Исторические сведения о Готской державе носят полулегендарный характер. Ее официальным историографом выступает византийский историк первой половины VI века Иордан, гот по происхождению. В своем сочинении «О происхождении и деяниях гетов», или сокращенно «Getica» («Гетика») он ссылается на труды своих предшественников – Аблавия и Кассиодора, – к настоящему времени утраченные. Поэтому нельзя сказать, в какой мере сочинение Иордана компилятивно. Судя по его вялому и местами невразумительному слогу, он был довольно посредственный писатель, хотя далеко не глупый человек. Кажется, он может претендовать на нелестное звание первого фальсификатора истории (сознательного, по крайней мере), ибо, всячески стремясь доказать древность готского племени, он ввел в генеалогию готов реальную и мифическую историю других народов – гетов, даков, скифов и даже легендарных амазонок. В то время варварские народы, пришедшие на древнюю землю империи, на скорую руку стряпали себе генеалогию и историю, стремясь доказать, что они завладели достоянием Рима если и не по праву прямого наследования, то, во всяком случае, в силу древности и благородства своего происхождения. Так и Иордан приписал готам еще большую древность, чем римлянам, перечислив девять поколений готских королей, живших за несколько веков до Троянской войны и Энея, считавшегося отцом римского народа. Италия во времена Иордана находилась под властью готского короля Тотилы, и, видимо, россказни о благородном происхождении готов должны были несколько облегчить тяжесть варварского ярма, согнувшего гордые римские выи.По сведениям Иордана, готы издавна жили на острове Скандза, под которым, возможно, следует понимать не Скандинавию, а остров Готланд, лежащий напротив висленского устья – южного географического ориентира иордановской Скандзы. Скорее всего, готы были не этническими германцами, а германизированными потомками местного, догерманского населения. Приблизительно в I веке до н. э., при короле Бериге, они высадились на южном побережье Балтийского моря, где-то между Одером и Эльбой, и назвали это место Готискандзой. Пришельцев было немного: Иордан сообщает, что готы приплыли всего на трех кораблях, причем на третьем находилось родственное им племя гепидов, – цифра маловероятная, но тем не менее характерная. Однако малочисленность не помешала готам быстро стать хозяевами всего Южно-Балтийского побережья между Ютландией и устьем Вислы.Дальнейший двухтысячекилометровый бросок готов из Польского Поморья в Крым очерчен Иорданом довольно бегло. Во время правления пятого после Берига короля Филимера (в конце I – начале II века), «когда там выросло великое множество люда», войско готов вместе с семьями двинулось на юг «в поисках удобнейших областей и подходящих мест [для поселения]». Вместе с готами в поход отправились подчиненные им племена балтийского Поморья – руги, вандалы, славяне и балты. Переправившись через Вислу где-то в среднем ее течении, готы спустя некоторое время достигли местности, которую Иордан именует Ойум. Филимер «восхитился великим изобилием тех краев». Надо полагать, перед готами лежали Волынь и Подолия – действительно благодатные в климатическом и хозяйственном отношении земли. Но путь туда преграждала некая сильно заболоченная река, – очевидно, Буг. Готы начали переправу через реку по мосту, однако тот обрушился, и готы оказались разделенными на две части, «так что никому больше не осталось возможности ни перейти, ни вернуться».Одна часть готов, переправившаяся на другой берег вместе с Филимером, «завладела желанной землей». После этого они напали на племя спалов и разгромили его. Плиний Старший знает спалов под именем «спалеи», расселение которых он соотносит с рекой Танаисом (Доном). Уместно заметить, что Диодор Сицилийский (ок. 90–21 гг. до н. э.) упоминает о «палах» – потомках какой-то части исчезнувших скифов. Так что спалы, вероятнее всего, были ираноязычным племенем, кочевавшим в Подонье, и, следовательно, к моменту столкновения с ними готы успели переправиться через Днепр, – в этом они не должны были встретить никаких препятствий, поскольку в районе Киева с давних пор существовала лодочная переправа, наличие которой подтверждается летописной легендой о Кие-перевозчике. «Отсюда уже, как победители, - повествует Иордан, - движутся они в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем», и поселяются около Мэотиды (Азовского моря). Эти готы стали называться остроготами, или остготами.Сородичи остроготов, оторвавшиеся от них при переправе, получили имя везеготов или вестготов. Надо сказать, что имена «остготы» («восточные готы») и «вестготы» («западные готы») закрепились за готами в античной и средневековой литературе вследствие созвучия самоназвания этих двух ветвей их племени («остроготы» и «везеготы») с наименованиями сторон света: «ост» – восток и «вест» – запад. Остроготов называли также «грейтунгами» – «жителями поля, степи», а везеготов – «тервингами», «жителями леса».Везеготы двинулись вдоль течения Буга и далее по долинам Днестра и Прута в Северное Причерноморье и, наконец, обосновались в устьях Дуная и Днестра.Здесь они повстречались с дако-гетами. Многочисленные гетские племена в дохристианскую эпоху жили по нижнему течению Дуная на границе с Фракией. Греки считали их фракийцами. В I веке до н. э. они объединились с даками, говорившими с гетами на одном языке, и создали мощную племенную группировку, во главе которой стоял гетский вождь Бурвиста. По словам Страбона, «он был страшен даже римлянам, так как дерзко переходил Истр, ограбляя Фракию до Македонии и Иллирии; он разорил кельтов, смешанных с фракийцами и иллирийцами, бойев же (кельтское племя, давшее название Богемии, нынешней Чехии – С. Ц.) до конца смел с земли». Иордан сообщает, что войска Бурвисты вторгались в германские области и, в частности, совершенно разорили землю франков. Огромная держава Бурвисты включала в себя современные Молдавию, Румынию, Болгарию, часть Западной Украины, Буковину, Венгрию и Чехию. Дако-геты были первыми варварами, которым римляне – «повелители мира» – стали выплачивать дань. Рост военно-политического могущества сопровождался усвоением гетами некоторых философских и научных знаний античной цивилизации.При преемниках Бурвисты Гето-дакийская держава, распавшаяся на несколько частей, после упорной борьбы была разгромлена римлянами, и в 107 году император Траян превратил Дакию в римскую провинцию. Значительная часть даков и гетов была отброшена к северу и северо-востоку от Дуная, в области, куда скоро начали проникать везеготы и возглавляемые ими племенные группировки. В результате смешения даков, гетов и везеготов образовалось новое племенное объединение, возглавляемое пришельцами с Балтики. Подавляющее численное превосходство в нем дако-гетов и созвучие названий «готы» и «геты» (при давнем знакомстве греков и римлян с последними) послужило причиной этнографической путаницы у Иордана и многих других античных и раннесредневековых писателей, которые стали называть готов гетами. Вот что пишет, например, византийский историк VI века Прокопий Кесарийский: «В прежнее время готских племен было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, везеготы и гепиды. Раньше, правда, они назывались савроматами и меланхленами. Некоторые называли эти племена гетами». Раннесредневековый церковный писатель Иероним утверждает, что «все ученые скорее привыкли называть готов гетами...». В полном согласии с ним Исидор Севильский (ок. 570–636 г.) говорит, что «древние называли готов чаще гетами, чем готами». Если ко всему этому прибавить слова Аммиана Марцеллина о том, что готы, устремляясь в битву, «издавали шум на разных языках», то станет понятно, что Готская держава была полиэтническим государственным образованием, в котором германский элемент был почти незаметен. Действительно, в поселениях черняховской культуры – археологического двойника Готского государства в Северном Причерноморье – так называемые «большие дома», характерные для германцев и соотносимые археологами с гото-гепидским населением, составляют в разных местах всего от 3 до 15% жилых построек. Следовательно, готы только возглавили весьма разношерстный племенной союз.Что касается остроготов, то они, будучи также, в сущности, правящим родом, политически господствовали над пришедшими с ними племенными группировками ругов, вандалов, поморских балтов, а также над финскими, балтскими и аланскими племенами Подонья и Поднепровья (меланхленами и савроматами/сарматами, по Прокопию).К середине III века Готская держава распространилась на все Северное Причерноморье и Приазовье. Границей между остроготами и везеготами служил Днепр.