Зарождение китайской пейзажной живописи в эпоху Тан 唐 « Школа живописи У-Cин
У Даоцзы был реальной исторической личностью. Сегодня осталось лишь несколько росписей и картин за его авторством. Это образы даосских и буддистских святых. Традиция причисляет его к числу 4-х отцов основателей китайской традиционной живописи.
Остальные трое – это Гу Кайчжи (кит. 顧愷之) (IV-V вв), Лу Таньвэй (кит. 陆探微 сер. V века), Чжан Сэнъяо (VI –VII вв).
Картины Четырёх отцов основателей китайской живописи Вы сможете увидеть ниже:
Многим эти картины могут показаться немного странными и непохожими на то что мы привыкли считать китайской традиционной живописью, но именно с этого она начиналась. Выше мы писали о глубоких даосских корнях китайской пейзажной живописи, но надо так же всегда помнить и осознавать, что живописная традиция Китая во многом сформировалась под влиянием Индийской культуры, ретранслируемой через буддизм. Ведь самые первые памятники китайской живописи это именно образы буддистских святых. Это индийское влияние легко заметить и в схожести шести базовых законов китайской живописи Лю фа с шестью базовыми законами индийской живописи «Саданга».
Часто мы повторяем тезис о том, что Китайская живопись очень древняя, но не отдаём себе отчёт при этом, что в Китае реальная живописная традиция зародилась в то же время, что и в Европе (III – VIII века) и под давлением всё тех же обстоятельств. Изначально, как и в Европе раннего средневековья это была религиозная живопись.
И на вторую ступень развития китайская традиция вступила, так же как и европейская. Этой ступенью была светская живопись эпохи династий Суй и Тан (VI-IX века). Таким образом, первым жанрами китайской живописи была живопись фигур. Пейзаж на таких полотнах появлялся лишь иногда, в сопровождении к большим фигурам божеств и царей на переднем плане.
Самой известной героиней живописи людей стала любимая наложница императора Сюань Цзуна Ян Гуй Фэй. Роковая привязанность императора к наложнице стала причиной крупнейшего кризиса династии Тан, чуть было не разрушившего всю империю.
Второй прелюдией к зарождению китайской пейзажной живописи Гор и Вод были события в светской и духовной жизни династии Тан. Именно во времена династии Тан были написаны первые дошедшие до нас пейзажи.
И здесь ещё один слом шаблонов для тех, кто привык видеть китайский пейзаж монохромным. Первый из дошедших до нас пейзаж – не был монохромным, он относился к жанру «Сине – зелёных пейзажей» или «Золотисто – зелёных пейзажей».
Речь идёт о картине Ли Чжа Дао (李昭道) «Путешествие императора в царство Шу». Более позднюю копию этой картины Вы увидите ниже:
И хотя это одна из самых древних картин похожего жанра, дошедшая до нас, традиция рассказывает о том, что и до Ли Чжа Дао многие известные художники писали пейзажи именно в этом жанре, используя для своих произведений самые яркие краски. Художники многих последующих поколений, стремясь «кистью вернуться к истокам» создавали сине зелёные пейзажи.
Вот примеры этого жанра:
Но мы вернёмся к картине Ли Чжа Дао «Путешествие императора в царство Шу».
Эта картина рассказывает про один из самых драматичных моментов в истории Китая: спасаясь от восстания Ань Лу Шаня, император Сюань Цзун вместе со своей наложницей Ян Гуй Фэй бежит на юг. До конца этого путешествия наложнице дожить не суждено.
Таков был кризис, ставший одной из причин кардинального поворота в истории китайской живописной традиции.
Но начиналось правления династии Тан иначе. Начало правления династии Тан VII –VIII века – до сих пор считают крупнейшим за всю историю Китая подъёмом могущества «Срединного царства». Это же – один из самых ярких периодов в длительной истории китайской цивилизации. Гигантская империя Тан, чьи границы простёрлись от побережья «Восточного моря» до Бухары и Самарканда была самым богатым и развитым государством мира.
