Самые красивые и древние породы лошадей. Древняя лошадь
арабская, виды, породы и описание
Лошадь – одно из первых животных, прирученных человеком в истории. Скифы еще в 8-7 веках до нашей эры считали коневодство неотъемлемой частью своей жизни, животные были не только помощниками в хозяйстве и войне, но и жертвенными животными. К сожалению, до наших дней сохранилось не так много представителей самых древних лошадей.
История отношений между человеком и лошадью
Лошадь с древнейших времен была важной составляющей человеческой жизни, не зря ни один великий полководец не обходился без скакуна в бою. Их ценили и почитали во все времена.
Одним из предков современной лошади был «тарпан», однако они не поддавались одомашниванию и быстро умирали в неволе. Последний тарпан прекратил свое существование в 20 веке. Но до сих пор продолжают свое существование помеси тарпана с другими лошадьми, в том числе и домашней.
Современный вид тарпанов
Древние лошади, населявшие когда-то Америку, также погибли, однако в наши дни, в американских прериях можно встретить мустангов – потомков лошадей первых переселенцев в Новый Свет.
В древние времена на Востоке также были лошади, чьих потомков в наши дни называют Ахалтекинской породой скакунов. Текинцы занимались воспитанием своих лошадей достаточно нетрадиционно на то время – животных не держали в табунах, каждым представителем вида занимались отдельно, воспитывая в нем выносливость и повиновение. Стоит отметить, что Текинцы приложили немало трудов и для того, чтобы развить достаточную гибкость у лошадей. Для этого корм рассыпали на уровне лошадиных копыт, и лошадям приходилось тянуться за едой, тем времен разрабатывая гибкость туловища и шеи.
Ахалтекинская порода
Древние породы
К потомкам древнейших лошадей современные ученые относят не только Ахалтекинцев, но и ряд других пород, к которым можно отнести лошадь Пржевальского, Арабскую чистокровную, Фризскую породу, Марварийскую, Норикскую породу. Все они ведут свою родословную из древнейших времен.
Лошадь Пржевальского:
Данные лошади считаются предками домашних лошадей, однако на данный момент они сохранились только в заповедных зонах и зоопарках. Доказательства того, что в природе лошади Пржевальского больше не встречаются были получены отечественным ученым Пржевальским, который во время экспедиции обнаружил последний на Земле табун диких лошадей, впоследствии названных его именем.
Лошадь Пржевальского
Арабская чистокровная порода
Одна из древнейших пород, была выведена в 5 веке нашей эры на территории Аравийского полуострова. Практически все чистокровные представители Арабской породы берут свое начало из Бедуинских племен. В начале 7 века в ходе многочисленных воин и сражений представители данной породы попали и в Европу, где начали активно использоваться для воспроизведения новых пород.
В наши дни разведение Арабских лошадей занимаются несколько конных заводов в России, благодаря чему данная порода широко распространилась по всему миру.
Марварийская порода
Марвари – очень древняя лошадь и была описана в священных текстах как лошадь достойная царей, берет свое начало из Западной Индии средних веков. Выводилась данная порода в достаточно «спартанских» условиях для того, чтобы они были приспособлены к жизни в неплодородных землях с дефицитом воды, а также к путешествиям на большие расстояния.
Особенностью данной породы считается положение ее плеч – они расположены под меньшим углом к ногам животного, что делает ход лошади более мягким для всадника. Эта особенность также позволяет Марвари без особых трудностей ходить по пескам.
Фризская порода
Это одна из древнейших европейских пород лошадей, ее предком считается европейская лесная лошадь. Первые упоминания о данной породе датируются 13 веком. Фризы универсальны, они могут работать и в упряжи, и в качестве верховых лошадей.
В 16 веке лошади Фризской породы широко использовались в конных школах при обучении верховой езде, а европейская знать использовала их в качестве каретных лошадей. Позднее произошло прилитие крови восточных пород, что сделало экстерьер фризов более изящным.
Фризская порода лошадей
В наши дни фризы являются участниками многих выставок и соревнований. Связано это с тем, что выглядят они достаточно эффектно – фризы гордость Голландии.
Норикская порода лошадей
Данные лошади являются представителями одной из древних сельскохозяйственных пород. Возникла около двух тысяч лет назад в Альпах. Со временем эти лошади приобрели большую популярность и начали использоваться во время проведения парадов и церемоний.
В наши дни лошадей Норикской породы, благодаря выносливости и высокой работоспособности, используют в качестве как верховых, так и упряжных.
Таким образом, самой древней лошадью является Арабская, которая не только берет свои корни из глубокой древности, но и донесла до наших дней все свои выдающиеся качества, не только сохранив их, но и приумножив.
vseokone.ru
История лошадей | Happy Horse Club
Когда появились первые лошади?
Лошади появились около 65 млн лет назад. Маленькие, размером не больше собаки, они были в холке 25-45 см. В процессе эволюции лошадь «выросла», и около 4 млн лет назад появились современные лошади рода Эквус. "Эквус" в переводе с латыни означает "лошадь".
Когда человек приручил лошадь?
Около 5-6 тыс лет назад люди впервые стали приручать диких лошадей.
Примерно 4-5 тыс лет назад человек впервые сел на лошадь верхом.
Вначале человек ездил на крупе лошади держась за гриву, и используя подобие «кордео» на основании шеи лошади сделанного из волос тех же лошадей или волокон растительного происхождения.
Позже, человек стал подкладывать на спину лошади шкуры животных, которые застегивались костяными (позже металлическими) застежками на груди лошади и оберегали человека от воздействия пота лошади во время езды. Появилось подобие уздечки. Человек стал использовать лошадь для охоты и для боя.
Позднее люди стали использовать лошадей для сельского хозяйства, запрягая их в соху, что бы пахать поля или запрягал лошадей в повозку для перевозки грузов.
Как появилось слово «конь», «кобыла», «жеребец»?
-эти слова исключительно славянского происхождения, они встречаются в языках многих славянских народов и своими корнями восходят к индоевропейскому праязыку.
Весьма примечательно, что такие древнейшие государства, достигшие высокого уровня культуры, как Ассирия, Вавилон, Египет, лошади долгое время вообще не знали: ее там не было, примерно до начала второго тысячелетия до нашей эры. Лошадь в этих государствах появилась лишь за 2000-1500 лет до нашей эры в результате соприкосновений с кочевыми народами, которые затем и завоевали эти древние государства с помощью лошади.
Очень рано люди поняли, какое огромное значение .может иметь лошадь в военном деле, и начали культивировать ее для этих целей. Впервые лошадь в качестве боевого коня, запряженного в колесницу, появилась у кочевых народов, от которых этот способ применения лошади быстро и широко распространился в государствах Малой Азии, а затем и в Древней Греции и Риме. В дальнейшем военное значение лошади все более возрастает.
В период 1000-500 лет до нашей эры появляется конница с воинами, сидящими верхом на лошади, но еще без седла.
Славились своей конницей скифы - кочевые народы, жившие на обширных просторах южнорусских степей. Появление конницы еще более усиливало военное значение лошади, а это, в свою очередь, заставляло проявлять больше заботы о ней, о ее состоянии и качестве. В этот период в коневодстве зарождаются зачатки племенной работы.
Первые века I тысячелетия до нашей эры знаменуют ряд новых, существенно важных для дальнейшего развития коневодства достижений. Сюда относится широкое освоение железа и возникновение кочевого быта, вызвавшее дальние передвижения и широкое, а не эпизодическое использование коня под верх, для выпаса стад, разъездов, посылки донесений или поспешного бегства, что было характерно уже для среднерусских степей и Кавказа (III тысячелетие до н. э.) и Передней Азии (II тысячелетие до н. э.). Речь идет о появлении вооруженного всадника вместо гонца или табунщика, замене отряда колесниц конницей, сначала иррегулярной, затем регулярной. В литературе укрепилась точка зрения, что если индоиранцы познакомили Азию с конем, то иранцы — с всадничеством. Изучая письменные источники Ассирии (описания военных походов, состав войска и добычи), можно уточнить время появления первых вооруженных всадников.
Древнейшее изображение всадника на навершии бронзовой булавки
Многовековой труд коневодов, направленный на совершенствование лошадей в верховом направлении, при одновременном воздействии местных климатических и кормовых условий привел к тому, что уже в первом тысячелетии до нашей эры в ряде азиатских государств (Хорезм, Бактрия, Парфия и др.) были созданы прекрасные породы легких, сухих быстроаллюрных и очень красивых лошадей. Лошади этих государств высоко ценились и соседними народами; последние всячески стремились заполучить их. Так, персы одно время взимали в виде дани ежегодно до 30 000 коней. К потомкам этих древних лошадей можно отнести современную ахалтекинскую породу, разводимую в Туркмении.
Коневодству в Древней Греции посвящено довольно много работ, которые опираются на большое количество источников (письменных и изобразительных). Это позволяет осветить вопросы, важные для решения проблем развития и распространения древних пород и типов лошадей в Евразии. К сожалению, отсутствие остеологических материалов заметно обедняет наши представления о древнегреческом коневодстве.