Переселение готов самым непосредственным образом затронуло славян – ведь продвигаясь с берегов Балтики в Подолию и на Волынь, готы пересекли все территорию тогдашних славянских поселений. Однако ни Иордан, ни другие авторы ничего не сообщают об участии славян в готском переселении. И тем не менее распространение славянских древностей, относящихся к этому времени, прослеживается именно по линии продвижения готов на юг. Это означает, что значительная часть славянских племен, скорее всего, усилила их войско вспомогательными отрядами. Кроме того, готское нашествие заставило еще одну группу славян уйти на восток, в земли Северо-Западной Руси, где в конце V века в бассейнах Псковского и Ильменского озер возникает раннеславянская археологическая культура длинных курганов.В Верхнем Поднестровье славяне даже составили преобладающую часть населения. Это хорошо знал составитель упомянутой выше Певтингеровой карты, разместивший здесь «венетов-сарматов», а также римские сенаторы, поднесшие императору Волузиану титул «Венетский». Вероятно, славяне принимали деятельное участие в военных экспедициях готов. Особенно разрушительными для империи были морские набеги готов на побережье Балкан и Малой Азии. Греческий историк V века Зосима рассказывает о подобном походе 268 года, когда из днестровского устья на морской простор вырвалось около 6000 варварских лодок. Эта огромная флотилия прорвалась через Дарданеллы и опустошила Фракию. Среди участников нападения Зосима называет остроготов, везеготов, гепидов, герулов и «келтионов». Последних можно было бы принять за кельтов, если бы так называемая Пасхальная хроника VII века не содержала замечания, что «келтионы» тождественны «спорадам». Между тем под именем «споры» Прокопий Кесарийский объединял славянские племена «склавенов» и «антов». Таким образом, вспомогательные отряды славян использовались везеготами (по чьим владениям варварский флот спустился в Черное море) в их нападениях на империю.Но собственно имя одной из племенных группировок славян (антов) в «готский период» упоминает только Иордан и лишь в связи с историей государства остроготов.В середине IV века королем остроготов стал Эрманарих (Германарих, Херменерек). По словам Аммиана Марцеллина, это был «наиболее воинственный монарх, вызывающий испуг соседних наций, благодаря своим многочисленным и различным доблестям». После «избиения» приазовского племени элуров Эрманарих двинул войско на славян-антов, которые, как повествует Иордан, «хотя и были достойны презрения из-за слабости их оружия (то есть плохого вооружения. – С. Ц.), были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться». Но будучи побеждены более организованными в военном отношении готами, они были вынуждены подчиниться власти Эрманариха. «Умом своим и доблестью, - продолжает Иордан, - он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана (Балтийского моря. – С. Ц.). Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии как над собственностью». Среди подвластных Эрманариху народов Иордан перечисляет, помимо венетов (славян), еще рогов (ругов), а также искаженные финские и балтские этнонимы, которые опознаются как «чудь», «весь», «меря», «мордва» и «голядь», – иначе говоря, распространяет власть остроготов на огромную территорию от Черного моря до Балтийского. Подобный территориальный размах державы Эрманариха безусловно является плодом исторического мифотворчества Иордана, в котором он так поднаторел, ибо черняховская культура не выходит на севере за пределы Среднего Поднепровья. Однако из слов Иордана мы можем заключить, что на землях будущей Киевской Руси (за исключением ее юго-запада) в IV веке не было и намека на славянское присутствие. Поэтому славян-антов, с которыми сражался Эрманарих, следует поместить где-то в южной Подолии, но никак не восточнее и не севернее.После смерти Эрманариха новый поход против антов предпринял его наследник, король (rex) Винитарий (Винитариус). Это событие произошло уже в конце IV или в начале V века. В то время военное могущество остроготов было подорвано поражением, понесенным ими от гуннов, и сами они обитали уже не в Приазовье, а на нижнем Дунае. Славяне-анты, надо полагать, поддержали гуннов и вернули себе независимость, утраченную после войны с Эрманарихом. Для Винитария, который, по словам Иордана, «с горечью переносил подчинение гуннам», поход против антов был пробным шагом на пути к освобождению остроготов от гуннского владычества. В первой стычке анты взяли верх, но в конце концов победа оказалась на стороне остроготов. Чтобы наказать антов и удержать их в повиновении, Винитарий прибег к террору. По его приказу был распят антский «король» (regem) по имени Боз (или Бож). Вместе с ним подверглись казни его сыновья и семьдесят «первых» (primarios – знатные люди, вероятно, племенные старейшины) – «чтобы трупы повешенных удваивали страх покоренных». Возможно, этот способ казни говорит о том, что в глазах остроготов славяне были рабами, восставшими против своих господ с оружием в руках. Между тем равенство в титулатуре Винитария и Боза подчеркивает возросшую мощь антов. Видимо, Боз возглавлял крупный союз семидесяти славянских родов.«Антский фрагмент» текста Иордана позволяет видеть в имени готского короля два компонента: в первой его части отражен этноним «венеты», второй компонент – готское «arjan» – означает «пахать, потрошить», следовательно, Vinith-arius переводится буквально как «потрошитель венетов» (Трубачев О. Н. Germanica и Pseudogermanica в древней ономастике Северного Причерноморья. Этимологический комментарий//Этимология. 1986-1987. М., 1989. С. 51).Hовое подчинение антов остроготам было непродолжительно, ибо уже в следующем году гуннский вождь Баламбер убил Винитария и пресек попытку остроготов восстановить свое государство.Говоря о гото-славянском взаимовлиянии, обыкновенно упоминают имена готских королей – Витимира, Видимера, Валамира, которые звучат совсем по-славянски; во всяком случае, в них нет ничего германского. Иордан отметил существовавшую в то время среди цивилизованных и варварских народов своеобразную моду перенимать друг у друга имена: римляне, по его словам, заимствуют их у македонян, греки – у римлян, сарматы – у германцев. Правда, о готах историк сообщает, что они «преимущественно заимствуют имена гуннские», но не исключено, что под гуннами здесь подразумеваются все народы, подчиненные гуннской орде, в том числе и славяне (ниже мы увидим, что славяне занимали видное место в войске гуннов). Впрочем, невозможно выводить вышеупомянутые имена из одного только славянского источника, потому что весьма небогатый славянский именослов, содержащийся в раннесредневековых источниках, по всей вероятности, сам испытал сильное германское, кельтское, иллиро-венетское и иранское влияние.Продолжая тему готского влияния, нельзя обойти молчанием такое капитальное событие как христианизация готов. По курьезной случайности, благодаря личным богословским пристрастиям «апостола готов» Ульфилы, или Вульфилы (311–383 гг.), новообращенные стали исповедовать арианство, которое Никейский собор вскоре объявил ересью. Нам ничего не известно о миссионерской деятельности готов среди славян, но почти не вызывает сомнений, что первые сведения о той религии, которая в будущем должна была коренным образом изменить всю их жизнь, наши предки получили от готских еретиков.Тем не менее, в целом история государства готов относится, так сказать, к истории российского пространства, а не русского народа. Непосредственного воздействия ее на этногенез и культурное развитие славян не видно. Черняховская культура, особенно ее «готский» ареал, если даже и включала в себя какую-то периферийную часть славянских племен, не получила ярко выраженного археологического продолжения в славянских культурах Поднепровья VII–VIII веков, и это отсутствие преемственности не позволяет говорить о существенной роли государства готов в культурно-историческом развитии славянства.Значение готского переселения для славян состояло главным образом в том, что оно невольно способствовало расширению области славянской колонизации Восточной Европы, ибо в своем движении на юг готы увлекли за собой значительную часть висленских славян, которые заселили верхнее Поднестровье. Набеги славян на империю в составе готских войск можно рассматривать в качестве своеобразной разведки, во время которой славяне могли познакомиться с военным искусством своего будущего противника и получить представление о географии задунайских земель. Военное сотрудничество славян с везеготами – уже на правах союзников, а не подчиненных – продолжилось и в V веке, когда Готское государство в Причерноморье прекратило свое существование.
II.