В то время, как Европа VII века переживала тёмные века, в Китае существовала развития банковская система, печатались бумажные деньги, изготавливался фарфор и шёлк.Бесчисленные богатства, полученные от прибыльной торговли по Великому шёлковому пути стекались в Чанъань – самый большой и богатый город планеты. Естественным следствием этого благополучия был пышный расцвет светской культуры. Прежде всего – поэзии. Три величайших поэта в истории Китая жили именно тогда, в эпоху Тан. Это были Ли Бо, Ду Фу и Ван Вэй. Все они были современниками уже перечисленных нами выше художника У Дацзы, императора Сюань Цзуна и его наложницы Ян Гуй фэй.
Поэзия трёх величайших мастеров эпохи Тан – бессмертна и поныне их мастерство считается непревзойдённым. Львиная часть этих чудесных стихов имеет в свое основе пейзажные мотивы. Приведём по одному стихотворению от каждого автора.
Ли Бо獨坐 敬亭山衆鳥高飛盡孤雲獨去閒相看兩不厭只有敬亭山Птицы исчезли, в выси неба растаяв;Облако скрылось в поисках отдохновенья…Видеть друг друга нам не надоедает,Милые горы Беседки Благоговенья!
Ду Фу兩個黃鸝鳴翠柳一行白鷺上青天窗含西嶺千秋雪門泊東吳萬里船Две жёлтых иволги поют средь изумрудных ив.Всё выше белых цапель строй под синь небес плывёт.В окошке Западный Хребет молчит, в снегу застыв;Корабль с восточных рубежей причален у ворот…
Ван Вэй獨 坐 幽 篁 裡彈 琴 復 長 嘯深 林 人 不 知明 月 来 相 照Один сижу в бамбуковой глушиИ свистом вторю циневой струне*.О чаще сей не знает ни души,Куда светить придёт луна ко мне.
Все трое великих поэтов так же были и великими каллиграфами, но Ван Вэю суждено будет стать апологетом китайской монохромной пейзажной живописи.Император Сюань цзун прослыл как покровитель искусств и его увлечение Ян гуй Фэй должны были прославлять величайшие поэты и живописцы поднебесной.
Но эта восславленная в поэзии и стихах привязанность оказалась роковой, увлечённый делами любовными император не уделял более управлению государством внимания. В империи назревал кризис. Командующий войсками Ань Лушань готовил восстание. К тому же он так же влюбился в первую наложницу императора и готовился «освободить её вместе со столицей империи».
Восстание Ань Лушаня привело к одной из крупнейших в истории Китая гражданских войн. Подобно императору, многие знатные дворяне вынуждены были бежать в горы. Среди тех, кто бежал, был и поэт – каллиграф Ван Вэй, укрывшийся в Чань буддистском горном монастыре. Сегодня традиция Чань нам более известна в её японском прочтении как Дзен. Годы проведённые Ван Вэем в буддистском монастыре оставили глубокий след, как в его творчестве, так и в культуре всего дальнего Востока. Именно там, в монастыре Ван Вэй начал писать стихи и картины, пронизанные эстетикой Чаньской аскетичной жизни.
Вернувшись в свет из монастыря, Ван Вэй смог приобщить китайскую элиту эпохи Тан, оправлявшуюся от ужасов гражданской войны к эстетике Чаньского монашеского быта. Тогда же первые японские посланники прибывают к китайскому двору и так же оказываются очарованы эстетикой монашеской Чаньской культуры в изложении Ван Вэя.
Элементы этой культуры, появившиеся в свете сейчас нам известны, как титульные для культур Китая, Японии и Кореи. Это искусство выращивания маленького дерева в горшке, известное нам под японским именем Бонсай, в Китае именуемое Пенцзин. Это традиция чаепития и эстетика чайной церемонии до Ван Вэя не известная ни в Китае ни в Японии, а нынче распространённая по всему миру.
