Правовое положение отдельных групп населения Древней Индии. Древнее брахманское право
Право в Древней Индии
Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви.
Древнейшие индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами.
Наиболее известный из них сборник — Законы Ману(II век до нашей эры - II век нашей эры) - представляет собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Эти нормы - наставление можно разделить на три группы:
религиозные предписания брахманов;
нормы, регулирующие организацию государственной власти;
нормы гражданского и уголовного законодательства.
Сборник делится на 12 глав, каждая из которых состоит из стихов (шлок).
Законы Ману составлены в период острой борьбы между брахманизмом и буддизмом. При Ашоке (272—232 гг. до нашей эры) буддистская религия стала государственной. Брахманизм уступил союзу буддизма и государства, но продолжал оказывать сопротивление и вел борьбу за существование путем создания сборника, содержащего предписания "прародителя людей Ману".
Сборник законов "Нарада" составлен в более позднее время, чем Законы Ману - представляет собой трактат о праве. В нем нашли отражение процессуальные вопросы, нормы уголовного и гражданского права, содержащих элементы нового феодального права.
Артхашастра ("Наука о политике")- древнеиндийский сборник Законов, относящихся к периоду существования империи Маурьев (III век до нашей эры - II век нашей эры) содержит разделы, посвященные вопросам государственного строя, процесса, гражданского и уголовного права.
Правовые положения населения были изложены в разделе лекции "Общественный строй".
Право собственности
Основной отраслью экономики Индии являлось сельское хозяйство.
Формально земля считалась собственностью царя. Судя по источникам права, можно выделить две категории земель:
Но существовали и земли, принадлежащие брахманам, хотя в памятниках они не упоминаются. Что касается движимого имущества, то оно находилось в полной частной собственности. Свобода распоряжения движимым имуществом была широкой, что обусловило разнообразие сделки. Праву Древней Индии были известны следующие 7 правомерных способов приобретения собственности:
получение наследства;
находка;
покупка;
добыча;
ссуда под проценты;
исполнение работы;
получение подарка.
1—3 - законы для всех варн; 4 - только для кшатриев; 5—6 - для вайшьев, 7- только для брахманов. Право собственности приобреталось также в результате давности владения (10 лет).
Выморочное имущество представителей 3-х низших варн переходило к царю. Главным охранителем собственности считался царь.
Обязательственное право
В Законах не сказано о формах заключения сделок. Но Законы Ману предписывают при решении споров привлекать свидетелей, а при их отсутствии, прибегать к клятвам и ордалиям. Следует полагать, что сделки в Индии совершались устно, в присутствии свидетелей.
а) Обязательство из договоров. Объектами договора купли-продажи могли быть движимые вещи, надлежащего качества, веса и объема. Продавцом мог быть только собственник вещи. Договор займа имел широкое распространение. Обеспечением займа служила личность должника, его родственников, имущество (в т. ч. скот и земля). В случае не уплаты долга предполагалась отработка. Но низшие касты не могли заставить должника высшей касты отработать долг.
б) Поклажа (хранение). На хранение в Древней Индии могли отдавать разнообразные движимые вещи. Договор поклажи был безвозмездным. В случае если поклажеприниматель отказывался возвращать вещь, то он допрашивался судьей, который проверял его честность (Например: ответчику под каким-либо предлогом подкладывали золото. Если он возвращал золото, то дело его прекращалось. Если нет - считался виновным. Он был обязан вернуть золото вещь, подвергался испытаниям и наказывался). Поклажеприниматель не отвечал за сохранность вещи при форс-мажорных обстоятельствах.
Древнеиндийский закон четко устанавливал причины недействительности договоров. Недействительными считались договора:
заключенные пьяным, безумным или рабом;
заключенные вопреки обычаю или закону;
заключенные путем обмана.