Полиэтничность вообще была характерна для многих варварских политических образований. Средневековые сербо-хорватские историки сохранили предания о славяно-готском военном союзе. Сербская «Летопись попа Дуклянина» сообщает, что во время правления византийского императора Анастасия (491–518 гг.) «готы-славяне», возглавляемые тремя вождями – Брусом, Тотилой и Остроилом, – вторглись с севера на Балканы; Тотила, кроме того, воевал в Италии и Сицилии. В отличие от «Летописи», «Сплитская история» далматинского происхождения знает одного Тотилу, который действовал вместе с семью или восемью «благородными» племенами славян, пришедшими с севера «из земель Польши». Этот «дукс» (герцог, вождь), прежде чем направить войска в Италию, «прошел, опустошая, по землям Далмации и в том числе город Салону (современный Сплит. – С. Ц.) опустошил», причем, вступив в императорский дворец, находящийся в этом городе, уничтожил выбитую на стене надпись с гордым титулом императора Диоклетиана. В «Большой Сплитской истории» предводитель готов носит имя «Дукс Гот», то есть «Готский герцог». Он «стоял во главе всей Славонии» (в данном случае – Славянская земля) и, «собрав большое войско конных и пеших», «спустился с гор», чтобы напасть на Салону. Скорее всего, в этих сообщениях сербо-хорватских писателей нашли отражение драматические события, разыгравшиеся на Балканах и в Италии в конце IV – начале V века и детально описанные в «Истории» Павла Орозия, их очевидца, а также в сочинениях других, более поздних писателей.В то время восточная и западная части разделившейся Римской империи оспаривали друг у друга пограничные балканские земли – иллирийские провинции. В борьбе за них Константинополь и Рим различными посулами стремились привлечь на свою сторону везеготов, получивших ранее статус имперских федератов. Однако везеготская знать в конце концов предпочла воспользоваться слабостью обеих враждующих сторон в собственных целях. В 400 году в северную Италию вторглись две армии варваров, ведомые Аларихом и Радагайсом. Консулу Стилихону удалось разгромить захватчиков. Оба «короля», пристыженные неудачей, запросили «мира и хлеба». Приведенным к покорности федератам выделили земли на юго-западе Паннонии. Тогда же Стилихон заключил с ними договор, направленный против Восточной империи. Выполняя свои военные обязательства, Аларих со своим войском ограбил «всю Грецию» и расположился в Эпире в ожидании распоряжения Стилихона о нападении на Иллирию. Однако поход не состоялся из-за коварного поведения Радагайса, который, нарушив соглашение, собрал «от Дуная и Рейна» «саранчеподобную толпу», состоявшую из «галлов и германцев» (в источниках их численность колеблется от 200 000 до 400 000 человек, что, конечно, является преувеличением), и в 405 году двинул это огромное войско прямо на Рим. Нашествие было остановлено только благодаря энергии и полководческому таланту Стилихона, который, задействовав все наличные силы Западной империи, включая британские легионы, и наняв отряды алан, гуннов и остроготов, нанес под Флоренцией сокрушительный удар войскам Радагайса. Остатки его армии были окружены где-то в Тосканских горах. Как пишет Олимпиодор, в этой критической ситуации «примерно двенадцать тысяч готов» перешли на сторону Стилихона и тем обеспечили ему бескровную победу. Сам Радагайс был захвачен в плен и обезглавлен.Судя по сообщению Олимпиодора, везеготы только возглавляли огромный племенной союз, в котором они были основной ударной силой, но отнюдь не численным большинством. В связи с этим допустимо поставить вопрос о славянском присутствии в войске Радагайса. В пользу такого предположения говорит, во-первых, география набора воинов в его армию – с территории между Рейном и Дунаем. Во-вторых, негерманский элемент в этом племенном союзе источники обозначают этнонимом «галлы» (вспомним отождествление «келтионов» и славян/«споров» в Пасхальной хронике), что является явным анахронизмом и свидетельствует об уже хорошо знакомом нам стремлении древних историков причислять малоизвестные им народы к тем племенам, чьи названия или самоназвания закрепились в классической традиции. Самого же Радагайса Павел Орозий называет «язычником и скифом», тогда как везеготы в то время были уже христианами арианского толка. Наконец, имя вождя везеготов, который в других источниках именуется также Редегастом, можно рассматривать как искаженную форму славянского имени Радогост – именно так звали божество славянского племени ободритов, живших на берегах Одера, как раз «между Рейном и Дунаем». Словом, очень многое говорит в пользу того, что наряду с готским «королем» Аларихом во главе везеготского племенного объединения стоял и славянский вождь Радогост.
oldrus.livejournal.com
А были ли готы на Руси? | Культура
Российская официальная история к готам в разное время относилась по-разному. То их как бы не было, то их считали славянами, то германцами, то относили к скандинавам, но не германцам, и т. д. Видимо, это зависело от политической ориентации власть предержащих — прозападной или провосточной. И только к концу 1990-х годов наша история отдала готам должное. Тут «вдруг» выяснилось, что они завоевали почти всю Европу и север Африки, брали Рим, образовали на территории Европы ряд государств, в том числе в Испании и Италии, и властвовали на занятых территориях более 200 лет, пока не были вытеснены гуннами, которые затем ушли, дав свободу действий славянам. И оказалось, что готы оставили глубокий след в Европе и в России, поэтому игнорировать их влияние никак нельзя. Но, что характерно, в России ведь нет готических памятников и других зримых следов пребывания готов. Так были ли они на Руси (я имею в виду не странных личностей в черном с роковым блеском в глазах, а этнос)? И вообще, а что было «на самом деле»?
А было вот что. В 155 году нашей эры племена готов с острова Скандзы (Южная Швеция) совершили морской переход по Балтийскому морю и высадились в верховьях реки Висла (южная Швеция вообще долгое время называлась «Готия»). Что их заставило это сделать? То ли размножились сильно, то ли климат ухудшился, и пищи стало не хватать, то ли соседи достали? Это точно неизвестно. Но выяснить можно, ведь у них была письменность в то время — руница (как и у северных славян). Постепенно дойдя пешим порядком до берегов Черного моря, готы создали там себе могущественное государство, которое ограбило почти все римские города в бассейне Черного и Эгейского морей. Позже они потерпели поражение от гуннов. Теснимые ими, двинулись на запад, взяли Рим, подчинили себе сначала Испанию, а затем Италию. Им очень помогало то, что они могли передвигаться не только по суше, но и по морю. Поэтому именно готы, а совсем не гунны, открыли эру «Великого переселения народов».
В том первом походе приняли участие три племени готов — остготы, визиготы и гепиды, которые шли тремя эскадрами. Это уже потом, когда плацдарм на Висле был закреплён, к ним присоединились и другие племена готов. Постепенно распространяясь, на Черном море они построили новые корабли и, прежде всего, напали на Грецию, входившую в качестве провинции в состав Римской империи. С этого и началось их долгое противостояние с Римом, в ходе которого они даже брали Рим штурмом, но в нём не остались, а заключили перемирие, которое обе стороны вскоре благополучно нарушили. Есть сведения, что в штурме Рима участвовали и славяне.
Спрашивается, почему готы не двинулись на юг, на земли будущей Руси, по суше, а предпочли этому полное опасностей путешествие по Балтийскому морю? А всё очень просто (моя любимая присказка!). Продвигаясь вдоль полосы, которой шли готы, южнее её археологи находят исторические памятники, относящиеся к славянам, которые, двинувшись в путь практически одновременно с готами, заселили потом огромную территорию от берегов Балтики до Днепра, вплоть до Эгейского и средиземного морей, заняли и Балканы. Так что готы знали, с кем можно связываться, а с кем не стоит, себе дороже обойдется. И хотя первое время готы и славяне чаще были союзниками, но уже в четвертом веке нашей эры славяне стали соперниками готов и союзниками гуннов, чем и облегчили победу гуннов над готами.
В более тесное соприкосновение с готами, точнее, с остготами славяне вошли в четвертом веке нашей эры, когда остготов возглавил воинственный и очень жестокий вождь (по западной интерпретации — царь или король) Германарих, при котором остготы подчинили себе почти всю восточную Европу, верховья Волги, степи до Крыма и сам Крым. Но на этом вожде владычество остготов и закончилось. Пока они вели себя с другими племенами как союзники, всё было более или менее хорошо. Но потом случился кровавый конфликт с племенем росоманов, образовавших впоследствии вместе со славянами этническое сообщество под названием «Русь». Росоманы и славяне вступили в союз с гуннами, разбили готов и тем самым получили свободу действий, так как гунны скоро вернулись на территорию нынешней Монголии и растворились в Истории. Больше о них никто не слышал. А славяне остались, что в десятом веке позволило им создать великое государство — Киевскую Русь, предшественницу Московской Руси, а затем и России.
Но соприкосновение готов и славян в четвертом веке было далеко не первым, а скорее — последним. Пристальное сравнительное изучение трудов древних историков приводит к мысли, что славяне и готы долгое время сидели рядом, соседствовали, воевали и роднились между собой, как это было принято в те времена. О том же свидетельствуют данные изучения языков. Археологические находки и результаты лингвистического анализа показывают, что взаимное влияние готов и славян продолжалось более двух веков, сопровождаясь как мирным сотрудничеством, так и столкновениями. Слова готского происхождения есть у славян, а славянского — у готов. Последние следы готов находят в Крыму, потом они теряются.
Готы искони на протяжении длительного времени жили в пределах нынешней европейской части России. Из всех скандинавских племён они были ближайшими соседями славян в эпоху, когда славяне составляли ещё одно этническое целое в верховьях Днепра и Волги. Впоследствии, когда готы основали на землях, прилегающих к славянским, сильное государство, в его состав входили также славянские и финские племена. В этот период южные соседи вообще считали готов славянами, а у готов появились славянские имена. Вообще, следует отметить, что сила менталитета славян была такова, что соседствующие с ними племена в течение 50−60 лет «ославянивались», независимо от того, кто кем правил. Так было и с готами, и с гуннами, и с норманнами.
Специалисты-лингвисты, занимающиеся изучением и сравнительным анализом древних языков, в своих трудах постоянно подчеркивают близость праславянского и праготского, а также других праскандинавских языков. Эта же мысль всегда проходит через любой научный труд, посвященный славянской и скандинавской, в том числе германской, мифологии. Похоже на то, что всего лишь около трёх тысяч лет назад разницы между этими языками вообще не существовало. Разделение славянских и скандинавских языков начинается лишь в конце второго тысячелетия до нашей эры. Но и до настоящего времени сохранились языки, занимающие, благодаря длительному стационарному пребыванию на одной и той же территории, как бы промежуточное положение, — это языки балтских народов. Общий древний язык до сих пор просвечивает сквозь пелену позднейших наслоений.
