Древняя ассирия кратко. Образование и расцвет Ассирийского государства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древней Ассирии (стр. 1 из 2). Древняя ассирия кратко


Ассирийская держава | История Древнего мира. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

В верхнем течении Тигра располагалась страна Ассирия. Долгие столетия её жители, ассирийцы, подчиня­лись могущественным правителям Южного Междуречья — вна­чале царям Ура, затем вавилонским царям.

Плодородных земель в Ассирии немного, значительную часть страны занимают предгорья и горы, богатые железной рудой. С наступлением железного века это дало ассирийцам большое преимущество. Они раньше своих соседей начали широко ис­пользовать железо. К тому времени власть вавилонских царей ослабла, и Ассирия стала независимым государством.

Армия Ассирии

Ассирийские цари создали самую сильную в мире армию, воо­ружённую железным оружием. Её ударную силу составляли боевые колесницы, запряжённые четвёркой лошадей, с возницей и лучником. Иног­да к ним присоединялись два воина с большими щитами.

Ассирийцы первыми в истории сдела­ли конницу составной частью войска. Всадники были вооружены длинными ко­пьями и луками, закованы в панцири из медных и бронзовых пластин.

Специальные строительные войска помогали армии штурмовать крепос­ти. Строители, плотники, кузнецы, другие мастеровые прокладывали до­роги через горы и дремучие леса, со­оружали мосты через пропасти, строили приспособления для осады и штурма городов.

Ассирийская держава
Ассирийский всадник. Рельеф из Ниневии

Ассирийская армия имела на вооружении осадные башни на колёсах со стенобитными таранами — тяжёлыми, окованными металлом брёвнами, подвешенными на ремнях. На верху башен размещались лучники.

Ассирийские завоевания

В VIII веке до н.э. ассирийские цари покорили всё Южное Междуречье, финикийские города и Израиль. В VII (7) веке до н.э. они подчинили своей власти Иудею и Египет.

Образовалась Ассирийская военная держава, большое и мо­гущественное государство. Она простиралась от Персидского залива до первых порогов Нила в виде полумесяца, огибаю­щего пустыню. Междуречье и Египет, центры древнейших ци­вилизаций, оказались объединены под одной властью.

Беспощадные завоеватели насильно переселяли покорён­ное население в другие страны — так было легче управлять им. Все ценности и сокровища захваченных городов ассирий­цы увозили с собой.

Особенно жестоким завоевателем был Синаххериб, правивший в начале VII века до н.э. Он повелел разрушить Вавилон, кото­рый много раз проявлял непокорство. Вави­лон был центром всего Междуречья, его куль­турной столицей. Разрушение города и осквернение храмов вызвало возмущение да­же в самой Ассирии — среди жрецов и город­ского населения. Синаххериб объявил, что это боги отвернулись от Вавилона, и назна­чил наследником своего младшего сына, мать которого родом была из Вавилона. Тогда, рас­сказывается в Библии, старшие сыновья сго­ворились и убили Синаххериба. Разрушение Вавилона оказалось роковой ошибкой асси­рийского владыки. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Синаххериб на троне. Древний рельеф

Управление Ассирийской державой

Население Ассирийской державы платило налоги, выполняло строительную и воинскую повинности. Страна была разделена на области во главе с асси­рийскими наместниками. Города Финикии и Иудейское царство сохранили собственных правителей. Они платили Ассирии дань. Египет был поделён на 20 маленьких царств во главе с местными правителями и жрецами.

Для лучшего управления захваченными странами ассирийцы проложили широкие дороги из кирпича и камня, скреплённых ас­фальтом. Каменные столбики вдоль дорог указывали расстояния. В разные концы державы мчались гонцы, развозя царские указы.

Ниневия

см. Ниневия

Вопросы по этому материалу:
  • В чём была сила ассирийской армии?

  • Какие страны были захвачены ассирийцами.

  • Почему произошло возвышение Ассирии?

  • Почему Ассирия названа «во­енной державой»?

  • В одинаковом ли положении находились страны, захваченные Ассирией?

