Культура древнего казахстана. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА. СОВРЕМЕННЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА. СОВРЕМЕННЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. Культура древнего казахстана


Культура древнего Казахстана: обычаи, верования

История и культура Казахстана — энциклопедия быта, обычаев, религий разных кочевых племен, которые прошли по его территории. Поэтому культура древнего Казахстана многолика и разнообразна. Рассмотрим, во что верили племена, жившие на территории Казахстана.

Культура древнего Казахстана: обычаи, верования

Культура древнего Казахстана: религиозные верования

Истоки традиций и верований современных казахстанцев коренятся в тысячелетней истории края. Археологи и историки по артефактам, найденным в курганах, на местах стоянок и древних городов, установили, что древний Казахстан был местом расселения племен саков (скифов), гуннов, сарматов. Оставили здесь свои следы уйгурские племена и племена кангюев.

Археологические исследования позволили установить, что все племена вели приблизительно одинаковый образ жизни, имели общий уклад и верования.

Культура древнего Казахстана: обычаи, верования

Разберемся, во что же они верили? Культура кочевников, как и их жизнь, тесно связана с природой. Первые религиозные системы имели языческий характер. Пантеистическое мировоззрение проявлялось в обожествлении сил природы, поклонении им.

История древнего Казахстана предоставляет интересные факты динамики развития космогонических взглядов древних племен, заселивших эту территорию:

  • Культ Солнца, обожествление сил природы.

Жизнь древнего человека всецело зависела от Солнца. Солярность верований есть у многих народов. Это проявление культурной памяти о ледниковом периоде и спасении, которое принесли солнечные лучи первобытным людям, дав им тепло и пищу.

Культура древнего Казахстана: обычаи, верования

Фото: pikabu.ru

Кочевники верили, что Солнце находится в центре Вселенной, оно источник жизни и власти. В урочище Тамгалы, на скалах, обнаружены солярные символы, которые изображали божеств — мироустроителей. Над ними светило Солнце — главное божество.

Древние люди, жившие на территории Казахстана, верили в могущество сил природы. Они обожествляли грозу, дождь, ветер. С развитием анималистических представлений естественно, что кочевники ассоциировали Солнце с конем, гром — с кабаном и т. д.

Культура древнего Казахстана свидетельствует о том, что племена, жившие на этой земле, исповедовали митраизм. Это более поздние культурные верования, возникшие в последние века до нашей эры. Религиозный культ Митры имел индоиранское происхождение, но по сути своей был близок кочевым племенам.

Митра — солнечный князь, источник жизни. Он сотворил мир. Согласно «Авесте», он выезжал на 4-х конях. Это были боги Сурья (Солнце), Яма (владыка преисподней, бог перерождения), Агни (бог огня и домашнего очага), Индра (громовержец, покровитель духов).

Культура древнего Казахстана: обычаи, верования

Символ крылатых коней был изображен на шапке иссыкского хана. Такая колесница воплощала представления древних народов, населявших Казахстан, о космосе. Митрические боги олицетворяли порядок организации мира: четыре стороны света, четыре важнейшие природные стихии.

В культуре Казахстана символ культа Митры — знак четырех перекрещенных золотых стрел, которыми украшали головные уборы воинов и вождей.

С соляными мифами тесно связан культ огня, обычаи и ритуалы, которые дошли до наших времен. Происхождение огня тесно связывалось с солнечной энергией. Ее считали жизнеобразующей, созидающей. Ему приписывали магические свойства очищения и защиты от нечистой силы, покровительства.

Культура древнего Казахстана: обычаи, верования

Археологи в Семиречье обнаружили храмы огня, где приносились жертвы этому божеству. В византийских хрониках зафиксирован такой факт: каган Дизабул приказал провести между двумя зажженными факелами посла Византии и только после этого принял его.

  • Культ вождя и воина.

С солярным культом тесно связан возникший в период формирования племенного строя культ царя, вождя. Кочевники были воинами, поэтому для них естественна антропоморфизация сил природы и отождествление с ними полководцев.

В Иссыкском кургане найдена одежда, регалии и оружие, которые принадлежали вождю союза племен. На них изображены солярные символы. Это свидетельствовало о том, что царь считался солнечным божеством, «золотым человеком». Солярный символ был обязательным знаком отличия на головных уборах ханов.

Это древнейшая система религиозных верований, которой следовали жители древнего Казахстана. Согласно ей, главным божеством был Тенгри. Его называли Небесным Духом или Создателем Мира. Он ассоциировался с небом. Все в мире подчинялось его власти. Это верховное божество управляло силами природы, людьми, духами.

Культура древнего Казахстана: обычаи, верования

По древним представлениям, до появления Тенгри мир был погружен в хаос. Он представлял собой Океан, в глубинах которого появился свет. На вершине луча было Мировое Яйцо, в котором покоился Тенгри. Его пробуждение сопровождалось формированием космоса, его иерархии.

Создатель разбил яйцо и из его верхушки сделал Небесный свод — жилище богов, из основания — мир людей, а среднее пространство стало обиталищем сил природы и стихий. Так в мировоззрении и мифологии кочевников воплотилась мифологема Мирового Дерева, которая есть во всех мифосистемах мира. Это триединство представлено и в казахском головном уборе, где верхушка — это мир богов, средина — мир духов, а низ — жизнь обычных людей.

Тенгри создал и небесные светила: его правый глаз стал Солнцем, левый — Луной. Между землей и небом он поставил Посох — Полярную звезду. Испустив вздох, он создал ветер и облака.

Женское начало мира воплотилось в богине Умай. Она стала символом женской силы, рождающей и создающей. Ее еще называют священной Водой-Землей. Умай и Тенгри оживили землю и заселили ее людьми. Из стопы Великой Богини родилась От-Ана. Это покровительница домашнего очага у казахов.

  • Буддизм, ислам, манихейство и христианство.

Проявления этих религиозных систем в культуре древних казахов связано с Великим шелковым путем, по которому в Казахстан проникали не только товары, но и книги. В большие торговые города Казахстана приходили мудрецы и странники, они создавали общины, монастыри, школы, в которых распространяли идеи буддизма и ислама.

Неподалеку от древнего торгового пункта Великого шелкового пути Испиджаба найден буддистский монастырь. Памятники буддизма обнаружены при раскопках городища Суяб, а во время археологических раскопок в Таразе найдены рудименты христианского храма.

Культура древнего Казахстана: обычаи, верования

Юг Казахстана и Семиречье в IX столетии приняли ислам. Христианские церкви были превращены в мечети. Население Казахстана приняло такие изменения спокойно. А все потому, что ислам был очень близок религиозным представлениям и верованиям, которые сложились на этой территории.

Мировоззрение казахов-кочевников отображало единство человека и природы, что близко концептам исламизма. Впрочем, ислам, как отмечают ученые, на территории Казахстана имел бытовой характер и скорее представлял собой совпадение религиозных догм с убеждениями кочевников, их верой в силы природы, фаталистическим восприятием мира.

Культура древнего Казахстана характеризуется религиозным синкретизмом и многообразием. В ней органически сочетались культы, в основе которых были тенгрианство и зороастризм, вера в бога Митру и шаманизм, буддизм, манихейство и несторианство. Благодаря этому культура Казахстана была многоликой и разнообразной.

Читайте также: Материальная культура казахов в ХV–XVIII веках

Древний Казахстан: обычаи

С культами, которые утвердились в мировоззренческой культуре древних казахов-кочевников, были связаны многие обряды и традиции, рудименты которых встречаются и в современных ритуалах.

