Мудрые изречения древнего Востока! Мудрость древнего востока
МУДРОСТЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. ПРАВИЛА ЖИЗНИ.
НЕ ПЫТАЙТЕСЬ БЫТЬ НУЖНЫМ. Притча
Как-то Лао-Цзы путешествовал с учениками, и они пришли в лес, где рубили деревья. Почти весь лес был уже вырублен, за исключением одного огромного дерева. Лао-Цзы попросил учеников узнать, почему это дерево не срубили.
Они спросили лесорубов, и те ответили:
— Это дерево совершенно бесполезно. У него нет ни одной прямой ветки и так много сучьев, что оно не пригодно для изготовления мебели.
Его дым вреден для глаз, поэтому на дрова его тоже не пустить.
От этого дерева нет никакой пользы.
Ученики пересказали слова дровосеков Лао-Цзы,тот засмеялся и сказал:
— Будьте, как это дерево. Если вы полезны — вас срубят, вы станете мебелью в чьем-нибудь доме. Будьте, как это дерево, абсолютно бесполезны, и тогда вы вырастите в могучее дерево, и тысячи людей найдут тень под вашими ветвями.
А затем пояснил им:
— Будьте последними. Не пытайтесь доказать свою значимость. Вращайтесь в этом мире незаметно,
чтобы наслаждаться,а не быть полезной вещью.
Жизнь — это поэзия, а не товар на рынке.
Я не говорю, что вы не должны делать ничего полезного.
Делайте полезные вещи, но помните, что настоящий опыт и величайший экстаз приходят от «бесполезного»-
через поэзию, любовь, медитацию.
Если вы способны делать то, что нельзя свести к товару, то величайшая радость наполнит ваше Сердце.
Будьте собой и делайте свое дело.
Вы здесь не для того, чтобы вас продавали».
Худшее, что мы можем делать, — это принуждать себя быть нужным.
Нам не нужно быть нужным.
Нам нужно просто БЫТЬ.
Правила жизни философа-даосиста Хань Сян-цзы
1. Единственное, что человек делает всегда искренне, так это — заблуждается. Если одно заблуждение свойственно всему обществу и при этом помогает ему жить, то оно становится верой. А если вера теряет искренность, то это уже не заблуждение и соответственно не вера, а лицемерие и обман, которые могут только разлагать общество.
2. Если ты задаёшь вопрос, значит, ты уже знаешь половину ответа.
3. Не обращай внимания на то, как к тебе относятся люди — обращай внимание на то, как ты относишься к ним.
4. Помогая ленивым людям, ты помогаешь им сесть на свою шею.
5. Не прощая ошибку, ты совершаешь ошибку сам.
6. Прощая подлость, ты помогаешь совершить другую. А глупость вообще не требует прощения. Она, как ветер, не зависит ни от чего. Её надо принимать такую, как есть, и, защищаясь от её вреда, искать в ней пользу.
7. Хочешь навести порядок во всём мире, сначала приберись у себя дома.
8. Доброта беззащитна, и поэтому существует.
9. Хочешь быть как все — будешь никем.
10. Если ты думаешь, как все, ты уже ошибаешься. Все думают по-разному. Если ты думаешь за всех, ты опять ошибаешься. У каждого свои заботы. Думай по-своему и за себя, но помни — не думая о других, ты прежде всего не думаешь о себе.
11. Все люди больше всего хотят узнать, а чего они на самом деле хотят.
12. Большинство дурных поступков человек совершает не потому, что они ему нравятся, или приносят выгоду, а потому что ему кажется, что от него их ждут.
13. Добросовестность вознаграждается, но деньги здесь не причём.
14. Цветок красив, пока не тронут.
15. Человек может думать обо всём, но делать должен то, в чём он уверен.
16. Как отличить сильного человека от слабого? Если недоволен жизнью сильный человек, то он предъявляет претензии к себе, а если слабый, то к людям.
17. Легко служить идеям и богам, они намного проще, чем живые люди.
18. Всё острое со временем теряет остроту, и только тупость становится ещё тупее.
19. Мудрость правителя следует оценивать не по тем великим свершениям, которыми ему довелось руководить, а по тем губительным ошибкам, которых ему удалось не допустить.
20. Мудрый не тот, кто много размышляет о великом, а тот, кто мало думает о мелочах.
21. И большой человек, и маленький человек могут одновременно идти к одной цели, но маленький человек — чтобы на ней остановиться, а большой — чтобы от неё идти дальше.
22. Пока ты говоришь совсем не то, что думаешь, слушаешь совсем не то, во что веришь, и делаешь совсем не то, к чему расположен — то всё это время и живёшь совсем не ты.
ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ Я ПОМОГУ НАЙТИ ОТВЕТ, в т.ч. ВОПРОСЫ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ, ПОИСКА СВОЕГО ПУТИ, РАСКРЫТИЯ УНИКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, раскрытие духовного потенциала, = > > ПОСМОТРЕТЬ
ВСЕ НОВЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ = = > > ЗДЕСЬ
comments powered by HyperComments
po-tu-storonu-mira.com
Мудрецы древнего Востока
Автор: Admin
Комментариев пока нет
Характерной особенностью Восточной философии являлось понимание того, что «мудрость» не есть ум, или другими словами, не есть рациональное, чисто интеллектуальное знание. На Востоке, в отличие от нас, живущих в 21 веке, уже в далекой древности хорошо понимали вред знания, не направляемого духовной мудростью, так как оно рождает самонадеянность и устанавливает власть, которая подавляет других людей. Мудрость — это, прежде всего духовное знание (Путь или Дхармма), которое не только просвещает ум, но и возвышает дух, пробуждая добрую Волю. Мудрость не может быть сведена к словам, но может быть постигнута непосредственно в опыте духовной практики, ведущей к просветлению. Истинный последователь буддизма должен пройти Благородный Восьмистадийный Путь. В буддизме так называется дхармма(дхамма). Это Великий Путь или способ жизни, ведущий к освобождению от страданий, которые, так или иначе присутствуют в обусловленном существовании. Этот путь разделяется на следующие восемь стадий: 1) Правильные понимание, взгляды, оценки и суждения; 2) Правильные цели, побуждения, планы, рассуждения и решения; 3) Правильное использование речи; 4) Правильное поведение, поступки и действия; 5) Правильное отношение к существованию: исполнение определенной роли в жизни, которая должна быть неэгоистичной, проникнутой любовью и полезной; 6) Правильные усилия, направленные на добрые свершения; 7) Правильная интеллектуальная деятельность: изучение и обучение; 8) Правильное созерцание, преследующее фиксацию разума, позволяющее проявиться интуиции и прозрению. Все стадии Пути с соответствующими поправками и уточнениями, на мой взгляд, могут быть использованы и в современных условиях. Обратившись к восточным учениям, особенно к буддизму и даосизму, мы обнаруживаем, что истина, обретенная в опыте озарения, слишком глубока, чтобы выразить ее в словах. Лао — цзы в своей книге «Дао Дз — Цзин» писал: «Дао не может быть выражено словами. Истину нельзя высказать, и в тот момент, когда вы ее произносите, она становится ложью». Следуя человеческим понятиям, стремясь силой добиться какого-нибудь результата, только теряешь гармонию с Дао и ничего не достигнешь. Объясняется это тем, что предписания человеческих законов произвольны, веления же природы необходимы, их обмануть нельзя. Итак, слово и мысль не равноценны. Высшую Мудрость, по мнению восточных мудрецов, нельзя познать умом и выразить словами. Она постигается не в практической повседневности, а лишь в медитации, в опыте духовной практики. Для достижения жизненного практического успеха такая Мудрость не может быть использована. Духовная практика Востока хороша для осознания ограниченности логического мышления, концептуального знания. Для этого восточные мудрецы часто пользовали парадоксальные загадки, чтобы заставить своих учеников понять ограниченность логики и умозаключений. В традиции дзэн — буддизма эти загадки назывались коанами. Они не могли быть разрешены посредством мышления, и были созданы специально, чтобы остановить процесс мышления и подготовить ученика к невербальному нерациональному переживанию реальности. Разрешение такой загадки требовало от ученика чрезвычайного