в) Обязательства из причинения вреда. Они возникали из причинения вреда имуществу другого (пастух был обязан потерю животного, если не мог доказать, что старался предупредить потерю. За потраву он отвечал только в случае, если участок был огорожен) и из причинения вреда другому лицу (За вред, причиненный лицу при движении повозки, отвечал не только кучер, но и хозяин повозки тоже).
studfiles.net
Брахманы это интеллектуальная и духовная каста жрецов в Индии
Здравствуйте дорогие читатели моего блога! В этой статье я решил рассказать о том, кто же это такие брахманы, об особенностях их жизни и обязанностях, а также о кастах и варнах Индии. Надеюсь это даст вам шанс окунуться в богатое прошлое и прекрасное будущее этой страны где я часто бываю и иногда пишу свои путевые заметки или отчеты. Один из последних — жизнь в Удупи, если интересно увидеть Индию моими глазами, то посмотрите видео в указанной публикации.
Содержание статьи
Кто они – брахманы?
Несколько слов из истории
В Древней Индии существовало распределение на сословия общества. Ранее я об этом уже писал в статье — как понять свою природу. Брахман служил храму, кшатрий посвящал всю жизнь армии и военному делу и чаще всего это были правители страны, а вайшья торговал и занимался разнообразными ремеслами. На последней ступеньке этой лестницы находился шудра – слуга или наемный работник, который служил высшим классам общества, а те в свою очередь заботились о нем.
Варна брахманов
Варна — социальное положение, определялась качествами человека, но чаще всего ее также определяли по рождению. Система варн существовала с самого начала творения и об этом можно прочитать в Бхагавад Гите как она есть:
Бг 4.13
чатур-варнйам майа срштам
гуна-карма-вибхагашах
тасйа картарам апи мам
виддхй акартарам авйайам
В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. Но знай, что, хотя Я создатель этой системы, Сам Я, будучи неизменным, непричастен к какой-либо деятельности.
Каста брахманов
В более позднее время зародилась специфическая система разделения общества на касты. Каста это переродившаяся система варн. И она определяла род занятия человека, объясняла, кто такой каждый ее член только исходя из рождения и не учитывала качества человека. Родившись в определенной касте человек вынужден был быть всю свою жизнь в этой социальной среде.
Отдельно от всех существовали неприкасаемые, в их число входили кожевники и собакоеды (чандалы), которые даже своим присутствием могли осквернить других.
Женщины занимались исключительно хозяйством и детьми. Стоит отметить, что корова также занимала особое место в обществе, ведь она была кормилицей семьи.
Постепенная революция понятия
В современном мире брахманами называют членов наивысшей варны индийской системы социальной сегрегации, что— то на подобии нашего духовенства, действующего при церквях и монастырях.
Но изначально брахманами были религиозные жрецы, отвечающие за проведение ритуалов в храмах. Они владели санскритом, изучали наизусть Веды и передавали эти бесценные знания из поколения в поколение совершенно без изменений. В Древней Индии они считались олицетворением наивысшей духовной силы в человеческом облике.
Какие главные обязанности брахмана
Высокое положение в обществе требовало соответствующего поведения и следования многим правилам. Брахманам или браминам, как иногда их называют, необходимо было строго придерживаться своего предназначения и исполнять 6 обязанностей, определить которые мы можем из священных писаний, где точно прописано, чем занимались эти мудрецы.
6 обязанностей брахманов
Санскрит:
Патхана-патхана, йаджана-йаджна дана-пратиграх
Изучение Вед является основой занятости брахмана и первым правилом.
Следующий вид деятельности – передача полученных и освоенных знаний последователям и всем, кто в них нуждался.
Также брахман обязан поклоняться и проводить ягьи (ритуалы) от себя лично Богу.
Обучать поклоняться и проводить ягьи (жертвоприношение) Богу от других, так как только он обучен всем таинствам и тонкостям этого ритуала.
Более того, еще одно основное занятие заключалось в том, что ему необходимо принимать дары от других.
И кончено же раздавать пожертвования всем нуждающимся вместе со своими благословением.
С самых ранних лет, мальчики из семей брахманов отправлялись в школу духовного учителя, гурукулу. Там они под руководством гуру изучали все тонкости Ведической философии и постигали духовную науку служения Богу, Бхагавата дхарму.
Уникальным термином, наилучшим образом определяющим смысл служения брахмана является дхарма. Она подразумевает совокупность всех правил, которые обеспечивают жизнь в служении Богу.
Индийская философия объясняет ее, как единственный путь к достижению высшего совершенства. Они строго— настрого исполняли свой религиозный долг, поддерживая нравственные и духовные устои на высоком уровне.
