Древняя изба рисунок. Декор русской избы: особенности, интересные факты и описание
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно? Древняя изба рисунок


Как нарисовать русскую избу поэтапно

В этом уроке будет показано, как нарисовать русскую избу поэтапно карандашом. На самом деле рисовать избу не так уж и сложно, особенно если вы видели такое строение в настоящей жизни или на картинках и фотографиях. Давайте попробуем нарисовать такое здание поэтапно.

Первым делом рисуем почти прямоугольник без верхней части, вот таким образом. Желательно, конечно, чтобы стороны были ровными. Кстати, вам точно будет полезно узнать, как нарисовать дом, попробуйте!

1

Теперь нам нужно сделать набросок крыши вот такими линиями.

2

Прорисуем крышу избы вот таким образом, чтобы все выглядело красиво и аккуратно.

3

Сотрем верхние лишние линии, рисуем стороны избы и ее фундамент.

4

По бокам нужно нарисовать бревна, из которых и состоит русская изба.

5

Далее нам потребуется нарисовать три окна – одно на чердаке и два снизу.

6

Дорисовываем маленькому чердачному окну избы детали. Добавляем на нижние окна створки.

7

Теперь рисуем стекла и перегородки окон избы.

8

Сверху окон можно нарисовать украшения. На крыше рисуем печную трубу.

9

Добавим деталей – линии бревен на стене и крыше избы, кирпичный узор на трубу.

10

Раскрасьте полученный рисунок, добавьте пейзаж – речку, озеро или лес.

11

Надеемся, что рисовать избу поэтапно было интересно и увлекательно.

Сохранить

Похожие уроки

www.lessdraw.com

Как нарисовать избу поэтапно

Каждый современный человек должен обязательно где-то жить: в квартире или в доме... По-разному назывались раньше и называются сейчас жилища человека. Среди таких названий можно вспомнить: дом, хата, курень, чум, шалаш, яранга, вигвам, квартира и другие. Но есть еще одно, старинное русское название жилища человека. Это — изба. Избы строились на Руси из бревен,так называемые бревенчатые избы. Промежутки между бревнами прокладывались специальными распушенными веревками или травами (для утепления), чтобы не задувал ветер. Искусные умельцы раньше могли строить избы без единого гвоздя. Но для этого надо было долго учиться у опытных мастеров. Избы часто присутствуют в русских народных сказках и былинах. Давайте поучимся поэтапно рисовать избу на нашем сайте.

Этап 1. Вначале, как обычно рисуем вспомогательные линии нашей будущей избушки. Прямая линия земли, на которой стоит изба, от нее вверх отходят на небольшом расстоянии две прямые черты. Их мы пересекаем линиями крыши, скрещивающимися между собой. В избе будут два оконца — это квадраты или небольшие прямоугольники.

Как нарисовать избу карандашом поэтапно 1

Этап 2. Под избушкой рисуем удлиненную вытянутую вдоль замкнутую кривую. Это будет потом зеленая лужайка, на которой стоит наще жилище.

Как нарисовать избу карандашом поэтапно 2

Этап 3. Теперь по бокам избушки по прямым линиям стен рисуем круги с завитками. Это срубы бревен, из которых строится это жилище. А завитки на срубах — это линии на поперечных спилах. Бревна идут под самую крышу.

Как нарисовать избу карандашом поэтапно 3

Этап 4. Сейчас нарисуем крышу. Вдоль перекрещивающихся верхних прямых линий рисуем контуры обструганнх двух бревен. Они образуют саму крышу, поднятую вверху и опущенную к стенам.

Как нарисовать избу карандашом поэтапно 4

Этап 5. На одной стороне крыши прорисуем немного виднеющуюся трубу, из которой будет выходить печной дым. Так же здесь же рисуем окошки. Покажем их деревянные рамы .

Как нарисовать избу карандашом поэтапно 5

Этап 6. Займемся немного украшательством нашей избушки. Вокруг оконных рам нарисуем красивые створки. Они вырезаны из дерева и образуют узорчатое обрамление наших окон. По бокам каждого окна по две створки, которые, обычно, закрываются на ночь.

Как нарисовать избу карандашом поэтапно 6

Этап 7. Теперь горизонтальными линиями нарисуем бревна, из которых состоит наша изба. Проводим их от одной стороны к другой.

Как нарисовать избу карандашом поэтапно 7

Этап 8. Рядом с избушкой нарисуем заборчик. Он состоит из прямых линий — досок. Линии располагаем часто. На заборе возле изб обычно висели горшки и чугунки — посуда для приготовления пищи в печи.

Как нарисовать избу карандашом поэтапно 8

Этап 9. Изобразим вторую часть заборчика с другой стороны.

Как нарисовать избу карандашом поэтапно 9

Этап 10. Сейчас соединим все вертикальные доски забора поперечными линиями наподобие лесенки. Тут же удалим все ненужные линии, оставим только основные линии рисунка.