усилия, концентрации и вовлеченности. Считалось, что человек может найти путь к Истине только с помощью интуиции и духовного опыта, но не интеллекта, не логики и поэтому ему следует упражнять проницательность (сатори), связывающую его с просветлением Будды. В буддизме есть понятие Дхармы, что означает жить естественно, не препятствуя своей спонтанности. Требование естественной жизни связано с центральной идеей восточной философии — идеей единства, взаимосвязанности и взаимозависимости всех элементов Космоса. Буддийское понимание мудрости сосредоточено в учении о буддхи. Мудрость отличается от простого знания, ибо представляет собой знание природы одушевленного. Мы обитаем среди двух типов объектов — материальных вещей и малых существ, в частности — среди человеческих существ. Нам нравится и дорого то, что приносит нам добро. Однако наибольшую ценность среди всего вокруг представляет сосуществующие рядом с нами люди. Без них наши жизни действительно были бы несчастными. Те нежные чувства, которые мы испытываем к ним, уже нельзя называть словом нравиться- он и становятся любовью, во всех формах ее проявления, от дружелюбия и доброй воли до огромной привязанности. Предельная осознанность жизни окружающих нас живых существ есть мудрость (буддхи). Проявлением этой мудрости является также оценка значимости любого живого творения сточки зрения его благополучия. Очень интересный факт для философии и духовной практики буддизма существование среди большого количества йога, особой формы — буддхи-йога (йога мудрости). Она выделяетея в «Бхагавадгите». Овладевая на практике буддхи-йоги, люди достигают в духовном отношении стадии брахмана. Они постигают софийность, (буддхические озарения) предыдущих жизней, освобождение от эгоизма и привязанности к объектам внешнего мира. Итак, мудрость в буддизме и даосизме — это то содержание сознания, которое происходит от интуиции, от озарения. Восточная мудрость состоит в признании того, что непосредственный жизненный опыт имеет качественный приоритет перед всякой теорией, что он бесконечно богаче всякого умствования. На Востоке говорят: «Жизнь это не проблема, которую нужно решать, а тайна, которую надо прожить». И еще одна особенность. В восточных учениях основной акцент делается не на том, что есть мудрость, а каким должен быть мудрый человек, то есть на образе мудреца. Важное различие между человеком мудрым и знающим состоит в том, что у знающего ответы готовы, ему нужно просто включить механизм памяти. Но его ответы мертвы, потому что они не ориентированы на конкретного человека. У мудрого человека нет ничего готового. Он ответит вам, но сначала ваш вопрос пройдет через его сущность. Никто не может предугадать, что он скажет, так как для мудрого всегда важно к кому обращен ответ. Духовные учителя Востока хорошо понимали, что нельзя передать истину в качестве готового результата. Чтобы знание было усвоено, необходимо создать ситуацию, дать предпосылки, а выводы ученик должен делать сам. И еще, от ученика требуется молчание и сдержанность, чтобы не обнаружить знание, над которым он еще не властен на практике. Лао — цзы говорил: «Тот, кто знает не говорит, тот, кто говорит, не знает». Основные течения в китайской философии: конфуцианство, даосизм и буддизм. Внутри каждого было множество взаимодействующих школ. Эта ветвь философии всегда была гуманистической, поскольку она всегда в центр Вселенной (и философии) ставила человека. По глубокому замечанию одного из исследователей, задачей китайской философии было познание в человеке «мудрости внутри и доброты снаружи». Для целей настоящей книги наибольшее значение имеет конфуцианство, значительно отличающееся от даосизма и буддизма своей социальной значимостью и практической направленностью. В китайской культуре не было и не существует сейчас государственной религии и государственной церкви, и не религия определяла тот путь, по которому шла китайская нация. Философия в Китае сыграла такую же роль, как религия на Западе или на мусульманском Востоке. Получающий образование должен был неизбежно изучать и постигать национальную философию. Китайская культура не полагается на представление о боге, пред которым в ответе каждый, и ее древние мифы не повествуют о сверхъестественном творении мира. Китайская культура является светской и философской в самом широком смысле слова, Положение с характером культуры в Казахстане в какой-то мере аналогично и китайский опыту нас вполне может быть использован. Кстати, в Китае сегодня самым великим человеком в истории провозглашен Конфуций. В Китае с древности традиционные формы мышления, почитаемые человеческие ценности, этические нормы и принципы передавались из поколения в поколение. Отношение к ним граничило и граничит сейчас с религиозным. Важно подчеркнуть также, что язык и письменность древнего Китая оставались неизменными на протяжении столетий, поэтому Конфуция можно понимать в наши дни, так же как и 2500 лет назад.
www.kazportal.kz
МУДРОСТЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА | МЫСЛЬ
Вот и наступила весна! Которая она по счету в Вашей жизни? Неужели пятнадцатая? Или, может быть, двадцатая… Вряд ли. Наш журнал, в основном, читают люди взрослые, умудренные жизнью. Но так уж мы устроены: чуть только подует первый весенний ветерок, затренькает несмело прилетевшая из-за моря птаха, и захочется немолодому и не слишком здоровому человеку перемен. Почувствовать хоть ненадолго себя молодым, гибким, красивым…
Неужели же все это в прошлом? «Только не для членов клуба «Белый журавль», — говорит руководитель и основатель «Журавушки» Людмила Борисовна Белова. Вот уже несколько лет она рассказывает по петербургскому радио об уникальной древнекитайской системе цигун. Девизом клуба стали слова: «Нет неизлечимых заболеваний». И действительно, у многих учеников Беловой прошли астма, гипертония, нейродермиты и многие другие болезни. Уверены, что новая рубрика в нашем журнале, которую будет вести Людмила Белова, сделается вам необходимой. Из нее вы узнаете о том, как быстро успокоиться и восстановить силы, очистить организм от шлаков, укрепить позвоночник и суставы, улучшить зрение и, если не вернуть юность, то почувствовать себя гораздо моложе. Итак, в добрый путь по бескрайней реке цигун под знаком Великого предела!
Когда дует восточный ветер
Все утро дул легкий восточный ветер, напоминал о приходе весны. Его шелест успокаивал и дарил Гармонию миру и Человеку. Он врывался в открытое окно и разворачивал бамбуковые свитки. Кисть ветра рисовала на бамбуковых страницах изящные вертикальные столбики иероглифов. Что скрывалось за теми восточными знаками и символами? Прислушайтесь… Их нам прочтет восточный ветер.
Он расскажет о временах высокой древности, об основных истинах жизни Вселенной и Человека, о знаниях, накопленных веками, и положенных в основу древней системы цигун. Знания, «принятые совершенномудрыми, как клятва, от старших, сохраненные ими в костях и костном мозге» и переданные нам через тысячелетия. Эти знания открывали перед Человеком Дао-Путь к духовному и телесному самовозрождению.
Невидимое и неслышимое Дао из древнекитайской философии — та высшая реальность, без которой «мир бы не существовал». Проводником на невидимом пути был древний цигун, а маяками его высокие истины: Пустота, Естественность, Мягкость, Тишина и Чистота. Идущие по Пути черпали из невидимого источника Природы — космического океана энергии, обретали духовную силу, здоровье и долголетие. Попутчиком был восточный ветер. Он разматывал невидимый клубок Дао, нити которого сплетались в космический узор китайской Поднебесной, рисуя круг, разделенный на белую и черную половинки. Явленное Дао потоком космической энергии вращало этот круг, верша законы бытия. Так родилась модель Вселенной и Человека. Древние представления дошли до нас в виде графического символа — знака Великого предела (Тайцзи).