Рассмотрим основные культовые обряды и обычаи, характерные для племен, населявших древний Казахстан:

  • Обряды почитания огня.
Культура древнего Казахстана: обычаи, верования

Фото: ratel.kz

Древние люди верили в защитную и очищающую силу огня. Это отображалось в таких традициях и ритуальных действиях:

  1. При перекочевке с зимовки на высокогорные пастбища кочевники разводили два огромных костра, между которыми проходили люди и скот. Таким образом, место очищалось от влияния злых духов.
  2. Невеста, которая приходила в жилище мужа, обязана была поклониться очагу.
  3. Мать жениха перед приходом новой хозяйки приносила огню — богиням Умай и От-Ана жертву — лила масло. Сейчас сохранились элементы этого обряда: невестка, вступая в жилище мужа, приносит жертву, поливая маслом домашний очаг.
  4. Брачное ложе молодых супругов очищали огнем: обходили вокруг с зажженными палками, чтобы избежать сглаза и влияния злых сил.
  5. Когда рождается ребенок, ярко разводят огнище, с факелом обходят жилище.
  6. Огнем очищали колыбель младенца.
  7. Первые сорок дней жизни новорожденного возле его колыбели горела свеча или лампадка. Считалось, что огонь защитит малыша от нечистой силы и болезней.
  8. Когда человек заболевал, дом очищали огнем.
Культура древнего Казахстана: обычаи, верования

Фото: yvision.kz

  • Культ предков и обряд захоронений.

Курганы и могильники — кладезь информации о верованиях, обычаях и традициях племен, живших на территории Казахстана в древние времена. Кочевники особенно почитали предков. Считалось, что после смерти человек переходит в мир духов. Тогда силы природы уже не властны над ним. Его бытие в мире духов зависело от того, как его поминали живые, как почитали, какие жертвоприношения делали.

Культура древнего Казахстана: обычаи, верования

Фото: abctv.kz

Кочевники-казахи верили в силу предков, которые становились на защиту рода, помогали ему и оберегали от напастей и уничтожения.

Вот что поведали историкам, этнографам и культурологам древние курганы:

  1. Могильные захоронения располагались вблизи каждой зимней стоянки казахов-кочевников. В их построении и расположении отобразился солярный миф. Есть захоронения «с усами» — лучами, как у солнца.
  2. О могилах заботились, за ними ухаживали и регулярно приносили жертвы — откормленного жирного барана, лошадей, верблюдов, быков. Это должны были быть обязательно самцы с особыми отметинами. В качестве жертвоприношения пекли лепешки.
  3. Умерших хоронили в яме или каменном ящике. В захоронение клали лучшие вещи покойного, его коня, оружие (Берельский могильник, Чиликтинский курган, могильник Бесшатыр). Женщинам клали одежду, украшения, жрецам и вождям — посохи, мечи и стрелы.
  4. На могилах давали клятвы и присяги. Путник, которого в дороге застала ночь, устраивался на ночевку вблизи курганов. Считалось, что здесь никто не нападет на него, поскольку его защитят духи умерших, да и злодеи не решатся нарушить покой умерших.
  5. У духов покойных просили благословения и напутствия при решении важнейших дел или перед началом долгого пути.
  6. К могилам особо почитаемых и могущественных аруахов ездили для поклонения. Паломничество имело особое значение. К могилам святых ходили, чтобы набрать силы и мудрости, решиться на свершения, накануне и после великих битв.
Культура древнего Казахстана: обычаи, верования

Фото: kaznet.me

Сегодня казахстанцы совершают хаджи к святым местам — к мавзолею Ходжа Ахмета Яссауи и могиле его дочери Гаухар, посещают пещеру Чапак-ата. Женщины отправляются на поклонение к могиле Домалак — жене батыра Байдабека, к его могиле и захоронению Арыстан баб ездят мужчины. Культ предков отобразился в принципе «жеті ата» — семи предков.

Традиции и обряды, которые дошли до нашего времени, — это отображение представлений кочевых народов, населявших древний Казахстан, о мироустройстве, его законах и принципах. Для них характерно анимистическое восприятие окружающего мира, вера в одушевление сил природы, покровительство духов, защитную функцию огня.

Ритуалы и обычаи отображают синкретизм верований, свойственный древнему и современному Казахстану.

Читайте также: Каменный век на территории Казахстана

www.nur.kz

культура. История развития культуры страны

Удивительно интересна, своеобразна и богата культура казахского народа. Из данной статьи можно узнать краткую историю развития национальных особенностей этой красивой и развитой страны. Культура Республики Казахстан привлекает внимание многих ученых и путешественников.

Сегодня Казахстан – страна с богатейшим историческим и культурным прошлым. Удачно расположенная в самом центре Евразии, страна оказалась и в самом центре древнейших цивилизаций мира, социальных, культурных и экономических связей - между 4 сторонами света, между Азией и Европой.

Краткая история культуры Казахстана: развитие

Великий шелковый путь, стимулирующий развитие всемирной торговли, явился переносчиком идей как в областях науки, так и в сфере культуры.

На многочисленных этапах истории на обширной территории Казахстана вновь возникали государства с уникальной самобытной историей. Развитие культуры в Казахстане происходило довольно быстро и эффективно. Наследником всего этого и стал современный, развитый во всех отношениях Казахстан.

Следует отметить, что в результате коллективизации в 30-х годах в СССР здесь возник страшный голод. В связи с тем, что часть казахов ушла со своим хозяйством в Китай и в соседние страны Средней Азии, и по причине смерти многих людей из-за голода и болезней (умерло 1,5 млн человек), коренных казахов в республике осталось мало.

Примечательно, что во времена СССР Казахстан был единственной республикой Союза, в которой коренное население стало составлять меньшинство. Это произошло и в результате переселения на территорию Казахстана из других регионов большого количества людей, неугодных режиму большевиков. А все это вместе способствовало развитию уникальной многонациональной культуры.

Развитие культуры в Казахстане

Религия

Многонационален Казахстан. Культура его, также как и религия, многонациональна. Здесь мирно соседствуют самые разнообразные религиозные конфессии на протяжении всей истории Казахстана. Тут присутствуют буддийские и христианские монастыри, мусульманские мечети, зороастрийские общины, суфийские ордена (сочетающие свои проповеди с представлениями тюрков – тенгрианством, культом Неба и др. природных стихий). Все это оказало влияние на своеобразное мировоззрение казахского народа.

Архитектура и украшения

Удивительным и выдающимся наследием древних времен представлен Казахстан. Культура страны здесь видна во многом.

В древности (начало 1-го тысячелетия н. э.) на территориях степной зоны процветала скифо-сакская кочевая цивилизация. Так вот, памятники культуры тех времен сохранились до сих пор.

Впечатляют бытовые предметы, бронзовые и золотые украшения, найденные на различных участках территории Казахстана. Известна гробница Золотого воина, которую обнаружили недалеко от Алматы (в городище Иссык).

Удивительна и прекрасна архитектура городов этой страны. До сих пор здесь сохранились архитектурные исторические памятники, а именно знаменитые мавзолеи Айша Биби, Арыстан Баба и суфия Ходжи Ахмета Ясави.История культуры Казахстана

Национальное жилище казахов

Богат национальными традициями Казахстан. Культура жизни народа этой страны любопытна и многообразна.

Жилище казахов, юрта, также является древнейшим, но до сих пор совершенным для быта казахского народа изобретением евразийских кочевников. Представляет она собой куполообразное, довольно легко разбирающееся и собирающееся удобное переносное жилище, сооруженное из деревянных решеток и войлока.Культура республики Казахстан

Казахи любят жить в окружении прекрасных вещей. Красивые национальные настенные ковры ручной работы с великолепной вышивкой украшают практически каждое жилище.

Казахские национальные костюмы

Интересен и своеобразен народный традиционный костюм такой страны, как Казахстан. Культура народа прослеживается и в его одежде.