  • Можно ли считать, что ассирийские цари обладали деспотической властью?

doklad-referat.ru

Образование и расцвет Ассирийского государства | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Лишь в XIV в. до н. э. ассирийцы освободились, сбросив иго чужеземцев. Ас­сирия в XIII в. до н. э. окрепла. В конце XII в. до н. э., во время правления царя Тиглатпаласара I (1115-1077 гг. до н. э.), начинается возвышение Ассирии. Соз­дав дисциплинированное войско, ассирийские властители начали завоеватель­ные походы против народов, живших в горах, где берут начало Тигр и Евфрат.

Могущество Ассирии распространилось также и на юго-запад, к Финикии. Даже загадочные «народы моря» не смогли противостоять ассирийцам.

Финикия — древнее государство на восточном побережье Средиземного моря (ныне территория Ливана и Сирии).

 «Народы моря» вытеснили из Малой Азии на восток племена амореев, которые направились к Двуречью, уг­рожая Ассирии и Вавилону. Теперь бывшие враги вы­нуждены были объединиться в борьбе за независимость.

Ассирийский воин

Войны окончательно истощили Ассирию. Для неё на­ступил период упадка, длившийся около двух столетий.

Высочайшего могущества Ассирия достигла в IX в. до н. э. В VIII в. до н. э. она захватила Сирию, Изра­ильское царство, финикийские города. Усилению Ассирии способствовали ре­формы в армии и в государственном управлении, которые были проведены ца­рём Тиглатпаласаром III (745-727 гг. до н. э.). Была создана регулярная армия, которая вместе с ополчением составляла военное могущество страны. Ассирия прославилась высокой организацией военного дела. Армия насчитывала до 120000 человек и была разделена по видам вооружения: колесницы, конница (заметьте: всадники впервые появляются именно в ассирийской армии), пехо­та — тяжёлая и легковооружённая, сапёры, штурмовая артиллерия (камнемёты и стенобитные машины), разведка. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Ассирия

Захватив то или другое государство, ассирийцы те­перь не грабили его, не порабощали население. Они переселяли почти всех жителей на новые земли и за­селяли покорённую страну ассирийцами. На этих землях создавались небольшие административные округи во главе с наместником, который подчинялся только царю. Так образовалась сильная централизо­ванная власть над всем государством. В стране быс­тро развивалась торговля, обогащавшая Ассирию.

Культура ассирийцев достигла высокого уровня раз­вития. Они прославились не только многочисленными завоеваниями, военным искусством, а и своими знания­ми по математике, биологии, истории и географии. Пре­красные и величественные дворцы ассирийских царей превращали их столицу Ниневию в сказочный город.

На этой странице материал по темам:
  • Краткий доклад древняя ассирия

  • Время наибольшего расцвета и могущества государств передней азии

  • Краткий доклад про армию ассирии

  • Краткий реферат по теме ассирия

  • Ассирийское государство в истории кратко

Вопросы по этому материалу:
  • Как и когда образовалось государство Ассирия?

  • При каких царях Ассирия достигла расцвета могущества?

  • Что такое централизованное государство? В чём заключается сек­рет его могущества? В чём его слабость?

  • Зачем ассирийцы переселяли целые народы из завоёванных госу­дарств на новые территории? К чему это должно было привести?

worldofschool.ru

Часть II. Культура древней Ассирии. «История древней Ассирии»

 

Государственное устройство

Ассирийская держава складывалась, несомненно, по примеру касситской монархии Вавилона.

В Ассирии царь не считался, как в Египте, богом ни при жизни, ни после смерти. В первую очередь он был военачальником, а затем уже жрецом и судьей.

Исторические памятники Ниневии и соседних с ней городов не оставили никаких следов религиозного культа царя, тогда как памятники фараонов в Египте сооружались, видимо, в целях возвеличивания личности повелителя.

Власть ассирийских царей росла постепенно. Сначала они не пользовались еще титулом «царь», а называли себя «правителями» (ишшаку). Исполняя свои полномочия, ишшаку опирались на верхушечные слои населения отдельных городов. Как правило, они были самыми богатыми людьми из числа торговцев.