Древние учили, что когда дует восточный ветер, можно увидеть и услышать Поднебесную, если «всматриваться в бесцветное, вслушиваться в беззвучное, корнями уходить в Пустоту, пресность, прозрачность». Тогда невидимый мир в своем Великом пределе, мир гармонии и красоты, предстанет перед мысленным взором, где противоположности инь и ян тождественны и, гармонично взаимодействуя, дополняют друг друга. Тогда неслышимый мир Великого предела можно услышать дыханием Дао, пульсом Вселенной, ритмом инь и ян, вдохом и выдохом. Через центр круга проходит невидимая черта. Она лежит между Небом и Землей, между сердцем Человека и сердцем Вселенной, между миром видимым и невидимым, бытием и небытием. Эта черта удерживает Вселенную в Великом пределе. Имя ее — Гармония. «Каждый, кто знает предел и чувство меры, никогда не придет к гибели». Совершенномудрые знали предел, следуя по истинному Пути. Открывали сокровенные тайны бытия, обретали бессмертие. Алхимики запада искали эликсир бессмертия вовне и не нашли. Древние китайцы искали, и если верить легендам, нашли бессмертие в самом Человеке. Если бессмертны Небо и Земля, значит бессмертен и человек — маленькая клеточка тела Вселенной: «Бесконечно малое подобно бесконечно большому».
Практические цигун-занятия, прежде всего, путь к реальному долголетию. Но это долголетие невозможно без чистоты и красоты как телесной, так и душевной. Я предлагают вам, дорогие читатели, выполнить цигун-комплекс, призвав на помощь образы весны, дарящие расцвет жизненных сил. Настроиться на образы весны нам поможет китайская лирика.
Я искала весну допоздна.
Но напрасно. Найти не смогла.
В клочья туфли свои порвала,
поднимаясь к вершине горы.
А вернулась: «О радость!» — смеюсь, —
Мэйхуа без меня расцвела,
Возвестив ароматом цветов
Наступленье весенней поры.
mysl.su
Мудрость востока — Что утверждает Мудрость Древнего Востока ? — 22 ответа
В разделе Философия на вопрос Что утверждает Мудрость Древнего Востока ? заданный автором Eva Fischer лучший ответ это
Мудрость. «Всё существует только в нас самих» – Так Мудрость Древнего Востока утверждает. И не ищите вы причины зла в других – Она лишь следствие, что ваша Мысль рождает… Закон Вселенских Отражений непреложен, И он в Чертогах Мирозданья правит, Сознанием людским вместить то сложно, Но Сердца Луч дорогу к Дому знает!. .Так станьте воплощением Любви, Подаренную благодать – в Миры несите! Пути земные станут вам легки, Когда по Вертикали Дух свой устремите! И страх и зависть вас покинут вмиг, Страдание и боль в Душе растает, Преславной Богородицы Пречистый Лик Вам вечною защитой в жизни станет! И милосердие Единого Отца Гармонии поможет проявиться: И у Великого Небесного Венца Позволит Свету Двух Начал соединиться!
Смыкова Лариса Григорьевна
ссылка
Мудрость Востока. Притча. «…Жила была пожилая китаянка, у которой было два больших кувшина, они свешивались по концам коромысла, лежащего у нее на плече. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды. В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течении двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда полтора кувшина воды.
Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан. Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине: «Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому бежит вода». Старая женщина усмехнулась. «Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет?
На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказала бы чести нашему дому». У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что утверждает Мудрость Древнего Востока ?
Ответ от Александр Дибривный[гуру]Она утверждает Любовь
Ответ от Maximus[гуру]Восток-имя ему
Ответ от Евгений Нечаев[гуру]Что нет ничего нового в этом мире
Ответ от Veta[эксперт]Рыба лёжа растёт, человек лёжа - портится
Ответ от Genrix[гуру]Ом тат сат))).
Ответ от ЛенаАлександрова[гуру]Трясу надежды ветвь, но где желанный плод? Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдет? Тесна мне бытия печальная темница, - О, если б дверь найти, что к вечности ведет Омар Хайям
Ответ от Александр Чиглинцев[гуру]Себя и утверждает, как и всякая мудрость..;))
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Ответить на вопрос:
22oa.ru
Мудрость востока | ANTRIO.RU
***
Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым.
Лао Цзы
***
Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
Лао Цзы
***
Голос истины не изящен, а изящная речь лжива.
Лао Цзы
***
Нравственный человек не красноречив, а красноречивый – лжец.
Лао Цзы
***
Только суть, как достойно мужчин, говори,
Лишь ответствуя – слов господин – говори.
Уха два, а язык дан один не случайно –
Дважды слушай и раз лишь один – говори!
Омар Хайям
***
Не смотри, что иной выше всех по уму,
А смотри, верен слову ли он своему.
Если он своих слов не бросает на ветер –
Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.
Омар Хайям
***
Сердце! Пусть хитрецы, сговорясь заодно,
Осуждают вино, дескать, вредно оно.
Если душу отмыть свою хочешь и тело –
Чаще слушай стихи, попивая вино.
Омар Хайям
***
Если знанья вино сможешь в разум впитать,
То молчи – тайн великих не смей продавать!
И ушей не ищи ты для слов драгоценных –
Станешь морем бескрайним, коль будешь молчать!
Омар Хайям
***
Помни: толки толпы – ветер, он лишь шумит!
Тех, кто радость душе непрерывно дарит,
Не губи никогда, вняв пустым наговорам, –
Мир, как мы, в своей памяти много хранит!
Омар Хайям
***
Я знаю этот вид напыщенных ослов:
Пусты, как барабан, а сколько громких слов!
Они – рабы имен.
Составь себе лишь имя,
И ползать пред тобой любой из них готов.
Омар Хайям
***
Неразумные люди с начала веков
Вместо истины тешились радугой слов;
Хоть пришли им на помощь Иисус с Мухаммадом,
Не проникли они в сокровенность основ.
Омар Хайям
***
Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык.
Махатма Ганди
***
Но если нужно, как булатный меч,
Язык мой может жизнь врага пресечь.
Саади
***
Собеседникам не докучай,
замолкни прежде, чем вскричат «кончай!».
Саади
***
Покуда человек не говорит,
неведом дар его, порок сокрыт.
Саади
***
Тот, кто дает упрямцу совет, сам нуждается в совете.
Саади
***
Тот, кто хранит молчанье в шумных спорах,
Мудрее болтунов, на слово скорых.
Саади
***
Человек выше животного способностью речи, но он ниже его, если делает недолжное употребление из нее.
Саади
***
Не поддавайся на обман врага и не покупай славословий у льстеца; один расставил сеть хитрости, а другой раскрыл глотку жадности.
Саади
***
Если мудрец попадет к глупцам, не должен он ждать от них почета; если глупец болтовней своей одолеет мудреца, это не удивительно – камнем можно расколоть алмаз.
Саади
***
Если мудрецу среди невоспитанных людей не удастся сказать слова, не удивляйся: звук лютни не слышен во время грохота барабана, а аромат амбры пропадет от вони чеснока.
Саади
***
Невежда тупой, поучающий умных людей,
Подобен жене без обеих грудей.
Турукурал
***
Распущенность проявляется не только в поступках, но и в словах.
Абу ль Фарадж
***
Избегай многословия, ибо оно подобно большому пространству, на котором множество камней преткновения.
Абу ль Фарадж
***
Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.
Абу ль Фарадж
***
Литература – это искусство самовыражения с помощью слов.
А. Рюноскэ
***
Тот, кто пытается стать писателем, подобен не окончившему автомобильной школы шоферу, который на полной скорости гонит по улице машину.
А. Рюноскэ
***
Спокойная жизнь и писательство – понятия, как правило, несовместимые, и тем, кто стремится к мирной жизни, лучше не становиться писателем.
А. Рюноскэ
***
Поэт – человек, раскрывающий перед всеми свою душу.
