Древняя эпоха. Древняя Греция. Древнейшая эпоха. Типы храмов - История архитектуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Эпоха поздней Древности. Древняя эпоха


Древняя эпоха | www.korabli.eu

В эту категорию включены корабли, в которых главным движетелем являлось весло. Долгое время гребные и парусно-гребные суда преобладали у всех народов. Концом этой эпохи мы будем считать появление первых чисто парусных кораблей в Европе. Все прочие корабли более ранних периодов даже если они были парусными мы будем относить к древней эпохе.

Первые корабли, вообще не имели ни какой классификации. Это были просто подручные плавсредства из стволов деревьев и различных подручных материалов. Прошла эпоха в сознании людей, прежде чем они начали улучшать эти примитивные «корабли». Совершенствуя их, он строил плоты и долбленые лодки из цельных стволов. Они просто использовались по мере необходимости и не имели какого то специального назначения. Постепенно вместо шестов появились весла – гениальное изобретение, которое двинуло кораблестроение вперед. История гребных судов - наверное, самая длинная история судостроения и судовождения.

Первоначально построенные корабли были универсальны, хотя бы по то причине, что людям далеко не сразу пришло в голову делать, скажем, военные корабли. А именно это пришло им в голову в первую очередь. Но произошло это далеко не сразу. По началу было трудно строить корабли, и они были не очень то совершенными, так что делить их на какие-то специальные было непозволительной роскошью. Такое просто не могло прийти никому в голову. В тот период корабли, принимавшие участие в сражениях, не строились специально для боевых целей. Это были речные и морские суда, применявшиеся как в торговле, так и на войне. Фактически тип военных кораблей появился из необходимости превзойти противника в бою. Горький опыт войны, приобретенный ценой поражений, заставил постепенно задуматься о создании специальных военных кораблей. Дальнейший же опыт сражений способствовал их последующему усовершенствованию.

До греков и римлян не существовало настоящего различия между военными и торговыми корабля¬ми. Различие между ними было не значительным и после падения Рима. Да и в те времена военные корабли отличались от прочих наличием на них вооружения и солдат, да, пожалуй, еще и целью плавания.

Вот об этой истории мы и поговорим в первую очередь. К сожалению, информации об этом величайшем периоде кораблестроения очень мало. Такая ситуация возникла потому, что наша цивилизация, с ее принципом научной доказательности, просто не застала историю гребных кораблей. Мы можем судить об этой эпохе только по концу ее истории, да и тот известен нам урывками и фрагментами. Ну, так посмотрим, что мы сможем собрать по этому обширному вопросу.

www.korabli.eu

Древняя Греция. Древнейшая эпоха. Типы храмов

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века

archisto.info

Какие есть эпохи?

Исторические периоды принято выделять с точки зрения общих идей и направлений. Названия эпохам даются ретроспективно, после оценок прошлых событий. Такая периодизация сильно влияет на точность последующих исследований, поэтому тут стоит быть предельно осторожными. Какие исторические эпохи на данный момент представлены?

Хронология исторических эпох

Античность

В этой эпохе существует еще несколько основных периодов:

  • Ранняя античность;
  • Классическая античность;
  • Поздняя античность.

Этот период истории длился с начала VІІІ века до н. э., до конца VІ века н. э. культурное наследие античных времен сохранилось в быту, языке, культуре и традициях многих романских народов. Элементы классической античности долго сохранялись в ядре Восточной Римской империи до самого ІХ века н. э.

Средневековье

Средневековье. Наступило после конца античной эпохи. Началом этой ветви истории считается крушение Западной Римской империи в конце V века. А вот по поводу того, когда пришел конец эпохи, до сих пор существует много споров. Существует несколько вариантов того, что стало концом Средневековья:

  • Падение Константинополя в 1453 году;
  • Открытие Америки в 1492 году;
  • Начало Реформации в 1517 году;
  • Начало Английской революции в 1640 году;
  • Конец Тридцатилетней войны в 1648 году.

В последнее время конец эпохи относится на XV-XVІ века. Вернее всего считать эту великую эпоху всемирным процессом, а также особенным периодом в развитии каждой страны. Какие есть эпохи в дальнейшем ракурсе истории?

Возрождение

Далее наступила эпоха Возрождения. Какой век относится к ее началу? Примерным отсчетом начала этой эпохи считается начало XІV века, а приблизительный конец наступил в XVІ веке. Самой отличительной и характерной чертой возрождения принято считать то, что она носила светскую сторону культуры и интерес к деятельности человека, а также к самой личности. Происходит возрождение античн

elhow.ru

Эпоха поздней Древности

В эпоху поздней Древности (первая половина 1 тыс. н.э.) в истории человечества все более важную роль начинают играть племена и народы периферии древних государств. В это время они достигают того уровня развития, когда активно идет процесс социального расслоения, создаются предпосылки появления государств. В III-V вв. начинается Великое переселение народов, охватившее почти все окраины древних государств и во многих случаях ставшее непосредственной причиной их крушения.