Шамшиадад I впервые присвоил себе титул «царя множеств» и звание «воина Ашшура». С этого времени ассирийские правители стали носить (хотя не сразу) титул царя.

Ашшурубаллит I в своей переписке с египетским фараоном называл себя «царем страны», а также «царем множеств». Однако власть ассирийских царей не была неограниченной, они вынуждены были считаться со жреческой верхушкой, а также с военной аристократией.

Молясь богам, царь снимал с себя знаки власти и обращался к богу как к своему господину, к которому обращаются и все простые люди со своими слабостями. Об этом свидетельствуют следующие строки молитвы Ашшурбанапала:

«Пусть заботливый взор, блестящий на твоем вечном лице, рассеет мои горести; пусть никогда не приближается ко мне божественный гнев и ярость его. Пусть мои недостатки и грехи будут вычеркнуты, чтобы я примирился с ним, ибо я раб его могущества, почитатель великих богов. Пусть твой могущественный лик придет ко мне на помощь…»

Однако в руках «смиренного» царя была сосредоточена огромная власть. Причем царь опирался не столько на жречество, сколько на войска и чиновничий аппарат как на главную и решающую силу в управлении страной. В руках ассирийского царя Ашшурбанапала была, например, сосредоточена двойная власть: и светская, и духовная.

В условиях постоянных войн усиливается деспотия царей Ассирии. Однако здесь она не получила такого яркого выражения, как в Египте.

Вещественные памятники помогают нам познакомиться с жизнью ниневийского двора. Росписи на стенах царских покоев наглядно и ярко отображают военные успехи, торжества и охоту царей.

Царь окружал себя многочисленной свитой придворных и вельмож – преданных ему людей. Первые места занимали: туртан – главнокомандующий армией, который в походах часто заменял царя; дворцовый глашатай; главный кормчий; абаракку – главный сановник двора; наместник страны.

Этот порядок свидетельствует о том значении, которое занимали высокие сановники Ассирии. Все они были непосредственно связаны с царем. Занимая ответственные посты в управлении государством, сановники осуществляли царские приказы и выполняли распоряжения.

Во дворцах среди всевозможных донесений начальников, сановников и жрецов сохранилось множество писем царям от лиц разных сословий с пожеланиями счастья царю и благодарностью, просьбами о принятии сыновей на службу во дворец, а также прошений от военнопленных и узников.

Несмотря на рабскую униженность, которой отличается содержание этих документов, они в то же время свидетельствуют о том, что ассирийцы имели привилегированное положение в царстве, пользовались некоторой свободой по отношению к царям и часто освещали истинное положение дел. Так, один жрец просит царя принять на службу его сына, жалуется на придворные интриги и отсутствие при дворе друга, который, приняв от него подарок, мог замолвить за его сына слово. Один из подрядчиков жалуется, что у него недостает рабочих для сооружения канала, другой напоминает царю о выплате вознаграждения за изготовление идолов. Чиновник, не получающий жалованья, умоляет, чтобы царь не дал ему умереть с голоду. Царь осведомляется о здоровье своего приближенного и требует обстоятельного изложения хода болезни.

Ассирийские чиновники с большим вниманием следили за всеми событиями, которые происходили не только внутри государства, но и в соседних областях, пограничных с Ассирией.

Царь получал большое количество писем от своих наблюдателей, чиновников и разведчиков, в которых они сообщали самые разнообразные данные экономического и политического характера: о восстаниях и смутах в Сирии, положении в Урарту, Эламе и т. д.

Обширная ассирийская держава делилась на полсотни с лишним провинций, не считая зависимых государств (Египта, большей части Вавилонии, Табала, Иудеи и т. д.). Ее территория, превосходившая по своим размерам все предыдущие государственные объединения, требовала очень сложного управления и большого аппарата. Это управление было поручено высшим военачальникам; они имели в своем распоряжении военные гарнизоны для поддержания внутреннего порядка, охраны дорог в провинции и сбора дани. Провинциями непосредственно руководили уполномоченные царя, а зависимыми областями, занимающими большую часть завоеванных стран, – местные царьки или правители. Причем в зависимых государствах сохранялись их традиционные организации и законодательство. Однако вся деятельность этих правителей проходила под контролем царских чиновников из Ниневии.