Как нарисовать избу карандашом поэтапно 10

Этап 11. Раскрасим нашу избушку. Цвет бревен избы, крыши, окон — коричневый разных оттенков. Забор тоже темный. Лужайка зеленая. Вот и получилась у нас сказочная избушка. Возле нее вы можете нарисовать разных зверей или персонажей сказок.

Как нарисовать избу карандашом поэтапно 11

ПОХОЖИЕ УРОКИ

vserisunki.ru

Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

  • Как по мне, то для рисования избы по-моему, прекрасно подходит вот эта картинка. На ней все прекрасно видно где и как рисовать.

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    Положите перед собой альбомный лист вертикально, затем нарисуйте в середине квадрат, а из углов листа проведите линии к углам квадрата. Ну вот, комната у вас готова, теперь начинайте прорисовывать все детали, а именно печь (она обязательно должна быть), далее приступите к прорисовке окон, стола и лавок.

    Комната должна выглядеть просторной, поэтому не советую рисовать ничего лишнего.

    Для примера можете взять и другие рисунки и попробовать нарисовать точно также, вот такие можно взять за основу:

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?
  • Внутри избы нарисуйте печку,

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    лавочки, стол.

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    Можно нарисовать детскую зыбку или люльку по-другому. На столе можно нарисовать посуду: горшок с картошкой, деревянные ложки.

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    У окошка нарисуйте прялку. На полу нарисуйте полосатые половицы - самодельные коврики.

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?
  • Русская изба - жилой дом из деревянных бревен, который обычно строят в лесистой сельской местности России.

    Многие представляют, как выглядит русская изба снаружи, но не все из них знают о внутреннем убранстве русской избы.

    С помощью карандаша русскую избу можно нарисовать так, как изображено ниже на картинке:

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    На втором рисунке изображена более подробно внутренняя часть избы. Чтобы так нарисовать рисунок, нам нужно будет для начала изобразить стены дома, акцентировав внимание на то, что они изготовлены из бревен, а не досок. Далее нарисуем окно, стол, лавки, в углу изобразим иконы с образами. Можно нарисовать на потолку сволока, чтобы было понятно, что русская изба состоит из бревен и брусьев.

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?
  • Никакую русскую избу невозможно представить без печи. Нам нужно определится с какой стороны ее нарисовать.

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    Теперь определяемся с формой печи.

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    Бывают разные типы печей.

    Например,

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    Изба должна иметь так называемый, красный угол.

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    У богатых избы были более изысканные.

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    Так что берем лист бумаги и фантазируем на тему quot;русская избаquot;.

  • Вот как можно нарисовать русскую избу в перспективе.

    Начнем рисунок:

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    продолжаем:

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    далее:

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    последнее:

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    теперь займемся непосредственно внутренним оформлением избы. Неотъемлемыми атрибутами являются русская печка, прялка, люлька, дорожка на полу, деревянные стол и лавки, различная кухонная утварь6 горшки, деревянные ложки.

    Вот примеры рисунков:

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?
    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?
  • Прежде чем рисовать избу, нужно вспомнить о том, что в избе вс было довольно просто устроено. Просто, но в тоже время очень уютно, я могу предложить нарисовать так:

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    Этапы рисования заключаются в том, что вы сначала набрасываете стены, затем набрасываете предметы в комнате, затем приступаете к штриховке или раскраске.

  • Чтобы было понятно, что вы рисуете именно русскую избу внутри, изобразите лучше quot;красный уголquot; - это то место в избе, где ставили иконы, свечи и молились. Не забудьте, что по традиции вдоль всей избы шла лавочка, которую нельзя было никак подвинуть. На нее усаживали почтенных гостей.

    Вот хороший пример русской избы:

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

    Также можете нарисовать другую часть избы, разместив в ней печь (другую традиционную составлюющую русской избы):

    Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?
  • info-4all.ru

    особенности, интересные факты и описание

    Русская изба символизирует собой Россию в малом. Ее архитектура представляет собой стойкость традиций, которые дошли до нас благодаря верности крестьян заповедям прошлого. На протяжении нескольких веков вырабатывались стиль, планировка и декор русской избы. Интерьер всех домов практически ничем не отличается, он вмещает в себе несколько элементов: несколько жилых комнат, сени, чулан и горницу, а также террасу.