На последнем этапе истории древних государств намечаются значительные сдвиги во всех сферах жизни, происходит формирование новых социально-экономических отношений, ликвидируются городские свободы, наблюдается общее уравнивание различных групп трудового населения (свободных, неполноправных, рабов) до положения зависимых подданных. Начинается свертывание товарно-денежных отношений, города теряют свое значение, центр экономической жизни постепенно перемещается в имения крупных землевладельцев, которые сосредоточивают в своих руках экономическую, политическую, судебную власть над принадлежащими им землями. Таким образом, в первые века новой эры происходит формирование новых – феодальных отношений, Древность уступает место Средневековью.

Китай

В 25 г. н.э. представитель ханьского дома Гуан Уди (25-57) захватил власть и основал Младшую династию Хань. Он начал свое правление с подавления восстания «Красных бровей», но в то же время провел ряд мероприятий, направленных на сокращение рабства, особенно соплеменников, и некоторое облегчение положения народа. Со второй половины I в. развивается посредническая торговля между империей Хань и римлянами, ханьцы контролируют Великий шелковый путь, однако примерно в середине II в. с появлением новых сильных государств Китай утрачивает гегемонию на этом важном торговом пути. С этого времени начинает активно развиваться торговля с Южной Индией, а также со странами Южных морей и Юго-Восточной Азии, где в первой половине I тыс. н.э. возникают первые государства: Ямато – на территории Японии, Матарама – на острове Ява и др.

Со II в. в империи Хань намечаются существенные изменения. Рабовладельческие хозяйства продолжают существовать, но все большее распространение получают имения сильных домов – знатных могущественных семей. Здесь наряду с рабским используется труд безземельных людей, оказавшихся в зависимости от земельных собственников. Имения сильных домов постепенно становятся экономически замкнутыми хозяйствами, происходит свертывание товарно-денежных отношений. В начале III в. в ханьской империи был принят указ о замене денежных повинностей натуральными, затем официально отменено монетное обращение, в качестве денег стали использоваться шелк и зерно. Число городов в III в. по сравнению с началом новой эры уменьшается в два раза, происходит сокращение площади пахотных земель, численности податного населения.

С середины II в. в империи Хань чуть ли не ежегодно происходили восстания, ослаблению государства способствовали и постоянные набеги кочевых племен. В конце II в. всю империю охватило восстание «Желтых повязок», участники которого выступали против несправедливых порядков «Синего неба» - империи Хань и носили желтые повязки как символ «Желтого неба» – государства всеобщего благоденствия; армия повстанцев насчитывала 100 тыс. человек. Подавить выступление сумели армии сильных домов, объединившиеся для этой цели, но после победы начавшие дележ власти. В 220 г. Ханьская империя перестала существовать, распавшись на три царства, в которых активно стали развиваться новые – феодальные отношения.

Сасанидская держава

В III в.у крупнейших держав мира (Китая, Рима, Парфии) появляется новый грозный соперник – государство Сасанидов. В начале этого века в южном Иране, находившемся под властью Парфии, существовало несколько мелких полузависимых княжеств. Правителю одного из них – Арташиру (226/7-242/3) из рода Сасанидов удалось объединить южный Иран, а затем разгромить Парфию. В 226 г. он провозгласил себя царем Ирана, возникла империя Сасанидов. В III-IV вв. ее власть распространяется на огромной территории от Сирии до Инда, от Большого Кавказского хребта до Оманского полуострова в Аравии.

Раннесасанидская держава III-V вв. представляла собой переходную форму от рабовладельческого государства к феодальному. В этот период, с одной стороны, растет централизация власти, начинается ликвидация самоуправления городов, за счет сокращения земель крупной знати увеличивается царский земельный фонд. В то же время растет стремление к политической самостоятельности многих шахров – представителей знати и крупных чиновников, в управлении которых находятся города и округа империи, где они обладают гражданской и военной властью. В этот период увеличивается пожалование земель из царского фонда частным лицам при условии службы в государственном аппарате или войске. Происходит сокращение общинных земель, которые постепенно передаются в условное владение знати или крупного чиновничества с правом сбора налогов и собственной юрисдикцией. Уже с середины III в. постепенно начинается частичное освобождение рабов, наделение их землей. Таким образом, к VI в. государство Сасанидов превращается в феодальное; дальнейшая его история относится к эпохе Средневековья.

древностьФото: Tilemahos

Индия

В VI в. Индия представляла собой массу мелких государств, в этот период создаются предпосылки для возникновения нового государства общеиндийского масштаба. Ядром новой империи стала наиболее развитая в экономическом и культурном отношении область Магадха, где с III в. правила династия Гуптов. Государство Гуптов быстро превращается в одну из крупнейших на Востоке империй, власть которой распространяется на большую часть полуострова Индостан. Расцвет империи Гуптов приходится на рубеж IV-V вв., когда территория государства достигает максимальных пределов, наблюдается подъем экономики и культуры.