Поэзия Ван Вэя, написанная в чаньском монастыре тысячелетием позже вдохновила великого японского поэта Ба Сё на создание уникального стиля, известного сегодня нам как «хокку».
И конечно же Ван Вэй стал основателем нового стиля живописи, которая опускает всё лишнее и оставляет главное, живописи свободной от страстей мира, – пейзажной живописи тушью.
Пейзаж Ван Вэя, изображающий заснеженную долину до нас не дошёл, но дошли его более поздние репродукции:
Именно с этой картины берёт начала гигантский жанр «зимних монохромных пейзажей». Приведём ниже небольшую подборку работ древних мастеров: Ван вэй так же известен как автор первого в истории трактата о пейзажной живописи «Тайны живописи». Начинается этот трактат со слов «Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет природу природы, он закончит деяние творца. Порой на картине всего лишь в фут пейзаж он напишет сотнями тысяч верст. Восток, и запад, и север, и юг лежат перед взором во всей красе. Весна или лето, осень, зима рождаются прямо под кистью.
Чань-буддистская философия, дала дальневосточной пейзажной живописи ещё один уровень смысла и символики. Именно этой философии китайский пейзаж обязан своими монохромными тонами.
Метки:
горы-воды живопись У-син Китай китайская живопись мастер-класс московская школа живописи У-син пейзажная живопись у-син У-син шань-шуй
usinart.ru
Изобразительное искусство Китая
Китайская национальная живопись гохуа появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков—горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным, как дракон.
Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью.
В Китае издавна говорят о близости живописи и каллиграфии. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами ( кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Между китайской каллиграфией и живописью столько общего, что они считаются родными сестрами. Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимосвязаны и двигают друг друга вперед. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Самыми простыми линиями китайские живописцы создали произведения высокого художественного совершенства.
В живописи используется особая тушь, совершенно не похожая на употребляемую на Западе. В Китае для письма и рисунков всегда употребляют плитки первосортной , с чёрным лаковым блеском , туши, в приготовлении которой китайцы достигли большого совершенства. Растирая плитки с водой до густой или жидкой консистенции, получают тушь, с помощью которой художники создают широкое разнообразие тонов. Благодаря размывам разбавленной туши , живописцы передают наитончайшие оттенки от густого чёрного до прозрачного бледно-серого. В Китае письменные принадлежности: кисть, тушь, бумага и тушница—считались “четырьмя драгоценностями” [вэнь фан сы бао].
Для китайской живописи характерна многоточечная и рассеянная перспектива, лаконичная и ясная композиция из пятен локального цвета с выразительными и ритмичными контурами, а также плоскостная живопись без светотеневой лепки. Китайский художник может на длинном и узком бумажном или шелковом свитке воспроизвести реку, создавая ощущение бесконечности речного простора, увиденного сверху или сбоку, а также множество ландшафтов, казалось бы скрытых от зрителей линией горизонта. Этого нельзя достигнуть с помощью фокусной перспективы. Многоплановая перспектива китайской живописи позволяет художнику дать полный простор своему воображению и создать художественный мир, не связывая себя рамками ограниченного горизонтом пространства.
Реалистическое начало непосредственного наблюдения действительности сочетается в китайской живописи с рядом условных канонов. Её величавая простота и благородная строгость не исключают тонкости декоративных деталей.
В образах китайской живописи часто воплощаются глубокие философские идеи. В различные периоды развития живописи на неё наложили свои отпечатки конфуцианство, даосизм и буддизм. Родоначальник теории живописи Сэ Хэ в своих “Заметках о категориях старинной живописи” ( 490 г .) сформулировал шесть основных принципов, которыми должны руководствоваться художники. И самый первый из них состоял в требовании передать в живописи “одухотворённый ритм живого движения”, который присущ всему в природе, передать его сущность, а не внешнее натуралистическое изображение.
