Школы древние. 2.Основные философские школы Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Чему учили детей в Древней Греции. Школы древние


2.Основные философские школы Древней Греции

Программа вступительного экзамена по философии в аспирантуры институтов РАН

1. Роль античной философии в становлении научной рациональности;

Истоки рационализма восходят к древнегреческой философии. Еще Парменид различал знание “по истине” (полученное посредством разума) и знание “по мнению” (полученное в результате чувственного восприятия). Сами истоки идеи рациональности в философском сознании, начиная с античности, связаны с сознательной постановкой и обсуждением коренной мировоззренческой проблемы “соизмерения человека в бытии”, “врастания”, “вписанности” человека в окружающий его мир, превращения его человеком в обитаемый для себя мир.

Парменид и его последователи убедительно показали, что результатом человеческого познания является не одна, а две различные картины мира - чувства дают одну картину мира, а разум - другую, причем эти картины мира могут быть принципиально противоположна. Легендарные апории Зенона, собственно говоря, и посвящены обоснованию и доказательству существования этих двух различных картин мира. Установление качественного различия между отражением мира разумом и чувствами (мышлением и ощущением, логическим чувственно-образным) было величайшим научно-философским открытием. Оно со всей силой и значимостью поставил вопрос о том, как возможно научное познание мира и возможно ли оно вообще. В эпоху сама возможность научного познания мира отнюдь не были самоочевидной. Немало мыслителей сомневалось в возможности естественнонаучного (и философского) познания мира. Идея познаемости мира буквально выстрадана человечеством.

Сами элеаты считали, что из двух картин мира подлинная та, которая постигается разумом. На этой основе они ввели качественно новое представление о первооснове мира, о его субстанции. Элеатовское бытие - это специфический теоретический объект предмет философского и никакого другого познания. По мнению элеатов, такой объект (бытие) никогда не возникал, не подвержен гибели, один-единственнен, неподвижен, закончен и совершенен. А самое главное, что бытие постигается только разумом и ни в коем случае ни чувствами.

В середине V в. до н.э. в условиях развивавшейся рабовладельчес­кой демократии появилась потребность в изменении системы обра­зования: вместо гимнастики и музыки на первый план выдвигаются необходимые в судах и народных Собраниях риторика, логика, фило­софия. Появились первые платные учителя философии, риторики, логики — софисты. Разъезжая по городам, они за плату учили красно­речию — умению говорить, убеждать, побеждать в спорах, выигры­вать тяжбы в суде. Обычно это яркие, активные, бойкие и часто, по-видимому, нагловатые, с оттенком нигилизма, но талантливые люди, смело разрывавшие со старыми традициями жизни и мысли.

Софисты учили побеждать в споре не только во имя истины, но и часто вопреки ей. Так, напри­мер, софист Горгий заявлял, что может любую вещь и восхвалять, и ниспровергать независимо от ее объективных качеств (используя двусмысленность и многосмысленность (полисемантизм) словесных выражений, неправильности логических связей мысли и т.д.). Поэто­му под софистикой понимают умение использовать полемику, силу слова, логики для доказательства всего чего угодно, умения предста­вить истину ложью, а ложь — истиной, белое — черным, а черное — белым. Именно в софистике — корни того направления в истории философии, которое связано со скептицизмом и агностицизмом, с неверием в возможности познания человеком мира, отрицанием воз­можности и необходимости науки.

Демокрит и Платон занимали иную позицию в вопросе о познаваемости мира. Они верили в познание мира, в возможность и необхо­димость естествознания, хотя по-разному понимали объекты и пути познания. Демокрит и Платон — основатели двух исторически первых естественнонаучных программ познания природы.

Одной из вершин античной культуры являлось атомистическое уче­ние Демокрита, основоположника античного материализма. В противоположность элеатам Демокрит учил, что реально существует не только бытие, но и небытие. Бытие — это атомы, небытие — пустота, пустое пространство. Пустота неподвижна и беспредельна; она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Идея пустоты привела Демокрита к идее бесконечного про­странства, где во всех направлениях беспорядочно носятся, переме­щаются атомы (как пылинки в солнечном луче). Представление о пустоте — это достаточно сильная абстракция, требующая высокого уровня теоретического мышления. От понятия пустоты остается, только один шаг до понятия инерции, но древние греки этого шага не сделали.

Атом — неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не воспринимаемая чувствами (вследствие своей, как правило, малой вели­чины), самостоятельная частица вещества, атом неделим, вечен, не­изменен. Атомы никогда не возникают и никогда не погибают. Они бывают самой разнообразной формы — шарообразные, угловатые, крючкообразные, вогнутые, выпуклые и т.п. Атомы различны по размерам. Они невидимы, их можно только мыслить. В процессе движе­ния в пустоте атомы сталкиваются друг с другом и сцепливаются. Сцепление большого количества атомов составляет вещи. Возникно­вение и уничтожение вещей объясняются сложением и разделением атомов; изменение вещей — изменением порядка и положения (пово­рота) атомов. И если атомы вечны и неизменны, то вещи преходящи и изменчивы. Таким образом, атомизм соединил в одной картине рациональные моменты двух противоположных учений - учений Ге­раклита и Парменида: мир вещей текуч, изменчив, а мир атомов, из которых состоят вещи, неизменен, вечен.

Исторической заслугой античного атомизма являлось также фор­мулирование и разработка принципа детерминизма (причинности). В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следст­вие из некоторых других событий, совершавшихся ранее Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не толь­ко причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек назы­вает событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать) причи­ны события. Мир атомистов - мир сплошной необходимости, в кото­ром нет объективных случайностей.

Если Демокрит решает сформулированное элеатами противоречие в ^"духе первичности и единственности чувственной реальности, то Платон считает логически допустимым другой путь Противоречие между знаниями, полученными органами чувств, и знаниями, полученными логикой, мышлением. Платон объясняет не трудностями процесса познания (как софисты) и не структурой чувственного ма­териального мира (как Демокрит), а возможным наличием двух ре­альностей, двух миров.

Значительную роль в своей теории идей Платон отводит матема­тике. У Платона все бытие пронизано числами, числа - это путь к постижению идей, сущности мира. О значении, которое он придавал математике, свидетельствует надпись над входом в платоновскую Академию: «Несведущим в геометрии вход воспрещен». Эта высокая оценка математики определялась философскими взглядами Плато­на. Он считал, что только занятия математикой являются реальным средством познания вечных, идеальных, абсолютных истин. Платон не отвергал значения эмпирического знания о мире земных вещей, но считал, что это знание не может быть основой науки, так как приблизительно, неточно и лишь вероятно. Только познание мира идей, прежде всего с помощью математики, является единственной формой научного, достоверного познания. Математическими обра­зами и аналогиями пронизана вся философия Платона.

Вслед, за пифагорейцами Платон закладывал основы программы математизации познания природы. Но если пифагорейцы рассмат­ривали Космос как некоторую однородную гармоническую сферу, то Платон впервые вводит представление о неоднородности бытия, Космоса. Он разделяет Космос на две качественно различные облас­ти: божественную (вечное, неизменное бытие, небо) и земную (пре­ходящие, изменчивые вещи). Из представления о божественности Космоса Платон делает вывод, что небесные светила могут двигаться только равномерно, по идеальным окружностям и в одном и том же направлении.