Как и везде, в Индии к V в. широко распространяется практика пожалования земли частным лицам в виде вознаграждения за службу, причем такие дарения производились не только государством, что было и раньше, но и частными лицами. Повсюду активно идет процесс превращения основной массы свободных общинников в неполноправных крестьян. Основным элементом сословной системы становятся касты (или джати). Каждая каста, в отличие от варн, не была общеиндийской, а охватывала небольшую группу лиц, населяющих определенный район и занятых в одной сфере хозяйственной деятельности. Касты отличались от варн также наличием органов управления, системы взаимопомощи, общей кассы, существованием многочисленных правил общения между членами касты. Касты джати, первоначально возникшие в городах из союзов ремесленников и торговцев, постепенно проникают и в деревню. В основном касты существовали в пределах варн вайшьев и шудр, но некоторые оказались вне варновой системы и считались неприкасаемыми, они занимались самыми низкооплачиваемыми и презираемыми работами и были полностью бесправны, хотя не являлись чьей-либо собственностью, как, например, рабы.

Со второй половины V в. начинается ослабление государства Гуптов, в значительной степени связанное с необходимостью вести тяжелую борьбу с племенами гуннов-эфталитов, вторгшихся в Индию. В V-VI вв. наблюдается экономический спад: уменьшается количество монет в обращении, происходит упадок городов, что является свидетельством натурализации экономики.

В изгнании кочевых племен из Индии Гуптам оказали поддержку усилившиеся местные правители, и вскоре империя начала быстро распадаться. В середине VI в. династия Гуптов прекращает свое существование. С этого времени Индия вновь представляет собой множество мелких государств и вступает в эпоху Средневековья.

Государства Древнего Востока внесли значительный вклад в историю человечества: они научились обрабатывать железо и получать сталь, стекло и изделия из него, были изобретены компас, бумага, порох, почти все виды письменности и многое другое. Достижения древневосточных государств стали основой дальнейшего развития стран Востока, оказали сильное влияние на колыбель европейской цивилизации Древнюю Грецию и Рим.



biofile.ru

Эпоха Древнего царства

Общий исторический контекст эпохи Древнего царства

Древнейшим государством на территории Северной Африки был Египет. В долине Нила появились первые поселения людей эпохи неолита. В VI – V тыс. до н. э. на территории нынешнего Египта получает развитие земледелие и скотоводство. Египтяне использовали разливы рек, создавали оросительные системы, позволявшие эффективно пользоваться плодородными долинами Нила. Строительство и содержание оросительных каналов требовали значительных затрат и целенаправленной деятельности массы людей. Это привело к созданию т. наз. «номов», которые управляли общественными работами и одновременно осуществляли политическую власть. В IV тысячелетии до нашей эры возникли два египетских государства, враждовавших меж собой: Нижний Египет и Верхний Египет. В нач. III тысячелетия фараон Менес объединил их в одно государство. История единого государства Египет делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет – время институциализации: образования рабовладельческого строя и деспотического государства. Древнее царство характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы.

В эпоху Древнего царства, столицей которого был Мемфис, были построены первые громадные пирамиды, в конце III тысячелетия до нашей эры произошел распад царства на независимые номы. В период Древнего царства (ок. 2800 – 2250 до н.э.) были возведены сотни пирамид, дошедших до настоящего времени либо в виде сохранившихся конструкций, либо в виде каменных нагромождений. Некая цикличность лежит в основе самой египетской истории. За величием имогуществом эпохи Древнего царства, во время которого Египет достигает одной из вершин своего развития, воздвигаются знаменитые пирамиды в Гизе, следует продолжительный период упадка.[1]

О великих пирамидах Гизе написано столько, что в совокупности все экземпляры изданий могли бы выстроиться в столь же величественный монумент. В последнее время на русском языке вышло множество значимых публикаций: М. Э. Матье, Ж.-Ф. Лауэра, X. А. Кинк, Л. Котрелла, В. Замаровского, А. А. Нейхардта, И. А. Шишовой, П. Томпкинса и др. Вообще слово «пирамида» составлено из греческого слова «pyra» в значении огня, света (видимый) и слова «midos» в значение мер (середина), в буквальном переводе – «огонь, который внутри». В те времена пирамиды были облицованы сверхпрочными каменными плитами, меняющими оттенки под лучами солнца.