Национальная одежда каждой области Казахстана имеет своеобразные особенности, которые в основном проявляются в определенных элементах: в орнаменте, отделке и украшениях. В общем традиционный национальный казахский костюм для мужчин состоит из чапана (халат с поясом из вышитого бархата) и высокого колпака, тюбетейки или шапки из лисьего меха.казахстан культура

Женский народный костюм представляет белое или цветное (хлопчатобумажное, шелковое) платье, бархатный жилет с красивой вышивкой и высокий колпак с шелковым шарфом.

Следует отметить, что многие великие мыслители, художники слова, философы, композиторы, поэты, одним словом, выдающиеся личности мирового значения являются сынами этого великого народа.

fb.ru

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА. СОВРЕМЕННЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Авторы: Шабденова К.Ж.

Культура – это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Культура бывает материальной и духовной.

К материальной культуре относятся: города, памятники архитектуры, предметы быта, одежда, народно-прикладное творчество, а к духовной – устное народное творчество, произведения литературы, музыка, поэзия, религия.

Самый древний период истории – каменный век – получил свое название по первым орудиям труда, которые сделал человек. Существует следующая система периодизации каменного века: палеолит, который в свою очередь делится на нижний или ранний; средний (мустье) и верхний (поздний) палеолит; мезолит и неолит.

На рубеже первой — второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях произошло важное событие – была изобретена технология получения бронзы. Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раскопок, могильника у с. Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири).

Сейчас большинство исследователей делят время существования культуры бронзы на три периода: ранняя бронза – XVIII- XVI вв. до н. э; средняя – XV-XII вв. до н. э; поздняя – XII - начало VIII вв. до н.э. Эти периоды по наименованию первых обследованных памятников получили названия федоровский, алакульский, замараевский.

Одним из основных и крупных районов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены и обследованы многочисленные поселения, могильники, древние рудники, жертвенные места и наскальные рисунки – петроглифы. Для андроновской культуры Центрального Казахстана, характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня.

Ранний этап – нуринский – характеризуется преобладанием в погребальном обряде кремации (трупосожжения). Могильники, небольшие по размерам, состоят из земляных насыпей, вокруг которых сооружались круглые или прямоугольные оградки из каменных  плит.

Керамика представлена горшками, украшенными орнаментом, состоящим из сочетаний треугольников и меадров, параллельных вдавлений. Найдены бронзовые круглые зеркала, бронзовые бусы.

Наиболее известные и исследованные могильники этого периода Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие, Ельшибек, Бельасар. Большая группа могильников и поселений находятся в долине р. Атасу.

Поселения имеют своебразную планировку: жилища, их бывает от 10 до 80, располагаются по кругу, в центре которого находится загон для скота. На поселениях и в могильниках при раскопках найдено большое количество бронзовых орудий, оружия, украшений.

Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой культуры - бегазы-дандыбаевской. Для нее характерно, с одной стороны сохранение андроновских традиций, а с другой – появление новых элементов: особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм глиняной посуды. Наряду со скорченным трупоположением встречаются трупоположения вытянутые на спине.

В могилах, погребенные ориентированы головой на запад, или на юго-запад. Это объясняется тем, что в представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, ориентация на запад приравнивалась к ориентации на бога, обладающего связью с потусторонним миром.

Умерших андроновцы хоронили в скорченном виде. Есть несколько вариантов объяснения, один из них – боязнь покойника, поэтому связывание его веревками в позе сна; второй вариант – предположение, что это поза младенца в утробе матери-земли. Помимо этого, археологи иногда находят остатки парных захоронений мужчин и женщин.

Религия во многом определила и развитие искусства. Своеобразны наскальные рисунки эпохи бронзы: на покрытых черной глиняной корочкой гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Это ценнейший источник информаций о духовной культуре человека, его мировоззрении. Территория Казахстана – одна из наиболее богатых по числу и разнообразию наскальных рисунков – петроглифов. Замечательные по своему богатству рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры. Ученые отнесли к периоду бронзы ряд рисунков, сюжетов и композиций. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев – дикий бык «тур» с гнутыми, вытянутыми вперёд рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами [1, с. 28].

Важнейшим источником по истории сакских племён, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники – могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей.

На территории Центрального Казахстана сложилась Тасмолинская культура, которая одноименно названа по обследованным урочищам Тасмолы учеными А.Х. Маргуланом, М.К. Кадырбаевым [2, с. 113]. В развитии Тасмолинской культуры выделяют три этапа. Первый охватывает VII-VI вв.до н.э, к нему относятся могильники Тасмола, Карамурун, Нурмамбет. Курганы имеют земляные или земляные, смешанные с камнем, насыпи. На втором этапе в V-III вв. до н.э. традиции в погребальном обряде сохраняются, но исчезает обычай захоронения лошадей. На третьем этапе в III-I вв. до н.э. сохраняются прежние устройства и форма курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды с уплощенным дном.

Одним из замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык, находящийся в 50 км восточнее г. Алма-Аты, в предгорьях Заилийского Алатау, относящийся к современным археологическим памятникам. Человек, который был погребен в кургане Иссык, занимал в сакском обществе высокое положение, он был вождем – «царем». В данном захоронении человек лежал головой на запад, в полном парадном облачении, с оружием. По определению антропологов, умершему было около 17-18 лет. В могиле также имелись многочисленные предметы посуды и украшений: глиняный кувшин, серебряная ложка с изогнутой ручкой, конец которой был сделан в виде головы цапли, миниатюрная серебряная чашечка с двумя строками надписи из 26 знаков, позолоченные чаши, стрелы, магические талисманы и т.д.

Высокого развития у сакских племен, достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработкой в частности, с литьём бронзы, железа.

Что касается более современных открытий, то в 2009 году недалеко от Темиртау Карагандинские археологи обнаружили курганы с неразграбленными погребениями – сакского воина и мальчика. Предположительно, уникальным находкам около двух с половиной тысяч лет [3, с. 1].

Также в Карагандинской области археологи обнаружили погребение сакской принцессы. В могильнике были обнаружены - золотая гривна, золотые серьги с бирюзой, бронзовое зеркало в кожаной сумочке, флакончики из-под краски. По словам заместителя директора института археологии имени А.Х. Маргулана Армана Бейсенова, уникальность погребения в том, что впервые археологи встретили глинобитный купол в могильниках сакской эпохи. Захоронение, найденное археологами, оказалось не разграбленным. Возраст кургана - 7-6 век до нашей эры [2, с. 2].

Сейчас археологам предстоит тщательно изучить все находки. По этим фактам ученые уже могут сделать вывод, что 3 тыс. лет назад на территории Центрального Казахстана мастера наладили целое производство ювелирных изделий. Подвески, найденные в могильнике Акбейит, идентичны с находками, найденными в других курганах сакской эпохи.

Племена усуней, которые наследовали земли саков тиграхауда, пришли в Семиречье из глубин Центральной Азии. На территории Семиречья раскопаны десятки современных курганов усуней, исследованы их поселения. Могильники усуней располагались в предгорьях, горных долинах, на берегах рек. Большинство курганов имеют диаметр 6-20 и высоту 0,5-1,5 метров, состоят из земляных, каменных либо каменно-земляных насыпей. В могильниках этих курганов археологи находят большое количество украшений из золота – бляшек от одежды, золотые серьги, бронзовые зеркала, деревянные шкатулки.

Ранняя группа могильников относится к III-II вв. до н.э. Это могильники Капчагай III, Утеген III, Кзыл-Эспе, Кзыл-Ауз III и Кзыл-Кайнар. Для них характерна строгая планировка «цепочками» с севера на юг по 5-6 курганов в каждой. Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое, в предгорьях Киргизского Алатау.

В районах, где  проживали кангюи  во II в. до н.э. – IV в. н. э., археологи выявили большую группу памятников и отнесли их к археологическим культурам – каунчинской и отрарско-каратауской.