Реконструировать погребальный обряд с трупосожжением, захоронениями юношей, коней и собак и сооружением кургана лучше всего по текстам гомеровской «Илиады»:
Трижды вкруг тела они долгогривых коней обогнали,
С воплем плачевным... лес наваливши.
Быстро сложили костер, в ширину и длину стоступенный,
Сверху костра положили мертвого, скорбные сердцем.
Множество тучных овец и великих волов криворогих,
Подле костра заколов, обрядили...
Там же расставил он с медом и светлым елеем кувшины,
Все; их и одру прислонив; четырех он коней гордовыйных
С страшною силой поверг на костер, глубоко стеная...
Двух (псов) заколол и на сруб обезглавленных бросил;
Бросил туда ж и двенадцать троянских юношей славных,
Медью убив их.
Сруб угасили, багряным вином поливая пространство
Все, где пламень ходил; и обрушился пепел глубокий;
Слезы лиющие, друга любезного белые кости
В чашу златую собрали.
Свежий насыпав курган, разошлися они,
Гомер (23.13-257)
Верховая езда и джигитовка во времена Гомера были известны, но в его поэмах во всех случаях речь идет о колесницах и колесничных лошадях (троянцы и «конями богаты», и «конеборцы», и «укротители коней», и «конники храбрые»).
Уже на критской вазе IX в. до н. э. имеется изображение вооруженного всадника, во второй половине VIII в. до н. э. такого рода рисунки (правда, всадники чаще показаны в мирных процессиях, чем в сражениях) становятся более многочисленными — на вазах, металлических предметах и т. д. Посадка у первых всадников была такой же неудобной и неумелой, как на Кавказе и в Ассирии. Греки даже в VIII в. до н. э. использовали колесницы не так, как воины Передней Азии. Как можно судить по аттическим вазам, греческие воины не умели стрелять не только с двигающейся, но даже и со стоящей колесницы. Для стрельбы им приходилось соскакивать на землю.
Искусство геометрического стиля доносит до нас коня подчеркнуто длинноногого (что отражало не столько особенности экстерьера, сколько своеобразие стиля живописи), с изящно изогнутой спиной и высоко поставленным хвостом. Коневодство и всадничество пришло к грекам, видимо, из Подунавья, где оно было развито раньше; существенна, конечно, и роль Малой Азии, а также Африки в пополнении конных ресурсов. Очевидно, квадриги (скачки на них во время Олимпийских игр начались в 680 г. до н. э.) в Грецию пришли из Ливии. Только на греческих изображениях VII в. до н. э. мы видим более удобную посадку всадников. В это же время (648 г. до н. э.) впервые вводятся на Олимпийских играх скачки верховых лошадей.
Бой с участием лошади в античные времена
Поэт Алкман (конец VII в. до н. э.) сравнивает в своих стихах греческих девушек со скаковыми конями — венетскими, колаксайскими и ибенинскими. Впрочем, о венетских конях мы знаем и по другим источникам, так как в середине I тысячелетия до н. э. венеты Адриатики славились как коневоды. Их кони принесли спартанцам в это время первую победу на Олимпийских играх. Венетских лошадей ввозили в Сицилию, чтобы на их основе создать свою породу. Под ибенинскими лошадьми следует понимать кельтских, а вот колаксайские — это безусловно скифские, причем свидетельство Алкмана совпадает по времени с появлением скифов на международной арене и связано с их переднеазиатскими походами.
Связь со скифами, интерес к их коням и технике верховой езды для Греции были постоянными и традиционными, так как итоги греко-персидских войн заставили греков серьезно задуматься о необходимости овладеть навыками верховой езды. По свидетельству Андокида, «в первый раз тогда мы организовали отряд всадников и купили 300 скифов-лучников» .
Скифский всадник (IV в. до н.э.)
Первоклассным изображением крупного коня восточного типа является найденный в Ликии так называемый Ксанфский рельеф, надгробье, выполненное греческим мастером в 70-е годы V в. до н. э. На этом барельефе изображена погребальная колесница, запряженная парой небольших, изящных лошадей, впереди юноша ведет крупного верхового коня, рост которого, видимо, около 150 см. Коня отличает крупная, но сухая, прекрасной формы голова на длинной, высоко поставленной шее, мускулистая грудь; прекрасная линия верха, которую не нарушает мягкое довольно большое седло-попона с подперсьем и подпругой; сухие, стройные и сильные ноги, заплетенный, низко поставленный хвост. Грива заключена в прошитый вдоль войлочный (?) нагривник (аналогичный Пазырыкскому). Конское снаряжение близко к тому, что мы видим на лошадях из Персеполя, но персидских лошадей отличала горбоносая голова и узкий, вытянутый корпус.
Кони азиатского типа изображены в квадриге мавзолея Галикарнасса и в храме Зевса в Олимпе; их отличают те же черты.
Античное изображение головы коня восточной породы
Уже на изображениях XVII—XVI вв. до н. э. из Микен мы видим запряженных в колесницы лошадок, напоминающих пони, с развевающимися гривой и хвостом (обычай стричь гриву и подвязывать хвост греки всегда считали свойственным варварам). На вазах геометрического стиля мы видим верховых и колесничных лошадей, не отличающихся между собой по росту и экстерьеру. Художник изображает их подчеркнуто стройными, с длинным и узким туловищем, выделенным плечом, тонконогими, с высоким постановом небольшой породистой головы, тонкой шеей и высоко поставленным длинным хвостом.
В ранних греческих изображениях преобладают так называемые европейские маленькие лошади (ведь, садясь на коня, грек брал его за гриву между ушей, что можно сделать только при очень маленьком росте коня). Эти лошади хорошо известны нам по фризу Парфенона.
В римское время были уже четко разграничены типы лошадей, применяемых для различных целей. Так, Варрон и Сенека подчеркивают, что экстерьер и выездка лошади должны быть различны в зависимости от ого, предназначена ли она для войны, скачки и состязаний на резвость, на племя или в качестве упряжной. Оппиан в «Книге охот» приводит десятки пород лошади, давая им сравнительную характеристику по резвости, выносливости, экстерьеру, происхождению . Очень высокого уровня достигала в римское время зоотехника. Многое из того, что отличает современное коннозаводство, сложилось уже в те далекие времена.
Римский историк Корнелий Тацит, для которого характерно тщательное обращение с историческими фактами, писал: «Ведь старина, вымысел и чудесное называется мифами, история же — будь то древняя или новая — требует истины, а чудесному в ней нет места или оно встречается редко. Что же касается амазонок, то о них всегда — и раньше, и теперь — были в ходу одни и те сказания, сплошь чудесные и невероятные» [16, 1, XI.5.3].
Сказания об амазонках изобилуют живыми подробностями, яркими событиями и важны для нас тем, что могут быть связаны с саврматами, на территории современной Украины, вплоть до Дона и участвовавшими, по всей видимости, в переднеазиатских походах. Недаром, как показал еще Л. А. Ельницкий, «география походов амазонок по Диодору совпадает с географией скифских и киммерийских походов по Геродоту» [42, 47, 4, 311]. У Геродота мы читаем легенду о происхождении «женоуправляемых» савроматов.
Победив амазонок, греки посадили их на корабли и хотели увезти морем. Амазонки восстали, захватили власть на кораблях, но, поскольку они не умели управлять ими, ветер принес их к Меотиде — Азовскому морю. Дойдя берегом Азовского моря до земель, занятых скифами, амазонки угнали табуны коней и стали жить грабежом. «С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи, — пишет Геродот, — вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами»
Еще в XIV в. до нашей эры в Малой Азии, в государстве хеттов коневодство уже было так высоко развито, что появился даже специальный трактат - "Записки митанийца Киккули" о приемах содержания, использования, и что особенно примечательно, тренировки лошадей.
Период от 500 лет до нашей эры и начало (первые два столетия) нашей эры характеризуется развитием коневодства и племенного дела в коневодстве. Первыми очагами, где селекционно-племенная работа привела к образованию древних высокоспециализированных верховых пород лошадей, были Мидия и Персия, т. е. те области, где позднее сформировались туркменские и персидские лошади. Особенно широкую известность за свои качества и красоту приобрели несейские лошади, получившие название по имени обширной равнины Несея в Мидии. "Несейские лошади были самые крупные и самые лучшие, и ими пользовались персидские цари". Эти верховые .породы лошадей Средней Азии на протяжении многих веков и нашего времени служили как бы неиссякаемым источником, откуда черпался племенной материал для улучшения местных лошадей и создания новых верховых пород многими европейскими странами, начиная от Древней Греции, Рима, кончая странами Западной Европы
На этом изображении видно, как ассирийский лучник уже использует уздечку, но еще не использует седло.