Система великих пирамид в Гизе – комплекс древних памятников, а именно пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), находящиеся на расстоянии около 8 км по направлению в центр пустыни от старого города Гиза на Ниле, примерно в 25 км к юго-западу от центра Каира. Великие пирамиды были построены фараонами 4 династии в некрополисе древнего Мемфиса в Египте. Пирамида Хеопса называется «Ахет-Хуфу» - «Горизонт Хуфу» («Относящийся к небосклону – (это) Хуфу»).Ее размеры – 230 м. длина основания (146,6 м. – высота). Архитектором этой знаменитой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса, носивший титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более 3000 лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне, Англия, около 1300 года) пирамида Хеопса была самой высокой постройкой. В древности пирамида Хеопса считалась одним из 7 чудес света. Теперь эта пирамида – единственное сохранившееся «чудо света», поэтому не требующее описания ранними историками и поэтами. Пирамида Хефрена (точнее – Хафры) – вторая по величине древнеегипетская пирамида. Построенное предположительно в середине XXVI века до н. э. сооружение высотой в 143,5 м получило название Урт-Хафра («Хафра велик» или «Почитаемый Хафра»). Визуально пирамида Хефрена кажется больше, чем пирамида Хеопса, что является обманом зрения, возникающим из-за того, что её основание находится на более высокой отметке. Пирамида Менкаура (известна также как «Пирамида Микерина») – самая южная, поздняя и низкая из трёх египетских пирамид в Гизе. Вопреки прозвищу «Херу» (высокая), она едва достигает 66 м в высоту, а длина стороны её основания составляет 108,4 м. Её объём составляет десятую часть объема пирамиды Хуфу: это был конец эпохи больших пирамид. Внутренность пирамиды обнаруживает отсутствие единства плана: первоначальные скромные размеры, рассчитанные не на наследника престола, увеличены с его воцарением. Вершина была из красного гранита. Она была двухцветной вплоть до XVI века, пока ее не ограбили мамелюки. Пирамида Менкаура несколько выбивается из общей картины построек в Гизе, и в античности её постройку иногда приписывали не Микерину, а жившей во времена Амасиса II гетере Родопис. Вероятно, ее строительство было закончено в 2505 году до н.э.

Пирамиды имеют правильную геометрическую форму. В их основании лежит квадрат. Поскольку первой была построена пирамида Хеопса, она и определила пропорции всех пирамид Гизе вместе с заупокойными храмами и гигантским сфинксом фараона Хефрена. Пирамиды Египта ориентированы по сторонам света. Общую планировку египетских пирамид отличала строгость и четкость форм. В оформлении внутреннего пространства залов в качестве опор использовались свободно стоящие столбы. Пол пирамиды Хефрена, покрытый белыми известняковыми плитами, хорошо сочетался с розовыми гранитными столбами-четырехгранниками и темно-зелеными статуями фараона, расположившимися вдоль стен. В композицию группы египетских пирамид хорошо вписывался огромный сфинкс фараона Хефрена, возведенный возле его храма. Пирамида Хефрена была последней гигантской усыпальницей фараонов Египта. Поздние правители уже не возводили таких масштабных сооружений.

Общий религиозный контекст древнеегипетской цивилизации

Исследованию религии древних египтян посвящено огромное количество трудов – главным образом, зарубежных авторов. Отдельные ее аспекты освящены в книгах Б. А. Тураева и в ряде статей отечественных египтологов и религиоведов – М. Э. Матье, Ю. Я. Перепелкина, Н. М. Постовской, И. А. Стучевского, Г. П. Францева и др. Но наиболее фундаментальным исследованием остается изданная в 1976 году книга М. А. Коростовцева «Религия Древнего Египта»[2].

Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Древнего царства только фараоны могли войти в «царство мертвых», построив себе пирамиду, то с времен Среднего Царства каждый имел право построить собственную гробницу.

В древнейший период истории египетского государства сверхъестественная природа фараона признавалась максимальной. Властелин, страны в это время и при жизни, и особенно после смерти считался воплощением соколинообразного верховного божества Гора, воплощением даже более великим и могущественным, чем все прочие боги, чье благополучие, в сущности, в значительной мере зависело от щедрот божественного фараона Гора.[3]

Как отмечал Дж. Г. Брэстед, в «Текстах пирамид» умерший фараон представлен в облике сокола, поднимающегося к своему отцу Ра и не только полностью сливающегося с ним, но даже превращающегося в космическую фигуру более величественную, чем сам солнечный бог. В Древнем царстве официальные надписи о фараоновской деятельности полностью отсутствуют; цари были богами слишком высокомерными и слишком могущественными для того, чтобы заботиться о том, чтобы их деяния были сообщены их подданным; их пирамиды были достаточным доказательством их величия.[4].

По мнению В. Хелка, к середине I династии последние остатки древнейших патриархальных отношений уже были преодолены, «к выгоде неограниченного мирового божественного положения царя», который в образе сокола или неба как бы распростерся над миром, защищая Египет своими крыльями.[5]

На протяжении всей истории Египта между богами и фараонами как бы существовал неукоснительно соблюдавшийся нерушимый «договор», основанный на принципе "do ut des" ("даю, чтобы ты дал"), - боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, фараон же, со своей стороны, обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и прочее. Естественно, фараон делал это не единолично; происходил взаимный обмен услугами «между миром богов и Египтом в целом», однако осуществлять миссию посредника между богами и людьми был призван фараон - "богочеловек".[6]

Итак, следующая теологическая идея была весьма популярна в Древнем царстве: фараон, «средоточие» египетского общества, считался своего рода сосудом, который воспринимает божественную энергию и затем, подобно сияющему солнцу, распространяет ее повсюду.