Некоторые из завоеванных стран царь считал необходимым держать более строго, в постоянном подчинении ассирийской администрации.

В наиболее крупные и важные по своему значению города и области назначались наместники. Следующим лицом после наместника был военачальник. Так, например, в Ниневии и Арбеле были наместники, а в провинциях и городах Насибине, Аррапхе, Калахе – наместники и военачальники. В распоряжении наместников, сановников и других должностных лиц находилась большая армия писцов.

Обязанности должностных лиц в ассирийском государстве не были строго разграничены из-за неразвитости бюрократического аппарата. Наместники, сановники и военачальники всегда назначались царем и ему непосредственно подчинялись.

В покоренных областях, включенных в состав Ассирии, действовали те же законы, соблюдение которых было обязательно для всех; их нарушителей жестоко карали.

В провинциях ассирийский царь сохранял традиционные законы их организации. Династия зависимых царей сохраняла за собой престол, но в то же время они признавали ассирийского царя своим владыкой, которому платили ежегодно большую дань и доставляли многочисленный контингент воинов.

По мере развития ассирийского государства возникла потребность в более оперативном и гибком управлении как собственно ассирийскими областями, так и завоеванными странами. В этих целях была создана центральная администрация для ведения дипломатических отношений между Ассирией и вассальными странами.

В государственных канцеляриях Ассирии делопроизводство велось на двух языках: ассирийском диалекте аккадского и арамейском, который постепенно становился международным языком Передней Азии. Кроме того, наиболее образованные писцы изучали два вавилонских диалекта аккадского (старинный и разговорный) языка и даже шумерский язык, ставший уже мертвым.

Представители покоренных народов по воле царя могли занимать ответственные посты, главные придворные должности, которые давали им право наряду с ассирийцами участвовать в управлении обширной ассирийской монархией.

Несколько позднее пошел по этому пути Вавилон. Так, пророк Даниил, согласно библейскому преданию, стал приближенным царя Навуходоносора II и получил вавилонское имя – Валтасар.

Все нити управления страной сходились к царскому дворцу, куда непрерывно прибывали ответственные государственные чиновники. Еще во времена Асархаддона сохранившийся список чиновников содержал перечень 150 должностей. Кроме военного ведомства существовало также и финансовое, ведавшее сбором различных налогов с населения, дани с вассальных стран. Кочевники уплачивали дань натурой в размере одной головы с 20 голов скота. Крестьяне платили десятой частью урожая, четвертью фуража и некоторым количеством голов скота.

С прибывающих торговых кораблей взималась пошлина. Контрольный пост у городских ворот получал также пошлину с ввозимых в город товаров. От уплаты налогов освобождались только представители аристократии и некоторые города, в которых большим влиянием пользовались крупные жреческие коллегии. Мы уже знаем из предыдущих глав, что Вавилон, Сиппар, Борсиппа, Ниппур, Ашшур и Харран были освобождены от налогов в пользу царя. Этими торговыми городами управляли особые градоначальники, подчиненные непосредственно царю.

Ассирийская держава, как и другие государства древнего Востока, опиралась не только на жречество и родовую знать, но главным образом на армию.

Ассирийская армия, как об этом уже говорилось, была самой совершенной в древнем мире и наводила страх на неприятеля. Армия комплектовалась в первую очередь из ассирийских полков, которые были ее опорой, а затем из воинов зависимых государств. Ассирийцы почти все набирались в армию.

Ежегодно исходя из условий, сложившихся в стране, армия пополнялась новыми контингентами, но это не должно было отражаться на сельскохозяйственных работах в различных областях Ассирии.

Для зависимых государств центральное правительство Ассирии устанавливало определенное число воинов и срок службы.

В период военных походов ассирийский царь во главе каждого крупного военного подразделения ставил одного из главных сановников царского двора. Это делалось для того, чтобы в период войн можно было бы возвышать отличившихся военачальников, предоставлять им должности в царском дворце, так как такое право давали им главным образом военные подвиги.

litresp.ru

Древняя Ассирийская империя ≪ Scisne?