А. Рюноскэ
***
Великий певец тот, кто поет наше молчание.
Джебран
***
Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.
А. Рюноскэ
***
Талант прозаика сводится к трем талантам: таланту поэта, таланту историка или биографа и таланту житейскому.
А. Рюноскэ
***
Книга – превосходный собеседник и великолепное орудие; она – чудесное лекарство и замечательное развлечение; она приносит необыкновенные доходы и дает отличное ремесло; она – прекрасный товарищ и приятный гость; она – наилучший советчик и домочадец. Я не знаю более доброго соседа, более справедливого друга, более покорного спутника, более послушного учителя, более одаренного сотоварища; я не знаю никого менее скучного и надоедливого и в то же время никого, чей характер был бы более глубок и полон; я не знаю никого менее противоречивого и преступного, менее глупого и более далекого от лжи и клеветы; более удивительного и распорядительного, менее хвастливого и стеснительного; более далекого от сомнения, более решительно отказывающегося от смуты, более мягкого в споре и лучше предотвращающего сражения, чем книга.
Аль Джахиз
***
Книга – это собеседник, который не льстит тебе, и друг, который не искушает тебя, и товарищ, который тебе не наскучит, и проситель, который не будет мстить тебе, и сосед, который не ждет тебя с нетерпением, и компаньон, который не хочет отнять у тебя имущества и не строит против тебя козней, не обманывает тебя, лицемеря, и не хитрит с тобой, прибегая ко лжи.
Аль Джахиз
***
Книга проникает за двери, отважно снимает покровы, дает понимание, не понимая; оратор, который не говорит; к ней устремляется взор тоскующего, если сидит рядом с ним разлука.
Аль Мутазз
***
Перо – это творец полчищ слов, оно служит желанию и не томится скукой от излишества; оно молчит, стоя, и говорит, двигаясь по земле, белизна которой затемняет, а чернота – освещает; оно как бы целует ковер у ног владыки или приоткрывает ворота плодового сада.
Аль Мутазз
***
Нет памятника на путях земных прочней, чем слово прозы или стих.
Ар Рахман
***
Самая лучшая и драгоценная книга – та, которая по прочтении не оставляет меня в прежнем состоянии. Книга, которая приводит в движение во мне новое благородное чувство, или новое великое стремление, или новую высокую мысль; книга, которая двигает меня с места или заставляет двигать находящихся кругом. Книга, которая пробуждает меня от глубокого сна, или заставляет выскочить из грязи равнодушия, или ведет на дорогу, где я развяжу один из жизненных узлов
Ар Рейхани
***
Критик – это не способный к сочинительству писатель, тратящий свою жизнь на критику новых произведений.
Ар Рейхани
***
Писатели бывают двух категорий: одни пишут, чтобы жить, а другие живут, чтобы писать. Кто пишет, чтобы жить, – живет, но не пишет; а кто живет, чтобы писать, – пишет, но не живет.
Ар Рейхани
***
Свободный писатель – это истинный ученый, который предлагает результаты своих знаний и плоды своих исследований; он приносит пользу народу во всех его делах, охраняя вместе с тем благородство науки и честь литературы. Он говорит свое слово, хотя бы оно и шло вразрез с пристрастиями простого народа или противоречило личным вкусам и симпатиям стоящих у власти. Кто пишет для будущего, тот получает воздаяние в настоящем; кто пишет для настоящего, о том не сохранится память в будущем.
Ар Рейхани
***
Философ изготовляет неуклюжие доводы словам истины, политикан же возводит мощные доказательства пустопорожним словесам.
М. Икбал
***
С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.
Сюнь Цзы
***
Напрасно не злословь,
Чтоб не просить прощенья у совести своей.
Анвари
***
Прекрасно слово, ибо в слове
оставит память человек.
Уходим мы с земли, а слово
от нас останется вовек.
Ас Самарканди
***
Знай, что ответ дуракам – молчание.
Кей Кавус
***
Подлинное в нас – молчаливо, наносное – речисто.
Джебран
***
Исполняй свой долг, не думая об исходе; исполняй свой долг, принесет ли тебе это счастье или несчастье.
Древнеиндийский афоризм
***
Еще один совет: ты послухам не верь!
Молва всегда молва: шумит!
Но тем не менье
Услышанным словам, услышанным вестям
С увиденным тобой – не может быть сравненья.
Насир Хосров
***
И, наконец, еще: слова не есть дела.
Деянье – это плоть! Слова же – только тени…
Насир Хосров
***
Прекрасен рот. Но в логовище рта
Беда для человека заперта.
Язык его таит и зло, и грех.
Молчанье – вот сокровище для всех!
Насир Хосров
***
Для коня красноречия круг беговой –
Это внутренний твой кругозор бытия.
Кто же всадник? – Душа.
Разум сделай уздой,
Мысль – привычным седлом, и победа – твоя!
Насир Хосров
***
Не суди, о чем не знаешь, –
правило простое:
Промолчать гораздо лучше,
чем сказать пустое.
Насир Хосров
***
Коль сам себе не хочешь накликать горя злого,
Так прикуси язык свой, сдержись от злого слова.
Насир Хосров
***
Слово с делом примири, чтоб уста и сердце впредь
Не напомнили тебе позолоченную медь.
Насир Хосров
***
Спорь с пустословом и помни, что мир –
Тесная клетка лишь для невежды.
Насир Хосров
***
Ты взвешивай слово на точных весах.
Бездумное слово – лишь ветер и прах.
Насир Хосров
***
Хочешь стать красноречивым –
научись внимать сперва.
Тот, кто слушать не умеет, –
сможет ли найти слова?
Насир Хосров
***
Когда участвуешь ты в скачке спора,
Не горячись, и упадешь не скоро.
Насир Хосров
***
Молчание – верный друг, который никогда не изменит.
Конфуций
***
Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.
Конфуций
***
Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
Конфуций
***
Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
Конфуций
***
Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
Конфуций
***
Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
Конфуций
***
Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда ни слова не доходит до него, – это опрометчивость; не говорить, когда слова бы до него дошли, – это скрытность; говорить, не наблюдая за выражением его лица, – это слепота.
Конфуций
***
Днем и ночью писателей алчная стая
Завывает, к обману людей призывая.
аль Маарри
***
Порою человек бывает приятен с виду,
А, слово молвив, заставляет глотать обиду.
аль Маарри
***
Добивается благ только тот, кто привык
И в горячке держать за зубами язык.
Обернется грехом торопливая речь,
А молчанью дано от греха уберечь.
аль Маарри
***
«О матерь тьмы ночной!» –
так он лозу нарек.
Пусть будет молчалив
разумный человек.
аль Маарри
***
Лучше не начинайте болтать о душе наобум,
А начав, не пытайте о ней мой беспомощный ум.
аль Маарри
***
Ну что же, примите мои восхваленья как дань:
В них каждое слово похоже -на резкую брань.
аль Маарри
***
Потише говори и в раздраженье духа:
Чем громче голос твой, тем тягостней для слуха.
аль Маарри
***
Все в мире покроется пылью забвенья,
Лишь двое не знают ни смерти,
ни тленья: Лишь дело героя да речь мудреца
Проходят столетья, не зная конца.
Фирдоуси
***
О том, что ты услышал, всем поведай,
С упорством корни знания исследуй:
Лишь ветви изучив на древе слов,
Дойти ты не сумеешь до основ.
Фирдоуси
***
И солнце и бури – всё выдержат смело
Высокое слово и доброе дело.
Фирдоуси
***
Собирай старательно то добро, которое не может быть похищено ворами или захвачено тиранами, которое и на последнем пути твоем тебя не покидает, не исчезает и не тлеет.
Индийское изречение
***
А ты не сей того, что пожинать не рад,
Те не болтай слова, что самому претят.
Авиценна
***
Слова любви – как золото зари…
Такое, если можешь, – говори!