Культовое значение пирамид

Египтяне всецело воспринимали божественные властные полномочия фараонов. Несмотря на историческую сменяемость династий, оставалась вера в то, что человек, стоящий на вершине социальной пирамиды, обладает ключом от счастья своих подданных. Фундаментальным символом египетского царепоклонства стали великие пирамиды Гиза. Еще со времен историографических наветов Геродота в могущественных пирамидах видели людской монумент нелепому тщеславию и жестокости деспота. Но религиозная подоснова строительства пирамид несколько иная. Еще А. Морэ верно подметил то, что пирамиды, как колоссальные сооружения, рождаются подобно католическим готическим соборам в результате массового религиозно-социального воодушевления. Грандиозные сложности, связанные с возведением геометрически идеальных рукотворных гор, не могли быть преодолены при исключительной помощи насилия. Несчастным строителям необходима идеологическая подпорка для создания пирамид.[7]

У древних египтян был широко распространён культ мёртвых. Согласно их религиозным представлениям, достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов. В период Раннего царства начинают складываться принципы древнеегипетского искусства. Ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с поминальным культом. Монументальность и статичность, воплощающие представление о сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие скульптуры и живописи. Основным видом культовой архитектуры этого времени является мастаба – частная гробница в форме усечённой пирамиды с разукрашенным поминальным покоем внутри и склепом под ним.

Итак, в додинастический период в Египте стали распространятся мастаба (араб. «скамья»). Уже тогда сложились основные характеристики данного сооружения: ориентирование на стороны света, связь с первобытными верованиями, и пр. Люди считали, что также как восходит и заходит солнце, так и человек, если положить его лицом или головой на восход или на запад, то он сможет воскреснуть. Затем погребальные помещения также стали ориентировать по сторонам света. Мастаба представляла собой кирпичную надстройку над скрытым под поверхностью захоронением. Надстройка сооружалась иногда из плит известняка. Сверху этот прямоугольник был совершенно плоским. Под этой надстройкой, под землей, находилась погребальная камера с саркофагом. В камеру вела сверху вертикальная шахта глубиной от трех до тридцати метров - вход.

Вскоре на территории Древнего Египта стали появляться небольшие государства, в которых стали править местные цари. Они захотели чем - то выделить свои погребения от погребений своих подданых. Появились так называемые ступенчатые пирамиды. Самая древняя пирамида такого типа - так называемая ступенчатая пирамида основателя III династии Джосера (первая половина III тысячелетия до н.э.) Древнеегипетский зодчий поставил друг на друга шесть мастаба, то есть на большую мастаба ставилась меньшая мастаба, и так было поставлено шесть мастаба. Фараон мог быть доволен, его гробница отличалась от всех других гробниц. Затем неизвестный египетский зодчий догадался заполнить промежутки между мастаба таким образом, что получилась уже известная нам пирамида. Эта форма была удобна еще потому, что при строительстве не требовалось особо трудных расчетов для сохранения устойчивости сооружения. Таким образом, зодчие Древнего царства лишь усовершенствовали форму пирамиды, выравнивая её стены и придавая очертаниям геометрическую ясность и чистоту.

Великие пирамиды в Гизе четко ориентированы по сторонам света. Центры первых двух расположены по одной диагонали, проходящей через северо-западный угол меньшей из них. Вершины юго-восточных углов всех трех пирамид лежат на одной линии. Четкое ориентирование на стороны света факт замечен давно, но интерпретируется самым разнообразным способом, порой не без уклонения в досужий мистицизм. Естественно, что предельно точная направленность пирамиды на стороны света определяется спецификой религиозного мышления египтян, предполагающего духовную взаимосвязь посюстороннего бытия с трансцендентным Космосом. Кроме того, ориентация наклонного хода, ведущего внутрь пирамиды, нацелена к Полярной звезде. Э. Скьяпарелли усматривал в величественном строении симптомы солярного культа. А известный американский египтолог Дж. Брэстед восторженно утверждал, что Великая пирамида есть и свидетельство людского разума, и материальное осуществление смысла суверенной власти. Пропорции египетских пирамид, основанные на «золотом сечении», определяли их главные размеры, в том числе и углы наклона сторон.