Наиболее хорошо изученным памятником каунчинской культуры является поселение Актобе, неподалеку от Чардары, расположенное на правом берегу Сырдарьи.

Поселения кангюев обычно окружены курганными могильниками Шаушукумскими, Жаман-Тогай, Торебай-Тумсык. Захоронения совершались в катакомбах с дромосом, перпендикулярным и в длину оси. В могилах находились парные и единичные захоронения, по одному-два и более сосудов, бусы, железные пряжки, сурьматши (приборы для краски бровей).

Одним из крупных центров концентрации памятников отрарско-каратауской культуры являлся Отрарский оазис. Кангюи умели выплавлять железо, делать из него предметы обихода. Найдены круглые крицы – заготовки железа, из которых кузнецы выковывали серпы, ножи, наконечники стрел.

Из кости изготавливались накладки для сложносоставных луков, ручки ножей, булавки, застёжки, различного рода амулеты. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы, бусы – из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла.

Обнаружены интересные археологические материалы, относящиеся к кангюям. Недалеко от городища Культобе найдено погребальное сооружение Кылышжар, состоящее из трёх курганов восточной группы могильника. В первом кургане найдено коллективное погребение, там обнаружены кости трех человек: два погребения в виде массы костей, а один лежал в анатомическом порядке. К последнему в качестве погребального инвентаря относили два керамических сосуда, имеющих кухонное назначение, также бытовой железный нож с роговой ручкой, железные пряжки с бегающим язычком [1, с. 1].

Во втором кургане вскрыто захоронение мужчины и женщины. Был обнаружен и погребальный инвентарь: у мужчины в изголовье - керамический кувшин, у его правой бедренной кости - железный кинжал красного цвета, а в районе пояса - железная пряжка. Рядом с женским костяком - два керамических сосуда кухонного назначения.

Наконец, в третьем кургане обнаружено одиночное погребение воина с полным комплектом клинкового оружия и вещевым инвентарём.

Весь археологический материал свидетельствует о том, что это были древние насельники государства Кангюй, которое существовало в Южном Казахстане во II в. до н. э. – IV в. н. э.

Гунны – кочевой народ, сложившийся во II в. до н. э. – IV в. н. э. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Они имели достаточно развитую материальную культуру и навыки военного дела, стенобитную технику. Основными типами жилищ у хуннов была юрта. Другой тип жилья - большая повозка, запряженная быками и верблюдами.

Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек. Сооружались они на местах кочевий и обычно состояли из небольших курганов. Наиболее выдающиеся памятники гуннского зодчества – мавзолеи типа «дын»: Козы-Корпеш, Баян Сулу, Домбауыл, Теке. В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие,  лебедь охранял домашний очаг [3, с. 325].

Согласно археологическим источникам, искусство гуннов тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль). В III-II вв. до нашей эры на смену «звериному стилю» приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом.

Символами духа предков у хуннов были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца.

Главным божеством был Тенгри-хан. В качестве оберегов гунны носили на себе золотые и серебряные изображения фантастических животных (драконов). У гуннов были  идолы (литые из серебра). Существовали специальные служители культа: жрецы, колдуны, чародеи и знахари, которые призывали силы земли. Для гуннов было характерно обожествление солнца, луны, огня, воды; почитание «богов дорог». Священным деревьям и почитаемым богам жертвовали лошадей, кровь которых проливалась вокруг дерева, а голову и шкуру жертвенного животного вешали на сучья. Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему. Культура гуннов явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы.

Несомненно, древняя история Казахстана – история не только материальных, но и духовных достижений, по праву занявшая высокое место в человеческой цивилизации, о чем свидетельствуют многие современные археологические источники. Культура древнего Казахстана внесла огромный вклад в формирование обычаев, традиций и развитие искусства, оставив будущему поколению бессмертное культурное наследие и традиции, археологические памятники и сооружения.

group-global.org

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА. СОВРЕМЕННЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Авторы: Шабденова К.Ж.

Культура – это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Культура бывает материальной и духовной.

К материальной культуре относятся: города, памятники архитектуры, предметы быта, одежда, народно-прикладное творчество, а к духовной – устное народное творчество, произведения литературы, музыка, поэзия, религия.

Самый древний период истории – каменный век – получил свое название по первым орудиям труда, которые сделал человек. Существует следующая система периодизации каменного века: палеолит, который в свою очередь делится на нижний или ранний; средний (мустье) и верхний (поздний) палеолит; мезолит и неолит.

На рубеже первой — второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях произошло важное событие – была изобретена технология получения бронзы. Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раскопок, могильника у с. Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири).

Сейчас большинство исследователей делят время существования культуры бронзы на три периода: ранняя бронза – XVIII- XVI вв. до н. э; средняя – XV-XII вв. до н. э; поздняя – XII - начало VIII вв. до н.э. Эти периоды по наименованию первых обследованных памятников получили названия федоровский, алакульский, замараевский.

Одним из основных и крупных районов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены и обследованы многочисленные поселения, могильники, древние рудники, жертвенные места и наскальные рисунки – петроглифы. Для андроновской культуры Центрального Казахстана, характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня.

Ранний этап – нуринский – характеризуется преобладанием в погребальном обряде кремации (трупосожжения). Могильники, небольшие по размерам, состоят из земляных насыпей, вокруг которых сооружались круглые или прямоугольные оградки из каменных  плит.

Керамика представлена горшками, украшенными орнаментом, состоящим из сочетаний треугольников и меадров, параллельных вдавлений. Найдены бронзовые круглые зеркала, бронзовые бусы.

Наиболее известные и исследованные могильники этого периода Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие, Ельшибек, Бельасар. Большая группа могильников и поселений находятся в долине р. Атасу.

Поселения имеют своебразную планировку: жилища, их бывает от 10 до 80, располагаются по кругу, в центре которого находится загон для скота. На поселениях и в могильниках при раскопках найдено большое количество бронзовых орудий, оружия, украшений.

Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой культуры - бегазы-дандыбаевской. Для нее характерно, с одной стороны сохранение андроновских традиций, а с другой – появление новых элементов: особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм глиняной посуды. Наряду со скорченным трупоположением встречаются трупоположения вытянутые на спине.

В могилах, погребенные ориентированы головой на запад, или на юго-запад. Это объясняется тем, что в представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, ориентация на запад приравнивалась к ориентации на бога, обладающего связью с потусторонним миром.

Умерших андроновцы хоронили в скорченном виде. Есть несколько вариантов объяснения, один из них – боязнь покойника, поэтому связывание его веревками в позе сна; второй вариант – предположение, что это поза младенца в утробе матери-земли. Помимо этого, археологи иногда находят остатки парных захоронений мужчин и женщин.

Религия во многом определила и развитие искусства. Своеобразны наскальные рисунки эпохи бронзы: на покрытых черной глиняной корочкой гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Это ценнейший источник информаций о духовной культуре человека, его мировоззрении. Территория Казахстана – одна из наиболее богатых по числу и разнообразию наскальных рисунков – петроглифов. Замечательные по своему богатству рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры. Ученые отнесли к периоду бронзы ряд рисунков, сюжетов и композиций. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев – дикий бык «тур» с гнутыми, вытянутыми вперёд рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами [1, с. 28].

Важнейшим источником по истории сакских племён, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники – могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей.

На территории Центрального Казахстана сложилась Тасмолинская культура, которая одноименно названа по обследованным урочищам Тасмолы учеными А.Х. Маргуланом, М.К. Кадырбаевым [2, с. 113]. В развитии Тасмолинской культуры выделяют три этапа. Первый охватывает VII-VI вв.до н.э, к нему относятся могильники Тасмола, Карамурун, Нурмамбет. Курганы имеют земляные или земляные, смешанные с камнем, насыпи. На втором этапе в V-III вв. до н.э. традиции в погребальном обряде сохраняются, но исчезает обычай захоронения лошадей. На третьем этапе в III-I вв. до н.э. сохраняются прежние устройства и форма курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды с уплощенным дном.