Ассирийская кавалерия
Большое влияние на развитие боевых качеств лошади оказали скифы. Скифы (греч. Σκύθαι) —кочевники, занимавшие в прошлом территории Украины, Молдавии, части Казахстана и России. Информация о скифах происходит преимущественно из «Истории» Геродота. Будучи непревзойденным войнами и наездниками – они занимались разведением лошадей, производя селекцию и отбирая наиболее сильных и выносливых животных.
Скифская легенда гласит, что этот народ произошел от брака Геракла с женщиной-змеей. От этого союза родились три сына: Агвафирс, Гелон и Скиф. И только младший из трех братьев смог выполнить завещание своего могучего отца – опоясаться поясом с пряжкой из золота и суметь натянуть лук Геракла. Он-то и стал родоначальником племени скифов, дав именем своим имя всему народу.
Бой скифов
Формирование специфически скифской культуры археологами относится к VII веку до н. В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы вторгались в Мидию, Сирию, Палестину и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское Царство - Ишкуза, но к началу VI века до н. э. были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе. Основная территория расселения скифов — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна.
Чаще всего упоминания о скифах встречались в греческих источниках, например, у «Отца истории» - Геродота. И везде речь шла в первую очередь о скифских всадниках. Скифская конница еще в VII веке до н.э., преследуя своих врагов – киммерийцев, вторглась в Закавказье, на Ближний Восток и в Малую Азию. Вместе с вступившими с ними в союз ассирийцами скифы громили Мидию и Вавилон, разоряли Сирию и Малую Азию. И с того времени за скифами шла слава непобедимых воинов.
Скифский царь, с женой,сыном и охраной.
Тяжеловооруженный скифский всадник.
Скифская кавалерия
К концу III века до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в Крым, где на р. Салгир (в черте современного Симферополя) возник Неаполь Скифский, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во II в. до н. э., когда скифы стремились захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса.
Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов. Название «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья.
Вторыми после скифов искусными наездниками в то время были Сарматы или более ранее название савроматы..
Савроматы (sauromatai) – первый сарматский народ, отмеченный в письменной истории. В V в. до н.э.
Геродот утверждает, что савроматы были детьми скифов и амазонок, обитавших к северу от Кавказа. Их язык представляет собой искаженный скифский, так как матери-амазонки никогда не знали его в совершенстве.
Отраженная в письменных источниках история савроматов начинается следующим событием. В 507 г. до н.э. савроматы выступили союзниками скифов, подвергшихся нападению со стороны персидского царя Дария I. Отряд савроматов продвинулся далеко на запад, дойдя до Дуная, старясь помешать действиям персидской армии.
Сарматские всадники
Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. Они всегда были на конях. Сарматы были очень ловкими воинами, у них было больше сноровки для разбоя, нежели для открытой войны.
В Древней Греции и Риме селекционно-племенная работа привела к образованию различных типов и пород лошадей, предназначенных для разнообразного использования; в военных целях, в хозяйственной жизни, в спорте. Однако ни в Древней Греции и Риме, ни в других странах лошадь еще не применялась на сельскохозяйственных работах как тяговая сила.
В Западной Европе преобразование диких лошадей началось позднее и шло в другом, нежели в Средней Азии, направлении. Даже в Исторические времена в Центральной и Северо-Западной Европе долгое время не было специализированной культурной лошади. Распространена была здесь преимущественно мелкая лесная лошадь. Лишь в средние века в коневодстве некоторых стран Западной Европы начался процесс дифференциации и специализации лошади применительно к потребностям тяжеловооруженного всадника-рыцаря. Он вел к укрупнению лошади. Однако изобретение пороха и опыт боевых столкновений с легкой, подвижной конницей восточных народов изменили и в Западной Европе требования к военной лошади. Возникла потребность в лошади легкой, быстрой, с хорошим галопом. Для получения такой кавалерийской лошади пришлось прибегнуть к завозу восточных лошадей и с их помощью заняться выведением новых типов и пород верховых лошадей, среди которых особое значение получила так называемая чистокровная английская лошадь.
В Западной Европе лошадь впервые стала применяться и как тяговая сила в сельском хозяйстве, постепенно вытесняя вола. Начиная с XI-XII вв. нашей эры происходит процесс проникновения лошади в сельское хозяйство Северной Франции, Нидерландов, Англии. В Северо-Западной Руси, как свидетельствуют летописи, лошади уже в XV в. использовались на пахоте, иногда в одной упряжке с волом.
Арабская лошадь со всадницей из знатной семьи. (18-19 вв)
Конница на Руси как самостоятельная а затем и решающая боевая сила зародилась в X в. Славяне, подобно многим северным и западным народам, широко использовали коней в качестве средства передвижения, а также для нужд сельского хозяйства. Необходимым домашним животным конь сделался, видимо, уже на заре истории славян в первые века нашей эры. Тем не менее воевать в конном строю славяне не умели и в раннем Средневековье предпочитали биться пешими, подобно дедам и прадедам. Надо отметить, что с момента широкого внедрения коня в военный обиход, хотя бы как транспортного средства, превращение его в «живое оружие» было делом нескольких десятилетий. Тем более, создание первого государственного образования — Киевской Руси — потребовало некой универсальной и мобильной силы, способной эффективно действовать на всей территории страны. Первые конные походы зафиксированы в летописи под 907 и 944 гг. Ко времени же князя Владимира Святославича, то есть к 980 г., конница является вполне самостоятельной военной силой.
В начальный период существования Киевской державы военные действия вела, в основном, пехота. Все более значительное давление южных соседей Руси -кочевников и оформление феодальной организации общества приводят в середине и во второй половине X века к выдвижению на первый план конницы, в дальнейшем подразделившейся на легкую (лучников) и тяжеловооруженную (копейщиков). Главнейшее оружие всадника - копье, лук и стрелы, меч и сабля.
Арабский автор Ибн-Руста, писавший в 903-913 гг. отмечает, что у славянского царя были “прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги”. Византийский хроник Лев Диакон, описывая войны князя Святослава с греками в Болгарии, фиксирует целые подразделения руссов, построенные в фалангу, одетые в кольчугу (“рубахи из длинных цепочек”), шлемы, укрытые длинными щитами (от плеча до колена). Особенно арабские авторы отмечают прекрасные обоюдоострые мечи руссов. Известны случаи, когда жители крупного закавказского города Бердаа, подвергшегося в 943-44 гг. нападению киевских войск, после их ухода раскапывали курганы, где были захоронены руссы, чтобы добыть их драгоценные мечи, погребенные вместе с убитыми.
"Черные клобуки" (XII-XIII вв.): 1 - знатный воин; 2 - предводитель "черных клобуков"; 3 - знаменоносец "черных клобуков".
(Черные клобуки́ каракалпак — чёрная шапка) — общее название тюркских вассалов киевских князей расселенных в Поросье начиная с конца XI в. )
Козацкие времена.
Войско Запорожское состояло из пехоты, конницы и артиллерии. Казацкая конница представляла собой легкую кавалерию, которая была вооружена в основном саблями, пиками и карабинами.
Одним из главных преимуществ запорожских козаков была – неожиданность.
Многие крепости и битвы выигрывались за счет быстроты и натиска за пол дня.
И основным залогом неожиданного и скорого нападения были лошади.
Во времена Запорожской сечи, лошадь делила тяготы и невзгоды козаков в длинных переходах, а во время боя, от того отдохнул конь перед битвой или нет, зависела часто жизнь козака.
Кони неразрывно вошли в козацкую жизнь.
Много песен сложено о них, таких как : «Ой чий то кiнь стоiть, а грива чорная…» и так далее.
Или «Чом ти не прийшов, як мiсяць зiйшов, я тебе чекала, чи коня не мав, чи стежки не знав, мати не пускала….»
hhc.kiev.ua
история появления и интересные факты
Содержание статьи
Лошадь – одно из самых красивых и умных животных на Земле. Многие считают его совершенным по своему внешнему виду, а любые контакты с ней неизменно благотворны и полезны. Трудно переоценить значение лошади в жизни человека. Её воспевали, начиная с глубокой древности.
У арабов до сих пор существует поговорка «Рай на земле – у коня на хребте». Лошадь – одна из главных «героев» и «муз» фольклора, мифологии и литературы: на могучих конях ездили верховный бог скандинавов Один и Георгий-Победоносец, о ней писали рассказы А. Куприн и Л. Толстой, ей посвящали возвышенные строки арабские поэты средневековья и С. Есенин, свою знаменитую фразу «Самое бесчеловечное – это гнать на войну животных» Э. М. Ремарк писал, имея в виду именно лошадей. Да и одни из самых трогательных сцен в мировой литературе – будь то у Ф. М. Достоевского или Юрия Бондарева – связаны именно с этими животными.
Казалось бы, можно предположить, что человека и лошадь связывает очень давняя дружба. На самом деле это далеко не так. И в последнее время благодаря раскопкам развенчивается ряд представлений об истории одомашнивания лошадей и развития коневодства в древности – в частности, устойчивый миф о том, что арабы были первыми, кто приручил лошадь.