Пирамиды в античности и христианском Египте

Одним из семи чудес света слыли у древних греков египетские пирамиды, но на деле они оказались много чудеснее. Остальные шесть «чудес» погибли, а пирамиды стоят незыблемо. Средневековые и позднейшие властители Египта сдирали с них облицовку для своих построек, но разрушить пирамиды было им не под силу. Хотя греко-римские писатели единодушно заверяли, что пирамиды были царскими гробницами, многим впоследствии не верилось, а иным и по сию пору не верится, что это действительно так. Пирамиды принимали за храмы, места тайнодействий, хозяйственные постройки, водяные устройства, сооружения для наблюдения небесных светил, заслоны от песков пустыни, даже просто за игру природы. Иным мерещилось, что у таких необыкновенных сооружений должны были быть и необыкновенные создатели — выходцы из загадочной страны Атлантиды или даже гости из надлунных миров. Пирамиды поражали и поражают людское воображение.[8]

Еще двадцать три века тому назад Иродот («Геродот») рассказал о том, как создавалась самая большая из пирамид. Он побывал в Египте через 2000 лет после предполагаемого строительства пирамид, в V веке до Рождества Христова. Геродот со слов египетских жрецов написал, что она была погребальным сооружением фараона Хеопса. Согласно «отцу истории», над Хеопсовой пирамидой работать было предписано большей части египетского населения. Геродот пишет о 100 тысячах человек, работавших в течение 20 лет на пирамиде Хеопса. Геродот исторически смачно описывал то, каким тяжким грузом легла на плечи народа стройка пирамиды Хеопса. Были закрыты храмы и приостановлены жертвоприношения. Камень, добытый в каменоломнях на восточном берегу Нила, люди должны были волочить к реке. По переправе на судах, на западном берегу камень принимали другие люди и тащили оттуда на нагорье, к месту постройки пирамиды. Работало по сто тысяч человек посменно в течение трех месяцев, так что работа не прерывалась. Десять лет строили каменную дорогу, по которой доставляли камень к пирамиде, саму же ее сооружали двадцать лет. Под землею, как бы на острове, было устроено погребальное помещение, омываемое водами Нила. Надземное сооружение, собственно пирамиду, возводили уступами и по ним, с уступа на уступ, поднимали камень с помощью деревянных приспособлений, расставлявшихся или перемещавшихся по ним по мере продвижения работы.[9] Геродот предположил, что пирамиды строились с помощью деревянных машин, поднимавших блоки с уступа на уступ. Как выглядели эти машины, было неизвестно, по-видимому, и ему самому. 400 лет спустя Диодор Сицилийский предполагал подъем каменных блоков по земляным насыпям.

Завершалась постройка пирамиды – ее облицовка – в обратном порядке сверху вниз с помощью все тех же приспособлений. В надписи на пирамиде было якобы увековечено, сколько денег ушло на овощи для стола строителей, - тысяча талантов серебра. Исключить возможность применения подъемных деревянных приспособлений никак нельзя: на камнях пирамид, в частности самой большой, встречаются выемки, за которые эти глыбы можно было подцепить и поднять, а также выступы, на которые можно было накинуть веревку. Тем не менее, возле пирамид, правда, не трех великих, находим следы более грубых приспособлений: остатки наклонных плоскостей, по которым втаскивали наверх глыбы камня. О применении уклонов при постройке пирамид говорили, впрочем, и некоторые греко-римские писатели – Диодор и Плиний Старший. Никаких 1600 талантов серебра на овощи строителям пойти не могло, потому что серебряного денежного обращения тогда в Египте не существовало. Итак, древнегреческая повесть о постройке пирамид оставляет много загадок. Обильные погрешности набрасывают тень сомнения на всю ее в целом. Если в ней и есть что-нибудь верное, то опознать его можно лишь по совпадению с показаниями египетских памятников.

Пирамиды в исламский период

Со времен языческой античности и христианского периода о великих пирамидах оставлено множество свидетельств. В эпоху господства ислама пирамиды считались личными сокровищницами фараонов, где мирно покоятся невероятные богатства, которые алчные мусульманские старатели пытались найти. Об этих, безрезультатных в конечном итоге, поисках медиевистская литература арабов оставила довольно пестрые свидетельства.

Тайны пирамид не давали покоя уже средневековым исследователям. В 820 году багдадский халиф Абу Джафар аль-Ма’мун, армия которого захватила Египет, осуществил первую удачную попытку проникнуть в пирамиду. Абу Джафар аль-Ма’мун был ученым и узнал из древних книг, что пирамида Хеопса – это хранилище знаний некой могучей древней цивилизации. Он надеялся найти там несметные сокровища фараона, но обнаружил лишь слой пыли. Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой. Таким образом, в настоящем туристы попадают внутрь пирамиды через 17 м пролом, который сделал халифАбу Джафар аль-Ма’мун.

Еще в X веке историк Масуди давал мистические трактовку знаменитыцм строениям: египетские пирамиды Гизы, пирамида Хеопса являются не только хранилищем всех знаний древних египтян по вопросам астрономии, искусства и религии, но и содержат в себе «исторические и пророческие предсказания». Автор XII века Кайзи, ссылаясь на услышанные им рассказы, написал, что в пирамиде нашли каменную статую, внутри которой, сняв крышку, обнаружили тело человека, «облаченного в золотую кирасу».