    декор русской избы

    Изба в России: история

    Изба представляет собой деревянное строение, которое до трети своей части уходит под землю, напоминающее полуземлянку. Те дома, где не было печной трубы, именовались курными. Дым из печи выходил на улицу через входные двери, поэтому во время топки он висел над потолком. Чтобы сажа не падала на людей, сооружались специальные полки по всему периметру стен. Немного позже начали делать отверстия в стене, а потом и в потолке, которое закрывалось задвижкой. Декор русской избы курной был непримечательным. Полов как таковых не было, они были земляные, окон также дом не имел, были только небольшие окошки для освещения. В ночное время пользовались для освещения помещения лучиной. Через несколько столетий начали появляться белые избы, в которых были печи с трубами. Именно такой дом считается классической русской избой. Она делилась на несколько зон: печной угол, отделяемый от других занавесом, справа у входа располагался угол женский, а возле очага – мужской. С восточной стороны горизонта в доме располагался так называемый красный угол, где на специальной полке под вышитыми полотенцами в определенном порядке размещался иконостас.

    изо декор русской избы

    Внутренняя отделка

    Потолок в доме был из жердей, которые предварительно раскалывали пополам. На мощную балку выкладывали брусья, щели замазывали глиной. Сверху потолка насыпали землю. К балке подвешивали колыбель на специальное кольцо. Такой декор русской избы внутри предполагал обшивку внутренних стен досками из липы. Возле стен размещали лавки, на которых спали, и сундуки, где хранили вещи. На стены прибивали полки. Особой роскоши внутри избы не было. Каждая вещь, которую там можно было увидеть, была нужна в хозяйстве, лишнего ничего не было. В женском углу размещали предметы, необходимые для приготовления пищи, также здесь была прялка.

    Элементы декора русской избы

    В избах все блистало чистотой. На стены вывешивали вышитые полотенца. Мебели было мало, кровати и шкафы появились только в девятнадцатом столетии. Главным элементом был обеденный стол, который размещался в красном углу. Каждый член семьи всегда садился на свое место, хозяин сидел под иконами. В будние дни стол скатертью не накрывали, на стены не вывешивали никаких украшений. В праздники изба преображалась, стол выдвигали на середину комнаты, накрывали скатертью, на полки выставляли праздничную посуду. Еще одним элементом декора служил большой сундук, который был в каждой избе. В нем хранилась одежда. Сделан он был из дерева, оббит полосами из железа и имел большой замок. Также декор русской избы предполагал наличие лавок, где спали, и подвесной люльки для грудных детей, которую передавали из поколения в поколение.

    элементы декора русской избы

    Порог и сени

    Первое, с чем сталкивались, когда входили в избу, - это сени, что представляли собой помещение между улицей и отапливаемой комнатой. Они были очень холодными и применялись в хозяйственных целях. Здесь висело коромысло и прочие необходимые предметы. Хранили в этом месте и продукты питания. Перед входом в теплое помещение был выстроен высокий порог, где гость должен был поклониться хозяевам дома. Со временем поклон дополнился крестным знамением перед иконами.

    Русская печь

    Когда попадали в основную комнату, первое, на что обращали внимание, - это была печь. Так, декор русской избы предполагает наличие такого главного элемента, как русская печь, без которой помещение считалось нежилым. На ней также готовили пищу, в ней сжигали мусор. Она была массивной и долго сохраняла тепло, в ней было несколько заслонок для дыма. Здесь размещалось много полок и ниш для хранения посуды и прочих предметов быта. Для приготовления пищи применяли чугунки, которые ставились в печь при помощи рогачей, а также сковородки, глиняные горшки и кувшины. Здесь стоял самовар. Поскольку печь стояла в центре комнаты, она прогревала дом равномерно. На ней размещали лежанку, на которой могли помещаться до шести человек. Иногда сооружение было такого размера, что в нем могли мыться.

    русская изба единство конструкции и декора

    Красный угол

    Неотъемлемой частью внутреннего декора избы считался красный угол, который находился в восточной части дома. Он считался священным местом, здесь размещали вышитые полотенца, иконы, священные книги, свечи, святую воду, пасхальное яйцо и так далее. Под иконами находился стол, где принимали пищу, на нем всегда стоял хлеб. Иконы символизировали алтарь православного храма, а стол – церковный престол. Здесь принимали самых почетных гостей. Из икон в каждой избе были обязательными лики Богородицы, Спасителя и Николая Угодника. К красному углу были обращены изголовья постелей. В этом месте проводили множество обрядов, которые связаны с рождением, свадьбой или похоронами.

    Лавки и сундуки

    Сундук также являлся важным элементом декора. Он переходил по наследству от матери к дочке и размещался возле печи. Все убранство дома было очень гармоничным. Здесь присутствовало несколько видов лавок: длинные, короткие, кутные, судные и так называемые нищие. На них размещались различные предметы хозяйственного назначения, а на «нищую» лавку мог присесть незваный гость или нищий, который без приглашения вошел в дом. Лавки символизировали дорогу во многих старых обрядах.