Таким образом, готы занимают почётное место в историческом развитии большинства славянских и западно-европейских народов, и нам забывать о них не след, так как это часть истории Руси-России. Похоже, что тот древний общий праязык восходит ко временам ариев — наших общих предков. И, что замечательно, наш этнос, проходя в своём историческом развитии всякие времена — и упадок, и расцвет, продолжается уже очень много тысячелетий, восставая из пепла, как легендарная птица Сирин (она же Феникс), когда о других этносах уже давно забыто (ну, где сейчас те же готы или гунны, и иже с ними). Поэтому нет ничего зазорного в том, что мы гордимся тем, что мы — РУССКИЕ! И что именно нам принадлежит заслуга создания и сохранения суперэтноса по имени Россия, в котором равноправно сосуществуют многие нации, народы и народности.
shkolazhizni.ru
Готы и Русь. Часть 1
Шведские историки доказали, что прародиной готов была Скандинавия, точнее — область Вестерготланд (Oxenstierna E.C., 1945, 189), откуда они где-то на рубеже нашей эры переселились на противоположный берег Балтики, в устье Вислы. Какие причины побудили готов начать продвижение на юг, в точности неизвестно. Высказывают предположения об изменении климата Скандинавии, о возрастании численности населения полуострова, скудные почвы которого не могли прокормить ставших многочисленными готов. Далее, приблизительно в 100 — 200 гг. н. э. готы двинулись на юг и достигли берегов Черного моря в III в. н. э. Среди них были племена остготов, вестготов, герулов, боранов, карпов и других. В I в. н. э. готы переселяются на южный берег Балтийского моря, а к середине III в. они заняли огромные территории от Нижнего Дуная на западе до Днепра на востоке. Готское государство в причерноморье было создано в 230 г. Его памятники сейчас известны как археологическая Черняховская культура (II-V вв.)
Поздним скифам не удалось оказать готам достойного сопротивления. Пришельцы вступили в борьбу за жизненное пространство с Боспорским царством, большая часть которого через некоторое время попала к ним в зависимое положение. По данным археологии, готы заняли прежде всего северо-западный Крым. С середины III в. там почти не остается греков и иных местных жителей по единственной причине — тому виной "готское нашествие" (Щеглов А.Н., 1978, 135). Воспользовавшись затем боспорским флотом, готы совершили ряд морских походов к устьям Днестра и Днепра, в Синоп, Питиунт (Пицунду) и далее — на острова и материковые города бассейнов Мраморного, Эгейского и Средиземного морей (Васильев А.А., 1921, 267). Во второй половине IV в. правитель остроготов Германарих объединил различные готские (и родственные им) племена и основал обширное государство, получившее название «державы Германариха». В ее состав входили многочисленные племена обитавшие в Северном Причерноморье.
В III — IV вв. свершился переход готов от военно-демократических институтов, свойственных родо-племенному строю, к первым государственным образованиям с соответствующим аппаратом (Буданова В.В., 1983, 1). И с середины III в. среди готов, поклонявшихся ранее древнескандинавским богам, т. е. язычников, распространяется христианство. Причем, по мнению ряда авторов, оно проникло в Крым не из соседнего Константинополя, но прямо из Иерусалима, вместе с пленными, обращенными готами в рабов. А в IV в. в Крыму уже появляются первые готские мученики за веру (Беликов Д., 1887, 30 — 32). При этом готов, очевидно, не коснулся раскол восточной церкви на арианский и афанасьевский толки — вплоть до своей ассимиляции среди других народов они оставались единственными тогда среди германцев (не считая вестготов), сохранившими приверженность древнему, ортодоксальному символу веры, утверждавшему единосущее всех лиц Троицы. Вполне историческим лицом был и гот Унила, рукоположенный на рубеже IV и V вв. в епископы Крыма Иоанном Златоустом в бытность последнего константинопольским патриархом. К этому времени православие, очевидно, стало государственной религией готов, так как по смерти Унилы они просят Иоанна прислать к ним нового епископа (Творения Иоанна, т. III, 1897, 644 — 645).
Т.е. мы видим весьма развитое, цивилизованное государство подобное германским королевствам созданным на обломках римской империи. Территория готского королевства простиралась от Крыма, до причерноморских степей, где ее границами были реки Припять, Дон и Днестр. Как сообщает в "Истории готов" Иордан, готское государство занимало территорию Скифии, (которая была ими завоевана). Государство готов граничило на западе с Германией, на востоке выходило к Каспийскому морю, на юге было ограничено берегом Черного моря. Не сомневаюсь, что после готского завоевания Скифии произошло смешение германцев-готов и арийского реликта-скифов, тем более, что никаких данных о переселении скифов или их уничтожении мы не встретим.
После того, как по готам был нанесен очень серьезный удар гуннами, которые завоевали их государство и включили его в состав гуннских владений прошло совсем немного времени и они восстановили свои силы, так как гуннское хосударство, будучи нежизнеспособным, вскоре распалось. Освободившись от иноплеменного угнетения готы устремились на завоевание новых земель и в 493 году Теодорих основывает готское королевство в Италии, где оно просуществовало до 555 г., когда было уничтожено в ходе завоевательных войн Византийской империи. Впрочем известно, что в Италии готы уцелели и даже положили основание значительной части северо-итальянских аристократических фамилий. В это же время готское пристутсвие в Причерноморье постепенно сходит на нет, постепенно замещаясь славянским, так как число славян постоянно увеличивалось, а большая часть готов ушла в Италию. Готы по прежнему упоминаются как жители Крыма, вплоть до IX века.
А что же в это время происходило со славянами? Иордан отмечает, что славянские народы: венеды, анты и склавины родственны и произошли от одного корня. Из его сообщений видно, что склавины представляли собой западную группу южной ветви славян, анты — восточную группу, а венеды — северную ветвь. Область расселения склавинов простирается от города Новиетуна (Новиодун на реке Саве) и Мурсианского озера до Днестра и Вислы. Анты живут от Днестра до устья Днепра, насколько далеко их земли заходят на север Иордан не знает. Областью распространения венедов Иордан считал «безмерные просторы» от истоков Вислы к востоку и северу. По данным археологии различия антов (носители пеньковской культуры) и склавин (пражско-корчакской) были невелики и касались в основном погребального обряда и женской одежды. Существовали различия в диалекте — анты заимствовали элементы скифского языка от скифо-сарматского населения северного причерноморья. Анты и склавины, очевидно, представяли собой отдельные крупные племенные союзы, не вполне консолидированные, но способные вести согласованную внешнюю политику.
Контакт готов со славянами, на территории контролируемой готами, находит отражение в первой славянской Пражской археологической культуре (V-VII вв.) и Пеньковской археологической культуре (VI-VIII вв.). То есть мы наблюдаем непрерывность археологических источников, когда Черняховскую культуру сменяет Пражская и Пеньковская связанные единым ареалом распространения и образующие единую временную последовательность.
Союз антов был заовеван готами. После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха.
Скорее всего, антский союз возник под влиянием контактов славян с готами в ареале Черняховской культуры. Однако, гуннское нашествие, приведшее к упадку данной культуры, затормозило и развитие антов. После падения гуннской державы анты вновь фигурируют как отдельная сила на территории поднепровья, судя по данным Иордана уже не в составе готского государства, от власти которого они смогли освободиться. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, и на север — до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих [племен] — распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов. Если же говорить о последовавших за этим временах, то в "Повести временных лет" рассказывается о том, что после смерти князя Кия (предположительно VI в.), между славянскими племенами начались распри и в рзультате установилась власть хазар. Князь Кий в источниках показан как лидер воссоздавший антский союз, после удара нанесенного антам гуннами. Интересно то, что с этого момента можно говорить не только об антах, но и о полянах, так как именно поляне послужили центром этого племенного объединения. Впрочем, о полянах мы поговорим потом.
Таким образом, мы видим, что история связей славян и готов весьма обширна. Проблему готов и древнерусского государства мы рассмотрим в следующем материале нашей серии "Готы и Русь".
diunov.livejournal.com
Готы -предки русских - Записки национал-либертарианца
Литовцы называют русских и белоруссов гудами (т.е. готами). Официально, литовцы называют русских - русэй, а белорусов - балто-русэй... Россия на литовском - Русия, Белорусь - Балторусия, от литовского слова "балтас", что и значит "белый"... Фины называют русских - веналайсет (венеды), а белорусов - валко-веналайсет... (Валконен значит "белый" на финском). Россия на финском - Веная (страна Венетов), а Белорусь - Валко-Веная..
Совсем недавно в Липецкой области на берегу Дона близ села Ксизово археологи Института археологии РАН нашли хорошо сохранившееся захоронение готского воина в доспехах из металлических пластин (V в.). Там же была обнаружена и хозяйственная постройка, доказывающая, что готы здесь жили оседло.
Готы, как и балты, населяли практически все побережье Балтийского моря, доходя на юге до берегов своей священной реки — Дона, которую именовали Дунхейд, устья Днепра (Готии) и Северного Причерноморья. Вся южная часть Крыма и Таманского нолуострона были заселены готами, которые жили здесь до XV в., пока не ассимилировались в русской среде. Именно в честь Дона называло себя готское племя данов (будущих датчан), которое жило на берегу этой реки, а позже переселилось в Скандинавию. Там, в Скандинавии, донские готы основали Дунленд (Данию) — «страну Дона».
Ранние готы — гауты — одинаково были похожи и на западных балтов, и на славян, и на тюркских половцев (людей светлоглазых и высоких), с которыми часто организовывали союзы, роднились, что, вероятно, и послужило причиной того, что первые русские историки объявили готов предками печенегов и половцев, как и германцев, балтов со скандинавами и славянами. В принципе, славян как таковых во времена ранних готов-гаутов (эпоха, предшествующая Александру Македонскому — V в. до н. э.) еще не существовало. Это и не славяне пока были, а скорее балты, чей язык только-только начинал отличаться от языка восточных собратьев. Чем древнее готы, тем сложней их отличить от балтов.