Семь мудрецов

Знаменитые греческие мыслители и законодатели VII-VI вв. до н.э. за практическую жизненную мудрость и государственный ум назывались мудрецами. Все они слыли миролюбивыми, остроумными, справедливыми и гуманными людьми. Всего называют около 20 мудрецов, но наиболее известным был Фалес из Милета.

Фалес (640-546) - основатель милетской, или ионийской школы - первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней.

Милетская школа

Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа - древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.

Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) - принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Анаксимандр (610 - ок. 540) считал началом всего бесконечную природу - нечто среднее между четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс.

Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - ветром, водой и землей.

Натурфилософы также разработали понятие Всеобщего (Космоса), управляемого физическими законами и претерпевающего циклическое развитие. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.

Пифагорейцы

Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.

Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению. Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: "Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", "Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть".

Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка

Софисты

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др. Их главная целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями.

Академия

Академия Платона - религиозно-философский союз, основанный Платоном ок. 385 г. до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: "Негеометр да не войдет!".

Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет.

Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочитать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.

Перипатетики

Долгое время Аристотель был членом Академии Платона. В 335 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Он оставил значительно количество трудов: "Метафизика", "Физика", "Этика", "Риторика" , "Политика" и др. Названия этих произведений говорят сами за себя. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющим из себя зачастую сборники лекций и курсов.

Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского, который будучи вдохновленный идеями философа и собственными стремлениями всего за 9 лет создал Великую Империю.

Эпикурейцы

Эпикур основал в Афинах в 306 г. до н.э. школу, где и преподавал свою философию наслаждения. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания. Говорит ли Эпикур о богах, о вселенной, о дружбе и т.д., он всегда подчеркивает необходимость научиться наслаждаться всем этим. Все основные философские понятия он рассматривает через призму духовного наслаждения.

Стоицики

Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: "Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы"

Киники

Кинизм - одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (ок. 445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (ок. 412–323 до н.э.). Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятиеприроды как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями.

1. Философское учение Сократа;

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н. э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сократ отвергает всю натурфилософию, как "для человека излишнего". В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. Сократ никогда не считал себя "мудрым" (софос), но лишь философом, "любящим мудрость" (философия). Одно из известнейших его изречений - "знаю, что ничего не знаю" - объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Своим важнейшим призванием Сократ считал воспитание людей смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не систематическом изложении какой-то области знаний. Центром своей философии Сократ сделал человека, его отношение к общине, обществу, законам, к быту. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно - нравственного мировоззрения. Считая излишним изучение природы и объяснение природных явлений. Согласно Сократу, мир является творением божества "великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося", а основной сущностью мира - "духовный принцип". В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели, что есть "нравственное" Истинная нравственность, по Сократу, - знание того, что есть благое и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Добродетели Сократ считал вечными и неизменными.

Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов выяснились слабые места в знаниях противника. В этом и состоит так называемая сократовская ирония. Эта ирония не была, однако, самоцелью. Как уже говорилось, Сократ подчеркивал, что целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли "сами себя". Поэтому с иронией (сомнением) тесно связана майевтика (повивальное искусство), с помощью которого он помогал рождаться истине. А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов. При этом, Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека, т.е. он обладает полнотой знания. Сознание черпает из самого себя все понимание истины. Задача философа помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм. И все же что значит знать? А знать - это значит знать, что это такое. Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого- либо предмета - определение, понятие. Если до него философы пользовались понятиями, то делали это стихийно. Только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания. Метод Сократа преследовал также достижение понятийного знания. Это достигалось посредством индукции (наведения), восхождения от частного к общему, в процессе собеседования. Тенденцию постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию становится источником развития понятийной (субъективной) диалектики.

studfiles.net

Чему учили детей в Древней Греции

Современная школа — продукт тысячелетий экспериментов. Нынешняя система образования обязана Древней Греции хотя бы названиями образовательных учреждений: школа, гимназия, академия, лицей — все они вышли оттуда. О том, как и чему обучали детей в Афинах и в Спарте, рассказывает Артём Асташенков.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Древняя Греция — своеобразный фундамент европейской цивилизации. Это двоякое положение: с одной стороны, Эллада впитала достижения соседствующих с ней по времени культур Африки и Малой Азии. С другой, ее ученые заложили основы для всего научного знания, развивавшегося в Европе в последующие века — даже не столько благодаря отдельным открытиям, сколько в силу способности к систематизации и документации существующего знания. Геродот создал первое цельное историческое исследование; ученые эллинистического периода отобрали и сохранили важнейшие достижения их цивилизации. Так что разговор об истории образования вполне уместно начать с Древней Греции, хоть с точки зрения хронологии и кажется, будто это уже середина пути.

О преемственности культуры и передаче знания мы еще поговорим — в том числе, когда доберемся до конфликта Афин и Спарты — но сначала необходимо разобраться с несколькими базовыми моментами.

Язык знания

О Древней Греции стоит поговорить еще и потому, что греческий — язык европейского образования. Нет, конечно, на самом деле язык европейского образования — это латынь. Или французский, или немецкий, или английский — в зависимости от того, где и когда в Европе вы ставите этот вопрос. Но спустя две с половиной тысячи лет мы продолжаем говорить об образовании в терминах, которые дала нам древнегреческая цивилизация. Правда, есть одна тонкость.

Древнегреческие письмена / Фото: istockphoto.com

Понятийный аппарат педагогики полон слов греческого происхождения, но время изменило их содержание до неузнаваемости. Достаточно взглянуть только на несколько слов, лежащих на поверхности.

Вот, например, школа (σχολή): исходное значение — место досуга. Позднее слово стало обозначать группу людей, слушающих лекцию. Гимназия, а точнее, «гимнасий» (γυμνάσιον) изначально был местом физического воспитания. В романских и германских языках эта двусмысленность обычно еще заметна, а вот в славянских утвердилось позднее учебное содержание термина.

Лицей (Λύκειον) и академия (Ἀκαδήμεια) — вообще названия конкретных мест, которые со временем стали именами нарицательными. «Ликеем» (в честь Аполлона Ликейского) назывался гимнасий, где базировалась перипатетическая школа Аристотеля. «Академией» называлась посвященная Афине оливковая роща и, как следствие, находящийся там же гимнасий, где собирались Платон с последователями.

Спартанская школа

Когда историки говорят о школах, да и вообще о культуре Древней Греции, они обязательно разделяют два центра влияния — Афины и Спарту. Проблема в том, что вопреки военным победам последней, знаем мы больше как раз об Афинах. Тут сказалось отношение обоих полисов к культуре и знанию. Спартанцы практически не оставили документальных свидетельств о своей жизни в доэллинистический период.

Фрагмент картины «Юные спартанцы». Эдгар Дега, 1861 / Фото: en.wikipedia.org

С этим еще можно было бы мириться, если бы до нас дошли какие-то цельные описания современников из других полисов, но реально большая часть наших знаний о Спарте основана на текстах Плутарха, жившего уже в нашей эре. Он описывал события, от которых его отделяло от нескольких веков до тысячелетия; его источники в основном утрачены, и многие историки полагают, что значительная часть традиций, описанных Плутархом — не более, чем пересказы ностальгических баек.