Древняя Ассирийская империя

Город Ашшур и становление империи Ассирия

Воинственная держава взяла свое начало от небольшого города Ашшур, основанного в верховьях реки Тигр. Его название было связано с религиозным культом Ашшура, что в переводе означало «владыка стран», «отец всех прародителей». В честь него было названо государство в северной части древней Месопотамии – Ашшур или империя Ассирия. В течение нескольких веков она присоединялась к нескольким государствам. Основным промыслом ассирийцев было выращивание пшеницы, винограда, охота, разведение домашнего скота.
Древняя Ассирийская империяДревняя Ассирийская империя (Клик)
Ассирийское царство находилось на пересечении торговых морских путей и являлись целью завоевания многих древних цивилизаций. Со временем они стали искусными мастерами в военном искусстве и покорили не одно государство. К VIII в. до н.э. им удалось завоевать большую часть государств Ближнего Востока, в том числе могущественный Древний Египет.

Завоевания Ассирии

Основными полками армии ассирийцев были пешие войска, атаковавшие ударами стрел из луков, защищенные железными мечами. Всадники на конях были вооружены луками и копьями и могли перемещаться на выкованных боевых запряженных колесницах. Искусство войны так проникло в жизни древней цивилизации Ассирия, что они изобрели машины, которые двигались, уничтожая все на своем пути. Они были оборудованы стропилами, по которым войска могли забираться на стены крепостей врагов либо таранили их. Нелегко пришлось в те времена соседям этого воинственного народа. Их проклинали и желали скоро часа расплаты за все их злодеяния. Раннехристианский пророк Наум предрекал гибель последнего центра Ассирийской империи Ниневии: "Империя и ее столица будут разграблены и уничтожены! Придет расплата за пролитую кровь!"

В результате многочисленных военных походов стала расти не только военная мощь и мастерство народа империи, но и пополняться сокровищница богатств за счет грабежа других государств. Цари устраивали для себя огромные роскошные дворцы. Расширялась инфраструктура городов.

Цари империи Ассирия

Цари древней Ассирии считали себя непревзойденными владыками цивилизаций, властвующими над всем миром не только людей, но и природы. Самым главным развлечением для них были кровавые бои с львами. Так они показывали свое превосходство над миром животных и подчинение его. Картины с изображением ассирийцев подчеркивали воинственный образ жителей империи, с тяжелыми формами и служили демонстрацией их физической силы.

Театр Борсы, Ассирия

Театр Борсы, Ассирия

В середине XIX века исследователи предприняли кампанию по организации археологических раскопок на месте, где когда-то процветала сказочная Ниневия. Были также обнаружены руины дворца царя Ассирии Саргона II. Состоятельные жители древней цивилизации предпочитали проводить шумные пиры, сопровождающиеся развлечениями.

Культура Ассирии (Ашшура)

Особое место в истории древнего мира заняли не только военные успехи, но и эпоха просвещения в Ассирии. В ходе раскопок учеными были обнаружены несколько библиотек, самая известная из которых – читальня царя Ашшурбанапала. Которая была обустроена в столице Ниневия. В ней находились сотни тысяч табличек с клинописью из глины. Они были строго упорядочены, имели нумерацию и содержали сведения о истории, религии и решении судебных дел не только в городах Ассирии, но и скопированные тексты соседствующих древних цивилизаций: Римской империи, Шумерии, Вавилона, Древнего Египта.

С приходом VII века до н.э. Ассирийское царство погибло от армии Вавилона. Столица полностью была выжжена, в том числе и библиотеки Ниневеи. Тысячелетиями наследие культуры древних цивилизаций мира были пролежали, занесенные слоем песка и глины, пока археологи не приступили к изучению истории населения Месопотамии.

Империя Ассирия и Урарту

К I тысячелетию до н.э. на территории рядом с северной границей древней цивилизации местные племена образовали независимое государство Урарту. Они были искусными мастерами оружейного дела и имели огромные запасы меди. Ассирийской империей было совершено множество набегов на плодородную долину Закавказья Но им удалось сохранить независимость на всем протяжении существования строя.