Одним из замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык, находящийся в 50 км восточнее г. Алма-Аты, в предгорьях Заилийского Алатау, относящийся к современным археологическим памятникам. Человек, который был погребен в кургане Иссык, занимал в сакском обществе высокое положение, он был вождем – «царем». В данном захоронении человек лежал головой на запад, в полном парадном облачении, с оружием. По определению антропологов, умершему было около 17-18 лет. В могиле также имелись многочисленные предметы посуды и украшений: глиняный кувшин, серебряная ложка с изогнутой ручкой, конец которой был сделан в виде головы цапли, миниатюрная серебряная чашечка с двумя строками надписи из 26 знаков, позолоченные чаши, стрелы, магические талисманы и т.д.

Высокого развития у сакских племен, достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработкой в частности, с литьём бронзы, железа.

Что касается более современных открытий, то в 2009 году недалеко от Темиртау Карагандинские археологи обнаружили курганы с неразграбленными погребениями – сакского воина и мальчика. Предположительно, уникальным находкам около двух с половиной тысяч лет [3, с. 1].

Также в Карагандинской области археологи обнаружили погребение сакской принцессы. В могильнике были обнаружены - золотая гривна, золотые серьги с бирюзой, бронзовое зеркало в кожаной сумочке, флакончики из-под краски. По словам заместителя директора института археологии имени А.Х. Маргулана Армана Бейсенова, уникальность погребения в том, что впервые археологи встретили глинобитный купол в могильниках сакской эпохи. Захоронение, найденное археологами, оказалось не разграбленным. Возраст кургана - 7-6 век до нашей эры [2, с. 2].

Сейчас археологам предстоит тщательно изучить все находки. По этим фактам ученые уже могут сделать вывод, что 3 тыс. лет назад на территории Центрального Казахстана мастера наладили целое производство ювелирных изделий. Подвески, найденные в могильнике Акбейит, идентичны с находками, найденными в других курганах сакской эпохи.

Племена усуней, которые наследовали земли саков тиграхауда, пришли в Семиречье из глубин Центральной Азии. На территории Семиречья раскопаны десятки современных курганов усуней, исследованы их поселения. Могильники усуней располагались в предгорьях, горных долинах, на берегах рек. Большинство курганов имеют диаметр 6-20 и высоту 0,5-1,5 метров, состоят из земляных, каменных либо каменно-земляных насыпей. В могильниках этих курганов археологи находят большое количество украшений из золота – бляшек от одежды, золотые серьги, бронзовые зеркала, деревянные шкатулки.

Ранняя группа могильников относится к III-II вв. до н.э. Это могильники Капчагай III, Утеген III, Кзыл-Эспе, Кзыл-Ауз III и Кзыл-Кайнар. Для них характерна строгая планировка «цепочками» с севера на юг по 5-6 курганов в каждой. Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое, в предгорьях Киргизского Алатау.

В районах, где  проживали кангюи  во II в. до н.э. – IV в. н. э., археологи выявили большую группу памятников и отнесли их к археологическим культурам – каунчинской и отрарско-каратауской.

Наиболее хорошо изученным памятником каунчинской культуры является поселение Актобе, неподалеку от Чардары, расположенное на правом берегу Сырдарьи.

Поселения кангюев обычно окружены курганными могильниками Шаушукумскими, Жаман-Тогай, Торебай-Тумсык. Захоронения совершались в катакомбах с дромосом, перпендикулярным и в длину оси. В могилах находились парные и единичные захоронения, по одному-два и более сосудов, бусы, железные пряжки, сурьматши (приборы для краски бровей).

Одним из крупных центров концентрации памятников отрарско-каратауской культуры являлся Отрарский оазис. Кангюи умели выплавлять железо, делать из него предметы обихода. Найдены круглые крицы – заготовки железа, из которых кузнецы выковывали серпы, ножи, наконечники стрел.

Из кости изготавливались накладки для сложносоставных луков, ручки ножей, булавки, застёжки, различного рода амулеты. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы, бусы – из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла.

Обнаружены интересные археологические материалы, относящиеся к кангюям. Недалеко от городища Культобе найдено погребальное сооружение Кылышжар, состоящее из трёх курганов восточной группы могильника. В первом кургане найдено коллективное погребение, там обнаружены кости трех человек: два погребения в виде массы костей, а один лежал в анатомическом порядке. К последнему в качестве погребального инвентаря относили два керамических сосуда, имеющих кухонное назначение, также бытовой железный нож с роговой ручкой, железные пряжки с бегающим язычком [1, с. 1].

Во втором кургане вскрыто захоронение мужчины и женщины. Был обнаружен и погребальный инвентарь: у мужчины в изголовье - керамический кувшин, у его правой бедренной кости - железный кинжал красного цвета, а в районе пояса - железная пряжка. Рядом с женским костяком - два керамических сосуда кухонного назначения.

Наконец, в третьем кургане обнаружено одиночное погребение воина с полным комплектом клинкового оружия и вещевым инвентарём.

Весь археологический материал свидетельствует о том, что это были древние насельники государства Кангюй, которое существовало в Южном Казахстане во II в. до н. э. – IV в. н. э.

Гунны – кочевой народ, сложившийся во II в. до н. э. – IV в. н. э. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Они имели достаточно развитую материальную культуру и навыки военного дела, стенобитную технику. Основными типами жилищ у хуннов была юрта. Другой тип жилья - большая повозка, запряженная быками и верблюдами.

Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек. Сооружались они на местах кочевий и обычно состояли из небольших курганов. Наиболее выдающиеся памятники гуннского зодчества – мавзолеи типа «дын»: Козы-Корпеш, Баян Сулу, Домбауыл, Теке. В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие,  лебедь охранял домашний очаг [3, с. 325].

Согласно археологическим источникам, искусство гуннов тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль). В III-II вв. до нашей эры на смену «звериному стилю» приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом.

Символами духа предков у хуннов были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца.

Главным божеством был Тенгри-хан. В качестве оберегов гунны носили на себе золотые и серебряные изображения фантастических животных (драконов). У гуннов были  идолы (литые из серебра). Существовали специальные служители культа: жрецы, колдуны, чародеи и знахари, которые призывали силы земли. Для гуннов было характерно обожествление солнца, луны, огня, воды; почитание «богов дорог». Священным деревьям и почитаемым богам жертвовали лошадей, кровь которых проливалась вокруг дерева, а голову и шкуру жертвенного животного вешали на сучья. Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему. Культура гуннов явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы.

Несомненно, древняя история Казахстана – история не только материальных, но и духовных достижений, по праву занявшая высокое место в человеческой цивилизации, о чем свидетельствуют многие современные археологические источники. Культура древнего Казахстана внесла огромный вклад в формирование обычаев, традиций и развитие искусства, оставив будущему поколению бессмертное культурное наследие и традиции, археологические памятники и сооружения.

group-global.org

Культура древнего Казахстана: обычаи, верования

Культура древнего Казахстана: религиозные верования

Истоки традиций и верований современных казахстанцев коренятся в тысячелетней истории края. Археологи и историки по артефактам, найденным в курганах, на местах стоянок и древних городов, установили, что древний Казахстан был местом расселения племен саков (скифов), гуннов, сарматов. Оставили здесь свои следы уйгурские племена и племена кангюев.

Археологические исследования позволили установить, что все племена вели приблизительно одинаковый образ жизни, имели общий уклад и верования.

Разберемся, во что же они верили? Культура кочевников, как и их жизнь, тесно связана с природой. Первые религиозные системы имели языческий характер. Пантеистическое мировоззрение проявлялось в обожествлении сил природы, поклонении им.