    декор русской избы внутри

    Таким образом, перед нами представляется уютная русская изба, единство конструкции и декора которой является прекрасным творением, которое создал крестьянин. В доме не было ничего лишнего, все предметы интерьера использовались в повседневной жизни хозяев. На праздники изба преображалась, ее украшали предметами, сделанными своими руками: вышитыми рушниками, вытканными скатертями и многим другим. Это нужно помнить, если нужно принести в школу рисунок на эту тему. В 5-м классе на ИЗО "декор русской избы" - одно из предусмотренных программой заданий.

    Люди обустраивали свои избы, сопоставляя их мироустройству. Здесь каждый угол и деталь наполнены особым смыслом, они показывают взаимоотношения человека с внешним миром.

    fb.ru

    Как нарисовать избу?

    Вот наступил урок рисования. И учитель задал вроде как простейшее задание. Вроде ничего сложного, однако, вы призадумались. Как нарисовать избу на самом деле? Чтобы разобраться с этим вам предлагается пошаговая инструкция. Как нарисовать избу:

    • Первое что необходимо сделать - это нарисовать прямоугольник - основу. Это ориентир вашего дома или избы. В прямоугольнике вы будете проводить три горизонтальных линии и одну вертикальную.
    • Следующий этап - это рисование определённой формы крыши, чуть прямоугольной, как показано на рисунке. Затем рисуем дверь. Опять же ориентируемся на рисунок.
    • Далее вы рисуете окошки и серии кругов на самом рисунке. Круги необходимы для украшения русской избушки. Потому что так мастера украшали избу в древние времена.
    • Как нарисовать русскую избу? Вы сейчас нарисуете её элементы - восемь или девять горизонтальных линий, чтобы детализировать крышу бревенчатого домика.
    • Детализируйте окна для бревенчатого домика, а затем нарисуйте дымоход из кирпича. Далее следует рисовать дверную ручку, которая необходима. Для этого сотрите те линии, на которые ориентировались при рисовании избы. Их вы рисовали в шаге 1.
    • Вот и результат. Это - то, как ваш бревенчатый домик должен смотреться в конечном итоге.

    Как нарисовать избу карандашом? Точно также как нарисовать избу мелом. Используя фантазию:

    • Основная часть – прямоугольник
    • Крыша треугольная или трапеция
    • Обязательные элементы - окна и дверь
    • Рисуем фризы и украшаем нашу избушку

    И вот мы у цели. Обычная русская избушка, которую просто нарисовать. И, следовательно, у вас всё получилось!

    Статья подготовлена по материалам сайта www.dragoart.com.

    elhow.ru

    Изба, как часть руского мировоззрения

    06.02.2011 Изба, как часть руского мировоззрения

    Человек рождается на свет, чтобы стать свободным, разумным и ответственным. Человек по природе своей Творец. Каждое человеческое обиталище есть результат его жизненной философии и мировоззрения, и, в свою очередь, его жилье формирует философию и мировоззрение следующего поколения. Как влияла на внутренний мир русского человека изба, извечная обитель наших Предков?

    Изба – это одно из тех явлений, которое с первого взгляда не привлекает особого внимания, мнится обыденным. Мимо нее обычно проходят, просто не замечая. Но при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом вроде цветка, которым можно без конца любоваться, восторгаться, удивляться, словно это дело не рук человеческих. Есть такие цветы: вроде бы и невзрачные, а присмотришься – верх совершенства. Так же, как цветок, многогранна наша изба: с одной стороны – проста, рациональна, ничего лишнего, с другой – все что в ней есть – необходимо, красиво, гармонично.

    Руская изба. Примитив это или всё-таки совершенная, обдуманная, выверенная веками, обжитая и духовно образующая простота?

    Изба – колыбель наших Предков: Отцов, Дедов, Пращуров. В ней сочетается максимум уюта, тепла, удобств (но не развращающего комфорта!), при минимуме затрат – времени, материалов, энергии… Идеально использованные объемы – почти без потерь на проходы, закоулки.

    Охраняя от суровых проявлений природы, изба оберегает духовный мир хозяина: свободу, интимность, самобытность. Хозяин ее строил, украшал, совершенствовал, обставлял по-своему. В соответствии с традицией и собственным замыслом.

    Вся западная антируская литература, журналистика, кинематография, старались и стараются развенчать рускую избу, клеймя её заурядной, тесной, недолговечной, бестолковой постройкой.

    Ну а мы хотим спеть ей гимн. Ее красоте, свету, удобству, гармонии, совершенству и целесообразности.

    О материалах

    Сегодня мы ездим на стальных автомобилях, живем в квартирах и домах, построенных из бетона и цемента и облицованных виниловым сайдингом. Мы спим на пружинных матрасах и ступаем по коврам, сделанным из вискозы и других материалов непонятного происхождения. Едим подвергшуюся химической и генетической обработке пищу из керамических блюд, пользуясь ложками и вилками из нержавеющей стали. На работе мы целый день сидим на телефоне и вглядываемся в экран компьютера.