Но слово зла скатится с языка –
Гони его, как беркут бирюка!
Авиценна
***
Знай, быстротечно всё, что нам дается,
Навечно только слово остается.
Юсуф Баласагунский
***
Ты сам умрешь и превратишься в прах,
А слово в чьих то будет жить устах.
Юсуф Баласагунский
***
Порой бывает, что слова ученых
Сильней царей, сильней земных законов.
Юсуф Баласагунский
***
Владенье словом – дар едва ль не лучший.
Присловье вспомнить я могу на случай:
Мое призванье – слово, а желанье –
Восславить разум, возвеличить знанья.
Юсуф Баласагунский
***
Речь знающего обнаружит знанья,
Как близость мускуса – благоуханье.
Юсуф Баласагунский
***
Одно и то же слово и совет
На пользу мудрецу, глупцу во вред.
Юсуф Баласагунский
***
Ты сам поймешь, опять набравши сил,
Как зыбко все, что ты мне говорил.
Юсуф Баласагунский
***
Хоть, люди, мы на горькое не падки,
Но горькие слова бывают сладки.
Юсуф Баласагунский
***
Все в мире лживо, и на горе всем
Невежество болтливо, разум нем.
Юсуф Баласагунский
***
Мысль говорящих слишком далека
От слова, что слетает с языка.
Юсуф Баласагунский
***
Людская речь – она была от века
Лишь отраженьем мысли человека.
Юсуф Баласагунский
***
Но мир давно каким то стал другим.
Не мыслим мы того, что говорим.
Юсуф Баласагунский
Мудрость Востока часть II часть III часть IV
antrio.ru
Мудрые изречения древнего Востока!
Поделиться на Facebook
Древняя цивилизация Востока не перестает удивлять своей мудростью, в пословицах арабов сконцентрирован многовековой жизненный опыт!
Прочитайте примеры, собранные нами для вас. Когда-нибудь они наверняка подскажут правильное решение, помогут избежать ошибок, определить линию поведения в любой щекотливой ситуации.
Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания.
Армия овец, возглавляемая львом, победит армию львов, возглавляемую овцой.
Отрицать ошибки — это двойная ошибка.
Умный поймет, если подмигнуть, а дурак — если толкнуть.
Разумная женщина добавляет сахар во все, что она говорит мужчине, и убирает соль из всего, что мужчина говорит ей.
Один добытый опыт важнее семи правил мудрости.
Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона.
Ветры дуют не так, как хотят корабли.
Если стал наковальней — терпи; если стал молотом — бей.
Кто ищет друга без недостатков, тот остается один.
Сплошные солнечные дни порождают пустыню.
Если зло встало рядом с тобой, сиди не шелохнувшись.
Невозможно понять время без движения.
Если в твоей душе осталась хоть одна цветущая ветвь, на нее всегда сядет поющая птица.
Победив гордость, человек становится приятным. Поборов гнев, он становится веселым. Поборов страсть, он становится преуспевающим.
Поборов алчность, он становится счастливым.
Лучший повелитель — тот, кто умеет повелевать собой.
Если боишься — не говори, если сказал — не бойся.
Победа показывает, что человек может, а поражение — чего он стоит.
Не открывай дверь, которую ты не в силах закрыть.
Мужчины, которые не прощают женщинам их маленьких недостатков, никогда не насладятся их великими достоинствами.
Если ты вверишь свои тайны ветру, не кори его за то, что он откроет их деревьям.
Если нельзя достигнуть всего, не следует отказываться от части.
Источник
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
o-zhenskom.ru
Книга Мудрость Востока. Афоризмы читать онлайн бесплатно, автор на Fictionbook
К читателю
Едва ли современный оратор или собеседник, к какой бы сфере деятельности он ни принадлежал, будь то политика, бизнес, образование, наука, как академическая, так и прикладная, может рассчитывать на успех своей речи, если он не будет опираться на достижения предшествующей человеческой мысли. Ссылаться на великие имена, использовать в разговоре цитаты из древних и мудрых – это не только признак образованности, культуры, это еще и показатель остроумия, логического мышления, основательности и разносторонности ваших знаний.
Несомненна воспитательная роль афоризмов. Они дают возможность посмотреть на себя самого со стороны, неожиданно высветить детали вашего характера, с которыми вы смирились или забыли о них, а напрасно.
Алмазными россыпями, бесчисленными звездами на темном бархате небосклона сияют образы, отдельные фразы, строки, изречения, являющиеся сгустками энергии мысли и благородных чувств предшествующих поколений, богатых поэтами, мыслителями, учеными.
Полон этим божественный Восток. При первом же соприкосновении с ним особый колорит его, как плотный, ароматный, пряный воздух, обволакивает вас, кружит голову, уводит в лабиринты хитросплетенных измышлений и пронизывающих чувств… и не отпускает до конца жизни.
В восточных афоризмах присутствует неподражаемый оттенок. Неслучайно самым ярким и частым эпитетом к понятию «Восток» является «мудрый». Открывая томик Хайяма, Навои, Конфуция или древней японской поэзии, современный вдумчивый читатель сразу ощущает себя как бы учеником, которому следует прислушаться и к словам, и к ритму, и к звукам и уловить подтекст и строгую последовательность несуетливой, образной восточной фразы. Только наполнившись до краев этим великолепием, можно считать себя способным понимать, сочувствовать, проникать в глубины человеческого мироздания вслед за многомудрыми учителями.
Не надо бояться зайти слишком далеко – прекрасному нет предела. Внимайте, вдыхайте, впускайте его в себя.
Не надо смущаться слез восторга, ибо они очищают и облагораживают человека.
Не надо откладывать воплощение желаний, вызванных прочитанными строками, порывов к благородным поступкам и жаркой любви.
В нашем сборнике собраны изречения и строки самых великих умов Востока. Они отличаются не только глубиной мысли, но и изысканной формой.
Мы надеемся, что наша книга станет порогом, за который вам, дорогой читатель, захочется перешагнуть, чтобы попасть в завораживающий мир восточной культуры. Откройте это наслаждение для себя.
От составителей
Невежество болтливо, разум – нет
Молчание – верный друг, который никогда не изменит.
Конфуций
Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.
Конфуций
Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
Конфуций
Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
Конфуций
Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
Конфуций
Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
Конфуций
Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда ни слова не доходит до него, – это опрометчивость; не говорить, когда слова бы до него дошли, – это скрытность; говорить, не наблюдая за выражением его лица, – это слепота.
Конфуций
Только суть, как достойно мужчин,говори,Лишь ответствуя – слов господин —говори.Уха два, а язык дан один не случайно —Дважды слушай и раз лишь один —говори!
Омар Хайям
Не смотри, что иной выше всех по уму,А смотри, верен слову ли он своему.Если он своих слов не бросаетна ветер —Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.
Омар Хайям
Сердце! Пусть хитрецы, сговорясьзаодно,Осуждают вино, дескать, вредно оно.Если душу отмыть свою хочешьи тело —Чаще слушай стихи, попивая вино.
Омар Хайям
Если знанья вино сможешьв разум впитать,То молчи – тайн великихне смей продавать!И ушей не ищи ты для словдрагоценных —Станешь морем бескрайним,коль будешь молчать!
Омар Хайям
Помни: толки толпы – ветер,он лишь шумит!Тех, кто радость душенепрерывно дарит,Не губи никогда, вняв пустымнаговорам, —Мир, как мы, в своей памятимного хранит!
Омар Хайям
Я знаю этот вид напыщенных ослов:Пусты, как барабан, а сколькогромких слов!Они – рабы имен.Составь себе лишь имя,И ползать пред тобойлюбой из них готов.
Омар Хайям
Неразумные люди с начала вековВместо истины тешилисьрадугой слов;Хоть пришли им на помощьИисус с Мухаммадом,Не проникли они в сокровенностьоснов.