Завидные права и привилегии брахманов
Авторитетность брахманов была безграничной и беспрекословной. Например в Ведическом обществе за некоторые виды тяжких преступлений могли назначить смертную казнь. Но брахманам смертную казнь не назначали никогда, даже если они совершали такие поступки.
Их изгоняли из общества и страны и для них это было самое тяжелое наказание. Законы совсем по— другому действовали на них, в отличии от суровых наказаний, предназначенных для других варн. Члены этой варны имели множество привилегий, указанных в законодательных актах.
Брахманы имели непосредственное влияние на правителя, так как они обладали глубокой мудростью и непредвзятостью. При царе собирался отдельный брахманский суд, который давал советы царю, и царь следовал им беспрекословно.
Один из ярких примеров это брахман Чанакья пандит. Он был советником у царя и при этом не получал никакого жалованья. Аргументируя это тем, что если он будет получать деньги от царя то впадет в зависимость от него и не сможет давать справедливые советы.
Проверенные тысячелетиями бесценные знания
Индийцы с особой трепетностью относятся к Ведическим священным писаниям, пытаясь следовать их букве. Конечно, в настоящее время это все постепенно утрачивается и забывается.
Веды, в частности Упанишады — это источник, из которого берет начало учение брахманов. Именно из Вед они черпают знания о духовной сущности человека, которая называется, джива или атман.
Также словом Брахман называют безличный аспект Господа, Абсолют. Верховная личность Бога, Кришна источник этого безличного брахмана, первоначало всего сущего, вечного и неизменного, что было в начале и останется навсегда. Еще это безличный аспект абсолюта называют ниргуна, то есть не обладающий никакими качествами. Следует понимать, что ниргуна брахман не обладает материальными качествами, а не вообще. Так как Абсолютная истина — это Верховный Брахман, Бог, Кришна, и он источник всех качеств которые находятся в нем.
Единственным способом постичь Абсолютную истину является шабда – процесс познания, слушания из авторитетного источника.
Изучая Веды на протяжении всей своей жизни и исполняя все предписания этих священных книг, брахманы желают достигнуть Бога, осознать его и служить ему. Имперсоналисты же хотят безличного освобождения, мокши или нирваны.
Почему высшая варна столь почитаема
Приверженцы низших каст особенно почитали жрецов за мудрость, которую они распространяли по миру. Так как брахманам, согласно текстам шастр, запрещалось зарабатывать на жизнь наемным трудом, то люди приносили им все необходимое, полностью обеспечивая как провиантом, так и одеждой.
По определению брахманы вели достаточно простой и аскетичный образ жизни. Основная еда для них — это вегетарианская пища, зерно, бобы, фрукты, овощи и молочные продукты. Цвет одежды брахмана зависел от того в каком духовном укладе они состояли. Саньяси, монахи, отрекшиеся от мира носили одежду оранжевого цвета( шафран), семейные — белого.
Все люди посещали храм, чтобы получиь даршан – возможность обратится к божеству, благоговейно лицезреть его. Но только брахманы могли совершать ритуалы в храмах это было их исключительным правом.
Также обычные люди могли узнавать о текстах Вед и всех накопленных в них знаниях только от брахманов. Они рассказывали о духовном и материальном мире, умели трактовать процесс эволюции, показывали человеку путь, который приведет его к совершенству.
Возможно ли стать брахманомв наше время?
В наш период в Индии раздел на касты запрещен конституцией, но сама система настолько сильно утвердилась в сознании населения, что ее невозможно искоренить. Сейчас же значение варнового распределения немного изменилось, исчезли строгие правила, остались лишь традиции.
Если изначально брахмана определяли по качествам, и им мог стать любой кто соответствует им, например который многие годы усердно придерживался священных предписаний, медитировал и занимался духовным развитием, то сейчас эти правила несколько изменились.
Система варн выродилась в кастовую систему, и брахманов определяли только по рождению, о чем писал выше.
Но в наше время также можно получить брахманский титул, если соответствовать всем канонам писаний, которые предписывают свод правил брахмана. Конечно, в Индии еще полным полно царят эти предрассудки, о кастовости и праву по рождению. Такие кастовые брахманы претендуют на свое исключительное превосходство и они никогда не признают выходцев из других сословий за равных себе. Но это всего лишь предрассудки, которые не находят отклик в священных писаниях.