Киевский хронист Софонович Феодосий, называя Литву ветвью мифологического Иафета, сына Ноя, писал про готов и балтов следующее:
«Тыи все народы были потом готами и епидами, ядвежами, печенегами и половцами названый».
Племя гаутов, ведомое легендарным Одином, пришло на Балтику с Дона не позже начала IV в. до н. э., так как древнегреческий мореплаватель Пифей описал в 300 - 330 гг. до н. э. северную страну Ультима Туле (Скандинавию), землю готов, гутонов и ингвеонов (предков англов и свеонов) на Севере Европы, а также тевтонов, покупающих у них янтарь. «Один» скорее чин, чем имя собственное, так как в XI в., во времена Всеслава Брячиславовича (Чародея), языческий жрец, восставший против христиан Полоцкой Руси, также называл себя Водилой — производное от Водин/Один, что значит «водитель, вождь».
Гауты шли с Северного Кавказа, с «земель торков» на север, заселяя земли современных Украины, России и Беларуси — так называемую Холодную, или Великую Швецию, или Свитьод (Улей), а затем северную землю современной Германии. Примечательно, что, перебравшись на Скандинавский полуостров, племя Одина назвало эту страну Малой Швецией (Свитьодом) и Скандией. Скорее всего, гауты, или свеоны (т.е. собранные), IV в. до н. э., и были тем самым индоевропейским народом, общим и германцам, и балтам, и славянам. Так считал российский историк М. Б. Щукин. Такой вывод можно сделать, прослеживая перемещения народа Одина (скорее всего, Один был не один) и расселение балтов, славян и германцев в Балтийском бассейне.
Готов трудно назвать стопроцентными скандинавами-викингами, ибо их письменность, их христианская религия (арианство) V-VI вв. выглядят куда как более современными, чем культура скандинавов периода Эпохи викингов (VIII-XI вв.).
Готы и проживают в основном не на севере, а в глубине континента, в Причерноморье, в Италии, на Балканах, в Испании. Устье Днепра носило название Готия вплоть до XVI в. Там же найден и рунический камень, доказывающий, что готы, а также другие переселенцы из Скандинавии жили здесь оседло. Киев Днепровский, как и Кневец Дунайский, были основаны готом Кием в середине V в. Готы (особенно восточные) создали собственную уникальную культуру, которая позже растворилась срели населения европейских стран. Русские вельможи, подписавшие первый договор Киевской Руси с Византией в 904 г., имели остготские (восточно-шведские) имена: Карл Ингелот, Фалов, Рюар, Веремид, Стемил, Рулав, Гуды, Карн, Руальд, Флелав, Лидулфост, кроме Актутруяна — это имя финское.
Все это говорит в пользу того, что Киевская Русь начала X в., где главным идолом является также готский Перун (Перкунас, реплика латинского Иеркусиос — Громовержец) — это и есть политическое государство готов, а вовсе не славян. Они, захватив опорные города по днепровскому пути в Византию, воссоздали свою легендарную империю Рейлготаланд, развалившуюся примерно в V в. Версия о том, что варяги якобы выполняли роль наемников в славянском государстве, разбивается в пух и прах, ибо все политическое руководство Руси времен Олега — шведы, представители Восточной Готии. Это не наемники — это правительство! Славяне, видимо, выполняли в этом государстве роль тыловиков, роль градостроителей, а роль армии, флота и политического руководства лежала на крепких плечах норманн. Однако скандинавы достаточно быстро ассимилируются в более богатой славянской языковой среде. Так, стопроцентный варяжский состав русского посольства Олега в 904 г. при Игоре (Ингваре) в 945 г. меняется: скандинавы составляют треть в правительстве Руси, остальная часть — уже славяне. Это прямое доказательство постепенной, но достаточно интенсивной экспансии славян в готском государстве, где славян становится много уже и в правительстве.
Во времена Святослава (Сфендислейва) император Византии Константин Багрянородный, записывая сведения о Руси со слов самих же русов, как отражение в зеркале фиксирует то, что Русь — двуязычная, ибо русы используют скандинавско-славянскую трасянку, называя свои города Новгород и Смоленск как Немогард и Малениски. Почему Малениски? Потому что Смоленск, что и фиксируют археологи, основали шведские викинги из Смоланда — Малой Земли (область в Геталанде — Южной Швеции). «Смоленск» по-шведски значит «Смоландский». Под Смоленском и сейчас существует крупнейший некрополь скандинавского происхождении — более сорока погребальных курганов. Русские славяне X в. пытаются переводить Смоленск на славянско-русский язык и получается Малениски. Правда, эта неуклюжая попытка произносить Смоленск по-русски (и не менее неуклюжая запись греков) вскоре была забыта, и до наших дней дошел оригинальный вариант скандинавского названия города.
Готы дважды заселяли континент между Черным и Балтийским морями и Крым с Керчью. Впервые в III в. готские орды хлынули из перенаселенной Швеции (слишком уж много детей рожали скандинавские женшины, вызвав демографический взрыв — не хватало места для жилья) по обратному пути и заселили всю землю между Балтикой и Черным морем.
Так родилась остготская (восточно-шведская) империя Рейдготаланд, императорами которой были и Аларих, первым захвативший Рим, и Ангантюр (возможный прототип короля Артура), разбивший на Доне гуннов своего названного брата Хледа, и Теодорих, укрепивший Рим во второй половине V в. и уравнявший в правах готов и римлян. Во времена колонизации этих земель русинами (норманнами, славянами и русскими западными балтами) в IX-X вв. готы смешанно с восточными балтами и кельтами галлами, раками и кимрами все еще проживали в землях нынешней Беларуси и Украины. Автор «Слова о полку Игореве» в XI в. все еще упоминает союзных с половцами готов, живущих на берегах Азовского моря: «красные готские девы на берегу Синего моря…».
Татищев в «Истории российской» пишет о готах следующее:
«Готы и геты едино Скандинавия. Сии народы хотя в именах сходственны и от польских писателей погрешно смешивались, как например Вельский в особой главе о гетах и готфах написал, стр. 19, так: «геты, или готфы (ибо то один парод был)», ссылается в том на Спартана; Вельский равно Стрыковскому рассказывает, что они вышли из Скандинавии, что ныне Швеция, и к нам с вождем их Берикием пришли, о чем Облавий и Иордан, историки готские, свидетельствуют, и так поселились по реке Висле, где их Птоломей географ, именуя гитоны, указывает. С ними же пришли и епиды (гепиды. — М. Г.), единородные им, и поселились в Пруссии у Улмигоров. Стрыковский в гл. 2 части первой гепидов народ указывает с кимбрами единородных и основой литовского народа, а в гл. 3 пространнее описал».
Вот почему прибалты часто в старину называли беларусов гудами, так как прусские кривичи и другие пришли па землю именно готов, нынешнюю Беларусь, смешавшись с готами.
Таким образом, готы (поздние готы V-VIII вв.). проживавшие по всем балтийским берегам как севера, так и юга Балтики, стали составной частью как будущих польской, беларуской, литовской, латышской, так и шведской, датской и норвежской наций, смешавшись в Прибалтике с восточными и западными балтами, с которыми были близкой родней (или же их близкими потомками). Татищев упоминает, что польский город Гданьск (как и беларуский Гоцк) — это производные от Годанум, «город готов». Греки называли беларуское племя древлян германцами, видимо, тоже не зря. Вероятно, древляне — это готы жившие в беларуских лесах еще со времен Великой Швеции. О готской природе древлян говорит и имя дочери древлянского короля Мала. По-славянски она Малуша, а по греческим источникам — Мальфрида, имя готское. Хотя большая вероятность того, что древляне — это ятвяжское или же дайновское племя, народ восточно-балтский.
Сейчас все эти племена трудно отделить одно от другого, потому что все они были близкородственными балтийскими индоевропейцами (кроме чернявых кельтов), достаточно быстро слившимися в единую культуру, суть которой была обшей с незначительными отличиями. Различались лишь имена богов и религиозные культы.http://www.e-reading.ws/chapter.php/1023246/4/Goldenkov_-_Rus._Drugaya_istoriya.html
Народы, которые контактируют так долго и связаны так тесно, как готы и славяне, обязательно влияют друг на друга. Кто-то может влиять активнее, кто-то не в такой степени сильно, — но каждый будет оказывать разного рода воздействия на культуру каждого.
Западные славяне меньше получили от готов — похоже, они раньше ушли из зоны активных контактов. А вот в культуре восточных славян от готов осталось очень многое. В древнерусском языке осталось много заимствований из готского языка. Это очень важные заимствования, и они перешли в современный русский язык.
Слово «изба» — не коренное славянское слово. Оно происходит от готского stube — штабель. До готов славяне, жившие в более теплом климате, строили только хаты; стены хаты делались из переплетенного лозняка — плетня, обмазанного сверху глиной. Если даже строили полуземлянку с деревянными стенами — стены были плетеные или из вколоченных в пол вертикальных тонких стволиков.