    Но наше подсознание никогда не смирится с таким ходом вещей. Руский человек чувствует и ценит естественную красоту. В нашей родовой памяти всегда таилась и таится невероятная любовь к простым бревенчатым домам, к простым изделиям из дерева и глины. Ведь, по большому счету, строить из кирпича, железобетона и пластика нас приучили совсем недавно, а на Руси – испокон веков главным строительным материалом было дерево.

    Это общепризнанный факт, что наиболее экологичные и подходящие для проживания человека дома могут быть построены только из дерева. Дерево – самый древний строительный материал, подаренный нам самой совершенной лабораторией на Земле – Природой.

    В помещениях деревянного строения влажность воздуха всегда оптимальна для жизнедеятельности человека. Уникальная структура древесного массива, состоящая из капилляров, впитывает лишнюю влагу из воздуха, а при излишней сухости отдает ее в помещение.

    Срубы обладают природной энергетикой, создают в избе особый микроклимат, обеспечивают естественную вентиляцию. От деревянных стен веет домовитостью и покоем, они защищают летом от жары, а зимой от морозов. Дерево отлично удерживает тепло. Даже в трескучий мороз стены деревянного сруба теплые внутри.

    Далеко не последнюю роль играло и то обстоятельство, что деревянные постройки возводили в довольно короткие сроки. Избы, как правило, рубили из сосны и ели (такая древесина источала приятный хвойный аромат), реже — из дуба и лиственницы.

    Каждый, кто хоть раз побывал в настоящей руской избе, никогда не забудет её чарующий благостный дух: тонкие нотки древесной смолы, аромат свежеиспеченного хлеба из руской печи, пряность лечебных трав. Благодаря своим свойствам, дерево нейтрализует тяжелые запахи, озонируя воздух.

    Интересно, что не всякое дерево годилось на постройку: нельзя было рубить священные и проклятые деревья, слишком старые и слишком молодые, а также сухие, сучковатые и «буйные» (растущие на перекрестках). Кроме того, на постройку не шли деревья, выращенные человеком. Не использовали и дерево, упавшее при рубке на полночь, то есть на север, или зависшее в кронах других деревьев, — считалось, что в доме, сложенном из его бревен, жильцов ожидают серьезные неприятности и болезни.

    Прочность древесины зарекомендовала себя веками, ведь срубы, построенные нашими прапрадедами ещё в 16-17 веке, стоят до наших дней.

    И неспроста, что интерес к деревянному строительству возникает снова и разрастается с невероятной быстротой, завоёвывая всё большую популярность. 

    Эзотерика

    Но для наших Пращуров было важно не только решить чисто практическую задачу – обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью и покоем.

    Такое жилище можно соорудить, лишь следуя традициям Предков. Отступления от заветов Отцов могли быть минимальными.

    Уже в выборе места ее построения Предок наш был весьма требовательным и в практическом и в эстетическом смысле. Место должно было быть сухим, высоким, светлым – нести гунну благости. Строились главным образом по правому берегу реки. Близость воды, помимо решения бытовых задач, обеспечивала энергетическую целостность для проведения праздников, обрядов жителей деревни.

    Решающее значение имел тот факт, что каждый дом строился своими руками, а не покупался за деньги.

    Ремесло плотника-строителя передавалось из поколения в поколение. Не зря наши пословицы сохранили и донесли до нас этот сакральный смысл: построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Только дом, построенный самим хозяином, будет нести его энергетику для своей семьи. В таком доме будет действительно уютно, благостно, по родному тепло.

    Староверы устойчиво сохраняли сакральные знания человечества о Мире. И видимая сказочность украшений избы не случайна. Помимо эстетических функций они защищали избу от негативных воздействий. Вырезанный конек на избе, узорчатые наличники, как орнамент на одежде, имели смысл и служили оберегами. 

    Живые формы

    Сама живая природа бревен говорит нам о свободе. Протяженные горизонтальные линии бревен заключают в себе некую тайну и интригу. Они напоминают безконечную перспективу, уходящую за горизонт. Подобно едва обозначенной линии между морем и небом линии бревен создают ощущение безконечности, путешествия в неизведанное. Круглые спилы выглядят чувственно.

    Разнообразию оформления изб нет конца: от похожих на неприступную крепость до предельно изукрашенных, ярких и светлых. Сказочность украшений избы не случайна. Помимо эстетических функций, в старые времена все эти кружочки, ломанные линии, точки символизировали молитву, охраняли отверстия, края, от проникновения злых сил, были "оберегами". Изба завершалась вырезным коньком, вокруг окон и дверей - отверстий - узоры. Но и по подолу сарафана, вырезу рубахи для шеи, по краю рукавов. Все эти узоры "читались", имели смысл.

    В избе украшают все, все предметы обихода. Несмотря на то и вопреки тому, что к жилью своему истинно-православный человек относится как к временному.