История древнего Казахстана предоставляет интересные факты динамики развития космогонических взглядов древних племен, заселивших эту территорию:

  • Культ Солнца, обожествление сил природы.

Жизнь древнего человека всецело зависела от Солнца. Солярность верований есть у многих народов. Это проявление культурной памяти о ледниковом периоде и спасении, которое принесли солнечные лучи первобытным людям, дав им тепло и пищу.

Кочевники верили, что Солнце находится в центре Вселенной, оно источник жизни и власти. В урочище Тамгалы, на скалах, обнаружены солярные символы, которые изображали божеств — мироустроителей. Над ними светило Солнце — главное божество.

Древние люди, жившие на территории Казахстана, верили в могущество сил природы. Они обожествляли грозу, дождь, ветер. С развитием анималистических представлений естественно, что кочевники ассоциировали Солнце с конем, гром — с кабаном и т. д.

Культура древнего Казахстана свидетельствует о том, что племена, жившие на этой земле, исповедовали митраизм. Это более поздние культурные верования, возникшие в последние века до нашей эры. Религиозный культ Митры имел индоиранское происхождение, но по сути своей был близок кочевым племенам.

Митра — солнечный князь, источник жизни. Он сотворил мир. Согласно «Авесте», он выезжал на 4-х конях. Это были боги Сурья (Солнце), Яма (владыка преисподней, бог перерождения), Агни (бог огня и домашнего очага), Индра (громовержец, покровитель духов).

Символ крылатых коней был изображен на шапке иссыкского хана. Такая колесница воплощала представления древних народов, населявших Казахстан, о космосе. Митрические боги олицетворяли порядок организации мира: четыре стороны света, четыре важнейшие природные стихии.

В культуре Казахстана символ культа Митры — знак четырех перекрещенных золотых стрел, которыми украшали головные уборы воинов и вождей.

С соляными мифами тесно связан культ огня, обычаи и ритуалы, которые дошли до наших времен. Происхождение огня тесно связывалось с солнечной энергией. Ее считали жизнеобразующей, созидающей. Ему приписывали магические свойства очищения и защиты от нечистой силы, покровительства.

Археологи в Семиречье обнаружили храмы огня, где приносились жертвы этому божеству. В византийских хрониках зафиксирован такой факт: каган Дизабул приказал провести между двумя зажженными факелами посла Византии и только после этого принял его.

  • Культ вождя и воина.

С солярным культом тесно связан возникший в период формирования племенного строя культ царя, вождя. Кочевники были воинами, поэтому для них естественна антропоморфизация сил природы и отождествление с ними полководцев.

В Иссыкском кургане найдена одежда, регалии и оружие, которые принадлежали вождю союза племен. На них изображены солярные символы. Это свидетельствовало о том, что царь считался солнечным божеством, «золотым человеком». Солярный символ был обязательным знаком отличия на головных уборах ханов.

Это древнейшая система религиозных верований, которой следовали жители древнего Казахстана. Согласно ей, главным божеством был Тенгри. Его называли Небесным Духом или Создателем Мира. Он ассоциировался с небом. Все в мире подчинялось его власти. Это верховное божество управляло силами природы, людьми, духами.

По древним представлениям, до появления Тенгри мир был погружен в хаос. Он представлял собой Океан, в глубинах которого появился свет. На вершине луча было Мировое Яйцо, в котором покоился Тенгри. Его пробуждение сопровождалось формированием космоса, его иерархии.

Создатель разбил яйцо и из его верхушки сделал Небесный свод — жилище богов, из основания — мир людей, а среднее пространство стало обиталищем сил природы и стихий. Так в мировоззрении и мифологии кочевников воплотилась мифологема Мирового Дерева, которая есть во всех мифосистемах мира. Это триединство представлено и в казахском головном уборе, где верхушка — это мир богов, средина — мир духов, а низ — жизнь обычных людей.

Тенгри создал и небесные светила: его правый глаз стал Солнцем, левый — Луной. Между землей и небом он поставил Посох — Полярную звезду. Испустив вздох, он создал ветер и облака.

Женское начало мира воплотилось в богине Умай. Она стала символом женской силы, рождающей и создающей. Ее еще называют священной Водой-Землей. Умай и Тенгри оживили землю и заселили ее людьми. Из стопы Великой Богини родилась От-Ана. Это покровительница домашнего очага у казахов.

  • Буддизм, ислам, манихейство и христианство.

Проявления этих религиозных систем в культуре древних казахов связано с Великим шелковым путем, по которому в Казахстан проникали не только товары, но и книги. В большие торговые города Казахстана приходили мудрецы и странники, они создавали общины, монастыри, школы, в которых распространяли идеи буддизма и ислама.

Неподалеку от древнего торгового пункта Великого шелкового пути Испиджаба найден буддистский монастырь. Памятники буддизма обнаружены при раскопках городища Суяб, а во время археологических раскопок в Таразе найдены рудименты христианского храма.

Юг Казахстана и Семиречье в IX столетии приняли ислам. Христианские церкви были превращены в мечети. Население Казахстана приняло такие изменения спокойно. А все потому, что ислам был очень близок религиозным представлениям и верованиям, которые сложились на этой территории.

Мировоззрение казахов-кочевников отображало единство человека и природы, что близко концептам исламизма. Впрочем, ислам, как отмечают ученые, на территории Казахстана имел бытовой характер и скорее представлял собой совпадение религиозных догм с убеждениями кочевников, их верой в силы природы, фаталистическим восприятием мира.

Культура древнего Казахстана характеризуется религиозным синкретизмом и многообразием. В ней органически сочетались культы, в основе которых были тенгрианство и зороастризм, вера в бога Митру и шаманизм, буддизм, манихейство и несторианство. Благодаря этому культура Казахстана была многоликой и разнообразной.

Читайте также: Материальная культура казахов в ХV–XVIII веках

Древний Казахстан: обычаи

С культами, которые утвердились в мировоззренческой культуре древних казахов-кочевников, были связаны многие обряды и традиции, рудименты которых встречаются и в современных ритуалах.

Рассмотрим основные культовые обряды и обычаи, характерные для племен, населявших древний Казахстан:

  • Обряды почитания огня.

Древние люди верили в защитную и очищающую силу огня. Это отображалось в таких традициях и ритуальных действиях:

  1. При перекочевке с зимовки на высокогорные пастбища кочевники разводили два огромных костра, между которыми проходили люди и скот. Таким образом, место очищалось от влияния злых духов.
  2. Невеста, которая приходила в жилище мужа, обязана была поклониться очагу.
  3. Мать жениха перед приходом новой хозяйки приносила огню — богиням Умай и От-Ана жертву — лила масло. Сейчас сохранились элементы этого обряда: невестка, вступая в жилище мужа, приносит жертву, поливая маслом домашний очаг.
  4. Брачное ложе молодых супругов очищали огнем: обходили вокруг с зажженными палками, чтобы избежать сглаза и влияния злых сил.
  5. Когда рождается ребенок, ярко разводят огнище, с факелом обходят жилище.
  6. Огнем очищали колыбель младенца.
  7. Первые сорок дней жизни новорожденного возле его колыбели горела свеча или лампадка. Считалось, что огонь защитит малыша от нечистой силы и болезней.
  8. Когда человек заболевал, дом очищали огнем.

  • Культ предков и обряд захоронений.

Курганы и могильники — кладезь информации о верованиях, обычаях и традициях племен, живших на территории Казахстана в древние времена. Кочевники особенно почитали предков. Считалось, что после смерти человек переходит в мир духов. Тогда силы природы уже не властны над ним. Его бытие в мире духов зависело от того, как его поминали живые, как почитали, какие жертвоприношения делали.