Построить хату можно быстро, и трудовых затрат на постройку нужно немного, — особенно если и пол сделать земляной или обмазанный глиной.
Еще одно заимствование — слово «меч», по-готски — m"eki.
Шлем по-готски назывался hilms или helms. Славяне заимствовали и это слово.
Что это доказывает? Помимо культурных заимствований — что «славяне с самых ранних времен вливались в состав готских дружин, активно перенимая у них типы вооружения и боевые приемы» [71. С. 17].дним словом, «многочисленные, более или менее отчетливые следы первоначального соседства [славян и готов. — А. Б.] сохранились как в языках, так и в народной памяти восточных славян, равно как и самих германцев» [71. С. 12].
Немало славянской крови текло в жилах готов — основателей Вестготского королевства, воинов Тотилы, пытавшегося остановить громадную Византийскую империю. Немало готской крови течет и в жилах современных русских. Готы — Одни из предков древнерусской народности, наши отдаленные предки. Кому как — мне эти предки симпатичны.http://www.e-reading.ws/chapter.php/144341/50/Burovskiii_-_Otec_gorodov_russkih._Nastoyashchaya_stolica_Drevneii_Rusi..html
nktv1tl.livejournal.com
Готы и славяне. Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго
Готы и славяне
Вероятно, остготы очень недолго были владыками Карпат и Верхней Вислы – мест, населенных славянами: лет сто – сто пятьдесят, от силы двести. Но, судя по всему, именно готское нашествие разделило славян на две ветви: западных и восточных. Между этими группами славян жили готы. Пусть славянский мир разделился ненадолго, этого, видимо, хватило.
Готы сыграли совершенно особую роль в истории славян, расколов их на западных и восточных. Готы покорили славян и вовлекли их в дела своего племени, своей державы. Эта связь началась в Прибалтике, пронесена была по всему пути готов и продолжалась в Причерноморье – причем в разное время с готами контактировали разные славянские племена. Получается, готы общались со всем славянским миром. Весьма вероятно, часть славян ушла на юг вместе с ними – особенно профессиональные воины.
Некоторые ученые считают что росомоны, с которыми то дружил, то воевал Германарих – славяне[17].
Другие не менее уверенно говорят о некоем германском или балтском племени росов-русов, пришедшем вместе с готами. Такую возможность допускал еще Ломоносов.
Если с росомонами все как-то зыбко и неясно, то куда яснее с племенным вождем по имени Бож или Бус, упоминается такой в роли союзника Германариха. Это уже точно славянин! И никто не называет его ни росом, ни росомоном.
Западные славяне меньше получили от готов, похоже, они раньше ушли из зоны активных контактов. А вот в культуре восточных славян от готов осталось очень многое. В древнерусском языке осталось много заимствований из готского языка. Это очень важные заимствования, и они перешли в современный русский язык.
По мнению многих ученых, слово «изба» – не коренное славянское слово. Оно происходит от готского stube – штабель. До готов славяне, жившие в более теплом климате, строили только хаты; стены хаты делались из переплетенного лозняка – плетня, обмазанного сверху глиной. Если даже строили полуземлянку с деревянными стенами – стены были плетеные или из вколоченных в пол вертикальных тонких стволиков.
Построить хату можно быстро, и трудовых затрат на постройку нужно немного, – особенно если и пол сделать земляной или обмазанный глиной.
Еще одно заимствование – слово «меч», по-готски – mёki.
Шлем по-готски назывался hilms или helms. Славяне заимствовали и его.
Что это доказывает? Помимо культурных заимствований – что «славяне с самых ранних времен вливались в состав готских дружин, активно перенимая у них типы вооружения и боевые приемы»[18].
Но есть и намного более серьезные свидетельства готско-славянских контактов. Слово «чужой» из русского языка прямо восходит к готскому слову piuda, что означает на готском языке «народ».
Ученые предполагают, что таким словом определяли себя готы при общении со славянами: для простоты. Ну что ж… Все первобытные племена считают себя единственными «настоящими» людьми на земле. Наши славянские предки с простодушным зверством дикарей считали, что они одни владеют словом – они славяне, то есть «говорящие». Тех, кто не владел славянской, единственной человеческой речью, называли немцами – немыми. Как интересно: это слово, когда-то относимое ко всем чужеземцам, быстро стало относиться только к одному народу. Случайно ли?
Готы были, разумеется, не лучше, встречаясь со славянами, они называли себя «народом», то есть опять же единственным народом на земле. Интересно, понимали ли славяне, что, применяя это слово, готы как бы исключают их из рода человеческого? И понимали ли готы, что славяне отказывают им в праве владеть членораздельной речью?
Слово «народ», которое готы произносили как piuda, в древнем верхненемецком звучало как thioda. От этого слова произошло прилагательное tiutsche, которым немцы, начиная с XI века, все чаще обозначали весь свой народ. До этого никакого единого немецкого народа не существовало, были территориальные названия, восходившие к прежним племенным делениям. «Баварцы» – это, конечно же, не члены племени баваров, а «саксонцы» – вовсе не древние саксы, но именно этими словами чаще всего называли себя жители разных немецких земель. Осознание своего единства было, но слабое, слабее территориального. Так, поляне понимали, что древляне – тоже славяне, близкие родственники, но это не мешало топить древлян в собственной крови при всякой попытке освободиться и не платить дань.
Слово tiutsche употребляется с XI века все чаще и постепенно превращается в современное deutsch, то есть «немецкий». А от него уже легко произвести и слово Deutscher – то есть немец.
Трудно представить себе, что русское слово «чужак» и самоназвание немцев Deutschen восходят к одному древнегерманскому корню, но это факт.
На Руси помнили о готах как о христианском народе. В Житии Константина Философа есть эпизод, посвященный диспуту, проведенному в Венеции Кириллом и Мефодием. В ходе диспута противники славянской письменности говорили: есть только три священных языка, на которых вообще может быть выражено Слово Господне: древнееврейский, древнегреческий и латынь.
В ответ Философ ссылается на солнце, которое шлет свои лучи людям всех народов без различия, на дождь, который дарит всем влагу, независимо от языка. А главное, Философ приводит пример двенадцати народов, которые создали собственную письменность. В этом списке готы занимают шестое место после армян, персов, абхазов, грузин и аланов. Но что характерно – все эти народы живут далеко и мало связаны с Русью. А вот кто-кто, а уж готы на Руси очень хорошо известны, и несомненно их пример был прекрасно известен и Кириллу с Мефодием.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Готы и восточные славяне
Готы и восточные славяне
Согласно приведённым выше данным, воспроизведённым Иорданом на основании имевшихся в его руках источников, ныне утраченных, анты уже в IV в. н.э. подверглись нападению готов, или, как они сами себя называли, гутов.
Кто такие были готы, откуда и как они появились на территории антов, какова их подлинная роль в истории восточного славянства и т.п. - все это до последнего времени оставалось неясным ввиду отсутствия достаточно надёжных источников. Имеющиеся в нашем распоряжении показания Иордана требуют сугубо критического отношения. Они зачастую основаны на легендах, на явном вымысле, смешивают готов с гетами и относят к готам все, что древние писатели говорят о «скифах». Из истории готов, как она дана у Иордана, следует отбросить всю легендарную часть, которая говорит о Скандинавии (остров Скандзия) как о прародине готов, и затем о их миграции в III в. из Прибалтики на юго-восток в славянское Причерноморье. Ни один из древних писателей, знающих здесь готов в III и IV вв., ничего не говорит о приходе их с севера. Не говорят об этом и археологические данные. Поэтому готов в Причерноморье следует рассматривать так, как их рассматривали древние, т.е. как местное варварское население. С этой точки зрения выступление готов в Причерноморье (нападение готского короля Винитара на антов), приурочиваемое Иорданом к IV в. н.э., следует рассматривать лишь как выступление одного из местных племён в роли хозяйственно и политически окрепшего, командующего племени или социального слоя в союзе племён. «Появление готов в северном Причерноморье, - говорят историк, - отнють не означает полную смену населения этой территории, а только выдвижение на первый план какого-то нового этнического элемента, занявшего ведущее положение в местом причерноморском о6ществе ...» Писатели III и IV вв. называют варваров, живущих за Дунаем к северу и далее до Танаиса, скифами или сарматами, или же говорят о них как о тех, кого «мы называли скифами и которые теперь именуются готами». Оба эти термина - скифы и готы - выступают как собирательные, относящиеся к объединению племён, а не к отдельному племени. Интересно отметить, что имя завоевателя антов, остготского короля Винитара, некоторые исследователи сближают с племенным наименованием венетов (Маркварт).
Говоря о движении готов с северо-запада на юго-восток, Иордан показывает, что они пришли в богатый, но изобилующий болотами край Ойум, вдоль которого протекала какая-то бурная река. Эту реку некоторые принимают за Днепр или Припять, в связи с чем загадочную страну Ойум объясняют как Волынь или Киевскую область или же левобережье среднего Днепра на юг от впадения в него Десны. Проф. Браун и акад. Грушевский отождествляли Ойум с Волынью, а акад. Шахматов - с Припятеким краем. Проф. Нидерле склонен принимать за страну Ойум край по обе стороны среднего Днепра.