Ничего не значит ни рождение, ни внешность, ни богатство. Главное – духовные достоинства человека и его качества.
Один из великих святых и реформаторов индийской духовности, Бхактисидханта Сарасвати Тхакур, очень рьяно сражался и одерживал победу в диспутах с так называемыми кастовыми брахманами, разбивая в пух и прах их доводы о том, что они имеют право претендовать на свое положение только по рождению.
Дорогие читатели! Надеюсь, что эта статья немного приоткрыла завесу удивительной и мною любимой культуры Ведической Индии, и вы сможете извлечь что то ценное и интересное для себя. Подписывайтесь и не забывайте порекомендовать страничку другим, чтобы они также ознакомились с секретами Ведическойской философии и тонкостями жизни брахманов.
veda108.ru
4. Судебный процесс по «законам ману»
О судебном процессе говорится мало. Судоговорение происходило публично. Дело возбуждалось по инициативе потерпевшего, поэтому его речью начиналось обыкновенно судоговорение. В качестве доказательств фигурируют главным образом свидетельские показания. В затруднительных случаях прибегали к клятве перед статуями богов.
Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.
Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.
Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” - только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.
5. Право собственности и обязательственное право в древней индии
В тот период когда были созданы Законы Ману в Индии стали хорошо понимать разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание.
Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь6.
Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.
Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.
Основная масса арийского населения Индии жила в условиях патриархального быта. Типичной была большая семья, объединявшая под одной кровлей всех нисходящих родственников ее главы: сыновей с их женами, детьми, женами их детей и их детьми. Имущество этой семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой. Сельская община выделяла ей участок земли. Отчуждать его было возможно не иначе, как по единодушному согласию всей общины. Частное хозяйство общинника, его надел, его поле и сад или пруд не могут быть произвольно отобраны силой или запугиванием .
Государство в лице царя могло выступать в качестве верховного собственника всей земли, но оно не мешало сельской общине, как и входившим в нее хозяйствам, продавать и покупать землю, дарить и обменивать ее.
За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.
Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что, если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.
Обязательственные отношения получили в Законах Maнy довольно тщательную разработку. В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
Много внимания уделяют Законы Ману договору займа. Устанавливается максимальный размер процентов (2 % в месяц для брахмана, 3 % - для кшатрия, 4 % - для вайшьи и 5 % - для шудры). Указываются средства обеспечения: среди них поручительство другого лица и залог вещи.
В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.
Договор купли-продажи также упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и торговля рассматривалась как занятие, недостойное для высших каст.
Вместе с тем государство сохранило за собой верховный надзор за тем, как продаются недвижимости, и в случаях, когда продавец получал более положенного, изымало излишек в свою пользу; если при спорах между селениями обе стороны делали ложные заявления, поля переходили государству. Последнему же принадлежали пустоши, леса, найденные в земле клады, не говоря уже об обширном царском домене.
При продаже вещей, обладающих скрытыми недостатками, разрешалось расторжение договора; для расторжения сделки по покупке негодных «четвероногих» давался срок в полтора месяца, для расторжения сделки о «негодных» рабах - один год.
studfiles.net
6. Брачно-семейное и наследственное право по «законам ману»
Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Ему принадлежало право наказывать членов семьи своей властью. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой» (ст. 299 гл. VIII). Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.
Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодно для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Неоднократно также подчеркивается, что призвание женщины - это рождение детей и забота о семье (ст. 27 гл. IX и др.).
Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продать и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщины из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудра на брахманке. Дети, рожденные от браков между лицами, относящимися к разным варнам, были ущемлены в правах, а брак шудры с брахманкой порождал чандалов, считавшихся отверженными.
Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить часть от своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.
Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.
В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами. Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое. При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.
Заключение
В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и другие формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.
На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и неприкасаемые).
В "Законах Ману" воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т.д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы: “Само рождение брахмана - вечное воплощение дхармы. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что существует в мире, это собственность брахмана”.
При своем высоком статусе царь, по “Законам Ману”, должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и “изначальному искусству управления”. Главное назначение царя (вместе с его слугами) - быть охранителем системы варн и всех, кто следует присущей им дхарме.