Первоначально пирамида Хеопса была облицована более твердым, чем основные блоки, белым известняком. Верх пирамиды венчал позолоченный камень – пирамидион. Облицовка сияла на Солнце персиковым цветом, словно «сияющее чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи». В 1168 г. н. э. арабы разграбили и сожгли Каир. Жители Каира сняли облицовку с пирамиды, для того чтобы построить новые дома. Вход в пирамиду находится на высоте 15,63 метров на северной стороне. Вход образуют каменные плиты, уложенные в виде арки. Эту своеобразную каменную «дверь» упоминает Страбон, побывавший в Египте в I веке н. э. Страбон свидетельствует: на одной из сторон пирамиды находится камень, который можно вынимать, и если камень поднять, тооткрывается извилистый проход к гробнице.

Барон д'Англюр, совершая в 1395 году паломничество к святым местам Ближнего Востока, в описании собственного египетского путешествия сообщает, что на одной из пирамид работали каменщики, которые срывали большие отесанные плиты облицовки и спускали их вниз. Окружающие жители оправдывали эту вандалистскую практику давностью лет: «разбирать облицовку начали еще тысячу лет назад». Другой европейский путешественник (1536 г.) сообщает, что облицовка Великой пирамиды разобрана и ее плиты пошли на постройку моста.

Итак, в эпоху позднего Средневековья, а именно в XIV – XV веках Р. Х., облицовочная поверхность пирамиды Хеопса была содрана и использовалась как материал для построения мечетей и домов. Пирамида поэтому несколько уменьшилась в своих размеров (в высоте было потеряно более 9 м.). О ее первоначальной высоте сейчас дает знать практически незаметная металлическая надстройка, как бы демонстрирующая «исходную» вершину пирамиды.

Пирамиды и современность

Западноевропейские исследователи, паломники и любители-путешественники периода Нового времени, посещавшие священные земли Египта, оставили после себя множество восхищенных описаний Великих пирамид в Гизе. Детализированный экскурс в эти описания можно найти в научно-популярном издании Ж.-Ф. Лауэра «Загадки египетских пирамид»[10]. Англичанин К.-Ф. де Вольней, бывший у египетских громад в 1780-х гг., восторженно писал: «Время и еще больше люди, которые разрушили все памятники древности, были совершенно бессильны перед пирамидами». К столь восторженным отзывам могли бы присоединиться К. Э. Савари, автор «Писем о Египте» (изд. 1785 г.), или активист наполеоновских экспедиций Э. Ф. Жомар, будущий соавтор капитального многотомника «Описания Египта» (изд. в 1809 – 1828 гг.). Ф. Жомар записал о своих впечатлениях так: «...когда вы подойдёте к подошве великой пирамиды, вас охватывает глубокое и сильное волнение, чувство потрясения и подавленности, вызываемые величием и простотой форм, контрастом между человеком и колоссальным творением рук его; глаз не может его охватить, мысль с трудом может объять его...».[11] Но этическое сознание европейцев давало противоречивую оценку этим величественным громадинам; наряду с восторгами относительно колоссальности монумента, слышались едкие социальные возгласы. Тот же К.-Ф. де Вольней взывает к гуманности, утверждая абсурдную сторону строительного замысла: «…для постройки никому не нужной гробницы на протяжении двадцати лет терзали целый народ». Известный немецкий популяризатор истории древних цивилизаций К. Керам был более категоричен: «Тысячи живых приносились в жертву, чтобы один мертвый мог воспользоваться вечным покоем и бессмертием в потустороннем мире». Но это лишь эмоции, перейдем к фактам и трактовкам.

В 1638 г. британский математик и астроном Дж. Гриве исследовал внутренние ходы пирамиды Хеопса и произвел ее первые научные измерения. К сожалению, англичанин несколько ошибся в расчетах; в высоте погрешности не превысили 3 – 4 м., а вот относительно длины основания он ошибся на целых 20 м., что не принижает значение его первых геодезических опытов.

Еще в 1719 г. француз П. Люка, не обладая необходимой доказательной базой, сделал интуитивное предположение о том, что облицовочным материалом пирамид был цемент. В настоящем французский архитектор Ж. Берто повторил данное суждение: египетские пирамиды построены из искусственных блоков. По его версии, древние египтяне умели изготавливать некое подобие цементных блоков – в металлическую форму заливали раствор из песка, дробленого камня и воды. И швы между блоками тоже заделывали раствором. Только так, по мнению архитектора, в те времена можно было достичь эффекта монолита. Недавно, в 80-х гг. XX в. французский химик, профессор Бернского университета Иосиф Давидович, анализируя химический состав «монолитов», из которых сложены пирамиды, высказал сходное предположение, что «они изготовлены из бетона».

Американский инженер Буш высказал суждение, что каменные блоки оснащались с двух сторон сегментами и превращались из прямоугольников в цилиндры. Буш успешно испытал свой способ, вкатывая почти трехтонный цилиндр по наклонной плоскости усилиями четырех человек. В 1978 году группа японских энтузиастов пыталась построить всего лишь 11-метровую пирамиду, используя наклонную насыпь и волокуши для подъема каменных блоков, но потерпела неудачу. Насыпь оказалась слишком крутой, чтобы втаскивать по ней волокуши с грузом, и достраивать пирамиду пришлось современной технике.