Откуда ты родом, резвая лошадка?
По данным современной археологии, лошадь – шестое прирученное человеком животное (после собаки, овцы, козы, коровы и буйвола), которое начали одомашнивать 5500 – 5600 лет назад на границе Урала и Северного Казахстана. В частности, самые древние ее останки на сегодняшний день, датируемые шестым тысячелетием до нашей эры, обнаружены на территории Южного Предуралья, Муллино и Давлеканово.
В целом же, в Поволжье и Урале было изучено около 30 памятников бронзового периода, где обнаружены кости 200 лошадей. И именно эта порода и переместилась на Ближний и Средний Восток, но это было уже не обычное прирученное животное. Очень любопытным в этом смысле является обнаруженный в Эламе (древнем государстве на территории теперешних иранских провинций Хузистан и Луристан) рисунок, выполненный в период около III — II тысячелетии до н.э. Он представляет собой изображение передачи главных качеств лошадей пяти поколений. В частности, на нём изучены три вида животных – с гладкой гривой, без нее, с торчащим хохолком – и три главных профиля – ровный, выпирающий и вогнутый. То есть, древним эламцам еще в те времена было известно о том, что новые качества животных появляются в следствии мутаций. Как мы знаем, арабских племён в тот период на территории Ближнего Востока ещё не существовало.
Известно также, что в Шумере лошадей не знали, в колесницы были запряжены ослы. И намного позже в Египте стали использовать коней в качестве тяговой силы.
Исходя из этого, на сегодняшний день существует вполне обоснованная гипотеза, что первым народом, приручившим лошадей, были племена ариев, которые одно время жили как раз в степях Южного Предуралья и Поволжья и, возвращаясь на свою прародину (северные области Индии), завезли лошадей в ближневосточные государства, заодно обучив их народа основам коневодства.
В этой связи, крайне интересным является вопрос: какая же порода лошадей наиболее древняя?
Вопрос не так уж прост и празден, как кажется на первый взгляд. До недавнего времени считалось, что самая древняя чистокровная порода лошадей – это арабский скакун. И даже описанная русским путешественником Н. Пржевальским дикая лошадь, встреченная им в горах Памира, не поколебала в своё время этот статус первенца. Однако следует тонко и точно различать, о каких древних породах идёт речь: о местных (аборигенных) или о культурных, выращенных и скрещенных.
Аборигенные породы формировались сами по себе, под влиянием конкретных климатических условий и – изредка – под влиянием людей, живших в данной местности. Культурные же породы выращивались специально путём формирования и отбора необходимых для человека качеств. И это — процесс далеко не быстрый. В том же Эламе знали, что лишь одна-две мутации из тысячи даёт нужную для человека характеристику животного. То есть, нельзя, например, с полной уверенностью сказать, что те же арии познакомили ближневосточные народы именно с культурными породами лошадей – хотя в их религиозных гимнах и в таких литературных источниках, как «Авеста» и «Ригведа», лошади упоминаются часто. Судя по этим упоминаниям, коням в арийской культуре и быту придавалось очень большое значение.
Но возможно и такое, что на тот момент племена ариев были всего лишь наиболее осведомлёнными в тонкостях коневодства и мутационных изменений и только делали определённые шаги на пути к созданию культурных пород – пусть и очень убедительные, решающие во многом шаги. Однако специалисты-иппиологи считают, что признаками древней породы являются: спинной ремень, маска на лошадиной морде, зеброидность на ногах и мышастые и саврасые масти.
Местные породы лошадей, начиная с их общих предков – тарпана, зебры и осла, заселивших около 5 млн. лет назад всю Европу, Азию и Африку — были известны чуть ли не каждому народу нашей планеты. Все народы в той или иной степени проходили кочевую стадию, и естественно, что человеку, понуждаемому к быстрому передвижению или приспосабливаемости к суровым, изменяющимся условиям обитания, нужно было удовлетворять эту потребность. И даже при оседлом образе жизни человек продолжал использовать лошадей в своём хозяйстве. Однако с аборигенными породами и их историей можно по-настоящему запутаться, поэтому вернёмся к более близким и понятным для нас культурным. Возможно ли такое, чтобы арабы, хоть и не были первыми, сумели творчески обработать опыт и эксперименты своих предшественников, создав по-настоящему уникальную породу-прародительницу?
Арабы или не арабы?
Попытаемся ответить на этот вопрос, обратившись к историческим источникам.
Известно, что арабы принимали активное участие в греко-персидских войнах. В частности, они являлись частью войска персидского царя Ксеркса – того самого, который в гневе из-за срыва своих планов приказал триста раз «высечь море». Так вот, Геродот, посвятивший этим войнам несколько книг своей «Истории», в 7-й книге упоминает о том, что арабы в войске Ксеркса шли последними: «Всю конницу было поделено на полки, и в последнем ряду шли арабы, потому что кони не могли переносить верблюдов и из-за этого их поставили последними, чтобы они не пугали коней».
То есть, ещё в V веке до н.э. арабы не знали лошадей и перемещались на верблюдах (что, в принципе, неудивительно, учитывая климатические условия пустыни). В той же 7-й книге Геродот перечисляет названия тех народов, которые дали для персидского войска конницу и сами были верхом: собственно персы, сагартияне, мидийцы, индийцы, бактрийцы и ливийцы. Упоминает также Геродот и об интересной породе нисайских (несейских) лошадей, которых использовали во время торжественного прохода персидского войска перед казнённым воином. Историк называет их «священными» и говорит: «Они называются нисайскими конями потому, что в Мидии есть огромная равнина, называемая Нисайон. Итак, эти громадные кони пасутся на этой равнине». Они же были запряжены и в колесницу самого Ксеркса. И тут возникает интересный вопрос: а мог ли царь использовать для своей колесницы некультурную, аборигенную породу?
За давностью лет однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным, однако историкам несейская порода лошадей очень хорошо знакома. Под этим названием (или ещё под именем «парфянской лошади») древние персы знали прямых предков современных ахалтекинцев. Видимо, персидское название и было знакомо Геродоту. Древнегреческий поэт третьего века н.э. Оппиан описывал несейских лошадей как самых могущественных созданий в мире. Он не уставал дивиться их резвости, красоте и невероятной верности. Не случайно их потомок — ахалтекинская конная порода – есть законная гордость туркмен, которые в самого зарождения вида вели устные родословные своих животных.
То есть, вполне аргументировано можно предположить, что несейская порода, которую использовал в своей колеснице персидский царь Ксеркс, и является самой древней культурной породой лошадей. При всём этом ничуть не умаляются заслуги арабов в создании собственной уникальной породы. Однако следует иметь в виду, что это выращивание началось с VIII века н. э, во времена арабских завоеваний, когда ислам стал выходить за пределы Аравийского полуострова. И в основу арабской породы легли признаки лошадей, захваченных арабами в качестве трофеев в Средней Азии – то есть, всё тех же ахалтекинцев, первые упоминания о которых относятся аж к IV-III векам до нашей эры. Кстати, на это сходство впервые обратили внимание ещё в XIX веке англичане, сами признанные тонкие знатоки лошадей.
А остальные?
Однако не следует думать, будто бы одной несейской породой исчёрпывалось всё богатство и разнообразие конных пород древности. Будет правильней сказать, что она просто была наиболее популярна и знаменита среди других, не менее достойных упоминания. В частности, в древности разводились следующие конные породы:
Пиндос (она же фессалийская или тессальская порода), известная пастухам Древней Греции и относящаяся к горным пони.
Авеллинум-гафлингер — альпийская тяжёлая лошадь, чьим прямым потомком являются современные гафлингер и авелинская лошадь.
Иберийская лошадь, которая высоко ценилась в древних армиях ещё во времена финикийцев.
Гаррано и сорайя– общие предки андалузских и лузитанских лошадей, населявшие территории современной Испании и Португалии.
Берберийская лошадь, распространённая на побережье северной Африки.
Аппалуза (во Франции не так давно нашли наскальные рисунки, чей возраст оценивается в 20 тыс. лет, на которых изображены животные, очень похожие на современных аппалуза).
Аден – лошадь-тяжеловес из северо-восточной Франции, о которых упоминали с большим восторгом Юлий Цезарь и Геродот.
Бретонская порода, чья история оценивается в 4 тыс. лет.
Булонская лошадь, которую разводили на побережье пролива Па-де-Кале ещё в дохристианскую эпоху.
Иомудская – менее известная, но не менее древняя порода, выведенная туркменам.
Камаргу – её изображения также можно увидеть на пещерных рисунках, которым 17 тыс. лет.