Например, есть археологические свидетельства, противоречащие истории про спартанцев, сбрасывавших слабых младенцев с обрыва. Иными словами, все, что мы знаем о быте Спарты (включая образование), может содержать необоснованные домыслы, а главное, не показывает динамики: эти описания зафиксированы в эдаком идеализированном «золотом веке» и ничего не говорят об исторических изменениях.

Задачей системы образования (насколько ее в принципе можно называть системой) в любом полисе в классический период было воспитание достойного гражданина, способного адекватно включиться в повседневную жизнь города. Справедливо это и для Спарты, но если в афинской сфере влияния повседневностью было, в первую очередь, коллективное принятие решений, то в Спарте — война.

В отличие от Афин, спартанская программа — агогэ — была четко выстроена с семи лет и до 18-ти. Детей забирали у родителей и помещали в казарму, где они воспитывались в максимально жестких условиях до 12 лет. Их скудно кормили и одевали, чтобы они учились выживать самостоятельно. Грамоту преподавали в минимальном объеме, основной упор делался на физическое воспитание. В роли учителя всегда выступал опытный солдат.

Возможно, Плутарх и слукавил насчет младенцев и пропасти, но первый этап спартанского воспитания переживали не все. Те, кто дожил до двенадцатилетия следующие шесть лет проводили в еще более изнурительных тренировках: занимались спортом, дрались между собой, маршировали в фалангах и, как ни странно, учились танцевать: это помогало двигаться в строю. После еще двух лет тренировок с настоящим оружием спартанцы, наконец, принимались в армию.

Фрагмент картины «Спартанка вручает щит своему сыну». Жан-Жак-Франсуа Ле Барбье, 1805

Агогэ было обязанностью для граждан Спарты и редкой привилегией для остальных. Система предусматривала образование и для девочек, правда и тут оно было ориентировано на войну: физическое воспитание, борьба, обращение с метательным оружием и культурный минимум, который можно было получить от странствующих музыкантов или старших женщин. Спартанская женщина, в первую очередь, должна была быть матерью в условиях войны.

Афинская школа

Греческое образование за пределами Спарты можно разделить на два периода. Условной границей выступит расцвет софистики в середине V века до н. э. Старую школу — то есть, относящуюся к архаическому и началу классического периода проще всего показать на примере Афин.

Афинская школа, в сравнении со спартанской была более сбалансирована, но и хуже структурирована. Идеалы древнегреческой педагогики обозначались словом «пайдейя». Эта ветвь философии учила взращиванию достойного гражданина полиса: развитого умственно, морально и физически, стремящегося к совершенству во всем.

Образование в Афинах было привилегией свободных мужчин. Маленькие афиняне начинали учиться с семи лет. В зависимости от благосостояния семей, обучение проходило индивидуально на дому или в группах. В программу обычно входили счет, чтение и письмо при помощи покрытых воском дощечек и стилосов. Как только дети начинали справляться с полноценными текстами, учителя давали им заучивать стихи.

Для большинства на этом школа и заканчивалась — если, конечно, вообще когда-то начиналась.

Базовое образование, не говоря уже о более высоких ступенях, мог позволить своим детям не каждый

Для бедного населения, особенно после реформ Солона, поощрялось «неформальное» образование: любая грамота и навык, которые могли дать сами родители, рабы или учителя, готовые работать бесплатно.

Для тех, у чьих родителей хватало денег, старая афинская школа предлагала второй уровень — уже неоднократно упомянутый гимнасий. В те времена это была спортивная школа, готовившая афинян к воинской службе. Существовало и подобие военного училища для 18-летних с последующей службой в армии. Позднее, со второй половины V века до н. э. гимнасии станут одними из площадок, на которых произойдет трансформация педагогики и научного знания и зародятся семь свободных искусств.

Artes liberales

Сегодня человек, отучившийся шесть лет в европейском университете по направлению философии, гуманитарных или социальных наук носит титул «магистр искусств» (Master of Arts, Artium Magister). На вопрос «при чем тут искусство» есть короткий и длинный ответы. Быстрый ответ такой: слово «arte» (во всех его вариациях в западноевропейских языках) стало означать искусство в современном понимании только в Новое время, а до тех пор под ним подразумевался определенный круг наук. Долгий ответ как раз связан с тем, что это за круг наук и откуда он взялся. Одновременно это еще и история об образовании в поздней Древней Греции.

Liberal arts часто ошибочно переводят на русский как «гуманитарные науки». В современном понимании (которое отражено в описании магистерской степени в предыдущем абзаце) это не слишком значительное искажение. Но в историческом смысле под artes liberales подразумевается нечто иное.

Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» / Фото: ru.wikipedia.org

В V веке нашей эры философ Марциан Капелла написал трактат «О бракосочетании Филологии и Меркурия». Этот текст в аллегорической форме закрепил представление о круге научных знаний, формирующем образованного человека и необходимом для занятия философией. В списке Капеллы было семь дисциплин, разбитых на тривий (три базовых, в современном понимании — гуманитарных) и квадривий (четыре второстепенных, технических): грамматика, диалектика или логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

Понятно, что науки о языке и мышлении служили необходимым базисом для освоения наук о числе. Система, зафиксированная Капеллой, просуществовала в неизменном виде большую часть Средневековья, хотя его содержание оставалось открытым для интерпретаций, особенно когда потребовалось встроить эти принципы в систему церковного образования. Отец средневекового энциклопедизма (и неофициальный святой покровитель интернета) Исидор Севильский, например, посвятил свободным искусствам три из двадцати томов своих «Начал». Только к XII веку в тесный круг artes liberales начали проникать новые науки.

Семь свободных искусств изучали на «младших» факультетах средневековых университетов, их освоение было базовым требованием для дальнейшего обучения богословию, юриспруденции или медицине. Вероятно, современные степени MA и PhD являются отражением этой традиции.

Аллегорическое изображение 7 свободных искусств / Фото: ru.wikipedia.org

Остается один вопрос: причем тут Древняя Греция? Круг семи свободных искусств окончательно оформился только в V веке н. э., но его разработка заняла почти 900 лет — с конца классического периода, через весь эллинистический и до последних дней Римской империи, и процесс этот напрямую связан с новым греческим и последующим римским образованием.

Новая школа. Классический период

На раннем этапе становления свободных искусств, который, в целом, тождественен новому древнегреческому образованию, возникли грамматика и логика, но главная полемика велась вокруг риторики — ее смысла и задачи. Умение изящно доносить мысль и убеждать было чрезвычайно важно для культуры эллинов практически с самого ее зарождения — достаточно вспомнить о Гомере и Гесиоде, творивших еще в VIII–VII веках до н. э. Старое образование знало риторику стихийно, естественно — оно опиралось на века достойных примеров. Новая школа пыталась риторику препарировать, вывести закономерности и правила.

Новое греческое образование связано, прежде всего, с софистами. Середина V века до н. э., только что закончилась война с персами; Афины переживают короткий период спокойствия и благополучия; возникает прослойка состоятельных граждан с избытком свободного времени и тягой к образованию. Они учатся чему придется, бессистемно. Образовавшуюся преподавательскую нишу заполняет класс педагогов, уверенных в относительности истины.