Омар Хайям
Исполняй свой долг, не думая об исходе; исполняй свой долг, принесет ли тебе это счастье или несчастье.
Древнеиндийский афоризм
Днем и ночью писателей алчная стаяЗавывает, к обману людей призывая.
аль-Маарри
Порою человек бывает приятен с виду,А, слово молвив, заставляет глотать обиду.
аль-Маарри
Добивается благ только тот,кто привыкИ в горячке держатьза зубами язык.Обернется грехом торопливая речь,А молчанью дано от греха уберечь.
аль-Маарри
«О матерь тьмы ночной!» —так он лозу нарек.Пусть будет молчаливразумный человек.
аль-Маарри
Лучше не начинайте болтатьо душе наобум,А начав, не пытайте о неймой беспомощный ум.
аль-Маарри
Ну что же, примите мои восхваленьякак дань:В них каждое слово похожена резкую брань.
аль-Маарри
Потише говори и в раздраженье духа:Чем громче голос твой, тем тягостнейдля слуха.
аль-Маарри
Все в мире покроется пылью забвенья,Лишь двое не знают ни смерти,ни тленья: Лишь дело героя да речь мудрецаПроходят столетья, не зная конца.
Фирдоуси
О том, что ты услышал, всем поведай,С упорством корни знания исследуй:Лишь ветви изучив на древе слов,Дойти ты не сумеешь до основ.
Фирдоуси
И солнце и бури – всё выдержатсмелоВысокое слово и доброе дело.
Фирдоуси
Еще один совет: ты послухам не верь!Молва всегда молва: шумит!Но тем не меньеУслышанным словам, услышаннымвестямС увиденным тобой – не может бытьсравненья.
Насир Хосров
И, наконец, еще: слова не есть дела.Деянье – это плоть! Слова же —только тени…
Насир Хосров
Прекрасен рот. Но в логовище ртаБеда для человека заперта.Язык его таит и зло, и грех.Молчанье – вот сокровище для всех!
Насир Хосров
Для коня красноречия круг беговой —Это внутренний твой кругозор бытия.Кто же всадник? – Душа.Разум сделай уздой,Мысль – привычным седлом,и победа – твоя!
Насир Хосров
Не суди, о чем не знаешь, —правило простое:Промолчать гораздо лучше,чем сказать пустое.
Насир Хосров
Коль сам себе не хочешь накликатьгоря злого,Так прикуси язык свой, сдержисьот злого слова.
Насир Хосров
Слово с делом примири, чтоб устаи сердце впредьНе напомнили тебе позолоченную медь.
Насир Хосров
Спорь с пустословом и помни, что мир —Тесная клетка лишь для невежды.
Насир Хосров
Ты взвешивай слово на точных весах.Бездумное слово – лишь ветер и прах.
Насир Хосров
Хочешь стать красноречивым —научись внимать сперва.Тот, кто слушать не умеет, —сможет ли найти слова?
Насир Хосров
Когда участвуешь ты в скачке спора,Не горячись, и упадешь не скоро.
Насир Хосров
Собирай старательно то добро, которое не может быть похищено ворами или захвачено тиранами, которое и на последнем пути твоем тебя не покидает, не исчезает и не тлеет.
Индийское изречение
А ты не сей того, что пожинать не рад,Те не болтай слова, что самому претят.
Авиценна
Слова любви – как золото зари…Такое, если можешь, – говори!Но слово зла скатится с языка —Гони его, как беркут бирюка!
Авиценна
Знай, быстротечно всё, что нам дается,Навечно только слово остается.
Юсуф Баласагунский
Ты сам умрешь и превратишьсяв прах,А слово в чьих-то будет жить устах.
Юсуф Баласагунский
Порой бывает, что слова ученыхСильней царей, сильней земныхзаконов.
Юсуф Баласагунский
Владенье словом – дар едва льне лучший.Присловье вспомнить я могуна случай:Мое призванье – слово, а желанье —Восславить разум, возвеличить знанья.
Юсуф Баласагунский
Речь знающего обнаружит знанья,Как близость мускуса – благоуханье.
Юсуф Баласагунский
Одно и то же слово и советНа пользу мудрецу, глупцу во вред.
Юсуф Баласагунский
Ты сам поймешь, опять набравши сил,Как зыбко все, что ты мне говорил.
Юсуф Баласагунский
Хоть, люди, мы на горькое не падки,Но горькие слова бывают сладки.
Юсуф Баласагунский
Все в мире лживо, и на горе всемНевежество болтливо, разум нем.
Юсуф Баласагунский
Мысль говорящих слишком далекаОт слова, что слетает с языка.
Юсуф Баласагунский
Людская речь – она была от векаЛишь отраженьем мысли человека.
Юсуф Баласагунский
Но мир давно каким-то стал другим.Не мыслим мы того, что говорим.
Юсуф Баласагунский
Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык.
Махатма Ганди
Но если нужно, как булатный меч,Язык мой может жизнь врага пресечь.
Саади
Собеседникам не докучай,замолкни прежде, чем вскричат «кончай!».
Саади
Покуда человек не говорит,неведом дар его, порок сокрыт.
Саади
Тот, кто дает упрямцу совет, сам нуждается в совете.
Саади
Тот, кто хранит молчанье в шумных спорах,Мудрее болтунов, на слово скорых.Саади
Человек выше животного способностью речи, но он ниже его, если делает недолжное употребление из нее.
Саади
Не поддавайся на обман врага и не покупай славословий у льстеца; один расставил сеть хитрости, а другой раскрыл глотку жадности.
Саади
Если мудрец попадет к глупцам, не должен он ждать от них почета; если глупец болтовней своей одолеет мудреца, это не удивительно – камнем можно расколоть алмаз.
Саади
Если мудрецу среди невоспитанных людей не удастся сказать слова, не удивляйся: звук лютни не слышен во время грохота барабана, а аромат амбры пропадет от вони чеснока.
Саади
Невежда тупой, поучающий умныхлюдей,Подобен жене без обеих грудей.
Турукурал
Распущенность проявляется не только в поступках, но и в словах.
Абу-ль-Фарадж
Избегай многословия, ибо оно подобно большому пространству, на котором множество камней преткновения.
Абу-ль-Фарадж
Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.
Абу-ль-Фарадж
Литература – это искусство самовыражения с помощью слов.
А. Рюноскэ
Тот, кто пытается стать писателем, подобен не окончившему автомобильной школы шоферу, который на полной скорости гонит по улице машину.
А. Рюноскэ
Спокойная жизнь и писательство – понятия, как правило, несовместимые, и тем, кто стремится к мирной жизни, лучше не становиться писателем.
А. Рюноскэ
Поэт – человек, раскрывающий перед всеми свою душу.
А. Рюноскэ
Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.
А. Рюноскэ
Талант прозаика сводится к трем талантам: таланту поэта, таланту историка или биографа и таланту житейскому.
А. Рюноскэ
Книга – превосходный собеседник и великолепное орудие; она – чудесное лекарство и замечательное развлечение; она приносит необыкновенные доходы и дает отличное ремесло; она – прекрасный товарищ и приятный гость; она – наилучший советчик и домочадец. Я не знаю более доброго соседа, более справедливого друга, более покорного спутника, более послушного учителя, более одаренного сотоварища; я не знаю никого менее скучного и надоедливого и в то же время никого, чей характер был бы более глубок и полон; я не знаю никого менее противоречивого и преступного, менее глупого и более далекого от лжи и клеветы; более удивительного и распорядительного, менее хвастливого и стеснительного; более далекого от сомнения, более решительно отказывающегося от смуты, более мягкого в споре и лучше предотвращающего сражения, чем книга.
Аль-Джахиз
Книга – это собеседник, который не льстит тебе, и друг, который не искушает тебя, и товарищ, который тебе не наскучит, и проситель, который не будет мстить тебе, и сосед, который не ждет тебя с нетерпением, и компаньон, который не хочет отнять у тебя имущества и не строит против тебя козней, не обманывает тебя, лицемеря, и не хитрит с тобой, прибегая ко лжи.