Согласно показаниям источников, восточные приднепровские готы, грейтунги (остроготы) в своём продвижении на юг достигли Черноморского побережья, откуда предпринимали набеги на Кавказское и Малоазиатское побережья и подчинили себе Боспорское царство в Крыму. Административным же центром готов оставался какой-то город на Днепре. Имя этого города, по дошедшим до нас источникам, было Danaprstadir. Некоторые склонны считать, что это был Киев или какое-либо другое укрепление на Днепре, поблизости от Киева, вроде Княжей горы у Канева, Жарища у Черкас и т.п. Основанием для этого служат богатейшие следы так называемой «готской» культуры, открытые в названных выше районах на Днепре, но главным образом в Пантикапее в Крыму.
Другая часть готов, так называемые западные, приднепровские готы, тервинги (везиготы) двинулись в юго-западном направлении вдоль Днестра к Дунаю, в районы римской Дакии, Мёзии, Балканского полуострова и далее на юг, на острова Эгейского моря и Малоазийское побережье. В этих «готских походах» принимали участие не только дружины собственно готского союза, но и другие варвары северного Причерноморья и северных придунайских районов (фракийцы - карпы и геты, певкины, бастарны и др.).
Во главе восточных готов в середине IV в. стоял король Германарик, или Эрманарик (умер в 376 г.). Мы называем это имя потому, что Иордан, заведомо преувеличивая действительное положение вещей, говорит, что Германарику были подчинены не только готы и приазовские герулы, но и ряд финских племён - весь, меря, чудь, мордва и другие, а также эсты и славяне (венеты, анты и склавены).
Как бы то ни было, во всяком случае не подлежит сомнению, что в конце III и в начале IV в. русские славяне в течение приблизительно 150 лет не только входили в состав обширного готского союза, но составляли основное ядро его населения. Надо полагать, что они в значительной мере пополняли и рядовой состав «готского» войска, потому что видеть в готах какой-то неиссякаемый в походах и боях вооружённый народ мы не имеем никаких оснований. «Готы» - это была, прежде всего, дружина, т.е. военный отряд во главе с военачальником-королём типа тех военно-дружинных объединений, содействовавших возникновению королевской власти. Нет никакой надобности предполагать в готах каких-то, выражаясь языком Н.Я. Марра, «пришлых молодцов», наложивших свою властную руку на русских славян. Военные дружины - это характерное явление для всякого родового строя, в том числе и для славян, на известном этапе развития этого строя.
Объединение путём насильственного подчинения и добровольного включения окрестных племенных образований выросло в мощный союз племён, имевший своею восточной границей р. Дон. Однако, начиная с 370 г., этот союз стал подвергаться ударам надвигавшихся с востока гуннов и вскоре прекратил своё существование. Король восточных готов, Эрманарик покончил жизнь самоубийством, а его преемник, Витимир, пал в битве. Готские вожди со своими дружинами бежали на запад, а народ, остроготы, попал под власть гуннов.
Вслед за остроготами были разбиты на Днестре и везиготы, нашедшие затем себе в 376 г. приют за Дунаем, в Мезии. Там они попали в обстановку разлагавшейся рабовладельческой Римской империи и вынуждены были, объединившись с рабами и колонами, бороться за своё существование. Временами Риму удавалось привести варваров в подчинение, наладить с ними добрососедские отношения и даже использовать их с успехом в своих военных предприятиях. Но в 395 г., после смерти Феодосия, везиготы под предводительством Аларика вновь подняли восстание против восточно-римского правительства и безнаказанно грабили Балканский полуостров. Путём уступок готам Аркадий, сын Феодосия, сумел привести Аларика к повиновению, ликвидировать восстание везиготов и поселить их в Иллирике. Вскоре приближение наступавших к Дунаю гуннов заставило Аларика двинуться в Италию. В 410 г. при поддержке огромной массы восставших рабов готы занимают Рим и предают его разграблению. После смерти Аларика везиготы под предводительством его преемника, Атаульфа, проникают в южную Галлию, где в 419 г. и оседают в Аквитании на правах федератов империи.
Что представляет собою готский язык, об огромном вкладе которого в славянские языки так любят говорить обычно все зарубежные лингвисты? «Готский вопрос, - замечает И.Я. Марр, - один из основных в истории Восточной Европы. Без его разрешения или хотя бы правильной постановки его решения, думается, этнологическая проблема народов европейскою Востока едва ли сдвинется с места, на котором она застряла. Положение с готским вопросом хуже, чем то было и остаётся с русским. Касательно русских возникло сомнение, правда ли они явились с севера; кое-кто отстаивал и юг, как так наэывасмую "прародину" русов ... Касательно же готов и таких вопросов не видим, ни у кою не возникает никаких сомнений, что они изначально германцы, и на этом зиждется полное спокойствие. Готы - германцы и только. Одно время предполагалось даже, что их речь - германский "праязык", но от этого отказались ...».
Цитируемая выше работа И.Я. Марра, посвящённая изучению готского языка, окончательно вскрыла вздорную сказачность легенды о северном происхождении готов и одновременно с максимальной убедительностью разрушила вторую легенду о том, что готы - германцы. Огромный материал, использованный Марром при исследовании готской проблемы, помог разрешить её в совершенно новой плоскости. Он показал, что племенное название готов, «известное за ними с момента их появления на северном Черноморье», тотемистически связано с ними, готами же, притом вовсе не на германской, а на догерманской почве. Тем же своим племенным названием готы, и прежде всего черноморские готы, через скифов, двойниками которых они оказались, увязаны с архаическими насельниками Кавказа и с более молодыми, средневековыми народностями, в том числе грузинами, у которых в народной, более древней речи удостоверена общность слова для термина «бог» с германцами.
Огромный материал, использованный И.Я. Марром не для разрешения во всём объёме, а лишь для предварительной наметки разрешения готской проблемы, привёл исследователя к заключению о наличии «связи готского с звуковою речью населения Кавказа яфетической системы, особенно с языками шипящей группы с оканием, именно мегрельским и чанским, но также грузинским»... Родство при черноморских готов со «скифоидными сородичами», такими же причерноморскими, как сами готы, ведёт нас к скифам-сколотам.
Несомненная связь языка причерноморских готов с яфетическими языками скифоидов - кавказцев, мегрелов и чанов, а также с грузинским и скифским языками ведёт нас к готам-скифам, т.е. в ту же социальную среду, с которой органически связаны в частности и яфетиды-протославяне. В названии готов gu-Ѳ-go-t и его двойника go-g, resp. gu-g Н.Я. Марр видит «разновидность скифа». В другом месте Марр говорит: «Готы - превращение скифов и связаны теснейшим родством с исконным наследием Кавказа, его древнейшими и древними и даже средневсковыми народами и народностями, так называемыми яфетическими».
Известно, что у днестровских везиготов было распространено христианство, и что некий епископ Ульфила, или Вульфила, в IV в. н.э. перевёл культовые книги на готский язык, который до последнего времени некоторые склонны были считать чуть ли не прагерманским языком. Сейчас мы знаем, что Ульфила (Вульфила, 311-383 гг.) был выходцем из Капподокии, т.е. не готом по национальности. И другие пионеры христианства у готов, как, например, Евтих, также не были готами. Имя Ульфилы («волчонок», «волк») не представляет собою ничего специфически готского, но есть обычное название у всех народов, в частности у грузин, мегрелов и других. Марр замечает, что «христианство при своём первом появлении застаёт массовое население и Капподокии, и Армении, и Иберии-Грузии, увязанное тотематически с предшественниками хетитами и халдами ...», причём «конкретное слово wol-f готское wul-f с его русским двойником «вол-к» догерманского, как и дославянского происхождения». Наконец, язык переводов Ульфилы, дошедших до нас в рукописях V-VI вв., изготовленных в Италии, не представляет собою готского языка III-IV вв. По определению специалистов, это - «типичный литературно-письменный язык феодализирующейся остроготской знати, сложившийся в результате её сращивания с господствующими слоями Византии и Италии и существенно отличный от того «междуплеменного» готского языка, который бытовал в готском и гуннском союзе». После всего сказанного для нас становится ясным, что мы должны совершенно иначе поставить и вопрос о так называемых готских заимствованиях в славянских языках. Их нужно рассматривать не как заимствования, а как яфетический вклад, общий для так называемого «готского» и славянских языков.
Так же точно мы разрешаем и вопрос о так называемой «готской культуре» и «готском стиле», которым характеризуется довольно значительная полоса в истории материальной культуры нашего Поднепровья и Причерноморья. На основании обширного археологического материала можно заключить, что так называемая «готская культура» вовсе не есть нечто принесённое извне на территорию восточного славянства. Наоборот, это есть продукция творчества местного населения, известная не только здесь, но и далеко за пределами Поднепровья и Причерноморья - на Алтае, в Казахстане, в Поволжье, на Северном Кавказе, в Сибири и пр. ещё до образования готского союза племён. Расцвет же её относится ко времени уже после распада готского союза, т.е. ко времени образования гуннского союза. «Но и тут, - замечает историк, - нужно говорить не о роли гуннов или готов, как таковых, а о длительном nроцессе, происходившем в местном обществе благодаря постоянному и несомненно плодотворному соприкосновению и взаимодействию мира варваров с миром античного рабовладельческого общества причерноморских колоний.