Древние книги Ассирии

Древние книги Ассирии

Одним из главных городов древней цивилизации Урарту была столица современной Армени Ереван. Стены его имели хорошее укрепление. Но и они не смогли устоять против натиска ассирийцев, которые взяли Урарту в VIII в. до н.э.

Раскрыть тайны существования древнего государства Урарту удалось археологу Б.Б. Петровскому, который очистил от песка и перевел древние письмена цивилизации Урарту.

Вера Влади, Специалист по Египту Языки: английский, арабский, турецкий. Живет и работает в Египте более 5 лет. Профессионально занимается изучением истории Древнего Египта. Участвовала при проведении раскопок в Долине Мертвых на западном берегу Нила, открытии потайных золотых туннелей храма Дендера.

Империя ассирийцев простиралась от Персидского залива до Средиземного моря. У них была самая большая армия, самые лучшие воины, самые жестокие методы войны.

Времена и воины. Ассирийцы. Мастера войны

scisne.net

Культура Древней Ассирии

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ АССИРИИ

ВВЕДЕНИЕ

Ассирийский народ по праву считается одним из древнейших народов мира. История ассирийцев насчитывает несколько тысячелетий.

В сокровищницу мировой культуры вошли многие творческие достижения ассирийского народа. Даже завоевательные войны ассирийских царей не всегда имели отрицательные последствия. Объединенные в составе ассирийской державы, народности и племена независимо от воли завоевателей и даже вопреки ей вступали в тесные экономические и культурные связи друг с другом, что способствовало прогрессу в различных сферах жизни.

Несмотря на то, что история ассирийцев и Ассирии преподается в университетах и школах мира более 150 лет и считается хорошо изученной, все же следует сказать, что история развития культуры этого народа все еще остается неясной до конца и требует дальнейшей разработки.

Вплоть до наших дней велись и ведутся раскопки на территории существования ассирийского государства. Археологам открываются новые города, дворцы и храмы. Производится расшифровка клинописных надписей на рельефах, клинописных табличках. Открываются новые загадки, новые факты по которым можно изучать развитие культуры в древней Ассирии.

Однако, уже по изученным фактам можно судить, что земное наследие ассиро-вавилонской культуры велико.

Знания, которые использовались ассирийским народом в древности продолжают практиковаться народами всего мира и в наше время.

В данной статьи использовано большое число источников - трудов российских и зарубежных ассириологов, а также материалов и экспозиций, расположенных в музеях России, Франции и США.

КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ АССИРИИ

ПИСЬМЕННОСТЬ

Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.

У шумеров, как и у египтян, письменность первоначально была прерогативой писцов. Вначале они пользовались грубым, пиктографическим письмом, изображая общий вид предметов, вернее их очертания. Затем эти рисунки все более и более упрощались и превращались в группы клиньев.

Ассирийцы значительно упростили клинопись, приведя ее в определенную систему и окончательно перейдя к горизонтальному письму. Ассирийцы и вавилоняне писали палочками из очищенного камыша на выделанной коже, на деревянных дощечках и на папирусе, который получали с приходившими из Египта караванами, не говоря уже о надписях, высеченных на камне, металлических пластинах, сосудах и оружии. Однако основным материалом для письма оставалась глина.

Писали палочкой наподобие грифеля с тупым концом в виде треугольника. После того как вся поверхность плитки была исписана, ее сушили на солнце, а затем обжигали. Благодаря этому знаки сохранялись, а плитки не страдали от сырости. Этот способ письма переняли и соседние народы - эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, частично финикийцы.

В Месопотамии существовали даже школы. Во время раскопок удалось открыть одну школу в городе Мари, а в ней - пособия для обучения и задачи для учеников. Одна из табличек провозглашала: "Кто отличится в чтении и письме, тот будет блестеть, как солнце". Четыре курса приходилось преодолеть ученику, чтобы изучить клинопись.

