Краткое содержание первого этапа истории Древней Руси. Раздел 1.1. Часть 3. Древняя русь краткое содержание
Краткое содержание третьего этапа истории Древней Руси. Раздел 1.3. Часть 4
Руги говорили на своем восточногерманском языке, который не понимали молодые народы Европе в лице славян, немцев и скандинавов. В средние века этот язык было принято называть вандальским (Вандалы – близкородственный народ Ругам). Когда в 8 веке Руги вошли в состав Аварского войска, то они изначально говорили на двух языках, на своем вандальском и на славянском языке. Позднее они перешли исключительно на славянский язык. В древнерусских летописях так и говорится, что Варяги – Русь, пришедшие с Балтийского моря говорили на славянском языке. Характерно, что западноевропейские средневековые авторы Ругами до 9 века называли восточногерманский народ Ругов, позднее людей Балтийской дружинной культуры и, наконец, с 10-11 века нашу Древнюю или Киевскую Русь. Для западноевропейских средневековых авторов было очевидно, что Киевскую Русь создали прямые потомки балтийских Ругов в составе людей Балтийской дружинной культуры.Надо отметить, что этническое название Варяги из древнерусских летописей отражает восточногерманское изначальное происхождение Русов – Балтийцев из Южной Балтики.В героическом эпосе франков (французов) люди Балтийской дружинной культуры было принято называть своим привычным именем – народ воинов Русов. В 7-8 веках люди Балтийской дружинной культуры входили в состав войска Аварского Кагана и являлись врагами Франков. Позднее с конца 8 века и начала 9 века сами Франки нанимают воинов Балтийской дружинной культуры в состав своего войска. С определенной осторожностью можно говорить, что Балтийская дружинная культура имела свой собственный героический эпос. В северной Германии сохранилась Вильтин-Сага. В ней говорится, что Балтийская Русь сражается с Балтийскими славянами под названием Вильтины (Велеты) и побеждает их. Действительно Балтийские славяне Ободриты сражались в 7-8 веках со своими соседями Велетами и получали помощь от Аварского Кагана в лице его профессионального войска – воинов Аварской дружинной культуры.С начала 9 века по 10 век воины и купцы Балтийской дружинной культуры из территории «франкской державы Каролингов» переселяются на земли восточных славян на Верхний Днепр, где строят свой торговый и военный город под условным научным названием Гнездово. Позднее население Гнездово переселилось в новый город, который ныне называется Смоленском. Восточные славяне людей Балтийской дружинной культуры называли Варягами – Русью. В русских летописях говорится, что северные восточнославянские племена Словены и Кривичи платили дань Варягам – Руси. Варяги – Русь построили свой город на земле кривичей под названием Смоленск, а на земле Словен свой город Новгород.Так называемая южная ветвь восточнославянских племен платили дань Хазарскому Каганату. Остальные восточнославянские племена платили дань Варягам – Руссам. Эти племена соседствовали в начале 9 века с Великой Моравией, которая на тот момент являлась крупнейшим государством всей Европы. В состав Великой Моравии входила так называемая Белая Хорватия. Средневековые арабские авторы называли Белую Хорватию как Джерваб («Хорват»). В Джервабе находился русский правитель. В Белой Хорватии или Червонной, Галицкой Руси военной и социальной знатью являлись воины и купцы Дунайской дружинной культуры. Средневековые арабские авторы писали, что купцы народа ар-Рус приходили на земли мусульман из глубины славянских земель и называли себя христианами.