В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж “горы и воды”, живопись “цветов и птиц”, портрет и анималистический жанр.
Образам китайской живописи придавалось символическое значение , связанное с идеями древней космогонии. Структуру живописного свитка определяют важнейшие начала - Небо и Земля, между которыми разворачиваются основные действия, определяющие внутреннюю динамику картины. Трактаты по искусству композиции учили художника: “Прежде чем опустить кисть, непременно определи место Неба и Земли... Между ними заботливо расположи пейзаж”.
Дуалистическая структура мира, утверждённая в глубокой древности , представала как зримо воплощённые в Небе и Земле два противоположных принципа мироздания : мужская сила — [ян] и женская сила — [инь]. Взаимодействие этих сил порождало пять первоэлементов: воду, огонь, дерево, металл и землю, которых образовано всё реальное, всё сущее.
Годовой цикл воплощал круговорот рождения и смерти вещей. “Четыре времени года”—излюбленный мотив китайских художников. Кульминацией этого цикла был день зимнего солнцестояния, когда сила ян испытывала наибольшее напряжение, когда свершалось таинство слияния Неба и Земли, когда в недрах тьмы зарождался свет Поэтому зимний, снежный пейзаж считался лучшей формой в выражении сути бытия.
В китайских пейзажах горы считались олицетворением мужского светлого начала ян, а воды — женского тёмного начала инь, из сочетания которых, по древним представлениям , возникает вселенная. Горы—кости земли, потоки воды—вены, кровь, пульсирующая, несущая жизнь и движение. Художник стремился передать сущность, мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы. Поэтому ему были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству.
Природа рассматривалась как место спасения от гнёта общества , как убежище, где одинокий отшельник, поэт и философ, наслаждается её красотой. Рассматривая пейзаж, тонкий ценитель и знаток живописи “ терялся в странствиях” по далям. Художник старался передать лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой. Он призывал к слиянию с ней, к постижению ее тайн.
Миниатюрность человеческих фигурок, изображённых на фоне грандиозных ландшафтов, должна была вызывать мысли о величии вселенной, в которой человек является незначительным звеном, подчинённым её могучим силам.
В этом состояло отличие представлений китайской культуры от европейской, где человеку уделялось главное внимание и его изображали как могучую творческую силу, преобразующую мир.
В китайских пейзажах как бы соединяются три мира: мир воды, мир камня и мир дерева. Их объединяет особая живописная организация времени и пространства, являющаяся отражением четвёртого, важнейшего мира. Особое значение придавалось изображению воды, которую почитали как “нектар богов”. Согласно легенде, феникс стал символом чистоты, потому что напоен водой. Водопад — символ встречи Неба и Земли. Он, подобно дракону, выражает единство бытия и небытия. К миру воды относятся и облака — “небесные горы”. Реки, озера, ручьи облагораживают Землю своим небесным и абсолютным началом.
Мир камня спускает нас с неба на землю , хотя и камни содержат небесное начало, в частности , в уходящих в заоблачные выси горных пиках, относящихся к сфере неба и воды. Камни считались “остовом Неба и Земли, обителью духов”.
В китайской живописи существует эстетический культ дерева. Особенно часто изображается ива, которая является символом скромной красоты и утончённости. Она — знак весны в природе, атрибут богини материнства Гуаньинь и поэтому символ красоты и доброты. Женское изящество всегда сравнивается с гибкостью ивы.
Особой популярностью в китайской живописи пользуется сосна, олицетворяющая и конфуцианскую сдержанность и стойкость, и даосский идеал “ пользы бесполезного”, то есть изогнутого, сучковатого и непригодного для поделок, и древнюю идею вечной юности. Деревья, подобно камням , воспринимаются как живые.