Кочевники-казахи верили в силу предков, которые становились на защиту рода, помогали ему и оберегали от напастей и уничтожения.

Вот что поведали историкам, этнографам и культурологам древние курганы:

  1. Могильные захоронения располагались вблизи каждой зимней стоянки казахов-кочевников. В их построении и расположении отобразился солярный миф. Есть захоронения «с усами» — лучами, как у солнца.
  2. О могилах заботились, за ними ухаживали и регулярно приносили жертвы — откормленного жирного барана, лошадей, верблюдов, быков. Это должны были быть обязательно самцы с особыми отметинами. В качестве жертвоприношения пекли лепешки.
  3. Умерших хоронили в яме или каменном ящике. В захоронение клали лучшие вещи покойного, его коня, оружие (Берельский могильник, Чиликтинский курган, могильник Бесшатыр). Женщинам клали одежду, украшения, жрецам и вождям — посохи, мечи и стрелы.
  4. На могилах давали клятвы и присяги. Путник, которого в дороге застала ночь, устраивался на ночевку вблизи курганов. Считалось, что здесь никто не нападет на него, поскольку его защитят духи умерших, да и злодеи не решатся нарушить покой умерших.
  5. У духов покойных просили благословения и напутствия при решении важнейших дел или перед началом долгого пути.
  6. К могилам особо почитаемых и могущественных аруахов ездили для поклонения. Паломничество имело особое значение. К могилам святых ходили, чтобы набрать силы и мудрости, решиться на свершения, накануне и после великих битв.

Сегодня казахстанцы совершают хаджи к святым местам — к мавзолею Ходжа Ахмета Яссауи и могиле его дочери Гаухар, посещают пещеру Чапак-ата. Женщины отправляются на поклонение к могиле Домалак — жене батыра Байдабека, к его могиле и захоронению Арыстан баб ездят мужчины. Культ предков отобразился в принципе «жеті ата» — семи предков.

Традиции и обряды, которые дошли до нашего времени, — это отображение представлений кочевых народов, населявших древний Казахстан, о мироустройстве, его законах и принципах. Для них характерно анимистическое восприятие окружающего мира, вера в одушевление сил природы, покровительство духов, защитную функцию огня.

Ритуалы и обычаи отображают синкретизм верований, свойственный древнему и современному Казахстану.

carmo-pvl.kz

Раздел третий. КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ КОЧЕВНИКОВ КАЗАХСТАНА. Глава 7. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА. § 30. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА. — bibliotekar.kz

 Раздел третий

КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ КОЧЕВНИКОВ КАЗАХСТАНА

Глава 7

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

 

§ 30. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА

Подумайте, как можно озаглавить каждый пункт параграфа.

1. Древнегреческий писатель, историк Ксенофонт, проживший долгое время при персидском дворе, приводит интересный случай, позволяющий судить о методах воспитания молодежи у саков: «Персидский царь устроил конные ристалища (состязания) для всадников, представлявших разные народы. Длина беговой дорожки была определена в пять стадиев (около одного километра). Когда начались скачки, то какойто молодой сак вырвался вперед и достиг финиша, оставив всех остальных всадников почти на половине дорожки. Персидский царь предложил саку царство в обмен на коня, но тот отказался, заявив, что отдал бы коня лишь в обмен на благодарность храброго человека». Саки были мирным народом. Древнегреческий географ Страбон с уважением писал о саках, что «все они прямодушны и верны договорам».

 

Серебряная чаша, найденная в Иссыкском кургане.

На чаше 26 письменных знаков.

 

В среде кочевников высокого развития достигло искусство. К примеру, у кангюев были развиты песенное и танцевальное искусство, уйсуны достиг ли высокого мастерства в изготовлении прекрасных керамических сосудов. По предположению ученых, гунны знали письменность. Известны рельефные надписи саков на серебряных чашах. 

 

Гуманный образ жизни и стройная система административного управления кочевников привлекали просвещенных китайцев. Китайские правители опасались не только набегов гуннов, но и уходов образованных китайцев в Степь.

 

2. Археологи изучили зимние жилища гуннов. Выяснилось, что у них была уникальная система отопления: дымоход очага, проложенный горизонтально у стены, обогревал весь дом. Над дымоходом устраивались лежаки.

 

Золотые украшения: свернувшийся барс,

голова тигра. Иссыкский курган.

 

Кочевники изобрели вещи, которые входят ныне в обиход многих народов мира. Та кой вид одежды, как штаны, без которых со временному человеку невозможно представить мужчин, изобретены кочевниками еще в древности. Стремена, первая кочевая повозка появились тоже у кочевников. Кочевниками была изобретена изогнутая сабля, вытеснившая тяжелый прямой меч. Наконец, само жилище кочевников – юрта, – наиболее приспособленное и совершенное жилище при длительных передвижениях, путешествиях.

 

«Сакские воины». Картина А. Дузельханова.

 

Искусство «звериного стиля» сложилось в VI –VII вв. до н.э.

 

3. Историк Александра Македонского Арриан описал особенность воинских доспехов кочевников: «Сами скифы (дахи) и лошади их были тщательно защищены броней». Это подтверждает и Геродот: «Лошадям на грудь они надевают медные панцири». Появление конных воинов в тяжелых пластинчатых доспехах на защищенных броней конях подтверждено археологическими находками. К примеру, на городище Чирик-Рабат обнаружены железные доспехи сакского воина. Интересно, что такие доспехи в Европе появились только в средние века.

 

Оставленные древними жителями могильники, укрепленные городища и поселения характеризуют жизнь скотоводческих и земледельческих племен. В искусстве саков появляется своеобразная изобрази тельная форма, называемая «звериным стилем». Этот стиль сложился в VIII–VII вв. до н.э. 

 

Изделия, сделанные в «зверином стиле», находят на территории Средней Азии, Казахстана, Сибири, ЮгоВосточной Европы. «Звериный стиль» характеризуется двумя особенностями: 1) изображаются об разы зверей и животных; 2) зверей изображают в движении. Мотивы звериного стиля постепенно стали традицией. 

 

Медные и серебряные монеты.

 

Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VIII– V вв. до н.э., получает развитие полихромный стиль. Кочевники умели инкрустировать предметы, то есть вставлять в них цветные драгоценные и полудрагоценные камни. Также украшали предметы зернью. В III–V веках полихромный стиль достиг своего расцвета. 

 

4. Через территорию Казахстана про ходил Великий Шелковый путь. Он начинался в Китае и заканчивался в Риме. Геродот описал одно из направлений Вели кого Шелкового пути. Путь шел из Причерноморья до Дона, оттуда – на земли сарматов, в Приуралье, а затем дальше к Иртышу и на Алтай. Геродот перечисляет племена, жившие в данных регионах, – сарматы, исседоны, аргиппеи, аримаспы.

 

В VI–III вв. до н.э. древние жители Казахстана состояли в торговообменных связях с Китаем, Индией, Персией. Об этом свидетельствуют найденные в погребениях сакской знати китайские зеркала, изделия из Персии (Ирана).

 

Великий Шелковый путь.

 

Великий Шелковый путь проходил через земли уйсунов и кангюев. По мнению ученых, регулярное сообщение через Великий Шелковый путь началось во II в. до н.э. 

 

Кочевники Казахстана находились на стыке Европы и Азии, их земли были мостом, соединяющим различные страны. На окраинах Степи существовали пограничные зоны, где осуществлялся контакт земледельческих и кочевых цивилизаций. Основным товаром, в котором нуждались многие народы, был шелк. Им одаривали правителей и послов, во многих странах его выдавали вместо жалованья воинам. Шелковые платья были легкими и удобными по сравнению с шерстяными. Шелк умели делать только в Китае. По этому во всех странах Европы с нетерпением ждали караваны из Китая. Купцы многих стран, желавших приобрести этот дорогой товар, побывали в казахстанских степях. Они везли товары, производимые в своих странах. Так в Степь по падали римское стекло и монеты, китайские фарфоровая посуда, зеркала и шелк, европейские за стежки, иранские резные перстни с драгоценны ми камнями.