Аль-Джахиз
Книга проникает за двери, отважно снимает покровы, дает понимание, не понимая; оратор, который не говорит; к ней устремляется взор тоскующего, если сидит рядом с ним разлука.
Аль-Мутазз
Перо – это творец полчищ слов, оно служит желанию и не томится скукой от излишества; оно молчит, стоя, и говорит, двигаясь по земле, белизна которой затемняет, а чернота – освещает; оно как бы целует ковер у ног владыки или приоткрывает ворота плодового сада.
Аль-Мутазз
Нет памятника на путях земных прочней, чем слово прозы или стих.
Ар-Рахман
Самая лучшая и драгоценная книга – та, которая по прочтении не оставляет меня в прежнем состоянии. Книга, которая приводит в движение во мне новое благородное чувство, или новое великое стремление, или новую высокую мысль; книга, которая двигает меня с места или заставляет двигать находящихся кругом. Книга, которая пробуждает меня от глубокого сна, или заставляет выскочить из грязи равнодушия, или ведет на дорогу, где я развяжу один из жизненных узлов
Ар-Рейхани
Критик – это не способный к сочинительству писатель, тратящий свою жизнь на критику новых произведений.
Ар-Рейхани
Писатели бывают двух категорий: одни пишут, чтобы жить, а другие живут, чтобы писать. Кто пишет, чтобы жить, – живет, но не пишет; а кто живет, чтобы писать, – пишет, но не живет.
Ар-Рейхани
Свободный писатель – это истинный ученый, который предлагает результаты своих знаний и плоды своих исследований; он приносит пользу народу во всех его делах, охраняя вместе с тем благородство науки и честь литературы. Он говорит свое слово, хотя бы оно и шло вразрез с пристрастиями простого народа или противоречило личным вкусам и симпатиям стоящих у власти. Кто пишет для будущего, тот получает воздаяние в настоящем; кто пишет для настоящего, о том не сохранится память в будущем.
Ар-Рейхани
Философ изготовляет неуклюжие доводы словам истины, политикан же возводит мощные доказательства пустопорожним словесам.
М. Икбал
Знай, что ответ дуракам – молчание.
Кей-Кавус
Подлинное в нас – молчаливо, наносное – речисто.
Джебран
Великий певец тот, кто поет наше молчание.
Джебран
Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым.
Лао-Цзы
Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
Лао-Цзы
Голос истины не изящен, а изящная речь лжива.
Лао-Цзы
Нравственный человек не красноречив, а красноречивый – лжец.
Лао-Цзы
С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.
Сюнь-Цзы
Напрасно не злословь,Чтоб не просить прощеньяу совести своей.
Анвари
Прекрасно слово, ибо в словеоставит память человек.Уходим мы с земли, а словоот нас останется вовек.
Ас-Самарканди
С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.
Сюнь-Цзы
Не говори необдуманных слов, чтобы не попасть по неведению в трудное положение.
Ас-Самарканди
Тот, кто говорит много, говорит без толку.
Бабур
Один язык у нас, а уха – два,Чтоб слышать много, но беречь слова.
Джами
Когда в грязи стираешь платье ты,Не жди от этой стирки чистоты.
Джами
Знай, что ответ дуракам – молчание.
Кей-Кавус
Будь красноречивым, но не пустословом, ибо пустословие – то же безумие.
Кей-Кавус
Нет большего бесстыдства, чем выдавать за правду утверждение, ложность которого заведомо известна.
Кей-Кавус
Опасайся не гидры о семи головах, а человека о двух языках.
Кей-Кавус
У кого речь слаще, у того и благожелателей больше.
Кей-Кавус
Словами можно смерть предотвратить,Словами можно мертвых оживить.
Навои
Развязность языка сама себя корит,Рождает сотни бед, несчастий и обид.
Навои
Правдивость речи хороша и гладкость,Но как прекрасна слов правдивыхкраткость.
Навои
Милее книги в мире друга нет.
Навои
Когда корысть звучит в словах, не верьНи лести женщины, ни проискаммужчины.
Навои
Слово, идущее от сердца, проникает в сердце.
Низами
Чтоб клады счастья обрести, прибегни ко всесилью слов.
Низами
Благородный муж в душе безмятежен
Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.
Конфуций
Достойный человек не идет по следам других людей.
Конфуций
Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.
Конфуций
Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
Конфуций
Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
Конфуций
Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.
Конфуций
При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.
Конфуций
Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
Конфуций
Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
Конфуций
Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
Конфуций
Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.
Конфуций
Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.
Конфуций
Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.
Конфуций
Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
Конфуций
Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
Конфуций
Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
Конфуций
Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
Конфуций
Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
Конфуций
Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, – конченый человек.
Конфуций
Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно! Беседовать с другом, приехавшим издалека, – разве это не радостно! Не быть по достоинству оцененным светом и не таить обиду – разве это не возвышенно!
Конфуций
Благородный муж думает о сложном. Низкий человек думает о том, что выгодно.
Конфуций
Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.
Конфуций
Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердости духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность – вот ноша, которую несет он: разве не тяжела она? Только смерть завершает его путь: разве не долог он?
Конфуций
Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
Конфуций
Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
Конфуций
Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
Конфуций
Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
Конфуций
Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.
Конфуций
Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.
Конфуций
Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле – и быть голодным. Он может посвятить себя учению – и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.
Конфуций
Благородный муж прям и тверд, но не упрям.
Конфуций
Если не привязываться прочно к миру, то и мирская грязь не пристанет к тебе. Если глубоко вникать в дела мира, то механический ум глубоко войдет в тебя. Поэтому благородный муж в своих устремлениях более привержен безыскусному, а в деяниях своих превыше всего ценит непосредственное.
Хун Цзычен
Помыслы благородного мужа – как голубизна небес и блеск солнца: не заметить их невозможно. Талант благородного мужа – как яшма в скале и жемчужина в морской пучине: разглядеть его непросто.
Хун Цзычен
Власть и выгода, блеск и слава: кто не касается их, тот воистину чист. Но тот, кто касается, а не имеет на себе грязи, тот чист вдвойне. Многознайство и хитроумие, сметливость и проницательность: кто лишен их, тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделен, а не пользуется, тот возвышен вдвойне.
Хун Цзычен
В жизни часто приходится слышать неугодные нам речи и заниматься делами, которые доставляют неудовольствие. Но только так мы найдем оселок, на которым отточится наша добродетель. А если слушать лишь то, что угодно слышать, и думать лишь о том, о чем приятно думать, то всю жизнь проживешь, словно одурманенный ядовитыми зельем.
Хун Цзычен
Ни в кислом, ни в соленом, ни в горьком, ни в сладком нет настоящего вкуса. Настоящий же вкус неощутим. Ни незаурядный ум, ни поразительный талант не есть достоинства настоящего человека. Достоинства настоящего человека неприметны.
Хун Цзычен
Небо и Земля вовек недвижимы, а эфир меж ними ни на миг не приходит к покою. Солнце и луна днем и ночью бегут друг за другом, а в бездне времен ничего не меняется. Поэтому благородный муж в час досуга должен думать о том, что не терпит промедления, а в минуту решительных действий должен быть празден.
Хун Цзычен
Если поля перед нашим взором расстилаются широко, вид их не забудется. Если добро, которое мы оставляем после себя, распространится далеко, память о нем не оскудеет.
Хун Цзычен
В получении награды не будь впереди других. В совершении добрых дел не будь позади других. Получая от других, не бери больше положенного тебе. В добрых делах не делай меньше доступного тебе.
Хун Цзычен
Хлопотливый человек беспокоится и о себе, и о других, никогда не оставаясь безучастным. Человек равнодушный не заботится ни о себе, ни о других, будучи ко всему безразличен. Благородный муж умеет соблюдать меру. Он не слишком хлопотлив и не слишком безучастен.