Аллегория риторики (XVI в.). Гравюра Э.Делона / Фото: ru.wikipedia.org

Релятивизм, выраженный в Протагоровском тезисе «человек есть мера всех вещей», выворачивает риторику наизнанку. Она перестает быть инструментом развития общества и тянет за собой образование в целом. Греческая школа становится храмом индивидуализма, риторика набором инструкций по отстаиванию любой позиции, вне зависимости от ее истинности или ложности.

Теперь не знание служит обществу. Знание становится конечной целью, которой подчиняется общественная жизнь

По крайней мере, примерно так это видел Аристотель. Возможно, он сгущал краски. Поскольку в представлении софистов знание может быть лишь эмпирическим и относительным конкретного наблюдателя, то и ценность имеет лишь то, что принесет пользу этому конкретному индивиду. Когда софист учит «всему», он учит всему, что понадобится ученику. А тому в первую очередь понадобится преуспеть в общественной жизни. Так риторика становится краеугольным камнем нового образования.

Софисты стоят у самых истоков свободных искусств: они создали первые учебники риторики; в их попытках отстаивать обе точки зрения по любому вопросу можно усмотреть зарождение диалектики. При них в Древней Греции возрастает престиж образования, а в гимнасиях науки начинают вытеснять спорт.

Софистов принято демонизировать, но именно в реакции на их субъективизм окончательно оформилась диалектика — как самостоятельная аналитическая дисциплина, метод познания, а не синоним спора в рамках риторики. К этому приложили руку и Сократ, и Платон, и Аристотель. Платон, к тому же, вернул в риторику вопрос морали.

При этом в его Академии ключевыми дисциплинами были науки квадривия: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Диалектика в платоновском понимании позднее вернулась в софистику: еще один известный греческий педагог, Исократ, учил, что риторика в долгосрочной перспективе не только решает проблемы конкретного индивида, но служит таким же орудием самоанализа для общества в целом, как диалектика — для отдельного разума.

Аристотель практически единолично создал логику — его система начала терять влияние только в эпоху возрождения и окончательно была вытеснена из научного поля в область исторических артефактов лишь в XIX веке. В той же работе он заложил основы грамматики. В своей школе он преподавал и риторику, и диалектику, впервые успешно их разделяя.

Новая школа. Эллинистический период

Классический период был эпохой открытий и хаоса в педагогике. Каждый учитель учил тому, что считал нужным. Эллинистический период стал эпохой популяризации и стандартизации. Главными его новшествами в плане разработки дисциплин стала, во-первых, альтернативная логика от стоиков — на первых порах более популярная, чем вариант Аристотеля. К тому же, стоики видели риторику, грамматику и диалектику составными частями логики, таким образом впервые сводя воедино тривий свободных искусств.

Две собаки veritas (лат. истина) и falsitas (лат. ложь) преследуют зайца problema (лат. проблема), логика, вооруженная мечом силлогизма, спешит позади. Слева внизу в гроте изображен Парменид, с которым логическая аргументация проложила себе путь в философию / Фото: ru.wikipedia.org

Второе важное достижение периода — разработка грамматики в александрийской школе, продиктованная необходимостью сохранить понимание текстов на устаревающей версии греческого языка. Влияние александрийской грамматики прослеживалось в языкознании и в Средние века.

В эллинистический период возникла концепция круга знаний — стандарта энциклопедического образования

Важным приложением этой концепции стало формирование литературного канона. Например, из всех пьес Эсхила до нас дошло только семь — потому что греческие педагоги отбирали лучших авторов, а затем их лучшие произведения для своих занятий. Достойными «школьной программы» были признаны Гомер, Эсхил, Менандр, Эврипид и Демосфен.

Популяризация образования на закате Древней Греции шла как внутри, так и вовне. Все больше педагогов занимались только обучением уже сформированным дисциплинам. Распространение греческого знания стало побочным эффектом завоеваний Александра Македонского. Завоевание Греции Римом, как ни странно, тоже дало учителям-эллинам новую аудиторию. Римляне отправляли своих детей учиться в греческие провинции. Популярностью пользовался Родос, где находилась школа энциклопедиста-стоика Посидония — его влияние на составителей римских учебных пособий было особенно велико.

Педагоги Древней Греции предопределили развитие образования в Западной Европе более чем на тысячелетие вперед. Концепция семи вольных искусств, формально созданная на закате Римской империи, в общих чертах сформировалась еще в эллинистическом периоде. Ну а то, что не дошло до нас напрямую, через римлян, позднее нашли арабские исследователи.

mel.fm

Школы Древнего мира | "Учимся играя"

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Я рада представить вам новый необычный проект от премудрых Василис – «Школы древнего мира».

Пока мы готовились к Слету Василис, мне в голову пришла мысль: а не рассказать ли нам детям о том, как учились наши предки в древности. Была ли у них школа? Сидели ли они за партой? Получали ли они оценки в дневники? И были ли  вообще у них дневники? На чем и как они писали? Что читали? А самое главное, чем отличалось обучение детей на разных материках и в разных странах?

Мои любимые и премудрые Василисушки идею поддержали. Мы посовещались и решили, что надо бы нам разлететься по разным странам, да узнать все об истории их школ как можно подробнее. Всю весну и все лето провели мы в странах дальних, а вернувшись, стали думать да гадать, как деткам нашим рассказать обо всем, что мы узнали. А узнали мы немало.

Всеми своими знаниями и премудростями хотим и с вами поделиться.

Начнем с того,  какие древние государства и их школы легли в основу проекта:

  • Древний Египет
  • Древняя Скандинавия
  • Древняя Русь
  • Античность
  • Древняя Индия
  • Коренные жители Америки
  • Древний Китай
  • Древняя  Япония
  • Средневековая Европа

 Приняв участие в проекте, ваш ребенок узнает:

  • В каком возрасте дети начинали учиться
  • Где проходило их обучение
  • Кто был наставником и учителем
  • Было ли обучение обязательным
  • Чем отличалось обучение девочек и мальчиков
  • На чём писали дети и чем они писали
  • Что читали наши предки
  • Какие науки считались обязательными, а какие — нет
  • Существовали ли школы такими, какими представляем их мы
  • Что было неотъемлемой частью обучения
  • И многое, многое другое

 Материалы, которые вы получите в рамках проекта:

  • Брошюру с интересной теоретической информацией по каждой части проекта, которую вы сможете читать ребенку или для себя, чтобы потом знать, о чем рассказывать малышу во время игр

Брошюры для проекта Школы Древнего мира

  • Тематический комплект с графическими, творческими и логическими играми по каждой части проекта

Тематические комплекты

  • Две куклы: мальчика и девочку, а также наряды для каждого из них. Каждый из нарядов соответствует одежде, которую носили люди, жившие в той или иной эпохе

Бумажная кукла

  • В некоторых частях проекта мы приготовили для вас презентации, дополнительные карточки и шаблоны.
  • По каждой части проекта мы приготовили статьи, в которых выделили основные теоретические моменты, на которые нужно сделать упор при изучении древних школ. В каждой статье мы подробно расписали тематические (творческие, ролевые, физические и интеллектуальные) игры для вас и вашего ребенка
  • Бонус – История прописей. Откуда они взялись.