Особым разделом жанра “цветы и птицы” является живопись так называемых “ четырёх благородных”: орхидеи , дикой сливы мэйхуа, бамбука и хризантемы. Среди этих растений космогоническую идею несёт мэйхуа. В монохромной живописи бамбука заключается смысл конфуцианской этики и даосской философии. Орхидеи и хризантемы имеют более личный, сокровенный смысл. Орхидея воплощает простоту, чистоту и скрытое благородство. Хризантема — прекрасна, скромна и целомудренна, воплощение торжества осени. Этот цветок — символ возвышенного одиночества.
Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. На китайских картинах бамбук — это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер.
С популярностью бамбука может соперничать только изображение ветки с нежно-розовыми, белыми или жёлтыми цветами дикой сливы мэйхуа. Она также символизирует гордого человека кристальной чистоты, несгибаемость и стойкость, так как живые соки сохраняются в деревьях и в морозы. Цветок означает солнечное начало ян , а само дерево, ствол и ветки, наполненные соками земли, олицетворяют её силу инь. Символика мэйхуа конкретна: цветоножка—это абсолютное начало; чашечка, поддерживающая цветок, рисуется тремя штрихами , так как воплощает три силы — Небо, Землю и Человека. Сам цветок является олицетворением пяти первоэлементов и поэтому изображается с пятью лепестками. Все части , связанные с деревом, имеют чётное количество элементов, что отражает устойчивость — свойство Земли.
Изображение “трёх друзей холодной зимы” (мэйхуа , бамбука и сосны) вместе с орхидеей, составлявших “четыре совершенных”, символизировало чистых благородных людей, чья дружба и взаимная поддержка прошли все испытания.
Язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства. Тот, кто не понимает смысла иносказаний, не может постичь китайскую живопись. Назовём ещё некоторые популярные символы в изобразительном искусстве: дракон и птица феникс - символы власти, могущества и силы, а дракон также символ императора, а сейчас Китая и мужского начала; феникс - императрица , женское начало; лев-символ мощи и благородства; тигр-защитник от злых духов; журавль, черепаха старые камни - символы долголетия; летучая мышь, сорока—символы счастливой вести; голубь—символ мира, появился недавно; селезень с уткой , две рыбки, две бабочки, два цветка лотоса на одном стебле — символы супружеского счастья; лотос — символ внутренней чистоты ; пион — символ человеческой красоты, богатства , изобилия , почести и пышности; персик — символ долголетия и бессмертия; рыба карп — символ пожелания счастья и успехов; гранат — символ пожелания большого мужского потомства; множество цветов — символ расцвета китайского искусства.
mirznanii.com
Китайская живопись
Китайская живопись, и Вы наверное согласитесь со мной, - это одна из самых ярких жемчужин китайской культуры. Для каждого из нас при мыслях о Китае привычны ассоциации с боевыми искусствами, экзотической едой, множеством сортов чая, а для кого-то это акупунктура и гимнастика цигун, но мало кто при знакомстве с далеким Китаем не сталкивался с таким удивительным явлением как китайская живопись. Она никого не оставит равнодушным своей особой манерой, несвойственной искусству западного мира. Это начинаешь понимать, когда изучая свитки древних мастеров, глядя на монохромные горные пейзажи невольно слышишь дуновение ветерка, скрежет цикад и аромат древней сосны на отвесной скале.
Так сложилось, что древние китайские мастера живописи практически никогда не были исключительно художниками. Свитки мастеров далекого прошлого украшены ещё поэтическими высказываниями или философскими думами, которые художник стремился выразить в первую очередь рисунком, или просто мастер решил записать мысль, которая пришла ему в голову. Немного я коснулся истории, и отправившись в библиотеку открыл для тебя тот факт, что выдающиеся китайские художники в первую очередь были чиновниками или политиками, а по совместительству и поэтами и философами, музыкантами и мастерами боевых искусств. И наверно нет ничего в этом удивительного, тк китайские искусства ставят акценты и приоритеты в таких местах, которые важны в любом ремесле. И отсюда выходило например, что искусство владеть мечом цзень и владеть кистью были в чем-то очень похожи.