Последние археологические находки позволили обнаружить на территории Ассирии даже своеобразный Университет. Примерно в 10 км. к востоку от Багдада расположена древняя крепость Тиль-Кармаль. Находки в этом месте позволили сделать вывод о том, что здесь и находился своего рода первый Университет в истории человечества. Удалось установить название древне-ассирийского города - Шадупум, что на арамейском языке означает "счетная палата" или "казначейство". Шадупум был местом хранения важных документов Ассирии, центром сосредоточения людей, сведущих не только в искусстве письма, но и в различных областях культуры и науки.

Наибольший интерес представляют имеющиеся здесь таблички, отражающие знания древних в математике и геометрии.

Например, в одной из них доказывается теорема о подобии прямых треугольников, которую приписывают древнегреческому ученому Евклиду. Оказалось, что в Ассирии ее применяли еще за 17 веков до Евклида. Найдены также математические таблицы, с помощью которых, по сути дела, можно умножать, извлекать квадратные корни, возводить различные степени, выполнять деление и вычислять проценты. (Подробнее см. "За рубежом". 1973г., № 28, ноябрь.).

БИБЛИОТЕКА АШШУРБАНАПАЛА

Вершины своего военного и культурного развития Ассирия достигла при царе Ашшурбанапале, который правил с 668 по 629 г.г. до Р.Х.

Ашшурбанапал заботился о культурном развитии своего царства. Особую известность приобрела его библиотека в Ниневии, которую он собирал из всех больших городов Междуречья и разместил в архивах своего дворца.

Основное место в библиотеке занимали книги религиозного и научного содержания, главным образом по математике и астрономии. И в той и в другой древние ассирийцы достигли большого совершенства.

Писцы Ашшурбанапала увековечили его боевые походы и подвиги, начертав их на больших глиняных призмах. Найдены также аналогичные надписи о военных подвигах выдающихся ассирийских царей - Асархаддона и Синаххериба. Эти тексты по своему содержанию сводятся к трем частям: а) введение, содержащее краткую молитву, обращенную к богам; б) описание деяний царя, его победоносных походов, успешно одержанных побед над врагами; в) рассказ о строительной деятельности царя. Иногда тексты посвящались описанию царских охот, особенно на львов. В них говорится также о заботах царя, связанных с развитием скотоводства, торговли, ремесел, древонасаждения, цветоводства. Все военные походы перечисляются здесь в строго хронологическом порядке, освещаются события данного царствования, обязательно указывается время составления текста.

В библиотеке Ниневии было немало текстов, посвященных древнейшим царям Ассирии и вавилонским владыкам.

В огромном количестве в Ниневийской библиотеке сохранились различные письма и депеши. Эти памятники письменности свидетельствуют о том, что древнейшие правители Ассирии и Вавилона считали такую корреспонденцию повседневной и вполне обычной.

Важное значение имели донесения военачальников о продвижениях войск, о покорении городов и областей, о судьбах плененных врагов; обращения о подвозе оружия и продовольствия; сообщения о потерях в своей армии и в армии врагов.

Очень важное место в библиотеке занимают грамматики, словари, школьные книги для упражнений в чтении по слогам.

Перечисленные выше книги входили в так называемый классический отдел библиотеки. Другой отдел можно назвать "архивным". Здесь хранились разные документы, общественные и частные. Наряду с политическими трактами, царскими указами, депешами, перечнями даней и податей, докладами царских наместников и военачальников и с ежедневными донесениями работников царских обсерваторий сюда входят бесчисленные частные документы: купчие крепости, удовлетворенные по всем правилам, за подписями и печатями, на дома, земли, рабов - на всякую собственность; кредитные векселя, контракты и договоры всякого рода. В число литературных памятников входят также коммерческие надписи и договора. В них речь идет об уровне ремесла и торговли, о путях сообщения и юридических отношениях в Ассирии. Еще Геродот отмечал, что почти у каждого жителя Ассирии и Вавилона имелась личная печать. Много таких печатей цилиндрической формы с изображениями и клинописными текстами можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности.

Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах.

Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников.

На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.

Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.

Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя.

mirznanii.com

Города Ассирии - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Примерно с 2500 года до н.э. на Аравийском полуострове значительно ухудшились климатические условия, в результате чего семитские племена стали массово перебираться к реке Евффрат, а от нее в северных и восточных направлениях. Те из них, которые отправились на север, и были ассирийцами, у них оставалась тесная связь с аккадцами, проживавшими на месте сближения Евфрата и Тигра.Изначально основные ассирийские города – Ниневия, Ашшур, Арбела и другие не были единым государством. Однако активная торговля в Ашшуре позволила этому городу значительно усилиться, и подчинить себе окружающие города. В древний период ассирийское государство носило название алум Ашшур. Развалины Ашшура были обнаружены археологами в северо-западном направлении от Багдада, на расстоянии 260 км.Исследуя места, где могли находиться города Ассирии, археологи в 19 веке сумели обнаружить развалины городов Ботта и Дур-Шарукина. Последний был возведен Саргоном вторым в 711 г. до н.э., незадолго до падения Ассирии. Город был достаточно крупным, в нем также был обнаружен большой дворец, украшенный скульптурой и другими предметами искусства.Нимруд был построен в 13 веке до н.э., и стал столицей Ассирии в 9 веке до н.э. Когда в конце 6 века до н.э. Ассирия пала, город был уничтожен мидийцами и халдеями. Однако куда большим значением обладала Ниневия, которая носила статус столицы Ассирии, начиная с 8 и заканчивая 7 веком до н.э. Он располагался по левый берег от Тигра, на группе холмов Куюнджик. Известно, что первые поселения на этом месте были еще в 5 тыс. до н.э. До прихода ассирийцев Ниневия принадлежала государству Митанни. Главная улица города была, по тем меркам, чрезвычайно широкой – 26 метров. До наших времен сведения об ассирийских городах дошли благодаря многочисленным записям, оставленным писцами тех времен. По этим записям археологи сумели установить места нахождения многих городов, и провели раскопки.

antiquehistory.ru

Искусство Ассирии - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

 

Территория Ассирии в третьем тысячелетии до н.э. находилась под властью народа шумеров. К примеру, в развалинах города Ашшур, древней столицы Ассирии, были обнаружены статуэтки, по форме и стилю напоминающие произведения искусства народа шумеров. Также влияние на искусство ассирийцев оказывали племена хеттов и государство Митанни. Особенно ярко это проявилось в 15 веке до н.э., когда Ассирия стояла на грани гибели. Наибольшего расцвета государство достигло лишь в первом тысячелетии до н.э.. В это время Ассирия объединила под своим владычеством практические все территории Передней Азии. В результате в пределах одной страны все народы могли свободно обмениваться опытом между собой, благодаря чему появлялись все более совершенные произведения искусства. Искусство Ассирии во многом подчинялось приоритетам общества того времени. Так, всеобщее внимание было сосредоточено на правителе, и его военных подвигах, поэтому и произведения искусства, в основном, были нацелены на прославление тех или иных правителей. Наибольшее проявление искусства ассирийцев было отражено в архитектуре. В стране активно возводились богатые дворцы и роскошные храмовые комплексы. Ассирийцы также прославились как мастера осады, поэтому и их крепости выполнялись в особенном стиле, сочетающем прекрасный внешний вид и эффективность при обороне. Узнать об особенностях архитектуры и искусства ассирийцев историкам и археологам удалось только в результате раскопок и исследований. Первые раскопки начались в середине 19 столетия, однако и до сих пор находят развалины ранее неизвестных городов и предметы искусства, которыми сегодня изобилуют многие исторические музеи в ведущих странах мира. Помимо архитектурных сооружений ассирийские ремесленники достигли больших успехов в создании скульптуры. По большей части создавались скульптуры рельефного типа. Так, до наших времен дошла статуя царя Ашшурнасирапала II высотой в 106 см. Также была широко распространена роспись, коей украшались наиболее величественные дворцы и храмы в Ассирии. И, несмотря на то, что империя в конечном итоге пала, она оставила значительный след в развитии искусства во всем регионе.

antiquehistory.ru


Смотрите также