Безусловно, Законы Ману внесли огромный вклад в развитие государства и права. Рассматриваемые государственно-правовые явления Древней Индии дают общее представление об основных типах восточной деспотии и древневосточных правовых системах
СПИСОК
studfiles.net
Брахман - это... Брахманы в Индии
Индия является страной с чрезвычайно интересной и древней культурой. В современном индийском обществе влияние той былой культуры все еще ощутимо. Высшим слоем общества в Индии издавна считаются брахманы или, как их еще называют, брамины. Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры – кто они такие? Какой вес в обществе имеет та или иная варна? Кто такие брахманы? Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Индийская легенда
Индийцы рассказывают легенду, которая объясняет появление четырех варн (сословий). Согласно этой истории, разделил людей на классы бог Брахма, расчленив Первочеловека Пурушу. Рот Пуруши превратился в брахмана, его руки - в кшатрии, бедра – вайшья, а ноги – шудра. С тех пор индийцы упорно подразделяют людей на касты, которые во многом определяют судьбу каждого жителя этой страны.
Разделение каст в древности и их влияние на общество в современности
Касты, или определенные слои общества, до сих пор имеют огромное влияние на жителей Индии, несмотря на то что в 1950 году закон о разделении жителей на них был отменен. Проявление давних законов все еще присутствует – и это заметно при знакомстве двух людей, которые принадлежат к одной касте. О причислении к тому или иному слою общества говорит не только поведение индийцев, но и их фамилии. К примеру, фамилия Ганди, несомненно, принадлежит человеку из торговой касты из Гуджарата, а брахман – это Гупта, Дикшит, Бхаттачария.
Кшатрии – класс воинов
Помимо брахманов, индийское общество подразделяется еще на 3 класса - есть кшатрии, вайшьи и шудры. Кшатрии – это вторая по статусу каста после брахманов, в которую входят воины, защитники государства. Название этой касты означает «власть», поэтому нет ничего удивительного в том, что именно к ней принадлежали многие индийские правители. Кшатрии могут похвастаться наличием особых прав – им прощаются такие проявления эмоций, как гнев, страсть и т. д., они могут наказывать и миловать. Закон для них превыше всего. Также из данной касты получаются отличные военные, должностные лица, и даже управляющие в поместьях. Именно брахманы издавна были советниками кшатриев – это сотрудничество являлось взаимовыгодным, ведь задача брахманов заключалась в том, чтобы работать умом, а кшатриям предстояло действовать. Философия индуизма рассматривает и другие касты, менее статусные.
Вайшьи – ремесленники и торговцы
Вайшьи – это представители третьей по статусу варны (по одной из версий, слово переводится как «зависимость», по другой – «народ»). Она считается наиболее многочисленной, так как именно к ней относятся ремесленники, торговцы, ростовщики. Правда, в последнее время она считается варной торговцев, потому как еще в древние века многие христиане потеряли свои земли, начав восприниматься как шудры – четвертая варна, самая низкая по статусу (не считая Неприкасаемых - особую касту индийцев).
Шудры: слуги и разнорабочие
Шудры – это люди, которые находятся в подчинении. Если высшей варной считаются как представители бога брахманы, шудры занимают самую низшую ступень, и их обязанностью является служение трем более высоким варнам. Когда-то их подразделяли на чистых (брахманы могли принимать из их рук еду) и нечистых. Считается, что данная каста сложилась позже других, и состояла она из людей, потерявших землю, а также рабов и арендаторов. В наше время шудрами можно назвать практически все население Индии. Существует также каста Неприкасаемых, которые, по сути, не относятся ни к одной варне. В нее входят рыбаки, проститутки, мясники, уличные артисты и бродячие ремесленники. Отдельная джади Неприкасаемых вообще уникальна – она включает в себя трансвеститов, евнухов и т. д. Неприкасаемые почти полностью изолированы от индийцев, принадлежащих к другим кастам – они не имеют права не только разговаривать с ними, но и прикасаться к их одежде. Им также запрещается посещать государственные учреждения и ездить в транспорте. И, наконец, поговорим о брахманах, которые, в отличие от Неприкасаемых, считаются самой уважаемой кастой в Индии и пользуются особыми привилегиями.