Англичанин Р. Покок в 1745 г. впервые высказал нетрадиционное для египтологии суждение о происхождении столь величественных монументов: пирамиды суть облицованные каменными плитами горы. Кстати, ныне современная египтология не исключает того, что некоторые массивные скалы-останцы (скалы – остатки древнейших гор, уничтоженных в течение продолжительного времени естественными факторами, как солнце и ветер) среди местных песков Ливийской пустыни были использованы как естественные основания пирамиды. Отсюда предопределен был выбор места будущего строения. Ярым апологетом данной гипотезы является П. Клейтон, утверждавший, что внутри массива пирамиды поднимается «гигантская природная скала неизвестных размеров».

То, что пирамида Хеопса является погребальным сооружением, было аргументировано подтверждено британским ученым Г. Визом в 1837 г., сумевшим достичь каменного «тела» сооружения и оказаться в т. наз. разгрузочных камерах (пространства над погребальным помещением фараона), где были обнаружены иероглифические надписи с именем фараона Хуфу (Хеопса). Кроме того, английский ученый провел детальный замеры пирамиды Хеопса. Угол между каждой из ее граней и плоскостью основания составил 51°51'. Под идентичным углом возведены грани некоторых других пирамид (к примеру, гробница фараона Снофру). Ф. Петри произвел тригонометрическую съемку не только самой пирамиды, но и всего холма Гизы. Петри доказал, что использовался «королевский» локоть, равный 20,63 дюйма, чтобы основание равнялось 440, а высота 280 локтям, тем самым пирамида символизирует шар, так как в ней запечатлено значение числа «пи».

М. Котсуорт вычислил, что размеры пирамиды подходят для расчета шести зимних месяцев, он сделал несколько фотографий тени, по мере того как она становилась короче. К своему удовлетворению, он обнаружил, что ширина плит приближалась к 1,335 метра, и это походило на метки, так как каждый полдень тень становилась короче на 1,335 метра. Таким образом, заключил Котсуорт, «древние жрецы могли путем наблюдений за тенью на мостовой определять точную длину года с погрешностью 0,24219 дня».

Сейид Абдель Азиз, губернатор провинции Гиза, для создания общенационального египетского праздника предложил установить официальную дату начала строительства пирамиды Хеопса. На основании ряда математических и астрономических исследований датой было названо 23 августа 2470 года до н. э. Таким образом, сей день будет национальным днём Гизы, а образ пирамиды декорирует герб этой провинции. Но не следует считать представленную дату неким достоверным хронологическим фактом, по той причине, что египтология не дает унифицированного года начала строительства.[12]

В 1993 г. немецкий инженер и специалист в области робототехники Р. Гантенбринк начал исследования пирамиды Хеопса по просьбе Египетской Организации древностей. Наиболее известная в СМИ попытка исследовать туннели была произведена в 2002 г. с помощью робота. Тогда он просверлил отверстие в одной из каменных плит, оказавшихся на его пути, и обнаружил, что за ней находится пустое пространство. Продвинуться далее роботу не удалось из-за нового препятствия – следующей плиты. В конце 2005 г. египетские исследователи объявили о том, что снова запустят в пирамиду Хеопса в Гизе робота, чтобы основательно выяснить функциональное назначение двух узких шахт, ведущих к вершине сооружения.

Научное изучение великих пирамид в Гизе идет своим ходом при посредстве инновационных исследовательских методов и современной технологии, и поэтому вероятность, что публику обескуражат сенсационные новости, иллюстрирующие новейшие достижения в египтологии, весьма велика.

[1] Толмачева Е. Г. Копты: Египет без фараонов. — М.: Алетейа, 2003. С. 7.

[2] Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

[3] Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор (Из истории древнего Египта эпохи Рамессидов). – М.: Наука, 1984. С. 192.

[4] Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор (Из истории древнего Египта эпохи Рамессидов). – М.: Наука, 1984. С. 192.

[5] Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор (Из истории древнего Египта эпохи Рамессидов). – М.: Наука, 1984. С. 192.

[6] Рак И. В. Мифы Древнего Египта. - Санкт-Петербург, 1993.

[7] Мень А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. - М.: СП "Слово", 1991. - 462 с., ил.

[8] Перепёлкин Ю. Я. История Древнего Египта: — Общ. ред., вступит, статья и коммент. д. филос. н. А. Л. Вассоевича. - СПб.: «Летний Сад» - Журнал «Нева», 2000. - 560 с, илл

[9] Перепёлкин Ю. Я. История Древнего Египта: — Общ. ред., вступит, статья и коммент. д. филос. н. А. Л. Вассоевича. - СПб.: «Летний Сад» - Журнал «Нева», 2000. - 560 с, илл

[10] См.: Пунин А. Искусство Древнего Египта. Раннее Царство. Древнее Царство. – С.-П.: Азбука-Классика. 2008. С. 23.

acathist.ru


Смотрите также