Китайская живопись или как принято её называть «гохуа», что правильнее перевести как «традиционная живопись» это, в моем понимании, рисование по «правилам». Эти правила были сформированы в течении тысяч лет художниками прошлого. И нельзя сказать, что это строгие законы, нет, скорее это принципы или рекомендации. Так если кратко приведу их, то это: «мягкое пиши мягко, а твердое - твердо». Для китайской живописи приоритетнее не передать детализацию, главное передать суть или сущность того, что изображено, что очень не свойственно для европейских школ живописи. И я бы и сам не стал воспринимать серьёзно, но сам «услышал» шум водопадов на пейзажах и полюбил это удивительное и манящее к себе искусство.
Если говорить о сюжетах китайской живописи, то мне по духу пришлись «горы и водопады» - так поэтично переводится с китайского слово «пейзаж», в котором я на этапе ученичества пытаюсь повторять древние свитки. Еще мне понравились «четверо благородных», так называют бамбук, сливу мейхуа (символ стиля вин-чунь), орхидею и хризантему. Но вот хризантема совсем «не моё». А в первых трех сюжетах стараюсь практиковаться чаще. Вот что еще хотелось добавить, что нравится мне «техничность» китайской живописи. Если в живописи маслом можно исправить мазок, то вот тут сложность в сделанном правильно движении. Чтобы энергия ци перетекала через кисть на бумагу и оживляла рисунок.
Где-то я читал, что идея монохромной живописи появилась, когда ночью тень от бамбука упала на стену. Из трактатов по китайской живописи можно узнать, что бамбук это символ человека-даоса, который снаружи тверд и гибок, а внутри пуст, что предполагает чистый ум, не засоренный потоком мыслей. А вот орхидеи это символ нежности. В древнем Китае они росли в горах и были совсем не такие как те, которые мы привыкли наблюдать в супермаркетах. И естественно я должен пару слов сказать о сливе мейхуа, которая цветет весной и её ошибочно называют «сакурой». Её старые стволы подобны телу дракона, извиваются и иногда на картинах, включив фантазию, можно заметить очертания китайских улунов (так называют в Китае драконов и благородные сорта чая). Не встретилось мне еще растение наполненное большим символизмом, чем прекрасная слива мейхуа (синоним слова «красота» в китайском языке), но об этом символизме не сложно найти, было бы желание.
Живопись тушью делят на два направления гун-би и сэ-и. Гун-би переводят как «точная кисть» - это контурное изображение предметов. Вот как на мой взгляд, да, красиво, но что-то в этом теряется. Огромное внимание тут уделяют детализации и достигают в этом такого мастерства, что при увеличении, например изображения богомола, у него можно разглядеть чешуйки и мелкие детали лап. Сэ-и «свободная кисть» - это наиболее близкое мне по духу направление гохуа. Я его ассоциирую с импрессионизмом, если приводить аналогию с живописью Европы. Да и мало кто знает, что Ван Гог вдохновлялся дальневосточными мастерами рисования тушью и хотел воплотить некоторые их идеи у себя на родине. А импрессионизм и китайскую живопись для себя я нахожу таким венцом развития изобразительного искусства всего человечества.
И еще момент, который я тут озвучу - это живопись «у-син». Это скорее разновидность подхода к творчеству, чем другой вид живописи. У-син рекомендует подходить к живописи не традиционно, а понимая природу того, что пишут. Так рисовать надо мазками той стихии, которая наиболее выражена, ведь камень это не всегда «земля», а лист на дереве не всегда «огонь». Принцип «у-син» очень значимый и прослеживается часто в Китайской культуре.
А размышляя о даосской красоте Крымских гор я сочинил эту мелодию...
feodormag (Куринной Федор) - cherry tree near the house
feodormag (Куринной Федор) - and the winter has came