Однако при этом следует помнить, что всё это – местные породы, которые зачастую развивались в изолированных друг от друга условиях и были известны только в определённой местности. И лишь в раннем Средневековье в результате военных походов и набегов, завоеваний новых земель и созданий государств в результате скрещивания разных пород в Европе начинается то, что было известно ещё до нашей эры древним ариям и туркменским племенам – искусство коневодства.
onfermer.ru
Самые красивые и древние породы лошадей
Тысячи лет лошади ковали историю вместе с человеком. Проходили вместе с ним тяжелые войны и не менее тяжелые периоды восстановления, прекрасные времена расцвета. В литературе и искусстве кони использовались как символы, несли тайные значения, а индусы ассоциировали лошадей с космосом. В исламской традиции упоминается, что в свое время пророк Мухаммед спускался на землю на животном, напоминающем лошадь. Персы были отличными наездниками и их власть на востоке была крепка не без помощи Низейской лошади.
Содержание материала
Породистые лошади
Несколько сотен (по разным источникам от 200-х до 300-х) пород лошадей насчитывается в мире, в России же разводится их около пятидесяти. К сожалению, с развалом Советского Союза многие конные заводы пришли в упадок и закрылись. Однако, в настоящее время конезаводчество получило второе дыхание. Не существует универсальной всеобщей классификации, но на постсоветском пространстве осталось свое разделение, прежде всего на местные и заводские породы.
К местным относят такие породы, которые наилучшим образом приспособлены к определенным природным условиям. Например:
горные (алтайская, тувинская, тушинская и др.),
северные лесные (якутская, приобская, тувинская),
степные (забайкальская, башкирская, казахская и др.), островные пони.
Животные, которые выводились человеком искусственно в условиях, созданных также человеком, относятся к заводским и отличаются хорошей работоспособностью. Учитывая их продуктивные качества, заводские делятся еще на четыре группы:
верховые;
верхово-упряжные;
упряжные;
тяжелоупряжные.
Выделяют еще одну группу, к которой относят те породы, что выводились в условиях, близких к природным. Они похожи по рабочему направлению, но сильно отличаются биологическими особенностями.
Галерея: самые красивые породы лошадей (25 фото)
Самые красивые породы лошадей
Русские верховые породы
Орловская рысистая
Также рекомендуем прочитать:
История орловских рысаков начинается в конце 18-го столетия. Правда, самое начало ее довольно запутано. По одной из версий, граф Орлов после захвата в плен турецкого корабля отпустил команду на родину. В благодарность турецкий паша подарил графу жеребца. По другой версии Орлов просто купил рысака на турецком рынке. Как бы там ни было, потомки этого жеребца впоследствии скрещивались с лучшими породами лошадей -– арабскими, голландскими и датскими – и дали начало орловской породе.
Орловские рысаки отличаются высоким ростом, длинными ногами и крепким телосложением. Это делает их отличными тяговыми лошадьми. В масти преобладает серый цвет. Кроме этого, эти кони отличаются прекрасной резвостью, что позволяет им лидировать в скачках. В Советском Союзе порода была одной из наиболее распространенных, постоянно совершенствовалась. Какие породы лошадей еще пользовались таким успехом?
Русская рысистая
В конце 19-го века на ипподромах призовые места стали чаще занимать американские рысаки, потесня европейских. Для нашей страны это стало стимулом для выведения пород более быстрых и резвых. После скрещивания американских рысаков с орловскими удалось вывести самостоятельную породу, которую назвали русской рысистой. Крупное телосложение, унаследованное от орловцев, вместе повышенной резвостью позволило русским рысистым брать призовые места не только в России, но и в Европе.
Ростопчинская верховая
В 1802 г. граф Ф. Б. Ростопчин решил вывести новую российскую породу верховых лошадей — ростопчинскую. Его целью было выведение такой лошади, у которой формы были подобны арабским скакунам, а экстерьер мог конкурировать с английскими. Если сравнивать с орловскими рысаками, то ростопчинские верховые были немного мельче, с более короткой шеей, для них были характерны изящные движения и своенравие.
В 30-х – 40-х годах 20-го века в России было выведено так называемое смешанное отделение и список пород лошадей пополнился орлово-ростопчинской. Орловских жеребцов знакомили с кобылами графа Ростопчина. Эта группа получила название русской верховой. Ей была присуща глубокая грудная клетка, сильные и изящные ноги, грива средней густоты, длинный и волнистый хвост. Щеток на ногах либо нет, либо они слабо заметны. Но первая мировая и Гражданская войны, к сожалению, привели к уничтожению этих лошадей в России. Возродить породу удалось только в конце 20-го века. Работа по воссозданию велась на Старожиловском конном заводе.
Ахалтекинская порода
На территории современной Туркмении в оазисах Ахал-Теке представителями племени теке более 2000 лет назад была выведена порода лошадей, которую на Руси потом называли аргамаками. Мы называем их сейчас ахалтекинцами. Ахалтекинские лошади обладают чрезвычайной выносливостью. Они могут голодать, переносить перепады температур, что обуславливается особенностью местности, где их разводили. Именно им принадлежит рекорд по прыжкам: 2,12 м в высоту и 8,72 м в длину.
Внешне кони плотные и поджарые, самых различных мастей, имеют малую оброслость. По нраву эти лошади ближе к холерикам, легки на подъем, обычно сильно привязываются к одному хозяину. Показывают прекрасные результаты на коротких дистанциях, благодаря хорошей резвости. В мире ахалтекинцы пользуются признанием и являются одними из самых красивых лошадей.
Тяжеловозы — одни из самых заметных русских пород лошадей
Русская тяжеловозная
В конце 19-го столетия в России стремительно развивалось сельское хозяйство, что потребовало улучшения качеств лошадей. Дальнейшее усовершенствование пород рысаками было нецелесообразно, так как с повышением тяговых качеств терялась покладистость. Поэтому было принято для консолидации использовать европейские тяжелоупряжные группы. Особой популярностью пользовались бельгийские брабансоны и бельгийские ардены – лошади некрупные, неприхотливые, но довольно мощные.
В начале 20-го века в результате скрещивания был выведен крупный массив лошадей более крупных и с более правильным экстерьером, чем у своих бельгийских собратьев. Назвали новую породу русским арденом. Официальное признание порода получила в 50-х годах 20-го века и получила название русского тяжеловоза. Среди российских конных хозяйств основным по разведению этой породы является Куединский конных завод.
Владимирский тяжеловоз
Владимирские кони — одни из самых крупных тяжеловозов, рост в холке достигает до 170 см. Выпуклый профиль, длинная мощная шея, мускулистые ноги, а также красивые длинные грива и хвост — отличительные черты представителей владимирских тяжеловозов. Они энергичны, несмотря на массивность показывают хорошие результаты в беге рысью. При этом жеребцы довольно добронравны, уравновешены и послушны.
Особенно шикарно владимирские жеребцы смотрятся в упряжке «тройка». Сколько бы времени ни потратить на поиски, но наиболее полной картины, что отражает широту русской души, не найти!
Аборигенные породы коней
Кучерявая забайкальская лошадь
Кочевники стали разводить этих коней с монгольскими корнями еще в 1000 г. до н. э. Примечательным остается тот факт, что за столько лет кровь степных лошадей высокой чистоты. Это свидетельствует о прекрасной выносливости, отличном здоровье и приспособленности к местности. Как видно из названия, представители кучерявой забайкальской группы имеют несвойственную другим породам кучерявую шерсть. На сегодняшний день – это очень редкий в мире вид.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
pro-selhoz.ru
Основные этапы развития лошади, ее древнейший предок и самые древние виды
Вас интересует древнейший предок современной лошади, от которого произошел весь этот вид? Такой интерес понятен, ведь они – это один из тех видов, который всегда сопровождал человечество на протяжении его истории. Не все народы содержали одомашненных коров или коз, но практически у всех и везде были лошади. Путем эволюции небольшое животное, которое было размером всего лишь с крупного пса, превратилось в красивого большого скакуна. История знает несколько древнейших представителей этого вида.
Содержание:
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Основные вехи в истории лошадей
Одна из главных вех в истории этого вида произошла примерно 4 миллиона лет назад. Тогда выделился Equus, вид современных коней, из которого уже потом выводились различные породы. Но этот род был далеко не первым представителем этих животных. Ему предшествовали многие другие, постепенно эволюционировавшие в современного коня.
Что касается ареала обитания, то останки древних коней были найдены практически на всех континентах. Но основная масса – на территории современных Соединенных Штатов. Исключением являются только Австралия, куда лошади были завезены человеком уже в колониальный период и Антарктида.
Еще одной важной вехой был период климатических изменений, произошедших в Северной Америке, откуда родом предки многих современных коней. В результате потепления, гигантские леса, в которых животные обитали прежде, сменились саваннами, благодаря чему кони стали крупнее и сильнее. Вынужденные много мигрировать в поисках пропитания, лошади стали быстрыми и выносливыми.
Древнейший предок лошадей
Наука полагает, что самый древний предок лошади — это Гиракотерий (Hyracotherium). Этот зверь был очень маленьким, его рост в плечах не превышал и 20 сантиметров. Внешнего сходства с современными лошадьми у него практически не было, не считая копыт. Гиракотерий обладал длинным хвостом, а также короткими шеей и головой, спина были выгнута. Походкой этот древний зверь походил на современную собаку.