Носителями этой культуры были племена, входившие в состав как сарматского, так и аланскою союза, затем готских племенных союзов и, наконец, гуннского племенного союза. Создание последнего крупного межплеменного объединения несомненно способствовало укреплению тех элементов культуры, которые уже ранее здесь сформировались, и распространению этой культуры далеко за пределы припонтийских степей».
Характеризуя так называемую «готскую культуру» в целом, специалист-историк приходит к заключению, что «появление готов в северном Причерноморье никакого отражения в археологических памятниках не получило и никаких коренных изменений в культуре населения Причерноморья не произвело. Элементы сходства культуры Поднепровья и Средней Европы, какие со всею очевидностью выступают в первые века нашей эры, говорят не о влиянии германцев-бастарнов или готов, а о сложении этнографической общности у населения всей этой обширной территории, в связи с чем здесь и возникает новое этническое образование - славяне».
www.othist.ru
Святослав и готы. - Древняя Русь
Трохи замечаний по поводу источников.
По горячим следам, так сказать.
http://diunov.livejournal.com/320012.html
http://diunov.livejournal.com/320372.html
http://diunov.livejournal.com/320952.html
http://diunov.livejournal.com/313156.html
http://diunov.livejournal.com/294909.html
Мне поначалу захотелось, было, вклиниться в общее древо обсуждения по теме «расовых признаков» князя Святослава Игоревича, но подумал, что может быть стоит немного укрупнить тему.
Речь идёт даже не столько о том какая «морда лица» была у Святослава, а о том насколько исследователь может доверять источнику. Подход, получается, немного нессиметричным. При рассмотрении вопроса «готы-Русь» база строится на ссылке из википедии (мягко говоря, неавторитетном источнике), на небезызвестной компилятивной «Гетике» Иордана, которая за последние сто лет раскритикована в пух и прах; но достаточно детальное описание облика князя данное Львом Диаконом, выдаётся чуть ли не за фальшивку. При этом, описанный портрет князя характеризуется как укро-тюркский, что, мягко говоря, вульгарно. Само понятие «укры» — это даже не из области юмора, а скорее из сатиры, но к антропологии отношения не имеет. Кроме того, я давно заметил, что вольное обращение с первоисточниками и вкусовой подход, весьма характерны для германоцентристского и норманистского течений исторической мысли. Может быть, не стоит настолько упрощать: мало ли, чей портрет, кому не мил? :)
Теперь по порядку:
Графические первоисточники, приведённые в статье об усах и оселедцах, мягко говоря, неполны и… Хм, не вполне в контексте. Можно привести немало примеров, где в летописных миниатюрах, славянские персонажи (в том числе и простолюдины) одеты, обуты и причёсаны в византийской манере. Причина этого достаточно прозрачна, на этом себе многие обломали не только зубы. Достаточно вспомнить Рабиновича из Института этнографии.
Отсутствие бритвы, как предмета обихода эпохи раннего средневековья, мягко говоря, не соответствует истине. Бритва появляется в Восточной Европе в начале эпохи раннего железа, периодически исчезает и появляется вновь. Этот предмет был повторно занесён в эпоху латена и окончательно закрепился в первых веках н.э. в балтских культурах в первых веках н.э. Бритва была известна как зарубинецкой, так и постзарубинецким культурам. Она встречается на древнерусских памятниках. Другое дело, что атрибутировать маленький серпообразный кусочек металла смогли не так давно, но сделали это обнаружив этнографическое соответствие, дожившее до XIX- начала XX веков. Странно, что это остаётся за рамками обсуждений.
Оселедец… Насчёт его чисто тюркской принадлежности, это к Голливуду. Я серьёзно, сколько же можно жить стереотипами. Вы уж простите. Подобная причёска зафиксирована у малоазиатских народов эпохи поздней бронзы (а это вовсе не «Азия» :) ), как известно, ни хетты, ни лидийцы к тюркам не относились. «Оселедец» был в употреблении на севере Индии в средневековье. Я думаю, намёк понятен? :). Предки тюрок, в течении огромного времени находились в сфере влияния скифского мира, а позже и сарматского. Все остальные рассуждения насчёт практичности «оселедца» видятся рассуждениями за компьютером, нисколько не связанными с попыткой реальной реконструкции.
Я заметил одну особенность: и здесь, и ранее, — при рассмотрении «готского» вопроса напрочь отбрасывается сарматский фактор, который был весьма силён как на рубеже эр, так и позже. Это касается и сарматской компоненты в Черняховской культуре, и иранских языковых реликтов в этномимах «антских» народов, и брахикранный фактор в славянской антропологии, и некоторых «ираноидных» теонимов в пантеоне Владимира. И, наконец, индоиранские параллели в самом корне «Рос/Рус» (Rohs-Roxs).
Теперь о «готской» Черняховской культуре (ЧК). Честно говоря, не хочется расписываться на многостраничные штудии, но вспомнить то, что неизвестно википедии (повторяющую ископаемые идеи времён Райнеке и Швантеса), зато известно всякому, кто с ней (ЧК) мало-мальски знаком.
ЧК была неоднородна, а делилась, как минимум, на четыре культурные зоны. Каждая из этих зон, была по своему самобытна, и имела свою культурную подоснову. К слову сказать, что Днепровское левобережье испытало именно сарматское влияние, которое имело место и в Причерноморской зоне. Посему, мешать всё в одну кучу, видится непростительным упрощением.
Культурные «навороты», вроде высокотехнологичной керамики, стекла, металлообработки и пр. ни что иное, как обычное провинциально-римское влияние. Достаточно сопоставить хронологические шкалы иех или иных вещевых комплексов и территории бытования. «Безметаллические» славяне — миф начала XX века (спасибо старику Макаренко), и построенный на особенностях безынвентарного погребального обряда. Как только начали массированно копать поселения, то за последние 30 лет у Праги-Корчака появились и фибулы, и конское снаряжение, и элементы вооружения, и проч. Металла достаточно, его просто не закапывали в землю, а пускали во вторичную переработку, особенно цветмет, залежи которого в Восточной Европе крайне скудны.
Обобщать Пеньковку и Прагу-Корчак — также упрощение, различий достаточно. Тем паче, что сама ПК неоднородна, и делится на три зоны: западную, дунайскую, и восточную. Иное дело, что у сформированных Корчака и Пеньковки было несколько обширных контактных зон.
Пару десятилетий назад появилась гипотеза участия киевской культуры в сложении Пеньковки. (Горюнов Е.А., Ранние этапы истории славян Днепровского Левобережья, Л., Наука, 1981).
Теперь о готах и «готах»:
«Бескрайние потоки» готов и герулов, совершенно не подтверждаются археологически. Вельбарская культура представлена на востоке узким ручейком селищ с тонким культурным слоем, спустившимся через Горынь и Припять по Днепру. Численность погребений в могильниках тоже не характеризует вельбарк как многочисленный народ, что вполне естественно. Хервиг Вольфрам в своих «Готах», достаточно чётко намекнул на то, что этнические выходцы из германской среды были малочисленны среди автохтонов. Сколько может переселиться общин со всем скарбом, скотом, женщинами и детьми, да ещё к тому же морским путём? Впрочем, это отдельная тема. Его же перу принадлежит достаточно очевидная мысль, что «готы», в значительной степени, мифологический народ. Уж не обессудьте. :) Другое дело, что даже небольшая группа способна стать спусковым механизмом для общественного толчка вызревавшего в течении многих лет. Правда, с одним условием — необходимо определённое родство (культурное, кровное или генеалогическое, религиозное и т.д.).
Едем дальше.
Теперь о мисках и длинных домах. Миски, ещё до вельбарка были представлены в Восточной Европе зарубинецкой и постзарубинецкими культурами, это вовсе не готская новация, а наследие поморско-подклёшевой культуры, и опосредованного периферийного латена. Длинные дома и на территории «готской» зоны ЧК встречались вовсе неповсеместно. Для сравнения можно привести массовую застройку длинными домами теллей и вирдов (вирд Феддерзен, к примеру) на исконных германских территориях. В ЧК они локальны, и их подозрительно мало.
Я полностью придерживаюсь точки зрения, что германцы не были, и не могли быть доминирующими группами в ЧК. Сама культура синкретична, несёт в себе субстратные фракийские (вспомните иордановскую спекулятивную игру слов «готы-геты»), сарматские, пра-(или около)славянские, германские и причерноморские черты. ЧК была, по своему, нормальной провинциальноримской культурой, и не более того.
Вообще, возникновение ЧК, это большой парадокс, но как мне видится, корень кроется в том, что в корзину единой археологической культуры искусственно сложили несколько различных культур объединённых территориальным соседством и экономическими связями, и «крышей» римской провинции.
Теперь насчёт ЧК и Руси. Эта мысль, действительно привлекательна, но только с точки зрения сармато-праславянских связей. Пускай скривятся мордочки ревнителей нордической белизны, но решение здесь может оказаться вовсе не у «нордов» германцев, а среди индоиранцев, или если выражаться популярно — индоариев. Германцы здесь, увы, заслуженно в минусе.