Благодаря нашему проекту, ваш ребенок прочувствует, как учились дети в древности, оценит все прелести современного обучения (на контрасте). Ребенок поймет, что учение — это не наказание, а привилегия, ведь раньше только избранные люди могли получить образование!

 Авторский состав проекта: Костюченко Мария, Оглобля Наталья, Пироженко Татьяна, Шкурина Мария, Шерстюк Юлия, Матроскина Юлия

фото

Заказать проект в магазине онлайн-школы «Учимся играя»

 P.S. Данный проект авторский и всецело предназначен исключительно для частного использования, публикация и использование его на других сайтах или форумах запрещена. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.  Онлайн-школа «Учимся играя»

Вам будет интересно:

www.schoolearlystudy.ru

«Школы Древнего мира» — "Учимся играя"

Описание

Как учились наши предки в древности? Была ли у них школа? Сидели ли они за партой? Получали ли они оценки в дневники? И были ли  вообще у них дневники? На чем и как они писали? Что читали? А самое главное, чем отличалось обучение детей на разных материках, в разных странах, в разных эпохах?

Древние государства и их школы легли в основу проекта:

  1. Древний Египет
  2. Древняя Скандинавия
  3. Древняя Русь
  4. Античность
  5. Древняя Индия
  6. Коренные жители Америки
  7. Древний Китай
  8. Древняя  Япония
  9. Средневековая Европа

Приняв участие в проекте, ваш ребенок узнает:

  • В каком возрасте дети начинали учиться
  • Где проходило их обучение
  • Кто был наставником и учителем
  • Было ли обучение обязательным
  • Чем отличалось обучение девочек и мальчиков
  • На чём писали дети и чем они писали
  • Что читали наши предки
  • Какие науки считались обязательными, а какие — нет
  • Существовали ли школы такими, какими представляем их мы
  • Что было неотъемлемой частью обучения
  • И многое, многое другое

 Материалы, которые вы получите в рамках проекта:

  • Брошюру с интересной теоретической информацией по каждой части проекта, которую вы сможете читать ребенку или для себя, чтобы потом знать, о чем рассказывать малышу во время игр
  • Тематический комплект с графическими, творческими и логическими играми по каждой части проекта
  • Две куклы: мальчика и девочку, а также наряды для каждого из них. Каждый из нарядов соответствует одежде, которую носили люди, жившие в той или иной эпохе
  • В некоторых частях проекта мы приготовили для вас презентации, дополнительные карточки и шаблоны.
  • По каждой части проекта мы приготовили статьи, в которых выделили основные теоретические моменты, на которые нужно сделать упор при изучении древних школ. В каждой статье мы подробно расписали тематические (творческие, ролевые, физические и интеллектуальные) игры для вас и вашего ребенка
  • Бонус – История прописей. Откуда они взялись.

Возраст 5+

Формат PDF

!!! После оплаты нажмите кнопку «Вернуться в магазин» и система сразу даст вам ссылки на скачивание материала

Если вы зашли с телефона и у вас не отображается кнопка Добавить в корзину, перейдите, пожалуйста, на главную страницу магазина. На ней все кнопочки видны.

www.schoolearlystudy.ru

Школы Древнего Рима

Система обучения в школах Древнего Рима положила основу для современного образования. Какая программа была принята в имперский период и какие предметы брались за основу в Риме Цезаря? 

В Древнем Риме была хорошо развита система образования. Так, римские дети проходили курс домашнего обучения до 7 лет, после чего для них становились доступными общеобразовательные школы, единые для мальчиков и девочек. Проходить процесс обучения там могли дети всех свободных римских граждан, а также бывших рабов, которые смогли получить свободу. Владельцами же подобных частных школ по большей части также являлись бывшие рабы-греки, поэтому во многих из них преподавался греческий язык. В Древнем Риме для школьников также открывались двери школы ораторского искусства, где могли продолжать свое обучение юноши 16-18 лет из знатных семей.

налоги рима фотоВ начальной пятилетней школе обычно присутствовало два преподавателя: литератор и калькулятор. Первый занимался обучением детей чтению и письму, а второй учил арифметике, используя в качестве счетного материала пальцы на руках или мелкие камушки. Иногда присутствовал всего один учитель, обучавший детей сразу всем перечисленным дисциплинам.

Учебный год в Древнем Риме традиционно стартовал в марте. Лето и часть осени были временем отдыха, а также с учетом большого количества религиозных праздников в течение года детям предоставлялось большое количество выходных дней.

Древнеримские школы очень сильно отличались от современных вариантов: они находились не в специально построенных для обучения зданиях, а арендовали помещения в частных постройках. Мебели полагался самый минимум, учитель располагался на специальной кафедре, а ученики сидели на табуретах, расположив все учебные предметы на коленях, наличие столов не предусматривалось.

цезарь древний рим фото

Специфика обучения зависела от половой принадлежности, несмотря на то, что девочки и мальчики учились совместно. Малообеспеченные семьи завершали обучение своих детей уже после начальной школы в 12 лет. К обучению девочек относились более ответственно, поэтому они чаще всего после 12 лет продолжали учиться дома под присмотром учителя-грамматика. Помимо всех основных знаний они должны были также освоить медицину, музыку, танцевальное искусство, пение, географию, риторику и иные науки. Мальчики того же возраста обычно продолжали процесс обучения не на дому, а в школах, основной упор делался на изучение драматургии, философии, музыки, астрономии и геометрии.

Азарт присутствовал в системе обучения Рима во всем: от прослушивания интересных лекций до интеллектуальных споров, которые занимали школьников после завершения занятий. Предметы предусматривали изучение истории древних цивилизаций, развитие философской мысли. Правила игр, принятых во времена существования Римской империи и Египта, дошли до наших дней.

drevniy-egipet.ru

ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА

Новые рефераты:

  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.
  • Назовите недостатки, имеющие место в организации труда при отпуске товаров со склада.
  • Процесс приемки товаров по количеству и качеству, и его регулирование в коммерческой деятельности.
  • Теоретические аспекты транспортного обеспечения розничных предприятий.
  • Теоретические основы методики аудиторской проверки основных средств.
  • Понятия и классификации международных расчетов.