Брахман – это представитель высшей касты в Индии, аналог европейского духовного наставника. Эти люди являются членами высшей варны. В древние времена в руках брахманов сосредотачивалась вся власть. Они были жрецами, советниками царей, хранителями старинных манускриптов, учителями и учеными. Среди брахманов встречались также монахи и судьи. Ранее в их задачи входило воспитание детей и подразделение их на варны – для этого учитель анализировал поведение ребенка. В наше время варна передается, как правило, по наследству, что не совсем правильно, ведь каждая каста обладает индивидуальными особенностями характера, о чем говорит бог в индуизме. К примеру, задача брахманов – это созидание и освобождение. Классический брахман не думает о мирских проблемах, он погружен во что-то более глубокое и настоящее. Кшатрии уверены, что главное для них – выполнение долга, для вайшьи – обогащение, для шудры – плотские наслаждения.
Обратимся к словарю
Слово «брахман» в переводе с древнего индийского языка санскрита означает «духовное начало», символизирующее высшее безличное существо, которому чужды и неинтересны мирские дела. Также данное слово означает молитву.
Согласно другому толкованию, брахманами называют священные книги, которые представляют собой комментарии к Ведам (так именуется сборник самых старых священных писаний на санскрите).
Брахман – это философ, издавна почитаемый жрец и даже правитель. Они ассоциировались у индийцев с высшими существами, наиболее приближенными к религии, а значит, к богу. Тем не менее, индуизм переживает не самые лучшие времена, так как число индуистов, по статистике, там ниже, чем христиан и мусульман. Однако в настоящее время многие брахманы в Индии являются людьми всесторонне развитыми, не перестающими учиться и расти интеллектуально. Они стараются поддерживать свой статус, сохраняя древние традиции. Но так ли все радужно, как звучит, на самом деле? Давайте рассмотрим плавный переход брахманов от древности к современности.
Брахман - это кто? История и современность
Брахманы – это волхвы (в русском языке). Раньше брахманов почитали даже больше, чем правителей, ведь их можно назвать духовными наставниками, которые направляли народ на путь религии. В наше время их также уважают, несмотря на то что далеко не все люди, имеющие подобный статус, живут по законам. Собственно, обряд в наше время может пройти любой и стать брахманом, но важно также соблюдать данные во время мероприятия обеты.
В наше время к брахманизму, по большому счету, приходят немногие, потому что эти люди представляют собой более духовное, а не физическое воплощение человека.
В современной Индии многие люди этой варны представляют классы интеллигенции и господствующие сословия. Тем не менее, нужда порой заставляет брахманов нарушать древние устои - выбирать работу в качестве прислуги или мелких служащих. Также среди брахманов встречаются крестьяне. Отдельная группа (джади) браминов живет лишь благодаря подаяниям туристов.
Люди, рожденные в касте брахманов, имеют ряд ограничений, наложенных на них статусом.
Брахман не может принимать пищу из рук представителей других каст, потому что они считаются низшим сословием. При этом брамин сам может поделиться с любым человеком пищей.
Брахман не может заниматься физическим трудом, так как его работа является духовной или интеллектуальной.
Брак между брахманом и представителем другой варны невозможен. Однако брамин имеет право выбрать свою вторую половинку из другой общины браминов.
Некоторые брахманы не употребляют в пищу мясо.
Иностранцы шутят, что многие индийские программисты являются брахманами.
«Частицей» брахмана является атман. Это индивидуальная сущность, субъективное психическое начало. Атман и брахман – это разные, но неразделимые вещи. Индийцы уверены, что в каждом человеке есть глубинная сущность, которая способна открыть ему путь к счастью. В то время как брахман является чем-то более неизведанным, тем, что выше человеческого понимания и осознания, атман скрыт в каждом человеке, каждое внешнее проявление руководствуется им.
Философия индуизма, несмотря на то что в Индии не так уж много ее сторонников, до сих пор оказывает существенное влияние на многослойную систему разделения варн. В сущности, даже когда индийский царь Ашока принял буддизм в качестве государственной религии, система осталась прежней, что говорит о ее невероятной устойчивости в процессе больших изменений.
В философии индуизма существует несколько сущностей бога
Бог брахман воспринимается как безличная сущность. Достигнув ее, человек обретает блаженное состояние, которое можно назвать (в буддизме) нирваной.