    Руская изба никогда рабски не копировала европейские образцы, сохраняя свою самобытность индивидуальность. Но мимо всего этого совершенства простоты и тонкого вкуса наша интеллигенция прошла с брезгливым отвращением, узрев скудость и отсутствие фантазии.

    Растущая лень

    Самая злостная тема: уборные. Основное достижение цивилизации – ватерклозет. Самое распространенное, ежедневно употребляемое. Нужно ли вносить его в избу? Обязательно. Только с одной оговоркой – для больных. Для тех, кто физически не может выбежать за 3-5 метров в любую погоду, разогнать застоявшуюся кровь, хлебнуть свежего воздуха, оглянуться на горизонт, улыбнуться солнцу, пробежать босиком по свежей росе! Послушать птичек, приласкать пёсика, присесть около нового клейкого листочка. Так вот, в доме нужно иметь ватерклозет для тех, кому такая зарядка противопоказана.

    Как оборудовать туалет, зависит от хозяина, чистота ее тоже. В северных избах, где хозяйство стараются объединить под одной крышей – там же и уборная располагается, часто теплая: климат велит.

    Технологии

    Основной модуль избы - клеть - чаще всего 3 окошка на улицу. Размеры даны длинной бревна - от 6 до 12 метров.

    На Руси в строительстве изначально применялась система русских саженей! Сажени - это не мера, это соразмерность каким-то Вселенским расстояниям!

    При строительстве соблюдалось незыблемое правило: длина, ширина и высота - это три РАЗНЫЕ сажени (умноженные на два). Это правило - гарантия ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ!!!!! Именно поэтому многие избушки могли несколько веков стоять. А для человека находиться в такой избушке - это силы накапливать (не то, что в городе: что ни дом, то вампир...).

    Дерево заготавливается загодя, любовно и тщательно отмечают подходящие лесины, когда их встречают в лесу. Зимою рубят, по снегу волоком вывозят И если спеху нет особого, оставляют на просушку. Узлы рубят в лапу, в обло, в шип - есть еще немало способов. Цель: крепость сооружения, теплоизоляция, красота. В верхнем бревне выбирается желоб, точно повторяющий конфигурацию всех выпуклостей нижнего бревна. Прокладывают мхом, который потом, через год усадки, еще раз проконопачивают.

    Нижние венцы и крыша - предмет особых забот хозяина. Выбираются они из не гниющих пород дерева, например лиственницы, опирают на камни или "курьи ножки" - пни для остова крыши сруб стен чаще всего расширяют в последних венцах ("повал"), затем две противоположные стены продолжаются, постепенно укорачивая бревна - "самцы".

    Быки и слеги составляют каркас крыши; верхняя слега - "князева" - более толстая; курицы поддерживают потолок, в который упираются теснины. Все это завершает охлупень, который впереди и сзади оканчивается коньком, т.е. корневищем, вырубленным в форме конской головы. В Центральной России избы чаще всего кроются соломой, теперь шифером или железом.

    В тесовых крышах нижняя слега делается более толстой, чем остальные (подкуретни), на ней укрепляются "курицы" - вообразите себе огромный деревянный крюк, чтобы поддерживать поток или водосточник. И украшены они разнообразнейшими фигурами. То ли это действительно куры, то ли целый зоологический сад - и коньки, и утки, и петухи, и львы.

    Сверху теснины прикрывались, прижимались толстыми, снизу выдолбленным бревном - желательно с комелем, - охлупнем, венчающим передний, а то и задний фасад конька - тоже полем деятельности творческой фантазии строителя и его гордостью Ф.Абрамов с большой любовью описывает, как трудится дед много месяцев над этим завершением дома - своей творческой, трудовой жизни. Чаще всего конек делался из утолщения корневища, используя его естественные скульптурные формы. Не забудьте, что торцы бревен также создают замечательный органически возникающий узор Внутренние перегородки могут быть из бревен потоньше, а то и из теса.

    Интересно, что стены избы одновременно и изолируют прекрасно от холода. Но и дышат - пар не осаждается, а впитывается и вымерзает уже снаружи. Смола озонирует, нейтрализует тяжелые запахи. Об избяном лесном духе - смолы, дымка, свежеиспеченного хлеба, трав лечебных и травок и ягод для заварки чая с удовольствием вспоминают все, кто в нормальных или хотя бы относительно нормальных условиях побывал в избе. Есть и отрицательные свидетельства - обычно тех. Кто там бывал в экстремальные моменты: оккупации, войны, голода, коллективизации.