    Главная » Философия - шпаргалки. » 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА

    13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
      1. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники: — Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде; — Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей; — Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным. Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, ксущности всех вещей и явлений мироздания. 2. Школа Пифагора. Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины. В числах пифагорейцы видели: — свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего; — объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса. Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна. 3. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) — философ и поэт, он изложил свое учение стихами: — выступал против антроᴨоморфических элементов в религии; — высмеивал богов в человеческом виде; — жестоко бичевал ᴨоэтов, которые ᴨриᴨисывают небожителям желания и грехи человека; — считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных; — стоял во главе монотеистов и во главе скептиков; — осуществил разделение видов знания. Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы: — разграничивал истину и мнение; — центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия; — по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия; — сущее считал лишенным изменчивости и многообразия; — бытие есть, небытия нет. Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) — философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида: — вся его жизнь — борьба за истину и справедливость; — он развивал логику как диалектику. 4. Школа Сократа. Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и ᴨлощадях, всюду встуᴨал в философские сᴨоры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины ᴨри ᴨомощи бесед и сᴨоров; развивал ᴨринциᴨы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.   Лекция, реферат. 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    1.  ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ2.  ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ4.  НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ5.  СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ6.  ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА8.  ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА9.  ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ10.  ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС11.  СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ12.  АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ - ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА -НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ18.  ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ19.  ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА20.  ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.25.  ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.27. ЗИГМУНД ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН29.  ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ31.  ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА33.  АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ - РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА36.  БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ37.  СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА40.  ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO42.  ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ43.  ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв.44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА45.  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ46.  СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ47.  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ48.  ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ50.  МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА53.  ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА54.  АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ55.  РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ57.  ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА58.  КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ59.  ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ60.  ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ61.  ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ62.  ИСТИНА И МЕТОД - ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ63.  ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ64.  ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ66.  ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У Ф.НИЦШЕ70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в.71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ72. ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ76.  ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО77.  ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ78.  КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ79.  ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ89.  ПОСТПОЗИТИВИЗМ90.  ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ

    « назад Оглавление вперед » 12.  АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ « | » 14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ - ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

     

    Похожие работы:
    Первые натурфилософские школы Древней Греции

    24.04.2009/реферат

    Ионийская философия и первые натурфилософские школы Древней Греции: милетская школа и философ-одиночка Гераклит. Философские взгляды Фалеса, как основателя милетской школы. Развитие милетской философии в учениях о первоначалах Анаксимена и Анаксимандра.

    Предмет философии и его становление

    10.11.2009/краткое изложение

    Философские школы Древнего Китая. Положения философии Сократа. Школы эллинистической эпохи (эпикурейцы, стоики, скептики). Философия Августина, Ницше, Бэкона, Декарта, Спинозы, Лейбница. Философия русского космизма. Концепции происхождения человека.

    Становление философии

    7.02.2010/реферат

    Философия как особый тип мировоззрения и структура общественного сознания. История индийской философской мысли. Школы Древнеиндийской философии. История возникновения и нравственный идеал буддизма. Значение даосизма в развитии философии Древнего Китая.

     

referatwork.ru

Евгений Холодов Богословские школы древней Церкви (II-III вв.)

Богословские школы древней Церкви (II-III вв.)

В сознании многих людей, находящихся за Церковной оградой или стоящих близко около нее, или же находящихся в притворе, но еще не вошедших во внутренний двор, где находится Святое Святых, сокрытое завесой Божественного мрака, христианство и христианское богословие является или верой бабушек и дедушек, или же – другая крайность, в основном распространенная среди образованной светской интеллигенции, для которых есть только одна религия – гуманизм, христианское богословие есть ничто иное, как платонизм и аристотелизм, переодетые в церковные ризы, как продолжение философии. Но, как бы не показалось парадоксальным то, что я скажу сейчас, но те и другие отчасти правы, но только отчасти. Те и другие видят, но не могут услышать и слышат, но не могут увидеть, подобно стоящим вместе с Савлом, когда ему открылась Истина, на пути в Дамаск (Деян.9:7; 22:9). Они видят плотским зрением, но от них сокрыто ведение духовное, и они слышат внешнее слово, но не слышат логос внутренний, глас Божий возвещающий по всей Вселенной, глаголющий в творении. Действительно вера Церкви – это вера для всякого возраста духовного и интеллектуального: «Пищу вам, детушки ( τεκνια), ибо отпущены вам грехи ради Его (Христа) имени. Пишу вам, отцы, ибо вы познали Того, Кто от начала. Пишу вам, юноши ( νεανισκοι), ибо вы победили лукавого"(1Ин.2:12 – 13). Каждый познает в меру своего духовного возраста, каким возрастает во Христе, подобно тому, как предузнан и предопределен Отцом по благодати Его к всыновлению чрез Сына Его Единородного (Рим.8:29; Еф.1:5). Но предопределение не уничтожает и свободу воли, ведь сначала предвидение, а потом предопределение. Предвидение не принуждает в отношении выбора. Ибо Бог прославил тех, кого Он оправдал и предопределил тех, кого Он предузнал, т.е. призванных Христом (а призваны все) и пришедших к Нему благодаря собственному выбору.

Чтобы дать ответ тем, кто утверждает, что все наше любомудрие, богословие есть калька с античной философии и позднеантичного платонического ренессанса, неоплатонизма, обратимся к словам ап. Павла, о том, что незримое в Боге, созерцается от создания мира, будучи зримо и постигаемо посредством размышления над творением: и вечная Его сила и Божество не было сокрыто от них, но пренебреженно ими (Рим.1:20). Память о Едином Боге имеется, кажется, во всех крупных языческих богословских системах древности: у шумеров, финикиян, египтян и греков. Древние историки: Филон Библский, Евгемер свидетельствуют об этом в своих сочинениях. Такие интуиции высказывались у многих древних философов Гераклита, Пифагора, Сократа, Платона и Аристотеля. Поэтому совершенно оправданы такие высказывания, каковые например, встречаются у Иустина мученика и Климента Александрийского, о том, что все, что есть хорошее у философов было взято от нас. Если христианство и обращалось к античной философии, то на правах Госпожи, считая философию служанкой богословию (по известному высказыванию Августина). Обращаясь к Аристотелю Церковь, не соблазнилось при этом его материалистическим максимализмом, а обращаясь к Платону, его идеализмом. С твердостью отвергла Церковь и синкретические религиозно-философские претензии гностиков. Что же касается неоплатонизма, то никто не будет отрицать того, что он есть ни что иное, как развитие идей Платона, Аристотеля, стоиков, Филона Александрийского, Аммония и Нумения, и вообще формировался уже в то время, когда христианское богословие уже было достаточно хорошо развито1. Церковь уже родила и воспитала таких титанов доникейского богословия, как Иустин Философ, Ириней, Феофил Антиохийский, Климент Александрийский, Мелитон и мн. др. Можно даже говорить о том, что именно христианство, как религия Откровения, соприкоснувшись с греческим гением оживило его стремления по пути философской спекуляции и мистики2.