predistoriya-drevney-rusi.ru
Краткое содержание первого этапа истории Древней Руси. Раздел 1.1. Часть 3
Можно уверенно говорить, что легендарный основатель нашего города Киева – князь Кий принадлежал именно Мартыновской культуре и имел законную власть среди восточных славян Среднего Днепра, по праву своей принадлежности к той или иной правящей династии народа и государства Антов.Древнюю Русь и раннесредневековую Антию прочно между собой связывает единый героический эпос в форме так называемых русских народных былин. Главные персонажи нашего эпоса – русские богатыри имеют типично сарматское происхождение. Причем само название богатырь подчеркивает, что наш эпос зародился в среде сармат Роксалан и их прямых потомков. В эпосе другого сарматского народа Алан, обитавшего в это время на Северном Кавказе, героические персонажи называются другим именем – Нарты («богатыри»). Это означает то, что героический эпос русского народа изначально был локализован в рамках конкретного сарматского народа Роксалан.Можно уверенно говорить, что древнерусская русальная мифология начала складываться именно в эпоху первого восточнославянского государства Антии. Древнерусская мифология существенно отличается от мифологии южных и западных славян потому, что она рождалась в среде воинского сословия (русские богатыри - Мартыновцы) сарматского происхождения.Российские ученые правоведы установили, что древнерусский свод законов «Русская Правда» 11 века не имеет ни каких общностей с обычаями и законами скандинавов. Кроме того «Русская Правда» не является сводом родоплеменных обычаев восточных славян. Наш древний свод законов имеет древнеарийское происхождение и имеет параллели в обычаях и законах сарматов и восточных германцев раннего средневековья, имевшие на то время богатый опыт государственности. Отсюда можно утверждать, что «Русская Правда» есть логическое продолжение обычаев и законов нашего первого восточнославянского государства – Антии.
predistoriya-drevney-rusi.ru
Киевская Русь в IX - XII веках
Древнейшие летописи связывают начало государственности на Руси с призванием варягов (скандинавов) - братьев Рюрика (к ильменским славянам), Синеуса (к чуди и веси на Белоозеро) и Трувора (к кривичам в Изборск) с дружиной. Спустя два года, после смерти младших братьев, всю власть над призвавшими их племенами принял Рюрик. Уйдя с Ладоги на Волхов, он основал город, получивший имя Новгород. В результате войн с соседними племенами власть Рюрика распространилась к югу на полочан, к западу на кривичей, к северо-востоку на мерю и Мурому. Тем самым было положено начало собиранию восточнославянских земель в единое государство. Согласно преданию, двое "мужей" Рюрика - Аскольд и Дир - спустились с дружиной вниз по Днепру и, остановившись в Киеве, стали владеть землями полян, плативших дань хазарам.
В 879 г. Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря на попечение своего родственника Олега, который совершив поход на юг, убил киевских князей Аскольда и Дира и перенес в Киев центр своего княжества. По летописи, он сделал это в 882г., и этот год считается датой образования древнерусского государства. Утвердившись в Киеве, Олег обложил данью северные племена, активно строил города и крепости для установления своей власти на новых землях и защиты от степных кочевников. Впоследствии Олег (882-912) подчиняет древлян, радимичей и северян. Игорь (912-945) - уличей и тиверцев и - вторично - древлян, Святослав (965-972) совершает поход на вятичей, а Владимир (978-1015) - на хорватов. К началу XI в. Русь объединила почти все восточнославянские племена и превратилась в крупное европейское государство.
Перед древнерусским государством стояли сложные внешнеполитическое задачи - противостояние византийской экспансии в Северном Причерноморье, отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с Хазарским царством, препятствовавшим восточной торговле Руси. Борьба с попытками Византийской империи подчинить Русь прошла несколько этапов - морские походы на Царьград князя Олега (907 г.), князя Игоря (941 и 944 гг.), борьба князя Святослава на Дунае. Особенно успешным был поход Олега, взявшего большую дань и добившегося от императора выгодного для Руси торгового договора. Поход князя Игоря в 941 г. окончился неудачей. После похода 944 г. был заключен новый договор, уже на менее выгодных условиях. В других случаях Русь выступала союзником Византии. Необычной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность Святослава. В 964-965 гг. он покорил живших на Оке вятичей, вышел на Волгу, разгромил Волжскую Болгарию и, двинувшись вниз по Волге, обрушился на давнего врага восточных славян - Хазарский каганат. Войско хазар было разбито. Святослав покорил также северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгейцев) и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье).