    Когда-то безоконная изба сначала обзавелась волоковыми, затем появились кощатые окна, т.е. вырубленные или врезанные на полбревна вверх и вниз. Эти окна очень практичны, т.к. не требуют рам, креплений, и не ослабляют конструкцию. Они и до сих пор освещают и вентилируют подсобные помещения - коровники, сараи, амбары, кладовые и т.д., а также обеспечивают необходимую вентиляцию подклети. Они чрезвычайно украшают как главный фасад, так и остальные стены своими разнообразными формами и оригинальным решением сторон. Например, счесав бревно наискось, получаем очень красивый срез дерева с естественным и неповторяемым рисунком прожилок. Чудесной "топорной" работы бывают и разнообразные вырубленные формы как верхнего, так и нижнего полбревна.

    В горницах, светелках и собственно избах стали делать и большие окна, но это требовало устанавливать оконные рамы, и учитывая усадку бревен со временем, тщательно врезать эти рамы в "шип". Разница температур между наружным северным морозцем и желаемым жилым теплом может доходить до 80 градусов С, да еще и сильные ветры - из малейшей щели дует страшно! Все возможные места утечки тепла прикрывают наличниками. А раз они нужны - почему их не украсить? Тут богатая фантазия умельцев изощряется в долгие зимние вечера в полное свое удовольствие! Деревянные кружева, оригинальнейшие формы, бесконечное разнообразие.

    Все в избе не жестко, все располагает к творческой инициативе и улучшению, замене и приспосабливанию к данному моменту. Хозяин сам художник, сам архитектор, сам конструктор; по ходу работ может все изменить и улучшить. Лестница снаружи, лестница внутри, переборки, разные уровни пола – все ему доступно, нет мертвящего “так должно быть”.

    За сколько времени можно построить избу? Бывало, строили в один день. Всем миром строили, быстрота зависела от “помочи”, от того, сколько у хозяина родственников и друзей.

     

    Декор руской избы

    Ярко и самобытно описывает русскую деревянную избу крестьянина с ее узорами, орнаментами руский поэт С. Есенин в статье «Ключи Марии» (Мария на языке хлыстов шелапутского толка означает душу - из прим. С. Есенина). «Избяной литургией», называя язык символов, коими были всегда полны деревянные дома, начиная от резных полотенец, ставень, до внешнего украшения дома.

    «…Первое, что внесли нам западные славяне, это есть письменность. Они передали нам знаки для выражения звука. Но заслуга их в этом небольшая. Через некоторое время мы нашли бы их сами, ибо у нас уже были найдены самые главные ключи к человеческому разуму, это — знаки выражения духа, те самые знаки, из которых простолюдин составил свою избяную литургию.

    Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и — предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов. Вот потому-то в наших песнях и сказках мир слова так похож на какой-то вечно светящийся Фавор, где всякое движение живет, преображаясь.

    Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок — небесному своду, а матица — Млечному Пути...

    Конек на крыше деревянного дома.Одно из ярких описаний коньков на крышах тоже принадлежит перу С. Есенина:

    «...музыка и эпос родились у нас вместе через знак древа, – заставляет нас думать об этом не как о случайном факте мифического утверждения, а как о строгом вымеренном представлении наших далеких предков. Свидетельство этому наш не поясненный и не разгаданный никем бытовой орнамент.

    Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека.

    Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один руский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо.

    Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что «здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего. В этом благословение моей жизни, от этих зерен сыт я и этот на ставне петух, который стоит стражем у окна моего и каждое утро,

    плеском крыл и пением встречая выкатившееся из-за горы лицо солнца, будит своего хозяина».

    Голубь на князьке крыльца есть знак осенений кротостью. Это слово пахаря входящему. «Кротость веет над домом моим, кто б ты ни был, войди, я рад тебе». Вырезав этого голубя над крыльцом, пахарь значением его предупредил и сердце входящего. Изображается голубь с распростертыми крыльями. Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма-избы, совершающего литургию миру и человеку, и как бы хочет сказать: «Преисполнясь мною, ты постигнешь тайну дома сего», — и действительно, только преисполнясь, можно постичь мудрость этих избяных заповедей, скрытых в искусах орнамента.

    Связь поколений

    У бабки или деда на печи всегда есть место и время для приболевшего или обиженного или скучающего внучонка, и связь “через поколение” очень сильна, ко взаимной пользе. Недаром бабушкины сказки и дедушкины поделки и игрушки, а то и были и воспоминания, заполняют нашу литературу.

    Да и дед и баба у дела – нужны, любимы, ценимы (по заслугам), излучают и получают ласку, не чувствуя одиночества, заброшенности и необходимости в старческих приютах, в индивидуальной и групповой терапии чужих психиатров и психологов.

    Основы богословия и морали, истории, этики и эстетики и многое другое внушалось малышам на печи…

    Путь к эволюции

    Московские, да и иных городов жители издавна на лето снимали избы, а также ездили к бабушкам и дедушкам в деревню. И редкий ребенок в России не живал в избе хотя бы пару недель, вспоминая об этом с благодарностью и восторгом потом всю жизнь.