**

Темой моего труда я не случайно выбрал обзор богословских школ в древнем христианстве. Помнится в разговоре с одним человеком, бывшим в библиотеке «Троицкое слово», этот человек высказал очень интересную и, как мне показалось, важную мысль. Именно он сказал о том, что наше время очень похоже времени древней Церкви доконстантиновского времени. Тогда было много язычников, и Церковь была отделена от государства, и нас оязычили за 70 лет Всесоветского и всенародного бездуховного лагеря. Действительно похожие времена. Знамением того и нашего времени является то, что к Церкви сознательно потянулись взрослые, образованные люди. Многие из них, до этого были атеистами, по незнанию или сознательно, и сейчас, придя в Церковь их преследуют сомнения оставшиеся от атеистической закваски, и частенько такое умонастроение приводит к пиетизму, алармизму, рационализму, реформаторству, или критицизму. Другие пришли к нам, выбравшись из глубин сатанинских: оккультизма, теософии, которые, несомненно, оставляют глубокий отпечаток в душе. Нечего и говорить о всяком знахарстве и нашем русском двоеверии, доставшимся нам еще с древнейших времен. И все эти умонастроения они приносят в Церковь. У многих людей, воспитанных бабушками в советское время (в основном догматически не образованными, а считавшими главными догматами обряды), осталось недоверие к научному богословию. В те времена оно сильно разделялось: богословие процветало (в патрологии и византологии вышло даже на мировой уровень), но только в кабинетах и аудиториях Духовных академий. А куда было идти простому люду, этим 99 овцам? К старцам, к утешителям и духовникам. Вот и сейчас, частенько можно услышать речи о том, что Кураев или Осипов враги церкви, еретики и т.д., и их слушать нельзя, а надо слушать только старцев, они все знают. И все бегут к старцам, как к гадалкам, а из современных старцев 90 % сейчас или младостарцы или шарлатаны, эти Ферапонты о которых говорит Достоевский в романе «Братья Карамазовы». От нашей современной богословской безграмотности, а что еще хуже – полу грамотности, возникают эти страхи перед паспортами и т.д. Современный церковный человек не в состоянии даже положить грань между индивидуумом и личностью. Дошло до того, что люди бегут из Церкви на поклонение памятнику, производя какие-то незаконные действия типа «Чина всенародной исповеди» перед памятником царя-искупителя Николая II. Которого в некоторых своих самочинных акафистах они превозносят «паче Солнца Правды». В наше время, для многих христиан стало тенденцией говорить о скорой последней войне, о скором воцарении антихриста, о близком конце света и армагеддоне. О каком-то царе, который спасет Россию и о гибели Америки, источнике всякого зла. Но, как-то ушло на второй план то, что действительно ценно, внешнее заглушило внутренне, плотское превалирует над духовным, кесарево – над Божиим, страх – над любовью! Ко всей этой погрузившейся в прах компании хорошо подходят слова Пушкина из «Евгения Онегина»:

Учить любви для них беда;

Пугать людей для них отрада.

И надпись, как на вратах ада:

«Оставь надежду навсегда».

Но есть и светлые нотки, и светлые головы, организующие просветительско-практические центры, заинтересовывающие детей, отцов и юношей. И, мне кажется, что это дело пойдет, ибо это веление времени. И возможно, лет так через 20 – 30 появятся новые Болотовы, новые Бриллиантовы, новые великие умы, совершающие свое плавание не по стихиям мира, но, по Христу, а на базарах вновь начнут спорить о богословии.

**

В нашем очерке мы рассмотрим общий ход развития богословской мысли в древней Церкви со времен Апостолов и до конца второго века (до свт. Иринея Лионского). Этот временной этап связан с развитием и первенством т.н. Малоазийской богословской школы, берущей свои истоки от служения св. ап. Иоанна Богослова в Ефесе (ок. 66 – 99 гг.). Вообще когда мы говорим о какой-либо богословской школе, то под этим подразумеваем собственно два аспекта: во-первых, речь может идти о неком богословском учреждении, а во-вторых, о течении богословской мысли3. Например, если будем говорить об Александрийской или Антиохийской школах, то здесь видим, что это особые направления богословской мысли, а также и сами эти заведения Александрийское огласительное училище, в г. Александрии и Антиохийский аскетерий, в Антиохии или Низибийская академия, в Эдессе. Говоря же о малоазийской школе, мы, прежде всего, имеем в виду направление мысли, с неким центром в Ефесе. Вероятнее всего не было никакого учреждения, где бы систематически передавались предания малоазийской школы, все шло путем передачи от наставников своим преемникам. Иоанн передал своим ученикам – пресвитерам множество преданий об Иисусе, Его учении, давал толкование трудным местам учения Христа, делился откровениями и т.д. Пресвитеры передавали предания апостолов своим преемникам, а те уже что-то стали записывать (например, Папий, Игисипп, Климент Александрийский)4, так все и шло. Богословская мысль малоазийцев представляет важнейший этап всего православного Предания, оно есть некое «горчичное зерно» из которого выросло все ветвистое древо Православного богословия. Мы кратко проследим некоторые важнейшие этапы развития этой школы (на примере ее ярких представителей), ее основные и отличительные особенности в богословии, ее влияние на развитие последующих богословских школ. Первый раздел очерка кратко предваряем небольшим экскурсом о развитии первых богословских школ в век апостольский, об «учителях», упоминаемых в Новом Завете, об учительском служении св. ап. Павла в Ефесе и ап. Иоанна. Затем перейдем к Иоанновым ученикам, мужам апостольским и рассмотрим преемство богословского учения от них к их преемникам. Второй и третий раздел посвящен главным образом двум знаменитым направлениям течения богословской мысли, в связи с двумя богословскими школами – Александрийской и Антиохийской. Отдельно коснемся и т.н. Северо-Африканской богословской школы, которая на раннем этапе своего развития (Тертуллиан – Киприан) находилась под влиянием малоазийской школы5, а во время своего расцвета (Августин) испытывала влияние александрийской школы. Четвертый раздел будет посвящен т.н. Эдесско-Низибийской богословской школе. Это школа имеет свою, довольно длительную, и довольно интересную историю. От своих первоначальных гностических тенденций (Вардесан), она, очистившись от них, преобразуется в довольно влиательную и знаменитую школу, защитницу Православия (при св. Ефреме Сирине и Равуле Эдесском). Позднее она подпадает под несторианское влияние и становится центром несторианского направления и кузницей иерархов-несториан.

Структура нашего очерка представляет собой преимущественно исторический обзор, догматическая проблематика затрагивается нами только в необходимых случаях, чтобы показать истоки того или иного учения развернутого или возникшего в той или иной школе. Сильно глубоко пускаться в догматические перипетии нет смысла, так как наш очерк – всего лишь исторический обзор, глубокий анализ догматических учений или споров сильно увеличит наше сочинение, а так же затруднит его повествовательный ход. Но, чтоб не оставаться в долгу, мы решили предоставить читателю библиографический материал, для самостоятельного ознакомления, который будем помещать в соответствующих ссылках по ходу текста.

Ну, с Божией помощью, начнем.

В Новом Завете – Книги Деяний апостольских, Посланиях мы неоднократно встречаемся с наименованием «учители» (греч. – διδασκαλοι – учители, преподаватели, назидатели) (Деян. 13:1; Рим. 12:7; 1Кор.12:28; Еф.4:11; 1Тим.5:17; 2Тим.1:11; 2:2; Евр.5:12; Иак.3:1). В некоторых местах название «учитель» прилагается собственно к апостолам. Учителем себя называет и Павел. Учительствовать апостол призывает и епископа и пресвитеров. Но также мы встречаем и других учителей, которые, как это представляется, не являлись ни епископами, ни даже пресвитерами. Учительство в Церкви во времена ап. Павла стояло на третьем месте, после апостольства и пророчества, как говорит об этом сам Павел: «Бог поставил их в церкви: во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями» (1Кор.12:28). Апостольство, если говорить совсем кратко, представляло из себя благовествование народам весь о Христе, ловлю человеков для Христа. Апостолы были поставлены самим Христом: 12 – близкий круг учеников, которые всегда находились с Господом и 70 или 72, предпосылаемые в те города куда хотел идти Сам Господь. В последствие Господь уже после Своего Вознесения поставил еще одного апостола, который потрудился более всех, т.е. иудея Савла Тарсянина, он же Павел, апостол язычников. Апостольское служение было безпреемственно, «в собственном смысле, – говорит прот. А.В. Горский, – апостолы не имели себе преемников, и иметь не могли». Прот. Н. Афанасьев, развивая эту мысль, говорит, что: «особенность апостольского служения… не принадлежит к числу даров, которых Бог преподает каждому. Он был преподан Богом тем, кого Бог избрал для этого служения и которыми это учение, как целое исчерпывается. … Служение апостольства неповторимо в Церкви»6. Мысль эта не нова, она была высказана уже в древности, так в Мураториевом каноне (ок. 180 г.) говорится, что число пророков исполнено и время апостолов прошло7. Мысль эта прослеживается и у Игисиппа (†180 г.)8. Об этом пишет и Климент в «Строматах». Да и сам ап. Павел считает себя печатью апостолов (1Кор.4:9; 15:8). Такие исследователи, как Шнейдер (Schneider), Киттель (G. Kittel), прот. Н. Афанасьев, считают, что дар апостольства в Церкви последний раз был дан ап. Павлу9. Эта мысль верна, хотя в последующие времена и были в Церкви люди, прославившиеся своими апостольскими трудами – равноапостольные мужи и жены, но они не имели тех даров, которые имели апостолы. Например дар языков, возложение рук и ниспослание дара Св. Духа.