В 967 г. Святослав сменил восточное направление своей деятельности на балканское. По договоренности с византийским императором Никифором Фокой он выступил против Болгарского царства, одержал победу и обосновался на нижнем Дунае. Отсюда он стал угрожать и самой Византии. Византийская дипломатия сумела направить против Руси печенегов, которые, воспользовавшись отсутствием русского князя в 968 г., едва не взяли Киев. Святослав вернулся на Русь, разбил печенегов и вновь возвратился на Дунай. Здесь, заключив союз с болгарским царем Борисом, он начал войну с Византией и, перейдя Балканы, вторгся во Фракию. Военные действия проходили с переменным успехом, но в конце концов Святославу пришлось отступить обратно к Дунаю. В 971 г. новый византийский император Иоанн Цимисхий перешел в наступление, занял столицу Болгарии Преслав и осадил Святослава в Доростоле ( на правом берегу Дуная). Решающего успеха византийцам достичь не удалось, но истощивший свои силы Святослав вынужден был согласиться на заключение договора, согласно которому он терял все позиции, завоеванные им на Балканах. В 972 г. Святослав с частью войска возвращался в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийскими дипломатами печенеги устроили засаду и Святослав был убит.
Отношения с туркоязычными печенегами, в начале X в. занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составной частью древнерусской внешней политики. Известны как факты союзнических отношений Руси с отдельными печенежскими племенами (в 944 г. и 970 г. против Византии), так и военные конфликты (920, 968, 972 гг.). Особенно силен был печенежский натиск на южнорусские земли в конце X в. Киевский князь Владимир (980-1015) организовал оборону южных границ, осуществив постройку сторожевых крепостей вдоль пограничных со степью рек - Десны, Сейма, Суля, Роси.
Княжение Владимира Святославича (980-1015) было периодом политический стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск печенегов на южные границы. После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. В результате этой борьбы в 1036 г. Ярослав стал "самовластцем" Русской земли.
В 1037 г. произошло последнее крупное сражение с печенегами: они были разгромлены под Киевом и после этого больше не представляли опасности для Руси. В 1043 г. обострилась русско-византийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном Владимиром, князем новгородским. Поход оказался неудачным - русское войско было разбито греческим флотом.
После смерти Ярослава в 1054 г. между его сыновьями некоторое время сохранялась политическая стабильность. Ярославичи - киевский князь Изяслав, черниговский Святослав и переяславский Всеволод - составили правящий триумвират под главенством старшего Изяслава. Разделение власти привело к временному возникновению, наряду с Киевской митрополией, двух новых - Черниговской и Переяславской. Князьям удалось в 1060 г. разбить соединенными силами кочевников-торков, пытавшихся занять в причерноморских степях место печенегов.
Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства и церковь - эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов, закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов - свободных и уже попавших в зависимость. Главной формой эксплуатации в X-XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.
Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы. Большую роль в жизни города играло вече, которое ведало вопросами войны и мира, созывало ополчение, сменяло князей и т.д. Бояре, высшие иерархи церкви, князь возвышались над основной массой населения. Но власть князя не была самодержавной, она ограничивалась волеизъявлением свободных общин и вечевым строем городов.
Процесс феодализации Руси привел к образованию мощных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. К концу их правления местные князья, используя внешнюю угрозу (набеги печенегов, затем половцев), внутреннюю нестабильность (народное восстание в Суздале (1024), Киеве (1068-1071), в том же году в Ростове, в Новгороде, на Белоозере) и противоречия в великокняжеских семьях, развернули феодальные войны. Съезд князей в Любече (1097 год) официально закрепил падение единовластия киевских князей, признание самостоятельности феодальных центров.
Серьезной попыткой противостоять феодальной раздробленности через усиление великокняжеской власти, опирающейся на союз с городами, стало правление Владимира Мономаха (1113-1125). Киевскому князю удавалось сохранить единство Древнерусского государства и гасить сепаратистские устремления некоторых князей (Ярослава, Глеба). В области внешней политики ему удалось отразить опасность, грозившую Южной Руси со стороны половцев. В 1116-1118гг. Владимиром было организовано масштабное военное и политическое наступление на Византию. Попытки посадить на константинопольский престол своего зятя-самозванца Леона, выдававшего себя за сына византийского императора Романа IV Диогена, а после его гибели - сына Леона Василия (своего внука) не удались, но их результатом было упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная.
В 1125-1132 гг. киевским князем был старший сын Мономаха Мстислав Владимирович. Это был последний период относительного политического единства Киевской Руси. После смерти Мстислава, в правление его брата Ярополка (1132-1138), процесс распада государства на фактически самостоятельные княжества приобрел необратимый характер. Княжеские усобицы окончательно развалили политическое единство Древней Руси, возник ряд феодальных государств. Наиболее крупными их них были Новгородское, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынская земли.