Древние виды лошади
Как и эволюция большинства других видов, развитие лошадей заняло десятки миллионов лет. За это время в значительной степени изменилось их строение, а также образ жизни и многое другое. Ученые выделяют несколько основных родов древних коней, чье эволюционное развитие было основным для всего вида.
Орогиппус
В эпоху эоцена жил еще один вымерший впоследствии род древних животных – орогиппусы. Кости этих млекопитающих были найдены на территории США, в штатах Вайоминг и Орегон. Орогиппусы жили примерно 52-45 миллионов лет назад.
Эти животные имели много общих признаков с гиракотериями, в частности, примерно одинаковый рост, вес и строение скелета. Но орогиппус был несколько более стройным, также его голова и конечности отличались большей, по отношению к телу, длиной. У них, в отличие от гиракотериев, отсутствуют рудиментарные внешние пальцы на задних ногах.
Орогиппус в переводе с древнегреческого означает «горная лошадь». Но этот вид в горах не жил, а почему его так назвал автор Чарлз Марш остается неизвестным.
Мезогиппус
Приблизительно 40 миллионов лет назад появился еще один род древних коней, под названием Мезогиппус (Mesohippus). Эти животные были уже несколько крупнее своих предшественников, их рост составлял уже около 60 сантиметров в холке. Спина у них больше не была выгнутой, а конечности, шея и голова стали длиннее. Они примерно через 5 миллионов лет эволюционировали в Миохиппусов (Miohippus), которые отличались большим ростом и вытянутой формой головы.
Парахиппус
23 миллиона лет назад образовался новый дикий род коней под названием Парахиппус (Parahippus). Рост этих животных в холке был уже около 1 метра, зубы отличались большей приспособленностью к пережевыванию пищи. Конечности имели по три пальца, каждый из которых заканчивался копытом. Также исследования показали, что они отличались уже большим объемом головного мозга.
Мерихиппус
Род Мерикгиппус (Merychippus) стал дальнейшим этапом развития Парахиппусов. Эти дикие древние животные появились примерно 17 миллионов лет назад. Высота в холке у животных этого рода в среднем составляла около 1,2 метра. Особенностью был развитый череп, напоминавший черепа современных коней, который вмещал значительно больший и развитый чем у предшественников мозг.
Плиогиппус
Древний род Плиогиппус (Pliohippus) интересен тем, что является первым среди всех, имевшим однопалое строение конечности. Первые представители этих животных появились приблизительно 10 миллионов лет назад. Их рост стал еще большим и составлял уже в среднем целых 1,2 метра. Останки подобных коней были найдены на территории Северной Америки.
Загрузка ...
Видео «Интересные факты о лошадях»
Это видео посвящено самым интересным фактам об этом удивительном виде животных.
klyv.ru
Лошади в древней Греции.
Дикие лошади в древней Греции.
Лошади в древности были неизвестны на средиземноморских землях. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что кони появились на территории Греции вместе с захватчиками в середине Бронзового века (после XVIII в. до н.э.). В это время в будущей Элладе господствовали предшественники гомеровских ахейцев.
Наиболее ранние изображения лошадей были обнаружены в «шахтовых гробницах» Микен, где обрела вечный покой династия, правившая около 1650—1550 гг. до н.э. Среди прочих сюжетов на одной из печатей имеется изображение лучника, охотящегося на оленя. Лучник изображен на колеснице, которую везут два пони с длинными гривами и хвостами. Также до нас дошли микенские рельефы с надгробных плит, изображающих героев на колесницах. Эти изображения лошадей значительно отличаются от диковатых на вид низкорослых пони. У них стройные ноги, гладкая шерсть, красиво уложенные хвосты и гривы. Также заметна особенность, характерная для коней уже классической Греции – высоко поднятая голова.
В целом колесничное дело не получило такого распространения в Греции, как в Египте или Азии. Особенности ландшафта не позволяли активно использовать колесницы в боях. А местами греческие скалистые возвышенности и вовсе непроходимы для лошадей. К тому же в Элладе не было достаточно широких пастбищ и круглогодичного доступа к хорошему подножному корму. К тому же живущая сельскохозяйственными культурами страна не могла себе позволить выделить большие площади земли для пастбищ.
В бессмертной «Илиаде» Гомера говорится о том, что ахейские герои сражались на колесницах, в которые были впряжены пары лошадей. Переходя к ближнему бою, они были вынуждены сойти с колесницы. Попыток сражаться верхом не отмечено вовсе, возможно по причине того, что ахейские лошади были низкорослы для верховой езды.
В верховой езде в целом сведений сохранилось крайне мало. В текстах эпических сказаний о всадниках говорится только дважды. Хотя достоверно сложно установить, являются ли описываемые сюжеты современными автору, или же той героической эпохе, о которой он ведет рассказ. В первом случае Одиссей и Диомед скачут на колесничных лошадях верхом, не имея возможности запрячь их во время ночного набега. Второй случай трагичен, и связан с именем троянского царевича Троила, который, находясь верхом, вывел своих коней к водопою, где и был сражен Ахиллесом.
Однозначно, верховую езду изобрели в очень давние времена. Однако точного ответа на вопрос о том, кто первым сел на лошадь – боги, герои, кентавры или амазонки – был предметом спора как для древних, так и для современных исследователей.
Лучники Крита, мастерски передвигавшиеся на колесницах, не были характерным явлением для материковой Греции. Здесь всадники стали появляться на вазах, рельефах только с второй половины VIII в. до н.э. Археологические свидетельства говорят о том, что в доисторический период Эллады конница в целом не играла большой роли или даже вовсе не существовала.
Однако утверждение о том, что предшественники эллинов не ездили верхом или что лошади их были неспособны нести седоков, в корне неверно. Вероятнее всего причиной редкого изображения конников служит обстоятельство, как нельзя лучше раскрывающее менталитет древних греков: в ранний период людям верхом крайне редко доводилось совершать деяния, достойные воспевания и прославления.
А вот в мифологию древних эллинов образ благородного животного вошел очень прочно. Создателем, покровителем и властелином лошадей считался бог морей Посейдон, что снискало ему особую славу в Фессалии, где разведение коней было одним из основных занятий. Согласно преданиям, он создал первого коня, ударив своим трезубцем в берег.
Тотемным животным богини плодородия и земледелия Деметры служила черная лошадь. Бог войны Арес изображался на колеснице с запряженными в нее четырьмя белыми конями. Вообще лошадей белой масти в Греции всегда особо используя в основном для жертвоприношений. Чтобы умилостивить грозного Посейдона, животных топили в море.
Владельцами больших конюшен были Авгий, с чьим именем связан один из подвигов Геракла, Автолик, могущий изменять масть лошадей, и царь Фессалии Адмет, чьи табуны пас сам Аполлон.
Кони прямо или косвенно связаны с именами Гелиоса, Фаэтона, Деметры, Артемиды, Деметры, Аполлона, Кибелы, Геракла, Диомеда, Менелая и многих других героев древнегреческой мифологии и эпоса.
Кроме этого, древние эллины очень широко использовали тему лошадей в личных именах. Так, некоторые из них: Антипп, Арсипп, Архип, Гиппас, Гипподам, Гиппократ, Ипполит, Гиппомах, Гиппострат, Диоксипп, Ксантипп, Лисипп, Филипп, Хрисипп. По некоторым подсчетам их не менее девяноста.
Один из выдающихся коней в греческой мифологии был Пегас – крылатый конь и любимец Муз. Одна из легенд возводит его происхождение к связи между Посейдоном и горгоной Медузой. После того, как Персей отрубил голову горгоны, Пегас выпрыгнул из ее туловища. По другой версии он появился на свет из крови Медузы, пролившейся в этот момент на землю.
Рожденный у Океана Пегас умел летать быстрее ветра и одним ударом копыта высекал из земли источники. Имея стойло в Коринфе, основное время он все же проводил в горах, на Парнасе и Геликоне. Именно в Геликоне у рощи Муз благодаря Пегасу возник источник вдохновения поэтов – Гиппокрена.
Пегас не единожды помогал в подвигах героям. Впоследствии он стал добрым помощником Гефеста, доставляя из его кузни громы и молнии прямо Зевсу на Олимп. За свои труды Пегас был помещен на небо, став созвездием Коня.
Другими прославленными конями были Ксанф и Балий – бессмертные кони героя Ахиллеса. Некогда они были титанами, принявшими в сражении сторону Зевса. По их собственной просьбе властелин богов изменил их облик, превратив в коней, сохранив однако, способность разговаривать. Ксанф и Балий были подарком Посейдона отцу Ахилесса Пелею.