На втором месте у ап. Павла стоят «пророки». Пророки – лица отделенные Богом на определенное служение – возвещать волю Божию. В связи с этим, подозреваю, что у кого-нибудь может возникнуть вопрос по поводу цитировавшегося выше Мураториева канона, в котором было сказано, что число пророков исполнено, а мы имеем точные свидетельства о пророках в Церкви до сер. второго столетия, и более того, как говорит анонимный автор писавший против секты Монтанистов (церковный писатель II-го века, в котором некоторые видят Клавдия Аполлинария, еп. Иерапольского, другие Родона, третьи Астерия Урбана, а прот. Н. Афанасьев ошибочно приписывает Мильтиаду), отрывки из которой передает Евсевий Кесарийский в своей «Истории»10, этот неизвестный писатель, свидетельствует: «Апостол говорит, что дар пророчества должен быть во всей Церкви до последнего пришествия»11. Этот же самый писатель делит пророков на ветхозаветных и новозаветных, а из этого деления становится ясно, что Мураториев канон говорит, что исполнено число пророков ветхозаветных. Понимать это нужно именно так. Более того, это явствует из самого контекста. Из новозаветных пророков нам известны Агав, который был из Иерусалима, с ним были и какие-то другие пророки, которых дееписатель не называет по имени. В Антиохи в местной церкви так же были пророки, пророками были Иуда Варсавва и Сила, в коринфской церкви было несколько пророков, в Кесари жили пророчествующие четыре дочери диакона Филиппа (Деян. 11:28; 13:1; 15:32; 1Кор.14:29; Деян.21). Из церковного предания нам еще известны, пророчица Амния из Филадельфии, пророк Кодрат, пророком называли и Мелитона Сардского12. Главное отличие ветхозаветного пророчества от новозаветного состоит в том, что первые говорили о том, чего не видел еще глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, пророчествовали о Славе еще не прославившегося, временах последних. Вторые действуют в последнее время (см. 1Ин.1:18), когда свет истинный уже светит (1Ин.1:8), когда Сам Господь сказал: «блаженны очи ваши, что видят, и уши ваши, что слышат, то, что многие пророки и праведные желали видеть, то, что вы видите, и не увидели, и слышать то, что вы слышите, и не услышали» (см. Мф.13– 17). Когда мы видим и слышим, и приняли в сердце новым зрением, новым слухом, и не каменным сердцем, но новым сердцем. Как говорит Климент Александрийский: «слушая и действуя под влиянием Божественного Духа»13, но, хотя, как в другом своем сочинении признает и сам Климент14, еще и остается нечто тайное, чего мы не можем видеть, знать. Но знаем более иудеев, которые обладали третью от истины, как говорит и Мефодий Олимпийский. Ибо Закон духовен и заключает в себе образы будущих благ (Евр. 10:1). Мы теперь видим яснее прообразов, но темнее самой истины … Евреи, по словам того же Мефодия, возвещали тень образа, треть от истины; мы же светло величаем образ небесного селения. А сама истина в точности откроется в Воскресении, когда мы не гадательно и отчасти, а лицем к лицу (1Кор.13:12) будем созерцать святую скинию, тот небесный град, которого художник и строитель ( δημιουργος) Бог (Евр.11:10)15. Образцами новозаветного пророчества служит Апокалипсис св. Иоанна, а так же книга Ерма «Пастырь». Пророчество служит для верных назиданием, увещанием и утешением. Служение пророка близко соприкасается со служением учителя. «Пророк, – говорит прот. Н.Афанасьев, – научает Церковь через откровение Св. Духа, поэтому в известном смысле каждый пророк является учителем»16.

Вот мы, наконец, подошли к учителям, которых ап. Павел поставляет на третьем месте, после апостолов и пророков. О церковных учителях упоминает Лука в Деяниях, Павел, о них говорится и в «Учении 12-ти апостолов» (Дидахэ), о них упоминает Ерм в своем «Пастыре»17, Папий Иерапольский в одном из фрагментов18. Подобно тому, как всякая научная дисциплина имеет свои постулаты, теории и тезисы, и имеет людей могущих эти теории рассказать и обосновать для тех, кто имеет желание ознакомится с их научной дисциплиной, так же и священная наука имеет свое собственное учение, догматы, знание которых, хранение и передача тем, кто хочет принять их, есть основная задача священноучителей. Господь, устроив посреди нас Свою скинию и живя среди нас, как один из нас, принес нам Святую весть, живое учение, божественный гносис, который, однако не был многими принят и понят, который для иудеев был соблазном, а для греков безумием. Но не потому, что он действительно есть соблазн или безумие, но так как первые променяли истину закона на предания старцев (первородство на чечевичную похлебку), а вторые были воспитаны на эллинских баснях, то для их больного умозрения Истина показалась соблазном, а Евангелие спасения – безумием. Господь принес на землю не такое учение, которое было бы для всех сразу понятно и согласно с логикой вещей. Иначе и иудеи бы не соблазнились, ни греки не почтили бы его безумием, не посюстороннее учение принес Он нам, а потустороннее: «Я не от мира сего». Не знаемое прежде, но новое, во всем удивительное, во многом непонятное, повсюду алогичное, во всех догматах своих парадоксальное. Но в этом и удостоверяющее нас своим Божественным происхождением, из-за этого и заставляющее восклицать: «Верю потому что абсурдно». Но по причине того, что никакая тайна не открывается само собой, то, конечно же, есть потребность и в учителях. Если апостолы и пророки были проникнуты в тайну домостроительства, и если пророк, говорил людям в назидание, увещание и утешение через особое откровение воли Божией, то учитель так же говорит в назидание, увещание и утешение чрез изложение догматов веры, постоянно «бодрствуя над изучением Св. Писания, сохраняя неповрежденным апостольское и церковное учение»19. На то он и учитель, на то и поставлен Богом, по словам апостола (1Кор. 12:28). Именно указы

azbyka.ru


Смотрите также