 

1. Расскажите о достижениях кочевников в материальной и духовной культуре, их вкладе в общечеловеческую историю.

2. Что вы знаете о «полихромном стиле»? Сравните его со «звериным стилем».

3. Перечислите вещи, изобретенные кочевниками.

4. Составьте рассказ о Великом Шелковом пути.

5. Что можно сказать на основании карты Великого Шелкового пути?

6. Какие товары везли через территорию Казахстана?

bibliotekar.kz

«Культура древнего Казахстана» - история, презентации

О казахской культуре и национальных традициях

По традиции гостя угощают национальными казахскими блюдами за дастарханом (накрытым столом) и конечно же, в юрте.

Юрта – один из самых совершенных видов переносного жилища. Это удобный и практичный дом, идеально приспособленный к условиям природы и образу жизни – одно из величайших изобретений Евразийских кочевников.

Она легко разбирается (говорят, что казахская женщина может сделать это за полчаса) и перевозится лошадьми или верблюдами. Юрта состоит из трех основных элементов: складного решетчатого основания «кереге», шестов, поддерживающих купол «уык» и круглой вершины купола «шанырак». Еще в древности тюрков называли самым искусным народом в изготовлении войлока. Казахи применяют его для покрытия и внутреннего убранства юрты, а также для изготовления ковров, одежды, обуви. Казахи живут в мире орнаментов, свои юрты они богато украшают коврами и разноцветной вышивкой.

Предметы быта – упряжь, войлочные ковры-текеметы, изделия из дерева, кости и металла – все щедро украшается. Богатой вышивкой покрываются головные уборы, одежда, сумки и попоны. Из дерева мастера изготавливают чаши и черпаки для кумыса (напитка из молока кобылицы) и покрывают их искусной резьбой. Кровати и сундуки украшаются рогом архара и горного козла. Из кожи изготавливают плети, пояса, упряжь и фляги (торсыки) для воды и кумыса. Казахские мастера весьма искусны и в ювелирном деле.

Степные зергеры (ювелиры) предпочитают работать с благородным белым серебром. Вам наверняка понравятся казахские серьги в виде колокольчиков, полумесяцев, со множеством подвесок, оригинальные браслеты-блезики и традиционные комплекты из трех перстней, соединенных с браслетом тонкими цепочками.

Национальная одежда казахов варьируется в зависимости от региона. Чапан это мужская одежда вроде халата с поясом, сделанная из бархата и украшенная вышивкой.

Мужчины носят также мягкие тюбетейки, высокие фетровые колпаки или охотничьи шапки-ушанки из лисьего меха (малакай). Женский национальный костюм состоит из белого хлопкового или цветного шелкового платья и вышитого бархатного жилета, шапочки или шелкового платка.

Пожилые замужние женщины покрывают голову кимешеком – белой накидкой, оставляющей лицо открытым. Невесты одевают высокую, остроконечную, богато украшенную шапку саукеле с пучком перьев на макушке.

Музыка и музыкальные инструменты. Казахи высоко ценят искусство красноречия и почитают своих акынов – поэтов-импровизатров,  выступающих на публичных состязаниях (айтысах) под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов: двуструнной домбры и смычкового инструмента кобыза.

Наурыз (Новый Год) – один из главных праздников в Центральной Азии. Он отмечается в день весеннего равноденствия, 22 марта. В этот день улицы городов и сел преображаются. Гостей встречают в праздничных юртах и угощают ритуальным блюдом "Наурыз коже", приготовленным из семи традиционных ингредиентов. Те, кто отмечают этот праздник, почти в месяц длиной, прощают друг другу долги и обиды.

Национальные игры – непременный атрибут праздника. Это казакша курес (казахская борьба), байга (скачки на большие дистанции – 25, 50 или 100 км), кокпар (всадники пытаются схватить и вырвать друг у друга козлиную тушку), кыз-куу («догони девушку»), и алты бакан (качели на шести столбах)

Просмотр содержимого документа ««Культура древнего Казахстана» »

Урок- путешествие. Тема урока: «Культура древнего Казахстана.» План. 1. Достижения кочевников. 2. Хозяйство кочевников. 3. Развитие искусства. 4. Великий Шелковый путь.

Урок- путешествие.

Тема урока:

«Культура древнего Казахстана.»

План.

1. Достижения кочевников.

2. Хозяйство кочевников.

3. Развитие искусства.

4. Великий Шелковый путь.

Задание№1. Стратегия « Кластер» Д остижения кочевников

Задание№1.

Стратегия « Кластер»

Д остижения

кочевников

Такой вид одежды, как --------, без которых современному человеку невозможно представить мужчин, изобретены кочевниками еще в древности. Первая ------- появились тоже у кочевников. Кочевниками была изобретена изогнутая-----, вытеснив- шая тяжелый прямой меч. Само жилище кочевников -----, наиболее приспособлен- ное и совершенное жилище при длительных передвижениях, путешествиях.

Такой вид одежды, как --------, без которых

современному человеку невозможно представить

мужчин, изобретены кочевниками еще в древности.

Первая ------- появились тоже у кочевников.

Кочевниками была изобретена изогнутая-----, вытеснив-

шая тяжелый прямой меч.

Само жилище кочевников -----, наиболее приспособлен-

ное и совершенное жилище при длительных

передвижениях, путешествиях.

Чирик-Рабат – древнее городище, существовавшее в IV в до н.э. – XIII в н.э.

Чирик-Рабат – древнее городище, существовавшее в IV в до н.э. – XIII в н.э.

Полихромный стиль – инкрустировать предмет, т.е. вставлять в них драгоценные камни

Полихромный стиль – инкрустировать предмет, т.е. вставлять в них драгоценные камни

ВШП – узел важнейших торгово-караванных путей, функционировавший со II в до н.э. – XV в н.э.

ВШП – узел важнейших торгово-караванных путей, функционировавший со II в до н.э. – XV в н.э.

Задание№ 5 Таблица соответствия. № Виды ремесел 1 2 № кузнечное дело 3 № производство стекла гончарное дело 1 4 изготавливаемые изделия плуг, пшеница, тяпка, просо 2 ювелирное ремесло 5 браслеты, серьги, бусы, кольца 3 обработка кости 6 булавки, костяные фигурки 4 земледелие стеклянная посуда 5 6 ножи, ножницы, оружие кувшины, чашки, миски, блюда

Задание№ 5

Таблица соответствия.

Виды ремесел

1

2

кузнечное дело

3

производство стекла

гончарное дело

1

4

изготавливаемые изделия

плуг, пшеница, тяпка, просо

2

ювелирное ремесло

5

браслеты, серьги, бусы, кольца

3

обработка кости

6

булавки, костяные фигурки

4

земледелие

стеклянная посуда

5

6

ножи, ножницы, оружие

кувшины, чашки, миски, блюда

Творческое задание. Группа №1 Упражнение «Бортовой журнал» Вопрос : Какие товары везли по ВШП? Группа №2 Составить исторический кроссворд (2-3).

Творческое задание.

Группа №1

Упражнение «Бортовой журнал»

Вопрос : Какие товары везли по ВШП?

Группа №2

Составить исторический кроссворд (2-3).

Рефлексия : Упражнение «Неоконченное предложение» Сегодня на уроке я узнал… Д/З § 28 пересказ. Составить рассказ о ВШП ВЫХОД

Рефлексия : Упражнение «Неоконченное предложение»

Сегодня на уроке я узнал…

Д/З § 28 пересказ.

Составить рассказ о ВШП

ВЫХОД

kopilkaurokov.ru


Смотрите также