Эти животные являются действующими лицами троянского эпоса наравне с людьми. Они сопровождали Патрокла в последней битве, доставшись ему от Ахиллеса вместе с доспехами. После гибели Патрокла Ксанф и Балий вернулись к хозяину. Убитый горем по другу Ахиллес стал упрекать животных в том, что они не вынесли Патрокла из боя живым. Ксанф на это ответил, что им было не по силам спасти героя, ибо гибель Патрокла была желанием самого Аполлона, чтобы прославить Гектора, прибавив, что вскоре и сам Ахиллес отправится вслед за другом. Это были последние слова Ксанфа – в ту же минуту богини мщения Эринии навсегда лишили его дара речи.
После гибели Ахиллеса Ксанфа и Балия снова забрал к себе Посейдон.
Шагая из области мифологии и легенд в область непосредственно греческой истории нельзя обойти вниманием еще одного представителя этих благородных животных.
Самым прославленным конем из всех, что когда—либо носили на себе человека, является Буцефал – любимый конь Александра Великого. Своим именем животное обязано находившимся на морде белым пятном, напоминавшим по форме бычью голову. Сам он был вороной масти и происходил, как рассказывают предания, от берберийского жеребца и фессалийской кобылы. Что касается Александра, то он был убежден и не раз утверждал, что его конь ведет родословную от бессмертных коней его предка Ахиллеса.
Буцефал был предложен отцу Александра царю Филиппу ІІ фессалийским торговцем Филоником за баснословную для коня цену – 13 талантов (приблизительно 340 кг серебра). Филиппу хотел приобрести жеребца для игр, которые он организовал в Дионе как альтернативу Олимпийским. Животное имело мрачную биографию, терпя частые побои от предыдущих хозяев за свой крутой нрав. В результате жестокого обращения конь стал бояться не только людей, но даже собственной тени. Стоит заметить, что этот конь внешне был далек от эталона – помимо пятна на голове у него был дефект, называемый «сорочьим глазом», а также по два недоразвитых пальца на передних ногах, как у далекого предка лошадей меригуппуса.
Поскольку обуздать строптивого жеребца так никто и не сумел, Филипп отказался от покупки, распорядившись отдать коня на мясо. Когда участь Буцефала была почти уже решена, за него вступился десятилетний царевич Александр, сетуя на то, что конь на самом деле отменно хорош, и будет верхом глупости упустить его только из—за того, что у кого—то не хватает ловкости, чтобы его приручить. Мальчик заявил, что займется этим лично, а если ничего не выйдет – он сам расплатится за коня, но на скотобойню его не отдаст. Александр был абсолютно уверен в успехе, поняв, что проблема Буцефала в полном невосприятии агрессивных наездников и пляшущих перед ним теней. Царевич осторожно подошел к коню, погладил, повернул мордой к солнцу и прошел рядом с ним некоторое расстояние. Он ждал, пока животное окончательно успокоится, при этом все время о чем—то с ним тихо разговаривая. Через несколько минут Буцефал проникся доверием к мальчику настолько, что позволил взобраться себе на спину. Наблюдая за первой победой Александра, изумленный и растроганный Филипп заметил: «Ищи, сын мой, царства по себе – Македония слишком мала для тебя!»
Мнение Филиппа разделял и знаменитый оракул в Дельфах. Согласно данному ним за несколько лет до этого пророчеству, человеку, которому окажется по силам оседлать необъезженного жеребца из царской конюшни с меткой в виде бычьей головы, боги назначили править миром.
После этого случая Буцефал попал в царскую конюшню, где, однако, не спешил менять своих привычек. Первые несколько месяцев он по—прежнему никого к себе не подпускал, поэтому все заботы о содержании нового любимца, его кормлении и даже чистке легли на самого Александра.
Буцефалу выпала честь присутствовать при триумфе Александра в битве при Херонее, ставшей концом греческой независимости и началом возвышения Македонии.
Десять лет спустя конь отправился вместе с хозяином в поход в Азию. Опасаясь за жизнь Буцефала, к которому он был по—настоящему сердечно привязан, Александр крайне редко использовал его в бою.
Буцефал узнавал хозяина по звуку шагов, каждый раз приветствуя его тихим ржанием. Когда его подводили к Александру, конь без всякого принуждения опускался на колени – Александр был первым и единственным, кому Буцефал позволял себя оседлать. Античный историк Арриан пишет, что «только Александр мог сесть на него, потому что всех остальных седоков он ставил ни во что».
Биографы Александра приводят историю, случившуюся с Буцефалом в прикаспийской Гиркании. Тамошние варвары уксии по опрометчивости похитили царского коня. В начале стихийный гнев Александра через несколько часов приобрел форму угрозы истребления всего племени в том случае, если Буцефала ему не вернут. Испугавшись такой перспективы, горе—похитители возвратили Александру его любимца, прислав с ним вместе в подарок еще и несколько десятков лучших своих лошадей. Не помнящий себя от радости Александр при виде живого и невредимого Буцефала заплатил за него уксиям щедрый выкуп в три раза превышающий стоимость их подарка.
Буцефал донес Александра на себе до самой Индии, разделив с хозяином и всю славу, и все трудности похода. По одной из версий конь, будучи ровесником царя, умер от старости (30 лет для коня – почтенный возраст). По другой – погиб на поле боя в сражении с индийским царем Пором в 326 г. до н.э., защищая жизнь хозяина. По третьей – скончался от ран, полученных в этом сражении.
В память о своем любимце Александр основал город, названный Букефалией (до этого все возводимые ним города назывались только именем самого царя). Город существует до сих пор на территории Пакистана, хотя и носит название Джалалпур.
Александр сделал Буцефала частью собственного мифа. С античности и до наших дней образ непобедимого полководца немыслим без его верного коня.
Сегодня конный туризм в Греции становится все более популярным, ведь это отличная возможность не только насладиться живописными уголками Эллады, но и пообщаться с лошадьми – древними благородными животными. Кроме этого, несомненным преимуществом конных прогулок является положительное воздействие на здоровье человека. Этот вид отдыха позволяет не только быстро восстановить утраченные силы, но и открыть для себя нечто новое. Совершить прогулки в горы, леса, или же прогуляться по берегу моря, проведя время в компании потомков легендарных коней можно на Халкидиках, в Центральной части Греции и в особенности на Крите.
gidvgreece.com
Кони и лошади - мифология и символика образа
Конь, лошадь играют важную роль во многих мифологических системах. Являются атрибутом (или образом) ряда божеств. Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений (кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы первобытного хаоса).Конь в традиции многих народов почитается как священное животное. Он выступает необходимым атрибутом высших языческих богов и одновременно является хтоническим существом, связанным с культом плодородия и смертью. У славян (и не только у них) ряженые конём участвовали в календарных обрядах, в том числе, Коляде, Святках и т.д. «Словарь славянской мифологии» сообщает:«...Конь одинаково считался детищем Белобога (стихия света) и Чернобога (стихия мрака), причем, доброму богу посвящался белый конь, а злому - черный. С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала Перуну, потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Яриле), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров - стрибожьих внуков. Солнце - это небесный конь, в продолжение дня обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью».
Коньки на крышах русских изб ставятся и по сию пору как знак солнечный, призывающий урожай, а следовательно, и достаток в дом. А в прежние времена при строительстве дома в фундамент закладывали коня, при переносе же дома череп его доставали из земли и зарывали под фундаментом на новом месте. Городскую стену ставили таким же образом.
В древнерусской языческой мифологии Конь - одно из наиболее почитаемых священных животных, атрибут высших языческих богов, особые существа, связанные одновременно с производительной силой земли (воды) и умерщвляющей потенцией преисподней. В Древней Руси считали, что конь наделен способностью предвещать судьбу, и прежде всего смерть, своему хозяину. В языческие времена коня хоронили вместе с хозяином. Почитание коня в России было таково, что даже в христианские времена ему были установлены особые святые покровители и конские праздники. Покровителями лошадей считались св. Николай Чудотворец, свв. Флор и Лавр, св. Георгий Победоносец и св. Илья Пророк. Особые «конские праздники» отмечали в день памяти свв. Флора и Лавра и на вешний Юрьев день.
В индийских Упанишадах описан ритуал приношения коня в жертву богам. Подобное присутствует и в «Шатапатха-брахмане», «Ваджасанейи-Самхите» Яджурведы, где указывается на сотворение мира из частей коня при его жертвоприношении.
Поклонялись коням и зороастрийцы, в мифологии которых колесница бога Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. А громовержец Тиштрия, олицетворяющий Сириус, по преданию, каждый год спускается с неба в виде белого златоухого коня на битву с демоном засухи Апаоши, выступающем в образе коня чёрного, облезлого, безобразного. От исхода их сражения, по верованиям иранцев, зависело, будут ли дожди, следовательно, плодородие и сама жизнь.
В коми-пермяцкой традиции кони являются держателями земли: «На трёх конях земля держится: черном (вороном), красном и белом. Когда чёрный конь держит - на земле голод и мор, когда белый - на земле сплошные войны и смерти, когда красный - царит мир, спокойствие и благополучие».