    Человек был Творцом своего жилища, Творцом свободным - о чем и свидетельствует обилие и разнообразие планировок - и творил свое на свою личную потребу, в соответствии со своим вкусом. Творил всю жизнь, справедливо считая, что улучшать ее, приукрашать сплачивало все ее насельников, каждый по мере сил участвовал: тесалы, вырезали, выпиливали, раскрашивали, узоречьем изукрашали, вышивали, пряли и ткани, кружена плели и вязали - каждый в меру своих талантов, сил и желания - свободно - участвовал в общем деле домостроительства. Было оно свое, семейное, общее, ни с чьим не одинаковое - гимн красоте, изобретательности, трудолюбия, гармонии. Свободе творчества, индивидуальному вкладу в общее дело. Работа радостная, веселая - человек создает. Крепнет чувство локтя, взаимосвязанности, взаимопомощи. Все это помогает жить, укрепляет эмоциональную стабильность. Каждый из нас, сделав что-нибудь, любую мелочь своими руками - радуется и гордится: не так совершенно, как покупное, но - сам сделал. Где-то в тайниках души это вырабатывает и немаловажное чувство независимости, выживаемости и самоуважения.

    Вот и сейчас в России тяга к бревенчатому жилью так сильна, что каждый, кто начинает осознавать его ценность, стремится к приобретению избы, построенной в руской традиции. 

     

    С. И. БЕЛИКОВА

    http://www.netda.ru/belka/texty/izba.htm

    http://newspark.net.ua/society/stroitelstvo-izby-terem-kak-chast-russkogo-mirovozzreniya/#more-5901

    http://rodobozhie.ucoz.ru/publ/knigi/russkij_domostroj/russkoe_derevjannoe_zodchestvo/82-1-0-2106

    Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

    drevoroda.ru

    Землянка: Внутри русской избы

     
    Горница в русском доме 17 в. Гравюра// М. В. Короткова. Путешествие в историю русского быта. - М., 2006. - С. 68.
    Русская мебель начала 18 в.// Соколова Т. Очерки по истории художественной мебели 15-19 веков. - Ленинград, 1968. - С. 115.
    Дом в деревне Гарь Архангельской области// Ополовников А. В. Русский Север. - М., 1977.
    Горница в вологодских хоромах. Реконструкция// Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура Русского Севера: страницы истории. - Ленинград, 1981. - С. 34.
    Теремной дворец. Опочивальня// Рябцев Ю. С. История русской культуры 11-17 веков: художественная жизнь и быт 11-17 вв. - М., 1997.
    Суслов В.В. Русское зодчество по преданьям народной старины.- Спб.: Изд. Т-ва Р. Голлике и А.Вильборг, 1911. - [16]с.: цв. ил.
    Суслов В.В. Русское зодчество по преданьям народной старины.- Спб.: Изд. Т-ва Р. Голлике и А.Вильборг, 1911. - [16]с.: цв. ил.
    А. М. Васнецов. В горнице древнерусского дома Московских времен// Русский традиционный быт: Энцикл. слов. / И. И. Шангина.- СПб.: Азбука-классика, 2003. - С. 37.
    Палаты
    Приказная палата в Коломенском. 17 в.// М. В. Короткова. Путешествие в историю русского быта. - М., 2006.
    Заседание Боярской думы. Рисунок 17 в.// Мир русской истории. - М., 2004. - С. 18.
    Теремной дворец. Престольная // Рябцев Ю. С. Путешествие в историю старой русской жизни. - М., 2006. - С. 69.
    Суслов В.В. Русское зодчество по преданьям народной старины.- СПб.: Изд. Т-ва Р.Голлике и А.Вильборг, 1911.- [16]с.: цв.ил.
    Изразцовые печи
    Изразцовая печь. 17 в. Деталь// Русское декоративное искусство от древнейшего периода до 18 в. Том 1. - М., 1962.
    Двухъярусная печь с угловой лежанкой, облицованная муравлеными изразцами московского производства. 80-е годы 17 века. Реконструкция автора// Маслих С. А. Русское изразцовое искусство 15-19 вв.- М., 1983.
    Круглая печь, облицованная рельефными изразцами. 70-е годы 17 века. Тихвинская церковь бывшего села Алексеевского в Москве // Маслих С. А. Русское изразцовое искусство 15-19 вв.- М., 1983.
    Печь, облицованная рельефными изразцами. 80-е годы 17 века. Приказная палата. Музей-заповедник "Коломенское" // Маслих С. А. Русское изразцовое искусство 15-19 вв.- М., 1983.
    Печь, облицованная рельефными изразцами. 80-е годы 17 века. Преображенская церквоь Новодевичьего монастыря в Москве // Маслих С. А. Русское изразцовое искусство 15-19 вв.- М., 1983.
    Печь в доме купца Гутмана. Конец 17 века

    zemljanka.blogspot.com


    Смотрите также