Хун Цзычен
Он богат, а я возвышен духом. У него высокий чин, а я следую долгу. Благородный муж никогда не позволит сильным мира сего связать себя. Человеческое упорство одержит верх даже над Небом. Постоянство помыслов перевернет целый мир. Благородный муж от самого творца всего сущего не примет обличия помимо своей воли.
Хун Цзычен
Если заболит печень, испортится зрение. Если заболят почки, ослабнет слух. Болезнь гнездится там, где она не видна, а проявляется в том, что всем заметно. Благородный муж, стремясь не иметь видимых прегрешений, прежде не совершает прегрешений там, где их никто не может заметить.
Хун Цзычен
Если из десяти слов девять правдивы, не считай это достижением. Достаточно одному слову не быть правдивым, как оно соберет вокруг себя тучу лжи. Если из десяти замыслов девять удались, не считай это успехом. Достаточно одному замыслу остаться неосуществленным, как вокруг вырастет лес попреков. Поэтому благородный муж ценит молчание и отвергает суетность. Он ценит безыскусность и отвергает хитроумие.
Хун Цзычен
Там, где грязь, кишит жизнь. Где вода чиста, не бывает рыбы. Благородный муж не должен чураться мирской грязи и не должен слепо подражать образцам непорочного поведения.
Хун Цзычен
Налетит ветер – и бамбук зашумит. Умчится ветер, и бамбук смолкнет. Летящий гусь отразится на поверхности замершего пруда. Улетит гусь, и на льду не останется его тени. Благородный муж размышляет о делах по мере того, как они встают перед ним. Дела пройдут, и сознание его становится пустым.
Хун Цзычен
В бедном доме чисто метут пол. Женщина, познавшая нужду, тщательно укладывает волосы. Где красота не порождена роскошью, прекрасно целомудрие духа. Добродетельный муж, даже живя в нищете и забвении, не придет в отчаяние и не изменит своим идеалам.
Хун Цзычен
Благородный муж, который неискренне делает добро, не отличается от низкого человека, который творит зло. Благородный муж, который изменил своим принципам, хуже низкого человека, который решил измениться к лучшему.
Хун Цзычен
Благородный муж не может поступать легкомысленно. Если я буду легкомыслен в поступках, мир опутает меня и во мне не будет ни стойкости, ни постоянства. В размышлениях нельзя быть мелочным. Если я буду мелочен в мыслях, вещи запачкают меня и во мне не будет ни мужества, ни свежести духа.
Хун Цзычен
Расцвет и изобилие предвещают упадок и гибель. Семена новой жизни таятся в увядании и смерти. Благородный муж, наслаждаясь покоем, должен готовиться к заботам и лишениям, а терпя невзгоды, должен хранить стойкость и твердо верить в то, что успех придет к нему.
Хун Цзычен
Голодные льнут друг к другу, сытые – разбредаются. К теплу тянутся, холода избегают. Вот беда всех людей. Благородный муж должен хранить целомудренный покой и никогда не изменять себе.
Хун Цзычен
Благородный муж, попав в беду, не горюет, а оказавшись на пирушке, не сторонится веселья. Он не робеет перед сильными мира сего и сострадает убогим и сирым.
Хун Цзычен
Тот – мужчина, кто честьне способен терять,Ради чести готов он и жизньпроиграть.Кто достоин в деяньях названиямужа,Чем сильней, тем способнейсмиренье принять.
Омар Хайям
Для достойного – нету достойныхнаград,Я живот положитьза достойного рад.Хочешь знать, существуют лиадские муки?Жить среди недостойных —вот истинный ад!
Омар Хайям
Признаешь превосходство других,значит – муж,Коль хозяин в поступках своих,значит – муж.Чести нет в униженье того,кто повержен,Добр к упавшим в несчастии их,значит – муж!
Омар Хайям
Благородству присущи и смелость,и честь,Это все в мудрецах многоопытныхесть.В чем же тайна любви к кучкепраха земного?Грязь на лик благородстване может осесть!
Омар Хайям
Благородство и подлость, отвагаи страх.Все с рожденья заложенов наших телах.Мы до смерти не станем ни лучше,ни хуже —Мы такие, какими нас создал Аллах!
Омар Хайям
Благородство страданием, друг,рождено,Стать жемчужиной – всякой ликапле дано?Можешь все потерять, сберегитолько душу,Чаша снова наполнится, было б вино.
Омар Хайям
Ведь если ты честь обрестине сможешь в сраженье —То, чести не обретя, умрешьв униженье.
аль-Муталабби
Что хочешь, увидишь на этой земле, —но после исканий бесплодныхПоймешь ты, чего не хватает ей:отважных и благородных.
аль-Маарри
Благоразумием прикрывать бессильеи страх души —Такие уловки только для тех,в ком чести нет, хороши.
аль-Маарри
Человек благородный везде отщепенецДля своих соплеменникови соплеменниц.
аль-Маарри
Слепую прихоть подавляй —и будешь благороден!Калек, слепых не оскорбляй —и будешь благороден!Не благороден, кто на грудьупавшему наступит.Нет! Ты упавших поднимай – 'и будешь благороден!
Рудаки
Доблесть – достояние стремящихся к высокой цели.
Фирдоуси
Ты в людях цени только нравблагородный,Не льстись на красу, не пленяйсянарядом.
Не жди воздаянья, благие деяньяверша.Награду сама обретет непреложнодуша.Вернется плодами – что пальмыкорнями впитали.В убытке ты будешь едва ли.
Аувейар
Больше всего мы гордимся тем, чего у нас нет.
А. Рюноскэ
Сильный попирает мораль. Слабого мораль ласкает. Тот, кого мораль преследует, всегда стоит между сильным и слабым.
А. Рюноскэ
Смятенья тяжкого души, бесчестья, домашних дрязг и разоренья своего не обнаружит мудрый муж.
Веталапанчавиншати
Мужество – это бесстрашие, разум – это понимание добра и зла, сила – это способность к действию, герой – кто совмещает в себе эти три достоинства.
Видьяпати
Неподобающая честь горше обиды.
Вишакхадатта
Не придавая значения недостаткам, знатоки умеют ценить достоинства…
Видьяпати
Тот, кто знает стыд, – благороден, даже если с пути собьется, но не ведом нисколько стыд человеку с низкой душою.
Видьяпати
Те люди благородны, которые отказались от поисков собственного счастья и стремятся к счастью для всех живых существ, которые искренне страдают страданиями остальных людей.
Викрамачарита
Кто ставит себе в заслугу чужие пороки, тот дурной человек. О чужих пороках или о своих добродетелях истинно благородный человек говорить не должен.
Викрамачарита
Неподобающая честь горше обиды.
Вишакхадатта
Если много читающий не знает, как употребить прочитанное, то его занятия бесполезны; если пишущий не в состоянии научить, как поступать, его занятия так же бесполезны; если совершается благородный поступок, не согласующийся с великой истиной, то, несмотря на его благородство, он бесполезен; если утвердиться в намерении, но не осуществить его в заботах о происходящем, хотя намерение и человеколюбиво, оно бесполезно.
Е Ши
Суть благородства в том, чтобы совершать и втайне дела, которых не будешь стыдиться, если о них узнают.
X. Казвини
У великого человека два сердца – одно истекает кровью, другое – стойко терпит.
Джебран
Закон достойных – творить добро и не ссориться.
Лао-Цзы
Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.
Лао-Цзы
Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.
Лао-Цзы
Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.
Лао-Цзы
Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.
Сюнь-Цзы
Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.
Абу-ль-Фарадж
Достоинству нас не научит тот,Кто недостойно сам себя ведет.
Джами
Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим.
Джами
Друг мой, благородному дружеству учись,У мужей, о юноша, мужеству учись.
Джами
Если хочешь, чтобы тебя ценили по заслугам, сам цени других людей.