусных судов (клиперов) достигла 18 узлов (ок. 33 км/ч) и более. С распространением судов, приводимых в движение механическим. двигателями (пароходов и теплоходов), в конце 19 - начале 20 вв. парусные суда утратили своё значение основного трансп. средства. Современные парусные суда используют преим. в спортивных (яхты, швертботы), туристских и учебных целях.

Силуэты парусных судов:1 - со шпринтовым парусным вооружением;2 - с рейковым парусным вооружением;3 - с бермудским парусным вооружением; 4 - с латинским парусным вооружением;5 - с гафельным парусным вооружением;6 - куттер;7 - люгер;8 - шхуна-бриг;9 - двухмачтовая шхуна; 10 - бригантина;11 - бриг;12 - трёхмачтовая шхуна;13 -· шхуна-барк;14 - баркентина;15 - трёхмачтовый барк;16 - фрегат; 17 - четырёхмачтовый барк;18 - четырёхмачтовый корабль;19 - пятимачтовый барк.  

Типы парусного вооружения:1 - прямое с пятью реями;2-7 - косое(2 -гафельное,3 - рейковое,4 - шпринтовое,5 - португальское, 6 - латинское,7 - бермудское).

  ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ судна, совокупность элементов оснастки парусного судна (парусов, рангоута и такелажа).  Тип парусного вооружения определяется формой парусов (прямое, косое, смешанное), элементами рангоута и парусов (рейковое, шпринтовое, или шпрюйтовое, гафельное, разрезное), районом распространения (латинское, бермудское, португальское и др.) или типом судна, на котором оно применяется (напр., парусное вооружение барка, парусное вооружение иола).  Судно с прямым парусным вооружение несёт на всех мачтах прямые паруса (бриг, фрегат, корабль), с косым парусным вооружение- косые (кеч, иол, шхуна), а на судне со смешанным парусным вооружение прямые и косые паруса сочетаются на одной мачте или на разных мачтах (шхуна-бриг, бригантина, баркентина, барк). От типа парусного вооружения зависят ходовые и манёвренные качества парусного судна (способность "поймать" ветер, идти круто к ветру, лежать в дрейфе), удобство постановки и уборки парусов, управления ими для смены курса или перемены галса при лавировании.

Hosted by uCoz

flot7.narod.ru