В Китае лошадь олицетворяет небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование. В Японии богиня Бато Каннон, милосердная Великая Мать появляется либо в виде белой лошади, либо с головой лошади, либо в короне с фигурой лошади.
Буддизм считает коня символом неразрушимости, скрытой природы вещей. Крылатый конь Туча является одним из образов Авалокитешвары. Еще один крылатый конь, Пегас, представлен в античной мифологии. Он был сыном Посейдона и Медузы. Посейдон вообще считается творцом, отцом или дарителем лошадей. Однажды он преследовал Деметру, воспылав к ней любовью. Пытаясь ускользнуть, та превратилась в лошадь, но он принял облик коня и сумел добиться своего. От этого брака родился Арион, божественный конь, умевший говорить.
В римском пантеоне существовала позаимствованная у кельтов богиня-защитница лошадей по имени Эпона, связанная с плодородием, изобилием, врачеванием и в то же время - с культом смерти (выполняя роль проводника и стража умерших душ при переходе в царство мёртвых). У кельтов вообще немало было связано с лошадьми. В Ирландии и Уэльсе слово «лошадь» (ирл. Ech) присутствует в именах множества мифических персонажей, связанных с солнечным культом и потусторонним миром. Например, добрый бог Дагда носит имя Эохаид, Отец всех, а один из правителей фоморов зовется Эохо Эхкенд ("Эохо конская голова").
Богиня Эпона считалась небесной покровительницей лошадей. Она неизменно изображалась в окружении лошадей, часто с символами плодородия и изобилия. Эпона нередко отождествлялась с врачеванием, в частности - с водолечением. Кроме того, ее культ связан со смертью; считается, что она играла роль провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир.
В германо-скандинавской мифологии лошадь посвящена Одину, который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире. Тучи - это боевые кони Валькирий.
В христианстве конь символизирует Солнце, смелость, благородство. Он является эмблемой святых (Георгия и др.). Наконец, четыре коня Апокалипсиса - это война, смерть, голод и эпидемия.
Являясь символом Солнца или солнечного бога, конь постепенно стал атрибутом царской власти. Но как же может солярный символ быть связанным с культом смерти? Да очень просто: как Солнце совершает круговорот через дневную и ночную сторону мира, так и конь должен пронести своего всадника через смерть к новому перерождению, к новой жизни.
У народов Кавказа (абхазов, осетин и др.) конь участвует в похоронно-поминальных обрядах, в частности, его посвящают усопшему, обводя вокруг тела, вкладывая узду в руку покойного и надрезая ухо коню или выстригая волосы. В день поминок на ствол ветвистого дерева вывешивались круги нутряного сала животных и куски мяса, а под ним устраивали костёр. Всадники на скачках состязались в искусстве выхватывания из пламени костра сала и мяса, победителю вручался баран, которого тот приносил в памятную жертву. Впрочем, общеизвестны и обычаи конных игр на свадьбах, в календарных праздниках и т.д.
Не случайной является масть коня. В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность - везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Так, греки приносили в жертву только белых лошадей; в Апокалипсисе смерть сидит верхом на "бледном коне"; в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче.
Конь олицетворяет необузданные страсти, природные инстинкты, бессознательное. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания. В сказках (например, у братьев Гримм) коню как обладающему качествами ясновидения часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев. Юнг считает, что конь выражает магическую сторону Человека, интуитивное познание.
Cамый важный и знаменитый ведийский ритуал - "жертвоприношение коня", ашвамедха. В его структуре видны элементы космогонического характера - конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует (т. е. воспроизводит) акт творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев, иранцев, греков и латинян.
Шаманская традиция:Конь занимает совершенно особое место в шаманском ритуале и мифологии. Конь - прежде всего перевозчик душ и погребальное животное - используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза. Известно, что типично шаманским атрибутом является восьминогий конь. Восьмикопытные или безголовые лошади зафиксированы в мифологии и обрядах германских и японских "мужских союзов". Конь является мифическим образом Смерти, он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой.
В течение всей истории лошадям приписывали дар ясновидения, который позволяет им видеть невидимую опасность. Поэтому их считают особенно восприимчивыми к заговорам ведьм. В прошлые времена ведьмы брали их ночью, чтобы отправиться на шабаш, они долго носились на них и возвращали на рассвете измученными и покрытыми потом и пеной. Чтобы помешать "скачкам ведьм", колдовству и сглазу, владельцы лошадей клали брелки и амулеты в стойла и прикрепляли медные колокольчики на их поводья. Во время охоты на ведьм верили, что дьявол и ведьма могли превращаться в лошадей
Единорог. Является одним из самых романтизированных образов и в различных культурах имеет различные названия, внешний вид и атрибуты. Одним из самых популярных воплощений единорога в современной западной культуре является белый конь с длинным, часто золотым рогом, растущим из лба. В восточной культуре единорога изображают как нечто среднее между лошадью и козой с конечностями парнокопытного и козлиной бородой. Японский единорог называется "кирин", а в Китае его зовут "ки-лин". Оба слова происходят от еврейского "ре'ем", что означает "один рог". Греческий историк Ктесиас писал в 398 году до н.э. о единорогах следующее: внешне он напоминает дикого быка, величиной с лошадь, имеет белое туловище, темно-красную голову, голубые глаза и один рог. Вероятно, такое описание появилось в результате красочных рассказов путешественников, которые представляли себе единорога как нечто среднее между диким быком, гималайской антилопой и индийским носорогом.
Рогу единорога приписывали различные волшебные качества. Например, возможность исцелять больных и раненых и даже воскрешать мертвых. На некоторых изображениях рог белый у корня, черный посередине и с красным острием. В одной средневековой сказке говорится о единороге, который опустил свой рог в отравленную воду, тем самым, очистив ее и, дав животным напиться. Вероятно, отсюда произошла традиция благородных и королевских семей пить из сосудов в виде рога единорога, тем самым, оберегая себя от опасности отравления.
В западной культуре единорог считается недоступным диким животным, в восточных, наоборот, ласковым и покорным существом.
Подобное мифологическое животное, которое называется индрик, есть и русском фольклоре. У индрика было два рога, он жил на святой горе и был повелителем всех зверей и владетелем вод.
Кентавры являются очень популярными мифологическими персонажами. От головы до бедер они имеют тело человека, а остальная часть - коня. Древние народы считали кентавров светлыми и добрыми существами, творящими добро. Исключением из этого стала греческая легенда, рассказывающая о нескольких кентаврах, которых пригласили на пир, где они перебрали вина и учинили битву, в результате которой погибло множество кентавров.
Самым известным кентавром был Хирон, который получил образование у Аполлона и Артемиды, и был прекрасным охотником, скотоводом, целителем и прорицателем. По легенде Хирон стал учителем великого воина Ахилла. Этот кентавр пользовался таким уважением у богов, что после смерти Зевс взял его на небо и превратил в созвездие стрельца.
Троянский конь был огромным полым деревянным конем, который помог грекам завоевать Трою. Троянский принц Парис полюбил красавицу Елену, жену грека Менелая, похитил ее и увез в свое царство. В отместку Менелай собрал огромное греческое войско и приступил к осаде Трое, которая длилась десять лет. Наконец хитроумному Одиссею пришла в голову мысль о том, как перехитрить троянцев. Он предложил изготовить огромного деревянного коня и забраться во внутрь греческому войску, перед этим сделав вид, что оно отбыло на родину, а оставленный конь - дар богам. Троянцы поверили, открыли ворота и затащили в город коня. Греки выбрались из него и захватили город. С тех пор выражение "троянский конь" является нарицательным названием, что означает "хитрость, уловка".
А сказочные кони («Золотой конь», «Сивка-Бурка», «Конёк-горбунок», конь Ильи Муромца, наконец)! Им подвластны пространство и время, присуща способность переносить героя не только на громадные расстояния - «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего», но и между мирами. Кроме того, они преображают героя, который, например, пролезая из левого конского уха в правое, превращается из оборванца в царевича. К тому же являются верными спутниками, выручают даже после гибели, находя живую и мёртвую воду и т.п., а значит, помогают пройти и преодолеть смерть.
...Давно прошли древние времена, да и те, в которые лошади были главным средством передвижения и основной тягловой силой - тоже. Нет, они не стали бесполезными, а красота облика и выразительность взгляда сохранили притягательность и для нас...
Гляди: вон там, на той скале - Пегас!Да, это он, сияющий и бурный!Приветствуй эти горы. День погас,а ночи нет... Приветствуй час пурпурный.Над крутизной огромный белый конь,как лебедь, плещет белыми крылами, -и вот взвился, и в тучи, над скалами,плеснул копыт серебряный огонь…Ударил в них, прожег одну, другуюи в исступленном пурпуре исчез.Настала ночь. Нет мира, нет небес, -все - только ночь. Приветствуй ночь нагую.Вглядись в нее: копыта след крутойузнай в звезде, упавшей молчаливо.И Млечный Путь плывет над темнотойвоздушною распущенною гривой.