Паратигма является вездесущим проявлением бога, которое находится в каждой частичке материального мира.
Бхагаван – верховная личность бога, проявляющаяся в различных формах – Вишна, Кришна и т. д.
Более того, различные течения индуизма воспринимают религию по-разному, поэтому бог в индуизме не имеет единого облика.
Заключение
В этой статье мы разобрали понятие «брахман», а также рассмотрели другие касты, на которые испокон веков подразделяется население Индии.
fb.ru
Правовое положение отдельных групп населения Древней Индии
Сословно-классовое деление общества Древней Индии. Законы Ману. Религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами. Правовое положение варн.
Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы.
Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.
Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп - варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы - Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.
Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев", т.е. кшатриев по обету, а не по рождению.
Название третьей варны "вайшии" произошло от слова "виш" - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников. Обособлению кшатриев среди своих соплеменников - вайшиев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии — полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.
В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.
По мере консолидации высших варн - брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян.
С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.
В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными (VIII, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20-25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54-55).
В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других - эти различия отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения - к рабам).
Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах - "самскарах", за исключением самскары брака. За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг - привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр - единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхарма-шастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых неприкасаемых каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам "очищения" от "загрязнения" при таком общении и пр. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.
Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали фактическое положение индивида в системе общественного производства и распределения, непосредственно связанного с его отношением к собственности на землю: государственной и общинной. Это и дает основания говорить с определенной долей условности о варнах как о сословиях-классах.
Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной территории непосредственно переходила в царские владения (сита), судя по Артхашастре здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая - очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых временных пожалований, в "кормление". Они приобретали право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств.
С государственной собственностью на землю была связана эксплуатация общинников-крестьян господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц управленческого аппарата, царских чиновников, военачальников и пр., осуществляемая путем взимания ренты-налога. Другая система эксплуатации существовала в рамках самих полуавтономных изолированных общин с присущим им органическим соединением земледелия и ремесла. Общинная верхушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общины.
Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.
Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими правомочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.
Полноправный общинник-землевладелец, чаще всего вайший, сам мог быть эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители "неприкасаемых" каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было число рабов и в ремесле.
Усиление имущественной дифференциации во второй половине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться "как к шудрам".
В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов. Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление зажиточной торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в корпорации, выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин.
В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки предписаниям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об этом свидетельствуют Законы Ману (X, 129): "Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов". О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, "неприкасаемые" касты париев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются лица, "презренные даже для отверженных" (X, 39).
Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.
studentu.info
Законы Ману: общая характеристика
В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.
Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.
На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).
В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.
Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.
Публичное право по законам Ману
По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов.
В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов. Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности, затем - всех вместе, и самостоятельно выносил решение.
Местная власть так же, как и у древних германцев и славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев.
Царь назначал старосту для 10 деревень, затем - для 20, 100. 1000 деревень = город.
Налогами облагались некоторые животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода. С личности налог не взимался. Размер налога колебался от 1\5 до 1\6.
Существовали т.н. литургии - общественно полезные работы, как-то постройка укреплений, каналов, дорог и пр. По законам Ману царь имел право на 1 день работы населения в месяц.
По Артхашастре царь обязан защищать своих подданных и поддерживать мир. Он не имел права делать народу того, чего не сделал бы самому себе.
Земельный фонд подразделялся на частную, общинную и царскую собственность. Отчуждение земли было достаточно свободным.
Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману
В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.
Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” - это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” - т.е. к ним применялся обряд “второго рождения” - инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей.
Примерно со 2-го века до Р.Х. и позже распространилось кастовое деление. “Jaty” (в переводе - “качество”) - деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию.
Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.
Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.
Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.
Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие - с 24 лет.
У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания - с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет).
Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.
Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.
Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:
1. молиться
2. изучать веды
3. получать подарки.
Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.
Также необходимо заметить , что юр. положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться - только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.
Суд, его органы и процесс по законам Ману
Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.
Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.
Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” - только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.
Обязательственное право по законам Ману
В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:
–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться
–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.
–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).
Виды договоров:
ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.
ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.
Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.
КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.
Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.